Самая ранняя форма семьи. Исторические типы и формы семейно-брачных отношений

Семья всегда предшествует государству и с возникновением государства семья составляла основную ячейку общества. Истории известны три формы семьи:

1. Малая (или нуклеарная, индивидуальная) семья, состоящая из живущих отдельно от родителей и находящихся в браке и мужчины и женщины (отца и матери), а также их детей.

2. Полигамная семья есть многобрачие в форме полигинии (брак одного мужчины с двумя или более женщинами) и полиандрии (брак одной женщины с двумя или более мужчинами).

3. Расширенная (или большая) семья, состоящая из двух или более малых семей, из нескольких поколений, когда малая семья взрослого сына присоединяется к подобной же семье его родителей. Типичным примером расширенной семьи является патриархальная семья, которая включала в себя пожилого мужчину, его жену или жен, неженатых (незамужних) детей, его женатых сыновей, а также жен и детей последних. Обычно три поколения, включающие малые семьи отца и сыновей, жили под одной крышей - обычно 20 человек, но численность такой семьи могла доходить и до 100 человек.

Преобладающей формой семьи исторически является малая семья.

Функции семьи

Семья выполняла важные социальные функции:

1. Рождение детей, продолжение человеческого рода, удовлетворение половых (сексуальных) потребностей.

2. Хозяйственная (экономическая) кооперация, основанная на разделении труда между мужчиной и женщиной. Мужчина, обладающий большей физической силой, может лучше справиться с задачами, требующими больших усилий, такими, как рубка леса, добыча полезных ископаемых, ломка камня, расчистка земли, строительство дома. Не отягощённый подобно женщине физиологическим бременем месячных, беременности и кормления грудью, он может также легче выполнить задачи, связанные со значительным отдалением от постоянного местожительства: охота, рыбная ловля, пастушество, участие в торговых экспедициях. Женщина, однако, не испытывает проблем с выполнением задач, требующих меньших усилий и исполняемых внутри дома или рядом с ним. Она занимается собирательством растительной пищи, доставкой в дом воды, приготовлением пищи, изготовлением одежды и предметов обихода. В аграрном обществе семья являлась основной производственной ячейкой общества.

Такое разделение труда по половому признаку объясняется врождёнными физиологическими различиями между мужчиной и женщиной. Природа поручила женщине, а не мужчине образование зародыша, зачатие, беременность и рождение детей. Женщина, даже не будучи женой и матерью, рождается, живет и умирает с организацией, предназначенной для материнства. Поэтому роль женщины, это, прежде всего, роль супруги и матери. Преимущественное направление её деятельности - это служение в семье: многочисленные дети (в аграрном обществе - трое детей - это норма, многодетность - это пятеро и более детей), муж, домашнее хозяйство. Служение мужчины преимущественно вне семьи. Именно мужчины по общему правилу осуществляют военную, управленческую, религиозную деятельность, являются воинами, судьями, управленцами, жрецами, священниками.

3. Содержание, уход за детьми, трудовое и религиозно-нравственное воспитание подрастающего поколения, усвоение ими знаний и умений традиционной культуры. Они с детства обучаются тому, что должны знать мужчина и женщина. В аграрном обществе большое количество детей является фактором экономического преуспеяния семьи. Мальчики - это будущие мужчины, которые, вступив в брак, будут иметь право на земельный надел. Девочки - это будущие невесты, позволяющие поддерживать широкие связи за счёт породнения с другими семьями. Дети с раннего возраста уже с шести-семи лет постепенно приобщались к сельскохозяйственным рабатам ремеслу, что существенно облегчает жизнь родителей. Более того, выросшие дети оказывают родителям хозяйственную помощь, поддержку в старости при отсутствии гарантированных государственных пенсий.

4. Расширение социальных связей путем формирования широкой сети родственников и свойственников (родственников супругов). Посредством брака стремились расширить свои родственные связи и иметь много родственников.

5. Семья часто становится центром отправления религиозных культов, где отец выступал в качестве семейного жреца. Семья была неразрывно связана с культом предков, которые считались божествами - покровителями семьи, оказывали живущим необходимую помощь: посылали хороший урожай, приплод скота, рождение сыновей, рост богатства. Однако мертвые нуждались в пище и если живые переставали приносить им пищу в качестве жертвы, то они испытывали муки голода, становились враждебными им, насылали на них всевозможные беды. Этим устанавливалась особенно прочная связь между всеми поколениями семьи.

Семьей наз-ся основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Семья – первичная малая соц.группа. Одновременно семья – соц. институт, выполняющий определенные соц. ф-ии.

Функции семьи:

репродуктивная (деторождение, продолжение Человекого рода);

воспитательная (воспитание детей);

хоз.-экономич . (г.о. ведение дом. хоз-ва);

рекреативная (восстановление жизненных сил);

коммуникативная (реализация потребности в общении);

регулятивная (первичный ур-нь соц. контроля).

Брак

В зависимости от структуры родственных отношений:

простая (нуклеарная) – супруги, и дети, не состоящие в браке;

сложная (расширенная) – сост. из нескольких поколений.

По кол-ву детей: бездетная; малодетная; среднедетная; многодетная (в настоящее время 3 ребенка и выше).

По соц. ориентациям:

1) ориентированные на семейные ценности, на воспитание детей, совместное проведение досуга;

2)ориентированные на развлечения, потребление мат. и дух.благ;

3) ориентированные на проф.интересы, на карьеру, успехи на работе, саморазвитие личности.

Современная семья в большинстве стран регулируется рядом принципов, закрепленных в законе. Среди них особо выделяются 2 осн.:

1) свобода и добровольность закл-я брака (каждый может выбрать себе жену или мужа по своему собственному усмотрению);

2) свобода развода (право супругов на развод, контролир.гос-вом). Среди осн. причин разводов: нравственно-психологич. несовместимость супругов; супружеская неверность; пьянство; завышенные притязания друг к другу; бытовые противоречия (нередко связанные с бытовой неустроенностью) и ряд др

32. Семья и брак: историческое разнообразие форм семьи и брака.

Семья – малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками.

С. уделяет первостепенное внимание выяснению структуры и ф-ий семьи. Структура семьи - это не только ее колич-нный состав и число совместно живущих поколений, но и система позиций, соц.ролей отношений ее членов.

Нуклеарная семья- это семейная структура, сост.-ая из взрослых родителей и детей, находившихся на их иждивении.

Расшир. семья -такая семейная структура, кот. помимо нуклеврной семьи(супругов и детей) включ. Др. родственников, например дедушку и бабушку,внуков,дядю и т.д.

Матриарх. семья- в ней главная роль в сохранении устойчивости рода, воспроизв-ве детей и наслед-ии имущ-ва отводилось женщине,а также власть в семье принадлежала женщине.

Патриарх. семья –она обозначает власть мужчин над другими членами семьи. И наслед-ние имущ-ва осущ-сь по м. линии.

Эгалитарная семейная система – там где власть и влияние в семье распределяется между мужем и женой почти в равной степени.

