Психолого педагогическая диагностика личностных межличностных отношений дошкольников. Методы диагностики межличностных отношений детей в старшей группе детского сада

2.1 Организация исследования

Исследование проводилось в 2015 / 2016 учебном году на базе МДОУ детский сад «Красная шапочка», г.Куса. Челябинской области.

Объект исследования: межличностное общение детей дошкольного возраста (5 – 6 лет).

Предмет: проблемы межличностного общения дошкольников.

Цель: изучить проблемы межличностного общения дошкольников и дать рекомендации по улучшению межличностного общения детей в группе.

В исследовании приняли участие 14 детей старшей группы в возрасте 5 – 6 лет. Особенности межличностного общения этой возрастной группы позволяют решить следующие задачи исследования:

    определить характер отношения ребенка к сверстникам;

    изучить особенности игровой деятельности группы, психологическую атмосферу;

    определить совместимость детей в группе;

    определить статус ребенка в системе межличностного общения.

Гипотеза: существуют проблемы в межличностном общении дошкольников.

Исследование предполагает соответствующие диагностические процедуры, составившие в итоге целый комплекс методов:

    Метод наблюдения (методика Е. О. Смирновой);

    Социометрический метод (методика «Капитан корабля» Е.О.Смирновой);

    Метод проблемных ситуаций (методика «Строитель»).

Метод наблюдения позволяет первично ориентироваться в реальном общении детей во время игровой деятельности, получить информацию о контактировании детей, чтобы составить общую картину взаимного общения детей в группе, поэтому он является первым этапом изучения межличностного внутригруппового общения детей.

Изучение внутригруппового общения, определение уровня развития общения в обследуемой группе осуществлялось по методике Е. О. Смирновой.

Целью наблюдения было – исследование особенностей поведения детей, характер их общения, формы общения, уровень развития общения во время игровой деятельности.

Наблюдение за детьми проводилось в одно и то же время (в утренние часы и после дневного сна) в помещении для групповых игр при одних и тех же условиях. Такое время для наблюдения было выбрано как самое благоприятное для самостоятельных игр.

Применяя эту методику, обращено внимание на поведение детей, характеризуемое следующими показателями: инициативность, чувствительность к действию сверстников и эмоциональный фон, который преобладает (негативный, нейтральный, деловой).

Для изучения особенностей владения ребенком коммуникативными средствами, характера общения со сверстниками в процессе игровой деятельности заводится протокол (Приложение А), в котором фиксируются данные показатели по каждому ребенку, который участвовал в обследовании.

Затем, результаты обобщаются в таблице наблюдения и оцениваются по шкале, которая приведена в таблице 1.

Таблица 1 – Шкала оценки параметров и показателей

Продолжение таблицы 1

Критерии оценки параметров

Выраженность в баллах

Чувствительность к воздействиям сверстников

Отсутствует: не отвечает на предложения сверстников

Слабая: предпочитает индивидуальную игру, на предложения сверстников реагирует редко

Средняя: иногда отвечает на предложения сверстников

Высокая: активно подхватывает предложения и действия сверстников

Эмоциональный фон

Негативный

Раздражение, крик, оскорбление сверстников

Положительные и отрицательные эмоции сбалансированы

Позитивный

Только положительные эмоции

В таблице наблюдения против каждого ребенка делается отметки по характеру отношения к сверстникам: (0 – 1 балл) по инициативности –неразвитость потребности общения со сверстниками, (2 – 3 балла) – нормальный уровень развития потребности в общении, 4 балла и выше – высокий уровень развития потребности в общении. Отсутствие чувствительности к воздействию сверстников (0 – 1 балл) свидетельствует о неспособности видеть и слышать другого человека. Свыше 1 балла – отвечает на предложения и инициативы сверстников.

Результаты, обобщенные в таблице наблюдения за игровой деятельностью детей, отражаются в следующей таблице, в которой делаются отметки по уровню развития навыков общения, исходя из следующей характеристики уровней.

Первый уровень: игрушки заменяют игровое общение со сверстниками. Развитие сюжета осуществляется на основе предметно-действенного замещения. Ребенок «уходит» от совместной игровой деятельности, занимает позицию «наблюдателя» за играми других детей, или позицию «разрушителя», которая направлена на разрушение игр других детей, ребенок не становится субъектом игровой деятельности.

Второй уровень развития навыков общения – короткие ролевые диалоги, слитые с построением сюжета. Ребенок не может удержать цель организационного общения, и совместная деятельность прекращается, может возникнуть конфликт. Наблюдается минимальное проявление самостоятельности и творчества детей.

Третий уровень развития навыков общения – изменение ролевого поведения по ходу игры, смена ролей, детьми разрабатывается предварительный замысел игры. Но проявление позиции субъекта игровой деятельности неустойчивое из-за недостаточной ориентированности на сверстника как на партнера по совместной игре.

Четвертый уровень развития навыков общения характеризуется построением сюжета на основе взаимной договоренности в отношении ролевого поведения в игре и заинтересованности в игровых действиях. Ребенок полностью считает сверстника партнером по совместной игре, отсутствуют противоречия между игровыми замыслами детей и способами их реализации в игровой деятельности. Все результаты метода наблюдения обобщаются и делаются соответствующие выводы по уровню развития общения по группе обследуемых детей.

После того, как составлена общая картина взаимного общения детей в группе следует приступить ко второму этапу исследования – определить положение детей в группе (социальный статус), взаимные (невзаимные) избирательные предпочтения, структуры группы, принадлежность ребенка к существующим внутри группы объединениям, отношения детей друг к другу, возможно определить и оценить социометрическим методом с использованием методики «Капитан корабля» (методика Смирновой Е. О.).

Цель – выявление объективной картины взаимодействия детей в группе путем оценки межличностных предпочтений.

Организация проведения: с каждым ребенком проводится индивидуальная беседа (остальные дети в это время заняты с воспитателем), в ходе которой ребенку показывается рисунок корабля и задаются вопросы:

    Представь себе, что ты отправляешься в дальнее плавание, и ты являешься капитаном этого корабля, то кого из группы ты взял бы себе в помощники?

    Кого бы ты пригласил на корабль в качестве гостя?

    Кого бы ты ни за что не взял с собой в команду в плавание?

    Кого бы ты оставил на берегу?

Ребенок называет имена сверстников, с которыми он предпочел (или не предпочел) бы «плыть на одном корабле».

Первичная информация, то есть, выборы детей (социометрический выбор) фиксируются в процессе самого исследования в социометрической таблице (матрице), которая приведена в Приложении Б.

В матрице определяется социометрический статус каждого ребенка на основании индивидуального индекса, который определяется как отношение сделанных выборов к количеству детей в обследуемой группе за минусом 1 (сам ребенок). В матрице вертикально расположены имена детей обследуемой группы, в верхней части таблицы по горизонтали – порядковые номера детей. По строкам проставлены цифры, обозначающие выбор детей по номерам задаваемых вопросов (3-й и 4-й вопросы проставляются со знаком (−). Выделяются взаимные выборы детей, то есть те, когда дети выбрали друг друга. В матрице заполняются суммирующие графы и строки по количеству выборов всего, получивших положительные выборы и отрицательные.

В результате данной процедуры каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников. Затем осуществляется подсчет положительных и отрицательных выборов, который получил каждый ребенок, что заносится в специальный протокол, где фиксируется количество положительных и отрицательных ответов по каждому ребенку, определяются взаимные выборы. Количество отрицательных и положительных выборов, которые получил каждый ребенок, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус ребенка):

    дети, которые получили наибольшее количество (более четырех) положительных выборов (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными («звезды») в данной группе обследуемых (статусная категория 1);

    детей, которые получили один или четыре положительных выбора относят к группе предпочитаемых (статусная категория 2);

    дети, которые не получили ни положительных, ни отрицательных выборов – это игнорируемые, остающиеся как бы незамеченными своими сверстниками (статусная категория 3).

