Когда ребенок не хочет учиться, как его заставить и нужно ли это делать? Что делать, если ребенок не понимает предмет. Использовать интересные методы обучения

В ход идут уговоры, компромиссы и, чего уж таить, крики и скандалы. Но, как оказалось, чтобы заставить ребенка делать уроки без всех этих побочных эффектов, нужно просто оставить его в покое. Как это сделать, рассказала Екатерина Мурашова.

Ребенок не хочет делать уроки. История первая

— У меня чудесная девочка. Добрая, отзывчивая, ласковая, умная. Если ее попросить, всегда мне поможет по хозяйству. На все праздники рисует мне рисунки — «любимой мамочке». Она учится в третьем классе. И учится-то неплохо! Но вот смотрите, я просто плачу, потому что у меня уже сил нет. Почему? Сейчас я скажу. У нас с ней все замечательно, пока дело не доходит до приготовления уроков.

Она прекрасно понимает, что уроки все равно нужно делать. Едва ли не каждый вечер мы с ней договариваемся, как все завтра будет: она сама сядет, их быстренько сделает (для нее это совсем не трудно), и мы с ней не будем ругаться. Но вот на следующий день доходит до дела и у нее находится сто отговорок: сейчас я доиграю, сейчас водички попью, котика бабушке отнесу, бабушка просила ей плед из шкафа достать (это было вчера вечером, но она вспомнила только сейчас), а вот скажи мне, мама, я давно хотела тебя спросить…И все это может тянуться часами! Сначала я пытаюсь себя сдерживать, отвечаю спокойно: давай потом, садись за уроки, уже вечер, ты потом уже ничего соображать не будешь, но в конце концов не выдерживаю и просто ору, как сержант на солдата: «Алена, садись немедленно, иначе я не знаю, что с тобой сделаю!» Тут она обижается и начинает плакать: «Мама, что ты на меня всегда кричишь?! Что я тебе сделала плохого?» А я и правда чувствую себя каким-то монстром, ведь она у меня хорошая девочка-то! Но ведь нельзя уроки-то не делать! А если все на самотек пустить, так она до десяти часов проволынит, когда уже спать нужно, а не математику решать… Что нам делать? Я не хочу портить свои отношения с дочкой!

Ребенок не хочет делать уроки. История вторая

— Самое обидное вот что: если он все-таки сядет и сосредоточится, ему все эти уроки — тьфу! За полчаса-час все сделает в лучшем виде. Когда я сам был маленьким, это называлось — сила воли. Мы ее сами у себя тренировали, понимали, что это важная для жизни вещь. Так вот у нее ее нет, это я вам должен ответственно заявить. Мы до вас были у психолога, еще в четвертом классе. Она сказала: болезнь у него, синдром дефицита внимания. Какой дефицит, если он всегда мог лего (маленькие такие детальки, вы знаете?) по пять часов подряд собирать, а теперь, если дорвется, в компьютере такие сложные уровни проходит, что у меня самого терпения бы не хватило! Так что не в болезни дело, ответственности просто нет за свою будущую судьбу. А откуда взяться, если все вокруг только и делают, что их развлекают? Я ему говорю: ты пойми, надо просто взять себя в руки, сесть и сделать эти проклятые уроки. А потом все — до вечера гуляй, свободен! Он вроде понимает, но как доходит до дела… Матери и теще вообще хамит. Когда они мне жалуются, а я — к нему, отвечает: я их никогда сам первый не трогаю, пусть они не лезут, это мои уроки, в конце-то концов… Я пробовал вообще убирать компьютер. С уроками лучше — если делать совсем нечего, сгодятся и они. Но настроение все время поганое, обстановка в семье взрывоопасная, да и вообще — компьютер это же не носитель зла какой-то, это важный современный инструмент для всего, в том числе и для социализации и получения информации, нельзя сегодня из соображений какой-то сомнительной пользы растить ребенка в пещере и кормить корешками… Но что делать-то, это же всего лишь седьмой класс, а мы вообще-то планировали одиннадцать, у него совершенно нормальные мозги, это все учителя в один голос говорят, да я и сам вижу, но с таким прилежанием…

Ребенок не хочет делать уроки. История третья

— Ой, вот только вы не начинайте, пожалуйста! Я это уже тысячу, если не миллион раз слышал! И все сам понимаю: десятый класс, надо уже собраться и думать о своей дальнейшей судьбе. Надо много заниматься, чтобы хорошо сдать ЕГЭ… ну что там еще надо? Я все знаю! И вообще на сто процентов согласен. Вот мать мне не верит, думает, я ей вру, чтобы она отвязалась, а я не вру — я сам все время думаю, что вот, с завтрашнего дня, с понедельника, с новой четверти возьмусь как следует, подтяну то, что пропустил, и буду каждый день все уроки делать. Я правда так думаю! Ровно до того момента, когда надо отложить телефон, выключить комп, музыку (у нас в классе есть такие, которые могут под музыку заниматься и даже под телевизор, а я не могу, мне тишина нужна) и сесть, наконец. И вот тут — полный аут. Вы не поверите, я иногда даже учебник с тетрадью не могу себя заставить из сумки достать… Иногда подумаю: да что ж это я, псих какой-то, что ли! Заставлю все-таки, принесу сумку, выну все, только соберусь позаниматься… И сразу сто разных дел вспоминаются: Вике обещал позвонить, «Вконтакте» надо кое-что срочно посмотреть, мать еще в среду просила кран на кухне подкрутить… Я понимаю, что таблеток от такого быть не может, но, может, гипноз есть какой?

Вы слышали такие монологи? А может, даже сами их произносили?

А представляете, сколько тысяч (да что там — миллионов!) родителей и детей по всему миру произнесут их прямо сегодня!

Как заставить ребенка делать уроки: советы психолога

Я хочу сообщить вам потрясающее известие: кажется, я знаю методику, позволяющую решить эту проблему! Хочу сразу сказать: эту методику придумала не я, а тринадцатилетний мальчик по имени Василий. Так что если все верно и за решение такой общераспространенной проблемы полагается Нобелевская премия мира в семье, то это не мне, а ему — Васе.

Я ему, если честно, сначала не очень поверила. Очень уж все просто. Но я — экспериментатор по воспитанию и образованию. У меня первая должность после окончания университета так и называлась в трудовой книжке — «стажер-исследователь».

Поэтому я провела эксперимент. Отловила двадцать семей, которые у меня в кабинете произносили монологи, подобные вышеприведенным, рассказала им о Васиной методике, и подговорила их попробовать, а потом мне отчитаться. Отчитались семнадцать из двадцати (трое просто пропали из моего поля зрения). И вот у шестнадцати из семнадцати — все получилось!

