Старинный русский свадебный обряд. Традиции на свадьбе: русские приметы и обычаи для начала счастливой семейной жизни

Испокон веков свадьба для женщины была нечто большим, чем торжество и праздничная дата в календаре. Следовательно, и к выбору свадебного платья подходили с большим усердием, чем к любому другому наряду. Интересно будет узнать, что белый цвет не всегда ассоциировался со свадьбой. Раньше совсем другим цветам отдавали предпочтение невесты. Да и фасоны сильно отличались от тех, которые мы привыкли видеть на невестах. Экскурсия в минувший мир свадебной моды обещает быть интересной, захватывающей и местами даже наполненной удивлением.

Основные модные тенденции

Богатое убранство невесты свидетельствовали про достаток ее семьи, поэтому для создания свадебного платья выбирались самые дорогие ткани. Часто это был шелк или тюль, сатин или вельвет. На ткани присутствовало богатое декорирование из золотых нитей и ценного натурального меха.

Нравы минувших времен были строгими и требовали от невесты выбора настолько закрытого платья, насколько это было возможным. Максимальная длина присутствовала не только на юбке, но и на рукавах также.

Распространенными цветами были природные, поскольку они создавались на основе только натуральных компонентов. Яркое свадебное платье алого, голубого или розового цвета можно было встретить только на очень состоятельной невесте.

Какими только драгоценностями не украшались дорогие свадебные наряды. В ход шел жемчуг, бриллианты, сапфиры и изумруды. Их количество иногда было настолько большим, что сложно было рассмотреть ткань самого платья.

Самым ярким доказательством этого факта служит свадьба графини Маргарет из Фландрии, платье которой было очень тяжелым из-за большого количества драгоценностей. Они исчислялись тысячами. В таком платье было невозможно ходить, поэтому в церковь ее заносили.

17 век

С приходом 17 столетия свадьбы начали носить скорее династическую роль. Но это ничуть не умерило пыл невест, которые всячески старались предстать перед гостями в самых красивых платьях.

Правда не всегда эти старания были по достоинству оцененными. Взять хотя бы свадьбу принцессы Катрины Браганской из Португалии и английского короля. Невеста не изменила модным течениям своей страны и выбрала розовое платье, которое предусматривало наличие внутреннего каркаса. Англичане не поняли такого решения, хотя спустя некоторое время полюбили подобные свадебные платья.

18 век

Этот период обозначился высокой популярностью натурального дорого меха в свадебных платьях. Такую отделку могли позволить себе только очень состоятельные барышни, которые выбирали мех из норки и соболя.

Невесты из не таких богатых семей довольствовались мехом лисы или зайца. Ну а совсем небогатые невесты могли позволить себе выбрать льняную ткань для пошива платья вместо обычного грубого материала, который использовался для создания повседневной одежды.

О статусе невесты можно было судить по длине рукавов и подола на ее платье. Обычным девушкам, чей достаток не был баснословным, свадебное платье в дальнейшем служило праздничной одеждой, которая одевалась на большие праздники.

В то время белый цвет еще не служил основным для свадебного наряда, хоть и считался непорочным.

Ввиду его непрактичности и маркости преимущественными были розовый и голубой. Кстати, именно голубой цвет был связан с непорочностью самой девы Марии. Этот обычай дошел и до современных невест из англоязычных стран, которые обязательно в свой наряд вносят элемент голубого цвета.

Розовый также часто присутствовал в свадебных нарядах. Взять хотя бы платье невесты Джозефа Нолекеса (британский скульптор), которое хоть и было создано из белой ткани, но розовые цветы обильно его украшали. Наряд дополняли очень высокие для того времени туфли (аж 8 см) с такой же розовой вышивкой. Несмотря на свою необычность и экстравагантность такой наряд приглянулся всем поклонникам свадебной моды, а модницы взяли его себе на вооружение.

Что касается красного цвета и всех его ярких оттенков, то в свадебной моде они появились нескоро, поскольку связывались с распутностью. В игноре находился и зеленый цвет, который приписывали лесным мифическим созданиям типа эльфов и фей.

