Сценические коcтюмы. Народные традиции в сценических костюмах

www.irma-decor.ru/portfolio/national.html Национальные костюмы. В представлении современного человека русская национальная одежда - это яркие вещи характерных фасонов и декора. Белая рубашка, сарафан и кокошник - примерно такой костюм возникает в нашем воображении, когда речь идет о женском наряде. Ну, а мужской народный костюм, как нам обычно кажется, выглядит еще проще - свободная рубаха-косоворотка, перехваченная поясом, да штаны с лаптями. На самом деле понятие «русский национальный костюм» гораздо шире, интереснее и богаче, чем навязанный нам простоватый фольклорный образ.

2. Во-вторых, русский костюм, как и костюмы народов России - это не единая, установленная для всех жителей Российской империи униформа, а большое количество вариантов, присущих для разных губерний.

3. . Так, жительница Подмосковья одевалась совсем не так, как, например, тверчанка или нижегородка. Различия касались состава костюма, особенностей кроя, тканей, цветов. рубашки сарафан, а на юге - юбку-поневу.

4. Радикально отличался женский народный костюм южан и северян. В северных и центральных губерниях женщины носили, головные уборы. Кокошники, кички, платки разнообразных фасонов и декора - все это дополняло одежду замужних женщин, красиво завершало образ.

Приглашаем принять участие в конкурсе национального костюма и таланта

ПОЛОЖЕНИЕ

II ФЕСТИВАЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА

И ТАЛАНТА «МОЯ РОДИНА»

Организатор Фестиваля-конкурса:

АНО Центр гражданских инициатив «Право на жизнь».

При поддержке:

Комитет общественных связей города Москвы.

Цели и задачи Фестиваля:

Фестиваль проводится в целях патриотического и эстетического воспитания, популяризации национального костюма, поддержки народного творчества, изучения и сохранения исторического и культурного наследия России.

Место и сроки проведения Фестиваля:

г. Москва

Участники Фестиваля:

К участию в фестивале приглашаются все, кто любят и популяризируют национальный костюм своего родного края, моделируют одежду с этническими мотивами, сохраняют исторические и культурные традиции России.

Возраст участников от 4 лет и старше (без ограничения).

Номинации Фестиваля:

· Конкурс «Национальный костюм России».

Номинация «Этнографический костюм».

Номинация «Исторический костюм».

Номинация «Современный бытовой костюм».

Номинация «Современный сценический костюм».

· Конкурс «Таланты России».

Номинация «Вокал».

Номинация «Хореография».

Номинация «Инструментальный жанр».

Участник имеет право представить заявку на участие в двух конкурсах. Участие в Конкурсе «Таланты России» возможно только при условии участия в одной из номинаций Конкурса «Национальный костюм России».

Этапы проведения Фестиваля:

Фестиваль национального костюма и таланта «Моя Родина» проводится в два этапа:

Претенденты до 15 февраля направляют в адрес Оргкомитета заявку и приложения. Оргкомитет рассматривает заявки и определяет участников очного этапа фестиваля. Организаторы конкурса оставляют за собой право без объяснения причин не принимать к участию в фестивале заявки, несоответствующие условиям Положения.

В период до 19 февраля 2018 года Оргкомитет определяет участников очного этапа и направляет им именные приглашения.

Участники, приглашенные на очный этап, принимают участие в фестивале в сроки и на условиях, указанных в данном Положении.

Жюри Фестиваля и критерии оценки:

Оценивает участников квалифицированное жюри, состоящее из профессионалов в области моды и народного костюма, представителей творческой интеллигенции. Оценка производится по 10-ти бальной системе. Принятие окончательных решений членами жюри осуществляется коллегиально посредством голосования. Решения жюри оформляются протоколами. Жюри имеет право определять Лауреатов не во всех номинациях. Результаты являются окончательными и пересмотру не подлежат. Жюри не имеет права разглашать результаты до официального объявления итогов фестиваля на Гала-концерте.

Критерии оценки в Конкурсе «Национальный костюм России»:

· Сохранение традиций народного костюма (крой, орнаментация, образ).

· Гармоничность художественного образа.

· Использование техник рукоделия и ремесел.

· Артистичность.

· Макияж.

Критерии оценки в Конкурсе «Таланты России»:

· Мастерство и техника исполнения.

· Сценическая культура.

· Артистизм и эмоциональное воздействие.

· Костюм.

· Постановочно-режиссёрские и композиционные качества.

Общие положения:

Для участия в конкурсе необходимо до 15 февраля 2018г. отправить в Оргкомитет по адресу электронной почты [email protected] (тема письма «Моя Родина»):

Пакет документов для номинаций «Национальный костюм России»:

2-3 фотографии участника в костюме. Фото принимаются хорошего качества (большого разрешения).

