Порядок проведения конкурса образовательных проектов «Мир дошкольника – первый опыт. Проект «Первые эксперименты Мир дошкольника первый опыт личный кабинет

Психологический практикум для начинающих Барлас Татьяна Владимировна

Мир глазами дошкольника

Мир глазами дошкольника

Каждый помнит себя в детстве, однако многие особенности того, как ребенок-дошкольник воспринимает и понимает окружающий мир, ускользают из памяти и кажутся удивительными для взрослых: нам трудно и непривычно выйти за рамки «правильного» и, казалось бы, единственно возможного понимания реальности. Оказалось, однако, что мир дошкольника построен по совершенно иным принципам, многие из которых открыл в начале нашего века швейцарский ученый Пиаже. Вот некоторые из его опытов, их может повторить каждый.

Перед ребенком ставят два стакана с водой, один низкий и широкий, другой – высокий и тонкий. В первом из них вода. Взрослый или сам ребенок переливает воду во второй стакан. Хотя все происходит на глазах ребенка, если ему 3–6 лет, он, как правило, считает, что воды стало больше.

Перед ребенком выкладывают два ряда мелких предметов (пуговицы, детали конструктора, конфеты, кусочки шоколадок и пр.) и спрашивают, в каком ряду их больше.

После правильного ответа «Одинаково» предметы в нижнем ряду раздвигают.

Теперь ребенок считает, что в нижнем ряду предметов стало больше.

В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка можно наблюдать разные формы проявления описанных феноменов. Если у младших опыт может вызвать восторг («Смотри, они (фигурки) на весь стол!»), то у детей постарше – недоумение («Я же сам воду переливал»), попытки объяснения («Это что – фокус какой-то?»), ухудшение настроения, сомнения и даже попытки «исправить ситуацию», например, украдкой съесть конфету в верхнем ряду, чтобы их уже точно было меньше. Некоторые дети дают правильный ответ во втором опыте при небольшом количестве сравниваемых предметов (5–6), но начинают сомневаться и ошибаться, если их становится 10–12.

Жан Пиаже объяснял полученные результаты, говоря о таких свойствах психики дошкольников, как центрация и неумение сосредоточиться на изменениях. Центрация – неумение воспринимать предметы или явления в целом; для детей существует только одна их сторона, например, высота воды в стакане или длина ряда пуговиц. Неумение сосредоточиться на изменениях – неспособность уследить за тем, как объект меняется и переходит в другое состояние. Ребенок фиксирует в памяти устойчивые состояния – начальное и конечное, но от него ускользает процесс преобразования, поэтому он видит лишь конечный результат, например, два ряда пуговиц, один из которых длиннее другого. С указанными свойствами связаны и некоторые особенности поведения детей в жизни, например, желание пить любимый сок из высокого стакана (его будет больше) или разрезать вкусное печенье на маленькие кусочки (его тоже станет больше, потому что больше кусочков).

Другие свойства детской психики отчетливо выявляются при разговоре на некоторые абстрактные темы. Приведем несколько подобных диалогов (выделенные реплики в наибольшей степени отражают суть феноменов). Вот фрагменты из разговора Пиаже с девятилетней Фрэн; время действия – 1920-е годы (см.: Субботский, 1991).

– Фрэн, солнце движется?

– Почему?

– Потому, что оно хочет сильно сиять.

– Потому что иногда бывают леди и джентльмены, которые гуляют, и им приятно, когда хорошая погода.

– Солнце видит их?

– Да.

– А когда мы идем, что оно делает?

Иногда оно смотрит на нас, иногда идет за нами.

Удивительно, как мало изменились дети за прошедшее столетие. Правда, возрастные границы открытых Пиаже феноменов несколько изменились. Вот разговор с пятилетней Рикой.

– Рика, почему солнце светит?

– Чтобы было светло.

– А зачем нужен свет?

– Чтобы мы гуляли, чтобы можно было книжки читать, чтобы было тепло и мы никогда не болели.

– А солнце живое?

