Конспект урока на тему "украшение рамки природными материалами". План конспект занятия на тему: « украшение из шелковых лент II

Разделы: МХК и ИЗО

Тип урока - комбинированный.

Дидактическая цель - создать условия для осознания и осмысления темы "Украшения и фантазия. Кружевные узоры" с помощью организации на уроке частично- поисковой работы.

Цели по содержанию :

Образовательные :

  • дать представление об отражении элементов природы в произведениях мастеров украшения, о свободном фантазировании на тему узоров с использованием природных мотивов;
  • познакомить с народными художественно-декоративными промыслами - вышивкой, кружевом.

Развивающие :

  • создать условия для развития умения творчески преображать формы реального мира в условно-декоративные;
  • совершенствовать навыки работы разнообразной линией, связанной в композиции, в любой форме изделия.

Воспитательные :

  • создать условия для формирования интереса к изобразительному творчеству, декоративной деятельности;
  • воспитывать бережное отношение к родной природе, национальным традициям.

Методы обучения : частично-поисковый, метод решения учебных задач.

Формы организации учебной деятельности :

  1. Групповая
  2. Индивидуальная
  3. Фронтальная

Оборудование урока: ноутбук, проектор, гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: слайды кружев, украшений, вышивок и сами вещи бытового назначения, декоративно украшенные, работы учащихся по данной теме, презентация.

Литературный ряд: загадки по данной теме, учебник для 2 класса по программе Б.М. Неменского "Искусство и ты", Л. Л. Яхнин "Воздушные узоры".

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Позитивный настрой на урок.

Подарите улыбку соседу, учителю.

Проверка готовности рабочего места.

Кто шагает с сумкой книг
Утром в школу…(ученик)
Долгожданный дан звонок?..(да)
Начинаем наш …(урок)

II . Введение в тему.

Слайд 2

Прочтите отрывок из книги "Волшебные узоры"

"Жила, говорят, сказочная бабушка Веретена. И умела она такую шаль сделать, что была не шита, не ткана, а прямо из воздуха сплетена. Возьмет, бывало, старушка иглу серебряную да нитку золотую, сядет на приступок перед избой и ну по воздуху иглой играть. Ходит серебряная игла, тянет за собой золотую нитку, прошивает воздух. Кружит игла, петельки набрасывает, узелками перетягивает. Петелька - узелок. Так и застывает в воздухе золотой узор. Прошьет бабушка Веретена воздух, по углам узелками закрепит, глядишь - лежит перед ней шаль легкая, как облако, красивая, как утренняя заря, воздушная, прозрачная, узорчатая. Только и остается ахнуть на такое мастерство, кружевное умение".

Ответьте на вопросы:

  1. Каким мастерством прославилась бабушка Веретена?
  2. Из чего создавала она свои кружевные изделия?

Это сказка. Издавна ее рассказывали на Рязанской, Новгородской, Вологодской земле, где и появились первые русские кружевные мастерицы. Слайд 3

Посмотрите, как красивы творения мастериц!(Рассматривают и вещи, принесенные на урок).

А что помогает им создавать такую красоту?

Поэтому тема нашего урока "Украшения и фантазия ". Слайд 1

III. Новый материал.

Сегодня нам нужно придумать свои кружевные узоры. Но прежде, чем создать узор, подумайте и скажите:

А в природе есть узоры? (Приведите свои примеры)

Где мы их можем наблюдать?

Человек учится у природы, а чтобы создать красивые вещи надо быть не только наблюдательным, но уметь фантазировать.

Слайды 4, 5

Посмотри на украшения с драгоценными камнями - ведь эти листики и цветы с капельками росы преображены фантазией художника!

Слайды 6, 7, 8, 9

Из листьев и цветов художник может придумать многое, например украшения для кокошника - старинного головного женского убора.

С чего начнет свою работу мастер? Что ему необходимо сделать, чтобы создать такую красоту?

(= Сначала художник как Мастер Изображения сделал много рисунков цветов и листьев. Потом как Мастер Украшения придумал из них узор для вышивки. А затем художник сконструировал форму кокошника и расположил на нем вышивку).

Слайд 10

Посмотри на эту рыбку. Ее рисунок и сочетание цветов вдохновили художника на создание рисунка для платья.

Слайд 11

Рассмотри это кружево.

Какие природные формы можно увидеть в нем?

Слайд 12

Кто подсказал человеку идею создания кружевных, плетеных салфеток, скатертей, шалей и других подобных изделий? Кто научил человека плести кружева? Угадайте.

С ветки на ветку,
Зацепив за сук,
Тоненькую сетку
Натянул … (паук)

Слайд 13

Рассмотрите хрупкое, нежное творение древнего мастера природы - паука - его жилище - паутинку.

А видели ли вы в лесу, поле паутинки? В их нежных нитях можно увидеть листочки, капли дождя, росу, запутавшихся насекомых. Паутинки - украшение леса. Мастерицы, создающие красивые кружевные изделия, подсматривают узоры в природе.

