Национальный костюм греков. Костюм древней греции

Интересные данные об истории традиционного костюма в Греции приводит в книге «Народные танцы и их преподавание. Анализ ритмического рисунка и движений» Николаос Й. Ваврицас, доцент, преподаватель греческого народного танца отделения физкультуры и спорта Университета Аристотеля в Салониках.

Опираясь на вступительное слово М. Мераклиса к докторской диссертации М. Врелли-Заху (2003), Ваврицас говорит, что история и развитие национального костюма тесно связаны с общественной жизнью человека; известно, что одежда характеризовала личность. Изначальная цель ее — защита от непогоды, однако с течением времени одежда стала отражать и социальное положение человека. Поэтому костюм как социальный показатель является важным источником информации о личностной и социальной идентичности и может быть исследован с точки зрения истории, экономики, психологии, социологии и географии. Таким образом, «эволюция костюма всегда была тесно связана с историей и особенно изменениями в жизни общества», — отмечает Ваврицас.

Как и любое проявление народного творчества, национальный костюм приобрел свой современный вид после множества изменений с античных времен и до наших дней. В византийскую эпоху перемена в греческом костюме было особенно революционной не только благодаря использованию дорогих тканей, расшитых серебром, золотом и драгоценными камнями, но также из-за его прочности и элегантности.

В османский период истории Греции, несмотря на все гонения, разорение и грабежи, которым подвергалось греческое население, после второй половины XVIII века начали появляться замечательные творения, основанные на византийской церковной и светской традиции, в частности в ювелирном искусстве: в мастерских Эпира и Аркадии производили удивительные вещи.

Большое разнообразие и красота традиционной одежды в различных регионах Греции, с одной стороны, поражают тех, кто решил посвятить себя ее исследованию, а с другой, вызывают немало трудностей. В давние времена вид одежды каждого человека зависел от рода занятий, возраста, пола, социального статуса, географического положения региона и так далее, в результате чего возникло поистине уникальное и в то же время огромное разнообразие видов традиционного костюма. «Особое место в истории занимают элементы женского костюма, в основном те, которые были созданы мастерами, портными и ювелирами, представлявшими общую художественную традицию региона» (Кириакиду — Несторос, 1975, с. 137-141).

Греки, как пишет Ваврицас, производили необходимые материалы для изготовления одежды, используя необработанное сырье, в основном овечью и козью шерсть. Матери принимались шить традиционную одежду для своих детей сразу же после из рождения, в том числе и в качестве приданого. Каждая женщина с самого раннего возраста должна была среди прочего учиться обрабатывать шерсть. Она была обязана уметь прясть, ткать, вязать, шить, вышивать и в целом обращаться с необработанной шерстью. На женщинах лежала вся ответственность за обработку и производство тканей, необходимых для создания одежды. Кустарное производство достигло такого уровня, что в итоге создавались настоящие шедевры, особенно в области рукоделия и вышивки.

Процесс обработки материала требовал определенных действий. Сначала собирали шерсть после стрижки овец и коз, затем следовало промыть (а если нужно, то и окрасить), высушить шерсть, разобрать, вычесать. Вслед за этим шерсть пряли, вытягивали нить и, наконец, скручивали в мотки. Готовую пряжу в мотках наматывали на специальную палку — мотовило, после чего делали основу и уток (вместе они образуют ткацкое переплетение). Уток накручивали на ручную прялку и переметывали на челнок, и тогда только можно было прясть уже на ткацком станке, который был в каждом доме. Обычно, чтобы облегчить процесс, шерсть красили до того, как она превращалась в нить. Ткани, которые делали на станке, затем обрабатывали сукновальной машиной, чтобы они стали мягче. Позднее, в XVIII-XIX веках, кроме домотканых материалов стали использовать и покупные (штоф, бархат и другие ткани), которые привозили в Грецию из крупных городов Европы.

© Из личного архива Николаоса Й. Ваврицаса

Из вступительного слова Иоанну-Яннара мы узнаем следующее: «Три самых известных вида греческого костюма — повседневный, праздничный и свадебный — и подробный анализ и изучение материалов, которые женщины использовали для шитья одежды, привели Ангелики Хадзимихали к интересному наблюдению. Она заметила, что на создание костюма влияли два основных фактора: возраст человека (девочка, невеста, молодая жена, замужняя женщина, пожилая женщина — и то же самое для мужчин) и социальный статус. Эти данные определяли способ создания каждого элемента одежды, ведь каждый получал в жизни определенную роль, которая напрямую зависела от социального положения. Получив полную картину на основе анализа собранного материала, Ангелики Хадзимихали создала новую классификацию, морфологическую, весьма значимую для всего исследования. По ее словам, вид одежды, которую носит каждый человек, попросту говоря, — его отражение. Так, вся женская одежда делилась на три основные категории: костюм с сигуни (домотканое платье), с кавади (длинная зимняя одежда) и с юбкой. То же и с мужской одеждой — фустанела или широкие штаны».

Папандониу (1973) делит типы костюмов в целом на три (горные, равнинные и островные), а их в свою очередь на городские и деревенские. По ее словам, большинство женских костюмов состоит из рубашки, одежды вроде полупальто, сшитой, как правило, из дорогого материала, и платья (сделанного из черного домотканого материала, известного в Греции с древних времен). Кроме того, любой женский костюм включал широкие штаны (белье) и сложный головной убор, который женщины носили, выйдя замуж.

