Кто должен первым войти в транспорт. Основные правила поведения в общественном транспорте для школьников

(Продолжить)

Общественный транспорт - это автобусы, троллейбусы, трамваи и метро. Аварийные ситуации в автобусах, троллейбусах и трамваях чаще всего возникают в результате столкновения, резкого торможения, падения с высоты и затопления салона. В троллейбу­сах и трамваях также существует опасность поражения электриче­ским током.
Правила безопасного поведения пассажиров при пользовании этими видами транспорта:
>ожидать маршрутные транспортные средства следует только на остановках;
^ садиться в транспорт можно только после его полной остановки;
>запрещается стоять на выступающих частях и подножках транспортных средств, прислоняться к дверям, отвлекать водителя разговорами во время движения;
^ при движении нельзя спать, по возможности надо следить за си­туацией на дороге;
^ если во время движения возникает опасность столкновения: другим объектом, следует принять устойчивое положение и ухватиться руками за поручни (ремни); сидящий пассажир должен упереться ногами в пол, а руками в переднее сиденье и наклонить голову вперед;
> при аварии троллейбуса и трамвая покидать их следует только прыжком, чтобы избежать поражения электрическим током.
>покидать транспорт можно только после его полной остановки
Аварийные ситуации в метрополитене случаются из-за столкновения и схода с рельсов поездов, а также в результате взрывов, пожаров, разру­шения конструкций эскалаторов, падения вещей и пассажиров на пути.
Самыми опасными зонами в метро являются турникеты, эска­латоры, перроны и вагоны.
Правила безопасного поведения в метро:
>нельзя пытаться пройти в метро бесплатно (удар створок турни­кета довольно сильный);
>нельзя бежать по эскалатору, ставить вещи на его ступени, са­диться на них, стоять спиной по ходу движения;
>нельзя задерживаться, выходя с эскалатора;
> нельзя подходить близко к краю платформы и к вагону поезда до его полной остановки;
>нельзя пытаться самостоятельно достать упавшую на пути вещь, нагло обратиться к дежурному по станции;
>в случае неожиданного разгона или разрушения ленты эскалато­ра надо перебраться на соседний эскалатор, перекатившись через ограждение.
В условиях активизации террористической деятельности при обнаружении бесхозных вещей (сумок, коробок, пакетов, свертков, кейсов и т. д.) надо немедленно сообщить об этом должностным лицам на транспорте (водителям, машинистам поездов, дежурным по станции) или сотрудникам милиции и действовать по их указаниям.

Отправляясь в дорогу на автобусе, мы, естественно, думаем о нашей безопасности. Поэтому внимательно изучаем, какие автобусы курсируют по данному маршруту, смотрим рейтинг перевозчиков, мониторим погодные условия на день поездки и так далее.

Но зачастую забываем, что наша безопасность зависит и от нас самих, от того, насколько точно мы будем соблюдать правила поведения в дороге.

А чтобы их в точности выполнять, необходимо уяснить, что запрещено пассажирам междугородних автобусов.

Что нельзя делать в междугороднем автобусе

  • Категорически запрещено отвлекать водителя. Все разговоры, вопросы, претензии - только во время остановки. Помните: секундный поворот головы водителя в вашу сторону может стоить жизни и вам, и всем остальным пассажирам
  • Явиться на посадку в нетрезвом состоянии и употреблять во время поездки спиртные напитки. Водитель имеет право отказать в перевозку нетрезвого пассажира и/или высадить его на любой промежуточной станции
  • Курить в салоне автобуса. Курильщики могут удовлетворить свою потребность в никотине на санитарных остановках, которые междугородний автобус делает по расписанию
  • Ходить по салону автобуса во время движения. Исключение составляет только момент, когда вам надо срочно подойти к водителю, чтобы сообщить о чрезвычайной ситуации, которую вы обнаружили, и устранение которой требует немедленных действий
  • Загромождать проход в автобусе вещами, тем самым мешая движению пассажиров и персонала
  • Мусорить в салоне автобуса. Весь мусор необходимо складывать в полиэтиленовый пакет, который можно будет выбросить на стоянке автобуса в мусорный бак
  • Опаздывать к отправлению автобуса при остановках на промежуточных станциях. После остановки автобуса водитель объявляет время стоянки, которое вы не должны нарушать. В противном случае автобус может отправиться дальше уже без вас
  • Мешать пассажирам автобуса: приставать к ним с разговорами, громко включать собственные гаджеты (слушая музыку, аудиокниги, просматривая фильмы и т.д.), занимать часть соседнего кресла и тому подобное
  • Портить имущество и оборудование автобуса

Четкое соблюдение этих правил всеми пассажирами автобуса гарантирует безопасную и комфортную поездку на междугородних автобусах.

Правила поведения в общественном транспорте. Правила пользования общественным транспортом

К общественному транспорту относятся автобусы, троллейбусы, трамваи и метро. Аварийные ситуации при проезде в автобусах, троллейбусах и трамваях чаще всего возникают в результате столкновения, резкого торможения, падения с высоты, затопления салона и пожаров. В троллейбусах и трамваях, кроме того, существует опасность поражения электрическим током.

Основные правила безопасного поведения пассажиров при пользовании этими видами транспорта заключаются в следующем:

Ожидать маршрутные транспортные средства следует только на остановках, обозначенных указателями;

Садиться в транспорт можно только после его полной остановки;

Не разрешается стоять на выступающих частях и подножках транспортных средств, прислоняться к дверям, отвлекать водителя разговорами во время движения;

Высаживаться из транспорта можно только после его полной остановки;

При движении не следует спать, по возможности нужно следить за ситуацией на дороге;

Если во время движения возникает опасность столкновения транспортного средства с другим объектом, надо принять устойчивое положение и крепко ухватиться руками за поручни (ремни); сидящему пассажиру следует упереться ногами в пол, а руками в переднее сиденье (панель) и наклонить голову вперед;

При аварии троллейбуса или трамвая покидать их во избежание поражения электрическим током следует только прыжком.

Аварийные ситуации в метрополитене возникают из-за столкновения и схода с рельсов поездов, взрывов, пожаров, разрушения конструкций эскалаторов, падения вещей и пассажиров на пути.

Наиболее опасными зонами в метро являются турникеты, эскалаторы, перроны и вагоны.

Безопасное поведение в метро заключается в выполнении следующих правил:

Не пытайтесь пройти в метро бесплатно (удар створок турникета довольно сильный);

Не бегите по эскалатору, не ставьте вещи на его ступеньки, не садитесь на них, не стойте спиной по ходу движения;

Не задерживайтесь, выходя с эскалатора;

Не подходите к краю платформы и к вагону поезда до его полной остановки;

Не пытайтесь достать упавшую на пути вещь, обратитесь к дежурному по станции;

В случае неожиданного разгона или разрушения ленты эскалатора следует перебраться на соседний эскалатор, перекатившись через ограждение.

При возникновении любой аварийной ситуации на городском общественном транспорте или в метро следует организованно и четко выполнять указания водителя, кондуктора и машиниста поезда.