Брак – это санкционированная обществом, социально и личностно целесообразная, устойчивая форма половых отношений.

Выделяют след.формы брака:

1)моногамия- брак между одним м. и одной ж.,наиб. Распростр. форма брака в современ. развитых общ-ах.

2)полигамия-брак между одним и несколькими дружными индивидами, выступающих в двухосновных разновидностях: полигиния -брак между одним м. и неск.ж.; полиандрия -брак между одной ж. и неск.м..

3)групповой брак- брак между несколькими м. и несколькими ж..

В зав-ти от предпочитаемого партнера брак мб экзогамией(хар-рен для первобыт.строя запретом браков в пределах одной родств. группы) и эндогамией(брачной связью внутри определенной соц. группы,напр.,внутри племени).

6)альтернативный брак- длительный союз м. и ж., кот. не намереваются юр. оформлять сложившийся между ними интимные, имущественные и др.отношения. Такой брак предполагает верность партнеров, появление совместного потомства и заботу о нем.

Социальныые функции семьи

Функции семьи - это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семья выполняет основные. функции:

1) репродуктивная – для большинства семей важнейшей целью является деторождение. При этом в одних странах государство озабочено, как повысить рождаемость (например, Беларусь, Германия, Россия, Япония), а в других (например, Индия, Камерун, Китай) – как ее снизить.

Принципиальным отличием современной семьи является то, что сегодня репродуктивная функция отделена от сексуальной, она существует довольно самостоятельно;

2) экономическая – осуществление деятельности по материальному обеспечению семьи, ее благосостояния, по формированию семейного бюджета;

3) хозяйственно-бытовая – включает обеспечение членов семьи приемлемыми условиями быта и деятельностью по удовлетворению их биологических потребностей в пище и питье, в тепле, одежде, обуви и т. д.;

4) коммуникативная , которая пронизывает всю семейную жизнь, в том числе включает духовное общение; с ее помощью сегодня происходит развитие личностей членов семьи, их духовное взаимообогащение;

5) социализационная – включает деятельность по подготовке и приобщению подрастающего поколения к жизни в обществе;

6) социально-статусная функция тесно связана с социализационной, так как означает предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

7) первичный социальный контроль как функция семьи означает определенный уровень «присмотра» семьи за каждым своим членом; это связано с регламентацией поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, регламентацией ответственности и обязательств супругов в сексуальной сфере;

8) рекреационная функция (от латинского recreatio – восстановление) направлена на восстановление физических и моральных сил членов семьи;

9) эмоционально-психологическая функция тесно связана с рекреационной, так как позволяет членам семьи удовлетворять потребности в эмоциональной поддержке, симпатии, уважении, признании, психологической защите. Эта функция призвана предотвращать эмоционально-психологическую дезинтеграцию личности.


34.Современная семья: тенденции развития

Семья как социальный институт очень тесно связана с происходящими в обществе изменениями. В первую очередь эти изменения фиксируются семейных установках, ценностях и моделях поведения.

В период перехода от доиндустриального к индустриальному, а затем к постиндустриальному обществу отмечались следующие тенденции в развитии семьи.

1. Типичная доиндустриальная семья имела много детей и многочисленных родственников: бабушек, дедушек, тетей, дядей, кузенов и др. Такие большие расширенные семьи были хороши для медленно развивающихся аграрных обществ. Но они не были приспособлены для динамично развивающихся промышленных сообществ. Индустриализм привлек множество рабочих сил, потребовалось быстрое перемещение работников и их семей в новые места, где появлялась работа. Расширенная семья постепенно избавлялась от «лишних» людей, чтобы быть более мобильной. Новая нуклеарная семья стала атрибутом промышленного общества.

2. Аграрное общество, которое имело основной экономической единицей домохозяйство и в котором работали не за плату, а на себя, сменилось промышленным, в котором произошло разделение семейной и внесемейной деятельности, а также более заметное полоролевое разделение труда. Мужчины стали зарабатывать деньги за пределами дома, а женщины по-прежнему выполняли домашнюю неоплачиваемую работу.

3. Расширенная многодетная семья все чаще заменяется не только на нуклеарную, но и на малодетную. Отмирание многодетности как нормы семейной жизни является глобальным процессом, отражающим фундаментальные изменения экономических, социальных и демографических условий жизни общества.

4. Решение о вступлении в брак все больше замещается свободным волеизъявлением женщины и мужчины и их внутренним побуждением взамен существовавшей ранее регуляции этого процесса их родственниками и родителями.

5. Общественные регуляторы брака становятся более либеральными. Свобода брака логично дополняется антитезой – свободой развода. Общественное мнение, церковь, в том числе и католическая, а также юридические нормы постепенно становятся все более терпимыми к разводам, что сказывается на статистике разводов зарегистрированных браков и появлении альтернативных брачных форм.

6. Появляются альтернативные формы брака. Их возникновение связано с так называемой сексуальной революцией 1960-х гг., т. е. радикальной ломкой традиционной системы половой стратификации, которая вызвала изменения в социальной и культурной сферах. Те, кто экспериментирует в брачных отношениях, составляют меньшинство населения. Однако эти новшества социально заметны.

7. Появляются и новые модели семейных отношений. Это сводные, или бинуклеарные, семьи (характерные для США), в отличие от мононуклеарной, в которой есть одно ядро, здесь есть две новые семьи родителей, в которых могут находиться дети от расторгнутого брака; коммуны (как, например, жилые сообщества в Германии в начале 1970-х гг., кибуцы в Израиле).

Перечисленные тенденции отражают в основном институциональные изменения семьи. Но многие социологи обоснованно считают, что сущность изменений, затронувших семью, связана более всего с утратой формальных институциональных признаков в том виде, в котором они были присущи семье ранее, при усилении позиций неформальных, а следовательно, нужно анализировать частную сферу как неотъемлемую часть любого социума.

Итак, семья как социально-психологическая целостность постоянно эволюционирует, но сегодня происходящие изменения более очевидны, чем когда бы то ни было. Социальная жизнь становится все динамичнее, усложняется структура личности, и эти процессы неизбежно воздействуют на взаимодействие индивидов и их жизнь в браке и семье.

35. Молодая семья: особенности, проблемы функционирования.

В 1990-х годах обострилась проблема молодых семей (согласно законодательству, таковыми считаются семьи, в которых один из супругов моложе 30 лет). Молодые семьи создаются в усл-ях, когда вступающие в брак не имеют полного мат. достатка, у них, как правило, нет своего жилья, а родители, в силу мат.трудностей, не могут оказывать помощь своим детям, создавшим новую семью. Наиб. тяжелое положение создается в молодой семье в усл-ях рыночн. отношений, снижения возможностей гос-ва оказывать ей содействие.

Увелич. рождаемости можно достигнуть только улучшением соц. условий для семей, прежде всего молодых семей. Ключ к разрешению этой проблемы в детских пособиях, пособиях при рождении ребенка, предоставлении молодым семьям возможности купить квартиру и т.д

Молодая семья имеет свои особенности, специфику, круг наиб. значимых для молодежи интересов. Жизнедеятельность молодежи, а, след-но, и молодой семьи проникают во все пласты соц.жизни.