Слайд 14

Недаром и названия узоров старинных русских кружев так просты и поэтичны: "рыбка", "ручеек", "протекай-речка", "мороз", "звездочки", "гуличики", "цветочек", "елочка" и другие.

Попробуй повторить узоры кружевниц. Нарисуй их на тетрадном листке черной гелевой ручкой или фломастером. Придумай и изобрази свои узоры.

(Дети работают самостоятельно, придумывая и свои узоры)

Давайте проверим что у вас получилось. Что вы нафантазировали?

(Мини-выставка, обсуждение и оценивание результатов работы)

Послушайте стихотворение и назовите те природные формы, которые могли бы использовать мастерицы для создания кружевных узоров на различных изделиях.

Окружают меня кружева -
Одуванчик, дрожащий едва,
Пенный гребень на гладкой волне
И узор на морозном окне.
Кружева - в стрекозиных крылах
И в летящих сквозных облаках,
В паутине воздушной лесной,
В невесомой тени вырезной.
Кружит лист кружевной надо мной,
Заплелась кружевами трава -
Кружева, кружева, кружева…

Физкультминутка

Повторите стихотворение, но с различными движениями.

(Движения придумывают сами учащиеся)

Дополнительно читаю рассказ "Крючок, игла и коклюшки" о мастерицах, создающих кружева с помощью коклюшек из книги "Волшебные узоры". (Другой вариант - пригласить местных мастериц, владеющих этим ремеслом.)

IV . Практическая самостоятельная работа.

Придумай кружево, похожее на снежинки, паутинки, звездочки.

Укрась воротничок, салфетку, скатерть (на выбор) кружевным узором. Работа может быть выполнена разными способами.

1 вариант - на альбомном листе, работая тонкой кистью изобразить кружевную салфетку, воротничок. Краски на выбор (гуашь или акварель).
2 вариант - из цветной бумаги или картона вырезать необходимую форму салфетки или воротничка, белой гуашью нарисовать узоры.
3 вариант - аппликация с дорисовыванием. Из белой тонкой бумаги вырезать ажурные снежинки. Ими украсить салфетку, скатерть, вырезанную из цветной бумаги. Белой гуашью дорисовать необходимый узор.

! Обратите внимание на то, чтобы элементы узора не выпадали, то есть они должны соединяться между собой ниточками-линиями.

Примеры работ

V . Итоги урока

Молодцы! Спасибо за урок!

Выставка работ. Анализ общих ошибок, оценивание работ. Уборка рабочих мест.

А кто из вас или ваших родных, близких умеет вязать на спицах, крючком, вышивать, плести кружева с помощью коклюшек?

Домашнее задание: принесите для выставки на следующий урок работы - ажурные салфетки и кружева, выполненные руками вашим мам, бабушек.

Дополнительный материал (по желанию)

"Издавна кружева слыли рукодельной работой. В руках у мастерицы только и были что крючок костяной и нитка. Крученую нить крючком подхватывали, плели-вязали узорчатые кружева. Но крючком тонкий узор не навяжешь, прозрачности настоящей не достигнешь. И к тому же, тянет крючок только одну нить. А кружево красиво, когда оно, словно паутинка, из нескольких нитей сплетается.

И стали кружева не вязать, а плести сразу из многого множества нитей. А чтобы они не перепутались, концы их не потерялись, к каждому кончику привязывались круглые палочки - коклюшки . Сидит мастерица, перебирает нити, перекидывает их через колышки-иголки, воткнутые в рисованный на бумаге узор. Быстро снуют мастеровые руки, кажется, что само собой плетется узорчатое прозрачное полотно. Будто сказочная старушка нитью воздух оплетает.

Сегодня редко можно увидеть, как плетут кружево вручную на коклюшках. Теперь работу эту делает машина. У нее много механических рук - каждую ниточку и без коклюшки удержит, не спутает. То, что выходило из рук кружевницы после многих дней работы, машина за час успевает сделать. И чудесные кружева получаются. Легкие, воздушные. Словно подарили машине свое умение русские умелицы-мастерицы.

Кружева… они и впрямь воздушные узоры - нитка как бы вышивает по воздуху. А если вышивает нитка по тонкой материи, кладет на нее один к одному стежки-узоры? Тогда это называется вышивкой. И уже не кружевницей, а вышивальщицей зовут мастерицу. Золотой или шелковой, серебряной или простой нитью выводит-вышивает вышивальщица диковинных зверей, белых птиц - лебедей, букеты сказочных аленьких цветочков, а то и обыкновенного петушка-кукарека… И превращается вышитое платье в праздничный наряд, а полотенце - в украшение для дома. Так удивительно это рукоделие, будто создано оно самой природой, ниточками солнечных лучей…"

Солнце нитями-лучами
вышивает.
Луг - цветами,
Сад - плодами,
Пруд и небо - облаками,
А колосьями - поля,
Словно тонкими шелками,
Шита-вышита стежками
Разноцветная Земля.

Людмила Ульшина

Цель : знакомить детей с народным промыслом Липецкой области «Елецкие кружева » ;

Задачи :

1. Учить видеть разное построение узоров мерного кружева , использовать в рисунках отдельные элементы Елецких кружев .