    детей, которые получили в основном отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), относят к группе отвергаемых (статусная категория 4);

Исходя из этого, определяется, насколько желанен ребенок в системе межличностного общения в группе. Проведение обследования по данной методике позволяет определить уровень благополучия взаимоотношений в группе, то есть соотношение суммарных показателей благоприятных (статусные категории 1 и 2) и неблагоприятных статусных категорий (статусные категории 3 и 4). Если преобладают благоприятные статусные категории, то уровень благополучия взаимоотношений в группе считается высоким, если в группе преобладают дети с неблагоприятным статусом, то уровень благополучия взаимоотношений в группе низкий.

Характер отношений, которые существуют в группе при общении, уровень удовлетворенности взаимным общением, позволяют определить следующие показатели:

    коэффициент взаимности, который вычисляется как отношение числа взаимных выборов к общему числу выборов (вычисляется в %). По его величине обследуемую группу можно отнести к одному из четырех уровней взаимности: 1 группа – от 15% до 20% (низкий уровень), 2 группа – 21−30% (средний уровень), 3 группа – от 31% до 40% (высокий уровень), 4 группа – свыше 40% (сверхвысокий уровень). Этот коэффициент – показатель действительной сплоченности, привязанности детей друг к другу, но он может быть свидетельством фактической разобщенности группы на отдельные подгруппы;

    коэффициент удовлетворенности взаимным общением, который вычисляется как отношение числа детей, которые имеют взаимные выборы, к числу всех детей обследуемой группы. По его величине можно судить об уровне удовлетворенности взаимным общением детей: низкий уровень – это 1 – 33%, средний уровень от 34% до 49%, высокий уровень – от 50% до 65%, высший уровень свыше 66%. Удовлетворенность взаимным общением каждого ребенка определяется как процентное отношение числа детей, с которыми у конкретного ребенка взаимные выборы, к числу детей, которых он сам выбрал, и тогда: высшийуровень удовлетворенности взаимным общением имеют дети, коэффициент которых равен 45 −100%; 2-ой уровень – 50 −7 5%; 3-ий уровень – 25 − 50%; 4-ый уровень – 0 − 25%;

    индекс изолированности – процент детей, которые оказались без единого выбора. Группа благополучна, если в ней нет таких детей, или их доля составляет 5 – 6% в общей численности группы.

На основании матрицы социометрического обследования по методике «Капитан корабля» производятся расчеты показателей, проводится их анализ, и делаются соответствующие выводы по положению детей в группе, взаимных или невзаимных избирательных предпочтениях, структуры обследуемой группы, принадлежности ребенка к существующим внутри группы объединениям. Для выявления явного лидера, наиболее влиятельных детей, группировок, состоящих из детей взаимосвязанных, то есть, стремящихся друг к другу при общении, составляется социограмма локограммного вида («локус»).

После того, как закончен второй этап исследования (социометрический метод), проведен анализ его результатов и сделаны соответствующие выводы, с целью более полного изучения межличностного общения детей, следует приступить к третьему этапу исследования – проведению эксперимента, в котором дети должны решить социальные проблемы (метод проблемных ситуаций). Социальными проблемами для ребенка при применении этого метода исследования являются: оценка действий сверстника, разрешение конфликта, одобрение и поддержка другого ребенка в его действиях и т.д. Третий этап исследования проводится по методике «Строитель».

Цель – составить полную картину поведения ребенка в проблемной ситуации, определить основание и причины того или иного его поведения.

Процедура проведения: в эксперименте участвуют двое детей и экспериментатор, который предлагает детям построить что-либо из конструктора. Дети говорят, что они хотели бы построить. Детям предлагается сделать выбор: один будет строить, а другой будет наблюдать за строительством в роли контролера, то есть наблюдать, подсказывать и оценивать действия первого ребенка вместе со взрослым. Во время строительства, взрослый либо хвалит ребенка за удачные действия, либо порицает, призывает ребенка-контролера тоже оценивать действия ребенка-строителя.

Эксперимент проводится в первой половине дня, когда дети, не занятые в эксперименте, играют под присмотром воспитателя. Эксперимент проводится в течение 7 дней, так как занимает продолжительное время и в течение одного дня можно заняться только с одной парой детей. Пара детей подбирается с учетом результатов проведенного наблюдения и социометрического обследования. Первая пара: оба ребенка имеют статус «предпочитаемых», вторая: ребенок-строитель – статус «предпочитаемого», ребенок-контролер – статус «отвергаемого», третья пара: ребенок-строитель – статус «предпочитаемого», ребенок-контролер – статус «звезды», четвертая пара: ребенок-строитель – статус «звезды», ребенок-контролер – статус «отвергаемого», пятая пара: ребенок-строитель – статус «звезды», ребенок-контролер – статус «предпочитаемого», шестая пара: ребенок-строитель – статус «предпочитаемого», ребенок-контролер – статус «игнорируемого», седьмая пара: ребенок-строитель – статус «отвергаемого», ребенок-контролер – статус «предпочитаемого».

Такой выбор пар объясняется тем, что в эксперименте оценивается поведение в проблемных ситуациях только тех детей, которые выступают в роли контролера, а в этом случае будут оцениваться дети, имеющие разные социометрические статусы.

Более того, будет проведена оценка поведения детей в проблемной ситуации при их взаимодействии с детьми, имеющими другие социометрические статусы. Поведение детей регистрируется в протоколе (Приложение В).

В протоколе отмечается: какова степень эмоциональной вовлеченности ребенка, каков характер участия в действиях сверстника, характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, характер и степень проявления просоциальных форм поведения детей в проблемных ситуациях.

Первая группа – степень эмоциональной вовлеченности ребенка, который выступает в роли контролера, в действия ребенка-строителя оценивается баллами:

    0 – полностью не интересуется действиями сверстника (занят своими делами, нет интереса к ходу строительства;

    1 – заинтересован действиями сверстника, бросает беглый взгляд в его сторону;

    2 – периодически наблюдает за ходом строительства, задает вопросы и иногда комментирует действия ребенка-строителя;

    3 – внимательно наблюдает и активно вмешивается в действия сверстника.

Вторая группа – характер участия в действиях сверстника оценивается следующими баллами:

    0 – никак не оценивает действия ребенка-строителя;

    1 – негативная оценка (ругает, высказывает насмешки);

    2 – демонстративная оценка (сравнение с собой);

    3 – позитивная оценка (высказывает одобрение, советует, дает подсказки, помогает строить).

Третья группа – характер и степень выраженности сопереживания сверстнику оценивается баллами:

    0 – безразличное отношение ко всем оценкам партнера по строительству, то есть, индифферентное;

    1 – реакция неадекватна, то есть поддерживаются порицания взрослого и не поддерживается поощрение с его стороны;

    2 – реакция частично адекватна, то есть, поддерживаются и порицания и похвала со стороны взрослого;

    3 – реакция адекватна, то есть, полностью поддерживаются поощрения и похвала со стороны взрослого и выражается порицания и похвала со стороны несогласие с порицанием, которое высказывается взрослым.

Четвертая группа – характер и степень проявления просоциальных форм поведения детей в проблемных ситуациях оценивается баллами:

    0 – не дает советы и не предлагает помощь;

    1 – дает советы;

    2 – предлагает помощь в конце строительства:

    3 – дает советы и предлагает помощь в ходе строительства.

После оценки поведения детей в проблемной ситуации проводится анализ, и делаются соответствующие выводы. Окончательные выводы делаются по результатам всех этапов исследования и разрабатываются рекомендации, направленные на улучшение межличностного общения детей.

2.2 Анализ результатов исследования

На основании протокола (Приложение А), который составлен в ходе наблюдения за игровой деятельностью детей, и в котором зафиксирован характер межличностного общения детей, получены результаты по уровню развития общения в обследуемой группе. Результаты оценки представлены в таблице 2.

Таблица 2 –Таблица наблюдения за игровой деятельностью

Имена детей

Критерии оценки (баллы)

Итого баллов

Эмоциональный фон

Отметки по уровню развития общения

Инициативность

Чувствительность

позитивный

нейтральный

Виталий В.

