Ногайская национальная одежда. Традиционная одежда ногайцев в XIX-начале XX века Ногайский народный костюм

14 сентября 2017 года старший научный сотрудник Литературного музея М. Ю. Лермонтова с.Парабоч Лариса Даудова провела «Музейный урок » для учащихся 9 класса МБОУ «Воскресеновская СОШ » из цикла занятий «Традиции национальной женской одежды народов России » на тему: «Традиции женской одежды ногайцев ». Цели: сохранение и развитие самобытной культуры ногайского народа. Задачи: популяризация традиций национальной женской одежды ногайцев».

Ногайская одежда – богатое историческое и этнокультурное наследие народа. Отличаясь неповторимой самобытностью и красотой, она даёт представление о многовековом историческом развитии, кочевых традициях и культурных связях ногайцев. География расселения народа от Иртыша до Дуная стала причиной бытования различных региональных особенностей в женской одежде. Различия стали проявляться со времени распада Золотой Орды, когда ногайцы оказались разбросанными на территории нескольких государств: (Крымского, Астраханского, Казахского, Сибирского ханств, Ногайской Орды). Эти различия особенно усилились во второй половине Х1Х в. Контакты между разными частями народа ещё более ослабели, и некоторые группы ногайцев попали под культурное влияние народов Северного Кавказа.

Наиболее самобытным является женский костюм ногайцев северо-западного Прикаспия. Национальный костюм ногайцев складывался в течение многих веков. Он характеризовался чертами, типичными как для кочевого, так и для оседлого образа жизни народа. Одежду у ногайцев шили вручную женщины. Богатые женщины украшали одежду дорогими вышивками, носили золотые, серебряные украшения. Бедняки носили одежду из грубого сукна и дешёвых тканей. Женский костюм по покрою аналогичен мужскому. Штаны по своему покрою были близки мужским. Они доходили до щиколоток, где суживались. Поверх штанов носили рубаху. На нательную рубаху надевали короткий шелковый кафтан. Его шили в талию, и он плотно облегал фигуру. Чтобы было удобно работать, часто шили без рукавов. Принадлежностью верхней одежды был передник, который хозяйка надевала для домашней работы. Непременным элементом женского костюма является головной убор. Традиционные женские головные уборы разнообразны: девичий головной убор состоял из шапочки плотной ткани на подкладке с мехом. К свадьбе невеста надевала накидку в форме косынки, которая была нашита бисером и монетами. Изменение социального статуса девушки после свадьбы отражалось в одежде: молодая женщина начинала носить белый платок.

Основным материалом для изготовления женской обуви служили кожа и шерсть. Из войлока делали узорные чулки. Они были рабочими и праздничными. Летом носили различные чувяки. Существовала обувь типа башмак: красные или чёрные башмаки, которые надевали на сапоги. Для женского костюма существовали различные украшения, подвешивающиеся или пришивающиеся на спину, пояс украшали круглыми серебряными бляшками. Наравне с ним носили шейные украшения из серебра, монет и жетонов.

Традиционный костюм любого народа является важнейшим источником сведений о его происхождении и культурных связях. Формы костюма менялись веками. В социальном и культурном развитии ногайского и других народов России произошли коренные изменения. Наметилось неуклонное вытеснение ногайского костюма из повседневного быта одеждой европейского покроя.

В настоящее время Шелковском муниципальном районе проживают 3650 ногайцев, в основном в сёлах Сары-Су и Воскресеновском. Для исторического сохранения ногайской этнокультуры в районе функционирует ногайский фольклорный Центр, успешно развивается художественная самодеятельность.

Мероприятие прошло с презентацией слайдов и демонстрацией личного костюма учащейся Тенгисбаевой Регины.

9 сентября в отделе общего читального зала состоялось литературно- игровое путешествие по культурам народов России: «Единство разных».
13.09.2017 Национальная Библиотека ЧР ДАГЕСТАН. Сегодня, 28 июня, в Большом зале Русского театра состоялась встреча с руководителями творческих коллективов – участников межрегионального фестиваля «Кавказ – единая семья» из Ставропольского края,
30.06.2019 ИА Чеченинфо

Ногайская национальная одежда


Национальная одежда – богатое историческое и этнокультурное наследие ногайского народа. Отличаясь неповторимой самобытностью и красотой, она даёт представление о многовековом историческом развитии, кочевых традициях,культурных связях, географии расселения народа.Национальный костюм ногайцев складывался в течение многих веков. Он характеризовался чертами типичными как для кочевого, так и для оседлого образа жизни народа.


Одежду у ногайцев шили вручную женщины. Богатые женщины украшали одежду дорогими вышивками, носили золотые, серебряные украшения. Бедняки носили одежду из грубого сукна и дешевых тканей.


Мужчины одевали нательную рубаху, которая доходила до колен и заправлялась шаровары. Шли ее ситца или бязи. Штаны заправлялись в сапоги. Они были широкие, удобные для езды на лошади. Поясом служил шнурок. Он был узким с металлической пряжкой и ременными подвесками с гравированными чернью или золотом металлическими пластинами. На поясе висел нож или кинжал в сафяновых ножнах. На рубаху ногайцы надевали куртку-безрукавку. Существовал и кафтан без подкладки. Богатые ногайцы носили бешмет. Принадлежность легкого верхнего до колен. В 19 веке с ростом товарно-денежных отношений появились рубахи-косоворотки, пиджаки, брюки. Верхнюю мужскую одежду дополняла длинная бурка из тонкого войлока с широкими плехами. Зимой поверх легкой одежды надевали шубу из разных шкур. Разнообразными были и головные уборы. Общей для всех возрастных групп являлась зимняя шапка. "У причерноморских ногайцев было 3 головных убора: для сна, обрядная шапка и шапка-ушанка. Носили также баранью шапку с верхом". В дождливую и снежную ногайцы надевали башлык. Его шили в виде капюшона с острым верхом и двумя длинными "крыльями". Разнообразной была и мужская обувь. Самой распространенной были "ыдырык". Они шились из кожи крупного рогатого скота. Носили также баъпишь с чулками (мыес). В ходу были также красные или черные сапоги с загнутыми носом. Из войлока изготовляли "уюкъ" и "шорап". Мужскую одежду дополняло оружие (савыт) и воинские доспехи.

