Проект моя малая родина краткосрочный для дошкольников. Проект по ознакомлению старших дошкольников с родным посёлком на тему: «Моя малая Родина — Подюга

Г. Бийск

DIV_ADBLOCK587">


Сроки реализации: один год

Проблематика

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. В стране принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
Между тем, в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает негативное суждение на этот счет. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось её полюбить. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребёнка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться её достижениям и болеть её горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы её сами делаем. Как совместить такие глобальные проблемы и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста конкретной возрастной группы детского сада?

Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, предполагает наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира, что возможно решить через внедрение в работу со старшими дошкольниками регионального компонента. Тогда патриотические чувства возникнут на основе знаний более доступных и понятных детям.

Актуальность
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

Культурное наследие народа - огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазарить, не размельчить, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности в дальнейшем творческом созидании.

Итак, патриотическое воспитание в детском саду - это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Базой формирования патриотизма, особенно у дошкольника, являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле.

Чувство любви дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким – отцу, матери, дедушке, бабушке, детскому саду, улице, микрорайону, городу.

Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно - патриотического воспитания. Чтобы воспитать детей - патриотов своего города надо, чтобы они имели элементарные знания о нем. Поэтому в рамках данного проекта выделены цель и задачи патриотического воспитания старших дошкольников с учетом регионального компонента.


Цель : Расширение представлений старших дошкольников о родном городе. Воспитание чувства гордости и любви к своей малой Родине.

Задачи проекта:

1.Формировать у детей знания о родном городе: истории его возникновения, символике, достопримечательностях, промышленности.

2.Познакомить с именами тех, в честь кого названы улицы микрорайона детского сада? Обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история города и страны.

3.Расширить знания детей о природных достопримечательностях окрестностей города Бийска.

4.Познакомить детей с картой России.

5.Расширять представления детей о различных природных объектах. Воспитывать экологическое мышление.

6.Формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям города. Учить замечать особенности архитектуры зданий различного назначения: жилого дома (изба, многоэтажное строение), школы, кинотеатра, драмтеатра, дворца культуры, храма.

7.Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

8.Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды для блага родного города.

Новизна заключается в том, что, работа по ознакомлению детей с историей города Бийска и его настоящим предусматривает творчество педагога в процессе планирования и проведения мероприятий проекта (в частности сочинены автором проекта сказка «Рождение города Бийска» и стихотворение «Я – бийчанин»). Рабочий план реализации проекта может варьироваться в зависимости от условий ДОУ и группы, в которой реализуется проект. В отдельную схему вынесена занятийная деятельность, где выделены последовательность, цели и практический выход. Мотивирует детей к изучению материала и участие в проекте любимых героев из «Простоквашино». Сочетание познавательного материала с конструированием, рисованием, аппликацией предполагает в итоге наличие продуктов детского творчества, которые могут затем использоваться в самостоятельной и совместной деятельности взрослых и детей. Вся работа, которая проводится в ходе реализации проекта, может быть нацелена в дальнейшем на создание нового проекта, например, «Россия – Родина моя».

Пути и средства реализации:

o Беседы с детьми в совместной деятельности.

o Рассматривание альбомов, иллюстраций, фотографий

o Дидактические игры и упражнения

o Экскурсии

Условия реализации проекта.

Для внедрения проекта необходимо:

1.Наличие в достаточном количестве демонстрационного материала.

2.Желание педагога создавать условия для познавательной краеведческой деятельности детей.

3.Знание педагогом современных подходов в работе с родителями.

4.Наличие комфортной обстановки для проведения занятий и других видов деятельности .

Рабочий план реализации проекта

«Какая ты, моя малая Родина?»

Виды деятельности

Тематика

Познавательная деятельность

    «Рождение города Бийска» «Герб города Бийска» «Памятник защитникам Родины г. Бийска» « Их именами названы улицы нашего города» «Транспорт города Бийска» «Архитектура города» «Промышленность города Бийска» «Природа окрестностей города Бийска и Алтая»

2. Составление творческих рассказов:

    «Город, в котором я живу»

3. Словотворчество детей с родителями: сочини стихи, сказку о г. Бийске.

4. Составление кроссвордов о птицах, растениях: «Что это?».

5. Чтение художественной литературы.

6. Вечер пословиц и поговорок. «Делу - время, потехе – час».

7. Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края.

8. Заучивание стихов.

Игровая деятельность

1. Оформление игротеки дидактических игр

    С какого дерева лист? Назови друзей леса. Кто лишний. Найди животных нашего края. Когда это бывает. Грибная поляна. Кто живёт в озере. Кому, что нужно для работы. Что нам нужно взять в поход. Что перепутал художник.

2. Сюжетно – ролевые игры:

    Пожарные Защитники Родины Экскурсия в музей Экскурсия по городу

Трудовая деятельность

· Конкурс на лучшую кормушку для птиц

· Конкурс на лучшую ледяную постройку

Ручной труд:

· Поделки из природного материала

· Изготовление макетов зданий города

· Изготовление символики города, семьи

Изобразительная деятельность, конструирование

Рисование:

    Животные, птицы, растения Алтая Улицы родного города Где я отдыхал Хочу о добром рисовать

Лепка: животных, птиц

Конструирование: здания города Бийска

Здоровье и физическое развитие

Подвижные игры:

· «Жмурки»

· «Лапта»

· «Кошки и мышки»

· «Красочки»

· «Городки»

· «Гори, гори ясно!»

· «Полезные привычки»

· «Удивительные точки»

· Спортивные праздники, развлечения

Экологическое воспитание

· Беседа о климатических условиях города.

· Оформление альбомов с видовым разнообразием животного, растительного мира, их средой обитания.

· Мероприятия по охране окружающей среды.

· Оформление Красной книги Алтая

Социальное развитие

· Экскурсии по родному городу

· Экскурсии в лес, на озеро.

· Посещение выставок художников города, края

· Экскурсия в библиотеку

· Организация уголка краеведения в группе

Праздники и развлечения

    КВН «Мы - бийчане». Гостиная «Бийск музыкальный» Утренник «День рождения города»

Взаимодействие с родителями

    Фотоальбомы «Где я отдыхал летом» Уголок доверия «Вы спрашивайте, мы ответим»

· Консультация « Как организовать семейную экскурсию»

· Оформление папки – передвижки «Город, в котором мы живем»

· Оформление стенда «Песни и стихи о г. Бийске»

Тематика НОД

Практический выход

НОД (ознакомление с окружающим и изодеятельность) «Рождение города Бийска»

Познакомить детей с историей возникновения родного города, его экономическим и социальным значением, воспитывать любовь к родине, умение слушать рассказ воспитателя. Учить создавать собственное представление об образе прошлого через изобразительную деятельность.

Экскурсия по городу «Бийск - мой родной город»

Продолжить знакомство детей с родным городом, его достопримечательностями (памятниками архитектуры). Воспитывать интерес к его истории. Развивать память, внимание.

Фотоальбом

НОД (ознакомление с окружающим и изодеятельность) «Герб города Бийска»

Познакомить с гербом города. Закрепить знания детей о родном городе. Воспитывать интерес к прошлому своей малой Родины. Учить использовать при составлении рассказа о гербе своей семьи лексику, связанную с символикой.

Конкурс «Лучший Герб»

НОД (ознакомление с окружающим и конструирование) «Памятник воинам - бийчанам»

Расширить и уточнить представление детей о том, кто защищал Родину во время войны. Помочь понять, почему люди, живущие сейчас, должны помнить погибших за нашу родину солдат. Воспитывать навыки работать дружно, слаженно.

НОД (ознакомление с окружающим и музыкальное) «Улицы моего города»

Продолжать знакомить детей с малой родиной. Дать представление о своем микрорайоне: улице, жилых домах, общественных зданиях . Ввести в активный словарь детей понятия: соседи, родственники, улица. Закрепить знания детей о семье и членах семьи. Воспитывать у детей интерес у детей к своему микрорайону, его красоте и чистоте. Обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история города и страны.

