С какого возраста следует начинать нравственное воспитание. Задачи и механизм нравственного воспитания дошкольников

Сегодня перед современными родителями, педагогами и обществом необычайно актуальной является проблема нравственного воспитания детей.

На ребенка с момента рождения оказывает влияние большое количество информации , которая не всегда способствует правильному нравственному развитию малыша, а наоборот размывает четкие границы норм его поведения и правила взаимодействия с окружающим миром. В связи с этим, многие родители задумываются над тем, как эффективно осуществлять нравственное воспитание собственного малыша в активном современном мире.

Суть нравственного воспитания детей

Перед тем, как освоить методы нравственного детей, важно разобраться с основными понятиями - воспитание, нравственность и мораль. Если заглянуть в знаменитый «Словарь русского языка», составленный С.И. Ожеговым, то можно прочитать следующие разъяснения:

  1. Воспитание представляет собой определенные навыки поведения, которые прививаются родителями, детскими учреждениями и окружающей социальной средой. Данные навыки поведения активно используются человеком в общественной жизни.
  2. Нравственность - правила, которые определяют особенности поведения и духовные качества, которые нужны человеку для нормальной адаптации в социуме.
  3. Мораль - это и есть нравственность, характеризующаяся определенными правилами и нормами.

Следует отметить, что многие известные педагоги и философы уверенны, что нравственность является границей дозволяемого совестью, а нравственное воспитание детей первоначально формируется в семье. Существует тесная взаимосвязь между семьей, нравственностью и .

Родители часто задают педагогам вопрос: «Из каких элементов складывается нравственный мир детей?»

Квалифицированные специалисты утверждают, что нравственность личности основывается на трех уровнях.

Рассмотрим их более детально:

  1. Мотивационно-побудительный уровень. Данная ступень нравственности содержит определенные мотивы поступков, систему убеждений и потребности. Данный уровень очень важен для малыша, так как он способствует формированию его поведения и правильного отношения к окружающему миру. Родителям необходимо стремиться к тому, чтобы малыш проявлял самостоятельность и активность в собственном нравственном развитии.
  2. Эмоционально-чувственный уровень. Данный уровень основывается на разнообразных эмоциях и чувствах, которые необходимо правильно развивать и воспитывать. Такие важные состояния человека как: жалость, сочувствие, отзывчивость и сопереживания прямо связаны с эмоциями ребенка. Развитие и воспитание данных чувств должны осуществляться со стороны родителей и не только словом, но и личным примером. При этом нужно помнить, что лучше всего использовать искренность и ласку, а не запрет и отчуждение.
  3. Рациональный уровень. Этот уровень включает в себя основные моральные знания, идеалы, моральные оценки и нормы поведения.

Воспитывать у ребенка нужно все уровни для формирования многообразного нравственного мира.

Стадии нравственного воспитания детей

Каждый человек проходит пять основных стадий нравственного развития, которые помогают преобразиться в нравственно устойчивую личность . Дети не могут полноценно пройти через все стадии без постоянной помощи и любви , выполняющие определенную роль на каждой стадии.

Рассмотрим данные стадии более детально:

  1. Стадия младенчества. В данный период кроха ощущает себя центром Вселенной, так как на любое требование он получает чувствительный и внимательный отклик у родителей. Они носят его на руках, кормят и заботятся о нем. При этом у малыша развиваются и формируются первые чувства, которые становятся его собственной «нормой» поведения.
  2. Стадия ползункового возраста. На этой стадии ребенок понимает, что кроме родителей существуют и другие люди, которые имеют собственные потребности и права. Малыш также узнает, что в доме есть свои правила, которые нужно изучить и выполнять. Иногда это его расстраивает. При этом ребенок поступает так, как ему говорят близкие люди. Малыш еще не может определить самостоятельно, что такое «хорошо» или «плохо».
  3. Стадия дошкольника. Данная стадия характерна для малыша в период от трех до семи лет и является поворотной в его нравственном воспитании, так как он начинает усваивать и понимать семейные ценности. То, что является актуальным для его родителей, становится автоматически актуальным для него. Ребенок начинает осознавать концепцию «золотого правила», а также стремится быть внимательными к другим детям и взрослым.
  4. Стадия от семи до десяти лет . В этот период дети верят, что они должны обязательно слушаться взрослых и родителей. У них начинает формироваться чувство справедливости. Кроме этого, дети данного возраста уже понимают необходимость правил и стремятся самостоятельно их создавать. У ребенка вырабатывается собственное мнение, которое не всегда аналогично с точкой зрения взрослого. Дети уважают чувство справедливости и не любят когда ущемляют их права.
  5. Стадия от десяти лет до подросткового возраста. В данный период ребенок стремится быть популярным, поэтому легко поддается влиянию окружающих его людей и может перенимать их ценности. Он проверяет разнообразные системы ценностей и определяет наиболее актуальные для себя. Важно, чтобы родители в данной ситуации являлись для ребенка в роли советчика, а не авторитарного начальника. Подростки уже могут абстрактно рассуждать о нравственных понятиях и ценностях, а также проявлять интерес к общественному мнению.

Таким образом, нравственное развитие проходит этапы от понятия «Я», через «Мы» и завершается этапом рассуждения о категориях нравственности.

Как воспитать у ребенка нравственность?