негативный

позитивный

Высокий уровень потребности в общении

позитивный

Нормальный уровень потребности в общении

позитивный

Высокий уровень потребности в общении

позитивный

Нормальный уровень потребности в общении

нейтральный

Не развита потребность в общении со сверстниками

позитивный

Высокий уровень потребности в общении

позитивный

Нормальный уровень потребности в общении

нейтральный

Нормальный уровень потребности в общении

нейтральный

Неспособность видеть и слышать сверстника

Наташа Н.

позитивный

Высокий уровень потребности в общении

позитивный

Нормальный уровень потребности в общении

Итого детей:

мальчиков

На основании показателей, которые представлены в таблице 2, определены результаты исследования по методу наблюдения, которые отражены в таблице 3.

Таблица 3 – Результаты исследования по методу наблюдения за игровой деятельностью детей

Показатели участия в игровой деятельности

Количество детей

Доля по отношению к общей численности

обследуемых детей (в %)

Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

Эмоциональный фон

Негативный

Нейтральный

Позитивный

Общее количество обследуемых детей, чел.

Из таблицы видно, что в обследуемой группе детей преобладает позитивный эмоциональный фон. Этот вывод вытекает из того, что позитивный эмоциональный фон присутствует у 64% обследуемых детей, то есть большей их части, тогда как нейтральный – у 29% обследуемых детей, то есть у 4 человек положительные и отрицательные эмоции сбалансированы (все 4 детей – девочки). Негативный эмоциональный фон по отношению к сверстникам наблюдается у 1 мальчика (Виталий В.), в связи с чем, он требует особого внимания.

Детей, которые были задействованы в обследовании, можно разделить на три группы.

К первой следует отнести 3 человека, то есть, 21% от общей численности детей задействованных в обследовании. Эти дети не принимают участие в сюжетно-ролевых играх, они сторонние наблюдатели. Они соглашаются принять участие в игре только на малозначительных ролях. Эти дети не общительны, молчаливы, ориентированы на то, что игрушка заменяет им партнера-сверстника. Эмоциональный фон одного из них негативный, у двоих – нейтральный. Они предпочитают высказываться, задавая вопросы, в диалоги вступают редко. Среди этой группы детей следует выделить одного мальчика – Виталия В., который имеет отрицательный эмоциональный фон в общении со своими сверстниками: раздражителен, часто кричит. Он некоммуникабелен, поэтому дети в свои игры его принимают редко, а, так как всякая инициатива в сговоре на игру у него отсутствует, то чаще всего он играет один.

Можно предположить, что причина всего этого – эмоциональная сторона отношений между людьми не выступает для этих детей как объект познания.

Ко второй группе можно отнести 7 человек, которые составляют 50%, то есть, половину детей, которые были задействованы в обследовании. В этой группе преобладает позитивный эмоциональный фон, который спокойный и доброжелательный. Дети этой группы общительны, коммуникабельны, стараются принимать участие во всех предлагаемых играх, даже предлагают ряд сюжетов сами, но, в случае несогласия сверстников на сговор на игру, уступают лидерам, соглашаются с ним. Для этой группы характерно проявление коммуникативной направленности на партнера по игре, но каждый стремится выстроить свою сюжетную линию, замыслы не согласовываются. Характер их общения поверхностный, потому что дети не хотят слышать друг друга. В игре разыгрываются стереотипные сюжеты. Для детей этой возрастной группы (5 – 6 лет), основном характерно именно такой уровень развития навыков общения, возможно, поэтому он преобладает в группе обследуемых детей.

Третья группа детей – 4 человека (29% от общей численности детей, которые принимали участие в обследовании) являются несомненными лидерами. Они обозначают игровое пространство, осуществляют игровой сговор, распределяют роли в игре. Этим детям интересно интенсивное игровое общение, при котором осуществляется переход от индивидуальной к совместной деятельности и наоборот. Эти дети общаются с большинством других детей из числа обследуемых. В этой группе обращает на себя внимание Наташа Н., которая при общении со сверстниками в игровой деятельности проявляет себя лидером, причем, дети выполняют все ее замыслы и играют те роли, которые она им определила, но характер общения у нее эгоцентрический.

Наблюдение показало, что при выборе форм игры присутствует гендерное различие. Так, девочки предпочитают играть в «дочки – матери», в «больницу», мальчики – в «строителей» или в «путешествие». Девочки выбирают для своих игр куклы, кухонные, парикмахерские, косметические принадлежности и др. принадлежности, у мальчиков – это машинки, мячи, конструкторы. Причем, девочки – лидеры (третья группа) привлекают для своих игр мальчиков из второй группы. Результаты, анализ и выводы проведенного социометрического обследования (второй этап исследования) по методике «Капитан корабля» приведены в таблице 4.

Таблица 4 − Социометрический статус обследованных детей

Имена детей

Полученные выборы

Всего выборов

Индекс статуса ребенка

2.Алина Б.

«отвергаемая»,

3.Виталий В.

«предпочитаемая»,

6.Дамир А.

7.Денис Г.

«предпочитаемый»,

«отвергаемая»,

9.Ксюша К.

«предпочитаемая»,

10.Коля Ц.

«предпочитаемый»,

11.Лена П.

«предпочитаемая»,

12.Маша С.

«отвергаемый»,

13.Наташа Н.

14.Саша Д.

«предпочитаемый»,

Количество детей, получивших более четырех положительных выборов, составляет три человека или 21% от общей численности детей, участвующих в обследовании. Они имеют статус «звезды». Статус «предпочитаемые», имеют те дети, которые получили 2 – 4 положительных выбора, их в группе 7 человек, то есть, 50% от общей численности обследуемой группы.

Статус «отвергаемые» получили три человека, это дети которые имеют больше отрицательных выборов, чем положительных, и они составляют 21% от общей численности обследуемой группы.

Статус «игнорируемый» получил один ребенок, так как он не получил ни одного выбора, ни отрицательного, ни положительного, что составляет 8% от общей численности детей.

Дети, первой и второй статусной категории имеют самый большой статусный индекс – более 0,5. Таким образом, в обследуемой группе более половины численности (71%) имеют высокий социометрический статус, но в группе есть ребенок, который игнорируется другими детьми группы при их общении и достаточно большой процент (21%) «отвергаемых» детей.

Такое положение является для воспитателя группы сигналом для того, чтобы сосредоточить свое внимание на проблемах в межличностном общении детей, повышении их индивидуального статуса. На основе взаимных выборов детей (обозначено двумя стрелками), с целью отыскания группировок, лидера, взаимосвязи, используя социоматрицу (Приложение Б), составлена социограмма локограммного вида, которая представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Социограмма социометрического обследования

На рисунке 1 видно, что в группе при взаимном общении детей образуются три подгруппы с выделением в них лидеров.

Явный лидер в одной из подгрупп Дамир А. (6), что, помимо количества (7 положительных выборов) и взаимных выборов (2 выбора), подтверждается его высоким социальным статусом – «звезда», индивидуальный индекс 0,62.

Лидером второй подгруппы является Аня О., которая имеет 6 положительных выборов, три из которых взаимные. У нее самый высокий индивидуальный социометрический статус (0,69), по статусу она является «звездой».

Третья подгруппа образовалась вокруг лидера – Наташи Н., которая имеет социометрический статус 0,62 – «звезда», шесть положительных выборов и два взаимных выбора.

Каждый из детей, имеющих статус «отвергаемых», осуществил положительный выбор в пользу «своего» лидера, так, Алина Б. выбрала Дамира А., Катя. Ю. выбрала Аню. О., Маша С. свой выбор сделала в пользу Наташи Н.

На рисунке видно, что в качестве «игнорируемого» оказался Виталий В., он не получил ни одного выбора: ни положительного, ни отрицательного. В ходе наблюдения было отмечено, что этот мальчик имеет негативный эмоциональный фон по отношению к сверстникам, он не проявляет инициативы в сговоре на игру, у него не развита потребность в общении со сверстниками, его социометрический статус равен нулю.

Так как, у него отсутствует инициатива, эмоциональный фон негативный, возможно, поэтому, он попал в категорию «игнорируемых».

