В своей работе мы используем разнообразные конструкторы. Расспространение опыта, тема: "лего- конструирование в доу"

Использование конструктора «ЛЕГО»

в работе с дошкольниками и

первым классом (внеурочная деятельность)

Подготовила:

Педагог МБОУ СОШ №37

Ляшенко И.С.

г.Белгород -2015г.

    LEGO- технология в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения………………………………………3

    Проект « Страна Лего»…………………………………………5

    Конспекты занятий по Лего- конструированию…………...17

    Игровые упражнения и дидактические игры с использованием Лего-конструктора…………………………21

    Схемы строительства………………………………………….25

LEGO – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.

Игра – важнейший спутник детства, в процессе ее малыши начинают подражать взрослым, пробовать свои силы, фантазировать, экспериментировать. Игра предоставляет детям огромные возможности для физического, эстетического и социального развития.

Конструирование – важнейший для дошкольника вид продуктивной деятельности по моделированию как реально существующих, так и придуманных самими детьми объектов.

Разработанный мной план деятельности по теме " LEGO - конструированию " направлен на развитие у дошкольников познавательной активности и конструктивно-игровых навыков.

Работа по LEGO- конструированию проходит в форме совместной деятельности и досугов, и позволяет решать следующие задачи:

    Развивать воображение, речь, мелкую моторику, функции анализа и синтеза;

    формировать навыки планирования процесса создания собственных моделей и совместных проектов;

    формировать интерес детей к режиссерской игре путем обыгрывания конструктивных построек и образов;

    формировать сенсорные представления;

    формировать умения работать в коллективе.

В основе планирования совместной деятельности лежат методические пособия: Л.Г.Комарова «Строим из LEGO»- М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001г.;Е. В. Фешина «ЛЕГО -конструирование в детском саду»- М.: ТЦ «СФЕРА», 2012г.

В качестве конструктивно-игровой среды использую конструкторы: LEGO DUPLO , LEGO DACTA, тематические наборы LEGO.

В процессе деятельности с Лего-конструктором используют разнообразные формы заданий:

С детьми младшей группы

    Конструирование по образцу

    Преобразование образца по условию

    Конструирование по замыслу

С детьми средней группы

    Конструирование по условию

    Конструирование по замыслу

С детьми группы старшего дошкольного возраста

    Конструирование по образцу и преобразование образца по условию

    Конструирование по условию

    Конструирование по замыслу

    Самостоятельное конструирование по чертежу

По методике в младшей группе роль ведущего всегда на себя берёт взрослый, так как дети ещё не могут распределить свои роли в игре, выбираю самые простые игры. Дети знакомятся с основными деталями конструктора LEGO DUPLO, способами скрепления кирпичиков, у детей формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.

В средней группе игры, немного усложнятся. Дети будут учиться работать по карточкам, где изображение цветное; конструируют по замыслу, свободно экспериментировать со строительным материалом, впервые познакомятся с мелким конструктором LEGO DАСТА. В старшей группе дети в играх более самостоятельны. Роль ведущего будут брать на себя, сотрудничать друг с другом.

Мир, который открывает перед ребенком конструктор Лего настолько увлекательный и захватывающий, что, играя с ним, малыш помимо всего прочего получит еще и массу удовольствия и положительных эмоций. Впоследствии, быть может, это перейдет в постоянное желание учиться и воспринимать все новое в жизни с детским энтузиазмом.


Наименование проекта

Страна Лего

задачи проекта

Цель : , , интеллектуальную в .

Задачи:

1. анализировать функционирования будущей конструкции, устанавливать ее , способствовать оригинальных конструкций на одной и той же : достраивать, блоки разных конфигураций, встраивать дополнительные .

2. Проводить по собственному , схему модели.

3. Использовать созданные конструкции в -макетах, -ролевых играх.

Этапы работы

I. - (2013-2014 уч.г.)

1. -ориентированного анализа.

    Всестороннее изучение - и -методической литературы.

    потребностей и существующей проблемы.

    конкретных целей, , решения проблемы.

II. (2013-2014 уч.г.)

1. для .

2. Выработка конкретных по .

3. реализации проекта:

    Подбор .

    мониторинга реализации проекта.

    - плана с детьми.

    апробирование .

4. рамках реализации проекта

    Установление по реализации проекта.

    Информирование результатах.

    внедрения проекта.

. -обобщающий (2014-2015 уч. г.)

1. Принятие тактических и стратегических решений , определение перспектив дальнейшего развития.

Ожидаемый результат

I. с детьми:

    создает конструкции из разный видов по собственному замыслу.

    Применяет средства для достижения результата (схемы, модели, рисунки, образцы)

    Самостоятельно организует предметно–игровую среду, отражая и преломляя окружающую действительность, книг.

    Стремиться стать участником коллективной сюжетно – ролевой игры с использованием поделок из различных видов конструктора.

    В режиссерской игре берет на себя роль организатора и исполнителя всех действующих лиц в игре, создавая и проигрывая целостные сюжеты на основе созданных игр – макетов.

II. Информационно-образовательный продукт

2. Аналитический доклад по итогам реализации проекта “ Формирование познавательной и исследовательской активности детей при реализации проекта “Страна Лего”.

3. Мастер-класс “ Развитие творческого потенциала ребенка в играх с конструкторами “Лего”.

Сроки реализации проекта

2 года

Участники проекта

Дети дошкольного возраста, педагоги, родители.

Пояснительная записка

Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника.

Но, при этом, часто можно видеть картину: у малыша много игрушек, а он не играет ими. Причин тому, конечно, не одна, но чаще всего главная причина в том, что игрушки уже себя "исчерпали", элемент новизны исчез. А он-то и привлекает ребёнка в первую очередь. Дать же ему задачку для ума, длительную интеллектуальную нагрузку готовая игрушка не в состоянии. В этом отношении куда лучше строительные материалы, мозаика и пр. Эти игры обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций. Но и их развивающие возможности ограничены: они не побуждают детей к усиленной умственной деятельности, не требуют от них значительных напряжений, не опережают развитие ребёнка, а в лучшем случае удовлетворяют лишь его сиюминутные потребности. А этого очень мало для развития творческих способностей. Если ещё учесть, что далеко не в каждой семье созданы все необходимые условия для развития творческой деятельности детей, то становится очевидно: нужны игры нового типа , игры моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта., способствующие формированию у детей коммуникативных навыков, установлению положительных межличностных отношений.

Такими играми нового типа являются игры с конструкторами типа Лего , которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями :

1 . Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач , которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора.

2. Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации .

3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному .

4. Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно , т.е. развивать свои творческие способности , в отличии от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.

5. Решение задачи предстаёт перед ребёнком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде сооружения из деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно "задание" с "решением" и самому проверять точность выполнения задания.

6. Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т.е. заниматься творческой деятельностью.

Так моделирование из конструкторов типа “ Лего” позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, микро-группы.

Столкнувшись с проблемой по обучению детей моделированию из конструкторов типа “Лего”, стала необходимость в разработке проекта с использованием конструкторов типа “Лего”.

Этапы работы над созданием проекта следующие: организационно-подготовительный, технологический и рефлексивно-обобщающий.

На организационно-подготовительном этапе был составлен проблемно-ориентировочный анализ, всесторонне изучалась психолого-педагогическая и научно-методическая литература, определялись конкретные цели и способы решения проблемы.

На технологическом этапе создавался банк методических рекомендаций и пособий для конструктивной деятельности с использованием конструкторов “Лего”; подбирались диагностические методики. Разрабатывался календарно-перспективный план реализации проекта с детьми, составляющий реализацию игровых мини-проектов: “Наша группа”, “Строим город”, “Леса-чудеса”, “Космос”. Разрабатывались и апробировались конспекты занятий. Устанавливалось сотрудничество с родителями для успешной реализации проекта.

На рефлексивно-обобщающем этапе принимались решения по результатам мониторинга, определялись перспективы дальнейшего развития.