В концепцию нравственного ребенка входит формирование и развитие различных его личностных качеств:

  • воспитание нравственного облика;
  • воспитание нравственных чувств;
  • воспитание собственной жизненной позиции.

Воспитание правильного нравственного поведения у ребенка берет свое начало с семейных ценностей.

Если в ваших семейных отношениях доминируют упреки, скандалы и агрессия, то не следует ожидать от малыша в будущем высокого уровня нравственности. Ведь вашу модель поведения ребенок обязательно воплотит в собственной жизни . В связи с этим, важно гармонизировать взаимоотношения между родителями, соблюдать миролюбивую атмосферу, уметь проявлять сочувствие друг к другу, а также в сложных ситуациях идти на компромисс.

Педагоги условно методы нравственного воспитания разделили на три группы

В первую группу вошли методы, которые способствуют формированию нравственного поведения: воспитывающие ситуации, показ действий и прочие аналогичные методы.

Вторая группа включает в себя методы, развивающие нравственное сознание: беседы, разъяснения, сказки, убеждения.

Третья группа методов способствует стимулированию нравственного воспитания: наказание, поощрение и личный пример.

Таким образом, нравственное воспитание детей является сложным и многогранным процессом, который требует от родителей и педагогов максимум терпения и усилий.

Нравственное воспитание детей – это комплексное понятие, объединяющее комплекс воспитательных мер, которые приобщают ребенка к моральным ценностям человечества. В течение этого процесса происходят качественные изменения человеческой личности. Ребенок достигает уровня нравственной воспитанности, включается в социальную среду, начинает заниматься самовоспитанием и взаимодействием с другими людьми.

Понятия нравственности

Содержание и формы нравственного воспитания

Проблема нравственного воспитания молодого поколения с давних времен интересовало писателей, философов, ученых, педагогов, родителей, чиновников. С каждым новым поколением ученые и учителя, обескураженные падением нравственных качеств молодежи, разрабатывали все новые рекомендации, цель которых была в повышении нравственности и морали в новом поколении.


Цель нравственного воспитания - развитие понятий о морали

Большое влияние в ходе этого процесса оказывает государство, которое формирует нравственный запрос качеств личности. Если вспомнить времена коммунизма, то в почете были труженики, которые беспрекословно исполняли волю руководства, готовые придти на помощь, коллективисты. То с приходом капиталистических отношений ценятся такие качества личности, как инициативность, предприимчивость, умение решать проблемы, найти нестандартный подход. Все эти изменения не могли не отразиться на нравственном воспитании в детском учреждении.

Для чего нужно обучать нравственному воспитанию?

Ответ на этот вопрос не однозначный, есть некоторые исследователи, которые утверждают, чтобы обучить нравственным качествам не возможно, можно только попытаться их привить. Этот процесс связан с особенностями каждого конкретного ребенка.

Воспитание взрослого человека – это неблагодарное занятие. Скорее всего, он уже определил важные моральные принципы, по которым живет. А вот развитие нравственных качеств детей имеет свои плоды.


В детском саду ребенок учится коллективизму

Многие психологи, отмечают, что есть проблема несоответствия нравственного воспитания в семье и детском коллективе. Если воспитатель призывает к дружбе и щедрости, а родители культивируют в ребенке агрессию и чувство собственности, то у малыша с течением времени возникнет внутреннее противоречие. Ребенок в силу возраста будет склоняться к той или иной позиции, не имея своего собственного мнения.

Чем меньше возраст детей, тем больше они открыты к окружающему миру.

Уже к пяти-шести годам формируются основы личности, в этот короткий промежуток времени психика малыша является наиболее гибкой, можно попробовать скорректировать заложенное природой. Содержание и формы нравственного воспитания в этот период становления личности должны подбираться оптимально мягко.

Основные понятия нравственного воспитания

Изучение детей разного возраста и их особенностей происходит комплексно, желательно, чтобы это делал один педагог на протяжении длительного времени. В процессе наблюдения необходимо выяснить базовые понятия детей о воспитании, проследить динамику изменений, провести коррекцию, если есть проблема.


Воспитание с помощью творчества

Цель нравственного воспитания на сегодня - это не только развитие коллективиста, но и отдельной личности. Современные принципы жизни в обществе требуют наличия таких качеств. Личностно-ориентированная теория помогает ребенку открыто выражать свое мнение и отстаивать свою позицию. Так формируется собственная значимость и самооценка ребенка.

Есть разные подходы к формированию нравственных качеств у детей – через труд, игру, творчество, обучение, литературные произведение, собственный пример.

Формы нравственного воспитания разнообразны, как и сама жизнь:

  • личностные качества ребенка,
  • отношение детей к другим людям,
  • духовные ценности,
  • гласные и негласные правила этикета,
  • патриотические чувства и уважение к власти.

Нравственное воспитание начинается в семье

Учреждение детского воспитания стараются работать во всех этих направлениях, это будет прекрасной базой для школы. Полученные знания будут наслаиваться друг на друга, формируя комплекс личных качеств.

Какие проблемы существуют в нравственном воспитании?

В учреждении детского образования очень важен авторитет учителя, соответственно дома – авторитет родителя. В этом с одной стороны сила нравственного воспитания, с другой большая ответственность человека. Дети разного возраста подсознательно копируют поведение наставника. Пик такого подражания приходится на последние годы в детском саду и первые школьные годы.