О характере отношений, которые существуют в группе при общении, уровень удовлетворенности взаимным общением, можно судить по показателям: коэффициенту удовлетворенности взаимным общением, коэффициенту взаимности, индексу изолированности.

Расчет социометрических диагностических показателей, произведенный на основании данных социоматрицы, представлен в таблице 5.

Таблица 5 – Определение социометрических диагностических показателей

Наименование показателей

Алгоритм расчета показателей

Значение показателей, %

социометрии

Коэффициент удовлетворенности взаимным общением

Коэффициент взаимности

Индекс изолированности

Значение коэффициента удовлетворенности взаимным общением свидетельствуют о том, что 71,4% детей удовлетворены взаимным общением, то есть, уровень удовлетворенности общением в целом по группе высший. Но низкий уровень взаимности (коэффициент взаимности всего 17,8%) свидетельствует о фактической разобщенности группы на отдельные подгруппы.

Из-за высокого значения индекса изолированности (7,1%) группу нельзя отнести к благополучной по состоянию межличностного общения детей.

В таблице 6 представлены коэффициенты удовлетворенности взаимным общением каждого ребенка, которые рассчитаны на основании показателей матрицы социометрического обследования.

Таблица 6 – Коэффициенты удовлетворенности взаимным общением детей

Имена детей

Взаимный выбор,

Выбрал сам, чел.

Значение коэффициента, %

удовлетворенности

    Виталий В.

Продолжение таблицы 6

Имена детей

Взаимный выбор,

Выбрал сам, чел.

Алгоритм расчета коэффициента

Значение коэффициента, %

удовлетворенности

10.Коля Ц.

11.Лена П.

12.Маша С.

13.Наташа Н.

14.Саша Д.

Высокий уровень удовлетворенности общением у 4 человек, трое из которых имеют высокий социометрический статус, являются лидерами и имеют высокий уровень потребности в общении, что было выявлено при наблюдении (таблица 4). Двое детей имеют очень низкий уровень удовлетворенности общением, низкий уровень потребности в общении, шесть человек имеют средний уровень удовлетворенности общением.

Таким образом, это подтверждает низкое значение коэффициента взаимности в целом по группе, а высокое значение коэффициента удовлетворенности общением, рассчитанное в целом по группе (более 70%) свидетельствует о том, что дети удовлетворены общением в пределах существующих подгрупп, а взаимосвязи в общении между подгруппами низкие.

Получив данные по эксперименту «Строитель», далее на основании показателей, представленных в таблице В.1 (Приложение В), оценивается поведение детей в проблемной ситуации. Оценка проводится по четырем группам показателей на основании количества полученных баллов. Оценка представлена в таблице 7.

Таблица 7 – Оценка поведения детей в проблемной ситуации

Имена детей

Группа показателей, баллы

Итого баллов

«предпочитаемая»

«отвергаемая»

«звезда»

«отвергаемая»

«предпочитаемый»

Виталий В.

«игнорируемый»

«предпочитаемый»

В данной ситуации была затронута проблема реакции детей, имеющих разный социометрический статус, на поведение сверстников, находящихся в проблемной ситуации.

На основании баллов, представленных в таблице 7, и мотивов поведения, которые были отмечены в таблице В.1, можно сделать соответствующие выводы: самые большие баллы получили дети, находящиеся в статусе «звезда» и «предпочитаемые». У них отмечается высокая степень эмоциональной вовлеченности в действия сверстника, которым они давали позитивные оценки, и предлагали свою помощь в решении проблемной ситуации. Мотивом их поведения являлось: интерес к эксперименту, желание помочь сверстнику и взаимная доброжелательность.

Дети, имеющие статус «игнорируемых» и «отвергаемых», показали низкую степень эмоциональной вовлеченности в действия сверстника, находящегося в проблемной ситуации. Мотив их поведения: неинтересно, не люблю строить, недоброжелательное отношение к сверстнику.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сформулировать рекомендации по улучшению межличностного общения у дошкольников группы детского сада.

Чтобы решить проблему, существующую в межличностном общении детей, воспитателю следует провести коррекционную работу, состоящую из двух этапов.

Цель первого этапа – улучшить эмоционально-психологического климат в группе, для чего воспитателю рекомендуется:

    учесть возраст и индивидуальные особенности ребенка, который имеет статус «игнорируемый» или «отвергаемый»;

    обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребенку;

    не делать слишком критических замечаний в адрес ребенка при других детях; окружить вниманием особенно застенчивых и замкнутых детей;

    проявить внимание и строгость к детям, которые активно демонстрируют свое лидерство перед своими сверстниками.

Прежде, чем начать первый этап коррекционной работы, воспитателю рекомендуется провести наблюдение за детьми, которые имеют статус «игнорируемый» или «отвергаемый». Цель такого наблюдения – выявление причины изоляции детей в группе.

На каждого из таких детей рекомендуется завести дневник-протокол, где фиксировать все факты его поведения со сверстниками, особенно в процессе игровой деятельности. Следует с каждым таким ребенком провести индивидуальное собеседование, например по вопросам: «Кто является твоим другом?», «Есть ли у тебя друзья в группе?», «Почему ты не любишь играть с тем-то сверстником из группы?» и т.п. Результаты таких бесед, также занести в дневник.

В этот же дневник занести результаты анализа семейного воспитания ребенка (разговор с родителями, результаты посещения родителями собраний и т. д.). Пример формы такого дневника приведены в Приложении Г.

Далее, воспитателю следует провести анализ результатов наблюдения и выяснить причины изоляции детей, которыми могут быть личностные качества ребенка и трудности взаимоотношения со сверстниками. Эти трудности могут носить операциональный характер (у ребенка неразвиты игровые навыки и умения, отсутствуют положительные формы взаимодействия со сверстниками) и мотивационный характер (у ребенка не совпадают свои потребности с потребностями ребенка сверстника, ребенок может быть эгоистом в общении со сверстниками и т.д.).

Воспитателю рекомендуется завести такой же дневник, но наблюдения за детьми, которые являются лидерами. В дневнике следует заносить факты, характеризующие проявление активности ребенка, формы его общения и с детьми, и со взрослыми, условия воспитания в семье. После составления такого дневника необходимо определить, какие качества личности ребенка-лидера обеспечивают ему лидерство, причины его лидерства.

Результаты анализа, и по детям с низким социометрическим статусом, и по детям-лидерам, воспитателю следует учитывать при проведении второго этапа коррекционной работы.

Цель второго этапа коррекционной деятельности – налаживание отношений ребенка, имеющего низкий социометрический статус, со сверстниками, повышение социометрического статуса ребенка, выработка положительной оценки детей с низким статусом со стороны сверстников.

На этом этапе главная роль принадлежит игровой деятельности. Эффективно проведение таких игр, которые требуют комментариев со стороны ребенка, и предложить ему стать комментатором, на первых играх может быть совместно с воспитателем. Это поможет ребенку откликаться на действия и поступки сверстников.

Очень эффективно проведение спортивных эстафет. При организации таких эстафет надо включить детей, имеющих статус «игнорируемый» или «отвергаемый», в группу, где сверстники физически более слабые. Тогда «игнорируемый» или «отвергаемый» ребенок будет чувствовать себя нужными, приносящими пользу группе, услышит одобрение со стороны сверстников. Воспитателю по окончании такого соревнования нужно обсудить, как проходила эстафета, почему победила та, или иная группа, обязательно похвалить таких детей, отметить их вклад в победу.

Организация игр с использованием строительных материалов, также, позволит привлечь детей с социометрическим статусом «отвергаемого» к совместным диалогам со сверстниками. Можно провести такие игры в виде конкурса между группами строителе и назначить «отвергаемого» главным строителем в каждой группе.

Развитию сотрудничества и улучшению взаимности между детьми воспитателю может помочь организация настольных игр, где задействовано много участников, например, «лото», «маршрутные игры» и т.д. Желательно ставить детей, имеющих низкий социометрический статус на ведущую роль.

