Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для дошкольников старшего возраста с ОНР. Конспект открытого фронтального логопедического занятия для детей «Зима


Цели: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом, родительного падежа, множественного числа; подбирать однокоренные слова; упражнять в составлении предложений, рассказов по картинно-графическому плану; активизировать словарь по данной теме; развивать внимание.

Оборудование: демонстрационный материал - картинно-графический план.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед называет цепочку слов, дети добавляют слова о зиме:

Снег, почки, куст.

Цветы, снежинка, мороз.

Дождь, капель, сосулька.

Снегопад, проталина, листопад.

Оттепель, зима, подснежник.

Листья, грибы, вьюга, ягоды.

2. Беседа о зиме

Как вы думаете, о каком времени года будем говорить? (О зиме.)

Что вы можете рассказать о зиме? (Холодная, суровая.)

Про что говорят: ударили, бушует, замерзли, метут, хрустит, висят, скрипит?

Измените слово «мороз» так, чтобы это слово отвечало на вопрос «какой»? (Морозный.)

Слово «холод» - на вопрос «какое»? (Холодное.)

Слово «снег» - на вопрос «какая»? (Снежная.)

Слово «лед» - на вопрос «какие»? (Ледяные.)

Подумайте, о чем можно сказать: «морозный» (день, воздух, вечер...) у

«холодное» (утро, солнце, небо...), «снежная» (улица, горка...), «ледяные» (горки, реки, озера...).

3. Составление рассказа о зиме по картинно-графическому плану

4. Физкультминутка

Выпал беленький снежок - Дети становятся в круг.

Соберемся мы в кружок.

Снег, снег, белый снег - Машут руками перед собой.

Засыпает он нас всех.

Не боимся мы пороши,

Ловим снег - хлопок в ладоши - «ловят».

Руки в стороны, по швам - Разводят руки в сторону,

Снега хватит нам и вам - опускают по швам.

5. Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем с этим словом. Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег». Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю... (Снег.) С неба все скользят пушинки - Серебристые... (Снежинки.) На поселки, на лужок Все снижается... (Снежок.) Вот веселье для ребят - Все сильнее... (Снегопад.) Все бегут вперегонки, Все хотят играть в... (Снежки.) Словно в белый пуховик Нарядился... (Снеговик.) Рядом снежная фигурка - Эта девочка - ... (Снегурка.) На снегу-то, посмотри - С красной грудкой... (Снегири.) Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил... (Снег.)

Какие слова вы добавляли? (Ответы детей.)

На какое слово они все похожи? (Ответы детей.)

6. Дидактическая игра «Скажи ласково» Снег - снежок, ветер - ... , мороз - ... , сугроб - ... , холод - ... , лед - ... и т.д.

7. Образование родительного падежа

Как называется явление природы, когда падает снег? (Снегопад.) А нет чего?

Снег. А нет... (снега).

Вьюга. А нет...

Метель. А нет...

Сугроб. А нет...

Лед. А нет...

8. Дидактическая игра «Составь предложение»

Снег, белый, выпал, пушистый. Холодная, зима, наступила, снежная. Из, дети, горку, снега, сделали. Дорожки, ребята, от, чистят, снега. Покрылась, широкая, льдом, толстым, речка.

9. Рассказ о зиме

Белая и холодная пришла на землю зима, с глубокими снегами, трескучими морозами и вьюгами. Небо покрыто серыми облаками. Часто идет снег. Он белого цвета, непрозрачный, рыхлый, сыпучий. В безветренную погоду снег падает на землю медленно, спокойно и покрывает все вокруг ровным слоем. Но стоит подуть ветру, как заметет, закружит метель, оставляя высокие сугробы около различных преград. Утонул в снегу лес. Деревья и кустарники стоят голые, только большинство хвойных по-прежнему зеленеют. На деревьях в это время года лежит снег, он надежно защищает растения от холода. Ручьи, реки, озера зимой скованы льдом. Лед бесцветный, прозрачный, хрупкий. Трудно зимой бывает птицам и животным. Но звери холода не боятся. От лютой стужи их спасает пушистая шерсть. Но и зверям и птицам нередко бывает зимой голодно. Поэтому их надо подкармливать. Люди развешивают кормушки, насыпают корм, раскладывают сено, морковь, капусту.

