Воспитание эмоционального интеллекта. Способы развить эмоциональный интеллект у детей

Малыши дают нам ясное понимание, что означает быть “живым”: в одно мгновение ребенок бегает и полон радости, а в другой - плачет, разбрасывая игрушки по комнате. Специалисты считают, что такие ситуации дают родителям возможность обучать детей тому, как контролировать вспышки чувств и направлять эти эмоции в конструктивное русло в столь раннем возрасте, когда происходят скачки и устанавливаются границы в эмоциональном росте. Зачем и как развивать эмоциональный интеллект у ребенка, расскажет наша статья.

Что такое эмоциональный интеллект и какая от него польза?

Эмоциональный интеллект включает в себя осознание, понимание и способность выражать свои эмоции и управлять ими.

Помогая детям понимать и переживать такие эмоции как гнев, разочарование или замешательство, вы развиваете его эмоциональный интеллект.

Ребенок с высоким уровнем эмоциональным интеллекта:

  • лучше управляет своими чувствами;
  • может справиться с напряженными ситуациями;
  • стремится понимать других;
  • может создать крепкую дружбу.
  • растет уверенным, ответственным и успешным;
  • умело подходит к созданию межличностных отношений.

Управлению эмоциями уделяется не так много внимания, как, например, успеваемости, но исследования говорят о том, что предсказать успешность человека в жизни позволяет как раз эмоциональный интеллект, а вовсе не коэффициент умственного развития.

Самоконтроль, осознанность и понимание эмоций — основы эмоционального интеллекта

  • Самоконтроль является одной из составляющих эмоционального интеллекта, и этот аспект важен для прогнозирования достижений у детей. Дети, способные контролировать эмоциональные импульсы, демонстрируют способности к социализации и чаще добиваются поставленных целей. В основу одного исследования легло изучение самоконтроля детей школьного возраста и их успехов в 30 лет. Выяснилось, что такое исследование дало корректные прогнозы о социальном положении, окружении, успешности. Дети с высоким уровнем самообладания были более здоровыми, зарабатывали больше, не имели судимостей и проблем с алкоголем, чего тест IQ предсказать не смог.
  • Первым кирпичиком эмоционального интеллекта является осознанность и понимание эмоций. Мы должны научиться понимать и принимать свои эмоции до того, как сможем контролировать и выражать их. Эмоции - не неудобство, они служат определенным целям. Например, печаль - это эмоция, способная замедлить как наши мысли, так и нашу двигательную активность, позволяя поразмыслить над источником эмоционального расстройства и более пристально разобраться в предпосылках. Гнев ускоряет нас, мобилизуя мощь и энергию, обеспечивая интенсивный проток крови к конечностям. Такая эмоция служит подготовке к борьбе. Гнев может сказать, что наши права были попраны, но придает силы для защиты от будущих угроз.

Эмоции должны уважаться нами, о них нужно размышлять. В своем недавнем заявлении Американская академия педиатрии посоветовала родителям не гасить отрицательные эмоции у детей, так как малыш должен развить собственную регуляцию эмоций. Детям нужен опыт эмоций и практика, которая позволила бы им развивать управление собой и эмоциональный интеллект.

Поскольку эмоциональный интеллект является основополагающим фактором развития детей, исследователи изучали, как родители и воспитатели могут способствовать его развитию. В частности психолог Джон Готтман наблюдал, как родители реагируют на эмоции своих малышей, пытаясь понять, как при этом развивается эмоциональный интеллект.

Д. Готтман обнаружил 4 типа реакций родителей на эмоции своих детей :

  • Не принимающие детские чувства всерьез родители считают эмоции несущественными и пытаются их устранить как можно скорее, часто с помощью отвлечения внимания.
  • Осуждающие эмоции родители видят негативные эмоции чад, как что-то, что можно подавить, обычно наказанием.
  • Не вмешивающиеся родители принимают все эмоции ребенка , но не помогают ему решить проблемы или установить ограничения в их поведении.
  • Родители, обучающие взаимодействию с эмоциями , ценят негативные эмоции, с пониманием относятся к выражениям чувств, используют эмоциональный опыт своего дитя, как возможность для сближения, говоря с детьми о названиях эмоций и решениях проблем. Исследования Готтмана показали, что дети, родители которых работали с их эмоциями, имеют отменное здоровье, хорошо учатся, ладят с людьми.

Как развивать эмоциональный интеллект у ребенка: советы психолога Д. Готтмана

Как повысить эмоциональный интеллект у ребенка: 10 шагов

  1. Слушайте . Все потребности вашего дитя должны быть услышаны. Как только ребенок выразил свои внутренние переживания, он может двигаться дальше. Чтобы чувствовать себя в безопасности, делясь своими чувствами, ему важно знать, что вы полностью присутствуете и слушаете его. Не поддавайтесь желанию попытаться помочь договорить, терпеливо дослушивайте все, что хочет сообщить вам чадо.
  2. Называйте чувства. У малышей словарный запас ограничен, понимание причин и следствий также неразвито, поэтому часто у них возникают трудности с описанием собственных ощущений. Поощряйте развитие лексики, пополняя ее названиями чувств. Если вы видите, что ребенок расстроен, спросите, чувствует ли он грусть или печаль. Объясните, что это нормально испытывать противоречивые эмоции, например, первая неделя в детском саду может вызвать в ребенке и воодушевление и испуг.
  3. Признавайте эмоции. Вместо уговоров и рассказов, что причин для истерик нет, если ваш ребенок не может собрать мозаику и начинает кричать, лучше признать, что такая реакция вполне естественна. Скажите, что это действительно досадно, что малыш не собрал головоломку. Важно принимать чувства своего чада и не показывать неодобрение. Если малыш почувствует, что вы порицаете его негативные эмоции, они ему будут казаться постыдными. Тогда вместо того, чтобы выражать неприятные эмоции и управлять ими, ребенок будет подавлять их, что может привести к бессознательным их проявлениям, например, к агрессивному поведению или .
  4. Смотрите на истерики как на возможность обучения. Эмоциональные трагедии - нормальное явление для малышей, ваша задача использовать такие вспышки для обучения управлению и такими состояниями. Если ребенок разразился криком в магазине из-за того, что вы не купили сладости на кассе, сначала признайте это: “Я понимаю, что ты рассержен и огорчен, но сегодня конфеты не будет”. Как только буря миновала, поговорите со своим ребенком, помогите ему понять, какие чувства он испытывал.
  5. Научите решению проблем. Когда возникают конфликтные ситуации, попробуйте найти альтернативные способы ухода от ссор. Вы можете сказать: “Я знаю, ты зол из-за того, что сестренка сбила твою башню, но ты не должен ее бить. Что еще ты можешь сделать, когда разозлишься?” Если на ум ребенку не приходят никакие идеи, дайте ему варианты. Посмотрите вместе не напряжены ли мышцы живота, челюсть, не сжал ли он кулаки, и покажите, что можно глубоко дышать и “сдуть” эту злость. Подчеркните, что восстановив контроль, малыш чувствует себя хорошо. Дети должны понимать, что злиться это нормально, если они никому не причиняют вред.
  6. Устанавливайте границы поведения, а не эмоций. Никогда не говорите детям, как они должны ощущать себя, но всегда вмешивайтесь, если их поведение неуместно. Если ребенок разозлился и начинает драться, вам не нужно оставаться в стороне, остановите ребенка. Отделяйте ребенка от его поведения, он должен понимать, что любим, несмотря на его поступки.
  7. Подавайте хороший пример. Некоторые родители игнорируют собственные негативные эмоции, надеясь избавить детей от состояния дискомфорта или трудностей. Но если вы скрываете собственные чувства, это только смутит дитя. Признавая, что вы недовольны, но не ведя себя при этом агрессивно, можно показать ребенку, что и со сложными эмоциями можно справиться.
  8. Хвалите детей, когда им удается управлять своими состояниями. Отмечайте те ситуации, когда ребенку удается выразить эмоции, контролируя их. Расскажите как вы рады, что ему удалось не рассердиться, когда младший братик мешал ему играть, и что вы заметили, как он постарался найти для него веселое занятие.
  9. Работайте с триггерами. Нужно знать, что заставляет ноздри вашего ребенка раздуваться. Возможно ребенок начинает злиться, когда устал, а может быть, когда голоден. Когда вы определили триггеры, можно начать работать над эмоциональным интеллектом, учитывая и их.
  10. Делитесь . По мере того, как ваш малыш становится старше, он может связывать свои эмоции с опытом других людей, включая и ваш. Например, если ребенок боится начинать дошкольное обучение, вы можете рассказать ему, как это было у вас, как вы нервничали, когда пошли на новую работу. Ищите книги, песни, рассказы и игры, соотносящиеся с опытом ребенка, так ребенок поймет, что он не одинок и существует много способов управлять чувствами.

