Сценарий досугового мероприятия ко Дню народного единства «Я, ты, он, она — вместе дружная семья. Познавательная игра ко дню народного единства Эстафета "дружная команда"

Познавательная игра "Колесо истории", посвященная Дню народного единства

Задачи:

1. Развитие у школьников интереса к изучению истории своей Родины.

2. Воспитание интерес у учащихся к изучению истории России.

3. Расширять словарный запаси кругозор учащихся.

4. Совершенствование умений и навыков коллективной деятельности.

Оборудование:

    Раздаточный материал (тексты с ответами тестов, карточки с текстами стихотворений).

    Таблички с названиями команд.

    Флажки трех цветов.

Правила игры:

    Учащиеся делятся на 3 команды.

    Игра поводится на трёх станциях, на каждой из которых команды набирают определенное количество очков – флажков (за каждый правильный ответ).

    После прохождения всех станций подводится итог – подсчёт заработанных флажков.

    Игра заканчивается подсчетом флажков, объявлением победителя.Выигрывает та команда, которая набрала наибольшее количество флажков.

    Истории можно разыграть как сценки, а можно зачитывать.

Ход мероприятия:

1. Построение учащихся:

1. Учитель: В нашей стране с 2005 года 4 ноября отмечается как День народного единства.

День народного единства также совпадает по времени с одним из наиболее почитаемых русской православной церковью праздников – Днем Казанской иконы Божьей Матери, с заступничеством которой предание связывает и изгнание интервентов.

Казанскую икону святитель Иннокентий Херсонский называл “Русским покровом”. Осеннее празднование Пресвятой Богородице, в честь иконы Ее, именуемой “Казанская”, установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Время то было страшное и смутное. Вопрос стоял о самом существовании нашего Отечества! В этот смутный период страна осталась без царя и без царской династии, которая долгое время объединяла народ в государство, державу. Всюду царило безвластие, более страшное и для знати, и для простого народа, чем самая жестокая власть. Поляки, обманным путем овладев Москвой, глумились над православной верой. Казалось, что русское государство погибло, что Россия не сможет подняться с колен и никогда не обретёт былого могущества. И тогда по призыву патриарха Ермогена весь русский народ встал на защиту своей Родины. В ополчение, которое возглавляли князь Дмитрий Пожарский и нижегородский купец Кузьма Минин, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. “Станем, как один, за Русь, за Дом Пресвятой Богородицы!” - восклицал народ.

И произошло великое чудо: представительством Богоматери суд Божий об Отечестве нашем был преложен на милость! Русские войска освободили Москву от врагов! Вскоре и вся русская земля была очищена от иноземных захватчиков.

2. Храм, расположенный на проспекте Первостроителей нашего города носит имя этой иконы.

      Есть много произведений, прославляющих нашу страну, наших русских людей.

И сегодня мы выучим подобное стихотворение:

Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
Колесо истории мы повернем
И рассказывать начнем,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли!

    Сегодня мы с вами будем играть в увлекательную историческую познавательную игру. Вы познакомитесь с новыми историческими событиями, новыми словами, узнаете много интересных фактов.

На нашей игре “Колесо истории” встречаются три дружины: красная, зеленая и синяя. У каждого соответствующий по цвету флажок. Начинаем игру.

Каждая команда получает маршрутный лист с указанием расположения и движения по станциям.

1 станция – библиотека

2 станция – актовый зал

3 станция – классный кабинет

2. Игра – движение команд по станциям.

I станция

История 1.

В комнату вошёл мужчина.

Мальчик говорит: а это что за детина?

Другой мальчик: А-а-а… Этот. Из Холмогор пришел с рыбным обозом. Учиться надумал.

1-й: Ой, да сколько же ему лет?

2-й: Годков двадцать будет.

1-й: Эй ты, детина! Какой болван. В двадцать лет пришел латыни учиться!

Мужчина: Цыц, несмышленыши! Выучу я латынь и другие науки, ибо сказано: “Через тернии – к звездам!”.

ВОПРОС. Кто был этот человек, который хотел выучить латынь?

    Петр I;

    Менделеев Дмитрий Иванович;

    Ломоносов Михаил Васильевич.

История 2 .

К киевскому князю Мстиславу Романовичу прибыл гонец.

Гонец: Великий князь! Беда страшная идет – кочевники. Вооружаться надо!

Князь: Сколько же их?

Гонец: Тьма воинов, князь! На три дня конного пути растянулось их войско!

ВОПРОС. Что же означает слово “тьма” в то время?

  1. 10000.

Дополнительные вопросы:

    Каков был рост Петра I? (2 метра 4 сантиметра).

    Назовите первую печатную книгу на Руси (Апостол, XVI век).

Станция 2.

История 1 .

Сидит нищий, просит милостыню, мимо проходит господин с дамой.

Нищий: Подайте, господа хорошие, Христа ради.

Дама (господину): Дай же убогому на пропитание.

Господин (даме): Перестань. На всех никакой мошны не хватит.

Нищий: У-у-у, мироеды проклятые.

ВОПРОС. Многие знают, что слово “мироед” является оскорбительным прозвищем. Какое же значение это слово имело в XVIII веке?

    Куркуль, богатый человек;

    Старик, живущий за счет общины;

    Человек, обирающий других.

История 2 .

В трактир входит барин и сталкивается с бедняком, дает бедняку подзатыльник: Ах ты, рожа неумытая, вертишься под ногами. Не видишь, барин идет.

Бедняк: Прошу прощения, барин и убегает.

Барин: Развели тут нехристей-инородцев тьму тьмущую!

ВОПРОС. В Российской империи существовал термин “инородец”. Кого же так называли?

    Живущих на окраине страны, людей другой религии;

    Жителей Сибири;

    Иностранцев.

Дополнительный вопрос (вытаскивают 1 пословицу и объясняют её смысл)

    За морем теплее, а у нас милее.

    На чужой стороне Родина милее вдвойне.

    Где кто родился, там и пригодился.

Станция 3.

История 1 .

Сидит царь, в ногах бьет челом холоп.

Царь: И поселить этого холопа в курной избе на хлеби на квас, чтоб навсегда запомнил, как перечить своему государю. Убрать его!

ВОПРОС. Что за помещение “курная изба”, просуществовавшая на Руси до XIX века?

      крестьянская изба, топившаяся по черному – без трубы;

      избушка, где содержали кур;

      тюремное помещение


История 2

1. Сидит царь на троне, думает.

Царь:

Царь или не царь!
Помиловать или казнить…
Решить или подождать…
Эх! Тяжела ты, шапка Мономаха…

ВОПРОС: Почему “шапка Мономаха” тяжела?

    Много украшений было на венце;

    Царь решает много государственных вопросов;

    Опасная служба – быть царем.

Дополнительный вопрос

В годы правления Петра I был выпущен гражданский календарь.

ВОПРОС: Что было впервые напечатано в календаре?

    родословная Романовых;

    заметки о Европе;

    астрологический прогноз.

    1. Итог

Учитель: За эти праздником предлагаю закрепить неформальное название – День добрых дел. Давайте помнить об этом, видеть тех, кому нужна наша помощь, помогать им и бодрым поступком, и тёплым словом.

Теперь предлагаю раскрасить асфальтированную площадку перед крыльцом нашей школы праздничными рисунками. На них вы можете нарисовать и те сюжеты, о которых вы сегодня говорили во время игры.

Рисунки на асфальте

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Данная разработка посвящена Дню народного единства. В игровой форме учащиеся получат возможность познакомиться с историей нашей Родины, а также сплотиться в единую команду

Цель способствовать воспитанию у учащихся чувств патриотизма, развитию уважения к отечественной истории, культуре, традициям, а также развитию навыков и умений работы в команде.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с историей празднования Дня народного единства;
  • создать условия для применения учащимися, с одной стороны, знаний, умений и навыков по истории России, а с другой – показать многонациональность и поликонфессиональность российского народа;
  • объяснить важность и значимость Дня народного единства для консолидации общества и развития государства.

Формы организации деятельности детей – квест-технология, командообразование.

Ход мероприятия

Построение команд и их представление (возможны девизы, эмблемы, названия команд, символизирующие День народного единства)

Вступительное слово.

Ведущий: Наша страна - это большая территория, на которой живёт много людей, разных национальностей, культур, характеров.

