Презентация к докладу "Мордовская свадьба". Мордовская свадьба, ее традиции и обряды — отражение самобытности культуры Мордовии Мордовская свадьба евсевьева

Свадьба - одно из наиболее важных событий в жизни семьи. Традиционные обряды, приуроченные к разным ее этапам, должны были способствовать её благополучному ходу, а также объявлять о событии односельчанам и родственникам. Свадебные обряды Мордвы отличались большой сложностью и разнообразием, что определялось особенностями расселения, многообразием контактов отдельных групп этноса с соседями:

Нередко, невесту жених попросту воровал.

Правда, не сам: похищение организовывали его родственники. Происходило это во время во время того, как девушка выходила за водой к озеру, или рано утром во время гонитьбы скота на водопой. Её запирали в хлеву или клети у кого-то знакомых жениха и не выпускали, пока та не давала согласие на свадьбу. Такие умыкания невесты просуществовали вплоть до начала 20 века.

Когда родители жениха находили подходящую партию для сына, то, решив свататься, отец должен был взять горбушку хлеба, вытащить оттуда мякиш и заполнить медом. Ночью он садился на лошадь и клал эту горбушку на воротный столб невесты, после чего стучал кнутом в окно, говоря хозяину, что приехал свататься к его дочери и уезжал, что есть силы. За ним тут же организовывали погоню, и, если догнать отца жениха удавалось, эту горбушку ему возвращали, давали отказ в свадьбе и избивали. В противном же случае, отец невесты доезжал до дома жениха, так же стучал кнутом окно и давал согласие. Против этого обычая мордва никогда не шли, так как считали, что, несоблюдение повлечет за собой гнев богов. Могли они лишь подыграть: если жених был неугоден, например, беден, то догнать его действительно пытались изо всех сил. Если же это была хорошая партия для дочери, то догоняли «для вида»: ехали медленно и неторопливо.

2.

Во время сватовства в одном доме собиралась родня и жениха, и невесты. Каждый должен был принести с собой каравай хлеба. Уходили домой они опять же с караваями, только другими: родня невесты брала хлеб, принесенный стороной жениха, и наоборот.
На свадьбе у мордвы было очень много даров: от невесты родне жениха, от родни невесты в приданое, существовало даже, так называемое «прощание с улицей»-невеста всем девушкам, проживающим на одной улице с ней, дарила кольца перед днем своей свадьбы, а всех парней угощала вином.

В день свадьбы родственницы жениха пекли специальные свадебные пироги: от 5 до 9. Каждый из них имел свое предназначение, особый внешний вид и начинку: пирог для отца невесты, матери, крестной, подружек и т.п.

3.

4.


Молодую жену обязательно представляли умершим предкам мужа: молились и просили принять ее, как нового члена семьи. Девушка же приносила им дары: рубахи, пояса, кокошники-их раздавали бедным.

Сразу же после свадьбы невеста не имела права навещать свою родню и родителей, даже если жили они через два дома. Спустя две-три недели после бракосочетания, за девушкой приезжали и увозили к отцу на месяц. По прошествию этого времени, муж со своими родителями возвращался за женой. Этот обряд назывался «возвращение-отступление», лишь после него муж и жена могли гостить у своих родственников когда им это было угодно.

В настоящее время традиции мордовской свадьбы потерели большие изменения и во всем своей многообразии проявляются лишь в некоторых поселках и деревнях республики. Однако, есть и те, которых придерживаются даже самые современные семьи в городах республики, отдавая дань истории и культуре своего края.

Управление

образования администрации

Ардатовского муниципального района

Исследовательская работа

IV районная научно - практическая конференция
школьников «Первые шаги в науку»

Мордовская свадьба - вчера и сегодня

Летина Алина Валерьевна,

ученица 8 класса

МОУ « Ардатовская СОШ» ____

Руководитель:
Федорчукова татьяна Михайловна,

учитель МОУ _ « Ардатовская СОШ» _____

2011

Содержание:

1. Введение…………………………………………………………………….1

2. Основная часть. Мордовская свадьба:………………………………….....3

2.1. Сватовство(Одирьвань ладямо)………………………………….3

2.2. Запой (Одирьвань симема)………………………………………..3

2.3. Приготовление к свадьбе (Свадьбань анокстамось)……………4

2.4. Угощение кашей (Кашадо ярсамо)……………………………….5

2.5. Расплетение косы (Черь пулонь калавтомась)…………………..5

2.6. Укладка сундука(Эрямо парень анокстамось)…………………..6

2.7. Свадьба в доме невесты(Свадьбась одирьвань кудосо)………..6

2.8. Свадьба в доме жениха после венчания(Свадьбась женихень кудосо венчамодо мейле)……………………………………………………….7

2.9. Соблюдение обычаев старинной свадьбы в наши дни……………..8

3. Заключение……………………………………………………………………….9

4. Список используемой литературы………………………………………...10

5. Приложения

Введение

Зная язык своего народа, соприкасаешься с духовными ценностями, старинными традициями, культурой мордовского народа. Из поколения в поколение передавалось то, что народу дорого и свято – народные традиции и обряды, песни и игры. Да, они вечные, но забываются, уходя из нашей жизни. Мы всегда обращаемся к обрядам и традициям, потому что это - наши корни. Любое событие нашей жизни не проходит без соблюдения обычаев и обрядов. Не исключение – свадьба.

