Педагогика как наука о законах воспитания и образования. Законы воспитания

Ребенок как объект научного познания един и целостен. Науки, изучающие его, стремятся к комплексному познанию. Но предмет исследования у каждой науки свой, особенный, специфический. Анатомия и физиология изучают закономерности детского организма и протекания физиологических процессов. Педиатрия - особенности и закономерности состояния детского организма в период его заболевания. Возрастная и педагогическая психология - закономерности становления и развития психических функций у ребенка на разных возрастных этапах и под влиянием целенаправленного воздействия.
Педагогика является сложной общественной наукой, объединяющей, интегрирующей, синтезирующей в себе данные всех естественных и общественных наук о ребенке, о законах развития воспитательных общественных отношений, влияющих на социальное становление подрастающего поколения. Она есть высший этап развития наук о ребенке, о формировании его личности в системе общественных отношений, в процессе воспитания. Предметом педагогики являются объективные законы конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений, а также реальная общественная воспитательская практика формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации педагогического процесса. Педагогика изучает проявление, характер, воспитывающее. действие тех общественных отношений, которые формируются, организуются между стар-шим и подрастающим поколениями. Эти отношения отражают в себе отношения и противоречия всего общества.
Педагогика как наука направляет свои усилия на разрешение основного противоречия. Его суть состоит в том, что старшее поколение, на основе познанных законов воспитания как общественного явления, стремится к созданию максимально эффективной, абсолютно завершенной организации целостного педагогического процесса, к формированию в нем современной, целостной человеческой личности. Но общественная жизнь и воспитание как ее органическая часть не стоит на месте. На каждом новом этапе развития она предъявляет все более сложные требования к растущему человеку и педагогическому процессу. Канонизируя устаревающую педагогическую систему, содержание воспитания, образования, обучения, их формы и методы, педагогика вступает в противоречие с жизнью. Путь разрешения этого основного педагогического противоречия состоит в том, чтобы, сохраняя все ценное, непреходящее в педагогическом процессе, рассматривать его как движущуюся и меняющуюся в своем существе систему. Необходимо видеть все педагогические явления и, прежде всего содержание, формы и методы обучения и воспитания, в дви-. жении, развитии, отмирании и зарождении. Снятие про-тиворечия обеспечивается своевременным совершенствованием педагогического процесса, всей системы социального воспитания. Примером научного выявления, вскрытия и преодоления основного педагогического противоречия, перестройки системы обучения и воспитания с учетом новых требований общественной жизни является осуществление реформы высшей, средней общеобразовательной и профессиональной школы.
Важным условием разрешения основного педагогического противоречия является также организация и осуществление постепенного, осознанного ребенком перехода от воспитания к самовоспитанию. Задача педагогической деятельности взрослых в том, чтобы сформировать личность в качестве социально активного субъекта, способную к анализу, оценке событий, выбору нравственного поступка, ответственности, творческой самодеятельности. Выработкой в ребенке непреодолимого стремления к самовоспитанию, самообразованию, самообучению, самосовершенствованию, самоконтролю, самообладанию, самоубеждению, самонаказанию и самопоощрению педагогический процесс закладывает в личность надежный духовный «механизм» саморегулирования, неуклонного следования убеждениям и претворения в жизнь идеалов. Обеспечение детям возможности внутреннего са-моуправления снимает необходимость в абсолютной педагогической организации детской жизни и систематических внешних воздействий.
Педагогика как наука изучает воспитание, -сложное общественное явление, вбирающее в себя многослойные и разнообразные отношения. Можно вычленить три слоя общественных отношений, в которых действуют законы воспитания. Эти слои взаимно проникают друг в друга,.соотносятся, соподчиняются, а законы в них проявляются в виде устойчивых тенденций и в более или менее выраженных зависимостях одних отношений от других.