– Да. Оно нас видит, оно нам рассказывает сказки, как оно поживает. А еще оно нас защищает от Снежной королевы.

– Рика, почему едет машина?

– Чтобы отвезти папу на работу, меня в детский садик.

– А еще для чего?

– Чтобы поехать в лес и погулять с нами.

– Когда машина стоит на стоянке, что она делает?

– Она отдыхает от дел, спит, чтобы потом у нее были силы отвезти меня в Макдональдс.

В ответах детей проявляется анимизм – наделение неживой природы свойствами живого и разумного (машина отдыхает, набирается сил, солнце видит, ходит, рассказывает сказки и пр.). Источник анимизма Ж. Пиаже видит в том, что ребенок еще не научился выделять себя из окружающего мира и не знает в точности, что принадлежит ему (психическое, субъективное), а что – окружающему миру, объективному и материальному, поэтому он не только наделяет неживое мыслями, чувствами, желаниями, но и психические явления (например, собственные сны) – свойствами объективного мира. Вот диалог с Севой (7 лет 10 месяцев):

– Кто-нибудь может увидеть твои сны?

– Мои сны никто не может увидеть, потому что у другого человека есть свои сны. Мама может. Только в животе. Я видел мамины сны, когда был у нее в животе, потому что через пупок.

Ответы Севы требуют небольшого комментария. Мальчик находится в том возрасте, когда феномены, обнаруженные Пиаже, или исчезают, или находятся на грани исчезновения. Он уверен, что «солнце о нас не думает, потому что оно – неживая природа». Ситуация же со снами достаточно сложная: могут видеть чужие сны только мама и ребенок и только тогда, когда ребенок у мамы в животе. Но ведь все-таки могут!

Описанные феномены проявляются не только в отвлеченных беседах, но и в реальной жизни, служа основой для детских страхов. Ребенок, не имеющий четких границ между живым и неживым, возможным и невозможным, сказкой и реальностью, может бояться каких-то предметов или сказочных персонажей. Более того, не имея границ между субъективным и объективным, между мыслью и действием, он может бояться даже того, что придумал сам. Даже в более старшем возрасте дети не всегда умеют четко провести грань между фантазией и реальностью и могут прослыть лжецами среди взрослых или сверстников.

Еще одна особенность детского мышления проявилась в беседе с Рикой, когда она рассуждает о том, почему ездит машина (чтобы возить ее в детский садик, в лес и пр.). Вот еще один характерный фрагмент диалога.

– Почему наступает зима?

– Потому что очень хочется кататься на горке (Владик, 5 с половиной лет).

В этих примерах проявляется такое свойство детского мышления, как эгоцентризм – восприятие предметов и явлений лишь «через себя», неспособность встать на чужую точку зрения. С возрастом постепенно формируется более объективная оценка. В качестве «остаточных явлений» эгоцентризма у некоторых детей может быть выражен своеобразный «переворот причины и следствия», например, «солнце светит, чтобы было светло», «велосипед едет, чтобы не устать человеку» и т. п.

Зная о том, что дошкольникам в той или иной степени присущ эгоцентризм, можно объяснить и предотвратить некоторые серьезные проблемы. Часто дети считают себя причиной того, что происходит вокруг них, даже если на самом деле это не имеет к ним непосредственного отношения, например, обвиняют себя в ссорах или разводе родителей, в болезнях близких родственников. Понимание подобных явлений и вовремя сделанное объяснение могут очень помочь детям.

Феномены Пиаже исчезают у современных детей постепенно к 6–8 годам по мере того, как увеличивается жизненный опыт маленького человека, он узнает больше об окружающем мире и приобщается к школьному образованию. Теперь ему уже не надо сравнивать ряды предметов «на глазок», он может просто их пересчитать. (Правда, сохраняются отдельные «рецидивы» вроде веры в Деда Мороза порой и у 10–12-летних.) И все же мир детства не уходит из жизни безвозвратно. По его законам во многом построены сказки и мифы, сны и фантазии, на них основана вера в экстрасенсов и астрологию, миром детства пронизаны многие сферы взрослой жизни.

