Картотека игр по формированию здорового образа жизни для детей раннего возраста картотека (младшая группа) на тему. Конспект занятия с детьми группы младшего дошкольного возраста «Здоровый образ жизни Дети и представление зож 1 младшая группа

Тема: Айболит проверяет здоровье детей

Программное содержание . Начать воспитывать понимание ценности здоровья у детей, желание не болеть, укреплять весной свое здоровье витаминной пищей. Упражнять детей в различении и назывании плодов моркови, свеклы, лука-репки, лимона, апельсина, яблока. Развивать речь детей.

Материал для занятия: кукла Айболит, корзина на машине с зеленым крестом, ручное зеркало, разделочная доска, 2-3 тарелки, нож.

Ход занятия

Воспитатель. Дети, присаживайтесь на стульчики. Сейчас к нам кто-то приедет.

(В группу «приезжает» Айболит.)

Дети, кто к нам приехал? Правильно, это добрый доктор Айболит из сказки. Доктор ходит по детскому саду и проверяет здоровье детей.

Айболит . Здравствуйте, дети! Как вы себя чувствуете? Все ли здоровы? Давайте я вас посмотрю.

(Воспитатель с Айболитом обходит всех детей и дает им возможность посмотреть на себя в зеркало.)

Айболит. Посмотрите на свои румяные щечки, на веселые глазки, на прекрасную вашу улыбки. (При этом гладит детей по голове, по плечу, по ручке.)

Как я рад, что вы все здоровы, что вы не болеете. Молодцы.

Воспитатель . Дорогой доктор, наши дети каждый день, чтобы не заболеть, едят зеленый лук, который растет у нас на окошке.

Айболит. Это хорошо, это очень прекрасно. Покажите, где у вас растет зеленый лук?

(Дети с воспитателем подходят к окну.)

Воспитатель. Вот, Айболит, этот лук посадили наши ребята. А теперь мы срезаем эти зеленые листочки и едим их.

Айболит. В луке много витаминов, и лук обязательно надо есть. А это кто? (Показывает на игрушку Луковка.) Ваш лук растет, а эта Луковка тоже растет? (Нет, это игрушка.)

Воспитатель. Нет, доктор, игрушка не растет. Она неживая.

Айболит. Садитесь на стульчики, сейчас я покажу вам, что я привез. А привез я вам полезные для здоровья овощи и фрукты.

Чтобы не заболеть весной, надо есть витамины, а их много в овощах и фруктах.

Воспитатель. Доктор Айболит, наши дети знают много овощей и фруктов. Ведь к нам на занятие приходил Дедушка из сказки «Репка» и приносил угощения со своего огорода.

Айболит. Хорошо, сейчас я буду по одному доставать то, что привез, а вы будете называть.

Что это? Кто узнал морковку? Какая морковка? Какого она цвета?

Воспитатель. Видишь, Айболит, ребята знают морковку и хорошо ее едят, потому что она полезная.

(Аналогичная работа проводится со свеклой, луком, яблоком, апельсином и лимоном.)

Спасибо тебе, доктор, за заботу о здоровье наших малышей.

Айболит. Все ли хорошо запомнили, что надо есть лук, морковку, яблоки, лимоны, чтобы быть крепкими, сильными и не болеть?

Воспитатель. Дорогой Доктор, можно ли угостить наших ребят теми овощами и фруктами, которые ты привез? (Воспитатель угощает детей, спрашивая при этом, что они едят.)

Айболит. Срежьте еще на обед и зеленый лук. В нем же много витаминов. Он полезен для здоровья.

Воспитатель. Давайте, дети, подойдем к нашему огороду и срежем зеленый лучок.

Айболит. Мне уже пора уходить в другую группу. Там меня ждут другие дети. До свидания.

Воспитатель. До свидания, Айболит, приходи еще.

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни в младшей группе на тему: «Уши, носик, ротик и глаза помогают нам всегда».

Описание материала: Предлагаю Вам конспект занятия в младшей группе на тему: «Уши, носик, ротик и глаза помогают нам всегда». Данный материал будет полезен воспитателям младшей группы.

Программное содержание.
1.Познакомить детей с органами слуха, обоняния,зрения и их значение в жизни человека.
2.Формирование умения ухаживать за своими органами слуха, зрения, осязания и обоняния.
3.Формировать логическое мышление, эстетический вкус.
4.Развивать творческую фантазию, музыкальный вкус.

Демонстрационный материал.
1.Зеркало.
2.Талисман – силуэт изображения солнышко.
3.Овощи, апельсин, морковь, конфета, хлеб, лук, соленые огурцы, зубчик чеснока.
4.Ширма, бубен, барабан, бумага, 2 бокала, один с водой.

Ход занятия

Наше солнышко проснулось
Все оно нам улыбнулось
Всем здоровья пожелало.
Это наше с вами солнышко. Наш талисман. А какой у вас девиз?
Дети: ”Быть здоровыми хотим”

