Анатомия масленицы, или история с чучелом. Конспект занятия по рисованию в средней группе «Кукла Масленица Если бы это чучело сейчас ожило и побежало с криком, мы бы не удивились

Марина Ротозей

Цель : учить детей создавать в рисунке образ куклы .

Задачи : познакомить детей с народным праздником Масленицей .

Формировать умение располагать изображение на весь лист бумаги, аккуратно закрашивать.

Развивать художественно-творческую деятельность, воображение, навыки рисования , умение дополнять и заканчивать образ внесением деталей.

Воспитывать интерес к праздникам своего народа, интерес к творчеству.

Демонстрационный и раздаточный материал : картина «Масленица » , краски акварельные, белая бумага, «непроливайка» , салфетка, кисточка, простой карандаш.

Ход занятия:

Воспитатель : - Ребята, сегодня к нам пришла гостья. Узнали вы ее?

Дети : - Масленица !

Воспитатель : - Я предлагаю её внимательно рассмотреть. Наша «Масленица »

Очень нарядно одета. На ней красивое, пышное, разноцветное платье. На голове у неё красивый платок. У неё желтые волосы, красивые глаза и добрая улыбка.

Воспитатель : - ребята, кто знает, а зачем делают куклу «Масленицу » ?

Дети : - кукол изготавливают на праздник «Масленицы » .

Воспитатель : - правильно, в первый день Масленицы , который называется - встречей, из соломы делали чучело Масленицы , надевали на него старую одежду, рисовали лицо , повязывали платком или надевали шляпу. Насадив чучело на шест, с пением и прибаутками возили его по деревне на санях, затем водружали на самой высокой горе, где начиналось катание на санях.

Масленица – это праздник , очень веселый, народный. Появился, он очень давно, все его любят и празднуют до сих пор. Масленица длится целую неделю - семь дней. Всю неделю пекут блины и угощают ими всех. В последний день масляной недели , Прощеное воскресенье, люди просили перед наступлением Великого поста друг у друга прощения и везли провожать Масленицу на околицу , где устраивался большой костер. Давали Масленице блин и торжественно сжигали чучело на костре. Сожжение Масленицы было символом наступления весны и плодородным годом. А еще, всю масленичную неделю народ устраивал уличные гулянья, пели песни, водили хороводы.

Вот и я вам предлагаю поиграть в русскую хороводную игру «Веснянка» .

Воспитатель : - Ребята, сегодня мы будем рисовать куклу- Масленицу .

Расскажу, как будем рисовать по порядку . Нарисуем простым карандашом голову большую в верхней части листа, круглую как блин (или солнце) . На голове нарисуем лучики. На лице нарисуем глаза, рот, нос. Платье треугольное, рукава. Выбирайте цвета яркие для раскрашивания. Наши куклы должны быть красивыми,

Воспитатель : - А давайте ребята, прежде чем начать нашу работу, мы с вами подготовим пальчики и разомнёмся.

Физминутка :

Дружат в нашей группе девочки и мальчики .

(соединять пальцы в «замок» )

С вами мы подружим маленькие пальчики.

(касание кончиков пальцев обеих рук)

(парное касание пальцев от мизинцев)

Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями)

Воспитатель напоминает об аккуратном закрашивании, проверяет, правильно ли держат кисть, если возникли какие-либо трудности, то воспитатель помогает им устранить эти трудности.

Воспитатель : - Молодцы, ребята! А теперь кто хочет рассказать о своей нарисованной кукле .

Спасибо, ребята. Очень красивые и интересные работы у вас получились.

Публикации по теме:

Цель: развитие творческих способностей и интереса к совместной деятельности дошкольников через приобщение их к истокам русской народной.

Конспект занятия по рисованию «Снеговик» в средней группе «Снеговик» Программное содержание: 1. Образовательные задачи: Продолжать формировать умение детей рисовать предмет, состоящий из нескольких.

Воспитатель: Сергазиева Марина Куангалиевна. Программное содержание: воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своим близким,.

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Разноцветная радуга» Тема: Разноцветная радуга (рисование радуги)Образовательный области: «Художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие», «познавательное.