Что нужно делать? Все очень просто. Эксперимент длится две недели. Все готовы к тому, что ребенок, может быть, вообще уроков за это время не сделает. Никаких, никогда. У маленьких можно даже с учительницей договориться: психолог порекомендовал эксперимент для улучшения сложной обстановки в семье, потом отработаем, подтянем, сделаем, не волнуйтесь, Марья Петровна. Но двойки ставьте, конечно.

Что дома?

Ребенок садится за уроки, ЗАРАНЕЕ зная, что делать их он НЕ БУДЕТ. Это понятно? Ну вот такой договор. Достать книжки, тетрадки, ручку, карандаши, блокнот для черновиков… что там еще нужно для приготовления уроков? Разложить все. А вот именно ДЕЛАТЬ УРОКИ — вообще не нужно. И это известно заранее. НЕ БУДУ делать.

(Но если вдруг захотелось, тогда можно, конечно, что-то немножко и сделать. Но совершенно необязательно и даже нежелательно, если честно).

Выполнил все подготовительные этапы, посидел за столом десять секунд и пошел, допустим, играть с котом. Потом, когда игры с котом закончены, можно еще раз подойти к столу. Посмотреть, что задано. Узнать, если чего-то не записал. Раскрыть тетрадь и учебник на нужной странице. Найти нужное упражнение. А ДЕЛАТЬ опять ничего НЕ НУЖНО. Ну, если сразу увидел что-то простое, что можно за минуту выучить (написать, решить, подчеркнуть), — тогда сделаешь. И если взял разгон и уже не остановиться, ну тогда еще что-то… Но лучше оставить на третий подход. Но вот же это, это вообще легкотня. А вообще-то планируется встать и пойти поесть. А вовсе не уроки… А эта задача не получается… не получается… не получается… Ну ладно, сейчас в ГДЗ решение посмотрю… А, так вот тут что было! Как же я не догадался-то!.. А теперь что — только английский и остался? Нет, его сейчас НЕ НУЖНО делать. Потом. Когда потом? Ну вот сейчас только Ленке позвоню… Почему это, пока я разговариваю с Ленкой, мне лезет в голову этот дурацкий английский? Гнать его поганой метлой! Еще! И еще! Ленка, а ты вот это сделала? А как? Я там чего-то не въехала… А, вот там как… Ага, записала… Но делать не буду! НЕ НУЖНО! А вдруг потом забуду, что поняла? Не, ну проще, конечно, его сейчас сделать, хотя я и не собиралась… И это что, получается, я уже все уроки сделала?! И времени еще не очень много? И никто меня не заставлял? Ай да я, молодец какая! Мама даже не поверила, что я уже все! А потом посмотрела, проверила и так обрадовалась!

Ну вот какую-то такую солянку и излагали мне отчитывавшиеся о результатах эксперимента мальчики и девочки (со 2-го по 10-й класс). С четвертого «подхода к снаряду» делали уроки практически все (многие — раньше, особенно маленькие).

Как это работает?

Ну, во-первых, для многих действительно труден сам инициационный момент. Сесть (усадить ребенка) за уроки. Потом, когда сели, все уже легче (если не само собой) идет. Вы зарядку пробовали когда-нибудь делать? Согласны, что труднее всего заставить себя начать? Редко кто уже встал в позу на коврике, поднял руки, вдохнул и — бросил все на середине упражнения. Если уж начал, сегодня доделает, скорее всего… Здесь то же самое. Провели без всякого принуждения подготовительные действия (я не буду делать уроки, я свободен на две недели, это такие условия эксперимента), первую ступеньку преодолели успешно, а дальше — уже включился стереотип или еще что вполне рефлекторное.

Во-вторых, вообще нет сопротивления (себе и родителям). Я не собираюсь делать уроки. Наоборот. То есть мне ничего не грозит. Эксперимент странного психолога освободил меня на время от заезженной семейной пластинки. Мне даже любопытно…

В-третьих, включается парадоксальная интенция. А чего это за маразм-то? Я вот разложил учебники, нашел задание, вот, уже вижу эти примеры, прикинул, как их решать, вот здесь сократить надо… И что — сейчас не запишу это, а пойду телек смотреть? Глупость какая-то! Никто же не обязывал меня только двойки эти две недели получать!.. Наоборот — вот все удивятся!

Это дети. Родители, конечно, в основном просто тихо млели от санкционированной психологом эмоциональной разгрузки.

Результат: у четырех детей успеваемость стала несколько хуже, но совершенно не катастрофически. У девяти — осталась в среднем на прежнем уровне (но уже без родительского давления).

Правда, почти у всех изменилась структура успеваемости: как-то вдруг стало ясно, какие предметы ребенку нравятся, какие даются легче, какие тяжелее (это понятно, ведь родители больше внимания и давления вкладывали в то, что идет хуже, и поэтому результаты там зачастую в итоге получались лучше. Сами дети, конечно, поступали наоборот)..У двух детей (средние классы) успеваемость резко взлетела вверх, с двоек-троек на частые четверки и даже пятерки — чисто на парадоксальной интенции: вот видишь, я тебе говорил, что если ты от меня отстанешь, все будет зашибись! Я прав? Нет, вот ты теперь прямо здесь, у психолога, скажи, я прав?! И еще один ребенок добровольно от эксперимента отказался на третий день и попросил родителей по-прежнему его заставлять садиться за уроки, ему так привычнее и проще, он от этого эксперимента нервничает и заснуть не может… Мама, узнав от меня об остальных результатах, тихо поплакала у меня в кабинете и ушла усаживать свое чадо дальше. Если ребенок просит…

Вот такая методика. Мне очень понравилась, честно сказать. Делюсь с читателями, уверена, что еще кому-то будет полезна.

А как вы приучаете ребенка делать уроки?

У Вашего разбойника опять двойки в дневнике? Ребенок не слушается, а засадить его за домашнее задание просто невозможно? У многих родителей возникает ситуация, когда ребенок не хочет учиться, прогуливает школу и не внимателен на уроках.

Часто взрослые делают много ошибок для того, чтобы заставить дочку или сына учиться. Происходит это, потому что нет знаний, как воспитать любовь к учебе у детей. Некоторые начинают воспитывать так же, как их воспитывали в детстве. Получается, что ошибки воспитания переходят из поколения в поколение. Сначала наши родители мучаются сами и заставляют нас учиться, потом и мы применяем такие же пытки к нашим детям.

