Формы методы организации летнего отдыха детей. Технология организации летнего отдыха детей и подростков

Исторически в нашей стране сложились многообразные формы организации летнего досуга детей. Традиционными стали загородные лагеря, детские площадки при школе и подростковых клубах, детские туристические поездки и маршруты и т.д. Сегодня, наряду с традиционными, появились новые возможности в организации летнего отдыха детей.

1. Загородные лагеря всегда были одной из самых распространенных форм организации летнего отдыха. Обзор литературы позволяет сделать следующую классификацию загородных лагерей.

· Досуговые. Основная цель досуговых лагерей – организация досуга. Специфика – многообразие видов деятельности.

· Оздоровительные. Задачи и формы типа лагерей связаны с оздоровление ребенка, улучшением самочувствия детей. Здесь избегают грандиозных программ, отрицательно влияющих на физическое и психическое состояние ребенка. Главная роль отводится валеологам, которые отвечают за организацию и осуществление программ привлечения детей к здоровому образу жизни.

· Профильные. Это практически ориентированные лагеря. Их цель – углубление знаний по определенным предметам, создание условий для развития специальных способностей детей. Обычно здесь работают специалисты-предметники. Специальные лагеря могут иметь различный профиль. Наиболее распространенные – спортивный, туристский, экономический, лидерский и т.д. Существуют программы профильных лагерей для одаренных детей, для детей-инвалидов.

· Трудовые. Оказывают помощь в решении денежных проблем подростков, обучают какому-либо ремеслу или виду труда. Трудовой лагерь имеет большое значение в формировании экономических представлений детей и подростков, в формировании навыков жизни в условиях рыночной экономики, позволяет воспитывать самостоятельность.

Данная классификация позволяет представить типы лагерей в чистой идеальной форме. На практике, безусловно, могут быть лагеря смешанного типа. Однако каждый отряд (детский коллектив) будет иметь свою специфику. Эта специфика будет определяться основанием, по которому формировался отряд, целями, базовым понятием педагогической концепции и основными видами деятельности. Не означает данная классификация и того, что, например, в профильном лагере (отряде) нет досуговой деятельности. Безусловно, досуг и оздоровление будут реализовываться практически в каждом типе лагеря, но не везде они будут основными, то есть могут иметь второстепенное значение.

Данная классификация может стать основанием для самоопределения педагогов и организаторов летнего отдыха, относительно целей и основных видов деятельности, что позволит более эффективно мобилизовать средства и ресурсы.

При проектировании деятельности в загородных лагерях необходимо учесть такие условия, как

Временный характер коллектива;

Изменение привычной среды жизнедеятельности;

Закрытость загородного лагеря как типа детского учреждения;

Отсутствие родительской опеки, поддержки и контроля.

Принципы организации педагогического процесса и жизнедеятельности детей в лагере.

1. Комплексность, как принцип организации работы лагеря, предусматривает взаимосвязанное (системное) решение воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач; сочетание индивидуальных, групповых, коллективных и массовых форм работы; применение определенной системы педагогических методов и средств.

2. Соблюдение принципов добровольности, самодеятельности, сотрудничества детей и взрослых создают условия для свободного развития ребенка. Эти принципы характеризуются: общедоступностью всех занятий, правом детей на выбор содержания и форм работы, детской группы и педагога, активным включением в деятельность лагеря всех детей, проявлением их инициативы и творчества, установлением отношений взаимной заботы и совместного творчества детей и взрослых.

3. Дифференцированный подход как принцип педагогической деятельности требует организации работы с детьми с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, определение возрастных границ дифференциации с учетом тенденции личностного развития детей соответствующего возраста, выделения в рамках данного возраста детских подгрупп на основе определенных психолого-педагогических характеристик.

При разработке проектов различных направлений деятельности лагеря сформулированы актуальные ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ для каждой модели:

1. Обеспечение полноценного отдыха детей на основе разработанной досуговой деятельности, обладающей повышенным развивающим потенциалом, способствующей направленному совершенствованию личности и формированию опыта социального взаимодействия детей со сверстниками, взрослыми, окружающим миром; создающей условия для поддержки их психологического и физического здоровья.

2. Формирование нравственного воспитания и стимулирование процесса самовоспитания; формирования навыков культуры общения.

3. Обеспечение условий для раскрытия творческой индивидуальности детей, их интересов, потребностей, природных задатков.

4. Максимальное использование в воспитательных и оздоровительных целях возможности пребывания детей в новом для них социальном и природном общении.

5. Создание комфортной социально-психологической и предметно-бытовой микросреды жизнедеятельности детей и взрослых в лагере.