Воспитатель: Ой, ребята, я слышу звук. Он нас зовет. Давайте подойдем к столу и посмотрим, что нам оставили веселые колокольчики. Ой, ребята, посмотрите, что-то на столах. Дети – зеркала.)
Воспитатель: Садитесь за столы.
Воспитатель: Свет наш, зеркало, сажи да всю правду покажи.
Зеркало: Я вам покажу, берите зеркало в руки.
Воспитатель: Дети, берите зеркало. Посмотрите в него. Что вы там видите?
Дети перечисляют, нос, рот, уши, глаза.
Воспитатель: Да у нас есть глаза. Сколько у нас глаз? (дети – два) А какого они цвета. Посмотрите в зеркале. Таня, какого цвета у тебя глаза? (коричневые), Алеша (голубые) и т.д. Да, ребята, у Вани глаза голубые, у Полины глаза коричневые. Глаза бывают разного цвета и голыбые, и зеленые, и коричневые, а по другому они называются карие глаза. А зачем нам нужны глаза? (дети – чтобы смотреть).
А сейчас мы поиграем в игру:
“Что прибавилось”.
На столе стоит один мишка,одна кукла, одна машина. Потом два мишки,две куклы и одна машина.
Молодцы вы все справились,доказали, что глаза нужны чтобы смотреть. А чтобы глазки не болели, нужно делать зарядку для глаз.
Зарядка для глаз.
Глазки солнцу улыбнутся
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту
Водят взгляд туда-сюда.
Не устанут никогда
Крепко глазки закрываем
Широко их открываем.
Воспитатель: Ой, ребята, нас колокольчик опять зовет к столу подойти. И опять просит взять зеркало.
Снова зеркальце берем,что же вновь мы видим в нем?
Воспитатель: Ребята, что вы еще видите на лице? (дети – носик). Сколько у нас с вами носиков? (дети – один). А для чего нам нужны носики? (дети – чтобы дышать). Давайте это докажем. Закройте носик одной рукой,а ротик другой рукой. И попробуйте подышать. Не получается. Вот мы с вами доказали,что носик нам нужен для дыхания. А сейчас мы с вами поиграем.
Игра.
Носик, носик, угадай,
Чем же пахнет, ты узнай?(Берется чеснок, духи, апельсин, конфеты). Дети угадывают. Так, дети, для чего нам нужен нос? (дышать, ощущать запахи). А чтобы наш носик не болел, нужно делать гимнастику для носа.
Гимнастика для носа.
Глубоко вздохнем мы воздух
Ртом мы выдохнем его
Раз-вдох, два - вдох
Раз-вдох, два - вдох
Крылья носа мы погладим
Сверху, снизу разотрем
И еще разок вдохнем
Опять слышим звон колокольчика (подходим к столу).
Воспитатель: “Снова зеркальце берем, что еще мы видим в нем” (дети- рот). А зачем нам нужен рот? (дети – разговаривать, есть). А у рта, какие есть помощники? (губы, зубы, язык). Да, дети, у нас есть губы, зубы и язык… для чего нам нужны зубы((чтобы жевать). А язык (он помогает нам говорить и распознавать какую пищу мы едим). Давайте, дети, поиграем. Я вам в ротик буду класть продукты, а вы угадывать их на вкус.
Игра “Угадай на вкус”.
(апельсин, морковь, конфета, хлеб, лук, соленый огурец на зубочистках).
Что нам помогало определить эти предметы – язык.
Воспитатель: Снова слышим звон колокольчика. Подходим к столу. “Снова зеркальце берем,что еще мы видим в нем” (дети – уши). Сколько ушей? (дети – два). Для чего они нам? (дети – чтобы слышать). Подходите вы ко мне, сейчас поиграем в игру “ Чей звук”.
Игра.
(за ширмой колокольчик, бубен, барабан, шуршание бумаги, переливающаяся вода из бокала в бокал). Все правильно дети вы угадали, уши наши послушники.
А чтобы ушки наши хорошо слышали,давайте сделаем зарядку для ушей.
Мы ладошки разотрем
Смело ушки мы возьмем
Сверху вниз мы их пощиплем
Снизу вверх опять пройдем.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо справились. Ой, вы слышите, кто плачет. Пойдемте к столу. Вот ребята дед и бабка слепили Колобок. А что они забыли, что ему нужно, чтобы он смотрел на солнышко (глаза), улыбался нам с вами (рот), слышал волка, медведя (уши), чтобы дышать воздухом(рот). А давайте поможем колобку, подарим ему что? (нос, уши, рот, глаза). Дети выполняют.
Посмотрите, Колобок заулыбался и говорит на спасибо. Ребята, а наше солнышко тоже радуется за вас и еще раз говорит, вам “Будьте здоровы”, что мы ему ответим? “Спасибо!”

В самом названии программы заложена главная идея и цель: помочь ребенку вырасти крепким и здоровым, дать ребёнку понять, что здоровье – главная ценность жизни человека. Программа обеспечивает сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей посредством реализации современных и адаптированных к условиям дошкольного учреждения оздоровительных технологий. Эти технологии носят сугубо профилактический характер и направлены на поддержание эмоционально-положительного тонуса воспитанников.

Введение…………………………………………………………………………………3

Пояснительная записка…………………………………………………………………4

Цели, задачи, направления программы………………………………………………..6

Содержание программы………………………………………………………………..7

Обеспечение реализации основных направлений работы……………………….....13

Приложения……………………………………………………………………………14

Список литературы……………………………………………………………………20

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №37 Калининского района Санкт-Петербурга

Программа

по формированию здорового образа жизни у детей

в первой младшей группе

Учебно-методический материал

Составила:

Полякова Виктория Викторовна,

воспитатель II ранней группы № 2

ГБДОУ д/с №37

Санкт-Петербург

2018 год

Введение…………………………………………………………………………………………………...3

Пояснительная записка……………………………………………………………………………………4

Цели, задачи, направления программы…………………………………………………………………..6

Обеспечение реализации основных направлений работы…………………………………………….13

Приложения………………………………………………………………………………………………14

Список литературы………………………………………………………………………………………20

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы»

В.А. Сухомлинский.

Введение

Что главное в воспитании детей? Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать, у него быстрее формируются все необходимые знания и навыки. Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.

Любую педагогическую деятельность следует начинать только после того, как будет получена и проанализирована информация о состоянии здоровья и уровне физического развития дошкольников.

Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей раннего возраста, формированию привычки здорового образа жизни.

На основании вышесказанного была разработана программа, которая направлена на воспитание основ культуры здоровья и безопасности, формирования представления детей раннего возраста о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, охране здоровья и основывается на физиологических, психолого-педагогических, валеологических исследованиях.

Пояснительная записка

Виды здоровьесберегающих технологий

Актуально значимым и востребованным на современном этапе становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для индивидуального развития каждого ребенка.

Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития и, получила в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

*приобщение детей к физической культуре

*использование развивающих форм оздоровительной работы.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

*медико-профилактические;

*физкультурно-оздоровительные;

*технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

*здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

*валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель- становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий - учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка - технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ.

Технологии здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Технологии валеологического просвещения родителей – задача данных технологий - обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.

Цели, задачи, направления программы

Цель программы : создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста, формирование основ здорового образа жизни

Задачи:

  • Создание оздоровительного микроклимата, соответствующей среды, стимулирующей двигательную активность ребенка.
  • Организация консультативной помощи родителям по вопросам оздоровления детей.

Основные принципы программы

  1. Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
  2. Принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.
  3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
  4. Принцип гарантированной результативности - реализация прав и потребностей детей на получение необходимой психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их физического развития.
  5. Принцип природосообразности - определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке, его физиологических особенностей. Формирование у дошкольников стремления к здоровому образу жизни.
  6. Принцип дифференциации содержания педагогического процесса -педагогический процесс необходимо ориентировать на индивидуальные особенности каждого ребенка, темпы развития и физические возможности детей.

Ожидаемые результаты

У детей:

– оптимальное функционирование организма;

– повышение активности к неблагоприятным факторам внешней среды;

– сформированность основ здорового образа жизни, полезных привычек;

– осознание своей жизни в определенном социуме, сформированность инициативности, проявление чувства «Я»;

– защита, эмоциональный комфорт, интересное содержание в группе.

У родителей:

Знания – что, как, когда и почему надо делать с ребенком, чтобы облегчить его здоровье и полноценное развитие.