Когда ребенок плохо учиться, сами по себе рисуются нерадостные картины в голове, каким может быть его будущее. Вместо престижного университета и ученой степени, третьесортный техникум. Вместо блестящей карьеры и хорошей зарплаты работа, о которой стыдно рассказать знакомым. А вместо зарплаты гроши, на которые непонятно как прожить. Никто не хочет такого будущего своим детям.

Чтобы понять почему наши дети не испытывают желания учиться, нужно найти причину этого. Их существует очень много. Рассмотрим основные.

1) Нет желания и стимула к учебе

Многие взрослые привыкли заставлять ребенка делать что-то против его воли, навязывать свое мнение. Если же школьник сопротивляется делать то, что ему не хочется – это означает что его личность не сломлена. И это нормально.

Есть только один способ вовлечь чадо в учебу – заинтересовать его. Конечно, думать об этом должны в первую очередь учителя. Неинтересно составленная программа, скучные преподаватели, ведущие урок, не учитывая возраст детей – это все способствует тому, что ребенок будет избегать обучения и лениться в выполнении заданий.

2) Стрессы в школе

Люди устроены следующим образом: сначала удовлетворяются простые потребности в еде, сне, безопасности. А вот потребность в новых знаниях и развитии уже на втором плане. Школа для детей иногда становится настоящим источником стресса. Где малыши каждый день испытывают различные негативные эмоции, такие как: страх, напряжение, стыд, унижение.

На самом деле 70% причин нежелания детей заниматься и ходить в школу как раз из-за стресса. (Плохие отношения со сверстниками, учителями, оскорбления от старших товарищей)

Родители могут думать: ведь было всего 4 урока, ребенок говорит, что устал, значит он ленится. На самом деле стрессовые ситуации забирают у него кучу энергии. Да еще и вызывает негатив к этой среде. Поэтому он начинает плохо соображать, хуже работает память, выглядит заторможенным. Прежде чем нападать на чадо и заставлять его силой, лучше спросите, как его дела в школе. Было ли ему трудно? Как у него отношения с другими детьми и с учителями?

Случай из практики:
У нас на консультации был мальчик 8 лет. По словам матери мальчика, в последние несколько месяцев он начал прогуливать уроки, часто не выполнял домашние задания. А до этого хоть и не был отличником, но учился старательно и особых проблем с ним не было.

Оказалось к ним в класс перевели нового ученика, который всячески издевался над ребенком. Высмеивал его перед товарищами и даже применял физическую силу, вымогал деньги. Ребенок же в силу своей неопытности не знал что с этим делать. Жаловаться родителям или учителям он не стал, так как не хотел прослыть ябедой. А самому решить эту проблему не получалось. Вот явный пример, как стрессовые условия мешают грызть гранит науки.

3) Сопротивление давлению

Так уж работает психика, что когда на нас давят, мы сопротивляемся изо всех сил. Чем больше мать с отцом заставляют школьника насильно делать уроки, тем больше он начинает избегать этого. Это еще раз подтверждает тот факт, что насильно эту ситуацию не исправишь.

4) Заниженная самооценка, неверие в себя

Излишняя критика родителей в сторону ребенка приводит к его низкой самооценке. Если что бы школьник ни делал, Вам все равно не угодить, то это как раз такой случай. Мотивация чада совсем пропадает. Какая разница, что поставят 2 или 5, все равно никто не похвалит, не оценит по заслугам, не скажет доброго слова.

5) Слишком много контроля и помощи

Есть родители, которые буквально сами учатся вместо своего ребенка. Собирают за него портфель, делают с ним домашнее задание, командуют что, как и когда делать. В таком случае обучающийся занимает пассивную позицию. Ему становится незачем думать своей головой и отвечать за себя он сам не способен. Мотивация также пропадает, так как он выполняет роль марионетки.

Нужно отметить, что это достаточно часто встречается в современных семьях и является большой проблемой. Родители сами портят свое дитя, пытаясь ему помочь. Тотальный контроль убивает самостоятельность и ответственность. И эта модель поведения переходит во взрослую жизнь.

Случай из практики:

К нам обратилась за помощью Ирина. У неё были проблемы с успеваемостью дочери 9 лет. Если мать задерживалась на работе или уезжала в командировку девочка не выполняла домашние задания. На уроках также вела себя пассивно и если учитель не присматривал за ней, то отвлекалась и занималась другими делами.

Выяснилось, что Ирина с первого класса сильно вмешивалась в процесс обучения. Чрезмерно контролировала свою дочь, буквально шагу ей самостоятельно не давала ступить. Вот и плачевный результат. Дочка совсем не стремилась к учебе, считала, что это нужно только матери, а не ей. И занималась только из-под палки.

Лечение здесь только одно: перестать опекать ребенка и объяснить для чего нужно вообще учиться. Сначала, конечно, он расслабится и не будет ничего делать. Но со временем он поймет, что учиться все-таки как-то надо и начнет себя потихоньку организовывать сам. Конечно сразу все не получится. Но через некоторое время у него будет выходить все лучше и лучше.

6) Нужно давать отдых

Когда школьник приходит из школы ему необходимо 1,5-2 часа на отдых. В это время он может заниматься своими любимыми делами. Есть же категория матерей и отцов, которая начинает наседать на чадо сразу как только он зайдет домой.

Сыплются вопросы об оценках, просьбы показать дневник и указания садиться за домашнее задание. Если не дать малышу отдохнуть, концентрация его будет заметно снижена. И в уставшем состоянии он станет еще больше не любить школу и все что с ней связано.

7) Ссоры в семье

Неблагоприятная атмосфера дома – это серьезное препятствие на пути к хорошим оценкам. Когда в семье частые ссоры и скандалы, ребенок начинает переживать, становиться нервозным и замкнутым. Иногда даже начинает винить во всем себя. В результате все его мысли заняты сложившейся ситуацией, а не стремлением к учебе.

8) Комплексы

Есть дети с нестандартной внешностью или с не очень хорошо выработанной речью. Часто они получают в свой адрес много насмешек. Поэтому испытывают много страданий и стараются быть незаметными, избегают ответов у доски.

9) Плохая компания

Даже в первом классе некоторые школьники умудряются связаться с неблагополучными друзьями. Если приятели не желают учиться, то и Ваш ребенок поддержит их в этом.

10) Зависимости

Дети, как и взрослые с раннего возраста могут иметь свои зависимости. В начальной школе – это игры, развлечения с друзьями. В 9-12 лет – увлечение компьютерными играми. В переходном возрасте – вредные привычки и уличная компания.