Мне показалось интересным и увлекательным, как проходили в мордовских селах свадьбы сохранились ли эти обычаи в наше время, и поэтому темой своего исследования я взяла: «: Мордовская свадьба вчера и сегодня.» . Она даёт возможность нам ближе познакомиться с жизнью мордвы, больше узнать об этой национальности, сопоставить и провести параллель между историческим обрядом и современным.

Актуальность. Мордовские обряды, по мнению ученых, на современном этапе рассматриваются недостаточно. По моему, тема по – настоящему богата и увлекательна. Свадьба - самое яркое и впечатляющее событие в жизни людей.

Мне было важно воссоздать колорит прошлых веков и почувствовать разницу с современностью. Мордовская свадьба тесно связана с жизнью народа, его традициями и поэзией. Она росла и развивалась вместе с опытом людей и стала настоящим творческим делом, жанром народного искусства. В настоящее время многое изменилось в жизни народа, изменились его традиции, песни. Сейчас забыты старинные причитания невесты, песни свахи. Но свадебные обычаи и связанная с ними поэзия - это ценный материал, откуда мы узнаем о прошлом нашего народа, о его традициях и обрядах по сей день, поэтому я поставила цель :

    исследовать старинную свадьбу;

    узнать насколько мордва сохранила свои обычаи в наши дни;

    подробнее познакомиться с мордовским обрядом .

Проблема. Изучить мордовские свадебные обряды, провести параллель с нынешним временем, найти общие и отличительные черты.

Объект исследования:

    старожилы села Каласево Ардатовского района .

    обряды свадеб мордвы в старину и в современности.

Задачи:

    изучить старинный свадебный обряд;

    сопоставить изученный материал со свадебным ритуалом нынешнего времени;

    научиться бережно относиться к истории национальной культуры, возрождать, сохранять традиции и обряды мордвы.

Гипотеза. Если больше уделять внимания истории нации, её корням, то у молодого поколения появится интерес к прошлому своего народа, более углубленному изучению национальных традиций.

Методы:

    Научно-поисковые:

Сбор и изучение материала по данной теме;

Интервью с жителями села.

2. Аналитические:

Анализ и синтез собранного материала.

3. Систематизирующие:

Систематизация полученных данных.

4. Практические:

Компьютерная презентация.

Я живу в Мордовии – республике редких памятников истории, где старина и новь живут рядом, сливаясь в единый ансамбль мордовской культуры. Моя малая Родина – Ардатов. Этот прекрасный уголок многоликой Росси очаровывает своими лесами, реками, озерами, бесконечными лугами трав и лесов, а главное народом, история которого увлекательна и самобытна.

Свое исследование я решила начать после услышанного разговора мамы с моей прабабушкой, которой исполнилось 82 года. Прабабушка просила исполнить последнее желание – положить ей в гроб её подвенечное платье (платье она бережно хранит до сих пор). Я спросила: « Бабушка, а зачем?» На что она ответила, что с этим платьем связаны самые дорогие, запоминающиеся и счастливые моменты жизни – её свадьба, так как это несравнимое ни с чем по своей красоте и великолепию событие.

Описание мордовской свадьбы сделано мною со слов моей прабабушки Суюшовой Нины Семёновны,1929 года рождения, а также Архиповой Александры Петровны,1924 года рождения, и Гвоздевой Елены Петровны,1930 года рождения. Всю свою жизнь они прожили в мордовском селе Каласево. Здесь они родились, выросли, вышли замуж, растили детей, внуков и теперь уже правнуков. Всю свою жизнь, все самые яркие и большие события они хранят в своей памяти и передают её нам, следующим поколениям. Все эрзянские причитания записаны мной с их слов. Причитания на мордовской свадьбе – одно из самых ярких обрядов. Мордовская свадьба начинается со сватовства.

2.1 Сватовство(Одирьвань ладямо)

Одобрив выбор сына, родители жениха в один из «лёгких» дней (воскресенье, вторник, четверг) приглашают к себе родственников и объявляют им о выборе невесты. Взяв с собой хлеб и соль, они отправляются в дом невесты.

Придя в дом невесты, сваты говорят такие слова: «Вешнетяно ярка, маринек тынк ули, сынек ваномонзо, ладямонзо, эряви миненек истямо:

Стяко а пижниця,

Ламо а ярсыця,

Роднякс минек примиця,

Чокшне позда мадиця,

Валске рана стиця,

Ярсамонь пидиця,

Эри ялганзо вечкиця.»(из рассказа Гвоздевой Е. П)

Затем хозяева дома усаживают сватов за стол, которые вскоре спрашивают невесту, согласна ли она выйти замуж за этого молодого парня. Если девушка соглашается, её родители и сваты будут обсуждать детали проведения свадьбы, решают, когда и как сделать запой .

