Изготовление ювелирных украшений своими руками. Как устроено ювелирное производство в россии Как делаются ювелирные украшения из золота

Можно ли создать ювелирные украшения своими руками в домашних условиях? Да так, чтобы получилось классно, неординарно и просто красиво? Ответ – да, вполне даже можно! Ведь, как говорится, не боги горшки обжигают. Но для того, чтобы получилось действительно ювелирное украшение в прямом смысле этого слова, необходимо учесть некоторые моменты.

Какие именно, поговорим чуть ниже. А вначале вспомним, что представляют из себя ювелирные украшения.

«Ювелирный» в переводе с иностранного языка значит драгоценный. То есть изначально предполагается, что материалы для будущего украшения будут достаточно дорогостоящими: серебро, платина, золото, их сплавы, драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг. Впрочем, нередко используют и менее дорогостоящие сплавы металлов (мельхиор, нейзильбер, пьютер, бронзу, латунь) с последующим покрытием из золота или серебра, а также инкрустацией стразами и синтетическими камнями (цирконием, фианитом). Можно использовать . Такие изделия называются бижутерией.

К ювелирным украшениям относятся браслеты, серьги, броши, кулоны, подвески, колье, перстни, кольца, бусы, цепочки.

Теперь, когда мы разобрались с тем, что такое ювелирные украшения, поговорим о способах самостоятельного их изготовления.

Создание украшения: с чего начать?

Во-первых, необходимо определиться, что именно вам нужно. Будет ли это кольцо, браслет или бусы? Или вы хотите изготовить колье либо головное украшение? Для каждого изделия существуют свои тонкости и технология изготовления.

Во-вторых, нужно подобрать необходимые материалы и вооружиться инструментарием, без которого не обойтись. Материалы – это обработанные, ограненные камни или бусины, проволока разного диаметра и жесткости (как многожильная нержавеющая с полимерным покрытием, так и однородная из цветных металлов, в том числе благородных), золотые и серебряные пластины. Эти материалы продаются в специализированных магазинах.

Инструменты могут быть как самыми простыми, так и специализированными.

Первые – это плоскогубцы, круглогубцы, бокорезы, кусачки, молоток с наковальней, тиски, ручная дрель.

Второй тип инструментов встречается реже и используется в основном профессиональными ювелирами. Помимо перечисленных инструментов, включает в себя анки и пунзели – высокоточные инструменты для изготовления пустотелых шаров и других элементов ювелирных украшений. Также к специальным инструментам относятся прессы, вальцы, намотчики, полировальные машинки, конические стержни (ригели) с разметкой и без, специализированные кусачки и пассатижи с самой различной формой рабочих поверхностей, шаберы, выколотки, пуансоны, расколотки кастов различных конфигураций и т. д.

Как видим, чтобы создать ювелирное украшение своими руками, может потребоваться много чего. Но вполне возможно обойтись и необходимым минимумом.

Создаем ювелирные шедевры подручными средствами

Первая группа ручных инструментов, несмотря на относительную малочисленность и доступность, все же должна быть высокого качества. Лучше сразу отказаться от инструментов с выщербленными рабочими поверхностями и сделанных из непрочных материалов. Хорошо бы приобрести инструменты фабричного отечественного, немецкого, американского, корейского производства или сделанные по лицензии известных брендов в других странах. Такие изделия могут стоить значительно дороже «базарных», но они себя окупят. К тому же ими гораздо легче работать.

Теперь перейдем к технологии изготовления некоторых украшений.

Простые кольца из проволоки

а) проволоку (любую цветную средней жесткости или мягкую) отрезают от бобины куском длиной около 15-20 см;

б) накручивают на подходящий по диаметру цилиндрический стержень три витка проволоки, оставляют оба ее конца длинными;

в) сняв проволоку со стержня, нанизывают на нее требуемое количество бусин или камней с отверстиями так, чтобы украшения были со стороны, перпендикулярной концам проволоки, которые на следующем этапе загнут;

г) концы загибают и плотно закручивают вокруг полученного кольца несколькими витками с помощью круглогубцев и отрезают излишки ножницами либо бокорезами. Концы проволоки должны быть расположены снаружи кольца, чтобы не доставлять дискомфорта при носке кольца.

Полученное кольцо смотрится очень красиво и стильно, а сделать его весьма просто и быстро.