Отличительная особенность и новизна работы выражается в реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков через такие формы работы как игровые мини-проекты с использованием конструкторов типа “Лего”.

В ходе выполнения педагогической работы применяются следующие принципы :

    от простого к сложному ;

    учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;

    активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности направленных на развитие творческих способностей детей;

    комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;

    результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

Разрабатывая проект "Страна Лего" ставились следующие цели :

развивать творческое воображение, интеллектуальную активность в конструктивной и игровой деятельности;

развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений детей в игровой и конструктивной деятельности.

Осуществление проекта "Страна Лего" позволяет реализовать следующие задачи :

1. Способствовать возникновению в играх дружеских, партнерских взаимоотношений и игровых объединений по интересам; самостоятельно договариваться друг с другом, справедливо распределять роли, самим в этически приемлемой форме разрешать конфликты

2. Развивать у детей умения анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность её выполнения, способствовать созданию разных оригинальных конструкций на одной и той же основе: достраивать, используя блоки разных конфигураций, встраивать различные элементы.

3. Учить использовать созданные конструкции в играх-макетах, сюжетно-ролевых, режиссёрских играх.

Задачи проекта реализовываются по следующим направлениям :

1. Обучение детей через игры-задания, игры-упражнения, дидактические игры , которые развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности; классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию; умение делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа.

2. Осуществление реализации мини-проектов : "Наша группа", "Леса-чудеса", "Строим город", "Космос". Они позволяют развивать умение планирования процесса создания собственной модели и совместного проекта; конструктивное воображение при создании постройки по собственному замыслу; способность предвидеть результаты своих действий; находить партнера для реализации собственного замысла, уметь устанавливать доброжелательные взаимоотношения со сверстником, создавать и обыгрывать тематический макет.

3. Проведение диагностики уровня сформированности конструктивных навыков у детей.

«НАША ГРУППА» (Наш класс)

Задачи

Формы работы

Вид

конструк

тора

Дата

1.

2.

3.

4.

5

Воспитывать у детей интерес к целесообразной красоте предметного мира, познакомить с эстетикой быта и благоустройством помещений.

Развивать умение анализировать образец и соотносить с ним свои действия: подбирать необходимые детали, воспроизводить постройки по образцу, схеме.

Учить создавать на основе самостоятельного экспериментирования с деталями конструктора конструкции по собственному замыслу.

Обучить конструктивным приёмам построения модели человеческой фигуры.

Формировать у детей навыки сотрудничества в совместной деятельности.

Познавательная мотивация «Как сделать группу красивой и уютной».

Рассматривание фотографий групп детских садов.

Экскурсия по детскому саду.

Составление схемы расположения мебели в группе.

Конструирование «Мебель»

Выставка «Мебель»

Обсуждение дизайна и назначения, расстановка мебели в макете комнаты.

Конструирование «Девочка», «Мальчик» по схеме.

Моделирование фигур людей: «Я и мой друг» с опорой на рисунки.

Оформление и обыгрывание макета «Наша группа»

Лего

Мега-блок

Лего

Мега-блок

Лего

Мега-блок

Лего

Мега-блок

октябрь

План реализации игрового мини - проекта

«УЛИЦЫ ГОРОДА»

Задачи

Формы работы

Вид конструктора

Дата

Создать условия для эмоционально насыщенного общения взрослого и ребенка в игре.

Закрепить принципы построения архитектурных зданий, способам скрепления деталей по показу;

Развивать конструктивное воображение при сооружении

зданий по рисунку

Учить использовать подвижные и крутящиеся детали;

Развивать конструктивное воображение, необходимое для воплощения собственного замысла.

Беседа «Какой город мы хотим построить».

Анализирование по иллюстрациям, фотографиям объектов моделирования;

Моделирование ворот, арок, башен, соборов;

Постройка модели теремка по образцу;

Строительство русских церквей по рисункам (фотографиям);

Постройка модели русского терема по иллюстрациям к сказкам;

Конструирование соборов, русского кремля по схеме;

Сооружение моделей современного наземного транспорта (автобус, такси, грузовик);

Строительство рабочих машин (трактор, экскаватор, бульдозер, комбайн);

Конструирование терема по замыслу;

Создание моделей городских домов (одно-, двух-, многоэтажных);

Создание модели машины будущего.

Лего

Мега-блок

Мега-блок

Мега-блок

Мега-блок

Лего

Мега-блок

Лего

Мега-блок

Лего

Мега-блок

ноябрь

Декабрь

План реализации игрового мини- проекта

«ЛЕСА – ЧУДЕСА»

Задачи

Формы работы

Вид

конструк-

тора

Дата

1.

2.

3.

4.

5

Обучать планированию работы с помощью рассказа о задуманном предмете; учить видеть конструктивные особенности моделей.

Закрепить навыки моделирования человеческой фигуры.

Закрепить умения передавать характерные особенности животных средствами конструктора.

Развивать фантазию и конструктивное воображение; формировать конструктивные навыки для передачи замысла постройки.

Учить создавать сюжет совместной игры, используя и комбинируя полученные знания,

разыгрывать игровые диалоги, придерживаться общего замысла.

Игра «Угадай мою модель»;

Моделирование фигур людей: «Я и мой друг» с опорой на рисунки;

Моделирование фигуры великана по образцу и по замыслу.

Создание моделей собак и кошек по образцу.

Конструирование птиц по образцу и по замыслу.

Моделирование фигур животных с опорой на рисунки.

Моделирование фантастического животного по замыслу.

Моделирование фантастического животного.

Конструирование модели чудища по собственному замыслу.

Создание сказочного средства передвижения.

Сюжетно – ролевая игра

« Леса- чудеса»

Лего

Мега-блок

Лего

Мега-блок

Лего

Мега-блок

Лего

Мега-блок

Январь

Февраль

План реализации игрового мини – проекта "КОСМОС"

Задачи

Формы работы

Вид

конструктора

Дата

Развивать навыки анализа объекта и передачи его формы средствами конструктора.

Закрепить навыки передачи формы с использованием вращающихся и подвижных деталей.

Развивать умения следовать устным инструкциям педагога.

Развитие фантазии и конструктивного воображения.

Развивать коммуникативные навыки детей в игре.

Поощрять устойчивые объединения детей в игре.

Моделирование самолёта по образцу;

Создание модели самолёта по картинке.

Постройка военных машин по образцу и с опорой на рисунки;

Создание моделей роботов по образцу;

Конструирование вертолётов по схеме.

Строительство самолётов, ракет;

Моделирование военных кораблей.

Конструирование космических кораблей;

Моделирование аттракционов по замыслу;

Создание моделей роботов и инопланетян по собственному замыслу.

Создание и обыгрывание макетов «Космос»

Лего

Лего

Мега-блок

Лего

Лего

Все виды конструкторов

Март

Апрель

Конспект занятия "В леса-чудеса мы поедем с тобой".

Моделирование фантастического животного,

обыгрывание игровой ситуации.

Задачи:

1.Создать игровую ситуацию, способствующую возникновению у детей творческих объединений детей по интересам и желанию

2.Обучить оформлять свой замысел путём предварительного рассказа.

3.Развивать умения отбирать детали конструктора, наилучшим образом передающие характерные особенности задуманного животного.

4. Развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений

Материал:

Конструкторы Лего, тематический;

Сказочный лес, фигурки зайцев, домик и скамейка, собранные из деталей конструктора; иллюстрации из сказок.

Ход занятия:

Педагог создаёт игровую ситуацию: выставляет игрушечные ёлочки, разные другие деревца, избушку, собранные из деталей конструктора, и фигурки зайчиков. Затем рассказывает такую историю: "Жили-были на опушке леса мама Зайчиха и её сынок - зайчишка-Пушишка. Как-то раз мама приходит домой с соседнего огорода с капустой и видит, что её сынишка сидит на скамейке перед домом очень грустный. Она спрашивает его: "В чём дело, дорогой, почему ты грустишь?" А зайчишка ей отвечает: "Мамочка мне вдруг стало так скучно, что даже играть ни во что не хочется. - Не грусти, милый, - говорит Зайчиха, - давай отправимся с тобой в путешествие!"