Вопрос к аудитории: А сколько разных традиций на нашей родной земле?!

Наверное, десятки, сотни, тысячи! Но не всегда было так. Сначала Восточно-Европейская равнина была заселена разными племенными союзами, которые зачастую враждовали между собой, а позже благодаря стараниям первых князей Русская земля начала постепенно складываться в единое государство с определенными очертаниями границ, ценностями и установками. Однако, постепенно удельные князья захотели больше власти, и каждый «тянул на себя одеяло», ранее существовавший союз начал распадаться, и наступил удельный период отечественной истории. Позже, благодаря человеческому прозрению и ордынской угрозе русский народ начал объединяться против нависшей угрозы, а благодаря народным ополчениям наше государство уцелело в период Смуты.

Сегодня мы с вами, дорогие друзья, попробуем изучить историю этого праздника, познакомимся с некоторыми традициями и обычаями нашего народа, которые способствовали развитию нашего единства и толерантного отношения друг к другу.

Обращение к капитанам. Капитаны команд, пожалуйста, возьмите материалы, необходимые для прохождения непростого пути знаний.

Командам выдаётся шифр, который команды должны разгадать, а также дорожную карту, благодаря, которой команды будут знать, в каком направлении двигаться. После вручения необходимых материалов, команды приступают к прохождению испытаний.

ШИФР

Отгадка: Дружба народов - их богатство (башкирская пословица)

Пример. ДОРОЖНАЯ КАРТА КОМАНДЫ № 1


***Распределение кабинетов, а также порядок их прохождения зависят от каждой конкретной ситуации и материально-технических условий образовательного учреждения. Оптимально, чтобы время пребывания на одной станции было примерно одинаковым или же в разных местах (аудиториях можно организовать несколько похожих станций)

Станция № 1

Команду встречает модератор станции. Детям предлагается подобрать к началу пословицы их окончания, склеивая их прозрачных скотчем, друг за другом. Если последовательно собрать все пословицы, и склеить их, то сзади получится ключ-подсказка для разгадки шифра.

Примерные пословицы для сопоставления:

  • Ручьи сольются - реки, люди соединятся - сила.
  • Единство братьев крепче каменного утеса.
  • Если сердца отца и сына едины - земля превратится в золото, если братья приложат силы - гора превратится в яшму.
  • Если враг у ворот - на защиту весь народ.
  • Мир охнет, так лес засохнет.
  • Доброе братство лучше богатства.

Пример оформления


По окончании задания команда получает ключ 16-О.

По чёрному белым
Пишут то и дело.
Потрут тряпицей -
Чиста страница.
(Школьная доска)

На обратной стороне откидной половины доски приклеить листок с алфавитом, чтобы натолкнуть команду к разгадке шифра.

Станция № 2

Модератор станции рассказывает команде о том, что такое Смута, в котором будут содержаться ответы, а после даёт участникам собрать несколько разрезанных картинок, которые нужно собрать и сказать, каким образом эти изображения относятся к периоду Смуты.

Рассказ:

После смерти Ивана Грозного не оказалось наследников, способных продолжить его политику. Федор Иоаннович и Борис Годунов не смогли удержать в стране порядок, в связи с этим наступила Смута, т.е. исторический период, когда не было единого правителя, а на престоле друг друга сменяли самозванцы-Лжедмитрии. Но народ этого терпеть не мог, т.к. положение осложнялось тем, что в наши государственные дела лезли другие государства (например, Польша), пытались отвоевать наши территории, и вот, в начале1611 году было собрано первое народное ополчение под руководством Прокопия Ляпунова против иностранных захватчиков, но ничем это не закончилось, оно распалось из-за неорганизованности действий. Уже осенью того же года собралось Второе ополчение под руководством посадского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, и в 1612 году Москва была освобождена от поляков, которые творили многочисленные бесчинства. В 1613 г. был созван Земский Собор, по решению которого на престоле воцарилась новая династия – Романовы и её первый представитель Михаил Федорович. В 1625 г. по распространенному мнению среди историков, в честь изгнания из Москвы польско-литовских захватчиков был построен Собор Казанской иконы Божией Матери в Москве на средства князя Дмитрия Пожарского.

Примеры изображений.


(Собор Казанской иконы Божией Матери в г. Москве)


(Памятник Минину и Пожарскому)


(Михаил Фёдорович Романов)

После выполнения задания команде вручается следующий код: 18-Р.

Станция № 3

Модератор: На этой станции попробуем размять не наш мозг, а показать, какая вы команда. Напомните свой девиз!

Дети повторяют свой девиз.

Хмм, молодцы! Вы хорошо справились с этой задачей, а теперь предлагаю выполнить упражнение «Остров».

Условия : на пол нужно прилепить скотчем (достаточно крепко) пять листов формата А 4.

Задание: необходимо, чтобы все члены команды поместились на этом острове в течение 3 минут.

(можно, чтобы дети стояли на этом острове одной ногой или держали друг друга, главное, чтобы ноги не выступали за границы этих листов)

15-Н.

Станция № 4

Необходимо соотнести портрет и деятеля эпохи Смуты или современности, после соотнесения команда получит последовательность цифр, которая позволит получить ключ от сундучка, где спрятан код

(ключ находится у модератора станции, портреты и имена размещаются на доске при помощи магнитов или скотча)


Команда, выполнившая задание получает очередной код-подсказку: 5-Д.

Станция № 5

Модератор: Ребята, а давайте сейчас немного поиграем, и в конце вашего путешествия покажем, как вы можете прислушиваться друг к другу, поддерживать, быть единым и по-настоящему дружным коллективом!

Задание: необходимо построить без использования слов древнерусский терем с помощью простых бумаг без клея, скрепок и т.д.

Пример выполнения


Команда, выполнившая задание получает заключительную код-подсказку: 1-А.

***

После прохождения всех станций команды сдают путевые листы (см. приложение 1), жюри подсчитывают результаты, засчитывают или не засчитывают разгаданный шифр. Победителем признается команда, которая разгадала шифр, и выполнила задания максимально быстро + команда может получить бонусные баллы от модераторов за качество выполнения задания. (1 балл)

Ведущий: Вот и подошло наше путешествие к концу. На станциях вы познакомились с историей Смуты, посмотрели, какой вклад был внесен героями того времени, а также немного сдружились друг с другом. Правда? (вопрос к командам)

А теперь подведем итоги. (подводятся итоги, объявляются победители, каждому члену команду выдаются ленточки-триколор, и грамоты за участие, победителям выдаются ценные подарки)

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!


Интеллектуально - творческая игра «КРЕСТИКИ-НОЛИКИ». Тема: «Пока мы едины, мы непобедимы».

Ургенешбаева Ирсал Имакаевна, педагог дополнительного образования МАУДО "ЦРТДЮ "Созвездие"г. Орска"
Описание : Данный материал может быть полезен педагогам школ и дополнительных образовательных учреждений Он позволит в игровой форме закрепить знания о происхождении праздника НАРОДНОГО ЕДИНСТВА и воспитать чувство патриотизма
Цель :Знакомство ребят с праздником «День народного единства» и подведение их к пониманию смысла праздника
Задачи:
1) пояснить смысл и значение нового государственного праздника, введённого в Российской Федерации;
2) воспитыватьобучающихся в духе патриотизма с опорой на героическую историю, любви к своей Родине, уважения к истории своей страны, чувства гордости за своих предков.
3) развивать познавательный интересобучающихся.
Оборудование: Российский флаг, презентация «Ополчение 1612года», мультимедийное оборудование, игровое поле из 9 клеток с заданиями и вопросами, лозунг «Пока мы едины – мы непобедимы!»
План мероприятия:
1) ВСТУПЛЕНИЕ «О ДНЕ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»
2) ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ОПОЛЧЕНИЕ 1612 года»
3) ИГРА «КРЕСТИКИ – НОЛИКИ»
4) ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
5) РЕФЛЕКСИЯ.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1) ВСТУПЛЕНИЕ «О ДНЕ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»
Ведущий 1:
Добрый день, дорогие друзья!
Ведущий 2:
Здравствуйте, гости нашего праздника!
Мы сегодня с вами поиграем в игру «Крестики – нолики!»
-Какое сегодня число?
-Какой праздник отмечается 4 ноября?
Значит, какая тема нашей игры «Крестики- нолики»?
Ведущий 1: СЛАЙД 1
4 ноября 2016 года вся Россия отмечает День Народного единства. Указом Президента Российской Федерации в 2005 году был принят закон «О днях воинской славы и памятных датах России». Один из этих дней – День народного единства. Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России.
Ведущий 2
Родина и единство… Ребята, а как вы понимаете эти слова? Как они взаимосвязаны? (Ребята отвечают).
Правильно, в единстве, единении народа – сила России.
Ведущий 1:
Глубокий смысл заложен в этом празднике. Но если вспомнить историю, то можно отметить, что этот праздник не такой уж и новый. Россия много раз подвергалась испытаниям, много раз переживала времена вражды. А когда забывала о единстве, слабела, и на неё набрасывались соседи, стремясь завоевать наши земли и поработить наш народ.СЛАЙД 2
2) ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ОПОЛЧЕНИЕ 1612 года»
Ведущий 2:
Смутное время. В России страшный голод. На престол встаёт то один, то другой царь.
Ведущий 1:
Ушли в историю года,
Цари менялись и народы.
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда.
Ведущий 2:

Лето 1611-го года. В Москву вступают польские войска. Попытка народного ополчения изгнать интервентов из столицы России оказалась неудачной.СЛАЙД 2

Ведущий 1:
Сентябрь 1611-го года. Староста Нижнего Новгорода Кузьма Минин формирует второе народное ополчение. «Как колокол на башне вечевой» звучит его призыв к новгородцам: «Наше Отечество погибает, но мы можем его спасти. Не пощадим жизни для избавления России».СЛАЙД 3
Ведущий 2:
И внимая его призыву пошли, возглавляемые князем Дмитрием Пожарским, ополченцы к Москве – сто тысяч воинов из 25-ти городов России. СЛАЙД 4
Ведущий 1:
При войске несли чудотворную Казанскую икону Божией Матери. Перед решающей битвой воины 3 дня молили о помощи пред ней.
Ведущий 2:
И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословенная молитвой
Под звон грядущих перемен.СЛАЙД 5
Ведущий 1:
4 ноября 1612 года ополченцы Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского ринулись в бой с поляками и выиграли священную битву! СЛАЙД 6
Благодарные потомки поставили в Москве памятник героям ополчения. СЛАЙД 7
Ведущий 2:
Это день освобождения Москвы войсками Минина и Пожарского от поляков в 1612 годуи на протяжении нескольких веков в Российской империи отмечался как день освобождения Отечества от польских захватчиков.
Ведущий 1:
В этот день Россия прославляет храброе русское ополчение, спасшее Отчизну и веру православную в тяжкую годину Смутного времени.
Ведущий 2:
На долю России выпало очень много испытаний. Внутренние и внешние бури потрясали ее до самого основания. Но страна снова и снова восставала из пепла.
Ведущий 1:
После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам, потому что русский народ всегда любил свою Родину. Отменен был праздник после революции 1917 года. Но с 2005 года снова вернулся к нам этот праздник - День народного единства.
Ведущий 2:
Почему же ополчение одержало победу над польским войсками, русский народ над монголо-татарами, наполеоновской Францией, над фашистской Германией?

3) Следующая часть нашей встречи - ИГРА «КРЕСТИКИ – НОЛИКИ»
Тема нашей интеллектуально-творческой игры«Крестики-нолики» –«ПОКА МЫ ЕДИНЫ - МЫ НЕПОБЕДИМЫ» . (Предварительно разделиться на 2 команды)
ПРАВИЛО игры: В каждой из девяти клеток поля вписаны вопросы и задания. Команды тянут жребий, роль которого исполняют две карточки со знаком «Х» и «О». Команда, вытянувшая «Х», называется «командой крестиков» и начинает игру. Выбрав одну из девяти клеток, команда отвечает на вопрос и выполняет практическое задание. В случае верного ответа команда имеет право поставить свой знак на игровом поле на место только что сыгранного конкурса. Если команда затрудняется с ответом, то право ответа переходит к команде соперников. В игре побеждают те, кому удалось поставить три своих знака в один ряд или поставит на поле пять своих знаков.
ВОПРОСЫ и ЗАДАНИЯ 9 конкурсов:
1. Песня по теме
Назовите песни, в которых говорится о единстве, дружбе, сплоченности.
2. Сказки или мультики
Перечислите сказки или мультики, где герои побеждают благодаря единству действий.
3. Исторические герои
Назовите исторических героев, которые объединяли вокруг себя людей для достижения
целей
4. Из истории праздника (вопросы по происхождению праздника)
-В память о каких событиях начали отмечать День народного единства?
-Как вы понимаете слово ополчение?
-Назовите имена героев ополчения.
-Где поставлен памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому?
5. Пословицы и поговорки о единстве
Перечислите пословицы и поговорки связанные с нашей сегодняшней темой.
6. Профессии
Назовите профессии, где от общих действий зависит результат.
7. Игры
Назовите и проведите игру для обеих команд
8. Спорт
Перечислите виды спорта, где нужно командное действие.
9. Мозаика
Составить картину из отдельных элементов.

4) ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
- Наша игра подошла к концу.
- Назовите тему нашего мероприятия.
- В честь чего и кого был учрежден Праздник «День народного единства»

"В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!"

5) РЕФЛЕКСИЯ
-Согласны ли вы со словами данного стихотворения? Если да, встаньте в круг.
-Понравилась ли вам игра? Если да, то возьмитесь за руки.
Все кто согласен с темой нашей игры, поднимаем руки вверх и вместе произносим слова «Пока мы едины, мы непобедимы»
НАДЕЮСЬ, ЧТО ЭТИ СЛОВА ВЫ БУДЕТЕ ПОМНИТЬ ВСЕГДА
ДО СВИДАНИЕ. ВСЕМ СПАСИБО.

Презентация на тему: День народного единства

Праздник для детей и родителей проводится на площадке перед ДОУ.

Цель:ознакомление родителей с деятельностью детского сада по поликультурному воспитанию детей и вовлечение родительской общественности в воспитание у детей чувства дружбы и патриотизма через знакомство с культурами и обычаями народов России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий праздника для детей и родителей

«В дружбе народов - единство России»

"В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям".
А.С.Макаренко.

Цель: ознакомление родителей с деятельностью детского сада по поликультурному воспитанию детей и вовлечение родительской общественности в воспитание у детей чувства дружбы и патриотизма через знакомство с культурами и обычаями народов России.

Предварительная работа с детьми: знакомство с географическим атласом и картой РФ; рассматривание иллюстраций о природе России, животном мире, устройстве жилищ (кибитка, юрта, изба), народных костюмов; чтение рассказов и сказок народов РФ; разучивание стихов, песен, танцев, игр народов России.

Ход праздника:

Ведущий: В день чудесный, необычный

Мы не зря гостей встречаем

России, нашей Родине,

Праздник этот посвящаем!

Звучит фонограмма песни «Мы дети твои Россия» в исполнении детского ансамбля «Волшебники двора»

1.Россия,Россия,Россия,Россия.
Любуюсь тобой ярко залиты солнцем
За гладью озёр золотые поля.
И впервых словах навсегда остаётся
Земля,где я вырос Россия моя.
Эй,эй,эй.
И космоса даль
И простор океанов
Нас манят загадочной силой своей,
Но ждёт нас Россия любя и прощая,
Как матери любят своих сыновей.
Эй,эй,эй.
Припев:
Россия,мы дети твои!Россия

Россия,мы дети твои!Россия
Россия нужны нам твои голоса.Эй,эй,эй.
2.Пусть вьются знамёна над миром
И с именем гордым твоим Россия
Мы все твои дети,Россия!
А значит мы победим.
Эй,эй.
Припев:
Россия,мы дети твои!Россия
Россия нужны нам твои голоса.Эй,эй,эй.
Россия,мы дети твои!Россия
Россия нужны нам твои голоса.Россия.
3.Пусть вёсны твои
Будут пахнуть дождями
И смехом детей каждый день озарит.
Пусть в сердце любовь и добро будут с нами
И родины имя так гордо звучит.Россия.
Припев:
Россия,мы дети твои! Россия
Россия нужны нам твои голоса.Эй,эй,эй.
Россия,мы дети твои!Россия
Россия нужны нам твои голоса.Эй,эй,эй.
Россия.