Молодая семья в полной мере выполняет все ф-ии, присущие институту семьи в целом. Это, бесспорно, накладывает свой отпечаток на психич. и физич. состояние членов семьи, негативно сказывается на их здоровье. Вот почему молодую семью целесообразно выделять в отдельную категорию и рассматривать как фундаментальную основу будущих поколений.

Молодая семья имеет свои, свойственные только ей, особенности . Первая из них - объективно недостаточный ур-нь мат.и фин. обесп-ти. Молодые супруги, зачастую не имея достаточного опыта проф. Деят-ти соц. жизни, получают сравнит. низкую зп. Вторая особенность молодой семьи - объективно повышенная мат. и фин. потребность в связи с необходимостью укоренения семейной жизни: фин. вложений в приобретение жилья и организацию быта. Третья особенность - специфический возрастной период членов семьи. Как правило, именно в молодой семье имеются малолетние дети, у кот.присутствуют особые потребности в питании и одежде. К тому же, дети нуждаются в индивид. подходе к их обучению, воспитанию, укреплению здоровья. Нерешенность проблем молодых семей, слабая гос. поддержка зачастую приводят их к внутри семейным конфликтам, установлению напряженной атмосферы, способствующей распаду семьи. 70% всех разводов происходят в первые 5 лет совместной жизни, т.е. фактически в молодых семьях. К числу особо острых проблем молодой семьи относятся жилищные условия. Кризис семьи как соц. института и специфич. Духовно-нравственной общности людей наиболее ярко проявляется в высоком уровне разводов, участившихся внутрисемейных конфликтах, многочисл. случаях асоциального поведения детей и подростков. Молодые семьи переживают те же жизненные проблемы, что и все общество в целом. Такие проблемы, как доходы, занятость, образование особенно остро выдвигаются в переходную эпоху, но они же остаются проблемами любого, в том числе высокоразвитого общества. Поэтому соц.молодежная и семейная политика не может ограничиваться решением текущих проблем. Ее стратегия должна заключаться в поисках эффективных путей достижения общенациональных целей, например, в сфере образования, занятости молодежи.

Социология семьи и брака


  1. Брак и семья как социальные институты. Основные функции семьи.

  2. Исторические формы брачно-семейных отношений.

  3. Перспективы развития семьи и брака.
Заключение

Список литературы

Введение
Семья считается одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой - самой сплоченной и стабильной ячейкой обще­ства. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп - группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду, клуб по интересам или спортивную команду, но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. Наконец, семья - самый распространенный вид социальной организации.

1. Брак и семья как социальные институты

Институт семьи

Когда говорят о важнейших социальных институтах - столпах общества, то в числе первых называют семью. Так оно и есть: се мья 1 - главный институт человеческого общества. Он, в свою очередь, включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и др.

Процесс формирования семьи с институциональной точки зрения предстает как растянутый во времени процесс усвоения социальных норм, ролей и стандартов, регулирующих ухаживание, выбор брачного партнера, стабилизацию семьи, сексуальное поведение, отношения с родителями супругов.

Институт брака не охватывает всю сферу семейной жизни и уж тем более все многообразие отношений между родственниками - близкими и дальними. Он подразумевает совокупность норм и санкций, которые регулируют отношения супругов. Одни нормы носят юридический характер и регламентируются законодательством, другие относятся к культурным и регламентируются морально - обычаями и традициями. Эти нормы регулируют две главные фазы - заключение и расторжение брака.

Исторический аспект института семьи изучается историками, этнографами и антропологами, которые составили типологии брака, семьи и родства. Понятия экзогамии и эндогамии, моногамии, полигинии, патриархальности, матрилинейности и некоторые другие пришли в социологию из родственных ей дисциплин. Другие понятия, к примеру нуклеарная и расширенная семья, брак по расчету, семья происхождения и прокреационная семья, одно- и многодетная семья и ряд других, придуманы социологами.

Семья как институт, точнее как совокупность институтов, не относится к реальным людям. Институт семьи связан с обычаями, законами и правилами поведения, которые закрепляют отношения родства между людьми. Законодательство - важнейшая часть семьи как института. Существует семейное право, где закон определяет, что такое семья, каковы права и обязанности мужа и жены, детей и родителей. Закон определяет минимальный возраст заключения брака, правила раздела имущества после развода и т. д. Хотя закон не обязывает, чтобы супруги были обязательно разнополыми, но общественное мнение негативно относится к так называемым гомосексуальным союзам (между мужчинами или между женщинами).

Семью как институт следует отличать от семьи как первичной группы. Группа состоит из конкретных людей, выполняющих определенные роли, связанных непосредственно личными отношениями. Отношения между людьми в группе спонтанные и интенсивные. Семья включает представителей двух поколений. В институте семьи есть описания позиций отца, матери, жены и т. п. Это стандарты для оценки поведения исполнителей, их соответствия или несоответствия позициям. Эти позиции обозначаются термином «социальный статус».

Институт брака

Сравнивая между собой два института, следует сказать, что брак – это институт, регулирующий отношения между полами, а семья - институт, регулирующий отношения между супругами, между родителями и детьми.

Вступление в половые отношения - чисто физиологическое явление. Оно существует у большинства живых существ. Но в человеческом обществе сексуальные отношения регулируются комплексом культурных норм. Одни нормы просто-таки вменяют в обязанность половые отношения двум индивидам. Другие нормы запрещают вступление в половые отношения с посторонними людьми. Третий тип норм приостанавливает или вообще запрещает половые отношений.

Конечно, половые отношения могут происходить вне брака, а сам брак может существовать и без них. Однако именно брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленной законом формой не только разрешенных, но обязательных сексуальных отношений супругов. Сексуальная неудовлетворенность или измена одного из них в современном обществе (раньше было иначе) служит достаточным поводом для юридического расторжения брака.

Брак представляет собой совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности и привилегии мужа по отношению к жене, а их двоих - по отношению к своим детям, родственникам и обществу в целом. Иными словами, брак представляет собой кон тракт, который заключается тремя сторонами - мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата - дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни. Во многих обществах государство берет на себя только оформление брака, а его освящение совершает церковь. Супруги дают клятву в верности друг другу и берут на себя обязанность социальной, экономической и физической опеки друг друга. Освящение брака перед церковным алтарем считается самой сильной формой укрепления брака.

Институт брака самим фактом своего существования свидетельствует, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а государство - на разрешенные и неразрешенные. Но так было не всегда. В древности брачные отношения выглядели совсем иначе, а на заре человеческой истории их не было вовсе.

