Развитие ребенка на девятом месяце жизни. Развитие ребенка в девятый месяц жизни

Главная задача месяца - развивать мелкую моторику рук.
Рост и вес ребёнка в 9 месяцев. Для девочек - рост 68-73 см, вес - 8,100-10,000 кг. Для мальчиков - рост 70-76 см, вес - 8,700-11,050 кг. Примерная прибавка массы тела за месяц - 500 грамм.
Развитие ребёнка на 9-м месяце жизни. В 8-8,5 месяцев ребёнок уже умеет ползать и даже переползать через пороги в доме. В этом возрасте детки пытаются вставать, держась за опору. Некоторые даже передвигаются бочком возле дивана или кресла. С малышом уже можно играть в догонялки. Когда ребёнок ползает, топайте ногами и говорите: «догоню-догоню». Малыш будет пытаться от вас уползти. Ребёнок уже хорошо ориентируется в пространстве. Он знает все комнаты в доме, их расположение.
Сидя ребёнок наклоняется, поворачивает корпус в разные стороны, может манипулировать игрушками обеими руками одновременно. Садитесь напротив друг друга и катайте машинку или мячик. Учите ребёнка бросать мячик. Собирайте пирамидку, стройте башни из кубиков. Играйте в прятки, теперь малыш сам с интересом будет искать спрятанную игрушку.

У ребёнка 9 месяцев уже преобладает левая или правая рука. Если положить перед ним игрушку, он будет тянуться к ней определённой рукой. Кроха уже может вкладывать один предмет в другой, складывать и вынимать предметы из коробочек.

Большой интерес вызывают у ребёнка предметы домашнего обихода: кастрюли, миски, ложки. Давайте возможность малышу поиграть. Он будет с удовольствием открывать и закрывать кастрюли, складывать туда разные предметы, стучать ложками. Если вы попробуете забрать у малыша игрушку, он будет крепко её держать и не отдаст. Ребёнок открывает для себя свойства различных предметов: звучание, перемещение, устойчивость и так далее. Интересно крохе и собственное отражение в зеркале. Дайте ребёнку безопасное детское зеркало из пластика.

Малыш в 9 месяцев очень любознателен и нежелательно ограничивать его запретами. Постарайтесь не мешать крохе в познании мира. Малыш уже понимает слово «нет», но категорически запрещать нужно только то, что представляет для него опасность. Даже когда что-то не разрешаете, постарайтесь не кричать, а спокойно объяснить. Конечно, терпения потребуется много, придётся много раз повторять одно и то же. Но ребёнку так необходимо ваше одобрение, доброжелательное отношение. Он очень эмоционально реагирует на отношение взрослых, может обидеться, огорчиться.

В 9 месяцев малыш уже понимает значение многих слов и знает назначение предметов. Показывает жестами чего хочет. Повторяет за взрослыми слоги, может даже произнести своё первое слово. Если в семье есть старшие дети, то ребёнок будет стремиться к общению с ними. Но больше всего внимания малыш ждёт, конечно же, от мамы. Общаясь с ребёнком, зовите его по имени.

Что умеет ребёнок в 9 месяцев. Умеет ползать. Стоит и переступает при поддержке за руку. Встаёт, держась за опору. Берёт игрушки двумя пальцами. Совершает танцевальные движения под весёлую мелодию. Поворачивается, когда его зовут.
Питание на девятом месяце жизни. Грудное вскармливание желательно продолжать, но постепенно заменять кормления грудью прикормом. Может быть уже два полноценных кормления, например, в обед овощи с мясом, а на ужин каша на грудном молоке. В кашу можно добавлять четверть желточка куриного яйца. В перерывах между кормлениями давайте малышу водичку и фруктовые пюре и соки. Какие продукты и в каком количестве давать, вам порекомендует участковый педиатр.
Знайте, что дети первых лет жизни нуждаются в мясе. Поэтому даже если родители вегетарианцы, детям давать мясо необходимо для полноценного роста и развития. Мясо содержит гемовое железо, которое хорошо усваивается. Из других продуктов железо усваивается гораздо хуже. Лучше всего мясо сочетается с овощами.

Малышу уже желательно выделить своё место для питания, например, детский стульчик. Пить давайте из чашки, постепенно отказываясь от бутылочки. Только жидкости в чашку наливайте совсем чуть-чуть и придерживайте её. Можно пробовать уже давать малышу ложку, хотя сначала он будет воспринимать её больше как игрушку.

Режим на девятом месяце жизни. В 9 месяцев ребёнок спит приблизительно 13-14 часов в сутки: два раза днём и 10-11 часов ночью.
Игрушки на девятом месяце жизни. Погремушки, кубики, музыкальные игрушки, книжечки из ткани и пластика, резиновые пищалки, мягкие машинки, мячики, пирамидка, мягкий молоток, детское пианино или синтезатор, игровые центры, игрушки для ванной.

Актуальные вопросы девятого месяца жизни.

Надо ли водить ребёнка за ручки? В этом нет никакой необходимости. Хотя деткам такое занятие, несомненно, понравится. Но чем позже возникнет вертикальная нагрузка на позвоночник, тем меньше проблем со спиной будет у малыша в будущем. Ползать ребёнку в этом возрасте гораздо полезнее, чем ходить. Когда малыш будет готов, он пойдёт сам. Рано или поздно это случится.
Когда начинать чистить зубы малышу? У вашего ребёнка уже, скорее всего, есть несколько зубиков. Стоматологи считают, что чистить зубы ребёнку нужно как только появился первый зуб. Только делать это надо не зубной щёткой, а специальным напальчником, который одевает мама. Уже после годика малышу можно купить детскую зубную щётку и постепенно приучать к самостоятельной чистке зубов. Главный момент обучения - личный пример: когда малыш видит как чистят зубы родители, он и сам быстро научится этому.

Почему малыша трудно уложить спать? Детям настолько интересен окружающий мир, что они хотят растянуть время бодрствования и часто не спешат ложиться спать. Очень важно придерживаться расписания. Укладывайте каждый день в одно и то же время. Чтобы ребёнок хорошо спал, ему нужно активно проводить день, то есть как можно больше ползать, делать гимнастику. Не перегружайте малыша впечатлениями перед сном, ему будет сложнее заснуть.

Зачем нужны пальчиковые игры? Пальчиковые игры развивают мелкую моторику рук. Ребёнок, у которого хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, лучше подготовлен к письму и рисованию. Но чтобы пальчиковые игры принесли пользу они должны сопровождаться интересом ребёнка, положительными эмоциями с его стороны.

На девятом месяце ребенок начинает ползать! Это ползание отличается от традиционного способа ползания по-пластунски, когда опираются на коленки и руки.

Физическое развитие

Кроха пытается непродолжительное время ползать, лежа на животе, вытягивая все тело вперед или совершая боковые движения.

Зато малыш может отныне сидеть, опираясь на две или одну руку и пытаясь одновременно дотянуться свободной рукой до игрушки. К началу девятого месяца, при поддержке взрослого, малыш уверенно стоит, опираясь на подошвы.

Показатели ребенка от 9 до 10 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

70.69-72.84 см

9.280-9.890 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки


В этом возрасте ребенок начинает брать мелкие предметы вытянутыми большим и указательным пальцами (щипковый захват). Внимательно оглядите свое жилище, по-прежнему ли оно безопасно для малыша? Мелкие предметы должны быть недосягаемы для ребенка, так как он может засунуть их в рот или нос.