Карты маршрута от дома до детского сада

НОД (ознакомление с окружающим и изодеятельность) «Транспорт города Бийска»

Закрепить названия видов транспорта значение сигналов светофора; закреплять правила дорожного движения для пешеходов, воспитывать чувство ответственности на дороге.

Выставка детских работ «Транспорт города Бийска»

НОД (ознакомление с окружающим и конструирование) «Архитектура города».

Учить замечать особенности архитектуры зданий различного назначения: жилого дома (изба, многоэтажное строение), школы, кинотеатра, драмтеатра, дворца культуры, храма. Пробудить интерес к отечественной архитектуре. Формировать умение последовательно анализировать конструкцию сооружения. Развивать навыки составления чертежа, создания конструкции по чертежу. Формировать положительное отношение к истории родного города. Создавать условия для совместной творческой работы.

Чертежи «Здания будущего»

НОД «Промышленность города Бийска».

Познакомить с действующими промышленными предприятиями города, какие пищевые продукты выпускают и на каком заводе. Воспитывать уважение к труду людей разных профессий.

Игра «Магазин»

НОД «Природа окрестностей города Бийска».

Расширить знания детей о природном окружении города Бийска, Алтая. Познакомить детей с Телецким, Ковалевским, Канонерским озерами, их уникальностью. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Красная книга Алтая

Презентация

КВН «Мы - бийчане».

Закрепить знания детей о родном крае и городе. Обобщить элементарные преставления о происхождении и функциональном назначении герба, о символическом значении цвета и образов. Вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания. Развивать познавательные интересы, саморегуляцию детей. Воспитывать в детях чувство товарищества, умение сопереживать и поддерживать друг друга, умение передавать чувство любви и гордости за свою малую родину. Создать радостное, весёлое настроение у детей.

Фильм «Путешествие в страну знаний о Бийске»

Предполагаемый результат

Дети: сформированы элементарные представления о родном городе (наиболее значимые исторические события, символика города, его достопримечательности, природное окружение, занятия горожан).

Умение на эмоциональном уровне испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад. Дети испытывают положительные эмоции от общения с природой, бережно относятся к ней.

Родители: проявляют интерес к деятельности детского сада по воспитанию у детей любви к родному городу; принимают активное участие в организации экскурсий, подготовке пособий; занимаются педагогическим самообразованием.

Воспитатели: обогащение развивающей среды:

· Подбор краеведческого материала для работы с детьми

Иллюстрации растительного и животного мира Бийска и Алтая, - альбомы «Птицы нашего города, края», «Животные Бийского района», «Деревья и кустарники», «Грибы и ягоды» и т. д.

· Оформлена «Красная книга»;

· Для экологического уголка коллекции :

Спилов деревьев и кустарников местных пород,

Изготовить гербарий.

· Пособие «Богатство родного края» .

Мониторинг

Отслеживание результатов:

Обследование знаний детей по теме;

Наблюдение за детьми в процессе продуктивной деятельности;

Анкетирование родителей

Приложение

Конспекты НОД

1. Тема: «Рождение города Бийска»

Цель: Познакомить с историей возникновения родного города, местоположение, его экономическое и социальное значение, воспитывать любовь к родине, умение слушать рассказ воспитателя. Учить создавать собственное представление об образе прошлого, передавая это через изобразительное творчество.

Обогащение и активизация словаря. Крепость, острог, хан.

Материал . Карта России. План путешествия. Фотография макета древней крепости. Указка. Аудиозапись шума строящегося древнего города. Альбомные листы, кисти, краски, непроливайки, салфетки, цветные карандаши, восковые мелки.

Предварительная работа . Рассматривание открыток старого города. Заучивание стихотворения «Малая Родина»

Почтальон Печкин (стук в дверь). Здравствуйте. Помогите мне, помогите! Посмотрите, какое письмо пришло мне. (Дорогой Почтальон Печкин. Шарик и Матроскин поехали в город Бийск. И потерялись там. Найди наших друзей. Большое спасибо. Дядя Федор). И вот этот сверток, и какой-то план путешествия, только я ничего не пойму, что это и для чего это? (Карта России) И зачем мне этот план путешествия и кара России?

Воспитатель Дети, давайте поможем Печкину? Предлагает отправиться в путешествие, но сначала рассмотреть план маршрута. На плане первая остановка «Крепость». Воспитатель: (Обращает внимание детей на карту Росси, которую они рассматривали на предыдущих занятиях). Посмотрите внимательно на карту. Это карта нашего государства. Кто знает, как называется государство, в котором мы живем? (Россия.) Кто сможет показать границы нашего государства, нашей страны России? (Желающие обводят указкой границы России.)

Карта может многое рассказать о стране. Мы видим, что Россия - большое государство, в нашей стране много городов, рек, лесов, полезных ископаемых . Мы гордимся нашей великой Родиной. Но у каждого из нас есть малая Родина - тот уголок земли, где мы родились, где находится наш родной дом.

Ребенок .

Малая Родина - Островок Земли.

Под окном смородина,

Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая,

А под ней скамья.

Ласковая, малая

Родина моя!

Воспитатель . Наша малая Родина - город, в котором мы живем. Как называется наш город? (Бийск.)

Чем он вам нравится? (В нем много красивых парков, скверов, много зелени. Город стоит на берегу реки Бии.)

Если любишь свой город и гордишься им, надо знать его историю. Сейчас мы перенесемся в прошлое и узнаем, как возник наш город.

Звучит аудиозапись шума строящегося древнего города.

Сказка «Рождение города Бийска»

Почтальон Печкин: А я все-таки не понял, как называется эта остановка? (Рождение города Бийска). А можно я вам дам задание: нарисуйте, пожалуйста, иллюстрации к сказке «Рождение города Бийска», какой вы видите Бикатунскую крепость, воинов, охраняющих крепость, торговцев, крестьян, детей. А я потом в Простоквашино буду рассказывать эту сказку и показывать иллюстрации. Звучит спокойная музыка.

Итог работы: Иллюстрации к сказке «Рождение города Бийска»

2. Обзорная экскурсия по городу «Бийск - мой родной город».

Цель: Знакомить детей с малой Родиной. Дать представление о своем городе, его достопримечательностях, памятниках архитектуры. Воспитывать интерес к городу его истории. Развивать память, внимание.

Материал: фотоаппарат, план путешествия.

Беседа в группе.

(Работа с планом путешествия). Дети выясняют, что вторая остановка на плане путешествия каким-то образом связана с автобусом. Воспитатель подводит детей к тому, что это экскурсия по городу на автобусе. У воспитателя звонит телефон. Он говорит с почтальоном Печкиным. После этого сообщает детям, что Печкин занят делами на почте и просит детей без него отправиться в путешествие, но только взять с собой фотоаппарат и все фотографировать.

Ход экскурсии: (Платные услуги экскурсовода).

3. Тема: «Герб города Бийска».

Программное содержание: Познакомить детей с гербом города. Закреплять знания детей о родном городе. Воспитывать интерес к прошлому своей малой Родины. Учить использовать при составлении рассказа о гербе своей семьи лексику, связанную с символикой.

Предварительная работа . Беседа о гербах. Совместное изготовление (рисование, аппликация) детьми и родителями семейных гербов.

Материал. Семейные гербы, герб города Бийска. Аудиозапись песни «Что такое семья?» (сл. и муз. Е. Гомоновой). крепости, карта города Бийска, гуашь, акварель , листы бумаги. Крупный строительный материал .

Обогащение и активизация словаря: символика, знак, герб.

Звучит тихая, спокойная музыка

Воспитатель: Очень давно, на месте нашего города, на берегу реки Бии солдатами была построена крепость, 3-х метровые стены надёжно защищали её от врагов. Предлагается рисунок крепости, крупный строительный материал: кубики, кирпичики, арки, цилиндры, призмы, сферы, полусферы.

