Как научить малыша смеяться. Когда дети начинают смеяться и что есть причина их смеха? Улыбка как средство общения

Через неделю моей дочке исполнится 4 месяца. Она уже многое умеет: хорошо держит головку, научилась переворачиваться со спины на живот, пытается садиться, улыбается и вовсю разговаривает на своем младенческом языке. Иногда кроха выражает радость взвизгиваниями или ухмыляется своему отражению в зеркале. Но я очень жду, когда же она начнет заливисто хохотать! Ведь сын знакомой, по ее словам, умеет это делать с 2 месяцев, ее ровесница и соседка по роддомовской палате тоже уже вовсю гогочет. И, как водится, сравнив достижения своей малышки в этой области с откликами других мамочек о развитии их чад, я немного занервничала и решила разобраться.

Чтобы понять, когда дети начинают смеяться и что есть причина их смеха, я обратилась к специализированным сайтам и родительским форумам. В большинстве источников пишется о том, что это происходит на 3-5 месяце развития ребенка. Выражение положительных эмоций становится осмысленным, кроха достаточно четко осознает источник удовольствия. В первые разы, услышав своей хохот, младенец может испугаться, а затем поймет, что эти звуки издает он сам и с готовностью будет продолжать тренироваться.

Однако встречаются в форумах и блогах и отзывы мамочек, дети которых либо значительно опережают сверстников в демонстрации чувств, либо серьезно отстают от указанных временных рамок.

Некоторые хвастают, что их чадо могло смеяться чуть ли не с первых недель жизни. Мне кажется, они все-таки выдают желаемое за действительное. Конечно, новорожденные начинают улыбаться уже в роддоме, однако ученые утверждают, что это бессознательная, рефлекторная и физиологическая реакция на удовлетворение основных потребностей в еде, тепле и ласке. Это явление называется эндогенная (спонтанная, «гастрическая») улыбка, она появляется во время подремывания у груди и часто сопровождается хаотическим движением глазных яблок. Ее можно спровоцировать, погладив губки или щечки малыша.

Первое же осознанное выражение положительных эмоций появляется на втором месяце жизни в ответ на воркующий голос, ласку на лице и нежные прикосновения матери. И эта неумелая улыбка так прелестная и трогательна, что рождает в вашей душу волну нежности и мгновенную ответную реакцию. Причем сначала более вероятным поводом появления признаков удовольствия являются звуковые сигналы и эффекты, а после 6 недель - визуальные образы. Поскольку эти ощущения вызывают уже внешние события, то такая улыбка называется экзогенной, она становится социальной по типу вызвавшей ее причины.

Момент, когда дети начинают смеяться, для родителей очень трогательный и незабываемый. Чаще всего это случается в начале 4 месяца. Необходимо обязательно поддержать первые робкие попытки веселья, почаще давать повод для потех и хохотать вместе. Это важно, поскольку чувство юмора прививается в младенчестве, и, оказывается, ему можно научить.

Если в семье принято много шутить, рассказывать забавные случаи, то ребенок усвоит именно эту манеру общения и поведения. И, скорее всего, будет расти жизнерадостным оптимистом.

Тем не менее, и в семьях, где царят более сдержанные отношения, можно способствовать раннему развитию положительных эмоций и их открытому проявлению с помощью частых разговоров с малюткой с использованием разных интонаций и выражений лица, игр и фокусов, подобранных в зависимости от возраста.

Совсем крохотных ребятишек веселят прятки (закрывать свои или детские глазки ладошками и говорить «ку-ку»), покачивания на коленях с потешками («По кочкам, по кочкам», «Ехали мы, ехали», «Еду-еду, к бабе, к деду» и множество других присказок), гримасы, щекотки и подбрасывания. Можно подуть на личико или животик младенца, слегка прикусить за пальчики или бочок. Удивительно, но грудничков могут рассмешить длинные, незнакомые слова (специальные термины или иностранные выражения), не характерные для речи близкого окружения.