Педагог читает отрывок из стихотворения "Леса-чудеса":

В леса-чудеса мы поедем с тобой.

Там бродит у озера лось голубой.

Там чащу хвостом подметает лиса,

Чтоб чистыми были леса-чудеса.

В леса-чудеса мы поедем.

Там встретимся с умным медведем,

Заглянем к сове в дупло.

В дупле у совы тепло и светло...

А после я приглашу Сову,

И все мы отправимся в гости ко льву.

Живёт он под горкой в пещере,

"Лев добрый" - табличка на двери.

И добрый лев тебе лапу подаст

И промурлычет: "Здр-р-раст!"

А хочешь, с Оленем в пятнашки играй -

Ведь это такой удивительный край!

Педагог предлагает детям представить себе, что они уже оказались в этом лесу и встретили там необыкновенного зверя. спрашивает о том, как выглядит этот зверь, какого он размера, какой длины у него шея, хвост, сколько у него голов, лап, глаз. Предлагает объединиться по желанию в пары, группы придумать замысел игры, распределить роли.

Ребята создают модель зверя, строят его жилище, сооружают часть леса. Дают лесному жителю прозвище, рассказывают о том, что он умеет делать, где живёт и чем питается, обыгрывают игровую ситуацию.

Обсуждение: «Как получилась игра? Кто какие роли выполнял?»

Построение планов на будущее, как будем играть завтра.


Конспект занятия: « Строительство рабочих машин».

Задачи:

1.Закрепить навыки анализа объекта по иллюстрации, выделения его основных частей.

2.Обучить использованию подвижных и крутящихся деталей.

3.Обучить детей моделированию ковша.

Материал:

Раздаточный - минимальный набор необходимых деталей конструктора Лего для каждого ребёнка;

Демонстрационный - крупные картинки машин, образцы моделей, собранных из деталей конструктора Лего, и игрушечные машины.

Ход занятия:

Педагог загадывает детям загадки, чтобы настроить детей на тему занятия, показывает картинки, рассказывает о назначении каждой машины.

Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет,

Семь плугов тащит.

(Трактор)

Корабль-великан

Не по морю плывёт,

Корабль-великан

По земле идёт.

Поле пройдёт

Урожай соберёт.

(Комбайн)

Длинной шеей поверчу,

Груз тяжелый захвачу.

Где прикажут, положу -

Человеку я служу.

(Подъёмный кран)

Там где строят новый дом,

Ходит воин со щитом,

Где пройдёт там станет гладко,

Будет ровная площадка.

(Бульдозер)

К нам во двор забрался крот,

Роет землю у ворот,

Если крот откроет рот.

Тонна в рот земли войдёт,

(Экскаватор)

Ребята вместе с педагогом вспоминают, какие рабочие машины они знают, и для каких целей используется каждая из них. Сначала готовится земля под поле, то есть если есть пни, их надо выкорчевать - этим занимается бульдозер. Затем поле вспахивают плугом. Для того чтобы вспахать большое поле, несколько плугов крепят к раме, и трактор тащит её по полю. Лемеха режут землю. Потом к трактору присоединяют борону, и она разрыхляет землю, чтобы упавшее в неё зерно могло прорасти.

Специальная машина - сеялка проделывает борозды острым стальным наконечником, сыплет в них струйкой семена и тут же засыпает землёй. Трактор тащит сразу несколько сеялок. Здесь, чтобы не увязнуть в земле, необходим гусеничный трактор.

Если надо выкопать канаву - в этом деле поможет экскаватор. В конце лета на поля выходят комбайны - собирают урожай. Для того чтобы заготовить траву для животных, используют колесные тракторы с прицепами-косилками.

Педагог вместе с детьми анализирует форму различных машин, выделяет их основные части и показывает, с помощью каких деталей и приёмов можно построить модель той или иной машины. Обращает внимание детей, что начинать конструирование любой машины надо с набора пластин для платформы, прочно скрепляя их кирпичиками. Для этого лучше брать кирпичики подлиннее. У экскаватора кабина должна поворачиваться вместе с ковшом, поэтому на платформе надо закрепить квадратную деталь с вращающимся кругом. Стрелу можно сделать из подвижных деталей.

Получив разные картинки с изображением машин, ребята приступают к моделированию. Ковш экскаватора они собирают, следуя устным инструкциям педагога, - на квадратную пластину устанавливают клювики-наоборот и скрепляют их по краю узкими пластинами. Так же, под руководством педагога, они собирают два захвата для бульдозера.


Игровые упражнения и дидактические

игры на развитие логического мышления

с использованием конструктора Лего.

1.Классификация.

-"Чудесный мешочек". В мешочке находится несколько деталей конструктора Лего. а)Педагог показывает деталь, которую надо найти. б)Педагог только называет необходимую деталь. в)Ребенку необходимо на ощупь определить из каких деталей составлена модель.

-"Собери модель". Дети собирают модель под диктовку педагога. При определении взаимного расположения деталей используются наречия "сверху", "посередине", "слева", "справа", "поперёк".

2.Внимание и память.

-"Собери модель по памяти". Педагог показывает детям в течении нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.

-"Запомни и выложи ряд". Выставляется ряд деталей с соблюдением какой-либо закономерности. Педагог подчёркивает, что для лучшего запоминания надо понять закономерность с которой поставлены детали в образце. Дети в течении нескольких секунд рассматривают образец и затем выставляют то же по памяти.

3.Пространственное ориентирование.

-"Собери модель по ориентирам". Педагог диктует ребятам, куда выставить деталь определённой формы и цвета. Используются следующие ориентиры положения: "левый верхний угол", "левый нижний угол", "правый верхний угол", "правый нижний угол", "середина левой стороны", "середина правой стороны", "над", "под", "слева от", "справа от".

-"Составь макет учебной, групповой и приёмной комнат". Для взаимного расположения предметов в комнате используется точка отсчёта, не совпадающая с позицией ребёнка.

4.Симметрия.

-"Выложи вторую половину узора". Педагог выкладывает первую половину узора, а дети должны, соблюдая симметрию, выложить вторую половину узора.

-"Составь узор". Дети самостоятельно составляют симметричные узоры - можно изображать бабочек, цветы и т. д.

5.Логические закономерности.

-Упражнения на продолжение ряда . Педагог показывает последовательность элементов, состоящих из деталей конструктора, а ребёнок должен продолжить её.

Первый этап - каждый элемент ряда состоит из одной детали конструктора, для составления закономерностей используются два признака.

Второй этап - каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, для составления закономерностей используется один признак.

Третий этап - каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, и для образования закономерностей используются два признака.

-"Поиск недостающей фигуры". Педагог представляет задачу из трёх горизонтальных и трёх вертикальных рядов фигур из деталей конструктора. Ребёнку даётся задача с одной недостающей фигурой, которую и надо подобрать. Цикл упражнений начинается с самых простых заданий, когда фигуры состоят из одной детали и отличаются по одному признаку. Затем постепенно задания усложняются.

6.Комбинаторика.

-"Светофор". Педагог раздаёт детям кирпичики трёх цветов и предлагает посоревноваться - кто больше составит различных светофоров, то есть требуется, чтобы кирпичики желтого, красного и зелёного цвета стояли в различном порядке. после выявления победителя педагог демонстрирует шесть комбинаций светофоров и объясняет систему, по которой надо было их составлять чтобы не пропустить ни одного варианта.

-"Составь флаги". Педагог раздаёт детям кирпичики двух цветов и просит составить все возможные флажки из одного красного кирпичика и двух синих, из одного красного и трёх синих или двух красных двух синих.

Психотехнические

раскрепощающие игры

Игра «Часть и целое».