Участие в жизни страны - основа патриотического воспитания

Во времена советского периода вся жизнь образовательного учреждения и конкретного ученика выносилась на общественное обсуждение. День начинался с проведение линейки, содержание которой фокусировалось на положительных и отрицательных моментах предыдущего дня и наставлений на следующий день. Сейчас все нюансы, которые относятся к личности ребенка, стараются обсуждать индивидуально. Общественная огласка воспринимается в качестве наказания. Цель современного воспитателя – выставить негативные поступки ребенка на общественное порицание, а призвать разум и совесть детей. К деятельности педагога любого образовательного учреждения стало приковываться пристальное внимание, родители ребенка могут пожаловаться на педагога, если они не согласны с методами его воспитания. С этим фактором связывают снижение активности учителей в плане развития нравственных чувств, любви к Родине, уважения к старшим людям и преподавателям. Не всегда ребенку можно объяснить азы нравственности красивыми литературными фразами, порой приходится приводить нелицеприятные жизненные примеры. Такие беседы могут вызвать негатив и стрессовое состояние ребенка, на что незамедлительно отреагируют родители.


Воспитание духовности - один из аспектов нравственности

Цель нравственного воспитания в дошкольном учебном учреждении проявляется в:

  • формировании любых нравственных качеств, чувств, привычек, представлений,
  • взращивании у детей разного возраста гуманного отношения к другим людям,
  • закладке патриотического чувства, гордость за свою родину,
  • воспитании у ребят с юного возраста терпимости к другим национальностям и религиям,
  • умении жить и работать в коллективе, сохраняя чувство собственного достоинства,
  • культивировании таких качеств, как трудолюбие, умение трудится сообща.

Нравственное воспитание в отношении маленьких детей является максимально эффективным, если взаимодействие между субъектом и объектом ведется на высоко уровне.

Средства нравственного воспитания

Какие приемы применяются преподавателями для формирования нравственности у своих подопечных?

  • Творчество, литературные произведения, музыка, изобразительное искусство. Средства художественной выразительности помогают описать чувства человека в различных ситуациях, собственное отношение через слово, музыку, рисунок.
  • Общение с природой. Ребенок должен находиться в контакте с живой природой. Такое взаимодействие дает жизненные силы, учит законам взаимодействия живых существ, проявляет истинные чувства ребенка
  • Содержание собственной деятельности. Через игру, обучение, труд, творчество ребенок выражает свое психическое состояние, учится взаимодействию с другими детьми, усваивает нравственные качества.
  • Важную роль в воспитании нравственных качеств играет обстановка, которая окружает ребенка. Цель окружения ребенка – вырастить достойного члена общества. В детском образовательном учреждении эту роль играют воспитатели, сверстники.

Какие формы нравственного воспитания применяют педагоги в детском саду, механизм нравственного воспитания?

  • Взаимодействие, основанное на взаимном доверии, уважении, обсуждении, поиск выхода из трудной жизненной ситуации.
  • Существование формы мягкого доверительного воздействия.
  • Формирование у детей положительной реакции на соревнования, конкурсы, олимпиады. Рассмотрение этой части процесса обучения, как стимула к новым вершинам, а не порицание и унижение достоинств.

Период раннего детства

  • Дать ребенку в учебном учреждении прочувствовать любовь и ласку, научить умения выражать эти чувства,
  • Порицание агрессии и недоброжелательности. Особенно необходимо быть осторожным к проявлению любой формы порицания.

Дети с раннего возраста обучаются уважению к другим

Ребенок младшего дошкольного возраста

  • Цель воспитания и задачи нравственного воспитания дошкольников на этом этапе – создание ситуации успеха, умения реагировать на похвалу.
  • Очень важен для маленьких ребят этого возраста пример взрослых, содержание нравственного воспитания не должно идти в разрез с нормами морали и вашим поведением.

Средний дошкольный возраст

  • Для этого возраста еще очень актуален пример взрослого человека.
  • Формированию нравственных качеств способствует решение логических вербальных задач.
  • Конкретная цель стоит перед творческими заданиями – развитие собственных эмоций и умение «читать» чувства других людей.
  • Содержание совместной деятельности должно предполагать взаимодействие и обучение нравственным принципам.

Эмоциональное воспитание

Старший дошкольный возраст

  • Должен быть проведен анализ, содержание всех позитивных и негативных поступков ребенка. Воспитатель в учебном учреждении проводит диагностику в короткий срок, намечает план действий, дает рекомендации родителям.

В игровой форме можно учить детей вежливости

Нравственное воспитание с акцентом на духовность

Цель такого воспитание – формирование человека с духовными ценностями, моральным обликом, чувством чистой совести.

Для детей разного возраста главными становятся такие ценности, как мир, культура, сохранение экологии.


Духовно-нравственное воспитание - главное направление работы воспитателей

Развитие гордости за принадлежность к определенной нации или стране. Такие свойства характерны для религиозных детских садов. Содержание обучения для разного возраста основано на духовных ценностях. Не во всех странах есть подобные детские сады, в таком учреждении есть потребность в многонациональных государствах.

Социально-нравственное воспитание

Его цель воспитание гармоничной личности, которая найдет свое место. Для этого необходимо иметь целый комплекс нравственных качеств, для мирного и эффективного сосуществования.


