Социологический опрос на тему: Семья. Требования к выполнению и оформлению работы по социологическому опросу

Не все брачные союзы оказываются крепкими. По тем или иным причинам (морально-психологическим, экономическим, национальным и др.) браки распадаются по инициативе одной или обеих сторон независимо от срока совместной жизни. Развод – это и есть расторжение брака в соответствии с принятыми в обществе нормами законами или обычаями.

Развод в прошлом был крайне редким событием, которое резко осуждалось общественным мнением. В процессе демократизации общества взгляд на развод как на гражданский акт подвергался более либеральным оценкам.

Раньше других рост числа разводов затронул США, протестантские и некоторые католические страны Северной и Центральной Европы, заметно позже – католические страны Европейского Юга. В Азии, в мусульманском мире, расторжение брака хотя и не является чем-то исключительным, но было и остается редким событием, которое не одобряется и допускается в строго определенных случаях. Развод отнюдь не редкость и у народов Африки, придерживающихся древних обычаев и традиций.

Отношение к разводу как явлению общественной жизни не остается неизменным. Долгие века о разводе нельзя даже было и помыслить, затем расторжение брака стало допускаться в исключительных случаях, но резко осуждалось общественным мнением. Теперь развод – массовое, а потому обыденное явление (конечно, не для тех, кто непосредственно вовлечен в этот процесс), которое рассматривается как личное дело людей. Но страдают больше всех от разрыва родителей дети. Для них развод – страшная душевная травма, которая не заживет никогда.

Задание

Вам предлагается изучить такую проблему семьи как развод. Для этого необходимо изучить тему по предложенным источникам (конечно, можете увеличить или изменить объем изучаемого материала). Затем вы должны составить анкету и опросить как можно больше респондентов. В данном случае возможна конкретизация темы. Например, вы хотите изучить вопрос, как влияет развод на всех членов семьи. Ведь развод в определенной степени задевает не только бывших супругов, но и других людей: детей, родителей, родственников, друзей, знакомых. Попробуйте посмотреть на эту проблему их глазами. Как они относятся к данной проблеме. Проанализируйте собранные анкеты, сделайте общие выводы, оформите работу как самостоятельное исследование и сдайте на проверку.

Приложение

Тексты из различных источников: учебников, газет и журналов.

Образцы анкет для социологического опроса.

Требования к выполнению и оформлению работы
по социологическому опросу:

    Определите круг ваших респондентов (их должно быть не менее 10 человек).

    Уточните изучаемую тему, составьте о ней свое представление, предварительно прочитав специальную литературу.

    Подготовьте вопросы для изучения мнения предполагаемых респондентов.

    Проанализируйте эти вопросы в своей группе, дополните, исправьте, какие-то вопросы замените или удалите.

    Напишите аккуратно или напечатайте уточненные вопросы на отдельном листе и сдайте работу на проверку преподавателю.

    Проведите опрос общественного мнения с учетом основных правил.

    Составьте отчет по схеме.

Анализ паспортички:

    сколько человек вы опросили;

    сколько из них мужчин и женщин;

    какого возраста респонденты (определите возрастные группы);

    каково их семейное положение (сколько человек женатых/замужем, раз веденных, овдовевших, есть ли у них опыт семейной жизни);

    где основное их место жительства (сколько человек проживает в городе или сельской местности);

    каково их образование;

    каков их род деятельности (учеба, работа, иное).

Анализ опроса:

    сгруппируйте ответы на вопросы определенной социальной группы и проанализируйте их (что вы увидели общего, в чем расхождение, чем это можно объяснить);

    опишите, как вы опрашивали своих респондентов (в каких условиях, при каких обстоятельствах, сколько времени уходило на пояснение работы и ее выполнение, что было им непонятно, какие вопросы, задания вызвали у них затруднение, удивление, абсолютное непонимание, с кем было легче или сложнее работать);

    сделайте выводы по проделанной работе.

Оформленный отчет с заполненными анкетами сдайте на проверку.

(Отчет со всеми документами должен быть вложен в папку)

Вариант анкеты

Социологический опрос на тему:
Проблема современной семьи – развод.

В целях более полного и объективного изучения данной проблемы Вам предлагается ответить на вопросы. Большая к Вам просьба отвечать на вопросы искренне, записи делать аккуратно.

