Модели семейных взаимоотношений. Плюсы и минусы различных стилей супружеских отношений

Нет универсального ответа на вопрос, как достигнуть семейного счастья. Одни супруги постоянно ссорятся из-за мелочей, а потом быстро мирятся. Другие же разводятся, столкнувшись с первыми трудностями в семейной жизни. Как появляется любовь и как она уходит навсегда? Какая модель отношений идеальна для вашей пары? Чего не хватает вашим отношениям? Что изменить, чтобы семейное счастье не скрылось за горизонтом? Послушаем советы профессионального психолога.

Каждый союз между мужчиной и женщиной индивидуален. Здесь сложно что-либо обобщить и выделить какие-либо закономерности. Однако психологи выделяют несколько основных стилей семейных отношений. Может быть, и вы узнаете свою семью в одной из предложенных моделей брачных союзов. В любом случае знакомство с данной классификацией не будет лишним. Вы поймете, как не следует себя вести, и поймете, кто играет главную скрипку в вашей паре.

Первая модель – классическая.

Во многих семьях наших родителей, бабушек и дедушек принято, что мужчина добивается успеха в карьере, а женщина является хранительницей домашнего очага. Как правило, такие союзы очень крепкие, так как партнеры – это не просто муж и жена, но и игроки, которые играют в одной команде.

Такие союзы возникают между людьми с похожими жизненными целями и интересами. Такие люди стараются все делать вместе. Супруги создают традиции и ритуалы, а главной их мечтой является – жить долго и счастливо. Муж и жена обычно исповедают одинаковые жизненные принципы и стараются все свободное время проводить вместе.

Сильные стороны.

В первую очередь, такие союзы отличаются постоянством и стабильностью. Обязанности распределены, семейная жизнь безмятежна и конфликты являются достаточно редким явлением. Супруги умеют находить компромиссы и стараются избегать противоречий.

Минусы.

С течением времени стабильность может приедаться и начинать казаться рутиной. Необходимо уметь освежать отношения и привносить в семейную жизнь толику непредсказуемости.

Совет психолога.

Не бойтесь делать глупые поступки. Помните барона Мюнхгаузена, который говорил, что все самые страшные ошибки совершаются с умным выражением лица. Оставьте мужу записку с признанием любви, пригласите его на свидание, пришлите красивую открытку по e-mail, пополните список семейных традиций новыми ритуалами. Пусть ваша совместная жизнь играет всеми цветами радуги!

Вторая модель – каждый сам за себя.

Бывают союзы, где оба супруга – самодостаточные и уверенные в себе личности. Оба супруга многого добились в жизни. Такие люди склонны воспринимать мужа или жену как равноправных партнеров.

Если вы и ваш муж стремитесь быть самодостаточными личностями и не зависеть друг от друга, возможно, это тип вашего брачного союза. Такая модель брака подходит для людей, которые даже в браке предпочитают сохранять определенную долю самостоятельности и хотят многого достичь в жизни.

Муж и жена в таких союзах не признают распределения обязанностей по половому признаку. Супруги никогда не откажутся от интересной работы ради семьи, оба с удовольствием готовят семейные ужины и не переживают по этому поводу. Супруги часто расстаются на время и нередко отправляются в путешествия поодиночке. И муж, и жена в таком браке уважают личное пространство друг друга.

Сильные стороны.

Вкушая все прелести семейной жизни, супруги не ущемляют и собственные интересы.

Минусы.

Такие люди весьма эгоистичны и превыше всего ценят независимость. Для того чтобы создать гармоничные семейные отношения, необходимо иногда уметь наступать на горло собственной песне и принимать решения, которые будут удовлетворять обе стороны. Нежелание поступиться собственными интересами часто приводит к краху семейных отношений.

Совет психолога.

Для того чтобы семейная жизнь была счастливой и безмятежной нужно учиться жить интересами друг друга. Если жена любит живопись, муж может составить ей компанию. Жена же может сходить со своим супругом на футбольный матч или поиграть с ним в бильярд.

Можно попробовать составить список дел, которые доставляют удовольствие обоим. Раз люди любят друг друга, значит, у них есть много общего. Нужно создавать семейные ритуалы, которые будут радовать и сближать членов семьи.

Третья модель – нет жизни без тебя.

Такой брачный союз соединяет людей, которые не представляют своей жизни друг без друга. Муж и жена живут интересами друг друга и верят, что будут жить счастливо до конца своих дней. Они создают семейный уют, особо не зацикливаясь на деталях, считая, что с любимым и в шалаше – настоящий рай. Смысл жизни для них заключен в заботе о близких, и, в первую очередь, друг о друге. Супруги оберегают свой мирок от внешних вторжений.

Эта модель семейных отношений подходит тем, кто считает самым главным в жизни - достичь спокойствия, укрывшись от жизненных неурядиц в уютной тиши собственного дома.

Партнеры все делают сообща и никогда не спорят о распределении обязанностей. Все бытовые вопросы решаются легко и без ссор. Главными ценностями в таких семьях являются взаимопонимание и любовь. Благосостояние и карьерный рост в данном случае не являются фетишем для мужчины и женщины, вступивших в брак. Гораздо больше удовольствия доставляет совместное времяпрепровождение, чем достижение каких бы то ни было высот вне семьи.

Сильные стороны.

На супруга можно положиться в любом начинании. От близкого человека всегда можно ожидать поддержки, ободрения, понимания. И муж, и жена в подобных союзах готовы пойти на любые жертвы ради счастья партнера.

Минусы.

Не всегда стоит зацикливаться друг на друге. Вокруг масса интересных вещей, знакомство с которыми может доставить удовольствие как всей паре, так и каждому супругу в отдельности. Чтобы не надоесть друг другу, очень важно иметь собственные интересы и увлечения. Растворяясь в партнере, мы нередко теряем себя как личность. С течением времени, когда пылкие чувства отходят на второй план, накопившиеся проблемы в состоянии разрушить даже самые крепкие отношения.

Совет психолога.

Тем, кто относит свои семейные отношения к данному типу, необходимо помнить о необходимости сохранения собственных интересов и устремлений. Проникаясь интересами друг друга, не забывайте о том, что вы – самодостаточная личность. В такой модели отношений как ни в одной другой важна творческая и карьерная реализация супругов. Если карьера не прельщает вас, можно попробовать посещать тренинги личностного роста или найти себе увлечение по душе. Стоит попробовать добиться чего-либо без помощи супруга, и вы увидите, как это приятно - гордиться своими достижениями. Не стоит ревновать друг друга к увлечениям и интересам. Лучшее средство от скуки и однообразия в семейных отношениях – умение находить себе интересные занятия, наслаждаться которыми можно и в одиночестве. Для ощущения счастья в браке просто необходимо одновременно ощущать и собственную личную свободу.

Четвертая модель – равноправные партнеры.

В таком союзе у партнеров есть собственные интересы, которые они ценят превыше всего. Их интересы практически не пересекаются. Со стороны кажется, что они и живут вместе по необходимости. Каждый сам решает свои проблемы, а обсуждаются лишь те вопросы, от решения которых зависит совместная жизнь.

Супруги четко расписывают обязанности по хозяйству, редко устраивают вечеринки, практически никогда не ездят вместе в отпуск.

Сильные стороны.

Сильными сторонами такого брака являются порядок и отсутствие сильных потрясений. Такие союзы отличаются стабильностью и редко распадаются, не смотря на отсутствие сильных чувств. В таком браке сантименты и чувства с успехом заменяются здоровым прагматизмом. Однако стоит отметить, что бывает и так, что партнеры расстаются как только меняется привычный уклад их жизни.

