Ручные швы схемы с названиями. Какие бывают швы

Сегодня настал черёд изучить средства художественной изобразительности в вышивке - различные швы. Будьте терпеливы, дочитайте статью до конца, вас ждёт мотивация и вдохновение!

Скажу сразу, что при таком невероятном многообразии швов и техник в вышивке мы будем рассматривать только самые важные и интересные, на мой взгляд, мои любимые способы вышивания.

Крестик. Начну с самого простого, но вместе с тем с самого значимого элемента и способа вышивки. Про его связь с обрядами и верованиями древних русичей мы уже говорили в первой части нашей беседы о вышивке. Крест считался защитой от тёмных сил и любого зла. Его и сейчас используют в тех же целях. Крест лаконичен и красив, но самое магическое и невероятное его свойство для меня в том, что благодаря маленькому колючему ёжику» получаются картинки. Всё дело в размере и количестве этих «ёжиков», конечно. Крестики как пиксели: чем их больше, тем изображение чётче и реалистичнее.

Расход ниток будет меньше, работа будет продвигаться гораздо быстрее, вышивка будет выглядеть аккуратнее, если вы сначала вышьете нижние диагонали всех крестиков (например: справа налево снизу вверх). А потом уже будете заканчивать крестики перпендикулярной перекладиной (например: слева направо снизу вверх). Обратите внимание! На рисунке показан способ экономии времени: не обязательно вытягивать иголку под пяльцами, а потом снова возвращать её на лицевую сторону вышивки. Можно одним движением сделать стежок и сразу оказаться в нужном месте! 🙂 Вот такая маленькая хитрость.

Когда говорят про вышивку крестиком, сразу представляется простой крест или «русский крестик» , а ведь существует ещё множество видов вышивки крестом.

Остановлюсь ненадолго на сложном (двойном) кресте и на счётной глади.

Двойной крест или «болгарский крест» немного похож на снежинку и состоит из двух крестов, наложенных друг на друга со сдвигом.

К вышивке крестом относится также и счётная гладь. Напомню, «счётной» эта гладь называется потому, что длина стежка определяется считанным числом нитей основы (канвы).

Теперь логично будет познакомиться с тёзкой счётной глади - с гладью несчётной . На Руси её называли Поверхность готовой вышивки ровная и гладкая как атлАс. Атласник отличается от счётной глади тем, что длина и направление его стежка определяются только контуром той или иной детали вышивки.


Для важно подготовить «настил» - это как скелет для костно-мышечной ткани, как фундамент для будущего дома. Настилом может быть контур детали вышивки (листка, лепестка и т.д.) «обведённый» тамбурным или другим швом (тамбурный шов мы рассмотрим позже).

Если деталь вышивки крупного размера, то необходим настил (как я его называю) по всей её площади, который чаще выполняется нитками в тон фона. Стежки настила могут быть достаточно редкими, они не должны покрывать всю площадь детали, но важно, чтобы они были перпендикулярны будущей основной вышивке атласником. Такой «фундамент» поддержит верхнюю вышивку, сделает её объёмной, придаст ей аккуратный и ровный вид. Лицевые (верхние) стежки самой глади не будут проваливаться или провисать. Обратите также внимание на натяжение нити во время вышивания, чтобы стежки ложились плотно, но в то же время не стягивали ткань.

Для экстра объёма деталь можно вышить гладью в два слоя, стежки которых будут перпендикулярны друг другу.

Следующим номером нашей программы будет Шов «цепочка» или «тамбур» - это непрерывная цепочка петелек, выходящих одна из другой. Петельки могут быть мелкие и крупные в зависимости от толщины нитки и длины выполняемого стежка. Тамбурной цепочкой вышивают различные узоры по свободному контуру или застилают рядами всю плоскость мотива. Этот шов тоже имеет свои вариации и усложнения.

«Петлю с прикрепом» можно считать разновидностью тамбурного шва или скорее отдельно взятым его элементом.

А теперь на нашей сцене «французский узелок» - милейшее изобразительное средство в вышивке! С его помощью можно легко придать работе объём и шарм. Сами видите, какие разные образы можно создать с помощью этого маленького, да удаленького узелка. 🙂

А между тем, делается он очень просто: иголка обвивается двумя кругами нитки, вкалывается в ткань рядом с выходом конца нитки из ткани и протаскивается сквозь эти петли. Узелок готов!


