Нужно ли следить за мыслями. Теряются мысли

Наблюдение за своими мыслями - вторая часть основной пары, с которой начинается самоосознание. Первая - это работа с телом. Отслеживаем мысли мы для того, чтобы убрать из них негативность, отловить повторяющиеся шаблоны. Уже одно это способно довольно быстро изменить не только наш внутренний настрой, но и общий характер происходящих с нами событий.

Наш мозг ни минуты не отдыхает. Он ведёт постоянный монолог, вспоминая прошлое, беспокоясь за будущее, сравнивая, критикуя, жалуясь, осуждая и тому подобное. Заставить его замолчать - задача непростая, а поначалу вообще не выполнимая. Но этого и не требуется. Всё, что нам нужно - начать этот мысленный монолог осознавать. Замечать его и наблюдать. Довольно быстро станет ясно, к каким серьёзным и глобальным изменениям в жизни приводит это простое действие - наблюдение за своими мыслями.

А дальше наблюдение плавно перерастает в управление. Мы учимся отлавливать и останавливать негативные мысли в самом начале, пока они ещё не запустили в нас привычные эмоциональные реакции. И заменять позитивом, то есть проговаривать про себя или вслух новые положительные фразы (аффирмации).

Очень полезно проанализировать, какие мысли преобладают у нас в течение дня и сопоставить результат с тем, что происходит в нашей жизни. Поначалу кажется - всё, что мы думаем, обусловлено реальными событиями. Но совсем несложно заметить, что большинство мыслей связано с воображаемыми ситуациями, с пустыми беспокойствами о возможном будущем. Но даже когда мы реагируем на реальность, страхи и переживания вовсе не способствуют успешному разрешению проблем, а только усугубляют наше эмоциональное состояние и мешают принять адекватное решение.

«Попытайся уловить этот голос у себя в голове в тот момент, когда он на что-либо жалуется или выражает недовольство, и признать его тем, чем он является: голосом эго, не более чем обусловленным ментальным стереотипом поведения, мыслью. Когда ты замечаешь этот голос, ты также осознаешь, что ты - не голос, но тот, кто его осознает. На самом деле ты есть осознанность, осознающая этот голос. На заднем плане - осознанность. На переднем - голос, мыслитель. Так ты освобождаешься от эго, от ненаблюдаемого ума.

В тот момент, когда ты начинаешь осознавать в себе эго, это, строго говоря, уже больше не эго, а лишь старая, обусловленная модель поведения. Эго включает в себя неосознанность. Осознанность и эго не могут сосуществовать. Тем не менее, прежний ментальный стереотип поведения или привычка могут сохраняться и иногда появляться снова, потому что за ними стоит сила инерции тысячелетней коллективной человеческой неосознанности, но всякий раз, будучи распознанными, они ослабевают.»

У вас в голове постоянно возникают разные мысли…

Наблюдайте за мыслями. Давайте своим мыслям протекать свободно, наблюдая лишь за тем, о чём они, куда идут и откуда возникают. Делайте это постоянно, используя каждую свободную минуту. Наблюдайте за своими мыслями везде: дома, на работе, в транспорте, во время еды и даже во сне.

Помните о ненасилии. Не сопротивляйтесь тому, что происходит в вашем уме, не пытайтесь избавиться волевым усилием от навязчивых мыслей, так как это только сфокусирует на них ваше внимание и укрепит их.

Отделите мысли от эмоций. Не сопереживайте тому, что происходит в ваших мыслях, сознавайте то, что всё это - иллюзия, игра воображения или воспоминания, представления ума, которых в реальности здесь и сейчас не существует.

Измените фокус своего внимания. Направляйте своё внимание туда, откуда появляются ваши мысли, там возникают все вопросы и находятся все ответы. То, куда стремятся все ваши вопросы и мысли, не является реальностью. Ум лишь создаёт идеи, блуждая в прошлом или будущем.

Проводите всегда различение между истинным и иллюзорным. Истинное - только здесь и сейчас, иллюзорное же является конструкциями ослеплённого эмоциями, блуждающего во времени и пространстве ума.

Наблюдение за мыслями позволяет изменить фокус своего внимания, отвлечь ум от повседневной мысленной рутины, что является очень важной духовной практикой, необходимой для самопознания. Такая практика развивает самодисциплину и дисциплину ума, необходимых в саморазвитии.

Для того чтобы вам было легче вести наблюдение за своими мыслями, можно завести дневник и ежедневно записывать туда все мысли, которые приходят в вашу голову в течение дня. При этом необходимо выделять в дневнике те мысли, которые вызывали в вас наибольшие переживания. Разбейте их по уровню вызываемого эмоционального переживания:

1 - это незначительное переживание.