Детей постарше забавляют игры с неправильно одетыми вещами (мамин халат на папе или рубашка на ногах), предметами, используемыми не по назначению (зубная щетка вместо вилки или кастрюля вместо шапки).

Если до достижения годика малыши реагируют именно на внешние раздражители, то после они радуются уже тому, причиной чего стали сами, например, произнося вновь изобретенные слова или подражая близким и знакомым.

Развитие юмора у дошколят – творческая и трудоемкая задача для родителей. Больше дурачьтесь, не бойтесь быть смешными сами: поскользнитесь и упадите понарошку, уроните что-нибудь, «потеряйте» какую-нибудь безделицу и с выражением крайней озабоченности ищите ее по всей квартире. Помогут совместный просмотр мультфильмов и комедий, специальная детская литература, постановка костюмированных сценок с масками. Развлекают детей и игры «испорченный телефон», «закончи стишок», ассоциации, забавные кроссворды и так далее.

Однако не нужно относиться к воспитанию чувства юмора слишком серьезно, будьте естественны, поскольку дети хорошо понимают фальшь. Не стоит и насильно из спокойного отпрыска делать весельчака, у него могут быть совсем другие таланты, ведь все мы очень разные.

И в противном случае, не тревожьтесь, если являетесь родителями излишне хохотливого чада, не одергивайте его понапрасну и не корректируйте его поведение. Вообще, даже среднестатистический ребенок смеется гораздо чаще, чем взрослый - около 300 раз в день, поскольку в этом возрасте эндорфин (гормон, отвечающий, в частности, за формирование положительного настроя), вырабатывается в большем количестве. Консультация специалиста и оценка нервной системы необходима лишь в случае, если чрезмерная пылкость в выражении радостных чувств сопровождается частыми перепадами настроения и общей эмоциональной возбудимостью.

Итак, теперь я знаю, когда дети начинают смеяться, и в запасе у нас еще есть время для развития этого чрезвычайно важного социального навыка. Но в глубине души я очень надеялась, что когда допишу статью, мое сокровище обрадует меня нежным девичьим хихиканьем или заразительным хохотом, но либо я слишком быстро справилась, либо наш срок все-таки еще не подошел. Однако, думаю, это обязательно случится в самое ближайшее время!

Вы замечали, что некоторые дети улыбаются и смеются, а другие все чаще хмурятся или просто не понимают шуток? Как помочь серьезному ребенку увидеть юмор даже в самом себе? И так ли нужен смех малышам?

Нет для родителей большей радости и более прекрасного зрелища, чем их улыбающееся или звонко смеющееся чадо. Действительно, первая детская улыбка запоминается взрослым на всю жизнь. Ведь это свидетельство того, что кроха здоров и счастлив, что он понимает окружающих и адекватно развивается.

Смех - лучшее лекарство

Радость, веселье, улыбки и смех также необходимы ребенку, как воздух, солнце и мама. Ведь на самом деле только дети могут смеяться от души, до слез. Положительные эмоции благотворно влияют на детский организм: увеличивают защитные силы и повышают иммунитет.

Для того чтобы малыш начал смеяться, не нужно придумывать сложных игр и платить деньги клоунам. Достаточно обыкновенных игр и общения с близкими любящими людьми.

За смех в человеческом организме отвечают гормоны эндорфины. У детей их настолько много, что ребенок может смеяться и без повода, просто потому, что ему так хочется. И неправы родители, которые в дивный жизненный момент, когда веселости нет предела, называют кроху дурачком и советуют быть серьезнее.

Встречаются и обратные ситуации, когда молодые мама и папы взволнованно начинают задумываться над вопросом, почему же их ребенок никогда не смеется. Подобный маленькому старичку он ходит очень серьезный и крайне редко позволяет себе даже кроткую улыбку. Что мешает маленькому человеку радоваться жизни и свободно выражать свои чувства?