Возраст детей 4-5 лет. Игра проводится в групповой комнате (кабинете специалиста) индивидуально. Педагог демонстрирует ребенку детали крупного конструктора Лего, показывает способы соединения.

Раз частичка, два частичка

Это братик и сестричка!

Раз деталька! Два деталька!

Ты конструктор собирайка!

Что в мешочке отгадаешь,

Сразу приз ты получаешь!

Достается волшебный мешочек. Ребенку предлагается потрогать деталь Лего, которая лежит в мешочке (не заглядывая в него, наощупь) – сказать – она одна или это несколько деталей соединенных вместе. За каждый правильный ответ ребенок получает приз (для девочек и мальчиков призы разные, например цветок из картона для девочки, лодочка для мальчика). Детали в мешочке намеренно располагаются такие, чтобы было очевидно, где одна деталь, где много (это сделано для того, чтобы внушить успех ребенку на начальном этапе игры). Педагог хвалит малыша за то, что он правильно определил все части. Из собранных из мешочка деталей конструктора Лего ребенку предлагается собрать какую-нибудь игрушку (учитывая возраст детей и их психофизические особенности). Призы подбираются неслучайные, они наталкивают на идею дальнейшей игры ребенка.

Игра «Ворота в сказку».

Возраст детей 4-5 лет. Игра проводится в групповой комнате с подгруппой детей. Педагог говорит о том, что сегодня в группе все детали конструктора Лего потерялись и надо попробовать их собрать:

Есть конструктор в группе нашей

Лего, Лего – красота!

Как построить мы покажем

Хоть Цветочек, хоть кота!

Раз, два, три, четыре, пять!

Начинаем мы искать.

Ищем мелкие детали,

Ищем крупные детали

Будем «сказку» собирать!

Дети собирают детали конструктора и приносят их на ковер в центре групповой комнаты. Педагог отмечает, что это только маленькие частички, а из них, наверное, можно сделать интересные игрушки. Спрашивает, что может получиться из конструктора. Педагог вносит красочно оформленные ворота, но предупреждает детей, что они очень неустойчивые, а он (педагог) не знает, что сделать. Дети предлагают свои варианты, а педагог соглашается с ними и предлагает начать строительство опор из конструктора Лего. Когда ворота закреплены, то воспитатель восхищается красотой сказочных ворот, говорит о том, что он не смог бы догадаться так удачно закрепить ворота (даже если не все получилось так как надо, на первом этапе таких игр – самое главное дать детям возможность поверить в свои силы). Предлагается детям придумать, какие бы сказочные герои хотели и смогла пройтись под этими воротами. По желанию детей продолжается самостоятельная игра.

Игра «Интересная находка».

Возраст детей 5-6 лет. Игра может проводиться как в групповой комнате, так и на участке детского сада. Игра проводится с подгруппой детей. Педагог заранее прячет поделки, сделанные из конструктора Лего (поделки необычной формы, непохожие на знакомые детям предметы и игрушки) в разные места групповой комнаты (прогулочного участка детского сада). Детям предлагается найти спрятанную поделку и придумать ей название и назначение. Педагог не озвучивает, что именно спрятано, но говорит о том, что это какие-то новые предметы (поделки действительно должны быть сделаны из такого вида конструктора Лего, который ранее не вносился в группу). Дети находят поделки, самостоятельно придумывают название и назначение игрушек. Детям предлагается обыграть найденные поделки (обыгрывание не обсуждается, дается на самостоятельную деятельность, если дети хотят, то могут играть подгруппами, парами, индивидуально, могут разобрать имеющуюся игрушку и смоделировать новую)


LEGO

СХЕМЫ СТРОИТЕЛЬСТВА






Применение ЛЕГО способствует :

1) развитию у детей сенсорных представлений, /поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета/;

2) развитию и совершенствованию высших психических функций / памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение/

3) тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики руки и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;

4)сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО LEGO – КОНСТРУИРОВАНИЮ 1. Согласовывать темы занятий по LEGO – конструированию с тематикой плана работы по детского сада и школы;
2.Организовывать занятия по LEGO - конструированию в младших и средних группах: по примеру, по карточкам с моделями, по собственному желанию, работа с конструктором больших размеров.
3.Организовывать занятия с LEGO - конструктором в старшей группе, подготовительной и в первом классе: по инструкции, моделирование материалы проектов по рисунку или иллюстрацией, начинается работа с мелким конструктором;
4.Использовать LEGO - конструктор с детьми, которым трудно находить друзей для игры, активным и застенчивым;
5 .Использовать LEGO - конструктор, для самостоятельных игр, с целью самостоятельного придумывания и разыгрывание различных событий;
6.Организовывать конструктивную деятельность по подгруппам (не более 6 человек);
7.Учитывать индивидуальные особенности детей;
8.К каждому занятию готовить конспект и подборку дидактических материалов;
9.Не давать детям все детали набора, поскольку дети могут потратить много времени для поиска мелких деталей;
10.Используйте сюрпризные моменты и яркую наглядность в начале занятия для повышения активности;
11. Используйте построенные на занятии LEGO - модели в дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх и поощряйте к этому детей;
12.Организуйте выставки детских работ.

Ирина Вечкутова

В настоящее время развитие технического творчества рассматривается как одно из приоритетных направлений в образовании.

Появление новых разработок в области детских конструкторов позволяет уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.

В своей работе я использую магнитный конструктор MAGIKAL MAGNET , который является аналогом известной марки конструкторов MAGFORMERS .

MAGIKAL MAGNET - это развивающий многофункциональный магнитный конструктор ярких цветов , включающий в себя различные геометрические фигуры, начиная с треугольников, квадратов, пятиугольников до различных секторов. Они не содержат мелких деталей, и магниты безопасны для здоровья. Детали легко соединяются между собой силой магнитного притяжения . Для совсем маленького возраста - это развитие мелкой моторики и создание моделей на плоскости. Даже то, что фигуры друг к другу притягиваются, очень нравится детям. Для детей постарше – лёгкое знакомство с объёмными фигурами, конструкциями . Ребёнок начинает строить многогранники, например, такие как куб, также реальные сооружения, например, мосты, башни, здания.

В процессе игры с конструктором ребёнок приобретает познания в математике и конструировании , развивается мелкая моторика, наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление. Процесс конструирования , организуемый мною, превращается в увлекательную игру с яркими, цветными деталями, где каждый ребенок открывает для себя мир симметрии, геометрических последовательностей и закономерностей. При помощи этого конструктора с целью развития мышления детей я использую различные виды несложных задач и упражнений. Дети начинают анализировать, сравнивать, обобщать, целенаправленно думать. В ходе поисков ответа они могут подбирать недостающие фигуры, менять их местами, перекладывать и т. д.

Развивающий потенциал конструктора поистине безграничен. Его использование способствует воспитанию дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески, развивает инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению, повышает уровень интеллектуального мышления и креативного воображения.

Я считаю, что использование магнитного конструктора Magical Magnet в образовательной деятельности будет способствовать эффективной реализации следующих задач :

Развитие мелкой моторики рук, стимулирующее общее речевое развитие и умственные способности;

Обучение правильному и быстрому ориентированию в пространстве;

Получение математических знаний;

Расширение представлений детей об окружающем мире ;

Развитие внимания, памяти, воображения, творческого мышления.

Развитие у ребёнка интереса к творческому конструированию через игровую деятельность ;

Развитие умения строить по образцу воспитателя, по замыслу, по инструкции и анализировать образец постройки : выделять основные части, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга;

Развитие умения сооружать постройки из магнитного конструктора , использовать детали разного цвета и формы для создания и украшения построек.

Учёные-исследователи предлагают различные формы организации детского конструирования . Наиболее известные, такие, как :

1. Конструирование по образцу . Разработано Ф . Фреблем. Его суть : постройка из деталей строительного материала и конструкторов воспроизводится на примере образца и способа изготовления. В качестве образца могут служить рисунки, фотографии, отображающие общий вид постройки, определённая конструкция , при воспроизведении которой требуется заменить отдельные детали или преобразовать её так, чтобы получилась новая.