2.2 Запой(Одирьвань симема)

Обычно через неделю после сватовства наступает запой. В этот день родные жениха вновь приходят в дом невесты. Все гости со стороны жениха и

невесты садятся за стол и угощаются. Во время первого стола родные жениха

сажают невесту на стул и дарят ей различные подарки: платок, серьги, кольцо, браслет. Обычно это делает свекровь и при этом перед снохой поёт:

Ох, урьвинем-эеднем!

Цёрам кувалт какамак!

Сайтян мон тонть, эеднем,

Чокшне кувать аштицякс,

Валске толонь пувицякс.

Кудос пенгень кандыцякс,

Начко ведрань кирдицякс,

Ванькстэ кудонь теицякс,

Чевте таркань ацыцякс,

Сэрей прялксонь путыцякс,

Раужо палянь саицякс,

Ашо палянь максыцякс,

Калгодо мушконь томбицякс,

Кувака коцтонь кодыцякс,

Кучк-киява молицякс,

Эрьва козонь кундыцякс,

Якинь-пакинь вастыцякс,

Тусь ломанень ильтицякс.

Пиже какам Люба,

Мазый какам Люба,

Прязот казян мон паця –

Тон превксэкс – содавикс ультяя,

Пилезэть каян сиянь пилекст –

Пиле марикс ультяя,

Кедезэть каян сиянь суркс –

Кедь – суров ультяя

Пильгезэть казян мон цюлкат –

Пильге виев ультяя.(из рассказа Суюшовой Н.С.)

Затем невеста благодарит всех за полученные подарки и хорошие слова и сама одаривает всех вышитыми полотенцами. После этого начинаются песни и пляски.

Во время второго стола родные решают, когда сделать свадьбу, намечают её день и обсуждают её проведение.

2.3 Приготовления к свадьбе(Свадьбань анокстамось)

С момента запоя невеста начинает готовиться к свадьбе: приготовлять дары и учиться причитывать. Из этих приготовлений более всего озабочивает невесту приготовление даров, которых требуется с неё немало и которые должны быть все своей работы. Невесте необходимо было соткать и вышить от 10 до 20 женских и мужских рубах, вышивать полотенца и платочки. Такое множество даров нельзя, конечно, приготовить в короткое время между запоем и свадьбой. Поэтому

свадебные дары приготовляются постепенно, в продолжение нескольких лет.

2.4 Угощение кашей(Кашадо андомась)

Кашу невесте приносят её родные, попробовав её, она должна была всех отблагодарить и причитать. Сначала девушка пробует кашу матери и причитывает:

Пасиба, авай, пасиба

Паро кашань пидемазот.

Больше мон а карман

Тонть паро кашадо ярснеме.

Остатка ве мон удан.

Туян чужоень мель ваномо,

Ятоень коронь кирдеме.

Чужоень мельтне мелекшевть,

Ятоень кортне корокшовт.

Чужоень мелесь грозной пурьгине кондямо,

Ятоень корось пшти ёндолонь кондямо.(из рассказа Архиповой А.П)

Затем невеста начинает пробовать каши родных и благодарит их:

Пасиба, роднойть, пасиба

Паро кашань пидемазонк,

Монь ломанькс путомазонк.

2.5 Расплетение косы (черь пулонь калавтома)

Когда девушка испробует каши всех родных, родные уходят,а невеста начинает расплетать косу и при этом причитывает сначала перед матерью, затем перед отцом:

Ох, авакай, жалинем,

Ярьга штюпика, капика

Тюжа мишара прячернем,

Московской рисьме кодавксом,

Кавто кедеть пачк таргика,

Кемень сурот пачк нолдыка.

Больше, авай, а карман

Кавто плеча ютксо кандтнеме,

Плечадо плечас ёртнеме.

Ней мон, авай, ведь туян

Чужоень мелень ваномо,

Ятоень коронь кирдеме.

Чокшне позда мадицякс,

Валске ранаяк стицякс.

Затем мать перевязывает невесте волосы алой лентой, при этом иногда причитывает и мать:

Тука пурнаса, пижине какам,

Тюжа мишара прячернеть.

Седикеле эрямсто

Тейтерксчинеть кандомсто,

Сисем тевень кадылинь-

Тонть прячереть пурнылинь.

Ней а карман, какинем,

Сисем тевень кадомо,

Тонть черинеть пурнамо. (из рассказа Суюшовой Н.С.)

После этого невесту укладывают спать на полати.

2.6 Укладка сундука ( Эрямо парень анокстамось )

За день до свадьбы невеста и её родственницы начинает укладку сундука. Укладывают сундук обычно в сенях. Перед укладкой сундук очищают от нечистой силы: сначала обводят внутри зажжённой лучиной, потом иконой. Первым кладут в сундук каравай хлеба, потом кладут пять монет: четыре по углам, пятую на середину, на каравай. Затем кладут лапти, кладут чашку для еды и ложку.

