Какие качества он приобретает в обществе. Социальные качества школьников

А. В результате социализации у личности формируется шкала ценностей.

Б. В процессе социализации индивид приспосабливается к социальной среде.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

2. Какому обществу присущ классовый тип социальной стратификации?

А) античному

Б) современным развитым государствам

В) средневековым государствам Западной Европы

Г) индустриальному

3. Если, перемещаясь, человек не меняет социальный статус, то такое изменение можно назвать

А) горизонтальной мобильностью

Б) вертикальной мобильностью

В) восходящей социальной мобильностью

Г) нисходящей вынужденной социальной мобильностью

4. Неотъемлемой составляющей воспитания дворянских детей было усвоение ряда правил «как подобает вести себя в обществе», что является примером

А) соблюдения закона

Б) сохранения традиций

В) усвоения норм этикета

Г) соответствия имиджу

А) не зависит от антуража

Б) отражает степень признания окружающими личных и деловых качеств

В) оценка социальной позиции, занимаемой в обществе

Г) является особой силой подчинения одних людей другим

6. Важным фактором восходящей социальной мобильности русский социолог П.А. Сорокин считал

А) стаж работы

В) социальные связи

Г) получение образования

7. Подвергающийся агрессии со стороны родителей ребенок безропотно подчиняется им дома, а оказавшись на улице без присмотра, он совершает ряд необдуманных поступков, не принимая во внимание замечания старших. Этот случай можно рассматривать как пример

А) девиантного (отклоняющегося) поведения

Б) конформистского поведения

В) адаптивного поведения

Г) делинквентного поведения

8. Верны ли следующие суждения о социальных институтах?

А. Основными социальными институтами современного общества являются семья и школа.

Б. Социальный институт - это организованная система соподчинения с устойчивым комплексом норм, определяющих отношения между людьми.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

9. Понятие «личность» определяет человека как

А) существо биологическое

Б) создатель материальной культуры

В) индивид, который несет ответственность за свои поступки

Г) эмоционально-чувственная индивидуальность

10. Если социальный статус передается по наследству, наделяя его обладателя социальными привилегиями, то это статус

А) бюрократа

Б) журналиста

В) аристократа

Г) военнослужащего

11. К социальным потребностям человека относится потребность в

А) престижной работе

Б) общении

В) одежде

Г) жилище

12. Девиантным или отклоняющимся поведением называют

А) несоответствие поведения человека его социальному статусу

Б) любое социальное перемещение индивида в пределах своей группы

В) любое изменение в поведении человека как следствие перемен в его жизни

Г) несоблюдение принятых в обществе норм

13. Бывший владелец ресторана в северном городе приобретает отель на побережье. Это пример

А) процесса социализации

Б) процесса глобализации

В) социальной мобильности

Г) социальной поляризации

14. По какому признаку выделена такая крупная социальная группа, как нация?

А) религиозному

Б) социально-классовому

В) этническому

Г) территориальному

15. Основанная на кровном родстве группа людей, члены которой связаны общностью хозяйственной

Деятельности, финансами и интересами, называется

А) род

Б) семья

16. Какие социальные нормы иллюстрируют предписание: «Первокурсники должны пройти посвящение в студенты»?

А) нормы права

Б) устав института/университета/академии

В) правила этикета

Г) студенческой традиции

17. Верны ли суждения о семье?

А. Семья - социальный институт, влияющий на социализацию индивида.

Б. Семья не способна смягчить давление внешнего мира.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

18. Объектом социализации является

А) любая социальная группа

Б) группа подростков

В) человечество

Г) социологи

19. Сущность процесса социализации заключается в

А) передаче накопленного опыта одного поколения другому

Б) приобретении необходимых знаний, навыков и умений

В) формировании шкалы ценностей и личных приоритетов

Г) профессиональной ориентации

20. К каким группам общества можно отнести классы?