2. Конструирование по модели . Разработано А . Н. Миреновой. Его суть : в качестве образца предъявляется модель, в которой составляющие её элементы скрыты от ребёнка. Иными словами, предлагается определённая задача, но не способ её решения. В качестве модели можно использовать конструкцию , обклеенную плотной белой бумагой. Дети воспроизводят её из имеющегося строительного материала. Конструирование по модели усложненная разновидность конструирования по образцу .

3. Конструирование по условиям , предложенное Н. Н. Поддьяковым, носит иной характер : без образца, рисунков и способов возведения дети должны создать конструкции по заданным условиям, подчеркивающие её практическое назначение. Иными словами, основные задачи должны выражаться через условия и носить проблемный характер, поскольку не даются способы решения.

4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Разработано С . Леона Лоренсо и В. В. Холмовской. Детей сначала обучают строить простые схемы чертежи, отражающие образцы построек. А затем, наоборот, создавать конструкции по простым чертежам схемам.

5. Конструирование по замыслу в сравнении с конструированием по образцу творческий процесс, в ходе которого дети имеют возможность проявить самостоятельность. Для этого педагог должен формировать у детей обобщённые представления о конструируемых объектах , умение владеть обобщёнными способами конструирования , искать новые способы в процессе других форм конструирования по образцу и по условиям.

6. Конструирование по теме . Его суть : на основе общей тематики конструкций дети самостоятельно воплощают замысел конкретной постройки, выбирают материал, способ выполнения. Эта форма конструирования близка по своему характеру конструированию по замыслу , с той лишь разницей, что замысел исполнителя ограничивается определённой темой. Основная цель конструирования по заданной теме - закреплять знания и умения детей .

7. Каркасное конструирование . Выделено Н. Н. Поддьяковым. Его суть : первоначальное знакомство с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (отдельные части, характер их взаимодействий) ; последующая демонстрация педагогом различных изменений, приводящих к трансформации всей конструкции . В конструировании такого типа ребёнок , глядя на каркас, домысливает, как бы дорисовывает его, добавляя дополнительные детали.

Для обучения детей конструированию необходимо пользоваться разнообразными приемами.

Выбор приемов зависит от требований программы для данной возрастной группы, от материала, с которым работают дети , от имеющегося у них опыта в знании предметов и существующих связей между ними, от умения и навыков в конструировании .

При определении программного содержания занятия следует опираться на имеющийся опыт детей , постоянно усложняя учебные задания, развивая способность самостоятельно решать посильные конструктивные задачи . Основными приемами обучения являются следующие :

1. Показ воспитателем приемов изготовления конструкции . Пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции , но и построение занятия, общий порядок работы .

2. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы .

3. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы , которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек и конструкций .

4. Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами обучения конструированию , при этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть.

При знакомстве детей с магнитным конструктором необходимо повторить и закрепить знания тех геометрических фигур, которые содержаться в данном конструкторе . Предложить детям самим попробовать соединить детали конструктора между собой , обсудить, как они соединяются. Попробовать создать несколько несложных плоскостных фигур, показать детям, как пользоваться схемами-подсказками. Желательно объединить детей в несколько групп по 4-5 человек, чтобы это задание было совместным. После выполнения задания дети показывают друг другу, что у них получилось и совместно с воспитателем обсуждают постройки.

Совместная деятельность детей способствует воспитанию первоначальных навыков работы в коллективе :

Умение предварительно договориться;

Распределить обязанности;

Отобрать материал, необходимый для выполнения работы ;

- работать дружно , не мешая друг другу.

Непосредственно образовательная деятельность с конструктором обеспечивает лёгкое знакомство с объёмными фигурами, развивает пространственное и абстрактное мышление.

Когда дети уже овладели плоскостным строительством, нужно предложить детям из простых геометрических фигур создать объёмные. Например, из шести квадратов сделать куб, из квадрата и четырёх треугольников – призму. Такие фигуры создаются по образцу, по инструкции воспитателя или по схеме.

Далее задания можно усложнить. Уже из известных фигур – куба и призмы, предложить детям создать простые постройки в игровой форме. Например, домик для зайчика, которого выгнала лисичка из сказки «Заюшкина избушка» . Чтобы повысить интерес детей к конструированию и создать эмоциональный настрой, следует использовать загадки , песенки, стихи.

Далее я усложняла задачу. Я предлагала создать детям более сложные постройки, объединённые общей темой. Например, многоэтажный домик для лесных жителей из сказки «Теремок» . Также это может быть больница для зверей или детский сад. Здесь ребята учатся строить многоуровневые постройки, путём присоединения нескольких заготовок.

На следующем этапе, который оказался для детей самым интересным , ребята получают возможность самостоятельно создавать постройки по своему замыслу. Чтобы им было легче, можно предложить ранее изученные схемы или рисунки готовых построек. К этому этапу практически все дети способны конструировать по замыслу .

Таким образом, играя с деталями конструктора , у детей получается легко и быстро сооружать постройки, что вызывает у них ощущение успеха и веры в свои силы.

Использование конструкторов с большим количеством разнообразных деталей позволяет организовать как самостоятельную, так и групповую игровую деятельность дошкольников , а так же совместную деятельность со взрослым . Групповая и совместная деятельность развивает такие качества дошкольников, как умение оказывать помощь друг другу, объединять усилия и разрешать конфликты. Конструирование имеет большое значение для развития мышления, воображения и фантазии дошкольников. Конструкторская деятельность формирует умение сравнивать детали по размеру и количеству, отбирать детали, необходимые для воплощения замысла, сравнивать конструкции с образцами и другими постройками, а так же с реальными объектами. Соединение деталей конструктора развивает мелкую моторику и координацию ребёнка : ловкость и гибкость пальчиков и кистей, точность движений, двуручную координацию движений, что является важным фактором общего развития.

В заключении хотелось бы напомнить слова Куцаковой Людмилы Викторовны о том, что основное внимание следует акцентировать не столько на механическом обучении приёмам конструирования , сколько на формирование способов действий и обобщённых способов решения конструктивных задач . При этом особое внимание нужно уделять развитию детского управляемого воображения, фантазии, творчества. Так как именно детское творчество является специфической деятельностью , свойственной именно ребёнку, и считается его универсальной способностью.

Работа с конструкторами


К атегория:

Основы технического моделирования

Работа с конструкторами

Работа с наборами деталей из различных конструкторов продолжает деятельность младших школьников по начальным основам конструирования. Сохраняя принципы работы с плоскими и объемными деталями, можно перейти к изготовлению моделей технических объектов из готовых деталей, которые предложены в различных наборах конструкторов. Плиты, пластины, уголки, диски, колеса и другие детали имеют в своей основе геометрические формы Подход к работе остается прежним, т.е. создание образа объекта и практическое его изготовление, остается только познакомить ребят с процессом сборки.

Наша промышленность выпускает самые разнообразные наборы конструкторов из различных материалов. Из металлических наборов наиболее интересными являются наборы, разработанные И. С. Сахаровым, например «Конструктор-школьник», «Маленький конструктор» и др. наборы соответствуют программе трудового обучения широко применяются в рар с младшими школьниками внеклассной и внешкольной боте также широко применя ся наборы «Конструктор Юность», «Юный конструктор-механик» и др.

Из пластмассовых наборов наибольший интерес представляют конструкторы «Инженер» «Конструктор-механик», «Конструктор строительно-дорожных машин», «Автоконструктор», «Конструктор сельскохозяйственной техники» и др.

Из этих наборов дети с большим интересом конструируют самые различные машины, устройства и приспособления. В процессе работы школьники много познают, удовлетворяют свои интересы, потребность соприкосновения с трудовой жизнью народа.

К каждому набору прилагается альбом рисунков и фотографий с изображениями моделей и перечень деталей.