2. Видеть красоту кружев в легкости , тонкости.

3. Совершенствовать технические навыки рисования концом кисти .

4. Развивать воображение, эстетическое восприятие.

5. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за наше культурное наследие, интерес и уважение к труду кружевниц .

Оборудование :

Наглядный материал :

Время проведения занятия : ноябрь – декабрь.

Психогимнастика.

К солнышку потянулись

Лучик взяли

К сердцу прижали

И друг другу отдали

Стук в дверь

Кто – то к нам стучит!

Входит Снежинка с корзиной в руках

Кто ты, девочка?

Снежинка :

Я красавица Снежинка

Серебристая пушинка

Бабушка моя, Зима

Покрывало соткала.

Достаёт из корзины покрывало.

Но покрывало без снежинок,

Легких беленьких пушинок

Поскорей его возьмите

И украсить помогите!

Воспитатель :

Давай, Снежинка, посмотрим, какое покрывало прислала нам зима.

Разворачиваем, падает конверт.

Конверт? От кого этот конверт может быть?

Город Усмань Липецкой области, детский сад «Солнышко» , группе детей «Пчелка» .

Дорогие ребята!

Моё зимнее время давно уже наступило. Снега ещё мало и я соткала покрывало, которое укроет землю лучше. Но придумывать узоры для его украшения совсем некогда, т. к. работы у меня еще очень много. Прошу вас, ребята, помочь придумать узоры для покрывала, а уж мы с Морозом за одну ночь справимся с работой, украсим его.

Я буду очень вам благодарна за помощь.

До свидания. Зима.

Ну, что, ребята, согласны помочь Зимушке – Зиме? Ответы.

Посмотрим на покрывало. Оно тонкое, легкое, белоснежное. Но какие же узоры можно придумать? Как их нарисовать ? Ведь хочется угодить Зимушке – Зиме, чтобы побаловала она нас снежком, снежными горками, ледяными дорожками, гладким катком. Я, кажется, придумала… а не отправиться ли нам на экскурсию в г. Елец , который славен своим кружевоплетением . Посмотрим, как плетут кружева мастерицы , какие элементы они используют и тогда нам легче будет придумать узоры для нашего покрывала. Согласны? Ответы.

Поедем мы с вами на микроавтобусе «Газель» . Занимайте места в салоне. Пристегните ремни безопасности, а Вы, уважаемый водитель, будьте внимательны на дороге, не нарушайте правила дорожного движения. Я займу место экскурсовода и во время поездки расскажу вам немного о городе Ельце. Итак, трогаемся!

- Елец – город очень древний. Он старше Москвы на целый год. Кто знает, в какой области находится город Елец ? Ответы.

- Елец находится в нашей Липецкой области. Если Липецк – главный город области, то Елец – второй после него . Он расположен на живописной реке Сосне. Как и в любом другом городе, в Ельце есть фабрики, заводы, школы и детские сады, магазины, поликлиники и т. д.

Показываю фото.

Посмотрите, какие красивые изделия. Из чего они сплетены. Ответы детей : они сплетены из ниток.

Мастериц, которые плетут кружева , называют кружевницами . На фабрике работают 250 кружевниц . Им заказывают плести всё: шапочки, одежду, салфетки, даже зонтики, перчатки, кружевные портреты . Рассматривание фото.

- Кружевницы умеют плести мерное и сцепное кружево . Мерным кружево называется потому , что его можно отмерить и отрезать. Таким кружевом можно украсить скатерти, столовые салфетки, пастельное белье. Внимательнее рассмотрите эти кружева . На что похожи узоры на кружевах ? (Ответы : на паучков)

Показываю шарф.

Этот шарф выполнен тоже из мерного кружева . Здесь даже три рисунка кружев .

Дети рассматривают.

Мерное кружево можно плести вручную и на специальной машине. Все кружева , которые вы видите на пастельном белье и на шарфе - сплетены на машине. Машинного кружева на фабрике выпускают 800 км в год! Это намного больше, чем расстояние от Усмани до Москвы.

А вот очень красивая скатерть. Показываю фото.

Она выполнена вручную. Стоит эта скатерть очень дорого, 65 т. р.! Это столько, сколько стоят 9 велосипедов как у Юры. Хотите знать почему?

1. Ни одно изделие, выполненное вручную, не повторяет другого.

2. Работали над ним целый месяц.

3. Нитки льняные и хлопковые, из натуральных материалов, поэтому и цена высокая.

Если смотришь на тонкий орнамент Елецких кружев , то кажется, что в них отражены привольная красота окружающей природы : и высокое звездное небо над лугом ночью, и полевые лесные цветы в жаркий летний день, и покрытые инеем деревья над замерзшей рекой зимой. Родная природа. Вот откуда берут Елецкие кружевницы новые темы для своих кружев !

Окружают меня кружева –

Одуванчик дрожащий едва

Тонкий гребень на гладкой волне

И узор на морозном окне.

Кружева в стрекозиных крыльях

И в летящих сквозных облаках.