Не будем рассматривать ситуацию неблагополучной семьи, где ребенок растет никому не нужным изгоем. Эта ситуация понятна всем: чему радоваться, когда тебя не любят, не целуют, не ласкают, не покупают игрушки, бьют? Это страшно.

Попытаемся понять, почему не смеется малыш, растущий в обыкновенной семье, где его любят и ценят. Во-первых, из-за чрезмерного родительского контроля над собственным поведением и поведением крохи. Дети с пеленок перенимают «супер-приличное» поведение мам и пап, считая, что всевозможные проявления чувств - это глупости. Согласитесь, если бы вас постоянно одергивали из-за того, что вы засмеялись, призывая к порядку, то совсем скоро вы бы научились сдерживать смех.

Мало смеются дети тех родителей, которые угрюмы и злы по жизни. Здесь можно упомянуть о невнимательности к потребностям крохи, отсутствии совместных детско-родлительских игр, нежелании взрослых сделать крохе приятное. И это не потому, что родители такие плохие. Вполне вероятно, они сами росли в семье, где детям не дарилось столько любви, сколько необходимо, поэтому они просто не знают, как показать свои чувства, но и не «распустить» отпрыска.

Не всегда в детском «несмеянии» виноваты взрослые. Есть даже среди малышей такие, которые очень переживают из-за любой мелочи, ценят природу и животных. Такому ребенку не будет смешно, когда одногруппники будут издеваться над котенком. Он будет его жалеть и защищать. Что ж, тут родителям можно только позавидовать: в их семье растет ответственная личность и просто маленький герой.

Подготовила воспитатель А.В. Шулаева

Каждая мама отлично знает, как младенец проявляет недовольство. Она уже уверенно разбирается в целой гамме плача. А вот радостным заливистым смехом карапуз радует далеко не сразу. Первые улыбки, как многие знают, всего лишь рефлекс. Осознанной улыбка становится к концу второго месяца. Смеяться в голос ребенок начинает после трех месяцев, и это зависит от характера и общего развития малыша.

Улыбка – это реакция человека на определенную ситуацию, которая задействует 17 лицевых мышц. При смехе количество работающих мышц лица увеличивается до 80. Смех – это реакция ребенка на развлекающие действия (подбрасывание, щекотание, забаву «коза рогатая» и др.).

Физиологический механизм смеха таков: громкий смех в голос способствует поступлению в организм огромной порции кислорода и выделению эндорфина (гормона счастья). Это вызвано сменой ритма дыхания, увеличением длительности вдоха, что приводит к стабилизации и нормализации работы сердечной мышцы. Положительное влияние смеха на организм человека заключается в успокоении нервов, снятии напряжения, расслаблении мышц, укреплении иммунной системы.

От первой улыбки к первому смеху

Только что родившиеся младенцы улыбаются бессознательно, рефлекторно. Это происходит, когда новорожденный сыт и спокоен. Чаще губки растягиваются во сне, при этом наблюдаются хаотичные движения глазных яблок. Вызвать такую улыбку младенца можно, прикоснувшись к его щечке.

У грудничков 3-6 недель проявляется «комплекс оживления». Кроха учится фиксировать взгляд на лицах мамы и папы. Еще через пару недель, ко второму месяцу жизни малыш начинает узнавать родителей, выраженно радоваться: проворно двигать ручками и ножками, широко улыбаться, призывно агукать. Это означает, что младенец благополучно пережил «кризис первого месяца», крепнет и привыкает к новому миру. Отвечая на прикосновения и ласковую речь, он впервые осознанно улыбается, чем вызывает эмоциональный подъем у родителей. Такая улыбка называется специалистами «экзогенной», то есть вызванной внешними причинами. Нужно поддержать в этом малыша: ответить улыбкой, нежно погладить, ласково поговорить с ним, поиграть, взять на руки.