Еще одним категоричным цветом был черный, который нес в себе траурный подтекст. Его старались не одевать даже гости, чтобы не накликать беду на молодых. Желтый цвет только начал появляться в мире свадебной моды, возрождаясь и расцветая с новой силой после того, как в 15 веке был объявлен языческим.

Самым бедным невестам ничего оставалось, как одевать платья серых или коричневых оттенков, которые были самыми практичными и немаркими. Прошло сто лет и серый цвет стал ассоциироваться с прислугой.

19 век

Начало 19 столетия принесло с собой моду на ленточки, которыми обильно украшались свадебные платья. Они были разноцветными и каждый гость старался оторвать себе одну ленточку в память о такой значимом событии.

Прошло немного времени и ленточки заменились цветами. Красивые букеты приносили с собой гости, чтобы поздравить молодых, и не менее красивые цветочные композиции невесты держали в руках. Цветами украшалось платье и волосы невесты.

С давних пор именно свадьба считается самым важным событием в жизни. Наши предки создавали семью, придерживаясь традиций и строго соблюдая особые правила. Отголоски свадебных обрядовых традиций Руси присутствуют и в современном бракосочетании.

Традиции свадебных обрядов славян насчитывают не один век: наши предки крайне внимательно следили за соблюдением правил. Создание семьи было сакральным и наполненным смыслом действием, которое в среднем занимало три дня. С того времени до нас дошли свадебные приметы и суеверия , на Руси передающиеся из поколения в поколение.

Свадебные обряды древних славян

Для наших предков свадебный обряд был крайне важным событием: к созданию новой семьи подходили крайне ответственно, надеясь на помощь Богов и судьбы. Само слово «свадьба» состоит из трех частей: «сва»-небо, «д»-деяние на земле и «ба»-благословленное Богами. Получается, что исторически слово «свадьба» расшифровывается как «земное деяние, благословленное Богами». Из этого знания и исходили древние свадебные обряды.

Вступление в семейную жизнь в первую очередь всегда направлено на продолжение здорового и сильного рода. Именно поэтому древние славяне накладывали несколько ограничений и запретов на создание новой пары:

  • возраст жениха должен быть не меньше 21 года;
  • возраст невесты — не меньше 16 лет;
  • род жениха и род невесты не должны быть близки кровно.

Вопреки существующему мнению, и жениха, и невесту редко выдавали замуж или женили против их воли: считалось, что Боги и сама жизнь помогают новой паре найти друг друга в особом, гармоничном состоянии.

В наше время достижению гармонии тоже уделяется много внимания: к примеру, все больше людей начинают использовать специальные медитации для привлечения любви . Наши предки лучшим способом гармоничного слияния с ритмами матери-природы считали танец.

В день Перуна или в праздник Ивана Купалы молодые люди, желающие встретить свою судьбу, собирались в два хоровода: мужчины вели круг «посолонь» — по ходу солнца, а девушки — «противосолонь». Таким образом оба хоровода шли спинами друг к другу.

В момент сближения танцующих столкнувшихся спинами парня и девушку выводили из хоровода: считалось, что их свели Боги. Впоследствии, если девушка и парень были любы друг другу, устраивались смотрины, родители знакомились между собой, и, если все было в порядке, назначалась дата свадьбы.

Считалось, что в день бракосочетания невеста умирала для своего рода и его духов-хранителей, чтобы возродиться в роду жениха. Этой перемене придавалось особое значение.

В первую очередь, о символической смерти невесты для своего рода говорил свадебный наряд: у наших предков было принято красное свадебное платье с белым покрывалом вместо нынешней полупрозрачной фаты.

Красный и белый на Руси были цветами траура, а плотное покрывало, которым полностью закрывали лицо невесты, символизировало ее нахождение в мире мертвых. Снять его можно было только во время свадебного пира, когда благословение Богов над молодыми уже было совершено.