Почтальон Печкин: Давайте и мы построим по рисунку крепость. Дети делают одну большую постройку. На столе разложены гербы семей, под салфеткой герб города Бийска звучит аудиозапись песни «Что такое семья?» дети сидят вокруг стола по желанию подпевают.

Воспитатель: Вам знакома эта песня? О чем она? Как называется? (Ответы детей.) Как вы думаете, что такое семья? (Рассуждения детей. Воспитатель делает обобщение).

Методическая разработка занятия:

Предмет: Окружающий мир, развитие речи.

Тип занятия: комбинированное, занятие закрепления ранее приобретенных знаний (о «Малой Родине»; о родном поселке Охотск) с занятием творческого применения умений (рисование при помощи штампов).

Тема: «Моя малая Родина»

Возраст: 6 лет

Занятие «Моя малая Родина» разработано по направлению «Воспитание нравственно-патриотических чувств» с интеграцией образовательных областей:

– социализация;

– познание;

– коммуникация;

– художественное творчество.

Занятие было проведено мною в музыкальном зале в группе детей 6 лет как открытое занятие по нравственно патриотическому воспитанию детей, для родителей (законных представителей) воспитанников и коллег. Состав группы составляет 10 человек. Дети группы имеют достаточно ровное психо – эмоциональное развитие; согласно проводимым диагностическим обследованиям отличаются неплохим уровнем развития познавательных, умственных, интеллектуальных способностей.

Цель: Воспитание нравственно-патриотических чувств к родному краю и малой Родине.

Основные задачи занятия :

  1. Активизировать:

− номинативную лексику в речи детей по темам: «Малая Родина это…»; «Наш Охотск»; «Назови ласково»

Знания об окружающем мире

  1. Учить детей:

– различать гербы и флаги;

– иметь представление о важности права на имя;

– прививать любовь и доброе отношение к окружающим.

  1. Формировать:

Умение самостоятельно делать выводы;

Гражданско-патриотические чувства.

  1. Развивать:

– эмоционально-волевую сферу воспитанников

– потребность к познанию.

  1. Тренировать память, внимание, логическое мышление.
  2. Воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность.
  3. Способствовать снятию психомоторного напряжения дошкольников.
  4. Стимулировать творческую активность детей.

Материалы к занятию:

1.Раздаточный материал:

– российский флажок;

Мяч, красочный цветок;

Бумага на каждого ребенка;

– штампы на каждого ребенка;

  1. Демонстрационный материал:

– карта России;

– изображение флага и герба п. Охотск;

Оборудование: (ноутбук, проектор, экран вытяжного типа, музыкальный центр)

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Воспитатель : Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. Давайте поприветствуем их:

Здравствуй, солнце золотое.

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй, вольный ветерок.

Здравствуй, маленький дубок.

Мы живем в родном краю, всех я Вас приветствую!

Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о малой Родине и о семье.

А теперь послушайте замечательное стихотворение:

На широком просторе предрассветной порой

Встали алые зори над родимой страной,

С каждым годом все краше дорогие края,

Лучше Родины нашей нет на свете, друзья!

Воспитатель: О чем, ребята. Я прочитала вам стихотворение? У каждого человека на земле есть малая Родина.

Упражнение « Малая Родина» (дети передают флажок друг другу и говорят…)

– малая Родина- это место, где мы родились и живем;

Малая Родина- это земля, на которой жили и трудились наши дедушки и бабушки;

Малая Родина- это наш поселок Охотск;

– малая Родина-это место. Где живут близкие и дорогие нам люди: папа, мама, брат, сестра;

Малая родина- это место, где находится наш детский сад;

Малая Родина- это место, по которому скучают люди, находясь в далеком краю, на чужой стороне.

Воспитатель : А сейчас посмотрите на карту, как огромна наша страна, как обширны ее пределы! Все это наша большая Родина, но есть место в нашей стране, где мы родились и растем. Это наш родной поселок, в котором мы с вами живем. Охотск (показ на карте)

У каждого города есть свой флаг и герб, давайте вспомним и найдем герб Охотска.

Игра « Будь внимательным» (выбрать из предложенных флагов и гербов, флаг и герб нашего поселка Охотск, дети рассказывают, что изображено на гербе и флаге.)

Воспитатель : Ребята, я знаю, что вы любите путешествовать и предлагаю совершить прогулку по нашему поселку Охотск. Вы готовы? Да!

Диана: Мой Охотск! Я счастлива, что родилась здесь, тебе я может пригожусь

Дед мой и отец тобой гордился, а теперь и я тобой горжусь!

Скачут облака, как белые валанчики растворяясь в этой синеве

Я сижу, смотрю на одуванчики, здесь легко и радостно так мне!

Я пока не выросла окончательно, в детский сад пока что я хожу,

Но поселок этот замечательный, все равно, ребята, я люблю!

Воспитатель : Ребята, о каком городе прочла нам стихотворение Диана? (об Охотске), где находится наш поселок, как называется наш край?

– (Хабаровский)

Игра : « Какой наш Охотск» (воспитатель бросает мяч, дети ловят и отвечают на вопрос « какой наш Охотск»

(большой, красивый, великолепный, зеленый, лучший, чистый, с широкими улицами, невысокими домами….) Молодцы!

Воспитатель : Ну, что пойдемте гулять дальше. (подходят к экрану) демонстрируется презентация « Мой родной Охотск»

Игра с мячом « Назови свой домашний адрес!» (дети называют свой домашний адрес и передают флажок друг другу)

Воспитатель: Хорошо, ребята, видите, какие разные в нашем поселке улицы и дома, но все вместе они составляют нашу маленькую Родину, наш родной поселок Охотск. А какие главные улицы есть в нашем поселке? (ул. Ленина, ул. Луначарского, ул. Гагарина, ул. Партизанская)

Воспитатель : А какие административные здания находятся на этих улицах (сбербанк, почта, дом творчества, магазины, детский сад, дом культуры, здание администрации, аптека, «Атлант»…)

Маша Пушкарская : Мы живем, мы растем, в нашем городе родном,

Для кого-то он большой, а для нас огромный,

Пусть живет, пусть растет, городок наш скромный!

  1. Дом- домик 5.Город-городок
  2. Улица- улочка 6. Дорога- дорожка
  3. Улица- улочка 7. Газон-газончик
  4. Сквер- скверик 8. Сад- садик
  5. Мост- мостик 9. Поселок- поселочек

Воспитатель: А теперь я, ребята, предлагаю вернуться в детский сад (садятся за стол, воспитатель зажигает свечу)

Леса растут семьей в горах, чайки стайками летят,

Рыбы стайками в морях, тучи стаей в небесах…

Егор: Одному жить очень трудно, каждому нужна семья,

Плохо мне без мамы с папой, маме с папой без меня!

Воспитатель: Дорогие мои ребята, именно сейчас я хочу поговорить с вами о семье, об уважении и любви к близким. Помните кто то из вас сказал, что малая Родина- это где живут дорогие вам люди, мама, папа, ваши все родные. Ребята, скажите, как вы понимаете выражение-

Воспитатель : « Любить свою семью- что это значит»? (уважать всех, помогать маме, папе, убирать свои игрушки, уважать старших, не грубить, не ссориться…)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы правильно понимаете уважение и любовь к своей семье.

Слайд № 1 СОЛНЦЕ, МЕСЯЦ, ЗВЕЗДЫ

– Да, все небесные светила- это одна большая семья. Солнышко светит днем, как мама, которая никогда не знает отдыха. Всегда в заботе.

Месяц на страже ночью. Его можно сравнить с мужчиной в семье, отцом, потому что он не боится темноты. Звезд это их дети, которые горят

То ярко, то блекнут, словно дети, которые своим поведением то огорчают, то радуют родителей. Старые люди говорят, что у каждого человека есть своя звездочка.