Совет психолога.

Если и мужа и жену устраивают предсказуемость и стабильность в семейных отношениях, возможно и не стоит что-либо менять. “От добра добра не ищут”. Вот если такие отношения приелись и наскучили, наверняка стоит поискать способы для их улучшения.

Такие семьи очень часто живут душа в душу. Нужно лишь уметь взглянуть на своего супруга по-новому, и вызвать у него неподдельный интерес к своей персоне. Попробуйте устроить второй медовый месяц. Продумайте все до мелочей и обольстите собственного мужа. Постарайтесь начать жизнь с чистого листа, забыв прожитые по негласной договоренности годы. Впустите в вашу жизнь романтику и спонтанность.

Пятая модель – муж и жена – одна сатана.

Данная модель является самым гармоничным типом брачных союзов. Партнеры нацелены на долгосрочные отношения, все проблемы решают вместе. Они создают уютное семейное гнездышко, в котором им обоим удобно существовать и развиваться как личностям.

Супруги имеют общие цели в жизни, одинаковые приоритеты и взгляды на жизнь. Сильные стороны такого брака - свобода от стереотипов и отсутствие предсказуемости.

Партнеры в таких браках распределяют обязанности, но часто заменяют друг друга при их исполнении. Правила и традиции существуют, но часто изменяются и усовершенствуются. На первом плане всегда интересы семьи, а уж потом личные цели. Ради общего дела оба супруга готовы поступиться собственными интересами. Супруги, выбирающие подобную модель отношений, как правило, активные и яркие личности. Они часто устраивают вечеринки и торжества по разным поводам.

Сильные стороны.

Эти отношения можно назвать близкими к идеальным. Крепкие семьи строятся именно на стремлении заботиться друг о друге, открытости внешнему миру, способности поддержать партнера в трудную минуту. В таких семьях царят хорошее настроение и положительные эмоции.

Если вы можете отнести свой брак к данной модели супружеского союза, вам можно только позавидовать. Такие семьи очень редко распадаются и не нуждаются практически ни в каких рекомендациях.

Совет психолога.

Посоветовать здесь можно разве что более внимательно присматриваться к друг другу для того, чтобы отношения не стали поверхностными. Не позволяйте активной общественной жизни и светским вечеринкам вытеснить из вашей жизни самое главное – человека, который рядом с вами.

В заключении хочется сказать. Что идеальной модели отношений не существует, как, впрочем, и идеальных людей. Однако это не значит, что не стоит стремиться к идеалу. Пусть он далек и недостижим, но он помогает нам делать отношения с окружающими нас людьми более гармоничными и счастливыми.

Самое главное – стараться найти такую модель отношений, которая устраивала бы обоих супругов. То, что подходит одним, может быть противопоказано другим. Нет универсальных рецептов семейного счастья. Всегда надо искать компромиссные варианты. Избегайте недоговоренностей, обсуждайте все проблемы, достигайте решений конфликтов, которые устраивают обе стороны. Если люди любят друг друга и хотят быть вместе, им нипочем никакие перипетии семейной жизни.

Социально-психологическая модель семейных отношений отражает типологизацию семей, структуру, формы, стили воспитания, а также проблемы современной семьи.

Семья – это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семейные отношения регулируются нормами морали и права. Их основу составляет брак – легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Важными условиями существования семьи являются совместная деятельность и определенная пространственная локализация – жилище, дом, собственность как экономическая основа ее жизни, а также общекультурная среда в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства. Таким образом, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – роди-тельства – родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи. Формы семей разнообразны, их типологизация зависит от предмета изучения.

Выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья состоит из брачной пары – мужа и жены; полигамная – это брак одного с несколькими {полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами, полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами).

Родственные связи определяют простой, нуклеарный, тип сложный, расширенный, тип семьи. Типологизируя семейные структуры, следует отметить, что самыми распространенными в современных урбанизированных агломерациях (урбанизация [от лат. urbanus – городской] – сосредоточение материальной и духовной жизни в городах; агломерация [от лат. agglomerare – присоединять, накоплять] – скопление) являются нуклеарные семьи, состоящие из родителей и детей, т.е. из двух поколений.

Расширенная семья объединяет две или более нуклеарные семьи с общим хозяйством и состоит из трех и более поколений – прародителей, родителей и детей (внуков). Вместе с супругами в повторных семьях (основанных на повторном браке) могут находиться дети от данного брака и дети супругов от предыдущего брака, приведенные ими в новую семью.

Наиболее архаичным типом является патриархальная (традиционная) семья. В ней много детей и совместно проживают разные поколения родственников и свойственников; строго соблюдаются национальные и религиозные обычаи. В патриархальной семье, как правило, царят основы авторитарности. Семьи с чертами патриархальности сохранились в сельской местности, в малых городах.

В последние десятилетия растет число малых семей, состоящих из двух человек: неполных, материнских, «пустых гнезд» (супруги, дети которых покинули родительскую семью). Наблюдается рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще мать) воспитывает детей. Такую же структуру имеет материнская (внебрачная) семья, которая отличается от неполной тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. Отечественная статистика свидетельствует о росте «внебрачной» рождаемости: каждый шестой ребенок появляется у незамужней мамы. Часто ей всего 15 – 16 лет, она не в состоянии ни содержать ребенка, ни воспитывать его. Зрелые женщины (возраст около 40 лет и выше) стали создавать материнские семьи, сознательно сделав выбор «родить для себя».

Выделяют следующие виды социально-аксиологической направленности семьи:

Общественно-прогрессивная (поддержка ценностей социума, единство взглядов, хорошие межличностные отношения);

Противоречивая (отсутствие единства взглядов, взаимоотношения на уровне борьбы одних тенденций с другими);

Антиобщественная (противоречие ценностных идеалов идеалам общества).

Различают также дееспособность и активность семьи. Дееспособность семьи может быть:

Ограниченная (в силу психосоматических, возрастных особенностей ее члены неспособны самостоятельно зарабатывать средства к существованию и вписаться в систему социальных отношений – пенсионеры, инвалиды);

Временно ограниченная (психосоматические, возрастные особенности лишь временно ограничивают социально-экономическую самостоятельность; например, семьи, переживающие какой-либо вид социальных катаклизмов, включая безработицу, имеющие детей, не достигших трудоспособного возраста, семьи инвалидов);

Неограниченная (члены семьи имеют полный спектр возможностей вписаться в социальное пространство и адаптироваться к изменяющимся условиям, не носящим характера социального катаклизма).

Активность семьи характеризует ориентацию на наращивание и актуализацию ее ресурсов, т.е. степень самообеспечения и самопомощи. Выделяют три вида активности:

Собственно активность (ориентация на свои силы, высокая мобильность, развитие адаптационных способностей);

Ограниченная активность;

Пассивность (ориентация на иждивенчество, низкая мобильность, неразвитость адаптационных способностей).

Социально-психологическая поддержка может быть необходима любой семье, хотя и в разной степени. Особенно нуждаются в помощи семьи пассивные. Они имеют малый собственный потенциал для разрешения кризисных ситуаций. Различают семьи по способам реагирования на стрессовые, конфликтные ситуации и нормативные кризисы (связанные с определенными этапами семейного функционирования). В основу данной типологизации положен феномен психологического здоровья семьи – интегральный показатель ее функционирования, который отражает качественную сторону социально-психологических процессов семьи, показатель социальной активности ее членов во внутрисемейных отношениях, в социальной среде и профессиональной сфере, а также состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех ее членов. Этот показатель характеризует два основных типа семей.

