Познавательное развитие в средней группе детского сада. «В гости к лесным гномикам»

Занятие по познавательному развитию в средней группе «Клуб любознательных «Почемучки»

Материал можно использовать как познавательный досуг в совместной с детьми деятельности, а также как продолжение родительского собрания в средней группе "Растить любознательных" .

Цель: стимулировать познавательный интерес дошкольников.

Оборудование и материалы:

  • «домик»,
  • «лес»,
  • костюмы животных,
  • элементы игры «Фонарики» (красный и зеленый круги),
  • шнурочки,
  • флажки игры «Кораблик Плюх – Плюх»,
  • презентация с иллюстрациями.

Выходят дети, одетые в костюмы животных.

Педагог: Мы рады приветствовать детей и родителей в нашем клубе любознательных «Почемучки». Сегодня перед нами встанут интересные вопросы, нас ждут испытания. Всем желаю удачи!

Необходимо разделиться на две команды: дикие и домашние животные. Команда диких животных присаживается у «леса», домашних – у «домика».

Из числа родителей выбирается жюри, которое будет оценивать правильность выполнения заданий.

1 задание. «Так бывает или нет?»

Педагог задает вопрос детям. Если ответ на вопрос утвердительный, то дети поднимают зеленый круг, если ответ на вопрос отрицательный, то дети поднимают красный круг. Команда, чьи участники дали наибольшее количество правильных ответов, получает балл.

Вопросы:

  1. Медведь на зиму запасает мед, рыбу, ягоды? (нет)
  2. Волк на зиму обрастает более теплым мехом? (да)
  3. Летом снегири улетают в теплые края? (нет)
  4. Заяц на зиму запасает грибы, орехи, семена и складывает их в дупло? (нет)
  5. Белка прячет свои припасы: желуди, шишки, орехи, семена по всему лесу, в дуплах, под старыми пнями, и очень часто забывает, куда спрятала. А весной из забытых семян прорастают новые деревья? (да)
  6. Главная пища лисы зимой это мыши? (да)

2 задание. Правила поведения в природе

Перед детьми на экране появляются знаки, обозначающие правила поведения в природе (слайды 2-5). Необходимо их прокомментировать. Задания даются командам по-очереди. Команды, правильно прокомментировавшие знак, получают балл.

Знаки:

  1. убирай за собой мусор!
  2. не разоряй птичьи гнезда!
  3. не разговаривай громко!
  4. не разжигай костер!

3 задание. «Знаете ли вы?» (слайд 6)

Как звери в лесу передвигаются по снегу и не застревают?

Во-первых, снег выпадает не сразу весь. Некоторые звери прокладывают себе тропинки и передвигаются по уже нахоженным тропам, некоторые животные могут передвигаться по чужим тропам. Если выпало много снега, то звери могут ходить группой: первый в группе прокладывает тропу, следом идущие звери идут след в след. Впереди идущему намного сложнее идти, поэтому иногда звери меняются местами.

Во-вторых, некоторые животные имеют специальные приспособления для ходьбы по снегу. Лапы животных, так же как и все тело, на зиму покрываются пушистым мехом, становятся широкими, это облегчает передвижение по снегу. У некоторых животных, например, лосей, оленей широкие копыта.

4 задание. Эстафета «По следам»

Первые участники команд надевают на ноги поролоновые следы, добегают в них до ориентира, возвращаются в команду, передают следы следующим участникам. Команда, быстрее выполнившая задание, получает балл.

5 задание. «Назови одним словом»

Перед детьми иллюстрации (слайды 7-12). Команда, быстрее назвавшая слово-обобщение, получает балл.

  1. ласточка, ворона, снегирь, грач – это (птицы)
  2. коза, корова, овца, собака – это (домашние животные)
  3. береза, клен, дуб, сосна – это (деревья)
  4. черника, клубника, рябина, смородина – это (ягоды)
  5. лиса, лось, еж, заяц – это (дикие животные)
  6. сом, карась, щука, окунь – это (рыбы)

6 задание. «Найди лишнее»

Перед детьми иллюстрации (слайды 13-16). Необходимо определить, какая лишняя и объяснить, почему. Команда, быстро и правильно выполнившая задание, получает балл.

  • кабан, олень, верблюд, белка (верблюд – домашнее животное, остальные – дикие),
  • стрекоза, бабочка, синичка, комар (синичка – птица, остальные – насекомые),
  • сосна, калина, дуб, ель (рябина – куст, остальные – деревья),
  • медведь, еж, белка, змея (белка – зимует в лесу, остальные – спят).