В любом обществе - древнем или современном - семья формируется, как правило, через брак. Брак - санкционированный обществом сексуальный союз определенной продолжительности между двумя и более индивидами. Подобный союз обычно заключается благодаря специальной церемонии- инаугурации , торжественному заключению брачных уз. Инаугурация может проходить в строго формальной либо в совершенно неформальной атмосфере. Дети, рожденные в брачном союзе, остаются законнорожденными потому, что общество предписано социальные роли матери и отца каждому члену союза, наделив их обязанностью воспитывать, защищать потомков, заботиться о них Дети, рожденные вне брака, считаются незаконнорожденными. Почему? Хотя мать незаконнорожденного ребенка известна, но мужчины, готового выполнить социальную роль отца, может не найтись.

Брак - это еще и совокупность обычаев, которые регулируют супружеские отношения мужчины и женщины. В современной европейской культуре такие обычаи включают знакомство, обручение, обмен кольцами, разбрасывание риса или денег во время свадебной церемонии, медовый месяц, перешагивание жениха и невесты через символическое препятствие.

Более упрощенными выглядят брачные церемонии в некоторых традиционных обществах. На островах Фиджи теща отдавала жениху пояс своей дочери, который та носила в девичестве. У одного из племен, после ритуала лежания новобрачных на железных колодках и обмахивания их со всех сторон курицей, жрец трижды ударял женила и невесту головами, во время чего они должны были умудряться вкладывать друг другу в рот орешки,- таким образом брак признавался заключенным.

У европейцев брак подразумевает некоторые правила поведения, ставшие традицией, например добрачное целомудрие, супружескую верность, пострижение в монахи, обязательство поддерживать супруга всю жизнь. Наконец, брак неотделим от законов, связанных с ним: регистрация брака, право на развод по уважительным причинам, право признания брака фиктивным в случае обнаружения мошенничества, соответствие возрастов жениха и невесты, согласие родителей, отсутствие родства между вступающими в брак.

Все эти нормы, по определению американского социолога К. Дэвиса, формируют некую целостную структуру, которую называют институтом брака. В обществе такой институт выполняет ряд принципиально важных функций - воспроизводство людей, воспитание детей, сексуальное и эмоциональное удовлетворение.

Образно говоря, брак – ворота в семейную жизнь. По определению Э. Богардуса, брак является институтом, допускающим мужчин и женщин к семейной жизни.

Если брак распространяется на отношения супругов, то семья захватывает супружеские и родительские отношения. Брак представляет собой только отношение, а семья является, кроме того, еще и социальной организацией.

Итак, брак - институт, регулирующий отношения только супругов, а семья - институт, регулирующий, кроме того, еще и отношения между родителями я детьми.

Любой социальный институт предполагает наличие определенных функций. Это в полной мере относится и к институту семьи. Существует большое количество различных классификаций функций семьи, но наиболее удачной представляется схема, предложенная известными специалистами в области социологии семьи А.Г. Харчевым и М.С. Мацковским (таблица 8). 2

Таблица 8


Сфера семейной деятельности

Типы функций

общественные

индивидуальные

1

2

3

Репродуктивная

Биологическое воспроизводство населения

Удовлетворение потребности в детях

Воспитательная

Социализация молодого поколения. Поддержание культурного воспроизводства общества

Удовлетворение потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях

Хозяйственно-бытовая

Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми

Оказание хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи другим

Экономическая

Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества

Получение материальных средств одними членами семьи от других

Сфера первичного социального контроля

Моральная регламентация поведения членов семьи, регламентация ответственности и обязательств между членами семьи

Формирование и поддержание правовых и моральных санкций при нарушении моральных норм членами семьи

Духовного общения

Развитие личности членов семьи

Духовное взаимообогащение. Поддержание дружеских отношений в брачном союзе

Социально-статусная

Предоставление определенного социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры

Удовлетворение потребностей в социальном продвижении

Досуговая

Организация рационального досуга. Социальный контроль

Удовлетворение потребности в совместном проведении досуга, взаимообогащение интересов

Эмоциональная

Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия

Получение психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребности в личном счастье и любви

Сексуальная

Сексуальный контроль

Удовлетворение сексуальных потребностей

Значимость этих функций на разных исторических этапах развития семьи различна; так, большинство исследователей отмечает, что в современных условиях репродуктивная функция утрачивает свое значение, в то время как значимость духовной и эмоциональной функций возрастает.

2. Исторические формы брачно-семейных отношений

В процессе исторического развития отношения семьи и общества, семьи и личности постоянно изменялись под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни и общественных отношений. Институт семьи прошел такие этапы , как групповой брак, полигамия и моногамия.

Некоторые антропологи полагают, что исторически первой была групповая форма брака , при которой несколько мужчин и женщин находятся меду собой в брачных отношениях. Такой брак и сейчас встречается у некоторых архаических племен, например, на Маркизских островах.

Достаточно широко до сих пор распространен полигамный брак , при котором один из супругов имеет нескольких брачных партнеров. Наиболее часто встречается такая его форма, как полигиния , или многоженство, распространенное в некоторых странах исламской культуры. Но даже в этих странах многоженство не является массовым, только весьма состоятельные люди могут позволить себе содержать нескольких жен. Значительно реже встречается полиандрия - многомужество. Примером являются некоторые сообщества Тибета и Южной Индии, где многомужество обусловлено значительным перевесом мужского населения над женским. В иных случаях полиандрия имеет экономические корни. Здесь считается нормальным, когда женщина, выходя замуж, автоматически становится женой всех братьев своего мужа и они живут вместе.

Но, конечно, наиболее распространенным как раньше, так и сейчас, является моногамный брак - союз одного мужчины с одной жен щиной. Именно на основе этого брака и возникли основные исторические типы семьи .

К первому из них можно отнести большую патриархальную семью (расширенную) . Это семья многопоколенная (с совместным проживанием нескольких поколений родственников) и включающая в себя несколько ветвей родственников: основатель рода, его взрослые сыновья со своими семьями и так далее по нисходящей. В аграрных обществах, где существовал дефицит земли, возникала одноветвевая модификация патриархальной семьи: для того чтобы не дробить земельный надел, все взрослые женатые сыновья, за исключением одного (наследника), выделялись из семьи и заводили самостоятельное хозяйство.

Патриархальная семья выступала и как самостоятельная экономическая единица, осуществляющая производственно-хозяйственную деятель­ность и выступающая субъектом собственности. Доминирующую роль (и экономическую, и социальную) в такой семье играет мужчина-глава рода. Очень сильно выражены отношения зависимости младших от старших, женщин от мужчин, за отдельными членами семьи жестко закреплены социальные функции (мужские и женские, возрастные и др.).

В условиях традиционного общества патриархальная семья была необходимым и эффективно функционирующим социальным институтом. Она выступала своеобразным амортизатором между отдельным индивидом и обществом, защищая его права и интересы, выполняла функцию социальной поддержки слабых и неспособных самостоятельно обеспечить себя. В пространстве такой семьи человек чувствовал себя достаточно комфортно, стабильность жизни и его социальное благополучие были гарантированы. Но в то же время социальный контроль над индивидом был очень жестким, его жизнедеятельность строго регламентировалась семейными правилами и уровень личной свободы был минимален.