Создание бус, браслетов, ожерелий и колье

а) отрезают многострунную проволоку с полимерной оболочкой на требуемую длину;

б) нанизывают на нее бусины, камни, кулончики и т. п. элементы в желаемой последовательности;

в) к концам проволоки прикрепляют подходящий замок-застежку – карабинного либо другого типа.

Вместо проволоки либо наряду с ней можно использовать различные цепи, также допустимо вплетать в композицию разноцветные нити мулине. В случае ожерелий используют несколько рядов проволоки с нанизанными по заданному эскизу или в соответствии с фантазией декоративными элементами. Кроме того, приобретя камни с колечками и цепочками, можно дополнить полученное нашейное или запястное украшение подвесками. Как говорится, разгуляться творческому воображению и фантазии есть где.

В случае изготовления головного украшения типа короны, диадемы или венца сначала готовят основу из жесткой или полужесткой одножильной цветной проволоки. Затем на нее с помощью пайки или другим методом прикрепляют проволочный каркас с бусами и/или камнями.

Всех способов создания ювелирных украшений своими руками в домашних условиях не перечесть, так как их существует большое множество. Но отметим, что это – великолепная возможность собственными руками сделать настоящий шедевр красоты! Данное рукоделие может быть в свободное время.

Имея немного времени, умения и мастерства вы можете, используя различные инструменты и материалы, делать ювелирные изделия. Можно использовать эти навыки для открытия собственного бизнеса или делать ожерелья, кольца, браслеты и серьги для личного использования.

Шаги

Проектирование ювелирных изделий

    Обзаведитесь идеями. При разработке своих собственных ювелирных изделий изначально нужны идеи. Это поможет вам думать о том, какие аспекты дизайна наиболее важны для вас, и что будет наилучшим образом соответствовать вашим потребностям.

    • Взгляните на вашу коллекцию. Посмотрите на ваши собственные ювелирные изделия, приобретенные или изготовленные другими. Вы можете воссоздать или брать идеи из тех экземпляров, которые у вас уже есть. Может быть вам нравится браслет определенного типа из бисера, или застежка, или цветовая гамма. Пересмотрите свою собственную коллекцию, чтобы задуматься, может быть существует такой тип украшений, который вам нужен. Ищите дыры в вашей коллекции, такие как отсутствие случайных деталей для повседневного использования, и подумайте, что вы можете сделать, чтобы удовлетворить эту потребность.
    • Посмотрите украшения в магазинах. Сходите в магазины, которые специализируются на ювелирных изделиях или ювелирные отделы крупных магазинов, чтобы получить идеи. Широкий выбор в этих магазинах позволит вам получить больше идей, а также помочь остаться на волне модных тенденции.
    • Посмотрите на других. Вы можете посмотреть ювелирные изделия у ваших друзей, в журналах и в Интернете, поинтересоваться, как одеты ваши любимые знаменитости. Подумайте о том, что вам нравится, о своих ювелирных изделиях, и какие элементы вы действительно хотели бы иметь у себя.
    • Посмотрите на старинные украшения. Глядя на старинные украшения и их историю, вы можете легко увидеть большое количество стилей. Рассмотрите, какие аспекты старинных украшений вы хотите использовать для дизайна, идеи, которые вы бы хотели поддержать.
  1. Определитесь с материалами. Как только вы решили, какие элементы дизайна вам нравятся больше всего, и каковы ваши потребности и желания, вам нужно будет решить, какие материалы лучше всего подойдут для этого. Выбор некоторых материалов будет основываться на вкусе, некоторых - на доступности, а некоторых - на необходимости. .