Из книги Психология личности: конспект лекций автора Гусева Тамара Ивановна

ЛЕКЦИЯ № 22. Развитие личности ребенка-дошкольника В раннем детстве деятельность ребенка со стороны его взаимоотношений со взрослыми может быть охарактеризована как совместная деятельность. Б. Г. Ананьев по этому вопросу писал: «Взрослый родной человек не только

Из книги Психология личности автора Гусева Тамара Ивановна

41. Кризис «трех лет» у ребенка-дошкольника Предметное действие ребенка есть совместное действие ребенка и взрослого, в котором элемент содействия является ведущим.Еще до начала активной речи ребенка именно это содействие взрослого выполняет функцию коммуникации и

Из книги Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение автора Баенская Елена Ростиславовна

Трудности семьи дошкольника с аутизмом После постановки диагноза (или его подтверждения) состояние стресса для семьи, которая продолжает сражаться за своего ребенка, нередко становится хроническим. Это особенно очевидно в наиболее тяжелых случаях, когда родители

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

3. Психология дошкольника 1. Предметная деятельность и игра в дошкольном возрасте.2. Познавательные процессы дошкольника.3. Развитие личности в дошкольном возрасте.4. Готовность ребенка к обучению в школе.1. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте становится

автора

Особенности развития дошкольника В отечественной психологии каждый возраст характеризуется особой социальной ситуацией развития, под которой понимается система отношений между взрослым и ребенком, сложившаяся на данном возрастном этапе. При этом взрослый выступает в

Из книги Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. Пособие для психологов и педагогов автора Веракса Александр Николаевич

Пример индивидуального психологического обследования дошкольника Испытуемая: Саша (5 лет 6 месяцев), посещает детский

Из книги Я хочу рассказать вам о... автора Букай Хорхе

Глазами любви - Мне кажется, что мои родители постарели и утратили ясность ума.- А мне кажется, что ты стал смотреть на них по-другому.- При чем тут это? Как ты говоришь: «Что есть, то есть».- Подожди, я расскажу тебе…Король был влюблен в Сабрину, женщину из народа, на

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Обобщения у дошкольника и понимание им отношений В течение дошкольного периода обобщения у ребенка проходят довольно значительный путь развития.Для того чтобы в этом убедиться, стоит сопоставить ответы, которые давала Наташа Ш. на один и тот же вопрос на 3-м, 4-м, 5-м и 6-м

Из книги Любовь небесного цвета автора Кон Игорь Семенович

Глазами статистики… В 1990 г. в Европе самое враждебное отношение к гомосексуалам было зафиксировано в католической Португалии, где с мнением, что «гомосексуальность никогда не может быть оправдана», согласились 78 % опрошенных; за ней, со значительным отставанием,

Из книги Безопасность вашего ребенка: Как воспитать уверен­ных и осторожных детей автора Статмен Пола

НАВЫКИ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКА 1. Может ли ваш ребенок назвать все части тела?а) Да __ Нет __б) Если вы еще не научили его этому, назначьте себе конкретную дату, когда приступите.Я начну учить этому ребенка ______ 20__в) Навык освоен ______ 20__2. Может ли ребенок назвать

Из книги О чем говорить с ребенком? Инструкция по выживанию для современных российских родителей автора Маховская Ольга Ивановна

Уровень развития ребенка-дошкольника Вначале я приведу таблицу, разработанную французским психологом Ж. Пиаже. Она рекомендована специалистам всех стран, которые создают национальные версии образовательного телевизионного проекта «Улица Сезам».Табл. 1 Профиль

Из книги Язык флирта и соблазнения автора Хейс Луиза

4.1. «Стрельба глазами» Не путать с вульгарным подмигиванием, хотя в умелых руках (вернее, глазах) и оно может принести немалую пользу. На подмигивании мы не будем останавливаться подробно, ибо делать это умеет любой, а вот о стрельбе глазами поговорить стоит, ибо она не