Необходимость программирования жизнедеятельности лагеря

Последние три года в отечественном лагерном движении появилась новая “мания” – “программирование” О лагерных программах говорят с больших трибун, им посвящаются специальные семинары, за них хвалят, а при их отсутствии - ругают. Что это, новое веяние или что-то другое? По нашему мнению программирование лагерной жизни как способ организации работы загородного детского лагеря – это закономерный этап в развитии системы летнего отдыха детей и подростков в нашей стране. Но нельзя не заметить, сто на сегодняшний момент нет должного научно-методического обеспечения программирования деятельности детского оздоровительного лагеря.

Что такое программа лагеря

Ответов на этот вопрос может быть несколько. Так сегодня в специальной литературе под термином “программа лагеря” рассматриваются и концептуальные основы деятельности лагеря, и тематический план, и многое другое. Но все же программа лагеря это:

- документ, наряду с Уставом (если он имеется) один из основных в деятельности лагеря. Документ, в котором должны быть отражены содержание и системы работы ДОЛ на определенный период;

- результат процесса программирования. Под программированием нужно понимать четкое определение цели деятельности лагеря, выбор эффективных форм и методов ее достижения;

- модель будущей деятельности ДОЛ, которая должна давать ответ на вопросы:

1) каково реальное положение лагеря сегодня (педагогический и социально-экономический аспекты)?

2) Какой хотелось бы видеть деятельность лагеря?

3) Что надо сделать, чтобы приблизить реальное состояние к желаемому?

Прежде всего, надо сразу оговориться, что программирование – это не мода, но и не “вечное явление”. На данном этапе развития российского лагерного движения они необходимы, так же как сегодня они необходимы школам, детским организациям и т.д. Почему? Ответим словами ведущих специалистов в области разработки образовательных программ В.С. Лазарева и М.М. Поташника: “Программы нужны в нестабильных динамично изменяющихся условиях, чтобы понимать, что происходит, что это даст или чем грозит. В хорошо предсказуемом и медленно изменяющемся мире нет нужды глядеть далеко”. Не будем спорить с последним утверждением известных ученых, но заметим, что в практике работы лагерей США программам тоже уделяют много внимания, т.к. американцы считают, что программа - это и есть лагерь, “это то, что происходит в лагере день за днем”.

Программа – это средство борьбы против стихийности и формализма в деятельности многих педагогических коллективов ДОЛ, т.к. ее разработка “заставляет” администрацию и педагогов лагеря осмысливать сущность своей деятельности, свою воспитательную позицию.

Программа должна показать, как с учетом конкретных условий в лагере создается нетрадиционная модель организации воспитания, оздоровления и развития детей.

Учитывая то, что программируется работа детского лагеря (в которой соединяются усилия детей, их родителей, владельцев, администраторов, педагогов и сотрудников лагеря), то программа помогает всем участникам осознать цель их совместных действий, осознать, что от них ждут и скоординировать совместную деятельность (чтобы детям лучше отдыхалось, а команде лагеря лучше работалось).

Типология программы

Существует несколько типов программ, в основе их дифференциации различные критерии: направленность, продолжительность, инновационность и т.д. Рассмотрим типы программ по их направленности (комплексные и профильные) и по продолжительности (долгосрочные и краткосрочные). Итак, первая группа:

Комплексная программа – программа разноплановой деятельности лагеря, объединяющая различные направления отдыха, оздоровления и воспитания детей в специфических условиях ДОЛ.

Профильная (специализированная) программа – программа с одним, генеральным (ведущим, основным) направлением деятельности. Такими являются, например, социально-педагогические проекты лагерей для детей-инвалидов, для подростков с девиантным поведением, юных лидеров детских организаций или экологические, краеведческие программы.

Но подчеркнем, это разделение достаточно условно, так как и на смене для детей-инвалидов и в обычном лагере участники программы будут играть, участвовать в различных делах и мероприятиях, гулять в лесу или по лугу, купаться, заниматься физкультурой и т.п., только все будет происходить с учетом возможностей детей.

Иногда в литературе встречается термин “тематическая программа” и в него вкладывается смысл профильности, мононаправленности лагеря. На наш взгляд это неверно. Тематической может быть любая программа, если на то есть необходимость. И еще один аргумент в защиту нашего мнения: как-то некорректно считать программу для детей-инвалидов тематической, уж больно это грустно.

Вторая группа программ: долгосрочные и краткосрочные.

К долгосрочным программам следует отнести программы, рассчитанные на реализацию в течение ряда лет.