2.7 Свадьба в доме невесты( Свадьбась одирьвань кудосо)

В день свадьбы с раннего утра в доме невесты поднимается суматоха. Хозяева суетятся, готовятся к принятию гостей. Невеста, одетая в красивый эрзянский наряд, садится на лавку в коридоре. В это время все её подруги и родные встают вокруг неё. Гости со стороны жениха начинают стучать в дверь, искать невесту, выкупать её у девушек, стоящих у дверей. Когда выкупят невесту, то есть дадут достаточное количество денег, после продолжительных переговоров, их пускают в дом невесты. Все входят в избу и занимают места за столом. В избе гости складывают привезённые припасы (пироги, вино) на стол. Они выкупают у девушек места за столом и садятся. Плата такая же, как и на крыльце. Жениха сажают на переднюю лавку в угол. Рядом с ним по правую сторону садится покш куда, по левую-сваха. Остальные гости садятся рядом. Они угощаются, поют песни, пляшут.

После этого родственники жениха забирают невесту на венчание. Перед уходом невеста просит благословления у отца:

Баславамак, тетякай,

Баславамак, корьмакай,

Баславамак - журямак,

Паро мельсэ ильтемак

Чужоень мелень ваномо,

Ятоень коронь кирдеме.

Чужоень мельтне мелякшовт,

Ятоень кортне корокшовт. 7

Затем невеста просит благословления у матери:

Авакай - тирякай,

Авакай - корьмакай,

Баславамак - журямак,

Паро мельсэ ильтемак.

Илямак баслава кувака пингень эрямо,

Баславамак - журямак кавто чинь эрямо,

Колмоцес - куломо.(из рассказа Архиповой А.П)

Перед уходом из родительского дома невеста одаривет девочек – родственниц ленточками и колечками, тем самым как бы прощаясь с беззаботной молодой жизнью.

2.8 Свадьба в доме жениха после венчания(Свадьбась женихень кудосо венчамодо мейле)

После венчания все отправляются в дом жениха. При этом жених и невеста идут по улице и держат между собой икону с накинутым на неё полотенцем. На это красивое шествие выходят посмотреть все сельские жители.

Когда жених с невестой подойдут к крыльцу дома, родители жениха выходят на крыльцо, отец - с иконой в руках, мать - с караваем и солонкой.

Молодые кланяются в ноги родителям, затем целуют по очереди сначала икону и отца, потом каравай с солонкой и мать. После этого отец с матерью благословляют молодых и разбивают перед ними глиняный кувшин, чтобы были они счастливы, бросают зёрна пшеницы и ржи, чтобы были они богаты. Затем невесту ведут к столу, где её место занято ряженными. Невеста даёт им красиво вышитый платочек. Затем снова продолжается гуляние

Когда все гости разойдутся, свекровь говорит невесте:

Тон толонь мадстиця улят,

Тон толонь кирвазтиця улят.

Это значит, с этого момента девушка будет раньше всех вставать и позже всех ложиться.

Соблюдение обычаев свадьбы в наши дни.

Современная свадьба не может обойтись без соблюдения обычаев и обрядов. Конечно, можно устроить свадьбу без них. Но она будет просто очень скучной. Ведь это не просто праздник с застольем, это весёлое театрализованное представление. Не зря существует выражение « играть свадьбу». Вдумайтесь, не праздновать, а играть. Сделать из обычного праздника целое представление помогают свадебные обычаи, пришедшие из старины. Что- то из них сохранилось, что- то забылось, что- то претерпело изменения.

В настоящее время свадьбе присущи не все обрядовые действия. Уже не соблюдаются такие обряды как причитания невесты, поедание каши, расплетение косы и многие другие. В силу того, что молодые сами договариваются о женитьбе,

8

сватовство как обязательный обряд свадебного ритуала приобретает лишь символический характер. Жених и его близкие родственники приходят в дом невесты, чтобы оговорить срок свадьбы. Но некоторые обряды сохранились до сих пор. Перед отъездом свадебных поезжан, насчитывающих от 5 до 17 человек, родители благословляют своего сына, при этом отец держит в руках икону и зажженную свечу, а мать каравай свежего хлеба и солонку.

Главным лицом в поезде считается сваха. Когда свадебный кортеж подъезжает к дому невесты, ее подруги и родственники запирают двери и требуют от

приехавших выкупа, при этом в шутливой форме высмеивали их «бедность» или

«жадность». Современный выкуп невесты – это весёлые конкурсы и каверзные вопросы, которые задают жениху подружки невесты. Это - часть старинного свадебного обряда. После того, как невеста с женихом садятся в машину, главные распорядители с целью предохранения от «колдунов» и «злодеев» трижды обходят

его, держа в руках кнут и икону.

Одновременно упрощается свадебный ритуал, теряет прежнюю четкость, шуточность, невесту выбирают не по тому, насколько хорошо она может работать в поле.

Но элементы сватовства сохраняются. Например, сваты, как и прежде, садятся в передний угол, начинают разговор издалека. Невеста одаривает родственников будущего мужа вышитыми полотенцами.

Из старины сохранился обычай осыпать молодых пшеном, зерном, монетками,

чтобы жизнь была богатой и счастливой.