11) Гиперактивность

Есть дети с избыточной энергией. Им свойственны плохая усидчивость и концентрация. В связи с этим им трудно сидеть на уроках и слушать не отвлекаясь. А отсюда – плохое поведение и даже сорванные уроки. Таким детям необходимо посещать дополнительно спортивные секции. Подробные советы для можно прочитать в этой статье.

Если правильно понять причину плохого обучения в школе, то можно считать что 50% проблемы уже решены. В дальнейшем нужно разработать план действий, благодаря которому можно будет побудить школьника к учебе. Крики, скандалы, ругань – это никогда не действовало. Понять свое чадо и помочь ему с возникшими трудностями – вот что создаст правильную мотивацию.

13 практических советов, как мотивировать школьника получать пятерки

  1. Первое, что должен знать каждый родитель – это то, что ребенка нужно хвалить за любые его успехи.
    Тогда у него естественно выработается желание учиться. Даже если он, что-то делает пока еще недостаточно хорошо, все равно его нужно похвалить. Ведь он почти справился с новой задачей и приложил для этого много усилий. Это очень важное условие, без выполнения которого заставить ребенка учиться невозможно.
  2. Ни в коем случае не ругать за ошибки, ведь на ошибках учатся.
    Если дитя ругать за то, что у него не получается, то у него навсегда пропадет желание этим заниматься. Делать ошибки – это естественный процесс даже для взрослых. Дети же не имеют такого жизненного опыта и только познают новые для себя задачи, поэтому нужно проявить терпение, и если у вашего чада что-то не получается, лучше будет помочь ему с этим разобраться.
  3. Не дарите подарки за учебу
    Некоторые взрослые в целях мотивации обещают за хорошую учебу различные подарки своим детям или денежное вознаграждение. Так делать не надо. Конечно, поначалу малыш обретет стимул и начнет стараться в учебе, но со временем он начнет требовать все больше и больше. И небольшие подарки перестанут его удовлетворять. К тому же учеба – это его ежедневные обязательные действия и ребенок должен это понимать. Поэтому вопрос мотивации так и не будет решен подобным образов в долгосрочной перспективе.
  4. Нужно показать сыну или дочке всю степень ответственности, которая лежит на этом занятии – учебе
    Для этого объясните, зачем вообще надо учиться. Часто дети, которые не испытывают особого интереса к учебе не понимают зачем это нужно. У них есть масса других интересных дел, а занятия в школе этому мешают.
  5. Бывает, родители требуют слишком многого от своих детей
    Сейчас и так программа обучения в несколько раз сложнее, чем раньше. Да еще если ребенок помимо этого ходит на развивающие кружки, то естественно может наступить переутомление. Не требуйте от ребенка, чтобы он был идеальным. Вполне естественно, что какие-то предметы даются ему сложнее, и требуется больше времени, чтобы понять их.
  6. Если какой-то из предметов дается вашему сыну или дочке особенно тяжело, то хорошим решением будет нанять репетитора
  7. Лучше прививать привычку к учебе с 1-го класса
    Если чадо в первом классе научиться достигать своих целей, выполнять поставленные задачи и за что будет получать похвалу и уважение взрослых, то он уже не сойдет с этого пути.
  8. Помогите увидеть позитивные изменения
    Когда вашему чаду что-то удается очень сложно, поддерживайте его всякий раз. Чаще произносите фразы типа: “Ну вот, теперь ты делаешь это гораздо лучше! А если будешь продолжать в том же духе, то и совсем отлично сделаешь!” Но никогда не используйте: “Еще немного постараться и тогда будет хорошо.” Таким образом, Вы не признаете маленькие победы ребенка. Очень важно поддерживать его и замечать малейшие изменения.
  9. Подавайте пример
    Не пытайтесь приучить ребенка делать уроки, пока вы смотрите телевизор и расслабляетесь другими способами. Дети любят копировать родителей. Если хотите, чтобы чадо развивалось, например, читало книги, вместо того чтобы бездельничать, делайте сами так.
  10. Поддерживайте
    Если школьнику предстоит сложная контрольная, поддержите его. Скажите что верите в него, что у него все получится. Тем более если он будет усердно стараться, то успех неизбежен. Поддерживать нужно и когда он что-либо завалил совсем. Многие же матери и отцы предпочитаю сделать выговор в таком случае. Лучше успокоить ребенка и сказать, что в следующий раз он обязательно справиться. Только нужно приложить чуть больше усилий.
  11. Разделите переживания
    Объясните малышу, что не всегда можешь делать только то, что хочется. Да я понимаю, ты так не любишь математику, но ее нужно изучать. Ты сможешь легче это перенести, если поделишься с близкими.
  12. Укажите на хорошие качества ребенка
    Даже если это такие далекие от хорошей учебы в школе, но положительные качества малыша, как умение помогать другим, обаяние, способность договариваться. Это поможет в создании адекватной самооценки и найти опору внутри себя. А нормальная самооценка в свою очередь создаст уверенность в своих силах.
  13. Учитывайте желания и стремления самого ребенка
    Если Ваш малыш интересуется музыкой или рисованием, не нужно навязывать ему посещение класса с математическим уклоном. Не нужно ломать ребенка говорить, что вы лучше знаете. Все дети разные и у каждого свои таланты и способности. Даже если вы заставите обучающегося заниматься не любимым предметом, он не достигнет большого успеха в нем. Потому что успех только там, где есть любовь к делу и заинтересованность процессом.

Стоит ли заставлять чадо учиться?

Как Вам уже, наверное, стало понятно из этой статьи, заставлять ребенка учиться силой – это бесполезное занятие. Так Вы сделаете только хуже. Лучше создать правильную мотивацию. Чтобы создать мотивацию нужно понимать зачем это ему нужно. Что он получит благодаря учебе. Например, сможет в будущем получить профессию, о которой мечтает. А без образования у него не будет никакой профессии вообще и не сможет зарабатывать себе на жизнь.

Когда у школьника есть цель и понятие зачем он должен учиться, то появляется желание и амбиции.

Ну и конечно же нужно разобраться с проблемами, которые мешают Вашему чаду стать успешным учеником. Для этого нет других способов, как поговорить с ним и выяснить их.

Я, надеюсь эти практические советы помогут Вам улучшить успеваемость Ваших детей. Если у Вас все же останутся вопросы, Вы всегда можете обратиться к нам за помощью на . Опытный детский психолог поможет в максимально короткие сроки выяснить все причины, из-за которых ребенок испытывает трудности и нежелание учиться. Вместе с Вами разработает план работы, который поможет вашему ребенку почувствовать вкус к учебе.