Первый слой отношений непосредственно связан с экономическим базисом. Здесь в процессе общественного производственного взаимодействия и отношений собственности возникают и действуют наиболее общие и важные тенденции, определяющие характер требований к человеку, его образованию и воспитанию. Само воспитание в производственных отношениях выступает в качестве механизма осуществления естественной смены поколений, подготовки и развития человеческих производительных сил. Закон воспитания на этом уровне можно определить как проявление устойчивых тенденций -- требований, оказывающих существенное, определяющее влияние на характер и протекание педагогических процессов.
Второй слой отношений проявляется в сфере идеологии, в форме общест-венного сознания, в политических, научных, этических, правовых, эстетических, религиозных взглядах и убеждениях людей. В системе идеологических отношений порождаются закономерности воспитательного процесса, с помощью которых устанавливаются принципы организации жизни; отбора содержания воспитания и обучения; направленности отношений между взрослыми и детьми; этические, эстетические, политические идеалы. Педагогический принцип есть теоретическое выражение требований законов воспитания, характера общественных отношений и идеологии.
Наконец, третий слой отношений существует и действует в лич-ностно-психологической сфере. В системе этих отношений устанавливается непосредст-венный контакт между взрослыми и детьми, детей между собой. Здесь решается судьба авторитета воспитателя, симпатий и антипатий, воъпитываемости и сопротивления воспитанию, организованности, целеустремленности или бесперспективности детской жизни. В личностных отношениях действуют и проявляются не только объективные закономерности, но и субъективно установленные принципы, правила поведения и общественного взаимодействия. Их воспитательная эффективность зависит от личности педагога, его морально-волевых качеств и мастерства. Педагогическое правило есть частный случай педагогического принципа, примененного с учетом личностно-психологических особенностей участников воспитательного процесса.
Дифференцированный подход к каждому слою отношений, действующих в нем законов, принципов и правил позволяет педагогической науке на основе познания объективных законов разрабатывать объективно-субъективные закономерности педагогического процесса, обосновывать принципы, правила и рекомендации организации педагогических отношений с детьми.
Принципы и закономерности педагогического процесса, а также принципы и правила педагогического искусства будут рассмотрены в разделах, посвященных организации и содержанию учебно-воспитательного процесса. В данном параграфе дается обоснование объективным законам воспитания, которые действуют в общественных отношениях первого (основного) слоя и являются частью предмета педагогики. ,
Основным законом воспитания как общественного явления, на который опирается и из которого исходит педагогическая наука, является закон обяза-тельного присвоения подрастающим поколением социального опыта стар-ших поколений как необходимого условия вхождения в общественную жизнь, осуществления преемственности между поколениями, жизнеобеспечения общества, отдельного индивида и развития сущностных сил каждой личности. Этот объективный, вечный закон неизменно и своеобразно проявляется в различных конкретно-исторических условиях. Он может быть не осознан людьми или понят частично, проявляться узко, односторонне, действовать стихийно - в зависимости от конкретно-исторических условий, интересов и потребностей тех или иных социальных групп в обществе. Основной закон всегда ориентирует общественное воспитание на подготовку человеческих производительных сил и осущест-вление жизнедеятельности в системе конкретных производственных отношений. В результате его требований в обществе возникают и действуют собственно педагогический процесс, различные разновидности школ. Дети вводятся в систему социальных отношений, зависимостей и присваивают приуготовленный им в этой системе опыт. В условиях демократизации и гуманизации, на основе действия основного закона, общество одновременно решает проблему подготовки производительных сил и всестороннего развития, воспитания человеческой личности.
С основным законом органично связан закон обязательного соответствия содержания, форм, методов обучения и воспитания требованиям развития производительных сил общества. Многовековая история педагогики убедительно показывает, что в связи с потребностями общественного развития старшие поколения всегда включали в содержание образования детей "прежде всего те знания, умения и навыки, которые обеспечивают в преемственности поколений главное- поддержание жизни, производство материальных благ. Пренебрежение требованиями этого закона, например исключение общетрудовой подготовки из общеобразовательной системы, может привести к сдерживанию развития производства. Требованиями этого закона обусловливается и всестороннее развитие личности в силу необходимости проявления ею, в первую очередь в труде, интеллекта и творчества.