Игра - самый простой метод социального воспитания

Очень популярно в современных школах – обществоведение. В основе знаний лежат юридические аспекты поведения людей в различных жизненных примерах и ситуациях, такие занятий всегда вызывают живой отклик у ребят.

Опасной стороной шаблонного поведения является глубокая убежденность, что решить проблемы одному человеку не под силу, всегда требуется помощь сторонних организаций, третьих лиц.

Очень полезно в этом плане взаимодействие с психологами, проработка сложных ситуаций в виде сценок или моделирования. В ходе обсуждения могут участвовать не только действующие лица, но и весь детский коллектив.

Нравственное воспитание с гражданским уклоном

Есть детские учебные заведения, в которых понятия нравственности и гражданских чувств не отделяются друг от друга. Педагоги стараются привить подрастающему поколению безусловную любовь к своей стране. Такие детские сады актуальны для стран, где идут классовые конфликты. Для понимания всего происходящего ребенку нужно быть знакомым со всей историей, сформировать собственную позицию в данном направлении.


Патриотическое воспитание - одна из форм социальной адаптации

Нравственное воспитание с опорой на эстетические чувства

Современное общество ценит чувство прекрасного в человеке. Сформировать такое свойство на голом месте не получится, здесь нужна серьезная база, которую дает ориентированный детский сад. Ребенок созерцает красоту, описывает ее, а через короткое время способен различить ее в окружающих предметах и создавать ее самостоятельно. Так в разное время во всех эпохах появлялись талантливые ребята, которые своим творчеством изменили мир.


Виды эстетического воспитания

Нравственно-экологическое воспитание

Обучение нравственности через общение с природой является максимально органичным и понятным для ребенка. В процессе обучения ребенок постигает новые законы в экологии, переносит их на человеческое общество.

Задача по защите окружающей среды является одной из самых не простых и приоритетных, поэтому существование детских садов с экологической направленностью понятно и очевидно. Ребенок, который прошел в нем обучение не станет охотником, не будет засорять окружающую среду, будет оберегать свое жизненное пространство. Такие люди в будущем спасут все живое от вымирания. На то, чтобы выросло целое поколение образованных людей, понадобится время, поэтому актуальность таких детских центров неуклонно растет.


Общение с природой

Нравственно-трудовое воспитание

Существование и развитие современного общества невозможно без трудоспособного населения. Поэтому всегда ценятся такие качества, как трудолюбие, целеустремленность, энергичность, инициативность, развитием которых и определяется основная цель данного вида воспитания. Все эти свойства закладываются в глубоком детстве, поэтому детские сады такой направленности очень важны для всеобщего блага.

Воспитатели должны предлагать посильные задания, чтобы процесс не отразился на самочувствии детей, сохранялась положительная самооценка.


Детям надо давать посильные задания

Через собственный труд формируется уважение к деятельности человека, это сторона процесса обучения очень важна. Пребывание ребенка в таком саду упрощает жизнь родителей. По возвращении домой ребенок в состоянии убрать свою одежду и игрушки, помочь родителям по хозяйству или в уходе за домашним питомцем.

Нравственно-эстетическое воспитание

Все очень давно помнят, что именно красота спасет все живое от вымирания. Но умение видеть красоту не присуще человеку с рождения, видеть прекрасное вокруг стоит учиться. Развить это умение проще всего с раннего детства. Когда ребенок созерцает, слышит и ощущает красоту, то ему проще разглядеть это в окружающем мире, самому приступить к творчеству красоты. Если у вашего ребенка есть таланты, то развить умения помогут детские сады с эстетическим уклоном.

Нравственность – одно из тех качеств, которое отличает современное гуманное прогрессивное общество. Формирование такого качества у предыдущего поколения – важный этап становления нового поколения. На этом пути детский сад и семья идут неразлучно друг с другом.

Проблемы нравственного воспитания детей, всегда привлекали внимание педагогов, ученых, писателей и философов. Причин этому много:

  1. Нравственное воспитание в условиях школьных учреждений;
  2. Патриотизм – как одно из направлений воспитаний в школах;
  3. Возрастные особенности ребенка, его обучение и обучаемость, используемая в организационно-воспитательном процессе;

Известно, что воспитание патриотизма и нравственности зависит от формирования личности ребенка, которое в дальнейшем дает полноценное развитие ребенка. То есть все основы, воспитания закладываются с юных лет. Детские учреждения всех типов- самая первая и ответственная ступень дальнейшего становления личности. Перед детскими учреждения стоит серьезная задача организовать воспитательный процесс таким образом, чтоб педагогический процесс нес в себе эстетический смысл.
Перед педагогами учеными, учителями и воспитателями стоит огромная задача обновить воспитательную работу так, чтоб нравственно-патриотическое воспитание внедрялось в ногу с со временем, при этом улучшить подготовку детей к самообразованию, самообучению приучить ребенка к самостоятельности.
Современная педагогика воспитания детей заняла две противоречивые позиции. С одной стороны - гуманизация поставленной цели, а с другой стороны раннее обучение, без учета возрастную специфику ребенка.
В такой ситуации возникает потребность переосмыслить методы нравственного воспитания в детских учреждениях. Школы должны обязать воспитателей вести жесткий контроль разрешения противоречий, предприняв все меры для улучшения воспитания детей в учреждениях начального звена:

  1. Буре P.C. Воспитатель и дети: Пособие для воспитателя детского сада, публикация 1985 года
  2. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка:
  3. Саморукова П.Г. и К.Д.Упшнский О природе в первоначальном обучении. «Дошкольное воспитание», 1968,

Обучать нравственности, патриотизму без фанатизма – основная задача каждого взрослого человека. Обучить нравственным поступкам не возможно. Их, по мнению педагогов, можно только привить. К тому же сам процесс, патриотического воспитания связан с личностной особенностью самого ребенка.