Пакет документов для номинаций «Таланты России»:

Заявка на участие в конкурсе (заявка принимается строго в формате Word);

Скан паспорта (первая страница) или свидетельства о рождении;

2-3 фотографии в сценическом образе. Фото принимаются хорошего качества (большого разрешения).

Видео выступлений претендента в заявленном жанре.

На фестивале участник, выступающий в номинациях «Таланты России», обязан иметь фонограмму музыкального сопровождения своего выступления на электронном носителе (CD, флеш-карта) с указанием фамилии участника, города (сокращения не допускаются), наличие других записей на носителе не допускается. Запрещается использовать фонограммы низкого качества. Участник несет собственную ответственность за качество записи фонограммы. Продолжительность выступления в номинации «Таланты России» не более 3 минут.

Все участники, получившие приглашение принять участие в очном этапе фестиваля, должны иметь при себе оригинал заявки.

Участники конкурса берут на себя ответственность за соблюдение авторских и смежных прав. Заполнение заявки автоматически подтверждает согласие участника с условиями и порядком проведения фестиваля, изложенными в настоящем Положении, обработкой его персональных данных.

Участие в конкурсе автоматически предполагает согласие участника на фото и видеосъемку в раках фестиваля и публикацию материалов.

Аккредитация на фото и видео съемку для средств массовой информации и частных лиц выдается по решению оргкомитета.

Финансовые условия участия в Фестивале:

Участие во II Фестивале национального костюма и таланта «Моя Родина» бесплатное.

Проживание, питание, командировочные и проездные расходы производятся за счет направляющей стороны или самого участника.

Награждение:

По итогам фестиваля жюри в каждой номинации определяет Лауреатов. Жюри конкурса имеет право учреждать специальные призы. Победителям вручаются дипломы, статуэтки, призы. Все участники фестиваля получают дипломы. Партнеры фестиваля могу учреждать собственные призы для участников фестиваля.

Программа Фестиваля:

Организационное собрание. Репетиция. Мастер-классы.

Торжественное открытие II Фестиваля национального костюма и таланта «Моя Родина».

Конкурс «Национальный костюм России» по номинациям.

Конкурс «Таланты России» по номинациям.

Круглый стол «Национальный костюм из глубины веков до современности» для специалистов. Участие по согласованию.

Гала-концерт и награждение участников и победителей II Фестиваля национального костюма и таланта «Моя Родина».

В программе возможны изменения и дополнения.

Приложения к Положению:

Приложение № 1-2 – Заявка на участие в фестивале.

Контактная информация Оргкомитета Фестиваля:

е-mail: [email protected]

сайт: Информация о Фестивале «Моя Родина» на сайте www.festistoki.ru в разделе Сотрудничество / Моя Родина.

Данное Положение является официальным приглашением на

II Фестиваль национального костюма и таланта «Моя Родина».

Выступления в стиле русского фольклора - это всегда запоминающееся зрелище, и не только благодаря искусству пения, но и из-за ярких, роскошных костюмов. «Мастерская Ярославы» изготавливает на заказ различные вокальные платья: у нас Вы можете не только купить русский народный костюм, выбрав из готовых вариантов, но и оставить заявку на индивидуальный пошив.

Что мы предлагаем?

Изготавливаем в комплекте либо по отдельности все элементы концертных костюмов для хора:

  • Вокальные платья: они могут быть простыми, выполненными из однотонной ткани без узора. А могут быть пошиты из нарядного жаккарда, украшены вышивкой или аппликацией.
  • Кокошники: русские народные костюмы немыслимы без этого традиционного головного убора. Известно, что в разных районах на Руси предпочитали разные фасоны, и наша мастерская может воспроизвести любой из них по Вашему желанию!
  • Фартуки: служат отличным дополнением к простому платью, трансформируя его вид из вокального в народный, расшитый аппликацией или вышивкой.
  • Душегрейки. Небольшие короткие шубки станут прекрасным дополнением к национальному платью. Народные сценические костюмы дополнит душегрея. Еще один русский элемент костюма. Изготавливается из разных тканей: парчи, гобелена, жаккарда. Украшается тесьмой, вышивкой, аппликацией. Придает костюму национальный колорит.
  • Чехлы для костюмов: купить их следует хотя бы потому, что в них удобно перевозить наряды. А еще они сохраняют декоративные детали и оберегают от загрязнений.

Почему стоит именно у нас купить сценические костюмы для хора?