Надо отметить, что в мордовской свадьбе в 30-е годы прошлого столетия появилась «свахань тарад» - ёлочка, украшенная цветами. Ее назначение старожилы объясняют так. Дерево-это долгая жизнь, украшение его цветами, лентами - богатая, счастливая жизнь для молодых.

9

Заключение

Воссоединение мордвы с русским народом внесло некоторые коррективы в проведении данного ритуала. 1000 – летие единения мордовского народа с народами российского государства – событие, которое поистине можно назвать поворотным, значимым, этапным. Но любая нация, в том числе и мордва, не должна забывать многовековые обряды и ритуалы, хранить все, что оставляет в наследство предыдущее поколение. Бережное соблюдение лучшего из прошлого, в том числе обычаев и обрядов, сплачивает народ.

В последнее время много пишут и говорят о сохранении духовного наследия мордовского народа, в том числе его лучших обычаев и традиций. Радует то, что многое из прошлого осталось. Главное – не утратить безвозвратно национальные традиции и бережно относиться к истории. Важно нам, молодому поколению, не забывать то, что создавалось веками, и не просто интересоваться, а стараться внести посильный вклад в дело нации

Данное исследование помогло мне понять, что во все времена свадьба является самым ярким, самым важным событием в жизни человека. На основе материалов, собранных мной у старожилов села Каласево, на мой взгляд, очень четко прослеживается этот ритуал. Мордва всегда была глубоко религиозной нацией и все обряды выполняла, следуя традициям. Сегодня из этого длительного ритуала осталось совсем немногое. Традиции, копившиеся веками, утрачивают постепенно свою значимость. А ведь свадебный обряд – самый красивый из всех обрядов, который позволяет ощутить атмосферу праздника. Но в этом селе прилагают все усилия, чтобы сохранить это наследие. Это наш долг перед предками.

Большое значение придавалось внешнему облику невесты. Как глубоко и основательно подходила мордва к данному обряду, и насколько упростился этот ритуал сейчас. Все невесты стали одинаковы, нет национальных отличий в наряде, с веками это утрачено. А как жаль! Современный наряд невесты – это зачастую белое свадебное платье, купленное в специально предназначенных для этого салонах. Невеста же очаровательна во все времена.

На мой взгляд, хорошо бы возобновить мордовские традиции, хотя бы элементы вышивок и украшений включить в современный свадебный наряд.

10

4.Список использованной литературы:

    Балашов В.А. Бытовая культура мордвы. Традиция и современность. – Саранск. Мордовское книжное изд-во, 1992.

    Белицер.В.Н. Народная одежда мордвы. М., Наука, 1973

    Девяткина Т.П. Обряды и обычаи мордовские. – С: Энциклопедия 3-е изд., 2006.

    Евсевьев М.Е. Мордовская свадьба.- Саранск. Мордовское книжное изд-во, 1990.

    Козин В. Традиции, праздники и обряды. – М., Политиздат., 1988 .

11

Приложение

12

I. Введение……………………………………………………… 3

II. Основная часть……………………………………………… 5 - 13

1. Мордовская семья……………………………………………. 5

2. Свадебный обряд мордвы…………………………………… 8

2.1 Одирьвань кочкамо – выбор невесты………………….... 8

2.2 Ладямо – сватовство……………………………………… 10

2.3 Свадьбантень анокстамось – приготовление к свадьбе… 10

2.4 Чинь путома – назначение дня свадьбы…………………. 11

2.5 Одирьвань банясо шлямось – мытье невесты в бане…… 11

2.6 Эрямо парень вачкамось – укладка сундука……………. 12

2.7 Прякань панема – приготовление пирогов……………… 12

2.8 Женихень самось – свадебный поезд…………………… 13

III . Практическая часть исследования…………………………. 13-15

1.1 Опрос ……………………………………………………... 13

2.1 Интервью………………………………………………….. 13

IV. Заключение………………………………………………… 15

V. Список использованной литературы……………………….. 17

Приложение.

I. Введение.

Каждый народ на Земле, независимо от цвета кожи и расы, имеет свои обычаи и верования, свой язык и свои легенды. Каждый народ имеет свою историю. Каждый народ внес в общечеловеческую культуру свой вклад. Неважно, велик этот вклад или мал, важно то, что он неповторим. Своя история, свой вклад и у мордовского народа.

Обычаи и обряды являются своего рода хранителями достижений прошлого. С их помощью народ воспроизводит себя, свою культуру и характер из поколения в поколение.