Краткосрочные программы – программы, реализуемые в течение небольшого срока (оптимальные период – лагерная смена). Исходя из последнего довода, заметим, что именно поэтому рекомендуется разрабатывать краткосрочную программу лагеря как программу одной смены. Долгосрочная программа представляет из себя не просто программу лагеря, а программу развития лагеря. Завершая этот раздел, следует упомянуть и о таких типах программ как авторские и заимствованные (адаптированные). Опыт убеждает, что сейчас наиболее распространенными являются программы авторские, т.е. разработанные командой лагеря для себя. Такая программа должна иметь оригинальную идею, нетрадиционный подход к организации жизнедеятельности детей и взрослых в лагере. В тоже время набирают популярность и адаптированные программы, позаимствованные (если авторы не против) у коллег, но не переработанные, исходя из конкретных условий своего лагеря. Списать программу можно, но работать по ней, если она не переосмыслена, “не перекроена” под себя, под свои возможности, нельзя! Как нет двух абсолютно одинаковых лагерей, так и не может быть двух идентичных программ их деятельности.

Требования, которым должна удовлетворять программа лагеря

Психолого-педагогическая наука выделяет несколько качеств, которыми должна обладать любая программа. Выделим основные (учитывая специфику лагеря):

Актуальность – свойство программы быть целенаправленной, ориентированной на решение наиболее важных в сложившихся условиях для оздоровительного лагеря проблем (учет требований времени, региона, родителей, детей и т.п.).

Целостность – это требование к программе объединить в единую систему все действия: от выдвижения цели до описания предлагаемого результата деятельности ДОЛ; целостность программы – это, прежде всего, ее логичность.

Прогностичность – свойство программы работать на перспективу, отражать в своих целях и планируемых действиях не только то, сто есть сегодня (популярно, востребовано), но и предполагаемые (прогнозируемые) изменения, новые требования к деятельности лагеря.

Реальность – требование к программе быть выполнимой, оптимальной для потенциала (творческого, материального и т.п.) конкретного ДОЛ.

Оригинальность – качество программы отражать специфику лагеря, его своеобразие, нетрадиционный подход к решению поставленных проблем.

Структура программы

Программа может иметь различные варианты структуры, но основными ее элементами (составными частями) являются: введение, цели и задачи, основное содержание деятельности, механизм реализации и предполагаемые результаты. Это “минимальный набор”, позволяющий программе быть программой. Часто встречаются и другие элементы: например, кадровое обеспечение, атрибутика, предполагаемые затраты и т.п. Их значимость в программе определяется ее назначением.

Рассмотрим подробней основные разделы структуры:

1. Введение (объяснительная записка, преамбула, обоснование и т.п.). В этой части программы обосновывается ее актуальность и значимость. Для этого необходимо проанализировать социально-педагогические условия, в которых работает ДОЛ (на момент разработки программы). Здесь же указывается точный адрес программы, т.е. кому она предназначается (какому возрасту, социальной группе детей и т.п.). Во введении раскрываются основные идеи и принципы программы (хотя они могут войти и в отдельный блок), объясняется название программы (если оно есть).

2. Цели и задачи. В этом разделе указываются цели и задачи предстоящей деятельности. Следует различать понятия “цель” и “задача”. Цель – это образ предполагаемого результата, который лагерь реально может достичь к четко определенному времени. Задача – это частная цель, мини-цель, это путь, при помощи которого вы можете отмерить процесс реализации цели. Блок целей и задач должен быть конкретным, реальным, достижимым. На практике это означает, что каждую из поставленных задач важно сформулировать так, чтобы

Было ясно, чего конкретно заданный период следует добиться в деятельности лагеря;

Для ее решения имелись реальные возможности;

Ее действительно можно было решить (достигнуть) за тот срок, на который она рассчитана.

Опыт программирования убеждает, что хорошая программа может иметь одну-две цели и несколько конкретизирующих их задач. Задачи также можно разделить на воспитательные (ведущие) и организационно-практические (вспомогательные). Главное, чтобы согласовывались с целью программы.

В этой части программы указываются планируемые мероприятия, дела, их регулярность и последовательность. Программа не требует лишней детализации. Подробная информация должна быть отражена в плане работы на смену, который по сравнению с программой, носит более конкретный и детализированный характер.

4. Механизмы реализации (логика развития, режим реализации программы). Один из наиболее сложных разделов. Он представляет собой описание системы действий по воплощению в жизнь замысла, идей программы (что необходимо сделать, в каком порядке, в какие сроки и т.п.). В зависимости от типа программы механизм реализации может быть внешним и внутренним. Внешний – когда для реализации программы необходимо участие “внешних сил”. Внутренний механизм реализации предполагает использование собственных сил, внутренних резервов.