Опыт практической работы показал, что знакомить детей с конструктором лучше сгруппировав содержимое набора по типу, форме и назначению деталей, например:
1) инструмент;
2) крепежные детали;
3) детали вращения;
4) прокатные профили.

Все детали снабжены рядами отверстий для скрепления друг с другом. Эти отверстия позволяют соединять детали самыми разнообразными способами, так как их диаметр и расстояние между ними одинаковы. Диаметры всех валов, рукояток и винтов равны диаметру отверстий. Крепежные детали также все стандартные, и резьба болта и гайки всегда совпадает.

Рис. 1. Крепежные детали: 1- гайка шестигранная; 2- винт короткий; 3- винт длинный; 4- винт установочный; 5- шайба; 6- гайка квадратная; 7- шпилька; 8- пружинная обойма втягивают гайку ключом;

Используя в своей работе прилагаемый к набору альбом, пебята младшего школьного возраста учатся читать технические рисунки, а это можно считать одним из первых шагов в работе по чертежу, т. е. к умению прочитать чертеж. Освоив сборку по техническому рисунку, ребята обычно стремятся усовершенствовать конструкцию, внести что-то новое, свое. Так возникают и формируются индивидуальные конструкторские способности. Машины, которые ребята видят на улице, в кино, а также в книгах и журналах, они стараются воспроизвести по памяти. Помогает в этом учащимся умение сравнивать технические формы с геометрическими фигурами и телами, а также умение мысленно расчленять технические объекты и сопоставлять отдельные части с геометрическими телами. Собирая технический объект из плоских готовых деталей конструктора, школьники практически изготавливают сначала отдельные объемные части технического объекта, которые по форме напоминают геометрические тела (кузов автомашины призма), а затем соединяют эти части в объемную модель технического объекта. Работая с набором готовых деталей конструктора школьники получают возможность в более короткий срок изготовить модель, т. е. не затрачивают время на изготовление отдельных деталей. Часто они изготавливают модели по собственному замыслу или пытаются строить машины будущего.

Рис. 1. Детали вращения: 1 - осевой стержень; 2- заводная рукоятка; 3- втулка; 4- ручка; 5- вал; 6- колесо; 7- автомобильная шина; 8- резиновое кольцо; 9- планшайба с втулкой; 10- ролик без ступицы; 11- ролик со ступицей; 12-диск; 13-кольцо; 14 - колесо

Рис. 2. Прокатные профили: 1 - плиты; 2- пластина; 3- пластина из пластика (прозрачная); 4-изогнутая пластина; 5-полукруглая пластина; 6- треугольная гибкая пластина; 7- полоса; 8- широкая полоса; 9- вилка; 10- скоба; 11- скоба с противоположно направленными уголками; 12- опора; 13- угольник; 14- равнобокий угольник; 15- неравнобокий угольник; 16- швеллер; 17- цапра; 18- цапра плоская

В самом полном наборе нельзя предусмотреть всех деталей, которые могут потребоваться, поэтому недостающие детали для собственных конструкций и оформления машин и механизмов школьники обычно изготовляют сами из тонкой жести, проволоки, фанеры или картона. Если, занимаясь сборкой из готовых деталей, дети учатся правильно обращаться с гаечным ключом и отверткой, то, изготавливая дополнительные детали, они получают навык в работе молотком, зубилом, пилой, напильником, шилом и другими инструментами, делая модели самоходными, применяют резиновые и электрические двигатели и т. д.

В работе с металлическим конструктором учащиеся знакомятся с неподвижным и подвижным (шарнирным) соединением деталей. Самое простое неподвижное соединение деталей гайкой.

Подвижное соединение можно сделать с помощью одного винта и гайки. Если гайку не затягивать туго, детали могут свободно двигаться. Но такое соединение очень ненадежно. Существуют два вида надежного подвижного соединения, в которых для укрепления применена вторая гайка (контргайка), В первом случае обе гайки находятся вместе, а детали располагаются между головкой винта и гайками. Винт свободно вращается в отверстиях обеих деталей, а туго притянутые друг к другу гайки удерживают винт в отверстиях соединяемых деталей. Во втором случае одна из подвижно соединяемых Деталей туго зажимается между Двумя гайками на конце винта. Другая деталь помещается между головкой винта и первой гайкой.

Рис. 4. Виды соединений: 1 - неподвижное соединение с помощью одного винта с одной гайкой; 2- неподвижное соединение с помощью двух винтов и двух гаек; 3- подвижное соединение, когда детали располагаются между головкой винта и двумя гайками; 4- подвижное соединение, когда одна деталь зажимается между двумя гайками, а вторая между головкой винта и первой гайкой

Когда в индивидуальной работе дети хорошо освоят сбоп технических объектов из готовых деталей, можно на занятий кружка познакомить их с принципами бригадной работы поточной сборки машин. Важно обратить при этом вниман1Г школьников на то, что успех, эффективность и качество изделия зависят от каждого члена бригады и слаженной, дружной работы всей бригады по принципу ответственности: «Один за всех и все за одного». Хорошо, если будет не одна, а несколько бригад, чтобы можно было организовать соревнование, условия которого ребята вырабатывают сами. Дети распределяют обязанности, и каждый становится определенным специалистом: например, конструктором, технологом, инструментальщиком чертежником, сборщиком и бригадиром сборщиков. Каждый обеспечивает свой участок работы для данного изделия, которое выбрали, разработали или усовершенствовали сами ребята. Лучше изготавливать такие модели, на которые хватило бы имеющихся в запасе деталей для изготовления двух-трех экземпляров. При сборке других видов изделий должности у ребят меняются. Так каждый кружковец сможет попробовать свои силы на любой работе, все время чувствуя ответственность перед коллективом. Каждому сборщику отводится отдельное рабочее место, на котором сложены детали, необходимые для выполняемой операции. Например, колеса лежат у того сборщика, который ставит их на все модели. Здесь же складывают предварительно проверенные винты, гайки и необходимый инструмент. Все сборщики должны работать в равных условиях. Важно, чтобы работа была организована подобно поточной линии на производстве. Вся трудовая деятельность учащихся проходит под руководством воспитателя или руководителя кружка.

Аналогично проводится работа с наборами из деревянных и пластмассовых деталей. Изготовление моделей из наборов готовых деталей для многих учащихся послужит первым шагом к созданию сложных самоходных моделей машин.


ЛЕГО- конструирование в ДОУ.

АКТУАЛЬНОСТЬ : В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно - коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить. Развитие образовательного процесса идет по многим направлениям, затрагивая главным образом формирование личностных качеств дошкольника. Результатом образовательной деятельности ДОУ ныне считается не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребенком личностные качества: любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность.

Детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал, если цель его изучения им непонятна. Мы, педагоги, стремимся использовать разнообразные приемы и методы, понимая, что сами должны обучаться современным технологиям, ведь наши воспитанники живут в мире компьютеров, Интернета, электроники и автоматики. Они хотят видеть это и в образовательной деятельности, изучать, использовать, понимать. Одним из таких современных методов считается совместная (дошкольники, педагоги и родители) интеграционную деятельность – лего - конструирование.

ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

Каждый ребенок - прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструктивной деятельности. Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием ребенка.

В этом виде деятельности своей новизной отличается использование Лего - конструктора, с помощью которого ребенок имеет возможность общаться, исследовать и играть.

Лего побуждает работать в равной степени и голову и руки. Конструктор помогает детям воплощать в жизни свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат.

Детей увлекающихся конструированием отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития ребенка.

Лего – это всегда новое открытие, новая идея. Новый толчок к развитию.

Все эти данные подтверждают актуальность использования лего-конструирования в ДОУ, как средство развития интеллектуальных способностей детей.

Основные принципы организации деятельности по ЛЕГО – конструированию.

Доступность изучаемого материала.

Систематичность, последовательность проведения занятий.

Эмоционально насыщенная тематика занятий.