Психическое развитие

Ребенок начинает исследовать различные емкости: вытаскивает предметы из неглубоких банок и коробок, исследует сумочки или косметички. Активно изучая окружающее пространство, ребенок сталкивается с непонятными для него явлениями: удивляется, почему он не может достать рыбку через стекло аквариума, в поисках «звука» переворачивает звучащую игрушку.

Малыш начинает наблюдать за действиями взрослых. Если раньше внимание ребенка в первую очередь привлекало лицо мамы или папы, то теперь он с интересом начинает изучать другие части тела и их движения. Например, следит за рукой во время письма или складыванием предметов в сумку.

Ребенок сам начинает подражать действиям взрослых - пьет из чашки, надевает на голову платок. Игры с мамой в «прятки» уже не вызывают у малыша недоумения. Он внимательно следит, пока мама прячется за дверцей шкафа и весело смеется, когда мама выглядывает из-за укрытия.

Любимой игрой в этом возрасте становится бросание игрушки на пол.


Малыша привлекает в ней возможность играть по своим правилам: сидя на коленях у взрослого, он бросает игрушку вниз, ждет, когда ее подадут, и бросает снова.

Сейчас дети индивидуально реагируют на незнакомых людей : одни малыши с удовольствием общаются с гостями, другие пугаются, начинают плакать или прятаться за маму. Предупредите ребенка о приходе посторонних людей. Скоро малыш поймет, что гости не представляют для него никакой опасности.

Развивается лепет, малыш выразительно произносит разные звуки и звукосочетания («па-па-па» , «ма- ма-ма », «ба-ба-ба»), начинает «играть» голосом - переходя то на шепот, то на громкую «речь». Ребенок пробует свои голосовые возможности и получает удовольствие от такой игры. Своим активным лепетом малыш может показать, что хочет продолжать играть с вами или пойти на руки. Он по-разному реагирует на интонацию голоса взрослого: настораживается или хмурится на строгий голос и улыбается, радуется на ласковый.

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

От 9 до 10 месяцев

  • от рождения до 1 месяца
  • от 1 до 2 месяцев
  • от 2 до 3 месяцев
  • от 3 до 4 месяцев
  • от 4 до 5 месяцев
  • от 5 до 6 месяцев
  • от 6 до 7 месяцев
  • от 7 до 8 месяцев
  • от 8 до 9 месяцев
  • от 9 до 10 месяцев
  • от 10 до 11 месяцев
  • от 11 до 12 месяцев
  • от 1 года до 1 года и 3 месяцев
  • от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
  • от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
  • от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
  • от 2 лет до 2 лет и 3 месяцев
  • от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев
  • от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
  • от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет
  • от 3 до 4 лет
  • от 4 до 7 лет
  • от 5 до 7 лет
  • от 6 до 7 лет
  • 7 лет и старше

Девять месяцев – этот возраст можно назвать этапом развития подвижности и в целом двигательной активности ребенка. Малыш осознает физическую независимость, самостоятельно перемещаясь с одного места на другое и исследуя недоступные ранее уголки. Сегодня мы расскажем о нормах развития детей данного возраста и о том, что необходимо для освоения и совершенствования дальнейших навыков младенца.

Рост и развитие ребенка в 9 месяцев

На девятом месяце жизни грудничок набирает 500 г веса, показатель роста увеличивается на 1,5 см. Расчеты окружности головы и груди в среднем становятся больше на 0,5-1 см.

Каждый ребенок развивается по индивидуальному графику – это знают и родители, и педиатры. Но ориентироваться на средние данные физических показателей детей одного возраста все же необходимо, ведь именно так можно узнать, нет ли у малыша погрешностей в росте и каков темп развития ребенка в целом.

В таблице ниже указаны основные параметры физического развития 9-месячных детей.

Основные навыки: что умеет 9-месячный малыш

Ребенок на девятом месяце жизни уверенно стоит, опираясь на борт кроватки, стену или руку взрослого. Если младенец чувствует достаточную поддержку, то он делает несколько шагов. Самостоятельную ходьбу малыш еще не практикует и предпочитает добираться до нужного места ползком. Навык ползания ребенок к этому возрасту осваивает «на ура» – за крохой бывает трудно угнаться.

Важно! В 9 месяцев начинается период влечения к предметам, находящимся на высоте, поэтому родителям следует проявлять особую бдительность и убирать опасные вещи, находящиеся чуть выше роста малыша.

Итак, что должен уметь ребенок в 9 месяцев:

  • Самостоятельно садиться из любого положения. Сидя ребенок может провести 10-15 минут без труда, при этом дотягиваясь до предметов и притягивая к себе нужную игрушку.
  • Маленький непоседа пытается забраться на невысокие поверхности – диваны, стулья, кресла и т.д.
  • Находясь возле опоры, самостоятельно встает и делает маленькие шажки. В детских ходунках приседает, пытается подпрыгивать, без устали передвигается в них до 10 минут.
  • Активно использует в играх «щипковый» захват. Пытается подобрать двумя пальцами мелкие предметы с пола.
  • Физическое развитие ребенка также претерпевает изменения, у крохи начинают появляться первые молочные зубки (или продолжают расти), иногда одновременно прорезываются сразу несколько зубов.
  • Происходит активное развитие речи. Малыш произносит заветные слоги «ма», «па», «ба». Постепенно в речь ребенка входят новые звуки и даже короткие слова («на», «где» и т.д.).
  • Предметы в ручках держит крепко и уверенно, но и разжать пальчики младенцу в 9 месяцев еще трудно – он до конца осознает весь «механизм» процесса. Поэтому отобрать у малыша предмет, который он схватил, бывает крайне непросто.

Различия в развитии мальчиков и девочек

Несмотря на то, что развитие у детей обоих полов проходит практически одинаково, можно заметить некоторые особенности в восприятии мира, играх, поведении у девочек и мальчиков даже в столь раннем возрасте.

  • Девочки вне зависимости от темперамента проявляют больше интереса к общению и эмоциям, чем мальчики. Сильному полу с младенчества больше интересны неодушевленные предметы, нежели люди.
  • Мальчики часто равнодушны ко звукам и голосам, нежели девочки. Именно поэтому словарный запас у женского пола пополняется быстрее, что благоприятствует раннему развитию речи.
  • Рассматривать предметы, активно играть и развивать пространственное зрение лучше получается у малышей мужского пола. У девочек более развито периферийное зрение, и они предпочтут игрушкам внимание и ласку.

Нейро-психомоторное развитие на девятом месяце жизни

Интеллектуальное и двигательное развитие ребенка в 9 месяцев также преподносит родителям много приятных поводов для гордости за своего малыша. Что же нового можно заметить в данный период?