А) религиозным

Б) этническим

В) профессиональным

Г) политическим

ПОЖАЛУЙСТА РЕШИТЕ,ОЧЕНЬ СРОЧНО НАДО РЕШАЕТСЯ ОЦЕНКА ЗА ЧЕТВЕРТЬ И ЗА ГОД!УМОЛЯЮ РЕШИТЕ,ПОЖАЛУЙСТА ПРОШУ ВАС!)

Совесть - это:

способность делать выбор в пользу решения одобряемого моралью

Ценности и идеалы, усвоенные индивидом

Совокупность общечеловеческих ценностей

№2. “Золотое правило морали” провозглашает принцип:

Разумного эгоизма

Живи сам - давай жить другим

Поступай по отношению к другому так, как ты хочешь, чтобы он поступал с тобой

Поступай по отношению к другому так, как он поступает с тобой

№ 3. Личность - это

Неповторимое сочетание психологических особенностей человека, наиболее значимых социальных качеств

Индивидуальные черты человека

Цвет нации

Набор способностей

№ 4. Ребенком в РФ считается человек в возрасте:

№ 5. Гражданин РФ обладает основными правами и свободами по достижению:

С рождения

№ 6. При совершении особо тяжких преступлений уголовная ответственность наступает в возрасте:

№ 7. Парламент в России называется:

Федеральное Собрание

Государственная Дума

Конституционный суд

№ 8. Основной закон государства - это:

Конституция,

Уголовный кодекс,

Семейный кодекс,

Конвенция о правах ребенка

№ 9. Старшеклассник совершил хулиганский поступок. Он является правонарушением. Найдите три признака, которые подтверждают данный вывод.

Это противоправное действие

Это виновное действие.

Это общественно опасное действие.

Это малозначительный проступок

№10. Презумпция невиновности означает, что

Вина обвиняемого (подсудимого) не доказана в судебном порядке;

Преступником не рождаются, а становятся;

Преступление совершено нечаянно;

Преступление совершено по небрежности.

№11. “Организатор, сообщник, пособник, исполнитель - это участники преступления”.

1) группового;

2) рецидивного;

3) случайного;

4) самостоятельного.

№12. Садизм - это:

Стремление к жестокости, наслаждение чужими страданиями;

Помощь бедным;

Стремление принести пользу окружающим;

Причинение боли самому себе.

№13. Вандализм - это:

Умение приспосабливаться;

Это моральное поведение;

Бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей;

Вид танца у древних племен вандалов.

№14. Выпишите явления, относящиеся к духовной сфере деятельности:

Монархия

Библиотека

Поликлиника

Часть 2 (В)

В 1. По действующим лицам определите название процесса:

Адвокат, прокурор, присяжные заседатели, секретарь, свидетели, зрители, охрана

В 2. В квартиру, где находились супруги и их сын, ворвались три бандита. Они требовали денег, угрожая зарезать женщину и ребенка. Муж схватил охотничье ружье и одним выстрелом убил одного бандита. Двое других убежали. Совершил ли муж преступление?

Нет - это не преступление;

Совершил, но в состоянии необходимой обороны;

Не совершил, так как это была необходимая оборона;

В 3. Расставьте в логичной последовательности название одного и того же человека, совершившего преступление.

Преступник;

Подследственный;

Обвиняемый;

Задержанный;

Подсудимый;

Подозреваемый.

В 4. Какие качества человека могут: 1-удержать его от употребления наркотиков 2 - какие приблизить:

А) малодушие,

Б) зависть,

В) мужество,

Г) любопытство,

Д) жизнерадостность,

Е) стыдливость,

Ж) трусость,

В 5. В Санкт-Петербурге было совершено одно из самых аморальных преступлений на Земле - был украден из музея блокадный кусочек хлеба. Возмущению ленинградцев не было предела. Какой вид преступления был совершен?

Вандализм;

Мошенничество.

В 6. Сопоставьте понятия и их словесную расшифровку:

Общество,

А) биологический вид

Индивид,

Б) отдельно взятый человек человек.