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Волшебный ковер» Образовательная область: Художественное творчество. Возрастная группа: средняя группа. Тема занятия: «Волшебный ковер» Цель: создать условия.

Конспект занятия в средней группе детского сада «Широкая Масленица» Конспект занятия в средней группе детского сада по теме "Широкая масленица" (Познавательная деятельность, ознакомление с окружающим миром,.


Сегодня начинается празднование одного из любимых и веселых народных праздников россиян.

Следуя традициям, теща и зять должны наведаться друг к другу в гости на блины, а в дома к незамужним девушкам можно напроситься на смотрины. Но это после, а в понедельник, первый день веселой Масленицы, нужно сделать чучело, сожжение которого в Прощеное воскресенье ознаменует проводы зимы. О том, какой должна быть настоящая масленичная кукла и почему ее образ должен быть безликим, рассказала народный мастер, этнограф, председатель Иркутской областной общественной организации «Союз народных мастеров Прибайкалья» Лидия Мельникова.

«Масленица» – кукла жертвенная, а не игровая. Создавалась она для обряда проводов зимы. Кукла была размером с человеческий рост, с длинной девичьей косой, безликой, как все обрядовые народные куклы и одета в сарафан с цветочным рисунком. Современная же кукла «Масленица», как правило, совсем другая. Она имеет пышную женскую фигуру и ярко раскрашенное лицо.

Как появилась эта кукла? Согласно старинной легенде, появилась она тогда, когда нашим предкам стало жалко расставаться с самыми красивыми девственными девушками, которых приносили в жертву. Чтобы избежать человеческого жертвоприношения, они придумали изготавливать куклу-заместителя.

– Делается кукла «Масленица» из ствола березы, что является основой и при изготовлении многих других народных обрядовых кукол. К стволу привязывается перекладина. Получается крест. Голова и туловище формируются из холстины, набитой соломой, одежда обязательно должна быть украшена цветами и листьями – символами цветущей весны, на голове заплетена коса как символ плодородия, – рассказывает Лидия Мельникова. У обрядовой куклы, в том числе у «Масленицы», не должно быть лица. Считалось, что кукла, у которой нарисовано лицо, уже имеет душу и может навредить человеку.

Насколько важно сделать масленичную куклу по всем традиционным народным канонам – теперь дело сугубо индивидуальное, но всем желающим Лидия Мельникова, мастер по народной кукле и народному костюму, и другие умельцы «Союза народных мастеров Прибайкалья» предлагают в помощь свои знания. С начала 2013 года они дают мастер-классы в «Ремесленном подворье» Иркутского областного Дома народного творчества, которое находится в «Иркутской слободе». Здесь же расположена выставка, в экспозиции которой русские народные костюмы, обрядовые и игровые народные куклы, этнографические вещи. Знакомство с ними как раз таки и поможет узнать, какими были в старину куклы и во что наряжались наши бабушки к празднику.

Кстати, к Масленице в «Ремесленном подворье» представлена мини-выставка. Руками мастериц сделаны и другие атрибуты этого праздника, ведь в дни празднования Масленицы помимо ростовой куклы делалась маленькая «Домашняя масленица» и хранилась она в доме до следующего года, а дворы на юге России украшали «банчеными вениками» (вениками, украшенными бантами). Также всей семьей на Русском Севере изготавливали куклу «Санницу», небольшую куколку-девочку на санках. Саму куклу делала мама, саночки делал папа, а дочка катала «Санницу» с горки. Чем длиннее был ее санный путь, тем лучше ожидался рост льна в нынешнем году.

Оценить облик нынешних «Маслениц» можно будет уже в ближайшие дни. Надеемся, на этот раз масленичная красавица предстанет в традиционном образе и в воскресенье, следом за ее сожжением, сразу же наступит долгожданная весна.

Ольга Михайлова, редактор Иркутского областного Дома народного творчества

@fiesta.spb

Масленица - это такой заводной, веселый праздник, который находится на причудливом стыке славянской мифологии и православия. И именно из-за обрядов, оставшихся от мифологии, это не только веселье, но иистинный хардкор.