Уделяйте время эмоциональному воспитанию своих детей, тогда они будут расти счастливыми и радовать вас!

Эмоции – важнейшая составляющая жизни человека. Без них никто не смог бы проявлять чувства по отношению к близким, показывать свое отношение к тем или иным вещам, а также просто быть счастливым. Эмоциональный интеллект (EI) же представляет собой навык распознавания своих и чужих эмоций. При взрослении многие начинают ощущать свою отсталость в этой способности, что становится главной причиной невозможности достижения целей и выстраивания крепких взаимоотношений с людьми. Избежать такой проблемы можно, но заниматься таким вопросом нужно в раннем возрасте. Поэтому развитие эмоционального интеллекта у детей становится обязательной частью воспитательных и обучающих занятий.

Особенности EI

Под эмоциями понимают личное восприятие человеком любого явления, выражающееся в виде определенных признаков. С их помощью окружающие могут сразу понять, как именно относятся другие люди к происходящему. Эмоции выражаются жестами, мимикой, пантомимикой, изменениями тональности голоса, а также некоторыми внешними проявлениями (потоотделение, покраснение и т.п.). При недостаточно развитом эмоциональном интеллекте человек не только обладает скудным набором эмоций, но и не способен определить, какие чувства испытывают окружающие его люди. Это может стать серьезной проблемой для социализации, что особенно актуально для детей дошкольного возраста.

Составляющие EI

Эмоциональный интеллект может быть достаточно развитым с детства. Его формирование происходит уже в первые годы жизни малыша, причем прямое влияние оказывается абсолютно со всех сторон. Наибольшее значение для качества будущего EI имеет поведение родителей, а также их отношение.

Официально EI включает несколько составляющих, которые являются его основами. Именно на них направляют все тренировки по развитию эмоциональности. Всего в эмоциональном интеллекте 4 компонента:

  1. Правильность оценки и выражения. Навык определения чувств окружающих, а также способность самостоятельного выражения эмоций.
  2. Понимание. Способность понять причинно-следственные связи при возникновении тех или иных эмоций.
  3. Применение в мыслительной деятельности. Направление внимания с учетом эмоций, взаимосвязь мыслей с чувствами.
  4. Управление. Возможность вызвать или подавить эмоции, использование информации, полученной из проявляющихся чувств окружающих.

Все 4 компонента применяются людьми практически ежедневно. Первые же интеллектуальные действия, связанные с эмоциями, появляются уже в трехлетнем возрасте, когда ребенок начинает оценивать действия окружающих или героев сказок. К 4 годам у детей появляется способность определять эмоциональный окрас речи взрослых, а также осознавать причины возникновения любых чувств.

Важность EI

От развития эмоционального интеллекта зависит качество жизни. Если человек имеет высокий уровень EI, то у него будут все шансы достичь поставленных целей, добиться назначения на высокую должность, сформировать правильный круг общения, а также создать крепкую семью. Люди с недостаточно развитым эмоциональным интеллектом сталкиваются с массой трудностей в повседневной жизни, испытывают сложности при общении с окружающими, часто меняют работу и не достигают большинства поставленных себе же задач.

Эмоциональный интеллект обеспечивает человека важными навыками, без которых практически невозможно прожить полноценную жизнь. Среди них:

  • Взаимодействие с окружающими;
  • Понимание чувств людей;
  • Контроль своих эмоций;
  • Способность ориентироваться в сложных ситуациях;
  • Проявление лидерских качеств;
  • Быстрый поиск компромиссных решений.

Большинство людей склонны думать, что заниматься улучшением EI нужно во взрослом возрасте, и не понимают, зачем вообще развивать эмоциональный интеллект детям. Но они не задумываются о том, насколько он может быть полезным для учебы. Дети с развитым EI обладают высокой стрессоустойчивостью, способны мыслить креативно, быстро находят решения, а также без проблем включаются в процесс обучения на школьных уроках.

Татьяна Черниговская, известный ученый, в своем интервью рассказала, что наибольшую важность EI представляет в вопросе творчества, развитость которого дает людям большое преимущество над стремительно развивающимся искусственным интеллектом.

Развивать эмоциональный интеллект у детей не так трудно, но быстрого результата ждать не стоит. Только родители смогут помочь своему малышу, своевременно включив в жизнь определенные правила. Нужно стараться прилагать все усилия, чтобы ребенок имел именно те навыки, которые являются частью EI.

Начинать занятия по улучшению эмоционального интеллекта лучше всего в дошкольном возрасте. Если этот период уже прошел, то не стоит отчаиваться, т.к. достичь цели все равно получится. При развитии EI у детей старших возрастов нужно лишь более тщательно отбирать методы, а также прилагать все усилия, чтобы убедить ребенка в значимости этих занятий.

Самым важным в развитии эмоционального интеллекта является отношение родителей. Без правильного взаимодействия с малышом добиться результата не удастся. Взрослые должны показать ребенку, что их интересуют не только его успехи в плане обучения. Для этого нужно проявлять по отношению к нему особую любовь, ласку и заботу, при этом следует обязательно считаться с его мнением и воспринимать его полноправным членом семьи. Атмосфера, созданная такими действиями родителей, позволит ребенку легко начать улучшать EI.