Воспитатель: Ребята, приложите руку к своему сердцу, слышите, как оно бьется? Какое счастье жить и радоваться жизни.

Воспитатель: У меня в руках карточки- это цифра 7 и буква «Я», к цифре семь добавлю «Я», что получится? Дети: (СЕМЬЯ)

– Воспитатель: Семья, где все любят меня и ласкают, и лучше семьи ничего не бывает.

И все. Кого я так сильно люблю, имеют право на семью!

Воспитатель: В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботятся о маленьких. Сейчас я вам предлагаю почувствовать, как это приятно о ком-то заботиться и какая это обязанность.

Психогимнастика: « Согрей котенка»

Воспитатель: Представьте, что вы подобрали на улице маленького котенка. На улице холодно, идет снег. Вот

котенок замерз и дрожит от холода! Возьмите его на ручки в ладошки! Чтобы его согреть – подышите в ладони. (Пауза).

Прижмите его к груди… А теперь, посмотрите на вашего котенка, согрелся ли он? Посмотрите на него с нежностью и любовью. Улыбнитесь ему, и он улыбнется вам в ответ. А теперь, отпустите! Посмотрите, он побежал домой к своей семье.

Воспитатель: Вот мы и подарили с вами свою любовь, тепло и ласку маленькому котенку. Он согрелся и убежал к маме.

– Как хорошо, когда у каждого есть своя семья, где любят, ждут, заботятся и приходят на помощь. Очень хочется, ребята, чтобы вы ценили своих близких, никогда не огорчали, заботились о них так же, как они заботятся о вас.

(Входит Домовенок. У него грустное лицо, садится на стульчик)

Домовенок: Я домовенок. Никак меня не зовут, домовенком только и кличут! Имя мне никто не давал. Я слышал, как вы здесь весело играете, вот и забрел к вам на огонек.

Воспитатель: Дети с рождения получают право на имя: представьте, что исчезнут все имена, остались мальчики и девочки, мужчины и женщины, бабушки и дедушки, а имени ни у кого нет. Мы ведь даже не сможем общаться друг с другом. Видите, как необходимо имя человеку. Имя вам дают родители при рождении.

Домовенок: А я сказочный герой. Поэтому имя мне никто не давал.

Воспитатель: Домовенок, не расстраивайся. Мы с ребятами придумаем тебе имя. Правда, ребята, давайте придумаем, как же нам назвать нашего героя? (Кузя)

Воспитатель: Домовенок, тебе нравится имя Кузя??

Домовенок: Очень нравится. Спасибо, ребята.

Воспитатель: Знают, знают все на свете, знают взрослые и дети-

Имя каждому дано, и у каждого одно!

Вера Ким: Всех по разному зовут: кот Мурлыка, пес Барбос,

Даже нашу козочку зовут красиво Розочка.

Настя, Вика и Данила, все имеют свое имя!

Воспитатель: Ребята, а кто хочет рассказать о своем имени?

Диана: Я – Диана. Мое имя обозначает « Божественная»

Диана-добрая душа, обаятельна, открыта и собою хороша, может буду знаменита!

Юра Рудь: Я – Юрий- мое имя означает « солнечный»

Посмотри-ка, Юрочка, в зеркало лучистое,

Там увижу непременно, солнечное личико!

Дима Нуржанов: Я-Дмитрий- что значит «великий»,

Вот в чем силушка моя! Хоть работать за троих, хоть любить за четверых-

Силушки на всех хватает, видно имя помогает!

Воспитатель: Знаешь, Кузя, при рождении все дети нашей страны получают документ. Он называется

«Свидетельство о рождении»

– Эта маленькая книжка, есть у каждого малышки

И в любое время дня, все расскажет про тебя!

(Показывает «Свидетельство о рождении») В этом документе закреплено право ребенка на имя. Кузя, мы с ребятами хотим сделать для тебя подарок. Сейчас ребята нарисуют красивые свидетельства, а ты выберешь то, которое тебе больше понравится. А я впишу в него твое имя.

(Рисование)

Дети при помощи штампиков, составляют рамочку »Свидетельство о рождении». Домовенок Кузя выбирает себе свидетельство, которое ему больше всего понравилось.

Воспитатель: Любимый наш Кузя, мы дарим тебе это свидетельство. Теперь у тебя есть сказочное свидетельство.

Кузя: Спасибо, ребята, я очень рад. Пойду, покажу это свидетельство друзьям. Ребята, а можно я возьму все свидетельства, которые вы нарисовали. У меня много друзей, но у них тоже нет «Свидетельства о рождении». Вот они обрадуются подарку. (Забирает и уходит)

Воспитатель: Приятно, что наш домовенок ушел довольный. А мы с вами провели необыкновенное занятие, где вы много рассказали и знаете о своей малой Родине, а также знаете, что семью свою надо любить и уважать. И сейчас я раздам!медальки» за ваши знания и умения. Спасибо, ребята. За интересное занятие.

МКУДО Оричевский Дом детского творчества

«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

Село Коршик - происхождение названия,

зарождение и развитие жизни на селе

Социальный проект по краеведческому направлению.

Вылегжанина Ирина Ивановна

музыкальный руководитель

Координатор:

Панагушина Елена аркадьевна

I Введение

Тип проекта

Актуальность и новизна проекта

Цель проекта

Задачи проекта

Руководитель проекта

Участники проекта

Срок реализации

II Планируемые результаты

III Материально техническое обеспечение

Финансовое обеспечение

IV Эффективность проекта

V Предполагаемые результаты

VI Схема реализации проекта

Введение

Мир, в котором мы живём, огромен. Настоящее время - это граница между прошлым и будущим. А история России - это, прежде всего, история российской провинции, она интересна россиянам. История Вятского края интересна больше вятчанам, а история Коршика - коршанам. Любой край, город, любая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции, свой быт.

Природа нашего села поражает своим великолепием и необыкновенной красотой. У нас есть, на что посмотреть и чем полюбоваться: огромные смешанные леса, богатые грибами и ягодами, большие раздольные луга и поля.

Мы родились в Вятском крае, в селе Коршик. И мы, безусловно, должны знать историю своей малой родины. История появления села Коршик напрямую связана с построением церкви. И мы чувствуем ответственность перед потомками за жизнь этого памятника, напоминающего об уходящей эпохе.

Название села объясняют обычно от слова «коршевать», т.е. выкорчевывать корни деревьев и готовить почву под пашню. Основано оно было в начале XVIII века.

Воспитывая у детей любовь к своему селу, к своей малой Родине, необходимо подвести к пониманию того, что их село является - частицей Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся, соблюдают традиции, берегут и охраняют природу, отмечают праздники.

Тип проекта

Образовательный, социальный, долгосрочный, групповой, исследовательски - поисковый, творческий;

Актуальность и новизна проекта

Проект окажет помощь педагогам дошкольного образовательного учреждения:

В осознании наиболее приоритетного направления в воспитательно - образовательном процессе ДОУ - естественное ненасильственное «вхождение» детей в окружающий их социум, доступный их возрастным особенностям;

В определении целей и задач гармоничного введения ребенка в окружающий его мир, прежде всего через призму национальной культуры, быта и традиции своего народа;

В понимании важности дошкольного периода жизни, так как воспитание лучших нравственно - духовных качеств личности ребенка

(любви к семье, детскому саду, родному краю) начинается с того времени, когда он только учится видеть, слышать и познавать окружающий мир.

Социальная значимость проекта

Проект поможет объединить усилия нескольких социально - культурных институтов: детский сад, администрация поселения, семья, школа, библиотека, ДК, церковь.

Цель проекта

Воспитание любви к родным местам, к малой родине, развитие толерантности старших дошкольников.

Задачи проекта

Расширить знания о родном селе, закрепить понятия «малая Родина».