Следующий шов - рококо. М не это название напоминает курочку. 🙂 И если «французский узелок» - это цыплёнок, то рококо - его мама, потому что рококо - это усложнённая интерпретация французского узелка, на мой взгляд. Для рококо иголку нужно вкалывать на расстоянии от выхода нити из ткани, а когда конец иглы появится рядом с выходящей из канвы нитки, на него нужно намотать немного больше петелек нитки, чем для узелка. После того, как вы протянете иголку с ниткой сквозь петли, у вас получится «гусеничка» или «улыбка», как кому нравится. Её мы укладываем, как этого требует задумка и композиция вышивки, и фиксируем, вкалывая иголку в ткань в нужном месте. Обратите внимание на то, что нитка должна быть полностью прикрыта петлями: «гусеничка» должна получиться плотная. Для этого количество оборотов нитки вокруг иглы должно соответствовать расстоянию между выходом нитки из ткани и последующим входом иглы в ткань. Вы можете немного подтянуть и уплотнить петельки на нитке, но не до бесконечности.

Рококо чаще всего используют для вышивки цветов и листьев.

А сейчас… Моя любимая. Когда моя мама преподавала «мастерские» (труд) в педагогическом училище, она по собственному желанию освоила и этот вид рукоделия, хотя и так владела и владеет внушительным набором творческих навыков. Вечерами я с упоением наблюдала, как мама колдует над пяльцами и вытворяет чудеса с ниточками…

По-моему, самое неприятное в мережке - это скучный и довольно-таки трудоёмкий процесс вытягивания ниточек из ткани (продёргивание), чтобы создать «плацдарм»: для дальнейшего творчества. А дальше необходимо вооружиться какой-нибудь оптикой и обеспечить хорошее освещение (как и для любого вида рукоделия). Если наберётесь терпения, то шедевр вам обеспечен! Мережка - это дух народной вышивки! Это невероятно красиво, самобытно и нежно! Смотрите сами:

Существуют разные мережки. Есть виды мережки, предназначенные для работы с«дорожками» (как я для себя называю дырявые продёрнутые полосатые пространства на ткани). А есть виды мережки подходящие для украшения и обработки углов будущего узора.


Чтобы избежать разочарований, начать нужно с «забега на короткую дистанцию» - с простого вида мережки и короткой «дорожки». Когда положительный результат вас вдохновит, можно браться и за более трудные варианты этой сквозной вышивки. Дерзайте!

На мой взгляд, мережка - сестра плетения и родственница макраме.

Преклоняюсь перед красотой и благородством ещё одного вида вышивки. Знакомьтесь! Великолепное собственной персоной. Также как и мережка, этот способ вышивки пограничный с другими видами рукоделия. Ришелье очень похоже на кружево. Также ришелье близко к вязанию и макраме, потому что содержит «навесные» (как я их называю) элементы над фрагментами ткани, которые впоследствии будут вырезаны. Эти плетёные из ниточек перетяжки, похожие на канатные мосты над пропастью, как атланты держат на себе всю композицию и центральные фрагменты ажурной, сквозной вышивки.


Следующий шов, который мы с вами рассмотрим - стебельчатый. С вашего позволения, на нём я и закончу. Но не торопитесь уходить. 🙂 В конце этой статьи вас ждёт самое интересное!

Это был наш последний «экспонат» на сегодня. Но прошу вас, прочитайте публикацию до конца.

Если вы всё это время восхищались изделиями мастеров, любуясь картинками и фотографиями, и с грустью думали, что вам создание таких шедевров не по плечу… Приведу вам причины, которые смогут вас вдохновить.

1.В Китае живёт женщина, которая родилась без рук в прямом смысле этого слова. Самое удивительное заключается в том, что она является талантливой вышивальщицей!

Согласитесь, что после такого говорить о себе полноценной и здоровой: «безрукая» или «не из того места руки растут» - просто грех!

2.Современный мир предлагает в помощь столько всяких приспособлений, которые облегчают процесс творчества и помогают получать одно сплошное удовольствие от вышивания.

В вашем распоряжении удобные лампы с увеличительными стёклами, чтобы сберечь зрение. Сконструированы пяльца разнообразных размеров, форм и моделей, целые установки для закрепления тканей во время вышивки.

3. Мы имеем гораздо больше возможностей, времени и сил для творчества ради удовольствия , чем наши прапрабабушки, на которых было натуральное хозяйство с домашними животными и птицами, сад-огород, как правило, многодетные семьи и тяжёлый физический труд в поле.

4. Вы можете не только наслаждаться процессом творчества, но и использовать результат (продукт своей деятельности). Он может стать прекрасным подарком для родных и близких, оберегом вашего дома, украшением для вас самих. Кто-то за своё хобби ещё и материальное вознаграждение получает, как мастера Ярмарки, например.

5. И наконец, самое главное, на мой взгляд! Творчество даёт современной женщине возможность почувствовать себя немного феей, доброй волшебницей, созидательницей уюта и доброй атмосферы в доме. Вышивка или другой вид творчества способно сделать из вас ещё более «добрую и счастливую» женщину, жену, маму, сестру, подругу… Любое рукоделие во много раз полезнее для душевного равновесия и здоровья вообще, чем просмотр сериалов по ТВ или сплетни с соседями. Творчество помогает снять стресс, найти внутреннюю гармонию и покой.