Смеяться малыши начинают задолго до того, как научатся говорить. Каждый ребенок проходит свой путь от первой улыбки к первому смеху, который чаще отмечается в возрасте 3-5 месяцев. Однако бывает, что малыш начинает заливисто смеяться только к году жизни. Громким смехом дети обычно копируют поведение родителей: наблюдая за хохочущими взрослыми, начинают подражать.

Совет
Важно в этот момент не вспугнуть кроху, поскольку он, смущенный вашей бурной реакцией на свои действия, запомнит негативное впечатление и будет опасаться смеяться.

Почему дети с рождения не умеют смеяться в голос, ведь плакать у них получается хорошо и громко? Согласно объяснениям специалистов, у новорожденных малышей не сформировался так называемый «канала смеха», который выступает своеобразным проводником, соединяющим эмоциональные сигналы с мимическими мышцами. Если вы заметили, что ребенок начинает смеяться наедине без всякой причины, не удивляйтесь – это нормальное явление. Он упражняется, разрабатывает тот самый «канал смеха».

Не можем дождаться первого громкого смеха

Такая детская эмоциональная сдержанность, по мнению специалистов, имеет несколько причин:

  • родители не привыкли ярко выражать свои эмоции, всегда спокойны и сдержанны;
  • врожденный темперамент ребенка;
  • неготовность нервной системы малыша к такой нагрузке, как громкий смех.

Совет
Не сравнивайте досконально свое любимое дитя с соседским, поскольку каждый малыш индивидуален.

Способы стимулировать смех

Дети очень эмоциональны, наделены прирожденным умением радоваться мелочам. Все окружающее их удивляет. В детском организме вырабатывается больше гормона счастья, эндорфина, чем во взрослом, поэтому, чтобы развеселить малыша, не требуется прикладывать большие усилия.

Первоначально обратите внимание на то, с какой частотой улыбка появляется на вашем лице, ведь малыш следует примеру родителей. Особенно в начале жизни он активно впитывает большой объем окружающей информации, подобно губке.

Что рассмешит ребенка? Можно несколькими способами стимулировать детский смех:

  1. Нередко отмечается появление первого смеха в ответ на тактильные раздражения, такие как массаж. Не следует намеренно щекотать младенца до колик, рекомендуется выполнять нежные поглаживания по животу и ребрам, стимулируя улучшение настроения.
  2. Кроме того, ребятишкам нравятся непривычные звуки и ощущения. Например, когда им дуют на пятки, целуют животик или прижимают рот к животу и со звуком выдувают воздух или, смотря на малыша, говорят «Апчхи».
  3. Необходимо постоянное общение с ребенком в разных интонациях с использованием мимики. Можно состроить смешную рожицу или произнести смешной звук.

Важно
Главное условие – не напугать. Прикосновения должны быть нежными, голос взрослого не должен быть громким, движения не должны быть резкими.

Психологи считают полезными такие забавы для детей и родителей:

  1. «Шарик, лети». Обычный воздушный шарик надуйте немного и отпустите в свободный полет. Шарик, издавая смешной звук, устремится вверх.
  2. «Голос из мультика». Для этой забавы необходим шарик, накачанный гелием. Взрослому стоит вдохнуть газ и произнести шуточные слова. Малыш, ожидая услышать знакомую речь, удивится необычному превращению.
  3. «Прятки». Можно спрятаться от взгляда малыша, просто присев за бортик кроватки и появляясь радостно приветствовать ребенка. Игра настолько увлекательная, что нельзя удержаться от смеха.
  4. «Скороговорка». Взрослые проговаривают длинные незнакомые слова, а ребенок старается их с такой же скоростью повторить. Возникшая в результате комичная ситуация рассмешит любого.
  5. «Ку-ку». Закройте глазки малыша его же ладошками или платочком и приоткрывайте, выражая разные эмоции.