Самым брутальным обрядом из всех этих веселых дней несомненно является сжигание чучела. Выглядит это, конечно, специфически: куча довольных и радостных людей объедаются блинчиками и с удовольствием наблюдают, как горит жалобно-улыбающееся самоотверженное чучело.

Мы собрали самые жесткие, странные и пугающие чучела, которые можно встретить на улицах городов России на этой неделе. Посмотрите, например, на лицо этого (этой). Приблизьте и вы услышите мольбу о помощи.

И кстати, почему надо жечь чучело?

Существует несколько любопытных версий о целях этого милого ритуала. Первая принадлежит российскому этнографу Дмитрию Зеленину и говорит о том, что этот праздник отмечал рубежное время перед постом. Крестьяне для этого приглашали не кого-то там, а своих померших родственников. А к встрече с ними что нужно было сделать? Правильно, разжечь костер.

Соломенного чувака уже не спасти из огня, а детишки смеются. Прелесть!

@bulushevasofia

Экземпляры без лиц завоевывают место самых криповых. А если ничего особенного вы не видите, то представьте, что встретили одного из них ночью.

@julia_htrf

Основная версия заключается в том, что Масленица все же является праздником встречи весны и прощания с зимой. Зиму нужно хоронить, чтобы попрощаться с ней, и для того чтобы символизировать эту «смерть», сжигалась Марена - мифологическая героиня, связанная с обрядами «убийства» и «воскрешения» природы. Собственно, она и является прототипом современных чучел.

Вот эта, например, является такой, мягко скажем, раскрепощенной Мареной. С дредами и чокером на шее.

По лицу этой убиенной можно сказать, что она не западнославянская Марена, а, скорее, русская Маринка. Но, так или иначе, и ее уже не спасти.

@vlad_reporter

Всемирно известный и уважаемый филолог и фольклорист В. Я. Пропп тоже поддерживал версию об умирающем и воскресающем божестве. Однако связывал он этот обряд, да и вообще масленицу, со стимуляцией и призывом плодородия, что было важнейшей точкой в системе координат крестьянина, так как от нее зависела вся его жизнь.. Сожжение чучела Масленицы по его мнению символизирует сожжение и прощание со старым, исчерпавшим свои ресурсы плодородием и стимуляция нового.

Если бы это чучело сейчас ожило и побежало с криком, мы бы не удивились.

@on_thin_legs

Многие фольклористы и этнографы нам показывают, что неверно воспринимать сожжение чучела как явление, напоминающее некий сатанинский ритуал поджигания идола, которому поклоняются. Это не так, чучело всегда являлось символом.

Вот этот странный парень, например, из Литвы. Был. Автор фото пишет:

«Сегодня в Литве праздник - Užgavėnės (Ужгавенес) ».

@helen_bask

А это... Стоп, что?

— радостные проводы зимы и ожидание весеннего тепла. Зима ещё не сдалась, а весна не вступила в свои права. Давайте посмотрим, как в старину отмечали Масленицу, и узнаем, для чего нужно сжигать огромное соломенное чучело.

Время проведения Масленицы напрямую зависит от праздника Пасхи. Это недельное торжество, причём каждый день имеет своё название.

Понедельник — «Встреча», вторник — «Заигрыш», среда — «Лакомка», четверг — «Разгуляй-четверток», пятница — «Тёщины вечёрки», суббота — «Золовкины посиделки», «Проводы», воскресенье — «Прощёный день». Названия говорят сами за себя: из них понятно, как следует вести себя в эти дни, и перепутать тут что-либо сложно.

Именно в понедельник делали соломенное чучело Масленицы — главный символ праздника. Чучело олицетворяло собой холодную, злую и колючую зиму, проще говоря, вредную тётку, которая всем порядком надоела и которую давно пора прогнать с глаз долой.