У педагогов:

Создание таких условий для развития детей раннего возраста, которые помогут им гармонично войти в мир реализовать потенциал, заложенный природой и собственной программой развития.

Объекты программы

  • Дети раннего возраста
  • Семьи детей раннего возраста

Основные направления программы

Профилактическое

  1. Обеспечение и организация благоприятного и безболезненного течения адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
  2. Организация и надлежащее выполнение санитарно-гигиенического режима.
  3. Решение оздоровительных задач всеми средствами физического воспитания.
  4. Проведение специальных, социальных и санитарных мер по профилактике распространения инфекционных заболеваний.

Организационное

  1. Организация здоровьесберегающей развивающей среды (изготовление пособий, атрибутов, создание центра вода-песок, зоны релаксации и др.)
  2. Определение показателей физического развития, двигательной активности и подготовленности, критериев здоровья детей раннего возраста методами комплексной диагностики.
  3. Изучение передового педагогического, медицинского и психолого-педагогического опыта по оздоровлению детей раннего возраста, отбор и внедрение эффективных методик и технологий.
  4. Пропаганда нетрадиционных методов оздоровления в коллективе детей, родителей.

Формы и методы оздоровления детей

Формы и методы

Обеспечение здорового ритма жизни

  • щадящий режим (адаптационный период)
  • организация микроклимата и стиля жизни группы

Физические упражнения

  1. утренняя гимнастика
  2. физкультурно-оздоровительные занятия
  3. гимнастика после сна
  4. подвижные и динамичные игры на прогулках (утренней и вечерней)
  5. профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, зрение и т.д.)

Гигиенические и водные процедуры

  1. умывание
  2. мытье рук по локоть
  3. игры с водой и песком
  4. обеспечение чистоты среды

Свето-воздушные ванны

  1. проветривание помещений сквозное
  2. сон при открытых фрамугах (в летнее время)
  3. прогулки на свежем воздухе 2 раза в день
  4. обеспечение температурного режима и чистоты воздуха

Активный отдых

  1. развлечения и праздники
  2. игры и забавы
  3. дни здоровья

Свето и цветотерапия

  1. обеспечение светового режима
  2. цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса

Музтерапия

  1. музыкальное сопровождение режимных моментов
  2. музыкальное сопровождение занятий
  3. музыкальная и театрализованная деятельность

Закаливание

  1. ходьба по «Дорожкам здоровья»
  2. хождение по дорожке со следочками
  3. игровой массаж
  4. обширное умывание
  5. дыхательная гимнастика
  6. гимнастика для глаз
  7. ходьба босиком по мокрым дорожкам

Пропаганда ЗОЖ

Организация консультаций, бесед

Модель двигательного режима детей первой младшей группы

Вид занятия

и форма двигательной активности

Особенность организации

Физкультурно-оздоровительные занятия

1.Утренняя гимнастика

2.Двигательная разминка во время перерыва между занятиями

3.Физкультминутка

4.Подвижные игры и упражнения на прогулке.

5.Хождение по массажным дорожкам в сочетании с контрастными воздушными ваннами

6.Гимнастика после дневного сна (комплекс упражнений)

Ежедневно в группе или на улице

Ежедневно

Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятия

Ежедневно, после дневного сна.

Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей

УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ В РЕЖИМЕ ДНЯ

  1. По физической культуре
  2. Самостоятельная двигательная деятельность

3 раза в неделю

Ежедневно, под руководством

воспитателя.

ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВЫЕ ЗАНЯТИЯ

1.Физкультурно-спотивные

Праздники на открытом воздухе.

2.Физкультурный досуг.

2-3 раза в год

1-2 раза в месяц

СОВМЕСТНАЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ

РАБОТА ДОУ И СЕМЬИ

1.Домашние задания

2.Участие родителей в

физкультурно-оздоровительных массовых

мероприятиях

Определяются воспитателем

Подготовка и проведение

физкультурных досугов, праздников,

посещения открытых мероприятий.

Организация двигательного режима

Формы работы

Время в режиме дня

I половина дня

Самостоятельная двигательная деятельность:

  • Игры с игрушками-каталками
  • Подвижные игры
  • Игры-хороводы
  • Игровые упражнения.

Прием детей

Ежедневно

7.00-8.00

Утренняя гимнастика

Ежедневно

8.00-8.05

Физкультминутки

Ежедневно

Образовательная деятельность по физкультуре

2 р.в нед. по 10 мин.

Прогулка.

Организация двигательной деятельности:

  • Подвижные игры
  • Игровые упражнения
  • Индивидуальная работа по развитию движений
  • Самостоятельная двигательная активность.

Ежедневно

9.30-11.20

Самостоятельная двигательная активность перед обедом

11.20-11.45

II половина дня

Гимнастика пробуждения:

  • Физические упражнения с закаливающими мероприятиями
  • Корригирующие упражнения

Ежедневно

15.00-15.15

Организация двигательной активности:

  • Подвижные игры
  • Игровые упражнения

Ежедневно

15.45-16.30

Прогулка

16.30-17.30

Организованная двигательная деятельность:

  • Игры-хороводы
  • Игровые упражнения
  • Индивидуальная работа по развитию движений.

16.00-18.00

Самостоятельная двигательная активность

18.00-19.00

Физкультурно-оздоровительные мероприятия и их вариативность

1.утренняя гимнастика.

Традиционный комплекс

Подвижные игры

Преодоление полос препятствий

2.двигательная разминка между занятиями.

Игровые упражнения

Подвижные игры на ориентировку в пространстве

Двигательные задания.

3.физкультминутки.

Упражнения для развития мелкой моторики рук

Имитационные упражнения

Общеразвивающие упражнения.

4.подвижные игры и физические упражнения.

Подвижные игры.

Спортивные упражнения

Двигательные задания, с использованием полосы препятствий

Упражнения в основных видах движений

Элементы спортивных игр.

5.Коррекционная работа с детьми.

Закаливающие процедуры

Профилактические мероприятия

Двигательные задания по усмотрению воспитателя.

6.гимнастика после дневного сна.

Разминка в постели и самомассаж

Игровые упражнения

Сюжетно-игровая гимнастика

Хождение по массажным дорожкам.

7.Образовательная деятельность по физической культуре

Традиционное

Игровое

Сюжето-игровое

Тренировочное

Ритмическая гимнастика

По интересам детей

Комплексное

Контрольно-проверочное

Тематическое

8.самостоятельная творческая деятельность детей на воздухе.

Под руководством воспитателя

10.физкультурные праздники и досуги

Игры и упражнения

Спортивные игры

Упражнения в основных видах движения

Игры-эстафеты

Музыкально-ритмические упражнения.