С наступлением зимних холодов люди начинают одеваться теплее, чем одевались осенью. И все: люди, животные, птицы - ждут наступления весны, она приходит следом за зимой.

10. Итог занятия

О каком времени года говорили на занятии?

Назовите первый, второй и третий месяцы зимы.

Материал для закрепления

1. Активизировать словарь детей по данной теме. Знать признаки зимы и названия зимних месяцев. Уточнить, после какого времени года наступает зима и какое время года наступает после зимы. Вспомнить с детьми зимние развлечения. Составить рассказ о зиме.

2. Грамматический строй речи и словообразование.

1) Подобрать эпитеты к словам.

Снег (какой?) - белый, рассыпчатый, холодный и т.д., лед - ... у день зимой - ... , ночь зимой - ... .

2) О чем можно сказать?

Ударили - ... , хрустит - ... , бушует - ... , висят - ... , замерзли - ... , скрипит - ... , метут - ... .

О чем можно сказать?

Морозный - ... , холодное - ... , снежная - ... , ледяные - ... Изменить слово так, чтобы слово отвечало на вопрос - какой (-ая, -ое, -ие)?

Например, мороз - морозный. «Холод» (какое?) - ... «Снег» (какая?) - ... «Лед» (какие?) - ...

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Образование множественного числа существительных родительного падежа со словами: санки, лыжи,.коньки, клюшка, шайба, снежинка.

Например: Снег (много чего?) - снега.

6. Закрепить употребление предлогов. Составить предложения с предлогами и записать в тетрадь.

Елена Ким
Конспект открытого фронтального логопедического занятия для детей «Зима. Зимние забавы»

Тема: «Зима. Зимние забавы».

Цель: Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних играх.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные. Актуализация словаря по теме “Зима”. Обогащение словаря прилагательными и однокоренными словами.

2. Коррекционно-развивающие. Развитие речевого дыхания, голоса, общей и тонкой ручной моторики, координации речи с движением. Развитие зрительного, слухового внимания и логического мышления.

3. Воспитательные цели. Воспитание инициативности, самостоятельности, любви к зиме и зимним явлениям. Формирование навыка сотрудничества.

Оборудование: Колокольчик, карточки для выкладывания схемы предложений, бомбочка. Слова-карточки: зима, снег, мороз. Искусственные снежинки. Картинки –зима, зимующие птицы.

Ход занятия.

Дети входят, здороваются. Логопед говорит детям, что занятие сегодня необычное…читает стихотворение «Пришла зима» (Ирина Черницкая).

Пришла зима веселая

С коньками и салазками,

С лыжнею припорошенной,

С волшебной старой сказкою.

На елке разукрашенной

Фонарики качаются.

Пусть зимушка веселая

Подольше не кончается!

1. Знакомство с темой.

Логопед: «Сегодня мы на занятии будем говорить о зиме.

О красоте Зимы можно говорить бесконечно, хотя зима бывает и суровой (очень холодной). Но людям все нипочем. Несмотря на холод, они идут на работу, в сад, в школу, лишь кутаются теплее. Зато деревья неописуемой красоты: каждая веточка, каждый сучок одеты в пушистые белые шубки. Ведь деревья тоже живые и защищаются от мороза снегом. И, конечно же, главное украшение Зимы – это рождественские и новогодние праздники.

Реки и озера замерзают так, что по льду можно ходить и даже кататься на коньках. Земля покрывается толстым слоем снега. Многие птицы, такие как ласточки, грачи, дрозды, жаворонки, соловьи улетают в теплые края, их называют перелетными. А галки, вороны, сороки, снегири, воробьи зимуют с нами, и потому называются зимующими. Зимой птицам трудно добывать себе корм, поэтому люди должны их подкармливать.

2. Развитие и активизация словаря по теме: «Зима»

Логопед: «Кто назовёт слова, относящиеся к зиме?»

(Снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша и т. д.). (Дети отвечают).

Логопед: «Сегодня у нас с вами занятие не простое, а волшебное, и я сейчас превращусь в Зимушку! Звенит колокольчик. Логопед превращается в Зимушку.

Я зимушка холодная,

Из кружев мой наряд.

Пришла к вам на занятие.