  1. Вы получите качественную работу. Наши опытные мастера много лет работают над вокальными костюмами, воссоздавая национальные традиции разных народов. Купить русский народный костюм у нас - значит приобрести эксклюзивный наряд, расшитый вручную и выкроенный специально для Вас!
  2. Выгодные цены. Работа над индивидуальными хоровыми костюмами - это кропотливый дорогостоящий процесс. Мы при этом стараемся сохранить доступный уровень стоимости, чтобы помогать в творчестве всем коллективам.
  3. Возможность заказа от 1 единицы. Если Вам необходимо дополнить комплект вокальных костюмов или купить сценический костюм для солиста, Вы можете приобрести любой наряд в количестве от 1 штуки. Если же Вам нужна крупная партия, то можете рассчитывать на скидку!
  1. С помощью формы обратной связи на сайте. Выбранные товары можно положить в корзину, оставить контактные данные, а далее наш менеджер свяжется с Вами для подтверждения заказа.
  2. Также вы можете связаться с нами по номерам телефонов, указанных во вкладке «КОНТАКТЫ» и получить консультацию специалиста.

Фестиваль национального костюма и таланта «Моя Родина»

12-14 марта 2018 года в Москве состоялся II Фестиваль национального костюма и таланта «Моя Родина ». Фестиваль проводится в целях патриотического и эстетического воспитания, популяризации национального костюма, поддержки народного творчества, изучения и сохранения исторического и культурного наследия России. Организатор фестиваля Автономная некоммерческая организация Центр гражданских инициатив «Право на жизнь » является победителем Конкурса субсидий для социально ориентированных НКО, проводимого Комитетом общественных связей города Москвы.

В рамках II Фестиваля национального костюма и таланта «Моя Родина» проходили Конкурс «Национальный костюм России » по номинациям «Этнографический костюм », «Исторический костюм », «Современный бытовой костюм », «Современный сценический костюм » и Конкурс «Таланты России » по номинациям «Вокал », «Хореография », «Инструментальный жанр ». На заочную часть конкурса было подано более 100 заявок, в феврале 2018 года состоялось заседание жюри, которое выбрало лучших. Оценивало конкурсантов жюри, состоящее из представителей творческой интеллигенции, профессионалов в области моды и национального костюма: Народная артистка России Наталья Баннова ; Сергей Рзаев — стилист, руководитель фотопроекта «Красавицы России »; Алена Шепелева — директор конкурсов красоты и таланта Компании «Fashion House International »; молодая российская певица Софья Фисенко .

В финальный тур фестиваля вышли представители Москвы, Московской области, Республики Башкортостан, Костромской области, Республики Северная Осетия-Алания, Карачаево-Черкесской Республики в возрасте от 4 до 60 лет. 12 марта 2018 года в Детской школе искусств им. М.А. Балакирева состоялось Торжественное открытие фестиваля, Конкурс «Национальный костюм России », Конкурс «Таланты России ». Участники фестиваля продемонстрировали жюри и зрителям калейдоскоп ярких народных образов от средневековья до современности, представили национальные костюмы разных регионов России, современные этно-тенденции в моде.

Каждое выступление сопровождал рассказ о костюме, традициях, художественном замысле автора. Конкурс «Таланты России » помог многим участникам дополнительно раскрыть красоту своего костюма через творчество. Все выступления участников конкурсной программы были тепло встречены зрителями, неизменно вызывали аплодисменты и крики «Браво »! В фойе школы для участников и зрителей прошли творческие мастер-классы, выставка народных и сценических костюмов.

14 марта 2018 года в Концертном зале Президентского Полка в здании Арсенала Московского Кремля состоялся гала-концерт лауреатов, торжественное награждение участников фестиваля, выставка фотопроекта «Красавицы России ». Лауреаты фестиваля исполнили свои лучшие номера, которые принесли им победу. Оргкомитет и партнеры наградили всех участников сертификатами, кубками, грамотами, подарками и памятными призами. Это был масштабный праздник культуры и традиций в самом сердце нашей многонациональной России.

Фото из архива Фестиваля «Истоки»

Розова М.Г.

На современном этапе развития культуры обращение к истокам русского народного костюма является актуальным. Народная одежда становится объектом исследования историков, искусствоведов, этнографов. В ней заложены традиции народа, проявляется умение народных мастеров соединить практичность и красоту. В народном костюме - простота форм, строгость силуэта, богатство и разнообразие художественного оформления; органично сочетается искусство кроя, вышивки, ткачества, аппликации и т.д. К истокам народной одежды обращаются и известные модельеры, создавая на ее основе свои коллекции. Среди них и Джанни Версаче, и Пако Рабан. Российский модельер Вячеслав Зайцев неоднократно создавал коллекции на основе русского народного костюма, что «приводило в восторг не только соотечественников, но и зарубежных ценителей моды».