Подготовка к свадебному дню как для жениха, так и для невесты начиналась накануне вечером: подруги невесты вместе с ней отправлялись в баню для ритуального омовения. Под горькие песни и слезы девушку омывали водой из трех ведер, символически указывая на ее присутствие между тремя мирами: Яви, Нави и Прави. Невеста и сама должна была плакать как можно больше, чтобы получить прощение духов своего рода, которых она покидает.

Утром дня свадьбы жених присылал невесте подарок, означающий верность его намерений: шкатулку с гребнем, лентами и сладостями. С момента получения подарка невесту начинали переодевать и готовить к обряду бракосочетания. Во время одевания и причесывания подруги также распевали самые печальные песни, а невеста должна была плакать еще больше, чем накануне: считалось, что чем больше слез будет пролито до свадьбы, тем меньше их прольется во время супружеской жизни.

Тем временем в доме жениха собирался так называемый свадебный поезд: повозки, в которых сам жених и его дружина отправлялись за невестой с дарами ее подругам и родителям. Чем богаче семья жениха, тем длиннее должен быть поезд. Когда все приготовления завершались, поезд отправлялся к дому невесты под пение и танцы.

По прибытию родственники невесты проверяли намерения жениха вопросами и шуточными заданиями. Эта традиция сохранилась и в наше время, превратившись в «выкуп» невесты.

После того, как жених прошел все проверки и получал возможность увидеть невесту, свадебный поезд вместе с молодыми, дружиной и родственниками направлялся на капище. Ехали на него всегда долгой дорогой, закрыв лицо невесты плотным покрывалом: считалось, что в это время будущая жена наполовину находится в мире Нави, и видеть ее «полностью живым» людям было нельзя.

По приезду на капище ожидающий молодых волхв проводил обряд благословения союза, тем самым подтверждая лад в паре и скрепляя клятву молодых перед Богами. С этого момента жених и невеста считались семьей.

После обряда все гости во главе с семейной парой отправлялись на пир в честь свадьбы, который мог длится до семи дней с перерывами. Во время угощения молодые получали подарки, а также многократно одаривали своих гостей поясами, куколками-оберегами и монетами.

Кроме того, в течение полугода семейной жизни новая семья, оценив подарок каждого гостя, должна была нанести ответный визит и подарить так называемый «отдарок» — ответный дар, стоимостью превышающий подарок гостя. Этим молодая семья показывала, что подарок гостя пошел впрок, увеличив их благосостояние.

Со временем непоколебимые свадебные традиции претерпели некоторые изменения, вызванные переселениями и войнами. Изменения прижились и принесли нам память о русских народных свадебных обрядах.

Русские народные свадебные обряды

С появлением христианства на Руси свадебные обряды изменились коренным образом. За несколько десятилетий обряд благословения Богов на капище перешел в обряд венчания в церкви. Люди не сразу приняли новый уклад, и это прямым образом сказалось на проведении такого важного события, как свадьба.

Поскольку без венчания в церкви брачный союз не считался действительным, свадебный обряд состоял из двух частей: венчание в церкви и обрядовая часть, пир. «Волхование» не поощрялось высшими церковными чинами, но некоторое время церковнослужители участвовали в «невенчальной» свадебной части.

Так же, как и у древних славян, в традиции русской народной свадьбы долгое время сохранялись традиционные обычаи: сватовство, смотрины и сговор. На общих смотринах, проходивших на гуляньях, семья жениха присматривала невесту, справляясь о ней и ее семье.

Найдя девушку подходящего возраста и статуса, родственники жениха засылали сватов в семью невесты. Сваты могли приходить до трех раз: первый — заявить о намерениях семьи жениха, второй — присмотреться к семье невесты, и третий — получить согласие.

В случае удачного сватовства назначались смотрины: семья невесты приезжала в дом жениха и осматривала хозяйство, делая вывод: хорошо ли будет жить здесь их дочери. Если все было в порядке и соответствовало их ожиданиям, родители невесты принимали приглашение разделить трапезу с семьей жениха. В случае отказа сватовство прекращалось.