2 - переживание средней силы.

3 - сильное переживание.

Нумеруйте этими уровнями свои мысли, которые вы записываете в блокнот в течение дня. Так у вас появится возможность понять структуру своего мышления, определять те мысли, которые у вас вызывают конфликт. В конце дня проводите анализ мыслей, возникающих в вас за день.

Практикуйте запись мыслей каждый день до тех пор, пока не научитесь автоматически фиксировать все свои мысли, сознательно понимая, откуда у вас появляются проблемы. В среднем это умение приходит через несколько месяцев практики наблюдения за мыслями. Это очень серьёзная и полезная практика для самопознания. Постоянно ведя наблюдение за своими мыслями, вы сможете открыть в себе много новых полезных возможностей, которые помогут вам избавиться от беспокойств, переживаний и изменить свою жизнь к лучшему.

Если вы проявите прилежность и последовательность в своём обучении, то сможете заметить, как через некоторое время в вас начнут происходить изменения. Мир для вас начнёт изменяться. Вы сможете принимать его таким, какой он есть. Его наполнят любовь и свет, в нём исчезнут несправедливость и страдания. Продолжая практику наблюдения, сочетая её с умеренным питанием, упражнениями йоги, вы сможете достичь полного освобождения.

Сделайте паузу и глубоко вдохните. Остановите вышедший из под контроля поток мыслей самым простым образом - буквально подумав «Стоп!». Сделайте пару-тройку глубоких вдохов, чтобы собраться с мыслями с чистой, ясной и незамутненной головой.

Сконцентрируйтесь на настоящем. Постоянные мысли о прошлом, которое вы не в силах изменить, равно как и постоянные переживания о будущем, которое вы не в силах предсказать - два верных способа потерять контроль над мыслями. Сконцентрируйтесь на том, что происходит «здесь» и «сейчас», то есть на конкретной ситуации, которую вы можете контролировать, и ваши мысли станут спокойнее.

  • Собственно, многие духовные практики основываются на том, чтобы мысленно оставаться в настоящем, считая это залогом внутреннего мира и равновесия.
  • Можете задать себе простой вопрос: что я могу сделать «прямо сейчас», чтобы изменить то, как я себя чувствую?
  • Наблюдайте за своими мыслями, не оценивая и не осуждая их. Сделав паузу, вернитесь обратно к своим мыслям, но не критикуйте себя за то, что вы о них думаете. Подумайте лучше, почему они возвращаются в вашу голову, почему вы потеряли над собой контроль. Объективность поможет вам снизить негатив и сделать правильные выводы.

    • Придерживайтесь конкретных, объективных фактов. Если вы в ссоре, не надо сыпать обвинениями или думать о том, за что на вас сердятся. Подумайте о том, что привело к разладу, что может быть сделано для нормализации отношений, а также о том, из-за чего именно вы огорчились.
    • Вместо "Я не умею общаться с девушками, поэтому у меня нет девушки..." нужно сконцентрироваться на чем-то вроде "Я еще не нашел свою единственную, потому что не нашел ту, которая бы полностью мне подходила."
    • Если с этим есть сложности, запишите свои мысли на бумагу и прочитайте их потом себе.
  • Примите меры. Если вы будете просто сидеть и ничего не делать, то вы не разорвете порочный круг негативных мыслей. Вам нужен план того, как решить эту проблему. Это важный момент, так как в неопределенности зачастую и кроется корень всех зол. Если вы не можете прекратить думать о работе, к примеру, то попробуйте отделить работу от личной жизни и возьмите отпуск, начните меньше работать из дома или найдите себе новую работу.

    Вы должны находиться в комфортной обстановке. Внешний мир весьма конкретно влияет на мир внутренний, так что там, где вам будет комфортно «снаружи», вам будет комфортно и «внутри» - но верно и обратное. Включите любимую музыку, зажгите свечку или просто отправляйтесь в ваше любимое место.

    Отвлекитесь на время. Побегайте, посмотрите кино, позвоните другу и поговорите с ним по душам - в общем, займитесь тем, чем можете заняться немедленно и что не даст вам сидеть наедине с собой и накручивать мысли.

    С вами бывает такое, что ваши собственные мысли достают вас? Какая-то проблема, будущее событие или прошлая обида не дают вам покоя. Вы все уже решили, приняли возможные меры, смирились с неизбежными потерями и т.д., но мысли о беспокоящем событии никак не оставляют вас. Они снова и снова приходят в голову и вам никак не удается отделаться от них.