Объективным законом воспитания является также обусловленность содержания, форм и методов воспитания, обучения характером производственных отношений и соответствующей им надстройкой. Этот закон проявляется прежде всего в том, что организация и содержание педагогического процесса в обществе определяются интересами господствующих, направляющих политику и идеологию социальных слоев.
Объективным законом воспитания является возникновение неизбежных воспитательных последствий в результате взаимодействия детей с миром, в жизненных ситуациях, событиях, конфликтах, процессах. Этот закон нашел свое выражение в требовании педагогики соединения воспитания и обучения с производительным трудом, с жизнью общества. У таких советских педагогов, как А.С. Макаренко, И.Ф. Козлов, этот закон выражался в формуле «параллельного педагогического действия». Каждое явление, утверждали они, помимо своего непосредственного жизненного значения имеет значение воспитательное. Закон требует сознательного, педагогически продуктивного трансформирования общественных отношений в отношения воспитательно направленные. Педагогическое обобщение передовых форм жизни, поведения, отношений и организация на этой основе разнообразных форм детской жизни способствуют развитию педагогической науки. В свою очередь педагогические; отношения, реализованные в детской среде, воспитывающие ребят в духе высокой нравственности, по мере. становления детей взрослыми людьми влияют на совершенствование общественных отношений в целом.
Объективный процесс формирования сущности человека как совокупности всех общественных отношений для педагогики может быть осмыслен в качестве закона формирования сущности детской личности в результате ее активного самопроявления и самоутверждения в деятельности, отношениях, общении. Этот педагогический закон нашел подтверждение в психологии, установившей ведущую роль деятельности, особенно педагогически организованной, в становлении психических процессов, свойств и качеств детской личности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец). В.педагогике наиболее четкое раскрытие «меха-низма» воспитания дано И.Ф. Козловым: «...какова деятельность ребенка, -писал он, - таково и движение вовлеченных в эту деятельность его естественных сил и способностей, их упражнение, а каково движение этих сил, таково их развитие, их изменение, а следовательно, таков и результат этого развития - воспитания определенных человеческих качеств, определенный тип личности, его своеобразие» .
Еще один объективный закон воспитания можно сформулировать как закон гармонического развития сущностных сил ребенка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер, с учетом возрастных особенностей и возможностей. Требования этого закона лежат в основе реализации идеи всестороннего развития личности. Гармоническое развитие личности, ее сущностных сил осуществляется в первую очередь за счет естественной потребности производства и общественной жизни в людях с высокоразвитым интеллектом, богатой эмоционально-волевой сферой, физическим, действенно-практическим развитием и естественной потребностью в творчестве.
Вечность и необходимость воспитания как общественного явления прояв-ляются в вечности и необходимости его объективных законов. Их действие осу-ществляется и будет своеобразно осуществляться в любых цивилизациях и кон-кретно-исторических условиях. Эти законы действуют в обществе через общест-венное и индивидуальное сознание людей, с их участием, но неизбежно и независимо от степени и глубины их сознания в качестве объективной необходимости отдельными людьми или обществом в целом.
Тот или иной объективный закон постепенно осознается как все более оче-видная потребность или тенденция развития общественной жизни. Например, люди не сразу осознают нарастающие требования закона «обязательного соответствия», но развивающееся производство, новые технологии наталкивают на естественную мысль, что общеобразовательная и профессиональная подготовка подрастающего поколения должна включать в себя и знания о действии наиболее распространенных машин, о новых технологиях производства, и компьютерную грамотность.
Педагогическая наука сосредоточивает внимание на познании объективных законов воспитания как общественного явления, на организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с их требованиями. Развитие педагогики, все более глубокое проникновение в существо закона создает возможность своевременного устранения противоречий между требованиями общественной жизни, производства и организацией образования, обучения, воспитания молодежи, требованием гармонического развития детей и организацией педагогического процесса.