Женский костюм по покрою аналогичен мужскому. Штаны по своему покрою были близки мужским. Они доходили до щиколоток, где суживались. Поверх штанов носили рубаху. На нательную рубаху надевали короткий шелковый кафтан, который плотно облегал фигуру. Зимой носили меховые шубы. Принадлежностью верхней женской одежды был передник. Женщины никогда не ходили с открытой головой. Традиционные женские головные уборы были разнообразны. Иногда женщины надевали чалму. Девичий головной убор подразделялся на уборы "такъыя", "кундыз боърк" и "ока боърк". После свадьбы в знак замужества девушка надевала белый платок (тастар). Во время свадьбы на тастар надевали "келиншек сылауш". Это была накидка в форме косынки с опускающимся концом. Спереди на нее нашивали кораллы (маржан), бисер (ынжы), монеты (акъша). На висках свисали серебряные подвески, кисточки. Основным материалом для изготовления женской обуви служили шерсть и кожа. Из войлока делали узорные чулки (уюкъ). Из сафьяна шили сапоги с прямым или концом. Так же носили на каблуках со звонками (конъыра)

Большое внимание уделялось украшения. Они в большинстве были серебряные. Нагрудные украшения (тостуъйме) состояли из 8-20 парных застежек пришитых параллельно. Так же пользовались поясом "кемар". Украшение являлись обычные бусы, кольца, браслеты (блезик), головные украшения.


Кусак – серебрянный женский пояс Кускуйрук – нагрудные женские серебряные украшения


Тастар –белый национальный платок (на картинке по середине)



Национальный костюм ногайцев складывался в течение многих веков (рис. 14-20). В нем объединены черты, отражающие традиции как кочевого, например, длинный бешмет, так и оседлого образа жизни (может, и подражающие соседи им горским народам - у них бешмет был короче). Как и в некоторых других сторонах материальной культуры, в одежде ногайцев имеются особенности, которые были свойственны в прошлом разным группам ногайцев, живших в различных климатических условиях.

Рис. 14. Ногайцы. 1636 г. Рис. 15. Ногайские костюмы
[из кн.: Олеарий А. Описание (ногайская княжна и простой ногаец),
путешествия в Московию и через 1789 г. Рисунок Я. Потоцкого
Московию в Персию и обратно. - Спб., 1906]

Рис. 16. Терские ногайцы. 1770-1771 гг. Рисунок Г. Белого [из кн.: Guldenstadt J. A. Reisen durch Russland und im Caucasischen Geburge. - St. Petersburg, 1787]
Натуральный в своей основе характер ногайского хозяйства в прошлом оказывал влияние на одежду населения. Широко использовалась одежда, сшитая из грубой шерстяной ткани домашнего производства, из войлока, шкур и кожи домашних и диких животных.
Вместе с тем еще в XV-XVI вв. ногайцы получали из Москвы сукно, холсты, через существовавший в Бухаре ногайский караван-сарай поступали китайские, индийские шелка и другие ткани. Позже покупали персидский ситец, льняные русские полотна, шелк в нитках. В XIX в. к ногайцам все больше начали проникать фабричные ткани, одежда, обувь из России. Об этом говорят и многие названия тканей: батист - батис, диагональ - дыгнал. Другие названия тканей указывают на широкий ареал их бытования и у народов Северного Кавказа. Например, у ногайцев - шилле явлыкъ, у карачаевцев - чилле, у кабардинцев - щылле (шелковый платок, натуральный шелк); у ногайцев - ка-
теби, у адыгов - къатаби, у осетин - хъасдабас (бархат). Словом «къатеби» у ногайцев называют и вельвет. Многие наименования видов тканей общие для некоторых тюркских народов, а иные - собственно ногайские. В целом, одни названия тканей указывают на давние торговые связи ногайцев с соседними народами, другие - на то, что они издавна появились и бытовали у ногайцев. Обратим внимание на эти названия: шелковая ткань - камка, ткань - кумаш, сукно - шыт, сатин (холст) - кетен, бязь - боьз, ситец - шыт, сатин - лаьстик, куьршенке, байка - тувмыс, маркизет - дуьлбет, шелк - даьрий, тисненый ситец - саьрпинке кумаш, трикотаж - тор кумаш, тонкая шерстяная ткань для женского платья - кагоьт, буклированная ткань - буьрлентуьйин и др.