Поэтому занимайтесь творчеством и будьте счастливы, дорогие волшебницы!

Прямые, косые, крестообразные, петлеобразные, специальные стежки. Ручные швы.

Детали швейных изделий соединяют между собой одной или несколькими нитками. Это соединение называют стежком. Повторяющиеся один за другим стежки образуют строчку. Строчки, скрепляющие несколько деталей, образуют шов.
Ручные стежки выполняют швейными иглами 12 номеров диаметром от 0,6 до 1,8 мм. Для плательных и бельевых тканей используют иглы № 1, 2, 3 (диаметром 0,6 - 0,7 мм), нитки хлопчатобумажные № 80, 60, 50; шелковые № 65; для костюмных тканей иглы № 4, 5, 6 (диаметром 0,6 - 0,9 мм), нитки хлопчатобумажные № 40, 50, шелковые № 33, для пальтовых тканей - иглы № 7, 8, 9, 10 (диаметром 0,9 - 1,2 мм), нитки хлопчатобумажные № 40, 30, шелковые № 18.

Ручные стежки образуются двумя способами в зависимости от того, как прокалывается материал. При первом способе иглу вводят и выводят при проколе с одной стороны (рис. 1). Этот способ имеет наибольшее применение, как более производительный. При втором способе иглу вводят с одной стороны, а выводят с другой (рис. 2). Второй способ используют при обметывании петель, срезов деталей, выполнении закрепок в конце карманов, скреплении складок.
При шитье одежды применяют пять основных видов ручных стежков: прямые, косые, крестообразные, петлеобразные и петельные.
Прямые стежки . Прямые стежки в основном используют для строчек временного скрепления, так как они наиболее простые и легко распускаются.
Сметочный стежок (рис. 3) применяется при предварительном соединении основных деталей изделия - сметывании плечевых, боковых срезов, вметывании рукавов в пройму изделия.
Копировальным стежком (рис. 4) переносят линии разметки с одной детали на другую. По нужной линии прокладывают сметочные стежки, которые не затягиваются, а образуют петли по линии, требующей переноса. Затем ткань раскрывают (стежки при этом растягиваются), нитки между сшитыми частями разрезают. Отрезки ниток, выходящие из ткани, своими концами определяют направление намеченной линии.
Наметочным стежком скрепляют две детали, которые накладывают одну на другую (рис. 5). Этими стежками прикрепляют подборта к изделию, наметывают бортовую прокладку на полочку.

Заметочным стежком (рис. 6) закрепляют подгибаемый край детали, например, низ рукавов и низ изделия.
Выметочным стежком скрепляют края деталей, предварительно обработанные машинной строчкой и вывернутые налицо (рис. 7.). Выметывают клапаны, борта, воротники перед утюжкой и перед прокладыванием отделочной строчки.
С помощью прямых стежков образуют сборки (рис. 8) при изготовлении легких женских и детских платьев. Сборки собирают на нитку, длина которой зависит от желаемой длины сборки. Чтобы сборки лучше прилегали, рекомендуется прокладывать нитку в два ряда, захватывая во втором ряду те же нитки ткани, которые были захвачены и в первом, на расстоянии 0,3 - 0,5 см от первого ряда.