Главное назначение этого раздела – продумать, как то, что написано на бумаге, превратить в реальную деятельность детей и взрослых в лагере.

5. Результаты (Итоги). В этой части программы указываются ожидаемые, предполагаемые результаты, итоги выполнения программы. Как и задачи, результаты должны быть конкретными и реальными. По сути, главными результатами деятельности любого ДОЛ является развитие ребенка. Показатели этого развития (укрепление физических и психических сил ребенка, приобретение им новых знаний, умений, т.е. новый положительный жизненный опыт) – и должны стать результатами деятельности лагеря.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что разработка программы Дол – процесс не простой, требующий от разработчика определенного опыта и знаний. Лучший путь – объединить всех заинтересованных лиц, всех кто любит лагерь и считает себя настоящим участником лагерной команды. Создание программы лагеря – это лишь полдела. Надо, чтобы программа заработала, тогда усилия, затраченные на ее создание, не окажутся напрасными, и лагерь получит эффективное средство совершенствования своей работы.

Базовые модели функционирования детских оздоровительно-образовательных лагерей

Основная функция летних лагерей – оздоровление, образование, воспитание и развитие детей в летний период; создание и организация деятельности временных детского и педагогического коллектива; рациональная организация свободного времени детей, максимальное использование в воспитательных и оздоровительных целях пребывания детей в новом для них социальном и природном окружении.

Функционирование конкретного детского лагеря определяется его базой (основной) моделью.

Под конструированием базовой модели подразумевается технологическое построение социально-педагогической системы данного типа учреждения.

В таблицах 1-6 представлены некоторые базовые модели детских оздоровительно-образовательных лагерей, которые можно использовать при создании любого учреждения подобного типа. В эти моделях содержится лишь краткая характеристика детских лагерей. Это, скорее, определенный образ учреждения – “Лагерь-клуб”, “Лагерь-школа”, “Летняя академия”.

«Лагерь-дом» №1

Показатель Характеристика
Типология по базису Специализированный
Участники Воспитанники детских домов, дети, находящиеся под опекой, дети-инвалиды, дезадаптированные дети, коллектив класса, семья (для тех, кому необходимо погружение в атмосферу нормальной семьи)
Специалисты группы сопровождения воспитательно-оздоровительного процесса Воспитатели, вожатые, педагоги дополнительного образования, психолог, игротехники, психотерапевт, социальный педагог, дефектолог, медики
Информационно- методическое обеспечение Информационная поддержка органами административного управления социальной сферой, государственной опеки и попечительства, здравоохранения и образования; комиссией по делам несовершеннолетних. Региональные программы по проблемам семьи и детства. Создается по типу большой семьи, где царит атмосфера всеобщей заботы о каждом: отношения между взрослыми и детьми строятся на взаимопонимании и добровольном сотрудничестве. Учитываются индивидуальные особенности детей. Работа ведется с малыми группами. Свободный выбор детьми содержания деятельности. Гибкое планирование деятельности.
Материально-техническое обеспечение (в соответствии с типом лагеря) Помещения для работы с малыми группами, оборудование в зависимости от содержания деятельности и контингента детей, комнаты психологической разгрузки и т. п.
«Дом друзей », «Поезд».

Лагерь-школа», «Летняя академия» №2

Показатель Характеристика
Типология по базису Специализированный
Типология по форме Комбинированный
Участники Дети 14-17 лет, ориентированные (одаренные) в определенной области знаний, коллективы научных обществ учащихся (НОУ); дети с ослабленным здоровьем.
Специалисты группы сопровождения воспитательно-оздоровительного процесса. В зависимости от профиля смены: валеологии, экологии, медики, туристы, преподаватели вузов, школьные учителя, педагоги дополнительного образования.
Информационно – методическое обеспечение. Информационная поддержка станций юных натуралистов, юных техников, центров детско - юношеского творчества, специализированных детских клубов, городских или областных НОУ, вузов, академий, комитета по делам молодежи. Создается по типу учреждения дополнительного образования. Реализуются различного рода образовательные-обучающие рограммы: экскурсии, походы, путешествия, работа с природным материалом, массовые мероприятия, игры, конкурсы. Развивается познавательная и творческая активность детей. Возможно профильное содержание смен(гуманитарное, естественное, научное и т.п.) Работают специалисты по профилям.
Материально – техническое обеспечение (в соответствии с типом лагеря) Мини – лаборатории, туристическое снаряжение, исследовательские площадки, объекты наблюдений (в зависимости от профиля), аудитории, компьютеры, множительная техника.
Реализуемые программы деятельности (преимущественно) «Экологическая тропа», «Лесная школа», программа погружения в научно- исследовательскую деятельность.

