Психологические тесты для беременных. Методы психологической подготовки беременной к родам

В разные эпохи изучался и решался вопрос о том, является ли вынашивание воспитанием, то есть, происходит ли при беременности опосредованное включение будущего человека в общество.

Первый этап в развитии пренатального сопровождения - семейное пренатальное воспитание. Оно не было массовым, государственным, а осуществлялось сообразно потребностям малых сообществ, которые проверяли и отбирали супругов по физическим и нравственным критериям. Тем, кто не проходил испытания, запрещали вступать в брак. Для древних цивилизаций значимость периода беременности была непреложной истиной. Египтяне, индийцы, кельты, африканцы и многие другие народы разработали свод законов для матерей, супружеских пар и общества в целом, которые обеспечивали ребенку наилучшие условия для жизни и развития. Более тысячи лет назад в Китае существовали пренатальные клиники, где будущие матери проводили период беременности, окруженные покоем и красотой. Здесь же была разработана система эмбрионального воспитания «Тай-кье». Индийская традиция Барака Самхита применяла прослеживание плода в течение третьего и четвертого месяцев, а начиная с седьмого - ежемесячно. Пренатальное воспитание состояло в передаче способов для саморуководства женщины во время беременности и родов, а также создавало некую временную общность и ставило женщину в особое положение в семье .

Второй этап - медицинский - начинается в конце XVII века с открытием акушерских училищ. На данном этапе пренатальное воспитание прекратило свое существование как отдельная практика, на смену ему пришло родовспоможение с его собственным образом рождающегося человека как организма, лишенного переживаний. Родовспоможение стало обязательной практикой, через которую проходили все женщины. Около 30 лет назад акушеры, психиатры и психологи многих стран Европы и Америки стали объединяться в Ассоциации перинатального воспитания, возник новый раздел науки о человеке - перинатальная психология. Она занимается изучением психической жизни плода и пытается найти ответы на следующие вопросы: когда начинается психическая жизнь плода, каково влияние матери на психику рождающегося человека, как влияет сам процесс беременности, родов и неонатальный период жизни на психику человека. Основой перинатальной психологии является теория перинатальных матриц. Особенно много сделал для их изучения американский психиатр С.Гроф. По Грофу, перинатальные матрицы - это стойкие функциональные структуры («клише»), которые являются базовыми для многих психических и физических реакций в течение всей последующей жизни человека. В свете теории перинатальных матриц одной из важных задач, стоящих перед обществом в целом и медициной в частности, является формирование и развитие перинатальной культуры, или культуры родительской, которая поможет вырастить поколение духовно содержательное, относящееся к рождению ребенка как к естественному и радостному событию в своей жизни, а не как к процессу, требующему медицинского вмешательства.

Третий этап - «альтернативный» - начинается в 1962г. с открытием первого Центра пренатальной подготовки. По итогам исследования методы подготовки беременных к родам в женских консультациях были разделены на три группы:

1. Учреждения, где отсутствует единая методика, а подготовка сводится к ответам врача или акушерки на вопросы, возникающие у беременной, или советы почитать соответствующую популярную литературу по беременности и родам. Результатом такой «подготовки» являются эмоциональные и психологические срывы женщин в родах, высокий процент аномалий сократительной деятельности матки, приводящих к повышению частоты операции кесарева сечения и перинатальных потерь .

2. Система физиопсихопрофилактической подготовки (ФППП), разработанная К.И.Платоновым и И.И.Вельвовским и усовершенствованная впоследствии А.П.Николаевым . Она состоит из четырех лекционных занятий, включающих краткие сведения об анатомии женских половых органов, физиологии и гигиене беременности, родов, послеродового периода, о поведении женщины в первый период родов, характере дыхания во время потуг. Данная система, некогда охватывавшая до 90% беременных, в настоящее время сохранилась лишь в нескольких женских консультациях. Данный метод подготовки в настоящее время практически потерял свою актуальность в силу устаревшего подхода и не обеспечивает снижения невротических расстройств у беременных. Кроме того, так же как и методы первой группы, он приводит к значительным репродуктивным потерям.

Задачами психологической помощи семье, ожидающей ребенка, на современном уровне являются:

1. Воспитание родительской ответственности.

2. Формирование социально-психологических навыков оказания поддержки в семье, регулирования отношений семьи с социумом.

3. Повышение психолого - педагогической компетентности. Ознакомление с информацией о внутриутробном развитии ребенка и психологическом значении процесса родов для ребенка, матери и отца. Приобретение знаний о развитии и обучении ребенка раннего возраста, воспитании, в том числе половом воспитании.

4. Приобретение навыков саморегуляции, овладение различными техниками произвольного регулирования функционального состояния организма и душевного состояния личности.

Диагностика готовности к материнству и родам может проводиться в группе или при индивидуальной встрече на основании специальных тестов, рисунков, исследования отношения к изменениям, происходящим в период беременности, показателям глубины расслабления.

Психологическая помощь может быть обращена к различным уровням (структурам) личности (См. Таблицу 1.).

Таблица 1. Уровни и методы воздействия в рамках психологической работы с будущими родителями

Уровень воздействия

Характеристика уровня

Методы воздействия

Личностный

Работа с ценностями, мотивацией, смысловыми образованиями, установками

Групповая, семейная и индивидуальная психотерапия, аутотренинг, арттерапия, ролевые игры

Эмоциональный

Поощрение открытого выражения чувств вербальными и невербальными средствами, обучение эмпатийному слушанию.

Арттерапия, ролевые игры, телесно-ориентированная терапия, групповая психотерапия

Когнитивный

Передача знаний.

Лекции, семинары

Операциональный

Формирование навыков и умений.

Отработка навыков

Психофизический

Обучение регуляции функциональных и психических состояний средствами аутогенной тренировки, арттерапии, телесно-ориентированной терапии.

Аутотренинг, арттерапия, телесно ориентированная терапия

В связи с последними исследованиями ученых-морфологов сначала в Европе, а затем в США возникли идеи о целесообразности воспитательного процесса в дородовой период жизни человека с целью сохранения и развития наибольшего количества нейронов головного мозга. Существует множество различных программ образования не рожденного ребенка. Многие из них включают в себя различные виды релаксаций, звуковую и цветовую терапию, рефлексотерапию, гипокситерапию (кратковременное помещение в условия пониженного содержания кислорода). Активно практикуется музыкальное воспитание плода до рождения: например, ритмические музыкальные упражнения. Разработаны даже специальные пояса для беременных, в которые вмонтированы пленки с записями, которые, по утверждению изобретателей, дают возможность парам рожать эмоционально уравновешенных детей с высоким уровнем коэффициента интеллектуального развития .

Доктор Ван де Карр из Калифорнии описал комплексную методику «Пренатальный университет», которая включает в себя тактильное воздействие рук на брюшную полость самими женщинами (нажатие, похлопывание, встряхивание) в сочетании с повторяющимися односложными словами. По его рекомендации беременные женщины занимаются этим ежедневно в течение 10 - 20 минут, начиная с середины беременности и до родов . .

В середине 1990-х годов в России был апробирован «СОНАТАЛ» - метод музыкальной стимуляции плода новорожденного, разработанный профессором М.Л.Лазаревым . Были получены следующие факты. Осложнение беременности в группе пренатального воспитания (ПВ) составили 36%, а в контрольной группе (КГ) - 92,5%. Роды без патологии в группе ПВ составили 68%, в КГ - 15%. Заболеваемость детей в возрасте до 6 месяцев в КГ составила 17%, а в группе детей после пренатального воспитания она в 2,5 раза ниже - 7%. Дети группы ПВ на один месяц опережают в развитии своих сверстников по основным психомоторным реакциям.

В исследованиях отмечено, что дети, которые воспитываются внутриутробно, отличаются более крепким здоровьем, общительностью и творческими способностями, быстрее схватывают новую информацию и лучше переносят школьные нагрузки. Среди них меньше невротиков. Пары, которые налаживают контакт с ребенком до рождения, позитивнее воспринимают приобретение новых социальных ролей. Женщины более подготовлены к материнской роли, легче налаживают контакт с младенцем.