Познакомить с историей возникновения села, с памятниками истории и культуры села, воспитывать бережное отношение к ним.

Познакомить с устным народным творчеством через пословицы и поговорки о Родине, родной земле

Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить, свободно мыслить.

Способствовать установлению тесного контакта и взаимодействия между детьми, родителями, педагогами, между семьёй и детским садом.

Руководитель проекта :

Вылегжанина Ирина Ивановна - музыкальный руководитель, координирует и организует основные мероприятия по проекту.

Участники проекта

Дети старшей группы, родители, воспитатели, инструктор по физической культуре.

Инициативная группа, разрабатывает и проводит мероприятия по проекту, занимается организацией встреч, вечеров, массовых праздников, организует информационную работу по реализации проекта.

Срок реализации

Сентябрь - май 2015 год

Планируемые результаты

Подготовка методических пособий:

По ознакомлению с конкретным регионом где мы проживаем;

Подборка методик по приобщению детей к нашей малой Родине.

Сбор наглядной информации (фотографий, иллюстраций, отсутствие дидактических игр),

Подборка материалов о систематизированного художественного слова.

Сбор материала о характерных особенностях нашей местности,

Доступно показать связь родного села со всей страной.

Реализуя данные направления, формируя патриотические чувства детей, наш коллектив убеждён, что следует сделать акцент в первую очередь на воспитание любви к родному дому, к природе, и культуре малой Родины, познакомить с её историей и достопримечательностями. Мы хотим, чтобы наши дети гордились своей малой Родиной.

Все родители готовы сотрудничать с сотрудниками ДОУ в работе по приобщению детей к русской национальной культуре.

Для педагогов:

Повышение уровня компетенции в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста;

Инновационные изменения в организации воспитательного процесса;

Творческое использование ИКТ в разных видах деятельности.

Для воспитанников:

Повышение качества уровня знаний во время непосредственно образовательной деятельности;

Положительная динамика в развитии интереса к социальному окружающему миру;

Активизация познавательной деятельности в жизни детей;

Проявление творческого, патриотического самовыражения.

Для родителей:

Расширение знаний по проблеме патриотического воспитания детей;

Повышение статуса семейного воспитания

В результате работы по проекту участники создадут альбомы, изображение домов — рисунками детей и родителей. Каждый дом - мир одной семьи, личное пространство, в котором они живут и в котором есть всё, что им дорого.

Материально техническое обеспечение

Развивающая предметная среда детского сада и конкретно старшей группы оборудована с учётом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. В образовательном учреждении имеется методический кабинет, музыкально - спортивный зал, спортивная площадка, участки для прогулок детей, групповые помещения оборудованы с учётом возрастных особенностей детей. Подобрана в группе фонотека классической музыки, современной, музыкальный центр, DVD- проигрыватель, телевизор, аудиоаппаратура, что способствует более полному восприятию проводимой работы с детьми.

Методическое обеспечение ДОУ: Детский сад с. Коршик работает по основной общеобразовательной программе дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, разработанной на основе программы «Радуга».

Финансовое обеспечение

Фотоальбом - 1 шт. 500р.

Фотографии 120р.

Фломастеры 100р.

Цветная бумага 150р

Итого: 890р

Критерии эффективности проекта:

Полученные результаты соответствуют ожидаемым при наименьших затратах ресурсов;

Произошли инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса

Педагогический опыт интересен коллегам;

Растёт мотивация педагогического коллектива к широкому применению опыта.

К деятельности привлечены родители.

Схема реализации проекта «Моя малая Родина» через разные виды деятельности

Сроки

Цели, задачи программы

Виды детской деятельности

Ожидаемые результаты

сентябрь

Создание условий для развития игровой деятельности детей.

Формирование игровых умений, развитие культурных форм игры.

Всестороннее воспитание и гармоническое развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное).

Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков само регуляции;

Формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации

Игровая деятельность

1. Сюжетно - ролевые игры:

- «Детский сад»;

- «Правила движения» ;

- «Профессии моих родителей»;

- «Почта»

2. Дидактические игры: приложение№1

- «Исправь ошибки» «Кому, что нужно для труда?»;

- «Найди предметы»;

- «День рождения»;

3. Коммуникативные игры:

- «Я расту»;

- «Пустим имя по ветру»;

4.Игра-беседа

- «Кем я буду и каким»,

- «Разные профессии»,

Участие родителей в подборе атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

У детей сформируются представления о представителях разных профессий, о содержании их трудовой деятельности и предметах - помощниках. Это будет способствовать обогащению содержания сюжетно - ролевых игр, организуемых детьми на основе их интересов. Где дети будут подражать взрослым, и воспроизводить их действия, присваивая себе роли продавцов, врачей, поваров, пожарных, работников почты.

октябрь

формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний о своей малой Родине

Уточнить и закрепить знания о своей малой Родине - селе Коршик; вызвать интерес к истории своей семьи, своего детского сада, формировать бережное отношение к природе родного края

Познавательные занятия

- «Путешествие по родной сторонушке»

приложение №2; №2.1;

- «Прогулка с детьми по городу» приложение№3

- «Растительный мир родного края»

- «Животный мир Вятки»

- «Путешествие по городам Вятки»Сотворчество детей и родителей по темам проекта

Дети смогут рассказать о своём родном селе, сумеют логично и последовательно строить высказывание, способны использовать простые символы и схемы, сумеют в играх проявлять смекалку, сдержанность. Узнают историю и культуру родного края, местных достопримечательностях.

Цель: Формировать экологическую культуру у детей и родителей.

Задачи:

Формирование бережного отношения у детей к природе родного края.

Развивать умение замечать изменения в живой природе.

Воспитывать любовь к природе, умение чувствовать ее красоту.

Формировать умение работать в коллективе.

Формировать положительную мотивацию к занятиям.

Экологическое воспитание

Беседа о климатических условиях села, города, области

Оформление альбомов с видовым разнообразием животного, растительного мира, их средой обитания.

Составление экосказки о городе Вятки.

ноябрь

Воспитание чувства глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку - маме;

Формирование представлений о роли мамы, её заботе о членах семьи;

Воспитывать желание помогать маме в её делах по дому, радовать её своими хорошими поступками и добрыми делами;

Развитие коммуникативных навыков, умения строить позитивное бесконфликтное взаимодействие со сверстниками.

Изобразительная деятельность

и дизайн

1.Рисование:

- «С чего начинается Родина» приложение№4

- «Выходные в семье»

- «Портреты членов семьи»

- «Мой дом, моя улица»

2. Оформление выставок:

- « Королева осени»

- « Пасха»

- «Мамины руки не знают скуки» » приложение №5

3. Рисование праздничных открыток мамам, папам, сотрудникам детского сада.

4. Сотворчество детей и родителей:

Оформление газет, книжек - малышек, составление родословной

Выставка творческих работ «Мамины руки не знают скуки» помогли раскрыть творческий потенциал наших детей, родителей, сотрудников МДОУ. Способствовали возрождению и сохранению семейных традиций, укреплению связей между поколениями.

декабрь

Цель, Организация пространства участка детского сада.

Задачи.

Активизация творческого потенциала родителей в процессе создания снежных построек.

Создание снежного городка для активизации двигательных навыков старших дошкольников.

Расширять представления детей о способах использования снежных построек.

Трудовая деятельность

1.«Трудовой десант» детей и родителей (посадка деревьев, подрезание, уборка мусора весной, осенью на участке)

2. Конкурс на лучшую кормушку для птиц

3.Конкурс на лучшую ледяную постройку приложение№6

4.Задание на лето: Собрать гербарий растений с. Коршик

5.Привлечение детей родителями для труда на огороде

6.Ручной труд: Поделки из природного материала

Благодаря совместным усилиям педагогов, сотрудников, воспитанников и их родителей снежные постройки появились на всех игровых и спортивной площадке детского сада. При строительстве снежных построек использовались разнообразные технологии, например снежные шары, кучи снега, замороженные льдинки, ледяные формы, и окрашивание.