Проблемно – ситуативный характер заданий.

Вариативно – дифференцированное содержание заданий.

Представление детям широкой самостоятельности, поощрение их инициативы.

В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особенностей можно использовать различные виды конструктора. Это конструктор Дупло, предназначенный для детей от полутора до пяти лет и более мелкий конструктор Дакта, рекомендованный к использованию для детей от четырех лет.

На первом этапе я познакомила детей с конструктором LEGO , его разновидностями и свойствами. Мы исследовали детали: размер, форму, цвет, из чего сделаны, проверили опытным путем на прочность и плавучесть. Определили с ребятами название каждой формы.

Затем в совместной деятельности я предлагала детям выполнить задания по лего-конструированию. Первые постройки ребята выполняли с помощью наглядной модели из крупного конструктора Лего Дупло и его аналогов из небольшого количества деталей (3-5 детали). Дети с интересом включались в работу и, как правило, дополняли в предложенную модель из конструктора свои детали.

После подробного знакомства с конструктором и первых совместных опытов конструирования дети стали чаще играть с конструктором ЛЕГО, причем, использовали его не, только как самостоятельную игру, но и как способ дополнения в сюжетно-ролевых играх.

После овладения навыков скрепления крупного конструктора Лего, мною детям было предложено выполнение построек с использованием конструктора Дакта (привычный размер конструктора Лего).

На следующем этапе своей работы, занимаясь с детьми лего-конструированием, я усложняла виды предлагаемых построек с помощью увеличения деталей и составления схем. Задания со схемами требуют большей концентрации внимания и четких согласованных действий, безусловно, они более сложны для детей, чем конструирование по наглядной модели, но развивают максимальную самостоятельность действий у ребенка.

Конструктивная деятельность подразумевает не только индивидуальное выполнение построек, но и работу в парах, микрогруппах, а также коллективную работу.

Одним из любимых видов лего-конструирования для детей является выполнение работ по собственному замыслу, ведь каждый ребенок может создать собственную сюжетную линию игры. Конструирование по замыслу подходит для диагностики, которая проводится 1 раз в два месяца.

Исходя из проведенной работы, я сделала вывод, что создавая конструкции из ЛЕГО, я не только развиваю у детей навыки конструирования, но и решаю задачи других образовательных областей, предусмотренные программой. Используя лего-конструктор я ставлю перед детьми простые, понятные и привлекательные для них задачи, решая которые они, сами того не замечая, обучаются.

В лего - конструировании предусматривается участие родителей, которые могут повлиять на развитие способностей детей и выявление их талантов.

В начале учебного года мной был проведен опрос родителей о наличии у детей дома конструктора ЛЕГО.

В ходе своей работы я отметила у детей более высокую заинтересованность в конструктивной деятельности. Ребята активно конструируют, они готовы фантазировать и пробовать творить на любую тему, не боятся создавать что-то новое, все реже стали звучать фразы: «Я не умею» или «Как это сделать?». Уже в ходе обсуждения предстоящей постройки многие дети предлагают варианты конструирования, в самом процессе деятельности общение между ребятами становится более продуктивным и уважительным по отношению друг к другу.

В будущем в своей работе мне бы хотелось познакомить ребят с обучающей серией LEGO Education, созданной для развития умственных способностей, особенностью которой является программирование лего моделей с помощью персонального компьютера.

По итогам своей работы, я пришла к выводу, что конструктор Лего, отвечая всем современным требованиям образовательных стандартов, позволяет учиться, играя и обучаться в игре.

Алимова Эльвие Назимовна
учитель химии
магистр химии
МОУ «Вольновская школа»
п.Вольное, Джанкойский район
Республика Крым

Совершенствование урока посредством применения педагогической техники "Конструктор"

Учить сегодня - сложная задача.
Ученье, как вершина нас зовет.
Быть современным, грамотным,
А это значит - учить себя,
Чтобы двигаться вперед.

Современный урок - это грамотное последовательное отражение педагогической системы учителя любого предмета, в рамках которой он построен.
Главное условие успешного обучения - способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся. Учебный труд интересен, если он разнообразен. Ничто так не утомляет, как однообразие, поэтому на уроке должны разумно чередоваться различные формы деятельности, и каждый урок должен быть неповторим, не похож на другие.
В современной педагогике есть такая интересная новая педагогическая идея “ Конструктор урока ” , применяемая как эффективное средство для “сборки уроков”. Опыт применения данной техники представляет элемент новизны в совершенствовании современного урока.
Взяв, как основу, форму конструктора А. Гина я разработала собственный конструктор, в который внесла методические приемы, используемые мною на уроках. Данный конструктор используется при тематическом планировании всех разделов химии. Для его разработки необходимо обозначить этапы урока буквами, составить список и описание разных приемов и их комбинаций, составить таблицу « Конструктор уроков». При составлении календарно-тематических планов выделить графу, в которой записывается формула конкретного урока.
Разработан алгоритм деятельности по применению техники «Конструктор»:
1. Обязательное обозначение основных разделов урока и обозначение их буквами.
2. Изучение разных приёмов и их комбинаций.
3. Структурирование всех приёмов в «Конструкторе».
4. Тематическое планирование с введением раздела «Конструктор».

5. Создание собственного «Конструктора» урока.

«Конструктор урока»
Урок «открытия» нового знания

Этапы урока Функциональные блоки
1 2 3 4 5 6 7
А.
Мотивация к учебной деятельности
Кроссворд Фантастическая добавка Картинная галерея Удивляй! Отсроченная отгадка Фантастическая добавка Ассоциативный ряд
Б.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Толстый и тонкий вопрос Цепочка признаков Развивающий канон «Да-нет» Вопросительные слова Химическая задача Демонстрационный эксперимент
В.
Постановка учебной задачи
Вопросительные слова Эвристическая беседа Демонстрационный эксперимент Фантастическая добавка Найти ошибку «Корзина идей» «Кубики»
Г.
Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания)
Стратегия «Идеал» Ромашка знаний Демонстрационный эксперимент Изобретательская задача Зиг-Заг Вопросы-суждения к тексту ЗХУ
Д.
Первичное закрепление во внешней речи
Взаимный опрос «Лови ошибку!» «Спроси себя» «Кубики» Стратегия «Фишбоун» Химический диктант Обратный мозговой штурм
Е.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Тест Работа с раздаточным материалом Фронтальная лабораторная работа Карточки с химическими задачами Тренировочная кратковременная контрольная работа «Создай паспорт» Ситуационные задачи
Ж.
Включение в систему знаний и повторение
Вопросительные слова Тонкий и толстый вопрос Вопрос к тексту Хочу спросить Обсуждаем домашнее задание «Ромашка Блума» Игра в случайность
З.
Рефлексия деятельности (итог урока)
Шесть шляп Цветик-семицветик /
Лестница успеха
Острова /
Чемодан, мясорубка, корзина
Смайлики
Синквейн Рефлексивный экран Свободный микрофон

Работа по алгоритму строится следующим образом:
Обозначение основных разделов урока может быть следующим (урок «открытия» новых знаний):
1) Мотивация к учебной деятельности
2) Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
3) Постановка учебной задачи
4) Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания)
5) Первичное закрепление во внешней речи
6) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
7) Включение в систему знаний и повторение
8) Рефлексия деятельности (итог урока)
Любой из разделов урока может быть реализован разными приёмами или их комбинациями, то есть приёмы, по сути, и есть элементы конструктора урока. Учитель в соответствии со своими целями обозначает формулу конкретного урока. Например: Начинаем урок с интеллектуальной разминки, изучение нового материала начинаем с использованием приёма «Удивляй», закрепление идёт в виде «Игры в случайности», на уроке проводится терминологический диктант, задание задаётся массивом, итог урока проводим, обсуждая домашнее задание.
Приёмы педагогической техники, описанные в конструкторе урока - это совокупное творчество учителя, так как систематизированы приёмы, взаимосвязанные между собой. Все приёмы легко применимы в условиях современной школы.