Перспективный план по формированию здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста

Цель: Воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Задачи:

1.Дать детям первоначальное представление о здоровом образе жизни.

2.Познакомить с особенностями строения тела человека (голова, шея, руки, ноги, туловище). Каждая часть тела выполняет определенные функции: глаза видят, руки держат, берут, выполняют упражнения, уши слышат, нос дышит и т.д.).

3.Приучать детей следить за своим внешним видом, чистотой своего тела; правильно пользоваться предметами личной гигиены. Познакомить с полезными продуктами, их значением для здоровья человека.

4.Воспитывать понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми.

Сентябрь

Тема: «Ребенок и здоровье»

Вид деятельности

Занятие

«Если ты заболел…».

Пройти небольшое расстояние с развязанными шнурками.

Экскурсия

В медицинский кабинет.

Беседа

«Как я буду заботиться о своем здоровье».

Чтение

К.Чуковский «Доктор Айболит».

Дидактические игры

«Кому что нужно?»

Сюжетно-ролевые игры

«Больница».

Октябрь

Тема: «Полезные продукты»

Занятие

«Фрукты полезны взрослым и детям».

Опытно-исследовательская деятельность

Определение продуктов по вкусу.

Беседа

«О здоровой пище».

Чтение

Ю.Тувим «Овощи».

Дидактические игры

«Чудесный мешочек».

Сюжетно-ролевые игры

«Магазин продуктов».

Ноябрь

Тема: «Личная гигиена»

Занятие

«Чтобы быть здоровым».

Опытно-исследовательская деятельность

Опыты со снегом (качество талой воды).

Экскурсия

В прачечную детского сада.

Беседа

«Чистота и здоровье».

Чтение

А.Барто «Девочка чумазая».

Дидактические игры

«Правила гигиены», «Лото».

Сюжетно-ролевые игры

«Парикмахерская».

Развлечение

«Девочка чумазая».

Декабрь

Тема: «Тело человека»

Занятие

«Тело человека».

Опытно-исследовательская деятельность

Определение роли отдельных органов: пройти с закрытыми глазами, послушать зажав уши, дотянуться до игрушки, стоящей на некотором расстоянии, попрыгать, побегать, не сгибая колени, взять предмет одной рукой, с зажатыми в кулачки пальцами.

Чтение

Г.Зайцев «Уроки Мойдодыра».

Дидактические игры

«Запомни движения».

Сюжетно-ролевые игры

«Поликлиника».

Январь

Тема: «Витамины и здоровый организм»

Февраль

Тема: «Опасности вокруг нас»

Беседа

1. «Безопасность в нашей группе».

2. «Съедобные и несъедобные грибы».

Чтение

1. С.Маршак «Пожар».

2. Загадки об опасных предметах.

3. Д.Дмитриева «Бездомная кошка».

Дидактические игры

  1. «Один дома» (источники опасности).
  2. «Домашние животные и их детеныши».
  3. «Парные картинки» (лото)

Сюжетно-ролевые игры

1. «В гостях у бабушки в деревне».

2. «Поездка в лес».

3.«На лесной полянке».

Развлечение

«Медведи в гостях у ребят».

Март

Тема: «Будем спортом заниматься»

Занятие

«Здоровье в порядке, спасибо зарядке».

Экскурсия

На стадион детского сада.

Беседа

«Кто спортом занимается».

Чтение

Загадки о спортивном инвентаре.

Дидактические игры

«Назови спорт по показу».

Сюжетно-ролевые игры

«Физкультурное занятие в детском саду».

Апрель

Тема: «Врачи – наши помощники»

Занятие

«Наши куклы врачи».

Экскурсия

В медицинский кабинет, наблюдение за работой врача.

Беседа

«Мы были в гостях у врача».

Чтение

Е.Шкловский «Как вести себя во время болезни».

Дидактические игры

«Если кто-то заболел».

Сюжетно-ролевые игры

«Аптека».

Май

Тема: «Ребенок на улицах города»

Занятие

  1. «Безопасность на дорогах».
  2. «История о курочке и кошке».

Беседа

«Если ты потерялся».

Чтение

С.Михалков «Дядя Степа-милиционер».

Дидактические игры

«О чем говорит светофор».

Сюжетно-ролевые игры

«Автобус».

Развлечение

Кукольный спектакль «Незнайка на улицах города».

Обеспечение реализации основных направлений работы

Техническое обеспечение

Организационно-методическое и психолого-педагогическое

обеспечение

Разработка системы работы по оздоровлению детей раннего возраста

Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления

  1. игры-драматизации
  2. релаксационные комплексы
  3. сеансы самооздоровления
  4. лечебно-оздоровительные
  5. босоножье

Проведение упорядочения нагрузки и активного отдыха детей

Создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей

Проведение валеогизации всего учебно-воспитательного процесса (психологический фон занятий, методы и формы обучения, соблюдение длительности занятий и санитарно-гигиенических условий)

Продолжение работы по совершенствованию предметно-развивающей среды в группе

Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста (выпуск газет, оформление папок-передвижек, проведения семинаров, оказание консультативной помощи и т.д.)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Подвижные игры

К КУКЛАМ В ГОСТИ.

На ковре, на стульчиках сидят куклы (8-10, по числу играющих).

Пригласив детей играть, воспитатель говорит, что сейчас они пойдут к куклам в гости, и показывает, где они сидят. Дети вместе с воспитателем спокойно идут в указанном направлении, подходят к куклам, здороваются с ними. Попрыгав немного с куклами, дети сажают их на место и возвращаются домой.

При повторении игры дети могут пойти в гости к мишкам, зайцам (воспитатель предварительно размещает их в другой части комнаты). С этими игрушками дети возвращаются домой, и играют с ними как хотят.

ГДЕ ЗВЕНИТ?

Дети стоят лицом к стене. Няня прячется в другом конце комнаты и звонит в колокольчик. Воспитатель говорит детям: «Послушайте, где звенит, и найдите колокольчик». Когда дети находят колокольчик, воспитатель хвалит их, а затем предлагает снова повернуться к стене. Няня опять звонит в колокольчик, спрятавшись уже в другом месте.

ПО ДОРОЖКЕ (ТРОПИНКЕ).

Воспитатель подзывает к себе детей и показывает, какая ровная дорожка нарисована (две параллельные линии на расстоянии 20-30 см). Затем детям предлагается погулять по этой дорожке, но не заходить за черту. Дети идут друг за другом в одном направлении и в том же порядке возвращаются обратно.

Эту игру хорошо проводить на участке. Одновременно следует привлекать к игре 5-6 человек, чтобы дети не наталкивались друг на друга. Осенью на участке хорошо направить дорожку к дереву и предложить детям пройти по ней и принести 2-3 листочка. Это задание оживит игру. В помещении можно в конце дорожки разместить флажки или другие игрушки, и дети будут их приносить.