Косые стежки. Косые стежки более эластичные и дают более прочное скрепление материалов, чем прямые. Ими также выполняют временное (наметочные и выметочные) и окончательное скрепление деталей (обметочные, подшивочные и внутренние для незаметного соединения деталей).
Наметочным стежком (рис. 9) пользуются при расположении строчки на небольшом расстоянии от срезов деталей (1,5 - 2,0 см). Например, при наметывании подбортов на полочки, верхнего воротника, на нижний, клапана на подклапан.
Выметочный стежок применяют при выметывании краев воротников, бортов, клапанов верхней одежды (рис. 10). Для тонких тканей и материалов с геометрическим рисунком ими не пользуются, так как косые плотные стежки при стягивании могут исказить рисунок.
Обметочным стежком (рис. 11) пользуются с целью закрепления срезов деталей от осыпания. Обметку применяют на открытых швах при пошиве изделий без подклада, а также для закрепления прорезанных отверстий петель. При обметке нитка должна плотно обхватывать место среза ткани и ложиться с форме спирали.
Стегальными стежками (рис. 12) соединяют два слоя ткани, например, при соединении прокладок с тканью верха (лацкан, воротник), при этом ткань верха захватывается частично. Прокладка не должна быть натянута по отношению к ткани верха.
Подтшивочные стежки (рис. 13) применяют для закрепления (подшивки) подогнутых краев деталей с открытым срезом из неосыпающихся тканей и краев с закрытым срезом (рис. 14) на тонких тканях. Подшивочную строчку можно применять и при закреплении среза верхнего воротника к нижнему. Открытыми подшивочными стежками спиралеобразной формы (рис. 15) подшивают подогнутые края деталей из несыпучих тканей. Выполняя эти стежки, иглой одновременно прокалывают нижнюю деталь, захватывая лишь часть ее толщины, и подогнутый край второй детали. Стегальные и подшивочные стежки относятся к потайным, так как нитки заметны только со стороны прокалывания. Крестообразные стежки . Крестообразные стежки состоят из перекрещивающихся ниток, которые прочно закрепляют срезы, предохраняя их от осыпания (рис. 16).
Фигурные подшивочные стежки («козлик») применяются для подшивки низа юбок, брюк. Эти стежки выполняют в два приема: первым проколом иглы в подогнутый край закрепляемой ткани и вторым проколом с выходом иглы в основную ткань. Крестообразные стежки можно выполнять при небольшой длине нитки, проходящей внутри ткани, благодаря чему в шве с лицевой стороны подогнутый край ткани незаметен (нет пролегания подгибки).
Петлеобразные стежки . Петлеобразные стежки дают наиболее прочное соединение тканей (рис. 17). Ими выполняют подшивочные, вспушные строчки (внутренние соединительные между двумя слоями ткани), а также закрепляют конец строчки.
Подшивочные петлеобразные стежки применяют для подшивки подогнутых краев с закрытым срезом (рис. 18), например, накладных карманов, подкладки изделия по низу и в пройме рукавов.
Вспушная строчка с лицевой стороны изделия имеет малозаметные короткие стежки в виде точек (рис. 19), а с другой стороны - короткие стежки. Вспушные стежки применяют для скрепления и отделки деталей по краю. Например, по краю бортов, клапанов, воротника, низа мужских пиджаков и женских жакетов.
Петлеобразными стежками закрепляют и концы строчек. Строчки временного соединения деталей закрепляют одним или двумя стежками, а окончательного - двумя-тремя. Нитку в конце обрезают.
Специальные стежки. Специальными стежками выполняют закрепки, петли, пришивают пуговицы, крючки, кнопки.
Петли обметывают петельными стежками . В зависимости от вида изделия применяют петли с глазком (пиджаки, жакеты, пальто); прямые (на белье, платье, брюках); широкие (отделка лацканов пальто, костюмов).

Широкие петли являются отделочными (рис. 20 а) и выполняются непрорезными. Прямые петли обметывают после прорезания (рис. 20 б). При обметывании петли с глазком (рис. 20 в) прокладывают укрепляющую нитку для рельефности узора и прочности петли. Один конец петли закрепляют двумя поперечными стежками, которые обвивают несколькими витками.
Закрепками (скрепками) скрепляют концы карманов, петель, разрезов, складок. Они состоят из двух натянутых ниток (так называемых основных), плотно покрытых той же ниткой. Чтобы сделать скрепку, сначала прокалывают ткань снизу, затем сверху вниз (рис. 21). Третий прокол делают снова на месте первого. Нитку, вышедшую на лицевую сторону ткани, натягивают и на ней образуют витки. При этом для каждого витка нитку обводят вокруг основы. Витки нужно накладывать возможно плотнее друг к другу. Заполнив основу, нитку проводят на изнаночную сторону и закрепляют двумя-тремя стежками.
Пуговицы на верхней одежде пришивают на ножке (рис. 22 а), не затягивая стежков, чтобы между пуговицей и тканью остался зазор для образования ножки. Нитки стежков между пуговицей и тканью обвивают несколькими витками, концы ниток закрепляют петлеобразными стежками.
В платьях, белье, пуговицы пришивают вплотную к ткани (рис. 22 б). Пуговицы вплотную к ткани пришивают при полном затягивании стежков, и конец нитки также закрепляют петлеобразными стежками. Пуговицу с ушком сразу пришивают вплотную к ткани (рис. 22 в). Крючки, петли и кнопки пришивают к изделию косыми стежками (рис. 23).

Шов в закрутку (рис. 24) применяется для подшивки края детали, вырезов для кружевных прошв, при заделке пристроченного шитья гладью. Во время подшивки большой палец левой руки закручивает ткань, прижимая ее к указательному пальцу той же руки.
Шов через край (рис. 25) применяется в тех случаях, когда необходимо сшить кромки полотна, пришить кружево и т. п.