Для родителей, желающих развить EI у своего ребенка, существует небольшой перечень рекомендаций, которые помогут добиться желаемого эффекта. Очень важно следовать хотя бы большей части из них, т.к. они направлены на повышение результативности занятий, а также создание благоприятной обстановки дома.

  1. Принимать ребенка именно таким, каким он является. Нужно относиться положительно ко всем особенностям своего малыша и ни в коем случае не проявлять негатив по отношению к каким-либо из них.
  2. Показывать все свои чувства, не скрывать эмоций. Малыш должен понимать, что именно чувствуют его родители. Это поможет не только создать хорошую атмосферу внутри семьи, но и развить EI.
  3. Обсуждать все спорные ситуации. Следует совместно обговаривать образовавшиеся проблемы, стараться найти их решение. При возможности поиск компромисса нужно доверить ребенку.
  4. Научить малыша описывать испытываемые чувства. Родителям следует регулярно просить ребенка рассказать о том, что именно он чувствует. Хорошим помощником могут выступить ассоциации.
  5. Говорить о своих недостатках. Важно донести ребенку, что идеальных людей в мире не существует. Но нельзя упоминать о его недостатках, т.к. это может оказать обратный эффект.
  6. Проявлять оптимизм по отношению к окружающему миру. Задача родителей в том, чтобы ребенок научился самостоятельно находить светлые стороны даже в самых плохих событиях. Важно показать ему это на своем примере.
  7. Продемонстрировать целеустремленность. Так же, как в предыдущем случае, взрослые должны показать все малышу на примере себя. Целеустремленность лучше всего прививать незадолго до первого посещения школы.
  8. Быть честными. Нужно всегда говорить ребенку все именно так, как есть. Откровенность очень важна для отношений и поможет малышу начать воспринимать мир несколько иначе. Не стоит скрывать даже плохую информацию.
  9. Контролировать времяпрепровождение. Родители должны проследить, чтобы ребенок не посвящал слишком много времени бесполезным развлечениям, из которых мог бы подхватить злобу, а также спал достаточное количество часов ежедневно.
  10. Стимулировать социальное взаимодействие. Нужно поощрять стремление малыша общаться со сверстниками, обеспечивать его такой возможностью, а также регулярно устраивать семейный отдых, подразумевающий общение.

Развитие эмоционального интеллекта у самых маленьких нужно начинать именно с выполнения таких простых правил, а уже потом переходить к целенаправленным тренировкам. Эти рекомендации можно считать основной для достижения результата.

Всем родителям стоит прочесть книгу Татьяны Данилиной «В мире детских эмоций». Она научит лучше разбираться в чувствах детей, что повысит шансы на получение высоких результатов тренировок.

Основные способы

Существует множество методов улучшить EI у ребенка. Большинство из них являются вполне привычными для многих людей вещами, но требуют особого подхода, что позволит направить их именно на развитие . Реализовать любой из перечисленных способов не составит труда.

Арт-терапия

Применение арт-терапии для улучшения EI позволяет добиться хороших результатов за короткий промежуток времени. Рекомендуется предоставить детям право выбора, куда именно они хотят пойти. Художественное рисование, танцы или музыка – лучшие варианты для любого малыша.

Важно обеспечить ребенка возможностью заниматься такой терапией на регулярной основе. При этом нужно следить за тем, чтобы ему не надоел выбранный вид деятельности. В случае отказа от повторных посещений занятий стоит позволить выбрать другой тип тренировок.

Сказкотерапия

Такой вид занятий относится к арт-терапии, но заслуживает отдельного упоминания, т.к. оказывается крайне эффективным для малышей. Суть метода заключается в том, что сказки позволяют научиться самостоятельно распознавать эмоции героев.

Родители должны читать интересные книги маленьким детям ежедневно. А школьники младших или даже старших классов могут заниматься этим уже самостоятельно, причем никаких специальных условий для чтения нет – нужно просто познакомиться с выбранным произведением. Правильный выбор книги окажет положительный эффект и на умственные способности, что не менее важно.

Физическая активность

Физически развитый человек имеет большие шансы получить высокий уровень интеллекта. Это связано с тем, что при занятиях спортом повышается мозговая активность, нормализуется кровообращение, улучшается обмен веществ, возрастает уверенность в себе. Такой эффект от любой физической тренировки могут получить даже школьники младших классов, но в их возрасте нужно внимательно контролировать нагрузку.

Начать рекомендуется с утренней гимнастики, закаливания и длительных прогулок. Уже позже можно будет переключиться на более тяжелые виды спорта, исходя из предпочтений ребенка. Наибольший эффект принесут дисциплины, связанные с командной игрой.

Специальные проекты

Для тех, у кого нет времени или желания заниматься развитием EI у ребенка самостоятельно, существует еще один вариант. Однако он потребует наличия денежных средств и может быть применен только для детей среднего или старшего возраста.

Различные проекты основываются на эффективных программах. Как правило, занятия проводятся для целой группы детей, что повышает их эффективность. Они очень разнообразные, причем некоторые могут оказаться весьма специфичными. Большинство проектов подразумевает обучение детей в виде уроков, а также проведение практических занятий.

Можно воспользоваться очень простыми способами развития EI. Например, давать ребенку трудные задания, а потом поощрять за их выполнение, или регулярно открывать для него что-то новое, выделяя некоторые дни для приключений.

Упражнения и игры

Развитие эмоционального интеллекта для детей упражнениями или играми будет довольно простой задачей. От родителей потребуется лишь наличие свободного времени и желание помочь своему малышу. Практически все игры и упражнения универсальны, что делает их применимыми для всех детей.

Какие тренировки могут понравиться ребенку:

  1. Сравнение предметов. Родители дают задачу найти предмет определенного цвета или из конкретного материала, после чего его нужно взять и сравнить с другими вещами, подходящими для поиска.
  2. Танцы. Очень простая игра, которая не займет много времени. Родители задают определенную эмоцию, а ребенок должен придумать танец, отражающий ее. Допускается поочередное выступление нескольких детей.
  3. Горячо или холодно. Известная многим с детства игра вызывает массу эмоций у малышей. Ее суть в том, что родители прячут сюрприз, а ребенок должен его найти. По мере приближения или удаления малыша от местонахождения подарка родители говорят «горячо» или «холодно», что помогает быстрее справиться с поисками.
  4. Коробочка с эмоциями. Нужно совместно собрать маленькие вещи, вызывающие положительные чувства. При их анализе следует попросить ребенка сказать, с какими ощущениями у него ассоциируется каждый предмет.
  5. Вторая жизнь для сказок. Взрослым следует выбрать способ, как повторно прожить эмоции от любимой сказки ребенка. Можно совместно сыграть спектакль, создать кукольный театр, нарисовать ее и т.п.
  6. Итоги дня. Совместными усилиями нужно вырезать сердечки и тучки из цветной бумаги. Незадолго до сна малыш должен вспомнить все свои положительные и отрицательные поступки за день, после чего взять вырезанные фигурки в том же количестве и положить в свою коллекцию «доброты». Большое количество сердечек следует поощрять.
  7. Ролевые игры. Каждый член семьи получает свою роль, обсуждается ситуация, после чего все вместе начинают разыгрывать сценку. Так ребенок сможет начать лучше понимать эмоции окружающих.
  8. Составление историй. Родители находят 3 изображения или готовые карточки, выкладывают их на стол, после чего сочиняют по ним историю. Затем собственный рассказ должен придумать и рассказать уже малыш.
  9. Правильное дыхание. Упражнение для повышения осознанности дыхания. Ребенок ложится на спину, а на живот ему кладут мягкую игрушку. Суть упражнения заключается в совместном наблюдении за тем, как плюшевый «друг» поднимается и опускается.
  10. Эмоциональные фото. Такая игра идеально подходит для путешествий, но применима даже дома. Родители делают фото, на котором присутствует ребенок. Особенность снимка заключается в том, что малыш должен изобразить яркие эмоции. Например, имитация эмоционального укуса кактуса или попытка залезть на луну.