    Думаю, вам это знакомо. И также, наверняка знакомо и то раздражение, которое испытываешь, когда отвлекающие мысли мешают сосредоточится на важном деле.

    Ну, а раз так, то идея заниматься практиками ментального самоконтроля должна показаться вам весьма разумной и полезной.

    И сегодня я расскажу вам об одной из таких практик – медитации наблюдения за мыслями .

    Суть этой техники в том, что вы стараетесь просто наблюдать за процессом появления и ухода возникающих у вас мыслей, не вовлекаясь в процесс обдумывания. Т.е., вы наблюдаете за этим процессом как бы со стороны.

    Методика эта используется уже не одну тысячу лет в йоге и буддизме, а в последние десятилетия попала и в круг интересов современной науки.

    В чем польза от этой практики

    Развивает центрированную позицию восприятия

    Большинство проблем в поведении и общении связаны с тем, что нас «захватывают» какие-то мысли, чувства или желания. Т.е., включаются какие-то негативные подсознательные программы и в результате, мы можем, например, наговорить что-то близкому человеку или начальнику такого, о чем потом будем сильно жалеть, или провести пол-дня в пустых блужданиях по интернету, вместо того, чтобы заниматься важным проектом и т.п.

    Когда мы находимся в центрированной, осознающей позиции, нам проще замечать включение подобных негативных программ и не поддаваться им.

    Снижает влияние негативных мыслей

    Если чувство тревоги ваш постоянный спутник, то вы знаете, что именно навязчивые тревожные мысли поддерживают это неприятное состояние. Умение отстраниться от потока мыслей помогает значительно снизить их влияние на наше эмоциональное состояние.

    Начинаете замечать, что и как влияет на вас

    Фильмы, книги, общение – все это не проходит бесследно. Мозг, наш внутренний компьютер, находится в постоянной работе. Вся информация, которая в него поступает обрабатывается и так или иначе влияет на то, какие мысли будут приходить вам в голову. А от этого будет, в свою очередь, зависеть и ваше общее состояние

    Если вы еще не занимались подобными практиками, то идея наблюдения за своими собственными мыслями может показаться вам парадоксальной. Как я могу наблюдать за тем, что порождаю сам?

    Это вопрос о том, с чем мы себя отождествляем. я давал практику разотождествления, которая помогает осознать, почувствовать, что мы можем не отождествлять себя, свое истинное я ни с телом, ни с чувствами, ни с разумом. Но, это отдельная история. Нам же сейчас просто важно понять, что мы вовсе не обязаны отождествлять себя со своими мыслями.

    Мы говорим «мне пришла в голову мысль». Мы не говорим, что мы сделали, создали эту мысль. Она сама пришла. Большинство наших мыслей – это как бы фоновая работа нашего мозга, нашего разума, нашего бессознательного, нашего внутреннего компьютера, если хотите.

    Мы, конечно, можем сознательно включиться в процесс мышления. Но, это как раз то, чего мы стараемся избегать в данной медитации. Мы наблюдаем за процессом спонтанного мышления, за теми мыслями, которые сами «приходят нам в голову»

    Наблюдение за мыслями можно отнести к практике развития внимательности, осознанности. И как я уже ранее писал, эту практику можно условно разделить на формальную и не формальную .

    Формальная – когда вы специально выделяете на это время, принимаете медитативную позу и полностью фокусируетесь на этой задаче.

    Неформальная , когда вы решаете понаблюдать за своими мыслями в любой подходящей для этого обстановке: дома, во время прогулки, в очереди, в общественном транспорте, на бестолковом совещании 🙂 и т.д.

    В любом варианте, задача остается одна и та же – наблюдать за процессом возникновения и рассеивания мыслей, не вовлекаясь в их обдумывание. Если вы замечаете, что какая-то мысль увлекла вас – просто скажите себе мысленно «Стоп» и вернитесь в позицию наблюдателя.

    Формальная практика имеет более четкую структуру и несколько вариантов выполнения.

    Здесь я описываю один базовый вариант, который сам применяю.

    Техника выполнения медитации

    Вот краткий перечень всех этапов этой медитации

    Сформулировать намерение
    Принять позу
    Расслабиться, успокоится
    Перейти в осознанное состояние
    Приступить к практике наблюдения за мыслями
    Выход

    А теперь, подробнее по каждому этапу.

