Чем развлечь детей на. Чем занять ребенка дома или на отдыхе – подборка игр для изобретательных родителей

РАЗВЛЕЧЕНИЯ НА ДЕТСКОМ ПРАЗДНИКЕ

"Ха-ха-ха"
Это очень простая игра, и, что самое главное, в нее никто не проигрывает. Задача игроков состоит в том, чтобы не засмеяться. Дети садятся или становятся в круг, и один из игроков произносит как можно более серьезно: "Ха!" Следующий говорит: "Ха-ха!", третий: -"Ха-ха-ха!", и так далее. Тот, кто произнесет неправильное количество "Ха" или засмеется - выбывает из игры. Игра продолжается, а те, кто выбыл, стараются делать все, чтобы рассмешить оставшихся в кругу игроков (только не дотрагиваясь до них). Кто засмеется последним - победил.


Чей шар больше?

Участники получают воздушные шарики и по команде начинают их надувать ртом. Тот, у кого шар лопнет, выбывает из игры. Побеждает тот, кто надул самый большой по объему шарик.

"Рыба", "зверь", "птица"

Играющие рассаживаются по сторонам комнаты. Выбирают водящего. Он проходит мимо них, повторяя три слова: "Рыба", "зверь", "птица...". Внезапно останавливаясь перед кем-нибудь, он произносит громко одно из этих слов, например, "птица". Играющий должен немедленно назвать какую-нибудь птицу. Нельзя медлить и называть тех рыб, зверей, птиц, которых уже кто-то называл. Тот, кто зазевался или ответил неправильно, платит фант, а потом его "выкупает" (читает стихи, поет песню, танцует, показывает фокусы и т.д.).

"Волшебная коробочка"

Возьмите небольшую коробочку и поместите в нее игрушку или другой приз. Эту коробочку положите в коробочку побольше, а коробочку побольше - в ту, которая еще больше. Чем больше количество коробочек - тем интереснее играть. Дети садятся в круг и передают друг другу коробочку, в это время играет музыка. Когда музыка прекратилась, тот, у кого в руках волшебная коробочка, раскрывает одну из них, первую. Тот из игроков, кому повезет и он раскроет последнюю коробочку с призом - забирает приз себе.

Сделайте фильм

Организуйте детский праздник с видеосъемкой. В зависимости от количества детей разделите их на группы от четырех до шести человек; каждой группе поручите сочинить сценарий и распределить роли для ближайшей съемки.

Советуем иметь под рукой побольше всякого тряпья, пригодного для переодевания: старые шляпы, длинные шарфы или лоскуты ткани, остатки карнавальных костюмов и целый штат «животных». Могут пригодиться метлы, а также помазки для бритья.

Дайте детям минут пятнадцать-двадцать на приготовление. Потом пусть каждая группа по очереди устроит представление для других, а вы снимайте. За десертом можно показать фильм (а если у вас нет камеры, забудьте об этих наших видеосоветах и назовите представление театром).

Коммерческий подход

Можно предложить более сжатый и короткий вариант этой игры. Каждой группе сделать домашнюю заготовку сценария, а потом пусть дети "снимут" рекламу.

Час концерта

Если в вашей группе дети достаточно большие, подумайте об организации концерта. Пусть они сами решат, где будет устроена сцена и каким сделать занавес, помогите каждому придумать номер. Одни дети любят сольное выступление - спеть песню, станцевать, прочитать загадку или какой-то смешной рассказ. Другие групповое выступление, скажем, жонглировать мячами в команде, представить что-нибудь забавное или спеть всем вместе. Вы можете принять участие в этом концерте в качестве конферансье, объявляя каждый номер и призывая собравшихся дружнее аплодировать выступающим.


Поезд

Чем больше детей участвует в этой игре, тем лучше. Выстройте вашу команду гуськом, и пусть каждый ребенок держится за локти впередистоящего. Первый ребенок будет машинистом. Он ведет поезд. Когда поезд трогается, машинист гудит «У-у-у». Когда он дает два гудка, поезд должен остановиться. Машинист также решает, в какую сторону пойдет поезд и как он пойдет - прыжками на двух или на одной ножке, бегом или еще как-то. Дети могут быть машинистами по очереди. Если компания ребятишек достаточно большая, лучше сделать два поезда.

Замри-отомри

Пусть дети разбегутся по двору или по комнате. Скажите им, чтобы они все как-нибудь двигались: прыгали, наклонялись, скакали на одной ножке, толкали друг друга и т.д. Им надо продолжать свои движения до тех пор, пока вы не крикните: «Замри!» Дети должны замереть и стоять неподвижно до тех пор, пока вы не отдадите команду: «Отомри!» Чтобы сохранялся интерес к игре, кричите свое «Замри!» через разные промежутки времени. Если кто-то из детей не выдерживает состояния неподвижности, не исключайте его из игры, просто понаблюдайте, сколько детей выдерживают все сигналы «замри»; может быть, выдерживают все, кроме одного или двух.

Забавные состязания

Если у вас собралась компания детей, устройте необычные соревнования. Например, можно организовать «слоновые бега» (дети будут топать, как слоны, и размахивать руками, как хоботом) или соревнование, прыгая по-кенгуриному, двигаясь по-черепашьи (на четвереньках, как будто на спине у них панцирь), а можно бегать задом наперед или в «связке» по двое. Пусть дети сами постараются придумать варианты таких соревнований.

Сиамские близнецы

Быть сиамскими близнецами очень нелегко, ведь на двух человек приходится всего две руки. Попробуйте убедиться в этом сами: обнимитесь с другом так, чтобы свободными оказались правая рука одного и левая рука другого, и вот в таком положении выполните действия:

Вденьте нитку в иголку;
- зажгите свечу с помощью спичек;
- вырежте ножницами кружок из бумаги;
- завяжите шнурок на ботинке;
- замкните стержень в шариковой ручке.

Веревочные заграждения

Вот легкий способ организовать увлекательную игру на ловкость. На площадке, покрытой мягкой травой, поставьте два стула или два других достаточно устойчивых предмета и привяжите к ним веревку так, чтобы она свободно висела между ними в нескольких сантиметрах от земли. Пусть дети, вообразив себя скаковыми лошадками, прыгают через препятствие. Они должны перепрыгивать через веревку, не задевая ее.

Вы можете увеличить высоту, расставив стулья на большее расстояние. Когда веревка висит слишком высоко и ребенку трудно перепрыгнуть через нее, пусть попробует подлезть под веревку, не задевая ее. Придвиньте стулья ближе друг к другу, и веревка окажется ниже. Пусть дети сами решают, хотят они перепрыгивать через веревку или подлезать под ней.

Кто сильнее?

Возьмите крепкую веревку, концы ее свяжите прочным узлом. У вас получится большое веревочное кольцо. Двое участников состязания, находясь внутри веревочного кольца, растягивают его в разные стороны, заводя веревку под лопатки и ухватившись за нее обеими руками. Посредине между ними проводят черту. По сигналу оба, пятясь назад, стараются перетянуть один другого за черту.

Победи троих

Две одинаковые по размеру и толщине веревки по 2,5-3 метра связываются посредине так, чтобы получить четыре одинаковых конца. Соревнуются четверо ребят, каждый берет свой конец веревки, натягивает его, получается "крест". Примерно в двух метрах от каждого игрока, на полу кладется приз. По команде участники тянут свой конец веревки, пытаясь первыми схватить приз.

Детский праздник с «Олимпийскими соревнованиями»
В день рождения детей постарше можно играть в «станции». Для этого организуйте себе в помощь нескольких взрослых, каждый из которых, сидя друг от друга на некотором расстоянии, должен быть «станцией», где ребенку нужно проявить какие-то свои способности. Всем детям дайте по карточке для подсчета очков, и пусть они, переходя от станции к станции, получают очки за выполнение разных заданий. Вероятно, большая часть заданий потребует физической ловкости, но хорошо включить сюда и испытания, требующие сосредоточенного внимания. Очки нужно присуждать и за участие, и за одержанные победы; естественно, уровень наград должен быть разным.

«Охота» за монеткой

Возьмите несколько мелких монет и разбросайте их по двору или, если это по каким-то причинам удобнее, в доме. В зависимости от возраста ребятишек, вы можете прятать монетки в более или менее трудных для обнаружения местах. Дайте детям какое-то время, в течение которого им предоставляется возможность «поохотиться» за монетками. Найденные монетки разрешите им оставить себе.

Детям постарше вы можете сказать, сколько спрятано монеток. Пусть они сосчитают, сколько монеток уже нашли, и продолжают «охоту» до тех пор, пока не найдут все.

Ищи - найдешь

Дети выбирают водящего. Показывают ему предмет, который придется ему искать. Когда водящий уйдет из комнаты, ребята прячут предмет. После этого зовут водящего. Дети исполняют какую-нибудь песню. Когда ведущий приближается к спрятанному предмету, дети поют громче, а когда удаляется - пение становится тише. Когда предмет найден, водящий сам выбирает следующего водить. Предмет, который прячут и песню лучше с каждым разом менять.