В паутине воздушной лесной,

В невесомой снежинке лесной.

Кружит лист кружевной надо мной .

Заплелась кружевами трава –

Кружева , кружева , кружева .

Ребята, хотите узнать, какими инструментами работают кружевницы при кружевоплетении ? Перейдем в другой зал нашей фабрики.

Переходим к другому стенду.

Главным инструментом для плетения кружев является подушка – валик. Кружево обычно плетут с помощью маленьких деревянных палочек с намотанными на них нитками. Это коклюшки. А так же с помощью булавок, которые переставляются по рисунку.

Показываю фото.

Рисунок, по которому плетут кружево , называется сколок. Он выполнен из толстой бумаги и прикрепляют его к валику. Мастерицы перебрасывает коклюшки из одной руки в другую, при этом она обвивает нитками булавки, которые воткнуты в подушку. Постепенно переставляя булавки по точкам рисунка, мастерица создаёт сложную систему переплетения. Это и есть кружево .

Видеофильм 1 минута 45 секунд – о плетении кружев .

Сидит кружевница . Перед ней валик с коклюшками. И как бесконечный ручеек течет с валика ажурная лента кружева . Постукивают коклюшки в её руках.

Коклюшки, как гусли волшебные,

Звенят и звенят без конца.

Два века узоры отменные

Повсюду волнуют сердца.

Трудно поверить, но кружевница помнит каждую ниточку, не ошибется, не спутает. А сейчас нам пора заглянуть в художественную мастерскую. Здесь выполняются сколки или рисунки для кружев . В этой мастерской мы с вами и нарисуем узоры для нашего покрывала. Сразу для всего покрывала нарисовать узоры невозможно , так как это займет много времени. Мы выполним сначала узоры для края покрывала, т. е. нарисуем мерное кружево . Посмотрите, какие элементы используют в своих рисунках Елецкие кружевницы .

Дети рассматривают.

Элементы можно использовать в своих рисунках. А вот образцы рисунков кружев , где использованы эти же элементы. Елецкие кружева плетут из белых ниток, а иногда из черных и добавляют цветные, голубые, серые, красные. Поскольку покрывало наше белое, то мы будем рисовать белое кружево . Кружево легкое , тонкое, воздушное. Его рисовать надо концом кисти . Посмотрите, как можно нарисовать решетку , паучка, «насновку» , «вилюшку» .

Показываю.

Сядьте правильно, спины выпрямите, ноги поставьте вместе. Приступайте к работе. Ваша задача – нарисовать неповторимые узоры .

Дети работают.

Пора возвращаться в Усмань.

По дороге рассказываю.

В Ельце, кроме фабрики кружевоплетения , есть сапоговаляльная фабрика. Там делают валенки.

Показываю фото.

Снежинка : - Ну а мне пора прощаться

В сказку нужно возвращаться.

Обращаюсь к снежинке.

Передай, пожалуйста, Зиме, что на следующем занятии мы нарисуем кружевные узоры на круге , квадрате, треугольнике и передадим всё со снеговиком – почтальоном.

Отдаем нарисованные узоры Снежинке .

До свидания!

Публикации по теме:

Никогда не определишь время прихода настоящей зимы. со снегом, морозом. Она подкрадывается незаметно. усыпляя дома, людей. Я люблю.

Фотоотчет «Знакомство с народным бытом родного края» Подготовила: воспитатель Мария Макарова Цель: Познакомить детей с предметами народного.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Знакомство с русским народным мужским и женским костюмами» Погружение детей в мир народной культуры, декоративно-прикладного искусства, традиций и праздников невозможно без знакомства с русским костюмом.

Конспект НОД интегрированного характера с включением художественно-продуктивной деятельности «Осень вяжет кружева» Конспект НОД интегрированного характера с включением художественно-продуктивной деятельности «Осень вяжет кружева» Выполнили: воспитатели.

Раздел 2. ОТДЕЛКА ИЗДЕЛИЙ АППЛИКАЦИЕЙ

Урок № 17-18

Тема. ОФОРМЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЯ С АППЛИКАЦИЕЙ

Практическая работа «Оформление аппликации»

Цель урока:

обучающая: обеспечить усвоение учащимися знаний о различные способы окончательного оформления изделий с аппликацией и уход за ними, формировать умение выполнять оформление изделия в рамку;

развивающая: развивать эстетический вкус, зрительное восприятие, внимание;

воспитательная: воспитывать усидчивость, аккуратность, дружеское отношение друг к другу.

Оборудование, материалы и наглядность: изготовлен изделие с аппликацией, иллюстрации и образцы оформления изделий с аппликацией, игла, гольник, наперсток, ножницы, булавки, нитки, тесьма, кружево, рамка, картон, скотч или клей.

Объект труда: изделие с аппликацией из ткани. .

Тип урока: формирование умений и навыков

Проверка наличия учащихся, их подготовленности к уроку.

Создание положительного рабочего настроения.