Р и с. 18. Ногайка. Конец XIX в. [МАЭ. № 1403-21]
(фото Ордэна)
Мужская одежда ногайца включала в себя нательную рубаху (ишки коьйлек), которая заправлялась в штаны с широким шагом, иногда носилась и навыпуск. Из более грубой и плотной ткани шили верхнюю рубаху (тыс койлек). На рубаху надевали куртку-

Рис. 17. Ногайцы. 1858 г. [МАЭ. № 1403-74] (фото Ордэна)

безрукавку (кыспа, курте тон). Существовал и легкий кафтан (еленъ) без подкладки. Богатые степные ногайцы носили бешмет (каптал), сшитый из хорошего сукна и служивший летом верхней одеждой. Принадлежностью легкого верхнего костюма была также чекмень (шепкен). Бытовала у ногайцев и так называемая кавказская рубаха до колен (койлек). В XIX в. у ногайцев появились рубахи-косоворотки, пиджаки, брюки. Верхнюю мужскую одежду дополняла длинная бурка из тонкого войлока с широкими плечами (ямышы). Зимой поверх легкой одежды надевали шубу (тон), а для повседневной - рабочую шубу (шонтык), которая была короче и выше колен. Из овчины шили безрукавку (мелте тон), надеваемую под кафтан. Самой распространенной у ногайцев была цельнокроеная шуба (пишилген тон), несколько меньше - с отрезной талией - буьрме тон (букв, шуба в складку). Все виды шубы шились с воротником. Имелось два вида воротника: стоячий (тутпа яга) и отложной (яйма яга). Делались вшивные карманы (къыйыкъ кисе). Рукава и подол имели оторочку (аьдипли, кырпувлы). Для шубы - буьруьв тон - были характерны вшивные прямые рукава (сукпа енъ). Запах (каплама) шубы шел слева направо.
Важным атрибутом верхней мужской одежды являлся кожаный поясной ремень (белбау). Наряду с ремнем старики пользовались кушаком - скатанной или сложенной двухметровой полосой шелковой ткани. Разнообразны были головные уборы. Общей для всех возрастных групп являлась зимняя шапка-ушанка (кулакшын боьрк), изготовленная из овчины (элтир боьрк, корпе боьрк). Носили также кругловерхую баранью шапку, крытую сукном, под ней иногда маленькую шапочку (аракчин), шитую мишурой. Летом носили матерчатую шапку (топыш борк или тобытай) на подкладке из легкой ткани и на верхушке украшенную бахрамой и войлочную шляпу (кийиз боьрк) с круглой тульей и широкими ПОЛЯМИ, украшенную по тулье шнурком. В дождливую и снежную погоду ногайцы надевали башлык (баслык). Ногайский башлык отнесен к прототипу головного убора жителей Средней Азии VI-IV вв. до н. э., а также гуннов [Гаджиева, 1976. С. 123].
Разнообразной была и мужская обувь. Самой распространенной обувью в широких слоях населения были поршни (лапти из целой сыромятной кожи) - ыдырик. Их шили из кожи крупного
рогатого скота. Из воловьей или коровьей шкуры шерстью внутрь шили также другой тип чувяков (кон шарык), в которые зимой для утепления клали мягкую сухую траву (шевей). Эта обувь бытовала и у других народов Северного Кавказа. Из сафьяна или хрома шили чувяки на твердой подошве (бапиш). Носили бапиш с чулками (мес). Мес делали из желтого или красного сафьяна. В ходу были сапоги (этик) из верблюжьей или коровьей кожи.
Траурная одежда была темного цвета. Старики, побывавшие в Мекке на паломничестве, носили чалму.
Мужскую одежду дополняло оружие (савыт-садак) и воинские доспехи. Боевое снаряжение ногайцев и военная организация их связана с золотоордынским периодом истории народа [Гаджиева, 1976. С. 19, 162; Ялбулганов, 1998].
Кочевник был вооружен луком (яй) со стрелами (окъ) - наконечник стрелы назывался йебе, топором (балта), копьем (суьнги, най- за), щитом (калкан), деревянной дубинкой (шокпар), мечом (алда- спан), шашкой (кылыш). Воин надевал панцирь (куьбе, куьренке), шлем (тувылга), сетчатую кольчугу (куьбе, телегей). Для стрел была специальная сумка (карамсак). Первые ружья появились в XVII в. Для драки пользовались плетеной нагайкой - камшы, палицей из дерева - шокъпар, кнутом - сыбырткы.
Мужчины, как правило, брили голову. У мальчиков оставляли на голове чубчик (кекел), а у юношей чуб (айдар). Старики и мужчины носили бороду.
Женский костюм по покрою близок к мужскому. Но в нем ярче проявлялись возрастные и социальные различия. Широкое расселение ногайцев внесло свои изменения как в покрой, так и в материал для женской одежды. Различия стали проявляться во второй половине XIX в., когда контакты между разными группами ногайцев ослабели. Женскую одежду также можно разделить на нательную, верхнюю, праздничную, будничную и траурную. Носили штаны, поверх них туникообразную рубаху (коьйлек). На платье-рубаху надевали короткий шелковый кафтан (зыбын). Его шили по талии, и он плотно облегал фигуру. На рукава зыбына нашивали нарукавники (енгсе). Часто шили кафтан без рукавов (кыспа, елен). Воротник был стоячий, простроченный. Другой верхней одеждой было распашное платье

Р и с. 19. Ногайские девушки в национальных костюмах. Караногай. Конец XIX в.
(фото Д. Ермакова)

(шыба). Оно было длинным с облегающим лифом, рукава - тоже длинные. На рукава праздничных платьев пришивали нарукавные подвески (капашык). Нарядные платья украшали шитьем, обрамляли галуном. К верхней одежде принадлежал бешмет (каптал). Богатые женщины надевали бешмет из красного или зеленого шелка, украшенный нагрудником (тоьс туьйме), и подпоясывались широким ремнем (кусак). Бешмет шился длиной до колен со стоячим воротником, высотой 2-3 см, на подкладке из легкой ткани, а для зимы - подбитый ватой, шерстью. Простегивали его сверху вниз стежкой.
Зимой женщины носили также меховые шубы (тон) - мехом внутрь. Их изготовляли из мерлушки (элтир тон), каракуля (коьрпе тон), овчины (тери тон), выдры (кундуз тон). Покрой шубы напоминал бешмет. У богатых он был крыт атласом, у бедных - практичным сукном. Ворот, подол, рукава украшали оторочкой.