Благополучные семьи. Их проблемы, как правило, вызваны внутренними противоречиями и конфликтами, которые связаны с изменяющимися условиями жизнедеятельности в социуме: 1) с чрезмерным стремлением защитить друг друга, помочь другим членам семьи («снисходительная, потворствующая гипер-протекция» и «чрезмерная опека»); 2) с неадекватностью соотнесения собственных представлений о семье и тех социальных требований, которые предъявляются к ней на данном этапе социального развития (трудности восприятия противоречий современного социума).

Неблагополучные семьи (проблемные, конфликтные, кризисные). Психологические проблемы возникают из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием сверхсильных внутрисемейных и общесоциальных жизненных факторов. Главной проблемой, как правило, является положение ребенка в семье и отношение к нему родителей. В неблагополучных семьях у родителей зачастую проявляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и т.д.

Неблагополучные семьи разделяют на конфликтные, кризисные и проблемные (В.С.Торохтий, 1996).

Конфликтные семьи. Во взаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Брак может длительно сохраняться благодаря взаимным уступкам и компромиссам, а также другим скрепляющим его факторам.

Кризисные семьи. Противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семейного союза. Члены семьи занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. Кризисные браки распадаются или находятся на грани распада.

Проблемные семьи. Для них характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака. Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и целый ряд других чрезвычайных жизненных обстоятельств. В современной России это наиболее распространенная категория семей, для определенной части которых вероятны перспективы обострения семейных взаимоотношений или появление тяжелых психических расстройств у членов семьи.

Как институированное образование семья обладает комплексом социальных функций и ролей, ради которых общество создает, поддерживает и охраняет этот социальный институт.

Важной характеристикой семьи является ее функциональная структура. Под функциями семьи понимают направления ее деятельности, выражающие сущность семьи, ее социальный статус и социальную роль.

Общепринятой классификации семейных функций нет, однако между ними существуют взаимозависимость и взаимодополняемость. К основным функциям семьи можно отнести:

репродуктивную – биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода;

воспитательную – духовное воспроизводство населения. Семья формирует личность ребенка, оказывает систематическое воспитательное воздействие на каждого члена в течение всей жизни;

хозяйственно-бытовую – поддержание физического состояния семьи, уход за престарелыми;

экономически-материальную – поддержание одними членами семьи других: несовершеннолетних, престарелых, нетрудоспособных;

функцию организации досуга – поддержание семьи как целостной системы; содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, национальных традиций, индивидуальных склонностей и интересов, возраста членов семьи, ее доходов;

функцию социального контроля – ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ориентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.

Каждая семья формирует свой образ жизни, свою микрокультуру. В контексте социально-психологического анализа наиболее полно функции современной семьи представлены финским педагогом Ю.Хямяляйненом.

Семья является первичной малой социальной группой, ближайшей средой формирования личности, семья влияет на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека. Значимость семьи определяется устремлениями каждого ее члена. Если человек опирается на нормы, ценности и мнения членов своей семьи, то она выступает как референтная (значимая) группа, с которой он соотносит себя как с эталоном. Семья в данном случае является источником социальных установок и ценностных ориентации субъекта. Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы. Таким образом, семья как референтная группа имеет две основные социальные функции – нормативную и сравнительную.

Можно выделить несколько основных признаков семьи как малой социальной группы: наличие интегральных психологических характеристик (общественное мнение, психологический климат, семейные интересы и т.д.), которые формируются с возникновением и развитием семьи; существование основных параметров семьи (группы) как единого целого. Параметр в данном случае – это показатель, характеризующий определенное свойство.

Социальная группа имеет следующие параметры: композицию и структуру, групповые процессы, групповые нормы и санкции.

Композиция представляет собой совокупность характеристик членов семьи, важных с точки зрения ее анализа как целого. Например, численность семьи, ее возрастной или половой состав, национальность или социальное положение ее членов. Любая социально-психологическая характеристика группы начинается, как правило, с описания композиции. Тогда группа может быть изучена в социальном контексте своей среды.

Структура семьи (группы) рассматривается с точки зрения функций, которые выполняют ее члены, а также межличностных отношений в ней. Как правило, неформальные отношения определяются чувствами, которые члены семьи испытывают друг к другу, а формальные – обязанностями и нравами ее членов, обусловленными совместным делом и целью жизнедеятельности. Описывая структуру семьи, как правило, характеризуют социальные роли (формальные и неформальные) и статус конкретных ее членов, социометрические позиции, характеризующие межличностные отношения. Иными словами, дается характеристика актуального состояния формальных и неформальных отношений между членами семьи.

К групповым процессам относятся динамические, т.е. меняющиеся показатели социального процесса отношений в семье. Анализ групповых процессов может дать только человек, который наблюдал семью в течение определенного периода. Особое значение придается психологическим и организационным процессам сплочения (лидерству), уровню развития семьи как социального единства (стадии развития коллективизма), процессу группового давления, процессам изменения отношений и т.д. Любые изменения жизнедеятельности семьи (деятельность, общение, отношения ее членов) могут рассматриваться как групповые процессы:

способность членов семьи к согласованным действиям. Этот признак – ключевой, поскольку именно согласие обеспечивает необходимую общность, единство действий, направленных к достижению цели. Степень согласованности действий зависит от уровня сплоченности семьи, общих интересов у ее членов, социальной ситуации, деятельности главы семьи (лидера). В то же время способность действовать независимо от семьи и влиять на ее решения характеризует социальную силу каждого ее члена как личности. Благополучие личности в семье обеспечивает необходимые социальные условия для ее продуктивной жизнедеятельности, самореализации и саморазвития;

действие группового давления, побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с ожиданиями окружающих. Осознание принадлежности к семье – один из немногих общих признаков субъектов. Индивидуальным результатом группового давления является конформность. Психологи фиксируют наличие изменений во взглядах и поведении человека, обусловленных особенностями конкретной семьи;

установление определенных отношений между членами семьи. Социальные отношения могут быть конвенциональными (формальные)

и межличностными (неформальные). Эти два типа отношений сочетаются в любой социальной группе.

Таким образом, семья имеет две структуры – формальную и неформальную. Изучение этих структур (особенно неформальной) дает значимую информацию об особенностях семьи.

Исследователи Ц. П. Короленко и Т. А. Донских отмечают ведущую роль семьи в формировании отклоняющегося поведения личности и его преодолении. Рассматривают семь типов нарушений поведения.

    Аддиктивное поведение – стремление к уходу от реальности, изменение своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Процесс принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, делает его беспомощным, лишает воли. В современной психиатрии эта проблема начала занимать столь значительное место, что психологи находят целесообразным выделение специального раздела – психиатрия аддикции (Ц. П. Короленко).

    Антисоциальное поведение – совершение действий, противоречащих этике и морали, безответственность, игнорирование законов и прав других людей.

    Суицидное поведение – повышенный риск совершить самоубийство.

    Конформистское поведение – отсутствие самобытности, оригинальности в привычках, взглядах, принципах, приверженность к официальным точкам зрения, приспособленчество, некритичное следование указаниям лиц, обладающих властью.

    Нарциссическое поведение – это концепция собственной грандиозности, которая проявляется в фантазиях и соответствующих им действиях, повышенная чувствительность к оценкам других людей, отсутствие достаточного чувства сопереживания.

    Фанатическое поведение – слепая приверженность какой-либо идее, доктрине, нетерпимость к любым другим взглядам, может сопровождаться действиями насильственного, брутального характера. Нейтральные или дружеские поступки других людей часто оцениваются как враждебные или заслуживающие презрения.