Ведущий:

День особенный сегодня,

Скажем вам мы без прикрас,

О России, нашей Родине,

Поведем мы свой рассказ.

Дом, Отечество, Россия,

Да родная сторона…

Скажет кто, что означают

Эти громкие слова?

Что мы Родиной зовём?

Дети:

1. Это - дом, где мы живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамою идём.

2 Родина – наш край родной,

Поле с тонким колоском.

Это праздники и песни,

Тёплый вечер за окном

3. Родина – это наше Отечество.

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

4. Родина – это дружба,

Народов крепкая семья,

Что живет в стране единой,

Где все друг другу, как родня.

5. Ах, Россия, ты Россия,

Как поёт твоя душа!

Сторона моя родная,

До чего ж ты хороша!

Ведущий: Слово предоставляется заведующему ДОУ Музраевой И.А.

Заведующий: Россия – многонациональное государство, в котором проживают представители более ста шестидесяти народов, а на территории Калмыкии в настоящее время живут и работают представители 32 национальностей: русские, татары, казахи, украинцы, башкиры, немцы, чуваши, мордва и это только многочисленные народы. И каждый из них по-своему самобытен и имеет богатые традиции. Но ведь это и интересно! Все мы разные, но все мы вместе, одна большая семья, которая старается жить в мире, дружбе и согласии. Как это точно подметил Ю. Энтин в стихотворении:

«У нас особенные люди.

Они пример для многих стран.

Здесь воздают Христу и Будде,

Здесь дружат Тора и Коран…»

Целенаправленная работа по воспитанию толерантности у подрастающего поколения велась всегда. И наше время не является исключением. Понятия «патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное значение. Умение жить в ладу с другими нациями и народами закладывается в детстве, так как фундамент гражданского поведения личности закладывается именно в дошкольном возрасте.

Ведущий: Слово предоставляется председателю чеченской диаспоры в Республике Калмыкия Эльжуркаеву Умару Макаевичу.

Ведущий Ребята, сегодня мы познакомимся с культурой разных народов и хочется сказать:

Сильнее слова «дружба»- нет,

Важнее слова «дружба» - нет,

Когда мы вместе, звонче песни,

Светлей и ярче солнца свет!

«Русская культура»

Разработала: музыкальный руководитель Донцова О.Д.

Ведущие в русских костюмах возле избы, столы накрыты скатертями, на столах самовары, блюда русской кухни: пироги, блины, баранки и т.д., рядом выставка предметов быта и поделок.

Ведущие зазывают.

Ведущая 1. Эй, честные господа –

Все пожалуйте сюда!

Торопись честной народ,

Тебя ярмарка зовёт!

Ведущая 2 : На ярмарку, на ярмарку!

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости,

Давно вас ждут, друзья!

Ведущая 1 : Как полагается по русскому обычаю, отведайте хлеба с солью и купите изделия наших мастеров-удальцов, мастериц-рукодельниц.

Петрушка: Здравствуйте, гости дорогие!

Добрый день и низкий поклон!

Рады гостям, что пришли,

Что для нас времечко нашли.

Давно мы вас ждём – поджидаем,

Праздник без вас не начинаем!

Будут здесь у нас забавы,

Пляски, игры все на славу.

Мы вернемся, как во сне,

К нашей русской старине.

Эй, ребятки, весёлый народ,

Заводите хоровод!

Текст (слова) песни «Ой, на горе калина»

Ой, на горе калина,
Ой, на горе малина.
Ой, жаль моя, жаль, моя
Калина.
Ой, жаль моя, жаль, моя
Малина.

Там девчонка гуляла,
Там девчонка гуляла.
Ой, жаль моя, жаль, моя,
Гуляла.
Ой, жаль моя, жаль, моя,
Гуляла.

Калинушку ломала,
Калинушку ломала.
Ой, жаль моя, жаль, моя,
Ломала.
Ой, жаль моя, жаль, моя,
Ломала.

Во пучочки вязала,
Во пучочки вязала.
Ой, жаль моя, жаль, моя,
Вязала.
Ой, жаль моя, жаль, моя,
Вязала.

На дорожку бросала,
На дорожку бросала.
Ой, жаль моя, жаль, моя,
Бросала.
Ой, жаль моя, жаль, моя,
Бросала.

А потом плясать пошла,
А потом плясать пошла.
Ой, жаль моя, жаль, моя,
В пляс пошла.
Ой, жаль моя, жаль, моя,
В пляс пошла.

Ой, на горе калина,
Ой, на горе малина.
Ой, жаль моя, жаль, моя
Калина.
Ой, жаль моя, жаль, моя
Малина.

Хоровод «На горе-то калина» - дети с родителями

(включить запись песни)

Петрушка : Ох, устали мы стоять - ноги просятся играть.

Приглашаю детвору на веселую игру.

А кого не примем - за уши поднимем.

Уши будут красные, очень уж прекрасные.

Игра «Платочек»

Все участники игры встают в круг. Водящий с платочком идет за кругом, кладет его на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу, а тот, кому положили платок, берет его в руку и бежит за водящим. И тот и другой стараются занять свободное место в круге.

Если игрок с платком догонит водящего и сможет положить ему платок на плечо, прежде чем тот займет свободное место в круге, тот вновь становится водящим, а игрок, отдавший платок, занимает свободное место. Если же убегающий первым встанет в круг, то водящим остается игрок с платком. Он идет по кругу, кому-то кладет платочек на плечо, игра продолжается.

Правила

1. Играющие не должны перебегать через круг.

2. Во время бега не разрешается задевать руками стоящих в круге.

3. Стоящие игроки не должны задерживать бегущих.

4. Играющие не должны поворачиваться в то время, когда водящий выбирает, кому положить на плечо платок.

Указания к проведению

Чем больше детей примут участие в этой игре, тем шире будет круг, а это значит, что нужно больше приложить усилий, чтобы занять свободное место. Дети в круге стоят друг от друга на расстоянии одного шага.

Игра «Ручеек»

Правило: играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару.
Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется - чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.

Игра «Звонари»

А играли на Руси в нее так. Выбирались двое ребят: один с колокольчиком - звонарь, другой – «жмурка». Все играющие вставали в круг, а звонарь и жмурка выходили на середину круга. «Жмурке» завязывали глаза. Звонарь приговаривая: «диги- дон, диги-дон, отгадай откуда звон!»- увертывался от жмурки, который по звуку колокольчика пытался его поймать и обхватить пояском.

Игра «Карусель».

В центре стоит ведущий. В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему ленточками. Дети стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого конец ленточки. Сбоку от круга – ребенок с бубном.

1-я часть – дети держаться за ленточки, начинают медленное движение по кругу, произнося слова:

Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.

(Идут четким шагом по кругу, «музыкант» ритмично ударяет в бубен).

А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.

(Легко бегут по кругу).

Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.

(Дети замедляют бег, останавливаются).

Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.

(Опускают ленточки, «музыкант» кладет бубен и встает в общий круг).

2-я часть – дети бегут по кругу под народную плясовую мелодию. С окончанием музыки каждый старается быстро подобрать конец ленточки. Ребенок, оставшийся без ленты, становится «музыкантом».

Скоморох:

А сейчас опять игра,
Будем веселиться, детвора!

Ел - еле, еле-еле, закружились карусели.

А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом

Тише, тише, не бегите - карусель остановите

Раз- два, раз- два вот и кончилась игра.

(игра проводится 2- 3 раза)

Ведущая 1 : Эге-гей, народ честной, заходи скорей, не стой!

Начинаем своё представление, заходите, вас ждут с нетерпением.

Ведущая 2 : Заходите, торопитесь, наши милые друзья,

Отдыхайте, веселитесь, здесь скучать никак нельзя!

Ведущая 1: Нынче всем на удивленье мы покажем представленье.

Представленье яркое, под названьем …

Х оро м: ЯРМАРКА!

Всех на ярмарку зовём!

Мы игрушки продаём!

Ведущая 2. А ну, честной народ,

Подходи смелей,

Товар покупай, не робей!

Ребятки, не зевайте,

Кто что хочет, покупайте!

У меня есть угощение знатное!

Прянички, коврижки медовые, петушки леденцовые.

Ведущая1 : Не ходите никуда, подходите, подходите все сюда!