В условиях активизации террористической деятельности при обнаружении бесхозных вещей

(сумок, коробок, пакетов, свертков и т. д.) следует немедленно сообщать об этом должностным лицам на транспорте (водителям транспортных средств, машинистам поездов, дежурным по станции) или сотрудникам милиции и действовать в соответствии с их указаниями.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 74 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Поиск Лекций

Культура поведения в транспорте

Своеобразные правила этикета существуют и для городского транспорта:

  • Ожидая свой автобус, соблюдайте порядок очереди.
  • Если вы едете вместе с другом или знакомым, или разговариваете по телефону, старайтесь делать это как можно более тихо и ненавязчиво.
  • Не кушайте ничего в транспорте.
  • Помогайте в маршрутках и автобусах передавать деньги за проезд. И оплачивайте его за себя, конечно же.
  • Помните, что вы в транспорте - не единственный пассажир, ведите себя аккуратно, не толкайтесь, не наступайте никому на ноги.
  • Не проталкивайтесь к выходу напролом, спросите, не выходит ли кто на вашей остановке. Если же об этом спрашивают вас – ответьте и пропустите человека, чтобы смог пройти мимо.
  • Не занимайте в общественном транспорте сиденья, предназначенные для инвалидов, пожилых и пассажиров с детьми, уступайте им и обычные места.

Прием пищи занимает большую и важную часть нашей жизни, поэтому еще одни правила, без которых высокая культура поведения человека невозможна - это правила поведения за столом.

Культура поведения в школе Отдельно поговорим о правилах поведения детей школьного возраста. Культура поведения и взаимоотношений в этом случае предполагает, что школьники должны с уважением относиться к учителям и ко всем работникам школы. При любых обстоятельствах должны сохраняться отношения «учитель – ученик», даже в общении с младшим преподавательским составом. В личную жизнь учителей и других учеников дети не вмешиваются.

При встрече с учителем школьники здороваются первыми. Нельзя забывать про культуру речи: в ней не должно быть жаргонизмов, нецензурной лексики, грубых и оскорбительных выражений; повышать тон на учителя тоже не стоит.

Ученики не должны создавать беспорядки на школьной территории, бегать, кричать, ввязываться в споры и драки с другими учениками, применять физическую силу.

Порча школьного имущества и высокая культура поведения тоже несовместимы, так что ребенок должен понимать, что рисовать на школьной мебели, плеваться, приклеивать жвачки – это плохо. Соответственно, дети должны соблюдать порядок, поддерживать чистоту и не мусорить в школе.

Приходить на урок ученики должны опрятно одетыми, не опаздывая, а лучше всего – минут за двадцать до начала первого по расписанию урока, особенно в зимний период, чтобы успеть переобуться в сменную обувь и приготовиться к занятиям.

К началу урока дети должны сидеть на своих местах. Когда в классную комнату заходит учитель, дети встают, чтобы его поприветствовать, и ждут, пока он им ответит, подав сигнал сесть.

Культура поведения на уроке предусматривает внимание и тишину со стороны учащихся. Дети должны понимать, что учебное время предназначено, собственно, для обучения, а отдохнуть и поболтать всегда можно на переменке. Отвечать на вопросы учителя или задать вопрос ему самому ребенок может, подняв руку и дождавшись учительской реакции.

Ученикам нельзя покидать территорию школы в учебное время без ведома учителей. На уроке, если учащемуся нужно выйти, он поднимает руку и просит разрешения у учителя.

Обучая правилам этикета учащихся, однако, не забудьте подумать и о себе, то есть о том, хорошо ли вы поработали над собственной культурой поведения на работе и достаточно ли близко вы знакомы с деловым этикетом.

А с помощью этого видео вы можете поработать над еще одной частью культуры поведения – дорожной! Начинающим и опытным автомобилистам на заметку.

2. Формирование культуры межнационального общения является сложным, многоаспектным, длительным процессом утверждения в образе мышления, чувствах и поведении людей таких гуманных норм, как благожелательность, дружелюбие, терпимость, взаимопонимание, взаимность в отношениях между людьми разных национальностей. Однако без этого невозможно существование современных полиэтнических сообществ.

Культура межнационального общения — это система характерных для личности нравственных идей и представлений, форм и способов поведения, специфических видов деятельности, которые осуществляются в целях взаимодействия, углубления взаимопонимания и взаимовлияния культур между людьми разных национальностей. Межнациональное общение является сложным, структурированным понятием. Оценить его сформированность можно по наличию следующих компонентов: национальное самосознание; ориентация на общечеловеческие ценности; интерес к истории, литературе, культуре, науке других народов; отношение к представителям иного народа и его культуре, проявляющееся в содержание культуры межнационального общения личности включает в себя следующее. Человек должен знать:

  • историю и культуру своего этноса;
  • национальную культуру этносов, с которыми осуществляется процесс общения;
  • нормы и правила поведения при взаимодействии людей разных национальностей;
  • нормы, принципы и требования общей гуманистической этики;
  • знание национальных и межнациональных отношений в стране и регионе;
  • знания о правах человека и народов, о межэтнических и межконфессиональных конфликтах и причинах их возникновения.

Человек должен воспитать в себе:

  • уважение ко всем народам;
  • способность к сопереживанию каких-либо событий с любыми людьми независимо от их национальной принадлежности;
  • способность к рефлексии;
  • способность противостоять национальной ограниченности и национальному недоверию;
  • тактичность;
  • терпимость к инакомыслию.

Человеку необходимо иметь:

  • оценочные суждения о проблемах, происходящих в мире, стане, регионе и о поступках отдельных людей, связанных с национальной сферой;
  • позитивные убеждения в вопросе межнациональных отношений; Человек должен
  • быть готовым и уметь контактировать с представителями других национальностей, с учетом национальной специфики участников контакта;
  • осуществлять совместную успешную деятельность;
  • уметь преодолевать межнациональные конфликтные ситуации;
  • быть дружелюбным, поддерживать дружеские отношения с людьми других национальностей, оказывать взаимовыручку между людьми разных национальностей;
  • содействовать расширению взаимосвязей своей нации с народами страны.

Логика развития общечеловеческой культуры не совпадает с логикой развития интернациональной культуры. Если можно допустить, что общечеловеческое – это вне- и надклассовое, то интернациональное не должно быть вне- или наднациональным, поскольку такое понимание легко превращается в антинациональное. Более точным является понятие «межнациональное», но, поскольку речь идет о культуре, еще более точным было бы понятие «вненациональное».

Национальный характер культуры каждого народа имеет глубокие корни, которые, в сущности, выступает корнями его самосознания. Даже самоназвания многих народов племен и народов означают в переводе «люди» или «настоящие люди». То есть свою культуру каждой народ считает не просто родной, а человеческой по преимуществу. И это так же по-человечески естественно, как естественно каждому из людей в глубине души считать человеком, прежде всего, себя.

этому интернационализация культуры есть развитие общечеловеческого содержания в каждой национальной культуре при сохранении традиционных для каждого народа формы и способа выражения данного содержания. Интернационализм в культуре – это признание за каждым народом права быть самим собой и терпимость в отношении его национального своеобразия. Интернационализация культуры обусловлена тем, что в самых глубинных основаниях культуры любого народа всегда содержатся сходные для всех национальных культур элементы. Их называют культурными универсалиями. Это нормы, ценности, правила, традиции, свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

Существование культурных универсалий обусловлены тем, что любые культуры суть разные воплощения «человечности», то есть того, что составляет природу человека. Ведь культура и есть то, что делает человека – человеком, а группу людей – человеческим сообществом. Никакая культура не была бы культурой, если бы она не содержала в себе нормы, определяющие подлинно человеческие способы поведения. Закрепленные в культурных универсалиях общечеловеческие ценности и идеалы обеспечивают выживание и совершенствование человечества.