    Аутистическое поведение – затруднение социальных контактов, оторванность от действительности, погруженность в сферу мечтаний, фантазий.

Психологи наблюдают определенное соответствие между некоторыми типами воспитания и видами деструктивного поведения (отклоняющегося, девиантного поведения), причиняющего вред человеку и обществу. Исследования Ц. П. Короленко показывают типы воспитания, которые содержат в себе большой риск развития отклоняющегося поведения.

Гиперопека. Этот тип воспитания характеризуется преувеличенной, мелочной заботой о детях. Детей лишают возможности самостоятельно принимать решения, самостоятельно действовать, справляться с трудностями, преодолевать препятствия.

Это приводит к появлению у них чувства неуверенности в себе, развитию стойкого состояния, которое в психологии называется комплексом неполноценности и выражается в заниженной самооценке, недоверии к своим способностям, страхе перед любыми трудностями в жизни. Этот комплекс тщательно скрывается и, как правило, вытесняется из сознания в подсознание, что усиливает его воздействие на настроение человека и определяет выбор психологической защиты. Способами такой защиты являются «мышление по желанию», фантазирование, употребление веществ с наркотическим эффектом, включая алкоголь. Это облегчает устранение комплекса неполноценности и его замену противоположным состоянием – комплексом «реактивной грандиозности» (реактивный – связанный с психической травмой; собственная грандиозность обусловлена разочарованиями, поражениями в реальной жизни). Состояния фантазирования, «реактивной грандиозности» сменяются сниженным настроением и подавленностью.

Предъявление непомерных требований – порядок, дисциплина, четкое выполнение своих обязанностей. Отрицательные стороны такого воспитания очевидны: требования, предъявляемые к ребенку, чрезмерно высоки (делается ставка на лидерство), их выполнение связано с максимальной мобилизацией всех его возможностей – умственных или физических; направленность на достижение успеха становится самоцелью, страдают духовное развитие ребенка, формирование гуманистических ценностей.

Воспитание по типу предъявления непомерных требований может иметь различные оттенки: во-первых, ребенок рассматривается родителями как один из атрибутов социального благосостояния, как символ успеха; во-вторых, они могут освобождать себя от ряда обязанностей, передавая их ребенку (присмотр за младшими детьми, уборка квартиры, покупки и др.). Родители в таких семьях придерживаются поверхностных систем ценностей, часто заимствованных из средств массовой информации. Наиболее существенный недостаток такого воспитания заключается в неспособности родителей выразить чувство любви к своим детям и друг к другу. Возможны постоянная ирония, высмеивание, наказание детей молчанием. Это приводит к задержке развития личности, формирует у детей экстремистские, полярно противоположные подходы: может развиться, например, психология раба (по отношению к людям, обладающим властью) или стремление к неограниченной власти над другими, деспотизму, жестокости (по отношению к подчиненным). Возможно возникновение комплекса вины перед родителями, знакомыми, школой, обществом.

Подобное воспитание создает благоприятную почву для возникновения аддиктивного поведения, которое обусловлено, с одной стороны, отсутствием достаточных навыков общения, основанного на взаимопонимании, с другой – постоянным страхом неудачи, поражения. Отсутствие навыков эмоционального общения толкает человека на замену естественных форм общения «общением» с предметами или явлениями. Постоянное напряжение, страх оказаться несостоятельным вызывают желание избавиться от этих субъективно неприятных состояний с помощью различных аддиктивных веществ, например алкоголя.

Непрогнозируемые эмоциональные реакции. В данном случае речь идет о родителях, склонных к неожиданным изменениям настроения и отношения к детям. Изменение отношения обусловлено внутренним состоянием родителей, особенностями их личности. Невозможность прогнозировать такие изменения имеет отрицательное влияние на детей, которые не знают, чего следует ожидать от родителей утром, после прихода из школы, прогулки. За одно и то же можно быть наказанным и обласканным.

Дети чувствуют себя неуверенно, они не ощущают родительской любви. Постепенно неуверенность в себе становится чертой характера и в дальнейшем проецируется на отношения с другими людьми, которые воспринимаются на основе привычной родительской модели. В результате – конфликтные межличностные отношения, неверие в стабильность дружбы, брака и т.д.

Таким образом, деструктивное поведение, развившееся в семьях с выраженными непрогнозируемыми эмоциональными реакциями, эмоциональной нестабильностью, может носить различный характер, однако во многих случаях легко сочетается с аддиктивным поведением.

Гипоопека – недостаточное внимание к детям. Адциктивное поведение формируется в неблагополучных, неполных семьях, особенно в таких, где отец, мать или оба родителя страдают алкоголизмом, наркоманией. Дети предоставлены самим себе, нередко они не обеспечены даже самым необходимым. Недостаточная опека может сочетаться со скандалами, драками между родителями, избиением детей. Дети боятся находиться дома, предпочитают проводить время в уличных компаниях. Характерно раннее знакомство с алкоголем или другими легкодоступными веществами, изменяющими психическое состояние (бензин, ацетон).

Недостаточная опека в выраженной форме задерживает развитие личности, не формируется духовная сфера ребенка, его интересы оказываются крайне ограниченными. В подростковом возрасте появляется чувство внутренней пустоты, слабо развита воля. На этом фоне аддиктивное поведение воспринимается как привлекательное, манящее необычными возможностями, в частности встречами с новыми знакомыми, которые воспринимаются как сильные и интересные личности, «умеющие жить». Часто ими оказываются лица с аддиктивным поведением. Контакты с ними сводятся к стремлению «хорошо провести время», получить кратковременное удовольствие, уйти от реальности.

Можно утверждать, что любая аддиктивная семья содержит в себе структуру со-зависимости. В упрощенном виде это выглядит следующим образом: если отец аддикт, мать проявляет со-зависимость с отцом. В такой структуре мать не в состоянии заботиться о детях, так как целиком фиксирована на проблемах отца. Дети или становятся аддиктами, или проявляют со-зависим ость с отцом наряду с матерью.

Наличие такой зависимости находит неожиданное выражение на следующем этапе, когда дети аддиктов становятся взрослыми и устраивают свою семейную жизнь. Оказывается, что они часто женятся или выходят замуж за лиц с аддиктивным поведением. Об этом свидетельствуют данные статистики в различных европейских странах, США, Канаде. Более того, специалисты в области эпидемиологии алкоголизма хорошо знают, что непьющие женщины из алкогольных семей, вышедшие замуж за лиц, страдающих алкоголизмом, после развода, связанного с алкогольными проблемами в семье, во многих случаях повторно выходят замуж за алкогольных аддикюв. Симпатия к ним была, очевидно, связана с приобретенной ролью со-зависимости по отношению к аддиктивному поведению. Такая жизнь была для них привычной, понятной, они знали, как вести себя, другие же, неизвестные модели поведения их пугали.

На формирование личности влияют не только микросоциальные семейные условия, но и социальная ситуация в целом.

Важнейшей социальной проблемой сегодня является защита детства. В соответствии с Конституцией РФ детство находится под защитой государства. Законодательно закреплены основные гарантии жизнеобеспечения детей, возможность получения образования, право на жилище, социальное обеспечение и пр. Однако, по данным Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при правительстве РФ, спектр причин детского неблагополучия весьма широк. Среди них – падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения и усиление жестокого обращения с детьми в семьях.

Увеличение числа детей-сирот связано с прогрессирующей тенденцией разрушения правовых устоев семьи, бездуховностью, утратой жизненных ценностей. Следует помнить, что семья является незаменимым условием воспитания и социализации ребенка, нормальною развития подрастающего поколения в эмоциональном, психическом, нравственном и других аспектах.

