Научить ребенка говорить в 2 года упражнения. Как помочь ребенку заговорить

В саду и на детской площадке все или практически все двухлетние дети так или иначе общаются. Некоторые упорно молчат, свои желания выражают жестами, звуками, максимум парой слов. Родители начинают всерьез беспокоиться и задаваться вопросом, как научить ребенка говорить в 2 года. Не отстает ли он в развитии? Стоит ли подождать, пока он начнет разговаривать, или лучше начинать консультироваться со специалистами?

Врачи сходятся во мнении, что задержка речевого развития - довольно распространенное явление. Но волнения родителей это не отменяет. Даже сами они редко могут понять собственного ребенка. В довершение всего приходят мысли о том, не станет ли он изгоем среди сверстников, не скажется ли его «запоздание» на успеваемости в школе. Что делать? Рассмотрим основные этапы становления разговорной речи, какие проблемы могут быть обнаружены и как с ними справляться.

Особенности формирования речи у детей

Специалисты выделяют различные критерии, по которым можно узнать, насколько удачно происходит речевое становление малыша. Но, разумеется, привести всех детей к некому общему показателю нельзя, и возраст тоже не может быть таким показателем. У всех - индивидуальные возможности и целый ряд особенностей, среди которых нужно учитывать и физиологические, и психологические, и даже пол.

Нормы развития

Маленький «молчун» может ничем не отличаться от сверстников. В два года он хорошо понимает, о чем с ним говорят, выполняет мелкие поручения, сам раздевается, у него нет проблем с аппетитом или сном, врачи не находят у него отклонений. Родители могут даже озаботиться посещением группы раннего развития, играть с малышом в развивающие игры, читать ему книги и петь песенки. Но при всем этом он никогда не проявит инициативу в разговоре, или скажет что-нибудь невпопад, или проигнорирует обращение к нему.

Выделяют примерные сроки появления разных речевых форм речи в определенном возрасте (независимо от пола).

Возраст Речевые формы
1-2 мес. В голосе возникает интонация (можно определить: доволен - недоволен)
2-5 мес. «Гуление», что-то напоминающее слова из одинаковых слогов
8 мес. - 1 год 2 мес. Увеличивается «звукоподражательный» словарь (например, «гав-гав»), появляются простые «лепетные» слова
1 год 5 мес. - 2 года 2 мес. Все больше двухсловных предложений («кушать хочу», «папа - там»)
1 год 9 мес. - 2 года 6 мес. Происходит быстрый рост словаря, возникает интерес к названиям тех или иных предметов
До 3 лет 6 мес. Формируется грамматический строй. Период «словотворчества» и проговаривания действий во время игры

Существует и определенная зависимость от пола ребенка. Например, девочки начинают общаться раньше, чем мальчики: у них раньше определяется словарь, особенно обозначение предметов. Девочки не сразу осваивают фразы, но, как правило, стремятся в своих высказываниях подражать взрослым, копируя, в том числе, и интонацию. Что касается мальчиков, вначале они начинают называть действия, а еще довольно рано составляют грамматически верные предложения.

Не стоит высказывать опасения в духе «ребенок не говорит в 2 года - не нормально, он уже должен хоть что-то произносить». Бывают случаи, когда дети не говорят до двух с половиной или даже трех лет, а затем начинают вдруг сыпать целыми правильными фразами, петь и читать стихи - так, что остановить их невозможно.

Критерии гармоничного формирования речи

Есть несколько «опорных пунктов», позволяющих родителям понять, насколько гармонично происходит формирование речи у малыша:

  • физическое развитие именно такое, каким оно должно быть в этом возрасте;
  • отсутствие неврологических заболеваний;
  • активное общение с семьей, близкими и стеснительность в присутствии незнакомых людей;
  • активное воспроизведение (повторение) всего услышанного;
  • решение проблем с помощью разговора;
  • стремление исправлять ошибки в собственных высказываниях.

Если же ребенок перенес какую-либо тяжелую болезнь (или имеются неврологические заболевания), наблюдается явное отставание от сверстников, он игнорирует просьбы что-нибудь сказать или не желает повторять за вами, стремится решать проблемы, никак не объявляя о них - нужно начать принимать меры. И для начала попробовать понять, почему ребенок в 2 года не разговаривает.

Причины задержек речевого развития

Дети не могут иметь врожденного понимания всех законов того языка, на котором им предстоит говорить, они усваивают их только в определенный период жизни, копируя взрослых. В идеале они не просто повторяют за старшими, а познают, регулируют деятельность - свою и всех, кто их окружает. Но есть факторы, задерживающие формирование речевых навыков:

  • несовершенные социальные условия либо педагогические ошибки;
  • недостаточная неврологическая база.

Первая группа - неверные методы воспитания. Это либо гиперопека, либо недостаток внимания взрослых, когда нет стимулов общаться: или незачем (и так понимают без слов и предупреждают желания), или просто не к кому обратиться. Ситуация усугубляется личными особенностями малыша, например, упрямством или склонностью к истерии. Но при своевременном изменении подхода, условий воспитания все можно исправить.

Ко второй группе «тормозящих» факторов относят недостаточно сформированное или ущербное восприятие речи (ребенок неверно слышит), недостаточность функции речевого аппарата (неверно произносит) либо неврологические заболевания. Здесь нужно не только откорректировать воспитание, но и обращаться к специалисту, который будет проводить регулярные занятия.

Причин «молчания» может быть множество. Например, ребенок в два года не разговаривает и в том случае, если растет в двуязычной (многоязычной) семье. Это вполне естественно - он вникает и «впитывает» различные способы выражения мыслей, и сразу это у него не получится. Единственная рекомендация для членов семьи - каждый должен использовать один определенный язык, чтобы ребенок не путался. Если при этом не откладывать развивающие мероприятия, малыш имеет все шансы успешно освоить несколько языков.

Не торопитесь с выводами: у малыша не обязательно проблемы со здоровьем. О наличии отклонений может рассказать только врач.

Когда «бить тревогу»

В двухлетнем возрасте нужно уметь строить простые фразы (2-4 слова), использовать как минимум 50, а лучше 100 слов. Словами можно считать и звукоподражания, например «би-би» вместо «машина».

Начинайте принимать меры, если ребенок:

  • не пытается учить новые слова;
  • использует менее 20 слов;
  • не составляет даже двухсловные фразы;
  • не знает, как называются предметы вокруг, части тела и т. д.;
  • не может указать на известные ему предметы или принести то, что находится вне его поля зрения.

Рассмотрим еще некоторые факторы.