В настоящее время традиционная сфера функционирования народного костюма существенно сузилась, «переместившись в область празднично-сценической деятельности».

В сценическом костюме фольклорного жанра наблюдается трансформация народной культуры. На основе анализа ассортимента выпускаемой сценической одежды, проведенного Шатковской М.Л., были выявлены существенные нарушения при создании коллекций, причиной которых является «отсутствие научно обоснованных методов и профессионального подхода по проектированию одежды на основе народной культуры, а также методических рекомендаций по технологическим и композиционно-конструктивным особенностям изготовления сценической одежды фольклорного жанра на основе народной культуры» . В основе такого костюма лежит набор повторяющихся элементов: белая рубаха, сарафан, кокошник или лента - у женщин, рубаха-косоворотка, штаны или порты (часто просто брюки), пояс - у мужчин. Причем цветовая гамма чаще всего строится на двух цветах - белого и красного. Таким образом, вырабатываются ложные представления о специфике народного костюма.

Поэтому сценический костюм должен не только привлекать внимание своим красочным оформлением, но и отражать традиционные особенности кроя народной одежды, цвета, орнамента, способа ношения и др., чтобы через зрительное восприятие сценических образов человек смог приобщиться к культуре своего народа, ощутить дух времени и сохранить в памяти истинное представление о народном костюме с последующим обращением к первоисточнику для самообразования и саморазвития.

Создание фольклорного сценического костюма на основе народной одежды происходит по двум направлениям:

  • 1. Обращение к этнографическим источникам (сохранение основных композиционных приемов, заложенных в народной одежде). Художники сохраняют крой народной одежды и ее основные пропорции. Усиливается декоративность костюма: подчеркивается, укрупняется вышивка, отделка. Создаются новые композиционные формы постоения костюма.
  • 2. Стилизация - разработка сценического костюма по народным мотивам с выявлением наиболее характерных черт народного костюма конкретного района или области в современном понимании. Художники дают жизнь современному бытовому костюму, основываясь на народных традициях в одежде. В современный силуэт вводится народный орнамент, костюм кроится в зависимости от расположения орнамента на оригинале.

Сценический костюм рассчитан на зрительное восприятие с расстояния на менее 5-6 метров. Следовательно, ему должна быть присуща некоторая декоративность.

Разработка сценических костюмов находится в прямой зависимости от содержания номера. Участвуют ли в номере один-два человека или целый ансамбль, лирическое ли содержание номера или комедийное и др. - все накладывает отпечаток на художественный образ сценического костюма. Приведем некоторые правила, которых должны придерживаться художники, создавая образ сценического костюма:

  • 1. В костюме для хороводных номеров особенно разрабатывается верхняя часть, т.к. в танце зрительное внимание акцентируется на движении рук. Рукава в этом случае - наиболее нарядная часть костюма. Использование цветовых градаций от светлого оттенка к более темному.
  • 2. В костюмах для подвижных номеров (кадриль, темповые танцы с требованиями высокой техники исполнения и т.п.) делается (в женских костюмах) акцент на оформление поневы или юбки, чтобы привлечь, таким образом, внимание к движению ног исполнительницы, подчеркнуть ритмичность номера. Цветовые сочетания строятся на контрастах, костюмы должны быть яркими и декоративными.
  • 3. Вышивка, строчка в сценическом костюме могут быть решены более декоративно путем использования трафарета (печать рисунка на ткани). Такие приемы применяют для создания большего эффекта восприятия строчки или орнамента вышивки со сцены; к тому же обычная строчка, например, как бы она крупна ни была, со сцены смотреться не будет. Аналогично происходит и масштабирование декоративных элементов (увеличение орнамента или частей декоративной отделки).
  • 4. Создавая образы для массового танца, не следует перегружать их орнаментацией и яркими красками, так как все костюмы воспринимаются единым цветовым пятном. Если на сцене один-два исполнителя, то здесь уже можно более тщательно поработать над орнаментацией костюмов, подчеркнуть индивидуальность исполнителя.
  • 5. Вышивка должна быть переработана под сценический костюм. Использование подлинных образцов нежелательно, т.к. из зрительного зала они просто не будут видны.
  • 6. Орнаментика выдерживается в подчиненности традиционному костюму. Ошибочным будет перенесение орнамента с полотенца на рукава, в результате чего пропадает ритм рисунка, так как рисунок рассчитан на восприятие с различных плоскостей и в определенных пропорциях.
  • 7. Орнамент выбирается крупный, хорошо «читающийся» с расстояния, четкий. Акцентирование внимания на силуэте отдельных цветовых пятен и их группировке.
  • 8. Излишняя пестрота в костюме нарушает целостное восприятие образа, гармонию всех его элементов. Это относится и к использования блесток в сценическом костюме: их использование усиливает эффект восприятия художественного образа костюма, придает праздничность, но не следует слишком увлекаться применением подобного рода отделки.