Большинство родителей надеются, что нравственные качества их детей будут полностью соответствовать родительским представлениям.

развитие личностных качеств

Многие родители пытаются воспитать ребенка по своему образу и прилагают максимум усилий, чтобы дети были похожи на них. Но никто не задумывается о том, что необходимо просто рассказывать о положительных человеческих качествах, приводить примеры, на которые ребенок будет равняться, чтобы вырасти настоящим человеком. Нравственное воспитание детей - это очень важный момент, который родители не имеют права упускать из виду.

Если стараться воспитывать в ребенке только лучшие черты характера, то даже если он и не будет полностью соответствовать вашим пожеланиям и представлениям, он вырастет замечательным, достойным человеком.

Если родители стараются перевоспитать ребенка, насильно склоняют его к чему-либо, не считаются с детскими пожеланиями и мечтами и не учитывают детские способности, то в таком случае, скорее всего, ребенок вырастет агрессивным, неудовлетворенным и невостребованным в жизни. Маленький человек волен выбирать то, что ему по душе, а родители должны лишь немного направлять его, объяснять возможные нюансы. Необходимо помочь ребенку настроиться на ту стезю, о которой он мечтает, показать ему хорошие жизненные примеры.

Лучше всего, если свои предпочтения и пожелания вы представите ребенку в игровой форме. Философские рассуждения о смысле жизни и вечных ценностях вряд ли будут интересны детям. Очень важно показывать свои ощущения, чтобы ребенок видел, что вы получаете удовлетворение от своей деятельности.

Нравственное воспитание детей: личный пример

Большое значение имеет личный пример.

Родители должны помнить, что дети впитывают и копируют ваше поведение, а не ваши слова. К словам они лишь прислушиваются и часто пропускают мимо ушей. А если вы свои слова воплощаете в жизнь, то это является действительно прекрасным примером.

Дети обычно следят за действиями взрослых, анализируют их и делают для себя определенные выводы. Если ребенок понимает, что вы себя прекрасно чувствуете в той роли, которую выполняете, то он постарается вникнуть в ваши принципы и следовать им.

Если дети видят, что взрослые обманывают, то также стану говорить неправду, выдумывать и врать. Если вы будете использовать в своей речи грубые слова, то маленький ребенок посчитает это правильным и в следующий раз может повести себя грубо и пошло. Если родители ведут себя спокойно и нравственно, то и ребенок будет копировать их поведение и относиться также к ним. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста очень трудная задача и справиться с ней могут только целеустремленные и любящие родители.

Нравственное воспитание детей: умение делиться

Свобода выбора для детей

Дети должны понимать, что любой выбор сказывается на последующих событиях, приводит к результату, положительному или отрицательному. Только от самого человека зависит, какое он примет решение или какой сделает выбор. Нельзя навязывать детям собственные решения, потому что таким образом можно вызвать лишь протест в ответ.

Не следует пугать детей тем, что в случае неправильного решения он будет наказан Богом. Бога не надо бояться, его надо почитать и любить. Духовно-нравственное воспитание детей должно заключаться в воспитании чувства любви и благодарности к ближнему.

Главное, что должны запомнить родители - не навязывать свои принципы, а направлять и помогать. Мы должны помнить, что каждый ребенок, прежде всего, - личность, со своими интересами, целями, достоинствами и недостатками.

Успешность в глазах ребенка

Не менее важным является понятие успешности. Ребенку обязательно надо объяснить, что это понятие не столько материальное, сколько духовное. Наличие материальных благ не является залогом успеха. Успех приходит к тем, кто исповедует доброту, сочувствие, кто может помочь близкому человеку словом и делом, к тому, кто ощущает уверенность в собственных действиях и смело достигает поставленных целей.

Забота об окружающих

Ребенок должен уметь заботиться об окружающих. Чувство любви, доброты говорит о нормальном психическом состоянии человека. Такой человек не сделает зла, не обманет, не предаст в трудную минуту. Если дети видят, что родители проявляют любовь к ним, к друзьям, к Богу, то они сами начнут почитать и любить ближних.

Родители должны привести достойный пример, которому смогут следовать их дети. Даже игрушки необходимо подбирать добрые, умные, которые представляют собой нравственных героев с нормальной психикой.

Строгость и воспитание

Строгая дисциплина не является залогом хорошего воспитания. Однако, впадать в крайность и давать детям полную свободу действий тоже неправильно. Важно приучать к порядку, но не нагружать им. Строгость следует проявлять в случаях обмана, воровства и насилия. Помните, что воспитать доброго и достойного человека можно только в любви и понимании. Именно на это должны быть направлены все ваши усилия.

Когда ребенок повзрослеет, то он будет вести себя так, как вы его воспитали, исповедовать те ценности, которые вы в него вложили. Помните об этом постоянно и тогда вы сможете гордиться своими детьми.


Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Процесс нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка.

Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», - пишет Харламов И.Ф.

Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории. Они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений. Вместе с тем моральные требования, нормы, права получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо вести себя в обществе.