январь

Познакомить детей с понятиями родословная, представитель рода,

Дать понять, что о них можно рассказать как словами, так и рисунками,

- сформировать интерес к своей родословной,

расширить знания о семье, помочь ребенку увидеть внешнее сходство с другими родственниками

Учебная деятельность

1.Познавательные занятия:

- «Состав семьи» (Семь Я),

- «Что такое родословная?», приложение №7 проект старшей группы - воспитатель Поцепкина Г.И.

-«Кто такие родственники и что их объединяет?»

2. Беседы:

- «Любимый отдых членов семьи»,

- «Имена, отчества, фамилии и их значение».

- «Домашний адрес»

3. Игры:

- «Моё семейное дерево»

- «Я путешествую с семьей»

- «Построй дерево и посели в него свою семью»

4.Экскурия

- по детскому саду,

По улицам села,

К памятникам архитектуры села

У детей появится представление о составе семьи, о том, что семьи бывают разные по численности, составу. Пробудить гордость и любознательность за принадлежность к своему роду, своей фамилии. Желание стать продолжателем лучших качеств своих предков.

февраль

Цель: способствовать своевременному социальному развитию, формированию социальной компетентности у дошкольников в условиях ДОУ.

Задачи:

Обогащать представления дошкольников о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях;

Помогать в основании культуры общения с взрослыми и сверстниками, культуры поведения в общественных местах;

Социальное развитие

1. Экскурсии в лес

2.Экскурсии в библиотеку

3.Знакомство с выставками

4.Организация уголка краеведения в группе

5. Создание презентаций, библиотеки: о г.Кирове, Москве, иллюстраций, наборы открыток

март

Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях,

Задачи: воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.

Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

Здоровье сберегающие занятия

1. Беседы:

- «Правила безопасного поведения на улице, дороге»

-«Микробы и мыло»

-«Что за чудо огород» проект средней группы воспитатель Скопкарева Н.Н. приложение №8

2. Дидактические игры:

- «Опасно - безопасно»,

- «Полезная и вредная еда»

Дети познакомились с культурными растениями

У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.

Дети увидели многообразие посевного материала.

Дети стали бережнее относиться к растительному миру.

В группе был создан огород на окне.

Дети стали более уважительно относиться к труду.

Родители приняли активное участие в проекте «Что за чудо огород».

апрель

Цель: Воспитание культуры общения и взаимодействия в праздничной атмосфере;

Задачи: - дать детям первоначальные представления о фольклоре, как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;

Развивать эмоционально - нравственную сферу ребенка средствами народного искусства;

Способствовать развитию творческой деятельности по освоению элементов народной культуры;

Осуществлять нравственно - эстетическое воспитание и развитие каждого ребенка.

Художественно-эстетические занятия

Проведение праздников:

- «Праздник детского сада - нашего родного дома»

- «Посиделки на Покров» - посиделки с мамами приложение №9

- «Рождественские посиделки»

- «Масленица»

- «Сороки - встреча весны»

- «Пасха»

- «День защитников Отечества»

Разучивание стихов, песен : о детском саде, доме, о маме, Родине, друзьях, природе, о мире и тд.

Дети, присутствуя на фольклорных праздниках с удовольствием слушают,

используют, играют в русские народные игры, водят хороводы, поют народные песни на посиделках, в самостоятельной художественной деятельности.

Овладевают элементарными музыкально - теоретическими сведениями о народной культуре, тем самым раскрывают свой творческий потенциал.

Цель: создание благоприятных условий для внедрения новых форм и методов повышения эффективности семейного воспитания через взаимодействие детского сада и семьи.

задачи:

Сделать ДОУ и семью союзниками в воспитании детей.

- Разработать и внедрить в практику ДОУ разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи.

Способствовать активному включению родителей в психолого-педагогическую работу детского сада.

Повышать уровень педагогической и психологической культуры родителей.

Взаимодействие с родителями

1.Создание эмоционально - благополучной атмосферы дома, в саду на основе доброжелательности и взаимодействия.

2. Анкета для родителей «Ваши впечатления от праздника»

приложение 11

3.Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок рисунков; в составлении рассказов о семье.

4.Уголок доверия «Вы спрашивали, мы ответим»

5.Участие в выставках, конкурсах, фотокомпозиций

Участие родителей в психолого-педагогической работе детского сада;

Повышение педагогической культуры родителей;

Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;

Результаты работы в ходе реализации проекта:

На протяжении всего проекта осуществлялась работа по реализации задачи содержания практически всех образовательных областей. Данный проект способствовал формированию не только познавательного интереса, художественно - эстетического вкуса у детей, но и имел социальное значение.

В результате использования культурно-исторического наследия семьи, у детей установились партнёрские отношения с родителями. Дети овладели позитивными образцами поведения в природе и обществе; позитивным и ответственным отношением к себе и окружающим, к природе. У детей и взрослых пробудился активный интерес к познанию самих себя, они получили возможность реализовать своё право на саморазвитие.

Полученные знания детьми в процессе работы и после завершения проекта будут постоянно пополняться, т.к. у детей возникнет интерес к жизни своего небольшого, но исторически важного села.

В дальнейшем проект может быть основой для проекта «Моя Родина - Россия», «Моя планета».

Проанализировав этапы реализации данного проекта, хотелось бы отметить, положительные результаты которых удалось добиться.

1.Повысился уровень знаний по познавательному развитию в разделе «Моя семья», «Мой дом».

2.Потребность детей само выражаться в творческой деятельности.

3.Творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе подготовки и проведения обобщающего занятия.

4.Пополнение развивающей среды группы альбомами о нашем селе, «Малой Родины - селе Коршик».

5.Значимость и необходимость выполнения педагогического проекта для образовательного учреждения в целом, и учебно - воспитательного процесса в частности.

6. Значимость проекта для других образовательных учреждений, возможность внедрения результатов проекта в деятельность коллег.

Список литературы:

1.Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева, А.Г.Ахтян «Социально-нравственное воспитание детей от 2-5 лет» 2009год (дошкольное воспитание и развитие).

2.М.П.Костюченко «Окружающий мир» интегрированные занятия с детьми 4-7 лет. 2010 год.

3.Г.М.Блинова «Познавательное развитие детей 5-7 лет» методическое пособие 2006 год.

4.О.В.Сакавичене «Патриотическое воспитание дошкольников» журнал «Ребёнок в детском саду» №2, 2006 год.

5.Т.Н.Тебенева «Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ» журнал «Управление ДОУ» № 1, 2007 год.

6.В.Степанов «Учебники для малышей «Моя Родина—Россия»

7. Интернет ресурсы.

8.Е.В.Михеева «Современные технологии обучения дошкольников».2013г.

КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АППЛИКАЦИИ

ТЕМА: «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА – СЕЛО КРАСНОАРМЕЙСКОЕ».

Интеграция образовательных областей:
Коммуникация
Познание
Социализация
Безопасность
Чтение художественной литературы
Художественное творчество

Цель:
Формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине – селе Красноармейское.

Задачи:
1.Формирование патриотических чувств.
2.Ознакомление с достопримечательностями с. Красноармейское
3. Актуализация словаря по теме.
4. Совершенствование грамматического строя речи:
а) образование относительных прилагательных;
б) образование прилагательных от существительных;
в) согласование прилагательных с существительными.
5. Совершенствование синтаксической стороны речи.
6. Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления.
7. Развитие навыков речевого общения, умения воспринимать
на слух читаемый текст.
8.Развитие творческих способностей, воображения.
9.Обогащение словаря формулами словесной вежливости.
10.Совершенствование фонематического слуха.
11.Совершенствование умения путём аппликации составлять коллективную композицию
12.Воспитание патриотизма, любви к Родине.