3 3 763 0

Во все времена родители задавали себе вопрос: «Как заставить ребенка учиться?».

Симон Соловейчик в своей книге писал, что любовь к учению – это роман, где есть те же страсти, страдания, надежды и разочарования, а Школьный дневник - это сборник рассказов о счастливой или несчастной любви…

Следует задуматься, а правильно ли мы ставим вопрос «как заставить ребенка учиться?», можно ли заставить любить? Ведь насильно мил не будешь. Может лучше бы спросить себя: «Как мотивировать ребенка, чтоб он сам захотел учиться? Как найти тот ключик, который открыл бы ребенку дверь в мир приятных и не тяжелых знаний».

Контакт с ребенком

Если вы по причине своей занятости не можете уделить ребенку и его образованию время, то очень трудно будет требовать от него хороших результатов. Установите с ребенком доверительные и теплые отношение, покажите свою готовность вместе с ним идти по тяжелому и невеселому пути уроков и домашних заданий.

Лесенка целей

Ребенок слышит от всех: «учись, тебе оно в будущем пригодиться!», «ученье – свет, а не ученье – тьма», но понять, для чего оно пригодиться и почему эта тьма будет без учения, если есть лампочки и электричество в доме, не понятно. Расскажите своему чаду, для чего в жизни ему пригодиться то или иное знание, подкрепите все наглядными примерами. Спросите ребенка кем он хочет стать в будущем и нарисуйте лесенку, на ступеньках которой будут размещены предметы и знания, необходимые на пути к конечной цели.

Развиваем интерес

Чтобы преодолеть нежелание учится, нужно найти интерес к этому скучному делу. Поначалу можно раскопать маленькую капельку интереса, чтоб ребенок мог за нее зацепиться, а потом уже ее развить. Главное, чтобы было посеяно зернышко.

Сделать это можно такими способами:

  • Сам учащийся заинтересуется изучаемым предметом;
  • Кто-то из стороны заинтересует, то результаты сразу пойдут вверх.

Организация времени

Режим – это громкое слово и не всем удается его соблюдать. Тем более, если это касается ребенка, у которого очень много энергии. Но все же он не обходим. По крайней мере, нужно стараться его придерживаться. А чтоб вашим детям не было так скучно соблюдать его, попробуйте структурировать время:

  1. Каждый час меняйте занятия, для меньших детей даже чаще – через 45 минут.
  2. Час поучили уроки – дайте звоночек ребенку, что пора менять вид деятельности и следующий час можно погулять или помочь по дому, а дальше ровно через час продолжить доделывать домашнее задание.
  3. Таким образом, уроки не превратиться в пытку и ребенок за день успеет сделать много всего.

Помочь подтянуться

Когда какая-то область знаний упущена, то последующее ее изучение стает просто пыткой с неизвестным исходом.

Помогите ребенку сами или наймите репетитора, чтобы заполнить пробелы, тогда все пойдет веселее.

Никаких ярлыков

Этот шаг касается не только вопроса, как заставить ребенка учиться, а всего учебно-воспитательного процесса. Наклейка ярлыков: «ты у меня дурак», «из тебя ничего путного не получится», « и у кого ты такой бестолковый», ранит детскую душу и формирует чувство неполноценности. В дальнейшем это может вызвать реакцию: «раз я такой плохой, то терять мне нечего – пускаюсь во все тяжкие».

Вера в себя

Выше мы писали, что нельзя ребенка ругать, за его пробелы в учении и ни в коем случае нельзя его унижать. В каждом человеке есть много разных прекрасных и умных сторон. Меняйте представления ребенка о себе. Вы увидите, как он переродиться и станет умнее, начнет больше стараться, будет работоспособнее и увереннее в себе.

Не секрет, что для многих родителей особо актуальным является вопрос о том, как заставить делать уроки ребенка. И это не праздный вопрос. Ведь часто приготовление домашних заданий становится большим испытанием для всей семьи.

Вспомните, сколько слез, переживаний было положено, чтобы выучить, в каком веке родился Юрий Долгорукий или как вычислить интегральное уравнение! Сколько детей с ненавистью вспоминают свои школьные годы, учителей, которые мучили их непомерными домашними работами, родителей, которые заставляли из-под палки эти работы выполнять! Давайте мы не будем повторять эти ошибки. Но как же научить своих детей учиться? Попробуем с помощью психологов дать несколько ответов на эти непростые вопросы.

Почему ребенок отказывается работать?

Первый вопрос, на который должны ответить для себя родители, заключается в том, почему ребенок не хочет учиться дома? Ответов на него великое множество.

Ребенок может просто бояться сделать ошибку при выполнении домашней работы, он может элементарно лениться, бояться самих родителей, у него может просто отсутствовать мотивация к домашнему учебному труду. Также ребенок может быть просто утомлен тем, что у него очень много учебной нагрузки, потому что, помимо обычной школы, он посещает музыкальное учреждение, художественный кружок и секцию по шахматам. Это как у А. Барто, «Драмкружок, кружок по фото…». Тут уж, и правда, для ребенка многовато что-то занятий, вот и приходится ему неосознанно от чего-то отказываться. Вот он и отказывается от выполнения домашней работы.

Однако и других мотивов отказа от выполнения уроков у школьников предостаточно. Но родители должны перебрать в уме все варианты и найти единственно верный ответ, который подходит к характеру именно их ребенка. Тем более следует помнить о том, что домашнее задание в современной школе - дело весьма непростое, часто, чтобы его выполнить, нужны усилия буквально всех членов семьи. Ведь программы все усложняются, даже в первом классе сегодня ребенок должен уже читать около 60 слов за минуту. Это в третьей четверти! А ведь раньше наши мамы и папы, будучи сами первоклассниками, учились только складывать буквы.

Ну а если родители определили причины, почему ребенок отказывается делать уроки, то им нужно приучать себя к терпению и понимать, что их ждет трудная миссия домашних наставников.

Поговорим о мотивации

Ключ к успеху в данном случае - это положительная мотивация ребенка к выполнению домашних заданий. Чтобы сформировать эту мотивацию, нужно много усилий. В первую очередь, данные усилия основываются на положительном школьном опыте. Если же в самой школе дела у вашего чада идут плохо, то и домашнее задание он будет воспринимать как продолжение школьной пытки.

Поэтому вырабатывается положительная мотивация, в первую очередь, в стенах школы, а только потом уже - дома. Здесь можно говорить о необходимости тесного взаимодействия школы и семьи.