Все перечисленные варианты очень эффективны. Однако важно учитывать желание ребенка, т.к. при его отсутствии результат будет противоположным. Особенно, если это станет регулярностью. Поэтому к вопросу выбора игр или упражнений нужно подходить совместно.

Сначала давайте разберёмся, что такое эмоциональный интеллект.

Эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать эмоции и чувства других людей, свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Эмоциональный интеллект очень важен для счастливой, осознанной и полноценной жизни любого человека, и маленького и взрослого. Он также очень важен для умения строить надёжные и устойчивые, гармоничные отношения с другими людьми.

Если ваш ребёнок научится понимать свои чувства и эмоции, если он сможет ими управлять (а не наоборот), и если он будет понимать чувства и эмоции других людей - то ему будет очень легко взаимодействовать с окружающими, он сможет в будущем управлять событиями своей жизни, у него будет намного больше возможностей реализовать свои планы и мечты.

Как обучать ребёнка эмоциональному интеллекту

1. Регулируйте свои собственные эмоции. Показывайте хороший пример

Когда ребёнок находится во власти чувств и эмоций, даже самые разумные родители часто начинают выходить из себя, вместо того, чтобы помочь ребёнку лучше разобраться в том, что с ним сейчас происходит. Пожалуйста, запомните: когда ребёнок охвачен сильными эмоциями, ему нужна ваша поддержка и помощь, чтобы он научился лучше себя понимать и управлять своими состояниями. Им нужно чувствовать рядом сильного, спокойного, уверенного родителя.

Дети не всегда будут делать то, что вы им говорите. Но они всегда будут делать то, что вы сами делаете. Дети учатся управлять своими эмоциями у нас, взрослых. Когда мы остаёмся спокойными в сложных эмоциональных ситуациях с ребёнком, то он получает от нас сигнал, что ничего страшного не происходит, всё под контролем. Вы можете в этот момент представить себя большим глубоким глиняным сосудом, который сейчас способен в себя вместить любые детские эмоции.

Наше спокойствие во время эмоциональной детской бури учит детей тому, как можно управлять своими чувствами и успокоить себя.

Многие из нас довольно хорошо справляются со своими чувствами и эмоциями, когда дело касается разных ситуаций вне дома (публичные места, работа, отношения с друзьями). Но как только дело касается ребёнка, то мы очень быстро выходим из себя и теряем контроль над своими эмоциями: кричим, ругаемся, обвиняем, хлопаем дверями, угрожаем, иногда применяем физическую силу… Важно понимать, что всё это ничему хорошему ребёнка не учит. Наоборот, мы падём ему таким образом плохой пример.

Очень важно в отношениях с ребёнком оставаться спокойным и уравновешенным, потому что вы постоянно показываете вашему ребёнку пример того, что можно и что нельзя делать в отношениях с другим человеком.

Обвинения, крики, угрозы и наказания не принесут вам нужных результатов. Возможно, вам будет легче, потому что вы «выпустили пар», но ребёнок в такой ситуации ничему не научится. Ему нужны понятные (а маленьким детям – многократные) , четкие границы дозволенного, которые поддерживают все взрослые, проживающие с ребёнком, последовательное поведение с вашей стороны, спокойствие, уважение и обязательно эмпатия (сопереживание).

«Моя хорошая. Я знаю, что тебе тяжело сейчас закончить эту игру, но ты сможешь поиграть в неё завтра. Сейчас нужно попрощаться с игрушками, вот так «До свидания игрушечки, до завтра». Я понимаю, что ты расстроена и что хочется ещё, но сейчас время укладываться спать. Нужно, чтобы у нас ещё осталось время почитать, верно? Что мы будем с тобой читать сегодня? Пойдём, выберем».

«Сынок, ты знаешь, что у нас дома есть правило: Не прыгать на диване. Прыжки ломают диван. Если он сломается, нам придётся его выкинуть, а мы его очень любим. Я вижу, что тебе сильно хочется попрыгать. Давай мы положим подушки от дивана на пол и ты можешь попрыгать на них. Давай это сделаем вместе, помоги мне. На диване больше не прыгай, пожалуйста. Можешь сам в следующий раз положить диванные подушки на пол».

2. Разрешайте ребёнку проявлять любые эмоции. Ограничивайте только его нежелательные действия

Конечно, необходимо ограничивать ребёнка в определённых действиях, которые могут нанести вред ему, окружающим людям или каким-то вещам. Например, ребёнку нельзя переходить дорогу, не держа вас за руку, нельзя бросать еду на пол, толкать сестру, играть стеклянными или острыми предметами и т.д. В любой ситуации, в которой поведение вашего ребёнка недопустимо, дайте объяснение, установите ограничение, предложите альтернативу, если это возможно.

Ограничивайте ребёнка в действиях, но при этом позволяйте ему проявлять свои чувства и эмоций в связи с наложенным запретом (разочарование, досада обида, злость, недовольство).

Детям необходимо показать нам, как они себя чувствуют и им важно, чтобы мы это увидели и услышали. Вместо того чтобы отправлять ребёнка «в свою комнату успокоиться» (таким образом, вы оставляете ребёнка один на один с этими сильными и пугающими эмоциями), прижмите его к себе, оставайтесь рядом, скажите ему мягким и уверенным голосом: «Понимаю, ты сейчас очень разозлилась и расстроилась, это нормально, я тебя понимаю. Всё будет хорошо, вот увидишь, ты справишься» .

Когда ураган эмоций пройдёт и ребёнок успокоится, он почувствует более глубокий эмоциональный контакт с вами, потому что вы поддержали его и помогли ему в сложный момент пережить это внутреннее «торнадо».

Ваша задача – помочь ему успокоиться. А вот когда ребёнок уже успокоился с вашей помощью, вот тогда наступает время объяснить ему, что, например, грубые слова говорить не нужно, потому что это очень обидно. Вместо этого можно сказать «Я ужасно злюсь на тебя» и, например, потопать ногами (подробно о том, как помогать ребёнку справляться с гневом я рассказываю на вебинаре .)