  • Кроха уже успел запомнить свое имя, и если слышит его, то реагирует на него улыбкой, поворачивается в сторону взрослого, проявляет заинтересованность.
  • Младенец способен более ярко выражать свои эмоции – когда ему весело, он радуется и смеется; когда злится – проявляет обиду и даже гнев.
  • Постоянно показывает пальчиком на разные предметы: на те, которые бы хотел потрогать (просьба достать что-то), и на те, куда хотел бы забраться (просьба поднять к высокой полке, шкафчику).
  • Осваивает простые жесты «да» и «нет». Реагирует на просьбы взрослых –«иди к маме», «подними мячик» и т.д.
  • Делает попытки помочь маме при одевании – протягивает ручки, пытается просунуть ножки в штанину. Самостоятельно стягивает с себя головной убор.
  • Играет со взрослым в «прятки», при этом по голосу или шагам может понять, где находится прячущийся родитель.
Речь Кроха ежедневно тренируется в произношении целых цепочек слогов. Многие из них напоминают знакомые слова «мама», «баба». Ребенок стремится подражать взрослому, повторяя те слоги, которые уже появились в его лепете – «па-па-па», «ма-ма-ма» и др.
Слух При помощи слуховой памяти запоминает и выполняет просьбы и словесные «инструкции» – «поцелуй папу», «покажи маме ручку» и т.д. Под звуковую мелодию может изображать танцевальные движения.
Зрение Наблюдает за происходящим вокруг, обращает внимание на мимику и жесты взрослых. Реагирует на улыбку, понимает, когда мама сердится.
Эмоции Бурно (радостно) реагирует на появление мамы в комнате. Общается со взрослыми при помощь простых жестов, показывая ручкой на интересующую вещь или проявляя недовольство (машет головой).
Моторика Активно ползает, поочередно передвигая правую и левую пару конечностей. У опоры старается сразу принять вертикальное положение, встав на ножки. Вдоль опоры уверенно стоит и передвигается, придерживаясь одной рукой. Мелкие предметы в игре ребенок старается захватить двумя-тремя пальцами.
Игра Малыш с удовольствием играет одновременно с несколькими игрушками (предметами). Во время игры постукивает одним кубиком о другой. Отдает предпочтение игрушкам с музыкальным сопровождением. Если взрослый спрячет вещь, ребенок будет делать попытки её найти.

Навыки и умения ребенка в 9 месяцев (видео):

Режим дня девятимесячного ребенка

  • Средняя суточная потребность во сне у девятимесячных детей – около 14 часов. Количество периодов дневного сна не должно быть меньше двух, при этом дневной сон (в целом) составляет 4-4,5 часа, а на ночной приходится 9-10 часов в сутки.
  • Дети, находящиеся на грудном вскармливании, могут также продолжать просыпаться ночью и требовать грудь. Но эта потребность у малышей обусловлена не голодом, а потребностью быть рядом с мамой.
  • Часто младенцы в этом возрасте имеют проблемы со сном. Причиной этому служит переутомление днем, сбой в налаженном режиме. Приучайте ребенка вставать и ложиться спать в одно и то же время, и кроха начнет спокойно спать и набираться сил по ночам.

У грудного ребенка 9 месяцев режим дня мало чем отличается от содержания режима прошлого месяца жизни. Небольшие изменения можно понаблюдать в таблице ниже, где представлен вариант рационального режима дня девятимесячного малыша.

Время (в часах) Элемент режима
7.00 Пробуждение ребенка, гигиенические процедуры, гимнастика
7.30 Завтрак
8.00 Бодрствование, активные игры
9.00 Развивающие занятия, чтение с мамой, прослушивание музыки
11.00 Перекус
12.00 Прогулка на свежем воздухе, первый дневной сон
14.30 Обед
15.00 Бодрствование, игры, развивающие занятия, массаж
16.00 Прогулка на свежем воздухе, второй дневной сон
18.30 Перекус
19.00 Бодрствование, чтение с мамой, спокойные игры
20.00 Ужин
21.30 Вечернее купание, подготовка ко сну
22.00 Перекус, укладывание на ночной сон

Уход за малышом в 9 месяцев

За девятимесячным крохой уход основывается на тех же приёмах, что проводились взрослыми во все предыдущие месяцы, начиная с момента рождения. Это три основных компонента:

  1. гигиенические процедуры (умывание, подмывание, вечернее купание);
  2. легкая гимнастика;
  3. массаж.

На заметку! Проведение всех манипуляций по уходу должно по возможности осуществляться в одни и те же часы – именно так ребенка можно постепенно приучить к распорядку дня и наладить его режим.

Купание ребенка в 9 месяцев

Процедура принятия ванны в этом возрасте обычно уже налажена родителями, и малыш с удовольствием проводит время в воде. Если ребенок любит купаться, то можно позволить ему «плескаться» 20-30 минут, заинтересовывая кроху водными забавами: мыльными пузырями, корабликами, мячиками, резиновыми зверятами с брызгалками и чашками для переливания жидкости.

Совет! Дети, как правило, уже хорошо сидят к девяти месяцам, поэтому можно приобрести специальный стульчик или круг для ванны. Такие предметы обеспечат устойчивое положение и предотвратят случайное падение. .

Массаж в 9 месяцев

Укрепление мышц на данном этапе развития просто необходимо – малыш благодаря массажным процедурам совершенствует навык ползания и готовится к освоению ходьбы. Массаж может проводить мама самостоятельно. Достаточно лишь запомнить несколько основных моментов и приемов:

  • первые сеансы массажа длятся не более 10 минут. Ребенок должен быть спокоен, в хорошем настроении. Для расслабления можно включить спокойную мелодичную музыку;
  • начинать процедуру нужно с мягких поглаживаний ладонями частей тела малыша – рук, ног, спинки и животика. Руки массируются от ладони до плеча, ноги также от ступни до бедер;
  • животик легкими движениями массируется по часовой стрелке. Массируя спину, стоит запомнить, что позвоночник массажем затрагивать не нужно. Спинка малыша массируется вверх/вниз вдоль него, а также по направлению к бокам;
  • особенно важно уделить время ладоням и ступням крохи, массируя каждый пальчик отдельно, это благоприятствует развитию мелкой моторики;
  • завершается массаж нежными, почти невесомыми похлопываниями.

Гимнастика в 9 месяцев

Зарядка для девятимесячного младенца – неотъемлемая часть утренних процедур. Выполняется она до завтрака, в первые 10 минут после пробуждения и носит общеукрепляющий характер для здоровья ребенка.

Вот как выглядит комплекс гимнастических упражнений для «начинающих»:

  1. разминаем мышцы рук, предплечья: ребенок лежит на спине, взрослый сгибает и разгибает руки малыша в локтевых суставах, чередует со скрещиванием, затем делает круговые движения;
  2. разминаем мышцы ног: взрослый попеременно сгибает ножки ребенка в коленях, имитируя езду на велосипеде, затем сгибает и разгибает ножки одновременно;
  3. выполняются повороты в обе стороны со спинки на животик и обратно;
  4. присаживание и приподнимание тела ребенка за выпрямленные руки;
  5. ползания за предметом/игрушкой;
  6. покачивающиеся движения на фитболе в разных положениях тела – лежа на животе и лежа на спине.

Примерное меню младенца в 9 месяцев

К девяти месяцам пищеварительная система ребенка уже достаточно окрепла. Первый прикорм позади, кроха дорос до момента, когда впору оценить разнообразие новых вкусов и их сочетаний в продуктах питания. Объем и количество вырабатываемых ферментов для расщепления пищи увеличиваются с каждой неделей жизни, а вместе с ними лучше работают механизмы иммунной защиты организма.