© Из личного архива Николаоса Й. Ваврицаса

Говоря о мужском костюме, Папандониу (1974) подчеркивает, что история его уходит корнями в глубокую древность. Мужчины носили одежду строгих цветов и простую с точки зрения украшений. В целом одежда была двух категорий: одну носили в море, другую на суше. Как и в случае с женским платьем, каждый вид делился на городской и деревенский. По словам Папандониу, почти везде в качестве белья носили сорочку и кальсоны, а также короткую рубашку. Во Фракии также были пундури — род темных шерстяных брюк. В Македонии — черные рубашка и брюки. На Пелопоннесе, в Аттике и на материковой Греции в целом встречается фустанела — белая юбка с множеством складок, ставшая неотъемлемым элементом национального греческого костюма. В прибрежных районах и на островах встречаются также различные варианты широких брюк.

Наконец, по классификации Христоса Бруфаса, женская одежда бывает трех типов. Деревенская, как правило, домотканая, с хлопковой рубашкой, платьем из грубой шерсти и шерстяным жилетом сверху. Так одевались в Алоне (Флорина), Коринфии и Карагуне. Городская одежда восточного образца, с кавади, длинным платьем с рукавами или без (цумбес), сшитым из дорогих тканей. Раньше его носили в Янине, у берегов Черного моря, в Конье (современная Турция) и почти во всех городских центрах. Третий тип — более новый костюм западного городского образца, характерным элементом которого было длинное плиссированное платье из дорогого штофа, заменившее кавади, которое надевали поверх традиционной хлопковой рубашки. Верхней одеждой служило либо домотканое шерстяное пальто (сегуни), встречавшееся в Мецово, Вовусах и Властах, либо жилет из войлока с тонкой золотой вышивкой, как в Верии, Наусе, Касторье и Самарине.

Трикала: Текст корреспондента Апостолиса Зоиса

Женская одежда, как и мужская, состояла из хитона и гиматия, но была значительно красочнее и разнообразнее.

Поверх хитона надевали различные накидки, которые отличались размерами и способами ношения. Диплодий пропускался под левой рукой и выводился на правое плечо, где скреплялся застежкой. У гиматия , представлявшего собой прямоугольный кусок материи длиной около 1,5 м и шириной около 3 м, один угол забрасывали сзади через левое плечо вперед, остальное протягивали поперек спины, пропускали под правой рукой и забрасывали другой угол через левое плечо назад. Чтобы гиматий лучше держался, в его четыре угла зашивали маленькие свинцовые грузы.

Женский хитон представлял по силуэту стройный вытянутый прямоугольник, в котором длина верхней части относилась к нижней по принципу классического «золотого сечения» (3:5).


Диплодий играл большую декоративную роль в костюме, украшался вышивкой, аппликацией, расписным орнаментом, мог выполняться из ткани другого цвета. Длина отворота могла быть различной: до груди, бедер, коленей. В зависимости от соотношения длины диплоидия и других частей хитона создавались определенные пропорции фигуры.

Так же, как и мужской, женский хитон скреплялся на плечах фибулами — пряжками и подпоясывался с напуском — колпосом. Более поздний ионический хитон из очень тонкой мягкой ткани обильно драпировался и опоясывался по талии, бедрам и крестообразно на груди. Благодаря большой его ширине создавалось подобие рукавов.

В период расцвета древнегреческой культуры гардероб греков был довольно разнообразным. Женщины стали подбирать хитон с помощью пояса на талии или под грудью.

В первом случае хитон падал глубокими складками с обеих сторон через пояс. Иногда женщины носили даже два хитона, один на другом, причем нижний был длиннее верхнего.

Спартанки носили хитон — пеплос ; его правые боковые срезы оставляли несшитыми и украшали каймой из орнамента и драпировкой. В пеплос одеты знатные девушки Афин, изображенные в торжественной процессии на восточном фризе Парфенона греческим скульптором Фидием.

Короткая накидка - фарос - могла быть надета поверх пеплоса, это были два прямоугольных куска ткани, заложенных складками, зафиксированными на тесьме, к которой их пришивали. Края тесьмы завязывали или скрепляли пряжками, оставив посередине место для горловины. Складки фароса ниспадали с плеч; короткие сзади, они ритмичной волной, удлиняясь к бокам, достигали бёдер.

Верхней одеждой гречанок был гиматий, который драпировался различными способами. Женский гиматий был меньше мужского, но гораздо богаче орнаментирован.

В романе ученого-палеонтолога и писателя И. Ефремова «Таис Афинская» имеется интересное описание цветового решения костюма гречанки: «Тончайший ионийский хитон Наннион прикрыла синим, вышитым золотом химатионом с обычным бордюром из крючковидных стилизованных волн по нижнему краю. По восточной моде химатион гетеры был наброшен на ее правое плечо и через спину подхвачен пряжкой на левом боку. Таис была одета розовой прозрачной, поставленной из Персии или Индии тканью хитона, собранного в мягкие складки и зашпиленного на плечах пятью серебряными булавками. Серый химатион с каймой из синих нарциссов окутывал ее от пояса до щиколоток маленьких ног, одетых в сандалии с узкими посеребренными ремешками».

Обувь гречанок — сандалии различных форм, нарядные, из кожи ярких расцветок, украшенные золотом и серебром.


Головные уборы гречанки носили редко, прикрываясь в непогоду верхним краем гиматия или хламиды. Танагрские статуэтки изображают девушек в круглых соломенных шляпах.

Носили также, иногда, сверху гиматия и фароса лёгкий платок - паллулу , или широкий шарф из биссоса, которым могли, наподобие вуали, закрыть лицо; паллулу также можно было накинуть на плечи и скрепить пряжкой. Отправляясь в дорогу или в путешествие, женщины, так же, как и мужчины покрывали голову широкополой шляпой, наподобие петасоса. Женская шляпа называлась «фолия» , у нее были широкие круглые поля и остроконечная тулья. Иногда замужние гречанки прикрепляли к узлу своей причёски вуаль.