Объясняйте ребёнку правила и обучайте его на будущее после того, как он успокоится, а не во время его эмоциональной бури.

С вашей помощью он научится быстрее справляться со своими сильными чувствами и не будет ощущать себя отверженным и одиноким. Принятие чувств ребёнка и поддержка его в трудную минуту - первый шаг на пути к тому, чтобы он научился сам управлять своими чувствами.

3. Постарайтесь разобраться, какие чувства и потребности являются причиной нежелательного поведения ребёнка

Все дети хотят теплых и хороших отношений со своими родителями. Без исключения. Они хотят быть хорошими в наших глазах и чувствовать наше одобрение. То, что мы называем «плохим поведением» происходит из-за сильных чувств и эмоций, с которыми ребёнок не в состоянии справиться, а также потому, что некоторые важные потребности ребёнка не удовлетворяются.

Если вы не обращаете внимание на то, что на самом деле стоит за нежелательным поведением ребёнка, то его поведение может со временем становиться просто невыносимым.

Пример 1:

Ребёнок «плохо себя ведёт»- капризничает утром перед садиком.

Настоящая причина такого поведения – ребёнок не хочет расставаться с мамой.

Вместо того чтобы ругать ребёнка за капризы, угрожать или повышать голос, покажите, что понимаете настоящую причину его поведения:

«Я понимаю, что тебе сегодня с утра совсем не хочется расставаться с мамой. В садике много всего хорошего, но ты по мне всё равно скучаешь. Давай я тебя заберу сегодня пораньше из садика, и заобнимаю тебя вот так вот… а потом защекочу ещё вот так вот… а потом ещё зацелую вот так вот … А потом мы придём домой и во что-нибудь вместе поиграем. Договорились?»

Пример 2:

Ребёнок «плохо себя ведёт» – упрямится, не хочет слушать ваши объяснения, хочет всё сделать сам, хотя пока у него это не очень получается.

Истинная причина такого поведения – желание почувствовать свою значимость и важность.

Вместо того чтобы внушать ребёнку, что у него «всё равно ничего не получится» без вашей помощи и ругать за то, что он хочет все сделать сам, скажите:

«Понимаю, что тебе всё это хочется сделать самому. Замечательно. Очень хорошо, что ты хочешь всё попробовать сделать сам. Если тебе нужна будет моя помощь, просто позови меня, я тебе с радостью помогу.»

Пример 3:

Ребёнок утром «плохо себя ведёт», не в настроении, .

Настоящая причина такого поведения – очень поздно лёг вечером спать, не выспался.

Вместо того чтобы ругать ребёнка, что он «ноет с утра пораньше», скажите:

«У тебя такое настроение, моя хорошая, потому что ты вчера поздно легла спать и не выспалась сегодня как следует. Думаю, нам нужно стараться раньше ложиться спать по вечерам. А пока давай мы с тобой просто поваляемся вместе и я тебе почитаю интересную книжку.»

Продолжение следует…

P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей слева.

И, как всегда, буду рада вашим комментариям к этой статье.

Регистрируйтесь на бесплатный онлайн-курс «Отношения с ребёнком без криков и наказаний», который состоится уже совсем скоро.

Кликните на баннер ниже, чтобы записаться.

Читайте также:

Спасибо,очень дельные советы.Именно так я стараюсь вести себя со своими детками

2016-05-03 08:23:16

Ваше сообщение...

2016-05-02 14:53:52

Екатерина, добрый день! А что делать, если у ребенка (сын 9 лет) сильный приступ истерики (слёзы, крик, лицо искажается гримасой), но очень кратковременной. Быстро отходит. Но в момент, когда это случается, мои попытки успокоить отвергаются, меня не подпускает, может даже кулаком пригрозить. Сам по себе очень спокойный, стеснительный, но в такие моменты его не останавливает даже присутствие незнакомых людей. Например, случай в музыкальной школе: учительница предложила ему участвовать в концерте, так он как только вышли из кабинета, взорвался бурными эмоциями с криками (никаких концертов! и пр.). Страх выйти перед публикой. Или в парке аттракционов прокатился на одном аттракционе типа американских горок, но, очень гораздо меньше. Дочке 6 лет и ей понравилось, а он испугался, и, как только остановились, разразился истерикой с криками типа "Это самый худший аттракцион в жизни!" и т.д. я спокойно с ним говорю, успокаиваю, но от меня отмахивается. Помогает только быстро отвлечь, например, другим аттракционом. Я понимаю, что он испугался, но такая бурная реакция обескураживает... Переключение внимания работает, но ведь в таком возрасте хочется, чтобы выброс эмоций происходил уже более контролируемо. Заранее благодарю.

Марина Балашова

2016-05-05 13:06:26

Екатерина, спасибо больше за всё, что Вы делаете для нас, для родителей! Очень полезная информация, впрочем как и всегда, всё что я читаю и слышу от Вас. Обычно потом делюсь информацией с мужем или даю послушать, обсуждаем, а потом помогаем друг другу применять на деле ваши рекомендации. Думаю, как нам повезло, что когда-то мы нашли Вас) Слава Богу! Всегда читаешь и видишь себя и свои отношения с ребенком, понимаешь свои ошибки, т.к. начинаешь ясно понимать его чувства, переживания и, наконец, ожидания ребёнка от меня, от родителя. Со всем в статье согласна, так как уже давно слушая ваши вебинары и применяя советы на практике, вижу результаты на наших отношениях с детьми, они стали более глубокими, доверительными, по-настоящему добрыми, гораздо меньше истеричного поведения, агрессии, обвинений, обид. Старшая, а теперь и младшая стали делиться какими-то своими сокровенными секретами, внутренними переживаниями - обычно вечером перед сном наедине что-то рассказывают и спрашивают совета: а ты бы как поступила? Мы ходим в православный храм и ваши рекомендации по воспитанию идеально созвучны с советами нашего батюшки, он тоже говорит о том, что детям нужно наше родительское внимание, абсолютное принятие и любовь, не зависимо от их поведения, и еще, что мы, родители, часто хотим управлять и командовать детьми, "строить" их (всё от нашего властолюбия, каких-то комплексов), а таким способом ничего не построишь, дети только разочаровываются и отдаляются от нас. Желаю всем нам быть добрыми разумными родителями - детям на радость!

2016-05-04 12:39:34

Екатерина, спасибо за статью! главное - научиться справляться со своими эмоциями, потому что они сразу "застилают мозг", как только ребенок сильно закапризничал. И не хватает спокойствия и выдержки. Получается противоречие - ребенка учим - не бей никого, не кричи, а сами первые это делаем - ударяем кроху, когда он кричит, вместо того, чтобы понять его и орем благим матом, понятно, что переорем, но мы выпустили пар, а он нет... Господи, помоги справиться с собой! Всегда поражаюсь, как мамы приемных детей справляются с ними, а мы со своими, родными, любимыми, долгожданными не можем... Вот такие эмоции раскаяния после Ваших статей. Господи, дай спокойствия и выдержки!