«Лагерь – экополис » № 3

Показатель Характеристика
Типология по базису Специализированный
Типология по форме Комбинированный
Участники Дети любого возраста, коллективы детских объединений, дети с ослабленным здоровьем, семьи.
Специалисты группы сопровождения воспитательно - оздоровительного процесса Экологии, валеологии, биологии, медики, туристы, преподаватели вузов, школьные учителя, работники лесничества, рыбнадзора и т.п.
Информационно-методическое обеспечение Информационная поддержка детских экологических станций, комитетов по экологии, лесничества, вузов. Нормативно- правовые документы по охране лесов, водоемов и т.п. Создается по типу учебно-просветительского учреждения в природных условиях, сочетающего в себе возможности отдыха, образования и воспитания. Идет реализация образовательно-развивающих валеологических, экологических и биологических программ практической направленности. Создаются разновозрастные отряды, основанные на сотрудничестве взрослых и детей, наставничестве старших. Проводится исследовательская и природоохранная деятельность.
Материально- техническое обеспечение (в соответствии с типом лагеря). «Экологическая тропа», экологические делянки, фермы, живой уголок, конюшня, птичник, туристическое снаряжение, оборудование и инструменты для наблюдения, мини-лаборатории.
Реализуемые программы деятельности (преимущественно) «Экология, здоровье, культура»

«Лагерь-театр» №4

Показатель “Типология” предполагает классификацию существенных признаков, таких, как базис – структурный элемент на основе использованной технологии и форма – устройство содержания образца.

Строка “Участники” определяется с учетом возрастного подхода, а также социальных и валеологических аспектов.

В строке “Специалисты группы сопровождения воспитательно-оздоровительного процесса” отражена зависимость лагеря от кадрового обеспечения.

Строка “Информационно-методичческое обеспечение” несет в себе краткую информацию о целях, задачах и месте создаваемого временного учреждения, а также о возможностях применения некоторых общеизвестных методик.

Тип лагеря определяется не только базой, формой, методическим обеспечением, но и материально-технической основой (территориальная локализация, необходимое и рекомендуемое оборудование), что нашло отражение в соответствующей строке.

Основные показатели, представленные в правой колонке таблиц, позволяют увидеть как общие, так и конкретные характеристики детских оздоровительно-образовательных лагерей. С их учетом программируется совместная деятельность детей и педагогов.

С.Собянин: Значительное количество детей, около 10 тыс. детей в год мы отправляем в Болгарию, но это не болгарский лагерь, это московский лагерь, в 2008 году его начали строить, сейчас это один из самых лучших лагерей на постсоветском пространстве, обладает корпусами современными, спортивными и лечебными, корпусами для проживания, учебы, спорта. Такая действительно солидная структура. Мы продолжаем его достраивать, потому что, чтобы срастить экономику, надо реализовать проект полностью, его невозможно остановить посредине, поэтому мы продолжаем его развивать. В целом, конечно, это очень комфортный современный лагерь.

Помимо этого мы развиваем и базу лагерей, которые находятся в Подмосковье. К сожалению, как вы правильно сказали, они уже десятилетиями капитально не ремонтировались и не реконструировались. Это такой прошлый век совершенно, поэтому мы вынуждены были девять лагерей взять непосредственно в ведение города, из них шесть мы капитально отремонтировали, они 3-го числа будут запущены все уже с новыми корпусами, с новыми столовыми, спортивными объектами и так далее. Три объекта продолжаем реконструировать, они выйдут в конце этого года.

В целом в Москве организованным отдыхом охвачено около 300 тыс. человек - это и загородные, и городские лагеря. Работаем вместе с профсоюзами, передавая часть денег профсоюзным организаторам летнего отдыха, компенсируем 30% стоимости путевки. Так же, как и у Александра Николаевича (А.Н.Ткачев - губернатор Краснодарского края ), мы компенсируем родителям, которые самостоятельно выбирают свои путевки, я имею в виду льготные категории граждан, компенсируем им от 5 тыс. рублей. Помимо этого мы 100% компенсируем детям из многодетных, малообеспеченных семей, сиротам, инвалидам и так далее. В целом на программу расходуется 4,7 млрд рублей - это достаточно серьезные деньги.

Кроме того, Вы сегодня находитесь в «Красной Пахре», у нас сеть санаториев (более 30 санаториев) круглогодичного пребывания - достаточно серьезная сеть. Мы озаботились в последние годы модернизацией материальной базы: в Красной Пахре строятся два корпуса, плюс там вкладывается в новое медицинское оборудование. В целом эта программа работает по всей сети. Мы вкладываем только в этом году более 1 млрд рублей в обновление материальной базы, поэтому я считаю, что мы будем не только поддерживать существующую материальную базу лагерей и санаториев, но и давать им новую жизнь, современный облик.