Важнейшей задачей социально-психологической работы является предупреждение социального сиротства. Ее решение возможно при выполнении следующих условий:

Поддержка гражданских прав семьи на заботу о ребенке, о его физическом, психологическом и духовном здоровье;

Утверждение высокой ценности родительства, материнства, повышение престижа отцовства;

Разработка качественно новой социальной модели личностной подготовки молодежи к семейной жизни; формирование ценностных ориентации индивида на семейную жизнь;

Возрождение лучших российских семейных традиций и обычаев, утверждение духовной ценности семьи в обществе;

Организация педагогического консультирования родителей с оказанием практической помощи в семейном воспитании, в преодолении конфликтов между взрослыми и детьми в семье;

Пропаганда лучшего семейного воспитания;

Государственная поддержка талантливых детей и подростков;

Реабилитация детей-сирот и подростков с девиациями;

Организация семейного досуга, особенно в создании условий для физического развития детей в экологически неблагоприятных районах.

Основные принципы работы социально-психологических служб с семьей обусловлены особенностями конкретной семьи, а также спецификой и статусом организации или учреждения, при которых функционирует служба.

Принцип конгруэнтности – соответствие выдвигаемых целей, задач и направлений деятельности возможностям и потребностям семьи.

Принцип конфиденциальности – корректное использование сведений социально-психологического характера.

Принцип компетентности – сотрудничество психологов, педагогов и социальных работников на заинтересованной и компетентной основе, научно обоснованная профессиональная деятельность, опора на результаты новейших социально-психологических исследований.

Принцип активности – целенаправленное влияние службы на весь комплекс социально-психологических составляющих жизнедеятельности семьи.

Совокупность принципов работы социально-психологической службы регламентирует ее деятельность, обеспечивает полноценное сотрудничество с другими подобными организациями.

Социально-психологическая работа в области укрепления и совершенствования семейных отношений предполагает:

Содействие адаптации семьи к изменяющимся социально-экономическим условиям; улучшение ее экономического и социально-бытового положения;

Оказание помощи в решении проблемы трудовой занятости;

Адресная поддержка малообеспеченных и социально уязвимых категорий семей;

Материальная помощь многодетным семьям, детям-инвалидам, выпускникам детских домов и пр.;

Выявление семей с медико-социальными отклонениями и обеспечение необходимой медицинской помощью;

Содействие в осуществлении социальной реабилитации и адаптации семей, где имеются лица с физическими или психическими отклонениями;

Разработка и реализация мероприятий, связанных с экологической безопасностью семьи;

Социально-правовая защита семьи и социальная реабилитация детей и подростков с отклоняющимся поведением;

Реабилитация детей из групп социального риска;

Предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

Профилактика негативных явлений;

Диагностирование, анализирование и прогнозирование интегральных социально-психологических характеристик развития семьи и ее влияния на процессы обучения и воспитания детей (психологический климат, общественное мнение, социометрическая структура, лидерство);

Содействие интеграции и согласованности в социально-психологическом режиме работы членов семьи;

Помощь в реализации основных гуманистических подходов развития и воспитания личности в семье: возрастного (учет возрастных особенностей), индивидуального (учет индивидуальных особенностей), дифференцированного (учет значимых критериев жизнедеятельности), личностного (опора на проявление субъектности, самосознания);

Информирование семьи об актуальных социально-психологических проблемах через работу лекториев, социально-психологических служб различных организаций и учреждений;

Педагогическая и социально-психологическая профилактика возникновения и развития отклоняющегося поведения и личностной деструктивности членов семьи;

Помощь в проведении семейного досуга (организация праздничных мероприятий, конкурсов, соревнований, распространение льготных билетов в театр, на выставки) и др.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте семью как социальный институт: типы, функции.

2. Охарактеризуйте семью как малую социальную группу.

3. Каковы основные проблемы современной семьи?

4. Какие семьи являются основным объектом социальных служб?

5. Каковы задачи социальных служб в отношении семьи?

Темы рефератов

1. Человек и семья в информационном обществе: социально-психологические проблемы и пути их разрешения.

2. Изображение семьи в русской (зарубежной) художественной литературе.

3. Микроклимат в семье.

4. Роль национальных традиций в семейных отношениях.

5. Роль семьи в процессе социализации личности.

Актуальные проблемы семьи и детства сегодня. – Петрозаводск, 1994.

Антонов А. И., Медков В.М. Социология семьи. – М., 1996.

Васильева А. К. Структура семьи. – М., 1988.

Владин В., Капустин Д. Гармония семейных отношений. – М., 1987.

Голод СИ. Будущая семья: какова она? – М., 1990.

Дружинин В. Я. Психология семьи. – М., 1996.

Ковалев СВ. Психология современной семьи. – М., 1988.

Короленко Ц. П. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. – Новосибирск, 1990.

Марковский М. С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. – М., 1989.

Семья глазами психолога. – М., 1995.

Харчев А. Г. Современная семья и ее проблемы. – М., 1978.

1. Социально-психологическая модель семейных отношений

Социально-психологическая модель семейных отношений отражает типологизацию семей, структуру, формы, стили воспитания, а также проблемы современной семьи.

Семья -- это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семейные отношения регулируются нормами морали и права. Их основу составляет брак -- легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Важными условиями существования семьи являются совместная деятельность и определенная пространственная локализация -- жилище, дом, собственность как экономическая основа ее жизни, а также обще культурная среда в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства. Таким образом, семья -- это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества -- родительства -- родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи. Формы семей разнообразны, их типологизация зависит от предмета изучения.

Выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья состоит из брачной пары -- мужа и жены; полигамная -- это брак одного с несколькими (полиандрия -- брак одной женщины с несколькими мужчинами, полигиния -- брак одного мужчины с несколькими женщинами).

Наиболее архаичным типом является патриархальная (традиционная) семья. В ней много детей и совместно проживают разные поколения родственников и свойственников; строго соблюдаются национальные и религиозные обычаи. В патриархальной семье, как правило, царят основы авторитарности. Семьи с чертами патриархальности сохранились в сельской местности, в малых городах.

В последние десятилетия растет число малых семей, состоящих из двух человек: неполных, материнских, «пустых гнезд» (супруги, дети которых покинули родительскую семью). Наблюдается рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще мать) воспитывает детей. Такую же структуру имеет материнская (внебрачная) семья, которая отличается от неполной тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. Отечественная статистика свидетельствует о росте «внебрачной» рождаемости: каждый шестой ребенок появляется у незамужней мамы. Часто ей всего 15-16 лет, она не в состоянии ни содержать ребенка, ни воспитывать его. Зрелые женщины (возраст около 40 лет и выше) стали создавать материнские семьи, сознательно сделав выбор «родить для себя».

Социально-психологическая поддержка может быть необходима любой семье, хотя и в разной степени. Особенно нуждаются в помощи семьи пассивные. Они имеют малый собственный потенциал для разрешения кризисных ситуаций. Различают семьи по способам реагирования на стрессовые, конфликтные ситуации и нормативные кризисы (связанные с определенными этапами семейного функционирования). В основу данной типологизации положен феномен психологического здоровья семьи -- интегральный показатель ее функционирования, который отражает качественную сторону социально-психологических процессов семьи, показатель социальной активности ее членов во внутрисемейных отношениях, в социальной среде и профессиональной сфере, а также состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех ее членов.

Этот показатель характеризует два основных типа семей.