Отлучать ли от груди и соски

Есть расхожее мнение, что нужно отучить ребенка от грудного кормления до 2 лет, иначе он, скорее всего, поздно заговорит. На самом деле это утверждение не имеет достаточных оснований. Грудное вскармливание определяет строение прикуса и лица. Специалисты уверены, что дети, которых достаточно долго (до 2 и более лет) кормили грудью, лучше воспроизводят звуки, у них реже встречаются нарушения речи, а если и встречаются, то легко корректируются.

Плохо развивается речь якобы и у тех, кто не расстается с соской (пустышкой), особенно если соски не специальные ортодонтические, а обычные. Частично так оно и есть. Пустышка погружает ребенка в состояние, похожее на транс, он не слушает взрослых, не особенно интересуется тем, что происходит вокруг - следовательно, замедляются познавательные процессы. Кроме того, если закрывать крохе рот соской во время плача, он не высвобождает эмоции, что может негативно сказаться на психическом состоянии, а в дальнейшем и на формировании разговорных навыков.

Тем не менее, в обоих случаях особых причин для беспокойства нет. Просто нужно помнить, что все хорошо в меру. Исследования Всемирной организации здравоохранения доказывают, что независимо от способа кормления дети вырастают прекрасно развитыми и физически, и личностно, и интеллектуально.

Речевой негативизм

Постарайтесь не слишком часто просить ребенка, чтобы он что-нибудь сказал или повторил за вами. Иначе вы можете невольно выработать привычку к отказу от говорения: малыш будет упрямиться, явно или скрыто, но не станет высказываться по вашей просьбе или вообще реагировать словесно. Такая привычка называется речевым негативизмом.

У сына или дочки может быть все в порядке со слухом, но нет стремления к повторению слов, зато очевидны - отказ отвечать на вопросы, показывание пальцем, когда просит что-нибудь, удовлетворение потребностей своими силами. Самостоятельность не может не нравиться, но при отказе ребенка от комментариев собственных действий насторожитесь: это значит, что навык общения не сформирован, и присутствует речевой негативизм. И если вы столкнулись с этим явлением, не ругайте чадо и тем более не наказывайте.

Как помочь малышу

Вы обращаетесь к логопеду, и тот говорит вам, что до трех лет не нужно начинать занятий? Ищите другого: подобные высказывания не профессиональны. Даже если в период беременности была патология, или ребенок перенес родовые травмы, инфекции или обычные повреждения в течение первого года жизни, он все равно может развиваться нормально в любом возрасте, просто ему нужно будет помочь. Найдите того, кто согласится это сделать! Существуют даже специальные логопедические ясли - замечательно, если они есть и в вашем городе.

Кроме того, если не принимать меры заранее, последствия могут быть неблагоприятными:

  • трудности с адаптацией среди других детей;
  • отклонения в эмоциональной и волевой сфере;
  • инфантилизм;
  • торможение познавательной деятельности (речь и познание окружающего мира тесно связаны!);
  • сложности в овладении школьными предметами, в особенности родным языком.

Хороший специалист примет малыша даже в раннем возрасте, а если нужно, подключит к работе соответствующих врачей - это может быть стоматолог, отоларинголог, невролог, психиатр. Если нет физиологических проблем, можно успокоиться (всему свое время!) и начать активно заниматься.

Есть много способов научить ребенка говорить в 2 года. Просто имейте в виду, что все дети имеют индивидуальные особенности, и никогда не сравнивайте их друг с другом или с родственниками, которые начали разговаривать намного раньше.

Строим общение

Период с 2 до 5 лет врачи и педагоги считают наиболее плодотворным в плане становления речевой деятельности. В течение всего времени, пока малыш не спит, стремитесь разговаривать с ним. Старайтесь вывести его на диалог, комментируйте игру или любую другую деятельность.

  • Говорите внятно и четко, не быстро, достаточно выразительно.
  • Избегайте «сюсюканья»: общайтесь полноценными (не измененными) словами, законченными фразами. Пусть ребенок пока кричит «би-би!» вместо «машина едет» - рано или поздно он усвоит от вас, как сказать правильно.
  • Ваша мимика, движения рта и языка должны хорошо просматриваться.

Как еще развивать речь ребенка в два года? Читайте ему книги - сказки, стихи, потешки, не забывайте задавать сопутствующие вопросы и во время чтения. Можно организовывать специальные «книжные часы» с соответствующей обстановкой и «ритуалом», но если в какие-то моменты ребенок не очень усидчив, не настаивайте - просто читайте. Вам может показаться, что чадо совсем не слушает, но правильная речь все равно будет откладываться в его памяти. Если умеете петь - пойте, особенно детские песенки, и знайте веселые попевки на разные случаи жизни.

Занимаемся с малышом

Занимаетесь дома? Делайте гимнастику для пальцев: мелкая моторика играет важную роль в говорении, равно как и массаж рук и пальцев, особенно их кончиков - специальными зубчатыми пружинными колечками (су-джок) или обычной зубной щеткой. Можно собирать разные по размеру пуговицы, мять бумагу или фольгу, перебирать крупу или фасоль, катать шарики из пластилина или теста, играть со шнурками - подручных материалов достаточно.

Особая артикуляционная гимнастика благотворно действует на речевой аппарат, и ее можно делать с ребенком в возрасте от года.

Если вы обращаетесь к логопеду, в его арсенале найдется немало игрушек и упражнений. Всевозможные пирамидки и пазлы для собирания, лото для сопоставления цветов и форм, логические игрушки, приспособления для массажа рук и развития мелкой моторики - специальные мероприятия обязательно помогут, даже если ребенок 2 года не разговаривает вообще.

Коллектив, будь то сад или развивающий кружок, также могут стимулировать ваше чадо общаться, к тому же чаще всего дети перенимают друг от друга значительно быстрее и в большем объеме, чем от взрослых.

Нужно использовать все возможности ранней помощи: не ждите, пока все решится само и со временем вы наверстаете упущенное - скорее всего, это будет сложно. Планомерные занятия, постоянное внимание, спокойное и доброжелательное отношение к малышу и помощь специалистов - основа вашего совместного успеха.

Распечатать

О том, как научить ребенка разговаривать в 2 года, сейчас задумываются многие родители. Связано это с популярностью идей раннего развития, с тем, что детей в настоящее время рано начинают обучать, а от развития речи успех в обучении прямо зависит. Поэтому, если малыш в 2 года не разговаривает, мама и папа начинают беспокоиться.