Вот как выглядит примерное меню ребенка в девятый месяц жизни:

Прием пищи Что едим
Завтрак 90 г каши, 60 г измельченных фруктов, 100-120 мл грудного молока/смеси
Перекус 100-150 мл фруктового сока, 50 г пюре из отварных овощей или нарезанного кубиками сыра
Обед 60-90 г мясного пюре, либо йогурта или нежирного творога, 100 г овощного пюре, 100-150 мл грудного молока/ смеси
Перекус 100 г мелко нарезанного фрукта или детского йогурта, 1 детское печенье
Ужин 60-70 г отварного мяса в пюре, 60 г овощного пюре или риса, половина измельченного фрукта, 100-150 мл грудного молока/смеси
Перекус (перед сном) 150-200 мл кефира либо грудного молока/ смеси

Важно! Постепенно сокращается количество «молочных» кормлений. В 9-ый месяц жизни дети на грудном вскармливании получают материнское молоко 3-4 раза в сутки, а малышам-искусственникам становится достаточно 2-3 порций смеси в день.

Что едим?

В таблице перечислены основные продукты, которые составляют рацион ребенка в данный период жизни.

Продукт Размер порции
Кефир, детский йогурт, молоко (для варки каш) 150-200 мл в день
Мясные пюре (говядина, свинина, индейка, кролик) до 50 г в день
Рыба (треска, хек, пикша, лосось, минтай, форель) Начинаем давать с 1 ч.л., за 2-3 приема пищи доводим до порции в 50 г/день. До года давать рыбу не чаще 1-2 раз в неделю.
Овощи (брокколи, цветная капуста, кабачок, картофель, морковь, свекла, тыква) и каши (рисовая, гречневая, кукурузная, пшеничная, ячневая) до 180 мл в день
Фруктовые соки и пюре (яблоко, груша, персик, абрикос, слива) 80-90 мл в день
Нежирный творог (не более 3 %) не более 40 г в день
Желток 20-30 г в день
Детское печенье, сухарик 5 г

Вкусные и полезные рецепты для малыша

Режим питания девятимесячного ребенка предусматривает до 5-6 кормлений в день, включая перекусы. Старайтесь разнообразить повседневное меню своего чада. Помните, что правильно приготовленный прикорм – это источник питательных веществ для маленьких детей. Не знаете, что приготовить крохотному гурману? Предлагаем вам несколько рецептов для полноценной детской трапезы.

Картофельно-кабачковый салат

Вымойте и почистите 2 картофелины среднего размера. Нарежьте овощ на мелкие кубики, поместите в небольшую кастрюлю и налейте в неё воды на половину объема. Половину кабачка очистите, порежьте кусочками и добавьте к картофелю. Поставьте кастрюлю на средний огонь, доведите до кипения. После 5-7 минут кипения слейте воду, овощи разомните и остудите до комнатной температуры. Добавьте 1 ч.л. растительного масла (желательно – оливкового).

Филе трески с рисом

Вскипятите в кастрюле 1 л воды. В кипящую воду добавьте 1,5 ст.л. риса и маленькую часть (не более 4-5 см) очищенного стебля лука порея. Варите на медленном огне. Спустя 15 минут добавьте в кастрюлю 30 г охлажденного филе трески. Варите еще 7 минут, затем снимите с огня и слейте в отдельную емкость бульон. Смешайте рис с луком-пореем и треской, добавьте 2-3 ст.л. бульона и заправьте блюдо парой капель оливкового масла.

Овсяная каша на молоке с персиком

1 спелый персик вымойте, очистите от кожуры и измельчите с помощью крупной терки. Вскипятите 100 мл молока (жирностью не более 2,5%). В закипевшее молоко всыпьте тонкой струйкой 1 ст.л. овсяной крупы, предназначенной для варки. Добавьте натертый персик. Томите на слабом огне 3-5 минут, затем снимите с плиты и охладите до комфортного состояния (каша должна подаваться теплой).

Помогаем развиваться 9-месячному малышу

Младенцы в девять месяцев много времени проводят у мамы на руках. Непросто носить грудничка помногу часов в день, но до начала ходьбы ребенку необходимо быть «ручным» – как ни странно, это один из этапов правильного психического развития.

Мы предлагаем обратить внимание на несколько важных советов, которые помогут в игровой форме всесторонне развивать девятимесячного ребенка.

Развивайте речь

Чтобы малыш накапливал пассивный словарный запас, с ним необходимо ежедневно и помногу разговаривать. Не знаете, о чем беседовать с крохой? Начать можно с комментирования происходящего. «Машенька сейчас будет одеваться и идти с мамой на прогулку», «сегодня Машенька будет кушать кашку» и т.д. Читайте ребенку книжки с потешками, запоминающиеся сказки, стишки, в которых повторяются слова.

Учите малыша ползать

Бывают груднички, которые по тем или иным причинам не проявляют желания ползать, хотя полностью здоровы. Родители должны прилагать все усилия, чтобы научить ребенка ползать, это важный шаг к последующему освоению хождения. При попытках ползания создавайте его ножкам попеременную опору – так кроха с вашей помощью научится технике «перекрестного» ползания.

Стимулируйте мелкую моторику

Ежедневно делайте разминку для пальчиков. Давайте ребенку мять и рвать бумагу, показывайте, как можно её комкать. Заведите сенсорную коробочку с кусочками предметов разной фактуры и материалов (только чтобы были безопасными!). Пусть малыш познакомится с новыми тактильными ощущениями (губка – мягкая, пробка от бутылки – твердая и т.д.).

Поощряйте двигательную активность

Ребенку нравится передвигаться ползком и изучать все вокруг? Не сажайте его надолго в манеж. Отличным решением может стать раскладной домик с тоннелем. Малыш с удовольствием будет переползать в домик по тоннелю и обратно. Воплотить в жизнь такое развлечение можно и без траты лишних средств, смастерив крохе домик из картонных коробок.

Развивающие занятия для ребенка 9 месяцев:

Выбираем игрушки для крохи 9 месяцев

В девять месяцев малыш начинает осознанно получать удовольствие от первых игр, выражать свои эмоции и осваивать навыки общения. Развивать ловкость и моторные навыки ребенку помогут правильно подобранные игрушки. Итак, что желательно иметь в «арсенале» девятимесячному малышу?

Игрушки

Ребенок в девятимесячном возрасте все впитывает, как губка, поэтому важно окружать его полезными и нужными предметами. Приобретите фигурки домашних и диких животных. В игре называйте животное, и вкратце упоминайте, какие звуки оно произносит, чем отличается от других зверей. Пусть в вашем игрушечном мире будут несколько кукол, которых можно переодевать, укладывать спать, купать их. Постоянно проговаривая простейшие действия в игре, малыш запомнит их и в скором времени начнет воспроизводить сам.

Каталка

С каждым днем малыш, опираясь на опору, делает шаги и совершенствуется в ходьбе. Самое время приобрести игрушечную каталку на колесах, с возможностью опереться на неё. Дети в этом возрасте с удовольствием облокачиваются на такой предмет, позволяющий перемещаться по всей комнате. Будьте уверены, у крохи подобная игрушка вызовет большой восторг!