ВОзникающее ныне культурное единство человечества, связанное с процессом глобализации, принципиально изменяет механизмы, определяющие до сих пор судьбу отдельных культур. Всемирная история выходит на многомерный диалог культур. Степень усвоения той или иной национальной культурой мировых достижений можно рассмотреть как критерии ее развития. В этом смысле следует говорить не только о разнообразии культур, но и о разнице между более и менее развитыми культурами. Однако чем больше втягиваются отсталые культуры в мировой культурный процесс, тем скорее поднимается ее уровень развития. Выравнивание уровней развития культур — одна из характерных черт современной эпохи.

3. современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самопознания, стремление к этнической и этнокультурной самоидентификации обуславливают огромный интерес народов не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов ближайшего и отдаленного окружения.

Образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, обучающийся осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам.

Формирование культуры межнационального общения - длительный и многогранный процесс, который связан с формирования культуры межличностных отношений. На бытовом уровне дети постоянно впитывают, осваивают традиции и обычаи своих соседей, в школе изучают историю других народов, постигают общность нашего социально-исторического развития. И дети, и взрослые накапливают опыт межнационального общения в совместной деятельности, в повседневных контактах. Это помогает преодолеть национальное самовозвеличивание, чувство национальной исключительности. Задача педагогов - сформировать у школьников уважение к чести и достоинству каждого народа и каждого человека, убедить их в том, что нет народа лучше или хуже другого. Главное - в самом человеке: каков он, а не к какой национальности принадлежит. Достоинства людей - их личные, а не национальные черты, недостатки человека принадлежат к данному человеку, а не народу.

В сегодняшних условиях возрастает важность формирования культуры межнационального общения подрастающего поколения.

Культура межнационального общения зависит от общего уровня обучающихся, от их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и мораль. Очевидно, что в основе культуры межнационального общения лежат принципы гуманизма, доверия, равноправия и сотрудничества.

Культура межнационального общения - это многофункциональное явление, имеющее интегративную характеристику. Она имеет следующие структурные компоненты:

· когнитивный - знание и понимание норм, принципов и требований общей гуманистической этики - таких, как долг, ответственность, честь, добро, справедливость, совесть и др.; проблем теории и практики межнациональных отношений;

· мотивационный - желание освоить историю и культуру своей нации, а также других народов; интерес к общению с другими людьми, представителями других национальностей;

· эмоционально-коммуникативный - способность к идентификации, эмпатии, рефлексии, сопереживанию, соучастию, адекватной самооценке; самокритичность, толерантность;

· поведенческо-деятельностный - владение своими эмоциями, умение объективно оценивать ситуацию, непримиримость к нарушению прав человека любой национальности и веры.Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).

Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого».

Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме.

Проблема культуры общения - одна из самых острых в образовательном процессе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.

Этикет в общественном транспорте: 15 правил

«Педагогика сотрудничества» и «толерантность» - те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современном образовании..

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения преподавателя и обучающегося сущность, которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии — способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

У студентов важно воспитывать такие качества, как политическая осведомленность, сознательное участие в политической жизни общества, умение идти на компромисс при разногласиях и спорах, справедливость в отношениях с людьми, способность встать на защиту любого человека независимо от его национальности. Эти качества формируются в процессе деятельности и общения, направленных на созидание, заботу о людях, вызывающих потребность взаимного обмена мыслями, идеями, способствующих проявлению внимания и сочувствия к людям.

На всех этапах работы с коллективом, где представлены разные национальности, независимо от возраста обучающихся педагогу необходимо продумать практические меры, чтобы студентам легче было преодолеть в себе национальную замкнутость, эгоизм, ориентироваться на повышение культуры общения всего коллектива, использовать его возможности для противодействия вредным националистическим влияниям.

Большую ценность для обучающихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, самобытности искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы педагог не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в учебной и внеклассной работе (во время беседы, посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т. д.).

Целесообразно привлечение к воспитательной работе ветеранов, общение с которыми можно назвать настоящей школой патриотизма и интернационализма. Это могут быть не только участники Великой Отечественной войны, но и совсем молодые люди, за плечами которых Афганистан, Чечня и другие «горячие точки». Приближенность к реальным судьбам людей позволит более гибко и всесторонне обсуждать межнациональные проблемы. Первостепенное значение здесь имеет воспитание толерантности и веротерпимости.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание многообразия форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Это качество является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. Оно представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в личностных действиях человека.

В рамках педагогического влияния на межнациональное общение необходимо говорить о воспитании межнациональной толерантности, потому что она проявляется в отношениях между представителями разных национальностей и предполагает способность видеть и строить межнациональные отношения с учетом соблюдения интересов и прав взаимодействующих сторон.

Национальная толерантность трактуется как специфическая черта национального характера, духа народов, неотъемлемый элемент структуры менталитета, ориентирующий на терпимость, отсутствие или ослабление реакции на какой-либо фактор в межнациональных отношениях. Таким образом, межнациональная толерантность – это свойство личности, которое проявляется в терпимости к представителям другой национальности (этнической группы) с учетом ее менталитета, культуры, своеобразия самовыражения.

Методика воспитания культуры межнационального общения базируется на знании учителем особенностей детей, отношений между ними. При организации работы по воспитанию культуры межнационального общения педагогам необходимо знать и учитывать: а) индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры; б) национальный состав коллектива учащихся; в) проблемы в отношениях между детьми, их причины; г) культурные особенности окружающей среды, этнопедагогические и этнопсихологические черты культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся и в семьях. Изучив и проанализировав ситуацию, педагоги ведут поиск эффективных форм воспитания у школьников культуры межнационального общения, определяют конкретное содержание этой работы

Педагогу следует исходить из того, что культура межнациональных отношений является общечеловеческой ценностью и базируется на общечеловеческой нравственности. Ее основу составляют формирование гуманных отношений между людьми независимо от их национальности, воспитание уважения к культуре, искусству разных народов, к чужому языку. Эту работу можно проводить в учебное и внеурочное время, через всю систему отношений в коллективе класса, любого образовательного учреждения. Но патриотизм и интернационализм нельзя воспитывать на словах, путем призывов и лозунгов. Важно создавать организации, ведущей целью которых является гармонизация общечеловеческих и национальных ценностей. Эти организации самостоятельно разрабатывают программы возрождения родного языка, изучения истории и культуры народа.

Эффективным средством воспитания может быть этнографический музей, созданный в результате совместной поисковой работы педагогов, обучающихся и родителей с целью воспитания памяти о нашем прошлом, нравственных ценностях, формирования представлений о быте, культуре, образе жизни своего народа, воспитания бережного отношения к предметам старины. Студенты не только собирают и изучают этнографический материал, знакомятся с историей, культурой и искусством народа, но и сами изготавливают копии предметов быта, шьют и демонстрируют модели национальной одежды, организуют народные гулянья и праздники, вовлекая в них и родителей.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Выписка из устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (ред. от 08.11.2007 №259-фз), правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (ред. от 14.02.2009 №112), приказа Минавтотранса РСФСР «Об утверждении правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте» (ред. от 31.12.1981 №200).