Виктория

2016-05-03 19:03:23

Екатерина, подскажите, пожалуйста, как быть, если ребенок не может успокоиться, а накручивает себе еще больше эмоций. Ситуация такая: сын (4 года и 8 месяцев) ноющим голосом говорит: "Мама, у меня портится настроение, успокой меня". Я стараюсь его развеселить, пощекотать. Он начинает смеяться. Через 5 минут начинает ныть и хныкать и опять просит успокоить. Щекотка не помогает. Идем в спальню обниматься. Сидим минут 10, успокаивается, смеется. Только выходим из спальни, начинается опять то же самое. Я начинаю злиться, потому что время идет, а я ничего реально не могу сделать, и младшая дочь уже тоже начинает требовать внимания к себе. И так продолжается до тех пор, пока я уже не начинаю рычать и предупреждать, что я уже очень злюсь, так как мы теряем время, а он не хочет успокаиваться и сам себя загоняет. Тогда уже сын начинает реветь, я - ругаться, потом садимся опять в спальне и успокаиваемся еще минут 15, и только тогда успокаивается окончательно и переключается внимание на игру. Я уже без сил и энергии, и играть с детьми уже нет ни желания, ни времени. Что можно предпринять в этой ситуации, чтобы не доводить до такого?

Мария Случаева
Эмоциональный интеллект. Что это? Для чего его нужно развивать у ребенка?

Вся наша жизнь - непрерывный поток стрессов, событий, разговоров, конфликтов, разочарований и впечатлений. Мы каждую минуту что-то переживаем. Но понять природу этих переживаний бывает сложно даже взрослому, не говоря уже о детях.

Чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность . Вот почему важно вовремя научить ребёнка разбираться со своими эмоциями : не подавлять их, а дружить с ними. Уметь управлять своим гневом, понимать причину печали, лучше общаться с окружающими людьми, чтобы установить более крепкие, более счастливые отношения. Все это и составляет то, что известно как эмоциональный интеллект .

Эмоциональный интеллект - это понимание своих и чужих эмоций , чувств и переживаний для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Развитие эмоционального интеллекта напрямую связано с коммуникативным развитием . Ребенок , который может понять свои эмоции и управлять ими легче контактирует с окружающими, и окружающие люди более благосклонно относятся к нему.

При подготовке к школе эмоции также играют большую роль. Они направляют и организуют восприятие, внимание, память, мышление, пробуждают воображение, стимулируют творческое познание действительности. Эмоции выполняют мотивирующую роль, являясь для дошкольника своеобразным пусковым механизмом. Ребёнок, имеющий положительные, разнообразные, богатые переживания, бодр, активен, любознателен и оптимистичен.

Исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта , и лишь 20% - всем известный IQ – коэффициент интеллекта , измеряющий степень умственных способностей человека. Как же развивать эмоциональный интеллект у ребенка , что необходимо для этого, что использовать в своей работе?

Для развития эмоционального интеллекта необходимо развивать у ребенка :

1. Самосознание (понимание "психологического устройства" себя) ;

Ваши дети должны знать, как называются их эмоции . Для этого важно, чтобы вы выступали в качестве их эмоционального гида . Если мы сами будем озвучивать свои чувства (например : «Я испытываю радость, потому что мы так здорово всей семьей провели эти выходные, и я хотела бы, чтобы мы все выходные проводили вместе», это станет нормой общения. Тогда и ребёнку будет легко понимать свои эмоции : «Я чувствую обиду и грусть, потому что у меня не получилось красиво нарисовать рисунок, хотя я очень старался». Приучайте детей выражать свои чувства такими фразами, как «я чувствую… потому что…» .

Ключевым компонентом эмоционального интеллекта является эмпатия . Способность понять чувства других. Спрашивайте у ваших детей : как ты думаешь, как поживает сегодня дедушка? Он счастливый или грустный, взволнованный? Как ты думаешь, что почувствовал тот ребенок в парке , когда ты его толкнул? Будьте ролевой моделью для ваших детей : позвольте им каждый день видеть в вас того человека, который заботится о других, который способен проявить сочувствие, интуицию, встать на место другого, чтобы понять его точку зрения. Если дети будут видеть такое ваше поведение, то, понемногу, они будут перенимать у вас эти полезные навыки, даже не осознавая этого.

Зрелое общение, когда ребенок учится применять эмпатию и обсуждать свои собственные чувства.

Один из способов развития эмоционального интеллекта – сказкотерапия . С помощью сказки ребенок учится преодолевать различные жизненные преграды, познавать этот мир и готовиться к взрослой жизни. Единый сказочный сюжет помогает ребенку формировать целостное восприятие разнообразных жизненных явлений. Он неосознанно ассоциирует себя с главными персонажами истории и перенимает их жизненный опыт. Хорошая книга, которая написана специально для того, чтобы ребенок научился дружить со своими эмоциями – «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить?» .

Эта книга учит общаться, дружить, понять себя и этот мир с помощью доброжелательных существ Монсиков. Вместе с ними можно познакомиться с эмоциями , найти выход из сложной ситуации, научиться распределить все свои дела и освоить много других полезных навыков.

Развивая эмоциональный интеллект ребенка , мы развиваем и самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями) ;

Первое с чего нужно начать вашу работу над эмоциями – это принять тот факт : что все эмоции существуют и все необходимы. Есть чувства, от которых хочется улыбаться : радость, нежность, гордость, счастье. От других становится плохо : страх, злость, обида, вина. Помогите ребёнку овладеть этим алгоритмом :

1. Понять свою эмоцию ;

2. Принять ее. Не задавить, не отвергнуть. Честно дать себе внутри ощутить ее;

3. Понять, почему вы испытываете эти чувства;

4. Принять решение как выразить эти чувства социально приемлемым способом.

Публикации по теме:

Что нужно знать родителям о речевой готовности ребенка к обучению в школе Речь – это процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого.

Доклад по самообразованию «Что такое сенсорное воспитание и почему его надо развивать» Доклад на тему: «Что такое сенсорика и почему так важно её важно развивать?» Цель: повысить уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросе.

Консультация для педагогов «Наладка по ладошке или для чего нужно развивать мелкую моторику руки» Ребенок – существо социальное и главная задача, стоящая перед нами (родителями и людьми, с которыми ребенок контактирует) – воспитать гармонично.

Консультация для родителей «Что нужно знать родителям о профилактике речевых расстройств у ребенка» Что нужно знать родителям о профилактике речевых расстройств у ребенка С рождением ребенка особая ответственность за его нервно-психическое.

Эмоциям ребенка обычно придается мало значения, несмотря на возросшую популярность этой темы в последнее время. Взрослые сами плохо ориентируются в области эмоций, не понимают, что с ними делать, считают лишним шумом или напротив склонны «жить чувствами», то есть плавать в бесконечных эмоциональных пульсациях.

Эмоциональный интеллект – это способность тонко понимать и отчасти управлять своими эмоциями и эмоциями окружающих.