    Сформулировать намерение

    Хорошая идея – напоминать себе в начале занятия, ради чего, собственно, вы это делаете. Это поможет сохранять мотивацию. Кроме того, важно определиться с временем занятия, поставить таймер и напомнить себе, что сейчас вы собираетесь заняться медитативной практикой в течение всего… минут и на это время вы вполне можете отложить свое беспокойство относительно насущных дел

    Поза

    Традиционно, главная рекомендация – прямая спина. Не обязательно в позе лотоса или со скрещенными ногами. Можно и на стуле и на диване или в кресле. В этом случае, хорошая идея – использовать одну-две небольшие подушки, распределив их так, чтобы было удобно сидеть прямо

    Глаза открыты или закрыты. Если открыты, можно расфокусировать или направить взгляд вниз, примерно под 45 градусов. Постепенно расфокусированность сама может возникнуть, по крайней мере на периферии зрения. Все это не особо существенно, важно не блуждать взглядом, не отвлекаться на визуальные стимулы.

    Расслабиться, успокоиться

    Начинаем с контроля позы, ощущений соприкосновения тела, ног с поверхностью сидения, пола. Последовательно расслабляем мышцы, не участвующие в поддержании позы

    Перейти в осознанное состояние

    Начинаем наблюдать за дыханием в течение нескольких минут или до счета 21. Это помогает перейти в более осознанное, центрированное состояние.

    Можно выбрать любые ощущения проявления дыхания (движения живота, груди, ощущения в области носа) или можно последовательно, сначала одну-две минуты наблюдать за движением живота – груди, потом перейти к наблюдению за ощущениями в области носа.

    На этом этапе, если появляются отвлечения (мысли, звуки и т.п.) – осознаете что отвлеклись и спокойно возвращаете внимание к наблюдению за дыханием.

    Приступить к практике наблюдения за мыслями

    Переходим к наблюдению за мыслями. Задача – осознать появление мысли, но не вовлекаться в ее обдумывание. Мысли будут приходить и уходить, вы просто наблюдаете за их приходом и уходом. Если вовлеклись – осознаете это и опять как бы отступаете в сторону (или как бы мысленно делаете шаг назад), становитесь наблюдателем.

    Если устали – можно вернуться к наблюдению за дыханием.

    Мне нравится идея переключения скоростей, которую я узнал от Алана Уоллеса – известного учителя медитации.

    Проще наблюдать за дыханием, чем за мыслями. При этом проще наблюдать за движением живота, груди, чем за движением воздуха в области ноздрей.

    Поэтому, вы как бы переключаете скорости, как на машине. Чтобы начать, тронуться с места, вы включаете первую скорость и наблюдаете за дыханием в области живота и груди. Войдя в осознанную позицию вам проще переключиться на вторую скорость и наблюдать уже за менее грубыми ощущениями дыхания в области ноздрей. Это еще больше успокаивает и концентрирует вас и вы можете перейти на третью скорость и начать наблюдать за мыслями.

    Но, потом, вы можете немного устать, это похоже на то, что дорога пошла в гору и надо понизить передачу – вы возвращаетесь за наблюдением за дыханием в области ноздрей. Если и это кажется трудным – опускаетесь на еще более простой уровень – наблюдение за движением живота и груди. Стабилизировавшись на этом уровне, вы сможете двинуться опять в сторону более сложных задач.

    И таким образом вы можете как бы переключаться с одного уровня сложности к другому в течение всего отведенного времени на занятие.

    Выход

    В буддийской традиции, принято заканчивать медитацию «посвящением заслуг», т.е. как бы посвящением того труда, который вы вложили и тех результатов саморазвития, которых достигли на благо освобождения, просветления всех живых существ (это, конечно, весьма упрощенное определение). Но, я не специалист и не учитель по буддизму и обучаю только светскому варианту медитаций, т.е. рассматривая их только как психотехники. Поэтому, будем говорить о привычном для трансовых техник термине «выход»

    В данной практике вы вряд ли будете погружаться в глубокий транс, поэтому, особой технической необходимость в специальном выходе нет, но я считаю, что просто вскочить с первым звонком таймера не лучшая идея. Мне кажется важным то, как мы завершаем любую практику. С какими мыслями, с какими эмоциями и намерениями.

    Если вам сложно заниматься регулярно, то важно похвалить, поздравить себя с успешной реализацией своего плана. Вы запланировали, вы позанимались, и теперь, даже собственная похвала и чувство удовлетворения послужат позитивным подкреплением, что поможет вам быстрее сформировать привычку регулярно медитировать.

    Если вы часто отвлекаетесь в течение дня – завершите свой медитативный сеанс пожеланием себе сохранять осознанность и сфокусированность на важном

    Надеюсь, что у вас возник интерес к этой технике и желание ее практиковать и я буду рад получить ваши комментарии и ответить вопросы.