Учитель. Поздравляю всех присутствующих, которые своим усердным и упорным трудом, изучая основы изготовления изделий с аппликацией, доказали, что они стремятся стать развитыми, творческими, успешными, креативными личностями. Кредо творческого развития ученика: «Познать себя, найти себя, поверить в себя!» Так работайте - и вы обязательно узнаете себя, ищите, знакомьтесь с новым - и вы найдете себя, и главное - верьте в свои силы, ведь вы - личности, а значит, все у вас будет хорошо.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Прошло довольно много времени с тех пор, как вы начали работать над изготовлением своего изделия. В процессе работы использовали различные материалы и инструменты. Давайте вспомним кое-что из этого.

1. Толстый, твердый бумага особого изготовления. (Картон,)

2. Маленькие декоративные бусинки с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку. (Бисер)

3. Текстильный материал, изготовленный переплетением нитей в процессе ткачества на ткацком станке. (Ткань)

4. Камень - минерал, из которого делают ткань. (Асбест)

5. Изготовление различных художественных изображений нашивкой, наклеиванием на основу деталей из различных материалов. (Аппликация)

6. Инструмент для письма, писна часть которого состоит из графита, а коробочка сплошная, деревянная. (Карандаш)

Какое слово образовалось в выделенном столбике? (Конец)

III . МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Вспомним народную мудрость: «Конец дело хвалит», то есть результат работы во многом зависит от окончательной обработки изделий.

IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

V. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Работа а текстом учебника (с. 90-93)

1. Оформление краев изделия с аппликацией:

а) петельным швом - рисунок 99 (с. 91 учебника);

б) тесьмой и кружевом - рисунок 100 (с. 91 учебника);

2. Оформление изделия в рамку - рисунок 101, 102 (сек. 92 учебника);

3. Уход за изделиями с аппликацией:

а) стирка и глажение изделий с аппликацией - с. 95;

б) чистки изделий с аппликацией - с. 97.

VI. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «ОФОРМЛЕНИЕ АППЛИКАЦИИ» (ИНСТРУКЦИЯ В УЧЕБНИКЕ НА СТР 93)

1. Анализ заданий практической работы

2. Обеспечение необходимыми инструментами и материалами

3. Правила безопасного труда (см. приложение)

4. Самостоятельное выполнение заданий практической работы:

а) петельным швом - с. 91 учебника;

б) тесьмой и кружевом - с. 91 учебника;

в) оформление изделия в рамку - с. 92-93 учебника.

5. Контроль учителя с целью выявления недостатков в знаниях и умениях учащихся

6. Текущий инструктаж (индивидуальный, групповой, если необходимо)

7. Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся.

8. Подведение итогов практической работы:

VII. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Выполнение заданий с целью проверки знаний по изготовления и отделки изделий с аппликацией (см. приложение 12).

VIII. РЕФЛЕКСИЯ

Самооценки учебных достижений два балла за исполнение требований по следующим критериям:

1. Самостоятельность изготовления.

2. Готовность к уроку (наличие инструментов, материалов, спецодежды).

3. Соблюдения культуры труда (не отвлекался на разговоры, не покидал рабочего места, не нарушал правил безопасности труда, по окончании работы убрал рабочее место).

4. Качество изделия:

Соответствие размеров изделия заданным;

Соответствие формы изделия той, что задана эскизом;

Аккуратность изделия.

IX. МОТИВАЦИЯ ОЦЕНОК ЗА УРОК, ВЫСТАВЛЕНИЕ ИХ В ЖУРНАЛ, ДНЕВНИКИ

X. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить понятие «предмет труда», «орудия труда», «продукт труда» (с. 4-5).

Подготовить изделие к выставке.

Высокий уровень: подобрать загадки о простейшие орудия труда и приспособления.

XI. УБОРКА РАБОЧЕГО МЕСТА

Детей

Центр детского творчества «Юность»

План-конспект открытого занятия

«Рамочка для фото»

Педагог дополнительного образования

Тамбов 2011

Раздел программы: «Фантазии из лент».

Тема занятия: «Рамочка для фото».

Форма занятия: комбинированная.

Время занятия: 90 минут.

Участники занятия: воспитанники детского объединения «Волшебная мастерская», 10-11 лет. 2 год обучения.

Цель:

Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

· Вовлечение детей в художественно-творческую деятельность, формирование умений и навыков при выполнении творческих работ;

· Развитие познавательных процессов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности, логического мышления);

· Развитие художественно-творческих способностей детей: фантазии, образного мышления, пространственного воображения и т. п.;

· Воспитание эстетической культуры, художественного вкуса, чувства меры, привычки вносить элементы прекрасного в жизнь;

· формирование духовных качеств, чувстваколлективизма и взаимопомощи ;

Оборудование:

1. Компьютер;

2. Мультимедийный проектор;

4. Презентация «Фантазии из лент»;

Материалы и инструменты:

1. Технологическая карта «Изготовление рамочки для фото»;

2. Ленты атласные шириной 1, 2, 5, см и длиной около 40 см;

3. Рамочка из картона, обтянутая тканью;

4. Нитки и иголка;

5. Универсальный прозрачный клей;

План занятия:

I. Подготовительный блок.

1этап. Организационный.