В целом, конечно, это работа, которой необходимо заниматься постоянно и на системном уровне. Хотелось бы, чтобы на этом рынке помимо бюджетных денег появлялись и внебюджетные инвестиции, частные компании, потому что мы, по сути дела, покупаем услугу. Для этого, мне кажется, все-таки нужно отрабатывать долгосрочные договоры - не на одно лето, а на три, на пять лет, чтобы у инвесторов появился реальный стимул и какое-то видение своей перспективы. Тогда они, может быть, больше будут вкладываться в лагеря отдыха, создавать какие-то круглогодичные базы, за счет того, что будут иметь постоянный финансовый поток, постоянный заказ. Но это вопрос уже организации нашей работы. Спасибо.

Д.Медведев: Спасибо, Сергей Семенович.

Организация летнего отдыха

В наших школах уже давно существуют летние лагеря, и как бы мы иногда не противились их организации из-за большой нагрузки на учителей в июне, все-таки это хоть какая-то альтернатива загородным лагерям. В прошлом году мне довелось работать начальником такого лагеря в первую смену. Начало было трудным: учителя-воспитатели, в том числе и я, отвлекались на консультации по подготовке к экзаменам, уроки в 8 и 10 классах. Спасал утвержденный план, по которому мы и работали, распределив мероприятия и обязанности.

Для упорядочения работы в первые дни мы закупили ткань четырех цветов и я сшила из нее галстуки, подобные пионерским. Весь наш лагерь разбили на 4 отряда, каждый отряд выбрал себе галстуки определенного цвета. Галстуки подписали, у каждого был свой персональный галстук.

Отряды выбрали себе командиров (по согласованию с воспитателями). Теперь это были наши первые помощники при организации мероприятий.

Каждый отряд выбрал себе название, девиз, песню. Все оформили отрядные газеты.

Ежедневно проводились линейки в начале дня. Командиры сдавали рапорт, отряд произносил свой девиз. На линейке ребятам озвучивался план на день.

В конце дня также проводилась линейка, командиры сдавали рапорт, отряды произносили девиз и исполняли свою отрядную песню. На линейке подводились итоги прожитого дня, поощрялись отличившиеся в мероприятиях, на дежурстве в столовой. Также отмечали и недобросовестных ребят - нарушителей дисциплины, выносили им порицание. Отряд, занявший в проводимом конкурсе (спортивном состязании, викторине) первое место, получал жетон. Эти жетоны командиры закрепляли на своих отрядных газетах. Такой вид поощрения вносил дух соревнования и повышал активность ребят в мероприятиях. В конце смены подвели итоги и определили самый активный отряд.

В столовую ходили строго по отрядам, с речёвками, которые меняли несколько раз за смену. Наличие галстуков разного цвета у каждого отряда облегчало задачу быстро собраться в строй. На разнообразных соревнованиях галстуки тоже помогали понять где «свой», где «чужой».

За каждым отрядом были закреплены учителя- воспитатели. Это спасало от хаоса в работе. Воспитатели помогали своим подопечным готовиться к тем или иным мероприятиям, результат был вполне осязаем, т.к. в отрядах было всего по 10 человек, ребята все на виду. В небольшом коллективе легче выявить художников, спортсменов, певцов или актеров, легче распределить те или иные задания.

В конце каждого дня, после ухода детей домой, проводились планерки, на которых подводились итоги дня, намечались мероприятия на следующий день.

Такая система работы позволила провести лагерную смену интересно, насыщенно, без происшествий. Ребята не хотели расставаться, некоторые плакали. Многие подходили обниматься с воспитателями (учителями), что, на мой взгляд, является индикатором хорошей работы педагогов.

Организация детско-юношеского и молодежного туризма, отдыха и оздоровления - актуальная задача учреждений не только федерального, но и регионального и муниципального уровней. Прежде всего это обусловлено рядом объективных причин, и в первую очередь динамикой развития постиндустриального общества, в том числе резким сужением спектра семейного досуга, организованного отдыха детей, подростков и молодежи, а также полноценного времяпрепровождения Леонов А.П. Организация летнего отдыха детей и подростков. - М.: Юнити, 2006. - с. 57..

Остаточный принцип при подходе к решению социальных проблем крайне болезненно отразился и на сфере культурно-экскурсионного и досугового обслуживания. Наиболее пагубно это отразилось на массовых формах спортивно-оздоровительного туризма: самодеятельных походах, массовых туристско-спортивных мероприятиях детей и молодежи - туристских слетах.