Из книги 7 интимных тайн. Психология сексуальности. Книга 1 автора Курпатов Андрей Владимирович

Привлекательность глазами… Прежде чем двигаться дальше и продолжать рассказ о формировании «сексуальной фиксации», я вынужден снова сделать небольшое отступление, поскольку тут мы сталкиваемся с сексуальным, извините за профессиональный жаргон, диморфизмом. То, что

Из книги Отцы + дети [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Комната дошкольника Теперь детская – это большая игровая, и в ней хорошо бы предусмотреть шкаф, куда малыш сможет убирать свои игрушки, отдельно мягкие, отдельно развивающие. А самые любимые пусть будут совсем рядом, в кроватке у подушки. Когда ему исполнится три года,

Из книги 85 вопросов к детскому психологу автора Андрющенко Ирина Викторовна

Из книги Включите свою рабочую память на полную мощь автора Эллоуэй Трейси

Один маленький шаг для дошкольника, но гигантский скачок для рабочей памяти Начало учебы в школе – это важное событие в жизни ребенка, означающее, что малыш повзрослел и в его жизни начался новый этап. Время безраздельного внимания со стороны родителей и няни, когда

Галина Коденцова
Проект «Первые эксперименты»

Проект «Первые эксперименты »

Актуальность.

Ранний возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, игрушки, растения, вода, камни и многое другое – вызывает у него интерес. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон.

Работая с малышами нашей группы, мы обратили внимание на эффективное и доступное средство интеллектуального развития детей раннего развития – детское экспериментирование . Экспериментальная деятельность , наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника.

Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяется его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.

Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. В этом и заключается актуальность нашей деятельности по экспериментированию в младшей группе .

Нам очень хочется, чтобы дети росли любознательными, самостоятельными, творческими. А это во многом зависит от нас. Ребёнок раннего возраста уже является исследователем, проявляя живой интерес к исследовательской деятельности.

В процессе игр-экспериментов дети узнают , как меняются свойства веществ и материалов в зависимости от разных внешних воздействий, учатся правильно называть эти свойства и качества. В ходе экспериментирования у детей задействуются все органы чувств, т. к. дети имеют возможность потрогать, послушать, понюхать и даже попробовать на вкус.

В процессе экспериментирования каждый ребёнок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем.

Цель : Дать элементарные знания о свойствах некоторых предметов и веществ, познакомить с простейшими экспериментами .

Задачи :

Продолжать воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру;

Развивать его любознательность;

Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать ;

Практически ознакомить ребенка с некоторыми явлениями живой и неживой природы, формировать представление о некоторых свойствах предметов, вещей, материалов;

Выражать словами свои ощущения, впечатления, свойства и признаки материалов, предметов.

Планируемый результат.

Дети в процессе экспериментирования освоят новые способы действий со знакомыми объектами, которые меняют свои свойства в результате взаимодействия;

У детей сформируются основы поисковой деятельности и эстетического восприятия природы, чувство прекрасного от процесса и результатов деятельности.

Активное включение детей в исследовательскую деятельность поспособствует развитию любознательность, всех видов восприятия (зрительных, слуховых, тактильных, двигательных, логического мышления, устойчивого внимания.

Стимулирование развитие активной речи.

Воспитателям – поможет в организации исследовательско-познавательной работы в группах младшего дошкольного возраста.

Родители смогут понять важность, необходимость «делания открытий с ребенком» , «фокусов» , «чудес» через экспериментирование ,значение этого для познавательного развития ребенка (его речи, логического мышления, воображения, восприятия)

Тип проекта . Познавательно-исследовательский, краткосрочный.

Состав участников. Дети первой младшей группы №3 (6 девочек и 7 мальчиков, воспитатели, родители.

Формы и методы реализации проекта с детьми : непосредственно-образовательная деятельность, опытно-экспериментальная деятельность , беседы, дидактические игры, наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность.

Формы и методы реализации проекта с родителями : беседы, оформление наглядной информация для родителей.

Этапы реализации проекта :

1 этап. Подготовительный.

Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты;

Подбор материалов для реализации проекта ;

Подбор и приобретение материалов для экспериментирования ;

Работа с методическим материалом, литературой по данной теме;

Оформление уголка экспериментов ;

Беседы с родителями.

2 этап. Основной (практический) .

Создание предметно-развивающей среды для ознакомления со свойствами воды, камня, дерева.

Подбор иллюстраций о временах года, о нахождение воды, камней, дерева в природе и бытовой жизни людей;

Выполнение НОД с элементами опытов и экспериментов ;

Проведение занятий по художественно-эстетическому развитию, бесед;

Разучивание потешек о воде;

3 этап. Заключительный.

Фотоотчет об экспериментальной деятельности воспитанников младшей группы;

Обсуждение итогов и анализ работ.

Реализация проекта :

Образовательная область «Речевое развитие» .

Чтение и разучивание потешек о воде «Водичка, водичка» , «Дождик, дождик, кап-кап-кап» ; чтение стихотворения : «Дождь, дождь» , «Мойдодыр» , «Снег, да снег» , чтение сказки : «Росинка» ;

Подборка иллюстраций о временах года, рассматривание и обсуждение их. Образовательная область «Познавательное развитие» .

Расширение кругозора и развитие познавательно-исследовательской деятельности в природе :

Наблюдение за сезонными изменениями природы во время прогулок (за снегопадом, инеем на деревьях, за морозными узорами на окнах, за льдом и лужами, за каплями с крыш и веток деревьев)

Опытническая деятельность с камнем, деревом и водой.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Дидактические игры «Чудесный мешочек» .

Беседы о дереве в лесу и дома, беседа «Где живет капелька» .

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование по мокрой бумаге «Веселые рисунки» , рисование «Разноцветная вода» .

Образовательная область «Физическое развитие»

Подвижные игры «Облака» , «Легкие-тяжелые» , «Солнышко и дождик» .

Дыхательная гимнастика «Ветерок» .

Культурно- -гигиенические навыки : продолжать учить детей намыливать руки до образования пены, мыть их круговыми движениями и смывать водой.

Выводы и результативность.

Дети достигли развития мыслительных способностей;

Дети познакомились со свойствами воды (тёплая, холодная, прозрачная, безвкусная, камня (холодный, твердый, тяжелый) через экспериментальную деятельность ;

Закрепили названия осадков (дождь, снег, метель) .

Продукты проекта . Консультация «Эксперименты на кухне » , «Познаем природу» (через наблюдения при прогулке с мамой) .

Фотоотчет об экспериментальной деятельности воспитанников первой младшей группы .

Каждый помнит себя в детстве. Однако многие особенности восприятия и понимания окружающего мира ребенком-дошкольником ускользают из памяти и кажутся удивительными для нас, взрослых: мы уже не умеем выходить за жесткие рамки “правильного” и, казалось бы, единственно возможного понимания реальности.

Оказалось, однако, что мир дошкольника построен по совершенно иным принципам, многие из которых открыл в начале XX века швейцарский ученый Пиаже. Вклад этого человека в наше понимание законов детского развития столь существен, что стоит сказать несколько слов и о нем самом.

Стаж научной деятельности Жана Пиаже (1896-1980) - почти 75 лет. Свое первое научное исследование он опубликовал в десятилетнем возрасте. Посвящено оно было воробьям-альбиносам, за которыми Жан несколько лет наблюдал, гуляя в парке. В пятнадцать лет он приобрел прочную репутацию знатока моллюсков и был приглашен на работу в Женевский музей. И только в 1920-е годы, принимая участие в тестировании детей во Франции, был настолько очарован детскими ответами, особенно неправильными(!), что решил посвятить себя изучению проблем развития детей. Многое для своих теоретических построений Пиаже почерпнул из наблюдений за собственными тремя детьми; они послужили основой для разработки теории выделения стадий умственного развития детей, с которой до сих пор начинаются многие учебники по детской психологии.