Задача: Подготовка детей к работе на занятии.

II. Основной блок.

2 этап. Подготовительный (подготовка к новому содержанию).

Задача: Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.

3 этап. Усвоение новых знаний и способов действий.

Задача: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучений.

4 этап. Практическая работа.

Задача: Применение полученных знаний на практике.

III. Итоговый блок.

5 этап. Подведение итогов.

Задача: Анализ и оценка успешности достижения цеи, определение перспективы последующей работы.

6 этап. Рефлексия.

Задача: Мобилизация детей на самооценку.

Ход занятия:

I . Организационный блок.

1 этап. Организационный. 2 мин.

Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

II . Основной блок.

2 этап. Подготовительный. 5 мин.

Сообщение темы, цели, задач учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей.

3 этап. Усвоение новых знаний. 20 мин.

Презентация (Приложение).

Слайд № 1. Вступительное слово педагога:

Шелковые ленты украшают наш быт и сопровождают нас всю жизнь. Одеяльце новорожденного перевязывают розовой или голубой лентой. Немало радости доставляют девочкам заколки с ленточными цветами, ажурные воротнички и наряды украшенные блестящими полосками шелка. Этими блестящими полосками переплетают свадебный букет, декорируют наряд невесты, украшают машины.

Е сли вы хотите освоить что-то новенькое, делать своими руками вещи, которыми будут восхищаться ваши близкие, друзья и знакомые, попробуйте заняться вышивкой атласными лентами. Этот вид рукоделия дает возможность реализовать любые «цветочные» фантазии и создавать настоящий эксклюзив. Выполненные в этой технике работы получаются объемными и яркими. Сложные на первый взгляд узоры создавать довольно просто. Но для начала несколько слов об этом виде рукоделия. Немного истории.

Слайд № 2. Прародительницей шелковых полосок была веревка из растительных волокон: превратившись сначала в тесьму, она дождалась изобретения ткацкого станка и стала изысканной лентой. Лента - это символ праздника, торжества!

Слайд № 3. Если самую простую коробку обвязать лентой, она станет подарочной. Если на любую машину привязать ленточки, сразу станет понятно, она едет на праздник. А как украшает девочку, женщину лента вплетенная в её прическу…

Слайд № 4. В 14 веке, когда в Италии научились делать шёлковую нить, французский король Людовик 11 пригласил в Лион итальянских ткачей, чтобы они научили этому искусству местных мастеров.

И как раз в это время в моду вошли камзолы и плащи, богато отделанные парчовыми и золотыми лентами, так что спрос на этот галантерейный товар неуклонно рос. Вошли в моду и шёлковые ленты. Нежные, мягкие, они украшали не только камзолы, но и платья. Ими украшали нижнее бельё, что во Франции всегда было наиглавнейшим предметом одежды. В общем всё – от панталон до туфель. Вышивка лентами всегда привлекала ценителей роскоши и придворных модников!

Слайд № 5. А следующий французский монарх, известный историкам под тем же именем, но уже под номером XV, обожал лентами вышивать и с удовольствием дарил придворным всякие славные мелочи, изготовленные собственными руками. Не зря её называют Вышивкой королей! Так что, ВЫШИВКА ШЁЛКОВЫМИ ЛЕНТАМИ стала оформляться в отдельный вид весьма элегантного рукоделия, в самую "легкомысленнолетящюю" эпоху, эпоху РОКОКО.

Сначала знатные дамы стали украшать свои платья, оформляя корсажи мелкими розочками “а ля рококо”, листьями и множеством разбросанных цветов с жемчужинами и хрусталиками.

Слайд № 6. Затем настал черед белья. Оно становилось все более роскошным и утонченным. В ателье , носивших высокое звание “Поставщики королевского двора”, с помощью простой иглы и лент создавались настоящие шедевры.

Слайд № 7. Ну, и затем из Франции, общепризнанной законодательницы моды, вышивка лентами мгновенно распространилась по всему миру. Сначала в Англию, потом в Америку, а потом по всему земному шару.
Расцвет вышивки лентами пришёлся на 70-е года 19 века – тогда расшивали лентами не только одежду, но и покрывала, абажуры , зонты, портьеры и всё, что можно было украсить.

Слайд № 8. Сейчас же, в последние десятилетия и у нас, и за рубежом, рукоделие начинает развиваться. Уходят в прошлое китайские дешёвые поделки и начинает цениться ручная работа! В магазинах есть всё для ручного творчества – что только душе угодно!

Каждый может выбрать рукоделие по сердцу, и по способностям.

Слайд № 9. Чем вышивка лентами отличается от других вышивок?

Быстрый результат (конечно, зависит от сложности и размера работы). Не легче, но быстрее! Например, чтобы вышить крестиком листочек, надо сделать несколько стежков. Лентой же листик, как правило, вышивается одним стежком.

Фактурность вышивки . Объёмность ленточных стежков придаёт работе большую реальность.

Ошибка в стежке не только не портит форму, но и придаёт ей оригинальность, а иногда рождает новый вид стежка.