Таким образом, если пока и нельзя считать полностью доказанным, что специальные пренатальные занятия улучшают интеллект ребенка, однако бесспорно, что эти занятия значительно укрепляют эмоциональную связь матери и отца (если он принимает в них участие) с ребенком. Такие дети более активны, они улыбаются, садятся, начинают ходить и говорить раньше, их связывают с родителями более крепкие узы любви.

Сегодня практический психолог, работающий с беременными женщинами, имеет в своем распоряжении ряд валидизированых диагностических методик (Г.Г.Филиппова, В.И.Брутман, Е.И.Исенина, Е.И.Захарова, И.В.Добряков). В консультативной, психокоррекционной и психотерапевтической практике психологи применяют самые разнообразные техники групповой, телесно-ориентированной, семейной, игровой, арт-терапии, психодрамы, психосинтеза, аутотренинга, транзактного анализа и другие известные методики.

Цель психологической работы с беременной и будущими родителями - содействие формированию ответственного и компетентного родителя. Несмотря на то, что запрос большинства будущих матерей к психологу состоит в подготовке к родам и формулируется как обучение техникам дыхания, обезболивания, снятие страха перед родами, работа психолога не может сводиться к ответу на этот запрос, хотя в конечном итоге удовлетворяет и его. Психолог, в отличие от большинства родителей, представляет перспективы формирования родительской сферы, качества, которые потребуются от родителя на разных этапах развития ребенка. В его задачу входит диагностика готовности к родительству на момент обращения и содействие в индивидуальной и групповой работе укреплению предпосылок для развития этих качеств.

Работа психолога, направленная на потребностно-мотивационный, ценностно-смысловой и операциональный блоки родительской сферы, должна привести к укреплению у родителей доверия к себе самим как к «достаточно хорошим родителям», к развитию интереса к ребенку, формированию средств взаимодействия с ним, При этом необходимо понимать, что качественно выполненная работа психолога будет способствовать желанию родителя обращаться за психологической помощью и в дальнейшем, в процессе роста и развития ребенка .

Объект деятельности психолога - развивающаяся диада «мать-дитя» нуждается в очень бережном отношении. Внимательное отношение к женщине в отношении ее беременности, принятие во внимание иерархии ее ценностей и места в ней ребенка, учет онтогенеза ее материнской сферы, побуждает отследить процесс развития личности женщины в течение беременности и те опоры, которые для нее важны (внешние или внутренние).

Разумным представляется принятие женщиной тех изменений, что происходят с ее телом и той энергии, которая проходит через ее тело, в родах. Однако есть основания считать, что недовольство изменениями в теле указывает на недостаточное принятие женщиной ребенка (Баженова О.В.) Этот фактор надо отделять от экзистенциального условия и, диагностировав неприятие женщиной изменяющихся форм, провести психотерапию, направленную на включение ребенка в систему ценностей будущей матери.

Течение, исход родов и состояние здоровья ребенка даже при самой лучшей подготовке и осознанном выборе роддома, могут разочаровать. В подготовке к родам целесообразно проговаривать необходимость принять любой исход родов без обвинения кого бы то ни было. Психотерапевтическая работа через проговаривание, рисование, иногда совместно с папой, использование суггестивных методов позволяет справиться с предыдущим неудачным опытом. В тяжелых случаях психотерапия будет проходить по типу работы с постравматическим синдромом и направлена на перевод аутоагрессии (чувства вины и стыда) или гетероагрессии (например, обвинении медперсонала) в чувство сожаления и понимания невозможности предусмотреть и предупредить все обстоятельства.

Возможность действия предполагает принятие на себя ответственности, в том числе и за последствия своих действий. Первейшая задача консультанта способствовать принятию будущей мамой этой данности, что выражается ею в принятии на себя ответственности за свои роды, в том числе и за выбор места, способа родоразрешения и врача. Задача ведущего курсы для беременных состоит в том, чтобы предоставить информацию и рассмотреть с будущими родителями различные варианты родоразрешения и поведения в родах, отношения к ребенку с тем, чтобы окончательный выбор всегда оставался за родителями.

Содействие женщине в принятии ею опыта родов предполагает комплексную работу, включающую формирование адекватного представления о процессе и продолжительности родов, о характере и возможностях медицинской помощи. Формирование доверительного отношения к телу, работа с аффективной сферой, формирование готовности принять эмоции в родах в их амбивалентности и свои чувства к ребенку в их становлении и развитии; знакомство с физиологией родов и освоение различных техник, которые женщина может применять самостоятельно или при участии партнера . Особое внимание уделяется работе с болью в родах. Это и устранение страха перед родами и формирование навыков взаимодействия с болью. В результате подготовки некоторые женщины могут идти навстречу болевым ощущениям, принимая конструктивный характер родовых болей - сигналов о нормальном течении родов, переживать их как совместный с ребенком опыт рождения, а часть женщин использует различные техники отвлечения: точечный массаж, дыхание, позы.

Таким образом, представленный анализ психологической работы с беременными женщинами и молодыми родителями раскрывает широкие возможности применения экзистенциального гуманистического подхода в интересах гуманизации детско-родительских отношений и профилактики жестокого и безразличного отношения к детям.

Беременность - прекрасный и светлый период в жизни каждой женщины, сопровождающийся не только радостными, но и тревожными моментами. Даже если вы долго планировали рождение ребенка, психологические проблемы могут ожидать вас уже в первые недели.

Вы узнали, что беременна и не можете понять, счастливы вы или, наоборот, подавлены? Переживаете, что не сможете стать достойной мамой для своего малыша? Не волнуйтесь, с этим сталкиваются практически все беременные. Благодаря специальному тесту, вы сможете определить пол будущего малыша, совместимость с партнером и много других интересных моментов, которыми так интересуются молодые мамы.

Тест отношений беременной Добряков

Самый распространенный на сегодня тест, помогающий определить отношение женщин к своему новому положению, разработал Добряков. На основе ряда факторов проводится анализ поведения, в результате чего беременной присваивается один из четырех типов – оптимальный, гипогестогнозический, эйфорический, тревожный. А к какой категории относитесь вы? Узнайте это с помощью онлайн-теста!

У вас есть подозрения, что вы скоро станете мамой? Нет возможности сделать тест или сходить на прием к врачу? Удовлетворите свое любопытство, ответьте на ряд вопросов и узнайте вероятность вашей беременности.

Даже те женщины, которые долго планировали свою беременность, во время вынашивания ребенка сталкиваются с множеством трудностей. Насколько вам нравится находиться в столь интересном положении поможет определить тестирование, которое вы можете пройти прямо сейчас на нашем сайте.

Исследовательский Центр Семьи и Детства РАО. Научный Центр Психического Здоровья РАМН.

Рисуночные методы широко применяются в психологических исследованиях, они хорошо зарекомендовали себя в диагностическом, прогностическом и терапевтическом аспектах. Однако, систематических исследований по особенностям рисуночных тестов и их динамики относительно содержания и развития материнской сферы женщины в настоящее время в литературе не встречается. Многолетние исследования автора позволили предложить в качестве наиболее информативного метода рисунок на тему «Я и мой ребёнок». Использование этой методики позволяет предположить большую диагностическую и прогностическую её ценность, особенно в сочетании с другими методиками (наблюдение, личностно-ориентированные методики, в том числе графические, самооценки, ЦТО, интервью, исследование материнско-детского взаимодействия и др.).

На основе анализа данных, полученных в течение десяти лет при обследовании беременных и матерей с детьми дошкольного возраста (всего более 200 человек) выделены следующие показатели оценки содержания материнской сферы, с помощью которых можно продемонстрировать диагностические и прогностические возможности рисуночного теста «Я и мой ребёнок».

1. Стиль переживания беременности.

Стили переживания беременности были выделены на основе прежних исследований, обсуждались на III Российской конференции по психотерапии и представлены к опубликованию в качестве тезисов к конференции и статьи в «Психологический журнал» в 1998 году.

Стиль переживания беременности» включает: физическое и эмоциональное переживание момента идентификации беременности, переживание симптоматики беременности, динамика переживания симптоматики по триместрам беременности, преимущественный фон настроения по триместрам беременности, переживание первого шевеления, переживание шевелений в течение всей второй половины беременности, содержание активности женщины в третий триместр беременности. Наиболее характерным является переживание шевеления. Полученные данные позволили описать шесть вариантов стилей переживания беременности.