Если и этап смотрин оказывался успешным, то родители жениха приезжали с ответным визитом: они лично знакомились с невестой, наблюдали за ее умением вести хозяйство и общались с ней. Если в итоге они не разочаровывались в девушке, то к невесте привозили жениха.

Девушка должна была показаться во всех своих нарядах, показать, насколько она хороша как хозяйка и собеседница. Жених тоже должен был показать свои лучшие качества: в вечер «третьих смотрин» невеста в большинстве случаев имела право отказаться от жениха.

Если молодые смогли понравиться друг другу и не возражали против свадьбы, их родители начинали обсуждать материальные затраты на свадьбу своих детей, размер приданого невесты и подарки от семьи жениха. Эта часть называлась «рукобитием», потому что, договорившись обо всем, отец невесты и отец жениха «били руки», то есть скрепляли договор рукопожатием.

После завершения договора начиналась подготовка к свадьбе, которая могла продолжаться до месяца.

В день свадьбы подруги невесты одевали ее в подвенечный наряд под причитания о ее девичьей веселой жизни. Невеста должна была постоянно плакать, провожая свое девичество. Тем временем жених с друзьями приезжал к дому невесты, готовясь выкупать свою будущую жену у ее семьи и подруг.

После удачного выкупа и символических испытаний жениха молодые ехали в церковь: жених с друзьями отправлялся шумно и с песнями, а невеста — отдельно, долгой дорогой, не привлекая к себе особого внимания. Жених непременно должен был прибыть к церкви первым: таким способом будущая жена избегала клейма «брошенной невесты».

Во время венчания невесту и жениха ставили на расстеленную белую ткань, осыпанную монетами и хмелем. Также гости внимательно следили за венчальными свечами: считалось, что кто выше свою свечу держит, тот и в семье главенствовать будет.

После завершения венчания молодые должны были задуть свечи одновременно, чтобы умереть в один день. Погашенные свечи следовало хранить всю жизнь, оберегать от повреждений и зажигать ненадолго только во время появления первого ребенка.

После венчального обряда создание семьи считалось законным, и далее следовал пир, на котором в значительной степени проявлялись обрядовые действия древних славян.

Этот обычай существовал долгое время, пока не видоизменился в современные свадебные традиции, которые все же сохранили многие обрядовые моменты старинных свадеб.

Старинные свадебные обряды

Многие люди в наше время даже не догадываются о том, какое сакральное значение имеют ставшие привычными моменты любой свадьбы. Вместо аутентичного обряда на капище или венчания в церкви, долгое время являющегося обязательным, теперь происходит государственная регистрация брака с последующим банкетом. Казалось бы, что в этом осталось от древнего уклада? Оказывается, очень многое.

История русского народа очень интересна и совсем понапрасну забыта. Предлагаем вам узнать свадебные обряды и традиции, которые проводились в древней Руси и являлись частью свадебного ритуала, а сегодня они с успехом позабыты или переделаны на новый лад.

Сватовство

Сватовство - это не только неожиданный приезд жениха в сопровождении родственников в дом невесты, чтобы в иносказательной форме посвататься (себя показать да товар посмотреть). Сватовство было той отправной точкой, с которой буквально начиналось перерождение главных участников свадебного обряда, жениха и невесты. С момента самого просватания на невесту (сговоренку) налагалось ограничение в передвижении, ее жизненное пространство резко сужалось до пределов родительского дома. Если девушка и выходила, то только в сопровождении подруг и, по сути, только для того, чтобы пригласить гостей на свадьбу. Невеста также отстранялась от всех домашних дел, становилась недееспособной. Так происходило постепенное “расчеловечивание”, необходимое для рождения нового человека, уже семейного.