Ну и настрой праздничный!

Перерыв 10 минут.

4 этап. Практическая работа. 45 мин.

Чтобы сделать рамочку для фотографии неповторимой и гламурной, вам будет нужна всего лишь широкая атласная ленточка , а всё остальное у Вас наверняка и так имеется дома. Приступим?

Работа по технологической карте (Приложение).

1. Подготовить рамочку. Картонную заготовку или готовую рамку обтянуть тканью, лентами, закрепляя края клеем на изнаночной стороне.

2. Изготовить цветы. Следуя пошаговой инструкции сделать розочки. Для украшения понадобится 3-5 роз разного размера.

3. Украсить розы листьями. Используя узкую ленту сделать пепельку и закрепить ее ниткой на розочке.

4. Оформить рамочку. При помощи универсального прозрачного клея закрепить розочки на рамке.

III . Итоговый блок.

5 этап. Подведение итогов. 10 мин.

Анализ успешности достижения цели. Выбрать необычные, яркие, аккуратные работы. Оформить выставку работ.

Заключительное слово педагога:

Природа - бесконечный источник творческих идей. Она открывает перед человеком возможность почувствовать прекрасное и ощутить себя искусным мастером. Красота окружающего мира действует на воображение, вызывает творческое чувство. Вышивка шелковыми лентами – яркое явление культуры, которое обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством.

Присмотритесь к переливающемуся блеску шелковых лент, и у вас появятся творческие замыслы. Приложите усердие к процессу вышивания, побольше фантазии, терпения, упорства, творческого вдохновения, и результатом прилежания станут красивейшие изделия.

6 этап. Рефлексия. 8 мин.

Самооценка детей, своей работоспособности, психологического настроения, причин некачественной работы, полезность учебной работы.

Литература:

1. Азбука цветов. Сост. – СПб, 1998.

2. , Попова обыкновенных вещей. – М., 1992.

3. Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приёмы. Изделия. _М, 2003 Д. Чиоти Украшения из шелковых лент, М.: Мир книги,2007.

4. Конышева трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. – М., 1999.

5. Программа образовательной области “Технология”. - М.,1994.

6. Сухорукова делать цветы. М., «Культура и традиции», 1994

7. Терешкович для дома. – М., 2001.

8. Чернова вышивки лентами. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

9. Энн Кокс Вышивка шелковыми ленточками. Пер. с англ., Из-во «Кристина – Новый век», 2006.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования детей «Поиск»

Раздел: вязание крючком

Кружево

Составитель: педагог дополнительного образования

Чепкасова Наталья Павловна

Нефтеюганск

Тема: Кружево.

Цель: Развитие мотивации личности к познанию через вязание кружева.

Задачи:

Обучающие: Ознакомить с историей кружева. Научить технике выполнения «брюггского» кружева.

Развивающие: Развитие познавательного интереса у детей.

Развитие речи, моторики рук, глазомера.

Воспитательные: Формирование эстетического вкуса у детей.

Ход занятия.

  1. Оргмомент.
  2. Теоретическая часть.

А. Знакомство с историей кружева.

Б. Знакомство с техникой выполнения «брюггского» кружева.

3. Практическая часть.

А. Вывязывание «брюггского» кружева.

4. Проведение самоанализа.

5. Подведение итога.

Методы проведения: Словесный, наглядный, проблемного обучения, практический (работа со схемой), игровой.

Приёмы: Постановка проблемы; самостоятельный поиск ответов, на поставленную проблему; игра; диалог; упражнения; анализ.

Связь с общеобразовательными предметами:

История – история кружева.

Словесность – «кружево», «брюггское», «вилюшка», «насновка», «решётка».

Технология – вывязывание кружева.

ОБЖ – физкультминутка.

Наглядные пособия: выставка, листочки с отпечатанным материалом из истории кружева и вопросами, образцы кружева, зарисовка схем, крючок, пряжа для вязания, ножницы.

  1. Здравствуйте девочки и уважаемые гости. Сегодня у нас загадочная тема занятия. Послушайте эти стихи:

Удивительный художник у окошка побывал,

Удивительный художник нам окно разрисовал.

Пальмы, папоротник, клён – на окошке лес густой.

Только белый, не зелёный весь блестящий, не простой.

На стекле цветы и листья – всё искрится, всё бело

Но без красок и без кисти разрисовано стекло.

Замечательный художник у окошка побывал

Отгадайте – ка ребята, кто окно разрисовал?

(дети отвечают)

О чём же говорится в этих стихах? (дети отвечают). Правильно об узорах, а на что похожи узоры? (дети отвечают). Да действительно узоры похожи на кружево. Вот и тема нашего занятия сегодня «кружево» (открыть тему).

2. Сейчас мы познакомимся с историей кружева. Но, для этого, мы должны, поработать вместе. (Раздаются листочки с текстом и вопросы к тексту). Перед вами листочки с текстом и вопросы к тексту, вы должны найти ответ и отметить карандашом. А затем, прочитать в слух.