Процесс воспитания, как специфический вид социальной деятельности, подчиняется определенным правилам, имеет свои законы и закономерности. Они определяют порядок достижения целей и задач воспитания, способствующих эффективному управлению воспитательной деятельностью, дают возможность предсказать результаты воспитательной работы и научно обосновать, гуманизировать и оптимизировать цель, идеал, содержание, методы и формы воспитания украинских граждан на современном этапе развития нашего государства.

Законы воспитания дают возможность выяснить сущность воспитательного процесса, отражают его объективные, внутренние, существенные и относительно стойкие связи. В педагогических трудах А. М. Алексюка, Ю. К. Бабанского, А. М. Бойко, С. В. Гончаренко, С. Г. Карпенчук, И. П. Пидласого, М. М. Фицули, И. Ф. Харламова, Н. Д. Ярмаченка и других ученых сформулированы много педагогических законов. Проанализируем содержание тех законов, которые проявляются в большинстве образовательно-воспитательных систем.

Закон социальной обусловленности целей, содержания, принципов и методов воспитания выявляет объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя на формирование основных компонентов процесса воспитания.

Сегодня актуальной является проблема национального или гражданского воспитания или национальной направленности воспитания. Теория воспитания на основе общепедагогических концепций воспитания граждан должно проработать цель, идеал, задачи, принципы, содержание, формы и критерии оценки национального воспитания - в том числе и определиться с национальной направленностью содержания всего воспитания. Этот процесс неизбежен, он необходим, потому что связан с украинским созданием государства, формированием национальной системы образования и воспитания, формированием менталитета гражданина.

Отсюда вытекает такая закономерность воспитания: воспитания наиболее успешно проходит в естественной для него национальном среде с учетом национального менталитета воспитанника. «Язык народа лучший, никогда не увядающий и вечно снова распускается, цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В языке воплощен весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы - весь тот глубокий, полный мысли и чувства, голос родной природы, который громко звучит в любви человека к его иногда суровой родине, который отчетливо отражается в родной песне, в родных мелодиях, в устах народных поэтов». На основе языка у воспитанников эффективнее формируется национальная психология, характер, мировоззрение, сознание, самосознание и другие компоненты духовности народа.

Закон обусловленности воспитания характером деятельности и общения воспитанников выясняет соотношение между педагогическим управлением и развитием активности воспитанников как субъектов самовоспитания, между способами организации воспитательного процесса и его результатами, то есть характер воспитательной и иной деятельности воспитанников должно формировать гармонично развитых граждан, способных эффективно реализовать собственные жизненные установки. В этом процессе деятельность и общение - важные факторы формирования сознания и самосознания, ведущих черт личности воспитанника.

Российский психолог А. Г. Асмолов основой формирования личности считает совместную деятельность, в которой происходит социализация личности, то есть овладение ею социальным опытом. Обретение социального опыта - основное содержание воспитания.

Закон целостности и единства процесса воспитания выявляет соотношение части и целого в воспитательном процессе, необходимость гармонического единства всех его компонентов. Характер будущей профессиональной деятельности воспитанников предусматривает наличие в них комплексных духовных и профессиональных качеств. Через это, процесс воспитания, должен организовываться в комплексе, составлять как в теоретическом, так и прикладном аспекте сплошное единство и служить основному назначению - формированию духовно богатой, национально сознательной, профессионально развитой личности воспитанника - гражданина государства, с активным положительным отношением к планете Земля, к человечеству, к другому человеку и к самой себе, к труду, к семье.
Закон единства и взаимосвязи теории и практики воспитания раскрывает соотношение между содержанием и методами воспитания и будущей деятельностью воспитанников, зависимостью теории воспитания от современной социальной практики. Содержание деятельности воспитанников в современных условиях имеет сложный характер, накладывает на их сознание и психику чрезвычайно большие нагрузки. Поэтому большинство воспитательных мероприятий должна иметь профессиональную и национальную направленность и основываться на общечеловеческих, национальных и профессиональных ценностях, которые должны своевременно отражаться в содержании воспитания, как и последние достижения педагогической и психологической науки, в частности - педагогики сотрудничества, гуманистической педагогики и личностно ориентированной педагогики.

Следовательно, законы воспитания - это объективные, внутренние, существенные и относительно устойчивые связи, которые проявляются во время организации и проведения воспитательного процесса. В этих законах - сущность процесса воспитания. Поэтому их знание помогает воспитателям научно обосновать содержание воспитания, правильно определить приемы и средства воспитательной работы, избегать шаблонного подхода к педагогической деятельности, инновационно и творчески организовывать и проводить воспитательные мероприятия, эффективно решать воспитательные задачи и в целом оптимизировать и гуманизировать этот сложный социально значимый процесс.

Наука состоятельна только тогда, когда открывает реальные законы, действующие в области, которую она исследует. Это относится и к воспитатике как науке о воспитании.