В) материальная часть мира, отделившаяся от природы, но тесно связанная с ней, включающая в себя формы объединения людей и способы их взаимодействия

Воспитанность человека характеризуется различными социальными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окружающему миру и к самой себе. В совокупности эти качества определяют богатство и неповторимость каждой личности, её уникальность. В характеристике отдельного человека какие-то качества могут отсутствовать и могут представлять самые разнообразные сочетания.

Если важной задачей воспитания является содействие расцвету каждой личности, то не менее важная и ответственная задача состоит в том, чтобы любая личность отвечала основным критериям, принятым в обществе. В связи с этим встает задача установления сравнительно немногих, но самых важных общественно значимых качеств, которые можно считать обязательными для граждан нашей страны. Такие качества могут служить показателями воспитанности, т.е. уровня социального развития школьника, которые характеризуют меру его готовности к жизни в обществе.

Представление о показателях уровня социального развития школьника имеет важное значение, как для педагогов, так и для самих учащихся. Знание конкретных показателей с одной стороны обеспечивает целенаправленность и предметность педагогических усилий, отвечает интересам самовоспитания учащихся. С другой стороны, показатели выступают в качестве параметров, по которым можно и нужно судить о воспитанности учащихся.

Число показателей воспитанности не может быть большим, оно должно соответствовать реальным возможностям их практического применения в воспитательной работе. Суть показателей должна быть понятна учащимся того возраста, воспитанность которых они характеризуют.

Н.И. Монахов выделил социальные качества, которые могут быть сформулированы у младших школьников.

  1. Товарищество – близость, основанная на товарищеских (дружеских) отношениях; совместное участие в чем-нибудь на равных правах.
  2. Уважение к старшим – почтительное отношение, основанное на признании их достоинств.
  3. Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
  4. Честность – искренность, прямота, добросовестность и безупречность.
  5. Трудолюбие – любовь к труду. Труд – работа, занятие, усилие, направленное к достижению чего-либо.
  6. Бережливость – бережное отношение к имуществу, расчетливость, экономность.
  7. Дисциплинированность – подчиненность дисциплине (обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива, подчинение установленному порядку, правилам); соблюдение порядка.
  8. Любознательность – склонность к приобретению новых знаний, пытливость.
  9. Любовь к прекрасному – постоянная сильная склонность, увлеченность тем, что воплощает красоту, соответствует её идеалам
  10. Стремление быть сильным, ловким – настойчивое желание добиться физической или моральной возможности активно действовать.

Определение уровня развития данных социальных качеств и поможет определить уровень социального развития школьника.

Для формирования социальных качеств я решала следующие задачи воспитания и развития:

  1. Научить чувствовать и понимать других людей: сверстников и взрослых.
  2. Эти задачи я решала на трех уровнях:

I. Информативный: на нем выясняются представления детей и уточняются общепринятые знания. Например, обсуждая тему “Товарищество”, воспитатель может спросить детей о том, если у них товарищ? Какой он (она): добрый, веселый, смелый, умный? Что умеет делать?

II. Личностный: на нем у ребенка следует вызвать положительное эмоциональное отношение к теме занятия, нужно сделать так, чтобы ему захотелось применить к себе полученные знания.

Например, обсуждая тему “Товарищество”, после чтения рассказа Н. Калининой “Два товарища” можно задать вопрос: “А как ты миришься со своими друзьями”?

III. Уровень – осознание: на нем ребенок учиться осознавать, что с ним происходит, зачем и почему он поступает так или иначе, отчего появляются чувства, какие бывают мысли. На этом уровне развивается способность к саморегуляции, самопознанию, самопониманию и самоконтролю, а также понимание того, что делают, чувствуют и делают другие люди.

Все три уровня присутствуют сразу вместе и создают пространство возможностей, обогащенную, развивающую среду. Однако результативность для каждого из детей может быть разной и осуществиться в разные сроки.

Этапы формирования социальных качеств.

Всестороннее развитие и становление личности ребенка представляет собой длительный процесс накопления качественных изменений по различным параметрам. Я попыталась выделить этапы формирования социальных качеств младших школьников.