Диво дивное, чудо - чудное, а не товар!

Глядите, не моргайте, рот не разевай!

Ворон не считай, товар покупай!

Вот товары хороши! Что угодно для души!

Тары – бары - растабары,

Расторгуем все товары!

Ведущая2 : А вот сапожки хороши! Варежки пушисты.

Разноцветные платки. Ленты серебристые.

Деревянная посуда! Не посуда – просто чудо!

Расписные плошки, яркие ложки!

Ведущие в конце: Отдохнули мы на славу,

Танцевали от души.

Игры все мы перебрали

Вот и время пролетело.

Вот и солнце закатилось,

Наша ярмарка закрылась. Приходите снова к нам, Рады мы всегда гостям!

«Чеченская культура»

Звучит чеченская народная музыка, ведущие в чеченских костюмах, столы накрыты блюдами чеченской кухни: хингалш, чеполгаш, жижиг галжие, жижиг картолш и т.д.,оформлена выставка декоративно-прикладного искусства чеченского народа.

Ведущий . История Чечни – борьба против внешних врагов за свободу и независимость. Жизнь горцев во всем мире определяется свободолюбием и воинственностью, где каждый мужчина - воин. Чеченцы особенно известны строгими нравами. Очень ценят такие качества, как сдержанность и вежливость.Если мимо проходит человек, старший по возрасту, даже незнакомый, нужно встать и поклониться. Гостеприимство и уважение к старшим – главная особенность кавказской этики.

Существует легенда: когда Бог делил землю между народами, горцы устроили пир в его честь и поэтому опоздали к началу. Тогда Бог дал им землю, которую оставил себе - Кавказ. С тех пор в горах Кавказа, где, по преданию, был прикован к скале Прометей, жил и живет сейчас народ - нохчи, более известный под именем чеченцы.

Основное население нашего народа проживает в Чечне и Ингушетии

Мы называем себя «нохчи». Нас в России около 800 тысяч человек. Мы очень музыкальный народ. Любим петь и танцевать. Музыка в нашей жизни занимает особое место. С ее помощью мы объясняемся в любви, мирим людей и врачуем. Послушайте, как красивы наши мелодии.

(Звучит музыка «Жалобная» - чеченская народная песня).

Ведущий . Самый древний, самый распространенный и любимый музыкальный инструмент чеченцев – пондур. Он так же прост, как русская балалайка: три струны, деревянный удлиненный корпус, выдолблен из одного куска дерева. Самый распространенный танец чеченцев – лезгинка. Он не имеет слов, в нем говорят движения.

(Предлагает станцевать танец «Лезгинка»)

Ведущий . Наш народ чтит обычаи и традиции. Считалось, что если обновить на праздник одежду, то это поможет весь год ходить в новом.
Праздничные развлечения вечером проходили у костров, символизирующих солнце. Костры могли быть семейные или для всей улицы и даже для всего села. Их разжигали молодые люди, стараясь, чтобы костер был побольше и поярче. Через костры прыгали юноши и взрослые мужчины, демонстрируя храбрость и вместе с тем как бы "очищаясь" огнем.

Я хочу угостить вас чепалгашем – блинами с творогом – нашим национальным блюдом, большое бытовое и обрядовое значение в чеченской кухне имеют всевозможные пироги- с мясом, с картошкой, со свекольной ботвой и конечно с сыром. И поиграем в народную игру «Бобешк» - Утушка.

Чеченская игра «Бобешк»

(Игра проводится вместе с детьми и родителями).

Две девочки садятся друг против друга на стульчики. Ноги вытягивают вперед, носками вверх, носки соединяют и получается мостик. Выбирается утка, остальные дети-утята. Утушка зовет своих утят. Утята выстраиваются друг за другом вслед за уткой и перешагивают через мостик, стараясь не задеть его. Тот, кто заденет мостик, выходит из игры, остальные переходят на другой берег. Утка вновь строит своих утят, и они перешагивают через мостик, но мостик уже повыше (девочки ставят ногу на ногу и соединяют их). Играть могут от 10 до 12 человек.

Правила игры. Проходить следует осторожно, высоко поднимая ноги.

Утка позвала утят и поставила всех в ряд.
Кря-кря-кря за мной идите и с дороги не сходите.
И пошли тропою важно мама с детками отважно.
Впереди стоит мосток через быстрый ручеек.
Надо тот мосток пройти, а не просто обойти.
Не споткнуться, не упасть, так ведь можно и пропасть.

Чеченская игра «Выбей альчики из круга»

На ровной утрамбованной площадке чертится круг диаметром 1-1,5 м, отступив от круга на 2 м проводится кон (черта) откуда дети будут начинать игру. В игре принимают участие 2 игрока. Каждый играющий ставит по 2 альчика; дети договариваются, кто будет делать первую попытку. Если первый игрок не попадет в альчики, попытку делает следующий игрок. Если и у него неудачная попытка, то продолжает игру тот, у кого дальше от круга отлетел альчик. Если попытка удачная и он попадает, то его альчик, которымон бил, остался в круге, то он становится на черту круга, откуда ему удобнее попасть в стоящие в кругу альчики. Если он потерпел неудачу, игру продолжает второй игрок. Игра длится до тех пор, пока в кругу не останется ни одного альчика. В конце игры подсчитывается количество альчиков. Выигрывает тот, у кого больше альчиков.

Правила игры . Начинать игру надо с кона, затем в случае удачи продолжать с линии круга.

Чеченская игра «Игра в башню»

На ровной утрамбованной площадке чертится квадрат (50x50 см). От квадрата на расстоянии 1,5-2 м проводится черта – это первый полукон, от первого полукона чертятся еще шесть линий - полуконов с промежутками в один шаг. В центре квадрата устанавливается круглая палочка длиной 15-18 см, диаметр-5 см. Из числа играющих выбирается водящий, остальные поочередно начинают игру с кона, т.е. с последней отметки, стараясь выбить палочку из квадрата. Водящий стоит с противоположной стороны квадрата на таком расстоянии от наго, чтобы не задели бита и палочка. Если играющий выбивает палочку, он бежит за своей битой, а водящий – за палочкой. Если водящий раньше успевает добежать к квадрату и произнести слово башня, он становится играющим, а играющий – водящим.

Если же к квадрату раньше подбежал играющий и успел сказать башня, он приближается к квадрату на один полукон, а водящий продолжает водить. Игра продолжается до тех пор, пока один из играющих не выйдет на первый полукон, т.е. на первую черту от квадрата. Выигравшему дается право начинать игру.

Играющих может быть от 2-х до 8-ми человек. Играющие могут иметь одну биту на всех или столько, сколько играющих.

Правила игры . Игра начинается с последнего (дальнего) полукона. Промах считается потерей хода.

«Калмыцкая культура»

Разработала: учитель калмыцкого языка Эрдниева О.Ц-У.

Звучит калмыцкая народная музыка, ведущие в калмыцких костюмах, столы накрыты блюдами калмыцкой кухни: дотур, махан шөлт ә h ә н, борцоки и т.д., оформлена выставка декоративно-прикладного искусства калмыцкого народа, кибитка.

Улан залата хальмгуд!.

Ведущая 1 : Күндт ә гиичнр!

Хальмг Таңһчин орн-нутгт орҗ ирснд ә рүн седкл ә сн ханлтан өргҗ ә н ә видн!

Ирсн гиич өлз ә т ә болтха

Җирһлтн байн болтха,

Күц ә сн көдлмштн цаһан хаалһта болтха,

Оньдиндөрвн цагт

Хальмг Таңһчдан тусан күргҗ

Тоомсрьа үрдүд болҗ,

Улан залата хальмгин нер дуудулҗ йовтн!

Хальмгудт иим үлгүр б әә дг «Хотын с әә г күүнд өг, хувцна с әә г эвр ә н өмс». Эн үлгүр ә р хальмг улсин герт гиич ирхл ә, н ә р болдг.

Знакомство с кибиткой.

Основным жилищем калмыков в условиях кочевой жизни являлась кибитка. Остов кибитки составляют: решетки, дверь, дымовое отверстие и жерди. Деревянный остов кибитки покрывается сверху войлоком.

Дверь кибитки всегда должна находится с южной стороны. Состоит дверь из одной или двух створок.

В кибитке все предметы находились в строго отведенном месте.