Законы представляют собой объективные, существенные, глубинные связи явлений. Практическая деятельность в области воспитания продуктивна лишь при условии учета действующих в этой области законов. Нарушать или игнорировать законы нельзя - они «мстят» за себя (конечно, если это истинные законы).

Рассмотрение сущности воспитания позволяет нам определить основные его законы, которые вытекают из нее. Каковы же основные законы воспитания?

Их можно сформулировать следующим образом.

Закон жизнедеятельности

Воспитание личности происходите организованном и направляемом педагогом процессе жизнедеятельности ребенка.

Отсюда следует, что попытка воспитывать детей, не затрагивая и не организуя их деятельность, малопродуктивна. Увлечение всевозможными беседами педагогов или родителей с детьми, какими бы хорошими ни казались сами по себе эти разговоры, не приведут к успеху в воспитании, если они не вплетены в организованную педагогом деятельность детей с такой же воспитательной установкой, как и эти беседы. Она понимается здесь не просто как выполнение конкретного дела, включающего систему действий, а как многократная, постоянная деятельность, ставшая жизнедеятельностью.

Закон отношений

Определяющую для воспитания роль в деятельности имеет характер отношений, функционирующих между данным человеком (в частности, ребенком) и обществом, его частями и отдельными людьми.

Особенности складывающихся у человека отношений к другим людям, объектам и явлениям окружающего мира зависит от того, насколько все эти объекты способствуют или препятствуют удовлетворению его потребностей в самом широком смысле слова. Все, что способствует удовлетворению его потребностей, вызывает у него положительное отношение, то, что препятствует - отрицательное. Это необходимо учитывать воспитателям, которые стремятся вызвать положительные отношения школьников к социально ценным явлениям и культурной деятельности.

Из этого закона следует, что не сама по себе деятельность, в которую включен школьник, какой бы она увлекательной или социально приемлемой ни была, воспитывает ребенка. Всем известно много случаев, когда дети включены в труд, часто работают в школьной мастерской, но вовсе не становятся трудолюбивыми. Занять детей какими-либо делами - это не главное. Решающим для воспитания является то, в какие именно отношения они становятся в ходе этой деятельности, - к ее задачам, процессу, участникам и т.д., какие отношения налаживаются, повторяются и становятся привычными. Процесс воспитания предполагает закрепление социально ценных, культурных отношений в опыте человека.

Закон моделирования ближайшей среды

Вооружение воспитанника опытом культурного (в частности, нравственного и гражданского) поведения происходит лишь тогда, когда существенная часть его микросреды построена как целесообразная модель общества и государства, а его поведение в этой среде организовано подобно поведению культурного гражданина в обществе.

Весьма сильное влияние микросреды на развитие ребенка становится действительно воспитательным, т. е. способствующим его культурному развитию, когда оно педагогически облагорожено и скорректировано в виде разумного подобия отношений, принятых в данном обществе и государстве. Это способствует эффективной социализации школьника. Так могут быть построены отношения школьника в школе, классе, в воспитательной детской организации и даже в семье .

Закон мотивации положительной деятельности

Воспитание совершается путем вызова и укрепления положительных мотивов поведения и культурных отношений через актуализацию и возможное удовлетворение соответствующих потребностей.

Целенаправленное влияние педагогов на школьников происходит, прежде всего, через побуждение к культурному поведению на основе актуализации и определенного удовлетворения некоторых их потребностей.

Поэтому стимулирование положительного поведения, а также стремления к самосовершенствованию является ключевой педагогической задачей.

Закон адаптации воспитательных средств

Существенные различия между отдельными детьми, а также между детскими группами, включенными в воспитательный процесс, требуют приспособления форм, характера, методов и приемов воспитательной работы к их особенностям.

Это значит, что общешкольный воспитательный процесс должен дополняться дифференцированным и индивидуальным подходом воспитателей к различным группам детей и к каждому ребенку.

Отсюда следует, что воспитатель должен постоянно изучать и знать особенности каждой детской группы и каждого из своих воспитанников, наблюдать, фиксировать, помнить и учитывать изменения, которые с ними происходят. Потому что если воспитание - это целенаправленное влияние на развитие личности, то, естественно, его успешность зависит как от состояния субъекта влияния, т. е. от воспитателя, от организации процесса влияния, так и от состояния объекта влияния, т. е. детей.