I этап “Я расту, я развиваюсь”. Ориентирован на работу с детьми от 6 до 8 лет (1-2 класс).

На данном этапе формируются первичные представления о социальных качествах, на основе имеющегося у ребенка опыта. Развивается личностное отношение ребенка к миру человеческих ценностей, развиваются социальные, “теплые” эмоции, обогащается опыт позитивного самоощущения. На этом этапе работы закладываются основы для развития самосознания и саморегуляции.

II этап “Я и другие, я и мир”. Направлен на работу с детьми от 8 до 10 лет (3-4 класс).

В нем акцент ставиться на духовно-нравственные аспекты развития, оказывается помощь ребенку в создании целостной картины мира, ощущение гармонии и психологического комфорта, создаются условия для осознания и разрешения личностных проблем и межличностных конфликтов.

Актуальность и важность вопросов, которые рассматриваются на всех этапах, имеют свою значимость в жизни человека, поскольку речь идет о том, как быть здоровым, счастливым, успешным, как правильно к себе относиться, как общаться и взаимодействовать с другими людьми, т.е. о социальной адаптации к жизни.

Стадии формирования социальных качеств проходят по циклу (см. рис.)

2)Понимание разумности и необходимости;

3) Применение;

4)Переживание;

5)Новый уровень.

Такое циклическое формирование социальных качеств проходит у человека в течение всей его жизни, расширяя и углубляя его знания. Немаловажную роль в нем играет самообучение.

Формы внеклассной работы по формированию социальных качеств.

Формы работы определяются этапами формирования социальных качеств (о них говорилось выше).

Через различные формы работы:

  1. Успешно осваивается содержание вопросов развития социальных качеств;
  2. Обеспечивается психологический и эмоциональный комфорт;
  3. Происходит творческое самовыражение;
  4. Различные формы работы помогают и активности школьника в среде сверстников.

В своей работе я использую:

Цели и задачи:

  1. Развитие эмоциональной сферы детей;
  2. Воспитание любознательности, устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности.

2) Спектакли.

Цели и задачи:

  1. Формирование творческого коллектива;
  2. Мобилизация внутренних сил, неосознанных возможностей,
  3. Развитие способности к творческой деятельности;
  4. Воспитание любви к прекрасному.

Цели и задачи:

  1. Помочь почувствовать и раскрыть свою собственную уникальность;
  2. Создать условия для психологического раскрепощения, создание ситуации успеха;
  3. Воспитание чувства товарищества, симпатий друг к другу.

Цели и задачи:

  1. Формирование навыков группового взаимодействия;
  2. Создание условий для накопления общественного и нравственного опыта;
  3. Выявление и развитие потенциальных творческих способностей.

5) Родительские собрания.

Цели и задачи:

  1. Вовлечь родителей в процесс формирования социальных качеств;
  2. Помочь родителям принимать ребенка таким, каков он есть.

Все формы работы позволяют решать задачи формирования социальных качеств:

  1. Помочь ребенку приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе.
  2. Научить чувствовать и понимать других людей.
  3. Приобщить ребенка к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, истине, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека.
  4. Утвердить ценность каждого и всего живущего и растущего на Земле.

Диагностика уровня социального развития.

Рациональная организация по диагностике уровня социального развития школьника предполагает широкое использование разнообразных методов (наблюдение, беседа, анкетирование и т.д.). Однако основным методом является метод коллективной экспертной оценки в силу того, что социальные качества должны проявляться в социальном окружении и оцениваться теми людьми, среди которых ученик живет и учится.

Метод коллективной экспертной оценки как основной диагностический метод начинают применять с 3 класса.

В 1-2 классах применяют метод беседы об основных социальных качествах и признаках их проявления.

На начальном этапе я готовила специальную беседу о том качестве, которое являлось предметом диагностики.

  1. Значение данного качества для человека (школьника);
  2. Как оно проявляется;
  3. В чем выражается это применение;
  4. Как практически можно оценить это качество.