    • Металлы. Металлы, как правило, будут использоваться в виде проволоки, цепей и колец, чтобы связать воедино другие элементы украшения. Тип использованного металла будет зависеть от того, на что он пойдет, а также от личного вкуса. Например, мягкие металлы лучше гнуться и их следует использовать, если вам нужно создать цикличность. Золото это будет или медь – это уже ваши личные предпочтения.
    • Камни. Вы можете использовать обычные или драгоценные камни в создании ювелирных украшений, особенно если вы делаете кулоны и кольца. Выбор камня в значительной степени основан на личном вкусе, но имейте в виду, что некоторые из них стоят дороже, чем другие. Чтобы сэкономить деньги, вы можете использовать поддельные камни. При выборе цвета, попробуйте те, которые соответствуют вашему цвету глаз или хорошо вписываются в ваш гардероб. Это заставит ваши ювелирные изделия выделяться, и продемонстрируют прекрасный дизайн.
    • Другие материалы также могут быть использованы в зависимости от того, чего вы пытаетесь достичь. Если металлы и драгоценные камни слишком банальны для вас, попробуйте альтернативные материалы, такие как дерево, смола, пластмасса, шпагат и другие, менее распространенные материалы.
  2. Делайте эскизы. Прежде чем вы сделаете свои ювелирные изделия, вам нужно выразить ваши идеи, а потом определиться с окончательным дизайном. Это позволит вам спланировать, как много или долго каждый элемент должен изготавливаться и убедиться, что у вас есть план, которому вы должны следовать. Это поможет избежать лишних расходов на материалы. .

    • Создайте эскиз на бумаге. Это поможет вам лучше выровнять элементы дизайна и относительные размеры изделия. Вы также можете использовать такие инструменты, как линейка, трафареты, калька, чтобы и дальше оттачивать свой проект.

    Сбор материалов

    1. Приобретите кольца разных размеров. Если вы не хотите делать бусы, но предпочитаете прикрепить украшения или бусины, покупка цепочек и колец будет очень важна. Они бывают разных размеров и могут быть в дальнейшем соединены кусачками или пассатижами.

      Приобретите застежки. Они бывают различных типов. Вам придется выбирать, что лучше для вашего изделия, основываясь на том, какой тип ювелирных изделий вы хотите сделать, а также на размер и вес цепочки и бусин. Застежки также можно выбрать для эстетической привлекательности или же они останутся обычными и недооцененными.

      • Застежка «крабик». Наиболее распространенные застежки ожерелий и браслетов в последние годы - это «крабики». Они достаточно прочные и легкие в использовании.
      • Тумблер. Он хорош для более рационального и современного вида изделия. Он особенно подходит для грубых деталей. Эти простые застежки несложны в эксплуатации, но менее безопасны, чем некоторые другие.
      • Застежка барель. Это очень безопасная застежка, которая состоит из двух кусочков формы трубы, которые ввинчиваются друг в друга. Лучше всего использовать эту застежку на ожерелье, однако, стоит помнить, что для того, чтобы застегнуть такую застежку, понадобится определенный уровень ловкости.
      • Крючок и петля. Простая застежка, которую легко можно сделать самому с помощью нужных инструментов. Состоит застежка из крючка и петли. Это менее безопасно, и лучше использовать ее для тяжелых ожерелий, которые имеют вес, чтобы удерживать застежку закрытой.
    2. Подумайте о бусинах. Они часто используется в ювелирном деле и могут представлять интерес для простой цепочки или могут быть связаны вместе, чтобы повесить на них более богатый кулон. Бисер может стоить дешево или дорого, в зависимости от материала, а выбор их велик.

      • Бусины могут быть всех цветов и различных материалов (пластик, стекло, дерево, ракушки, кости, камни, глина, полимеры и множество других материалов).
    3. Используйте камни для сияния. Вы можете придать вашим драгоценностям немного лоска и использовать настоящие или ложные драгоценные камни. Убедитесь, что если вы запланировали использовать камни, у вас есть соответствующие инструменты, которыми вы собираетесь закрепить их на своем изделии. Драгоценные камни могут быть сравнительно менее дорогие или очень дороге, в зависимости от размера, типа и качества.

      • Основные драгоценные камни, используемые в ювелирном деле - это алмазы, сапфиры, рубины, изумруды, аметисты, опалы, топазы.
    4. Купите шнурок. Для того чтобы связать вместе бусы, подвески и кулоны, вам нужен некий материал, который, соответственно, крепкий и гибкий. В зависимости от веса изделия и его застежки, вы можете использовать проволоку, эластичный шнур, шпагат, леску, или любые другие материалы.

      Купите провод для основы. Вам потребуется больший калибр, гораздо менее гибкой проволоки, чтобы сделать много связующих компонентов ювелирного изделия. Это могут быть цепочки, кольца, связки, бруски и т.п. Убедитесь в прочности провода перед покупкой, он должен подходить для вашего изделия.

      Купите правильные инструменты. У вас должно быть несколько инструментов, чтобы сделать средний комплекс украшений. Если для вашего изделия потребуется работаться с любыми металлами, вам понадобятся определенные инструменты. Убедитесь, что они высокого качества и острые. Тупые инструменты являются распространенным способом себя поранить.