Ручные швы и стежки чаще всего используются для рукоделия, вышивания. Но нередко, без них не обойтись и при пошиве одежды на швейной машине. Каждой швее обязательно нужно уметь выполнять ручные стежки и различные виды ручной строчки, поскольку без обычной ручной иглы с ниткой не обойтись при сметывании деталей одежды и проведении примерки.
Ручные строчки потребуются при соединении прокладочных материалов с основной тканью изделия. Ручным скорняжным стежком соединяются шкурки натурального меха, например, при пошиве меховых варежек или меховой жилетки .
При вышивании используется множество видов специальных стежков. Но, мы предлагаем вам ознакомиться только с основными видами и типами ручных стежков и строчек, используемых при пошиве одежды.


Любая одежда перед примеркой сметывается. Сметочный ручной шов должен хорошо соединять детали кроя, и одновременно легко распускаться. Именно этими свойствами и обладают ручные стежки для сметывания деталей кроя. Это самый распространенный ручной стежок, используемый портными.

Сметочные ручные стежки используют также и для обозначения линии стачивания вытачек, закладки складок и нанесения на ткань рельефных линий.
Цвет ниток для смёточного стежка желательно использовать контрастный.

2. Ручной косой стежок, стежок "козлик"


Потайными ручными стежками подшивается подгибка изделий с открытым срезом несыпучих тканей. Эти стежки выполняются через край. Нитку сильно затягивать не следует. Таким стежком можно выполнять невидимый подшивочный шов на юбке, платье и др.

Стежок крестиком выполняются слева направо, образуя крестообразную строчку.
Ручной стежок крестиком имеет очень много разновидностей и часто используется для декоративных целей и ручной вышивки.

3. Техника выполнения потайного подшивочного стежка


Чтобы сделать потайной стежок, ткань у кромки подвернутого края нужно слегка перегнуть. После этого, проколоть иглой ткань на нужную глубину (в зависимости от толщины ткани). Не выводя иглу на другую сторону сделать сквозной прокол отогнутого края ткани. Нить в стежках не нужно затягивать, достаточно лишь слегка подтянуть излишки нитки. Потайной подшивочный стежок рекомендуется выполнять слева направо.

Потайными стежками соединяют подкладку с изделием и подшивают подогнутые кромки.

4. Обметочный, петельный ручной стежок


Если ваша швейная машина не производит выметывание петли , то петли на одежде можно сделать вручную петельными стежками. Петельными стежками обметывают края прорезанной петли, а также обрабатывают края несыпучих тканей, вместо обработки оверлоком.

Чаще всего, обметочный стежок применяется в качестве одного из видов ручного стежка, используемого для обметывания разреза петель. Ткань нужно прокалывать на 2-3 мм от линии среза и делать петлю, забрасывая нить за иглу. Таким швом можно выполнять декоративную отделку кожаных сувениров, самодельных ковриков и т.д.

5. Ручные стежки "назад иглой"


Ручной шов, состоящий из таких стежков, считается наиболее прочным среди всех видов ручных швов. Его целесообразно применять, когда нужно восстановить машинный шов в труднодоступных местах. Им удобно пользоваться, когда нужно прикрепить обтачку к припускам шва в изделиях из тонких тканей. Таким швом можно пришить вручную застежку "молнию" и т.п.

Ручной стежок "назад иглой" выполняется справа налево. Сделайте маленький стежок, введите иглу в ткань, справа от точки, в которой нить выходит из ткани.

6. Виды стежков. Ручной стежок "вспушка"

Это профессиональный шов портных, используемый при пошиве верхней одежды, головных уборов из меха. Такой ручной шов используется портными для незаметного пришивания, закрепления деталей верхней одежды, например подборта мужского пиджака, пальто. Используется также при изготовлении меховых воротников. Игла на лицевой стороне захватывает еле заметный участок ткани, а с внутренней стороны захват иглой делается на всю ширину стежка.


Также как и для пошива одежды на швейной машинке, для ручной работы имеется целый арсенал швейных игл. Для разных видов работ и материалов используются иголки соответствующего размера и типа. Для легких и тонких тканей нужно использовать острые и тонкие иглы.


Ручные стежки можно использовать в тех местах, где швейная машина не может сделать строчку. Появляются либо пропуски стежка, либо нитка рвется. Оставьте этот участок и продолжайте пришивать молнию. Подберите иглу и теми же нитками, что стоят в катушке на машинке, сделайте имитацию машинного стежка ручной строчкой.


Ручные стежки при пошиве штор не используются. Шторы должны иметь везде только машинную строчку. Ручные строчки, сделанные даже опытной мастерицей, всегда будут отличаться от аккуратно простроченных машинных строчек.


Подшить джинсы можно не на любой швейной машинке. Швейная машина ломает иглы на грубых, сложенных в четыре слоя, участках джинсов. Самое время вспомнить про ручные строчки и подшить джинсы одним из таких ручных стежков.