Благополучные семьи. Их проблемы, как правило, вызваны внутренними противоречиями и конфликтами, которые связаны с изменяющимися условиями жизнедеятельности в социуме: 1) с чрезмерным стремлением защитить друг друга, помочь другим членам семьи («снисходительная, потворствующая гиперпротекция» и «чрезмерная опека»); 2) с неадекватностью соотнесения собственных представлений о семье и тех социальных требований, которые предъявляются к ней на данном этапе социального развития (трудности восприятия противоречий современного социума).

Неблагополучные семьи (проблемные, конфликтные, кризисные). Психологические проблемы возникают из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием сверхсилъных внутрисемейных и общесоциальных жизненных факторов. Главной проблемой, как правило, является положение ребенка в семье и отношение к нему родителей. В неблагополучных семьях у родителей зачастую проявляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и т.д.

Неблагополучные семьи разделяют на конфликтные, кризисные и проблемные (В.С. Торохтий, 1996).

Конфликтные семьи. Во взаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Брак может длительно сохраняться благодаря взаимным уступкам и компромиссам, а также другим скрепляющим его факторам.

Кризисные семьи. Противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семейного союза. Члены семьи занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. Кризисные браки распадаются или находятся на грани распада.

Проблемные семьи. Для них характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака. Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и целый ряд других чрезвычайных жизненных обстоятельств. В современной России это наиболее распространенная категория семей, для определенной части которых вероятны перспективы обострения семейных взаимоотношений или появление тяжелых психических расстройств у членов семьи.

Структура семьи (группы) рассматривается с точки зрения функций, которые выполняют ее члены, а также межличностных отношений в ней. Как правило, неформальные отношения определяются чувствами, которые члены семьи испытывают друг к другу, а формальные -- обязанностями и нравами ее членов, обусловленными совместным делом и целью жизнедеятельности. Описывая структуру семьи, как правило, характеризуют социальные роли (формальные и неформальные) и статус конкретных ее членов, социометрические позиции, характеризующие межличностные отношения. Иными словами, дается характеристика актуального состояния формальных и неформальных отношений между членами семьи.

К групповым процессам относятся динамические, т.е. меняющиеся показатели социального процесса отношений в семье. Анализ групповых процессов может дать только человек, который наблюдал семью в течение определенного периода. Особое значение придается психологическим и организационным процессам сплочения (лидерству), уровню развития семьи как социального единства (стадии развития коллективизма), процессу группового давления, процессам изменения отношений и т.д. Любые изменения жизнедеятельности семьи (деятельность, общение, отношения ее членов) могут рассматриваться как групповые процессы:

способность членов семьи к согласованным действиям. Этот признак -- ключевой, поскольку именно согласие обеспечивает необходимую общность, единство действий, направленных к достижению цели. Степень согласованности действий зависит от уровня сплоченности семьи, общих интересов у ее членов, социальной ситуации, деятельности главы семьи (лидера). В то же время способность действовать независимо от семьи и влиять на ее решения характеризует социальную силу каждого ее члена как личности. Благополучие личности в семье обеспечивает необходимые социальные условия для ее продуктивной жизнедеятельности, самореализации и саморазвития; действие группового давления, побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с ожиданиями окружающих. Осознание принадлежности к семье -- один из немногих общих признаков субъектов. Индивидуальным результатом группового давления является конформность. Психологи фиксируют наличие изменений во взглядах и поведении человека, обусловленных особенностями конкретной семьи; установление определенных отношений между членами семьи. Социальные отношения могут быть конвенциональными (формальные) и межличностными (неформальные).

Эти два типа отношений сочетаются в любой социальной группе.

Таким образом, семья имеет две структуры -- формальную и неформальную. Изучение этих структур (особенно неформальной) дает значимую информацию об особенностях семьи.

Исследователи Ц.П. Короленко и Т.А. Донских отмечают ведущую роль семьи в формировании отклоняющегося поведения личности и его преодолении. Рассматривают семь типов нарушений поведения.

Аддиктивное поведение -- стремление к уходу от реальности, изменение своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Процесс принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, делает его беспомощным, лишает воли. В современной психиатрии эта проблема начала занимать столь значительное место, что психологи находят целесообразным выделение специального раздела -- психиатрия аддикции (Ц.П. Короленко).

Антисоциальное поведение -- совершение действий, противоречащих этике и морали, безответственность, игнорирование законов и прав других людей.

Суицидное поведение -- повышенный риск совершить самоубийство.

Конформистское поведение -- отсутствие самобытности, оригинальности в привычках, взглядах, принципах, приверженность к официальным точкам зрения, приспособленчество, некритичное следование указаниям лиц, обладающих властью.

Нарциссическое поведение -- это концепция собственной грандиозности, которая проявляется в фантазиях и соответствующих им действиях, повышенная чувствительность к оценкам других людей, отсутствие достаточного чувства сопереживания.

Фанатическое поведение -- слепая приверженность какой-либо идее, доктрине, нетерпимость к любым другим взглядам, может сопровождаться действиями насильственного, брутального характера. Нейтральные или дружеские поступки других людей часто оцениваются как враждебные или заслуживающие презрения.

Аутистическое поведение -- затруднение социальных контактов, оторванность от действительности, погруженность в сферу мечтаний, фантазий.

Психологи наблюдают определенное соответствие между некоторыми типами воспитания и видами деструктивного поведения (отклоняющегося, девиантного поведения), причиняющего вред человеку и обществу. Исследования Ц. П. Короленко показывают типы воспитания, которые содержат в себе большой риск развития отклоняющегося поведения.

Гиперопека. Этот тип воспитания характеризуется преувеличенной, мелочной заботой о детях. Детей лишают возможности самостоятельно принимать решения, самостоятельно действовать, справляться с трудностями, преодолевать препятствия.

Это приводит к появлению у них чувства неуверенности в себе, развитию стойкого состояния, которое в психологии называется комплексом неполноценности и выражается в заниженной самооценке, недоверии к своим способностям, страхе перед любыми трудностями в жизни. Этот комплекс тщательно скрывается и, как правило, вытесняется из сознания в подсознание, что усиливает его воздействие на настроение человека и определяет выбор психологической защиты. Способами такой защиты являются «мышление по желанию», фантазирование, употребление веществ с наркотическим эффектом, включая алкоголь. Это облегчает устранение комплекса неполноценности и его замену противоположным состоянием -- комплексом «реактивной грандиозности» (реактивный -- связанный с психической травмой; собственная грандиозность обусловлена разочарованиями, поражениями в реальной жизни). Состояния фантазирования, «реактивной грандиозности» сменяются сниженным настроением и подавленностью.

Предъявление непомерных требований -- порядок, дисциплина, четкое выполнение своих обязанностей. Отрицательные стороны такого воспитания очевидны: требования, предъявляемые к ребенку, чрезмерно высоки (делается ставка на лидерство), их выполнение связано с максимальной мобилизацией всех его возможностей -- умственных или физических; направленность на достижение успеха становится самоцелью, страдают духовное развитие ребенка, формирование гуманистических ценностей.

Воспитание по типу предъявления непомерных требований может иметь различные оттенки: во-первых, ребенок рассматривается родителями как один из атрибутов социального благосостояния, как символ успеха; во-вторых, они могут освобождать себя от ряда обязанностей, передавая их ребенку (присмотр за младшими детьми, уборка квартиры, покупки и др.). Родители в таких семьях придерживаются поверхностных систем ценностей, часто заимствованных из средств массовой информации. Наиболее существенный недостаток такого воспитания заключается в неспособности родителей выразить чувство любви к своим детям и друг к другу. Возможны постоянная ирония, высмеивание, наказание детей молчанием. Это приводит к задержке развития личности, формирует у детей экстремистские, полярно противоположные подходы: может развиться, например, психология раба (по отношению к людям, обладающим властью) или стремление к неограниченной власти над другими, деспотизму, жестокости (по отношению к подчиненным). Возможно возникновение комплекса вины перед родителями, знакомыми, школой, обществом.