1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, в том числе требования к перевозчикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок.

2. Регулярные перевозки пассажиров и багажа

2.1. Остановка транспортных средств для посадки (высадки) пассажиров осуществляется во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию.

2.2. Водитель или кондуктор обязаны правильно и четко объявлять пассажирам названия каждого остановочного пункта и следующего за ним, мест пересадок, а при изменении маршрута объявлять об этом на каждой остановке, а так же заранее предупреждать пассажиров, находящихся в транспортном средстве, об остановочных пунктах, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию.

2.3. В случае прекращения поездки в предоставленном транспортном средстве в связи с его неисправностью, аварией или другими причинами пассажиры вправе воспользоваться приобретенным билетом для проезда в другом транспортном средстве, указанном перевозчиком. Пересадка пассажиров в другое транспортное средство организуется кондуктором или водителем того транспортного средства, на проезд в котором были приобретены билеты.

2.4. Нормы провоза ручной клади и багажа, в том числе бесплатного, устанавливаются перевозчиком с учетом требований, предусмотренных статьей 22 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

2.5. В составе ручной клади разрешается провозить предметы вне зависимости от вида упаковки. Обеспечение целостности и сохранности ручной клади является обязанностью пассажира. Размещение ручной клади на местах, предназначенных для сидения, в проходе между сидениями, возле входа или выхода из транспортного средства, в том числе аварийного, запрещается.

2.6. Наличие у пассажиров билетов, багажных квитанций и квитанций на провоз ручной клади контролируется должностными лицами, уполномоченными перевозчиками, а также иными лицами, на которые такой контроль возложен в соответствии с федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации (далее — контролер).

2.7. Безбилетным является лицо:

а) обнаруженное при проверке в транспортном средстве без билета;

б) предъявившее билет без отметки о гашении, если гашение билета является обязательным;

в) предъявившее поддельный билет;

г) предъявившее билет, срок действия которого истек или в котором указана фамилия и номер документа, удостоверяющего личность, не соответствующие фамилии и номеру, которые указаны в предъявленном этим лицом документе, удостоверяющем личность;

д) предъявившее ранее использованный билет;

е) предъявившее билет, предназначенный для лица, которому предоставлено преимущество по оплате проезда, и не имеющее при себе документа, подтверждающего право на предоставление указанного преимущества.

Лицо, являющееся безбилетным, оплачивает проезд от пункта посадки до пункта назначения в порядке, установленном перевозчиком.

2.9. Билет, предназначенный для лица, которому предоставлено преимущество по оплате проезда, при непредоставлении документа, подтверждающего право на указанное преимущество, изымается. Изъятие билета оформляется актом, первый экземпляр которого вручается лицу, предъявившему указанный билет.

2.10. В случае обнаружения в транспортном средстве багажа или ручной клади, перевозка или провоз которых подлежит оплате, владелец этого багажа или этой ручной клади обязан оплатить их перевозку от пункта посадки до пункта назначения в порядке, установленном перевозчиком.

2.11. Оплата стоимости проезда, перевозки багажа и провоза ручной клади, предусмотренных пунктами 2.8 и 2.10 настоящих Правил, не освобождает от уплаты штрафов за безбилетный проезд, перевозку багажа без оплаты и провоз ручной клади сверх установленной нормы бесплатного провоза, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

2.12. Пассажир обязан

2.12.1. Производить посадку и выходить из автобуса (троллейбуса) только на установленных остановочных пунктах маршрута после полной остановки подвижного состава.

2.12.2. Оплатить, не ожидая требования водителя или кондуктора, проезд и провоз ручной клади (багажа) и получить соответствующие билеты у кондуктора (водителя).

2.12.3. Пассажир обязан хранить билет, квитанцию на провоз ручной клади в течение всей поездки и предъявлять их по первому требованию лиц, осуществляющих контроль.

Каковы правила поведения в общественном транспорте?

Разовый проездной билет и контрольный билет действительны только на одну поездку в одном направлении. По прибытии на конечную остановку маршрута пассажир обязан освободить салон автобуса.

2.13. Пассажир имеет право

2.13.1. Провозить с собой бесплатно ручную кладь в количестве не более одного места, длина, ширина и высота которого в сумме не превышают сто двадцать сантиметров, одну пару лыж в чехле, детские санки, детскую коляску.

2.13.2. Допускается провоз в составе ручной клади животных и птиц в клетках с глухим дном (корзинах, коробах, контейнерах и др.), если размеры указанных клеток (корзин, коробов, контейнеров и др.) отвечают требованиям, предусмотренным пунктом 2.13.1. настоящих Правил.

2.14. Пассажиру запрещается

2.14.1. Препятствовать закрытию дверей или открывать их до полной остановки автобуса. Курить в салоне автобуса, открывать окна без разрешения водителя (кондуктора), высовываться из окон, находиться в салоне в нетрезвом состоянии, ставить детей и помещать багаж на сиденья, приводить в действие сигналы тормоза и механизмы для открывания дверей, кроме необходимости предотвращения несчастных случаев, отвлекать водителя и разговаривать с ним во время движения.

2.14.2. Не допускаются к перевозке багажом и провозу в составе ручной клади зловонные и опасные (легковоспламеняющиеся, взрывчатые, токсичные, коррозионные и другие) вещества, холодное и огнестрельное оружие без чехлов и упаковки, а также вещи (предметы), загрязняющие транспортные средства или одежду пассажиров.

2.15. Перевозчик вправе

2.15.1. Устанавливать нормы перевозки багажа, провоза ручной клади, в том числе бесплатно, большего размера или в большем количестве, чем это предусмотрено п. 2.13.1.

2.15.2. Отказать пассажиру в принятии багажа для перевозки, провозе ручной клади, если свойства или упаковка вещей, входящих в состав багажа, ручной клади, не отвечают требованиям, установленным правилами перевозок пассажиров.

2.15.3. Отказать пассажиру в провозе ручной клади, если ее размещение в транспортном средстве будет препятствовать входу пассажиров в транспортное средство, выходу пассажиров из транспортного средства.

3. Продажа билетов

3.1 Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.

3.2 Продажа билетов для проезда в городском и пригородном сообщении производится:

а) в транспортных средствах (кондукторами или водителями);

б) в специализированных пунктах и иных местах продажи билетов вне транспортных средств.

3.3 В продаже билета может быть отказано при превышении вместимости, предусмотренной конструкцией транспортного средства, или осуществлении перевозок только с предоставлением места для сидения в случае отсутствия свободных мест для сидения. Контроль за соблюдением норм вместимости и наличием свободных мест для сидения осуществляется кондуктором, а при отсутствии кондуктора — водителем.

3.4 Продажа билета без предоставления пассажиру места для сидения допускается в случае, если возможность проезда пассажира без предоставления места для сидения предусмотрена конструкцией транспортного средства.

Забытые и найденные вещи

4.1 Лица, обнаружившие забытые вещи в транспортном средстве или на территории автовокзала, обязаны сообщить об этом кондуктору (водителю).

Каждому жителю города стоит знать и всегда придерживаться правил этикета при поездке в общественном транспорте.

При входе в транспорт

По правилам этикета, при посадке в общественный транспорт, первыми следует пропускать пожилых людей, детей и женщин.

Если вы мужчина и желаете помочь кому-либо из пассажиров войти в транспорт, сначала нужно попросить разрешения .