      • Купите полный набор плоскогубцев. Много различных типов плоскогубцев необходимых для создания различных деталей ювелирных украшений. Они включают плоскогубцы, круглогубцы, цепи, клещи, и плоскогубцы изогнутой цепью.
      • Ножницы и кусачки. Есть инструменты, которые соответствуют всем вашим потребностям для резки. Ножницы должны быть использованы для лески и упругой нити. Для резки проводов всегда используйте кусачки, при попытке использовать ножницы, вы, вероятно, не обойдетесь без травм.

    Базовые навыки

    1. Выпрямите провод. Это первый шаг в создании собственных ювелирных изделий. Если ваш провод согнулся, когда вы его обрезали, он также будет согнутым, когда вы его будете использовать, чтобы сделать украшение. Очень трудно выпрямить проволоку после того, как она была отрезана.

      • Начните с разворачивания катушки на длину провода. С помощью специальных плоскогубцев, вытяните вдоль длины провод до тех пор, пока он не будет прямым. Вы можете повернуть провод или держать его под другим углом для того чтобы убедиться, что он прямой со всех сторон.
    2. Перережьте провод. Используйте кусачки, которые специально предназначены для изготовления ювелирных изделий. Они позволяют достичь двух различных целей для провода – одну сторону оставляет ровной, другую загибает под углом.

      • Узнайте, какая сторона у резца используется для огранки, и используйте его соответствующим образом. Будьте осторожны, используя эти резцы, так как они могут быть очень острыми.
      • Не используйте тупые резцы – это верный способ пораниться. Если резцы не достаточно острые, они могут соскользнуть по проводам.
    3. Как согнуть проволоку. Сгибание проволоки до острых углов - это еще один необходимый навык для изготовления ювелирных изделий. Это легко сделать с помощью плоскогубцев, желательно с изогнутой цепью. Просто нужно взять провод и согнуть плоскогубцы в палец, пока не появится нужный угол поворота.

Владимир Маркин занимается ювелирным делом с 1997 года. Он работал в разных компаниях, а четыре года назад основал свою марку и открыл мастерскую на «Красном Октябре». Сейчас его команда из восьми человек делает вещи на заказ и выпускает по две коллекции в год. Марка известна украшениями необычного дизайна: в форме мостов, из дерева с камнями, в виде канцелярских товаров и механических (например, есть кольцо, бриллианты в котором можно скрыть одним нажатием кнопки). Цена на изделия из коллекций начинается от 15 тысяч рублей, драгоценности на заказ стоят от 100 тысяч рублей до нескольких десятков тысяч долларов. Вот как их делают.

(Всего 27 фото)

Спонсор поста: pulti.ua : С пультом по жизни!
Источник: the-village.ru

1. Если идеи для коллекций приходят спонтанно, то процесс создания украшения на заказ начинается с общения с клиентом. По словам Владимира Маркина, заказчики часто не знают, какую именно вещь они хотят, и приходится выяснять, для кого она предназначается, что нравится человеку. «Мы стараемся узнать у клиента как можно больше информации, которая даст почву для творчества, чтобы и ему было интересно, и нам приятно», - говорит Маркин.

2. Например, эти запонки заказал человек, который раньше занимался нефтяным бизнесом, а теперь работает над интернет-проектами - за похожими на микросхемы пластинами скрываются черные бриллианты.

3. Эскиз каждого украшения художник рисует вручную. После утверждения эскиза заказчиком начинается производство.

6. По эскизу строится 3D-модель. С ее помощью на принтере печатают прототип украшения, который нужен для изготовления формы будущего изделия.

7. В мастерской нет литейного цеха - литьем занимается подрядчик. Золотые заготовки приходят в мастерскую уже готовыми.

16. Камни закупают по всему миру - иногда их подбирают под конкретное украшение, иногда изделие придумывают под имеющийся материал. Мастерская работает с разными камнями, но чаще всего используются бриллианты.

19. Закрепка камней на кулоне в форме улитки. На ней должно быть около 400 сапфиров. С помощью разных навёрток сотрудница закрепляет камни - на это она потратит примерно день.

20. В процессе закрепки камней изделие периодически очищают потоком горячего пара.