За годы рыночных реформ в России катастрофически морально устарела, а в ряде случаев полностью утрачена материально-техническая и физкультурно-спортивная база детских загородных оздоровительных учреждений. Характерными для последнего десятилетия стали такие тенденции:

  • - хронический дефицит капитальных вложений в развитие оздоровительных учреждений (за редким исключением отдельных ведомств- монополистов);
  • - отсутствие прогресса в функционировании хозяйственного механизма;
  • - отсутствие программно-методического и образовательно - воспитательного обеспечения и сопровождения пребывания детей и подростков в данных учреждениях;
  • - недостаточный уровень квалификации психолого-педагогических, физкультурно-спортивных, медицинских и других специалистов, владеющих технологиями оздоровления и психолого-педагогической поддержки детей во время пребывания в учреждении Игнатов А.А. Организация летнего отдыха молодежи. - М.,2006. - с. 36..

Это не могло не отразиться на качестве и уровне удовлетворения потребностей населения российского общества, в частности детей и молодежи, в образовательных, физкультурно-оздоровительных (в том числе экскурсионных и туристских) и досуговых мероприятиях. Разрыв между предложением этих услуг (оздоровительных, экскурсионно-туристских и досуговых) и спортивно-туристских туров и их стоимостью, а также платежеспособностью различных слоев населения с каждым годом реформ становится все контрастнее. В то же время значительная часть учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков продолжает функционировать вхолостую. Отсутствует ощутимая реализация в них целей и задач уставной деятельности: разностороннее развитие и формирование личности детей и подростков, воспитание (в том числе духовное, патриотическое, нравственное и пр.), укрепление их здоровья, оздоровление организма и восстановление работоспособности для продолжения учебной деятельности в общеобразовательных учреждениях. Это, естественно, пагубно отражается на развитии, здоровье, работоспособности, образованности и гражданской активности подрастающего поколения.

В условиях экономических (рыночных) отношений, сложившихся в ряде регионов России, продолжает сохраняться угроза ликвидации или перепрофилирования для других нужд ряда детских оздоровительных лагерей, пансионатов, баз отдыха, туристских баз и других учреждений оздоровительной и культурно-досуговой сферы, не приносящих учредителям сиюминутной финансовой прибыли.

Специалисты Минобразования РФ, Госкомспорта РФ, Минсоцстраха РФ отчетливо понимают необходимость формирования оптимальных условий функционирования учреждений детского, подросткового и молодежного отдыха, оздоровления и туризма с целью наиболее полного удовлетворения экскурсионно-познавательных, досуговых, спортивно-туристских и оздоровительных потребностей различных категорий населения, и в первую очередь детей и учащейся молодежи. Осознана эта проблема и законодателями, всей вертикалью государственной исполнительной власти.

На протяжении последних восьми лет в России прирост числа детей, отдохнувших летом по различным программам, в основном достигается благодаря развитию образовательной инфраструктуры. Имея неоспоримое преимущество в показателях "цена-качество", система образования предоставляет детям, подросткам и молодежи оздоровительные услуги, максимально учитывая потребности личности ребенка (подростка) и условия его развития и, что немаловажно, по весьма умеренной цене.

Но и здесь неоспоримое преимущество как по себестоимости (так и по отпускной цене), а в ряде случаев и по качеству имеет путевка, предлагаемая учреждениями дополнительного образования - Центрами (станциями) детско-юношеского туризма с активными формами отдыха и оздоровления детей в профильных туристских передвижных (палаточных) лагерях и туристских походах, путешествиях и экспедициях.

Во время туристско-оздоровительных мероприятий (походов) у педагогов имеется значительно больше возможностей для организации квалифицированного психолого-педагогического сопровождения и поддержки своих подопечных, чем в любом отряде стационарного лагеря, даже если учитывать реальную наполняемость отряда. Значительно более эффективными возможностями располагает и педагог - руководитель туристского похода для дифференцированного личностно ориентированного дополнительного образования детей, эмоционально - личностного воздействия на их внутренний мир в реальных условиях походной среды (совместное проживание педагога и коллектива детей) Путилова К.Д. Опыт работы летнего оздоровительного лагеря. - М., 2004. - с. 73..

Тем не менее в регионах России наиболее динамично развивается сеть лагерей при образовательных учреждениях с дневным пребыванием учащихся. На их долю в 2008 г. приходилось 45% от общего числа детей, находившихся в оздоровительных лагерях (в 2007 г. - 43,6%). Загородные стационарные учреждения отдыха и оздоровления, где процесс оздоровления детей происходит значительно эффективнее, приняли лишь чуть более 35% от общего числа детей (в 2007 г. - 38%).