Идентификация беременности без сильных и длительных отрицательных эмоций; живот нормальных размеров; соматические ощущения отличны от состояний не беременности, интенсивность средняя, хорошо выражена; в первом триместре возможно общее снижение настроения без депрессивных эпизодов, во втором триместре благополучное эмоциональное состояние, в третьем триместре повышение тревожности со снижением к последней неделе; активность в третьем триместре ориентирована на подготовку к послеродовому периоду; первое шевеление ребёнка ощущается в 16-20 недель, переживается положительно, приятно по соматическому ощущению; последующие шевеления чётко отличны от других ощущений, не характеризуются отрицательными соматическими и эмоциональными переживаниями.

2. Тревожный.

Идентификация беременности тревожная, со страхом, беспокойством, которые периодически возобновляются; живот слишком больших или слишком маленьких по сроку беременности размеров; соматический компонент сильно выражен по типу болезненного состояния; эмоциональное состояние в первый триместр повышенно- тревожное или депрессивное, во втором триместре не наблюдается стабилизации, повторяются депрессивные или тревожные эпизоды, в третьем триместре это усиливается; активность в третьем триместре связана со страхами за исход беременности, родов, послеродовый период; первое шевеление ощущается рано, сопровождается длительными сомнениями, или, напротив, чёткими воспоминаниями о дате, часе, условиях, переживается с тревогой, испугом, возможны болезненные ощущения; дальнейшие шевеления часто связаны с тревожными ощущениями, тревогой по поводу здоровья ребёнка и себя, характерна направленность на получение дополнительных сведений, патронаж.

3. Эйфорический

Все характеристики носят неадекватную эйфорическую окраску, отмечается некритическое отношение к возможным проблемам беременности и материнства, нет дифференцированного отношения к характеру шевеления ребёнка. Обычно к концу беременности появляются осложнения. Проективные методы показывают неблагополучие в ожиданиях послеродового периода.

4. Игнорирующий .

Идентификация беременности слишком поздняя, сопровождается чувством досады или неприятного удивления; живот слишком маленький; соматический компонент либо не выражен совсем, либо состояние даже лучше, чем до беременности; динамики эмоционального состояния по триместрам либо на наблюдается, либо отмечается повышение активности и общего эмоционального тонуса; первое шевеление отмечается очень поздно; последующие шевеления носят характер физиологических переживаний, к концу беременности характеризуются как доставляющие физическое неудобство; активность в третьем триместре повышается и направлена на содержания, не связанные с ребёнком.

5. Амбивалетнный .

Общая симптоматика сходна с тревожным типом, особенностью являются резко противоположные по физическим и эмоциональным ощущениям переживания шевеления, характерно возникновение болевых ощущений; интерпретация своих отрицательных эмоций преимущественно выражена как страх за ребёнка или исход беременности, родов; характерны ссылки на внешние обстоятельства, мешающие благополучному переживанию беременности.

6. Отвергающий .

Идентификация беременности сопровождается резкими отрицательными эмоциями; вся симптоматика резко выражена и негативно физически и эмоционально окрашена; переживание всей беременности как кары, помехи и т.п.; шевеление окрашено неприятными физиологическими ощущениями, сопровождается неудобством, брезгливостью; к концу беременности возможны всплески депрессивных или аффективных состояний.

Прогностические возможности стиля переживания шевеления (и беременности в целом) подтверждены данными, полученными при консультационной работе с матерями с детьми дошкольного возраста. Стиль переживания шевеления сочетается с типом материнского отношения (по А.Д. Кошелевой) и уровнем эмоционального благополучия ребёнка (высокий, средний, низкий), а также со стилем эмоционального сопровождения матерью процесса взаимодействия с ребёнком (Г.Г. Филиппова). Т. о. переживание женщиной шевеления ребёнка характеризует стиль переживания беременности и может служить диагностическим показателем для выявления отклонений от адекватной модели материнства и проектирования индивидуально-ориентированнного психологического вмешательства.


2. Данные интервью о своём состоянии в беременности.

Включены данные о восприятии своих изменений по самочувствию, внешнему виду, эмоциональному состоянию, интересам, отношений к этим изменениям. По этому показателю выделены группы:

Состояние изменено адекватно и переживается как должное;

Состояние изменено и переживается дискомфортно;

Состояние не изменено;

Состояние изменено и переживается эйфорично.

2. Данные об онтогенезе материнской сферы.

Основаны на выделенных Г.Г. Филипповой в предыдущих исследованиях онтогенетических этапах развития материнской сферы. Краткое описание онтогенетических этапов:

1. Этап взаимодействия с собственной матерью в раннем онтогенезе .

У антропоидов и человека этот этап включает пренатальный период и продолжается на всех онтогенетических этапах развития при взаимодействии с собственной матерью (или её дублёрами — носителями материнских функций). У человека — это практически вся жизнь субъекта. Наиболее важным является возрастной период до трёх лет. На этом этапе происходит освоение эмоционального значения ситуации материнско-детского взаимодействия, а также возникновение эмоциональной реакции на некоторые ключевые стимулы первого компонента гештальта младенчества и некоторые элементы операционального состава материнской сферы (baby tаlk, мимические реакции, эмоциональная окраска движений при взаимодействии с объектом, носителем гештальта младенчества).

2. Игровой этап и взаимодействие со сверстниками .

На этом этапе на дочеловеческой стадии развития формируются и развиваются неспецифические для материнской сферы мотивационные основы (в сфере общения, социально-комфортной, мотивационное обеспечение целе-действенного звена структуры деятельности, отработка в игровой деятельности объекта цели — как объекта охраны и т.п.). Специфическим отличием этого этапа у человека является формирование и развитие в процессе сюжетно-ролевой игры с куклами, в дочки-матери, в семью основных компонентов материнской сферы.

3. Этап няньчания .

На этом этапе происходит формирование и развитие значения детёныша (ребёнка) как объекта деятельности и потребности в его охране и заботе о нем, а также закладываются основы третьей потребности — «потребности в материнстве», как потребности иметь для себя специфические переживания, получаемые в процессе удовлетворения первых двух потребностей. Эта потребность требует рефлексии своих субъективных состояний и соотнесения с условиями и способами их получения. В полноценном виде она представлена только у человека. Однако, некоторые элементы, в форме антиципации своих состояний в условиях определённого контекста деятельности, появляются уже у высших млекопитающих. Этап няньчания имеет хорошо выраженные возрастные границы (с 5-6 лет до начала полового созревания), он включает опыт собственного взаимодействия с объектом, носителем гештальта младенчества, наблюдение за взаимодействием взрослых с ребёнком, восприятие и рефлексию отношения других людей и общества в целом к взрослым, выполняющим материнские функции. Это оказывает влияние на формирование всех компонентов материнской сферы и делает данный этап одним из ведущих (наравне с первым) в её развитии как на предчеловеческой, так и на человеческой стадиях развития.

4. Этап дифференциации мотивационных основ половой и родительской (в данном случае — материнской) сферы поведения.

В субъективном опыте существует взаимное «перекрытие» некоторых ключевых стимулов (ольфакторных, визуальных, слуховых, тактильных) в обеспечении мотивационных основ половой и материнской сфер поведения. Для материнской сферы у человека особое значение имеет объединение компонентов гештальта младенчества на ребёнке — как объекте деятельности — до начала полового созревания. Это обеспечивает адекватное мотивационное значение ситуации взаимодействия с ребёнком после родов. Присутствие объекта деятельности материнской сферы в этом случае становится медиатором, обеспечивающим возникновение ситуативных эмоций, включающихся в опредмечивание постнатальной стимуляции при взаимодействии с ребёнком (контакт кожа-кожа, субъективные состояния матери при акте сосания и т.п.). Этот этап онтогенеза имеет существенные видовые различия на предчеловеческой стадии развития и самостоятельную специфику на человеческой стадии, связанную с осознанием связи половой и материнской сфер и конкретно-культурными моделями полового и материнского поведения.