Когда богатая гречанка шла по улице в сопровождении одной или нескольких рабынь, в руке у нее мог быть веер в форме листка или сделанный из перьев. Рабыни держали над ее головою зонтик от солнца, несли корзину с покупками или с рукоделием, если она направлялась к подруге провести час-другой за прялкой или пяльцами и обсуждением последних новостей и сплетен.


В античной Греции было высоко развито ювелирное искусство, представленное в женском костюме металлическим литьем, филигранью, гравировкой. Это — серьги, ожерелья, интальи, камеи, пряжки, браслеты, перстни, диадемы из золота или серебра с драгоценными камнями и чеканным узором орнамента.

Костюм женщин бедных слоев общества по силуэту и формам повторял костюм женщин знати, имел традиционные драпировки, но был меньшего объема, из дешевых тканей, без дорогих декоративных украшений. Рабыни носили костюм своей родины.



Древняя Греция располагалась в южной части Балканского полуострова (ее материковая часть), на островах Эгейского и Ионического морей и на узкой полоске западного побережья Малой Азии.

Горные гряды и морские заливы делили территорию Древней Греции на изолированные друг от друга области. Такое географическое положение служило естественной защитой от вражеских набегов и способствовало созданию достаточно самостоятельных в культурном, экономическом и политическом отношении общин (впоследствии - городов-государств). Скудная почва была малопригодна для земледелия. Зато море, со всех сторон омывающее Грецию и связывающее ее с соседними восточными и южными странами, способствовало развитию мореплавания, а также ремесел, обмена и торговли.

Характерной чертой древнегреческого общества было отсутствие крупного рабовладения. Это, в основном, и обусловило возникновение и развитие античной демократии. Великая древнегреческая культура - это культура свободных граждан. Она нашла свое отражение и в их внешнем облике и в костюме.

Идеал красоты.

В Древней Греции огромную роль в воспитании гражданина и человека играла физическая культура и естественным был культ тренированного тела. В основе идеала красоты лежит единство, гармония духа и тела. Греки считали величину, порядок и симметрию символом прекрасного. Идеально красивым был человек, у которого все части тела и черты лица находились в гармоничном сочетании. Художники нашли и оставили после себя меру прекрасного – так называемые каноны и модули.

Тело должно было иметь мягкие и округлые формы. Эталоном красивого тела у греков стала скульптура Афродиты (Венеры). Эта красота выражалась в цифрах: рост 164 см, окружность груди 86 см, талии – 69 см, бедер – 93 см.

Прекрасным считалось лицо, которое можно было разделить на несколько равных частей (три или четыре). При трех разграничительные линии проходили через кончик носа и верхний надбровный край; при четырех – через край подбородка, по кайме верхней губы, по зрачкам, по верхнему краю лба и по темени.

По канонам греческой красоты прекрасное лицо сочетало прямой нос, большие глаза с широким межвековым разрезом, дугообразными краями век; расстояние между глазами должно было быть не менее величины одного глаза, а рот в полтора раза больше глаза. Большие выпуклые глаза подчеркивались округлой линией бровей. Красоту лица определяли прямые линии носа, подбородка, невысокий лоб, обрамленный завитками волос с прямым пробором.

По канонам моды того времени платье не кроили. Скроенного костюма, в современном смысле этого слова, греческая одежда не знала. Для этого времени характерно выявление пластических свойств тканей в сложных ритмах драпировок. Прямоугольные куски ткани, скрепленные в некоторых местах застежками, не подчеркивали форм тела, слегка проступавшего под одеждой. Эти одеяния назывались по-разному: хитон, гиматий, тога, туника.

Уже в античные времена цвета имели своё символическое значение; так, например, белый цвет был закреплён за аристократией, а чёрный, пурпуровый, тёмно-зелёный и серый – выражал печаль. Зелёный и коричневые цвета были обычными цветами сельских жителей.

Аристократки имели в своём гардеробе пояса из драгоценных металлов, булавки из золота и слоновой кости, ожерелья, браслеты. Это свидетельствует не только об утончённом вкусе, но и технической зрелости той эпохи.

Мужской костюм.

В VII-VI вв. до н. э. мужчины еще ходили в набедренной повязке, но уже обретали популярность широкие хитоны с короткими рукавами.

Верхней одеждой древним грекам служил «гиматий» - плащ из прямо-угольного куска ткани. Носили его по-разному: накидывали на плечи, обертывали вокруг бедер, перекидывая конец через руку или заворачивались в него полностью.

В древнегреческом демократическом обществе, которое сложилось в V в. до н.э., ценились сдержанность и умеренность - в том числе и в одежде.

В классический период мужчины носили короткие хитоны без рукавов. Хитон завязывали на талии одним или двумя поясами. Подол подшивали. Неподшитые хитоны носили только рабы или во время траура.
У хитона могли быть короткие рукава - такие носили свободные граждане. А у рабов он был с одним рукавом, который прикрывал только левое плечо.
Для путешествий у греков была особая одежда: плащ-хламида , украшенный орнаментом, сандалии или короткие сапожки с отогнутыми голенищами и шляпа-«петас» с широкими полями. В V в. до н.э. гиматий значительно увеличился, а способ его драпировки стал более совершенным.

Греческий костюм состоял из нижней одежды и плаща, или накидки. Хитон носили все: и мужчины, и женщины, и дети. Он не выкраивался и не шился, его изготавливали из цельного длинного прямоугольного куска ткани.
Хитоны могли быть из шерсти или льна - эти ткани изготавливали сами греки, или привозили из колоний. Ткани имели рыхлую структуру и легко драпировались. Позже, с развитием торговли, в Грецию стали привозить узорчатую персидскую материю, сирийский шелк, финикийские пурпурные ткани.