Как правило, Масленица была из соломы либо из лыка, и обязательно использовали древесину, чаще берёзу — дерево и солома являли собой силу растительного мира. Чучело наряжали в женскую одежду, изображали лицо, украшали искусственными цветами и лентами. Завязывая ленточки, люди загадывали свои сокровенные желания. Чтобы они сбылись, ленты позже должны были сгореть вместе с Масленицей. Затем чучело насаживали на шест и возили по округе, сопровождая действо весёлым пением и плясками.


Во многих домах создавались и так называемые семейные Масленицы. Делались они очень просто: веточки связывались таким образом, чтобы получилось туловище с руками и ногами. Затем с помощью верёвочек, накручивая их, делали голову, и наряжали эту куколку в различные одежды. Семейная Масленица была готова. Чем больше на кукле ленточек, тем больше у неё магической силы.

Дети с удовольствием играли с ней всю масленичную неделю, а потом, в Прощённое воскресенье, когда занималось огнём главное чучело, её тоже кидали в костёр.

Но не всех кукол сжигали в этот день. Некоторые задерживались в домах аж на целый год. Такую куклу называли «дочкой Масленицы» или же «младшей сестрой» и выставляли в окно в «Тёщин день».

Её также было принято дарить молодожёнам, которые решили сыграть свадьбу в это время, — чтобы дети родились здоровыми, достаток и согласие были в молодой семье. Вот откуда, кстати, пошла традиция усаживать куклу на машину брачного кортежа.

«Дочка Масленицы» издревле считалась мощным оберегом и всегда хранилась в красном углу. Если в дом приходило несчастье, её снимали и, обернув её три раза по часовой стрелке, обращались со словами: «Отвернись зло. Повернись добро». Через год куклу сжигали в масленичном костре или же пускали по воде.

Кульминация праздника — традиционное сожжение Масленицы в воскресенье, «Прощёный день». Чучело везли на край деревни или на площадь, обычно Масленицу сопровождала целая процессия. На месте разжигали костёр, а потом под песни и пляски чучело сжигали.


Зачем это делали? Всё просто: Масленица сродни птице Феникс: возрождение через смерть, новое может появиться лишь на обломках старого.

В пылающий костёр бросали старые вещи, мусор, изношенную одежду. Люди надеялись на возрождение, избавлялись от мрачного прошлого, искренне веря в светлое будущее, пытались таким образом обезопасить себя от напастей, неприятностей, болезней, неурожая.

Во время масленичных гуляний в Москве, которые пройдут с 7 по 13 марта, вы можете узнать, как делали чучела Масленицы и традиционных кукол — кручёнки или мотанки, с не сшитыми, а закреплёнными туго скрученной нитью деталями и неподшитыми краями лоскутков. Такие куклы не только украшали интерьер, но и считались оберегами.

Мастер-класс для детей и взрослых по созданию кукол пройдёт, например, в галерее Ильи Глазунова с 8 по 13 марта. Она располагается по адресу: улица Волхонка, дом 13. Научиться делать куколок можно будет 9 марта в галерее «Изопарк» (улица Островитянова, дом 19/22). Педагоги галереи проведут мастер-класс по созданию масленичной куклы в оригинальной технике.

Сделать куклу можно будет также на благотворительной выставке-ярмарке изделий учащихся и преподавателей детской художественной школы «Солнцево» по адресу: улица 50 лет Октября, дом 29б. Занятие пройдёт 10 марта с 16:00 до 18:00.

Кроме того, мастер-классы по изготовлению кукол, костюмов, глиняных игрушек, браслетов и других украшений на Масленицу 12 марта пройдут в следующих столичных парках:

— «Музеон», Крымский Вал, владение 2;

— «Эрмитаж», улица Каретный Ряд, дом 3;

— «Красная Пресня», улица Мантулинская, дом 5;

— парк Победы, улица Братьев Фонченко, дом 7;

— «Измайловский», Народный проспект, владение 17;

— Сиреневый сад, Щёлковское шоссе, дом 9;

— парк имени Артёма Боровика, улица Перерва;

— «Кузьминки», Кузьминский парк, дом 1, строение 10;

— «Садовники», проспект Андропова, дом 58а;

— «Сокольники», улица Сокольнический Вал, владение 1;

— культурный центр «Зеленоград», Зеленоград, Центральная площадь, дом 1.