Рис. 20. Женщина в ногайском национальном костюме. На заднем плане выполненная ее руками кошма (кийиз) с изображением родовой тамги S. Терекли-Мектеб. 1985 г. (фото И. Матакаева)

Традиционные женские головные уборы разнообразны - это такъыя, кундыз боьрк, ока боьрк. Такъыя - это девичья шапочка из плотной ткани на подкладке и отороченная мехом. Сверху на такъыя были нашиты серебряные украшения, монеты. Шадочка такъыя известна у туркмен, каракалпаков и других тюркских народов. Кундыз боьрк шили из меха выдры с красным суконным верхом, на который нашивался серебряный галун; носили ее до замужества. Ока боьрк (букв, галунная шапка) - это женский головной убор, который был распространен больше у кубанских ногайцев и частично у джембойлуковцев, етисанцев, едишкульцев. Она была высокой, с полусферическим верхом. Поверх нее женщины носили платки (явлык). Они зависели от сезона. Зимой это были пуховые вязаные платки. Есть мнение, что «именно ногайские женщины положили начало вязанию непревзойденных пуховых платков - известных в мире как оренбургских [Глухов, 1993. С. 94].
После свадьбы молодая женщина в знак замужества надевала белый платок (тастар). Во время свадьбы надевалась ткань в форме косынки с опускающимися сзади концами, спереди обшитыми драгоценностями (келиншек сулауш).
Под тастаром женщина носила другой длинный разноцветный платок (байлауш), которым несколько раз обвязывали голову, а концы его свисали на спине под тастаром. Во время праздников спереди на платок нашивали кораллы, бусы.
Во время траура у женщины белый тастар заменялся желтым, а красная рубашка - темною.
Носили также различные косынки: явлык, шокъа"йа, бастарт- кыш. Ногайки, жившие у Терека, носили на голове наїдку (шутку). В непогоду поверх платков надевали суконный дождевик (ям- гырлык), сшитый как башлык.
Из красного или желтого сафьяна шили красиво отделанные сапоги (атув или этик) с прямыми или загнутыми носками. Молодые женщины и девушки носили туфли на каблуках (баьпиш) с приделанными к каблукам маленькими звоночками (коягырав). Летом носили различные чувяки (шарык). Существовала обувь типа башмак (басмак) - красные или черные башмаки с прочными подборками. А вот тип обуви в форме сандалии с двумя деревянными подставками, обшитыми кожей (тавалдырак или агашаяк), встречается не только у ногайцев Севершго Кавказа,

но и Крыма" [см. Крымские татары, 2005. С. 62], также, что интересно, и у контактировавших с ногайцами черкесов, у которых самоназвание не указано, а отмечено, что «женщины высшего сословия нашій носили ходули (в виде скамеечек)» [Калмыков, 1974. С. 170]. В то же время башмак - деревянные сандалии" - известен в Японии, Китае. Будучи в древности соседями восточньгх народов, не перенесли ли ногайцы этот тип обуви и на Кавказ?
Украшения у ногайских женщин, как у большинства народов Востока, были традиционно серебряными, золотые встречались реже. Распространены были кольца, серьги, перстни, наручные браслеты. Ногайские женщины любили и носили украшения не только из золота и серебра, большой популярностью пользовались драгоценные камни. Об этом свидетельствуют и названия на ногайском языке: агат - кантас, коралл - маржан, жемчуг - ынжы, рубин - лал, яхонт - якут,/изумруд - зубаржат. Достоин внимания следующий факт. Очевидцы писали, что девочки с ранних лет на крыле носа или на носовой перегородке носили кольца (алка, тога). Тога носили не только девочки, но иногда и мальчики, обручённые до рождения родителями. «Родившаяся первою, а также и некоторые другие из их дочерей, если они еще в чреве матери были обещаны богу или известному имаму и святому, носят... в правой ноздре кольца с бирюзою, рубином или кораллами; подобные же кольца носят мальчики в ушах» [Олеарий, 1906. С. 405].
Придавая^ большое значение своей внешности, ногайка пользовалась парфюмерными изделиями, покупала кенас для мытья волос, краску/для ногтей, румяна и белила.
Большие преобразования в ногайском костюме произошли в годы советской власти. Коллективизация сельского хозяйства, завершении перехода к оседлому образу жизни, индустриализация страны, появление городских жителей из среды ногайцев способствовали: модернизации костюма.
Мужоккя одежда ногайцев претерпела значительные изменения уже в первые годы советской власти. Фабричные сапоги, ботинки, галоши заменили самодельную обувь. Тогда же получила широкое распространение одежда военного покроя: галифе, рубаха со стоячим ворртником и накладными карманами на груди. Рубаху носили навыпуск и подпоясывали узким ремнем.