В начале ионийско-аттического периода носили одежду только домашнего изготовления и в основном белого цвета. Но с развитием ткацкого и красильного ремесла появились разноцветные ткани с узорами. Одежда греков становится наряднее. Ионийцы носили длинные, ниспадающие пышными складками одежды с восточными мотивами. Но постепенно азиатский стиль орнамента приобрел иную форму и возник прекрасный, изящный греческий орнамент. Знатные греки, одевавшиеся в белые одежды, украшали им ворот, подол, рукава. Орнаменты вначале были узкими, но когда греки начали использовать тяжелые дорогие ткани и одежда стала объемнее, орнамент тоже стал шире и массивнее.

Женский костюм.

Женская одежда периода архаики состояла из узкого хитона, длинной юбки и короткой кофточки без рукавов (в разделении костюма на две части - лиф и юбку - сказывалось влияние крито-микенской культуры). На смену этому костюму пришел плиссированный хитон, поверх которого накидывали через одно плечо драпированный шарф - «фарс». Эта одежда трансформировалась в ионийский хитон с длинными широкими рукавами.

Наиболее ранним дорийским костюмом был «пеплос». Делали его из прямоугольного куска ткани, который складывали в длину пополам, сверху отгибали приблизительно на 50 сантиметров, и даже длиннее, и застегивали на плечах фибулами. Отворот - «диплоидий», украшали каймой, драпировали. Диплоидий можно было накинуть на голову. Пеплос не сшивался и при ходьбе с правой стороны распахивался.

Были и «закрытые» пеплосы, состоявшие из хитона без рукавов с диплоидием. Все складки пеплоса располагались строго симметрично.

В V в. до н.э. костюм гречанки состоял из хитона, изготовленного из двух широких кусков ткани. Ткань скреплялась застежками от плеч до запястий. От талии до груди хитон крестообразно подвязывали поясом и драпировали, образуя напуск из глубоких складок - «колос».

Древние греки создали совершенный тип драпированного костюма. Он изготовлялся из прямоугольных кусков ткани, одинаковых по форме и величине, но благодаря множеству драпировок, создававших свой особый ритм и динамику, каждый костюм отличался от другого.

Первоначально было два варианта греческого костюма: ионический и дорийский

Одежда древних греков на протяжении всего периода их истории по способу изготовления оставалась одинаковой, изменялись только ее размеры, ткань, отделка, украшения.

Молодые дорийские девушки носили хитоны, в которых на сгибе делался разрез для руки, а верхние концы ткани закреплялись на другом плече застежкой. Края хитона не сшивались.

Длина одежды была различна. Хитон мог достигать колен, а у знатных ионянок и афинянок до самых пят с рукавами до локтя, а иногда и до кисти руки.

В качестве верхней одежды женщины использовали гиматий. Хитоны и гиматии дорийских женщин изготовлялись из шерстяных тканей голубых, желтых, пурпурных, лиловых цветов.


В особенно торжественных случаях женщины надевали длинный хитон и дорийский пеплос.

Молодые девушки наряжались в короткие хитоны без рукавов, удобные для гимнастических упражнений. Поверх них надевалась «паллула» и подвязывалась поясом.

Рабыни не имели права носить гиматии и длинные хитоны.

Костюм древнегреческих воинов

Воины под доспехи надевали хитон, а поверх доспехов накидывали хламиду. Доспехи воинов были легкими: металлическая кираса с подвижными частями на плечах и бедрах; поножи («кнемиды»), защищавшие ноги; сандалии на толстой двойной подошве («крепиды»); шлем, который мог быть разной формы. Беотийский шлем закрывал голову, щеки и нос, у дорийского было низко спущенное забрало, а коринфский почти полностью скрывал глаза.

Костюм путешественника: гиматий, длинный хитон и шляпа-петас
Костюм воина: короткий хитон и панцирь-пояс, шлем с наличником и высоким гребнем

Обувь.

Древние греки долго ходили босыми. Но постоянные военные походы, путешествия, торговля с дальними странами «заставили» их обуться.

Обувью древним грекам служили сандалии, которые подвязывали к ногам переплетенными ремнями. Само слово «сандалии» в переводе с гречес-кого означает «подошва, прикрепленная к ноге ремешками». Ремешки могли нарезаться из самой подошвы. Обувь на толстой подошве, которая привязывалась к ноге ремнями или закреплялась кожаными шнурами, называлась «крепиды».

Греки также носили «эндромиды» - высокую шнурованную обувь, в которой оставались открытыми пальцы ног. В эндромидах было удобно быстро передвигаться, поэтому ее носили охотники и участники состязаний в беге. Согласно древнегреческим мифам, эндромиды носили Артемида, Геракл, Дионис, фавны.

Древнегреческие актеры выходили на сцену в «котурнах» - обуви с очень высокой и толстой пробковой подошвой.

Греки первыми стали делать обувь для левой и правой ноги.

Женщины обувались в изящные сандалии из мягкой цветной кожи, чаще всего пурпурного цвета. Они были наряднее мужских, крепились к ногам ремнями с красивыми пряжками. Женщины также носили башмаки на шнуровке из красной кожи.

Прически и головные уборы.

Прически греки носили разные, обязательным был лишь уход за волосами. Густые пышные волосы считались главным украшением (Гомер называет греков «пышнокудрыми»). В более древние времена, до персидских войн, волосы заплетались в косички или связывались в пучок. Спартанцы вначале носили короткие стрижки, но после победы над агривянами стричься не стали. В Афинах и Спарте густые длинные волосы и борода являлись признаком мужественности и аристократизма, а короткие волосы указывали на низкое происхождение. С IV в. до н.э., при Александре Македонском, зрелые мужчины стали брить бороду, а волосы коротко стричь или завивать мелкими кудрями. Длинные волосы носили только мальчики до шестнадцати лет и старики.