Родителям рекомендуется создать в семье атмосферу дружелюбия, дарить ребенку внимание и больше времени проводить в веселых, энергичных играх с ним. Тогда дома будет часто слышен заливистый смех жизнерадостного малыша. Ощущение радости благотворно влияет как на умственное, так и на физиологическое развитие ребенка.

Момент, когда ребенок начинает смеяться, является для родителей одним из самых ожидаемых и волнительных. Поэтому они стараются заранее узнать, в каком возрасте это происходит, какие признаки предшествуют смеху «в голос», что делать, если все сроки вышли, а карапуз не проявляет нужных эмоций.

Учитывая индивидуальность развития малышей и специфику каждого отдельного случая, никто не возьмется назвать точные цифры сроков, но определенные границы все же есть. Так же, как существуют действия и факторы, способные простимулировать развитие у грудничков данного навыка.

В каком возрасте маленькие дети начинают смеяться?

Первый месяц после родов кроха в основном спит, адаптируясь к новым условиям. Только начиная с 5-6 недели он начинает проявлять хоть какую-то заинтересованность к тому, что происходит вокруг. Уже начиная с 3-4 месяца жизни в «арсенале» грудничка появляются улыбки, хмыканье и другие не менее милые звуки.

После того, как ребенок начинает пытаться подключать голос, производя указанное эмоциональное сопровождение, он начинает агукать и гулить. А примерно в 4-5 месяцев можно услышать и самый настоящий смех в исполнении новорожденного. Обычно ребенок начинает смеяться неожиданно, в том числе и для самого себя. Иногда он даже пугается нового звука и тут мама должна также поддержать его смехом, чтобы карапуз понял, что все нормально.

Не стоит расстраиваться, если в указанные сроки ничего не происходит. Рамки, предложенные специалистами довольно размыты и находятся в пределах 3-8 месяцев. Спокойные и всем довольные детки, которые всегда находятся в центре внимания, могут засмеяться впервые даже немного позже. Это совсем не значит, что у младенца имеются какие-то отклонения или он подвергается неправильному уходу.

Что делать, если смех «в голос» так и не появился?

Время идет, все знакомы карапузы вовсю смеются, а самый дорогой сердцу малыш улыбается и молчит. Этому явлению может быть несколько объяснений:

  • У него пока просто не дозрела нервная система. Родителям стоит запомнить, что «умение» смеяться не является показателем физического или интеллектуального развития грудничка. Это естественный навык, который стимулируется окружающей средой и обязательно приходит.

Совет: Стоит учесть, что постоянный смех без причины является не менее тревожным фактором, чем полное отсутствие данной эмоции. На всякий случай лучше проконсультироваться с врачом, если начинает казаться, что смех является единственной реакцией малыша на любой внешний раздражитель.

  • Его окружают слишком серьезные люди, которые стараются контролировать свои эмоции. Или у малыша пока нет поводов для смеха. Обычно так случается, если дети подолгу не видят родителей и поэтому не испытывают к ним эмоциональной привязанности. Случаются и противоположные ситуации. Дети все время проводят с мамой и просто не успевают по ней соскучится, поэтому воспринимают ее как должное. Зато, однажды увидев что-то очень яркое, красочное или большое, они испытывают такой прилив положительных эмоций, что не способны сдерживать смех.
  • Некоторые малыши просто рождаются серьезными и не испытывают внутренней потребности в выражении своих эмоций. Это не означает, что они вырастают замкнутыми пессимистами, просто в конкретный период времени им так комфортнее.

Конечно, нельзя полностью отметать вероятность сбоя в работе нервной системы в результате травмы или инфекционного процесса. Но в этом случае в поведении ребенка будут наблюдаться и другие странности, которые помогут поставить правильный диагноз.

Как можно научить ребенка смеяться?