ЧЕРЕЗ РУЧЕЕК.

Воспитатель чертит две линии (в помещении можно использовать шнур) и говорит детям, что это – река; затем кладет через неё доску (длиной 2-3 метра, шириной 25-30 см) – мостик и предлагает: «Поучимся ходить по мостику!» Наблюдая, чтобы дети шли только по доске, не наталкиваясь, друг на друга, воспитатель напоминает, что идти надо осторожно, чтобы не упасть в ручеёк. Дети проходят по доске в одну и в другую сторону 2-3 раза.

ПОЕЗД.

Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я буду паровоз, а вы – вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», говорит Воспитатель, и все начинают двигаться, приговаривая: «чу-чу». Воспитатель ведёт поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, наконец, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время снова раздается гудок, поезд опять отправляется в путь.

ПУЗЫРЬ.

Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг. Когда воспитатель скажет: «пузырь лопнул» - все дети опускают руки, хором говорят: «Хлоп» и присаживаются на корточки. Воспитатель предлагает надуть новый пузырь: дети встают, снова образуют маленький круг, и игра возобновляется.

ПРИНЕСИ ФЛАЖОК (ПРЕШАГНИ ЧЕРЕЗ ПАЛКУ)

Собрав группку детей (4-6 человек), воспитатель показывает им флажок и предлагает поиграть им. Дети становятся около черты, проведенной на некотором расстоянии от стены, а на противоположной стороне площадки (комнаты) воспитатель кладет флажок. Между чертой и стулом раскладываются палки на расстоянии 1 м друг от друга. Воспитатель называет поочередно, кто пойдет за флажком, и следит, чтобы каждый аккуратно перешагивал через препятствия. Взяв со стульчика флажок, ребенок тем же путем возвращается обратно.

Когда все дети вернутся с флажками, воспитатель предлагает поднять их и промаршировать, воспитатель может ритмично ударять в бубен или приговаривать: «Раз-два, раз-два»

Затем игра проводится с другой группой детей.

СОЛНЫШКО И ДОЖДИК.

Дети присаживаются на корточки сзади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять!» Дети бегают по всей площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - бегут на свои места и присаживаются сзади стульев. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять!», и игра повторяется.

ДОГОНИ МЯЧ.

Воспитатель показывает детям корзину с мячами и предлагает встать рядом с ним вдоль одной из сторон площадки. Затем со словами «догоните мячи» выбрасывает их из корзины, стараясь, чтобы они покатились в разные стороны, подальше от детей. Дети бегут за мячами, берут их и кладут в корзину. Игра повторяется.

Мячей должно быть столько, сколько детей, чтобы каждый ребёнок мог догнать мяч и положить его в корзину.

Вариант игры. Для игры подбираются шары (деревянные или пластмассовые), разные по цвету. Сложив их в корзины, воспитатель приглашает детей посмотреть, какие красивые шары, называет какого они цвета. Затем высыпает их со словами: «Вот как покатились шарики… Догоняйте их и кладите обратно в корзину». Дети бегут за шариками и относят их в корзину.

При повторении игры педагог называет, кто какой шар принес: красный, желтый и т. д.

С шарами из пластмассы игру можно проводить и на участке, и на полянке; с деревянными полированными шарами лучше играть в помещении, на ковре, чтобы не портить их.

Воспитатель следит, чтобы дети не сбивались в кучу, а бегали по всей площадке, (каждый ребенок бежит в своем темпе).

Первое время игра проводится с небольшой группкой детей, постепенно количество играющих увеличивается.

СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ.

Собрав около себя группу детей, воспитатель при помощи зеркала пускает солнечные зайчики на стену и приговаривает:

Солнечные зайчики

Играют на стене,

Помани их пальчиком,

Прибегут к тебе.

Сделав паузу, дает сигнал: «Ловите зайчиков!» Дети бегут к стене и пытаются поймать ускользающего у них из-под рук зайчика.

ДОГОНИТЕ МЕНЯ.

Дети сидят на стульях, поставленных у одной из стен комнаты или по стороне площадки. «Догоните меня», предлагает воспитатель и бежит к противоположной стороне комнаты (или площадки). Дети бегут за воспитателем, стараясь его поймать. Затем воспитатель снова говорит: «Догоните меня», и бежит в противоположную сторону, дети снова его догоняют. После двух пробежек дети садятся на стулья и отдыхают. Затем игра возобновляется.

Игру лучше проводить с небольшими группами детей: пока одна группа играет, другая смотрит, затем дети меняются ролями.

БЕГИТЕ КО МНЕ.

Дети сидят на стульях, поставленных у одной из стен комнаты или по стороне площадки. Воспитатель отходит к противоположной стене комнаты или в дальний угол площадки и говорит: «Бегите ко мне!» Дети бегут к нему. Воспитатель приветливо их встречает, широко раскрыв руки. Когда все дети соберутся возле воспитателя, он предлагает им погулять. Дети с воспитателем ходят по комнате, свободно размещаясь, где кто хочет. «Бегите домой1» - говорит воспитатель. Дети бегут к стульям и садятся на них.

Игра повторяется 4-5 раз. Первое время её следует проводить с небольшой группой детей, постепенно число играющих будет увеличиваться (возвращаясь «домой», дети могут садиться на любой стул).

КОТ И МЫШКИ.

Игра проводится с небольшой группой детей в комнате (на ковре) или на лужайке, покрытой мягкой травой.

С помощью гимнастической лестницы, поставленной на ребро, шнура или реек огораживается место для мышек. Выбирается кот. Он садится на большой стул или пенёк. Мышки сидят в норках.

Воспитатель говорит:

Кошка мышек сторожит,

Притворилась, будто спит.

Мышки вылезают из норок (пролезают между рейками лестницы или подлезают под шнур) и начинают бегать.

Через некоторое время воспитатель говорит:

Тише, мышки, не шумите,

Кошку вы не разбудите…

Это сигнал кошке; она слезает со стула, встаёт на четвереньки, выгибаем спину, громко произносит «Мяу» и начинает ловить мышей, которые бегут в свои норки.

Игру можно повторить 3-4 раза с другими кошками.

На роль кошки надо выбирать сначала наиболее развитых, подвижных детей, а затем и более робких, всячески поощряя их.

ЛОХМАТЫЙ ПЕС.

Один их детей изображает пса: он ложится на коврик, голову кладёт на протянутые вперёд руки. Остальные дети тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время говорит:

Вот лежит лохматый пёс,

В лапы свой, уткнувши нос,

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет.