Насколько это беспокойство оправдано? Нормально ли это, если ? Нужно с ним как-то специально работать, вести его к психологу или не стоит обращать на это особого внимания? Что делать, если кроха молчит как рыба?

Кому-то может показаться странным, но нежелание малыша говорить еще не означает, что он отстает в развитии. Чтобы кроха заговорил, ему это должно быть для чего-то нужно.

На вопрос, почему ребенок не разговаривает, есть множество ответов. Некоторые дети получают все, что им нужно, без всяких усилий. У них очень заботливые родители. Мама умеет угадать желания своего чада еще до того, как он их явно проявит. Тогда для чего малышу делать лишние усилия?

Дети чем-то похожи на животных. Из опытов обучения шимпанзе и горилл языку глухонемых известно, что обезьяны способны использовать в речи достаточно длинные предложения. Проблема их в другом: они открывают рот только тогда, когда им это выгодно. Если обезьяна голодна, она обязательно подойдет к человеку, который ее кормит, и скажет: «Дай Уошо банан. Уошо очень голодная.» Но если никакой выгоды для себя в обращении к конкретному человеку животное не видит, то и не станет болтать лишнее.

Примерно такова же и проблема многих детей. Говорить они могли бы, но не стремятся к этому. Подобное возможно и в 6 лет, а не только в раннем возрасте.

Чтобы ребенок заговорил, нужны ситуации в отношениях с близкими взрослыми, когда малышу это необходимо. Не сказав ничего, он рискует не получить что-то важное для себя, например внимание мамы.

Некоторые дети очень застенчивы. Это индивидуальная особенность, не связанная с уровнем развития речи. До определенного возраста — 6 лет и старше — такой малыш кажется совершенно неговорящим, с неразвитой речью. Однако в школе обнаруживает хорошие способности и вполне развитую речь. Он просто стеснялся говорить, и пока это было возможно, избегал необходимости делать то, что ему психологически было сложно.

Но бывает и так, что молчание ребенка действительно указывает на отставание в развитии. Это может произойти, если есть какие-то органические причины для такого отставания: недоразвитие определенных участков мозга или что-то другое. Но подобное случается редко. Гораздо чаще причина того, что ребенок в два года не говорит, заключается в поведении взрослых по отношению к этому ребенку.

Если за малышом только ухаживали (кормили, мыли, укладывали спать), но почти не разговаривали с ним, то как он может вдруг заговорить? Разговаривающий ребенок не появится сам по себе. Он должен слышать человеческую речь, обращенную к нему, слышать постоянно, каждый день. Только тогда он рано или поздно заговорит сам.

Речь детей и речь взрослых

То, что малыш не разговаривает толком, может быть связано с непониманием функций речи в общении именно с маленькими детьми.

Когда мы имеем дело со взрослым человеком, и тогда, когда перед нами ребенок, которому 2 года 3 месяца, мы пользуемся теми же словами того же языка, и нам может казаться, что это то же самое. Не все ли равно, с кем разговаривать?

На самом же деле речь для взрослого — это информация. Не только, но главным образом. Когда мы, взрослые люди, говорим друг с другом, мы обмениваемся информацией. Совершенно неинформативная речь нам неинтересна. Речь крайне эмоционально насыщенная воспринимается нами как почти неприличная.

Дети другие. Для них речь — это выражение своих эмоций, их проявление, а также установление эмоциональной связи, контакта с другим человеком. Для ребенка неважно, что говорится, а важно, какими эмоциями насыщена речь, важна личностная отнесенность речи, кто именно говорит. Совершенно по-разному он воспринимает слова мамы и чужого человека.

Если с помощью речи кроха не может объединить себя с близким человеком, эмоциональная связь не возникает, если речь взрослого, обращенная к малышу, всегда носит функциональный характер (взрослый обращается к подопечному только тогда, когда это для чего-то нужно из прагматических соображений, отдает какую-то команду), то ребенок теряет интерес к человеческой речи. Она не отвечает его запросам, не нужна ему.

Поэтому на вопрос, что делать, чтобы ребенок заговорил хотя бы в 2 года 9 месяцев, можно ответить: общаться с ребенком эмоционально. То есть ваши обращения к нему должны выражать ваши подлинные чувства: радость, нежность, восторг, жалость, грусть. И с помощью речи должна устанавливаться связь между вами и ребенком.

Только в этом случае все будет хорошо с его речевым развитием, если нет особых причин для его задержки.

Что такое обогащающая среда

Как должен взрослый разговаривать с малышом, уже известно.

Если с ребенком с самого раннего возраста, когда он заведомо еще не может ничего ответить, мама и другие близкие люди бескорыстно общаются, выражая различные эмоции и устанавливая интимный эмоциональный контакт с крохой с помощью речи, то это будет необходимым условием для его успешного развития. Но все же недостаточным. Нужно создать обогащающую среду. Что это такое?

Если малышу 6 месяцев, можно ли с ним обсуждать погоду или характер общих знакомых? О чем вообще с ним говорить? Какую лексику употреблять?

Общая закономерность такая: надо не опускаться до уровня ребенка, а поднимать его до своего уровня. То есть наши слова должны быть крохе интересны, но необязательно полностью понятны. Если вашему чаду 8 месяцев, и он выговаривает два слова: «ма» (мама) и «па» (папа), это не значит, что и вам разрешено пользоваться только этими словами. Не стоит искусственно обеднять свою речь.

Отличие речи, обращенной к ребенку, не в ее примитивности, а в ее эмоциональной насыщенности и диалогичности. Монологи дети не воспринимают. Эмоционально бедную речь тоже. Но лексически и синтаксически следует выражаться достаточно разнообразно.

Понятно, дитя поймет не все. И не нужно, чтобы сразу все было понятно. Происходит развитие. Если вы употребили 10 новых слов, а ребенок 8 не запомнил, а 2 запомнил, это отлично.

При этом с ребенком нужно именно с интересом и с радостью общаться, а не учить его новым словам. Вы не урок проводите. Просто это ваш близкий человек, пусть и маленький, ваш друг. Не надо ему объяснять каждое слово. Он сам спросит, если захочет.

Если вы использовали 10 новых слов, а ребенок 6 не понимает, а понимает только четыре, не нужно устраивать лекцию на тему «Значения новых слов в соответствии с Большим Академическим словарем русского языка (последнее издание)». Так будет только хуже.

Речевое творчество детей

Еще одна проблема 2-летнего малыша может быть связана с тем, что его близкие взрослые хотят, чтобы он говорил правильно. То есть все ошибки взрослые исправляют, всякий раз делают замечания. Если ребенок 2,5 года не разговаривает, если ему уже три года, а он все молчит, словно набрав в рот воды, это может быть и потому, что ему неприятно постоянно выслушивать замечания.