Закон специфики индивидуального воспитательного влияния

Влияние на воспитание человека окружающих его людей тем

выше, чем более их действия и поведение отвечают потребностям данного человека.

Влияние педагога на детей зависит не столько от его возраста, опыта, общественного положения и т.д. (хотя все это тоже имеет определенное значение), сколько от того, в какой мере он включен в жизнедеятельность детей, в их отношения и в удовлетворение их потребностей.

Мать, бесспорно, основательно влияет на своих детей, пока они маленькие, поскольку включена в их жизнедеятельность и отношения и поскольку удовлетворяет многие их потребности. С ростом детей ее влияние на них может уменьшаться, если ее доля в удовлетворении их потребностей существенно снижается.

То же можно сказать и об учителях. Авторитет учителей начальных классов среди их учеников нередко бесспорен. Влияние же педагогов на подростков и старшеклассников очень неодинаково. Одних учителей школьники буквально боготворят и каждую их просьбу немедленно выполняют, а других - едва замечают. И все по тем же вышеуказанным причинам.

При рассмотрении воспитания проблема влияния очень важна. Мы уже говорили, что воспитание есть влияние на развитие и формирование качеств личности человека. Но если влияние педагога малозаметно или отсутствует и, тем более, если влияние на ребенка всех окружающих его педагогов, а также родителей ослаблено, то его воспитание в этих условиях окажется неэффективным.

Воспитание, как мы уже видели, совершается в процессе направляемой педагогом деятельности детей. В своей деятельности ребенок самостоятельный деятель. А значит, будучи объектами направленного на них воздействия воспитателей, дети являются субъектами собственной деятельности. Формирует своя деятельность, а не чужая! В этом и заключается сложность воспитательной работы педагогов. Воспитателю надо постоянно сотрудничать с детьми, договариваться, искать и находить правильное решение возникающих проблем, а для этого учитывать их особенности, потребности и состояние.

  • Подробнее мы рассмотрим эту проблему в главах «Воспитание личности вгруппе», «Воспитательная работа», «Воспитание в общественной деятельности» и других.

— это исходные установки, главные ориентиры, организующие, упорядочивающие всю сложную систему воспитательной работы, включающую в себя такие компоненты, как цели и задачи, различные направления содержания, многообразный комплекс воспитательных методов. Принципы позволяют предъявить некоторые общие требования ко всем этим различным сферам воспитательной деятельности и тем самым придать им целостный, единый характер.

Выше уже шла речь о . Конечно, две эти группы принципов связаны между собой. Но все же между ними есть и некоторые различия, каждая из этих совокупностей принципов имеет некоторую специфику, вытекающую из своеобразия процессов обучения и воспитания.

Современные представления о процессе воспитания позволяют выделить следующие его главные принципы :

1. Принцип единства , целостности, взаимосвязи всех компонентов, образующих воспитательный процесс. Из него вытекает требование многосторонности воздействия на личность через систему целей, взаимосвязь воспитания и самовоспитания, разнообразие направлений, обеспечивающих богатство его содержания, а также требование необходимости применения комплекса соответствующих методов и воспитательных средств. Нельзя, например, ограничиться методом убеждения и вовсе отказаться от использования принуждения, хотя и его роль нельзя абсолютизировать. Этот принцип предполагает не изолированное, а комплексное применение всех составляющих, всех звеньев многогранного воспитательного процесса.

Он также требует учета всех факторов, участвующих в воспитании — учебного заведения, семьи, трудового коллектива, общественности, единства и согласованности их действий.

2. Ведущая роль преподавателю, руководителя в воспитательной деятельности. Именно преподаватель, руководитель воплощает в себе единство и целостность воспитательного процесса, обеспечивает согласованность всех его частей и последовательное применение его принципов. Личный пример руководителя является самым эффективным средством воспитательного воздействия. Конечно, как отмечалось ранее, воспитательный процесс предполагает и активность самих обучаемых, однако организатором этой активности, как и всего воспитательного процесса, его субъектом остается всегда педагог, а воспитанники по сравнению с ним остаются более пассивными объектами воспитания. Именно поэтому к руководителю, воспитателю предъявляются столь высокие профессиональные требования.