В настоящее время ногайцы надевают шапки, кепки, фуражки. Старики носят штаны традиционного покроя, бешмет, подпоясывая его узким ремешком, кожаные чулки с галошами. Молодые люди предпочитают одежду городского покроя.
Старинная мода сохраняется лишь у незначительной части пожилых людей. Войлочные шляпы и башлыки носят старики и люди, занятые на полевых работах. Традиционные черты сохраняются в одежде пожилых женщин, которые носят длинные платья, теплые шали, большие платки. Молодые женщины и девушки одеваются по-городскому. Но в последнее время молодые женщины стали проявлять интерес к некоторым элементам старинной одежды (пояса, серьги, браслеты). Лучшие ногайские народные украшения в годы голодовок были обменены на продукты или проданы ювелирам и, таким образом, почти потеряны для народной культуры.
Ныне используется фабричная ткань. Домотканое сукно исчезло. Одежда, обувь, головные уборы покупаются в магазинах или заказываются в местных ателье. Одежда сельского и городского населения отличается лишь в деталях.
Характеризуя современную одежду ногайцев, нельзя не отметить различия в элементах костюма ногайцев, живущих в разных регионах.
У ногайцев Северо-Западного Прикаспия господствует единый тип одежды, у кубанских ногайцев несколько иной. У женщин Северо-Западного Прикаспия сохранилось относительно больше элементов старого женского костюма и своеобразие в стиле.
В этнографической науке уже давно установлено, что одежда может служить источником для выявления древних этногенетических и культурных связей. Для ногайцев эти связи, как выше уже отмечено, особенно широки и многообразны (Гаджиева, 1976; Керейтов, 1984, 1988).
Детали и названия видов одежды у ногайцев указывают на их древние корни и связи. Термин «тон» в значении «шуба» зафиксирован еще в древнетюркских рунических текстах. В этом же значении это слово представлено в тюркских языках Северного Кавказа, а также в киргизском, тувинском, хакасском, шорском, алтайском и других языках. У ногайцев до недавних пор существовали штаны из обработанной шкуры шерстью внутрь - саксыр, впоследствии
это название перешло к ватным штанам. Штаны из обработанной шкуры были распространены у многих народов, имеется аналогия с такими же штанами у монголов [Викторова, 1980. С. 33]. Интересным в ногайском языке является термин «кисе», обозначающий в настоящее время карман. Вместе с тем в прошлом так назывался мужской пояс, на который навешивали предметы нелегкого чабанского труда: нож, шило, трубку и т. д. В Ногайской степи нам довелось у одного информатора увидеть набор чабанской атрибутики с поясом. О таком наборе, существовавшем во многих местах, рассказывал известный художник, ныне покойный С. Батыров. То есть название пояса «кисе» перешло к карману. Такие пояса в прошлом были у казахов, киргизов и назывались кисе. Описывая вооружение казахов, Ч. Валиханов приводит рисунок пояса с сумкой, называя его kice [Валиханов, 1961. С. 466-468]. На основе значительного количества работ С. М. Абрамзон проанализировал присутствие кисе у киргизов [Абрамзон, 1971. С. 136-137].
Приводится интересная запись Ф. В. Пояркова о наличии кисе у киргизов. «У мужчин на опояске огниво (оттук), шило (шибе- ге) и сумочка с расческой для бороды (сакал тарак) и другие принадлежности. Прежняя опояска из ремня - кисе - вышла из моды и встречается очень редко у стариков... Кисе делается из ремня шириной от 1 до 3 вершков, к концу ремня прикреплен крючок, а по длине пояса-рсмня делаются дырочки для зацепки крючка; на правой стороне ремня пришита полукруглая сумка из кожи, сверху закрывающаяся крышкой во всю сумку, в которой имеется дратва (тарамыш), ремешки для сшивания седельных принадлежностей (тасма), а с левой стороны привешен нож и другие принадлежности. Прежде все это отделывалось серебром, медью, оловом и железом» [Абрамзон, 1971. С. 136].
Данный пояс у некоторых народов Северного Кавказа превратился в повседневный, иногда и праздничный, где место шила, трубки, ножа заняли подвески-украшения, иногда серебряные, в большинстве теперь встречаемые у старцев и артистов самодеятельных и государственных ансамблей танцев. И, таким образом, он в настоящее время как мужской тонкий кожаный пояс известен и у не тюркских соседей ногайцев на Кавказе. Не принесли ли его сюда предки или сами ногайцы?