Тема моей работы выбрана неслучайно. Мои бабушки, и с маминой, и с папиной стороны, - эрзянки. Я очень люблю бывать у них. Мне нравится слушать их рассказы о прошлом, о старине. Когда я была совсем маленькой, бабушка Валя, укачивая меня, вместо колыбельной часто пела надо мной протяжные мордовские песни. Спустя 3-4 года, она мне уже рассказывала об обычаях и праздниках мордвы, разучивала со мной «Колядки». Когда я пошла в школу, стала изучать родной язык, начала посещать кружок «Национальное краеведение» и петь в детском мордовском ансамбле «Лейне», который не раз был победителем и призером различных областных детских фестивалей и конкурсов. А раз, просматривая фотографии в альбоме, я наткнулась на яркие снимки, сделанные на мордовской свадьбе. Я поинтересовалась у бабушки, откуда они у нас. Бабушка поведала мне, что в нашем селе Старая Шентала в 2000 году был большой праздник «Мордовская свадьба», участниками которого стали жители нашего села. Этот обряд проходил по старинному обычаю и был несколько раз показан по телевидению. Оказалось, что в этом празднике приняли участие и мои бабушка и мама. Это стало для меня очень интересно…

Актуальность данной работы заключается в том, что мои исследования в совокупности с другими подобными будут способствовать расширению знаний о национальной культуре, воспитанию патриотизма.

Цель исследования : выяснить сущность мордовской свадьбы, проследить особенности свадебных обрядов мордвы Самарской области.

Задачи исследования:

    Рассмотреть, как строились отношения в мордовских семьях.

    Рассмотреть структуру свадебного обряда мордвы и воссоздать целостную картину бытования свадьбы.

    Провести опрос среди учащихся школы на предмет знания и изучения родного языка, обычаев и традиций мордовского народа.

    Обобщить изученный материал и сделать выводы по изученной литературе.

Объект исследования - мордовская свадьба как историко-культурное и этнографическое явление.

Гипотеза : история мордовского народа, как и любая иная история – часть современной культуры, а не угасший мир. Всё большее число людей приобщается к ней, познавая и осмысливая обряды и обычаи мордвы.

Методы проведения исследования

    Подбор и изучение литературы о свадебном обряде мордовского народа.

    Опрос жителей села и работа с полученным материалом.

    Изучение краеведческого материала местного историко-краеведческого музея им. М.И.Чувашева.

    Презентация проекта на общешкольном мероприятии «День мордовского языка».

    Пополнение материалов школьного музея.

В настоящее время наметилась тенденция возрождения национальных традиций, обычаев и обрядов. К ним относится свадебный обряд - наиболее знаменательное событие в жизни любого народа. Свадьба является краеугольным камнем в процессе создания семьи.

I. Основная часть.

1. Мордовская семья.

Семья – древнейший институт человеческого общества. Как же строились семейные отношения в мордовских семьях, например, в 18- 19 веках?

В мордовских языках отсутствует слово семья в современном его значении. В обыденном употреблении этому понятию соответствует слово кудо (эрз.) – дом. В народной традиции дом воспринимается не только как жилище, но и как сообщество, объединяющее людей по родственному признаку. Семья и дом – синонимы. Это нашло отражение в пословицах: «Кодамо азорось, истямо и кудонь семиясь»(эрз.) - «Каков хозяин – таков и дом (семья)» ; «Эйкакш марто кудось – уцяскав кудо»(э.) – «Дом с детьми – счастливый дом».

По обычаю, во главе семьи стоял самый старший мужчина – покштя (э.), по отношению к младшим – дед или прадед. После его смерти у эрзи тут же это место переходило к старшему из братьев.

Глава семьи являлся непререкаемым авторитетом для её членов. «И царь хотел, да отец не велел» - говорится в старинной мордовской пословице. Он же был представителем семьи перед властями, общиной и церковью, платил за всю семью подати, одним словом, вёл дела дома. Он же был ответчиком за членов семьи, за их поведение. Все они не смели ослушаться и жены главы семейства. Высокий статус имела жена главы семейства – покштява (э.) (большуха, главная хозяйка). В нороде говорили: «Машты кудазорава марто кудосо рай, а беряненть марто– тоначи» (э.) – «При умелой хозяйке в доме рай, а при плохой – ад» . Её функции были чрезвычайно многообразны. Она ведала всеми женскими делами, управляла и распоряжалась всеми женщинами. Невестки находились в полной зависимости от неё. Работы между женщинами распределяла домохозяйка согласно их наклонностям и возрасту, но поровну. Она была полновластной хозяйкой кладовой. В ряде случаев у неё в руках оказывалась семейная касса.

Хозяйке дома принадлежала огромная роль по уходу за младенцем. Кудазорава нянчила, ласкала, лечила, воспитывала, закладывала основы нравственности и трудолюбия. Народная мудрость утверждает: «Авась чачты, а бабась касты» (э.) – «Мать родит, а бабушка растит. На свадьбе её одаривали равноценным подарком, что и мать. За менее почётный и значимый дар невеста подвергалась осуждению.

Отношения между мужем и женой обычно характеризовались сердечностью. Муж по всем вопросам советовался с женой. Не случайно мордовские пословицы гласят: «С соседом обходись рублём, а с женой – лаской», «Живут – друг другу угождают, друг друга уважают». .