Смотрины


Через два-три дня после сватовства жених и его близкие родственники вновь приезжают в дом невесты, теперь на смотрины, во время которых девушка должна показать себя во всей красе и продемонстрировать все свои навыки и уменья, точно так же как и жених, который красуется перед всеми собравшимися. После этого мать жениха пристально рассматривает и оценивает приданое невесты. Все происходящее обязательно сопровождается песнями и причитаниями,- чаще всего в исполнении подруг невесты. Однако девушка могла отказаться от женитьбы, не выйдя к жениху.

Рукобитие


Незадолго до намеченного дня свадьбы происходило рукобитье или же запой, событие, которое окончательно закрепляло договоренность о свадьбе. После рукобитья отказ от свадьбы был невозможен. Жениха и невесту усаживали рядом за стол и величали в песнях, которые исполнялись подругами невесты.

А что же делают сами жених и невеста? Невеста не разговаривает, а причитает, а в некоторых домах и вовсе зовут выльницу, которая «воет», то есть исполняет причеты, а невеста охает и плачет. И, несмотря на видимую активность жениха, его постоянные перемещения (он приезжает в дом невесты практически каждый день после рукобитья на «побывашки», «поцелуи», «проведки»), все же он остается пассивным: за него говорят и делают всё сваты, родственники, дружки.

Девичник

Неужели этот обряд тоже исчез? Дело в том, что девичник на Руси - это не только прощальные посиделки невесты с подругами накануне венчания, но и изготовление «красоты» («воли»), расплетение косы, мытье невесты в бане, уничтожение или передача «красоты» подруге или жениху. Девичья «красота» - последнее, что связывает невесту с ее девичеством. Это мог быть кудель, деревце, украшенное лентами и лоскутами, венок, платок. После изготовления «красоты» ее сжигали либо невеста раздавала ее близким подругам. Каким бы ни был предмет, символизирующий «красоту», он неизменно связан с головой, точнее волосами, а волосы – своего рода олицетворение девичьей красоты, воли. С уничтожением или раздачей «красоты» девушка аллегорически лишалась девичества.

Также невесте могли отрезать косу и передавали ее жениху. А ритуальное омовение в бане окончательно завершало процесс: невеста становилась: ”ни жива, ни мертва”, и в этом состоянии ее передавали жениху, устраивался торгом, а невеста и ее подруги изо всех сил сопротивлялись.

Прическа молодухи


Сразу после венчания невесте делали прическу молодухи: заплетали две косы и покрывали голову платком или же сразу «окручивали по-бабьи»: заплетенные в две косы волосы закручивали на затылке в пучок, а поверх надевали головной убор замужней женщины (повойник, очток, наметка). С этого момента волосы невесты мог видеть только муж: показаться с непокрытой головой постороннему мужчине было равносильно измене, а сорвать с женщины головной убор - оскорбление. Перемена прически означает переход девушки во власть мужа, а также представляет собой формирование нового облика человека, его перерождение в новом статусе. Девушка начинает «оживать»: к ней возвращается способность самостоятельно передвигаться, а также способность все делать своими руками: невеста, войдя в дом, начинает активно осваивать его пространство, бросает рожь, кладет коровай, бросает пояс и др.

"Раскрывание невесты"


Особый обряд был посвящен «раскрыванию» невесты, когда молодые приезжали из-под венца в дом жениха. Этот обряд наделялся двойным смыслом: для невесты он означал возвращение зрения; невеста, продолжая оживать, смотрела теперь на все иными глазами, а для жениха это было своего рода узнаванием любимой, так как она теперь была иная. В некоторых деталях обряда прочитывается эротический смысл, когда невесту «вскрывают»: свекор или дружка приподымает подол кнутовищем, ухватом, пирогом или палкой. Или же на голову невесты клали пирог без начинки, символизирующий дитя, и заворачивали его в платок, клали его в чулан, где молодые отдельно от всех сначала ели, а затем проводили брачную ночь. В некоторых областях был обычай устраивать постель новобрачным в клети или хлеве, что связано с идеей плодородия, деторождения.