Есть еще одно любопытное наблюдение С. М. Абрамзона относительно детали девичьей одежды у киргизов, наталкивающее на такую же мысль о девичьей одежде ногайцев. Дело в том, что у ногайцев сохранился термин «коькшыба», обозначающий ныне исчезающий из быта корсет девушки, снимаемый женихом в первую брачную ночь. Суть в самом существовании до недавних пор такого корсета у ногайцев и его аналогии у других родственных народов. В свое время Ч. Валиханов отметил следующее: «Говорят, что в прежние годы девицы носили корсеты (затягивали (ими) груди), называемые кщсхзбекgt;gt; [Валиханов, 1961. С. 267]. В древнетюркском anoBapejKOKuz переводится как грудь [ДТС. 1969. С. 313]. Ногайский язык, сохранив слово «коькшыба», видимо, утерял значение первой части его, ибо нынекоьк - голубой, а шыба - платье, т. е. голубое платье. Абсурдно называть корсет голубым платьем. Грудь вообще называется коькрек. Видимо, в древности ногайцы словом «коькшыба» называли корсет. Есть интересные данные о том, что у узбеков Ферганской долины в первой четверти XX в. была рубаха, называемая ногай куйнак (ногайская рубаха), имевшая вертикальный разрез спереди и стоячий воротник, плотно охватывавший шею, иногда украшенный рюшем, плиссировкой. Вертикальный разрез ворота закрывался складкой, закладывавшейся посередине всего полотнища стана (спереди и сзади), складку зашивали по линии груди [Рассудова, 1978. С. 161].
В женском костюме привлекает внимание бытовавшее до недавних пор среди ногайских женщин Северо-Западного Прика- спия специальное приспособление для волос - шашбау (букв, волосяная веревка). Данный элемент перекликается с накосниками киргизских женщин, называемыми чачпак или чачкап (мешок для волос) [Абрамзон, 1971. С. 139], у татарок [Мухамедова, 1972. С. 103], у некоторых народов Северного Кавказа [Студенецкая, 1989. С. 198-199]. Этот элемент в одежде туркмен, сравнивая его с девичьим головным убором у удмуртов, чувашей, башкир и ногайцев, Г. П. Васильева отнесла к числу скифо-сарматских элементов [Васильева, 1979. С. 200]. Она же отмечает в другой работе наличие девичьей шапочки такъыя [Васильева, 1954. С. 172], как и у ногайцев, киргизов. Близкую аналогию к киргизским женским ша
почкам (кеп такыя) имеют повязки у южных монголок-узумчин, от которых на виски опускались нити кораллов и серебряных или металлических пластинок и цепочек [Абрамзон, 1971. С. 139]. Термин «такийе», обозначающий шапочку, встречается в источниках XVI в. у народов Средней Азии [Мукминова, 1979. С. 74].
Интересным видом женской ногайской одежды был род чепчика - сылауш. Он имел аналогии не только у туркмен Северного Кавказа, но и у татар-мишарей - сылавыч [Мухамедова, 1972. С. 102].
Привлекает внимание и специальный белый платок (тастар) замужней женщины-ногайки. Такой тип платка был распространен у многих народов: татар, башкир, алтайцев [Шарифуллина, 1991. С. 76; Руденко, 1955. С. 195; Прыткова, 1953. С. 161]. О. А. Сухарева женский головной убор тастар связывает с дастор, обозначавшим в Средней Азии в XVI-XIX вв. мужскую парадную чалму, и считает, что он пережил такую же эволюцию, как и термин «то- кия» (у ногайцев - «такъыя») у народов Средней Азии, имеющий арабский корень [Сухарева, 1978. С. 327, 344]. Интересно то, что тастар у современных соседей ногайцев не встречается. Осталось название у некоторых народов Средней Азии, Казахстана, Поволжья. Но, как показали исследования одежды народов Средней Азии, термином «дастар» иногда обозначали и чалму. «В средневековье, как и позже, чалма имела ряд вариантов. Для ее обозначения в источниках используются термины «дастар» и «футе». Автор «Рашахат айн ал-хайат» рассказывает, что, когда Ходже Ахрару доложили о приходе его старшего сына Ходжа Калона, Ахрар приказал принести ему другую одежду и облачился в выходной халат и сапоги. Сняв с головы чалму (футе), он заменил ее дастаром» [Мукминова, 1979. С. 74].
Множество параллелей имеют почти все виды одежды ногайцев. Это особенно выявляется при сопоставлении девичьих и женских головных уборов. Они в основном имеют абсолютное или значительное сходство как в названиях, так и в формах, способах оформления и ношения с головными уборами народов Поволжья, Приуралья, Средней Азии, Казахстана, Кавказа [Мухамедова, 1972. С. 100-104; Шарифуллина, 1991. С. 75-78; Сухарева, 1974. С. 306-307; Гаджиева, 1981. С. 93].

Интересно изготовление ниток из сухожилий животных. Такая нитка у ногайцев называлась тарамыс. Ее делали из спинных и ножных сухожилий крупного рогатого скота и лошадей. Изготовлением ниток занимались женщины. Эту картину наблюдал у древних монголов Г. де Рубрук, который писал: «Именно они разделяют жилы на тонкие нити и сплетают их в одну длинную нить» [Рубрук, 1957. С. 101]. Об этой особенности изготовления женщинами ниток С. И. Вайнштейн замечает: «У всех других кочевых скотоводов Евразии приготовление нитей из сухожилий также было делом женщины» [Вайнштейн, 1972. С. 256]. Такими нитями ногайцы шили одежду из шкур и изготовляли кожаную утварь вплоть до XX в., в иных местах к этому способу шитья обращаются и теперь (рис. 21, 22).

Рис. 21. Веретено, прялка и пряжа, а также музыкальные инструменты ногайцев [из кн.: Гмелин С. Г. Путешествие по России. - Спб., 1777. Т. И]

Останавливаться на всех фактах связей ногайской традиционной одежды и одежды народов Северного Кавказа, Поволжья, Южной Сибири, Казахстана и Средней Азии, особенно татар, казахов, киргизов, кумыков, вряд ли правомерно. Дело в том, что в отмеченных исследованиях С. М. Абрамзона, Р. Г. Мухамедовой, Ф. JI. Шари- фуллиной, Е. Н. Студенецкой, С. Ш. Гаджисвой и ряда других ученых эти связи в определенной степени прослежены. Они указывают на давность и взаимность этих связей ногайцев со многими народами, что естественно влияло и на всю материальную, культуру этих народов. Примечателен еще один пример. Исследуя костюм татарских женщин Симбирской губернии в конце XIX - начале XX вв., Г. Н. Ахмаров сделал вывод: «Костюм женщин чисто азиатского происхождения и совершенно сходен с киргизским и ногайским» [Ахмаров, 1903. С. 158].

Р и с. 22. Шерсточесалка (юитарак) с тамгой. 1984 г. (фото Р. Ксрсйтова)


Национальная одежда – богатое историческое и этнокультурное наследие ногайского народа. Отличаясь неповторимой самобытностью и красотой, она даёт представление о многовековом историческом развитии, кочевых традициях, культурных связях, географии расселения народа. Национальный костюм ногайцев складывался в течение многих веков. Он характеризовался чертами типичными как для кочевого, так и для оседлого образа жизни народа.