Положение других женщин в большой семье определялось традицией обычного права, а также личными качествами и тем трудом, который вкладывали в общее хозяйство. Сильная, работящая сноха пользовалась уважением. Входя в новый дом, невестка теряла своё имя. По обычаю, её нарекали именем в соответствии с возрастной иерархией её мужа среди других сыновей. Так, жену старшего сына или брата звали Парава (пара (м.) – хорошо), второго сына или брата– Мазава (мазы (м.)–красивая), третьего– Вежава (вежа (э.) – малый). А свёкор и свекровь называли всех снох рьвяня (м.), урьвя (э.) – сноха, невестка .

В мордовских домах не существовало деления на две обособленные половины, не отгораживался специальный женский угол. Мокшанки и эрзянки не знали затворничества, участвовали в семейных и общественных праздниках, посещали женские посиделки, в отсутствие мужа могли принимать гостей.

Незамужние дочери, хотя они во всём зависели от воли родителей и в семейной иерархии находились ниже своих братьев, всё же пользовались относительной свободой и выполняли меньше работ. Большая часть времени у них уходила на подготовку приданого, свадебных подарков.

В мордовской семье каждая девушка имела своё личное имущество, которое включало праздничную одежду, головной убор, украшения. Девочки с ранних лет начинали вышивать себе рубахи, подбирать бусы, пуговицы, жетоны. Из семейного бюджета дочерям выделялась определённая сумма денег для приобретения нужных предметов. Их собственный доход мог складываться также от продажи ягод, грибов, орехов. Нередко девушки нанимались на сторону полоть огород, молотить хлеб, вязать снопы, ощипывать гусей.

Исключительно женским имуществом являлся бабий короб – парь – долблёная кадушка с праздничной одеждой и разнообразными украшениями (бусы, застёжки, бисерные воротники, головные уборы с богатым бисерным шитьём, подвески, поясные украшения). Предметы из короба никогда не продавались, а переходили из поколения в поколение. Парь в раздел никогда не поступал, и женщина могла распоряжаться своей собственностью независимо от мужа, она являлась неприкосновенной, и никто не имел права её растрачивать.

Дети в мордовской семье слушались родителей и повиновались им. Волю родителей мордва ставит чрезвычайно высоко. Непочтительного сына отец мог лишить наследства и выгнать из дома. Это, разумеется, не означает, что отношения между отцами и детьми у мордвы строились лишь на одном страхе. Доказывают это и мордовские пословицы: «Собаку учи дубиной, дитя – любовью», «За каждым ребёнком столько забот, сколько на голове у него волос», «Учи детей, пока малы – хороши будут взрослыми» .

В брак мордовская молодёжь, имевшая в личных делах большую свободу, вступала в большинстве случаев по обоюдному согласию. Но непременно требовалось и согласие родителей, ибо без родительского благословения брак не мыслился .

II . Свадебный обряд мордвы.

Свадьба - одно из наиболее важных событий в жизни семьи. Традиционные обряды, приуроченные к разным этапам свадьбы, должны были способствовать её благополучному ходу, а также объявлять о событии односельчанам и родственникам. Свадебные обряды отличались большой сложностью и разнообразием.

Мордовская свадьба помогает увидеть красоту обычаев, традиций мордовского народа. Описание мордовской свадьбы сделано мною со слов жительницы села Волковой Татьяны Ивановны (1935 г.р.), Осиповой Нины Михайловны (1928 г.р.) и Ильясовой Валентины Максимовны (1923 г.р.). Всю свою жизнь они прожили в селе Старая Шентала. Здесь они родились, выросли, выходили замуж, растили детей и теперь уже внуков, правнуков и даже праправнуков. Все самые яркие и большие события они хранят в памяти и передают нам, следующим поколениям. Безусловно, обряд мордовской свадьбы запомнился им больше всего, так как это несравнимое ни с чем по своей красоте и великолепию событие в жизни каждого человека.

2.1 Одирьвань кочкамо – выбор невесты.

При выборе невесты родители часто основное внимание обращали на имущественное положение её семьи, трудолюбие и здоровье девушки. По возрасту невесты иногда бывали старше своих женихов. Встречались браки между малолетними мальчиками 8–12 лет и девушками 20 и более лет. Объяснялось это стремлением родителей жениха путём женитьбы сына получить дополнительные рабочие руки, а родители невесты стремились как можно дольше удержать дочь в своём доме. Поэтому их раньше 25 лет не отдавали, это была самая молодая невеста. К 19 веку брачный возраст женихов и невест выровнялся. Как правило, браки заключались в своей этнической среде, но встречались и смешанные брачные союзы, особенно мордовско-русские.

    Корнишина Г.А. Традиционно-обрядовая культура мордвы//Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа/ Гл.редкол.: Н.П.Макаркин, А.С.Лузгин, Н.Ф.Мокшин и др. Сост. С.С.Маркова. – Саранск: Мордов.кн.изд-во, 2004.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Свадьба в Мордовии - действие, достойное полноценного фотоосвещения: красивые кадры и колоритные персонажи гарантированы.