По мере развития общества, изменения производственно-хозяйственной жизни и социального устройства происходит трансформация института семьи, появляются ее новые формы. Прежде всего на институциональную трансформацию семьи повлиял переход к индустриальному обществу, происходивший в странах Запада в период XVII-XIX вв. К факторам трансформации семьи можно отнести следующие:


  • усиление горизонтальной социальной мобильности, увеличение миграций, что приводило к ослаблению или разрыву родственных связей;

  • усиление вертикальной мобильности, а значит, рост социальной дистанции между родственниками - статусные различия порождают психологическую напряженность и отчуждение в отношениях;

  • развитие государственной и общественной систем социальной помощи, заменяющих отчасти родственную поддержку;

  • утрата семьей функции самостоятельной экономической единицы, члены семьи в условиях индустриального общества оказываются вовлеченными в разные производственные системы и имеют независимые источники дохода;

  • включение женщин в систему общественного производства, как следствие - изменение социальной роли женщины, эмансипация и большая самостоятельность по отношению к мужчине в семье;

  • развитие внесемейных форм социализации, образования и воспитания детей.
Все эти процессы привели к тому, что на смену патриархальной семье приходит новый тип - нуклеарная семья . Это семья, состоящая из мужчины и женщины и их прямого потомства. В настоящее время нуклеарный тип семьи является наиболее распространенным во всем мире. Нуклеарная семья основана на более свободных отношениях, степень социального контроля, по сравнению с семьей патриархальной, значительно ниже, но это делает такую семью менее устойчивой, в большей степени подверженной кризисам.

Модификации нуклеарной семьи весьма разнообразны. К ним относятся:


  • нуклеарная малодетная семья , состоящая из родителей и 1-2 детей;

  • нуклеарная многодетная семья , состоящая из родителей и 3 и бо­лее детей;

  • бездетная семья , состоящая из мужа и жены;

  • многопоколенная (как правило, трехпоколенная: деды - дети -внуки) семья.
В западных странах и в России в последние десятилетия преобладает нуклеарная малодетная семья, что связано с тенденцией снижения рождаемости.

Семья является непостоянным субъектом, меняется число ее членов, их состояние, характер взаимоотношений. Коммуникативная система семьи определяется характером взаимодействия в рамках ее подсистем. Если взять за исходную модель полную нуклеарную семью, то ее можно дифференцировать на следующие подсистемы .


  1. Брачная подсистема, включающая мужа и жену и их взаимоотношения как супругов вне фона родительских обязанностей. В этой подсистеме формируется способность партнеров поддерживать друг друга и вырабатывается система взаимных ожиданий и оценки.

  2. Родительская подсистема, определяющая взаимодействие супругов как отца и матери, родителей. Основное содержание отношений в рамках этой подсистемы связано с выработкой основных принципов, правил, конвенциональных норм, касающихся выработки совместной воспитательной стратегии.

  3. Подсистема «родители - дети». В рамках этой подсистемы осуществляется взаимодействие поколений, определяются границы власти и ответственности между поколениями, родителями и детьми, складывается определенный эмоциональный фон взаимоотношений.

  4. Подсистема «братья - сестры», в рамках которой выстраиваются внутрипоколенные отношения, отношения детей в семье, предполагающие формирование конкуренции и, в то же время, солидарности и взаимной поддержки.
Разумеется, в зависимости от структуры и состава в конкретной семье могут отсутствовать те или иные из указанных подсистем (например, брачная подсистема в неполной семье) или присутствовать другие подсистемы (например, «деды - внуки»).

Семья - это не только система, обладающая определенной структурой, развитие семьи - это процесс, проходящий определенные этапы . Разумеется, эти этапы не являются строго обязательными для каждой отдельной семьи, скорее они связаны с некоторыми общими закономерностями, свойственными процессу семейной эволюции в целом.


  1. Интимность - этап, охватывающий взаимоотношения супружеской пары в период ее формирования до появления детей. Содержанием этого этапа является взаимная «притирка», выстраивание системы отношений.

  2. Пополнение - время между рождением первенца и тем моментом, когда последний ребенок пойдет в школу. Основное содержание этого этапа связано с развитием воспитательных способностей и возможностей родителей и выстраиванием и упорядочением коммуникации в системе «родители - дети».

  3. Индивидуализация, обособление - период, когда в семье есть взрослеющие дети школьного возраста, у которых появляются собственные внесемейные интересы и свой круг общения. Главная проблема этого этапа - отделение личности ребенка от личностей родителей, поддерживая его (их) автономию, оказывая детям поддержку как в семье, так и вне ее.

  4. Товарищеские отношения - этап, логически продолжающий предыдущий. Он наступает тогда, когда ребенок (дети) достигает подросткового возраста со свойственным этому периоду гипертрофированным стремлением к независимости. Проблемным является передел «властных границ» в семье, легитимация независимости детей и выстраивание партнерских отношений с ними.

  5. Перегруппировка - время, когда повзрослевшие дети уходят из семьи, что радикально меняет ее структуру и характер взаимоотношений между ее членами. Это порождает ряд проблем, первой из которых является перестройка отношений между поколениями семьи из модели «взрослые - дети» в модель «взрослые - взрослые». Зачастую родители (родительская семья) стремятся сохранить, может быть из лучших побуждений, контроль над личной, семейной жизнью детей, программировать их жизнедеятельность, что вызывает реакцию сопротивления.
Второй круг проблем связан с отношениями между супругами. Зачастую дети являются своеобразным «медиатором», главным связующим звеном в отношениях между мужем и женой. Их уход из семьи может породить своеобразный «коммуникативный вакуум», исчезновение общего ценностного пространства, что порождает взаимное отчуждение и угрозу разрыва супружеских отношений.

6) Восстановление. Уход детей освобождает супругов от груза родительских забот, что позволяет восстановить отношения в брачной подсистеме.

По критерию пространственно-территориальной локализации семьи бывают патрилокальные , в которых молодожены переходят жить в дом отца мужа, и матрилокальные , где молодежь остается жить у родителей жены. Сегодня, когда молодожены-горожане вынуждены селиться у тех родителей, у которых есть для этого соответствующее жилище, точнее говорить об унилокальных семьях; в этом случае поселение молодоженов или у родителей мужа, или у родителей жены состоялось не по причине следования традиции. Встречаются также неолокальные семьи, имеющие возможность жить отдельно от родителей в своем доме.

3. Перспективы развития семьи и брака

Вряд ли можно найти еще какое-либо социальное явление, которое претерпело столь существенные изменения в процессе перехода к современному обществу. Семья в решающей степени видоизменилась, что сказалось и сказывается и, может быть, еще скажется на всем развитии общества. Перечислим основные семейные изменения на стадии перехода от доиндустриального общества к индустриальному.

- Переход от родственно-семейного принципа организации общественной жизни к социально-экономической и политической жизни.

- Изменение основной экономической единицы общества - семейного домохозяйства на наемный труд на крупных и иных предприятиях с индивидуальной оплатой труда независимо от статуса в семье. При этом формируется потребительский тип семьи в урбанизированных регионах, женщина вовлекается в общественное производство, продолжая вести домашнее хозяйство и воспитывать детей.