Чтобы сформировать у детей чувство взаимопомощи, положительного отношения ко всем людям, воспитателю рекомендуется проводить беседы после прочтения детям художественной литературы. Причем, в беседу следует вовлекать детей, которые имеют низкий социометрический статус, чтобы они давали оценки действующим лицам произведения, высказывали свои предпочтения, вступали в диалоги.

Для развития коммуникативных навыков, чувства общности воспитателю рекомендуется организовывать кукольные спектакли с использованием сюжетов сказок. Причем, главные роли следует дать детям, имеющим статус «отвергаемый», а второстепенные роли детям-лидерам. Это позволит «принизить» роль лидера и поднять статус ребенка-«отвергаемого». К изготовлению кукольных персонажей и декораций к ним, следует привлечь детей (нарисовать, сделать аппликации и т.д.). При этом, необходимо разбить детей на группы и дать каждой группе отдельное задание. Группы создать таким образом, чтобы в каждой были дети с разными социальными статусами, назначив ответственными за эту работу детей со статусами «отвергаемого» и «игнорируемого». В течение работы над персонажами, воспитателю необходимо оказывать помощь детям и давать им только положительные оценки. Дать задание детям изготовить часть кукольных персонажей с помощью родителей.

Таким образом, воспитателю рекомендуется отредактировать свой перспективный план совместной деятельности с детьми согласно данным рекомендациям. Дополнить план (или включить в него): проведение наблюдения за детьми со статусом «отвергаемого» и «игнорируемого» с заполнением дневника наблюдения с последующим анализом результатом наблюдения; проведение спортивных эстафет в зале и на площадке; организацию строительных конкурсов; организацию кукольных спектаклей с самостоятельным изготовлением персонажей, обсуждение прочитанной в группе художественной литературы.

Соблюдение данных рекомендаций поможет воспитателю в формировании навыков общения у детей старшего дошкольного возраста, и, также, будет способствовать повышению социометрического статуса детей в группе, что улучшит эмоционально-психологический климат в группе.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

С целью диагностики межличностного общения старшей группы детей МДОУ детский сад «Красная шапочка» в исследовании применены следующие методы: наблюдения, социометрии, проблемных ситуаций. Исследование проведено в три этапа: на первом была использована методика наблюдения за детьми во время игровой деятельности (методика Смирновой Е. О.), на втором – методика «Капитан корабля» (Смирновой Е. О.), на третьем – методика «Строитель».

Сочетание трех методик позволили выявить положительное и проблемы, существующие в межличностном общении детей этой группы.

В обследуемой группе детей преобладает позитивный эмоциональный фон в общении со сверстниками. Этот вывод вытекает из того, что позитивный эмоциональный фон присутствует у 64% обследуемых детей. Однако, следует отметить достаточно высокий вес детей в общей численности группы, которые имеют нейтральный и, даже, негативный эмоциональный фон (36%).

Группа имеет полную статусную структуру, с преобладанием благоприятного социометрического статуса: статус «звезда» имеют 3 человека (21% от численности обследуемой группы), статус «предпочитаемые» имеют 7 человек (50% от численности обследуемой группы). Их мотивацией к общению со сверстниками является интерес к общению, желание помочь сверстнику и взаимная доброжелательность.

Однако, в группе имеются дети, статус которых «отвергаемые», их 3 человека и они составляют 21% от численности обследуемой группы, один ребенок имеет статус «игнорируемый». Мотив их поведения при общении со сверстниками: неинтересно, не люблю играть, недоброжелательное отношение к сверстнику. В связи с такой статусной структурой и высокого значения индекса изолированности (7,1%), в целом нельзя сказать о благоприятном эмоциональном климате группы. При взаимном общении в группе наблюдается разделение на подгруппы, в которых выделяются лидеры, имеющие статус «звезда».

Внутри подгрупп дети проявляют высокую потребность в общении, высокую эмоциональную вовлеченность в действия сверстников, взаимную доброжелательность, но между подгруппами активного общения и потребности в нем не выявлено. Низкое значение коэффициента взаимности в целом по группе, и высокое значение коэффициента удовлетворенности общением, рассчитанное в целом по группе (более 70%) свидетельствует о том, что дети удовлетворены общением в пределах существующих подгрупп, а взаимосвязи в общении между подгруппами низкие.

Таким образом, в ходе исследования была выявлена проблема, существующая в межличностном общении детей: недостаточно благоприятный эмоциональный климат в общении сверстников в группе, который характеризуется наличием детей, имеющих статус «отвергаемых» и «игнорируемых».

Со взрослыми и сверстниками.

Социометрия помогает изучить сферу межличностных отношений детей наиболее объективно и корректно. В эксперименте, разработанном Я.Л.Коломинским («Выбор в действии»), существует специально адаптированный вариант для дошкольников, который условно назван «У кого больше?».

Экспериментальная процедура состоит в следующем. Предварительно готовятся по 3 переводные картинки на каждого ребенка группы. На оборотной стороне картинки ставится номер, «присвоенный» каждому из детей. Помощник экспериментатора выводит детей за исключением одного, в другое помещение, где занимает их игрой, чтением книги.

Экспериментатор обращается к оставшемуся ребенку: «Вот тебе 3 картинки. Можешь положить их по одной любым трем детям нашей группы. У кого оказывается больше картинок – тот выигрывает. Никто не будет знать, куда ты положил картинку. Даже мне можешь не говорить, если не хочешь». Ребенок выполняет задание и уходит в третье помещение.

Экспериментатор фиксирует в заготовленной социометрической матрице выборы. детей.

Имена детей № п/п
Алёша К. ////////
Сергей П. ////////
Костя Т. ////////
Лена О. ////////
Света Д. ////////
Света Р. ////////
Наташа Л. ////////
Катя Д. ////////
Число полученных выборов
Число взаимных выборов

По этой таблице осуществляется подсчет выборов, полученных каждым ребенком (по вертикальным столбцам) и записываются в соответствующую графу матрицы.

Социометрический эксперимент может быть проведен по варианту Т.А.Репиной «Секрет». Игра дает возможность выявить существенные характеристики детских отношений в группе. По количеству полученных каждым ребенком картинок можно судить о положении его в группе сверстников. Следует обратить особое внимание на детей, не получивших подарков, а также на тех, которые получили отрицательные выборы. В данной методике эти задачи решаются путем качественного анализа мотиваций детей при осуществлении выбора или в проективной ситуации («Если бы только трем детям у тебя не хватило картинок, кому бы ты не дал?»).



Для проведения экспериментальной игре «Секрет» нужно подготовить по 3 картинки на каждого ребенка и 6-8 запасных. Игру проводят двое взрослых, не работающих непосредственно в группе. В раздевалке. Где находятся шкафчики для одежды детей, ставят подальше друг от друга два детских столика с двумя стульчиками у каждого (для ребенка и для взрослого.)

Перед началом эксперимента ребенку дают инструкцию: «Сегодня все дети нашей группы будут играть в интересную игру, которая называется «Секрет». По секрету все будут дарить друг другу красивые картинки». Чтобы ребенок мог легче принять задачу – подарить другим то, что нравится самому, его заверяют: «Ты будешь дарить ребятам, а они подарят тебе». Далее взрослый дает ребенку 3 картинки и говорит: «Ты можешь их подарить тем ребятам, которым захочешь, только каждому по одной. Если хочешь, можешь подарить картинки и тем ребятам, которые болеют» (последняя фраза произносится быстро, чтобы дети не воспринимали ее как обязательный совет). Если ребенок долго не может решить, кому сделать подарки, взрослый объясняет: «Можешь подарить тем детям, которые тебе больше всех нравятся, с которыми ты любишь играть». После того, как ребенок сделал свой выбор, назвал имена детей, которым хочет преподнести подарки, взрослый обращается к нему: «Почему ты в первую очередь решил подарить картинку…?» Далее ребят спрашивают: «Если бы у тебя было много картинок и только трем детям из группы не хватало, кому бы ты не стал давать картинку?» Все ответы записываются в тетради, а на обратной стороне картинки отмечается имя ребенка, которому она подарена. Важно, чтобы все дети нашли у себя «подарки». Для этого экспериментатор использует запасные картинки.