Посредине устраивали очаг. С левой стороны кибитки стоял шкаф –үкүг, в котором хранили продукты. На шкаф складывали посуду.

С правой стороны находился баран- сундук. В сундуках хранили праздничную одежду, украшения, оружие. На сундук складывали ковры и кошму.

Ведущая 2 Калмыцкая кухня.

Как и всякого народа у калмыков есть своя национальная еда.

Большим разнообразием она не отличается. Блюда калмыцкой кухни: калмыцкий чай, который является, не просто пищей, а гораздо больше, скорее даже глубоко почтительным напитком.

Калмыцкий чай подается гостям свежесваренным и преподносится обеими руками. Гость в свою очередь, приняв пиалу обеими руками, опускает в него кончик указательного пальца правой руки и брызнув несколько капель вверх, он произносит ритуальный ц әә һин йөр ә л.

Дорогие гости!

Держа в руке эту пиалу с чаем,

Хочу сказать следующее.

Пусть как можно больше будет в нашей жизни

Счастливых случаев,

Которые соединяли бы нас за общим столом

Где чашка ароматного чая,

была бы подспорьем в доброй беседе

и наполняла нас радостью жизни.

Счастья всем в этом доме!

Второе место занимает мясо. В основном калмыки предпочитают баранину. Одно из любимых лакомств - дотр.

Калмыки готовят: бөөрг,һуйрта махн, хуурсн махн, булмг, будан, түнтг, сегсердг, боорцг.

Предлагает отведать родителям и детям традиционные национальные блюда калмыцкого народа.

Ведущий 3 Калмыцкие народные игры являются традиционным средством воспитания детей. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт. Труд национальные устои, представления о чести,смелости, мужестве, желание обладать силою, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. В играх дети проявляют смекалку. Творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.

В целях воспитания национального самосознания семья является одним из важных составных, наравне с детским садом, школой. Поэтому подвижные игры можно использовать и в семье. Во многих играх у калмыков нашло отражение основные занятия- скотоводством, поэтому вместо игрушек зачастую использовали кости животных. Одно из самых распространенных-шаhас (альчики) животных.

«Альчики»

Цель игры: развитие глазомера, точности броска и силы удара.

Каждый из участников игры ставит на землю условленное количество альчиков в стоячем положении в один ряд так, чтобы образовалась линия длиной до 1 м. Игроки отходят от этого места на значительное расстояние (до 10-15 м) и оттуда бросают биты с таким расчетом, чтобы выбить альчик из образованного ряда на расстояние шага (не менее 50 см).

Игральными костями (альчиками) служат овечьи, редко козьи астраганы. Коровьи астраганы выступают в роли биты.

Правила игры:

  • бросать биту следует поочередно;

выигравшим считается тот, кто выбил три альчика подряд. Он забирает либо все кости, поставленные на кон, либо те из них, которые он сумел выбить.

«Набрось аркан на лошадь».

Ход игры. На расстоянии для старшей группы 2–3 м, для детей 6 лет –3–4 м устанавливается голова лошади на длинной шее. Надо набросить на нее

кольца диаметром 20–25 см, пластмассовые или деревянные, различные по

цвету для каждой команды. Каждому участнику дается равное количество колец, затем подсчитывают результаты.

«Загони овец в кошару».

Играют двое детей, в руке каждого герлыга (можно взять гимнастическую

палку). Перед каждым 5–7 «овец» (надувные шары или мячи). Задача игроков: загнать своих «овец» в «кошару» – обруч, лежащий на расстоянии

5–6 м от играющих. Загонять «овец» надо по одной. Кто раньше загонит

«овец», тот и победит.

«Казахская культура»

Разработала: старший воспитатель Иджилова В.Б.

Звучит казахская народная музыка, ведущие в казахских костюмах, столы накрыты блюдами казахской кухни: бешбермак, куырдак, кумыс, баурсаки, шеек-шек (чак-чак) и т.д., оформлена выставка декоративно-прикладного искусства казахского народа.

Ведущий: Главные культурные ценности казахов – уважение к старшим, миролюбие и терпимость, открытость к общению, гостеприимство и стремление жить в гармонии с окружающим миром. Казахские традиции требуют, чтобы гость был напоен чаем и обильно накормлен. Каждый казах считает своей добродетелью и достоинством готовность расстелить дастархан (т.е. накрыть стол для гостя).

Кииз уй - казахская юрта. Хотя сегодня казахи живут в городских квартирах или в сельских кирпичных домах, все же они очень любят жилище, которое они называют кииз уй или агаш уй (юрта). Это замечательное изобретение наших предков- кочевников представляет собой удобный и практичный дом, идеально приспособленный к образу жизни, к условиям природы и климата. Юрта легко разбирается и перевозится лошадьми или верблюдами.

Национальная одежда казахов варьируется в зависимости от региона. Основная одежда – «шапан» (опоясанный халат). Его шьют из бархата. Традиционные головные уборы - высокие фетровые колпаки, мягкие тюбетейки и шапка из меха лисы – малакай. У женщин национальная одежда состоит из хлопкового белого или разноцветного платья из шёлка, поверх которого одевается бархатный жилет или жакет, обильно украшенный вышивкой. На головах девушки носят шапочки, украшенные бусами и стразами, молодые женщины – шелковые платки, пожилые замужние женщины покрывают голову кимешеком - белой накидкой, сшитой по уникальной модели, оставляющей лицо открытым. Невесты одевают высокую, остроконечную, богато украшенную шапку "саукеле" с пучком перьев на макушке.

Национальная кухня казахского народа

За многовековую историю казахский народ накопил огромный опыт обработки и приготовления мясной и кисломолочной продукции, то современная жизнь пополнила этот ассортимент блюдами из овощей, фруктов, рыбы, морских продуктов, печеными, мучными изделиями и сладостями.

Мясо - основа большинства блюд, именно мясные продукты украшают любой дастархан, по обилию мясных блюд судят о богатстве и разнообразии праздничного стола.

Исстари казахская кулинария отличалась своеобразной технологией. Особенность жизненного уклада казахского народа наложила отпечаток на способы приготовления пищи. В традиционной казахской кухне предпочтение всегда отдавалось варке. Именно этот процесс позволяет получать мягкие и нежные вкусовые оттенки мяса, придает ему сочность и аромат.

Широко использовались молоко и молочные продукты. Предпочтение отдавалось кисломолочной продукции, так как ее проще и легче было сохранять в условиях кочевой жизни.

Хлеб чаще всего выпекался в виде лепешек, из печеных изделий наибольшей популярностью пользовались и пользуются баурсаки.

Из напитков всегда любимыми были кумыс, шубат и айран, особое место занимал чай.

Древняя посудная утварь делалась из кожи, дерева, керамики, в каждой семье был чугунный казан, где готовилась пища. Чай кипятили в чугунных кувшинах, позднее - в самоварах.

Беспармак (бешпармак)
Бесбармак - в переводе означает 5 пальцев. Ведь если южноазиатские народы едят палочками, то среднеазиатские испокон веков кушали пальцами. До сих пор во время национальных обрядов связанных с приемом пищи узбеки, казахи, киргизы и таджики стараются есть руками

Плов по-казахски
В хорошо разогретый в казане жир кладут нарезанный кольцами лук и обжаривают до золотистого цвета.

Мясо, нарезанное крупными кусками, вместе с луком обжаривают до образования румяной корочки. Затем добавляют нарезанную соломкой морковь, перец и соль и жарят все до полуготовности.

Хорошо промытым рисом покрывают содержимое казана и заливают водой из соотношения: на 1 порцию риса - 1,5 порции воды. Доводят плов до кипения, прокалывая его в нескольких местах, чтобы лучше впитался жир. Сверху выкладывают несколько целых головок чеснока и тушат не мешая на медленном огне в течение часа.

Казан с готовым пловом укутывают и дают постоять минут 10-15. После чего плов хорошо перемешивают и, выложив на блюдо, подают на стол.

600 г баранины, 3 столовые ложки топленого жира, 3 головки лука, 5-6 штук крупной моркови, 1 пиала риса, 2-3 головки чеснока, соль и перец - по вкусу.

Баурсаки
Тесто с добавлением всех компонентов приготавливается опарным способом. Готовое тесто разделывают на жгуты, нарезают на кусочки длиной 3-3,5 сантиметра, дают ему расстоятся 15-20 минут и жарят в раскаленном жире.