Нравственные нормы – это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.

Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.

В современной науке нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития дошкольников. Именно в процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение оценивать свои поступки и действия других людей.

С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т, е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.

Рассмотрим механизм нравственного становления личности.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество. Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (от его сложности и т. п.) и от возраста объекта воспитания.

В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.

Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты. Воспитание носит исторический характер, и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т. е. у него разные нравственные идеалы человека.

Итак, вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.

Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению с взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние "этические инстанции”, которые начинают определять поступки старшего дошкольника Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется "детское общество”. Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений.

Единству воспитания нравственного сознания и поведения А.С. Макаренко придавал большое значение, считая, что детей следует вооружить теорией морали. Вместе с тем он утверждал, что воспитание привычки правильного поведения гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания.

Воспитание нравственного поведения – это формирование нравственных поступков и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников. Нравственная привычка – это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение. Для успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата.

Выводы:

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности. Наряду с новообразованиями в развитии психофизиологических функций на основе индивидной организации возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы, субъект общения, познания и деятельности и их основные компоненты - способности и склонности.

Таким образом, рассматривая теоретические аспекты нравственного воспитания и формирования культуры поведения, мы пришли к выводу, что проблема нравственного становления личности существует очень давно и в этой области сделано немало открытий. Процесс нравственного воспитания имеет свою специфику и трудности в организации, однако, освоив необходимые психологические и педагогические знания, взрослый способен влиять на ребёнка и целенаправленно формировать нравственные представления и культуру поведения.

Никитина-Крыжко И.В.


Вы можете оставлять свои комментарии, пожелания и дополнения,
заполнив поля помеченные *

педагогический образовательный дошкольный воспитание

Дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Активно развиваются самостоятельность, элементы самосознания, изменяется сложившаяся на предыдущей возрастной ступени система отношений ребенка со взрослыми.

Возникают первичные этические представления на основе усвоения правил поведения и соответствующих нравственных оценок взрослых. Наряду с задачами формирования основ нравственного поведения и чувств детей на ступени дошкольного возраста решается задача формирования элементарных нравственных представлений о правилах поведения, о хороших и дурных поступках и т.п.

Нравственное воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста осуществляется прежде всего в процессе деятельности, в условиях коллективного образа жизни в детском саду. В играх, занятиях, в труде под руководством педагога дети постепенно приучаются выполнять правила поведения, упражняются в нравственных поступках, практически учатся устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками. Формируется ценное для нравственного развития ребенка стремление быть полезным окружающим взрослым, проявлять внимание и заботу о сверстниках. Главное направление работы по нравственному воспитанию заключается в том, чтобы придать данным отношениям положительный, гуманистический характер, воспитать у ребенка привычку выполнять требования взрослого и постепенно сделать нравственные тенденции преобладающими в его отношениях к окружающему миру.

Воспитательная система, основанная на свободном воспитании, предполагает свободу личности, опосредованность педагогических воздействий, равные отношения взрослых и детей. Первые попытки осуществить данную воспитательную систему в дошкольных учреждениях не увенчались успехом (К.Н. Вентцель, Л.Н. Толстой) , однако идеи свободного воспитания волнуют педагогов во многих странах, и сегодня создано немало ее модификаций.

Демократическая система воспитания - это попытка объединить все то лучшее, что создано сторонниками авторитарной педагогики и свободного воспитания. Сюда можно отнести гуманистическое направление, личностно ориентированную педагогику, «воспитание в духе мира», педагогику С. Френе и др.

Каждая воспитательная система имеет свои методы воспитания. Анализ современной системы воспитания в нашей стране свидетельствует о смешении акцентов в системах воспитания: цели мы ставим демократические, а реализуем все еще авторитарно. Отсюда и многие просчеты в воспитании детей.

Нравственность - неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения. Они находят выражение в отношении к обществу, коллективу, отдельным людям, к труду, к самому себе и результатам труда.

В педагогической литературе принято под нравственным воспитанием понимать одну из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе.

Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Нравственное воспитание как социальное явление выполняет общественную функцию. Его задачей всегда являлась передача подрастающим поколениям накопленного обществом нравственного опыта. В этом смысле воспитание всегда было и будет его постоянной функцией.

В современной педагогической теории наибольшее распространение получили два подхода к построению системы нравственного воспитания: интеллектуалистический, который придаёт первостепенное значение формированию у подрастающего поколения знаний, и поведенческий, когда главное внимание обращается выработке у учащихся навыков поведения, накопления опыта жизни в коллективе. Однако каждый из этих подходов в отдельности не может быть взят в качестве подходов в построении системы нравственного воспитания.

В современных теориях нравственного воспитания упор делается на преобладающую роль личности. Так, положение о нравственных отношениях и их влиянии на нравственное формирование личности ребенка были углублены И.С. Марьенко. Нравственные отношения, по его мнению, могут быть объективными и субъективными. «Объективные нравственные отношения, - отмечал ученый, - складываются и существуют в условиях общественной и семейной жизни, в условиях деятельности коллектива. Ребенок, вступая в эти отношения, вырабатывает свои взгляды и убеждения на окружающую его действительность…» .