Обработка и анализ социометрических исследований . Первичная информация каждого социометрического исследования – социометрический выбор – фиксируется в процессе самого исследования.

Результаты описанных экспериментов можно представить графически в виде социограммы. Для этого следует начертить 4 концентрические окружности, разделить их пополам вертикальной линией. Справа располагают номера мальчиков, слева – девочек. Размещение детей будет соответствовать числу полученных ими выборов: в 1-ой окружности – дети, получившие 5 и более выборов; во 2-ой – 3 – 4 выбора; в 3-ей – 2 выбора; в 4-ой – ни одного выбора. Соединив линиями выбора условные номерные знаки детей, можно выделить характер связей, особенности половых дифференциаций, взаимность и невзаимность.

Социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений определяется путем подсчета полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из четырех статусных категорий: «звезды» (5 и более выборов), «предпочитаемые» (3 – 4 выбора), «принятые» (1 – 2 выбора), «непринятые» (0 выборов).

Цветовой тест отношений.

Методика предназначена для изучения эмоционального отношения ребёнка к нравственным нормам. Для проведения ЦТО нужен лист белой бумаги и 8 карточек разного цвета (синяя, зелёная, красная, жёлтая, фиолетовая, коричневая, серая, чёрная). Исследование проводится индивидуально. Перед ребёнком раскладывают на белой бумаге произвольно восемь цветных карточек.

Инструкция: Представь себе, что это волшебный дом с волшебными окошками. В нём живут разные люди. Я буду называть тебе людей, а ты сам выберешь, кто где будет жить. Договорились? Хорошо! В каком окошке живут добрые люди? А ленивые?

Далее называется весь список понятий. Необходимо чередовать положительные и отрицательные (но не парные) нравственные качества. При этом цвета могут повторяться, то есть ребёнок может выбрать один и тот же цвет на разные понятия.

В протоколе фиксируется цвет, который был выбран для каждого понятия и комментарии ребёнка.

Протокол обследования.

Обработка результатов.

При анализе результатов необходимо соотнести цвет, присвоенный каждому понятию, и эмоциональное значение этого цвета.

Эмоционально-психологическая характеристика цветов.

СИНИЙ добросовестный, спокойный, несколько холодный

ЗЕЛЁНЫЙ самостоятельный, настойчивый, иногда упрямый, напряжённый

КРАСНЫЙ дружелюбный, общительный, энергичный, уверенный, раздражительный

ЖЁЛТЫЙ очень активный, открытый, общительный, весёлый

ФИОЛЕТОВЫЙ беспокойный, эмоционально напряжённый, имеющий потребность в душевном контакте

КОРИЧНЕВЫЙ зависимый, чувствительный, расслабленный

СЕРЫЙ вялый, пассивный, неуверенный, безразличный

ЧЁРНЫЙ молчаливый, эгоистичный, враждебный, отвергаемый.

Опыт показывает, что дети дошкольного возраста обычно выбирают:

ДОБРЫЙ – жёлтый, красный цвета, т.е. дети считают, что добрый человек общительный, дружелюбный и открытый.

ЗЛОЙ – чёрный цвет.

ЧЕСТНЫЙ – жёлтый, фиолетовый и красный цвета. Для детей данное понятие ассоциируется с потребностью в душевном контакте, общительностью, дружелюбием.

ЛЖИВЫЙ – чёрный цвет.

ЖАДНЫЙ – красный и чёрный цвета. То есть дети считают жадного человека решительным, сильным, может даже агрессивным и враждебным.

ТРУДОЛЮБИВЫЙ – фиолетовый и жёлтый цвета.

ЛЕНИВЫЙ – коричневый, серый, синий цвета.

Тест «Рисунок семьи»

Рисуночные техники исследования личности ребенка и системы его межличностных отношений (в том числе и рисунок семьи) выделяются среди других методик адекватностью требованиям, выдвигаемым к методикам психологического обследования в условиях психологической консультации (эти требования изложены – Бодалевым А.А., Столиным В.В., 1981г.) Методика рисунка семьи доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обладает значимостью с точки зрения выбора тактики деятельности психолога – консультанта по психологической коррекции нарушений межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи; невербализованность техники позволяет экстериоризировать то содержание, которое является неосознанным или не вполне осознанным, а также содержание, которое ребенок не может выразить словами; вследствие привлекательности и естественности задания она способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение рисунка семьи в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к интроспекции, от способности «вжиться »в воображаемую ситуацию, т. е. От тех особенностей психической деятельности, которые осуществлены при выполнении заданий, основанных на вербальной технике.

Как недостаток данной методики можно упомянуть большую долю субъективности как при оценке результатов. Так и при интерпретации. Однако, малая структурализация процесса интерпретации тем самым дает возможность более глубокого проникновения в суть проблем ребенка, хотя не всегда достаточно достоверного. С этим связано также требование к квалификации психолога, способности целостного воспринять внутренний мир ребенка.

Рисунок семьи, как и все проективные методики, нуждаются в глубоко индивидуальном подходе, в лабильности интерпретации отдельных признаков и целого в зависимости от более широкого контекста. Представленные ниже основы интерпретации являются точками отсчета, заключают в себе тенденции, но, тем не менее, требуют осмысления и критического отношения к ним в каждом конкретном случае. Поэтому на настоящем уровне разработки методика может применяться как среднего ориентации психолога в проблемах ребенка, служить для построения рабочей гипотезы, но полученные при ее помощи результаты не могут стать единственной основой психологического заключения, диагноза. Это обусловлено и тем, что данная техника недостаточного разработана (как и большинство проективных методик) с точки зрения диагностической и прогностической валидности. Оговоренные обстоятельства накладывают определенные требования к сфере применения методики рисунка семьи и к заключениям, сделанным на ее основе. Однако, теоретическая валидность главных принципов интерпретации рисунка семьи (см. Хоментаускас Г., 1984), по нашему мнению, является достаточным основанием для применения этой методики в тех сферах, где на ее основе формулируется рабочая гипотеза, может впоследствии уточняться, верифицироваться, т.е. в психологическом консультировании, медицинской и педагогической психологии.

Процедура исследования

Для исследования необходимы: лист белой бумаги (21 * 29см) шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик.

Ребенку дается инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью ». Ни в коем случае нельзя объяснять, что означает слово «семья», т.к. Этим искажается сама суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, психолог должен просто повторить инструкцию. Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длиться не более 35 мин.). При выполнении задания следует отмечать в протоколе:

А) последовательность рисования деталей;

Б) паузы более 15 сек;

В) стирание деталей;

Г) спонтанные комментарии ребенка;

Д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После выполнения задания надо стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно задаются следующие вопросы:

1.Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают? Кто это придумал?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на эксплицитном ответе. При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло), что значит для ребенка определенные детали рисунка (птицы, зверушки и т. п.) . При этом, по возможности,следует избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, т.к. это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например: «Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?»,

«Кого мама позовет идти с собой?» и т. д.).

После опроса просим решить ребенка 6 ситуаций: три из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, три - позитивные.

1.Представьте себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого ты бы позвал с собой?

2.Представь, что вся семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

3.Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы) и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?

4.Ты имеешь … билетов (на один меньше,чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто остается дома?

5.Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

6.Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть,но вас одним человеком больше,чем надо. Кто не будет играть?

Для интерпретации также надо знать:

А) возраст исследуемого ребенка;

Б) состав его семьи, возраст братьев и сестер;

В) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или в школе.