Дети относятся к языку не так, как взрослые. Взрослым известны нормы языка, они уже долгое время практикуются в речи и привыкли говорить так, как принято. Ребенок же язык только начал осваивать. Поэтому он экспериментирует с языком. Возраст таких языковых экспериментов колеблется в широких пределах: от года 8 месяцев до 10-12 лет и старше. У отдельных людей эксперименты с языком не кончаются никогда: таковы их индивидуальные склонности. Это талантливые писатели, филологи.

Ребенок вертит слова языка как хочет, меняет их, придумывает несуществующие в языке формы. Он может делать это в 4 года, может и в восемь лет. Поправлять его не нужно, если только он не коверкает язык специально или по небрежности. Это такой свойственный всем детям особый способ освоения родного языка.

Роль чтения

Действительно ли так важно разговорить ребенка? Или достаточно, как думают многие, читать ему хорошие книги?

Если ребенку 6 месяцев, ему нужно улыбаться, с ним вместе смеяться и радоваться, то есть общаться с ним. Если 6 лет, то можно и читать, а возможно, он уже и сам станет активным читателем.

Однако само по себе чтение книг не развивает. Развивает только увлечение чтением.

Если родители читают ребенку лучшие книги второй, третий год, а эффекта нет, это значит, что сами взрослые не любят читать. Задача не в том, чтобы прочесть сколько-то страниц, а в том, чтобы заразить малыша своей увлеченностью, своими эмоциями при чтении. Тогда дитя поймет, как это здорово — уметь читать.

Научить читать тоже не так важно. Сейчас все умеют читать. Но если крохе читали с самого раннего возраста, однако ребенку 2 года 4 месяца, и он не разговаривает, то, видимо, читали не так, как нужно, не зацепили, не увлекли. А задача взрослых именно в этом.

Если ребенку 2-3, не разговаривает, нужно определить причину проблемы. Тогда станет ясно, что нужно делать. Не беспокойтесь: он заговорит, когда сможет и когда захочет.

Когда в нашем доме появился ребенок, всем без исключения не терпелось, когда же он начнет разговаривать. Но вот прошел первый год, подходил к концу второй, а малышка продолжала молчать, издавая лишь подобие слов. Мы с мужем, подогреваемые наставлениями бабушек и дедушек, у которых «дети в полтора года стихи читали», начали выискивать отклонения, болезни ребенка и промахи воспитания. Когда же нужно начинать бить тревогу? Для ответа на этот вопрос следует прислушаться к своему ребенку и собственному сердцу.

Как развивается речь у детей до 2 лет?

Развитие речи происходит поэтапно, и каждый этап присутствует в любом случае , независимо от национальности и языка, на котором говорят окружающие.Мой ребенок не был исключением и прошел все стадии становления речи. Какой-то этап длился дольше, какой-то – короче, но в конечном итоге ребенок полноценно заговорил.

  1. Крик. С первым ребенком я с трудом разбирала, почему кричит моя дочь, но со вторым малышом я безошибочно научилась распознавать, когда он кричит от голода или когда ему просто скучно. С момента рождения на свет единственный способ общения ребенка с мамой и папой – крик. Им он выражает чувство голода и жажды, физический дискомфорт, обращает на себя внимание, если ему жарко или холодно, тесно в одежде или неудобно, а также если у малыша что-то болит. Внимательные родители могут также быстро научиться различать разные виды крика.
  2. Гуление. Примерно с 3 месяцев новорожденные начинают гулит: чаще всего это происходит, когда малыш доволен и выражается таким образом чувство удовлетворения. Однако этот срок не обязательно должен совпадать с началом гуления. Моя первая дочь гулить начала лишь в 4,5 месяца, будучи полностью здоровой и без каких-либо отклонений, а вот сын уже в 2 месяца гулил и пел на все лады. Ребенок учится двигать языком для произношения звуков и всячески тренирует речевой аппарат. Гуление обычно воспроизводится в виде слов «Агу», «Уа», «Гааа», «Гууу».

ИНТЕРЕСНО! У всех народов мира дети гулят абсолютно одинаково.

  1. Произношение слогов и лепет. Примерно к 7-8 месяцам дети могут произносить разные слоги, причем пока они не связаны с определенными образами и словами. Малыш может произносить «Ма-ма-ма-ма-ма», вовсе не имея в виду маму. Тем не менее, это важный этап, на котором ребенок осваивает основную часть звуков.
  2. Первые слова. В год мой первый ребенок умел говорить не так уж и много: «баба», «папа», «ням-ням» и еще пару фразочек из личного репертуара, не переводимых на человеческий язык. К году малыш может знать и произносить до 10 слов. Причем это не всегда могут быть полноценные слова. К примеру, вместо слова «собака», ребенок может пока говорить «Гав-гав», что в его представлении ассоциируется с конкретным образом. Также допустимо произношение усеченных слов, например, «кава» вместо «корова».
  3. Осознанная речь. К двум годам ребенок обычно обладает определенным набором слов, которым худо-бедно может изъясниться со взрослыми. Обычно данного словарного запаса бывает достаточно, чтобы позвать маму, попросить игрушку. Нормой считается, если ребенок говорит о себе в третьем лице: «Маша играет» вместо «Я играю». Именно с этого этапа речь будет стремительно развиваться с каждым днем, а словарный запас наполняться.

Нормы речи ребенка в 2 года

Так как все дети индивидуальны в своем развитии, то не существует четких нормативов. Однако есть обобщенное представление о том, какой прогресс в речевом развитии происходит. Я собрала воедино всю информацию, которая касалась развития речи.

Вот что может ребенок в 2 года по мнению педиатров, психологов и неврологов:

  • иметь активный словарный запас 100-300 слов;
  • использовать в речи предлоги (обычно «в» и «на») и союзы;
  • в речи может появляться интонация, особенно при задавании вопроса;
  • имеет представление об определенной категории предметов (части тела, животные, фрукты-овощи) и может частично назвать их;
  • правильно указывает на картинку, когда взрослы спрашивает: «Покажи мне…»;
  • строит короткие предложения из 2-3 слов;
  • использует местоимения «Я», «Ты», «Мы»;
  • может задавать вопрос «Что это?».

Данные нормативы не означают, что ровно к 2 годам каждый ребенок должен обязательно уметь все из данного списка. Например, очень многие дети моих подруг в два года имеют достаточно хорошее представление об окружающем мире, но не очень активно пользуются словарным запасом.