Встречайте тот, кто рад!

Я, Зимушка, очень хочу с вами поиграть! Вы поиграете со мной? Назовите, в какие игры можно играть зимой?

(Кидать снежки, кататься на санках, ледянках, коньках, снегокате, сноуборде, лыжах, лепить снеговика, строить ледяные дворцы) (Дети отвечают).

А сейчас поиграем в игру «Зимние забавы» (игра-пантомима). Логопед поручает детям разные роли: одни имитируют катание на лыжах или на коньках, другие имитируют игры в «снежки», а третьи отгадывают, чем они занимаются.»

3. Подвижная игра: “Зима” на координацию речи с движением:

Мы погреемся немножко, (греем себя ручками)

Мы похлопаем в ладоши: хлоп-хлоп-хлоп. (хлопаем в ладоши)

Ножки тоже мы погреем,

Мы потопаем скорее: топ-топ-топ. (топаем ножками)

Рукавички мы надели. (показываем)

Не боимся мы метели: хлоп-хлоп-хлоп. (хлопаем в ладоши)

Вот снежинки вниз летят,

На дома и на ребят. (кисти рук изображают падающие снежинки.)

Мы на улицу пойдем. (Ходьба с размахиванием рук.)

И в снежки играть начнем. (Наклониться, “слепить снежок”, бросить.)

4. Дыхательные упражнения.

Логопед: «Зимой часто дует сильный холодный ветер, а в небе летают белоснежные снежинки. Сейчас, я превращу вас в холодный сильный ветер, и вы поможете мне сдуть снежинки со стола. (Раздаёт снежинки).

А вы умеете правильно дуть? Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинки.)

А теперь согреем ручки. Подуем горячим воздухом. (Дети «греют» ручки).

5. Упражнение “Выложи схему”.

Логопед показывает, как составляют схемы предложений, используя раздаточный материал. Пример: «Пришла зима.» I___.

Задание: детям необходимо составить по одному предложению о зиме и выложить схемы составленных предложений. Дети пользуются картинкой.

«Зимой холодно», «Выпал снег», «Люди одевают теплую одежду», «Дети катаются на санках.», «Ребята катаются на лыжах».

6. Игра “Какой, какая?”

Логопед называет слова (зима, снег, мороз, а дети подбирают признаки к предметам и явлениям, передавая «бомбочку» из рук в руки пока она не издаст определенный звук, обозначающий остановку игры.

Зима (какая) – холодная, морозная, снежная, веселая, радостная, долгая, ледяная…

Снег (какой) – белый, пушистый, мягкий, чистый, серебристый, сверкающий…

Мороз (какой) – сильный, злой, крепкий, слабый, трескучий, кусачий …

7. Образование родственных слов. Игра «Доскажи словечко».

Логопед: «Зимой все покрыто белым пушистым снегом, давайте поиграем с этим словом. Педагог читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «Снег».

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю. (снег)

С неба все скользят пушинки -

Серебристые. (снежинки)

На поселке, на лужок

Все снижается. (снежок).

Вот веселье для ребят -

Все сильнее. (снегопад)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в. (снежки)

Словно в белый пуховик

Нарядился. (снеговик)

Рядом снежная фигурка -

Это девочка. (снегурка)

На снегу - то, посмотри? -

С красной грудкой. (снегири)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил. (снег)

8. Образование родственных слов самостоятельно.

Задание: Подобрать похожие слова к словам:

Зима - (зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимующие и др.);

Мороз - (морозный, морозить, замораживать, мороженое, морозильник, заморозки и др.);

9. Итог и окончание занятия.

Логопед: «Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Какие задания понравились, что было трудным, что лёгким? Каждый должен самостоятельно оценить свою работу на сегодняшнем занятии. Вам нужно выбрать полоску цветной бумаги, которая соответствует оценке за проделанную работу. Кто считает, что проявил себя во время урока активным, вовлеченным, смекалистым, берет красную полоску, кто был менее активным, но все же старался проявить себя– берет желтую полоску, а тот, кому было скучно – берет зеленую полоску.

Список литературы:

1. "Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР" Н. Е. Арбекова, Москва 2011, изд-во "Гном"

2. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда 2-е изд., перераб. -М. : Просвещение, 1985. - 112 с.