5. Этап конкретизации онтогенетического развития материнской сферы в реальном взаимодействии с ребёнком.

Этот этап включает несколько самостоятельных периодов: беременность, роды, послеродовой период, младенческий возраст ребёнка и период перехода к следующему, 6-ому этапу развития материнской сферы, основанный на динамике третьего компонента гештальта младенчества.

Наблюдение за взаимодействием матери с младенцем, исследование совместной деятельности матери с ребёнком раннего и дошкольного возрастов и другие данные, полученные в ходе экспериментальной и практической работы позволили выделить три компонента эмоционального сопровождения матерью процесса взаимодействия с ребенком:

Эмоциональная реакция матери на выражение ребёнком отрицательных эмоций, отражающих его дискомфортное состояние;

Эмоциональное поведение матери при устранении отрицательного эмоционального состояния ребёнка;

Реакция матери на выражение положительных эмоций ребёнком.

Это отражает динамику эмоционального поведения матери в процессе удовлетворения потребностей ребёнка. Именно этот процесс (и, главным образом, роль в нём эмоций матери) рассматривается как «субстрат» развития базовых личностных образований у ребёнка в основных теоретических подходах (Э.Эриксон, Д.Винникотт, теории социального научения, психоанализ — в зарубежной психологии; М.И. Лисиной и её последователями, в исследованиях разных форм нарушения материнско-детского взаимодействия — в отечественной психологии).

Каждый из описанных выше компонентов эмоционального сопровождения матерью процесса взаимодействия с ребёнком может быть выражен по-разному.

Описаны четыре основных типа реагирования матери:

На отрицательную эмоцию ребёнка возникает чувство тревоги и жалости, которое быстро переходит в фазу «делового сосредоточения и уверенности»; -положительные эмоции матери по интенсивности адекватны контексту взаимодействия; в процессе устранения отрицательных состояний ребёнка мать восстанавливает с ним контакт, использует успокаивающие, ободряющие и обещающие интонации и высказывания, демонстрирует стимулы, «продвигающие» к моменту удовлетворения потребности ребёнка.

2) Усиление эмоций ребёнка (как отрицательных, так и положительных). При отрицательных эмоциях ребёнка у матери возникает чувство тревоги, страха, растерянности, паники. Усиление положительных эмоций ребёнка носит характер эйфорического переживания, неадекватного контексту взаимодействия. При удовлетворении потребностей ребёнка мать синтонирует его состояние.

3) Игнорирование эмоций ребёнка .

Выражается в поведении по типу «формального общения», может сопровождать как отрицательные, так и положительные эмоциональные реакции ребёнка и процесс взаимодействия.

4) Осуждение эмоций ребёнка .

Выражается в соответствующих эмоциях матери от осуждения до агрессии, может сопровождать как отрицательные, так и положительные эмоции ребёнка и процесс взаимодействия.

Описанные типы эмоционального реагирования матери могут сочетаться в разных соотношениях, давая в результате индивидуальный стиль эмоционального сопровождения, присущий матери. Генезис этого стиля зависит от истории развития материнской сферы женщины, причём одной из основных составляющих этого развития является реакция матери на компоненты гештальта младенчества. Возрастные изменения гештальта младенчества обеспечивают динамику развития материнского стиля эмоционального сопровождения. Эта динамика также может быть разной, что зависит как от истории развития материнской сферы женщины, так и от конкретных условий актуального материнства, в том числе и от особенностей ребёнка.

Выделено три основных типа динамики эмоционального сопровождения матери:

1) развивающий;

2) «следования за гештальтом младенчества»;

Описанные стили эмоционального сопровождения матерью процесса взаимодействия с ребёнком и типы его модификации позволяют оценить особенности эмоционального отношения матери к ребёнку, вычленить его функциональные компоненты и дифференцированно отнестись к способам психологического вмешательства.

Стиль переживания шевеления ребёнка во время беременности сочетается с типом материнского отношения и уровнем эмоционального благополучия ребёнка, выделенными при исследовании материнско-детских отношений в дошкольном возрасте, а также со стилем эмоционального сопровождения матерью процесса взаимодействия с ребёнком. Т. о. переживание женщиной шевеления ребёнка характеризует стиль переживания беременности и может служить диагностическим показателем для выявления отклонений от адекватной модели материнства и проектирования индивидуально-ориентированного психологического вмешательства.

6. Завершающий этап развития материнской сферы.

Последний, шестой этап развития материнской сферы в онтогенезе характеризуется образованием у матери эмоциональной привязанности к ребёнку, личностного принятия и личностного интереса к внутреннему субъективному миру ребёнка и к его развитию и изменению. Это происходит на основе динамики эмоционального реагирования матери на онтогенетическое изменение третьего компонента гештальта младенчества. В результате образуется устойчивая детско-родительская связь после выхода ребёнка из возраста с характеристиками гештальта младенчества и происходит пролонгация потребности в заботе и модификация содержания потребности в материнстве у матери. Этот этап полноценно представлен у человека, но имеет некоторую преддиспозицию у приматов, особенно у высших: существование пожизненных эмоциональных связей и внутрисемейных самковых линий, обеспечивающих взаимопомощь и удовлетворение потребности в эмоциональном контакте, что в литературе рассматривается как гоминоидная стратегия.

По этому показателю выделены группы: периоды заполнены адекватно все; выпадение некоторых периодов; извращение ценности ребёнка в каком-либо периоде.

Результаты рисуночного теста «Я и мой ребенок».

По рисуночному тесту учитывалось наличие на рисунке матери и ребёнка, содержание образа ребёнка и его возраст, наличие совместной деятельности матери с ребёнком, психологическая дистанция, а также характеристика общего состояния (благополучное состояние, неуверенность в себе, тревожность, признаки конфликтности и враждебности, относящиеся к теме рисунка) по формальным признакам рисунка, принятым в психодиагностике (качество линии, расположение на листе, детали рисунков и т.д.).

По этому показателю выделены группы: благоприятная ситуация; незначительные симптомы тревоги, неуверенности, конфликтности; тревога и неуверенность в себе; конфликт с беременностью.

Неудовлетворительное отношение к изменениям, связанным с беременностью устойчиво сочетается с неблагополучной ситуацией по рисуночному тесту.

Показателями неблагополучной ситуации по рисуночному тесту служат: - выраженная тревога,

Неуверенность в себе,

Конфликт с беременностью.

Эти показатели по всем группам испытуемых устойчиво сочетаются с:

Отклонением от адекватного стиля переживания беременности;

Неблагоприятной семейной ситуацией;

Отрицательным отношением к своим изменениям, связанным с беременностью;

Нарушением онтогенетических периодов развития материнской сферы;

Изменением ценности ребёнка в онтогенетические периоды;

Отклонением от адекватной ценности ребёнка;

Полученные данные позволяют заключить, что для первого триместра беременности в рисуночном тесте нормальными являются незначительные симтомы тревожности, неуверенности в себе, конфликтности. Выраженные проявления этих качеств отражают неблагополучие в отношении к беременности и материнству.

Наиболее диагностически значимыми являются следующие особенности рисунка:

-отсутствие на рисунке себя;

-отсутствие на рисунке ребёнка;

-замена образа себя и/или ребёнка на символ, растение, животное;

-ребёнок «спрятан» в коляске, кроватке, животе матери;

-изоляция ребёнка;

-пространственная дистанция матери с ребёнком.

Полученные данные позволяют предположить, что во время беременности возможно прогнозирование снижения ценности ребенка и сдвига интерференции ценностей в сторону внедряющихся, конфронтирующих с ценностью ребенка и материнства, а также выявление положительной динамики интерференции ценностей.

Рисуночный тест «Я и мой ребёнок»

По рисуночному тесту учитывалось:

Наличие на рисунке матери и ребёнка,

Наличие совместной деятельности матери с ребёнком,

Психологическая дистанция,

Также характеристика общего состояния (благополучное состояние, неуверенность в себе, тревожность, признаки конфликтности и враждебности, относящиеся к теме рисунка) по формальным признакам рисунка, принятым в психодиагностике (качество линии, расположение на листе, детали рисунков и т.д.).