Прыгай, как мячик

Вот хороший способ устроить так, чтобы дети вели себя раскованно и непринужденно, оставаясь при этом под контролем взрослых. Предложите детям пофантазировать, представив себя каким-либо неодушевленным предметом из тех, которые они видят перед собой. Начните, скажем, с резинки для волос: сначала потяните резинку, затем дайте ей принять прежнюю форму, сильно растяните, подкиньте в воздух и дайте ей упасть. Пусть дети попробуют повторить движения резинки.

Потом можно перейти к мячику, заводной игрушке, мотку веревки и т.д. Если, поиграв какое-то время, энергии у них не поубавилось, предложите им самим придумать, кем они еще хотели бы стать: ракетами, роботами, снежками, бенгальским огнем и т.д.

Смешная рожица

Чтобы подготовиться к этой игре, сначала вырежьте из фланели большой овал. Наклейте его на ватман или большой кусок плотной темной бумаги. Вокруг овала нарисуйте волосы и внизу прицепите галстук-бабочку. Потом вырежьте из разноцветной фланели глаза, нос, уши и рот. Если будет желание, можно вырезать еще брови, трубку и шляпу.

Прикрепите к стенке лист бумаги с овалом из фланели на уровне глаз ребенка. По очереди завязывайте детям глаза, и пусть они прицепляют какую-то одну из частей лица к овалу. Фланель должна держаться на фланели сама собой, но, если потребуется, вы можете использовать петельки из липучей ленты на обратной стороне «частей лица». Забавная рожица, которая будет получаться в результате этой процедуры, непременно вызовет много смеха.

Когда игра закончится, оставьте эту физиономию висеть на стенке. Возможно, кому-нибудь из детей захочется продолжить эксперимент.

Ловим рыбку

Попросите ребенка помочь вам подготовиться к этой игре. Ваш малыш может вырезать рыбок самой простой формы из разноцветной плотной бумаги. На каждой рыбке напишите какую-нибудь букву так, чтобы из разных букв на рыбках можно было бы составить одно или несколько простых слов. К каждой рыбке прицепите канцелярскую скрепку, а затем положите всех рыбок в ведро.

Теперь возьмите небольшой по длине прутик или подходящую палочку и прикрепите к одному концу веревочку с маленьким магнитиком на конце. Пусть все дети по очереди половят рыбку, а вы проследите, смогут ли они составить слова из букв на пойманных рыбках.

Мыльные пузыри

Обычно детские забавы можно организовать из того, что есть под рукой. Но если вы заранее знаете, что вам предстоит развлекать группу детей, зайдите в магазин, где продается всякая-всячина, и купите специальную баночку для пускания мыльных пузырей. В одной такой баночке содержится настоящее волшебство - детский смех и счастье.

Как сберечь мыло
Возбужденный ребенок с полной банкой мыльной пены в руках может нечаянно выплеснуть ее. Откройте все баночки и отлейте из каждой половину жидкости в кувшинчик (или какой-то другой сосуд). Если баночка и опрокинулась, то не все потеряно, а, кроме того, когда дети закончат свое мыльное развлечение, вы сможете наполнить баночки впрок, для следующего раза.

Мыльные пузыри особенно хороши, если вам нужно занять детей разного возраста. Даже подростки получают от них удовольствие.

В зависимости от того, во что дуть, образуются пузыри самых разных размеров. Из пластмассовых соломинок, опущенных в мыльный раствор, вылетают совсем маленькие пузырики. Крышки пластмассовых баночек с дыркой посередине выдувают пузыри побольше. Если выбранный вами «инструмент» слишком велик для баночки с пеной, вылейте мыльный раствор в мисочку и туда же опустите ваш «инструмент», потом достаньте его щипцами, встряхните, и вы увидите, какие огромные и радужные у вас получатся пузыри.

Самодельное лото

Эта игра хороша для любой компании. Играя в нее - будь то два ребенка или десять - всем станет одинаково весело. Приготовьте заранее несколько карточек. На каждой карточке нарисуйте восемь или девять квадратиков и в каждый из них впишите разные буквы (или цифры - от одного до девяти). Все карточки должны быть разными. Потом приготовьте много маленьких карточек с одной из букв или цифр, нанесенных в квадратики больших карточек.

Каждому игроку дайте восемь-девять пуговиц, крышек от бутылок, кусочков фольги или других маленьких предметов, чтобы он мог использовать их как фишки. Вы или кто-то из детей будете ведущим. Возьмите одну из маленьких карточек с буквой или цифрой (естественно, все они должны быть перемешаны и лежать лицевой стороной вниз) и назовите ее. Если хотите, можете поднять и показать ее детям. Если они найдут такую же букву или цифру на своей карточке с квадратиками, они положат на этот квадратик пуговицу или что-либо другое, подобранное для этого. Ребенок, накрывший все квадратики, кричит «Победа!» - он выиграл.

Как сэкономить время
Недорогие игры типа лото можно найти в игрушечных отделах универмагов и в других магазинах.
Вы можете также играть в лото - «животные», лото - «птицы», лото - «разные предметы» и т. д., используя соответствующие картинки.

Живые Буквы

Если вам кажется, что наступило время размяться, попробуйте поиграть в «живые буквы». Напишите несколько заглавных печатных букв (например: А, Г, Е, И, Л, М и т.п.) по одной на каждом листе бумаги. Все дети должны улечься на пол. Один из них вытаскивает листочек с буквой, а затем он должен уложить детей так, чтобы составить эту букву.

Перекатывание мяча

Сядьте с детьми на пол в кружок, ноги нужно широко расставить. Дайте одному из ребятишек большой мяч. Ребенок должен перекатить его (руками) прямо в ноги другого ребенка. Тот перекатывает мяч третьему малышу и т.д. Объясните детям, что смысл игры в том, чтобы мяч был в постоянном движении.

Шарады детских стишков

Спойте или прочитайте несколько детских стишков. Потом помогите детям изобразить понравившиеся стихи в лицах. Пусть каждый ребенок шепнет вам, какой стишок он выбрал. Затем вы с ребенком постарайтесь разыграть в лицах то, о чем говорится в стишке. А другие дети должны догадаться, какой стишок вы им показали.

Детям постарше можно дать разные одежки, тряпки и всякую всячину, чтобы они могли нарядиться по собственному выбору и изобразить в костюмах любимую сказку.

Танцующие животные

Включите детям музыку - классическую, поп, рок, все, что вам нравится, - чтобы они могли под нее потанцевать. Попросите малышей двигаться в такт музыке.

Предложите детям изобразить какое-либо животное, танцующее под музыку. Они могут переваливаться, как утка, топать, как слон, мягко ступать, как кошка, быстро перебирать, как мышка, величаво ступать, как тигр, резвиться, как собачка.

Яблоневый танец

Танцуют несколько пар. Каждая пара прижимает лбами крупное яблоко. Если яблоко падает, пара выбывает из соревнования. Побеждают самые ловкие. Не забудьте после конкурса еще раз вымыть яблоки.

"Буги-вуги"

Это даже не танец, а скорее - игра. В ней все движения соответствуют произносимым словам. Ребята стоят в кругу лицом к центру.

"Руку правую вперед,
А потом ее назад,
И опять ее вперед,
И немножко потрясем.

Мы танцуем Буги-вуги,
Поворачиваясь в круге.
И в ладоши хлопаем вот так:
хлоп, хлоп!

Буги-вуги - о"кей! (движение в центр
круга).
Буги-вуги - о"кей! (вернуться назад)".

В дальнейшем в танце-игре меняются только слова:

"Руку левую вперед..."
"Ногу правую вперед..."
"Ухо левое вперед..."
"Плечо правое вперед..." и т.д.

Экзотические танцы
Почему-то считается, что танцевать нужно обязательно стоя на двух ногах. А разве нельзя танцевать лежа или сидя? Попробуйте убедиться, что это не менее интересно, а в чем-то и более трудно. Исполните, не поднимаясь со стула, танец...

Ламбада;
- твист;
- хип-хоп;
- брейк;
- макарена.

А если появится мода исполнять парные танцы стоя спиной к спине? Станцуйте "затылок в затылок" такие танцы, как...

Вальс;
- танго;
- кадриль.

Музыкальные стулья

Это такая старая игра, что бабушки и дедушки и даже прабабушки и прадедушки могут припомнить, как играли в нее. Поставьте ряд стульев, каждый раз меняя их направление. Стульев должно быть на один меньше, чем детей. Бейте в барабан или поставьте пластинку (запись) с подходящей музыкой, а дети пусть бегают вокруг стульев. Когда музыка останавливается, дети должны успеть занять место.

Ребенок, не успевший сесть на стул, выбывает из игры. Один стул тоже нужно убрать, и убирать стулья надо до тех пор, пока не останется один ребенок. Варьируйте время, в продолжение которого вы проигрываете музыку. Когда большая часть детей выбыла из игры, ее можно, если хотите, ускорить.

Кто быстрее

Ставятся 2 стула спинками друг к другу на расстояние примерно 2 метров. Под стульями протянута веревка, ее концы находятся между ступнями сидящих на стуле ребят. Посредине веревки привязан мешочек с орехами (конфетами, печеньем). По команде ведущего сидящие на стуле должны вскочить, обежать кругом стульев, сесть на свой и, ухватившись за веревку, подтянуть к себе приз, который достается тому, кто первым сможет это сделать.