При пошиве чехлов иногда необходимо защитить внутренние края от "высыпания" ткани. Сильно сыпучие ткани после стирки чехла могут "расползтись". Чтобы этого не произошло, используйте ручной стежок для обметывания края ткани. Широкими, не слишком частыми стежками, укрепите срезанные края деталей чехлов.

Соединительные швы. Краевые швы. Отделочные швы, складки, канты.

Бытовые относятся к машинам челночного стежка. На них в основном можно выполнять стачивающие и зигзагообразные строчки. Челночные стежки образуются верхней и нижней нитками, переплетающимися внутри сшиваемых материалов (рис. 32).

Наиболее распространенной машинной строчкой является стачивающая. Зигзагообразная строчка отличается от стачивающей тем, что на лицевой стороне нитки располагаются зигзагообразно (рис. 33).

Зигзагообразная строчка может быть с частым, узким или широким зигзагом, в зависимости от длины и ширины стежков.

Зигзагообразная строчка более эластичная, поэтому применяется для закрепления срезов от осыпания, а также для соединения тканей встык или накладным швом (рис. 34 а, б), для обметывания петель.

В зависимости от назначения швы делятся на соединительные, краевые и отделочные.

Соединительные швы . Стачной шов - наиболее распространенный. Стачной шов вразутюжку (рис. 35) применяют для скрепления деталей верха. В зависимости от модели применяют шов взаутюжку (рис. 36). Им пользуются также в тонких тканях и при обработке подклада.

Расстрочной шов - разновидность стачного. При этом шве припуски раскладываются на две стороны и закрепляются строчками (рис. 37). Применяется для тех тканей, где нельзя разутюжить, но нужно закрепить шов, а также для отделки деталей изделия.


Настрочной шов выполняется с открытыми срезами (рис. 38 а) и с закрытым одним срезом (рис. 38 б). В основном применяется в верхней одежде, с открытыми срезами - в изделиях из неосыпающихся материалов. В изделиях без подкладки швы обметывают.

Накладной шов бывает с открытыми и с закрытыми срезами. Накладной шов с открытыми срезами (рис. 39 а) - самый простой соединительный шов. Применяется для соединения прокладок, которые потом закрываются подкладкой. Накладной шов с закрытым срезом (рис. 39 б) значительно сложнее, требует предварительной наметки одной детали или заутюжки. Затем подготовленная верхняя деталь накладывается на нижнюю и соединяется.

В основном используется для соединения с изделием кокеток, накладных карманов.

Бельевые швы наиболее износостойки, так как изделия, в которых они применяются, подвергаются частым стиркам. Двойной шов применяют при изготовлении постельного белья, иногда летних изделий (рис. 40). Первую строчку шва выполняют, складывая детали изнанкой внутрь, отступив от края 0,3 - 0,4 - см, вторую строчку выполняют после выворачивания деталей, отступив от края 0,5 - 0,7 см.


Запошивочный шов используют при изготовлении халатов, курток. Наиболее приемлем узкий запошивочный шов, как более экономичный. Широкий запошивочный шов тоньше и эластичнее (рис. 41).

Краевые швы . Краевые швы делятся на окантовочные, в подгибку и обтачные. Окантовочные швы выполняют с помощью тесьмы или полоски ткани, выкроенной по косой.

Шов с открытым срезом (рис. 42) обрабатывают полоской ткани, сначала швом шириной 0,5 см, затем отгибают полоску и рядом с первым швом прокладывают вторую строчку. Ширина полоски 2 - 2,5 см. В шве с закрытыми срезами ширина полоски 3 - 3,5 см. Полоску предварительно заутюживают посередине и открытыми срезами соединяют первой строчкой с изделием (рис. 43). Затем второй строчкой закрепляют полоску. Если полоска одинарная, то одной стороной полоску притачивают к изделию, полоску подгибают и второй строчкой настрачивают (рис. 44).


Шов с тесьмой (рис. 45) применяют в основном для отделки деталей верхней одежды с помощью специального приспособления или с предварительной наметкой.

Шов в подгибку с открытым срезом (рис. 46) применяется в изделиях из неосыпающихся материалов.

Шов в подгибку с закрытым срезом (рис. 47) используется в изделиях из легкоосыпающихся тканей. Ширина шва в подгибку 1,0 - 4,0 см.

Обтачной шов в кант (рис. 48) применяют для обработки краев деталей. Линия соединения деталей в обтачном шве смещается для образования канта.

Обтачной шов в рамку (рис. 49) имеет одну строчку, которой закрепляют два слоя одной и один слой второй детали.

Отделочные швы. К отделочным швам относятся различные складки, рельефные швы и швы с кантом.

Складки бывают односторонние и двусторонние, отделочные и соединительные. При большом количестве складок в изделии они могут быть отделочными и небольшая часть соединительными, так как шов стачивания полотнищ желательно всегда располагать в складке.