Продолжается процесс дифференциации оздоровительных лагерей по формам собственности. Увеличилось число лагерей, находящихся в муниципальной собственности: в 2008 г. они составили подавляющее большинство - почти 92%. В ведении местных органов исполнительной власти (преимущественно - органов управления образованием) находятся все лагеря с дневным пребыванием учащихся и более 1/3 загородных оздоровительных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей. Увеличилось также число лагерей, находящихся в частной собственности (более 1,2%) и собственности общественных объединений. Число лагерей, находящихся в государственной собственности, сократилось с 7,2 до 4,5% Кубаров Е.Н. Проблемы летнего отдыха детей. - М., 2003. - с. 26..

В то же время сохраняется тенденция, когда большинство загородных детских оздоровительных лагерей стремится обрести полную хозяйственную самостоятельность: к 2008 г. число загородных стационарных лагерей, имеющих статус юридического лица, достигло 1/3.

Очень важная тенденция - возрождение местными органами управления образованием системы программ отдыха и оздоровления в "малые каникулы". Зимние оздоровительные лагеря, туристские походы старшеклассников по местам боевой славы и по памятным местам родного края, досуговые программы на свежем воздухе в период новогодних и рождественских праздников, лагеря актива во время весенних и осенних каникул, профильные лагеря юных экологов, спортсменов, туристов весной и осенью, различные спортивно-туристские соревнования и состязания обогащают досуг школьника, снижают вероятность девиантного поведения подростков и оказывают значительный оздоровительно - восстановительный эффект.

Эти тенденции обозначили необходимость решения на государственном уровне проблемы гарантированного минимального обеспечения социальными услугами по организации оздоровления детей и учащейся молодежи во всех типах и видах учреждений независимо от принадлежности и формы собственности.

Для ее решения в учреждениях отдыха и оздоровления детей и молодежи необходимо создать особый, отличный от традиционного, подход к организации и содержанию процесса отдыха и оздоровления. Требуется не только насыщение его научно обоснованными программами, технологиями и методиками, методическим сопровождением и обеспечением, материально -техническими ресурсами, но и подготовкой широкого круга специалистов (педагогов-организаторов, психологов, воспитателей, педагогов дополнительного образования, врачебно-медицинского и прочего персонала, владеющего методиками адаптации и реабилитации, оздоровительной и лечебной физической культуры, анимационными технологиями организации досуга и т.д.).

Кроме того, как на федеральном, так и на муниципальном уровне необходимо внести коррективы в критерии оценки деятельности учреждений, предоставляющих услуги активного отдыха, оздоровления и туризма. Необходимо дифференцированно подойти ко всему спектру социальных услуг по организации отдыха, туризма, экскурсий, досуга и оздоровления на различных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном). Это необходимо осуществлять для каждого вида отдельно в строгом соответствии с направленностью и профилем реализуемых в этих учреждениях программ и проектов.

Требуется диверсификация содержания деятельности лагерей, значительная часть которых сегодня работает по вариативным программам, к сожалению, не всегда научно обоснованным с точки зрения адаптивной психологической, физической и функциональной нагрузки и не дающим положительного оздоровительного и реабилитационно-восстановительного эффекта.

В период подготовки к летней оздоровительной кампании Минобразованием РФ, ведущими научными и исследовательскими учреждениями, а также федеральными профильными учреждениями дополнительного образования ежегодно проводится работа по выявлению наиболее эффективных программ организации детского отдыха и оздоровления. Но, к сожалению, не всегда осуществляется обратная связь: передача и внедрение полученного ценнейшего опыта и материала в практику деятельности других учреждений отдыха и оздоровления.

Важную роль в научно-методическом обеспечении отдыха и оздоровления сегодня играют детские, подростковые и молодежные общественные объединения. Многие из программ, по которым строится жизнь в загородных лагерях и учреждениях отдыха и оздоровления, в туристских походах, путешествиях и экспедициях, разработаны в федеральных учреждениях дополнительного образования, в Научно-практическом центре Международного союза детских общественных объединений СПО-ФДО и прошли успешную апробацию в этих учреждениях, объединениях. Проведение ими различных профильных смен, походов, экспедиций, летних школ, детских творческих дач, малых научных академий способствует социальному и творческому развитию юной личности, реализации запросов и потребностей детей в различных видах деятельности в период школьных каникул и в течение всего года Леонов А.П. Организация летнего отдыха детей и подростков. - М.: Юнити, 2006. - с. 69..