Материалы и оборудование:
Мультимедийное оборудование, слайды с видом родного села, клубок, фонограмма песни «С чего начинается Родина», фонограмма «Вальс дождя» Ф. Шуберта, фонограмма русской народной мелодии спокойного темпа, кукла «Незнайка», ватман, клей, фотографии с видами Краснормейского, кисти, салфетки на каждого ребёнка.

Воспитатель входит в зал. Обращает внимание детей на «волшебный клубочек», лежащий на полу.
В.- Посмотрите, какой необычный гость. Давайте с его помощью вспомним наши имена и фамилии. А как можно это сделать? (Предположительные ответы детей)
В. – Давайте, мы будем передавать клубочек друг другу, и называть своё имя и фамилию. Но, прежде, давайте вспомним, какими словами мы можем приветствовать друг друга? (здравствуйте, добрый день).

Игра «Давайте познакомимся».

В . – Ребята, каждый из вас назвал своё имя и фамилию.
-Кто же вам дал имя и фамилию? (родители, мама, папа)
-А когда родители дали их вам? (когда родились)
В .- Правильно. У каждого человека есть день рождения, а у чего ещё может быть день рождения? (у книг, машин, городов, посёлков)
В . – Верно. Свой день рождения есть у книги, игрушки, дома, посёлка, даже у целого города. Им, как и людям дают «имена».
В .- Ребята, у каждого человека есть Родина – страна, где он живёт. Как называется наша страна? (Россия)
-А как называют жителей нашей страны? (Россияне)
В. – Ребята наша страна самая большая в мире (показ карты на слайде). Много в ней городов, рек, озёр, морей, гор и равнин. Но для каждого человека ближе и роднее то место, где он родился, ходит в детский сад, школу, работает и живёт. Это его малая родина. Ребята, а вы знаете стихи о родине? (Да)

Чтение стихотворения Татьяны Боковой. Родина

В.- Замечательно. Ребята, а как называется село, в котором мы живём? (Красноармейское)
В.- Наше село наша малая родина. Но давным-давно наше село носило совсем другое название, а называлось оно Колдыбань и сейчас я вам расскажу почему. (рассказ воспитателя)

За многолетнюю историю существования нашего села сюда приезжали жить люди разных национальностей. В нашем селе дружно живут русские, татары, чуваши, мордва, украинцы и многие другие национальности. У каждого народа свои традиции, культура и,конечно, свой язык. Я – русская и говорю на русском языке, а вы знаете, на каких языках говорят другие народы?

Игра «Назови национальный язык».

В. – У каждого народы есть и свои национальные игры и я вам предлагаю сейчас сыграть в русскую народную игру «Заря».

(Игра проводится под русскую народную мелодию. Дети проговаривают стихотворный текст и выполняют действие.)

В. – Хорошо поиграли, молодцы. Теперь приглашаю вас на лесную полянку около нашего посёлка. (Показ слайда)
В. - Давайте закроем глазки и представим, что мы находимся не в детском саду, а на этой полянке. (Минутка релаксации под звуки природы)
Появляется Незнайка.
Н.- Привет! Ребята, а куда я приехал? (Ответы детей)
- Как называется ваш посёлок? (Ответы детей)
Н.- Я живу в Цветочном городе, у нас много цветов. Знаете, как там красиво! У нас в городе много разных зданий, но я забыл, как они называются. Может вы поможете мне вспомнить их названия? (Да)
Н.- Тогда слушайте мои загадки.
В этом домике врачи
Ждут людей, чтоб их лечить.
Всем они помочь готовы -
Отпускают лишь здоровых.
(больница)
Стоит весёлый, светлый дом.
Ребят проворных много в нём.
Там пишут и считают,
Рисуют и читают.
(школа)
Это что за чудный дом?
Сто детишек в доме том,
Дом детишкам очень рад.
Что же это?…
(детский сад)

Ты можешь здесь купить конверт.
Послать посылку срочно.
Всем передать большой привет.
Ведь это здание - …
(почта)
Если кто- то заболел.
Все идут лечиться
В городскую, областную,
Детскую…
(больницу)
Если холодильник пуст,
Закончились продукты.
Ты сюда входи скорее.
И бери корзину,
Покупай, что повкуснее.
В нашем…
(магазине)
Н.- Молодцы. Все мои загадки отгадали. Ой! Что за чудеса! (Обращает внимание на экран)
Эти здания есть в вашем посёлке? (Ответы детей)
Н.- А давайте, ребятки, сейчас немного разомнёмся и проведём физминутку:
Физминутка «Мы по улицам шагаем».
Н.- А вы знаете название улиц вашего посёлка? (Ответы детей)
Н.- Что и домашний адрес знаете? (Ответы детей)

Игра «Назови домашний адрес».

Н. – Какие вы молодцы, так много знаете о своём посёлке. А вот я всегда всё забываю. Знайка говорит, что у меня ветер в голове гуляет. Мне очень хочется рассказать своим друзьям о вашем посёлке. Помогите мне, пожалуйста. Сделайте для меня газету. У вас здесь и картинки есть, и бумага, и клей. Согласны? (Да)
Н.- Тогда за работу.

Коллективная работа «МОЁ СЕЛО РОДНОЕ».
Н.- Спасибо ребята. Замечательно получилось. Только напомните, пожалуйста, что интересного есть в вашем посёлке.
(Дети комментируют изображение на газете.)
Н. – Я вернусь в свой Цветочный город и расскажу о вашем селе Красноармейское Красноармейского района Самарской области своим друзьям. А вы, Юлия Викторовна, проводите меня, пожалуйста, чтобы я опять не заблудился.
В. -Ребята, попрощайтесь с Незнайкой. (До свидания!)

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Стихотворение Т. Боковой «Родина»:
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.

Русская народная игра «Заря»:
Все встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница, солнышка сестрица
По небу ходила, лучи обронила,
Лучи золотые, Ленты голубые,
Раз, два не воронь
Беги как огонь!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу, их задача первому занять освободившееся место в кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

Физкультминутка «Мы по улицам шагаем».
Дети встают в круг. Хором произносят слова, сопровождая их движениями:
Мы по городу идём (маршируют)
Звонко песенку поём (хлопают в ладоши)
Мы по улице шагаем (маршируют)
Ноги ровно поднимаем (маршируют, вытягивая носок)
Делай шаг - раз, два (маршируют)
Взмах руками - три, четыре
Повернулась голова (поворачивают голову вправо – влево)
Руки верх и ноги шире
Прыгнем вместе высоко (подпрыгивают)
И побегаем легко (бег на месте)

Скачать:


Предварительный просмотр:

“Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца”.

К.Паустовский

Родина, Отечество…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку, родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило к проведению краеведческой работы.

Актуальность проекта.

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем посёлке, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Для успешности работы с детьми по ознакомлению с посёлком, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.

Тип проекта; практически - исследовательский.
Вид проекта ; долгосрочный

Участники проекта : педагоги, родители, дети,

Соучастники проекта; Библиотека, жители посёлка .

Срок реализации; сентябрь - май

Гипотеза проблемы :

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному посёлку, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории посёлка, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил посёлок. Детям станет интересна тема Великая стройка БАМа. Начнут проявлять интерес к событиям поселковой жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Цель проекта:
Формирование у детей любви к Родине, к родному посёлку его истории, чувства ответственности за судьбу посёлка, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Приобщение детей к культуре и традициям народа.
Основные задачи:
Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, посёлку.

Формировать бережное отношение к природе и всему живому.

Воспитывать уважение к другим людям, профессиям и труду.

Развивать интерес к русским традициям и промыслам.

Расширить представления о родном посёлке и его особенностях, раскрыть роль п. Новый Уоян. Познакомить детей с достопримечательностями родного края.

Воспитывать чувства ответственности и гордости за достижения Малой Родины.