В конце каждой беседы учащиеся получают задание оценить это качество у своих товарищей по классу. Результаты отмечают в специально подготовленном заранее оценочном листе, записывая против фамилии каждого ученика своего класса условно принятые буквы: в, н, с (высокий, средний, низкий).

Среднее арифметическое значение подсчитывают, приравнивая каждый уровень к количественному выражению: В – 3 балла, С – 2 балла, Н – 1 балл.

Количественная отметка округляется до одной десятой и заносится в диагностическую карту.

Это первый этап диагностики развития социальных качеств на уровне компонентной диагностики.

Следующий этап – структурная диагностика, которая предполагает анализ полученной информации и оформление графиков и диаграмм. Данные заключения используются в процессе планирования воспитательной работы на следующий учебный год.

Результаты работы по формированию социальных качеств.

Постепенный и планомерный переход от одного этапа к другому предполагает формирование у детей социальных качеств. Такие дети способны успешно адаптироваться в динамичном, быстро меняющемся мире.

Хочется надеяться, что дети:

1)Будут способны принимать ответственность за свои поступки;

2) Сумеют выражать себя;

3) Научаться организовывать себя и других и принимать решения;

4) Смогут осуществлять саморегуляцию.

Литература:

1.Бим-Бад Б.М. Воспитание человека обществом и общества человеком.// Педагогика.- 1996.- №5.- с.3-9

2.Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. – М. 2001.

3.Воронина Е.В. Система ценностей, определяющих воспитательный процесс в школе. // Классный руководитель. – 1997. - №3 – с.15.

4.Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе.–М., Академия, 2001.

5.Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: Теория и методика. – М., 1981.

6.Новое в воспитательной работе школы / сост. Н.Е. Щуркова, В.Н.Шнырева. – М., 1991.

7.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 1999.

8.Сергеева В.П. Особенности развития и воспитания младших детей. – М., 1999.

9.Шнекендорф З.К. Воспитание учащихся в духе культуры мира, взаимопонимания, прав человека. // Педагогика. – 1997. - №2.-с.43.

10.Щуркова Н.Е. Три принципа воспитания. – Смоленск, 1996.

11.Щуркова Н.Е., Рагозина Л.Д. Формирование жизненного опыта у учащихся. – М., 2002.

Каждый человек с рождения наделен уникальным, собственным характером. Ребенок может унаследовать отдельные черты от своих родителей, у кого-то они проявляются в большей степени, а кто-то совсем не похож ни на кого из членов семьи. Но характер - это не поведение родителей, спроецированное на ребенка, это более сложное психическое явление. Список положительных и очень большой. В статье попробуем выделить основные черты характера.

человека?

В переводе с греческого языка слово «характер» означает «отличительная черта, знак». В зависимости от типа своей психологической организации люди находят свои родственные души, налаживают отношения, выстраивают всю свою жизнь. Характер человека - это уникальный набор психических характеристик, свойств личности, которые играют решающую роль в разных аспектах жизни человека и проявляются через его деятельность.

Чтобы понять характер индивида, необходимо массово проанализировать его поступки. Суждения о нраве могут быть очень субъективными, ведь далеко не каждый человек действует так, как подсказывает ему сердце. Однако выявить отдельные устойчивые черты характера можно, изучая поведение долгое время. Если человек в разных ситуациях принимает одно и то же решение, делает похожие выводы и демонстрирует аналогичную реакцию, то это говорит о наличии у него той или иной черты. Например, если кто-то является ответственным, то его поведение и на работе, и дома будет этому критерию соответствовать. Если человек веселый по своей натуре, разовое проявление грусти на фоне общего позитивного поведения не станет отдельной чертой характера.

Формирование характера

Процесс формирования характера начинается в самом раннем детстве, в первых социальных контактах ребенка с родителями. Например, излишняя любовь и опека могут в дальнейшем стать залогом устойчивой характеристики психики человека и сделать его несамостоятельным или избалованным. Именно поэтому многие родители особенно внимательно относятся к воспитанию у детей положительных черт характера. Они заводят домашних животных, чтобы малыш мог чувствовать, что такое ответственность, поручают ему выполнять мелкие дела по дому, учат убирать свои игрушки и объясняют, что не все желания и капризы могут быть исполнены.