По этому показателю выделены типы рисунков, соответствующие следующим особенностям переживания беременности и ситуации материнства: благоприятная ситуация -1; незначительные симптомы тревоги, неуверенности, конфликтности -2; тревога и неуверенность в себе — 3; конфликт с беременностью или с ситуацией материнства — 4.

Описание симтомокомплексов, характеризующих выделенные типы рисунков.

1. Благоприятная ситуация

Формальные признаки:

Хорошее качество линии;

Расположение рисунка в центральной части листа;

Размеры рисунка соответствуют принятым в психодиагностике, (отражают нормальное состояние без признаков тревоги и неуверенности в себе);

При наличии развёрнутого сюжета (с дополнительными кроме фигур матери и ребёнка деталями: обстановка комнаты, дом, деревья и др.) рисунок занимает большую часть листа;

Отсутствие стираний, зачёркиваний, перерисовок, рисования на обратной стороне листа;

Отсутствие длительных обсуждений (как и что рисовать) или отговорок (я не умею и т.п.), а также пауз в процессе рисования больше 15 секунд;

Положительные эмоции разной степени выраженности в процессе рисования.

Наличие на рисунке себя и ребёнка;

Отсутствие замен образов себя и ребёнка на растения, животных, неживые объекты, символы;

Соразмерность фигур матери и ребёнка;

Отсутствие других людей;

Дополнительные предметы и детали одежды не составляют главную часть рисунка, их количество, степень прорисовки, размеры не давлеют над фигурами матери и ребёнка;

Наличие совместной деятельности матери и ребёнка;

Наличие телесного контакта (мать держит ребёнка на руках или за руку);

Ребёнок не спрятан (в кроватке, коляске, пелёнках или животе матери) и не изолирован (ребёнок, завёрнутый в пелёнки, с прорисованным лицом, которого мать держит на руках — нормальный признак);

Прорисовка лица ребёнка;

Все фигуры нарисованы лицом к зрителю;

Возраст ребёнка приближается к младенческому прогрессивно с первого к третьему триместру, после родов — ребёнок в настоящем возрасте.

2. Незначительные симптомы тревоги, неуверенности, конфликтности

Формальные признаки:

Наличие незначительных признаков тревоги и неуверенности в себе по качеству линии;

Недостаточно крупный рисунок; расположение в нижней части листа или ближе к одному из углов;

Наличие линии основания;

Небольшое наличие штриховки.

Фигура ребёнка слишком большая или маленькая;

Наличие мужа, других детей;

Большое количество дополнительных предметов, их большие по сравнению с фигурами матери и ребёнка размеры;

Ребёнок в коляске или другом подвижном объекте (на санках, в кресле-качалке, на игрушке-качалке и т.п.), при этом мать держит ребёнка за руку или за деталь объекта, в котором расположен ребёнок, фигура и лицо ребёнка прорисованы; все фигуры лицом к зрителю, или в профиль; совместная деятельность может отсутствовать;

Возраст ребёнка в беременности в пределах раннего, к концу беременности приближается к младенческому, после родов — в настоящем возрасте.

3. Тревога и неуверенность в себе

Формальные признаки:

Плохое качество линии;

Рисунок очень мелкий, расположен внизу листа или в углу;

Наличие линии основания,

Штриховки в большом количестве.

Наличие на рисунке себя и ребёнка без замены образов;

Фигура ребёнка слишком большая или слишком маленькая;

Большое количество дополнительных объектов, тщательная прорисовка деталей одежды; недостаточная прорисовка фигур и лиц себя и ребёнка, схематизация;

Отсутствие совместной деятельности; контакт с ребёнком может быть по типу 1 и 2, или рядом с ребёнком без контакта (при этом ребёнок не изолирован), возможно протянутые друг к другу руки без прямого контакта; --наличие на рисунке нескольких членов семьи, своей матери;

Большое количество дополнительных предметов, их большие по сравнению с фигурами матери и ребёнка размеры, они покрывают практически весь лист;

Возраст ребёнка в беременности в пределах дошкольного, к концу беременности приближается к раннему или младенческому, после родов — в настоящем возрасте.

4. Конфликт с беременностью или ситуацией материнства

Формальные признаки:

Отказ от рисования;

Переворачивание, сгибание листа;

Наличие стираний, перерисовок, зачёркиваний;

Большие пятна чёрного цвета;

Неадекватное использование размеров листа (слишком мелко или «не умещаются» важные части рисунка, в первую очередь фигура матери и ребёнка).

Отсутствие на рисунке себя и\или ребёнка;

Замена образа ребёнка и\или себя на растение, животное, символ;

Отсутствие совместной деятельности и контакта с ребёнком;

Ребёнок спрятан (в пелёнках, коляске, кроватке, животе матери);

Ребёнок изолирован при помощи предметов, отделяющих его от матери или полностью изолирован без контакта с матерью (к кроватке, коляске, на коврике, на качелях и т.п.);

Большая пространственная дистанция между фигурами матери и ребёнка;

Фигуры, нарисованные спиной;

Отсутствие у фигур лица, реже тела;

Большое количество дополнительных предметов, их большие по сравнению с фигурами матери и ребёнка размеры, они покрывают практически весь лист;

Возраст ребёнка дошкольный, реже ранний, к концу беременности не снижается, или даже увеличивается, после родов — ребёнок более старшего, редко — более младшего возраста, чем в настоящем.

Отрывок работы Филипповой Г.Г. «Метод рисуночного теста в психологической работе с беременными».

Доктор психологических наук, профессор, научный руководитель НОУ дополнительного образования «Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы»;

Профессор, заведующий кафедрой психологии развития и акмеологии Института перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы (ИППиПРС);

Профессор кафедры психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии факультета клинической психологии Московского медико-стоматологического университета (МГМСУ) им. Семашко;

Вице-президент Российской Ассоциации Перинатальной Психологии и Медицины;

Член Президиума Межрегиональной ассоциации перинатальной психологии и медицины;

Член координационного совета Минздрава РФ по оказанию медико-психологической помощи в лечебно-профилактических учреждениях родовспоможения и детства;

Руководитель секции перинатальной психологии Российского Психологического общества и Московской секции перинатальной психологии РПО;

Главный редактор научно-практического журнала «Перинатальная психология и психология родительства»;

Зам. зав. кафедрой общей психологии и истории психологии Московского Гуманитарного университета.

Консультант медико-психологической клиники «Семья+».


Я писала о Материнской доминанте. А сегодня я хочу разобрать один из этапов материнской доминанты, а именно – психологический компонент гестационной доминанты (ПКГД), который вызывает особый интерес у перинатальных психологов.

И.В. Добряков (врач-психиатр, психотерапевт, кандидат медицинских наук, доцент кафедры детской психиатрии и психотерапии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования. Научный руководитель секции «Перинатальная психология, психопатология и психотерапия» общественной организации «Санкт-Петербургское психологическое общество». Ученый секретарь Российской ассоциации перинатапьной психологии и медицины. Один из основателей и редактор журнала «Перинатальная психология и психология родительства».) выделил 5 типов ПКГД: оптимальный, гипогестогнозический, эйфорический, тревожный и депрессивный.

Оптимальный тип ПКГД . Этот тип отмечается у женщин, относятся к своей беременности ответственно и без лишней тревоги воспринимает свое новое состояние. Женщина во время становится на учет в женскую консультацию и выполняет рекомендации врача. Отношения в семье, как правило, гармоничны и беременность желанна обоими супругами. Женщина продолжает вести активный образ жизни, с удовольствием посещает курсы дородовой подготовки.

Гипогестогнозический тип ПКГД часто встречается у женщин увлеченных работой, не закончивших учебу. Зачастую это незапланированная беременность. Юные студентки не желают брать академический отпуск и продолжают жить «небеременной жизнью». Женщины, увлеченные работой, как правило в возрасте около 30 лет, нередко занимают руководящие посты. Как правило, эти женщины не склонны менять свой жизненный уклад и часто у них «не хватает времени» на посещение врачей и выполнение их рекомендаций. Женщины с гипогестогнозическим типом ПКГД часто относятся скептически к курсам подготовки к родам. После рождения малыша, уход за ним, как правило, осуществляют бабушки, няни. Нередко этот тип встречается у многодетных матерей.