Пёс вскакивает, начинает лаять. Дети разбегаются. Пёс гонится за ними. Когда все дети разбегутся и спрячутся, пёс опять ложится на коврик. Игра повторяется с новым водящим.

Игра проводится с небольшой группкой детей.

КУРОЧКА-ХОХЛАТКА.

Воспитатель изображает курицу, дети – цыплят. Один ребёнок (постарше) – кошка. Кошка садится на стул в сторонке. Курочка и цыплята ходят по комнате. Воспитатель говорит:

Вышла курочка-хохлатка,

С нею жёлтые цыплятки,

Квохчет курочка: «Ко-ко,

Не ходите далеко».

Приближаясь к кошке, воспитатель говорит:

На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка…

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет.

Кошка открывает глаза, мяукает и бежит за цыплятами, которые убегают в определенный угол комнаты – «дом», к курице-маме.

Воспитатель (курица) защищает цыплят, разводя руки в стороны, и говорит при этом: «Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток!»

При повторении игры роль кошки поручается другому ребёнку.

Имитационные игры и упражнения

«Мы делили апельсин»

Задачи: стимулировать умение передавать в игре-имитации образ зверей; пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.

Материал: фланелеграф; плоскостной апельсин; маски: ежа, стрижа, кота, утки, козла, волка.

Ход:

Воспитатель: Сказку вы, ребятки, ждали?

Сказку очень в гости звали?

В сказку будем мы играть

И зверушек вспоминать.

Ребята, посмотрите на картинку, какие звери всегда живут с нами в группе? (дети рассматривают зверей на настенном панно, отвечают).

А давайте, и мы превратимся с вами в животных. Я буду ваша мама, а вы мои детки. Ну-ка глазки закрывайте, свою маму отгадайте! (когда дети закрывают глаза, воспитатель надевает шапочку ежика). Ребята, я ваша мама ежиха, а вы мои ежата. Давайте покажем ёжиков (дети показывают звукоподражанием, мимикой, жестами, движениями). Снова глазки закрывайте, свою маму отгадайте (аналогично проигрываются роли стрижа, уточки, кошки, козлика, волка).

Ребята, а давайте вы будете разными зверятами.

Ну-ка, Петя, покружись

И в утёнка превратись

Ребёнок кружится, воспитатель одевает ему маску и предлагает посмотреть на себя в зеркало. Аналогично распределяются роли других персонажей.

Воспитатель: Ой, как много у меня деток-зверят. Ты кто, Аня? (ребёнок отвечает). А ты кто, Денис? (ребёнок отвечает: «Я – волк»).

(Аналогично уточняет роли у всех детей)

А давайте разыграем сказку «Мы делили апельсин». В этой сказке вы будете

Подходить ко мне за долькой апельсина, и показывать своего животного.

Мы делили апельсин

Много нас, а он один

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для стрижа

Эта долька – для утят

Эта долька – для котят

Эта долька – для козла

А для волка – кожура

Испугались – вот беда

Разбегайтесь, кто куда.

Дети разбегаются, волк остаётся на месте и закрывает лицо руками.

Воспитатель: ребята, посмотрите, как волк расстроился. Давайте его пожалеем (дети обнимают волка, гладят его по голове).

Воспитатель: эй, волчонок, что с тобой?

Ходишь грустный ты такой!

Ты, волчонок, не грусти!

Со зверями попляши!

Со зверями попляши

Будут рады малыши!

Воспитатель играет на пианино, дети пляшут.

Воспитатель: молодцы, ребята-зверята, весело плясали, дружно играли.

А теперь снимайте маски

Попрощаемся со сказкой!

(дети складывают маски в коробочку).

Мишка косолапый

Большую игрушку (Мишка) располагают в центре зала. Дети становятся в круг, держась за руки. Рядом с Мишкой садятся дети-ловишки (один или два).

Дети:

Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенки поет.
Шишка отскочила прямо мишке в лоб,
Мишка рассердился и ногою - топ!

Дети идут по кругу, взявшись за руки. Останавливаются, слегка ударяя ладошкой по лбу, разводят руки в стороны, растопыривают пальцы, переступают с ноги на ногу, затем топают одной ногой об пол и разбегаются по залу. Дети-ловишки ловят «шишки», т.е. других детей, и укладывают их «в корзинки» (сажают на гимнастические скамейки).

Волк и зайчата

Большая игрушка (Волк) или ребенок в маске сидят в центре зала.Дети-зай-чата осторожно, на носочках идут по кругу как бы крадутся, руки перед собой согнуты, кисти опущены вниз.

Дети:

Он всегда по лесу рыщет,
За кустом зайчаток ищет,
Он зубами щелк да щелк...

Волк (грозно):

Угадали? Это волк!

Дети-зайчата разбегаются по залу - Волк старается их догнать.

При проведении подвижных игр воспитателю нужно помнить об основных требованиях, предъявляемых к ним: соответствии содержания игровым действиям, возрастным особенностям детей, полученным ранее умениям и навыкам, а также об индивидуальном подходе к детям.

Литература

  1. Журнал «Воспитатель ДОУ» №3/2008 г.
  2. Журнал «Воспитатель ДОУ» №6/2008г.
  3. Козлова С.А. Тематический словарь в картинках ««Я и мое тело «Органы чувств человека»»: «Школьная Пресса», Москва, 2005г.
  4. А.А.Плешаков «Мир вокруг нас» «Просвещение», 1996г.
  5. Н.Ф.Виноградова, Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов «Окружающий мир» «Просвещение», 1997г.
  6. В.В.Поляков «ОБЖ» «Дрофа»,1996г.
  7. Т.А.Тарасова, Л.С.Власова «Я и мое здоровье» Москва «Школьная Пресса», 2008г.
  8. М.Ю.Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет» Москва «Творческий Центр Сфера», 2004г.
  9. Н.С.Голицына, И.М.Шумова «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» Москва ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2007г.
  10. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада».
  11. Г.К. Зайцев «Уроки Мойдодыра», СПб. 1997г.
  12. Л.М. Щипицына «Азбука общения», СПб 1998г.

Перспективное планирование в первой младшей группе по формированию здорового образа жизни.

Месяц

Тема

Цель

Дидактическая. оздоровительные игры, дополнительная литература

Сентябрь

Адаптация

Октябрь.

«Верные друзья»

«Научим медвежонка кушать за столом»

Учить правилам личной гигиены, побуждать детей к самостоятельному их выполнению. Воспитывать чувство взаимопомощи.

Обучать детей правилам еды, умения детей самостоятельно держать ложку, накрывать на стол кукольную посуду; ухаживать за своими игрушками и оказывать им помощь; формировать элементарную культуру поведения во время еды за столом.