Лучшие игры для развития речи ребенка в 2 года

  • Карточки . Классическая игра для всестороннего развития малыша. Для моей дочери эта игра была основным занятием в течение дня на протяжении долгого времени. Основная часть словарного запаса у нас была сформирована словами с карточек. Суть игры заключается в том, что нужно достать карточку наугад, показать ребенку и попросить назвать изображенный предмет. Начинать лучше всего с картинок определенной категории, наиболее знакомой, например, животные или транспорт. Задавая вопрос, необходимо выдержать паузу в несколько секунд: ребенку нужно время, чтобы опознать предмет и вспомнить его название. Если малыш растерялся и не знает, что ответить, то через 10-15 секунд необходимо назвать слово.
  • Ладушки и другие стихи и прибаутки . Знакомая всем игра позволяет не только позабавить, но и поспособствовать развитию речи. Для моей дочери эта игра стала интересна только в 1,5 года, а до этого возраста она не вызывала у нее никакого интереса. Прикосновение к ладоням и кончикам пальцев малыша будут активизировать работу рецепторов речевого центра, а каждую строчку из знакомого стихотворения ребенок может договаривать за взрослым. Такую игру можно провести с любыми детскими стихами, предлагая ребенку завершить знакомую ему фразу.

  • Кто как говорит? Увлекательнейшая игра, которую обожают почти все малыши. Даже в 3,5 года мой ребенок с удовольствием вспоминает, как говорят киски и собачки. Показывая на картинку, нужно попросить ребенка воспроизвести звуки животных: «Как говорит собака?» — «Гав-гав». Более сложный вариант, намеренно сделать ошибку, чтобы ребенок мог поправить взрослого: «Как говорит кошка? Ква-ква?» — «Нет, мяу-мяу!». Ребенку будет смешно от того, что взрослый говорит неправильно, а он, малыш, исправляет его.
  • Глупый взрослый . Если ребенок просит подать ему какую-то интересную вещь, взрослый должен намеренно предложить что-то другое, делая вид, что не понимает ребенка, и вынуждая его самостоятельно объяснить и назвать вещь. К примеру, ребенок просит яблоко, а взрослый спрашивает: «Ты хочешь лопатку? Нет? А, быть может, мишку?». Но в данной ситуации главное – не перегнуть палку и не довести ребенка до утомления и обиды. Для моей дочки пределом было 2-3 «неправильных» ответа, после чего она уже расстраивалась и могла расплакаться.
  • Кто спрятался в мешке? В небольшой мешок можно положить несколько игрушек-зверушек и вытаскивать их по одной, показывая только голову, предлагая ребенку назвать животное. Можно также предложить ему самому засунуть руку в мешок и вытащить игрушку – таким образом, помимо игрового момента, ребенок дополнительно будет получать массаж пальцев и развивать мелкую моторику.
  • Как что звучит и разговаривает? Для двух лет абсолютно нормально называть предметы не их именами, а звуками, которые они издают. Это касается не только звукоподражания животных, но и основной массы окружающих предметов. Мы очень долго называли машину «бип-бип», еду – «ням-ням», а любимую лошадку «иго-го». Если ребенок очень плохо говорит, то можно постоянно стимулировать его на озвучивание окружающего мира: «Как капает дождь? – «Кап-кап», «Как топают ножки?» – «Топ-топ», «Как звенит колокольчик?» — «Дзинь-дзинь». К практически любому предмету или действию можно подобрать свой звук.

  • Известно, что артикуляционная гимнастика способствует развитию речи. Моя попытка объяснить маленькому ребенку, что надо сделать упражнение для развития речи, не увенчалась успехом. Поэтому я предложила просто погримасничать и покривляться перед зеркалом. Также можно надувать мыльные пузыри или воздушные шарики, дуть на перышко или пламя свечи, активно гримасничать: показывать язык, зубы, надувать щеки и вытягивать губы трубочкой, например, изображая льва или обезьяну.
  • Развитие мелкой моторики . На пальчиках имеются рецепторы, которые активизируют в мозгу центр моторики, расположенный рядом с речевым. Именно поэтому говорят, что речь ребенка расположена на кончиках пальцев. Для развития мелкой моторики подойдут любые игры: пересыпание и перекладывание небольших предметов или круп, рисование пальцем, и пластилина, игра в сороку-белобоку и массаж пальцев.

Что делать, если ребенок так и не начал говорить?

В свои 2 года моя дочка упорно отказывалась разговаривать, несмотря на все мои попытки использования комплексного и разнообразного подхода к развитию речевого аппарата. Особенно остро это ощущалось, видя неодобрительные взгляды родственников, считающих, что я просто не занимаюсь с дочкой.

Любой родитель будет обеспокоен молчанием малыша в два года. Как определить, является ли это следствием болезни, какого-то отклонения в развитии, или это индивидуальная особенность ребенка? Существует несколько причин «молчания» и способов их разрешения.

Причина Решение
1. Наследственность Если один из родителей ребенка начал поздно говорить, то такая особенность может передаться по наследству. В этой ситуации нужно просто выждать время.
2. Особенность характера и темперамента Некоторые дети могут быть застенчивыми и робкими даже в 2 года. Если малыш не очень охотно играет с другими детьми, предпочитает одиночество и в целом достаточно спокоен эмоционально, то, возможно, его речевое развитие будет не таким бурным, как у других сверстников.
3. Отсутствие необходимости в речи Если по каждому требованию ребенка мама тут же подает ему нужную вещь или выполняет определенное действие, то у малыша не возникает необходимости развивать речь. Следует дать возможность ребенку показать всеми возможными способами свою потребность, играя в «глупого взрослого».
4. Заболевание ЛОР-органов и неврологические дефекты Бывает так, что причиной задержки речи являются нарушения ЛОР-органов (дефекты, заболевания) или различные неврологические отклонения. В этом случае необходима консультация отоларинголога и невролога. Также нелишне будет показать малыша психологу и логопеду. Рекомендуется обращаться к нескольким специалистам, чтобы узнать разные мнения. Врач назначит соответствующее лечение и даст рекомендации.
5. Чрезмерный напор родителей Родители, которые хотят, чтобы их дети начали говорить как можно раньше, порой перегибают палку и буквально силой заставляют ребенка говорить. В таком нежном возрасте психика малыша очень уязвима и под напором родителей он может вовсе замолчать. Следует пересмотреть свои методы развития речи и, возможно, дать ребенку передышку.
6. Отсутствие интереса Малышу могут просто не нравиться игры для развития, в которые играет с ним мама, считающая ту или иную игру наиболее эффективной. Нужно внимательно присмотреться к интересам ребенка и предлагать ему те занятия, которые будут доставлять удовольствие.
7. Отсутствие социума Если все общение ребенка происходит только с мамой или папой, то развитие речи может протекать достаточно медленно. Общение со сверстниками доставит ему массу удовольствия и возбудит интерес к общению с ними. Если малыш не ходит в детский сад, то можно посещать развивающие кружки, где проводятся групповые занятия, соответствующие возрасту, или просто общаться с другими детьми на детской площадке.