Человек-дерево

Пусть ребятишки, заполнившие ваш дом, превратятся в деревья. Подскажите детям, каким частям дерева соответствуют части тела. Ноги могут быть корнями, тело - стволом, руки - ветками, пальчики - листьями.

Вы можете изображать какое-либо явление природы, а дети должны реагировать на него. Вы можете быть ветром, солнцем или дождем. А время от времени вы изображаете лесника с топором в руках, который собирается срубить дерево. Когда вы кричите «Бревно!», остановившись перед каким-то «деревом», это «дерево» должно падать.

Рассказываем сказки

Рассказывая сказку, вы можете увлечь не только одного ребенка, но и целую компанию. Но делать это можно по-разному: или просто прочитать детям интересную сказку, показывая картинки, или читать, договорившись с детьми, что они будут сопровождать ваше чтение разными звуками, соответствующими событиям сказки. А можно сыграть сказку, и тогда ребятишки «отправятся» вместе с вами в джунгли или вы будете открывать Дикий Запад. С маленькими детьми можно просто петь песенки из сказки. С группой детей можно сыграть такую сценку как, например, «Большая Черепаха и Заяц»:

Жил когда-то заяц - это такой зверек вроде кролика (поставьте указательные пальцы над головой, изобразив ушки зайца), и большая-пребольшая черепаха - как маленькая, но совсем большая (согните руки и опуститесь на четвереньки).

Заяц бегал очень-очень быстро. (Согните руки и быстро по очереди выставляйте вперед кулаки.)

А черепаха бегала очень-очень медленно. (Медленно, по очереди двигайте согнутыми руками, выставляя вперед кулаки.)

Однажды заяц сказал черепахе: «Давай побежим наперегонки!» (Поставьте руки рупором, как бы имитируя спортивную команду.)

На старт… внимание… марш! (Поставьте указательный и большой пальцы в положение «ружье вверх», при слове «марш» поверните руку указательным пальцем вперед.)

Вот бежит заяц. (Быстро перебирайте кулаками.)

А вот ползет черепаха. (Медленно перебирайте кулаками.)

Вдруг заяц остановился. Он посмотрел вокруг, но не увидел большую черепаху. (Поставьте руку надо лбом козырьком, как бы пытаясь разглядеть, где черепаха.)

И заяц решил вздремнуть под деревом. (Закройте глаза и притворитесь, что спите, можно даже похрапеть.)

И вдруг… он проснулся. Он сказал: «Я забыл про соревнования! Лучше мне поторопиться!» (Быстро перебирайте кулаками.)

А большая черепаха тем временем, ни разу не останавливаясь, все шла вперед. {Медленно перебирайте кулаками.)

Большая черепаха выиграла соревнование и пришла первой. (Сожмите руки над головой, как это делают чемпионы.)

Заяц ужасно рассердился. (Сделайте злое лицо и положите руки на бедра.)

А большая черепаха была очень счастлива. (Гордое, улыбающееся лицо.)

Можно рассказать сказку еще раз, задавая детям вопросы, а они должны отвечать и движениями показывать, что происходит.

«Убийство во мгле»

Эта игра в стиле детективов Агаты Кристи может быть очень занимательной для группы из пяти или более детей начальных классов.

Напишите на листочках бумаги слова «детектив», «жертва» и «убийца» и сверните эти листочки. Прибавьте к ним такие же по размеру. Затем каждый должен тянуть листочек. Ребенок, которому досталось быть «детективом», выходит из комнаты, выключив свет.

Все остальные ходят по комнате туда-сюда, происходит «убийство», и «жертва» быстро падает на пол, «убийца» же не подает никаких признаков того, что это он совершил преступление. «Детектив» возвращается, включает свет и задает вопросы, при этом наблюдая за выражением лиц и поведением присутствующих; он должен за пять минут догадаться, кто убийца.

Продолжайте игру до тех пор, пока все дети не побывают «детективом» хотя бы один раз.



Прыжки в мешке

По традиции, для этой игры требуется мешок, но если у вас под рукой не окажется мешков, их вполне могут заменить старые наволочки.

Если в вашей команде несколько детей, то организуйте соревнование. За определенное время каждый ребенок должен допрыгать или дойти (с ногами в мешке) от одного места до другого. Потом пусть попробует то же самое, засунув в мешок одну ногу.

Усложненный вариант

Если дети легко справляются с такими прыжками и им нравятся подвижные игры, пусть попробуют походить на «трех» ногах. Для этого надо, чтобы два мальчика встали бок о бок, лицом в одну сторону, а вы свяжите их ноги, оказавшиеся рядом. Затем они должны пройти дистанцию на «трех» ногах.

Рыбка-щекотунья

Если у вас достаточно много детей, чтобы образовать круг, то можно дать им большую простыню и начинать игру. Дети держат простыню на уровне пояса и слегка потряхивают ее, образуя «волны».

Один ребенок должен на четвереньках подлезть под простыню и пощекотать лодыжку какого-то другого ребенка. Пока ребенок-рыбка «плывет» под простыней, он держит поднятым один палец-«плавник», по движению которого дети и определяют, куда направляется рыбка.

Кого рыбка пощекочет, тот сам превращается в рыбку, поднимает свой «плавник» и отправляется под «водой» искать свою жертву, чтобы пощекотать ее.

И ненужное станет нужным

Впервые мы наблюдали, как завораживает всякое старье в Бостонском детском музее, где однажды в дождливый день наши дети много часов подряд играли со всевозможным выброшенным хламом. Если вы не можете отправиться в Бостон, не огорчайтесь.

Соберите свое собственное старье: картонные катушки от туалетной бумаги, кусочки дерева, что-нибудь блестящее, кусочки белого поролона, которым обычно упаковывают хрупкие вещи, крышки от баночек, палочки от леденцов и эскимо, словом, всякие мелочи, которые могли оказаться в вашем доме. Сложите все это добро в коробку и однажды, когда вашему ребенку и его приятелям будет скучно и они начнут приставать к вам с вопросом: «Что же нам делать?» - достаньте эту коробку и скажите: «Ну-ка, дети, сделайте мне из этого что-нибудь необыкновенное и интересное». Если у вас дети постарше, приберегите для них разный утиль размером побольше: сломанные стулья, остатки строительных материалов и т. д. Если где-то поблизости от вашего дома что-то мастерят рабочие, попросите их не выкидывать ненужные им вещи - может быть, это пригодится вашим детям.


ЧЕМ ЗАНЯТЬ РЕБЕНКА ВЕЧЕРОМ (14 СПОКОЙНЫХ ИГР)

Ребенок пошел в детский сад - и вы не можете узнать своего малыша: он становится неуправляемым, носится по квартире как метеор, скачет по диванам и кроватям, кричит, хохочет, легко срывается на слезы… «Как подменили ребенка! - сокрушаются родители. - Надо будет поговорить с воспитателем!». А в садике говорят: «Очень послушный мальчик!» или: «Такая тихая, спокойная девочка!». Мама и папа удивляются. А зря!
Даже для самого общительного ребенка детский сад - это стресс. Попробуйте провести несколько часов в большой шумной компании, - и если вы спокойный и «негромкий» человек, у вас вскоре разболится голова, начнет копиться раздражение, появится желание побыстрее уйти домой. А ваш малыш проводит в такой обстановке целый день, поэтому к вечеру бурлящее напряжение готово вырваться вместе со слезами, криками, капризами.

Что же могут сделать родители, чтобы помочь ребенку снять дневной стресс? К сожалению, волшебного средства - одного для всех - не существует. Всегда нужно учитывать индивидуальные особенности маленького человека: возраст, характер, темперамент.

Сначала стоит внимательно понаблюдать за ребенком, поговорить с воспитателями, чтобы определить, какая именно помощь нужна вашей дочке или сыну. Если малыш днем скован и робок, а вечером «наверстывает упущенное», нужно помочь ему расслабиться, выговориться, но не допускать, чтобы он еще больше возбудился.

Если же ребенок и в садике - «ураган», и дома никак не может остановиться, в силах родителей плавно, постепенно перевести энергию «в мирное русло». Хорошо заранее распланировать вечер так, чтобы ребенок постепенно освобождался от скопившегося напряжения, участвуя в жизни семьи, и вместе с тем чтобы у него осталось время побыть наедине со своими мыслями и событиями дня.

Один из лучших антистрессовых приемов - игра. Она позволяет ребенку раскрепоститься, расслабиться. Постарайтесь соблюдать несколько нехитрых правил. Во-первых, выбор - играть или не играть - должен всегда оставаться за ребенком. Возможно, как раз сегодня он настолько устал, что захочет просто погулять или почитать. Во-вторых, «вечерняя» игра не должна быть шумной, сопровождаться беготней и криками.

Если днем ваш ребенок - «тихоня», а вечером - «дикарь», хорошо помогает снять напряжение и дать выход деструктивной энергии игра «Рвакля».

Приготовьте ненужные газеты, журналы, бумаги и широкое ведро или корзину. Ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, в общем, делать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать ее в корзину. Малышу может понравиться прыгать на куче бумажек - они отлично пружинят.