Кукла; изображения описанных в стихотворении ситуаций; два фона (красный – хорошее, синий – плохое); дидактическая игра «Что хорошо, что плохо».

Кукольная мебель: стол, стул; игрушка мишка, кукольная посуда, хлебница, салфетници.

«Что такое хорошо и что такое плохо» В.В. Маяковский.

«Девочка чумазая» А.Л. Барто

Ноябрь.

Вот я какой»

«Чистота залог здоровья»

Познакомить со строением тела. Помочь ребенку осознать свою половую принадлежность. Учить заботиться о чистоте тела.

Сформировать у детей представления о свойствах мыла, знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, запах, цвет и т. П.), закреплять культурно гигиенические навыки

Куклы;

дидактическая игра «Что есть у куклы?»; картинки с изображением частей тела; сюжетно ролевая игра «Доктор».

Мыло разного вида, полотенце, мыльные пузыри трубочка.

«Расти здоровым» Р. Ротенбер интернет

Декабрь.

«Опасности подстерегают»

«Спорт – это здоровье»

Рассказать об опасности в квартире и групповой комнате, разъяснить правило «нельзя».

Вызвать интерес к спортивным играм, желание заниматься спортом, делать зарядку, заниматься физкультурой

Режущие и колющиеся предметы, лекарства; иллюстрации с изображением различных ситуаций; мальчик – плохиш (кукла).

«Путаница» К.И. Чуковский.

«Жил на свете слоненок» К. Цыферов.

Январь

«Кошкин дом»

«Мой нос как его беречь»

Познакомить с опасностью, происходящей от огня. Воспитывать осторожность в обращении с огнеопасными предметами на примере литературных героев.

Дать элементарные представления детям о носе, правила ухода за ним; формировать культурно гигиенические навыки; формировать умения с помощью носа различать запахи

Кот с перебинтованной лапой; цветные иллюстрации к пожароопасным ситуациям; телефон.

Буратино, картинки с изображением носа.

«Кошкин дом» С. Я. Маршак.

Февраль.

«Улица и я»

Беседа «Транспорт»

Рассказать об уличном движении, познакомить со светофором, с проезжей пешеходной частями дороги

Рассказать о видах транспорта, работе шофера; закрепить правила поведения на улице.

Светофор; дорожные знаки; картинки с изображением города, людей, транспорта; игрушки: машины легковые, грузовые, автобус, фигурки пешеходов; маленькие стулья, высокий стул; руль; Буратино.

Наглядно-дидактическое пособие транспорт.

«Про правила дорожного движения» С. Ю. Волков. «Мчит по рельсам электричка» А. Кривицкая

Март.

«Помоги мишке стать здоровым»

Поиграем в игру «Здравствуйте»

Создавать привычку к режиму, помочь ребенку осознать, что утренняя зарядка, игры и физические упражнения вызывают хорошее настроение, а с помощью сна восстанавливаются силы.

Продолжать обучать детей правилам этикета, формам общения при встречи со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий; приучать детей преодолевать застенчивость и скованность, формировать доброжелательное общение с окружающими.

Игрушка мишка; сюжетные картинки; стихи; кукла Ванька – встанька; мячи, обручи, кегли, мешочки, палки.

Кукла, игра с детьми

«Расти здоровым» Р. Ротенберг

Апрель.

«Научусь себя охранять»

«Покажем кукле Кате как обращаться с расчёской»

Рассказать о правилах поведения в разных ситуациях (как вести себя с незнакомыми людьми, не открывать дверь чужому. Не уходить с игровой площадки с незнакомыми, нельзя гулять одному без близких людей).

Познакомить детей с расчёской, её назначением; их разновидностями; развивать умения детей обращаться правильно с расчёской, делать прически; прививать привычку следить за своим внешним видом, пользоваться только своей личной расчёской

Атрибуты к сказке «Волк и семеро козлят»; сюжетные картинки; телефон

Цветная коробочка, расчёски разных размеров, кукла Катя, зеркало, бантики, резиночки

Картотека «Расчёсывания»

май

Кто я такой?»

«Как лисенка научить правильно держать свою осанку»

«Формировать представления о себе через элементарные знания и действия. «Я знаю, как меня зовут, как зовут моих: маму, папу». «я очень люблю порядок и знаю, как его навести». «Я хороший».

Продолжать обучать детей следить за своим здоровьем, за своей осанкой, знать и соблюдать правила, какие правила необходимо выполнять при этом: правильно сидеть, рисовать; проявлять желание заботится и следить за своим здоровьем

Картинки с изображением разных ситуаций.

Картина с изображением правильной позы при сидении за столом, за книгой, при рассматривании книги

«Азбука общения» Л. М. Шипицына.

«Девочка чумазая» А. Л. Барто

Наглядное пособие «Осанка»

Используя эффективные формы и методы.

Программное содержание:

Формировать элементарные знания и навыки здорового образа жизни:

Потребность в чистоте и опрятности, соблюдении распорядка дня; необходимость выполнения физических упражнений;

Учить элементарным мыслительным операциям;

Развивать сенсомоторику, память, воображение, речь;

Воспитывать желание быть здоровыми, бережно относиться к себе и окружающим;

Развивать культуру общения, поведения.

Предварительная работа: проведение специально организованного обучения, общения, игр, познавательно-практической деятельности, работы в течение всех режимных моментов по темам: «Осень», «Предметы гигиены», «Одежда, обувь», «Моё прекрасное тело».

Оборудование:

куклы, домики для кукол, предметы личной гигиены (мыло, мочалка, зубная щётка, расчёска, полотенце), «Чудесный мешочек», физкультурное оборудование: массажная дорожка, дуга, оборудование для развития равновесия («лужа», узкая дорожка – мостик), дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку», дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо».

Ход занятия:

Дети с воспитателем входят в зал. Воспитатель обращает внимание детей на присутствующих там взрослых:

В. Мы очень любим, когда к нам приходят гости. Посмотрите, сколько их сегодня много. Каждое утро мы говорим друг другу: « Доброе утро», чтобы у нас весь день был добрым, чтобы настроение у нас было хорошее. Давайте скажем эти утренние волшебные слова и нашим гостям. Дети говорят гостям: «Доброе утро».

«Минутка дружбы»

В. А теперь станем в кружок.

Дети становятся в круг, держатся за руки.

В. Раз ладошка, два ладошка.

Подружи со мной немножко.

Мы ребята дружные,

Дружные, послушные.

Дети проговаривают слова вместе с воспитателем.

В. А ещё сегодня к нам в гости обещали прийти куклы: Кукла Таня, кукла Марина, кукла Наташа и кукла Нина.

Детки кукол ждут и ждут.