Мой опыт развития речи у ребенка

Когда моей дочке исполнилось 1,5 года, я услышала массу возмущения со стороны родственников, почему мой ребенок разговаривает только несколькими словами, а не целыми предложениями, и тем более не декламирует стихи. Как и все заботливые родители, я очень переживала, играла во всевозможные игры, делала массаж пальцев и водила в самые модные кружки, но результата не было. Когда Полине исполнился 1 год и 8 месяцев, в нашей семье появилась возможность отдать дочку в детский сад. На приеме у психолога перед поступлением в садик мне сообщили ужаснейший диагноз – задержка речевого развития. Прописали «умное» лекарство «Пантогам». Поразмыслив, я не стала давать его ребенку, а спокойно отправила в сад.

Через 2 месяца посещения ребенок научился многим новым вещам: кушать ложкой самостоятельно, проситься своевременно на горшок. Но говорила она все равно очень мало. Через месяц после того, как мы отметили второй день рождения, ребенка буквально «прорвало»: слова и целые предложения сыпались из нее бесконечным потоком. В 2,5 года она рассказывала короткие четверостишия. Сегодня моему ребенку 3,5 года. Ее рот не закрывается ни на минуту, она рассказывает сказки, задает миллиард вопросов, в нашем доме заработало круглосуточное «детское радио», от которого к вечеру болят уши.

Поэтому всем родителям, которые обеспокоены речевым развитием ребенка, можно дать универсальный совет: присматривайтесь к своим детям, наблюдайте за ними и слушайте собственное сердце. Если у малыша нет никаких физиологических и неврологических отклонений, то просто будьте любящими и внимательными родителями, и через некоторое время малыш заговорит так, что просто не остановить.

(15 оценок, среднее: 4,33 из 5)

Часто, если двухлетние дети не разговаривают, это беспокоит родителей. В этом возрасте дети должны произносить простые слова, в их багаже должно иметься до 200-2500 и более слов. Также у малышей уже должна быть фразовая речь, с простыми предложениями. Но если кроха молчит?

Прежде чем думать о том, как научить ребенка разговаривать в 2 года, обратите внимание на те факторы, которые могут влиять становление речи. Зачастую поздно начинают говорить те дети, имеющие особые наследственные факторы. Если сами родители в детстве начали говорить не очень рано, зачастую малыш тоже длительное время может быть неразговорчив. Также, могут играть роль и особенности характера, некоторые дети предпочитают накопление своего речевого словаря, а затем начинают говорить сразу много и сразу фразами. Это тоже вполне нормально. Есть дети, которые ленивы, родители понимают их требования и желания без слов, предупреждая все их просьбы, и малышам просто нет необходимости в речевом развитии.
Поэтому, родителям нужно знать, как стимулировать речь малыша в 2 года. Если вашему крохе исполнилось два года, а он ограничивается в общении несколькими словами - стоит начать активные занятия с ним. Прежде всего, много говорите с ребенком, причем, это должна быть нормальная взрослая речь, без перехода на детский язык и сюсюканья. Дети должны слышать правильную и четкую речь родителей, чтобы запоминать правильное произношение слов.
Есть несколько хитростей, как заставить ребенка говорить в 2 года. Если малыш просит вас о чем-то жестами, говорите ему о том, что не понимаете его и просите озвучить свою просьбу словами. Первое время это будет сложно, малыш может злиться, что его не понимают без слов. Повторяйте с ним слова, называйте предметы, на которые он показывает, просите его повторить за вами. Это будет стимулировать кроху на диалоги. Можно просить ребенка передать какие-то слова папе, кукле, это стимулирует его на произнесение слов. Помните, если кроха путает слова, произносит их неправильно - сразу поправляйте его, произносите слово медленно, по слогам и правильно, пусть он повторяет за вами.

Игры для развития речи детей 2 лет

Осваивать любые навыки проще всего в игре, не исключением будет и развитие речевых функций. Сегодня существует множество методик обучения, которые практикуют игры развивающие речь ребенка в 2 года. Для развития речевых навыков совсем не обязательно помещать специальные развивающие центры, вполне можно заниматься с ребенком дома. Основными станут работа с картинками и игрушками, основа методики - ежедневные рассказы по картинкам или с участием персонажей короткого рассказа. В этом рассказе должны быть слова, которые малыш может повторять. Изначально он слушает рассказ и запоминает, в дальнейшем по ходу повествования вы делаете паузы, в которых ребенок должен вставлять недостающие слова. Не менее полезными для таких речевых занятий могут стать пальчиковые куклы, сказки. Постепенно малыш выучит их и будет помогать вам в рассказе.
Помогают в освоении навыков упражнения для ребенка 2 лет для речи. Это занятия для развития мелкой моторики, так как существует четкая связь между пальцами руки и речевыми центрами. Можно лепить из пластилина, играть с крупами, пуговицами и камешками, рисовать пальцами. Можно сопровождать эти занятия стишками, в которых малыш должен помогать маме. Это известные всем «гуси-гуси», мишка косолапый и короткие стишки, потешки.
Многим детям нравятся детские песенки, которые они с удовольствием пытаются повторять. Ставьте ребенку песенки пойти с ним вместе. После таких регулярных занятий речь начнет активно развиваться, вам останется только помогать крохе в ее освоении.

Первые слова, произнесенные малышом, вызывают особый трепет у родителей. С этой поры они начинают верить, что их чадо вот-вот начнет связно разговаривать. Однако происходит так далеко не всегда. Случается так, что даже когда ребенку почти 2 года, не разговаривает малыш, а выдает окружающим только несвязные звуки. При этом он может лишь мычать, показывая на нужный ему предмет пальцем. Когда же родителям начинать беспокоиться при возникшей ситуации и вести свое чадо на прием к специалисту? В каких ситуациях достаточно просто подождать - и ребенок начнет разговаривать сам?