На основе анализа и систематизации знаний о специфике народной одежды можно найти оптимальное решение для создания конкретного сценического образа. Все детали сценического костюма должны не только гармонично сочетаться по своей цветовой гамме, крою, орнаменту, отделке, но и нести смысловую нагрузку. То есть девичий костюм должен по внешним характеристикам отличаться от женского, праздничный от повседневного, костюм пожилой женщины от костюма молодой замужней женщины и т.п. Все сравнительные характеристики отражены в народном костюме.

Немаловажное значение при создании сценического костюма имеет выбор ткани. Русский традиционный костюм выполнялся из домотканых тканей (шерстяное, льняное, хлопчатобумажное, конопляное полотна и др.), а впоследствии фабричных натуральных материалов (шелк, бархат, сатин, китайка и др.). Поэтому задачей при создании сценического народного костюма является передача фактуры ткани в соответствии с оригиналом.

Применяются различные эффекты для создания фактуры ткани:

  • 1. Роспись ткани.
  • 2. Наложение одной ткани на другую.
  • 3. Набойка (печать).
  • 4. Вышивка (строчка).
  • 5. Аппликация, нашивки и др.

Нельзя соединять бытовые ткани с театральными (например, платья фабричного рисунка у девушек и шелковые рубашки у юношей). Это выглядит безвкусно и безграмотно. Чтобы сделать костюмы яркими, им необходимо декоративное оформление. Если применять вышивки, то на всех костюмах -- мужских и женских. Не надо здесь бояться однообразия, ибо не следует путать однообразие и единый стиль. Костюмы с вышивкой -- это костюмы единого стиля, разнообразие же достигается цветовыми соотношениями, характером кроя.

Для народных плясок, кадрилей, переплясов платья должны быть не выше 25 сантиметров от пола, а для современных и бальных танцев -- 33-35 сантиметров, учитывая и каблук танцовщицы. В хороводных танцах длина сарафана должна закрывать половину каблука исполнительницы.

Мужские косоворотки для народного танца шьются не из атласа, а из простой легкой материи, из матового шелка, а еще лучше из хлопчатобумажных тканей, тонкой шерсти, льна. Длина косоворотки должна быть такой, чтобы от низа подола до колен было не менее 18-22 сантиметров, а напуск на рукава закрывал лишь половину манжеты.

Мужские костюмы не надо украшать роскошно, так как в подлинном народном костюме мужская одежда всегда была намного скромнее женской. Яркой деталью в мужском сценическом костюме может быть пояс.

При выборе материалов следует учитывать и освещение, так как некоторые ткани при искусственном освещении могут восприниматься иначе (в особенности сине-голубые цвета при электрическом свете блекнут, сереют).

Хорошим примером отражения народных традиций в современном сценическом костюме является детский фольклорный ансамбль «Звонница» (руководитель Заслуженный артист России Петр Сорокин). Костюмы для молодых исполнителей подобраны стилистически правильно, отражая возрастные и местные особенности. За основу взята общерусская традиция сарафанного типа, великолепно подобран материал изготовления, сохранены основы традиционного кроя.

Сценический костюм Белорусского хореографического ансамбля «Хорошки» сохранил традиции народной одежды Белоруссии. Все костюмы ансамбля - эксклюзивные и рукотворные. Они - итог внимательной творческой работы сотен исполнителей: конструкторов, закройщиков, швей, ткачих, вышивальщиков, мастеров соломоплетения.

На создание сценического народного костюма в целом влияет множество внешних и внутренних факторов. На основе изучения народных традиций в одежде, анализа и систематизации полученных знаний можно создать сценический костюм, отражающий специфику народного костюма и отвечающий требованиям культуры на современном этапе развития общества.

«Необходимо поддерживать интерес мастеров и модельеров, стремящихся к изучению, сохранению и развитию традиций русского костюма, воспитывать и помогать формировать эстетические вкусы подрастающего поколения на основе традиционной культуры, выявлять и поддерживать талантливых мастеров, новые коллективы и авторские центры в области создания русского костюма в его региональном многообразии» .

народный костюм фольклорный сценический