Ну а что же делать тем родителям, которые понимают, что на вопрос о том, как заставить ребенка делать уроки без скандалов, они не могут найти ответа, в связи с тем, что ребенок просто не любит ту школу, в которую вынужден ходить ежедневно? Таким родителям можно посоветовать решить этот вопрос принципиально, вплоть до того, чтобы поменять школу или найти другого учителя.

Вообще, отцам и матерям нужно быть очень чуткими в вопросах школьного обучения. Бывает и такое, что в классе ребенку достается незавидная роль «чучела», «мальчика для битья», отношения с одноклассниками не складываются, окружающие обижают вашего ребенка. Естественно, что и учиться ему совершенно не хочется. Ведь как ходить в школу, если тебя там не любят и обижают? Какое уж там правильное выполнение домашних заданий…

Играет ли роль возраст?

Многое в данном вопросе решает тот возраст, в котором находится сам ребенок. Бывает, например, такое, что ребенок не хочет делать уроки, 1 класс, в котором он пока учится, просто еще не сформировал правильной положительной мотивации. В этом случае заинтересовать такого первоклассника гораздо проще, чем более старшего ученика.

Вообще, родителям первоклассников нужно помнить о том, что их дети в первой четверти проходят процесс адаптации. Поэтому проблема того, как заставить ребенка делать уроки без скандалов, не является еще такой значимой. Скандалы в данном случае будут. Но есть шанс, что они прекратятся, когда ваш сын или дочь пройдет непростой процесс адаптации к первому классу.

Также родителям первоклашек нужно помнить о том, что именно 1-й класс является тем «золотым временем», от которого зависят все будущие успехи или неуспехи их ребенка. Ведь этот тот период, когда ваш сын или дочь понимают, что такое школа, зачем нужно учиться, чего они хотят достичь в своем классе. Очень важна в этом вопросе и личность первого учителя. Именно мудрый и добрый учитель может стать для вашего ребенка тем проводником в мир знаний, человеком, который покажет дорогу в жизнь. Поэтому для детей очень важна личность такого учителя! Если же первоклассник боится своего учителя, не доверяет ему, то это, безусловно, очень плохо скажется на его учебе и стремлении выполнять домашние задания.

Как заставить делать уроки ребенка-старшеклассника?

А вот это уже более сложный вопрос. Ведь на малыша родители еще могут надавить, могут его заставить, применив, в конце концов, свой авторитет, но как быть с отпрыском, который пребывает в переходном возрасте? Ведь такого ребенка уже ничто не может заставить учиться. Да, с подростком совладать гораздо труднее. Тут нужно терпение, такт, умение понимать. Родителям нужно задуматься над вопросом о том, как делать уроки с ребенком без криков, ведь, возможно, часто они сами просто провоцируют конфликт, не выдерживая и обвиняя своего повзрослевшего сына или дочь во всех грехах. А подростки очень остро реагируют на критику, им трудно справиться с ней, в итоге они просто отказываются выполнять работы, которые задают в школе на дом.

Переходный возраст, в котором находятся школьники с 12 до 14-15 лет, может серьезно повлиять на успеваемость ученика. Дети в этот момент испытывают серьезные физические и психологические нагрузки, часто они переживают свою первую влюбленность, стремятся произвести впечатление на сверстников. Какая уж там учеба? А родители в этом возрасте становятся для детей своеобразными оппонентами, ведь подросток стремится оторваться от своей семьи, получить право самому распоряжаться своей жизнью. Излишне авторитарные родители в данном случае начинают сильно давить на своих детей, чтобы призвать их к послушанию. Но не всегда они добиваются этого послушания, а бывает так, что ребенок начинает протестовать. И часто отказ выполнять домашнюю работу - это и есть следствие этого протеста.

Вырабатывайте у детей ответственность

Хорошее подспорье для всех родителей, которые стремятся наладить отношения со своим ребенком, а заодно и сделать так, чтобы их сын или дочь хорошо учились, - это найти ответ на вопрос о том, как научить ребенка делать уроки самостоятельно? Ведь если вы приучите своего ребенка с самых первых лет в школе к тому, что он сам должен нести ответственность за свои поступки, то возможно, эта ответственность будет сопровождать его все оставшиеся школьные годы. Вообще очень важно учить детей понимать, что в жизни все зависит от их поступков, от их желаний и стремлений.

Задумайтесь, для чего ваш ребенок учится, что вы внушили ему? Вы сказали ему, что он учится ради своей карьеры, которая ждет его в туманном будущем? Вы объяснили ему, что процесс учения - это своеобразный труд, труд непростой, результатом которого станут знания о мире людей, которые невозможно купить за деньги? Подумайте, о чем вы разговариваете со своим ребенком, чему вы его учите?

Поэтому, прежде чем анализировать проблему того, если ребенок не учит уроки, что делать с ним, попробуйте разобраться в себе. Да и не забывайте о том примере, который вы подаете своим детям. Ведь ваше отношение к работе, домашнему труду также станет для ваших детей своеобразным стимулом для учебы. Поэтому всем своим видом демонстрируйте, что учеба всегда была интересующим вас делом, продолжайте учиться вместе с детьми, даже если вам уже стукнуло 40 лет!

Используйте методические приемы!

Конечно же, стоит помнить и о современных методических приемах. Таких приемов великое множество. Большинство из них, правда, направлено на помощь детям младшего школьного возраста. Это различные игры, которые проводятся до и после выполнения домашних заданий, стимулирование познавательной активности детей, пересказы и прочее. Старым методическим приемом является составление для ребенка режима дня. Даже ваш малыш-первоклассник должен знать, сколько у него времени на школу, дополнительные занятия, игры и, конечно же, уроки. Ведь вы, будучи озабоченными проблемой того, как заставить делать уроки ребенка, должны всячески помогать в этом.

Не делайте уроки вместо вашего сына или дочери!

Очень часто родители совершают еще одну педагогическую ошибку. Они с самого раннего возраста приучают свое чадо к тому, что делают с ним уроки вместо него. Ребенок быстро понимает, что его задача просто сделать-переписать то, что уже приготовили для него мама или папа. Не допускайте такой ошибки! Тем самым вы приучаете своего ребенка к тому, что без труда, за счет других можно многого достигнуть в жизни. И получается, как в рассказе Драгунского «Папа у Васи силен…». Не будьте такими папами и мамами. Помните, вы должны знать ответ на вопрос, как научить ребенка делать уроки самостоятельно. Эта ваш родительский долг!