Мужчины одевали нательную рубаху, которая доходила до колен и заправлялась шаровары. Шли ее ситца или бязи. Штаны заправлялись в сапоги. Они были широкие, удобные для езды на лошади. Поясом служил шнурок. Он был узким с металлической пряжкой и ременными подвесками с гравированными чернью или золотом металлическими пластинами. На поясе висел нож или кинжал в сафьяновых ножнах. На рубаху ногайцы надевали куртку-безрукавку. Существовал и кафтан без подкладки. Богатые ногайцы носили бешмет. Принадлежность легкого верхнего до колен. В 19 веке с ростом товарно-денежных отношений появились рубахи-косоворотки, пиджаки, брюки. Верхнюю мужскую одежду дополняла длинная бурка из тонкого войлока с широкими плечами. Зимой поверх легкой одежды надевали шубу из разных шкур. Разнообразными были и головные уборы. Общей для всех возрастных групп являлась зимняя шапка. "У причерноморских ногайцев было 3 головных убора: для сна, обрядная шапка и шапка-ушанка. Носили также баранью шапку с верхом". В дождливую и снежную ногайцы надевали башлык. Его шили в виде капюшона с острым верхом и двумя длинными "крыльями". Разнообразной была и мужская обувь. Самой распространенной были "ыдырык". Они шились из кожи крупного рогатого скота. Носили также баъпишь с чулками (мыес). В ходу были также красные или черные сапоги с загнутыми носом. Из войлока изготовляли "уюкъ" и "шарап". Мужскую одежду дополняло оружие (савыт) и воинские доспехи.



Женский костюм по покрою аналогичен мужскому. Штаны по своему покрою были близки мужским. Они доходили до щиколоток, где суживались. Поверх штанов носили рубаху. На нательную рубаху надевали короткий шелковый кафтан, который плотно облегал фигуру. Зимой носили меховые шубы. Принадлежностью верхней женской одежды был передник. Женщины никогда не ходили с открытой головой. Традиционные женские головные уборы были разнообразны. Иногда женщины надевали чалму. Девичий головной убор подразделялся на уборы "такъыя", "кандыз боърк" и "ока боърк". После свадьбы в знак замужества девушка надевала белый платок (тастар). Во время свадьбы на тастар надевали "келиншек сылауш". Это была накидка в форме косынки с опускающимся концом. Спереди на нее нашивали кораллы (маржан), бисер (ынжы), монеты (акъша). На висках свисали серебряные подвески, кисточки. Основным материалом для изготовления женской обуви служили шерсть и кожа. Из войлока делали узорные чулки (уюкъ). Из сафьяна шили сапоги с прямым или концом. Так же носили на каблуках со звонками (конъыра)



Большое внимание уделялось украшения. Они в большинстве были серебряные. Нагрудные украшения (тостуъйме) состояли из 8-20 парных застежек пришитых параллельно. Так же пользовались поясом "кемер". Украшение являлись обычные бусы, кольца, браслеты (блезик), головные украшения.

Национальная одежда - богатое историческое и этнокультурное наследие ногайского народа. Отличаясь неповторимой самобытностью и красотой, она даёт представление о многовековом историческом развитии, кочевых традициях, культурных связях, географии расселения народа.

В основе национального костюма ногайцев – элементы одежды древних кочевников. Многие его черты сложились в эпоху саков, сарматов, гуннов, асов, кыпчаков. Ногайское орнаментальное искусство напрямую восходит к образцам, найденным в курганах сакского, сарматского, гуннского, а также золотоордынского времени.



Так как ногайцы, будучи степняками, воинами, большую часть времени проводили на коне, одежда отражала особенности кочевого образа жизни. Так, сапоги имели высокие голенища, штаны были широкого кроя для удобства верховой езды, капталы и шепкены были с запáхом и с открытой грудью, различные виды головных уборов учитывали климатические особенности летнего и зимнего времени года и т.д.


В изготовлении лучших образцов национальной одежды ногайцев использовались высококачественные материалы из стран Востока и Запада. Действовавший в течение столетий торговый Шёлковый Путь проходил через все регионы проживания средневековых ногайцев – Бахчисарай, Сарай Бату, Сарай Берке, Хаджи-Тархан, Сарайчик. Так, археологические находки XIV-XVI вв. на территориях исторического расселения ногайского народа позволяют говорить о тканях, коже, костяных и металлических элементах одежды из Китая, Индии, Персии, Генуи, Египта.





Лучшие сукна и другие ткани, кожа, шкура высших сортов шли на изготовление одежды богатых слоёв населения. Богатые женщины украшали одежду дорогими вышивками, носили золотые, серебряные украшения. Бедняки носили одежду из грубого сукна и дешёвых тканей.

Мужская одежда


Нательная рубаха - ишки коьйлек [ işki kөylek ] . Рубаха доходила до колен, заправлялась в шаровары, иногда носилась навыпуск.

Штаны - ыстан [ ıstan ] были с широким шагом, характерным для многих народов.

На рубаху надевали куртку-безрукавку - кыспа [қıspa], куьрте тон . Безрукавку обычно надевали во время работы по хозяйству.

Летней верхней одеждой у мужчин служил каптал (қaptal). У некоторых народов ногайский каптал получил название бешмета . Мужчины, независимо от возраста, носили длинные капталы. Герой лирической поэмы XIX века «Карайдар и Кызыл-Гуль» с сожалением поёт: «Кызыл каврак капталым кыска болган тизимнен» («Мой красный изношенный каптал [стал короток и] уже не достаёт до колен»).





Принадлежностью лёгкого верхнего мужского костюма у ногаев был также шепкен [ şepken ] .

Верхнюю мужскую одежду дополняла длинная бурка (ног. буьрке [ bürke ]) . Бурка защищала от дождя и снега, холода и жары.