Книжки-игрушки

Издания с разноплановыми игровыми элементами развивают у ребенка зрение, слух, мышление и тактильные ощущения. Малыш учится вместе с такой книжкой осваивать множество действий – открывать и закрывать её, тянуть и дергать за вкладыши, прикасаться к разным фактурам, шуршать, звенеть и т.д.

Выбрать для изучения есть из чего, игровые книжки представлены сразу в нескольких категориях, например, картонные (с объемными фигурками, глазами, игрушками), резиновые (непромокаемые, с пищалками – брызгалками для ванной), текстильные (страницы с разной набивкой, блестящими и звуковыми вставками).

Развивающий центр

Этот предмет направлен на вовлечение в игру всех органов чувств младенца. Такой центр позволит родителям заметить, что умеет малыш на конкретный момент и чему научился спустя неделю. С тянущимися – выпадающими элементами тренируется координация движений, развивается мелкая моторика рук. Остановиться при покупке стоит на развивающих центрах с несколькими видами деятельности (не менее 5), позволяющими крутить предметы, мять, дергать, стучать, менять цвет. Такая игрушка потребует от ребенка в игре умственных и физических усилий, что положительно скажется на его развитии.

Что будет уметь ваш малыш

Самостоятельно садиться из положения на животе.
Стоять держась за опору.
Неотчетливо, а затем отчетливо произносить «мама» или «папа».
Играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание.
Ходить держась за мебель.
Понимать слово «нет» (но не всегда повиноваться).
Играть в мячик (возвращать вам мяч).
Пить из чашки без посторонней помощи.
Аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев.
Короткое время стоять без посторонней помощи.
Хорошо стоять без посторонней помощи.
Отвечать жестом на короткую просьбу.
Прилагать усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами досягаемости.
Искать упавший предмет.

Одного дневного сна вполне может хватать многим детям, когда они приближаются к своему первому дню рождения.
Некоторые, не укладываясь спать в первой половине дня, пытаются отказаться и от послеобеденного сна. Дети некоторых счастливых родителей продолжают спать 2 раза в день и на 2-м году жизни, и это тоже совершенно нормально, если не мешает хорошему ночному сну. Если ночью ребенок спит беспокойно, то нужно оставить только один дневной сон. Не столь важно, сколько спит ребенок, - важно его самочувствие после сна. Если ваш ребенок отказывается спать днем и к ужину переутомляется и становится капризным, то, возможно, ему требуется дополнительный отдых. Недостаток дневного сна, как ни странно, приводит к тому, что ребенок с трудом укладывается в постель вечером и хуже спит ночью, - ведь по логике должно быть наоборот.
Если вам кажется, что ваш малыш мало спит днем, попытайтесь уложить его после кормления в тихой затемненной комнате или попробуйте покачать его в коляске или повозить вокруг дома.
Если ваш ребенок не проявляет готовности ложиться спать вечером, убедитесь в том, что он достаточно спит днем, чхобы не быть переутомленным и перевозбужденным к вечеру.
Лучшему засыпанию ребенка вечером будут способствовать ежедневные вечерние купания в теплой воде, помогающие расслабиться, приглушенное освещение в комнате, где он спит, тихое пение перед сном.

Отнятие от груди

Материнское молоко, несмотря на всю свою непревзойденную ценность в первые месяцы жизни ребенка, в более поздний период уже не отвечает всем потребностям растущего организма, и его необходимо дополнить другими продуктами. Точно так же и коровье молоко не может слишком долгое время быть главной едой ребенка, потому что его становится недостаточно для питания организма. Ребенку нужно больше белков, крахмала, минеральных солей, витаминов, клетчатки для пищеварительного процесса, более плотной и твердой пищи для тренировки зубов, десен и челюстей.

Поэтому на девятом месяце ребенка можно окончательно отнять от груди, а количество коровьего молока и сухой смеси, которое получает ребенок, сводится к 3 порциям - утром, после обеда и вечером (в каше).
Всего ребенок должен получать не более 3/4 л молока.
Не следует отказываться от грудного кормления летом, когда на дворе слишком жарко. В такое время дети бывают склонны к поносам, а кормление грудью их от этого избавляет. Не отнимаем ребенка от груди и в тех случаях, когда у него появляются какие-либо признаки расстройства работы желудка или кишечника, как и вообще во время болезни. В этих случаях отнятие от груди нужно отложить на 1-2 месяца.

Питание

В предыдущем месяце мы иногда добавляли в детскую пищу желток. В этом месяце будем его давать через день вместе с супом или овощами. Желток содержит много железа, кальция и фосфора. Белок по-прежнему не даем, так как он усваивается значительно труднее, чем желток.
После обычной еды можно дать ребенку какую-нибудь булочку, сухарь или печенье. Он сам держит их в руке и жует. Так он упражняется в кусании и жевании более твердой пищи. Это ему необходимо для развития челюстей, десен и зубов.
Это скорее упражнение, а не развлечение, и нельзя прибегать к нему в перерывах между едой, чтобы не перебить аппетит, и каждый раз, когда ребенок захнычет.

Внимательно следите, чтобы ребенок случайно не откусил слишком большой кусок, который с трудом мог бы проглотить. У ребенка может возникнуть неприятное ощущение, которое он перенесет на все виды твердой пищи и откажется от нее. Не оставляйте в детских руках слишком размоченную слюной булочку, лучше замените ее новой, сухой. Следите за тем, чтобы ребенок не играл с едой и не раскидывал крошки вокруг себя.
Ребенок, который с раннего возраста не привык к пресным, рафинированным хлебобулочным изделиям, в дальнейшем без всяких проблем воспримет их более здоровую разновидность из муки грубого помола.

Чем позднее вы введете в рацион ребенка сладкие продукты, тем лучше. Не стоит думать, что ребенок не будет есть творог или йогурт, если вы не добавите растертый банан, или откажется от каши, если вы не подсластите ее яблочным пюре или тертым персиком. Фрукты давайте ребенку только на десерт и чаще предлагайте ему овощи. Полностью исключить сахар из рациона ребенка - по крайней мере, в течение первого года, а еще лучше первых двух лет - значительно проще, чем пытаться сократить его потребление. Исследования показывают, что у детей, рано познакомившихся с сахаром, вырабатывается к нему более сильная привязанность, чем у тех, кто попробовал сладости позднее.
К настоящему времени протертая пища должна быть заменена размятой и пищей кусочками. Ребенок, который слишком долго употреблял протертую пищу, часто отказывается от пищи с более грубой текстурой, когда ее наконец предлагают, и ленится жевать. В дальнейшем это мешает обеспечивать сбалансированное питание.
Когда врач одобрит введение в рацион коровьего молока (в таком возрасте обычно в небольшом количестве), давайте его ребенку в чистом виде. Шоколадное молоко не только содержит большое количество сахара, но и мешает усваивать кальций (хотя последние исследования показывают, что в незначительной степени), а также у некоторых детей может вызвать диатез.
Не солите пищу, которую вы готовите для ребенка, и особенно избегайте давать ему соленые закуски, которые могут привить нездоровую привязанность к продуктам с высоким содержанием натрия. Некоторые дети в более старшем возрасте любят высыпать соль себе на ладонь и слизывать ее. Посоветуйтесь с врачом, если ваш ребенок так делает. Хотя в большинстве случаев это не более чем привычка, есть небольшая вероятность того, что потребность в соли обусловлена расстройством метаболизма.