Еще одной распространенной ошибкой становится излишняя амбициозность родителей, которые хотят во что бы то ни стало сделать из своих детей юных гениев. Причем такие родители часто просто «ломают» психику самих своих детей, просто забывая о том, что они должны быть озабочены проблемой о том, как приучить ребенка делать уроки, а не о том, как вырастить юное дарование по всем предметам.

Очень часто домашние задания в таких семьях превращаются в пытку для детей. Мама или папа заставляет сына или дочь по несколько раз переписывать одно и то же задание, добиваясь идеального его выполнения, родители придираются к мелочам, они скупы на похвалу. Ну и что же остается в таком случае делать детям? Конечно же, через какое-то время дети отказываются работать, впадают в истерики, всем своим видом показывая, что они просто не могут стать юными гениями, как хотят от них их родители. Но это еще в самом легком случае. А ведь бывает, что родители внушают своим детям «комплекс отличника или отличницы», ставя перед ним задачи, которые их дети просто не могут выполнить.

Например, амбициозная мама, всю жизнь воспитывавшая своего сына в одиночку, мечтает о том, чтобы он стал великим скрипачом и выступал со своими концертами по всему миру. Ее сын действительно успешно учится в музыкальной школе, однако выше уровня музыкального училища подняться не смог, скажем так: ему просто не хватило дарования и терпения. А что делать такой маме, которая в своем воображении уже возвела сына в ранг великих музыкантов современности? Обычный сын-неудачник ей не нужен… И разве можно упрекать этого молодого человека в том, что природа не сделала его гением?

Или другой пример. Родители мечтают о том, чтобы их дочь защитила диссертацию доктора наук. Причем для них даже не совсем важно то научное направление, в рамках которого это должно быть сделано. Девочке с юных лет внушают эту семейную мечту, от нее требуют чудесных результатов в научной карьере, но девушка имеет интеллектуальные способности всего лишь выше среднего, в итоге для нее стремление к ученой степени заканчивается психбольницей.

Согласитесь, что примеры эти печальные, но ведь они - сама плоть от нашей реальной жизни. Часто, очень часто родители так поступают со своими детьми.

А если предмет просто не дается?

Бывает и такое, что учебный предмет просто не дается ребенку. Ну нет у вашего сына или дочери способностей к физике или химии, например. Что делать в таком случае? Как заставить делать уроки ребенка, если он ничего не понимает, элементарно не понимает, как решать то или иное задание? Здесь одного родительского терпения уже недостаточно. Нужна выдержка, такт и еще человек, который сможет объяснить ребенку трудное задание. В этом случае родителям будет разумнее всего нанять своему сыну или дочери репетитора, для того чтобы он помог решить этот вопрос в положительном русле.

Можно ли делать уроки за деньги или подарки?

В последнее время родители стали использовать нехитрый способ манипуляции, который называется просто - подкуп. Суть его заключается в том, что отец или мать, не задумываясь над объективным решением вопроса, как правильно делать уроки с ребенком, просто стремятся подкупить свое чадо разными обещаниями. Это могут быть как денежные суммы, так и просто подарки: сотовый телефон, велосипед, развлечения. Однако стоит предостеречь всех родителей от такого способа воздействия на детей. Это неэффективно, потому что ребенок раз за разом начнет требовать больше и больше. Домашних заданий каждый день много, и вот уже ваше чадо не удовлетворяется просто смартфоном, ему нужен айфон, и он имеет на него право, ведь он же учится, выполнят все школьные требования и т. д. Да и потом, представьте себе, насколько пагубна привычка за свою ежедневную работу, которая является обязанностью ребенка, требовать от родителей каких-либо подачек.

Что же должны делать родители? Мнение психолога

Опытные специалисты в области психологии советуют родителям помочь ребенку делать уроки. Помогать нужно с умом и любящим сердцем. Вообще идеально здесь чувство меры. В данном случае родитель должен быть и строгим, и требовательным, и добрым, и справедливым. Он обязан иметь терпение, помнить о такте, уважать в своем ребенке личность, не стремиться сделать из своего сына или дочери гения, понимать, что у каждого человека есть свой характер, склонности и способности.

Очень важно показывать ребенку, что родителям он дорог всегда. Можно рассказать сыну или дочери, что отец или мать гордятся им, гордятся его учебными успехами и верят в то, что он может самостоятельно преодолеть все свои учебные трудности. И если в семье есть проблема - ребенок не делает уроки, совет психолога придется очень кстати в ее разрешении.

Наконец, всем родителям следует помнить о том, что дети всегда нуждаются в нашей поддержке. Учеба для ребенка - это настоящая работа с ее проблемами, взлетами, успехами и падениями. Дети сильно меняются в процессе школьного обучения, они приобретают новые черты характера, учатся не только понимать мир, но и учиться. И безусловно, на этом пути детям должны помогать и учителя, и их самые близкие и верные товарищи - родители!

Как заставить подростка учиться? Этот вопрос задают себе многие родители, у которых дети вступили в возраст тринадцати - шестнадцати лет. Подростки становятся неуправляемыми и непредсказуемыми, порой проявляя немотивированную агрессию. Мы часто не можем понять, что с ними происходит и как следует реагировать на внезапное нежелание выполнять свои школьные обязанности. Большинство заботливых мам и пап хватаются за голову, когда любимое чадо вдруг отказывается придерживаться привычного распорядка дня, и не знают, как заставить учиться подростка. Советы психолога помогут разобраться в этом непростом вопросе.

Истоки проблемы

Главное отличие молодого человека, только готовящегося вступить в самостоятельную жизнь, от взрослого заключается в том, что он ко всему относится слишком серьезно. Физиологические изменения, происходящие в организме, подросток воспринимает как нечто сверхъестественное. Некоторые психологические затруднения в этот период жизни способны вызвать у него настоящий приступ паники.

Агрессия служит своеобразным способом защиты молодого человека от «недружелюбного» внешнего мира. Немаловажным моментом в это время становится вопрос о том, как заставить подростка учиться. Психология юношей такова, что они все советы старших рассматривают с точки зрения собственного неустойчивого внутреннего мира. Воспринимая любую проблему сквозь призму своих представлений о том, как устроена жизнь, они нередко страдают от излишней впечатлительности.

Доверительное общение

Это первая задача, на решение которой должен направить свои усилия родитель, если заметил существенное снижение успеваемости. Подумайте о том, чем вызвано такое изменение в поведении вашего сына или дочери. Следует в первую очередь размышлять не о том, как заставить подростка учиться, а обратить внимание на его настроение, с которым он садится выполнять домашнее задание. Помните о том, что уроки в школе могут быть невероятно утомительными, и не нужно требовать от ребенка, чтобы он учился только на «хорошо» и «отлично». В конце концов, оценки ничего не решают в жизни. Важны сами знания и, конечно, умение их применить.