Для теста: 3 пиалы муки, 10 г дрожжей, 0,6 пиалы воды, 0,7 пиалы молока, 2 яйца, 30 г маргарина, 1 чайная ложка соли, 1 столовая ложка сахара.

Для жарения: 1-2 пиалы жира.

Самса
Замешивают пресное тесто, раскатывают его в виде кружков, края смазывают сырым яйцом, кладут фарш, края защипывают в виде полумесяца. Обжаривают в жире.

Для фарша мясо пропускают через мясорубку, обжаривают на жире, добавляют соль, перец, припущенный рис, пассерованный лук.

Для фарша: 250 г мяса баранины или говядины, 1 чайная ложка кулинарного жира, 1 столовая ложка припущенного риса, 1 луковица, 1 чайная ложка соли, щепотка черного молотого перца, 0,5 сырого яйца.

Для обжаривания: 0,3 пиалы растительного масла.

Чак-Чак
Яйца, сахар, масло тщательно растирают, добавляют соль, молоко или воду, всыпают муку и быстро замешивают крутое тесто. Дают расстояться 40 минут, затем раскатывают в тонкий пласт толщиной до 4 миллиметров. Нарезают поперек полоски длиной 15 миллиметров и шириной 4 миллиметра. Своеобразную лапшу обжаривают в кипящем топленом масле до золотистого цвета, откидывают на сито, дают стечь.

Мед уваривают с сахаром до пробы полутвердого шарика (капля меда, опущенная в воду, не растворяется, а затвердивает в виде шарика). В сварившийся сироп опускают чак-чак, все хорошо перемешивают и перекладывают в смазынные маслом тарелки, придав блюду форму горки.

Чак-чак можно украсить ядрами грецких орехов или леденцами.

Для теста: 2,5 пиалы муки, 3 яйца, 1-2 столовые ложки сметаны или молока, щепотка соли, 1 чайная ложка сахара, 2 чайные ложки сливочного масла.

Для сиропа: 1 пиала меда, 2-4 столовые ложки сахара.

Для жарения: 1 пиала топленого масла или жира.

Айран – это кисломолочный продукт , очень популярный у казахов . Он по составу и способу приготовления похож на кефир, но сильно отличается по вкусу и консистенции – менее кислый и более густой и однородный. Способ приготовления айрана в казахских аулах начинается с кипячения молока и остуживания его до температуры 36-40 С. Наши бабушки готовность молока определяли с помощью мизинца – если температура приближена к температуре тела человека – значит молоко готово для сквашивания.

Бауырсак – это жареные кусочки теста, неизменный

атрибут казахского стола , особенно праздничного.

Национальные игры – непременный атрибут праздника. Это казакша курес (казахская борьба), байга (скачки на большие дистанции – 25, 50 или 100 км), кокпар (всадники пытаются схватить и вырвать друг у друга козлиную тушку), кыз-куу (догони девушку), и алты бакан (качели на шести столбах).

КАЗАХСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

У казахского народа есть много интересных, увлекательных и веселых игр для детей.

Хан «алчи» (детская игра) В этой игре могут принимать участие от 5 до 10 детей. Вам потребуется достаточное количество асыков. Из них вам нужно будет выбрать самый крупный и перекрасить его в красный цвет. Этот асык будет «ханом». Вначале с помощью считалочки выберете ведущего. Он должен собрать все асыки в горсть, затем бросить их перед остальными игроками, сидящими по кругу. После - внимательно посмотреть, какой стороной выпал «хан». Если «хан» выпал стороной «бук», «шик» или «тайки» (см. рисунок), то ведущий должен указательным пальцем, при помощи большого пальца, выбить близлежащие асыки. Выбитые асыки он забирает себе. Не забывайте, что «хана» можно выбить лишь самым последним асыком, который выпал той же стороной, что и сам «хан». Если ведущий случайно заденет другие асыки рукой или асыком, то право вести игру переходит к другому игроку. Если «хан» выпадает стороной «алчи», то каждый из вас должен постараться заполучить его себе. Тот, кому попадет «хан», и будет победителем. Следующую игру начинает победитель.

Омпы (детская игра) «Омпы» - вертикальное положение асыка. В эту игру могут играть от 2 до 10 детей. Начертите на земле две черты, а между ними ровно по середке проведите линию. На этой линии будет кон. Каждый из игроков ставит на кон по два асыка. В центр кона поставьте один асык в положении «омпы». А теперь, выстроившись у черты, по очереди выбивайте своим асыком асыки на кону. Выбитые вами асыки, забирайте себе. Тот, кому удается выбить «омпы», забирает себе все асыки на кону. Тот, у которого окажется большее, чем у всех количество асыков, будет победителем в этой игре.

Атбакыл (наездники) В эту игру можете играть вдвоем. Один из вас бросает в определенном направлении свой асык-сака («сака» - крупный по размеру асык). А другой должен попасть в него. Если он сумеет попасть, то несет первого игрока на своей спине до того места, где лежат асыки. Теперь (по очереди) асыки кидает второй игрок, а первый старается выбить его асык. Так можно идти вперед, выбивая друг у друга асыки. Игру можно закончить, когда вы сами захотите.

Котермек (подними-ка) На середину выходят два игрока. Опираясь друг на друга спинами, они соединяют свои локти. Тот из них, который сразу после сигнала, сможет первым поднять второго игрока и будет считаться победителем. Победитель остается в игре, но теперь он уже пробует свои силу с новым игроком. Игра продолжается до окончательного выявления победителя.

Такия тастамак (тюбитейка-невидимка) В игре принимают участие несколько детей. Вначале всем нужно сесть, образуя круг. Обходя этот круг с внешней стороны, ведущий незаметно оставляет тюбитейку сзади кого-нибудь из детей и убегает. Если игрок, за спиной которого оставили тюбитейку, заметил это - он должен догнать ведущего, а ведущий должен постараться занять место игрока в круге. Если игроку так и не удается догнать ведущего, то он должен будет показать свое искусство, например, спеть песню, рассказать стихотворение или станцевать.

Туилген орамал (завязанный платок) Возьмите любой платок и завяжите его узлом так, чтобы он стал похож на мяч. Один из игроков встает в центре, все остальные его окружают. Сразу после сигнала игроки должны разбежаться и начать перебрасывать друг другу платок, не давая поймать его центровому. В свою очередь центровой должен постараться перехватить «мяч». Тот игрок, у которого центровой смог отобрать платок, занимает место в центре. Игра начинается заново.

«Октау тартыс» (перетяни-ка) Эта игра выявит, кто из вас сильнее. Для этой игры двое должны выйти на середину. Вначале проведите на земле черту и встаньте по разные ее стороны. Возьмите скалку за оба ее конца и тяните каждый на себя. Тот, кто сможет перетянуть соперника на свою сторону, и будет победителем. С незапямятных времен на различных праздниках и торжествах проводятся народные игры, среди взрослых и детей.

Анастасия Сысаева
Развлечение «День народного единства» (старший дошкольный возраст)

Развлечение для старшего возраста

«День народного единства »

Цели и задачи праздника :

Привить учащимся интерес к истории праздника День народного единства ;

-развивать патриотические чувства, чувство долга и ответственности за судьбу своей Родины; прививать интерес к историческому прошлому своей страны.

Сплотить детей разной национальности.

(слайд 1)

Вед : Здравствуйте, дорогие ребята.

С историей не спорят

С историей живут

Она объединяет

На подвиг, и на труд

Едино государство ,

Когда един народ ,

Когда великой силой

Он движется вперед.

Врага он побеждает

Объединившись в бой

И Русь освобождает,

И жертвует собой.

Во славу тех героев

Живем одной судьбой,

Сегодня День единства

Мы празднуем с тобой.

(слайд 2)

Вед : Вся наша страна отмечает совсем еще молодой праздник - "День народного единства ".

(слайд 3)

Вед.: 4 ноября 1612 года вся Россия благодарила Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, которые собрали людей со всех концов страны, чтобы победить врага, а это можно было сделать только лишь объединив весь народ .

(слайд 4)

День народного единства демонстрирует единство , героизм и сплоченность народа .

реб. 1.: В День единства будем рядом ,

Будем вместе навсегда -

Все народности России

В дальних селах, городах!