Владимир Маркин занимается ювелирным делом с 1997 года. Он работал в разных компаниях, а четыре года назад основал свою марку и открыл мастерскую на «Красном Октябре». Сейчас его команда из восьми человек делает вещи на заказ и выпускает по две коллекции в год. Марка известна украшениями необычного дизайна: в форме мостов, из дерева с камнями, в виде канцелярских товаров и механических (например, есть кольцо, бриллианты в котором можно скрыть одним нажатием кнопки). Цена на изделия из коллекций начинается от 15 тысяч рублей, драгоценности на заказ стоят от 100 тысяч рублей до нескольких десятков тысяч долларов. Вот как их делают.

Если идеи для коллекций приходят спонтанно, то процесс создания украшения на заказ начинается с общения с клиентом. По словам Владимира Маркина, заказчики часто не знают, какую именно вещь они хотят, - приходится выяснять, для кого она предназначается, что нравится человеку. «Мы стараемся узнать у клиента как можно больше информации, которая даст почву для творчества, чтобы и ему было интересно, и нам приятно», - говорит Маркин.


Например, эти запонки заказал человек, который раньше занимался нефтяным бизнесом, а теперь работает над интернет-проектами - за похожими на микросхемы пластинами скрываются чёрные бриллианты.





Эскиз каждого украшения художник рисует вручную. После утверждения эскиза заказчиком начинается производство.

По эскизу строится 3D-модель. С её помощью на принтере печатают прототип украшения, который нужен для изготовления формы будущего изделия.










В мастерской нет литейного цеха - литьём занимается подрядчик. Золотые заготовки приходят в мастерскую уже готовыми.



Сотрудница мастерской подбирает камни, которые нужно будет закрепить на изделии. Здесь используются разные по цвету и размеру бриллианты, сапфиры и другие драгоценные камни. Камни закупают по всему миру - иногда их подбирают под конкретное украшение, иногда изделие придумывают под имеющийся материал. Мастерская работает с разными камнями, но чаще всего используются бриллианты.



Закрепка камней на кулоне в форме улитки. На ней должно быть около 400 сапфиров. С помощью разных навёрток сотрудница закрепляет камни - на это она потратит примерно день.


Изготовление ювелирного украшения - это долгий и кропотливый процесс, требующий нескольких лет обучения, знания физики, химии и наличия дорогостоящего специального оборудования. Мы знаем это и тратим часы на поиски желаемых ювелирных изделий в магазинах. Многие даже самостоятельно разрабатывают эскиз и обращаются в ювелирную мастерскую, чтобы мастер изготовил для них украшение мечты.

Времена меняются, и теперь ювелирным мастером может побыть каждый. Для того чтобы сделать настоящее серебряное кольцо с собственным дизайном, мы обратились в ювелирную школу ARGENTARIUM и убедились, что это не только интересно и захватывающе, но и действительно легко.

(Всего 26 фото)

Перед началом работы нам показали украшения, сделанные инструкторами и учениками школы. Вариантов украшений множество, и все это можно сделать своими руками.

Несмотря на такое разнообразие возможностей, мы по-прежнему хотели кольцо. Решили, что, если понравится, чуть позже вернемся за кулоном.

Удивление первое: оказалось, что не требуется плавить серебро, чтобы придать ему нужную форму. Украшение делается из пластичного серебра Precious Metal Clay (PMC), которое придумали специалисты японской компании Mitsubishi Materials Corporation. Масса PMC состоит из смеси мельчайших частиц серебра, воды и нетоксичного пластификатора, и работать с ней так же просто, как с обычным пластилином.

Весь процесс простой и понятный: вам нужно придумать украшение, сделать его, обжечь в печи (вода и пластификатор при этом сгорят, а частицы серебра прочно спекутся друг с другом), и на выходе вы получите серебряное изделие 999-й пробы. Современная алхимия во всей красе! Перед началом работы руководитель школы Евгения показала нам, какими инструментами мы можем воспользоваться, чтобы создать именно то украшение, которое хотим.

Удивление второе: большая часть инструментов для работы найдется у каждого под рукой: текстуру можно «отпечатать» любую, а чтобы вырезать желаемую форму, подойдет шило или лезвие.

Различные штампы для получения отпечатков и оттисков на серебряной массе до обжига.