Доверительное общение между родителями и детьми начинается в тот момент, когда они отказываются от необходимости в чем-либо друг друга обвинять. Делитесь с собственным сыном или дочерью своими тревогами, мыслями, чувствами, переживаниями. Не следует думать, что подросток настолько эгоистичен, что не в состоянии обращать внимание на эмоции окружающих. Надо сказать, он, напротив, сильно зависит от реакции близких родственников, друзей на те или иные события. Рассказывайте ребенку о том, что произошло за день, тогда и у него возникнет потребность делиться с вами наболевшим.

Организация места для занятий

Многим детям не хватает личного пространства в семье. Индивидуальные границы должны иметься у каждого человека. Только в этом случае он будет чувствовать себя комфортно и свободно. Если ребенок лишен возможности уединения в собственной комнате и постоянно вынужден взаимодействовать с толкающимися туда-сюда домочадцами, это утомляет всех. Сын или дочь могут сделаться раздражительными. Здесь не может и речи идти о том, как заставить подростка учиться.

Правильная организация места для занятий - это необходимое условие для успешного обучения. Вот увидите, ребенок станет намного дисциплинированнее, если будет знать, что у него дома имеется отдельный уголок для приготовления уроков. Такой подход к учебе поможет привести в конечном итоге к весьма неожиданным результатам. Нередки случаи, когда юноши и девушки в старших классах начинали глубже осваивать предметы только потому, что у них были в квартире соответствующие условия. Если для вас актуален вопрос о том, как заставить подростка хорошо учиться, примите к сведению сей нехитрый совет.

Индивидуальность

Ваш ребенок ленивый, стеснительный или, напротив, чрезвычайно активный? Каким бы он ни был, постарайтесь не давить на него своими требованиями в отношении учебного процесса. Обучение в школе - задача непростая, результат зависит от многих факторов. Не следует думать о том, как заставить подростка хорошо учиться в школе, если вы не интересуетесь его внутренним состоянием. Обращайте в первую очередь внимание на воспитание индивидуальности. Поверьте, ребенок будет вам за это невероятно благодарен. Не нужно смотреть на собственных детей, как на людей, которые обязаны оправдывать ваши ожидания.

Практика показывает, что чем больше вы возлагаете надежд на собственное чадо, тем меньше у него остается шансов действительно реализовать их. Гордитесь детьми в любом случае, а не только тогда, когда они получают хорошие оценки или побеждают на школьных олимпиадах. Развитие индивидуальности начинается с осознания того, что ребенок сам по себе является большой ценностью. Как заставить подростка учиться? Просто не мешайте ему быть самим собой, раскрывать собственный внутренний мир.

Своевременная похвала

Она придется кстати, когда возникают определенные трудности с пониманием той или иной темы. Помните, что не всегда школьные предметы даются легко. Доброе слово способно исцелить душу, направить на нужный путь, попробовать сделать первый робкий шаг. Чтобы постоянно не задаваться вопросом о том, как заставить подростка учиться в школе, лучше больше хвалите собственное чадо. Вы удивитесь тому, как ребенок начнет расцветать прямо у вас на глазах. Такой подход поможет сформировать у него адекватную самооценку и достичь в будущем больших побед.

Мотивирующая беседа

Иногда предпринимать определенные шаги в отношении ребенка и его успеваемости все же необходимо. Как заставить ребенка - подростка учиться? В том случае, когда он всячески отвергает процесс получения новых знаний, следует запастись терпением. Проявите твердость характера, проведите соответствующую беседу. Объясните, почему так важно получить в жизни хорошее образование, что может дать умение усваивать нужную информацию.

Отказ от нотаций

Большинство родителей грешат тем, что постоянно осыпают собственное чадо упреками. Этого нельзя делать. Помните о том, что подросток больше всего на свете ценит свободу и независимость. Конфликта с родителями нельзя избежать, когда они предъявляют слишком жесткие требования. Даже если ребенок допустил существенный промах, не стоит постоянно напоминать ему об ошибке. Отказ от нотаций позволяет добиться большего эффекта, нежели постоянное желание поучать.

Заинтересовать предметом

Вспомните: наверняка и у вас в школе имелся нелюбимый урок, с которого так и хотелось сбежать, оставив позади все волнения? Поверьте в то, что и современный ученик способен испытывать те же самые чувства. Не всем легко дается изучение математики или русского языка. Однако стоит помнить о том, что любой предмет можно сделать интересным, если подключить фантазию. Предложите ребенку свою помощь.

Взгляните с другой стороны на изучаемый объект, возможно, удастся найти для себя что-то полезное. Прочитайте вместе скучное и неинтересное (как кажется) литературное произведение и убедитесь в том, каким увлекательным оно станет в глазах подростка. Главное, чтобы он смог получить больше свежих впечатлений.

Расставить приоритеты

Проблема в обучении многих детей заключается в том, что у них отсутствует навык четкого распределения нагрузки. Придя после школы домой, они сразу первым делом садятся за компьютер. Не все умеют вовремя отвлечься и переключиться на выполнение домашних заданий. Некоторые учащиеся в результате приходят в класс с невыполненными уроками. Стоит ли говорить о том, что учителя все чаще остаются ими недовольными? Именно так и падает успеваемость, а ребенок теряет интерес к учебе.

Помогите подростку Девочка или мальчик в тринадцать - шестнадцать лет обладают уже достаточно развитым сознанием и волей для того, чтобы суметь себя организовать. Им требуется только четко понимать, зачем делать тот или иной урок и почему именно сейчас. Объясните ребенку, почему вначале необходимо выполнять самые сложные задания: голова еще свежая, легко усваивать материал. Пусть в сутках найдется время и общению с друзьями, походам в кино, а не только бесконечному просиживанию за учебниками. Когда день будет расписан по часам, он сам удивится тому, что станет больше успевать, а оценки тем временем станут значительно выше.

Позитивный настрой

В любом случае важно сохранять бодрость духа и оптимизм. Ребенок должен усвоить, что неразрешимых проблем не существует. На собственном примере продемонстрируйте, что любые сложности можно преодолеть, если браться за их решение с улыбкой. способствует повышению концентрации внимания, вдумчивому изучению учебного материала.

Таким образом, существует множество способов, как заставить подростка учиться. изложенные в данной статье, направлены в первую очередь на установление личного контакта, формирование взаимопонимания между взрослым и ребенком.