М.: Владос, 2005. — 158 с.: ил. — (Учебное пособие. Психология для всех).Пособие посвящено психолого-педагогическим аспектам межличностных отношений детей дошкольного возраста. Представлены диагностические методы и методики, выявляющие особенности детских отношений. Особое внимание уделяется психологической характеристике проблемных форм отношения к сверстникам (агрессивности, застенчивости и пр.). Подробно описана оригинальная система игр, направленных на развитие межличностных отношений дошкольников.
Пособие предназначено для практических психологов, может быть интересно воспитателям детских садов, методистам, родителям и всем взрослым, имеющим дело с детьми дошкольного возраста.Введение.
Диагностика межличностных отношений дошкольников .
Методы, выявляющие объективную картину межличностных отношений.
Социометрия.
Метод наблюдения.
Метод проблемных ситуаций.
Методы, выявляющие субъективные аспекты отношения к другому.
Ориентация ребенка в социальной действительности и его социальный интеллект.
Особенности восприятия сверстника и самосознания ребенка.
Методические рекомендации по проведению диагностики межличностных отношений.
Вопросы и задания.
Проблемные формы межличностных отношений дошкольников .
Агрессивные дети.
Проявление агрессивности в группе дошкольников.
Индивидуальные варианты детской агрессивности.
Обидчивые дети.
Феномен детской обиды и критерии выявления обидчивых детей.
Личностные особенности обидчивых детей.
Застенчивые дети.
Критерии выявления застенчивых детей.
Личностные особенности застенчивых детей.
Демонстративные дети.
Особенности поведения демонстративных детей.
Личностные особенности и характер отношения к сверстникам демонстративных детей.
Дети без семьи.
Психологические особенности детей, воспитывающихся без родителей.
Особенности поведения детей из детского дома.
Особенности детей с проблемными формами отношения к сверстникам.
Вопросы и задания.
Система игр, направленных на формирование доброжелательного отношения у дошкольников .

Первый этап. Общение без слов.
Второй этап. Внимание к другому.
Третий этап. Согласованность действий.
Четвёртый этап. Общие переживания.
Пятый этап. Взаимопомощь в игре.
Шестой этап. Добрые слова и пожелания.
Седьмой этап. Помощь в совместной деятельности.
Методические рекомендации по проведению игр.
Вопросы и задания.
Приложения.
Рекомендуемая литература.
Психолого-педагогические принципы воспитания межличностных отношений (этапы развивающей программы).
Приложения.

Настоящее пособие посвящено крайне важной, но малоисследованной проблеме межличностных отношений ребенка с другими детьми.

Отношение к другим людям составляет основную ткань человеческой жизни. По словам С.Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр.), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению развития отношений детей друг с другом на ранних этапах онтогенеза, с тем чтобы понять их возрастные закономерности и психологическую природу возникающих на этом пути деформаций.

Задача данного пособия заключается в том, чтобы дать теоретические и практические ориентиры педагогам и психологам для работы с дошкольниками в этой сложной области, которая во многом связана с многозначностью трактовок понятия «межличностные отношения».

Не претендуя на всесторонний охват этих трактовок, попытаемся рассмотреть основные подходы, связанные с изучением детских отношений в дошкольном возрасте.

ОБЩЕНИЕ И ОТНОШЕНИЕ

В концепции М.И. Лисиной общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование взаимоотношений. Аналогичным образом понимают соотношение этих понятий и другие авторы (Г.М. Андреева, К.А. Абульханова-Славская, Т.А. Репина, Я.Л. Коломинский). В то же время отношения являются не только результатом общения, но и его исходной предпосылкой, побудителем, вызывающим тот или иной вид взаимодействия. Отношения не только формируются, но и реализуются, проявляются во взаимодействии людей. Вместе с тем отношение к другому, в отличие от общения, далеко не всегда имеет внешние проявления. Отношение может проявляться и в отсутствии коммуникативных актов; его можно испытывать и к отсутствующему или даже вымышленному, идеальному персонажу; оно может существовать и на уровне сознания или внутренней душевной жизни (в форме переживаний, представлений, образов и пр.). Если общение осуществляется в тех или иных формах взаимодействия с помощью некоторых внешних средств, то отношение - это аспект внутренней, душевной жизни, это характеристика сознания, которая не предполагает фиксированных средств выражения. Но в реальной жизни отношение к другому человеку проявляется прежде всего в действиях, направленных на него, в том числе и в общении. Таким образом, отношения можно рассматривать каквнутреннюю психологическую основу общения и взаимодействия людей .

Исследования, выполненные под руководством М.И. Лисиной, показали, что примерно к 4 годам сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. Общение со сверстником отличает ряд специфических особенностей, среди которых богатство и разнообразие коммуникативных действий, чрезвычайная эмоциональная насыщенность, нестандартность и нерегламентированность коммуникативных актов. В то же время отмечается нечувствительность к воздействиям сверстника, преобладание инициативных действий над ответными.

Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов. На первом из них (2-4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заражении ребенка. Главной коммуникативной потребностью являетсяпотребность в соучастии сверстника , которое выражается в параллельных (одновременных и одинаковых) действиях детей.

На втором этапе (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловомсотрудничестве со сверстником . Сотрудничество, в отличие от соучастия, предполагает распределение игровых ролей и функций, а значит, и учет действий и воздействий партнера. Содержанием общения становится совместная (главным образом, игровая) деятельность. На этом же этапе возникает другая и во многом противоположная потребностьв уважении и признании сверстника . На третьем этапе (в 6-7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности - содержание общения отвлекается от наглядной ситуации, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми .

Как показали работы Р.А. Смирновой и Р.И. Терещук, выполненные в русле данного направления, избирательные привязанности и предпочтения детей возникают на основе общения. Дети предпочитают тех сверстников, которые адекватно удовлетворяют их потребности в общении. Причем главной из них остается потребность в доброжелательном внимании и уважении сверстника.

В презентации описаны разные методики диагностики межличностных отношений. Предложенные методики помогут воспитателю выявить причины возникновения конфликтов, устанавливать доброжелательные отношения между детьми в группе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МБДОУ АР «ЦРР - Д/С № 6 «Олененок» «ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ». Подготовила: Самонкина Е. А. воспитатель высшая категория

Введение Практически в каждой группе д\с разворачивается сложная картина межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, помогают друг другу. Опыт первых отношений со сверстниками является фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно. У многих детей уж в дошкольном возрасте складывается и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их – важная задача педагога и психолога. Отношение к другим людям является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека. Таким образом, нравственное развитие, отношение к другому неразрывно связано с отношением человека к себе и с характером его самосознания. На основе этих представлений была определена проблема и сформулирована гипотеза:

ПРОБЛЕМА: конфликты в отношениях детей ГИПОТЕЗА: Если мы с помощью разных методик выявим проблемы детей в общении, то сможем осуществлять коррекционную работу по развитию нравственных качеств детей и отношений со сверстниками (Сможем определить детей с конфликтным и бесконфликтным поведением). Если дети научатся прислушиваться к сверстникам, понимать их качества и достоинства, они научится сопереживать другим людям, принимать их точку зрения.

Цель: выявление проблем межличностных отношений детей в группе. Задачи: Апробировать методы диагностирования. Выявить избирательные предпочтения детей в группе сверстников. Формировать у детей нравственные чувства. (сопереживание, эмпати, сочувствие, сопереживание). Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений. Обогащать опыт социальных отношений детей.

Предполагаемый результат: -создание в группе обстановки эмоционального комфорта для каждого ребенка; -выявление детей с разным типом поведения; -развитие нравственных качеств детей; -оказание помощи в преодолении ребенком конфликтных ситуаций; -разработка занятий; оказание помощи родителям.

І. Объективные методы (выявляющие объективную картину межличностных отношений): -социометрия; -метод наблюдений; -метод проблемных ситуаций. Социометрия Положение детей в группе в психологии выявляется социометрическими методами, которые позволяют выявить взаимные (либо не взаимные) избирательные предпочтения детей. Уже в старшей группе д\с существуют достаточно прочные избирательные отношения. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы для большинства детей, другие – менее. Степень популярности ребенка в группе имеет большое значение. От того, как складываются отношения дошкольника в группе сверстников, зависит последующий путь его личностного и социального развития.