При входе в транспорт, обязательно следует снимать рюкзаки, сумки чтобы не беспокоить и не задевать других пассажиров.

В транспорте

Негласные правила этикета предполагают, что места в общественном транспорте предназначены для детей, инвалидов и пожилых людей. Если люди таких категорий сидят на местах, а еще есть свободные места в транспорте, их могут занять женщины.

Также по правилам этикета, если мужчина желает занять свободное место в транспорте, он сначала должен спросить у рядом стоящих людей, не хотят ли они присесть. Если после вопроса последовал ответ «нет», мужчина может спокойно занять место. Это касается и молодых людей. Спрашивать стоит негромко, также не стоит спрашивать у всех пассажиров поголовно.

По правилам этикета, даже женщина должна уступить место мужчине. Но это лишь в том случае, если мужчина пожилой, а женщина молодая. Также это возможно, если мужчина инвалид либо плохо себя чувствует.

Когда вы уступаете место в транспорте, не забывайте произносить фразу: «Присаживайтесь, пожалуйста!». Просто встать и освободить место человеку считается некультурно. Также, человек, которому уступили место, обязательно должен поблагодарить человека за оказанную любезность.

Молодые девушки и парни не должны садиться в транспорте, если в нем находиться пожилые люди, инвалиды, дети либо беременные женщины.

Если вы находитесь в транспорте со своей спутницей и ей кто-то уступает место, вы обязаны поблагодарить этого человека.

Находясь в общественном транспорте, считается некультурно рассматривать других пассажиров .

Также, в общественном транспорте каждый платит сам за себя . Молодой человек не обязан оплачивать проезд своей спутнице.

Передвигаясь общественным транспортом, всегда наготове держите проездной документ, если таков у вас имеется. Не стоит задерживать контролера и создавать лишних замешательств.

На сидячие места позволяется ставить только чистые рюкзаки и сумки и только тогда, когда нету людей, желающих занять свободное место.

Когда вы едете в транспорте с другом или знакомым, не стоит разговаривать на весь салон. Делайте это в пол тона, чтобы не отвлекать других пассажиров.

Также нельзя общаться на личные темы в общественном транспорте.

Когда вы передвигаетесь общественным транспортом с детьми , следите за тем, чтобы они вели себя культурно, не шумели и не толкались. Заранее объясните детям, как следует вести себя в общественном транспорте.

Даже в самом забитом вагоне метро вам всегда стоит придерживаться правил этикета. Не облокачивайтесь и не держитесь за других пассажиров, не наступайте им на ноги.

При выходе из транспорта

Правила поведения в общественном транспорте гласят, что при выходе из транспорта, первым должен выйти мужчина или младший по возрасту. Так, молодой человек сможет помочь женщинам и старикам, которые нуждаются в необходимой помощи: подать руку женщине, вынести сумку или помочь с ребенком.

По правилам этикета, всегда заранее готовьтесь к выходу из транспорта, чтобы потом не толкаться в спешке к выходу. Прежде, чем обойти человека, вам следует переспросить его, не собирается ли он выходить на ближайшей остановке, если нет, попросить пропустить вас ближе к двери.

Дата публикации: 10.10.2012

Человек должен соблюдать правила этикета. Этим мы отличаемся от животных. Общественный транспорт - это то место, где многие забывают о правилах поведения и приличия. Давайте исправим этот серьёзный недостаток.

Правило 1. При заходе в транспорт нужно пропускать перед собой пожилых людей, детей, инвалидов, женщин. Более того, прежде чем заходить самому, нужно дать выйти другим пассажирам.

Правило 2. Иногда при заходе или выходе из транспорта требуется помочь кому-либо. Например, если видите женщину коляской, то помогите ей. При этом не нужно делать это резко и молча. Если хотите кому-то помочь или подать руку, то спокойно предложите свою помощь.

Правило 3. Уступайте место пожилым, инвалидам, детям и женщинам. При этом не нужно резко вставать. Дайте понять человеку, что вы уступаете ему месту. Вы должны сказать «Присаживайтесь пожалуйста». Некоторые люди резко реагируют на слово «Садитесь», мотивируя это тем, что «сидят» в тюрьме, а говорить надо «присаживайтесь». Конечно, можно говорить то, что посчитаете необходимым. В ответ вам должны сказать слова благодарности.

Правило 4 . Выражайте свою благодарность. Если водитель «попридержал» транспорт, видя как вы бежите к остановке, то обязательно скажите «спасибо» водителю. Не нужно никаких переходов на личности, типа «спасибо, братан». Если вам помогли выйти/войти в транспорт, то тоже скажите «Спасибо». При этом не нужно говорить лишнего. Не нужно распинаться и говорить благодарственные тирады, достаточно обычного «Спасибо».

Правило 5 . Вообще, стоять в автобусе должны здоровые мужчины, а женщины, инвалиды и пожилые люди должны сидеть. Но иногда случается, что некоторые не уступают место, нарушая правила этикета. Если вы видите здорового подростка, который не уступает место пожилой женщине, то попросите его уступить ей место. При этом не нужно угрожать или повышать голос. Достаточно вежливо сказать «Молодой человек, уступите, пожалуйста место пожилой женщине». Как правило, даже самые настоящие хулиганы уступают место, потому что на них будет смотреть весь автобус/транспорт/etc, когда вы будете просить уступить место.

Правило 6. Никогда не выражайте негативных эмоций. Если кто-то сильно нарушает правила этикета (не хочет платить кондуктору, не уступает места), то не нужно на него кричать. Стоит ли говорить, что применять силу в общественном транспорте не просто аморально, но и наказуемо (административный штраф за мелкое хулиганство).

Правило 7. Не ешьте и не пейте ничего в общественном транспорте. Во-первых, вы можете сами подавиться. Во-вторых, вы можете испачкать других. Кстати, помимо этого категорически запрещается наводить макияж в общественном транспорте (странно, что вообще кто-то до этого додумается).

Правило 8. Урегулируйте конфликты. Очень часто люди в общественном транспорте начинают ругаться. Обычно это случается в трёх случаях. Если водитель едет не очень аккуратно, то все начинают ворчать «Не дрова везёшь!». Иногда ругаются с кондукторами. Но чаще всего конфликты происходят по вине пожилых людей и слишком «дерзких» молодых. Тогда пожилые начинают вспоминать счастливые советские годы, а молодые пытаются показать свой гонор. Ваша задача спокойно сказать таким людям, чтобы они успокоились.

Правило 9. Если у вас с собой большая сумка или багаж, то снимите его или сделайте так, чтобы он не мешался остальным. Если есть рюкзак не спине, то либо повернитесь спиной к окну или стенке, либо снимите его со спины, иначе вы будете задевать и мешать людям. К тому же, в часы пик из рюкзака на спине воры легко могут вытащить ваши документы/деньги/etc.

Правило 10. Каким бы вы большим ни были, вам нужно не притеснять других. Не расставляйте широко ноги, не стойте прямо у двери и т.д. Если вы сидите, то не нужно широко выставлять колени. Более того, не нужно сидеть на одном месте, а на другое класть свою сумку. Если это возможно, не занимайте сразу два места - возьмите сумку и поставьте себе на колени. Если ваш багаж очень уж большой, то поставьте его на пол.