У греческих женщин прическа должна была закрывать лоб: высокий лоб считался некрасивым. Укладывали волосы гречанки по-разному: зачесывали назад и собирали в пучок, закалывая на затылке; завивали по всей голове в локоны и поднимали вверх, подвязывая лентой; заплетали в косы и обвивали ими голову. Прически женщин гармонировали с их одеждой.

Гетеры носили более сложные прически, украшая их диадемами, золотыми сетками.

Голову женщины покрывали вуалью, ниспадавшей густыми складками, или повязывали большие пестрые платки. Во время путешествий голову защищала все та же шляпа-петас, а позже - плетеная шляпа.

В жаркие дни гречанки покрывали голову гиматием, а сверху прикрепляли соломенную шляпку.

Обычно греки не покрывали голову. Шапки или шляпы они надевали во время путешествий, на охоте или в непогоду. Войлочный пилеус имел форму конуса. Фригийская шапка была похожа на спальный колпак с загнутой вперед верхушкой, она завязывалась ленточками под подбородком.

Войлочная шляпа петас с плоской тульей и широкими полями, закреплялась под подбородком ремешком и могла болтаться на спине. По преданию, такой головной убор носил греческий бог Гермес.

Петас надевали эфебы - свободнорожденные юноши восемнадцати-двадцати лет, которые проходили подготовку к гражданской и военной службе. Позже петас носили римляне, а в средние века этот головной убор стал обязательной частью костюма правоверных иудеев. Носить его предписывали власти тех европейских стран, в которых жили евреи, - очевидно, чтобы напомнить людям, что у них временный статус.

Косметика.

Гречанки тщательно следили за своей внешностью. Они пользовались косметикой - белилами, румянами, сурьмой; умащались благовониями и маслами. Тело натирали порошком мела, смешанным со свинцовыми белилами, чтобы придать ему белизну. Из растертых в порошок душистых цветов готовилась пудра. За лицом и телом своих господ ухаживали специальные рабыни, которые назывались «космет», что означает «приведение в порядок» (отсюда - слово «косметика»).

Древние греки вовсю применяли массаж и гигиенические ванны, разные масла и мази для ухода за кожей и ногтями, средства для чистки зубов, окраски волос, ароматизации тела.

В моде была красота строгая и благородная. Прежде всего ценились голубые глаза, златокудрые волосы и светлая, блестящая кожа.

Для придания лицу белизны привилегированные гречанки использовали белила, легкие румяна наносили кармином – красной краской из кошенили, применяли пудру и губную помаду.Для подведения глаз – копоть от сгорания специальной эссенции. Женщины из народа, для которых косметические средства были малодоступными, накладывали на ночь маску из ячменного теста с яйцами и приправами.

Украшения

Ювелирное искусство Древней Греции приблизилось к совершенству. Женщины украшали себя изящными ожерельями из золота и серебра, браслетами, золотыми сетками для волос, цепочками, серьгами (часто в форме падающей капли), кольцами, перстнями с драгоценными камнями.


Браслеты надевались на руки и на ноги. Прически украшались золотыми булавками. Но самым нарядным и дорогим украшением считалось ожерелье. Оно могло состоять из цепочки с нанизанными на нее жемчугом и драгоценными камнями. Гречанки пользовались металлическими зеркалами, зонтиками, опахалами из цветных перьев, костяными и металлическими гребнями.

В Древней Греции украшения носили только женщины. Мужчинам украшать себя считалось неприличным. В Спарте был даже издан закон, запрещавший мужчинам носить украшения. Единственное, что позволяли себе греки, - это перстни. Вначале золотые и серебряные перстни с резными камнями служили печатью, но постепенно стали просто украшением, и мужчины стали носить их по несколько на одной руке. В Спарте мужчины носили только железные перстни.

История моды: Античность. Римское изящество

В настоящее время национальные костюмы в странах Европы редко кто носит в повседневной жизни, но они являются одной из важных частей культурного самосознания народа. Поэтому национальные костюмы хранят в этнографических и исторических музеях, надевают по праздникам. Греция, конечно, не исключение.

Чаще всего при упоминании о национальной греческой одежде на память приходят образы из мифов Древней Греции : женщины в элегантных хитонах, воины в коротких юбках, из обуви - сандалии. В античные времена одежде придавалось небольшое значение, она была простой, элегантной и функциональной. Больше внимания уделялось красоте внутреннего мира, образованности, уму и моральным качествам человека. Конечно, знатным особам полагалось носить дорогие украшения, а также декорировать свою одежду богатой вышивкой и драгоценными камнями. Но во всем остальном: ткань, фасон - одежда была достаточно простой. Военные носили специальные юбки, а обычные горожане надевали хитоны - просторные платья с поясом. Головных уборов в Древней Греции не было. Женские прически украшались цветами. Что касается обуви, то во времена античности носили сандалии. Мужские сандалии были простой кожаной обувью, а женские украшались вышивкой, драгоценными камнями, золотом и часто раскрашивались в яркие цвета.

При переходе от язычества к православному христианству кардинально изменилась и мода в Греции . Костюмы стали более закрытыми, появились головные уборы, на смену сандалиям пришли туфли.

В Греции существует несколько видов национальных костюмов: для разных социальных слоев и профессий, для разных регионов, для мужчин и женщин. Эти костюмы по сей день можно увидеть не только во время национальных греческих праздников, но даже и в повседневной жизни.