- Изменяется система ценностей фамилизма с его долгом, следованием семейным традициям, нормам, ценностям, родительским авторитетом и пр. на ценности индивидуализма, независимости, прав личности, свободы выбора, ценности личных достижений и т. д., что вызывается сменой основного типа семьи - расширенной семьи - нуклеарной семьей.

- Переход от развода по инициативе мужа в связи с бездетностью к разводу, вызванному межличностной несовместимостью супругов.

- Переход от «закрытой» к «открытой» системе выбора супруга на основе межличностной избирательности молодыми людьми друг друга независимо от предписания родства и традиций обмена приданым и выкупом невесты (хотя и при сохранении имущественных интересов и системы наследования, закрепленных брачным контрактом).

Переход от традиционной культуры с жестким табу на применение контрацепции (для компенсации высокой смертности) к индивидуальному вмешательству в репродуктивный цикл, т. е. к предупреждению и прерыванию беременности.

Переход от эры стабильной многодетности семьи на протяжении всей человеческой истории к эре непрерывного исчезновения многодетности семьи с исторической сцены. При этом не следует забывать, что население земли в целом быстро растет.

Тенденции развития современной семьи

В последнее время в научной литературе, публицистике, выступлениях политиков и представителей общественности все чаще можно встретить выражение «кризис семьи» 3 . Можно даже говорить о своеобразном «семейном алармизме» (от фр. alarm - тревога) - повышенной тревожности, связанной с некоторыми тенденциями в жизни современной семьи. Некоторые специалисты даже прогнозируют исчезновение, деструкцию этого социального института в более или менее отдаленном будущем. Что это за тенденции и насколько обоснованы такие опасения?


  1. Наиболее тревожной из этих тенденций считается рост разводов, распада браков и увеличение числа неполных семей . Действительно, в настоящее время в России на сто заключаемых браков приходится около пятидесяти (в некоторых регионах около шестидесяти) разводов. В западных странах эта тенденция также проявляется достаточно отчетливо, так, известный американский социолог Нейл Смелзер утверждает, в США в 80-е гг. уровень разводов по сравнению с 1956 г. увеличился в два раза.

  2. Заметное снижение рождаемости , наблюдаемое во многих странах Запада и в России. Все более типичной становится однодетная семья. Если в 1959-1960 гг. на одну женщину репродуктивного возраста приходилось в среднем 2,56 рождений, то в 90-е гг. двадцатого века их число снизилось до 1,5. Снижение рождаемости дошло до предела, называемого депопуляцией - превышением смертности над рождаемостью и сокращением общей численности населения. Депопуляционные процессы начались в России с 1992 г., и темпы их не снижаются. В связи с этим можно предположить, что репродуктивная функция для современной семьи становится все менее значимой.
3. Увеличение числа детей-сирот, что связано прежде всего сростом социального сиротства , то есть сиротства при живых родителях. Масштабы социального сиротства, детской безнадзорности и беспризорности, во всяком случае в России, постоянно растут. По очень приблизительным подсчетам, число таких детей - около 3 миллионов, только в государственных учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, сейчас находится около 250 тыс. человек. Это говорит о снижении значимости воспитательной, социализирующей функции семьи.

Можно привести и другие тревожащие специалистов и общественное мнение тенденции, но позволяют ли они говорить о кризисе, распаде семьи, или речь должна идти, скорее, о процессах институциональ ной трансформации, изменениях значимости различных функций. Ведь процесс исчезновения большой патриархальной семьи, превращение ее в нуклеарную современниками также воспринимались как кризис.

Это предположение можно обосновать на основе анализа ряда факторов, характеризующих статус, структурные особенности, функции современной семьи.

К их числу можно отнести изменение экономического статуса и экономических функций семьи. В семье традиционного типа, являющейся экономической единицей, члены семьи, прежде всего супруги, были тесно связаны отношениями экономической зависимости (в особенности это относилось к положению женщин). В этих условиях разрыв брачных отношений приводил к резкому снижению экономического статуса супругов. В условиях современного общества работающие супруги дистанцированы и экономически автономны, поскольку в большинстве случаев они вовлечены в разные производственные структуры. Кроме того, широкое вовлечение женщин в структуру общественного производства обеспечило их финансовую независимость от супруга, а значит, и большую социальную самостоятельность.

Другим фактором институциональной трансформации является изменение гендерных ролей и социальных функций мужчин и женщин. В течение XX в. мужчины постепенно утрачивали выраженные доминирующие позиции в обществе и семье. Это связано прежде всего с изменением положения женщины в обществе, с выходом ее из «внутреннего» узкого пространства семьи во «внешнее» пространство социальной жизни. Такое изменение связано с экономическими причинами, включением женщин в систему общественного производства, с политическими процессами, получением женщинами избирательных и иных политических прав, с ростом образовательного уровня женщин и, в соответствии с этим, с изменением общественного сознания, оценки роли женщины в обществе.

Функция материального обеспечения семьи перестала быть только мужской, зачастую жена зарабатывает больше мужа и берет на себя заботу о материальном благополучии своем и детей. Это касается не только сферы финансовой, зарабатывания денег.

Разумеется, нельзя полагать, что эти функционально-ролевые изме­нения происходят автоматически и безболезненно. Изменение статусно-ролевых диспозиций приводит к тому, что мужчина постепенно утрачивает реальную власть в семье, что зачастую воспринимается им болезненно, формирует скрытый комплекс неполноценности, провоцирует различные формы девиации (пьянство, агрессия), приводит к конфликтным ситуациям в семье.

К факторам институциональной трансформации можно отнести существенное изменение в иерархии социальных функций семьи. Традиционно главными функциями считались репродуктивная, воспитательная, экономическая, хозяйственно-бытовая - то есть семья интегрировалась прежде всего «внешними» факторами и репрезентировалась прежде всего как «ячейка общества». Тенденция развития современной семьи такова, что она превращается из ячейки общества в «товарищество», содружество, и на первый план выходит функция эмоциональная, духовная, то, что связано с взаимной психологической поддержкой и эмпатией. Соответственно, меняется система взаимных ожиданий и требований, предъявляемых супругами друг другу, причем планка этих требований повышается. Большая свобода отношений предполагает более развернутую систему ожиданий. Неудовлетворенность этих ожиданий, в частности, во многом влияет на динамику разводов.