А. Текст 1. Слово «кружево» имеет два значения. Первое происходит от слова «окружать», которым в России определялись разные отделки по краям одежды. Такие отделки могли быть тканями. Например, из ткани другого сорта или цвета, или нашивками из разной тесьмы или нашивки. Когда на Руси появилось первое кружево, его использовали именно в виде нашивок. Во втором значении этим словом обозначают узорное ажурное изделие – самостоятельный вид украшения одежды или убранства. В понятии «кружево» существует три различных вида техники: Шитое иглой, плетённое на коклюшках и вязанное на спицах или крючком. Настоящим кружевом считается только два первых – шитое и плетённое.

Текст 2. Кружево – искусство европейское. Поскольку кружевоплетение невозможно без металлических булавок, а булавки стали широко известны только с середины 16 века, то и появление кружева можно связывать именно с этим периодом.

В двадцатых годах 19 века в окрестностях Вологды была основана кружевная фабрика помещицы Засецкой. Такие же фабрики, на которых в тяжелейших условиях работали сотни крепостных девушек, существовали в первую половину 19 века и других русских губерниях.

После 1861 года, когда помещичьи фабрики прекратили своё существование, начинается быстрый рост кружевного промысла, сначала в ряде русских городов, где кружевоплетение было известно издавна, а затем и окружающих их сёлах. Во второй половине 19 – начале 20 веков кружевоплетением занимались десятки тысяч мастериц в Вологодской, Орловской (г. Елец и его окрестности), Тульской, Вятской (слобода Кукарка), Нижегородской, Казанской, Новогородской, Московской и в других губерниях.

Вопросы к тексту 1:

  1. Сколько значений имеет слово кружево? Назовите их.
  2. Сколько видов кружева существует? Какие.

Вопросы к тексту 2:

  1. Когда появилось кружевоплетение?
  2. Когда появилось кружевоплетение в других городах? Каких.

Б. Ну а сегодня мы будем учиться вывязывать кружева из тесьмы крючком. Вязание крючком – техника универсальная, поэтому мы можем повторять узоры разных кружев. Обратите внимание на этот костюм, здесь использованы два вида кружева – это ирландское кружево (показать на модели и иллюстрации) и брюггское, у нас часто его называют Вологодским. Подобное кружево является имитацией плетённого на коклюшках кружева (показать салфетки: вязанную и плетённую), поэтому часто используются термины этой технологии: вилюшка – петли подъёма образующие сбоку петельку, с помощью которой происходит соединение (показать на схеме). Насновка – маленький, плотно сплетенный овал с заострёнными концами, решётка – пространство между узорами из тесьмы.

3. Перед вами лежат схемы выполнения брюггского кружева. Сейчас вам предстоит связать образцы этих кружев.

Но прежде чем приступить к работе повторим, то, что нам понадобится на занятии.

Над вами висят снежинки с вопросами. Выбирайте любую и дайте ответ на вопрос, который находится на обратной стороне снежинки.

Вопросы на снежинках:

Техника безопасности при работе с ножницами.

Техника безопасности при работе крючком.

Что обозначает этот знак -

- Что обозначает этот знак -

Что обозначает этот знак -

Что обозначает этот знак - →

- Что обозначает этот знак –

Правила работы со схемой.

Выполняют практическую работу.

Физкультминутка. (Проводится в перерыве практической работы).

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет, шейку трёт.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять

Хомка хочет сильно спать.

У оленя дом большой,

Он глядит в своё окошко.

Зайка по лесу бежит,

В дверь к нему стучится.

Стук, стук дверь открой.

Там в лесу охотник злой.

Зайка, зайка забегай лапу мне давай.

Топай мишка, хлопай мишка,

Приседай со мной братишка.

Руки верх вперёд и вниз

Улыбайся и садись.

(Проводится беседа во время практической работы).

В давние времена, чтобы стать рыцарем, мальчиков в семилетнем возрасте отдавали учиться к опытным войнам. Их обучали скакать верхом, стрелять из лука, метать копьё, владеть мечом. Мальчиков воспитывали так, чтобы они умели держать данное слово, были предупредительными и вежливыми, выручали друга из беды, заступались за слабого, обиженного, благородно и возвышенно относились к женщинам.

Вот, например:

Знаете ли вы, для чего мужчины при встрече снимают головной убор? (Показывают незащищённую голову, доверяя встречному, что он не опасается встречи с ним).

А знаете ли вы, что со времён рыцарей повелось при встрече снимать с руки перчатку и здороваться за руку? (Рыцарь показывал, что он не вооружён и не имеет коварных замыслов).

Кто знает как называется рыцарская одежда((На голове – шлем с забралом, на теле латы, иногда с кольчужной рубашкой, на руках - налокотники).

Какое, оружие было у рыцарей? (Меч, кинжал, копьё, Щит, иногда колчан со стрелами и лук).

4. Наше занятие подходит к концу. И у меня к вам такой вопрос: Что, нового вы узнали сегодня? (Дети отвечаю)

Ну а сейчас, проведём самооценку проделанной вашей работы.

Для этого используем ягодки.