Этапы развития речи

От того, насколько ребенок способен оперировать понятиями своего родного языка, можно судить об уровне его развития, а также об успеваемости в будущем. Именно поэтому речь малыша стоит развивать с самого рождения, следя за правильностью произношения (в соответствии с возрастом) и своевременным расширением словарного запаса. При этом родителям не стоит терять зря времени, действуя вслепую. Прежде всего им нужно понять, каковы этапы развития речи малыша.

Первый из них проходит от самого рождения до года жизни. Данный этап называется довербальным. До трехмесячного возраста малыш только воспринимает речь близких ему людей. Однако уже и в этот период у него существует потребность общения. Чем чаще родители будут разговаривать со своим чадом, тем больше у него появится предпосылок перехода к следующему этапу развития речи. При этом произноситься слова должны нежно и ласково, четко и с улыбкой на лице. Это важно для становления будущей дикции ребенка.

К полугодовалому возрасту малыш начинает осваивать искусство диалога. Вначале он произносит слоги, понятные только ему. Ими маленький человечек обозначает те предметы, которые нужны для игры. По-своему называет малыш и близких ему людей, а несколько позже и некоторые действия. Родителям важно не переходить на язык своего чада, называя предметы правильно.

От года до трех лет длится следующий этап развития, когда начинает возникать речь. Малыш учится составлять из слогов слова и понимать их значение. Теперь ему не обязательно видеть тот предмет, который он решил попросить. Он уже сам может назвать нужную ему вещь. На данном этапе ребенок способен ответить на вопрос взрослого человека, так как ему понятен смысл уже целого предложения.

В возрасте от 3 до 7 лет малышу предстоит пройти этап, который характеризуется развитием речевого общения. В этот период родной язык ребенок осваивает самостоятельно во время игр и познания нового. Взрослым стоит помнить о том, что на данном этапе от них требуется правильно оперировать словами и стараться отвечать на возникающие у малыша вопросы. При этом разъяснения должны быть не однозначными, а красноречивыми, со множеством примеров. Если родители способствовали правильному развитию своего ребенка, то в будущем он отблагодарит их хорошей успеваемостью по всем школьным предметам.

Проведение своевременной диагностики

На каждом из этапов развития речи родители должны внимательно следить за поведением малыша. Проведение своевременной диагностики явится первым шагом на пути к выздоровлению их чада. Что должно насторожить мам и пап? Они должны забить тревогу в том случае, если:

  • новорожденный не проявляет никакой реакции при громких звуках и не поворачивает голову на голос матери;
  • малыш не начинает гулить в период от 2 до 4 месяцев и не высказывает активную реакцию на появление около него близких людей;
  • у ребенка наблюдается малая активность речи или полное отсутствие лепета в возрасте от девяти месяцев до одного года;
  • малыш не произносит в 12 месяцев самые простые слоги и не выполняет элементарные устные просьбы (к примеру, показать животное на картинке);
  • маленький человечек в 1,5 года не говорит простые слова («мама», «баба» и т. д.), а также не проявляет никакой реакции при произношении взрослыми его имени;
  • ребенок 2 лет не разговаривает или плохо произносит слова при невнятной и односложной речи;
  • малыш старше трех лет не способен составить самое простое предложение, знает менее тридцати слов и нередко путает их окончания.

Любой из вышеперечисленных признаков является поводом для обращения к специалисту. Это даст возможность исключения патологии или ее своевременного лечения.

Неврологические проблемы

Бывает, что ребенок 2 года не разговаривает, мычит и только показывает пальцем на нужный ему предмет. Такая ситуация может быть следствием неврологического заболевания. Отмахиваться от проблемы, ожидая, что все образуется само собой, не стоит. Чем раньше родители приведут свое чадо к специалисту и начнут лечение патологии, тем лучше это будет для малыша.

Если ребенок не разговаривает в 2 года, причины могут крыться в:

  • поражении или недоразвитии мозга, а также ЦНС как в период внутриутробного развития, так и во время и после родов;
  • длительном токсикозе или угрозе выкидыша в период беременности;
  • хронических заболеваниях и вредных привычках матери;
  • затяжных или стремительных родах ;
  • приеме противопоказанных во время беременности лекарств;
  • гипоксии плода;
  • переношенности или недоношенности;
  • несовместимости крови матери и плода;
  • родовых травмах;
  • черепно-мозговых травмах и инфекционных заболеваниях малыша;
  • приеме антибиотиков, способных повлиять на развитие маленького человечка.

Физиологические проблемы

Речь у детей развивается постепенно. Начинается все с артикуляции, укрепления мышц. Это подготавливает речевой аппарат. Только после его укрепления малыш пытается общаться с близкими ему людьми, используя простые звуки, и учится понимать произнесенные слова. От года до полутора активный словарь ребенка постоянно расширяется. Для второго года жизни характерен своеобразный «лингвистический прорыв». В этот период то количество слов, которые произносит маленький человечек, увеличивается с каждым днем.

Если ребенок не разговаривает в 2 года, причины такого состояния нередко кроются в физиологии его развития. Это могут быть:

  1. Проблемы со слухом. Такая патология приводит к задержке в интеллектуальном развитии и, конечно же, речи. Ребенок, у которого наблюдается глухоухость или полностью отсутствует слух, не способен нормально разговаривать. Данные проблемы могут быть либо врожденными, либо приобретенными. При этом они и явятся причиной того, что ребенок 2 лет не разговаривает. Но если в 3 года малыш не произносит слов, несмотря на то что до этого времени его речь соответствовала существующим нормам, то родителям нужно сводить свое чадо на консультацию к отоларингологу.
  2. Нарушение артикуляции и недоразвитие речевого аппарата. Это может быть еще одной причиной того, что ребенок 2 лет не разговаривает. Слабо развитые челюстные и лицевые мышцы приводят к трудностям локализации звуков. Такая патология возникает в случае раннего отлучения от груди или при короткой уздечке под языком. О нарушении артикуляции свидетельствует сильное слюнотечение, постоянно приоткрытый рот и рвотный рефлекс, который вызывает твердая пища. Данная патология также приводит к тому, что ребенок 2 лет не разговаривает.
  3. Генетическая предрасположенность. Почему ребенок не разговаривает в 2 года, не имея при этом никаких физических отклонений? Возможно, в роду у малыша есть родственники, которые в свое время также не спешили произносить слова. Причина этого кроется в незрелости нервной системы, что замедляет рост тех клеток, которые отвечают за речевую деятельность.
  4. Задержка в интеллектуальном развитии. На речи ребенка, без всякого сомнения, отражаются такие генетические патологии, как метаболические дефекты и синдром Дауна. Негативно влияют на освоение родного языка и различные вирусные заболевания, перенесенные в утробе матери.