Наконец, существенное влияние на изменение семейных отношений оказывает изменение половой морали. Сексуальная революция привела к тому, что на смену репрессивной модели половой морали пришла пермиссивная (основанная на вседозволенности) модель. 4

Заключение

По данной проблеме нет единодушного ответа. Одни считают, что семья достигла состояния глубокого распада, и этот процесс необратим. Оптимисты же считают иначе. Они позитивно относятся к разрушению нуклеарной семьи. Они с радостью ожидают, что возникнут новые формы семьи, способствующие созданию более благоприятной окружающей среды и самовыражению всех членов семьи. По другим точкам зрения предсказывается: возраст к традиционной семье, сохранение современной семьи и даже создание «ненастоящих» семей, основанных на общих интересах и потребностях. Однако то, что произойдет в действительности, вероятно, не будет точно соответствовать этим предсказаниям. С другой стороны, семья отличается гибкостью и устойчивостью. Предсказания гибели семьи отражают скорее тревогу исследователей, а не реальную ситуацию. Ведь в реальной жизни признаков полного уничтожения семьи не наблюдается. Вместе с тем мы можем уверенно сказать, что традиционная семья отошла в прошлое и ее возрождение не предвидится. Современные тенденции развития семьи показывают, что происходит постепенная утрата ее функций, но сохраняется монополия семьи на регулирование интимных отношений взрослых, деторождение и уход за детьми, и эта монополия сохранится в принципе и в перспективе. Конечно могут произойти частичные изменения в этих сравнительно устойчивых функциях. Функция воспроизведения, присущая семье, будет в большей степени осуществляться и незамужними женщинами, наряду с искусственным оплодотворением женщин. Функция социализации, выполняемая семьей, будет в большей мере разделена между семьей и посторонними людьми: воспитателями дошкольных учреждений, игровых групп, центров по уходу за детьми. Расширятся возможности обретения дружеского общения и эмоциональной поддержки вне семьи. Таким образом, семья займет свое место среди нескольких других социальных структур, управляющих воспроизводством, социализацией и регулированием интимных отношений.

Список литературы:


  1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., МГУ, 1996.

  2. Исаев Б.А. Социология. – СПб.: Питер, 2007.

  3. Козлов Н. Как относиться к себе и людям или практическая психология на каждый день. М., «Новая школа», 1994.

  4. Комаров М.С. Введение в социологию. М., «Наука», 1994.

  5. Общая социология. / Курс лекций под ред. А.Г. Эфендиева/ - М.: ИНФРА-М, 2005.

  6. Поправко Н.В., Рыкун А.Ю., Пирогов С.В., Бондаренко Л.Ю. и др. Основы социологии: Учебник / Под ред. Н.В. Поправко. – Томск: Томский государственный университет, 2006.

  7. Рюриков Ю.Б. Мед и яд любви (Семья и любовь на сломе времен). М., 1990.

  8. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Под ред. Г.В. Осипова. – М.: Норма, 2003.

  9. Социология. Ч. 2. Учебно-практическое пособие. М., МГУТУ, 2001.

  10. Учебный социологический словарь. Изд. 4-е, доп. и перераб. / Под ред. С.А. Кравченко. – М., 2001. С. 348-349.

Семья как институт общества развивается вместе с обществом. На протяжении трёх ступеней развития общества возникли 3 исторические формы семьи и брака :

1) дикость – полигамия (групповой брак, матриархат);

2) варварство – парная семья (господство мужа);

3) цивилизация – моногамия (индивидуальная половая любовь).

1.Полигамия. Люди жили общинами. Отец был неизвестен, родословная велась по матери. Труд женщины по ведению домашнего хозяйства является общественно необходимым.

2.Парная семья . Выделение пары в отдельную семью. Промежуточная ступень.

3.Цивилизация . Существует 2,5 тыс. лет. Равноправие, добровольность вступления женщин в брак. Индивидуальная половая любовь появляется в середине века.

Семья как малая группа и социальный институт. Основные функции семьи.

Семья - это социальный институт и малая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семья (Антонов) - основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества, родительства, родства, осуществляющая воспроизводство населения социализацию детей и т.д.

Основа семьи - брачный союз между мужчиной и женщиной в формах, санкционированных обществом. Своим возникновением и существованием семья обязана общественным потребностям, нормам и санкциям, предписывающим супругам заботу о детях.

Семья как малая социальная группа, состоящая из индивидов, связанных между собой отношениями брака или родства. При анализе семьи как малой группы можно выделить два типа характеристик:

1. Характеристики группы в целом (цели и задачи семьи, состав семьи, структура власти);

характеристики связей и отношений семьи с более широкими социальными системами

Различают семью (наличие триединства) и "семейные" группы (люди, ведущие совместное домохозяйство и объединенные только родством, либо родительством и супружеством).

Вместе с тем семья рассматривается как основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью.

Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Семья - это более сложная система взаимоотношений, чем брак.

В зависимости от эволюции общества и изменения требований, предъявляемых к семье как к социальному институту, изменялись и функции семьи :

1. репродуктивная,

2. воспитательная,

3. хозяйственно-экономическая,

4. рекреативная (взаимопомощь),

5. коммуникативная,

6. регулятивная.

Для современной cемьи характерна ориентация на личностные, а не статусные характеристики индивидов в ситуации брачного выбора. Происходит процесс усложнения отношений между старшим и средним поколением в семье и одновременно с этим растет число нуклеарных семей. Изменяются отношения между родителями и детьми. Традиционные нормы и ценности становятся сегодня менее значимыми.

Изменяется структура лидерства в семье. Основой современной семьи становятся не экономические отношения, а эмоциональная сторона межличностных отношений. Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Первоначально отношения в семье регулировались племенными и родовыми обычаями, затем регуляция приобретает нравственный, религиозный и правовой характер.

Специфические функции семьи отражают ее особенности как социального явления (т.е. к выполнению которых семья оказалась принуждена в определенных исторических условиях) - репродуктивная и содержание и социализация детей - сохраняются во всех исторических условиях.

Неспецифические функции связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства, отдых и т.д. - отражают исторический характер связи между семьей и обществом. В начале XX века cоциальные институты все более совмещают с семьей выполнение функций образования - школы; защиты и охраны - армия; досуга - сфера обслуживания.

Огборн считает, такой перехват семейных функций прогрессивным, а Сорокин -негативным, так как семья превращается в бездетное сожительство, "где дом будет местом ночных встреч для сексуального общения".

СЕМЬЯ (Харчев) – это конкретно-историческая система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми как малой соц. группы, которые связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.

Соц. сущность семьи раскрывается в функциях семьи.

Функции семьи:

1. репродуктивная (воспроизводство);

2. реализация личности человека, удовлетворение его потребностей;

4. социализация (процесс обучения и воспитания);

5. хозяйственно-бытовая;

6. культурно-просветительская.

Структура семьи:

1. Основывается на количестве детей:

Малодетная (1-2);

Среднедетная (3-4);

Многодетная (свыше 5);

2. Неполная семья (отсутствует один из родителей);

3. Бездетная семья;

4. Нуклеарная (одно поколение родители и дети);

5. Расширенная (несколько поколений живут в одной семье).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Основные функции и типы современной семьи

На сайте сайт читайте: 3.основные функции и типы современной семьи...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Для ранних ступеней общественного развития была характерна беспорядочность половых отношений. С появлением родов возник групповой брак, который регулировал эти отношения. Группы мужчин и женщин жили рядом и состояли в «коммунальном браке » – каждый мужчина считал себя мужем всех женщин.