Главным персонажем и незаменимым атрибутом для обрядовых действий на празднике является масленик, масленичная кукла, чучело Масленица или как его еще называют современники Масленичное чучело. Практически во всех уголках России знали, что без него Масленичная неделя невозможна. Народ в деревнях свято верил, что Масленичное чучело, каким бы его не сделали, наделено невообразимым магическим даром. Поэтому с помощью обрядов старались продемонстрировать его преувеличенные показатели как наружные, так и внутренние. По традиции многих поколений Масленица была широкая, разгульная, обжористая, пьяница. На уличных гуляниях все присутствующие дружно скандировали: «Толстуха Масленица вина напилась и блинов обожралась!». Одеждой, рваной, нелепой, санями старыми, ветхостью и необычностью «выезда» подчеркивали отживание этого персонажа. В славянской мифологии этот атрибутный персонаж олицетворял смерть и зиму. И заливистый смех, громкий крик и повальное веселье, присутствующие во всех обрядах, расценивались как защитные свойства.

На празднике она воссоздавалась огромной человекоподобной (соломенной или деревянной) фигурой. Могла иметь как женский, так и мужской облик. Зачастую ее роль исполнял реальный человек.

Популярна была не только Масленица, но и Масленик. Их могли задействовать как вместе, так и поодиночке. В самом начале сыропустной недели поручали делать их молодым замужним женщинам, имеющим ребенка, под руководством пожилой крестьянки. Основой для туловища Масленицы служил сноп соломы, на который крепили веревками голову и руки. Большую грудь делали из жгутов соломы. Когда тело было готово, его наряжали в праздничную вышитую рубаху, поверх которой надевали красивейший сарафан с аппликациями, бахромой и узорчатый фартук. На голове завязывали, концами назад, непременно красный платок.

Как делали чучело Масленицы в древности?

Изображаемые куклы в древности не только походили формой на человеческое тело, но и обязательно имели особенные признаки присущие к тому или иному полу. Масленица изображалась с большой грудью, а Масленик имел явные мужские особенности. Важнейшее обрядовое действие при создании таких персонажей было их одевание — «наряжение». Костюмы у масленичных чучел должны были быть старыми, ветхими, рваными, а иногда на них надевали еще шубы, с вывороченным наружу мехом. При всем этом, как солому для снопа (туловища) Масленицы, так и все предметы для одежды обязательно отбирали в разных крестьянских домах. Могли даже купить в складчину, считая чучело обрядовым символом всех членов деревни. В большинстве случаев, персонажу еще и присваивали личное имя Гаранька, Авдотья, Дуня, и т.д.

В некоторых Сибирских районах не только женщинами изготовлялось масленичное чучело, но и молодыми парнями.

А население центральных губерний Москвы, Калуги, Владимира изготавливали наряду с главным общим обрядовым персонажем «семейные» миниатюрные куклы, уподобленные обще деревенской Масленице. Не более того домашние образы обладали привлекательной внешностью. Брови, глаза, нос разрисовывали им углем, губы — свеклой. Старались наряжать в яркий нарядный костюм, все также подчеркивая признаки пола. Как для домашнего, так и общественного Чучела подбирали соответствующие аксессуары, характеризующие выпекание блинов. Так дома могли Масленицу снабжать сковородками, половниками, мисками, пристраивали на лавку, имитируя выпечку блинов. Такое изображение не имело какого-то серьезного значения. А жители в Калужской губернии изготовляли до 7 различных фигур, соответствующих каждому дню Масленичной недели, которые у окна на лавке занимали почетном место. Девицы, брали их с собой, собираясь на посиделки, игрища, гуляя с ними по деревне, катаясь на санях, распевая страдальческие любовные песни. В основном такой персонаж создавали там, где была девушка на выданье. Довольно часто ряженая кукла после празднования становилась простой игрушкой, и она была, как и кукла-мотанка, своеобразным оберегом.