Например, традиционный мужской костюм Фустанелла Цолиас по сей день носит Национальная гвардия, это униформа эвзонов - воинов из Президентского полка, которые несут караул в Афинах на Могиле Неизвестного Солдата. Название свое этот костюм получил от названия юбки «фустанелла», эта юбка белого цвета состояла из нескольких полотнищ ткани и имела треугольную форму. Плиссировка юбки имела 400 складок, это число символизировало число лет, проведенных под игом Османской империи. С давних пор костюм Фустанелла Цолиас носили воины и политики, во времена турецкого ига юбку «фустанелла» носили борцы с иноземными захватчиками. Сверху носилась белая рубашка с длинными широкими рукавами, а талию перевязывали широким длинным поясом. Поверх рубашки надевали жилет черного, синего или бордового цвета. Эвзоны Президентской гвардции традиционно носят бордовые жилеты. Обувь у гвардейцев тоже очень интересная: объемные туфли на низком каблуке, украшенные огромными черными помпонами. Каждая туфля достигает веса до 5 килограммов, так как подковывают их специальными тяжелыми гвоздями, чтобы шаги эвзонов по афинской мостовой были слышны издалека.

Существуют и другие мужские национальные костюмы в Греции, например, врака . Такой костюм носили повсеместно, и сегодня его можно встретить на национальных праздниках и греческих свадьбах. Этот классический мужской костюм состоит из следующих элементов: панавака (элемент нательного мужского белья), белая рубашка с длинными широкими рукавами, карамани (черные широкие мешковатые брюки), коумбоури (черный национальный мужской жилет), длинный широкий пояс с бахромой, внешний жакет и головной убор «мегало феси » (похож на кепку).

Мешковатые брюки карамани носят по всей Греции, в том числе на острове Крит . Вообще одежда критян выглядит довольно мрачно и устрашающе: очень объемная, черная, визуально увеличивающая размеры мужчины. Единственное яркое пятно в мужском костюме жителя Крита - ярко-красный широкий пояс.

Несмотря на то, что климат Греции довольно жаркий, национальная одежда греков удивляет своей многослойностью и теплыми материалами, из которых она выполнена: войлок и шерсть. Многослойность, объемность, многочисленная бахрома и даже помпоны выполняли свою важную функцию - в складках одежды греки прятали ножи и другое оружие, к этому они были приучены за многие века борьбы, когда Грецию захватывали иноземные завоеватели. Обычные миролюбивые крестьяне могли за секунду превратиться в вооруженных партизан.

Не только у греческих мужчин были сложные и многослойные костюмы. Женщины в этом не отставали. Повседневная женская одежда у гречанок состояла из нижнего платья, длинной юбки, рубашки с длинными широкими рукавами, панталон, жакета или жилета, передника, прикрывающего юбку спереди и иногда даже сзади. На ноги одевали шерстяные чулки. Голову украшал тяжелый головной убор с кистями и монистами. Существует два основных вида женского национального костюма в Греции: карагоуна и дефина .

Карагоуна - это тяжелый многослойный женский костюм яркого цвета, распространен в Центральной Греции и Фессалии . Эта одежда часто играла роль свадебного наряда невесты. Карагоуна состоит из нижнего платья из белого материала, яркого пальто из шерсти, украшенного кистями, жилета с ручной вышивкой, белого пальто-безрукавк и, красного длинного передника с золотой вышивкой, прикрывающего юбку и спереди, и сзади, нарукавников из бархата. Голову оборачивали длинным платком, украшенным бахромой и монистами. Этот костюм иногда был настолько тяжелым, что женщинам было очень трудно двигаться, они могли только лишь поворачивать голову.

Еще один вариант греческого женского национального костюма - дефина . Такой костюм, состоящий из белого платья до пола, белого вышитого жилета с красной отделкой, красного бархатного длинного передника с золотой вышивкой и белого платка с бахромой, носили в основном крестьянки.

Несмотря на то, что в повседневной жизни греки почти не надевают свои национальные костюмы, они трепетно чтят свои традиции и с удовольствием посещают этнографические музеи, принимают участие в фольклорных ансамблях и в народных гуляниях по праздникам.

    А держит он путь в сияюшие блеском Афины (часть 3)

    Утром по улице Эола, посматривая на Эрехтейон, иду на Древнюю Агору. На Римскую Агору так и не успел, но вся она просматривается снаружи. С севера Агора ограничена веткой метро, которое как раз здесь совсем уходит под землю. У самой ветки перпендикулярно ей стоит Портик (Стоя) Аттала, восстановленный 50 лет назад. В нём, как обычно, небольшой музейчик: статуи, керамика, бронза… Среди керамики детский стульчик (!!) и что-то вроде самовара (горшок с поддувалом и ручками, на который поставлен второй с ручками, крышкой и носиком) - and everything’s done under the sun ((c) «Dogs» «Animals» by Pink Floyd).

    Лефкада. Экзотика греческого острова Лефкада.

    Спартанские места

    Современная Спарта - это греческий город, основанный в 1834 году. Это очень небольшой городок с населением порядка 20000 человек. Но от его названия "Спарта" или "Спарти" веет величием, силой духа, непоколебимостью и даже жестокостью. Отчасти этим мы обязаны Плутарху, отчасти современному кинематографу.

    Греция. Гора Афон,гид в Греции

    На территории современной Греции существует удивительная, таинственная и благодатная монашеская страна на Горе Афон - Автономное монашеское государство Святой Горы. Православные всего мира считают это место одним из святейших на всей планете. Ведь именно здесь, по преданиям, Пресвятая Богородица проповедовала и рассказывала людям о вере в Христа. За это Бог отдал ей эту землю в Свой Удел. С тех пор второе название местности - Сады Пресвятой Богородицы.