Что же куклы не идут?

К ним отправимся мы сами,

Что случилось и узнаем.

Чтоб быстрее нам дойти,

Ну-ка, музыка, звучи!

Звучит фонограмма весёлой, бодрой музыки.

Дети идут по массажной дорожке.

В. Вот шагают наши ножки

Прямо к Тане по дорожке.

А дорожка не простая –

Вот красивая какая!

Раз кружочек, два кружочек,

Ну, шагай смелей, дружочек!

Раз, два, три!

К дому Танечки пришли!

Звучит фонограмма «Колыбельной».

В. Что за музыка звучит?

(Ответы детей.)

Наша Таня ещё спит.

Что же делать, как нам быть,

Как нам Таню разбудить?

Может мы потопаем? (дети топают)

А может мы похлопаем? (дети хлопают в ладоши)

А давайте мы скажем кукле наши утренние, волшебные слова:

«Доброе утро!»

(дети произносят вместе с воспитателем)

Кукла просыпается.

Кукла Таня. Доброе утро, дети!

В гости к вам хочу прийти,

Но не знаю, как дойти.

Ручки не хотят вставать,

И ножки не хотят вставать.

Лучше лягу я в кровать.

В. Ребята, что мы делаем каждое утро, чтобы легче было вставать, что быть бодрыми и весёлыми целый день?

Дети. Зарядку!

В. Ты, Танюша, не ложись,

Ты с зарядкой подружись!

Динамическая пауза «Зарядка».

Ну-ка, встанем по порядку.

Начинается зарядка!

Чтобы нам скорей проснуться,

Нужно дружно потянуться!

Ручки вверх мы поднимаем!

Даже тучки задеваем!

Руки вверх, стоя на носках (3-4 р.)

А теперь проснись головка,

Поворачивайся ловко!

Наклоны головы вперёд-назад, вправо-влево (по 2 р.)

Ручки просыпаются,

Туда-сюда качаются!

Взмахи руками вперёд-назад, в стороны-вниз (по 2 р.)

А теперь проснитесь ножки.

Наклоны с поглаживанием ног (2 р.)

И шагайте по дорожке!

Непродолжительная ходьба.

В. Всё запомнила, Танюша?

Просыпайся поскорей,

В гости ждём всегда друзей!

А теперь мы отправимся к кукле Марине. Она живёт очень далеко.

Но у меня есть волшебные ворота. В эти ворота мы проползём и сразу окажемся у домика Марины.

Дети проползают на четвереньках под дугу. И оказываются у домика.

В. Что за странная картина?

Ох, и грязная Марина!

Грязь на щёчках и на лбу!

Грязь на шее, на носу!

Очень стыдно быть такой!

Ты пойди лицо умой!

Кукла что-то шепчет воспитателю.

В. Ребята, Марине очень стыдно. Она не знает, что нужно для того, чтобы быть чистой и красивой. Но мы-то с вами знаем и сейчас всё расскажем Марине. А поможет нам «Волшебный мешочек».

Дети на ощупь угадывают и называют предметы гигиены: мыло, мочалку, расчёску, зубную щётку, полотенце.

Пальчиковая игра «Что же деткам пригодится, чтобы начисто умыться»

Дети отвечают на вопросы воспитателя и загибают пальчики.

Что же деткам пригодится, чтобы начисто умыться?

Нам нужна…ВОДИЦА.

Что же с ручек грязь смывает?

МЫЛО деткам помогает.

В ванну смело мы идём,

Спинку и животик трём.

Что же деткам помогает?

МОЧАЛКА быть здоровыми желает.

Чтобы зубки не болели,

Чтоб они всегда блестели,

Помогает…ЗУБНАЯ ЩЁТКА.

Чисто-чисто умывались.

Чем же детки вытирались?

ПОЛОТЕНЦЕМ.

Чтоб волосики не путались.

Чтоб они нас всегда слушались,

Чтоб красивой была причёска,

Помогает всегда…РАСЧЁСКА.

Кукла благодарит детей.

В. – Ну-ка, быстро умывайся,

Слышится шум дождя.

В. Слышите, ребята, кажется, дождик начинается. Побежали скорее к домику куклы Наташи.

Непродолжительный бег по кругу под музыку.

Убежали от дождя?

Дети. Да!

Появляется кукла.

Кукла Наташа. – В гости к вам хочу я очень.

Но не знаю, что одеть.

На дворе с дождями осень.

А мне не хочется болеть.

В. Дело в том, что у куклы Наташи много одежды и обуви. И сейчас мы с вами ей поможем выбрать ту одежду и ту обувь, в которой можно смело идти гулять, когда на улице холодно.

Дидактическая игра «Одень куклу на прогулку»

Из предложенной одежды и обуви дети выбирают только тёплую – по сезону.

Кукла благодарит детей.

В. Одевайся поскорей,

И на улицу смелей.

Приходи к нам кукла в гости,

Рады видеть мы друзей.

Осень дождик принесла,

Осень лужу налила.

Стоит лужа на пути,

Как нам лужу перейти?

Рассуждение воспитателя и детей на тему «Почему нельзя ходить по лужам»

А я мостик положу,

Я по мостику пойду,

Ножек я не замочу!

Физкультурное упражнение «Пройди по мостику» — упражнение на развитие равновесия. Дети переходят импровизированную лужу по мостику.

В. Дождь покапал и прошёл,

Солнце в целом свете,

Это очень хорошо,

И большим и детям!

Подходят к домику, появляется кукла.

А вот кукла Нина не знает, что такое хорошо и что такое плохо. И мы ей поможем во всём разобраться.

Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо»

Дети рассматриваю картинки и называют изображения словами «плохо или хорошо». Картинки складываются в две коробки: зелёную, красную.

В. Утро начинается,

Каждый улыбается.

Улыбаться…ХОРОШО.

Плакать – это…ПЛОХО.

Драться тоже очень…ПЛОХО.

Быть хорошим, добрым, дружным,

Это очень…ХОРОШО.

Занимайтесь все зарядкой

И не будете болеть.

Заболеешь…ПЛОХО.

Быть здоровым…ХОРОШО.

Умываться…ХОРОШО.

Быть грязнулей…ПЛОХО.

Если холодно и ветер,

Дождь наливает лужицы,

Каждый знает это…ПОХО.

Нам нельзя на улицу.

В. Помни, Ниночка, всегда:

В красной коробке – так делать нельзя.

Лучше в зелёную ты загляни,

Запомни там всё

И к нам приходи.

Кукла благодарит детей.

В. Кукол всех мы навестили,

И всему их научили.

Скоро в гости к нам придут,

Скажут: «Здравствуйте, мы тут!»

А мы отправимся в группу и будем их ждать.