Нет ничего удивительного в том, что многие дети отказываются от незнакомой пищи. Это происходит потому, что их родители каждое утро давали им одну и ту же кашу на завтрак и ежедневно предлагали один и тот же набор детского питания на обед и ужин, лишая возможности попробовать что-нибудь еще. Будьте изобретательны в кормлении своего ребенка, разумеется не преступая границ, установленных доктором и налагаемых возрастом малыша. Попробуйте разные виды каш, различные сорта хлеба и макарон из муки грубого помола или с повышенным содержанием протеина, молочные продукты во всем их многообразии (йогурты, творог, кефир, твердые сорта сыра, такие как швейцарский и чеддер, плавленый сыр с низким содержанием жира), овощи и фрукты, в дополнение к моркови, гороху и бананам (картофель, спелая дыня, манго, свежая черника и т. д.).

Зубы

Наслаждайтесь этой беззубой улыбкой, пока у вас есть такая возможность, и успокаивайте себя мыслью, что многие десятимесячные дети имеют голые десны (некоторые заканчивают свой первый год жизни без единого зуба), но рано или поздно зубы появляются у каждого ребенка. Хотя в среднем первый зуб прорезывается в 7 месяцев, общий диапазон колеблется от 2 (порой раньше) до 12 месяцев (порой позже). Позднее появление зубов обычно является наследственным признаком, и оно не оказывает никакого влияния на интеллект вашего ребенка и его общее развитие (вторая пара зубов у него также появится позже). Отсутствие зубов не создает проблему, когда ребенка переводят на пишу кусочками; до появления резцов в середине второго года дети с зубами и без них одинаково используют десны для пережевывания пищи.

Горшок

На 9-м месяце дети сидят уже совершенно самостоятельно, и теперь их можно оставлять на горшке одних. Во избежание несчастных случаев горшок ставим на пол, а не на табуретку или скамейку.
Следует требовать от ребенка, чтобы он просился на горшок, когда почувствует необходимость, произнося «а-а». Встречаются матери, которые с раннего возраста приучают детей проситься словами «хочу в туалет», «хочу какать». Ребенок привыкнет правильно называть процесс, и не нужно будет позже учить его новому навыку и отучать от старого. Каждый его поймет, если вас не окажется около ребенка, а он будет просить помощи.
Ваше отношение к испражнениям ребенка должно быть совершенно естественным, тут не может быть ни ложного стыда, ни чувства стеснения. Поэтому не делайте ребенку выговора, если он в присутствии гостей будет проситься «а-а», а вы должны будете посадить его на горшок. Наоборот, похвалите малыша, но не устраивайте представления из этого процесса.

Не следует давать ребенку игрушки, когда он сидит на горшке. В противном случае он начнет играть и перестанет думать о том, что должен делать. Кроме того, он привыкнет долго сидеть на горшке. Поэтому не разрешайте никаких развлечений и не позже чем через 6- 8 минут снимите его с горшка. Если за это время ребенок не успеет сходить «по-большому», то, скорее всего, он испачкает штанишки позже. В этом случае сделайте ему замечание. Увидите, что он вас поймет или начнет понимать через некоторое время.

Страх перед незнакомыми людьми

Ребенок младше 6 месяцев обычно положительно реагирует почти на каждого взрослого. Независимо от того, знакомые это люди или совершенно посторонние, он автоматически относит их к людям, способным позаботиться о нем. Однако очень часто, когда ребенок приближается к возрасту 8-9 месяцев (хотя «боязнь незнакомцев» - официальное название этого феномена - может проявиться в 6 месяцев или даже раньше), он начинает понимать, что родители и, возможно, еще один-два знакомых ему человека являются его главными опекунами, следовательно, нужно держаться к ним поближе и сторониться тех, кто может с ними разлучить (незнакомцев). В это время может быть внезапно отвергнута даже еще недавно любимая бабушка или няня, и ребенок начнет отчаянно тянуться к родителям (особенно к тому, кто больше о нем заботится).

Настороженное отношение к незнакомцам может исчезнуть быстро или не проявляться вплоть до года; приблизительно у двоих из десяти младенцев оно вообще не проявляется (возможно, потому, что эти дети легко приспосабливаются к любым новым ситуациям) или проходит так быстро, что остается незамеченным. Если ваш ребенок боится незнакомцев, не заставляйте его быть общительным - в конце концов этот страх пройдет, и будет лучше, если малыш справится с ним самостоятельно. Но предупредите друзей и родственников, что подобное явление существует, и не позволяйте им отмахиваться от него, то есть сразу брать ребенка на руки, а не пытаться постепенно побороть его сопротивление, улыбнувшись и поговорив с ним, предложив игрушку, пока он сидит у вас на коленях.
Но может случиться и так, что ваш ребенок внезапно отказывается идти на руки к давно работающей у вас няне и начинает капризничать, однако стоит вам выйти за дверь, как он сразу же успокаивается. Некоторые младенцы, особенно вскармливаемые грудью, могут плакать в течение нескольких часов после ухода матери, даже если с ними остаются папа или бабушка. В таком случае вам, возможно, придется ограничить время, которое вы проводите вдали от своего ребенка.

Ребенок встает сам

Как и многие дети, которые только что научились вставать, он будет находиться в этом незнакомом для себя положении до тех пор, пока не упадет или пока ему не помогут опуститься. И именно здесь вы должны вмешаться. Как только вы заметили отчаяние в поведении ребенка, осторожно помогите ему вернуться в сидячее положение. Старайтесь не торопиться, чтобы он мог понять, как это делать самому, на что может потребоваться несколько дней, а иногда и несколько недель.

Плоскостопие

Деформация стопы у ребенка очень часто беспокоит родителей. Стопа у маленьких детей пухлая сверху и снизу, поэтому, когда ребенок стоит босой, стопа под тяжестью тела соприкасается с полом почти всей площадью подошвы, и создается впечатление плоскостопия, хотя в положении лежа изгиб свода стопы нормален.
У большинства детей внешние признаки плоскостопия с возрастом исчезают, и к тому времени, когда ребенок подрастет, свод стопы уже будет нормально сформирован. Только у небольшого процента детей стопы остаются плоскими (что все равно не является серьезной проблемой), но этого нельзя предсказать заранее.

Медленное развитие

Темп развития каждого ребенка в большой степени предопределен его генами, отвечающими за то, насколько быстро будет развиваться его нервная.система. Он запрограммирован начать садиться, вставать, ходить, впервые улыбнуться и сказать свое первое слово в определенном возрасте. Лишь немногие дети показывают одинаковую динамику развития во всех областях; большинство лидируют в одних и отстают в других. Например, один ребенок может рано начать улыбаться и разговаривать (социальное и языковое развитие), но не вставать на ноги до года (навыки основной моторики). Другой может начать ходить (навыки основной моторики) в 8 месяцев и в то же время не освоить пинцетный захват (навык мелкой моторики) до своего первого дня рождения. Темпы развития навыков никак не связаны с интеллектом.