«КАПИТАН КОРАБЛЯ» Стимульный материал: рисунок корабля или игрушечный кораблик. Проведение методики: Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (игрушка) и задает следующие вопросы: Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился в дальнее путешествие? Кого пригласил бы на корабль в качестве гостя? Кого ни за что не взял бы с собой в путешествие? Кто еще остался на берегу? Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Они называют два-три имени сверстников, с которыми они предпочли бы «плыть на одном корабле». Дети получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (или игнорируемых).

«ДВА ДОМИКА» Стимульный материал: лист бумаги, на котором нарисованы два домика. Один из них – большой, красивый, красного цвета, а другой – маленький, невзрачный, черного цвета. Проведение теста: Взрослый показывает ребенку обе картинки и говорит: « Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». После инструкции взрослый отмечает тех детей, которых ребенок берет к себе в красный домик, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь. Интерпретация результатов этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домике.

Метод наблюдения Данный метод является незаменимым при первичной ориентировке в реальности детских отношений. Он позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей, дает интересные факты, отражающих жизнь ребенка. При наблюдении необходимо обращать внимание на следующие показатели поведения детей: - инициативность – отражает желание ребенка привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение; - чувствительность к воздействиям сверстников – отражает желание и готовность ребенка воспринимать его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных действиях ребенка на обращения сверстника, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраивать под него; - преобладающий эмоциональный фон – проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой, негативной. На каждое испытание заводится протокол отмечается наличие данных показателей и степень их выраженности, которая измеряется в условных баллах – от 1 до 3.

Ситуация: «МОЗАИКА» В методике участвуют двое детей. Взрослый дает каждому из детей свое поле для выкладывания мозаики и свою коробку с цветными элементами. Сначала одному из детей предлагается на своем поле выложить домик, а другому – наблюдать за действиями партнера. Важно обращать внимание на интенсивность и активность внимания наблюдающего ребенка, его включенность и интерес к действиям сверстника. В процессе выполнения ребенком задания взрослый сначала порицает действия ребенка, а затем поощряет их. Здесь фиксируется реакция наблюдающего ребенка на оценку взрослого, обращенную к его сверстнику: выражает ли он несогласие с несправедливой критикой, или поддерживает негативные оценки взрослого, выражает ли протест в ответ на поощрение или принимает их. После того, как домик завершен. Взрослый дает аналогичное задние другом ребенку. 2 часть проблемной ситуации – детям предлагается на перегонки выложить на своем поле солнышко. При этом элементы разного цвета распределены не поровну: в коробочке одного ребенка преимущественно лежат желтые детали, а в коробочке другого - синие. Приступив к работе, один из детей вскоре замечает, что в его коробочке недостаточно желтых элементов. Таким образом, возникает ситуация, в которой дети вынуждены обращаться за помощью к своему сверстнику, просить нужные для его солнышка желтые элементы. После того как оба солнышка готовы, взрослый просит сделать над солнышком небо. На этот раз необходимых элементов не оказывается в коробочке другого ребенка.

«ЗАКОНЧИ РИСУНКИ» Дети садятся полукругом. У каждого набор карандашей и листок бумаги. Взрослый говорит: «Сейчас каждый из вас начнет рисовать свою картинку. По моему хлопку вы прервете рисование и тут же отдадите свою незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по хлопку прервется и отдаст ее своему соседу. И так до тех пор, пока тот рисунок, который начали рисовать не вернется к вам». Дети начинают рисовать картинку на любой сюжет, затем по хлопку ведущего передают ее соседу и одновременно получают от другого соседа его картинку. После того, как картинки обошли полный круг и вернулись к своим первоначальным авторам, можно обсудить, что в результате получилось, и кто из ребят, что нарисовал. В этой методики формируются различные формы просоциального поведения: дети должны делиться со сверстниками, помогать в процессе совместной деятельности, общение направлено на достижение общего результата. Эта методика способствует развитию взаимопомощи, способности принимать замыслы другого и радоваться успеху.

ІІ. Субъективные методики- (выявляющие субъективные аспекты отношения к другому). Все методики, направленные на выявление внутренних, субъективных аспектов отношения к другому, имеют проективный характер: ребенок проецирует (переносит) свое Я (свои ожидания, представления и установки) на других людей. «НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ИСТОРИИ» Метод позволяет выявить отношение ребенка к окружающим. Взрослый просит ребенка закончить несколько ситуаций: Маша и света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: « Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила:… Что ответила Маша? Почему? Петя принес в детский сад новую игрушку – машину. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя… Что сделал Петя? Почему? Катя и Вера играли в догонялки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера…Что сделала Вера? Почему? Таня и Оля играли в «дочки-матери». К ним подошел маленький мальчик и попросил: « Я тоже хочу играть». – «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», - ответила Оля. А Таня сказала…Что сказала Таня? Почему? При анализе ответов детей особое внимание следует обращать не только на правильность ответов ребенка, но и на его мотивировку.

«ЛЕСЕНКА» Ребенку показывают рисунок лестницы, состоящей из 7 ступенек. Посередине нужно расположить фигурку ребенка. Для удобства может быть вырезана из бумаги фигурка мальчика или девочки, которую можно ставить на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребенка. Взрослый объясняет значение нарисованных ступенек: «Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (девочка). На ступеньку выше (показывает) ставят хороших детей, чем выше –тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей, еще ниже – еще хуже, а на самой нижней ступеньке – самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? Воспитательница? Твой друг? Важно проследить, правильно ли понял ребенок объяснение взрослого. Анализ результатов. Прежде всего, обращается внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Позитивным признаком считается, если дети ставят себя на ступеньку «очень хорошие дети» и даже «самые хорошие». В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек говорит о явном неблагополучии в самооценке и общем отношении к себе. При этом у ребенка развивается установка, что он или вовсе недостоин любви, или что его любят только за его соответствие определенным требованиям (выполнить которые ребенок порой не в состоянии).

«БЕСЕДА О ДРУГЕ» Отвечая на вопросы взрослого о других детях, ребенок открывает свое восприятие других и отношениях к ним. В ходе беседы взрослый спрашивает ребенка, с кем из детей он дружит, а с кем – не дружит. Затем просит охарактеризовать каждого из них: « Что это за человек? Что ты мог бы о нем рассказать?». При анализе ответов выделяются два типа высказываний: 1)Высказывания о друге: добрый/ злой, красивый/ некрасивый, смелый/трусливый и т.д., а также указание на его конкретные способности, умения и действия (хорошо поет, громко кричит). 2) Высказывания об отношении друга к себе: «он мне помогает/не помогает,». «он меня обижает/не обижает», «он со мной дружит/не дружит». При обработке результатов этой методики подсчитывается процентное соотношение высказываний 1и2 типа. Если в описаниях ребенка преобладают высказывания 2 типа, в которых доминирует местоимение «Я» (меня, мною и т.д.), мы можем говорить, что ребенок воспринимает не сверстника как такового, а его отношение к нему. Это свидетельствует о восприятии другого через призму собственных качеств и характеристик. Преобладание высказываний 1 типа свидетельствует о внимании к сверстнику, о восприятии другого как самоценной, независимой личности.

Вывод: Предложенные методики помогают выявить определенные тенденции в развитии отношения ребенка к сверстникам и к самому себе. Особое внимание должно привлекать случаи игнорирования сверстников, страх перед ними, враждебное отношение к другим, подавление и обвинение их. Использование предложенных методик будет способствовать своевременному выявлению этих тенденций и поможет обнаружить детей, представляющих своеобразную «группу риска» в развитии проблемных форм межличностных отношений.

Особенности отношений детей со сверстниками Бесконфликтное поведение -Никогда не остаются безразличными к действиям сверстников;- переживают и поддерживают других детей;-предпочитают разрешать конфликты мирным путем;-успехи сверстников радуют их;-в большинстве случаев бескорыстно помогают сверстникам (отдают им то, что нужно им самим). Конфликтное поведение -доминанта на собственной ценности;-приписывает людям определенное отношение к себе и переживает его как реальное;- не признают свою вину, в конфликтах обвиняют других, наказывают их;-трудности в отношениях с другими людьми и с самим собой;-самоутверждение - дети постоянно дерутся, агрессивны;-другие люди сами по себе им не интересны.