Отделочные складки располагаются на одной детали. Рассчитывают необходимое количество односторонних складок, отмечают середину и боковые стороны (рис. 50 а), перегибают посередине, наметывают по намеченным линиям, стачивают на определенную длину (рис. 50 б), приутюживают и, если нужно по модели, выполняют отделочную строчку (рис. 50 в),

Так, если глубина складки 5 см, отмечают середину и в обе стороны откладывают по 5 см, т. е. припуск на одностороннюю складку в данном случае составляет 10 см. Соответственно для складок глубиной б или 7 см припуск на складку будет 12 или 14 см.


Двусторонние складки намечают так же, как односторонние, только симметрично центру (рис. 51 а). Перегибают посередине, наметывают, стачивают, приутюживают, располагая складки в разные стороны (рис. 51 б) и, если надо по, модели, выполняют отделочную строчку (рис. 51 в).

Соединительные односторонние складки выполняются так же, как отделочные, но здесь предусмотрен шов (рис. 52 а), являющийся серединой складки. Расположение шва не по середине складки может дать дефект в изделии - ткань будет топорщиться. От шва отмечают глубину складки, наметывают, стачивают (рис. 52 б), приутюживают, при необходимости выполняют отделочную строчку. В двусторонних соединительных складках внутренняя часть рассчитывается в зависимости от глубины складок, расстояния между ними и швами на соединение (рис. 53).

Так, если глубина складок 6 см и расстояние между ними 5 см, то ширина вставки равна: (глубина складки х 2) + (шов Х 2) + расстояние между складками. В конкретном примере ширина вставки равна (6 х 2) + (1 х 2) + 5 = 12 + 2 + 5 = 19 см.


Рельефные швы используются в качестве отделочных, их выполняют, застрачивая ткань на расстоянии 0,1 - 0,3 см от перегиба по лицевой стороне (рис. 54), или, подкладывая с изнанки ткань, делают две параллельные строчки с расстоянием между ними 0,5 - 0,7 см и продергивают шнурок (рис. 55).

Швы с кантом применяются в основном для подчеркивания деталей изделия (клапаны, воротники, борта, кокетки). Для качественного выполнения тесьму или полоску ткани шириной 2,0 - 3,0 см (в зависимости от готового вида канта) перегибают пополам и притачивают по линии готовой детали (рис. 56 а). Затем складывают верх и подкладку детали лицом внутрь и обтачивают их по строчке притачивания канта или за строчку притачивания канта, тогда она не будет видна с лица (рис. 56 б). Деталь выворачивают (рис. 56 в).


В кокетках, накладных карманах, манжетах сначала притачивается кант, затем накладным швом верхняя деталь, предварительно заутюженная или заметанная (рис. 57).

При выполнении изделий с двумя кантами последовательность обработки сохраняется, только канты должны быть предварительно соединены (рис. 58). Использование в обтачных деталях двух кантов затруднено сложностью обработки, а в прямых деталях можно сначала настрочить первый кант, затем по шву притачивания первого канта с изнанки закрепить строчкой полоску второго канта, подкладывая ее с лицевой стороны (рис. 59 а). Затем перегнуть второй кант и закрепить строчкой на необходимую ширину (рис. 59 б). Эта обработка несколько сложнее, но канты получаются более четкими и шов тоньше.


Для уменьшения толщины шва с кантами внутренние их срезы можно высечь ступенькой, оставив от 0,4 до 0,8 см (рис. 59 в). Летние женские и детские изделия могут быть отделаны по краю одновременно кантом и окантовкой. Кант - узкая полоска отделочной ткани, вкладывается в шов или настрачивается на шов. Окантовка - полоска любой ширины для отделки края деталей - открытых срезов, пройм, низа и др.

Полоски для канта и окантовки должны быть выкроены под углом 45°: для канта - шириной до 2,0 см, для окантовки - 2,5 - 3,0 см. Сначала по краю детали притачивается вдвое сложенная полоска канта швом шириной 0,3 - 0,5 см, затем с изнанки рядом с первой прокладывается строчка, одновременно снизу вровень со срезом подкладывается полоска окантовки (рис. 60 а). Окантовка огибает срез, подгибается и приметывается, с лица закрепляется строчкой на расстоянии 0,1 см от края (рис. 60 б). Использование канта и окантовки разных цветов дает интересный, нарядный эффект.