реб. 2 : Вместе жить, работать, строить,

Сеять хлеб, растить детей

Созидать, любить и спорить,

Охранять покой людей.

реб. 3 : Предков чтить, дела их помнить,

Войн, конфликтов избегать,

Чтобы счастьем жизнь наполнить

Чтоб под мирным небом спать!

реб. 4 : Я в День народного единства

Хочу желать по всей стране,

Чтоб было небо мирным, чистым

И чтоб сказали "Нет" войне!

реб. 5 : Чтоб вместе истинно держались,

Чтоб уважали свой народ ,

Совместно от проблем спасались

И жили так из года в год!

песня : "Песня о мире"

Вед.: Ребята, а что такое "народное единство ?"

(ответы детей)

Вед.: Это когда весь народ всех национальностей нашей страны объединился в единое целое .

Вед : Сегодня, ребята, нам хотелось бы поговорить о разных народностях , проживающих у нас на Урале.

Основное население, проживающее на Урале - Это русский народ .

(слайд 5)

Как у каждого народа , у русских есть свои традиции.

Праздники : Рождество Христово, установленный в честь рождения Иисуса Христа. Отмечается рождество 7 января.

(слайд 6)

Святки - главный зимний праздник, это особое праздничное время от Рождества Христова 7 января до дня крещения. В эту святочную неделю люди ряженые ходили по домам, пели колядки, и принимали от хозяев угощения, а девушки гадали на суженых.

(слайд 7)

Масленица - народное гулянье , в честь проводов зимы. В дни масленичной недели на главной улице города или села было принято устраивать настоящие торжества. С утра и до позднего вечера веселится народ . По улицам ходят ряженые с соломенным чучелом (символом уходящей зимы, одетым в женские наряды.

Эти гулянья праздновались целую неделю, а в конце пекли блины.

(слайд 8)

Пасха - праздник, установленный в память о Воскресении Иисуса Христа.

В этот день пекут куличи , красят яйца и ходят в церковь.

И еще много других праздников русского народа .

(слайд9)

Традиционный русский костюм представляет собой сарафан на девочку, на голове лента или кокошник, у мальчика - рубашка или косоворотка, подпоясанная кушаком, т. е. пояском. (дети, нарядившиеся, проходят и демонстрируют костюмы)

(слайд 10)

На всех русских гуляньях водят хороводы, поют русские песни, играют на разных народных инструментах , и в различные игры. А хотели бы вы послушать русскую народную песню . (Св. Ан. поет песню)

И сейчас мы с вами ребята поиграем в игру "Золотые Ворота"

игра : "Золотые ворота"

Вед : Кроме русского народа Урал населяют другие народности . И в наших группах детского сада есть дети разных национальностей. И мы сейчас с ними познакомимся.

Свою народность представит нам ваш воспитатель Виктория Викторовна. марийка.

(слайд11, 12, 13, 14, 15)

Праздники марийцев такие же как и у русского народа . Но называются по своему.

"Кугече" (Пасха)

Шорыкйол (рождество)

Ну и конечно же на каждом гулянье поют песни, веселятся играют в игры.

игра : "Биляша" (марийская народная игра )

(на площадке две линии, по обе стороны две команды лицом друг к другу. Игроки первой команды с криком "Биляша" идут к другой команде, каждый участник подает друг другу правую руку и пытаются перетянуть друг друга на свою сторону. Чья команда больше перетянет, та и выигрывает)

Семья Качкаровых и Киргизбаевых относятся к киргизской народности , познакомимся с их традициями.

(слайд 16)

Тебетей - распространённый зимний головной убор, непременная часть мужского костюма.

Чапан - мужская и женская длинная одежда типа халата. Без чапана выходить из дома считалось неприличным.

(слайд 17)

Традиционный праздник Наоруз

В день праздника в каждой семье накрывали дасторкон - белую скатерть с различным кушаньем. Для угощения соседей готовили традиционную похлебку. Накануне праздника люди приводили в порядок жилье, расплачивались с долгами, мирились со всеми, с кем были в ссоре.

Праздник Нооруз не обходился без спортивной борьбы, участвовать в которой могли как юноши - джигиты, так и девушки. День заканчивался представлением, стихами и песнями. Давайте послушаем музыку этого народа .

песня киргизов

После всеобщей трапезы начинались игры.

игра : "Ударь по тыкве" Чака чапмай

(воткнуть палку, на палку - тыкву, участнику игры завязывают глаза, дают палку, раскручивают, затем он должен ударить по тыкве сверху вниз, т. е. сбить с палки)

(слайд 18)

А сейчас мы вас познакомим с традициями татарского и башкирского народа .

Семья. Гатаулиных и Овсянниковых татарские семьи.

Конечно как и у каждого народа , у татар тоже есть свой национальный костюм. Семья Гатаулиных представит нам головной убор.

Семья. - башкирская семья. Мама Аделины приготовила для нас стих-ие на своем родном языке.

(слайд19)

Сабантуй (татаро - башкирский праздник)

Пожалуй, наиболее массовый и популярный сейчас праздник, включает в себя народные гуляния , различные обряды и игры. Сабантуй начинается с самого утра. Женщины надевают свои самые красивые украшения, в гривы лошадей вплетают ленточки, подвешивают к дуге колокольчики. Все наряжаются и собираются на майдане – большом лугу. Развлечений на сабантуе великое множество

Традиционные соревнования сабантуя :

Бой мешками с сеном верхом на бревне. Цель – выбить противника «из седла» .

Бег в мешках.

- Парное состязание : одну ногу привязывают к ноге партнера и так бегут к финишу.

Поход за призом по качающемуся бревну.

Карабканье по высокому столбу с привязанными наверху призами.

Бег с ложкой во рту. На ложке - сырое яйцо. Кто первым прибежит, не разбив ценный груз, тот и победитель.

игра : "Бой подушками"

игра : "Парное состязание"

"Бег в мешках"

На поляне, где устраиваются гулянья, можно отведать шашлыка, плова домашней лапши и национальных татарских угощений : чак-чак, эчпочмак, балиш, перемяч.

Семья Овсянниковых приготовила для всех свое национальное блюдо "Кыстыбай", а вот семья Гатаулиных вкусные сладости чак-чак. Ими мы непременно угостимся в группах.

(слайд20)

Вед.: Видите, ребята, сколько замечательных народностей живет у нас на Урале.

Давайте в честь праздника все объединимся и станцуем нашу дружную веселую польку.

Танец : "Полька"

Вед : Пускай народ России

Всегда единым будет

Чтоб беды не косили

Чтоб радовались люди

Чтоб было счастье ярким

Как радость материнства

В пылу объятий жарких

Народного единства .

Давайте все возьмемся за руки, станем еще дружнее, еще сплоченнее, едиными . А когда мы едины - мы непобедимы !

Предварительная работа.

В далеком 1612-м судьбу страны решил народ без участия власти , когда люди добровольно объединились в борьбе за свою землю. Эпоха Смуты, предшествовавшая тем грозным дням, разделила всех. Сменялись Самозванцы у власти, то и дело вспыхивали народные бунты , противостояние католиков и православных, голод, болезни, мор… Естественно, что такой ситуацией внутренней неурядицы воспользовались внешние враги, пограничные соседи, стремясь расширить свои территории. Войска польского и шведского королей вторглись в русские земли и вошли в Москву. Они чинили полный беспредел, грабя и разоряя дома, убивая ни в чем не повинных людей.

Но народ русский терпелив , и, когда над страной нависла смертельная опасность, отдал все до последнего гроша, чтобы вооружить и прокормить ополчение. У кого не было денег, снимали медный крест, самое дорогое, что у них было.

Народное войско возглавили князь Дмитрий Иванович Пожарский, человек уважаемый, честный и справедливый, прозорливый военачальник, и староста Козьма Минин , кинувший клич в толпу.

Войско, выдвинувшееся из Нижнего Новгорода, на пути к Москве становилось более мощным. Из городов и сел к нему присоединялись крестьяне , которые устали от бесчинства поляков. Два месяца народ осаждал Москву .

Когда настали мирные времена, царь щедро наградил Минина и Пожарского. Их имя сохранилось в памяти народной . В их честь установлен бронзовый памятник Красной площади, надпись на котором гласит : «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия» .