Если человечек и в садике ни на минуту не присел, и дома никак не остановится, ему помогут игры с постепенным снижением физической нагрузки, не содержащие при этом элемента соревнования. Одной из таких игр является «Грибник». Предложите ребенку расставить кегли или небольшие игрушки в произвольном порядке на небольшом расстоянии друг от друга. Если у вас дома есть спортивный комплекс, игрушки можно развесить на нем. Затем попросите его закрыть глаза и по памяти собрать все предметы - «грибы» - в корзину. Собранные «грибы» можно сортировать по цвету, форме, размеру… К одному из предметов можно прикрепить записку с дальнейшим планом вечера: «Давай почитаем?» или «Поможешь мне на кухне?».

Приглушив таким образом «лишнюю» энергию, можно перейти к обычным домашним занятиям - почитать, потанцевать, посмотреть диафильм. Даже если вам кажется, что занятий в садике недостаточно, постарайтесь снять с ребенка всю дополнительную нагрузку хотя бы на первый месяц адаптации к детскому саду. Постарайтесь, чтобы малыш как можно больше времени проводил на свежем воздухе. Если позволяет время, гуляйте вместе с ним - это идеальная возможность поговорить с сыном или дочкой, обсудить события дня. Не стоит откладывать этот разговор на «перед сном», - если произошло что-то неприятное или тревожащее малыша, не допускайте, чтобы это давило на него целый вечер.

Попробуйте исключить телевизор из вечерних развлечений малыша. Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший мозг. Исключение можно сделать для «Спокойной ночи, малыши!», - эта передача идет в одно и то же время и может стать частью «ритуала» отхода ко сну.

Почти всем детям хорошо помогают справиться с дневным напряжением игры в воде. Наберите в ванну немного теплой воды, положите противоскользящий коврик, включите теплый высокий душ. Вся накипь дня - усталость, раздражение, напряжение - уйдет, «стечет» с малыша. Игры в воде подчиняются общему правилу, - они должны быть нешумными, спокойными. Вы можете пускать мыльные пузыри (попросите ребенка выдуть бо-о-ольшущий шар и малюсенький пузырик), играть с губками (смотреть, как они впитывают и отдают воду, устроить ребенку «дождик» из губки, превратить их в кораблики или в дельфинов), просто дать две-три баночки, - и пусть переливает водичку туда-сюда. Вид и звук льющейся воды действует умиротворяюще, - через 15-20 минут ребенок будет готов идти в кровать.

Создать атмосферу покоя и расслабления помогают и легкие, едва уловимые запахи. Для этого в аромалампу добавляется всего одна-две капли масла, например мандаринового. Теплый цитрусовый аромат хорошо освежает воздух, успокаивает, снимает нервное напряжение. Отлично снимает стресс запах мяты, - он хорошо освежает и бодрит. Но не стоит использовать его, если ребенку меньше шести лет, и лучше не делать это перед сном.

Если же ваш ребенок аллергик, и вы не решаетесь использовать ароматические масла, положите в детскую подушку небольшой холщовый мешочек с корнем валерианы или прикрепите его к изголовью кровати, - это поможет малышу спать спокойнее.

Перед сном вы можете сделать малышу расслабляющий массаж, послушать вместе тихую мелодичную музыку, кассету с записями шума моря или звуков дождя. Вспомните все радости прошедшего дня, пофантазируйте, как может пройти следующий. Каким бы замечательным ни был детский сад, какие бы профессионалы в нем ни работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы. Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая пристань», восемь часов в садике не покажутся ему такой оглушающей вечностью, и стресс отступит.

1) ЮНЫЙ МЕТАЛЛИСТ

Вам понадобится коробка канцелярских скрепок. На стол насыпают скрепки. По сигналу ведущего соперники (2-4) собирают цепь с помощью скрепок. Победителем считается тот, кто за определенное время соберет самую длинную цепочку из скрепок.

2) ЗОЛУШКА

Вам понадобятся: Семена фасоли, тыквы, крупные макаронные изделия, и т.п. Все семена перед игрой смешивают и разделяют на одинаковые кучки по количеству игроков. По сигналу ведущего участники игры должны рассортировать все семена по разным кучкам. Побеждает первый, справившийся с заданием. Варианты: Провести конкурс с завязанными глазами, устроить командное соревнование.

3) ГДЕ БУДИЛЬНИК

Все дети выходят из комнаты. Кто-нибудь прячет большой, громко тикающий будильник. Дети возвращаются и ищут будильник. Если кто-то нашёл его, то шепчет на ухо ведущему, где будильник и молча садится на пол. Ребёнок, который остался стоять последним, в наказание развлекает всех детей - поёт или читает стихотворение. Совет: для маленьких детей будильник лучше поставить на блюдце или что-то металлическое, чтобы его было лучше слышно.

4) ОБМЕН ОДЕЖДОЙ

Дети садятся в круг и внимательно смотрят на одежду друг друга, стараясь запомнить, кто во что одет. Затем считалкой выбирают водящего и он выходит за дверь. Несколько детей меняются одеждой и зовут водящего. Он должен определить, на ком надеты чужие вещи и кому они принадлежат.

5) ОБУВНОЙ САЛАТ

Вам понадобится много пар обуви, полотенца. Дети садятся в кружок или за столом, закрытым бумагой или клеёнкой. Каждый кладёт свою туфельку или тапочек на стол. Затем дети по очереди подходят к столу с завязанными глазами и пытаются найти на ощупь свою обувь.
Вариант: Для детей постарше - искать свою обувь на столе всем одновременно. Угадай по голосу. Дети садятся в ряд. К ним спиной садится водящий, рядом помощник (лучше взрослый). Помощник подзывает детей по одному, не называя имён. Дети за спиной водящего голосом изображают какого-нибудь животного. Водящий должен угадать, кто это. Если угадал – меняется с ним местами.

6) ЗЕМЛЯ. ВОЗДУХ, ВОДА

Дети садятся в ряд или круг. Водящий ходит перед ними и, указывая на каждого по очереди, произносит: «Вода, земля, воздух.» В любой момент он может остановиться. Если водящий остановился на слове «Вода», то ребенок, на которого он указал, должен назвать рыбу, пресмыкающееся или животное, живущее в воде. Если названо «Земля» - нужно назвать того, кто живёт на земле. Если названо »Воздух» - того, кто летает.

7) ЧТО В СУНДУКЕ?

Готовится сундук (коробка) заполненный разными вещами. Каждый из игроков засовывает руку в сундук (смотреть нельзя!!!), нащупывает любую вещь и говорит, что это, а потом вытаскивает - для проверки.

8) РИСУЕМ ПО ПАМЯТИ

Для любого количества играющих. Первый из игроков рисует на доске или мольберте домик. Следующий игрок запоминает рисунок, затем закрывает глаза, поворачивается вокруг себя и, не открывая глаз, дорисовывает к домику окошко, дверь, трубу или птицу на крыше.
Что за рисунок получится в конце концов?

9) ОСТРЫЙ ГЛАЗ

Участникам игры предлагается рассмотреть какую-либо банку, миску или кастрюлю. Брать в руки нельзя. Затем возьмите лист бумаги и попробуйте выстричь крышки для банки так, чтобы они точно совпали с отверстием банки. Побеждает тот, у кого крышечка точно совпадёт с отверстием банки.

10) НРАВЯТСЯ ЛИ ТЕБЕ ТВОИ СОСЕДИ?

Все сидят в кругу, водящий-в центре. Он спрашивает всех по очереди: «Нравятся ли тебе твои соседи?». Если кому-то не нравятся, следует вопрос: «Какие соседи тебе нужны?». Игрок должен назвать либо имена, либо какой-то признак, который должен присутствовать у новых его соседей. Например: «Мне нужны соседи в джинсах»-тогда все, кто в джинсах, меняются местами, двое из них садятся на места бывших соседей. Водящий также может занимать освободившееся место. Кому стула не хватило, тот становится водящим, и все начинается с начала.

11) 1-2-ДОБРЫЙ ДЕНЬ

Играют все по цепочке. Надо считать по порядку от одного до бесконечности (сколько получится), но вместо чисел, которые оканчиваются на три или делятся на три, надо говорить «добрый день». Т. е. первый говорит «один», второй-«два», третий-«добрый день», четвертый-«четыре», пятый-«пять», шестой-«добрый день», и т.д. Тот, кто ошибся, выбывает из игры, пока не останется один победитель.

12) БАБУШКА ПОШЛА НА БАЗАР И КУПИЛА...

Играют стоя в кругу. Ведущий начинает: «Бабушка пошла на базар и купила старую кофемолку» и показывает как она будет молоть кофе (правой рукой крутит воображаемую ручку кофемолки). Рядом стоящий повторяет те же слова и тоже начинает крутить ручку и т.д. по кругу. Когда все включаются в процесс, очередь снова доходит до ведущего и он показывает следующее движение: «Бабушка пошла на базар и купила старый утюг» (гладит левой рукой, не переставая молоть). Следующие круги: бабушка купила старую швейную машинку (нажимать ногой на педаль), кресло-качалку (покачиваться) и наконец, часы с кукушкой («Ку-ку, Ку-ку, Ку-ку,»). Смысл в том, чтобы выполнять все действия одновременно.