Что важно на девятом месяце

Ребенка в этом месяце окончательно (если принято такое ре-шение) отнимаем от груди.
Не следует давать молочной пищи более 3/4 л в день.
Никогда не давайте ребенку пробовать взрослую еду, не кладите пряности в детскую пищу.
Ребенок должен получать более твердую пищу - булочку, пе-ченье, это задает работу зубам и деснам!
Будьте последовательны и терпеливы при выработке у ребенка навыка ходить на горшок.
Ребенок должен определенное время оставаться один - самостоятельно играть, учиться сосредоточиваться, отучаться раздражаться и требовать постоянного внимания со стороны взрослых.

Солнце и свежий воздух так же важны, как и правильное питание. Пусть лучи солнца непосредственно воздействуют на детскую кожу, но приучать ребенка к пребыванию на солнце нужно постепенно. Если регулярно принимать солнечные ванны, то кожа загорит равномерно. Ребенок загорает в коляске или на траве, но, конечно, не в полдень, когда слишком сильное солнце, и не очень долго - приблизительно полчаса. Защищайте голову и глаза ребенка белой шапочкой-панамкой с козырьком.
При этом давайте ребенку пить столько, сколько ему захочется, чтобы он не испытывал жажды.

Восьмимесячный ребенок обычно хорошо стоит с опорой, свободно ползает по ровной поверхности, присаживается и встает из любого положения. Детям этого возраста очень нравятся подвижные игры, в которых нужно применять имеющиеся навыки ползания. Подобные упражнения отлично совершенствуют моторику, согласованность и координацию движений.

Игра «Догонялки» . Малыш этого возраста быстро ползает. Можно идти или даже ползти вслед за ним, приговаривая: «Догоню-догоню! Поймаю!» Схватите кроху за пяточку или талию: «Я тебя поймала!» Обычно дети очень эмоционально реагируют на подобные игры: смеются, визжат от восторга, стараются ползти быстрее.
В этом возрасте малыш приобретает еще один важный навык. Сначала он ползет вперед, затем может развернуться и ползти в обратном направлении. Внести разнообразие в маршрут движения ребенка и попутно тренировать мышцы опорно-двигательного аппарата можно, используя несложный спортивный инвентарь. Его легко изготовить из подручных средств самостоятельно.

Упражнение «Преодолеваем препятствия» . Соорудите малышу на пути его следования несколько барьеров, через которые ему нужно будет перелезть. Это может быть свернутое валиком одеяло или несколько диванных подушек, расположенных на некотором расстоянии друг от друга. Постройте невысокий подиум: уложите в низкий широкий ящик книги и оберните его мягкой тканью. Кроха будет забираться на возвышенность и учиться слезать с нее. Можно сделать мини-горку: положить на подиум широкую длинную доску, также обернутую тканью. Пусть ребенок ползет вверх или спускается вниз по наклонной плоскости. Помогайте малышу – направляйте его, подбадривайте, будьте всегда рядом, чтобы помочь и подстраховать.

На ноги кроха поднимется только после того, как будет готов к этому и физически, и психологически. Он привыкает к своему новому положению постепенно: стоит, осматривается, но как только опустит руки – шлепается на попку. Так может продолжаться несколько дней, пока ребенок не научится держать равновесие. Следующий момент – малышу нужно не только стоять, но и совершать шаги, держась за опору. Этому он тоже научится самостоятельно. Взрослый может лишь стимулировать зарождение новых навыков.

Упражнение «Достань игрушку» . На невысоких тумбочках, краешке дивана разложите несколько игрушек. Малыш захочет поиграть ими – тогда ему придется подползти к дивану и, держась ручками, встать.

Упражнение «Покатаем мяч» . Малыш сидит на полу. Покатите мяч по направлению к нему, попросите оттолкнуть мячик. Помогите ребенку, если не все получится с первого раза.

С каждым днем кроха становится все более энергичным и непоседливым. Любопытство, желание все потрогать, рассмотреть, поиграть заставляет его следовать намеченной цели. В связи с этим стоит еще раз внимательно осмотреть окружающее малыша пространство на предмет безопасности: «заглушить» розетки, убрать повыше комнатные цветы, лекарства, легко бьющиеся предметы, закрыть дверцы шкафов. Лучше выделить малышу небольшой шкафчик с игрушками, куда он будет иметь свободный доступ. Помните о безопасности, не лишая ребенка радости исследования окружающего пространства.

Интеллектуальное развитие

В этом возрасте малыши отчетливо воспринимают и различают размеры предметов. Кроха берет мелкие предметы большим и указательным пальцами, а крупные – двумя руками. Поэтому игровой арсенал ребенка должен содержать предметы разных форм и размеров. Понадобятся специальные игрушки, такие, как матрешка, набор емкостей-вкладышей, вставляющихся одна в другую, пирамидка, кубики. Особенности этих игрушек таковы, что малыш, манипулируя ими, учится сравнивать размеры, зрительно их сопоставляет, ощущает вес и форму.
Успешно нанизав колечки пирамидки всего один раз, кроха будет стремиться делать это снова и снова. Покажите, как ставить один кубик на другой, вместе стройте и разрушайте невысокие башенки. Откройте матрешку с сюрпризной интонацией: «Это матрешка, а вот еще одна спряталась внутри!» – и пусть малыш достанет матрешку поменьше.

Лепка и рисование. С девяти месяцев уже можно начинать рисовать, лепить из пластилина. Скатайте небольшой пластилиновый шарик и покажите ребенку, как надавить на него ручкой, чтобы он превратился в лепешку. Сначала покажите крохе, как нужно действовать. Затем возьмите его ручку в свою и попытайтесь совершить эти действия вместе.

Слепите из пластилина лепешку и воткните в нее макаронины, орехи, фасоль, камешки. Кроха с удовольствием будет выковыривать их из пластилина.

Можно осваивать рисование: предложите ребенку мягкие карандаши с широким стержнем, цветные мелки, кисть и краски, специальные пальчиковые краски. Возможно, малыш полюбит это интересное занятие – оставлять на чистой бумаге разноцветные следы, причудливые линии и узоры.

С помощью таких занятий совершенствуется мелкая моторика, чувствительность и согласованность движений пальцев. Все это является мощным стимулом для развития мышления, внимания, памяти и для созревания речевых центров головного мозга.

Упражнение «А что в коробочке?» . Вам понадобится коробка или шкатулка и мелкие предметы: камешки, крупные пуговицы, небольшие игрушки – все, что малыш может захватить большим и указательным пальцами, но не может проглотить.

Поначалу достаточно пяти предметов, а потом увеличьте их количество до 10–15. Прежде чем начать занятие, дайте ребенку рассмотреть коробку и поиграть с ее содержимым.

Объясните малышу, что его задача – положить предметы в коробку. Покажите, как это нужно сделать. Захватите предмет большим и указательным пальцами и опустите на дно банки. После того как вещи окажутся внутри, начинайте по одному вынимать их.

Теперь кроха сам должен наполнить коробку. Главное – чтобы он выполнял задание правильно – брал предметы только двумя пальцами, а не всей ладошкой. Хвалите ребенка за каждое умелое действие.

Игра «Сюрприз». Эта игра также помогает развить у малыша умение повторять определенную последовательность действий за взрослым. Возьмите достаточно глубокую коробку, положите внутрь нее игрушку и закройте крышкой. Подойдите к ребенку со словами: «Посмотри. Это коробка», потрясите ее и спросите: «Кто там в коробке спрятался?» Откройте крышку и достаньте игрушку. Правильно назвав игрушку, покажите ее ребенку. Как только малыш полюбуется и потрогает игрушку, положите ее снова в коробку, закрыв крышкой. «А теперь достань игрушку из коробки и дай ее мне». Такую игру можно повторять несколько раз, а чтобы малышу не наскучило, меняйте предметы.