"Отводины"


«Отводины» (совместное посещение молодых родителями невесты) знаменует конец свадьбы как особого состояния для всех ее участников. Этот элемент свадебного обряда особенно важен для невесты, которая приезжает ненадолго и в качестве гостьи, что подчеркивает необратимость всех превращений, произошедших с ней во время свадьбы. Впрочем, встречаются и другие данные о связи невесты со своим домом. Например, в Воронежской губернии, молодица в течение первого года замужества жила у матери и занималась прядением для своих будущих нужд.

Интересно, зачем на свадьбе бьют посуду и почему новобрачную принято вносить в дом на руках?

Оказывается большинство современных лет 200 назад делались вовсе не ради красивого эффекта - в их основе старинные свадебные обряды, дошедшие до нас из глубины языческих времен.

1. История свадебных обрядов.

Если бы с помощью машины времени мы попали на крестьянскую свадьбу (например, века 17-го), то, во-первых, вряд ли развеселились, а во-вторых, не поняли бы и половины из происходящего - какое-то бессмысленное смешение песен, плача и таинственных «телодвижений». Тем не менее, всё, до мельчайших деталей, на русских свадьбах - имело свой смысл, значение и было строго регламентировано.

Старинные свадебные обряды - это система последовательных и четко обыгрываемых ритуалов (многие из которых «живут» до сих пор, только в несколько облегченном варианте).

Последовательность была такая: сначала - сватовство, затем - смотрины, «рукобитие» (сегодня - «помолвка») и, наконец, «вытие» (от «выть», «плакать»). Обязательно устраивали девичник - для подготовки и плача невесты, ее подружек и родственников и «молодешник» - для жениха и его друзей. Важнейший элемент - выкуп, после него шло венчание. Обвенчавшись, молодые отправлялись на гуляние и затем - на свадебный пир. Не правда ли, очень знакомые моменты?

2. Обряд сватовства и обручения.

Сегодня сватовство и обручение - необязательны или носят символический светский характер, тогда как в старину именно в день «рукобития» - договаривались о дне свадьбы и публично признавали молодых людей женихом и невестой. Тогда-то и делался первый подарок невесте - кольцо, которое было своего рода «задатком». Вместе с кольцом преподносили и другие ценные презенты - знак того, что пути назад уже нет.

В этот же момент молодые получали от своих родителей официальное благословение, то есть одновременно согласие и напутствие на дружную совместную жизнь. Обручение обязательно происходило при свидетелях, для которых устраивался небольшой пир.

3. Предсвадебная "неделя" и девичник

Обычно за обручением шла «неделя» (впрочем, это могло продолжаться и недели полторы - две), во время которой шла подготовка к свадьбе. Весь этот период невеста не показывалась на людях и все время причитала и плакала, потому что она должна была символически умереть для своей семьи и рода, а после возродиться для новой жизни в семье своего супруга. А кому ж охота умирать? Отсюда и вытие (с ударением на «Ы»).

Родители встречали новобрачных хлебом-солью (делают это и сегодня). Молодожены откусывали от каравая, который затем разламывали у них над головами. Этот хлеб супруги должны были хранить всю оставшуюся жизнь, ведь он испокон века символизировал семейный достаток, плодородие земли и скота. И, хотя в наш век все уже не так серьезно, каравайный момент обязательно присутствует.

Чтобы в дому новобрачных водилась не только скотинка и хлеб, но и детки, молодых усаживали на вывернутую мехом вверх звериную шкуру или шубу. Скорее всего, это были символы животной плодовитости.

Немного подробнее о славянской свадьбе можно прочитать в статье «Славянская свадьба»

(для скачивания-кликнуть файл)

8. Традиции свадебного пира.

Свадебные празднества продолжались до трех дней: первый - в доме жениха, второй - в доме невесты, на третий снова возвращались к жениху. Причем, новобрачные в первый день свадебного пира ничего не ели. Между первым и вторым днями осуществлялся обряд «укладывания и бужения» молодых. С точки зрения наших предков, такой контроль над первой брачной ночью был залогом здорового потомства. Частенько, в знак плодовитости брачное ложе молодой пары обкладывали разными орудиями труда.