Эйфорический тип ПКГД преобладает у женщин, которые долго не могли забеременить, у длительно лечившихся от бесплодия. Также этот тип отмечается у женщин с истерическими чертами личности. Беременность часто становится средством манипуляции мужем, стремлением к изменению отношений с супругом и даже достижения меркантильных целей. При этом явно демонстрируется чрезмерная любовь к будущему ребенку, а любые недомогания преувеличиваются. Женщины с эйфорическим типом требуют повышенного внимания к себе и незамедлительное исполнение любых прихотей. Они с охотой посещают курсы дородовой подготовки, но не прислушиваются к рекомендациям или выполняют их формально. После рождения ребенка, формируется потворствующее воспитание и вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания.

Тревожный тип. У беременной женщины ярко выражен высокий уровень тревоги и это сказывается и на физическом здоровье. Это может быть и вполне оправданная тревога – наличие заболеваний, проблемы в семье, материально-бытовые трудности и т.п). Но чаще всего, женщина либо переоценивает данные проблемы, либо и вовсе не может объяснить причину своей тревоги. Повышенную тревожность обычно не сложно выявить и врачу в женской консультации, так и специалистам на курсах подготовки. Очень часто, к сожалению, действия медицинских работников способствуют повышению тревоги. Женщины с тревожным типом проявляют гиперопеку (чрезмерную заботу о ребенке) и в отношении воспитания чувствуют себя неуверенно. Конфликты между супругами нередко выносятся в сферу воспитания.

Депрессивный тип характеризуется сниженным фоном настроения у беременных. Бывает так, что женщина, которая желала ребенка, теперь не хочет его, сомневается в том, что сможет выносить и родить здорового малыша, боится смерти в родах. Женщины с депрессивным типом часто недовольны своей внешностью и другими изменениями, которые происходят с ней во время беременности. Подобное поведение женщины в некоторых семьях может ухудшить ее отношения с близкими. Специалистам, которые наблюдают женщину во время беременности, очень важно своевременно выявить данную симптоматику и направить женщину к психологу или психотерапевту для оказания необходимой помощи. К сожалению, данный тип, как и тревожный зачастую формируется в связи с неосторожными высказываниями и действиями медицинского персонала. В воспитании может наблюдаться эмоциональная отстраненность и жестокое обращение, а ситуацию усугубляет чувство вины, которая мать нередко испытывает.

Инструкция. Из пяти утверждений женщине нужно выбрать одно, наиболее полно отражающее ее состояние.

Блок А

1) Ничто не доставляет мне такого счастья, как сознание того, что я беременна

2) Я не испытываю никаких особых эмоция, связанных с тем, что я беременна

3) С тех пор, как я узнала, что беременна, я нахожусь в нервном напряжении

4) В основном мне приятно осознавать, что я беременна

5) Я очень расстроена тем, что я беременна

1) Беременность заставила меня полностью изменить образ жизни

2) Беременность не заставила меня существенно изменить образ жизни, но я стала себя кое в чем ограничивать

3) Беременность я не считаю поводом для того, чтобы что-то менять образ жизни

4) Беременность так изменила мой образ жизни, что она стала прекрасной

5) Беременность заставила меня отказаться от многих планов, теперь не суждено сбыться многим моим надеждам

1) Я стараюсь вообще не думать ни о беременности, ни о предстоящих родах

2) Я постоянно думаю о родах, очень их боюсь

3) Я думаю, что во время родов все смогу сделать правильно и не испытываю особого страха перед ними

4) Когда я задумываюсь о предстоящих родах, настроение у меня ухудшается, так как я почти не сомневаюсь в плохом исходе

5) Думаю о родах, как о предстоящем празднике

Блок Б

1) Я сомневаюсь в том, что смогу справляться с обязанностями матери

2) Я считаю, что не смогу стать хорошей матерью

3) Я не задумываюсь о предстоящем материнстве

4) Я уверена, что стану прекрасной матерью

5) Я полагаю, что если постараюсь, то смогу стать хорошей матерью

1) Я часто с удовольствием представляю себе ребенка, которого вынашиваю

2) Я понимаю ребенка, которого вынашиваю, восхищаюсь им и считаю, что он знает и понимает все, о чем я думаю

3) Я постоянно беспокоюсь о состоянии ребенка, которого вынашиваю, стараюсь его почувствовать

4) Я не думаю о том, каким будет ребенок, которого вынашиваю

5) Я часто думаю о том, что ребенок, которого вынашиваю, будет каким-нибудь неполноценным, и очень боюсь этого

1) Я не думаю о том, как буду кормить ребенка грудью

2) Я с восторгом представляю себе, как буду кормить ребенка грудью

3) Я думаю, что буду кормить ребенка грудью

4) Я беспокоюсь о том, что у меня будут проблемы с кормлением грудью

5) Я почти уверена, что вряд ли смогу кормить ребенка грудью

Блок В

1) Считаю, что беременность сделала меня еще прекрасней в глазах отца моего ребенка

2) Моя беременность никак не изменила отношения ко мне отца моего ребенка

3) Из-за беременности отец моего ребенка стал внимательнее и теплее относиться ко мне

4) Из-за беременности я стала некрасивой и отец моего ребенка стал холоднее относиться ко мне

5) Боюсь, что изменения, связанные с беременностью, могут ухудшить отношение ко мне отца моего ребенка

1) Большинство близких мне людей разделяют мою радость по поводу беременности, и мне хорошо с ними

2) Не все близкие мне люди достаточно рады тому, что я беременна, не все понимают, что теперь я нуждаюсь в особом отношении

3) Большинство близких мне людей не одобряют того, что я беременна, мои отношения с ними ухудшились

4) Меня мало интересует отношение к моей беременности даже близких мне людей

5) Некоторые близкие мне люди относятся к моей беременности неоднозначно, и это меня тревожит

1) Мне всегда мучительно стыдно, когда окружающие замечают, что я «в положении»

2) Мне немного не по себе, когда окружающие замечают, что я «в положении»

3) Мне приятно, когда окружающие замечают, что я «в положении»

4) мне наплевать, замечают окружающие или нет, что я «в положении»

5) Я не испытываю особой неловкости, если окружающие замечают, что я «в положении»

Таблица результатов обследования по «Тесту отношений беременной»

Пожалуйста, оценивая результаты, не забывайте, что это методика предназначена для использования специалистами. Ни мужья, ни сами беременные женщины не могут выступать экспертами. Если Вас что-то насторожило, обратитесь, пожалуйста, к психологу.

Блоки Вопросы Типы поведения беременной
Г Э Т
А I 4 2 1 3 5
II 2 3 4 1 5
III 3 1 5 2 4
Б I 5 3 4 1 2
II 1 4 2 3 5
III 3 1 2 5 4
В I 3 2 1 5 4
II 1 4 2 5 3
III 5 4 3 2 1

Если у Вас возникли вопросы, то Вы можете написать мне и я постараюсь Вам помочь.