Мы не знаем, что так заинтересовало молодого Пиаже в неправильных ответах детей еще в самом начале его карьеры психолога. Но приведем некоторые из его более поздних опытов, которые и сейчас может повторить каждый.

Перед ребенком (трех-шести лет) ставят два стакана с водой, один - низкий и широкий, другой - высокий и тонкий. В первом из них - вода. Второй пустой. Взрослый (или сам ребенок) переливает воду во второй стакан. Все происходит на глазах ребенка, но он, как правило, считает, что воды стало больше.

Перед ребенком выкладывают два ряда мелких предметов (пуговицы, детали конструктора, конфеты, кусочки шоколадок и пр.) и спрашивают, в каком ряду их больше.

После правильного ответа “Одинаково” предметы в нижнем ряду раздвигают.

Теперь ребенок считает, что в нижнем ряду предметов стало больше.

В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка можно наблюдать разные формы проявления описанных феноменов. Если у младших опыт может вызвать восторг (“Смотри, они /фигурки/ на весь стол!”), то у более старших - недоумение (“Я же сам воду переливал!”), попытки объяснения (“Это что, фокус какой-то?”), ухудшение настроения, сомнения и даже попытки “исправить ситуацию” (например, украдкой съесть конфету в верхнем ряду, чтобы их уже точно было меньше). Некоторые дети дают правильный ответ во втором опыте при небольшом количестве сравниваемых предметов (5-6), но начинают сомневаться и ошибаться, если их становится 10-12.

Жан Пиаже объяснял полученные результаты, говоря о таких свойствах психики дошкольников, как центрация и неумение сосредоточиться на изменениях. ЦЕНТРАЦИЯ - неумение воспринимать предметы или явления в целом. Для детей существует только одна сторона явления, например, уровень воды в стакане или длина ряда пуговиц.

НЕУМЕНИЕ СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ НА ИЗМЕНЕНИЯХ - неспособность уследить за тем, как объект меняется и переходит в другое состояние. Ребенок фиксирует в памяти устойчивые состояния - начальное и конечное, - но от него ускользает сам процесс преобразования. Поэтому он видит лишь конечный результат (в нашем примере - два ряда пуговиц, один из которых длиннее другого). С указанными свойствами связаны и некоторые особенности поведения детей в жизни, например, желание пить любимый сок из высокого стакана (его будет больше) или разрезать вкусное печенье на маленькие кусочки (его тоже станет больше, потому что больше кусочков).

Другие свойства детской психики отчетливо выявляются при разговоре на некоторые абстрактные темы. Приведем несколько подобных диалогов (выделенные реплики в наибольшей степени отражают суть феноменов). Вот фрагменты из разговора Пиаже с девятилетней Фрэн; время действия - 1920-е годы.

Фрэн, солнце движется?

Потому, что ОНО ХОЧЕТ СИЛЬНО СИЯТЬ.

Потому что иногда бывают леди и джентльмены, которые гуляют, и им приятно, когда хорошая погода.

СОЛНЦЕ ВИДИТ ИХ?

А когда мы идем, что оно делает?

ИНОГДА ОНО СМОТРИТ НА НАС, ИНОГДА ИДЕТ ЗА НАМИ.

Удивительно, как мало изменились дети за прошедшее столетие! Правда, возрастные границы открытых Пиаже феноменов несколько изменились. Приведем разговор с пятилетней Рикой.

Рика, почему солнце светит?

Чтобы было светло.

А зачем нужен свет?

Чтобы мы гуляли, чтобы можно было книжки читать, чтобы было тепло и мы никогда не болели.

А СОЛНЦЕ ЖИВОЕ?

ДА. ОНО НАС ВИДИТ, ОНО НАМ РАССКАЗЫВАЕТ СКАЗКИ, КАК ОНО ПОЖИВАЕТ. А ЕЩЕ ОНО НАС ЗАЩИЩАЕТ ОТ СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВЫ…

Рика, почему едет машина?

Чтобы отвезти папу на работу, а меня в детский садик.

А еще для чего?