Именно руководитель, преподаватель организует все виды активности воспитанников, их учебу, труд, все виды деятельности, устанавливает объем и порядок заданий, упражнений, сроки их выполнения, обеспечивает организационно и материально возможность решения каждой задачи, осуществляет постоянную помощь в учебе, работе, контроль и оценку количества и качества труда, стимулирует материально и морально затраченные усилия.

Но из этого принципа вытекает и положение о недопустимости тех или иных отступлений руководителя, преподавателя от принципов воспитания, их нарушения. Так, недопустимо побуждение людей к оказанию тех или иных личных услуг, поощрение таких неблаговидных качеств, как угодничество или лесть, подхалимство, культивирование чувств личной преданности, попустительство по отношению к одним воспитанникам и предвзятое отношение к другим.

3. Принцип организации активной деятельности воспитуемых. Это означает, что активное руководство преподавателя, начальника должно сочетаться с активной деятельностью самих воспитанников, учащихся или рядовых работников, а не подавлять, сковывать се. Этот принцип исходит из того, что эффективное развитие человека может происходить только в процессе его собственной активной деятельности. Поэтому, сохраняя свои руководящие позиции, воспитатель должен выступать в роли организатора самых разнообразных видов деятельности, стимулировать воспитывать, поощрять их творчество. Однако эта деятельность не должна напоминать по своему характеру активность белки в колесе, она должна быть полезной, общественно-значимой, результативной, что и вытекает из следующего принципа воспитания.

4. Принцип связи воспитания с жизнью. Истолкование этого принципа может иметь варианты. Так, из него может вытекать в качестве главного требование подчинения всей деятельности государственной стратегии воспитания в соответствии с господствующими идеологическими установками, требование формировать заданный социальный тип личности. Именно так и понимался долгое время этот принцип в нашей стране. Но в современной России приоритет среди задач воспитания отдается удовлетворению потребностей личности, конечно, с учетом требований общества и государства. Поэтому сегодня этот принцип в соответствии с Законом РФ об образовании (ст. 9, п. 2) истолковывается как требование в первую очередь оказания помощи личности в ее всестороннем развитии, профессиональном и жизненном самоопределении.

Реализации этого принципа в значительной степени способствует и создание наряду с системой государственных учебных заведений широкой сети общественных и частных учебных заведений, с помощью которых отдельные люди, социальные группы могут реализовывать свои интересы, которые не обязательно должны совпадать с государственными.

5. Принцип гуманизма в воспитании основывается на вере в возможность положительных результатов воспитания для каждого человека. Хотя это только вера, но без нее сама воспитательная деятельность лишается своих главных ориентиров.

Этот принцип предполагает опору на те положительные задатки, которые в той или иной степени присутствуют в каждом человеке. Конечно, в каждом из нас есть и отрицательные качества. Речь идет о том, что недопустимо концентрировать внимание только на промахах и недостатках. Прежде всего следует выявлять и развивать положительные черты человека, опираясь на которые только и можно решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания. Опытный воспитатель, руководствуясь этим гуманным принципом, не скупится на добрые слова, даже тогда, когда они являются лишь авансом на будущее. Тем самым они внушают людям уверенность в себе, в своем будущем, укрепляют отношения взаимного уважения и любви, создают ту атмосферу взаимной поддержки и сотрудничества, без которой невозможен успех воспитания.

Сказанное не означает, что при воспитании не обязательна высокая требовательность. Без сочетания уважения и доверия с высокой требовательностью невозможно эффективное решение ни трудовых, ни образовательных задач.

Этот принцип требует также тщательного учета индивидуальных особенностей воспитанников при выборе тех или иных методов и средств воспитания.

6. Принцип опоры на коллектив - исходит из того, что эффект воспитания достигается не только активностью руководителя, но в значительной степени обусловлен еще и воздействием тех микрогрупп, в которых проходит, как правило, процесс воспитания личности. Как доказывает современная наука, психологический климат этих групп выступает в качестве одного из существенных факторов воспитательного процесса, который нельзя не учитывать. Этот принцип требует от воспитателя умения разбираться не только в индивидуальных особенностях отдельных людей, но и определять характер малых групп, регулировать их социально-психологический климат и таким образом использовать еще один важный воспитательный ресурс.