Во время пиров (на второй и третий день) новобрачной устраивали «проверки». Например, заставляли ее разжигать печь, готовить, мести пол, при этом всячески ей мешали, испытывая терпение и усердие молодой хозяйки. (В наше время - это традиции 2-го дня свадьбы). Конец этим притязаниям мог положить новоиспеченный супруг, переключив внимание гостей на водку и угощения.

Способствовал «породнению» семей и началу их общения такой обычай: рядом с невестой садились родители жениха, а рядом с женихом - родители невесты. И еще на русских свадьбах пировали и пели величальные, то есть хвалебные, песни супругам, их родителям и дружке, было место и различным забавам.

Современные свадьбы не так строго «обременены» условностями - они более веселые, музыкальные и зрелищные. И все-таки особый русский колорит им придают именно старинные свадебные обряды, которые составляют основную канву программы свадебного торжества и вносят в него трогательные и проникновенные нотки, или, наоборот, дают повод для их шуточного обыгрывания.

Понимание истоков русских свадебных традиций дает возможность пользоваться ими осознанно, бережно и свободно.

Правильное включение старинных обрядов в современный свадебный сценарий - становится украшением праздника, а сама свадьба с ними - настоящим радостным событием и хорошим началом для долгой и счастливой семейной жизни новобрачных!

Свадебный обряд – это самый сокровенный ритуал в жизни каждого человека. Все мы стремимся найти свою вторую половинку, мечтаем соединить судьбу с человеком противоположного пола, очень похожим на нас и близким по духу.

Обряд сватовства уходит своими корнями к нашим далёким предкам – во времена Древней Руси. Тогда ритуалам уделяли больше внимания, чем сейчас, но и по сегодняшний день свадебная церемония не утратила своей популярности. Несмотря на моду на гражданские браки, большая часть молодожёнов всё же стремится связать себя законными узами брака. В этой статье мы расскажем вам, как проходили у наших предков.

Для заключения брачного союза у наших предков важно было полное соответствие жениха и невесты по статусу (сюда относилось и материальное положение). Для обеспеченных представительниц прекрасного пола подбирали таких же женихов и наоборот.

Примечательно то, что будущие муж и жена могли даже не видеть друг друга до свадебной церемонии. Как правило, родители занимались выбором невесты для своего сына.

При этом браки заключались в очень раннем возрасте – девушке должно было быть не больше 13 лет, но к этому времени она уже умела вести хозяйство, чему её обучали с раннего детства.

Свадебные обряды у древних русичей выполнялись по трём этапам:

  • сначала шло сватовство;
  • потом дарение приданого;
  • а затем проводились девичник и мальчишник.

Обряд сватовства

Когда принималось решение о заключении брачного союза, невеста и её родственники активно готовились встречать жениха с его родителями (то есть сватов). Для этой встречи организовывали празднование с вкусным обедом.

Жениху следовало приехать со своей роднёй (брали отца, деда, братьев) на телеге, которую везли лошади. Телегу украшали с помощью ленточек и колокольчиков, чтобы при первом взгляде на неё становилось понятно, что предстоит сватовство. А невеста, услыхав приближение своего суженного, выбегала на улицу и встречала сватов.

Потом родственники знакомились. Жених преподносил дары родителям невесты. Этот обряд символизировал уважение и наличие серьёзных намерений по поводу их дочки.

Дарение приданного

Когда родители благословляли брачный союз, устанавливали дату свадьбы. Затем невеста занималась подготовкой своего приданного вместе со своей матерью, старшей сестрой и бабушкой.

Характер приданного находился в зависимости от материального положения семьи. Но обычно это были предметы одежды и домашнего обихода, картины, предметы постельного белья, ковры и так далее.

Девичник и мальчишник

Невесте следовало организовать девичник. Он проводился за 3 дня до свадебной церемонии.