    Греческий салат

    Греческий салат стал известен всему миру давно, хотя и никто об этом не задумывается. Его история незамысловата и очень проста. Греческий салат Греки во всем мире называют его «деревенским салатом», потому что в его состав входят свежие овощи, спелые маслины, сыр фета и нежная заправка из оливкового масла. У вас будет возможность попробовать греческий салат в различных его вариациях во время очередного путешествия по Греции.

Костюм Древней Греции(1)Одежда,обувь.

Древняя Греция располагалась в южной части Балканского полуострова (ее материковая часть), на островах Эгейского и Ионического морей и на узкой полоске западного побережья Малой Азии.




Горные гряды и морские заливы делили территорию Древней Греции на изолированные друг от друга области. Такое географическое положение служило естественной защитой от вражеских набегов и способствовало созданию достаточно самостоятельных в культурном, экономическом и политическом отношении общин (впоследствии — городов-государств).





Скудная почва была малопригодна для земледелия. Зато море, со всех сторон омывающее Грецию и связывающее ее с соседними восточными и южными странами, способствовало развитию мореплавания, а также ремесел, обмена и торговли.




Характерной чертой древнегреческого общества было отсутствие крупного рабовладения. Это, в основном, и обусловило возникновение и развитие античной демократии. Великая древнегреческая культура — это культура свободных граждан. Она нашла свое отражение и в их внешнем облике и в костюме.



Древние греки создали совершенный тип драпированного костюма. Он изготовлялся из прямоугольных кусков ткани, одинаковых по форме и величине, но благодаря множеству драпировок, создававших свой особый ритм и динамику, каждый костюм отличался от другого.

Первоначально было два варианта греческого костюма: ионический и дорийский (ионийцами назывались малоазиатские греки, а дорийцами — обитатели материковой Греции).



Одежда древних греков на протяжении всего периода их истории по способу изготовления оставалась одинаковой, изменялись только ее размеры, ткань, отделка, украшения.



Греческий хитон

Греческий костюм состоял из нижней одежды и плаща, или накидки. Хитон носили все: и мужчины, и женщины, и дети. Он не выкраивался и не шился, его изготавливали из цельного длинного прямоугольного куска ткани.




Хитоны могли быть из шерсти или льна — эти ткани изготавливали сами греки, или привозили из колоний. Ткани имели рыхлую структуру и легко драпировались. Позже, с развитием торговли, в Грецию стали привозить узорчатую персидскую материю, сирийский шелк, финикийские пурпурные ткани.



В начале ионийско-аттического периода носили одежду только домашнего изготовления и в основном белого цвета. Но с развитием ткацкого и красильного ремесла появились разноцветные ткани с узорами. Одежда греков становится наряднее.

Ионийцы носили длинные, ниспадающие пышными складками одежды с восточными мотивами. Но постепенно азиатский стиль орнамента приобрел иную форму и возник прекрасный, изящный греческий орнамент. Знатные греки, одевавшиеся в белые одежды, украшали им ворот, подол, рукава. Орнаменты вначале были узкими, но когда греки начали использовать тяжелые дорогие ткани и одежда стала объемнее, орнамент тоже стал шире и массивнее.






Мужской костюм Древней Греции


В VII-VI вв. до н. э. мужчины еще ходили в набедренной повязке, но уже обретали популярность широкие хитоны с короткими рукавами. Изображения людей в этой одежде сохранились на аттических вазах VI в. до н.э.



Греческий гиматий


Верхней одеждой древним грекам служил «гиматий» — плащ из прямоугольного куска ткани. Носили его по-разному: накидывали на плечи, обертывали вокруг бедер, перекидывая конец через руку или заворачивались в него полностью.



В древнегреческом демократическом обществе, которое сложилось в V в. до н.э., ценились сдержанность и умеренность — в том числе и в одежде. В классический период мужчины носили короткие хитоны без рукавов.



Мужской и женский гиматий


Изготовлялись они следующим образом: прямоугольный кусок ткани складывался вдвое в долевом направлении, края сшивались, на плечах ткань закреплялась «фибулами» — специальными застежками. Хитон завязывали на талии одним или двумя поясами. Подол подшивали. Неподшитые хитоны носили только рабы или во время траура.



Мужской и женский хитон


У хитона могли быть короткие рукава — такие носили свободные граждане. А у рабов он был с одним рукавом, который прикрывал только левое плечо.



Греческая хламида

Для путешествий у греков была особая одежда: плащ-хламида, украшенный орнаментом, сандалии или короткие сапожки с отогнутыми голенищами и шляпа-«петас» с широкими полями. В V в. до н.э. гиматий значительно увеличился, а способ его драпировки стал более совершенным.


Женский костюм Древней Греции


Женская одежда периода архаики состояла из узкого хитона, длинной юбки и короткой кофточки без рукавов (в разделении костюма на две части — лиф и юбку — сказывалось влияние крито-микенской культуры). На смену этому костюму пришел плиссированный хитон, поверх которого накидывали через одно плечо драпированный шарф — «фарс». Эта одежда трансформировалась в ионийский хитон с длинными широкими рукавами.


Наиболее ранним дорийским костюмом был «пеплос». Делали его из прямоугольного куска ткани, который складывали в длину пополам, сверху отгибали приблизительно на 50 сантиметров, и даже длиннее, и застегивали на плечах фибулами. Отворот — «диплоидий», украшали каймой, драпировали. Диплоидий можно было накинуть на голову.



Пеплос не сшивался и при ходьбе с правой стороны распахивался.

Были и «закрытые» пеплосы, состоявшие из хитона без рукавов с диплоидием. Все складки пеплоса располагались строго симметрично.