7. Принцип использования самовоспитания как процесса продолжения и развития воспитания. Самовоспитание — это в отличие от собственно воспитания полностью самостоятельная целенаправленная деятельность, ведущая к наиболее полной реализации, развитию и совершенствованию личности, вершинам ее зрелости, мастерства. Необходимость этого принципа продиктована изменением в современном обществе социальной роли образования, которая стала выражаться формулой «образование через всю жизнь» вместо устаревшей формулы «образование на всю жизнь» (см. гл. 9).

Этот принцип требует, чтобы воспитанники овладевали основными приемами самовоспитания, такими, как: самоанализ, саморегуляция, самооценка, самоконтроль. Подспорьем для его реализации могут служить системы самосовершенствования, издавна сложившиеся в рамках восточной цивилизации и рассчитанные на психофизиологическую саморегуляцию человеческого организма. Более подробно о системе самовоспитания речь пойдет в одной из следующих глав.

Рассмотренные принципы тесно связаны между собой, они обнаруживают целостность, единство процесса воспитания и помогают лучше понять пути повышения его эффективности.

Воспитание подчинено законам природы и общества:

1. Закон единства, целостности, непрерывности воспитания. Речь идет об уравновешенном развитии эмоциональной, умственной, волевой и физической стороне воспитанников. Воспитание должно раскрывать в ребенке позитивное, с последующим преодолением негативного в своей природе. То есть главной задачей воспитания является «подведение» личности к сознательному отказу от насилия и от утверждения за счет других.

2. Закон «золотой середины». Это значит - не ломай воли ребенка, иначе она станет рабом. Бунтующим или покорным, - но рабом. Идеал: не усмирение нашей воле, а понимание необходимости.

3. Закон «золотого совпадения» - это непринужденное управления развитием детей в благотворной совместной деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса.

4. Закон оптимального «закаливания» - это воспитание трудом, из-за трудностей, благодаря трудностям. Но этот закон тоже подчиняется категорическому императиву педагогики - закона «золотой середины».

5. Закон «должной мотивации». Без должной мотивации нельзя добиться успехов в воспитании. Вредно заставлять воспитанников усвоить информацию, значение которой они не понимают ни умом, ни чувствами.

6. Закон индивидуального подхода к воспитаннику. В практической деятельности сложными являются проблемы сочетания общих направлений, идей, целей, задач воспитания с реальными интересами воспитанников, коллектива, семьи; научного анализа теоретических основ с применением конкретных методик, мер воспитания в конкретных условиях.

Учитель и ученик.
Отношения учителя и ученика всегда в истории мировой культуры признавались как глубинные в процессе передачи и усвоения опыта культурно-исторического созидания, опыта постижения времени индивидуальной и социальной истории, опыта быть человеком. Учитель пробуждает личность в своем ученике, его собственную человечность, становясь соавтором его духа, касается наиболее интимных сторон самопроявления ребенка. Учитель направляет свою творческую силу к самому мировосприятию личности. Влияние - тот психологический механизм, через который учитель взаимодействует со своим учеником. Влияние не предусматривает никакого насилия над индивидуальностью человека, он благородный и по форме, и по содержанию. Воздействие осуществляется как взаимораскрытие субъективных миров учителя и ученика, в котором оба искренние и оба субъективно ценные, однако направляет этот процесс учитель. Онлайн уроки по истории

Реализуется влияние во встрече двух моделей миропонимания, толкования смысловой модели, свойственной ученику, и модели, которую учитель выбрал для данного взаимодействия. Педагогическое взаимодействие учителя и ученика всегда является длительным во времени, поскольку является долгим путь познания личностью знаний и усвоение средств обнаружения себя в мире. Также не является одномоментным процесс формирования и закрепления свойств субъективного мира ученика, что требует постоянной и кропотливой работы учителя. Осуществляемое учителем влияние, очень тонкое по способу совершения и величественно глубокое по содержанию, получает характер деяния, которое сочетает в каждом своем моменте элементы прошлого, настоящего и будущего жизни ученика.