У крестьян из Пермской губернии главным символом праздника была не соломенная кукла, а деревянная статуя. Они наряжали или деревянный толкач, или скатывали из снега снежную бабу, усаживали на санки катали ее с горки и по улицам деревни.

Но в пятидесятых годах ХIХ в. традиции во многих местах России изменились.

Теперь для обряда на роль Масленицы общественность подбирала какого-либо эксцентричного крестьянина. Его всем селом, хохоча и веселясь, наряжали в разношерстную одежонку. Она обязательно должна была быть женской, ветхой, смешной и рваной. Многочисленными нелепыми аксессуарами и средствами передвижения дополнялся персонаж Масленицы.

Крестьянин, фантастически и нелепо одетый разъезжал по всему селению. Лошадь, была запряжена в сани старые и разваливающиеся. Их застилали выцветшими половиками, рваными рогожами, вешали мочалу, лапти. Он громко пел, паясничал, жеманничал и собирал вокруг себя толпу шумных односельчан. Масленицу провожали за околицу села, на поля или в лес, где он переодевался в обычную одежду. После обряда «Проводы Масленицы» все возвращались по домам.

В Вологодских деревнях по современным традициям на эту роль выбирался молодой парень, который катался на детских салазках, запряженных маленьким жеребенком с соломенной сбруей.

А в деревнях Пензенской губернии в перевернутые бороны запрягали телят и жеребят, усаживали легкого молодого парня, давали в руки ему помело и кочергу и, под дикий хохот односельчан возили его по деревне. Во Владимирских деревнях на роль Масленицы подбирали мужика, усаживали его в огромные сани на колесо, прикрепленное к высокому шесту. Ездил он с бутылем вина и огромным калачом.

Интересные традиции русского народа на Масленницу имели одно общее свойство: они все начинались и заканчивались карнавальным шествием. Популярный обряд сжигания чучела Масленицы символизировал «проводы, похороны» отжившей зимы.


Обряд сжигания чучела Масленицы выражает идею векового и ежегодного обновления. В древности на этот костер подбрасывали старые ненужные вещи, чтобы предать огню все грешное, печальное и плохое. От того как все горело, зависел приход ранней весны. Ведь правильно проводить надоевшую Зиму (быстрое сжигание Чучела), значит помочь Весне. Пеплом удобряли поля для обилия будущего урожая.

Как сделать Масленичное чучело?

1. Современное масленичное чучело сильно отличается от того, которое делали наши древние предки. Все чаще и чаще его создают, взяв за основу огородное пугало. Его делают из двух сухих, разных по длине брусков. Длинный — это основа для туловища, тот, что короче — для рук. Бруски прикладываю накрест и сбивают.

2. Для формирования тела берут сено, бумагу, солому — самые горящие материалы. Их привязывают веревками, шпагатом, создавая фигуру чучела. Если нет в наличии соломы или сухой травы, замените их на 2-3 веника.

3. Голову комплектуют из светлого полотняного мешка, который заполняют соломой, сеном и внизу сшивают. Вместо мешка можно взять белую бумагу, обернув ее соломой. Ярким платком, завязанным кончиками сзади, покрывают голову.

4. Для наряда масленичному чучелу выберите старый или сарафан, или платье, зашив его подол. Тогда трава, солома из чучела сыпаться не будут.

Если есть желание творить сделайте гламурную Масленицу — последний писк моды!

Оденьте ее в шокирующий укороченный жакет с рукавами — фонарик, на голову — берет, на шею — огромный шарф. Низ — юбка контрастного цвета. Для кистей рук возьми старые рукавички, и тоже набейте их сеном. Укрепите их на концах меньшей палки веревками.

5. Разрисуйте лицо. Глаза — обязательно закрытые — тонким косметическим карандашом. Для алых щечек и губок подойдут румяна и яркая помада. Такой персонаж отчетливо будет контрастировать с белым снегом.

6. Для двух кос переплетите белую ткань или оттенки желтой ткани. На кончиках кос завяжите ленточки. Закрепите косы под платком. Теперь куклу осталось поставить в сугроб или закрепить на снегу.