13) КОРОЛЬ ТИШИНЫ

Король сидит на стуле. Другие игроки сидят полукругом в нескольких метрах от него, таким образом, чтобы хорошо его видеть. Жестом руки король вызывает одного из игроков. Тот встает и бесшумно направляется к королю и садится у его ног, чтобы стать министром. Во время этого перемещения игрок внимательно слушает. Если игрок произведет хоть малейший шум (шорох одежды, и т.д.), король его отсылает на место жестом руки.
Король сам должен сохранять молчание. Если он издаст звук, если он издаст звук, его тут же свергают с трона и заменяют первым министром, который занимает свое место в полной тишине и продолжает игру (или уставший король объявляет, что он должен быть заменен и приглашает министра сесть на его место).

14) ЭТО - МОЙ НОС

Игроки садятся в круг. Ведущий начинает, говоря своему соседу слева: «Это--мой нос», но в то же время касается своего подбородка. Сосед должен ему ответить «Это-мой подбородок», показывая на свой нос. Получив правильный ответ, он поворачивается к своему соседу справа и говорит ему: «Это-моя левая ступня», показывая ему правую ладонь. Его сосед должен ответить: «Это моя правая ладонь», указывая на свою левую ступню и т.д. Следует всегда показывать часть тела, отличную от той, о которой говорят

А ведь и вправду, так радоваться Деду Морозу, подаркам и так трепетно предвкушать новогоднее чудо могут только дети! А потом, совершенно так же искренне ждать рождественского, крещенского, масленичного волшебства, словно приход его этой зимой - абсолютная неизбежность. И именно не имея никакого морального права предать эту искреннюю веру, мы, взрослые, уже став родителями, помня все-все свои детские грезы, радости, сюрпризы, спешим подарить настоящее новогоднее волшебство своим детям! Купить подарок, взорвать фейерверк, пригласить того же Деда с внучкой…Но в этот зимний грандиозный развлекательный коктейль стоит добавить еще кое-что!

Некую приправу, изюминку: немного шалостей, сказки и веселья! Об этом, как всегда, позаботился ваш старый добрый Дикми! Ловите целую десятку новеньких игр для малышей и более взрослых деток к зимнему сезону! Я уверен, с такой подготовкой вы станете для детворы ваших родных и друзей круче Деда Мороза!

ЧЕМ ЗАНЯТЬ ДЕТЕЙ НА ПРАЗДНИКЕ - ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

Детки от рождения до 3 лет считаются малышами. Впрочем, такой контингент гостей требует повышенного внимания и… нескольких совсем не сложных (но ужасно увлекательных и, к тому же, развивающих) игр.

Игра 1. Ловушка для снежинок

Реквизит: упаковка ватных ушных палочек и несколько кружек-невыливаек (по количеству маленьких гостей).

Правила этой игры совсем простые. Нужно за 5 минут через глазок невыливайки «поселить» в кружке как можно больше палочек-снежинок.

Правда, прежде чем предложить малышам поиграть в такую игру, вы должны обязательно их заинтересовать. Например, рассказать сказку о том, как страшная и злобная Снежная Королева отправила своих слуг (снежинок) к вам в город, чтобы они превратили сердца всех деток на льдинки. Но мы можем спасти город и добрых деток от колдовства Королевы. Мы должны поймать все снежинки и посадить их в темницу. Ну, или что-то в таком роде. Главное в том, что малыши должны иметь мотивацию к действию и наверняка быть уверенными в том, что делают доброе, хорошее, полезное дело.

Игра 2. Волшебная шляпа

Тоже игра на сообразительность и развитие мелкой моторики руки.

Реквизит: для каждого маленького участника - дуршлаг, яркие коктейльные соломинки и елочный дождик на проволочной основе.

Правила тоже совсем просты и соответствуют возрасту. И опять же, имеют сказку-предисторию. Например, Злая Колдунья украла Новый год (Рождество, Масленицу, День Любви - ориентируйтесь по календарю). И вернуть его может только Добрый волшебник. Но мы должны ему помочь и создать наполненную теплом искренних сердец, дивную, магическую шляпу-невидимку. Только благодаря такому подарку Волшебник сможет победить коварную Колдунью и вернуть праздник детям.

Для того чтобы получилась шляпа, нужно вставить соломинки и дождик в дырочки дуршлага таким образом, чтобы получилась дуга (своеобразное перо шляпы). Кто первый с малышей украсит свою волшебную шляпу, тот и получит приз.

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Периодом реального детства психологи считают возраст от 3 до 7 лет. Для такого контингента маленьких гостей придется побыть более изобретательным. Главное помнить, что залог успеха развлечения - подвижные и простые игры, не требующие лишних разговоров. Дети 3-7 лет, как правило, очень стеснительны и неуверенны в себе (особенно, если собралась компания ребят и девочек, которые до этого дня друг друга не знали). Потому - все ваши интеллектуальные игры заведомо обречены на провал. Советую отложить их в сторонку до более удачных времен и заняться созданием разноцветного бурлящего фонтана детских эмоций!

Игра 3. Принцесса на горошине

Для этой игры вам придется собрать по дому все существующие подушки, подушечки и даже игольницы (без иголок, разумеется!) и рассказать сказку об очень чувствительной принцессе, которая сдала свекрови тест на «родовитость», почувствовав даже через семь перин и тюфяков маленькую твердую горошинку.

Правила - элементарны. В комнате нужно обозначить стартовую прямую (в противоположном от горы подушек конце комнаты). Дальше - сопоставить количество маленьких гостей и существующего реквизита. Если деток много, а подушек мало - предложите играть всем по очереди, в несколько этапов, с обязательным в самом конце супер финалом для победителей «отборочных туров». Пусть «гору» создают по парам (или тройкам). Задача каждого участника состоит в том, чтобы добежать до кучи подушек, взять одну, вернуться назад, положить и побежать за следующей, которую необходимо положить сверху предыдущей (пирамидкой). На выполнение задания - 1 минута. Кто окажется проворнее и создаст самую высокую гору - побеждает и проходит в следующий тур.

Если же наоборот, подушек много, а детей мало - игра ведется в один этап до определения абсолютного победителя.

Игра 4. Завтрак голодного снеговика

Ну, существуют же такие, прожорливые снеговята! Вокруг них снега - хоть отбавляй, а они все равно просят еще! Нужно накормить их снежками (или - шариками ванильного мороженого, так даже интересней для детворы).

Реквизит: В эту игру, правда, не получится поиграть совсем без подготовки. Придется заранее сделать стенд-рисунок с изображением снеговика с огромным брюшком-дыркой. И - запастись теннисными мячиками (если таковых нет, сгодятся обычные клубки вязальных ниток).

Есть еще один интересный вариант. Можно предложить ребятне самой нарисовать снеговика (подготовив при этом все необходимое - ватман, краски, кисточки и пр.).

Правила: Они тоже совсем незамысловатые. Нужно попасть клубком-шариком с определенного расстояния прямо в брюшко-отверстие. Количество метких попаданий равняется количеству зачетных очков. Победитель, естественно, тот, кто соберет максимальную цифру.

Игра 5. Волшебные конфеты

Игра для детей 3-4 лет. Суть ее заключается в том, чтобы за определенный интервал времени (например, 10 минут) сделать из гибкого яркого дождика на проволочной основе клюки-карамельки и прицепить их к ниточке (с помощью бельевой прищепки). Можно выполнять задание каждому малышу самому, а можно - создать команды по 2-3 человека или воспользоваться помощью взрослых (ведь дождик нужно резать, а это, в особенности если собирается компания активных деток, не совсем безопасно).

Конечно же, важно приправить действо красивой сказкой и вознаградить всех участников волшебными настоящими победными конфетами, которые умеют исполнять заветные желания.

Игра 6. Гонки на льдинах

Вы еще не успели убрать подушки с комнаты после «Принцессы на горошине»? Отлично! Этот мягкий реквизит пригодится в следующем развлечении, да и будет полезным, если кто-то из маленьких пингвинят надумает случайно свалиться в холодные (и твердые, если вспомнить что в реальном мире это пол) воды океана.

Правила: Разложите подушки по комнате в хаотическом порядке на расстоянии широкого детского шага друг от друга. По команде «начали!» дети должны взяться за руки, и, перескакивая такой цепочкой от «льдины» к «льдине» дойти до последней подушки. Важное условие - не разорвать рук. Тот пингвиненок, который оторвется от «стаи» возвращается на старт и становится в хвост цепочки. Конечно же, веселым героям, которые благополучно преодолели океан и выбрались на твердую сушу - специальные сладкие призы просто будут показаны в качестве «антистрессовой терапии»!

Предисторией к этой игре может стать рассказ о том, как жили в Антарктике пингвины. Весело жили, пели, танцевали (можно проиллюстрировать популярным мультфильмом «Делай ноги»). Но вдруг, ни с того, ни с сего, началось таянье льдов (движение материков, и пр., в зависимости от возраста маленьких слушателей). Часть берега оторвалась от материка и быстро поплыла в открытый океан. А на ней - маленькие пингвинята! Им нужно срочно добраться до берега, к маме с папой! Но сделать это можно только всем вместе!