Но, в отличие от современного варианта весёлой вечеринки, тогда на девичник собирались все женщины, живущие в селе, подруги и родственницы. Также в обязательном порядке приглашалась вытница. Она запевала грустную песню, которая доводила будущую невесту до слёз. Это символизировало прощание с молодыми годами жизни, беззаботностью и родителями.

Плакать на девичнике невесте нужно было непременно – в противном случае её ждал неудачный брачный союз.

Потом все женщины приглашались в жилище – они пили вино, ели и плакали. Невесте следовало одарить всех присутствующих двумя поясками. После этого начиналось коллективное пение песен. Если родители позволяли, то девушка с подругами отправлялась в поле (в летнее время), а в зимнее — катались на санках и громко распевали песни.

В завершение невеста брала своих лучших подруг и отправлялась в баню, где её купали перед свадьбой.

Что касается жениха, то в его случае ситуация была не такой весёлой – ему нужно было одному отправляться в баню и не проронить ни одного слова в течение всей ночи.

Свадьба на Руси

Свадьба выступала 2 этапом торжественной церемонии заключения брака. Первая часть обряда проводилась утром, до восхода солнца. Будущей жене нужно было прочесть различные заклинания от сглаза в жилище своего будущего супруга.

Затем жених приезжал к невесте, но прежде, чем получить свою будущую жену, ему следовало справиться с большим количеством сложных задач. Всё проходило в весёлой форме. Участие при этом принимали все родственники девушки.

Первым делом жениху закрывали въезд в село, а затем к воротам. Если у жениха не получалось преодолевать препятствия, он должен был рассчитаться деньгами.

Сама свадебная церемония проводилась очень весело и торжественно. Когда молодые входили на место её проведения, мать жениха сыпала на них овёс и пшено, что символизировало достаток в будущем союзе.

На свадьбу традиционно приглашались все: родственники, соседи и друзья. Также на неё могли спокойно зайти даже незнакомые люди.

Что означал белый цвет платья

Платье для свадьбы не зря выбирали именно белое – этот цвет олицетворял собой невинность и душевную чистоту невесты. Если невеста на момент заключения брака успела потерять невинность, ей запрещали надевать белое платье.

Составлением букета для невесты занималась её свекровь. Для этой цели использовали только полевые цветы (даже в зимнее время).

Традиционно свадьбу на Руси праздновали на протяжение трёх дней. Таким образом новобрачных проверяли на выносливость. Они должны были обязательно высидеть 3 дня, если хотели прожить счастливую семейную жизнь.

На вторые сутки новоиспечённые муж с женой отправлялись в заблаговременно приготовленное для них родными ложе (оно не обязательно находилось в доме, это мог быть и хлев, и сеновал, и баня). Там они занимались любовью, а впоследствии любой желающий имел право зайти туда и проверить одеяние девушки, которое подтверждало её невинность.

Когда молодые супруги возвращались к свадебному торжеству, свахе следовало снять с головы невесты фату и надеть кику. Дальше мы уделим этому моменту повышенное внимание, чтобы понять, что он обозначал.

Обряд снятия фаты с невесты

Традиция покрывать голову невесты фатой пришла в Русь из западных государств. До этого вместо фаты использовали венки с цветами. Снятие фаты имело очень символичный смысл – оно указывало на то, что теперь статус девушки изменился и отныне она превращается в замужнюю даму, покидает родительский дом, взрослеет, заводит свою семью и готова к появлению на свет собственных малышей.

После снятия фаты невеста становится женой и, соответственно, хранительницей семейного очага.

Этот ритуал не утратил своей актуальности до настоящего времени – сегодня также невесте положено снимать фату, отправляя её тем самым во взрослую жизнь.

Так проходил свадебный обряд у наших предков – славян. Некоторые моменты из него сохранились по сегодняшний день (например, снятие фаты, проведение мальчишника и девичника), а некоторые – безвозвратно канули в лету (к примеру, стадия сватовства). В любом случае необходимо уважительно относиться к традициям предков, ведь они обладали огромной мудростью и скопили большой жизненный опыт, который передаётся от поколения к поколению посредством ритуалов и обрядов.