Дети начинают радоваться жизни практически с рождения (во всяком случае, со второго месяца после родов), поэтому привить им любовь к смеху совсем несложно. Чтобы облегчить данный процесс, рекомендуется придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Если ребенок начинает смеяться или хотя бы пытается изобразить похожие звуки, его нужно поддерживать. Конечно, не стоит громко хохотать, тем самым еще сильнее пугая карапуза, но стоит подать ему хороший пример.
  2. Дети впитывают все, как губки, в том числе и проявление эмоций. Начиная со второго месяца жизни они физически способны улыбаться и смеяться. Поэтому, чем чаще они будут наблюдать эти эмоции, тем быстрее начнут сами использовать их на практике.
  3. Нередко первый смех ребенка проявляется в ответ на тактильное раздражение, например, во время массажа. Не нужно сознательно щекотать малыша до коликов, но можно нежно поглаживать по животику и ребрам, провоцируя хорошее настроение.
  4. Помимо этого, детки обожают необычные звуки и новые ощущения. Одни смеются от того, что им подуют на пяточки, другие обожают слушать считалки, третьи приходят в восторг, когда папы прижимаются ртом к их животу и с силой выдыхают, провоцируя громкий фыркающий звук.
  5. Ну и конечно нужно постоянно общаться с малышом, используя для этого разные интонации (вопрос, восклицание, удивление, похвала), активно подключая мимику. Не стоит пытаться удивить его страшными рожами, они нередко пугают малышей, лучше ограничиться чем-то оригинальным, но добродушным.

Ученые утверждают, что детский организм намного активнее, чем взрослый, вырабатывает эндорфины – гормоны счастья. Поэтому умение громко и заразительно смеяться в них заложено самой природой. Нужно только немножко подождать и все обязательно придет.

"Много ли шутят в вашей семье?" - этот вопрос я часто задаю и взрослым, и детям. И вот что интересно. Родители обычно отвечают утвердительно, а вот от детей чаще приходится слышать, что... никто не шутит. Ну, в крайнем случае, гости. Преобладающее мамино настроение называлось "грустным", "серьезным", даже - сердитым. И почти никогда - "веселым".

А чего нам веселиться?

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, с какой стати, если в жизни одни сплошные проблемы... Особенно часто слышишь такие возражения от родителей болезненного ребенка или ребенка с тяжелым характером.

Но, встав на такую позицию, семья загоняет себя в замкнутый круг, ведь мрачность и уныние только усугубляют ситуацию.

У унылого человека нет сил ни на что. В том числе и на борьбу со злом. Поэтому в унылой, мрачной атмосфере пышным цветом расцветают гнев и зависть, ревность, обиды и многое-многое другое.

А ведь дети самой природой созданы для радости! Их ничего не стоит рассмешить. Ведь даже законченные маленькие меланхолики, попадая в компанию, где царит доброжелательное веселье, на глазах расцветали и становились гораздо общительней и открытей. Смеясь, детям гораздо легче расстаться и со своими обидами, и со страхами, и с капризами. Смех защищает человека, делает его сильнее и неуязвимее. Особенно это важно сейчас, когда так возросли детские неврозы, а значит, наши малыши особенно нуждаются в психологической поддержке.

"Фыфки" для детей и взрослых

У ВЗРОСЛЫХ и у детей разные представления о смешном. Из-за чего порой и происходят недоразумения. Над чем обычно смеются дети, когда смотрят мультфильмы? Персонаж мультика упал в лужу, сел мимо стула, врезался в фонарный столб и расплющился в лепешку... Взрослые досадливо морщатся, слыша детский смех в этих, по сути, малоприятных моментах. Некоторые мамы даже упрекают свое чадо в жестокости.

Но в действительности это проявление не жестокости, а неразвитости чувства юмора. Детей смешит неожиданность ситуаций. Сострадать же другим они еще не научились. Поэтому задача взрослых - научить детей отграничивать просто смешное от смешного с привкусом садизма.