Осязание все еще является одним из основных органов чувств, доступных ребенку. Развитию мелкой моторики и тактильной памяти (памяти на ощущения от прикосновений) способствует следующее упражнение.

Упражнение «Угадай, что это?» . Дайте ребенку предметы с разной фактурой: кусочек шерстяной ткани, деревянный брусок, небольшую плюшевую игрушку, резиновый мяч. Когда малыш подержит эти вещи в руках, сложите их в мешочек и попросите вынимать из мешочка предметы. Когда ребенок ощупывает предмет рукой, у него возникает ассоциативная связь тактильных ощущений с образом предмета, он достраивает этот образ и уже может представить себе, что именно он вытянет.

Одним из развивающих стимулов является стремление ребенка подражать действиям взрослых. В связи с этим можно прививать крохе навыки опрятности, аккуратности и даже простейшего самообслуживания.

Предложите ребенку вытереть салфеткой рот после еды, дайте ему губку для купания и полотенце. Конечно, предварительно нужно показать, какую последовательность действий нужно совершить: как правильно мыться, вытираться полотенцем или салфеткой. Для подобного обучения требуется время и систематическое повторение пройденного.

Знакомство ребенка с миром взрослых можно продолжить в игре с куклой. Рассмотрите куклу, пусть малыш по вашей просьбе покажет, где у нее глазки, носик, ротик. Затем покормите куклу вместе, соблюдая очередность действий: повязать передник, усадить на стул, придвинуть стул к столику, взять ложку, зачерпнуть из тарелки «суп» и поднести ко рту куклы. Таким же образом уложите куклу спать. Наблюдая за деятельностью родителей и принимая активное участие в игре, ребенок приобретает навыки последовательных действий.

Малыш заговорил!

На девятом месяце жизни у ребенка активно развиваются речевые навыки. Кроха лепечет, подражает звукам, произносимым взрослыми, начинает говорить первые слова. Чаще всего это не все слово целиком, а лишь первый или последний слог, например «ма» – мама, «пи» – пить, «ла» – кукла. Ребенок может придумать свой язык, и тут уж родителям придется догадываться, что он хочет сказать: «бо» – бутылочка с молоком, «ам» – ложка и т.д.
Произнесение первых слов – значительный прогресс в речевом развитии. Это довольно сложный процесс: малыш должен на слух уловить звуки, содержащиеся в слове-обозначении предмета и попытаться произнести именно эти звуковые сочетания. Поверьте, это очень сложно осуществить при недостаточно зрелом артикуляционном аппарате!

Помочь ребенку освоить звуки и слова может активная речевая среда. Больше читайте малышу вслух короткие сказки, рассказы, стихи, потешки. В этом возрасте все еще актуальными остаются «Ладушки», «Сорока-ворона» и другие речевые и пальчиковые игры. Произвольное внимание еще недостаточно развито, поэтому организуйте подобные игры, когда кроха активен и настроен на общение.

Родителям важно разговаривать с малышом. Выполняя необходимые ежедневные процедуры, старайтесь привлечь его внимание: расскажите, чем вы сейчас заняты. Такие беседы не меньше, чем игры и упражнения, нужны для развития понимания взрослой речи и произнесения слов. Индивидуальный словарь крохи постоянно увеличивается за счет его способности подражать речи взрослых.

Следует помнить, что телевизор – плохой союзник в освоении речи. Только живая речь взрослых побуждает ребенка к ответному звуко- и словопроизношению.

Важно и нужно способствовать тому, чтобы кроха не только произносил слова, но и понимал их значение. Называйте каждую вещь, на которую малыш обратил внимание или которую он взял в руки, и давайте ей краткую характеристику. Рассказывайте ребенку про игрушки, которыми он занимается. Возьмите одну из них и скажите, как она называется. Например, если это машинка, назовите цвет кузова, продемонстрируйте, что у машины есть руль, колеса, покажите, как можно ее катать.

Рассматривайте вместе картинки в книжках, указывая и называя разные предметы. Просите кроху показать на картинке, где зайчик, где девочка, машинка и т.д.

Путешествуя по дому, не забывайте знакомить малыша с новыми предметами. Сначала их можно обнаружить на привычных местах, а затем – на новых.

Игра «Слово и предмет» . Покажите ребенку игрушку, например уточку, несколько раз произнесите, как она называется, и поставьте на полку. Спустя некоторое время спросите малыша: «Где уточка?». Кроха ищет ее глазами по всей комнате, а когда находит – очень радуется.

Тематические альбомы

В небольшие альбомы для фотографий вставьте изображения или фотографии в соответствии с определенной темой, например «Семья», «Прогулка», «Дом», «Транспорт», «Домашние животные» и т.д.

В альбом «Семья» пусть войдут фотографии каждого члена семьи, включая бабушек, дедушек, сестер и братьев. Не забудьте вставить несколько фотографий малыша.

Для альбома «Прогулка» сфотографируйте или вырежьте из журналов те предметы, которые вы часто встречаете на своем пути, гуляя с малышом. Это могут быть детская песочница, качели, коляска, изображение одежды, которую кроха надевает, собираясь на улицу, магазин, деревья и т.д.

Остальные альбомы оформите по аналогии с предыдущими.

Показывая ребенку картинки, четко проговаривайте названия изображенных предметов, попросите указать на тот или иной объект.

Листая подобные альбомы, кроха не только рассматривает картинки, учит и запоминает названия вещей, но и узнает знакомые лица, предметы. Развиваются память, внимание, мышление, накапливается словарный запас.
Наряду с существительными – названиями предметов, ребенок запоминает и глаголы-просьбы, например «Дай!», «Возьми!», «Встань!», «Подними!». Регулярные занятия с пирамидкой и кубиками помогут усвоить новые глаголы: «нанизать колечки», «сложить кубики». Малыш активно воспринимает словесное обращение взрослого, если оно побуждает к действиям и повторяется неоднократно. Поэтому чаще озвучивайте просьбы к ребенку, поддерживая похвалой совершаемые им ответные действия.

Эмоциональное развитие ребенка неразрывно связано с речевым. Малыш выражает эмоции при помощи звуков и мимики, копирует эмоциональные проявления взрослых, манипулирует голосом, громкостью, интонацией.
В этом возрасте кроха становится очень чувствителен к похвале, одобрению со стороны взрослых. Когда его хвалят – охотно повторяет действие, произносит слова и звуки.

Важные достижения девятого месяца:

  • ?ребенок свободно ползает, стоит с опорой, может развернуться и ползти в обратном направлении;
  • отчетливо воспринимает и различает размеры предметов (маленький берет большим и указательным пальцами, большой – двумя руками);
  • вынимает предметы из емкости и пробует вкладывать их обратно;
  • выполняет некоторые действия по просьбе взрослого, например: «Дай игрушку», «Возьми машинку» и т.д.;
  • лепечет, подражает звукам, произносимым взрослыми, начинает произносить первые слова;
  • связывает слово с обозначаемым предметом;
  • копирует эмоции взрослых, манипулирует голосом, громкостью, интонацией.