Развивать эмоционально – целостное отношение к родному краю.

Метод проекта

  • Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
  • Технология проектирования формирует у ребенка главную потребность – саморазвитие как естественное состояние. Метод проекта помогает осуществить гуманистический подход к воспитанию – уважению к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития.
  • Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Этапы проведения и реализации проекта:

1. Диагностико - проектный (подготовительный)

Цели: анализ имеющихся условий, диагностика(изучение) детей дошкольного возраста и определение задач музейной педагогики.

Формы: беседы, наблюдения, опросы родителей.

2 . Практический этап(содержательно-деятельный)

Цели: планирование работы по проекту. Организация взаимодействия с детьми дошкольного возраста, родителями, сотрудниками краеведческого музея, Дома ремесел, начальной школой.

Формы: игры, конкурсы, экскурсии, родительские собрания, досуговые мероприятия.

3. Заключительный этап (рефлексивный)

Цели: проверка, оценка результатов (мониторинг)

Формы: беседы, опросники для родителей.

Принципы музейной педагогики:

Целостность, системность, последовательность, гуманизм, культуросообразность;

Просветительская, обучающая, воспитывающая, развивающая, организаторская, методологическая и диагностическая функции в музейной педагогике обусловлены систематизировать знания в области музейного дела и образования.

Предполагаемый результат

Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.

Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.

Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.

Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА» (приблизительный)

Месяц

Тема

Работа с детьми

Работа с родителями

Методическое сопровождение

Познавательный цикл

Продуктивная деят.

Сентябрь

Подготовка

Постановка проблемы, вхождение в тему проекта

Подбор информации, изготовление буклетов, фото альбомов. Изготовление стенгазет «С чего начинался БАМ»

Октябрь

«Мой посёлок»

Беседа «С чего начинался п. Новый – Уоян»

Экскурсия «Красота нашего посёлка»

С,р-игра «Дом» . Познавательное чтение «Кто построил этот дом?»

Прослушивание песни «Уоянские просторы»

Открытое мероприятие (подготовительная гр.)

«Моя Родина Россия»

Конкурс рисунков «Улица на которой я живу»

Конструирование «Дов в котором я живу»

Оформление в группах

патриотического уголка «Моя малая родина»

создать фото альбом «Моя малая родина» Косультация «С чего начинается родина»

С. Баруздин.

«Мой родной дом. Программа нравственно – патриотического воспитания дошкольника». Под общей ред. Р. И, Оверчук. – М., 2004.

Ноябрь

«Мой детский сад»

Экскурсия познакомить с работой Прачки.

С-р игра

«Детский сад», Беседа «Как вести себя в группе»

Создание герба группы

Оформление фото альбома

«Мой любимый детский сад».

Консультация «Чем ребёнок занят в группе»

Семейный клуб

«Дети наша радость»

Защиринская О.В. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – Спб., 2002.

2. Клюева Н.В., Филипова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2006.

3. Составление и выпуск буклета «Художественное слово. Мой любимый детский сад».

Декабрь

«Моя семья»

Чтение стихотворения «Кто кому кто?» Я.Акима.

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Игры: «Кто как трудится в вашей семье», «Позвони родным».

Аппликация «Моя семья».

Изодеятельность (рисование)

«Герб семьи»

Нарисовать родословное древо с фотографиями членов семьи.

Помощь в оформлении фотовыставки «Наша дружная семья».

Консультация

«Ветераны БАМа»

Лисина М.И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым. – М., 1995.

Январь

«Профессии моих родителей»

Д.И. «Назови профессию»

Беседа «Все профессии важны все профессии нужны»

Экскурсия на вокзал

Беседа «С чего начинался БАМ»

Изодеятельность (Рисование) «Профессия мамы, папы»

Создать Фотоальбом «Моя профессия»

Консультация «Как вести себя должен ребёнок в общественном транспорте»

Развитие социальных навыков детей 5-7 лет

Н.Г. Зеленова

«Я ребёнок»

Февраль

«Ветераны БАМа»

С.Р. игра «Мы строим БАМ»

Рассматривание фото альбома

«Наши Ветераны»

Беседа « Чего начинался БАМ»

Рисование «Портрет моего деда»

Фотовыставка «Бамовцы моей семьи»

Экскурсия мини-музей

«Мой посёлок Новый Уоян»

Буклет «Воспевая Бурятию»

Картотека

«Ветераны БАМа»

Март

«Милая мамочка»

Быт и традиции п.Новый уоян»

Беседа «Национальный праздник Сагаалган»

Позновательное мероприятие «Что за праздник – масленица»

Чтение рассказов В.А. Сухомлинского «Материнские глаза», «Самые ласковые руки»

Аппликация Подарок для мамы «Цветик семи-цветик»

Лепка «Посуда»

Кокурс рисунков «Маму очень я люблю»

Консультация «Дружеские отношения взрослых и детей в семье - основа воспитания положительных черт характера ребенка».

Л. Свирская «Работа с семьей»

Презентация «Быт и традиции Бурятии»

Апрель

«Космос»

«Исторические памятники»

Экскурсия по детскому саду Развивающая среда «Космос»

Беседа «Первый космонавт»

Рассматривание фотографий «Памятники п. Новый –уоян»

Беседа

«Для чего нужны памятники»

Лепка

«Планеты»

Рисование

«Ракета»

Фотомантаж с воспитателем

«Памятники посёлка»

Фотовыставка «Памятники посёлка»

Консультация «Для чего нужны нам памятники»

С.В. Глебова

«Детский сад – семья»

Картотека

«Достопримечательности посёлка»

Май

«Наши Деды»

«Этот День Победы». Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей).

Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.

Подвижные игры «Топкое болото», «Меткий снайпер».

Рисование «Вечный огонь»

Аппликация (открытка)

«День победы»

Выпуск семейной газеты «В здоровом теле - здоровый дух!».

Предложить сходить к Вечному Огню с ребёнком. Рассказать о празднике День Победы, почему он так назван, и кого поздравляют в этот день. Развлекательная программа «Веселая семейка».

Комарова

Л.Б Деригина

Картотека

Мини музея

«Наши Ветераны»

Результаты проекта.

Дети знают название посёлка, имеют сведения о его возникновении, проявляют интерес к его истории, его традициям;

Знаю людей – ветераны БАМа

Знают, что в посёлке проживают люди других национальностей, имеют представление о их быте и традициях;

Принимают активное участие в народных праздниках (знают название праздника, поют песни, частушки, водят хороводы;)

Имеют понятие о деятельности музея и его значении для людей;

Используют имеющиеся знания в самостоятельной деятельности.

Родители стали более активными, у них появилось желание принимать участие в совместных мероприятиях.

Начали проявлять больше интереса к образовательно -воспитательному процессу;

Повысилась заинтересованность к прошлому и настоящему родного посёлка.

Педагоги: - разработаны методические рекомендации для воспитателей;

Презентация проекта на педсовете.

Вывод.

На протяжении всего проекта осуществлялась работа по реализации задачи содержания практически всех образовательных областей. Данный проект способствовал формированию не только познавательного интереса, художественно – эстетического вкуса у детей, но и имел социальное значение. В процессе реализации проекта стало возможным повышение детской и родительской компетенции в вопросах истории, культурного наследия малой Родины, традиций и современной действительности, что позволяет развивать личность каждого ребёнка, который будет носителем черт русского характера, русской ментальности, потому, что только на основе знаний о прошлом можно понять настоящее и предвидеть будущее. Народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение – народ без будущего. Перспективность этого проекта заключается в возможности его дальнейшего использования с целью нравственно – патриотического воспитания, расширения взаимодействия родителей и детского сада по вопросам воспитания детей, закладывания основ духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способным к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

МБДОУ Детски сад «Лесная поляна»

Проект

Тема: «Моя малая родина»

2014г.

Воспитатель: Антипина Е.Ф