В сущности, мы, взрослые, смеемся над такими же недоразумениями, только они облечены в более сложную форму. Скажем, мы не будем смеяться над тем, как два героя пятятся по сцене, якобы не замечая один другого, и, в конце концов, сталкиваются спинами. Но киносюжет, когда герой, попав по ошибке в чужую квартиру, укладывается в чужую постель, где его обнаруживает хозяйка, вот уже много лет подряд вызывает смех и у нас.

При чтении книжек дети тоже частенько пропускают мимо ушей пассажи, которые вызывают улыбку у взрослых. Зато покатываются со смеху, когда литературный герой допускает в речи оговорки или неправильно произносит какие-либо слова. Да неужели вас самих в детстве не смешили "фыфки" и "хыхки" из рассказа В. Драгунского?

Но задумаемся, что собой представляет "игра слов", на которой построено множество смешных каламбуров, литературных эпиграмм, анекдотов и проч. Что это, как не те же "фыфки", только для взрослых?!

Вообще чувство юмора формируется у детей довольно поздно. И его, как и многое другое (например, эстетический вкус или грамотность), нужно развивать. Вы, наверное, обращали внимание на то, что так называемые детские анекдоты обычно кажутся взрослым глупыми. И наоборот, наши шутки зачастую вызывают у детей недоумение. Это обусловлено и различиями жизненного опыта, и возрастными особенностями, от которых во многом зависят наше мышление и эмоции. Отчасти поэтому родителям и детям не очень легко бывает найти общую почву для шуток. Но искать необходимо, иначе общение выродится в нудные нотации, от которых ребенок будет мысленно отгораживаться.

Культура комиксов

РАЗВИТИЕ чувства юмора во многом зависит от уровня культуры в обществе. Если в нем верхом остроумия считаются комиксы и примитивные сценки, когда за кадром в нужных местах звучит дружный смех, то ребенок может и не продвинуться дальше первой ступеньки. И, повзрослев, будет заливисто смеяться, глядя, как оператор прокручивает назад кино- или видеопленку и люди на экране пятятся задом.

Помнится, путешествуя по Германии, мы с моей коллегой впервые столкнулись с такой реакцией взрослых людей с научными степенями и высоким социальным статусом. Поначалу это нас ошарашило и даже шокировало. Но потом, увидев, что так по-детски реагируют на перемотку пленки не только немцы, но и многие другие граждане "цивилизованного мира", мы привыкли и больше не удивлялись.

А собственно, чему тут удивляться, если в Европе и Америке уже несколько поколений вырастает на комиксах? Есть серии, которые издаются без перерыва на протяжении 80 лет! В последние годы наши дети зачастую воспитываются на тех же западных мультфильмах, фильмах, телепередачах, что и их западные сверстники. И в плане развития чувства юмора они подотстали по сравнению со школьниками 80-х. Но пока, по-моему, мы еще не догнали "цивилизованный мир".

Очень пагубно сказывается на детях и увлечение "черным" юмором, который теснейшим образом связан с "культурой комиксов". Сейчас, к сожалению, иные первоклашки легче и охотнее заучивают что-нибудь типа "Девочка в поле нашла пулемет, больше в деревне никто не живет", чем стихи Пушкина или Барто. А родители поощряют это увлечение, покупая детям соответствующие сборники анекдотов и прочую "методическую литературу".

"Черный" юмор - особенно санкционированный авторитетными взрослыми: родителями и учителями - размывает границы добра и зла. Смех имеет свойство заглушать страх. Да, в каких-то случаях это бывает полезно. Но далеко не всегда. Если садизм, хулиганство, издевательства перестают казаться страшными и даже приобретают ореол привлекательности, можно с уверенностью сказать, что смех сослужил нам плохую службу. А именно это происходит, когда ребенок напитывается "черным" юмором.

Смех сквозь слезы

ПОРОЙ взрослые общаются с ребенком исключительно в юмористическом, ироническом ключе. Причем ирония вовсе необязательно бывает обидной для ребенка. Просто в кругу, в котором вращаются эти люди, принято над всем подтрунивать.