3. "Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР" Н. Э. Теремкова, Москва 2011, изд-во "Гном"

4. "Уроки логопеда для детей 4-6 лет" О. И. Крупенчук, Санкт Петербург 2007, изд-во "Литера"

5. Нищева Н. Н. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008

6. «Стихи о красоте природы» Анатолий Болутенко. «Пришла зима» Ирина Черницкая.

Текст песни «Новогодние песни для детей». «Тихо, тихо, как во сне» О. Г. Ваганова.

Не в небе ночном это чудо горит,
Не в океанах, не в морях бороздит...
Подобно солнышку ярко сверкает,
Хвойные ветви в Новый Год украшает.
звезда

Злится, воет в непогоду,
Не давая всем проходу,
Злые тучи нагоняет,
Убегать всех заставляет.
С ней, Метель - её подруга...
Помни: злится сильно, только...
вьюга

Новогодний стол накрыт,
Есть там разные продукты,
Мясо, курочка, грибы,
Овощи, сыры и фрукты,
Торт, колбаска, бутерброды,
Сок, печенье курабье,
Не хватает одного там -
Лишь...
салата оливье

Кристаллик прозрачный летит,
От ветра танцует, кружит,
Потом на пальто упадет,
Растает и вдруг пропадет.
снежинка

Чтобы это нам проделать,
Надо за руки всем взяться
И весёлой каруселью
Вокруг ёлочки помчаться.
хоровод

Все ждут. Все терпеливо ждут,
Когда уже они пробьют...
Потом встают, «ура» кричат,
И все бокалами звенят.
куранты

Что за шарики на елочке висят,
И цветами радуги блестят?
Есть у елочки такие вот подружки,
А зовут их...
новогодние игрушки

Ты лети, лети, лети,
Словно солнышко свети,
Посыпая все вокруг,
И друзей и подруг.

В эту ночь никто не спит,
Огоньками все блестит.
Вся усыпана еда,
Даже деда борода!
конфетти

Развесить на ёлочке мне помоги,
Бусы и дождь из блестящей фольги.
Такие наряды сейчас на «ура»,
А называется всё...
мишура

Вся белая, кристальная,
И, по небу - летальная,
На руку - опускается,
И сразу - растворяется...
снежинка

Он всегда такой желанный,
Интересный, долгожданный.
Но бывают и сюрпризы,
Коль Снегурочка капризна...

Или в несколько каратов.
Ну... если Дед Мороз богатый...
В общем, всем приносит радость,
Даже если это сладость.
подарок

Его мы выбираем тщательно,
По цвету и по гороскопу,
Чтоб в Новый год быть обязательно
Не хуже, чем в домах Европы.
Новогодний наряд

Ею окошки украшают,
Дома и елку наряжают,
Она красивая такая,
Вся разноцветная, сияет.
Ее под Новый год всем надо.
Узнали, что это? ...
Гирлянда

Она праздник украшает,
Ею елку наряжают,
И под Новый год повсюду
На витринах, окнах будет.
Огоньками нам сверкает,
С ней светлей повсюду станет.
Гирлянда

Нужная в хозяйстве вещь,
Вроде, неприметная,
Но под Новый год всегда
Станет, вдруг, заметная.

В виде праздничной гирлянды
Висит он в доме высоко,
Подарки в него кладет Санта,
А называется...
Носком

Ехал в них веселый
Дедушка Мороз,
Миллион подарков
Деткам он привез.
Расписные, новые
По снегам пушистым
Из Устюга мчались
Очень-очень быстро.
Сани

Он идет, летит, искрится.
Может в шарик превратиться.
Этот шарик непростой -
Станет он, всегда игрой.
Метко в цель он попадает,
А в ладони быстро тает.
снег

Он может сиять, а может скрипеть,
Он может лежать, а может лететь,
И есть у него всем известна сестрица -
Водица. В нее он в тепле превратится.
Снег

Возле елки хоровод водит с ребятнею,
Появляется у нас снежною зимою.
Ходит с дедушкой всегда, раздает подарки,
Но растает без следа, если станет жарко.
Снегурочка

Они вдвоем зимой гуляют,
Людей смешат и поздравляют,
И к вам придут с мешком в мороз...
Снегурочка и Дед Мороз

Тема «В гостях у Зимушки-зимы».