При использовании «Конструктора» значительно возрастает многообразие уроков, уроки можно готовить значительно быстрее, творчество учителя переходит на новый, более высокий уровень.
Конструктор урока будет «дышать» и изменяться, как живое существо. А возможно, вы впишите свои фирменные. У каждого учителя может быть свой конструктор. Конструктор, разработанный А. Гином, взят за основу при проектировании уроков естественно-гуманитарного цикла. Ниже приведены некоторые методические приёмы, используемые в собственном конструкторе урока.

Прием « Отсроченная от гадка »
1. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
2. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.
Прием « Удивляй! »
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
Прием « Фантастическая добавка »
Учитель дополняет реальную ситуацию фантастической. Вы можете переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; изменить значения любого параметра, который обычно остается постоянным; придумать фантастическое растение или животное и рассмотреть его в реальном мире; перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами инопланетянина или древнего грека.
Прием « Лови ошибку! »
1. Объясняя материал, учитель допускает ошибку.
Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. Научите школьников мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, когда оно требуется. Приучайте детей мгновенно реагировать на ошибки. Поощряйте внимание и готовность вмешаться!
2. Ученик получает текст (или, скажем, разбор решения задачи) со специально допущенными ошибками. Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками, в том числе старшими.
Прием «Да» и «нет» говорите («Да -нетка», или Универсальная игра для всех).
Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: "да", "нет", "и да и нет".
Игра учит:
. связывать разрозненные факты в единую картину:
. систематизировать уже имеющуюся информацию:
. слушать и слышать соучастника.
После игры обязательно краткое обсуждение: какие вопросы были сильными? какие (и почему) -слабыми?
Прием «М озговой штурм »
Решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма.
Цель-развитие творческого стиля мышления. Дидактические ценности УМШ:
. это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы;
. учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;
. участники учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует
учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей;
. учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею:
. наработанные решения часто дают новый подход к изучению темы:
. УМШ вызывает большой интерес учеников, на его основе легко организовать
деловую игру.
Технология.
Проводится в группах численностью -7-9 человек. До штурма:
1. Группу перед штурмом инструктируют. Основное правило на 1 этапе -НИКАКОЙ КРИТИКИ!
В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий. Он следит за выполнением правил УМШ, подсказывает направления поиска идей. Ведущий может акцентировать внимание на той или иной интересной идее, чтобы группа не упустила ее из виду, поработала над ее развитием.
Группа выбирает секретаря, чтобы фиксировать возникающие идеи (ключевыми словами, рисунками, знаками...)
2. Проводится первичное обсуждение и уточнение условия задачи.
3. Учитель определяет время на 1 этап. Время, обычно до 20 мин., желательно фиксировать на доске.
1 этап.
Создание банка идей. Цель—наработать как можно больше возможных решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся «дикими». Затем небольшой перерыв, в котором можно обсудить штурм с рефлексивной позиции; какие были сбои, допускались ли нарушения правил и почему...
2 этап.
Анализ идей.
Все высказанные идеи группа рассматривает критически. При этом придерживается основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею или хотя бы применить в других условиях. И опять небольшой перерыв.
3 этап.
Обработка результатов.
Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу и учителю.
Рекомендации.
1. Класс предлагается разбить на несколько групп. Все группы могут одновременно, независимо друг от друга штурмовать одну задачу.
2. Каждая группа может штурмовать свою задачу. Лучше в се задачи объединить одной, более общей проблемой.
3. Нет ничего плохого в том, если 3 этап будет отделен временем, даже проведен на другом уроке. Если за это время у участников группы появятся новые идеи - пусть обсуждают и их. Главное - спровоцировать интенсивную мыслительную деятельность над учебной задачей, а не выдвинуть определенной количество идей в строго отведенное время.
4. УМШ пройдет гарантированно интересно, если задача имеет большое число возможных решений.

Приём «Цепочка признаков»

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся о признаках тех объектов, которые включаются в работу.
Формирует:

  • умение описывать объект через имена и значения признаков;
  • умение определять по заданным частям модели скрытые части;
  • умение составлять внутренний план действий.

1-й ученик называет объект и его признак («сульфат бария - осадок белого цвета»);
2-й называет другой объект с тем же значением указанного признака и другой признак («сульфат бария является солью»);
3-й называет свой объект по аналогичному признаку и новый признак и т. п., до тех пор, пока находится кто-то, способный продолжить цепочку.

Приём «Толстый и тонкий вопрос»

  • умение формулировать вопросы;
  • умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный кратнкий ответ.
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
Пример:

Приём «Развивающий канон»

Описание: Прием на развитие логического мышления. Даны три слова, первые два находятся в определенных отношениях. Найди четвертое слово, чтобы оно с третьим было в таких же отношениях.
Пример.
Гидроксид натрия - щелочь = один из классов неорганических соединений - ?
Стратегия « Вопросительные слова »
Универсальный прием ТРКМ, направленный на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации знаний учащихся по пройденной теме урока.
Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.
Пример :

Приём «Корзина идей, понятий, имен»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Пример. Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока. Например, на уроке изучения «Кислоты » можно предложить учащимся высказать, как они думают какой алгоритм можно назвать кислотами, привести примеры

Приём «Фишбоун» (рыбный скелет)

Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост - ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Пример.
Химия:

  • голова - Белки
  • верхние косточки - фибриллярные и глобулярные
  • нижние косточки - растворимость
  • хвост- растворимые и нерастворимые

Приём «З-Х-У»

Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.
Формирует:

  • умение определять уровень собственных знаний;
  • умение анализировать информацию;
  • умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.

Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.
На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания.
Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. Работа с использованием стратегии «Инсерт» помогает осветить неточное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, выявить новую для них информацию, увязать новую информацию с известной.
Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. После обсуждения текста (фильма и т.п.) учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».

Приём “Обратная мозговая атака”

Обратная мозговая атака преследует цель поиска и устранение возможных недостатков. Метод исключает управление поиском, но помогает преодолеть психологическую инерцию (привычный ход мышления, опирающийся на прошлое знаний об объекте), сдвинуть мысль с мертвой точки и в то же время не позволяет остановиться, где нужно.

Приём «Зигзаг»

Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений:
. анализировать текст совместно с другими людьми;
. вести исследовательскую работу в группе;
. доступно передавать информацию другому человеку;
. самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.
Пример.
Прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.

Приём «Создай паспорт»

Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями.Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану

Приём «Ромашка» Блума

Описание: "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов.
Пример.

  • Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
  • Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
  • Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
  • Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы...", "Что будет, если...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".
  • Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.
  • Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить...?", Что можно сделать из...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

Приём «Шесть шляп»

Рефлексивный прием, способствующий организации рефлексии на уроке.
Формирует:

  • умение осмысливать свой опыт;
  • умение давать личностную оценку событиям, явлениям, фактам;
  • ценностное отношение к окружающему миру и самому себе.

Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета.
Пример.
Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.
Желтая шляпа - позитивные суждения.
Черная - отражает проблемы и трудности.
Красная - эмоциональные суждения без объяснений.
Зеленая - творческие суждения, предложения.
Синяя - обобщение сказанного, философский взгляд.
Конструктор уроков не только позволит учителю систематизировать имеющиеся материалы, но и создавать без больших временных затрат качественные уроки на основе системно-деятельностного подхода, обеспечив таким образом активную учебно-познавательную деятельность учащихся.
Главное - не забывать пополнять свой конструктор новыми методическими приемами и любопытными фактами.

Литература:

1.Курсы повышения квалификации «Как начать и как завершить урок по ФГОС» http://moi-universitet.ru/ru/do/directions/attestacia/UrokFGOS/UrokFGOS/
2.https://sites.google.com/site/konstruktoruroka/wi- 3.fidia.org/text/77/492/47998.php
3. sites.google.com/site/appocio/konstruktor-uroka
4.fidia.org/text/77/492/47998.php