ИГРЫ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

Дети от 7 до 14 лет традиционно считаются подростками (отроками). Они - компьютерное поколение, которое сложно чем-то удивить. Скепсис и уверенность в том, что они все знают, умеют и могут - вот их главный жизненный стереотип. Потому - можно пойти двумя путями, придумывая на ходу для них развлечение. Первый - придавить авторитетом и шокирующей информацией, которая закрыта и доступна лишь в их «подростковой прослойке» (братстве, обществе), таким образом, получив в качестве бонуса респект и уважуху. Ну а потом, естественно, желание участвовать даже в самых нелепых и наивных конкурсах. Второй - ничего не делать. Просто предоставить компьютер, библиотеку, интернет и возможность заняться тем, что близко душе. Конечно же, последние три развлечения из моей десятки посвящены первому варианту развития событий!

Игра 7. Настольный футбол (хоккей)

Даже скептические подростки легко «покупаются» на спортивный азарт. Предложите им сыграть в настольный футбол, быстро соорудив ворота из картонных обувных коробок и вручив мяч - скомканный тетрадный лист. Ну а дальше - дело времени и эмоций! Чем веселее будет, тем больше появится желающих поучаствовать в развлечении!

Игра 8. Напольный волейбол

Еще одна азартная, почти спортивная, игра. Американцы ее называют «ножной волейбол», и в этом названии кроется вся соль забавы. Правда, понадобиться некоторый несложный реквизит: упаковка воздушных шаров и бельевая веревка. Закрепите веревку на высоте 20 см от пола так, чтобы она разделяла комнату приблизительно пополам. Затем - предложите ребятам продемонстрировать «как ходят крабы». Крабовая походка - уже сама по себе смешна!

А потом, не теряя позитива и улыбки от разминки, начинайте скорее само соревнование! Разделите ребят на две команды и предложите забросить «мяч» (воздушный шарик) на поле противника. Но! Обязательно поясните, что использовать в игре можно только ноги! Веселье и смех не только детям, но и взрослым гостям вечеринки просто обеспечен!

Игра 9. Веселый ужин

И, конечно же, забава с едой! Ну, какая вечеринка без подобного конкурса обходится? Правила традиционны: дети делятся на две команды. Перед каждым участником устанавливается тарелка с какой-либо едой (смешно - если пицца или торт с кремом, более гуманно в отношении юных мордашек и собственного ковра - фрукты, сыр). Задание участников каждой команды съесть как можно быстрее (держа руки за спиной) все содержимое тарелки. Та команда, все члены которой закончат соревнование первыми, побеждает.

Игра 10. Фанты, города, «Мафия»

Под самый занавес вечеринки (и я вам это рекомендую, ссылаясь на собственный опыт!) желательно устроить спокойную забаву. Например, предложить ребятам поиграть в фанты, города или пресловутую «Мафию», усевшись непременно кружком на полу. Такие игры полезны для ума и сообразительности, увлекательны и, главное, спокойны! Благодаря им взрослые смогут насладиться беседой после ужина, а дети - обретут новый опыт реального (а не виртуального!) общения со сверстниками и пополнят собственный багаж знаний.

Если же арсенал возможных забав для детей быстро исчерпается, а до конца праздника будет еще далеко, можете использовать парочку универсальных творческих конкурсов. Например, предложите ребятам (причем, это касается детей любого возраста, начиная с 4-5 лет) сделать лошадку (актуально в разрезе праздничного сезона) из подручных материалов: бумаги, пробок, ниток и пр.

Или же - спойте вместе с ними несколько традиционных русских колядок, щедровок, посевалок и хороводных масленичных обрядовых песен. Взрослые наверняка тоже захотят поучаствовать в вашей забаве! Ну а песня - отличное завершение хорошего семейного, истинно теплого праздника! Праздника, согретого теплом и уютом дома и жаром искренних сердец!бное!

Прекрасное и приятное для родителей дело. Но иногда мамы и папы вынуждены выполнять неотложные дела, а ребенок скучает, не знает, чем заняться. Все дети разные, и каждому малышу нравится делать что-то свое - кто-то листает книжки, кто-то гремит кастрюлями, а кому-то посидеть на месте 5 минут - пытка, и он носится по все вверх дном. Как угомонить маленьких непосед? дома? Попробуем найти увлекательное дело для любого крохи - спокойного или неугомонного.

Летние дни, а малыш дома

Трудно усидеть дома, когда на улице лето, за окном солнечно, тепло и весело. Конечно, дождь, гроза, ветер или, напротив, палящий зной ни у кого не вызывает желание идти на улицу. Даже ребенок поймет, что лучше пока не выходить на прогулку. А если есть неотложные дела или приболел кто-то из членов семьи, что не позволяет немедленно выйти из дома с малышом, возникает вопрос: чем занять ребенка дома летом? У каждого родителя есть арсенал того, чем кроху можно отвлечь. Хотя всегда можно подыскать что-то новенькое для своего ребенка.

Вот, например, устройте для малыша дискотеку. Дети любят двигаться. Включите веселую музыку. Есть время - покажите пример - потанцуйте вместе с крохой, это вас сблизит и развеселит. Если ребенок не один, пусть устроят соревнования - кто лучше, кто дольше танцует. Судьей может быть кто угодно - мама, папа или тот, кто находится сейчас рядом с детьми. Соревнования - отличный стимул для подросших малышей. Можно строить башни из кубиков - у кого выше. Или складывать пазлы - кто быстрее и т. д. Практически все дети любят плескаться в воде. Не возникнет вопрос, чем занять ребенка дома летом, если он здоров. Достаточно налить воды в ванну, дать игрушки, и все - ваше чадо будет играть в воде с удовольствием, особенно когда на улице зной. Важно не оставлять ребенка надолго одного, нужно следить за безопасностью процесса купания и, конечно, контролировать температуру воды, ведь в ваши планы не входит болезнь ребенка.

Занятия для самых маленьких

Понятно, что для ребятишек разного возраста подходят разные игры. Например, есть не так много вариантов того, чем занять трехмесячного ребенка дома. Для такого малютки подойдет развлечение с подвешенными в кроватке игрушками, лучше, если это будут яркие погремушки. Малыш будет лежать, с интересом разглядывать предметы, задевать то ручкой, то ножкой и слушать, какие звуки получаются. Для детишек такого возраста это любимое занятие. С такими детками нужно постоянно разговаривать, петь им песенки. Даже если вы заняты, можно рассказывать малышу, что делаете. Как можно чаще берите младенца на руки, не бойтесь избаловать - любви, ласки и тепла не бывает много. Если малыш капризничает, ни в какую не хочет оставаться в кроватке, но неотложные дела ждут вас, возьмите крошку с собой. Слинг - вот решение проблемы. Многие обязанности по дому можно делать в компании с малышом, положив его в слинг. Вариаций такого изделия множество. Занять малютку можно и Сшейте их из разных тканей. малышу тоже нужно развивать. Эти игрушки можно наполнить различным крупами - гречкой, бобами, перловкой и т. п. Ребенок будет трогать ручками, а когда подрастет, ему будет интересно мять такие самодельные вещички.

Занятия для годовалых деток

Чем занять годовалого ребенка дома? Ответ не так прост. Иногда ребенок может увлечься такой вещью, предметом, о котором взрослый человек и не подумает. Практически все детки в этом возрасте любят играть кастрюльками, небьющимися баночками и бутылочками, ложками, поварешками и прочей безопасной для ребенка кухонной утварью. Если вы заняты на кухне своими делами, посадите малыша рядом, дайте ему несколько предметов, пускай изучает. Когда ему надоест рассматривать, открывать и закрывать, замените одни предметы другими, и ребенок, если не голоден и не хочет спать, посидит еще немного, занимаясь тем, что вы ему дали. В пластиковые бутылочки можно насыпать немного фасоли, бобов или какой-нибудь крупы. Малыш будет с удовольствием греметь самодельной игрушкой. Еще можно предложить малютке красочные книги, желательно такие, чтобы не рвались. Детки любят разглядывать картинки, но нужно следить, чтобы малыш не брал книжки в рот, некоторые озорники откусывают или отрывают бумагу и жуют, а могут и проглотить.

У вас срочная работа, связанная с компьютером, и вы не знаете, чем занять годовалого ребенка дома? Посадите его рядышком, дайте чистый лист, карандаши, ручку и просто следите, чтобы малютка не брал ничего в рот. Ребенок сам себя займет на какое-то время. Многие малыши любят рвать бумагу. Можно дать ребенку ненужный журнал или старую книгу, показать, как рвать листы, но следите, чтобы в рот малыш не тянул ничего. Кроме того, детки в год начинают играть пирамидками и кубиками. Предложите их своему карапузу, покажите, как нужно строить, а когда он увлечется, оставьте его поиграть одного. Поставьте коробку или ящик с одеждой - и вы удивитесь, как малыш будет с увлечением перебирать вещи, пытаясь их примерить.