    Есть ли у Вас знакомые (родные), которые развелись?

  1. Как Вы считаете, влияет ли образование супругов на прочность семейных отношений?

    1. Затрудняюсь ответить

    Что, по Вашему мнению, может влиять на прочность семейных отношений?

    Как Вы считаете, каковы основные причины разводов в нашей стране?

    1. Отсутствие взаимопонимания в семье

      Большая разница в возрасте

      Алкоголизм (пьянство) одного из супругов

      Бездетность

      Длительное отсутствие кого-либо из супругов

    2. Иная причина (допишите какая именно ) _________________________________

    По Вашему мнению, повлияет ли развод на отношение детей к родителям?

  1. Как Вы относитесь к факту развода? (По возможности поясните свою точку зрения .)

    1. Положительно ______________________________________________________

      Нейтрально ________________________________________________________

      Отрицательно ______________________________________________________

      «Никак» – меня эта проблема не интересует_____________________________

      ___________________________________________________________________

    Продолжите фразу: Счастливая семья – это… _________________________________

    Ваш пол: _________________________________________________________________

    Ваш возраст: ______________________________________________________________

    Ваше образование: _________________________________________________________

    Ваше семейное положение: __________________________________________________

    Ваше место жительства: _____________________________________________________

Большое спасибо за Ваше участие в нашем исследовании.

Социологический опрос родителей «Ваши взгляды на семейное воспитание» (в рамках Недели психологии)

В опросе приняли участие 84 человека

Кто в семье главный?

Результаты представлены в %: Папа- 28%, мама-38%, мама и папа- 13%, ребенок- 5 %, другие варианты- 13%.

Под другими вариантами понимается: бабушка, дедушка, мама и бабушка, бабушка и дедушка и т.п. Видно, что почти каждый третий человек, принимавший участие в опросе, считает, что мама в семье главная. Глава семьи - тот член семьи, кто прямо и явным образом устанавливает правила семьи, следит за выполнением правил семьи и лично принимает решения по трудным вопросам, чье слово является в конечном итоге решающим. Старинная поговорка "муж - глава семьи, а жена - шея: куда повернет шея, туда и голова смотрит!" - эта поговорка мудра. Роль мужчины в семье - роль лидера, точнее - явного лидера. А роль женщины - роль скрытого лидера. Жена, как скрытый лидер, направляет внимание мужа на задачи, стоящие перед семьей, и подсказывает общее направление решения. Муж, как глава семьи, все рассматривает, принимает решение и обеспечивает его выполнение.

Почему лучше, когда глава семьи - муж? · Женщинам чаще свойственно действовать импульсивно, под влиянием настроения, а глава семьи на это право не имеет. Глава семьи должен руководствоваться разумом и следовать правилам, а не эмоциям и настроениям. Мужчинам это делать обычно легче. · Быть главой семьи - статусно, и если женщина эту достойную роль предоставляет мужчине, мужчина готов трудиться. Если мужчина чувствует себя главой семьи, он начинает воспринимать семью как свой проект, он начинает в семью «вкладываться». Мужчине важна власть. Если в семье у него власти нет, он говорит себе: "Это не моя территория" и перестает в семье что-либо делать. Либо делает формально, из-под палки. · Быть главой семьи - это работа, трудная работа. Если эту работу выполняет мужчина, то женщине легче дышать, а мужчина и любит брать на себя ответственность, и обычно лучше с этой работой справляется.

Иногда главным в семье может быть даже нечто эфемерное - домашнее животное, телевизор, чья-то работа, здоровое питание, бабушка, живущая в другом городе, но продолжающая дирижировать семейными ценностями и жизненным укладом. Идеальный вариант - когда у каждого из членов семьи есть свой (посильный и добровольный) кусок власти, то есть та область, в которой он чувствует себя нужным, ответственным, признанным и компетентным. (по материалам Н. И. Козлова)

Возможно ли воспитание ребенка без запретов?

Да- 10%, нет- 83%.