Правило 11. Если вы не выходите на следующей остановке, то пропускайте других людей. Если же вы сами выходите, то старайтесь заранее пройти ближе к дверям, чтобы потом не бежать к дверям, расталкивая людей вокруг. Если люди мешают вам продвинуться к дверям, то скажите им спокойным голосом, чтобы вас пропустили. Или же можете спросить: выходят ли они на следующей остановке.

Правило 12. Не разговаривайте громко со своими друзьями или по телефону. Если увидели своего знакомого, то не нужно кричать на весь транспорт «Привет!». Старайтесь говорить так, чтобы не мешать другим. Т.е. если будете громко кричать, то доставите дискомфорт другим, а если будете говорить слишком тихо, то вас не услышит ваш собеседник. К тому же, ваш разговор могут услышать другие пассажиры. А потому не нужно в общественном транспорте говорить о личной жизни.

Правило 13 . В часы пик в транспорте мало места. Если вы куда-то очень сильно торопитесь, то можете «пропихнуться». Иначе, лучше дождаться следующего транспорта. Если вы стоите прямо возле двери и у вас нет возможности пройти вглубь, то на каждой остановке выходите из транспорта, чтобы дать нормально выйти другим. Потом можете вновь зайти вместе с другими.

Правило 14. Если читаете книги или газеты, то не мешайте при этом другим. Вообще, читать в транспорте - вредно для глаз.
Кстати, сейчас у многих есть «читалки» и смартфоны, что значительно облегчает чтение в транспорте. Это гораздо удобнее, чем держать в руках большую газету или массивную книгу.

Правило 15. Не нужно трюков. Некоторые люди садятся на сиденья, но чтобы никому не уступать места - притворяются мёртвыми спящими. Если вам нужно сесть (болят сильно ноги, спина и т.д.), то можете спокойно сказать об этом окружающим. Ни один нормальный человек не прогонит больного человека с места.

Правило 16. В метро вы должны соблюдать все вышеуказанные правила с небольшим дополнением. Если пользуетесь эскалатором, то стоять нужно с правой стороны. Также не нужно близко подходить к перрону (это не безопасно).

Правило 17. Если хотите слушать музыку, то надевайте наушники. Не нужно включать музыку на полную катушку на своём телефоне. Во-первых, люди могут не разделять ваших музыкальных предпочтений. Во-вторых, звук из надрывающегося динамика вкупе со звуком шума двигателя транспорта даёт потрясающий эффект (в смысле очень неприятный).

Правило 18. Будьте готовы, что большинство людей не соблюдают этикета. При этом не нужно учить остальных этикету. Если этикет нарушается грубо, то достаточно спокойно сказать об этом нарушителю. Главное, чтобы вы сами соблюдали этикет.

Если каждый, кто прочитает данную статью и начнёт соблюдать эти простые правила, тогда поездка в общественном транспорте станет по-настоящему культурной и приятной.

Будьте вежливы!
Спасибо за внимание!

P.S. Французская социальная реклама на тему культурного поведения в общественном транспорте. Не зная французского, не трудно догадаться о ее смысле. К сожалению, в России с культурой поведения в трнаспорте дела обстоят хуже, чем во Франции. И виновато в этом не правительство, не менталитет, а мы сами - каждый из нас.


Последние советы раздела «Люди»:

Вам помог этот совет? Вы можете помочь проекту, пожертвовав на его развитие любую сумму по своему усмотрению. Например, 20 рублей. Или больше:)

В Правилах дорожного движения «Пассажир» это: лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве, а также лицо, которое входит в транспортное средство или выходит из транспортного средства. Значит пассажиром пешеход становится не тогда, когда он вошел в автобус или другое транспортное средство, а в тот момент когда он решил это сделать и начал движение в сторону двери автобуса. Таким образом, если мы пользуемся каким – либо видом транспорта, мы являемся пассажирами.

Многие думают: «Правила дорожного движения касаются водителей и пешеходов. А я - пассажир, меня везут, значит, за меня отвечает водитель». На самом деле от пассажиров также зависит безопасность на дорогах, и в Правилах дорожного движения есть раздел определяющий обязанности пассажиров.

Работа водителей транспортных средств в условиях больших городов и насыщенных движением шоссейных дорог, весьма напряжена и ответственна. И пассажиры не должны создавать дополнительные трудности водителям, отвлекая их нарушением правил.

Важно правильно ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси. Весь городской транспорт движется по определенным маршрутам и останавливается не там, где захочется водителю или пассажирам, а в установленных пунктах, которые называются остановками. Поэтому ожидать городской транспорт следует стоя на остановках, обозначенных указателями, тротуаре или обочине, не выходя на проезжую часть.

Следует иметь в виду, что остановка трамвая почти всегда бывает на середине проезжей части и пассажирам приходится пересекать мостовую. Правила дорожного движения требуют от водителей автомобилей пропустить пассажиров, идущих к остановившемуся трамваю или от него. Но все равно надо быть предельно внимательным и, прежде чем идти к трамваю, необходимо посмотреть по сторонам и убедиться в безопасности перехода.

    • Когда к остановке подошел автобус, троллейбус или трамвай, ведите себя спокойно - не суетитесь, не толкайтесь. Подходите к двери только после полной остановки транспорта. Не стойте перед дверьми, пропусти выходящих пассажиров.
    • Не входи в транспорт с мороженым и напитками, Даже если салон свободен, при резком толчке или тор­можении ты рискуешь испачкать других пассажиров.
    • Войдя в транспортное средство, не задерживайтесь около дверей и на площадке, пройдите в салон. В салоне держитесь за поручни, чтобы не получить ушибов при возможном резком торможении.

    • Во избежание быть зажатым дверьми не пытайтесь сесть в последний момент перед отправкой автобуса, троллейбуса, трамвая.
    • Требованиями безопасности пассажирам запрещено препятствовать закрыванию дверей или же открывать их до полной остановки транспортного средства. Большинство автобусов и троллейбусов имеют двери, которые открываются автоматически из кабины водителя. Водитель не всегда видит, что делается в дверях, если их придержал кто-то из пассажиров. Водитель, будучи уверен, что двери закрыты, отправляет автобус или троллейбус. В результате пассажир может оказаться зажатым между створками дверей. Не пытайтесь открыть их самостоятельно: это очень опасно!

    • Так же опасно открывать двери до полной остановки автобуса или троллейбуса, потому что из нее могут выпасть на ходу пассажиры.
    • Не прислоняйтесь к дверям: они могут открыться на ходу, не высовывайте головы и руки в окна.
    • Не стойте на выступающих частях и подножках транспортных средств;
    • Не отвлекайте водителя разговорами во время движения.
    • При движении не следует спать, по возможности нужно следить за ситуацией на дороге.
    • Если во время движения возникает опасность столкновения транспортного средства с другим объектом, надо принять устойчивое положение и крепко ухватиться руками за поручни (ремни); сидящему пассажиру следует упереться ногами в пол, а руками в переднее сиденье (панель) и наклонить голову вперед.
    • В случае столкновения и невозможности удержаться в вертикальном положении попытайтесь в падении сгруппироваться и закрыть голову руками, и в идеале - увидеть место приземления.
    • При аварии троллейбуса или трамвая покидать их во избежание поражения электрическим током следует только прыжком.