Для создания объемных изделий можно воспользоваться жидким серебром в шприце. На пробковую основу шприцем выдавливается серебряная паста. В процессе обжига эта основа сгорает, и вы получаете полую серебряную бусину, аналогичную тем, которые создавались мастерами серебряного дела сотни лет назад и назывались «филигрань».

Есть тоненькие пластинки-листочки из пластичного серебра, из которых можно сложить любую фигурку, например оригами. Разве не чудо - сложить себе журавлика или кораблик из чистого серебра?

А можно в качестве заготовки для будущего украшения использовать засушенные листья. Если листочек покрыть жидким серебром, обжечь, лист сгорит, а вы получите уникальный кулон или подвеску, полностью повторяющую все природные изгибы и текстуру, сделать которые самостоятельно просто невозможно.

В ювелирном деле без драгоценных камней никуда. В дизайн любого украшения можно добавить разноцветные вставки: кубические цирконы (фианиты) или другие лабораторные камни, выдерживающие высокую температуру.

Конечно, было очень соблазнительно сделать себе уникальный кулончик, но мы пришли за кольцом и решили все-таки делать его.

Прежде чем начать работать с пластичным серебром, нужно правильно рассчитать размер кольца, потому что в процессе обжига масса дает усадку 16%.

Смазываем доску специальным составом, чтобы серебро не прилипало, и вперед!

Раскатываем РМС в блинчик рассчитанного размера. Карты, склеенные по несколько штук по бокам от заготовки, позволяют нам регулировать толщину будущего кольца и раскатывать серебро равномерным слоем. Простой лайфхак, проверенный практикой 🙂

Серебро PMC можно резать, раскатывать, дополнять текстурой и придавать ему совершенно любую форму. Удивление третье: особенно приятно, что пластичное серебро прощает любые ошибки - после подсыхания оно легко восстанавливается водой и вновь принимает рабочее состояние. У вас есть возможность переделать украшение до обжига, если что-то не понравится в первоначальной заготовке, или добавить дополнительные элементы.

Мы создавали кольцо с растительным орнаментом, используя резиновый штамп.

После того как мы получили нужный оттиск и замкнули кольцо, его нужно высушить.

Обжиг можно проводить разными способами. Профи используют ювелирную муфельную печь, а для новичков подойдет более бюджетный «домашний» вариант - керамическая горелка особой конструкции, работающая на сухом спирте.

Мы обжигали кольцо в муфельной печке. При правильном температурном и временном режиме вода полностью выпаривается, органический пластификатор выгорает, а серебряные частицы сплавляются друг с другом, образуя на выходе цельный металл, сохраняющий весь дизайн вплоть до отпечатков пальцев.

Через 25 минут наше кольцо «испеклось» 🙂

Теперь убираем оксидную пленку - белый налет, который появляется на поверхности изделия во время горения. Дальше с помощью ювелирных инструментов доводим украшение до ума.

Удивление четвертое: после обжига с металлом можно делать все что угодно. Сверлить, пилить, шлифовать, эмалировать, чернить и, конечно, полировать до зеркального блеска!

С помощью стальной щетки счищаем оксидную пленку.

Шлифуем наждачной шкуркой.

Черним специальным раствором - у ювелиров он называется «серная печень», а простым смертным доступно другое средство - серная мазь, которая продается в любой аптеке. К слову, чернение ювелирного изделия - это тоже целое искусство. Чернение подчеркивает структуру и орнамент украшения: в зависимости от техники результат может быть настолько разным, что этому делу посвятили отдельный мастер-класс .

Полируем кольцо с помощью инструмента из агата, чтобы придать ему блеск.

И вот оно - кольцо мечты! Сделанное по собственному дизайну и своими руками!

При желании можно научиться вязать, шить, плести из бисера и обжигать горшки. Кажется, что создание ювелирных украшений - это что-то за гранью обычных человеческих возможностей, где-то на стыке алхимии и магии. На самом деле пройти мастер-класс и сделать собственное украшение может каждый. Технология, оказывается, удивительно проста, особенно когда ее объясняет хороший мастер. Наш преподаватель Евгения смогла заинтересовать даже скептически настроенных учеников. Кажется, теперь половина группы обязательно вернется за кулоном для своей авторской коллекции.

Возможно, и мы 🙂 А на первое посещение любого мастер-класса дарим нашим читателям скидку 10% по промокоду BIGJEWEL (его нужно ввести в форме записи на занятие).