Подобное воспитание создает благоприятную почву для возникновения аддиктивного поведения, которое обусловлено, с одной стороны, отсутствием достаточных навыков общения, основанного на взаимопонимании, с другой -- постоянным страхом неудачи, поражения. Отсутствие навыков эмоционального общения толкает человека на замену естественных форм общения «общением» с предметами или явлениями. Постоянное напряжение, страх оказаться несостоятельным вызывают желание избавиться от этих субъективно неприятных состояний с помощью различных аддиктивных веществ, например алкоголя.

Непрогнозируемые эмоциональные реакции. В данном случае речь идет о родителях, склонных к неожиданным изменениям настроения и отношения к детям. Изменение отношения обусловлено внутренним состоянием родителей, особенностями их личности. Невозможность прогнозировать такие изменения имеет отрицательное влияние на детей, которые не знают, чего следует ожидать от родителей утром, после прихода из школы, прогулки. За одно и то же можно быть наказанным и обласканным.

Дети чувствуют себя неуверенно, они не ощущают родительской любви. Постепенно неуверенность в себе становится чертой характера и в дальнейшем проецируется на отношения с другими людьми, которые воспринимаются на основе привычной родительской модели. В результате -- конфликтные межличностные отношения, неверие в стабильность дружбы, брака и т.д.

Таким образом, деструктивное поведение, развившееся в семьях с выраженными непрогнозируемыми эмоциональными реакциями, эмоциональной нестабильностью, может носить различный характер, однако во многих случаях легко сочетается с аддиктивным поведением.

Гипоопека -- недостаточное внимание к детям. Аддиктивное поведение формируется в неблагополучных, неполных семьях, особенно в таких, где отец, мать или оба родителя страдают алкоголизмом, наркоманией. Дети предоставлены самим себе, нередко они не обеспечены даже самым необходимым. Недостаточная опека может сочетаться со скандалами, драками между родителями, избиением детей. Дети боятся находиться дома, предпочитают проводить время в уличных компаниях. Характерно раннее знакомство с алкоголем или другими легкодоступными веществами, изменяющими психическое состояние (бензин, ацетон).

Недостаточная опека в выраженной форме задерживает развитие личности, не формируется духовная сфера ребенка, его интересы оказываются крайне ограниченными. В подростковом возрасте появляется чувство внутренней пустоты, слабо развита воля. На этом фоне аддиктивное поведение воспринимается как привлекательное, манящее необычными возможностями, в частности встречами с новыми знакомыми, которые воспринимаются как сильные и интересные личности, «умеющие жить». Часто ими оказываются лица с аддиктивным поведением. Контакты с ними сводятся к стремлению «хорошо провести время», получить кратковременное удовольствие, уйти от реальности.

Можно утверждать, что любая аддиктивная семья содержит в себе структуру со-зависимости. В упрощенном виде это выглядит следующим образом: если отец аддикт, мать проявляет со-зависимость с отцом. В такой структуре мать не в состоянии заботиться о детях, так как целиком фиксирована на проблемах отца. Дети или становятся аддиктами, или проявляют со-зависимость с отцом наряду с матерью.

Наличие такой зависимости находит неожиданное выражение на следующем этапе, когда дети аддиктов становятся взрослыми и устраивают свою семейную жизнь. Оказывается, что они часто женятся или выходят замуж за лиц с аддиктивным поведением. Об этом свидетельствуют данные статистики в различных европейских странах, США, Канаде. Более того, специалисты в области эпидемиологии алкоголизма хорошо знают, что непьющие женщины из алкогольных семей, вышедшие замуж за лиц, страдающих алкоголизмом, после развода, связанного с алкогольными проблемами в семье, во многих случаях повторно выходят замуж за алкогольных аддиктов. Симпатия к ним была, очевидно, связана с приобретенной ролью со-зависимости по отношению к аддиктивному поведению. Такая жизнь была для них привычной, понятной, они знали, как вести себя, другие же, неизвестные модели поведения их пугали.

Влияние детско-родительских отношений на возникновение личных проблем подростков

Дисгармония супружеских отношений отрицательно влияет на качество детско-родительских отношений и так же приводит к возникновению личных проблем подростка...

Выявление связи факторов семейных отношений с наличием у обследуемого метаболического синдрома

Семейные отношения наиболее сложный тип связей, включающие все многообразие взаимодействий. Жизнедеятельность семьи непосредственно связана с удовлетворением определенных потребностей ее членов. Э...

Изучение удовлетворенности браком в семьях до 10 лет совместной жизни

В период ухаживания и молодоженства происходит переход от романтической любви к реалистическому пониманию брака. Первые два года совместной жизни - это стадия формирования индивидуальных стереотипов общения...

Исследование отношений в семье

Качественный и количественный анализ психологических особенностей молодых семей

Коррекция детско-родительских отношений в семье дошкольника

Социально-педагогическая деятельность по коррекции детско-родительских отношений начинается с постановки цели и задач, которые необходимо решить социальному педагогу -- гармонизировать детско-родительские отношения. Цель, в свою очередь...

Оказание социально–педагогической поддержки "детям группы риска" в условиях общеобразовательного учреждения

Цель исследования: ь Создать условия для социально - педагогической поддержки по формированию социально - активной личности. Задачи: ь Изучить характер проблем...

Представления подростков о прародителях

Воздействие бабушек и дедушек на младших членов семьи, их вклад в воспитательный потенциал семьи трудно оценить однозначно. Сложные и противоречивые отношения связывают подчас родителей и их взрослых детей и внуков...

Проект "Эффективные программы семьи и семейной жизни. Способы организации"

Социально-психологическая модель семейных отношений отражает типологизацию семей, структуру, формы, стили воспитания, а также проблемы современной семьи. Семья - это сложное социальное образование...

Социально-психологические причины разрыва семейно-брачных отношений в молодых семьях

Если члены семьи по-разному понимают свой роли и предъявляют друг другу несогласованные, отвергаемы; другими ожидания и соответствующие им требования, семья является заведомо малосовместимой и конфликтной. Ведь поведение каждого...

Специфика методов социально-психологической коррекции семейных отношений

Человеку очень важно знать: какая модель отношений для него самая приемлемая, а какую он категорически не принимает. Ведь, по утверждению большинства психологов, счастье людей в совместной жизни зависит в первую очередь от того, насколько совпадают их представления о том, как должны вести себя супруги в семейной жизни. Ведь, если мужчина считает, что главным в семье должен быть он, а женщина уверенна в том, что последнее слово в решении семейных проблем всегда должно оставаться за ней, то такая пара, скорее всего, обречена на постоянные выяснения отношений и скорый разрыв, даже несмотря на обоюдную страсть и искреннее желание быть в месте.

Не лучшим образом будут обстоять дела у супругов, если мужчина привык думать, что жена должна решать все семейные проблемы и принимать окончательные решения в любых вопросах, а женщина, в это время, будет ждать от мужчины решительности и инициативности и полагать, что раз он мужчина, значит должен сам решать и ее проблемы, и свои. Так что, правильно считают семейные психологи, утверждая, что нет плохих и хороших мужей и жен, а есть совместимые и несовместимые люди.