Дети в мире познания эмоций, конечно, новички, но основы эмоционального интеллекта закладываются в дошкольном возрасте.

Что ребенку нужно знать об эмоциях:

  1. Есть невидимые сущности, которые называются эмоциями и чувствами, они живут внутри человека и влияют на самочувствие и поведение
  2. На эмоции можно повлиять по собственной воле
  3. Также есть эмоции и чувства у других людей. Они выражаются в словах и внешности человека. Эти чувства можно понимать, читать, как мы понимаем книгу или речь человека. Понимая чувства других, мы может общаться с ними более комфортно
  4. На чувства других влияет наше поведение, можно целенаправленно или случайно воздействовать на эмоции окружающих.

При кажущейся простоте этой конструкции, освоить ее ребенку не так - то просто. Она многомерна и требует постоянного внимания.

Существует две главные сложности в воспитании эмоционального интеллекта у детей:

  • Низкий эмоциональный интеллект родителей . Для того, чтобы развить эмоциональный интеллект нужен проводник, взрослый, который покажет и расскажет что к чему. У многих взрослых, соответственно родителей, эмоциональный интеллект (ЭИ) развит слабо, они сами нечетко понимают свои эмоции, не отличают их от мыслей, не могут их интерпретировать и тем более на них влиять. Также слабо и неверно они понимают чувства и мотивацию других, а уж о сознательном изменении чувств окружающих в желательную сторону и речи нет. Автоматически, бессознательно взрослый передает ребенку именно свой уровень эмоционального интеллекта, никак не может воспитать то, чего сам не имеет.

Тем не менее, у ребенка может развиться неплохой эмоциональный интеллект вне зависимости от влияния родителей, под воздействием другого опыта или особой природной чуткости, интуитивности считывания реакции.

Если же вы хотите осознанно повлиять на развитие такого важного свойства, как ЭИ ребенка, то, прежде всего, вы должны работать и развивать собственный ЭИ.

  • Вторая сложность в воспитании ЭИ ребенка состоит в том, что ребенок дошкольник осознает свой внутренний мир смутно, фрагментарно, не способен к рефлексии и эмпатии до определенного возраста. Не способен из - за природных темпов развития. Так, например, дети вплоть до школьного возраста мало способны к эмпатии – осознанию чувств окружающих.

Бессмысленно говорить малышу четырехлетнего возраста, который тянет сестру за волосы – «А, вот если тебе так!?». Конечно, он может призадуматься и остановиться, может отпустить сестру, видя гнев родителя, может, в конце концов, воспринять ваши слова, как угрозу. Но всерьез построить цепочку, которая приведет его к пониманию того, что почувствовал бы он на месте сестры, он не может. Позже сможет, при нормальном развитии, а сейчас не может.

Подспудно взрослые требуют от ребенка очень развитых навыков эмоционального интеллекта, когда:

Взрослые требуют, чтобы ребенок успокоился, перестал рыдать, не злился, не обижался или был повеселее.

Управление своими эмоциями – сложный навык, который в лучшем случае разовьется у ребенка к зрелому возрасту. Большинство взрослых им не владеет, обычно не владеет и тот взрослый, который требует самоконтроля от ребенка. Большинство взрослых срываются на ребенка, кричат на него, иногда бьют – под влиянием захлестнувших сознание эмоций. И в то же время требуют от детей взять себя в руки. Спрашивается, на каком основании ребенок должен уметь то, чего не умете вы?

Отчасти ребенок дошкольник может подавить ЭКСПРЕССИЮ чувства, его внешнее выражение. Может научиться бессознательно вытеснять нежелательные чувства. Но все это имеет мало отношения к осознанному изменению эмоций в нужном направлении.

Взрослые требуют от ребенка, чтобы он полноценно понимал их.

Безотчетно, а иногда и вполне осознанно взрослые хотят, чтобы их понимали дети. Чтобы дети понимали и учитывали их беспокойство, усталость и вспышки раздражения. При этом мало кто из взрослых доволен уровнем понимания даже от друзей и супругов, так что неизвестно, откуда берутся иллюзии, что их способен понять ребенок.

Ребенок всегда чутко РЕАГИРУЕТ на настроение взрослого, но он мало осмысливает то, что воспринимает. Так, он чувствует вашу грусть, страх, злобу, и это влияет на него. Но он не понимает, а только чувствует, что нечто неладно.

Эмпатия – сложнейший навык, часто он находится в упадке даже у взрослых людей. Люди сконцентрированы на себе, мало кто чутко следит за изменением настроения окружающих. Еще меньше тех, кто осознанно координирует свое поведение в соответствии с этим переменчивым явлением - настроением окружающих.

Можно научить ребенка очень многому в сфере эмоций. Но тут, как и в других областях понадобится время родителей, правильные подходы и понимание возрастных ограничений.

Что в моей душе: понимание ребенком самого себя

Первый и ключевой навык эмоционального интеллекта – понимание своих эмоций. Без этого невозможно двигаться дальше, хотя многие этот навык считают самым скучным и уверены, что понимание себя - легкое дело. Но, это дело нелегкое и для детей, и для взрослых. Для того, чтобы понять себя ребенку надо сделать несколько сложных операций:

- вычленить ощущение внутри себя, внутреннее состояние

- соотнести это состояние с имеющимся словарным запасом и назвать, выразить. Язык – инструмент мышления, в том числе инструмент познания эмоций

- постараться понять отчего это чувство происходит, соотнести его с событиями жизни.

На каждом этапе ребенка могут ожидать сложности. Он не привык прислушиваться к себе, имеет ограниченный словарный запас (особенно связанный с эмоциями) и не настроен на поиск связи между событиями и своими ощущениями. Для того, чтобы понимать себя нужно, как видите, проделать солидную внутреннюю работу.

Без полноценного понимания себя, то есть развития первой ступени эмоционального интеллекта, нельзя двигаться дальше. Нельзя влиять на свои эмоции, так как не имеешь понятия о них, нельзя понимать других, так как нельзя увидеть в другом то, чего не видишь в себе, и, разумеется, воздействие на чувства других – также недоступная роскошь без базового навыка – понимания себя.

Чтобы помочь ребенку понимать самого себя

1. Наблюдайте за сменой эмоций ребенка и говорите ему о том, что с ним происходит.

Когда совсем маленький ребенок сильно злится, он еще не знает, что его состояние имеет название. Первые шаги в эмоциональном интеллекте родители проходят вместе с детьми, когда замечают его состояние и называют его.

- Ты, похоже, сейчас растерян

- Я вижу, что тебе сейчас очень весело

- Ты сейчас такой счастливый, как солнечный зайчик

- Наверное, ты злишься, как тигр

- Я думаю, что тебе грустно и хочется побыть одному

Такие высказывание называют иногда активным слушанием , об этом хорошо написано в книге А.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком: КАК?»