А вот как очевидец описал наряд «князя мангытовских ногаев» мурзы Измаила Алиева: «На нём была из коричневого сукна шапочка (бюрк ), с соболиным околышем, чёрный шёлковый галстук, матерчатый бешмет (кафтан ) тонкого сукна, коричневого цвета (чебкен ), кругом обложенный серебряною вытканною тесьмою, как бордюркою; такого же сукна панталоны (шалвар ) и с такими же серебряными под чернью и позолотою пуговками и пряжечками висела шашка (кынжал ) с серебряною рукояткою, чернью, позолотою и серебряным темляком» .





Пояса


Важным атрибутом верхней мужской одежды являлся поясной ремень белбау . Он был узким, с металлической пряжкой и ременными подвесками с металлическими пластинками, гравированными чернью и золотом. Археологические раскопки в регионах расселения средневековых ногайцев обнаружили богатейшие образцы золотых и серебряных наборных ремней белбау. Изготовленные из благородных металлов наборные бляшки украшены зооморфным и растительным орнаментом, изображением тамг. Качество поясов показывает высокий уровень мастеров эпохи Золотой Орды.

Наряду с ремнём пользовались кушаком (ног. кусак [ қusaқ ] ). Это была скатанная или сложенная двухметровая полоса шёлковой ткани.





Мурза Измаил Алиев,

князь мангытовских ногаев ("Лев Кубани")

Шапки


У причерноморских ногайцев Д. Шлаттер зафиксировал «три головных убора:


ят боьрк – буквально значит «шапка для сна».

аьдетли боьрк – обрядовая шапка

кулак боьрк – меховая шапка, «шапка-ушанка».


Носили также кругловерхую шапку из бараньей шкуры, крытую сукном, под ней иногда – маленькую шапочку (ног. аракшын ).


Невысокая каракулевая шапка называлась ногай борк , а шапка повыше и пошире кверху – бухары борк .

Практичными головными уборами кочевника-ногая были зимние шапки тымак и малакай .

Летом носили так же войлочную шляпу - кийиз боьрк с круглой тульей и широкими полями, украшенную по тулье шнурком. Носили шляпы чаще мужчины пожилого возраста.

В дождливую и снежную погоду ногаи надевали на голову баслык .

Разнообразной была и мужская обувь


Самой распространённой обувью в широких слоях населения был ыдырык [ıdırıқ].

Из сафьяна или хрома шили чувяки на твёрдой подошве - баьпиш .

Носили бапиш с кожаными чулками мес . Мес делали из жёлтого или красного сафьяна, украшали серебряной или золотой тесьмой.

Носили также сапоги из верблюжьей, воловьей или коровьей кожи с загнутым носком. Из войлока изготовляли уйык и шорап [şorap].

Распространённым видом обуви у ногайцев были кожаные сапоги (ног. былгары этик ) на каблуке различной высоты

В повседневной культуре ногаев широко бытовали также туфли и домашняя мягкая обувь из кожи, мягкие сафьяновые сапоги без каблуков иш этик , которые носили с калошами - кауш [қauş].


Оружие


Мужскую одежду дополняло оружие - савыт и воинские доспехи. Боевое снаряжение ногайцев было лёгким.

Ногайский кочевник был вооружён

Луком (яй ) со стрелами (ок ),

Мечом (кылыш ),

Боевым топором (балта )

И копьём (суьнъги , найза ).

Имелись красиво отделанный колчан (кылшан [қılşan]) для стрел,

Шлем (тувлыга ),

Украшенный орнаментом саадак (ног. саадак) – футляр для боевого лука.




Женская одежда


Обширная география расселения ногайцев от Иртыша до Дуная стала причиной бытования различных региональных особенностей в женской одежде. Различия стали проявляться со времени распада Золотой Орды, когда ногайцы оказались разбросанными на территории нескольких государств (Крымского, Астраханского, Казахского, Сибирского ханств, Ногайской Орды). Эти различия особенно усилились во второй половине XIX вв., когда контакты между разными частями народа ещё более ослабели, и некоторые группы ногайцев попали под культурное влияние народов Северного Кавказа.


Наиболее самобытным является женский костюм ногайцев северо-западного Прикаспия. Тем не менее, в основных чертах традиционный женский костюм оставался единым вплоть до первых лет Советской власти.



Верхняя одежда


Штаны (ыстан [ıstan]) по своему покрою были аналогичны мужским. Штаны доходили до щиколоток, где они суживались.

Поверх штанов носили туникообразную рубаху (коьйлек ). Нательная рубаха (ишки коьйлек ) шилась без стоячего воротника, полы не доходили до колен.

На платье-рубаху надевали короткий шёлковый кафтан (зыбын ). Его шили в талию, и он плотно облегал фигуру. Чтобы было удобнее работать, зыбын часто шили без рукавов.

Другой верхней одеждой было длинное распашное платье (шыба [şıba]).

Ещё одной верхней одеждой был женский каптал (қaptal ). Добротный женский каптал имеет на груди десять узорчатых призматических серебряных узоров.




Головные уборы


« Ногайские женщины «никогда не ходят с открытой головой» , – писал Г. Ананьев.


Традиционные женские головные уборы разнообразны. Изящен был девичий головной убор. Он подразделялся на уборы:


oтакыя - шапочка из плотной ткани на подкладке и отороченная мехом. Сверху на такыя были нашиты серебряные украшения, монеты.

oкундыз борк [қundız bөrk]

oока борк - была распространена у кубанских ногайцев и частично – у ногайцев из территориальных подразделений джембойлук, етисан, етишкуль. Поверх неё женщины носили платки.

oБлизка к ней по форме шапочка кырым борк («крымская шапочка»), больше распространенная у ногайцев в Крыму.




Н.Ф. Дубровин писал, что девушки до замужества вместо тастара носят меховые шапочки с красными верхушками.