Видно, что большинство опрошенных считают невозможным воспитание без запретов, но примерно каждый девятый считает это возможным, что перекликается с японской системой воспитания. Запрет на самом деле – это некая граница, которую мы ставим ребенку для того, чтобы действительно его защитить. И как ни странно, запреты – не смотря на то, что детьми они воспринимаются без энтузиазма, все равно важны для ребенка, чтобы чувствовать уверенность и заботу взрослого. Кроме того, они подводят к усвоению ребёнком в более старшем возрасте серьезных моральных норм и социальных запретов. Конечно, запретов должно быть немного. Они должны быть ясные, четкие и соответствовать традициям и устоям семьи. (По материалам Гиппенрейтер Ю. Б.)

Использовали ли ваши родители физическое наказание?

Да- 55%, нет- 40%.

Используете ли вы физическое наказание в целях воспитания?

Да- 30%, нет- 70%.

В вариант ответа «да», включен также и вариант ответа «время от времени», поскольку физическое наказание всё же допускалось. Интересны данные о том, что среди тех родителей, чьи родители не применяли физическое наказание, 9% применяют его по отношению к своим детям, а 91% - нет. А среди тех, чьи родители применяли физическое наказание, также его применяют по отношению к своим детям 40% опрошенных, а не применяют – 45%.

Если ребенок закатывает истерику в общественном месте?

Пытаюсь договориться- 70%, игнорирую-22%, физическое наказание- 5%, отвлекаю-3%, обижаюсь- 3%, иду на поводу- 2%, ребенок на закатывает истерик- 6%.

Видно, что большинство родителей пытаются разрешить сложившуюся ситуацию мирным путём. А вот 5% опрошенных – счастливые родители: их дети не закатывают истерик в общественных местах! В детских истериках самым мучительным для родителей является даже не поведение ребенка само по себе, а собственное родительское ощущение полного бессилия, растерянность, незнание, как себя вести в такой ситуации. Чаще всего, в момент наибольшей интенсивности эмоционального приступа, ребёнок не слышит наших уговоров, беседа чаще всего эффективна в спокойном состоянии. Для детей истерика - средство получить желаемое, поскольку они поняли раньше, что это срабатывает. Самый действенный способ остановить это – с самого начала не уступать во время истерик. В педагогической литературе описано много способов и рекомендаций для родителей по проблеме детских истерик. Успехов вам! Родители считают самым трудным в воспитании своего ребёнка: - объяснить, что не во всех семьях папы живут вместе с детьми; - договориться с ребёнком; - приучить к порядку; - найти компромисс; - уложить спать вовремя; - «ставить речь»; - научить делать то, о чём просят взрослые; - быть ребёнку желаемым примером для подражания; - договариваться во время истерик; - «моменты, когда ребёнок язвит»; - научить признавать свои ошибки; - кормление; - заниматься с ребёнком; - «быть настойчивым»; - поддерживать соблюдение ребёнком режима дня; - понять друг друга; - справляться с непослушанием ребёнка; - соблюдение ребёнком дисциплины; - истерики; - найти время для ребёнка; - научить не бояться трудностей; - научить хорошему поведению; - доступно объяснить ребёнку то, что он спрашивает; - научить выполнять просьбы и поручения взрослых; - «понять, что хочет ребёнок на самом деле, если он хочет всё подряд»; - воспитать уважение к взрослым; - отказать ребёнку А вот родители делятся своими ошибками, которые они уже допустили в воспитании ребёнка: - «Больше всего жалею, что тратила много времени на домашние дела, думая, что ребёнку лучше, когда идеально всё чисто намыто, поглажено, много сварено, а на самом деле, ей не хватало меня и ей всё это не так уж и необходимо» - «Много баловали» - «Собственная несдержанность» - «Много критики в адрес ребёнка» - «Больше внимания надо было уделять» - «Часто шла на поводу у ребёнка» - «Мало читали» - «Когда были маленькие, очень много всего разрешал» - «Непоследовательность действий всех членов семьи» - «Наказание ребёнка» - «Сначала наказали ребёнка, потом пожалели» - «В спорах наказывали старшую сестру, не её» - «Много баловали бабушки» - «Разрешила бабушке вмешаться в воспитание» - «Разрешаем много лишнего» - «Много позволяли» - «Не надо кричать на ребёнка» Очень многие родители пишут о том, что жалеют, что много баловали или балуют своего ребёнка.

Дорогие родители! Большое спасибо за ваши искренние ответы, было бы здорово, если те ошибки, которые вы осознали, помогут другим родителям их избежать!