Аутизм

Бывают случаи, что ребенок 2 лет не разговаривает в связи с нарушением развития головного мозга. Такая патология приводит к аутизму. Внешние ее проявления можно увидеть в нарушении социального общения, ограничении интереса и повторяющихся действиях.

Детский аутизм протекает устойчиво и стабильно. Его симптомы наблюдаются даже во взрослом состоянии. Но для того, чтобы убедиться в правильности диагноза, необходимо подтверждение таких признаков патологии, как:

  • нарушение общения малыша с окружающими его людьми;
  • низкое социальное взаимодействие ;
  • стереотипность в поведении и узкий круг интересов.

С такой патологией долго ребенок не хочет разговаривать. 2 года - это возраст, в котором он способен лишь повторить услышанное прежде слово. Молчать такой ребенок может и в пять лет. При этом он будет категорически отказываться от общения и с истерикой протестовать против всякого нарушения его режима.

Социальные причины

Почему ребенок не разговаривает в 2 года, хотя у него нет никаких проблем со здоровьем? На это могут влиять определенные социальные причины, среди которых:

  1. Невостребованность речи. Некоторые родители жалуются на то, что их ребенок 2 года 2 месяца не разговаривает. Причиной этому может быть либо педагогическая распущенность, либо гиперопека над малышом. Первый случай касается такой ситуации, когда ребенок предоставлен самому себе. При этом родители мало разговаривают с ним, не стимулируя речевую активность своего чада. На первый взгляд кажется, что такой малыш отстает в своем развитии. Ребенок 2 года 2 месяца не разговаривает и у чересчур заботливых родителей. Чрезмерная опека взрослых приводит к тому, что у малыша отсутствует надобность в озвучивании своих желаний. Ему достаточно указать на нужный предмет пальцем.
  2. Испуги и стрессы. Ребенку 2 года 4 месяца? Не разговаривает, если находится в неблагоприятной обстановке. В этом возрасте у малыша появляются сильные эмоциональные переживания, если родители часто ссорятся, срываясь при этом на маленьком человечке. Стрессы сопровождают детей при смене семьей места жительства и при многих других факторах, снижающих психологический комфорт.
  3. Билингвизм. Многие родители беспокоятся, что их чадо молчит, несмотря на то что ребенку 2 года 5 месяцев. Не разговаривает такой малыш в тех случаях, когда в семье для общения используются два языка. Все сказанное он воспринимает с трудом. Ему сложно отделить один язык от другого и понять нужные значения слов.
  4. Синдром госпитализации. Иногда у детей развиваются случаи физической и умственной отсталости, когда их отлучают от матери по причине длительного нахождения в больничном стационаре. В таких случаях у малышей начинает формироваться отстраненность от окружающего мира. Маленький ребенок, находясь в больнице, не может говорить элементарных слов даже в возрасте полутора лет. Такой же синдром наблюдается и у тех деток, в жизни которых мать присутствует только формально.
  5. Негативное отношение к речи. Если ребенок обладает упрямым и независимым характером, то упорство и настойчивость родителей способны привести к отрицательному результату. Постоянные просьбы взрослых произнести то или иное слово становятся причиной того, что их чадо замыкается в себе и отказывается разговаривать.

Что предпринять?

Многие мамы и папы начинают бить тревогу, когда их малыш, несмотря на то что исполнилось ребенку 2 года, не разговаривает. Что делать в таких ситуациях? В первую очередь необходимо исключить патологии слухового аппарата. Ведь случается так, что до двухлетнего возраста родители и не предполагают о том, что у малыша есть проблемы. Необходимо также обратиться к специалисту для выявления неврологических заболеваний.

Если физически малыш здоров, но при этом ребенку 2 года, не разговаривает. Что делать? В этом случае можно просто подождать. Многие неврологи и логопеды отмечают все возрастающую тенденцию того, что в целом детки начинают говорить несколько позже, чем даже 10-15 лет назад. Именно поэтому специалисты советуют не бить тревогу даже тогда, когда ребенок 2,5 года не разговаривает. Они рекомендуют просто подождать, пока он вырастет до 3 лет. Только после этого врачи начинают заниматься с малышом.

Как должны вести себя родители

Разумеется, если ребенок 2,5 года не разговаривает, подождать можно. Однако многие родители предпочитают, чтобы их малыш разговаривал так же, как и соседский. А для этого понадобится создание благоприятных условий.

Ребенок начнет озвучивать все происходящее вокруг в том случае, когда для этого будут существовать определенные бытовые условия, а именно:

  • выключенные радио, телевизор и компьютер;
  • внимание родителей.

Однако взрослые не должны предугадывать желания своего чада и выполнять его указания по одному только взгляду. Нужно создавать такие ситуации, когда малыш вынужден попросить о чем-либо, а взрослые делают вид, что не понимают его намеков и мычаний.

Развитие мелкой моторики

Еще Павловым было отмечено использование мышечных ощущений, ведущих от речевого органа к коре головного мозга. Так происходит и у ребенка, который начинает говорить, подражая мимике матери. После семимесячного возраста эта способность у малышей начинает ослабевать. Именно поэтому в дальнейшем необходимо пользоваться другими методами. Специалистами было подмечено, что с речевым развитием совпадает развитие движений пальцев на руках. Именно поэтому их моторику необходимо развивать для скорейшего освоения родного языка.

Работа по тренировке детских пальчиков должна начаться уже с семи месяцев. Для этого малышу надо давать катать шарики из пластилина или использовать в качестве игрушки крупные бусы из дерева. В полтора года задания должны быть усложнены. Малыша нужно занимать застегиванием пуговиц или завязыванием узелков.

Если ребенок не разговаривает в два года, то ему нужно не просто читать стихи или петь песни, а научить помогать взрослому. Малыш должен вставлять нужные по смыслу слова.

Большое значение для детей имеет их общение со сверстниками. Неудивительно то, что именно в садике малыши начинают разговаривать намного быстрее. Они берут пример с других детей.

У многих малышей стремление что-либо рассказать появляется после того, как они увидят что-либо новое, удивившее их. Это должны учесть родители в процессе воспитания. Для новых познаний важно ходить с детьми в цирк и посещать игровые комнаты, а также ездить в деревню, где показывать им домашних животных. В таком случае малыш будет стремиться поведать всему миру о своих ярких впечатлениях.