Чтобы поехать в лес и ПОГУЛЯТЬ С НАМИ.

Когда машина стоит на стоянке, что она делает?

Она ОТДЫХАЕТ ОТ ДЕЛ, СПИТ, чтобы потом У НЕЕ БЫЛИ СИЛЫ отвезти меня в “Макдоналдс”.

В ответах детей проявляется АНИМИЗМ - наделение неживой природы свойствами живого и разумного (машина отдыхает, набирается сил, солнце видит, ходит, рассказывает сказки). Источник анимизма Ж. Пиаже видит в том, что ребенок еще не научился выделять себя из окружающего мира и не знает в точности, что принадлежит ему (психическое, субъективное), а что - окружающему миру, объективному и материальному. Поэтому он не только неживое наделяет мыслями, чувствами, желаниями, но и психические явления (например, собственные сны) - свойствами объективного мира. Рассмотрим диалог с Севой (7 лет 10 месяцев):

Кто-нибудь может увидеть твои сны?

Мои сны никто не может увидеть, потому что у другого человека есть свои сны. МАМА МОЖЕТ. Только в животе. Я ВИДЕЛ МАМИНЫ СНЫ, КОГДА БЫЛ У НЕЕ В ЖИВОТЕ, потому что через пупок.

Ответы Севы требуют небольшого комментария. Мальчик находится в том возрасте, когда феномены Пиаже или исчезают или находятся на грани исчезновения. Поэтому он уверен, что “солнце о нас не думает, потому что оно неживая природа”. Ситуация же со снами достаточно сложная: чужие сны могут видеть только мама и ребенок, и только тогда, когда ребенок у мамы в животе. Но ведь все-таки могут!

Описанные феномены проявляются не только в отвлеченных беседах, но и в реальной жизни, становясь основой для детских страхов. Ребенок, не проводящий четких границ между живым и неживым, возможным и невозможным, сказкой и реальностью, может бояться неодушевленных предметов или сказочных персонажей. Более того, не видя границ между субъективным и объективным, между мыслью и действием, он порой боится даже того, что придумал сам, или, например, считает себя виновным в несчастном случае, происшедшем с кем-то из его близких, если ранее желал этому человеку зла. Даже в более старшем возрасте дети не всегда умеют четко провести грань между фантазией и реальностью и могут прослыть лжецами среди взрослых или сверстников. Еще одна особенность детского мышления проявилась в том месте беседы с Рикой, где она рассуждает, почему ездит машина (чтобы возить ее в детский садик, в лес и пр.). Вот еще один характерный фрагмент диалога с Владиком (пять с половиной лет).

ПОЧЕМУ НАСТУПАЕТ ЗИМА?

ПОТОМУ ЧТО ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ КАТАТЬСЯ НА ГОРКЕ.

В этих примерах проявляется такое свойство детского мышления, как ЭГОЦЕНТРИЗМ - восприятие предметов и явлений лишь “через себя”, неспособность встать на чужую точку зрения. С возрастом постепенно формируется более объективная оценка. Как результат “остаточных явлений” эгоцентризма у некоторых детей может наблюдаться своеобразный “переворот причины и следствия” (например, “солнце светит, чтобы было светло”, “велосипед едет, чтобы не устать человеку” и т.п.).

Зная о том, что дошкольникам в той или иной степени присущ эгоцентризм, можно объяснить и предотвратить некоторые серьезные проблемы. Часто дети считают себя причиной того, что происходит вокруг них, даже если на самом деле это не имеет к ним непосредственного отношения (например, обвиняют себя в ссорах или разводе родителей, в болезнях близких родственников). Понимание подобных явлений и вовремя сделанное объяснение могут очень помочь детям.