В качестве отделки в верхних изделиях могут быть использованы тесьма, искусственная и натуральная кожа (полоски). Предварительно наметанная тесьма настрачивается на деталь (рис. 61 а) или на шов (рис. 61 б). Если тесьма шире, чем нужно по модели, ее можно предварительно настрочить одной стороной, затем отогнуть и настрочить по обеим сторонам, оставив излишки ширины внутри (рис. 62). В изделиях без подклада швы могут быть стачаны с лицевой стороны, разутюжены и закрыты отделочной тесьмой (рис. 63). Или полоска ткани, выкроенная под углом 45°, подкладывается при стачивании шва на лицо (рис. 64 а), затем подгибается и настрачивается с двух сторон (рис. 64 б), шов в этом случае получается взаутюжку. В качестве отделки может быть использована вдвое сложенная полоска саржи (рис. 65), вероятность высыпания отделки в этом случае наименьшая.


Тесьму рекомендуется перед использованием замачивать, чтобы она дала естественную усадку до работы. Не рекомендуется полоски из ткани выкраивать по долевой нити, так как они в процессе эксплуатации дадут усадку. Полоски, выкроенные по косой, наиболее эластичные. При отделке искусственной кожей основа может быть не в цвет, тогда ее следует подгибать (рис. 66). Настрачивание искусственной или натуральной кожи выполняется без предварительного наметывания, так как остаются проколы от иглы, поэтому требуются определенные навыки, в данном случае нужны намеченные линии, которые служат ориентиром при ведении строчки.

Рано или поздно, в руках у любой хозяйки оказывается нитка с иглой, а вместе с ними возникает необходимость что-нибудь подшить, обметать, заштопать или наметить вручную. Одним из популярнейших видов ручной обработки хлопчатобумажной ткани является обметочный шов, применяемый в случаях, когда в хозяйстве нет швейной машинки. Подробнее об этом и о других видах швов читайте в нашей статье.

Виды ручных швов для соединения тканей и подшивки

Наличием в доме швейной машинки может похвастаться не каждый. К счастью, этот полезный гаджет можно частично заменить ручной обработкой, и выглядеть это будет не менее аккуратно. Для начала, поговорим о швах, которые применяют при соединении и подшивки тканей.

Сметочный шов . Один из самых простых, применяется для скрепления деталей или для создания сборок. Стежки (длиной от 0,2 см до 5 см) прокладываются справа налево с промежутками. Длина стежка зависит от плотности ткани. К примеру, если вы обрабатываете шерсть или грубый лен, то и стежок должен быть подлиннее, и нитка с иглой потолще. А для таких деликатных материалов, как или тонкий , следует использовать маленькие стежки и тонкие иголки.

Подшивочный шов. С его помощью закрепляют подгибы рукавов и подшивают низ платья, рубашки, юбки либо шорт.

Подвиды подшивочных швов


  • Потайной – сшиваем ткани справа налево, не сильно затягивая стежки. Захватываем несколько нитей на ткани, которая находится сверху и край верхнего сгиба на нижнем слое.

  • Бархатный шов (крестообразный, «козлик») – им обрабатывают плотные несыпучие ткани: твид, бархат.

Ручная строчка (он же стачной шов). Внешне данный вид обработки выглядит, как на машинке. Расположение стежков – справа налево без промежутков. Нить необходимо укладывать в место выхода иглы, как бы возвращаясь назад после проделки предыдущего стежка. Схемы прокладывания швов вы можете изучить на рисунке, также вас ожидает видео в конце раздела.

Шов «за иголку» похож внешне на предыдущий с тем отличием, что между стежками предусмотрены пробелы. Этот шов идеален, если вам необходимо сметать детали тканей в полоску или соединить декоративные части ткани в клетку.

Штуковка – служит при скреплении плотных тканей, таких как , драп и пр., когда необходимо соединить материалы стык в стык. Также такими стежками часто шьют по коже, чтобы с лицевой стороны не было видно строчки. Стежки делают через края ткани, притягивая их друг к другу.

Ручные швы для обработки краев ткани

Если существует сметочный шов, то должен быть и обметочный шов вручную, и как раз о нем пойдет речь далее. Существуют разные подвиды обметочных швов.

  • Косой – его выполняют справа налево через край ткани.
  • Крестообразный – косой шов мы выполняем в двух направлениях сразу.
  • Петельный – укладываем нить в виде петельки вокруг иглы, слева направо. По длине стежок должен быть не более 0,4 – 0,6 см.

Для обработки краев салфеток, скатертей, простыней и прочего домашнего текстиля используют петельные швы . Как делать строчку из петельных швов, смотрите на видео.

Еще один шов, применяемый для отделки краев оборок или воланов называется круглый или «взакрутку». Для создания такой строчки ткань закручивают и прошивают частыми стежками косого обметочного шва.

Ручные швы для создания пометок на ткани

Ручные швы применяют не только для обработки краев и скрепления тканей. Иногда мастеру необходимо, к примеру, обозначить середину изделия, и для этого он применяет прокладочный шов .