Специально для читателей "Улея" подготовил репортаж о необычных традициях фотоблоггер msserv . Честно говоря, до поездки в Мордовию я ничегошеньки не знал об этой части Земли. Мое представление о ней начиналось и заканчивалось творчеством группы “OYME“. Поэтому приглашение поехать в деревню недалеко от Саранска для записи мордовской свадьбы принял незамедлительно. О дороге ничего сказать не могу. Дорога, тем более шоссе, она и есть дорога. Шоссе, скорость, ГИБДД, штрафы, опять дорога,опять скорость. Исключение, наверное, составляет село Умёт, в котором традиционно останавливаются дальнобойщик и. Там на протяжении нескольких километров по обе стороны дороги стоят несколько сотен столовок - кафешки с убивающими названиями типа "Едок", "Едун", "Энгельс", "МордДональдс" и куча подобного трэша.



2.

Интересное началось тогда, когда, проехав город Саранск с огромным кафедральным собором,



3.

мы в ночи попытались найти деревню Старые Турдаки. И ведь нашли! Но через какие испытания прошел масенький пыжик с автоматом на этих ямах и размокших дорогах… Надо будет потребовать у Пежо премию за успешно пройденный тест-драйв.



4.

Когда мы среди ночи ввалились в хату, хозяева, кажется, были не меньше нашего рады, что мы наконец-то добрались, и выкатили на стол. Вы когда-нибудь пили самогон с мертвыми пчелами и прополисом в 3 часа утра, закусывая это груздями?



5.

Вот! И я тоже нет. Говорят, что этот напиток обладает особенным бодрящим для мужиков свойствами))) так что вполне естественно было, что через 3 часа сна мы уже полетели осматривать деревню и окрестности.


Увы, но как и везде, много пустующих и развалившихся домов.




6.



7.

Да и население в деревне в основном пожилое, да сосланные родителями к бабушкам-дедушкам дети.



8.

Но солнце все выше, и деревня просыпается.



9.



10.

А мы потихоньку начинаем выяснять подробности мероприятия.


Во-первых. Свадьбу нам покажет ансамбль Дома культуры села Старые Турдаки во главе с директором Дома культуры и руководителем ансамбля Натальей.



11.

Во-вторых. Все персонажи будут одеты в настоящие мордовские костюмы, некоторым их которых более 100 лет, а в остальных костюмах только незначительные детали были восстановлены уже в наше время.


12.

Надо было видеть с каким восторгом и гордостью женщины демонстрировали нам эти наряды! "В этом платье выходила замуж моя бабушка!", а кого-то - тетка.


13.

В-третьих. Оказывается, мордовская свадьба играется 3 дня, но, поскольку проводить в застолье 3 дня не входило в наши планы, мы попросили сократить свадьбу до одного дня. Кстати, вы думаете, что только у мусульман жених и невеста встречаются только на свадьбе? Как бы не так! В Мордовии те же правила.



14.

Родители или родственники сватают, и привет. Нравится, не нравится - никого не волнует. Более того, первый день жених вообще где-то может гулять, а невеста сидит в доме с покрытой головой. Они только в брачную ночь и встретятся)). И тут такие варианты случались, что мексиканские сериалы отдыхают))


В-четвертых. Еда и песни тоже будут самые настоящие! Участники ансамбля готовили еду к нашей встрече. Пекли даже в настоящей печи хлеб и пироги!




15.


16.

Ну и, конечно, готовили настоящий самогон, совместным распитием которого сопровождаются все обряды и заполняются паузы между ними))


17.

И вот, в 10 утра началось действие. По деревне к дому жениха с песнями и танцами начала двигаться процессия.



18.

Общими усилиями украсили лошадь и повозку



19.

и поехали выкупать невесту.



20.

Дорога к дому невесты неблизкая,



21.

поэтому и песен свадебных и рассказов о таких свадьбах в пути удалось послушать немало.


22.

После долгих переговоров, которые являются обязательной частью процесса выкупа невесты, удается уговорить родителей,



23.

и они благословляют брак и передают невесту заботам свахи.


24.

И вся процессия возвращается обратно в дом жениха.



25.


На следующее утро гости возвращаются в дом жениха, и начинаются всевозможные обряды, связанные с прошедшей первой ночью и будущим семьи. Короче говоря, глумятся над молодыми по полной. Нам показали один из обрядов: молодые должны каждому на улице давать выпить, а выпивший должен выбросить подальше рюмку, которую молодые ищут, и так до бесконечности, ну то есть пока выпивка не кончится))


А когда мы еще ехали в дом невесты, нам рассказали о случае, когда гости разошлись так, что завели лошадь в дом с уже накрытыми столами. Завести то завели, посмеялись, а вот вывести - это уже оказалось другой большой историей и не такой смешной. У лошадей же нет задней передачи, а развернуться было негде.



26.

Ну, а заканчивается все, как обычно, песнями, разговорами за столом и выяснениями роли мордовского народа в истории России.



27.

А это все, кто участвовал в этой свадьбе, кто сохранил этот красивый обряд и эти песни до наших времен. Здесь же Ежевика Спиркина, руководитель группы "OYME". Она все эти обряды и песни записывала, сохраняя их для потомков, помогая популяризировать народное творчество. Честь вам всем и хвала!



28.