    • Внутри трамвая, троллейбуса и особенно более подвижного автобуса старайтесь держаться за поручни на случай экстренного торможения или остановки. Лучшая точка опоры - поручень над головой.
    • Стоять лучше лицом в сторону движения, чтобы иметь возможность заранее заметить опасность и успеть на нее среагировать. Кроме того, из этого положения при столкновении и торможении вы упадете лицом вперед, что гораздо безопаснее падения на спину.
    • Определенную угрозу представляют из себя в случае резких остановок и торможений зонты, трости и т.п. предметы с острыми и выступающими краями.
    • Небезопасно в идущем транспорте ходить, вместо того чтобы стоять, удерживаясь за поручни, опасно также дремать. В этих случаях человек просто не успевает среагировать на угрозу и падает прежде, чем успевает понять, что с ним происходит.
    • В любом общественным транспортом есть надписи: «Места для пассажиров с детьми и инвалидов». Но даже если ты сидишь не на таком месте, все равно следует уступить его инвалиду, пожилому человеку, женщине и просто человеку старше. Также следует помочь выйти из автобуса или троллейбуса пожилому человеку или женщине с ребенком, слепому человеку.
    • К выходу необходимо подготовиться заранее по возможности подойти ближе к дверям. После остановки и открытия дверей, когда пассажиры начинают выходить, не толкайтесь и не суетитесь. Дети старшего возраста должны помочь пожилым пассажирам, инвалидам и малышам. Маленькие дети, едущие вместе с взрослыми, выходят после них.
    • Выйдя из общественного транспорта, не останавливайтесь напротив дверей, а отойдите в сторону, чтобы не мешать выходу других пассажиров.

  • Выйдя из транспорта, вы снова становитесь пешеходом, и, значит, опять должны подчиняться требованиям правил для пешеходов. Будьте особенно внимательны, если вам надо перейти на противоположную сторону дороги: ваш путь только по переходу!
  • Помните: нарушая правила пользования общественным транспортом, вы ставите под угрозу и свою жизнь, и жизнь многих пассажиров и прохожих!

Вопрос о том, какими должны быть правила поведения в общественном транспорте, к сожалению, задает себе далеко не каждый. Отправляясь в дальнюю поездку, например на поезде, или устраивая грандиозный выезд детей на классную экскурсию, большинство людей не задумывается о том, что существуют специально разработанные правила поведения при пользовании различными видами транспорта.

Особенности

Согласно правилам дорожного движения транспортное средство – источник повышенной опасности. Школьный автобус, электропоезд или просто легковой автомобиль, помимо комфорта и удобства во время перемещения из точки А в точку Б, в любой момент могут попасть в аварийную ситуацию или создать ее другим участникам движения. При этом часто причиной возникновения нештатной ситуации являются сами пассажиры, а точнее, их поведение. И неважно, что перед нами – 20-местная маршрутка или ж/д состав из десяти вагонов.



Все мы с детства помним таблички с надписями «Не стойте у края платформы», «Разговаривать с водителем во время движения запрещается», «Стойте справа, проходите слева» и тому подобные. В детском возрасте такие надписи воспринимаются как нечто скучное, нудное и совсем необязательное к исполнению, особенно, если взрослые не видят. Можно прокатиться на подножке трамвая, сходу заскочить в отъезжающий поезд или перебежать дорогу прямо перед идущим потоком машин. И ведь ничего же не будет, сто раз так делали. На сто первый раз, к сожалению, могут наступить необратимые последствия.

Человеческий фактор, пожалуй, одна из наиболее распространенных причин возникновения нештатных ситуаций на общественном транспорте.

Поведение пассажиров может и, к сожалению, часто провоцирует различные аварии, в том числе – с жертвами. Нередко в таких случаях причинами, толкнувшими пассажиров на грубое нарушение правил пользования общественным транспортом, является элементарное незнание этих правил либо пренебрежение ими.

Печально известные «зацеперы» вызывают, помимо осуждения, сострадание и даже понимание: молодежь пытается обратить на себя внимание, что вполне объяснимо, особенно в условиях дефицита внимания со стороны взрослых. Однако машинистам электропоездов и обходчикам путей трудно понять и простить экзальтированных подростков.


В нашей стране история правил поведения в общественном транспорте начинается еще в позапрошлом, девятнадцатом веке, являясь одной из важнейших составляющих общественной безопасности. Современные транспортные средства, предназначенные для удобного и быстрого перемещения в пространстве, требуют соблюдения простых и в то же время обязательных к исполнению правил.

Только следование этим правилам может в значительной степени гарантировать безопасность жизнедеятельности на общественном транспорте.


Основные правила

Перечислять правила пользования, например, метрополитеном или фуникулером (это тоже вид общественного транспорта) не имеет смысла, тем более незачем знать все вышеозначенные правила наизусть. Однако следование основным нормам поведения в общественном транспорте позволит не только избежать неприятных, в том числе экстремальных ситуаций, но и вести себя вежливо по отношению к окружающим.


  • Будьте внимательны . Пассажиров общественного транспорта лучше всего характеризует понятие «броуновское движение», особенно это касается метрополитена. Следование информационным табличкам, а также выполнение указаний сотрудников транспорта не являются чьей-то прихотью, но позволяют обеспечивать правильную логистику и должные меры безопасности. Внимательным нужно быть не только, когда вы едете за рулем собственной машины: даже в спального вагоне поезда дальнего следования могут возникнуть различные непредвиденные ситуации. Всегда нужно помнить: общественный транспорт является источником повышенной опасности.



  • Будьте вежливы. Культура транспортного поведения – не миф, а реальность, с которой мы сталкиваемся каждый день. Взаимная вежливость и терпеливое отношение к окружающим позволяет избежать многих неприятных ситуаций и значительно облегчает работу служащих и работников транспорта, в первую очередь сотрудников правоохранительных органов. Общественный транспорт потому так и называется, что принадлежит всем одинаково, а не лично вам и только на том основании, что вы заплатили за проезд.



  • Следуйте элементарной логике . В подъехавшем к остановке трамвае открылись двери, и народ радостно повалил внутрь, пихаясь и толкаясь, словно это последний трамвай в ближайшие несколько дней. Правило лифта (тоже, кстати, вид пассажирского транспорта) работает везде, где есть двери: сначала выходят, потом заходят. Если в вагоне метро или салоне наземного транспорта нет места, не следует впихиваться, создавая неудобства себе и окружающим, а просто подождать следующий транспорт.


  • В авиационном секторе пассажирских перевозок правила значительно жестче, чем в остальных. И это нормально. Пользуясь самолетом или вертолетом, следует быть особенно внимательными, с пониманием относиться к работе пилотов и других работников авиатранспорта. А соблюдать правила поведения во время полета и при нахождении в аэропорте – неукоснительно и также с пониманием.



Этикет в зарубежных странах

Вопреки распространенному до сих пор стереотипу «у них там все замечательно, а у нас тут все ужасно», правила поведения в общественном транспорте в европейских странах не сильно отличаются от российских. В самой Европе существует значительная разница в поведении в общественном транспорте различных стран. Скажем, в Италии или во Франции молодежь может позволить себе спокойно шуметь в общественном транспорте, не переходя при этом известной черты дозволенного, а в северных европейских странах поведение пассажиров можно назвать более сдержанным или даже флегматичным.



Основное отличие европейских пассажиров от наших, отечественных заключается, как это ни тривиально, в более ответственном отношении к правилам поведения в общественном транспорте.