    Здесь только о дневной практике наблюдения за содержанием ума. Эта практика является подготовительной для следующей практики, наблюдения умом самого себя.
    Суть этой практики заключается в том, что под наблюдением за содержанием ума имеется в виду не отслеживание каждой мысли, а не впадение в ментальную грезу. Когда мы неосознанно вовлекаемся в мечты, то главным героем обычно бывает наша выдуманная персона . Вот это вовлечение и называется ментальной грезой.
    Привычка заглядывать в содержание ума избавит нас от периодов неосознанного мышления, в которых находится основной пласт васан , привычке ума к личностным мыслям. Обычный двойственный ум состоит на 80% из мыслей о себе и на 20% обо всем остальном. Мы должны избавиться от этих 80% мыслей, чтобы нам легче было в Осознании Сознающего-Мыслящего-Воспринимающего(Я есть-чувство себя-бытия) Но эту работу нужно сделать качественно, на пять с плюсом. Вот почему она такая сложная и длинная.
    Наблюдение за содержанием ума - есть самопознание, оно расскажет нам про ум. Необходимо запастись терпением, потому что ум нельзя быстро опустошить. Наблюдать будем так часто, как можем нобез фанатизма. Если наша устремленность будет сильна и мы будем использовать всё свое свободное время, то этого будет достаточно. Наблюдение за содержанием ума, это разворот ума на самого себя. Эта практика опустошает ум и происходят периоды безмыслия. Нам нужно постепенно « пробовать их на вкус» и привыкать к ним. Во время этой практики личность начинает меркнуть, что нам и надо.
    Так как ум быстро устает от монотонной практики, то мы можем менять техники. В одно время мы можем смотреть в ум, выныривая из грез, а когда не заняты работой, мы распознаем присутствие знания «Я ЕСТЬ»(Сознающий или «чувство»-знание себя-бытия). Здесь главное знать, что фиксация ума и деятельность ума несовместимы. Позже мы все равно увидим, что ум как таковой сам и есть Истинное Я.
    Так как большинство из нас работает или учится, то нам нужно распространить практику и на это время. Но начинать нужно в спокойных условиях. Можно просто закрыть глаза и прочувствовать, как это находиться внутри. Посмотреть на мысли, как они приходят и уходят. Хотя на самом деле нет внешнего и внутреннего, но мы в основном знаем как смотреть наружу, но не внутрь.

    Попривыкнув к этому состоянию, постепенно переносим его на дневные активности. Начинаем с часа. Находим дома простую монотонную работу, моем посуду, пылесосим. Во время этой работы, внимательно смотрим на свои мысли. Фишка в том, что бы ни разу не потерять осознание того, о чем мы думаем. О чем мы будем думать, не так важно, важно чтобы мы не пропустили ни одной мысли. В начале будут неудачи, но просто необходимо возвращаться к осознаванию того, о чем мы думаем и как можно дольше удерживать его.
    Не нужно выслеживать мысли, как кот мышку. От такого напряжения мы быстро устанем и обязательно заболит голова. У нас должно быть легкое заинтерисованное наблюдение. На ощущения тела, мы тоже не обращаем внимание, только на мысли. Нам необходимо изучить свой ум через постоянное наблюдение. Нужно заглядывать в ум как можно чаще и сделать это своей привычкой. Наблюдение за умом постепенно поднимет нас с ментального на интуитивный уровень сознания. Важный момент в практике, это постепенность и постоянство. Стоит нам сделать перерыв на два дня и мы сразу почувствуем как нас уносит в неосознанное мышление.
    Каждый день, в течении отведенного часа , мы постепенно привыкаем к наблюдению за мыслями и со временем сможем осознавать их все до одной. Постепенно будет появляться «просвет ясности», и после некоторой стабилизации, увеличиваем время практики до двух часов. Месяца три-четыре у нас должно уйти на развитие привычки заглядывать в ум. И еще какое-то время на то, что-бы она сделала своё дело. А когда мы утвердимся в двух-часовом безусильном наблюдении, то оно спонтанно распространится на весь период бодрствования. Всё это меняет наш ум и делает его недвойственным.
    Потренировавшись дома, мы переносим нашу практику на более сложные дневные активности . Придет время, когда мы сможем безусильно осознавать мысли и одновременно разговаривать с кем нибудь. Осознавание мыслей, которые являются проявлениями «Я ЕСТЬ», должно покрыть всё состояние бодрствования и спонтанно перейти и покрыть состояние сна со сновидениями и без сновидений. В глубоком сне без сновидений нечего наблюдать, там ум отражает «Ничто». Ум начинает знать себя во всех трех состояниях, и поэтому они становятся одним состоянием.Усилия нам нужны только в начале , когда мы привыкаем быть внимательными к мыслям. В конце концов мысли уходят, остается только внимание.