В V в. до н.э. костюм гречанки состоял из хитона, изготовленного из двух широких кусков ткани.



Ткань скреплялась застежками от плеч до запястий. От талии до груди хитон крестообразно подвязывали поясом и драпировали, образуя напуск из глубоких складок — «колос».





Греческий гиматий

Молодые дорийские девушки носили хитоны, в которых на сгибе делался разрез для руки, а верхние концы ткани закреплялись на другом плече застежкой. Края хитона не сшивались.

Длина одежды была различна. Хитон мог достигать колен, а у знатных ионянок и афинянок до самых пят с рукавами до локтя, а иногда и до кисти руки.

В качестве верхней одежды женщины использовали гиматий. Хитоны и гиматии дорийских женщин изготовлялись из шерстяных тканей голубых, желтых, пурпурных, лиловых цветов.



В особенно торжественных случаях женщины надевали длинный хитон и дорийский пеплос.

Молодые девушки наряжались в короткие хитоны без рукавов, удобные для гимнастических упражнений. Поверх них надевалась «паллула» и подвязывалась поясом.

Рабыни не имели права носить гиматии и длинные хитоны.


На мужчине: хитон, плащ-хламида. На ногах щитки-кнемиды и сандалии


На женщине: пеплос с декоративной каймой



На мужчине: плащ с фибулой, короткий хитон, сандалии


На женщине: пеплос с двойным напуском, головная повязка. Причёска - греческий узел



Костюм древнегреческих воинов

Воины под доспехи надевали хитон, а поверх доспехов накидывали хламиду. Доспехи воинов были легкими: металлическая кираса с подвижными частями на плечах и бедрах; поножи («кнемиды»), защищавшие ноги; сандалии на толстой двойной подошве («крепиды»); шлем, который мог быть разной формы. Беотийский шлем закрывал голову, щеки и нос, у дорийского было низко спущенное забрало, а коринфский почти полностью скрывал глаза.


Костюм путешественника: гиматий, длинный хитон и шляпа-петас


Костюм воина: короткий хитон и панцирь-пояс, шлем с наличником и высоким гребнем


Обувь в Древней Греции


Древние греки долго ходили босыми. Но постоянные военные походы, путешествия, торговля с дальними странами «заставили» их обуться.

Обувью древним грекам служили сандалии, которые подвязывали к ногам переплетенными ремнями. Само слово «сандалии» в переводе с греческого означает «подошва, прикрепленная к ноге ремешками».




Ремешки могли нарезаться из самой подошвы. Обувь на толстой подошве, которая привязывалась к ноге ремнями или закреплялась кожаными шнурами, называлась «крепиды».

Греки также носили «эндромиды» — высокую шнурованную обувь, в которой оставались открытыми пальцы ног. В эндромидах было удобно быстро передвигаться, поэтому ее носили охотники и участники состязаний в беге. Согласно древнегреческим мифам, эндромиды носили Артемида, Геракл, Дионис, фавны.


Древнегреческие актеры выходили на сцену в «котурнах» — обуви с очень высокой и толстой пробковой подошвой.

Греки первыми стали делать обувь для левой и правой ноги.


Женщины обувались в изящные сандалии из мягкой цветной кожи, чаще всего пурпурного цвета. Они были наряднее мужских, крепились к ногам ремнями с красивыми пряжками. Женщины также носили башмаки на шнуровке из красной кожи.




Прически и головные уборы в Древней Греции

Прически греки носили разные, обязательным был лишь уход за волосами. Густые пышные волосы считались главным украшением (Гомер называет греков «пышнокудрыми»). В более древние времена, до персидских войн, волосы заплетались в косички или связывались в пучок. Спартанцы вначале носили короткие стрижки, но после победы над агривянами стричься не стали.



В Афинах и Спарте густые длинные волосы и борода являлись признаком мужественности и аристократизма, а короткие волосы указывали на низкое происхождение. С IV в. до н.э., при Александре Македонском, зрелые мужчины стали брить бороду, а волосы коротко стричь или завивать мелкими кудрями. Длинные волосы носили только мальчики до шестнадцати лет и старики.



Обычно греки не покрывали голову. Шапки или шляпы они надевали во время путешествий, на охоте или в непогоду. Войлочный пилеус имел форму конуса. Фригийская шапка была похожа на спальный колпак с загнутой вперед верхушкой, она завязывалась ленточками под подбородком.




Войлочная шляпа петас с плоской тульей и широкими полями, закреплялась под подбородком ремешком и могла болтаться на спине. По преданию, такой головной убор носил греческий бог Гермес.


Петас надевали эфебы — свободнорожденные юноши восемнадцати-двадцати лет, которые проходили подготовку к гражданской и военной службе. Позже петас носили римляне, а в средние века этот головной убор стал обязательной частью костюма правоверных иудеев. Носить его предписывали власти тех европейских стран, в которых жили евреи, — очевидно, чтобы напомнить людям, что у них временный статус.

У греческих женщин прическа должна была закрывать лоб: высокий лоб считался некрасивым.




Укладывали волосы гречанки по-разному: зачесывали назад и собирали в пучок, закалывая на затылке; завивали по всей голове в локоны и поднимали вверх, подвязывая лентой; заплетали в косы и обвивали ими голову. Прически женщин гармонировали с их одеждой.

Гетеры носили более сложные прически, украшая их диадемами, золотыми сетками.




Голову женщины покрывали вуалью, ниспадавшей густыми складками, или повязывали большие пестрые платки. Во время путешествий голову защищала все та же шляпа-петас, а позже — плетеная шляпа.

В жаркие дни гречанки покрывали голову гиматием, а сверху прикрепляли соломенную шляпку.