Тест отношений беременной предназначен для определения типа переживания беременности у будущей матери (Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М., 2003).
Концептуальными основами создания теста послужили теория психологии отношений В. Н. Мясищева (1960), что позволило рассматривать беременность через призму единства организма и личности, а также понятие «гестационной доминанты». На основе учения А. А. Ухтомского о доминанте И. А. Аршавс-ким была предложена теория о существовании в период вынашивания ребен-ка гестационной доминанты (от лат. gestatio - беременность, dominans - гос-подствующий). Понятие «гестационная доминанта» наиболее удачно отражает особенности протекания физиологических и нервно-психических процессов в организме беременной женщины. Она обеспечивает направленность всех реакций организма на создание оптимальных условий для развития эмбриона, а затем плода. Это происходит путем формирования под влиянием факторов внешней и внутренней среды стойкого очага возбуждения в центральной нервной системе, обладающего повышенной чувствительностью к раздражителям, имеющим отношение к беременности и способным оказывать тормозящее влияние на другие нервные центры (Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М., 2003). .
Различают физиологический и психологический компоненты гестационной доминанты, которые, соответственно, определяются биологическими или пси-
210
хическими изменениями, происходящими в организме женщины, направленными на вынашивание, рождение и выхаживание ребенка. Психологический компонент гестационной доминанты (ПКГД) вызывает особый интерес перинатальных психологов и психотерапевтов. Он представляет собой совокупность механизмов психической саморегуляции, включающихся у женщины при возникновении беременности, направленных на сохранение гестации и создание условий для развития будущего ребенка, формирующих отношение женщины к своей беременности, ее поведенческие стереотипы.
В результате изучения анамнестических сведений, клинико-психологичес-ких наблюдений за беременными женщинами и бесед с ними И. В. Добряко-вым было выделено пять типов ПКГД: оптимальный, гипогестогнозический, эйфорический, тревожный и депрессивный.
Оптимальный тип ПКГД отмечается у женщин, которые относятся к своей беременности ответственно, но без излишней тревоги. В этих случаях, как правило, супружеский холон зрелый, отношения в семье гармоничны, беременность желанна обоими супругами. Беременная женщина продолжает вести активный образ жизни, но своевременно встает на учет в женскую консультацию, выполняет рекомендации врачей, следит за своим здоровьем, с удовольствием и успешно занимается на курсах дородовой подготовки. Оптимальный тип способствует формированию гармонического типа семей-ного воспитания ребенка.
Гипогестогнозический тип ПКГД (от греч. hypo - приставка, означающая слабую выраженность; лат. gestatio - беременность; греч. gnosis - знание) нередко встречается у женщин, не закончивших учебу, увлеченных работой. Среди них встречаются как юные студентки, так и женщины, которым скоро исполнится или уже исполнилось 30 лет. Первые не желают брать академический отпуск, продолжают сдавать экзамены, посещать дискотеки, заниматься спортом, ходить в походы. Беременность у них часто незапланированная. Женщины второй подгруппы, как правило, уже имеют профессию, увлечены работой, нередко занимают руководящие посты. Они планируют беременность, так как справедливо опасаются, что с возрастом повышается риск возникновения осложнений. С другой стороны, эти женщины не склонны менять жизненный стереотип, у них «не хватает времени» встать на учет в женскую консультацию, посещать врачей, выполнять их назначения.
Женщины с гипогестогнозическим типом ПКГД нередко скептически относятся к курсам дородовой подготовки, пренебрегают занятиями. Уход за детьми, как правило, передоверяется другим лицам (бабушкам, няням), так как сами матери «очень заняты». Нередко этот тип ПКГД также встречается у многодетных матерей. Чаще всего ему сопутствуют такие типы семейного воспитания, как гипопротекция, эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств.
Эйфорический тип ПКГД, (от греч. ей - хорошо; phew - переносить) отмечается у женщин с истерическими чертами личности, а также у длительно лечившихся от бесплодия. Нередко беременность у них становится средством манипулирования, способом изменения отношений с мужем, достижения меркантильных целей. При этом декларируется чрезмерная любовь к будущему
211
ребенку, возникающие недомогания и трудности преувеличиваются. Женщины претенциозны, требуют от окружающих повышенного внимания, выполнения любых прихотей. Врачи, курсы дородовой подготовки посещаются, но далеко не ко всем советам пациентки прислушиваются и не все рекомендации выполняют или делают это формально. Эйфорическому типу ПКГД соответствует расширение сферы родительских чувств к ребенку, потворствующая гиперпротекция, предпочтение детских качеств. Нередко отмечается вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания.
Тревожный тип 77А7^характеризуется высоким уровнем тревоги у беременной, что влияет на ее соматическое состояние. Тревога может быть вполне оправданной и понятной (наличие острых или хронических заболеваний, дисгармоничные отношения в семье, неудовлетворительные материально-бытовые условия и т. п.). В некоторых случаях беременная женщина либо переоценивает имеющиеся проблемы, либо не может объяснить, с чем связана тревога, которую она постоянно испытывает. Нередко тревога сопровождается ипохон-дричностью. Повышенную тревожность нетрудно выявить как врачу женской консультации, так и ведущим курсы дородовой подготовки, однако беременные женщины с этим типом ПКГД далеко не всегда получают адекватную оценку и помощь.
К сожалению, именно неправильные действия медицинских работников довольно часто способствуют повышению тревоги у женщин. В этих случаях повышенный уровень тревожности у беременной женщины должен расцениваться как ятрогенный, то есть связанный с неправильным оказанием медицинской помощи. Большинство беременных женщин с этим типом П КГД нуждаются в помощи психотерапевта. Став матерями, они отличаются повышенной моральной ответственностью, не уверены в своих силах и способностях воспитывать ребенка. Воспитание детей чаще всего носит характер доминирующей гиперпротекции. Распространено и вынесение конфликта между супругами в сферу взаимодействия с ребенком, обусловливающее противоречивый тип воспитания.
Депрессивный тип ЯАТ^проявляется, прежде всего, резко сниженным фоном настроения у беременных. Женщина, мечтавшая о ребенке, может утверждать, что теперь не хочет его, не верит в свою способность выносить и родить здоровое дитя, боится умереть в родах. Часто у нее возникают мысли о собственном уродстве. Женщины считают, что беременность «изуродовала их», боятся быть покинутыми мужем, часто плачут. В некоторых семьях по-добное поведение будущей матери может действительно ухудшить ее отношения с родственниками, объясняющими все капризами, не понимающими, что женщина нездорова. Это еще больше усугубляет ее состояние. В тяжелых случаях появляются сверхценные, а иногда и бредовые ипохондрические идеи, идеи самоуничижения, обнаруживаются суицидальные тенденции.
Гинекологу, акушеру, психологу всем, кто общается с беременной, очень важно своевременно выявить подобную симптоматику и направить женщину на консультацию к психотерапевту или психиатру, который сможет определить невротический или психотический характер депрессии и провести со-
212
ответствующий курс лечения. К сожалению, депрессивный тип ПКГД, как и тревожный, нередко формируется у беременной женщины в связи с неосторожными высказываниями, поступками медицинского персонала, что является ятрогенным.
Отклонения в процессе семейного воспитания при этом типе ПКГД аналогичны тем, что развиваются при тревожном типе, но выражены в большей степени. Встречаются также эмоциональное отвержение, жестокое обращение. При этом мать испытывает чувство вины, усугубляющей ее состояние.
Определение типа ПКГД может существенно помочь разобраться в ситуации, при которой вынашивался и родился ребенок, понять, как складывались отношения в семье в связи с его рождением, каким образом формировался стиль семейного воспитания. Тип ПКГД отражает, прежде всего, личностные изменения и реакции женщины, то есть те изменения, которые произошли в системе ее отношений.
Описание методики
Тест содержит три блока утверждений, отражающих отношение беременной женщины:
1. К себе беременной (блок А).
2. К формирующейся системе «мать-дитя» (блок Б).
3. К тому, как к ней относятся окружающие (блок В).
В каждом блоке есть три раздела, в которых шкалируются различные понятия. Они представлены пятью утверждениями, отражающими пять различных типов ПКГД. Испытуемой предлагается выбрать один из них, наиболее соответствующий ее состоянию.
Блок А (отношение женщины к себе беременной) представлен следующими разделами:
1. Отношение к беременности.
2. Отношение к образу жизни во время беременности.
3. Отношение во время беременности к предстоящим родам.
Блок Б (отношения женщины к формирующейся системе «мать-дитя») представлен следующими разделами:
1. Отношение к себе как к матери.
2. Отношение к своему ребенку.
3. Отношение к вскармливанию ребенка грудью.
Блок В (отношение беременной женщины к тому, как к ней относятся окружающие) представлен следующими разделами:
1. Отношение ко мне беременной мужа.
2. Отношение ко мне беременной родственников и близких.
3. Отношение ко мне беременной посторонних людей.
Инструкция: «Просим Вас из пяти утверждений, представленных в блоках, выбрать одно, наиболее полно отражающее Ваше состояние».
213
А 1 1 Ничто не доставляет мне такого счастья, как сознание того, что я беременна
2 Я не испытываю никаких особых эмоций, связанных с тем, что я беременна
3 С тех пор как я узнала, что беременна, я нахожусь в нервном напряжении
4 В основном мне приятно сознавать, что я беременна
5 Я очень расстроена тем, что беременна 2 1 Беременность заставила меня полностью изменить образ жизни
2 Беременность не заставила меня существенно изменить образ жизни, но я стала кое в чем себя ограничивать
3 Беременность я не считаю поводом для того, чтобы менять образ жизни
4 Беременность так изменила образ моей жизни, что она стала прекрасной
5 Беременность заставила меня отказаться от многих планов, теперь не суждено сбыться многим моим надеждам 3 1 Я стараюсь вообще не думать ни о беременности, ни о предстоящих родах
2 Я постоянно думаю о родах, очень их боюсь
3 Я думаю, что во время родов все могу сделать правильно и не испытываю особого страха перед ними
4 Когда я задумываюсь о предстоящих родах, настроение у меня ухудшается, так как я почти не сомневаюсь в их плохом исходе
5 Я думаю о родах, как о предстоящем празднике Б 1 1 Я сомневаюсь в том, что смогу справляться с обязанностями матери
2 Я считаю, что не смогу стать хорошей матерью
3 Я не задумываюсь о предстоящем материнстве
4 Я уверена, что стану прекрасной матерью
5 Я полагаю, что если постараюсь, то смогу стать хорошей матерью 2 1 Я часто с удовольствием представляю себе ребенка, которого вынашиваю, разговариваю с ним
2 Я понимаю ребенка, которого вынашиваю, восхищаюсь им и считаю, что он знает и понимает все, о чем я думаю
3 Я постоянно беспокоюсь о состоянии здоровья ребенка, которого вынашиваю, стараюсь его почувствовать
4 Я не думаю о том, каким будет ребенок, которого вынашиваю
5 Я часто думаю о том, что ребенок, которого вынашиваю, будет каким-нибудь неполноценным, и очень боюсь этого 3 1 Я не думаю о том, как буду кормить ребенка грудью
2 Я с восторгом представляю себе, как буду кормить ребенка грудью
3 Я думаю, что буду кормить ребенка грудью
4 Я беспокоюсь о том, что у меня будут проблемы с кормлением грудью
5 Я почти уверена, что вряд ли смогу кормить ребенка грудью 214
В 1 1 Считаю, что беременность сделала меня еще прекрасней в глазах отца моего ребенка
2 Моя беременность никак не изменила отношения ко мне отца моего ребенка
3 Из-за беременности отец моего ребенка стал внимательнее и теплее относиться ко мне
4 Из-за беременности я стала некрасивой, и отец моего ребенка стал холоднее относиться ко мне
5 Боюсь, что изменения, связанные с беременностью, могут ухудшить отношение ко мне отца моего ребенка 2 1 Большинство близких мне людей разделяют мою радость по поводу беременности, и мне хорошо с ними
2 Не все близкие мне люди достаточно рады тому, что я беременна, не все понимают, что я теперь нуждаюсь в особом отношении
3 Большинство близких мне людей не одобряют то, что я беременна, мои отношения с ними ухудшились
4 Меня мало интересует отношение к моей беременности даже близких мне людей
5 Некоторые близкие мне люди относятся к моей беременности неоднозначно, и это меня тревожит 3 1 Мне всегда мучительно стыдно, когда окружающие замечают что я «в положении»
2 Мне немного не по себе, когда окружающие замечают, что я «в положении»
3 Мне приятно, когда окружающие замечают, что я «в положении»
4 Мне наплевать, замечают окружающие или нет, что я «в положении»
5 Я не испытываю особой неловкости, если окружающие замечают, что я «в положении» Обработка результатов
После выполнения задания необходимо перенести результаты в таблицу, отметив соответствующую утверждению цифру (таблица 11).
Таблица 11 Результаты обследования ТОБ (б) Блоки Разделы О Г Э Т д 1 1 4 2 1 3 5
2 2 3 4 1 5
3 3 1 5 2 4 2 1 5 3 4 1 2
2 1 4 2 3 5
3 3 1 2 5 4 3 1 3 2 1 5 4
2 1 4 2 5 3
3 5 4 3 2 1
--------------и, - Всего 215
В нижней строке таблицы - «Всего» - выставляется результат подсчета количества отмеченных цифр (баллов, не суммы цифр!) в каждом столбце. Столбец «О» отражает утверждения, характеризующие преимущественно оптимальный тип ПКГД, «Г» - гипогестогнозический, «Э» - эйфорический, «Т» - тревожный, «Д» - депрессивный.
Если в результате тестирования набрано 7-9 баллов, соответствующих одному из типов ПКГД, он может считаться определяющим.
Если ни по какому типу ПКГД преобладания баллов не наблюдается, нетрудно определить, какие подсистемы ПКГД у женщины нуждаются в коррекции. Для наглядности можно построить профиль ПКГД в виде гистограммы. По вертикали отмечаются избранные баллы, а по горизонтали - типы ПКГТ (рис. 6).