Во всех видах муниципального и частного пассажирского транспорта можно увидеть памятки пассажирам; правда, далеко не всегда эти памятки дублируются на английском языке, даже если дело происходит в историческом центре крупного европейского города.


Общие нормы поведения в городском транспорте, как уже говорилось, во многом схожи с нашими, а существующие различия можно кратко свести к следующим пунктам:

  • европейцы «в среднем по больнице» более тщательно следуют правилам и предписаниям;
  • в европейском городе вам чаще всего не будут настойчиво предлагать помощь или громко высказывать недовольство вашим невежеством или незнанием правил;
  • европейцы в целом относятся к иностранцам более снисходительно, в частности, это проявляется в том, что вам, скорее всего, подробно объяснят, как лучше попасть в нужное вам место.

Любой гражданин, взрослый или ребенок, обязан помнить: транспорт — зона высокой опасности, а кроме того это большое скопление посторонних людей, в присутствии которых должны соблюдаться главные правила вежливости, общественного этикета.

Многие родители считают, что обучать детей нормам, правилам этикета нормально, а правилам поведения на транспорте дети научатся сами. Это ошибочная позиция.

Поведение детей в общественном транспорте оставляет желать лучшего: дети забираются на сиденья с ногами, громко кричат, мешая остальным пассажирам, пачкают их одежду. Это сильно напрягает и часто становится источником конфликтов. Конечно, к маленьким детям желательно быть немного лояльнее, но это не означает, что они не должны соблюдать установленные правила этикета.

Что обязан знать ребенок?

Родители не должны забывать: когда-нибудь ребенку придется прибегнуть к услугам общественного транспорта самостоятельно. Его нужно заранее подготовить. Это вовсе не сложно. Все, что необходимо — перестать таскать свое чадо за собой, ни на что, при этом не обращая внимание, ничего не объясняя.

Нужно почаще рассказывать ребенку о том, как вести себя при поездке , как правильно заходить в автобус, выходить из него. Объяснять, что в транспорте нельзя толкаться, стоять у входа, обязательно снимать рюкзак, уступать места инвалидам, престарелым людям и некоторые другие несложные для запоминания правила. Лучший способ их усвоения — личный пример.

Как такового установленного законом перечня правил этикета, поведения в общественном транспорте для школьников на транспорте не существует. Поведение пассажиров разных возрастов при передвижении на транспорте устанавливают «Правила проезда в общественном транспорте», правила дорожного движения. Они законодательно описывают права, имеющиеся у пассажиров, обязанности, которые неукоснительно все обязаны соблюдать. Кроме них всегда существовали неписанные правила этикета при поездках.

Главные правила поведения можно объединить в несколько несложных памяток, которые помогут ребенку и родителю освоить основные моменты безопасного и высокоморального поведения школьников в общественном транспорте.

Правила безопасности

Правила безопасного поведения обязательны к соблюдению при любых ситуациях. Они придуманы для того, чтобы сохранить здоровье человека, который пользуется автобусом, трамваем, поездом или самолетом. Касаются они как взрослых, так и детей , особенно школьников, которые могут уже самостоятельно без сопровождения родителей пользоваться услугами разного транспорта. Рассмотрим основные из них.

Памятка: Правила посадки, высадки

  • Ожидать транспортное средство необходимо только на специальном оборудованном остановочном пункте (остановке);
  • Подходить к входным дверям автобуса, поезда нужно только после полной остановки, запрещено запрыгивать в открытые двери на ходу;
  • Если заметили, что автобус или троллейбус переполнен, лучше подождать следующего;
  • Перед входом в автобус или другое транспортное средство, нужно пропустить всех выходящих пассажиров;
  • Заходить следует не спеша, соблюдая очередность, не стараясь опередить всех;
  • После посадки не останавливаться у самого входа (если только не придется выходить на ближайшей остановке), спокойно пройди в середину, оставив место тем, которые заходят после;
  • Не нужно пытаться выйти из автобуса, троллейбуса первым — лучше всего подождать пока основная толпа пассажиров уйдет;
  • Переходить улицу после высадки желательно после отъезда транспортного средства от остановки;
  • При посадке на трамвай его необходимо всегда обходить спереди, автобус, троллейбус — сзади.

Памятка: Правила безопасного поведения в пути

При поездке нужно всегда вести себя достойно и придерживаться некоторых правил безопасности и этикета.

Главные правила безопасности:


Памятка: Правила поведения в автобусе (троллейбусе) в ходе поездки

При поездках на любом транспорте необходимо соблюдать вежливость по отношению к остальным пассажирам и выполнять следующие правила:

  • Входя, нужно снимать сумки, рюкзаки, чтобы не задеть других пассажиров, не запачкать их;
  • В автобусе не стряхивают снег со своей одежды, капли дождя;
  • Согласно общепринятым правилам поведения при посадке в любой транспорт первыми всегда входят пожилые люди, беременные женщины, инвалиды. Именно им школьники обязаны уступать. То же самое нужно делать, выходя из транспортного средства общественного пользования;
  • К выходу желательно готовиться заранее (особенно если очень пассажиров много). Спрашивать у впереди стоящих: «Вы выходите на остановке?» Извиняясь, просить разрешения пройти, а не расталкивать, локтями прокладывая себе молча путь;
  • В салоне необходимо уступать места людям престарелого возраста, женщинам с маленькими детьми, с тяжелыми сумками, инвалидам;
  • В транспорте нельзя толкаться, стараться не наступать на ноги, не опираться локтями на человека, который находится рядом, не толкать его;
  • В салоне автобуса, троллейбуса, трамвая не разговаривают очень громко, не высовываются из окна, не мешают пассажирам при выходе, на входе;
  • Обязательно нужно оплачивать проезд и при необходимости показывать талон или билет контролеру, кондуктору после поездки билет выбрасывается в урну;
  • Если пользуетесь проездным документом, то держать его при посадке нужно наготове, чтобы не отнимать время у кондуктора и не доставлять неудобств другим пассажирам при его поиске;
  • Если в переполненном салоне держаться неудобно, а в руках цветы или торт, то не нужно стесняться и попросить пассажиров подержать их;
  • Не принято разглядывать пассажиров в упор, опираться на них или заглядывать в телефон, книгу сидящего, стоящего рядом человека;
  • Нельзя грубить другим пассажирам. Если замечание сделано по поводу — стоит взять его на заметку, постараться исправиться;
  • Нельзя пачкать сиденья, забираться на них с ногами, разрисовывать их, есть мороженое, пирожные, причесываться, чистить ногти, громко смеяться, разговаривать, обсуждать проблемы во всеуслышание и многое подобное.

Правила поведения на водном транспорте

Если находитесь на воде, то категорически запрещается:

Правила поведения на железнодорожном транспорте

Кроме общих правил этикета на железной дороге есть и специфические правила техники безопасности:


Дети — чистый лист. Что станет с ними дальше и как они будут вести себя в разнообразных жизненных ситуациях — это дело родителей. Приучая школьников к простейшим для запоминания правилам поведения на транспорте, можно реализовать свое и обязанность, тем самым обеспечить новое поколение нравственными навыками, необходимыми в обществе. Лучше всего учить этому ребенка не на словах, а на деле. И неплохо было бы, чтобы взрослые сами вспомнили некоторые правила поведения.