Следующим этапом становятся детский сад и школа. В ребенке уже заложены основные черты характера, но на этом этапе они еще поддаются коррекции: можно отучить маленькую личность от жадности, помочь избавиться от излишней застенчивости. В дальнейшем, как правило, формирование и изменение черт характера возможны лишь при работе с психологом.

Характер или темперамент?

Очень часто два этих понятия путают между собой. Действительно, и характер, и темперамент формируют поведение человека. Но они имеют принципиально разную природу. Характер - это список приобретенных психических свойств, в то время как темперамент имеет биологическое происхождение. Обладая одним и тем же темпераментом, люди могут иметь совершенно разные характеры.

Существует 4 типа темперамента: порывистый и неуравновешенный холерик, неспешный и невозмутимый флегматик, легкий и оптимистичный сангвиник и эмоционально ранимый меланхолик. При этом темперамент может сдерживать определенные черты характера, и наоборот, характер может компенсировать темперамент.

Например, флегматик, обладающий хорошим чувством юмора, будет по-прежнему скуп на проявления эмоций, но это не помешает ему демонстрировать чувство юмора, смеяться и веселиться в соответствующем обществе.

Список положительных качеств человека

Список положительных и отрицательных качеств человека огромный. Изначально все определения относительно природы и сущности человека, его поведения - субъективны. В обществе установлены определенные нормы, позволяющие определять, насколько положительна или отрицательна та или иная черта личности или ее поступок. Однако существуют высшие качества человека, демонстрирующие его добродетель и благие намерения. Выглядит их список следующим образом:

  • альтруизм;
  • почитание старших;
  • доброта;
  • исполнение обещаний;
  • нравственность;
  • ответственность;
  • верность;
  • упорство;
  • умеренность;
  • отзывчивость;
  • честность;
  • искренность;
  • бескорыстие и другие.

Эти качества, наряду с их производными, составляют природу истинной красоты характера человека. Закладываются они в семье, в процессе воспитания дети копируют поведение родителей, а потому хорошо воспитанный человек будет обладать всеми этим высшими качествами.

Список отрицательных качеств человека

Список положительных и отрицательных качеств человека можно формировать долго, так как их очень много. Присвоить человеку наличие отрицательного качества характера на основании одного только его поступка или действия будет в корне неверно. Нельзя вешать ярлыки, даже самые воспитанные и могут действительно поверить в то, что они наделены, скажем, жадностью или высокомерием. Однако если такое поведение - это закономерность, тогда вывод будет очевидным.

Список отрицательных черт, как и положительных, огромен. Самые основные и распространенные выглядят следующим образом:

  • безволие;
  • безответственность;
  • вредность;
  • жадность;
  • злобность;
  • лживость;
  • лицемерие;
  • ненависть;
  • эгоизм;
  • нетерпимость;
  • алчность и другие.

Наличие таких черт характера у человека - это не диагноз, с ними можно и нужно бороться даже во взрослом, сознательном возрасте, корректировать поведение.

Черты характера, проявляющиеся в отношении к другим людям

Список положительных и отрицательных качеств человека мы сформировали. Сейчас речь пойдет о чертах характера, проявляющихся в отношении к другим людям. Дело в том, что в зависимости от того, по отношению к кому или чему человек совершает действие или поступок, обнажается конкретная отдельная его черта. В обществе он может демонстрировать следующие качества:

  • коммуникабельность;
  • отзывчивость;
  • восприимчивость к чужому настроению;
  • уважительность;
  • высокомерие;
  • эгоцентризм;
  • грубость;
  • замкнутость и другие.

Конечно, очень многое зависит от условий, в которые попал человек: даже самая открытая и коммуникабельная личность может испытывать проблемы в общении со строгим, закрытым и бессердечным человеком. Но, как правило, вежливые люди, наделенные положительными качествами, без труда адаптируются в обществе и подавляют свои негативные черты.