Постепенно формировалась групповая семья , в которой женщина занимала особое положение. Через гетеризм (гинекократию ) – отношения, основанные на высоком положении женщин в обществе, – прошли все народы в направлении к индивидуальному браку и семье. Дети находились в женской группе и только повзрослев переходили в группу к мужчинам. Первоначально доминировала эндогамия – свободные связи внутри рода, затем, в результате возникновения социальных «табу», экзогамия (от греч. «екзо» – вне и «гамос» – брак) – запрет браков внутри «своих» родов и необходимость вступать в него с членами других общностей. Род состоял из половин, возникающих в ходе соединения двух линейных экзогамных племен, или фратрий (дуально-родовая организация), в каждой из которых мужчины и женщины не могли вступать в брак друг с другом, а находили себе пару среди мужчин и женщин другой половины рода. Табу инцеста (запрета на кровосмешение) исследовал Э. Вестермарк. Он доказал, что эта мощная социальная норма укрепляла семью. Появилась кровнородственная семья: брачные группы были разделены по поколениям, половая связь между родителями и детьми была исключена.

Позднее сложилась пуналуальная семья – групповой брак, охватывавший братьев с их женами или группу сестер с их мужьями. В такой семье исключалась половая связь между сестрами и братьями. Родство определялось по материнской линии, отцовство было неизвестно. Такие семьи наблюдал Л. Морган в индейских племенах Северной Америки.

Затем сформировался полигамный брак : многоженство, многомужество. Дикари убивали новорожденных девочек, из-за чего в каждом племени был избыток мужчин, а женщины имели несколько мужей. В этой ситуации, когда родство по отцовской линии определить было невозможно, сложилось материнское право (право на детей оставалось за матерью).

Многоженство возникло из-за значительных потерь мужчин во время войн. Мужчин было мало, и они имели нескольких жен.

Ведущая роль в семье перешла от женщины (матриархат) к мужчине (патриархат). По своей сути патриархат был связан с наследственным правом, т.е. с властью отца, а не мужа. Задача женщины сводилась к рождению детей, наследников отца. От нее требовалось соблюдение супружеской верности, поскольку материнство всегда очевидно, а отцовство – нет.

В кодексе вавилонского царя Хаммурапи за несколько тысячелетий до нашей эры была провозглашена моногамия, но вместе с тем закреплено неравенство мужчин и женщин. Господином в моногамной семье стал мужчина-отец, заинтересованный в том, чтобы удержать собственность в руках кровных наследников. Состав семьи значительно ограничивался, от женщины требовалась строжайшая супружеская верность, а прелюбодеяние жестоко каралось. Мужчинам, однако, разрешалось брать наложниц. Подобные законы издавались в древние и средние века во всех странах.



Многие ученые-этнографы отмечали, что всегда как антитеза моногамии существовала проституция. В некоторых обществах была распространена так называемая религиозная проституция: вождь племени, священник или иной представитель власти имел право провести с невестой первую брачную ночь. Господствовало убеждение, что священник, пользуясь правом первой ночи, освящал супружество. Великой честью для молодоженов считалось, если правом первой ночи пользовался сам король.

В исследованиях, посвященных проблемам семьи, прослеживаются основные этапы ее эволюции: почти у всех народов счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу; на первичной ступени половых отношений наряду с временными (краткими и случайными) моногамическими связями господствовала широкая свобода брачных сношений; постепенно свобода половой жизни ограничивалась, уменьшалось число лиц, имеющих брачное право на ту или иную женщину (или мужчину); динамика брачных отношений в истории развития общества заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному.

Взаимоотношения родителей и детей также трансформировались на протяжении истории. Различают шесть стилей отношений к детям.

  • Инфантицидный – детоубийство, насилие (с древности до IV в. н.э.).
  • Бросающий – ребенка отдают кормилице, в чужую семью, в монастырь и пр. (IV–XVII вв.).
  • Амбивалентный – дети не считаются полноправными членами семьи, им отказывают в самостоятельности, индивидуальности, «лепят» по «образу и подобию», в случае сопротивления жестоко наказывают (XIV–XVII вв.).
  • Навязчивый – ребенок становится ближе родителям, его поведение строго регламентируется, внутренний мир контролируется (XVIII в.).
  • Социализирующий – усилия родителей направлены на подготовку детей к самостоятельной жизни, формирование характера; ребенок для них – объект воспитания и обучения (XIX – начало XX в.).
  • Помогающий – родители стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребенка с учетом его склонностей и способностей, наладить эмоциональный контакт (середина XX в. – настоящее время).

В XIX в. появляются эмпирические исследования эмоциональной сферы семьи, влечений и потребностей ее членов (прежде всего работы Фредерика Ле Пле). Семья изучается как малая группа с присущими ей жизненным циклом, историей возникновения, функционирования и распада. Предметом исследования становятся чувства, страсти, умственная и нравственная жизнь. В исторической динамике развития семейных отношений Ле Пле констатировал направление от патриархального типа семьи к нестабильному, с разрозненным существованием родителей и детей, с ослаблением отцовского авторитета, влекущим дезорганизацию общества.

Далее исследования взаимоотношений в семье концентрируются на изучении взаимодействия, коммуникации, межличностного согласия, близости членов семьи в различных социальных и семейных ситуациях, на организации семейной жизни и факторах устойчивости семьи как группы (работы Ж.Пиаже, З.Фрейда и их последователей).

Развитие общества детерминировало изменение системы ценностей и социальных норм брака и семьи, поддерживающих расширенную семью, социокультурные нормы высокой рождаемости были вытеснены социальными нормами низкой рождаемости.
________________________________________________________________________________

первая историческая форма семьи и брака – дуально - родовой групповой брак. Все мужчины одного рода становились потенциальными мужьями для женщин другого рода. При выборе женщины мужчина автоматически вступал в парную семью. Женщины и мужчины объединялись в легко расторжимый союз, имели право на «дополнительные» половые связи с другими мужчинами и женщинами. Такие семьи не характеризовались наличием строгих хозяйственных обязанностей и женщины могли оставаться жить со своими сородичами. Встречаясь друг с другом только для половых контактов. Это и семьёй теперь трудно назвать. Ведь как можно относиться к тому, что почётному гостю разрешалось иметь половую связь с дочерью хозяина дома. Хоть гостей в свой дом не пускай.

Вторая эволюция института семьи и брака характеризуется патриархальными чертами. Было решено, раз мужчина - главный добытчик, быть ему и главой семьи. Теперь, ещё холостой мужчина, выкупает себе невесту или похищает (если выкупить не может) с целью создания своей семьи. Теперь семья становится семейной общиной , в которую входит максимум три поколения семьи.

Заключительный этап эволюции семьи и брака - малая семья, которая включает в себя супругов и их детей. Первоначально, такая семья характеризовалась утрированной патриархальностью. После развода дети оставались всегда отцу, женщина не имела право несогласия с мужем. Если же она желала вернуться к родителям, её семья обязана была вернуть выкуп. После смерти мужа женщина не могла уйти из семьи мужа, ей позволяли лишь выйти замуж за родственника мужа. Неверность жены каралась смертью, мужчине же разрешалось вести романы на стороне.