Чем занять двухлетнего ребенка дома

Двухлетний ребенок уже многому научился, но не всегда находит себе занятие самостоятельно, особенно если он один в семье. Если детей несколько, то они часто находят себе занятия. Конечно, в любом возрасте детки любят шкодничать, поэтому присмотр всегда важен и нужен. Одни малыши любят рисовать на обоях. Таким художникам предложите карандаши, фломастеры, мелки и чистую бумагу. Пусть проявляют свой талант там, где это не будет никому мешать. Другие дети неравнодушны к телефонам, пультам от аппаратуры и т. п. Им лучше дать сломанный пульт или телефон, и пусть его-то ребенок и берет, чтобы понажимать кнопки или покривлять родителей, разговаривая с воображаемым собеседником. Все те же кубики и пирамидки интересуют двухлетних детей не меньше годовалых. И одежду ребенок будет примерять на себя еще усерднее, чем год назад. Многие девочки очень любят помогать маме по хозяйству, например, мыть посуду. И тут не приходится думать, чем занять двухлетнего ребенка дома. Просто поставьте стульчик возле мойки и вместе с дочкой занимайтесь делом. Она будет просто в восторге от этого занятия. Можно налить воду в чашку и дать игрушечную посудку или обычные ложки, небьющиеся тарелки, кружки.

Занятия для деток постарше

Не секрет, что современные дети могут смотреть с интересом телевизор часами напролет, причем чуть ли не с пеленок. Естественно, что родители получают свободное время, когда ребенок сидит перед экраном. Но учитывайте, что просмотр мультфильмов влияет на зрение, психику, поведение, поэтому не стоит увлекаться этим занятием. Двадцать или двадцать пять минут в день - вот порог безопасного времени для просмотра мультиков и детских передач. Оставьте телевизор на крайний случай. Поищите другие способы, чем занять трехлетнего ребенка дома, когда вам нужно что-то сделать.

Можно попросить малыша принести двух мишек, три тарелочки синего цвета и т. д. Малыш будет занят, при этом вы с ребенком повторите или поучите цвета и счет. Кроме того, выискивая нужные предметы, ребенок отвлечется и сам поиграет. Включив фантазию, вы без труда придумаете, чем занять маленького ребенка дома. Скажите малышу, что одна из игрушек заболела, ее нужно полечить, сварить кашку, покормить, положить спать. Вариантов множество. Можно перебрать их все. Попросите малютку полечить, потом скажите, что игрушке стало лучше, и теперь она захотела кушать. Пусть ребенок покормит своего друга и т. д.

Вечерние занятия для детей

Многие специалисты при ответе на вопрос, чем занять детей вечером дома, скажут, что нужны спокойные игры, чтение книг, занятия без физической активности, дабы ребенок подготовился ко сну. Но далеко не все родители могут похвастаться послушным и спокойным ребенком, особенно по вечерам. Почему-то именно в это время ваше чадо как будто превращается в ураган - ему нужно прыгать, бегать, визжать. И чем больше вы его успокаиваете, тем сильнее он старается баловаться. Чем занять детей дома? Можно дать много старых журналов и газет, пусть малыш их рвет, бросает на пол, прыгает по смятым листам (многим детям нравится, как они пружинят), бросает бумагу в корзину. Такой способ выплеска накопившихся за день эмоций подходит детям, которые днем спокойны. Любому ребенку нравится плескаться в воде. Купание - еще один способ усмирить непоседу и настроить на сон. Вода успокоит нервную систему, снимет усталость, и малютка сможет стать спокойнее. А затем, послушав сказку или песенку, он заснет крепким сном.

Гиперактивный малыш в доме

Ребенка с повышенной активностью видно практически с рождения. Он начинает рано ползать и ходить. Везде лезет и не слушает старших. Про воспитание таких детишек можно много говорить, но речь сейчас о другом. Чем занять дома? Самое важное, чтобы вид деятельности был как-то связан с движениями. Даже слушать книгу ребенку нужно разрешать с игрушкой в руках, иначе малыш просто не усидит на месте. Давайте крохе задания: подпрыгнуть пять раз, пробежать три раза на кухню и обратно, перепрыгнуть 10 раз через препятствие, например, через лежащую на полу веревочку. Купание для таких детей - тоже возможность расслабиться. Самое главное - не ругать и не наказывать ребенка. Гиперактивные малыши восприимчивы к похвале, а наказания на них не действуют. Так можно напугать кроху и лишиться его доверия.

Необычные занятия для малыша

Когда все привычные дела ребенку надоели, хочется предложить ему что-то новое и увлекательное. Если посмотреть, что у вас есть в кладовке, то можно придумать, чем занять маленьких детей дома. Осталась большая картонная коробка от бытовой техники? Здорово! Мастерим тоннель для лазания. Можно использовать старые обои и скотч для изготовления все того же тоннеля. Если малыш не хочет сам залезать, покажите ему пример. Ребенку такое занятие наверняка придется по душе.
Обнаружили в кладовой дверку от шкафа или старую полку? Замечательно! Мастерим горку. Ставим доску, полку или дверку к дивану под наклоном, и все. Горка готова. Пусть малыш катается сам или спускает машинки. Покажите ребенку, как можно сбивать кубики, замки, построенные у подножия горки, при помощи машинки.

Полезные занятия для крохи

Чем можно занять детей дома, чтобы дело приносило пользу и было интересным малышам? Вот несколько вариантов простых и увлекательных дел для развития мелкой моторики. Возьмите фасоль, кружку, чашку и ложку. Пусть малютка ложкой попытается пересыпать всю фасоль из чашки в кружку. Можно в емкость с фасолью налить воды и дать задание ребенку выловить все фасолинки при помощи ложки или ситечка. Возьмите маленькую коробочку, прорежьте сверху дырочку, попросите сложить все бобы через отверстие. Вместо коробочки можно использовать пластиковую бутылку. А если прорезать на дне отверстие, предметы, опускаемые через горлышко, будут выпадать через него наружу. Такое обычное для взрослого человека дело, как почистить вареное яйцо, для маленького человечка - увлекательное занятие. А если вы предложите своему чаду не куриное, а перепелиное яйцо, интерес ребенка только возрастет. Это далеко не весь список того, чем занять детей дома.

Час веселья

Иногда позвольте себе стать на время ребенком. Малыш это очень оценит. Будет больше доверять вам, увидит в вас своего друга. Возьмите все мягкие игрушки, маленькие подушки, шарики из бумаги - все то, на чем нет твердых деталей. Можете стоять на месте, перебегать с одного на другое, догонять друг друга, прятаться в укрытия и бросаться этими мягкими предметами. Веселье будет незабываемым. Закончить такое развлечение лучше объятиями. Можно поиграть в необычные прятки. Искать надо будет игрушку. Ведущий остается один в комнате, прячет предмет, который выбрали заранее, а затем второй участник ищет его. Сопровождать поиски лучше словами "холодно", "теплее", "горячо", чтобы облегчить ребенку задачу.

Пускать тоже очень веселое занятие. Дети обожают бегать за пузырями и ловить их. А сколько смеха и радости при этом! Кстати, раствор для мыльных пузырей можно приготовить самостоятельно дома. Для этого нужно взять воду, прокипятить. Пусть постоит некоторое время. Возьмите 600 мл воды и 200 мл средства для мытья посуды. К этой смеси добавляем 100 мл глицерина, тщательно все перемешиваем и оставляем для того, чтобы раствор настоялся, примерно на сутки. Этого количества мыльных пузырей хватит для того, чтобы много-много раз повеселить малышей и не думать, чем занять детей дома.

Дети способны увлеченно заниматься такими вещами, о которых взрослый никогда бы и не подумал. Малыши - выдумщики и фантазеры. Покажите им пример того, как нужно проводить время, а когда они подрастут, то не будут сутками смотреть телевизор или играть в компьютер, а будут придумывать, чем им заняться самостоятельно. Научите ребенка проводить свое время с пользой!

Во всех своих подборках конкурсов и во всех сценариях, которые я публикую для мам и учителей, я рекомендую использовать самые простые бытовые вещи. Именно поэтому все это легко организовать без лишних затрат.

Вот самые любимые читателями «Снова Праздник» идеи:

Сегодня я свела в общий список все небольшие вещицы и приспособления , которые разнообразят любой детский праздник.

В принципе, все перечисленное пригодится и воспитателям, и вожатым, и учителям, которые, как ни крути, в какой-то момент по долгу службы работают ведущими детских праздников. Да и для активных мам и пап, находящихся в поиске развлечений для детского дня рождения, моя статья будет полезной.

Вперед! Тут самый простой реквизит! Специально изготавливать ничего не нужно.

Развлечения для детей с простым реквизитом

1. Шары, компактный насос, большие мусорные пакеты

Сейчас долго рассказывать, для чего все это нужно, не стану, отправлю на классную . По сути, это уже готовая программа для аниматора. Читаем!

Если ваш праздник проходит летом на улице, в шары вместо воздуха можно налить немного воды. Вот, например, в .

2. Пластиковые и картонные одноразовые стаканы

Их удобно носить в «сундучке», так как идеально складываются, но по крайней мере две игры можно провести.

  1. Это спокойный вариант, когда детям предлагается на скорость сложить пирамиду из перевернутых стаканчиков (в усложненном варианте — с закрытыми глазами). Нижний этаж — 5 штук в один ряд, сверху, в шахматном порядке 4, потом 3, 2, 1.
  2. Танцы с препятствиями . Пирамиду теперь предстоит строить самому аниматору. Стаканы для этой цели берите самые большие, картонные (400-500 мл). По смыслу игра напоминает «Лимбо» (гавайская забава, когда танцующие должны проходить под веревочкой, наклоняясь назад), только веревочка с каждым новым этапом конкурса опускается, а наша пирамидка из стаканчиков — растет. Надстраивайте этажи постепенно, пусть будут в половину человеческого роста. Через преграду нужно перепрыгивать, танцуя.