И вот малыш, который, естественно, копирует поведение папы и мамы, с пеленок привыкает к тому, что ни о чем на свете не стоит говорить всерьез. Но тонкая ирония почти никому из детей недоступна просто в силу их возраста. Поэтому она вырождается у них в демонстративность, ерничанье, а порой и в откровенную дурашливость.

В результате у ребенка куча проблем в школе, он превращается в шута, на которого все показывают пальцем. А родители, не понимая, что они сами все это спровоцировали, разводят руками: дескать, в кого он у нас такой? "Достучаться" до вечно ерничающего человека бывает чрезвычайно трудно, ибо приходится ломать стереотипы, усвоенные чуть ли не с пеленок и потому накрепко впечатавшиеся в подсознание.

Когда все не всерьез, человека ничто не может пронять. У него нет глубоких чувств, он отгораживается от переживаний - как от чужих, так и от своих. Совсем отгородиться ему, конечно, не удается - он же все-таки человек, а не кукла Петрушки, и запертые внутри эмоции начинают бурлить. А поскольку они как следует не осмыслены, не отрефлексированы, в душе поселяется хаос. Человек перестает понимать сам себя, невротизируется и от страха ерничает еще больше.

Если ребенок не понимает шуток

НЕ НАДО приучать ребенка смеяться над собой. Лучше побольше фиксируйтесь на достоинствах и хороших поступках детей, повышая их самооценку, вселяя в них уверенность. И когда дети психологически укрепятся, они сами дозреют до того, чтобы посмеяться над своими промахами.

Скорее всего, поначалу это будет что-то несущественное, какой-то пустяк, но не следует торопить события. Положитесь на детское чутье. Ребята лучше вас знают, где у них "больные мозоли", и если не хотят, чтобы на них наступали, значит, время еще не пришло.

Скажем, ребенок страшно застенчив и при встрече с чужими совершенно теряется. Ну, какой смысл над этим смеяться? Малыш и так переживает из-за своей робости, а вы еще подливаете масла в огонь. Вы лучше помогите ему избавиться от застенчивости (естественно, не шутками, которые он справедливо воспринимает как издевательство!). А потом, когда ребенок станет общительней, можно будет и подтрунить над его былым недостатком. Но опять же не просто так, "из любви к искусству", а возвышая ребенка в собственных глазах. Подчеркивайте важность того, что он смог себя преодолеть. Не уставайте повторять, что это удается далеко не каждому.

Ни в коем случае не следует подтрунивать над внешностью детей. Неудачная шутка может запасть человеку в душу и ранить его навсегда.

Крайне осторожно следует обращаться с курносым носом, обилием веснушек или оттопыренными ушами, чтобы не породить у ребенка трудноискоренимые комплексы. Физические недостатки устранить сложно, часто невозможно, и смеяться над ними - самая настоящая подлость. Строго следите за тем, чтобы в вашей семье никто не позволял себе потешаться над внешностью друг друга.

Тем более что дети, над которыми смеются дома, не преминут отыграться на ком-нибудь, кого они считают более слабым. Например, на младшем брате или на девочке-заике из детсадовской группы.

Чтобы научить ребенка понимать шутки, пробудить у него чувство юмора, вовсе не обязательно штудировать сборники анекдотов. Вполне достаточно обычных детских мультфильмов и юмористической классики для детей: рассказов Носова, Драгунского, повестей Линдгрен и т. п.

Хотя, на мой взгляд, в дошкольном и младшем школьном возрасте гораздо важнее другое. Важно не задавить природную жизнерадостность, в той или иной степени присущую каждому малышу. А для этого необходимо, прежде всего, следить за своим выражением лица и тоном. Чем "труднее", чем болезненнее ребенок, тем больше в его квартире должно звучать смеха и веселых голосов, ибо для него это самое лучшее лекарство.