Социометрическое исследование в группе дошкольников проводится в игровой форме. Детям предлагается по секрету дарить друг другу подарки. Учитывая особенности возраста, когда у детей еще развиты недостаточно, и удерживать информацию в секрете пока может не каждый ребенок, воспитатель организует с ними в процессе игры коллективную деятельность: чтение, рисование или прослушивание музыки.

Социометрический опрос проводит исследователь, который мало знаком с коллективом детей. Не рекомендуется эту процедуру проводить педагогу группы, т.к. дети могут при распределении подарков ориентироваться не на свое желание, а на мнение воспитателя группы. У исследователя на столе заранее подготовлена таблица, включающая детей. предполагает выбор детьми трех сверстников, которым бы он подарил по одному подарку. В таблице отмечаются цифрами 1, 2 и 3 сделанные выборы. В качестве подарков дети могут подарить открытки, красочные иллюстрации, наклейки или переводные картинки

Дошкольники болезненно реагируют, если остаются без подарков. Поэтому перед началом игры детям дается инструкция, что они должны подарить трем своим друзьям по одной картинке, но и им тоже кто-нибудь положит подарок в шкафчик. Исследователь запасается дополнительными карточками на тот случай, если кого-то из группы дети оставят без подарка. Социометрический опрос включает в себя ряд вопросов:

По результатам проведенного исследования педагог и психолог составляют план коррекционной работы с детьми, которые оказались в статусе отверженных. Результаты игры «Секрет» могут также косвенно указывать и на стиль взаимоотношений воспитателя с детьми. Так, если в группе много лидеров и отверженных, можно считать стиль педагога - авторитарным, а если наблюдается равномерное распределение детей по статусным группам - демократическим.

Социометрическое исследование может быть дополнено наблюдениями за детей, диагностическими беседами с детьми о дружбе.

Социологический опрос родителей

В связи с выходом нового Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (г. VI п. 46 Дошкольное образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.

Дошкольное образовательное учреждение вправе вести в соответствии с законодательством Российской Федерации приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом) и перспективой введении платных образовательных услуг для детей, посещающих наше дошкольное учреждение, социальным педагогом Строевой Татьяной Сергеевной и педагогами учреждения был проведен социологический опрос родителей детей, посещающих дошкольное учреждение.

Каждому родителю предлагалось ответить на вопрос: Какими платными (в перспективе) дополнительными услугами хотели вы воспользоваться в нашем детском саду?

Родителя предлагался перечень платных услуг, зафиксированных в Уставе детского сада, и внести свои предложения.

В социологическом опросе приняли участие 230 родителей.

В результате социологического опроса выяснилось, что родители хотели бы получать следующие дополнительные платные услуги:

1. Лечебная физкультура – 50%

2. Хореография – 50%

3. Занятия с педагогом-психологом – 25 %

4. Посещение группы выходного дня – 3 %

5. Посещение группы продленного дня – 4 %

6. Художественный труд – 10%

7. Занятие с логопедом – 40%

Основной мотивацией платных дополнительных в детском саду является удобство, т.е. у родителей отпадает нужда водить ребенка из одного образовательного учреждения в другие учреждения дополнительного образования.

Образец

Анкета для родителей

1.Удовлетворяют ли Вас условия пребывания Вашего ребенка в нашем детском саду? ________________________________________________

2.Что не удовлетворяет:

в медицинском обслуживании ____________________________________

в организации питания __________________________________________

в организации образовательной деятельности _______________________

в создании игровой среды ________________________________________

в отношении взрослых к Вашему ребенку __________________________

во взаимоотношениях детей в группе ________________________________

3.Что Вы хотели бы изменить в работе д/сада? __________________________________________________________________

4.Как Ваш ребенок посещает д/сад(с удовольствием, неохотно, со слезами)

Какие причины, по вашему мнению? ______________________________

5.Какие трудности в общении со своим ребенком Вы испытываете? _________________________________________________________________

6.Известна ли Вам программа нашего д/сада? __________________________

7.Укажите,какими платными(в перспективе) дополнительными услугами хотели бы Вы воспользоваться в д/саду?

*группа выходного дня

*продленный день

*лечебная физкультура

*хореография

*художественный труд

*занятия с логопедом

*занятия с психологом

*другое(ваши предложения) ___________________