3. Магнитная удочка и рыбки

Не знаю, в чем секрет, но эстафета «Рыбалка» даже достаточно большим детям нравится. «Озера» можно нарисовать мелом, если обруча нет. Или выложить из веревочки (у нас она в сундуке точно есть). Делимся на 2 команды (у каждого свое озеро, количество рыбы должно быть одинаковым), первому игроку даем удочку, отправляем на скоростную рыбалку. Тот ловит рыбку, возвращается, передает удочку второму игроку. Побеждает команда, которая быстрее выловит всю рыбу в своем озере.

4. Отрез подкладочной ткани 4 м

Ткань подойдет любая, но если найдете синюю, это будет настоящая волна. Два взрослых делают резкие движения, раздувая ткань. Под волной можно быстро пробегать, малышам безумно нравится. Можно одного ребенка ставить в центр ткани и «закрывать» лепестки. Так мы играем в игру на внимательность. Если детей больше 10, одного ребенка ставим спиной, а из других детей выбираем одного и прячем в ткань. Ведущему нужно быстро вспомнить, кого именно спрятали. Можно пошутить, спрятать кого-то не из вашей компании, пусть игрок ломает голову, кто пропал.

5. Пальчиковые куклы и куклы-рукавички, плотная ткань 150х150 см

1. Театр. В принципе, дети 3-6 лет готовы разыгрывать сказки в классическом варианте. Раздаете всем кукол и назначаете роли, выступая в качестве сказочника. Импровизированный театр — прекрасное развлечение. .

Для детей 7-10 лет нужно придумать необычный сюжет (переплести события разных сказок или обновить «на современный лад»).

Ткань будет выполнять роль ширмы (ее за два верхних конца держат дети или добровольцы-родители)

2. Теремок — шуточная игра . Снова понадобится помощь родителей. Ткань теперь нужно натянуть параллельно полу на высоте 1 м, придерживая за углы.
Дети, на руках которых одеты куклы-перчатки, забираются в «домик». Теперь аниматор исполняет роль медведя, который хочет раздавить теремок. Артистично примиряетесь, с какого бы боку навалиться на крышу, слегка присаживаетесь, дети с визгами разбегаются.

6. Бельевая веревка

Тут несколько вариантов, уж больно удачный реквизит:-).

1. Лимбо. Всегда проходит весело в группе любых возрастных категорий. Два человека натягивают веревку параллельно полу на уровне шеи, потом на 10-15 см ниже, еще ниже и еще. Все участники праздника под веселую музыку должны пройти под веревкой, прогибаясь в спине.

2. Из веревки (5-7 метров) можно выложить на полу дорожки для эстафеты. Дети проходят как по канату извилистый путь на скорость.

3. К веревке привязываете призы, которые дети срезают с закрытыми глазами.

4. Один конец веревки привязывается к коробке с подарочком, второй — к карандашу. Кто быстрее намотает всю веревочку на карандаш, получает приз.

5. Делим детей на 2 команды, каждой — по одинаковому отрезку веревки. Нужно каждого члена команды «нанизать» на веревочку через петлю в курточке, через ремень, кофту или майку (из одного рукава в другой), через шнурки в кроссовках или даже бантики на голове. Побеждают те дети, которые сделали все это быстрее и смешнее.

7. Мыльные пузыри

Ну, это вообще беспроигрышный вариант. Я использую их в момент съемок клипа под веселую детскую песню. Красиво, весело, очень здорово выглядит на видео. Можно провести соревнование на самый большой пузырь. Мыльные шарики вписываются в любой сюжет. Например, вот , в котором пузыри вполняют роль марсианских осадков.

Если есть возможность проведения праздника на улице, устройте «Парад мыльных пузырей».

8. Банан

В принципе, можно и огурец. Или вообще что-то несъедобное. Суть вот в чем. Помните мультфильм «38 попугаев»? Там измеряли рост удава в попугаях. А мы будем в бананах! Это такой ростомер. От пола до макушки измеряем именинника бананом, а если получилось, что рост — 8 с половиной бананов, демонстративно чистим и откусываем лишнюю часть. Откусить может и сам именинник, его родители или кто-то из гостей.

9. Кегли и мяч

Тут все понятно, играем в боулинг. Когда есть несколько детей примерно одного возраста, развлечение очень азартное. Даем несколько попыток, считаем сбитые кегли для каждого участника или команды, награждаем победителя.

Если дело происходит в детском летнем лагере, фабричные кегли можно заменить бутылками с песком или водой (заполняйте их на треть).

10. Детский безопасный дартс

Мальчишкам очень нравится. Быть самым метким на детском празднике — очень важная победа. Удобно, что такой дартс скручивается в небольшой тубус (мишень мягкая, нужен только крепкий гвоздик на стене).

Еще с этими аксессуарами можно провести вот такую игру : положите их на небольшой столик, причем так, чтобы ушек-паричков было на 1 меньше, чем участников. Включайте веселую музыку, дети пусть ходят вокруг столика. Мелодия резко обрывается, дети расхватывают аксессуары, быстро надевают. Выбывает тот, кто остался «без носа»:-). Да, похоже на игру со стульями!

14. Шумовые инструменты для веселого оркестра

Ложки, трещетки, трещетки, колокольчики, маленькие бутылки с монетками, шуршащие пакеты, пищащие игрушки, погремушки.

Ритмичная музыка, типа «Марша Радецкого», должна быть в записи.

15. Коробка и хлопушка

Подойдет любая коробка с крышкой (обувную можно обклеить яркой бумагой). Дети становятся в круг, коробку ставим в центре круга. Играем в экстрасенсов. Нужно поочередно называть предметы, которые могут быть в этой коробке. Предлагайте детям делать движения руками как экстрасенсы, закрывать глаза и всячески шаманить:-). Даем три попытки. Кто ближе к отгадке — побеждает. Можно положить конфеты, призы, игрушки… или хлопушку! Пусть вылетают конфетти, осыпают всех участников. Девочкам нравится, когда в хлопушке — лепестки роз…

16. Карточки с шуточными заданиями

От постоянных шумных и подвижных игр устает не только аниматор, но и дети:-). Тут очень пригодятся всякие карточки с картинками. Дети, как известно, любители заданий со случайными ответами, им безумно смешно. Подходит для возраста 5-7 лет.

Аниматор задает вопросы. Например: «На чем ты полетишь на море?» Дети поочередно тянут карточки с картниками: «На облаке!», «На бублике», «На пылесосе», «На мыльном пузыре!» и т.д.

Или так: «Что ты больше всего хочешь в подарок на следующий день рождения?» Дети: мясорубку, бумажный самолетик, крокодила, камень, семечку, и т.д.

А еще есть фанты, данетки, «Крокодил» с разными вариациями, шуточные вопросы-ответы и т.д.

17. Настольные игры-бродилки

Это тоже отдых от беготни. Удобно использовать в том случае, если маленьких гостей не больше 5-6 человек.

Самим детям, познавшим компьютерные игры, в бродилки играть скучно. Но если вместе с аниматором — совсем другое дело. Некоторые так увлекаются, что не могут остановиться. Рекомендую! Коробка много места не занимает, фишки и кубики входят в комплект.

19. Дискошар

Если есть возможность затемнить комнату, включите дискошар. Стоит он совсем недорого, а дискотека получается намного эффектнее, поверьте!

20. Мелки для лица и тела, краски для аквагрима

Для человека, который не имеет специальных навыков по аквагриму, мелки — просто находка! Можно рисовать простые узоры на лице и руках (развлечение, естественно, больше для девочек): цветы, сердечки, кошки, мышки, смайлики и т.д.

21. Рулоны туалетной бумаги

Это вам, дорогие аниматоры, надоело в мумию играть! А каждый год на свет появляются дети, которые впервые обматываются туалетной бумагой! Дайте им вдоволь повеселиться!

Еще один вариант (можно за столом). Передаете по кругу рулон, пусть дети отрывают столько квадратиков, сколько захочется. Это такой тест на жадность (заранее только не предупреждайте). Просто придумайте «наказание»: сказать столько пожеланий имениннику, сколько квадратиков оторвал (отжаться от пола, прокукарекать, обнять столько человек и так далее).

22. Большие каминные спички или счетные палочки

Есть несколько интересных задачек на логическое мышление. Имейте в запасе, иногда даже взрослые подключаются к разгадыванию:-). Вот головоломки, которые увлекут и детей, и их родителей (ссылку копируем): http://logo-rai.ru/index.php/zadachi-golovolomki-so-spichkami?start=3

23. Рулонная бумага для рисования

Хорошая затея даже в том случае, если детей много. Раскатайте на полу несколько метров бумаги, дайте восковые мелки или толстые фломастеры. Рисовать огромную картину можно по теме. Например, «Подводный мир» или «Небо».

24. Материалы для творческого мастер-класса

Стоят они достаточно дорого, поэтому заранее обсудите с родителями, будете ли вы расписывать стаканы или чашки маркерами для керамики, рисовать на круглых камнях , делать гелевые свечи, мыло, расписывать фоторамки и т.д.