ВАЖНО НЕ ДЕЛАТЬ АКЦЕНТА НА НЕГАТИВНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЯХ!! ЭТИМ ВНИМАНИЕМ МОЖНО УВЕЛИЧИТЬ КОЛИЧЕСТВО ВОСПРИНИМАЕМОГО РЕБЕНКОМ НЕГАТИВА.

Почти все родители, начинающие практиковать активное слушание или отражение (называние) чувств ребенка, концентрируются на негативных эмоциях. Пока все хорошо, ребенок счастлив и спокоен, родители безмолвствуют. Но, как только ребенок расстраивается и чувствует что-то неприятное, родитель спешит отразить его чувства. Эта тактика в корне ошибочна, она может послужить основой для подавленного эмоционального фона детей. Дети получают сигнал о своих чувствах и повышенное внимание родителя в тот момент, когда переживают нечто неприятное. Это может стать причиной повышенной экспрессии и утонченного осознания именно негативных переживаний. Разумеется в ущерб позитивным.

Обращайте как можно больше внимания на положительные или нейтральные эмоции ребенка. Чувства можно сравнивать с явлениями природы, животного мира, сказочными персонажами, рисовать или лепить, составлять коллажи. Все, что поможет «поймать» эмоцию и рассказать о ней – полезно для развития первой ступени ЭИ – понимания самого себя.

В своей практике консультирования я нередко встречала родителей, которые неизвестно почему уверены, что до определенного возраста ребенок не испытывает эмоций подобных взрослым, например, что маленький ребенок не может злиться. И на этом основании родители готовы озвучивать свои чувства, но не понимают и не озвучивают детских эмоций. Получается неприятный перекос, ребенок постоянно слышит о том, что чувствует мама, но не имеет обратной связи по своим чувствам. Это может приводить к повышенной чувствительности в отношении настроений окружающих, но непониманию или невниманию к себе.

Ребенок с самого раннего возраста испытывает эмоции, можно даже сказать, что первоначально он и состоит преимущественно из эмоций . Ни в каком возрасте не рано сообщать ребенку, что вы понимаете, видите, что он чувствует. Это интуитивно понимают взрослые, которые говорят грудному малышу: «А кто у нас тут расстроился?!». С самого раннего возраста нормально реагировать на чувства ребенка и обозначать их словами. Конечно, трехмесячному ребенку не требуются развернутые пояснения его переживаний. Но краткие пояснения его состояний словами – естественная и полезная практика уже в самом раннем возрасте.

2. Покажите свои эмоции.

Многие люди совершенно ошибочно понимают идеальную модель родителя, как некого всегда спокойного существа, выражающего только позитивные эмоции.

Родители часто говорят: «Я понимаю, что я должна в идеале всегда быть спокойной, не кричать, не раздражаться, не совершать ошибок и проч. Но как этого достичь?» Предполагается, что достичь этого сложно, но все же желательно стремиться. И это абсолютно неверно. Чтобы ребенок рос нормальным человеком, воспитывать его должен такой же нормальный человек. Чтобы ребенку признать самого себя, со своими слабостями и сильными сторонами, сам родитель должен принимать себя (а не только ребенка). Родитель для ребенка - первая и важнейшая модель для подражания. Наблюдая за этой моделью, ребенок понимает, как обращаться со своими чувствами. И модель должна быть живой, совершенно естественной, которая может и разозлиться, и выйти из себя. Если ребенок будет уверен, что мама никогда не злится, то, что он должен сделать со своим гневом?

Если вы сами объявили вне закона такие чувства, как гнев, зависть, обиду, страх, то вы не сможете научить ребенка обращаться с этими переживаниями. Но чувства от этого не исчезнут, хотя могут быть вытеснены из зоны осознания.

Конечно, надо работать над собой в том смысле, чтобы выражать эмоции уместно. Так, если вы в ярости крушите предметы интерьера, то, несмотря на вашу искрящуюся спонтанность, ребенок видит перед собой отвратительный пример.

Также нужно стараться, чтобы чувства не перекрывали вам дорогу к миру. Так, если вы от страха за свою жизнь избегаете отдаляться от дома, и ребенок в курсе этого, то, несмотря на ясность ваших чувств, пример перед ребенком также не очень полезный.

Если форма выражения чувств взрослого или их интенсивность является проблемой, с этим нужно работать. Но, если это нормальный уровень чувств, то нет нужды скрывать их от ребенка. Ребенок может знать, когда вы злитесь, пугаетесь, обижаетесь. И он обязательно должен слышать, как вы говорите о своем энтузиазме, азарте, предвкушении, радости, удовлетворенности, гордости.

Показывая свои эмоции, вы даете право и ребенку переживать весь спектр эмоций, учите выражать их приемлемым способом.

Называйте свои эмоции, так же, как вы называете эмоции ребенка.

- Я очень вдохновлен этой идеей

- Я горжусь своими успехами

- Мне было стыдно слышать нечто

- Я злюсь, когда меня не слушают

3. Побуждайте ребенка выражать свои чувства.

«Дети с угнетенными чувствами – это, как правило, дети с угнетенным интеллектом, обедненной мыслью»

В. Сухомлинский

Для ребенка это сложная задача – уловить внутренние движения и связать их со словами и образами. В дошкольном возрасте можно сделать лишь первые шаги в этом направлении!

Детям проще описать внутренние ощущения через внешние опоры, поэтому для того, чтобы узнать, что чувствует ребенок, используйте:

- картинки, вырезанные из журналов. Создайте свой личный каталог картинок, которые, по вашему мнению, соответствуют разным чувствам

- цветную бумагу

- разные виды пластилина

- игрушки, изображающие разных животных

- специальные настольные игры, обучающие эмоциональному интеллекту.

4. Играйте в специальные игры, которые способствуют развитию понимания себя

Игра «Плохое и хорошее»

Вечером выделите время, чтобы каждый член семьи мог рассказать два хороший и два огорчительных эпизода сегодняшнего дня. Начинать нужно с плохих, чтобы закончить на позитивной ноте.

Эта традиция позволяет наладить диалог, часто открывает путь для выяснения сложных, проблемных ситуаций в семье. Также родители и дети могут вовремя услышать сигнал недовольства и изменить свое поведение, не дожидаясь взрыва эмоций. Игра «Хорошее и плохое» учит точнее понимать себя, а хорошее понимание себя – шаг к регулированию своих эмоциональных состояний.

Игра «Я радуюсь, когда…»
Игроки перекидывают друг другу мяч, со словами: «Я радуюсь, когда…», принимающий мяч должен назвать ситуацию, когда он радуется. Затем он кидает мяч другому игроку, также придумывая начало, например: «Я злюсь, когда…». Чем больше игроков и шире запас слов, обозначающих эмоции, тем веселее играть.

Я горжусь, когда…

Я возмущен, когда…

Я счастлив, когда…

Я разочарован, когда…

Игра подходит для детей начиная от 6 лет.

Игра «Волшебный мешочек»

Перед этой игрой с ребенком обсуждается какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то. Затем предложить ребенку сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, крепко завязывается. Можно использовать еще один "волшебный мешочек", из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.

© Елизавета Филоненко