Черты характера, проявляющиеся в труде

Построение карьеры человека напрямую зависит от качеств его характера. Даже самые талантливые и одаренные люди могут потерпеть крах из-за того, что они недостаточно ответственно относятся к своей работе и своему таланту. Тем самым они только вредят себе и не дают себе возможности раскрыть весь свой потенциал.

Или напротив, известны случаи, когда недостаток таланта с лихвой компенсировался особым прилежанием в работе. Ответственный и аккуратный человек всегда добьется успеха. Вот список основных таких черт характера:

  • трудолюбие;
  • ответственность;
  • инициативность;
  • аккуратность;
  • разгильдяйство;
  • леность;
  • халатность;
  • пассивность и другие.

Эти две группы черт характеров активно перекликаются между собой, так как трудовая деятельность и общение между людьми неотделимо связаны между собой.

Черты характера, проявляющиеся в отношении к самому себе

Это те черты, которые характеризуют по отношению к себе, его самовосприятие. Выглядят они следующим образом:

  • чувство собственного достоинства или превосходства;
  • честь;
  • заносчивость;
  • самокритичность;
  • эгоцентризм;
  • самообожание и другие.

Черты характера, проявляющиеся в отношении к вещам

Отношение к вещам не влияет на выстраивание социальных связей человека, но демонстрирует и открывает лучшие или неприглядные качества его натуры. Это такие черты, как:

  • аккуратность;
  • бережливость;
  • скрупулезность;
  • неряшливость и другие.

Менталитет, качества русского человека

Менталитет - понятие очень субъективное, и базируется оно на основе стереотипного мышления. Однако нельзя отрицать, что той или иной национальности присущи определенные черты. Русские люди славятся своим радушием и гостеприимством, веселым нравом. Русскую душу во всем мире считают загадочной и непостижимой, поскольку россияне не отличаются рациональностью и логичностью своих поступков, часто поддаются влиянию настроения.

Еще одна черта русского народа - сентиментальность. Русский человек мгновенно перенимает чувства другого и всегда готов разделить с ним эмоции, подставить плечо помощи. Нельзя не сказать о другой черте - сострадании. Исторически Россия помогала своим соседям на всех рубежах страны, и сегодня только бессердечный человек пройдет мимо беды другого.

Появившись на свет, каждый человек (индивид) начинает постепенно усваивать человеческую культуру, приобретать свои особенности, входить в общество, самоутверждаться среди других людей и становиться личностью – т.е., происходит его социализация, которая включает в себя следующее:

- приобщение к культуре;

- обучение и воспитание;

- взаимодействие с другими людьми;

- освоение им ценностей норм общества, различных социальных ролей и видов совместной деятельности;

- приобретение определенных прав и обязанностей взглядов, привычек и т.д.

В результате человек из биологического существа постепенно превращается в существо социальное, способное жить и действовать в обществе.

Социализация начинается в самом раннем детстве и не прекращается по существу до глубины старости.

В раннем детстве закладывается основа человеческого характера, начинают формироваться определенные черты его личности. Никогда потом ребенок не меняется и не развивается так стремительно, как в первые 3-4 года. За это время он совершает громадный скачок от бессмысленного создания, умеющего только пищать, сосать соску и пачкать пелёнки, к человеку, конечно, маленькому еще и беспомощному, но обладающему уже всеми человеческими качествами: разумом, речью, чувствами, стремлением к познанию и даже творчеству. В применении к раннему детству психологи и ученые чаще произносят слово «старт» и придают ему все большее значение. Некоторые ученые считают, что

«половина общего развития умственных способностей человека происходит в течение первых четырех лет жизни, 30 % – между четырьмя и восемью годами, а остальные 20% – между восемью и семнадцатью.

Маленький человек ко всему присматривается с жадным вниманием, он чрезвычайно наблюдателен, все схватывает на лету, все подличает, старается как – то «переварить» и увязать в своей голове, чтобы разобраться в окружающей действительности.