Основных моделей взаимоотношений различают три:

1. Патриархальная модель. При такой модели взаимоотношений главная роль в семье отводится супругу, который смело берет на себя ответственность за всю семью и сам, обычно не советуясь с супругой, принимает важные решения, касающиеся всей семьи. Жене же, в такой семье, обычно отводится роль домохозяйки и хранительницы очага или избалованной капризной девочки, чьи желания быстро исполняются любящим и заботливым папиком.

Плюсом таких взаимоотношений является то, что женщина чувствует себя за мужем как каменной стеной и избавлена от самостоятельной борьбы с различными житейскими трудностями и проблемами. Муж, при такой модели взаимоотношений, чаще всего не только обладает сильным и решительным характером, но еще и неплохо зарабатывает. Главным минусом патриархальных взаимоотношений между супругами является полная зависимость жены от мужа, которая иногда принимает самые крайние формы и грозит женщине полной потерей себя как личности. К тому же, если мужчина вдруг решит развестись, то женщина, за много лет брака отвыкшая от борьбы за существование, может почувствовать себя несчастной и беспомощной и не суметь хорошо устроиться в жизни, особенно, если дети останутся с нею, а бывший супруг сведет материальную помощь до минимума.

2. Матриархальная модель. В такой семье роль главы семьи выполняет жена, которая не только контролирует бюджет и единолично принимает все судьбоносные для семьи решения, но и часто пытается влиять на интересы и увлечения своего супруга. Такие взаимоотношения обычно формируются в семье, где женщина, во-первых, зарабатывает значительно больше мужчины, а во-вторых, обладает более сильным характером и не боится брать на себя и в семье, и на работе традиционно мужские обязанности. Мужчина тоже может быть доволен такими взаимоотношениями, если не очень стремится к лидерству и, особенно, если в детстве у него перед глазами был похожий пример родителей. Минусом таких взаимоотношений может стать возможность внезапного увлечения жены более сильным мужчиной, по сравнению с которым, вечно покорный и тихий супруг может показаться ей скучным и неинтересным. Хотя сильная и властная женщина вряд ли сможет мирно сосуществовать с таким же сильным и властным мужчиной, так что, чаще всего, такие женщины, даже заводя отношения на стороне, редко бросают своего удобного и уютного супруга.

3. Партнерская модель. При такой модели взаимоотношений супруги обычно равноправны и делят пополам как права, так и обязанности. В идеале, они имеют как общие интересы, так и считаются с отличными от своих, интересами партнера. В такой семье у супругов чаще всего приблизительно одинаковый статус и доходы, что не дает повода одному из супругов считать себя в чем-то более лучшим и успешным, чем партнер. Важные решения супруги принимают только советуясь друг с другом и домашние хозяйственные обязанности распределяют поровну. Плюсом таких взаимоотношений является возможность каждого из партнеров раскрыть в браке себя как личность и неповторимую индивидуальность. А минусом может стать появившееся у супругов чувство соперничества и желания в чем-то перегнать партнера, что может привести к постепенному охлаждению между супругами и к взаимному отчуждению. Чтобы такого не произошло, между супругами должна присутствовать не только страсть и взаимная симпатия, но и обоюдное уважение.

Результаты специального изучения своеобразия семейных отношений последних лет позволили педагогам-исследователям выделить типичные модели отношений между взрослыми и детьми. Они были положены в основу соответствующей систематизации, отражающей те или иные системообразующие признаки. Это позволило сформировать достаточно широкий спектр научных подходов. Рассмотрим тот из них, где в качестве основания для систематизации выступает характер внутрисемейных отношений и его влияние на воспитание детей.

- Семьи, уважающие детей . Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнение, переживания, стремятся тактичным советом помочь и ободрить. Это наиболее благополучные для воспитания семьи. Взаимоотношения родителей и детей характеризуются общей высоконравственной атмосферой семьи: порядочностью, откровенностью, взаимным доверием и равенством.

- Отзывчивые семьи . Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую родители и дети стараются не нарушать. В таких семьях родители чаще всего сами решают, что нужно детям, вникают в их заботы и интересы, а дети делятся с ними своими проблемами. Они растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными. Часто дети в таких семьях с трудом могут сформировать и отстаивать собственное мнение, легко попадают в зависимость от других людей.

- Материально-ориентированные семьи. В таких семьях главное внимание уделяется материальному благополучию. Детей здесь с раннего детства приучают смотреть на жизнь прагматически. Духовный мир родителей и детей, как правило, обеднен. Такой вариант модели воспитания может сформироваться и при чрезмерной увлеченности родителей собой, своей работой или собственными отношениями.

- Враждебные семьи. В таких семьях преобладает неуважение к детям, недоверие, слежка за ними и телесные наказания. В результате дети, как правило, растут скрытными, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу и могут уйти из семьи.

- Антисоциальные семьи . Это скорее не семьи, а временное пристанище для детей, которых здесь не ждут, не любят и не приемлют. Родители в этих семьях, как правило, ведут аморальный образ жизни. Влияние таких родителей на детей крайне негативно.

Несомненно, что содержание и направленность каждой из представленных моделей семейных отношений формируются в результате взаимодействия многих факторов. Нам же важнее всего рассмотреть те из них, которые оказывают отрицательное влияние на формирование семейной воспитательной среды. Социальными педагогами выделено не­сколько наиболее часто встречающихся причин этого.



1. Педагогическая несостоятельность родителей. Воспитание де­тей принадлежит к самым трудным сферам человеческой деятельности. Однако значительное большинство родителей приступает к этому архислож­ному и архиответственному делу, не имея о нем сколько-нибудь педаго­гических представлений. Но поскольку родители сами воспитывались в семье, в детском саду, в школе, у них возникают иллюзии осведомленно­сти. Об этом парадоксе К.Д.Ушинский писал: «Искусство воспитания име­ет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понят­ным, а иногда даже делом легким - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически».

2. Другая причина - жестокие, варварские методы «воспита­ния» в результате которых дети начинают бояться, ненавидеть, прези­рать родителей и любыми путями спасаются от них. Тут уже на смену (если когда-то и существовавшему) общению приходит полное отчуж­дение, вражда. В одной из центральных газет были опубликова­ны вполне современные - при всей их невероятности - результаты анкетирования семи тысяч школьников с третьего по десятый класс в пятнадцати городах страны. Оказалось, что 60 % родителей исполь­зуют физические наказания. В 9 % применяется стояние в углу на коленях, горохе, битых кирпичах, в 5 % - удары по лицу или по голове.

3. Следующая причина парадоксально противоположна только что обозначенной - сотворение в семье кумира обычно в лице единственного ребенка. Задобренного, зацелованного, заласканного. Капризного и плак­сивого. А в результате - эгоцентричного и бессовестно-равнодушного.

Тот или иной отрицательный вариант отношений в семье во­все не является непреодолимой фатальной доминантой. Если роди­тели смогут психологически и педагогически грамотно - сами или с помощью социального педагога (учителя) или психолога-консультанта - ра­зобраться в сложившейся ситуации отношений, то преодоление отри­цательных факторов возможно. И преобразование любой ущербной модели в благополучную тоже.

Сознательное отношение к благонравию в семье требуется и от детей. В воспитание входит постепенное развитие их ответственности за семейный микроклимат. В связи с этим А.С.Макаренко вполне правомерно отрицал жертвенность родителей и «авторитет» своеобразной тиранической любви со стороны родителей, когда те не требуют от детей духовного возмещения за свою родительскую са­моотверженность. Благополучие родителей столь же необходимо для нор­мального воспитания, как и детей. Именно это позволяет сформировать рациональные отношения в семье, положительно влияющие на эффективность семейного воспитания.