Мораль (от лат. moralitas - традиция, народный обычай, нрав-характер), то же, что нравственность. В живом, т.е. обычном языке под моральным чаще всего понимается хорошее, доброе, правильное, под аморальным - дурное, злое, неправильное. В философском смысле мораль - это ценности и нормы (правила), регулирующие поведение людей. В сферу морали попадает как добро, так и зло, как справедливое, так и несправедливое. Следовательно, с философской точки зрения, моральное - это то, что имеет отношение к морали. Моральному противостоит внеморальное - к морали отношение не имеющее. Значит, для понимания того, что такое мораль, важно по крайней мере знать, в чем состоит добро и зло, справедливость и несправедливость, добродетель и порок.

Рассматривая мораль как форму общественного сознания, как отражение в сознании людей их социальных отношений, Б.Т. Лихачев отмечал, что «если нормы нравственности есть отражение реальных жизненных отношений, то нетрудно понять, что усвоение людьми правил морали, превращение их в убеждения происходит не в результате словесных упражнений, а в результате участия в самих этих реальных жизненных отношениях» .

Совокупность нравственных отношений, характеризующих взаимосвязи ребенка с окружающим миром и другими людьми, составляет то социальное содержание, которое в процессе воспитания объективно присваивается им и определяет нравственную сущность его личности. Поэтому, по мнению И.С. Марьенко, «при анализе реального процесса воспитания следует обращать внимание на изучение нравственных отношений, так как социальная сущность ребенка определяется теми отношениями, в которые он вступает в процессе деятельности и общения. В системе нравственного воспитания такой подход должен быть основополагающим» .

Формирование моральных качеств личности и их нравственное проявление, по мнению Л.А. Высотиной, происходит в процессе непосредственных или опосредованных взаимоотношений с людьми, а также в системе коллективных отношений и обусловлено объективными условиями внешней среды и педагогическими влияниями. В результате влияния внешних (объективных и субъективных) факторов на основе их внутренней переработки происходят качественные изменения в сознании, чувствах и поведении школьников, которые, в свою очередь, обеспечивают формирование определенных нравственных качеств.

Современная личностно ориентированная концепция базируется на личностном подходе, в соответствии с которым нравственное воспитание рассматривается как целенаправленный процесс формирования у детей нравственных качеств. Представление о нравственных качествах как психологических образованиях внутренней сферы ребенка позволяет определить главный общетеоретический подход к научной разработке теоретических основ концепции личностно ориентированного воспитания и решению его практических проблем. «Данный подход, - отмечает В.Т. Чепиков, - показывает, что личностные качества выступают как цель и результат воспитания, а те индивидуально-психологические изменения, которые происходят во внутренней психологической сфере личности ребенка, являются главными показателями его воспитанности, определяют характер его социальных отношений, направленность поведения и деятельности» .

Вопросы теории современного нравственного воспитания на основе личностно ориентированного подхода рассматривались в работах С. Беловой , М.В. Бениаминовой , З.И. Васильевой , В.И. Лесняк , А.В. Зосимовского , В.М. Коротковой .

В построении теории нравственного воспитания необходимо учитывать, что суть воспитанной личности составляют знания, навыки и привычки поведения и отношения, в которые личность вступает и которые вырабатывает самостоятельно в процессе деятельности, общения и накопления опыта общественного поведения .

Сложность процесса нравственного воспитания, его жизненно важное значение требует не только уяснения его современных, текущих задач, но и раскрытия тенденций его развития.

Нравственное воспитание молодого поколения позволяет обеспечить развитие, несколько опережающие общий уровень морального развития общества. Если бы новые поколения в своём поведении воспроизводили достигнутое предшествующими поколениями, прогресс общества приостановился бы. Нравственное воспитание - это деятельность, устремлённая в будущие. Формируя сознание, чувства и поведение ребенка сегодня, важно учитывать моральные требования, которые будут предъявлены им завтра и послезавтра. Задачи и основное содержание воспитательной деятельности обычно определяется с опережением. Проектирование новых нравственных качеств в известной мере опережающих достигнутый уровень морального развития народа, учитываются тенденции нравственного прогресса нашего общества, морального развития личности .

Нравственное воспитание достигает цели при условии, если оно сочетается с самовоспитанием, дополняется им. Правильно организованное воспитание обычно стимулирует самовоспитание, побуждает детей к самостоятельной работе над собой. Оно открывает путь к совершенствованию личности. Самовоспитание же, в свою очередь, дополняет воспитание, подкрепляет его. Оно активизирует личность и оказывает влияние на результаты воспитания. Между воспитанием и самовоспитанием существует тесная связь и взаимозависимость.

Нравственное формирование подросткового поколения происходит в постоянном общении и взаимодействии с взрослыми. Характер отношений детей с окружающими людьми накладывает серьезный отпечаток на их сознание и поведение.

Нравственное формирование человека начинается в семье, в детском саду оно приобретает ещё большую систематичность и целенаправленность. Педагоги в тесном союзе с родителями заботятся о воспитании в подрастающем поколении подлинно общественной активности, нравственности, которые не ограничиваются личным самоусовершенствованием, а требуют обязательного участия в совершенствовании всей окружающей жизни, в распространении и внедрении нравственности.

За последние годы в нашей стране произошли серьезные изменения. Россия стремится стать открытым миру демократическим обществом, строящим рыночную экономику и правовое государство, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей, чем раньше мерой свободы и ответственности. Эти процессы разворачиваются в общемировом контексте перехода цивилизации к новому состоянию .