Феномены Пиаже у современных детей к шести-восьми годам постепенно исчезают. По мере того как увеличивается жизненный опыт маленького человека, он больше узнает об окружающем мире и приобщается к школьному образованию. Теперь ему уже не надо сравнивать ряды предметов “на глазок”, он может просто их пересчитать. (Правда, остаются отдельные “рецидивы” вроде веры в Деда Мороза, сохраняющейся порой и у десяти-двенадцатилетних.) И все же мир детства не уходит из жизни безвозвратно. По его законам во многом построены сказки и мифы, сны и фантазии, на них основана вера в экстрасенсов и астрологию. Миром детства пронизаны многие сферы взрослой жизни, обладающие неуловимой притягательностью для каждого. О них частично пойдет речь в пятой главе.

о Всероссийском конкурсе

«МИР ДОШКОЛЬНИКА »

Общие положения

1. Конкурс проводится по инициативе Всероссийского проекта электронных публикаций «Публикатор».

2. Всероссийский конкурс «Мир дошкольника» проводится в соответствии с ч. 2 ст. 77 и п. 22 ст. 34 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (в ред. от 31.12.2014) и направлен на поддержку творческого потенциала участников.

Цели и задачи Конкурса

1. Цель: реализация и поддержка творческого потенциала детей дошкольного возраста.

2. Задачи: развитие творческих способностей детей; предоставление им возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки образовательно-воспитательного учреждения и региона; выявление и поддержка одаренных детей.

Участники Конкурса

1. Участниками конкурса являются воспитанники различных дошкольных образовательных и воспитательных учреждений.

2. Участие может быть только индивидуальным.

Предмет и содержание Конкурса

1. На конкурс принимаются результаты творческой деятельности дошкольников:

- декоративно-прикладное искусство (поделки) (любая техника и материалы)

- изобразительное искусство (любой жанр и техника)

- другие категории (на усмотрение участников и их руководителей).

2. Конкурс проводится в заочной форме. Тематика материалов не ограничивается, однако они не должны противоречить этическим нормам и законодательству Российской Федерации.

Критерии оценки материалов Конкурса

2. Качество выполненной работы.

3. Соответствие работы возрастным параметрам участника.

4. Богатство воображения и творческий подход автора.

Требования к конкурсным материалам

1. Материалы на Конкурс принимаются в электронном виде на русском языке.

2. Работы оформляются в формате MS WORD или отдельной фотографией, на которой четко и крупным планом изображен продукт творческой деятельности участника (рисунок или поделка). Имя файла — фамилия автора работы (например, «Петров, работа»).

3. Конкурсная работа сопровождается Заявкой в отдельном файле (например, «Петров, заявка») по предложенной форме:

Название работы

Материал и техника выполнения

Раздел (декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусство или что-либо другое на личное усмотрение)

Учреждение и его местонахождение

ФИО руководителя, должность

Контактный E-mail

Откуда Вы о нас узнали?

Сроки

1. Приём конкурсных материалов проходит с 10 августа по 20 сентября 2016 года (включительно)

Награждение

1. Все участники получают электронный сертификат об участии в конкурсе уже в течение 3 дней после принятия конкурсных материалов!

2. Победители (I , II , III степени) будут выявлены в каждой представленной категории конкурсных материалов. После подведения итогов им будут отправлены соответствующие дипломы .

Предусмотрено бесплатное электронное благодарственное письмо, если воспитатель (педагог, директор и т.д.) выступит организатором участия пяти и более работ.

Для участия в конкурсе необходимо:

1. Оформить работу и заявку.

2. Оплатить оргвзнос в размере 150 рублей за одну работу и подготовить копию платежного документа (фотографию, сканированный документ, скриншот).

3. Отправить работу, заявку и копию платежного документа тремя файлами в одном письме с пометкой «Мир дошкольника» на адрес до 20 сентября 2016 года (включительно).

Реквизиты для оплаты

Произвести оплату можно с помощью любого платежного терминала, где есть перевод на Яндекс.Деньги. Или воспользуйтесь автоматической формой оплаты.

Также возможен перевод на карту в отделении Сбербанка России.

Номер кошелька Яндекс.Деньги 410013606218051

Номер карты Сбербанка 639002429013221027

Если у Вас остались вопросы, Вы можете задать их, написав письмо на адрес