Кириллова Н.К., учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребёнка-детский сад №2 «Золотая рыбка» г.Старая Русса Новгородской области.

Цели занятия:

  • закрепление представлений о зиме и её приметах;
  • уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»;
  • совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование существительных и прилагательных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов);
  • учить подбирать однокоренные слова;
  • развитие диалогической речи;
  • развитие зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления;
  • воспитание навыков самостоятельности, инициативности и сотрудничества.

Оборудование:

магнитная доска, предметные и сюжетные картинки по теме «Зима», магниты, снежинки, полоса со стрелками, демонстрационный снеговик, конверты с плоскостными частями снеговика, карточка с изображением частей снеговика, магнитофон.

Ход занятия.

1. Приветствие. Организационный момент.

Дети собирают общую разрезную сюжетную картинку.
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии?
Сообщение темы занятия.
- Мы сегодня отправимся в гости к Зимушке-зиме.

2. Игра «Художники».

- Что такое зима? Давайте представим, что мы с вами художники и «нарисуем» зимнюю картину.
На столе разложены предметные и сюжетные картинки, связанные с зимой (снежинка, Дед Мороз, снеговик и т.д.). Дети закрепляют на магнитной доске выбранную картинку и рассказывают о ней.

3. Игра «Кто больше слов придумает».

- Дети, без чего не бывает зимы?

Какой бывает снег?
Подумай, называй.
Своё словечко быстро
Снежинкой отмечай!

Называя прилагательные, каждый ребёнок закрепляет на доске снежинку. (Белый, пушистый, мягкий, сухой, мокрый, липкий, скрипучий, искрящийся, сверкающий, холодный, грязный и т.д.)

Что делает снег?
Попробуй сказать.
Все стрелочки - действия
Прошагать.

На доске висит полоска, на которой нарисованы стрелочки. Каждый ребёнок, называя слово-действие, передвигает магнит по дорожке, (падает, блестит, сверкает, кружится, искрится, тает, скрипит и т.д.)

4.Cлова-антонимы.

- Давайте одеваться на прогулку и поиграем в игру «Закончи предложение»

У меня большие перчатки, а у вас маленькие.
Длинные сапоги
Тонкий свитер
Широкий шарф
Чёрные валенки
Сухие варежки

5. Физминутка.

Музыкально-речевая игра «Прилетел ветерок» (муз. Г.Вяхирева).

Прилетел ветерок,
Прилетел на денёк.
Нас погладил ласково рукой.
Оглянулся вокруг,
Улыбнулся и вдруг
Закружился в пляске озорной.

А мы надели лыжи
И встали на коньки.
Играем, играем
В пушистые снежки.

6.Упражнение «Узнай по частям».

На наборное полотно вывешивается карточка с изображением частей снеговика.
- Как вы думаете, что получится, если правильно собрать все эти части?

7.Логопед помещает на доске снеговика.

Игра «Составь снеговика».

- Дети, у вас на столах лежат конверты. Попробуйте сделать каждый своего снеговика.

8.Упражнение «Большие и маленькие».

- Чем отличаются снеговики?
- Я буду говорить, что есть у большого снеговика, а вы про эти же части у маленьких снеговиков, называя их ласково.

У большого снеговика красный нос.
У маленького снеговика красненький носик.
Чёрные глаза
Лохматая метла
Зелёное ведро
Длинный шарф.

9.Дидактическая игра «Доскажи словечко».

- Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давай-те поиграем с этим словом. Дидактическая игра «Доскажи словечко». Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег».

Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю... (Снег.)
С неба все скользят пушинки -
Серебристые... (Снежинки.)
На посёлки, на лужок
Все снижается... (Снежок.)
Вот веселье для ребят -
Все сильнее... (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в... (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился... (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка -
Эта девочка - ... (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри -
С красной грудкой... (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил... (Снег.)

10. Итог занятия, оценка деятельности детей.

Литература.

  1. Г.А.Киселёва «Книжка - учишка» - изд-во « Книголюб», 2008 г.
  2. Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР» - изд-во «Детство-Пресс», 2009
  3. Е.В.Кузнецова, И.А.Тихонова «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет» - изд-во «Сфера», 2006