Одной из ведущих тенденций образования сегодня становится переход к гуманистической парадигме. Ориентация на данную тенденцию объективно требует от педагогической науки развития концептуальной системы взглядов, интегрирующей ценностные основания традиционных и инновационных процессов.

Нравственность - определяющий аспект культуры, ее форма, дающая общее основание человеческой деятельности, от личности до общества, от человечества до малой группы. Разрушение нравственности приводит к распаду и дезинтеграции общества; смена нравственности приводит к изменению социальных отношений. Нравственность формируется посредством различного рода социальных институтов (семья, образовательное учреждение, национальные традиции, дополнительное образовательное учреждение и др.), через защиту ценностей культуры. Отсутствие или слабость этих механизмов лишает общество возможности защищать нравственность от отдаленных и скрытых угроз, что делает ее уязвимой для неожиданных опасностей и нравственного распада .

В настоящее время, люди стремятся создать правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого. Нравственность в обществе поддерживается силой общественного мнения, выражением общественной оценки моральных и аморальных поступков личности. Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к соблюдению установленных в обществе моральных требований. Надо, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она соблюдала моральные нормы и правила в силу собственного внутреннего влечения и глубокого понимания их необходимости .

Процесс нравственного воспитания - это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка.

Нравы - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории. Они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений. Вместе с тем моральные требования, нормы, права получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо вести себя в обществе.

Нравственные нормы - это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.

Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга .

Педагогика, в области нравственного воспитания, выделяет такие педагогические понятия, как нравственное сознание и нравственное поведение. Система исторически сложившихся и непрерывно пополняемых знаний, преломленных через личный опыт человека, составляет содержание сознания человека. Одна из характеристик сознания дана в самом его названии как совокупности знаний об окружающем мире (сознание). Вне знания нет сознания. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это - знание» .

В общественном нравственном сознании отражается общественный опыт: нравственные идеи, теории, понятия отражают реальные отношения людей, которые складываются в процессе деятельности и общения. Высшим уровнем сформированности нравственного сознания являются убеждения. Они становятся регуляторами действий, поступков человека. От них зависит нравственная устойчивость личности. Убеждение характеризуется прочным усвоением системы нравственных понятий, развитостью нравственных чувств, обобщенностью опыта поведения и отношений.

Какие же основные ориентиры нравственного воспитания в современной системе образования необходимо вычленить, какие интегративные понятия и характеристики обозначить в качестве идеальных оснований, к которым следует стремиться. Наиболее значимыми, как показывает педагогическая практика и её анализ, следует считать:

· Гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру.

· Ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями.

· Долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой.

· Совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека.

· Чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе эмоционально-рефлексивной и позитивно окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку.

· Гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе .

Акцент на данные характеристики позволяет осмысливать детям, приобщаться в процессе воспитания и осваивать в соотнесении со своими проявлениями такие собирательные и образные понятия как:

· Культура чувств - умение и стремление к эмоциональному самопроявлению в горизонте меры и нравственности.

· Способность к нравственному усилию, «усилию человека быть» (Мамардашвили) как основание для самооценки, самоопределения и самосовершенствования.

· Чувство эмпатии - эмоциональное «чувствование» другого, соизмерение своего поведения в соответствии с состоянием другого человека. На основе способности к эмпатии развивается толерантность как терпимость к инакомыслию, вероисповеданию и соответствующему в связи с этим проявлению .

Принципами нравственного воспитания в современной педагогике называют:

1. Взаимосвязь и взаимодействие знания - чувства - поведения как важнейший принцип соотнесения усвоения с освоением и присвоением смыслозначимых смыслов человеческой жизнедеятельности. Сущностное значение здесь имеет эмоциональное «проживание» нравственных знаний как эмоциональный фактор личностного развития детей, стимулирующий их включение в опыт поведения. Психологами доказано, что гуманизация воспитания невозможна без эмоциональной составляющей как важнейшего психолого-педагогического параметра личностного становления ребенка и формирования смысловых значений в их субъектном определении картины мира, обозначены параметры психолого-педагогических путей формирования эмоционально окрашенного нравственного климата коллектива, построения ученических взаимоотношений как важнейшего условия полноценного развития.

2. Диалог, диалогическое взаимодействие педагогов и воспитанников как основной принцип всей воспитательной политики системы образования. Он выступает побудительной основой самоопределения ребенка, источником нравственного осмысления жизни человека в обществе, самоосмысления. Форма диалога - эффективный инструмент выработки самостоятельного, не догматичного мышления .

3. Актуализация проблемного характера воспитательных ситуаций, предполагающих включённость когнитивных, этических и эстетических способностей сознания, рефлексивных реакций воспитанников, что делает их незаменимым инструментом для построения продуктивной воспитательной педагогики.

Всё это способствует переводу современного образования от «человека образованного» к «человеку культуры», что определяет и психолого-педагогические параметры нравственного воспитания .

Нравственность не является обычной целью, которую можно достигнуть в определённый отрезок времени с помощью определённой совокупности конкретных действий; её скорее можно назвать последней, высшей целью, своего рода целью целей, которая делает возможной существование всех прочих целей и находится не столько впереди, сколько в основании самой человеческой деятельности. Точнее, нравственность можно назвать не целью, а идеалом - регулятивным принципом и масштабом оценки человеческого поведения.