Глядя вокруг, он день за днем вырисовывает для себя картину мира, решает, что важно, а что нет, что хорошо, а что плохо, как следует вести себя в той или иной ситуации. Воспитывая малыша, важно постоянно помнить, что он рядом, все видит и слышит; помнить, что молчаливый собственный пример вдесятеро важнее, чем самый умный совет, чем самые красноречивые словесные поучения. Слова могут, что называется, пролетать мимо ушей (особенно, если все время надоедливо твердить одно и тоже), а поступки окружающих врезаются в сознание прочно и глубоко. Социализация в детстве и главным образом в семье, характеризуется наибольшей глубиной эмоциональных связей. Воздействие семьи во многом определяется последующее участие ребенка в жизни общества.

Другим важным фактором социализации личности является творчество.

« Творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития» (Л.С. Выготский). Одним из основных условий развития творческой личности ребенка является игра и творческая деятельность. Благодаря творчеству люди совершенствуют себя и окружающий мир. Создание субъективно нового в процессе деятельности порождает оригинальные идеи, и при этом возникают нестандартные способы деятельности и человек включается в процесс « познавательной самодеятельности».

Важную роль на отдельных этапах становления и развития личности ребенка оказывают детские общественные объединения. Влияние их является временным и продолжается на протяжении всего нескольких лет. Но годы эти приходятся на самый важный период жизни человека.

Центры детского творчества и другие УДО ориентированы на реализацию процесса социализации детей и подростков. Способности детей формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту деятельность. Уже в дошкольном возрасте дети учатся рисовать, заниматься лепкой, учатся правильно петь и узнавать мелодии, чувствовать их ритм.

Одна из задач системы воспитания – всестороннее развитие способностей детей. Для того, чтобы творческая деятельность положительно влияла на развитие способностей она должна удовлетворять некоторым условиям:

1. Деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие.

2. Деятельность ребенка должна быть по возможности творческой.

3. Организовать деятельность ребенка так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности.

В подростковом возрасте ведущей становится общественно – полезная, социально – значимая, индивидуально – личностная деятельность. Именно она является способом самоутверждения для подростка.

В связи с этим передача социального опыта должна осуществляться в объединениях УДО посредством организации совместной общественно – полезной и культурно – досуговой деятельности детей и взрослых (экологическая, познавательная, техническая, спортивно – оздоровительная, эстетическая, прикладная).

Ведущий тип деятельности подростков должен быть организован как творчество, в процессе которого развиваются их способности. Основной мотив такой деятельности – социальное самоутверждение среди сверстников и взрослых. Участвуя в сознательной деятельности, подросток решает жизненно важные задачи: познает себя, утверждается в среде сверстников, определяется в плане будущей профессии, создает круг своего общения с окружающими. Деятельность подростка в объединении, где собираются близкие по духу люди, способствует самораскрытию внутреннего мира личности, выявлению в нем главного, устойчивого, и внешнего - того, от чего можно отказаться. На занятиях в объединениях происходит знакомство ребенка с ценностями культуры, с учетом его личных интересов, национальных особенностей, традиций его микросоциума. Так появляется возможность «погружения» в культуру.

На занятиях в объединении не должно творчество подменяться простой учебной работой по образцу «делай, как я». Педагог д.о. всей своей деятельностью должен побуждать ребенка к творчеству. Нередко в общении с детьми преобладает авторитарный стиль – все держится на голосе педагога. Необходимо обращать внимание на манеру держаться, этические нормы поведения, правильную и образную речь. Все это, в конечном счете, достигается каждодневной работой над собой, повышением уровня образования через самообразование.

Творческая деятельность в большой мере способствует социализации. В процессе творческой деятельности школьник приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе.

Активная преобразующая деятельность учащихся во внешкольной среде – реальная сфера проявления социально активной позиции личности, а её общественные организации и коллективы – реальные и социальные явления, поле тренировки социально - общественного поведения учащихся.