Пример___________________________________________________________________
«Тест отношений беременной» был заполнен будущей матерью. Результаты обследования были занесены в соответствующую таблицу.
Как видно из таблицы и рис. б, наибольшее число выбранных утверждений принадлежат первой графе. На основании этого факта тип ПКГД определяется как преимущественно оптимальный.

216
Тест позволяет не только определить тип ПКГД по преобладанию выбранных утверждений, но и произвести качественный анализ, выявить те отношения, которые нуждаются в коррекции.
Пример
У другой женщины, обратившейся за психологической помощью, было выявлено эйфорическое отношение к своей беременности и тревожное отношение к себе - матери. Полученные в результате применения теста данные приведены в таблице:

Изучив утверждения, выбранные испытуемой, нетрудно установить, что у женщины отмечается эйфорическое отношение к своей беременности, оптимистическое отношение к будущему ребенку, окружающим ее посторонним и близким людям, в то время как повышенная тревога связана с предстоящими обязанностями матери.
На основе результатов исследования беременную можно отнести к одной из трех групп, требующих различной тактики проведения дородовой подготовки и, при необходимости, оказания психологической помощи.
Первая группа включает в себя практически здоровых беременных женщин, находящихся в состоянии психологического комфорта, имеющих оптимальный тип ПКГД.
Вторая группа может быть названа «группой риска». В нее следует включать женщин, имеющих эйфорический, гипогестогнозический, иногда тревожный типы ПКГД. У них отмечается повышенная вероятность развития нервно-психических нарушений, соматических заболеваний или обострения хронических расстройств.
Третья группа состоит из женщин, также имеющих гипогестогнозический и тревожный типы ПКГД, однако выраженность их клинических проявлений
217
более значительна, чем у представительниц второй группы. Кроме того, сюда следует включать всех женщин, характеризующихся депрессивным типом ПКГД. Многие беременные женщины из этой группы обнаруживают нервно-психические расстройства различной степени тяжести и нуждаются в индивидуальном наблюдении и лечении у психотерапевта или психиатра.
Таким образом, тест позволяет выявлять нервно-психические нарушения у беременных женщин уже на ранних этапах развития ребенка, связывать их с особенностями семейных отношений и ориентировать психологов на оказание соответствующей помощи. Результаты, полученные при использовании методики, могут быть задействованы непосредственно при оказании психологической помощи, например, в качестве тем психотерапевтической беседы. Таким образом, благодаря обследованию коррекция выявленных отклонений может осуществляться более целенаправленно.
Простота использования теста дает возможность внедрения его в практику работы женских консультаций, применения акушерами-гинекологами, терапевтами. При выявлении выраженных нарушений у беременных женщин им может быть рекомендовано обращение за помощью к психологу или к психотерапевту. Рекомендуется проводить тестирование во втором и третьем триместрах беременности. Своевременно и адекватно оказанная помощь не только улучшает ситуацию в семье, течение беременности и родов, но и является профилактикой недостатка грудного молока, послеродовых невротических и психических расстройств.
Тест может быть использован также с целью определения эффективности оказания психологической помощи и курсов дородовой подготовки: в таком случае он проводится до начала курса либо встреч с психологом и после его завершения. Изменения результатов тестирования можно использовать для оценки эффективности данной работы. При этом не рекомендуется проводить тестирование чаще одного раза в месяц.