7 задание. «Припасы для белочки»

Белочка на зиму запасает грибы, орехи, желуди, шишки, развешивая их на ветках деревьев. Давайте поможем белочке сделать запасы, развесив их на шнурочке. Детям раздаются шнурочки и флажки кораблика «Плюх – Плюх». Дети нанизывают флажки на шнурочек в определенной последовательности, заданной педагогом. Оцениваются правильно выполненные задания.

Педагог: вот и подошло к концу заседание клуба любознательных «Почемучки». Просим жюри подвести итоги встречи.

Жюри подводит итоги. Всем участникам вручаются памятные сувениры.

Цель:

  • закрепить полученные ранее сведения об органах чувств, научить пользоваться ими в повседневной жизни;
  • вызвать у детей чувство сострадания, желание помочь, доставить радость;
  • развивать у детей наблюдательность, внимание, чувство исследования;
  • воспитывать любовь к своему организму, поддерживать чувство удивления его возможностей.

Материал:

  • карта,
  • стакан с трубочкой,
  • лекарственные травы,
  • ребристая доска,
  • макет,
  • звери жарких стран,
  • лимон,
  • апельсин,
  • термос,
  • чайный сервиз,
  • ватные тампоны.

Ход занятия

— Я утром нашла письмо, что нам здесь пишут. Письмо пришло из Африки, просят помочь животным, почему письмо пришло нам, а не доктору Айболиту.

— Воспитатель открывает письмо и читает его: «Дорогие ребята, вам пишут письмо животные из Африки. Сейчас Доктор Айболит занят и мы просим вас помочь нам. Он говорил о вас, что вы добрые, чуткие и отзывчивые ребята. Ждем вас с нетерпением».

— В группу медсестра приносит аптечку с лекарством.

— А вот и Светлана Ивановна, вы тоже с нами в Африку?
— Я бы с удовольствием, но не могу д/с оставить, вот ваши лекарства.

— Тогда ребята помочь можем только мы. Ну, что поможем?
— «Да»:- отвечают дети.

— А как вы думаете, что нам необходимо взять с собой в дорогу? (Ответы детей)

— Ребята, обратите внимание на стол, на котором лежат некоторые предметы, которые могут пригодиться нам с вами. Как вы думаете, что нам может пригодиться для такого непростого путешествия (Дети вместе с воспитателем подходят к столу и выбирают, что необходимо взять с собой для лечения больных животных. Каждый свой выбор детям необходимо обосновать, почему они хотят взять с собой тот или иной предмет).

— Все предметы мы сложим в рюкзак и возьмем собой.

— Африка находиться довольно далеко, нам нужно лететь на самолете. Поэтому мы сейчас присаживаемся на свои места и отправляемся в полет.

Звучит звук взлетающего самолета.

В самолете появляется стюардесса, которая сообщает курс полета и желает нам приятного полета. Через некоторое время самолет начинает приземляться и стюардесса объявляет о приземлении.

на — Вот мы и приземлились в Африке, как красиво здесь, я вижу пальмы, а что видите вы? (ответы детей).

Стюардесса передает письмо детям.

— Посмотрим, здесь карта, она поможет нам добраться до места. На карте есть подсказки. Итак, сначала доберемся до пещеры.

Туда ведут две дороги короткая и длинная. По какой пойдем? (ответы дети).

— По короткой- отвечают дети.

— Ребята, эта короткая дорога непростая. Перед дорогой стоит подсказка. Что это за подсказка? (изображение стопы «Биомаг»). Для чего она здесь? Как вы думаете? (ответы детей) На стопе собраны все точки, которые отвечают за работу организма. Посмотрите на дорогу по которой нами придется идти. Что вы заметили?(ответы детей).

— Что будет, если мы пойдем по ребристой доске. (ответы детей).

— Вспомним, сколько точек находиться на стопе, каждую точку мы разминаем, чтобы органы хорошо работали. А сейчас нашим органам сделает массаж ребристая доска (дети проходят по ребристой доске).

— Вот и пещера. Какую подсказку мы видим сейчас? Как вы думаете о чем она нам говорит? (ответы детей) В пещере мало кислорода. Как вы думаете, что нам нужно сделать для того чтобы пройти через пещеру успешно и не навредить себе.(ответы детей) Давайте выполним упражнения для тренировки легких. Первое упражнение «Король ветров» Цель: тренировка правильного носового дыхания, тренировка легких. Второе упражнение «Буль-буль» Цель: восстановление дыхания, формирование ритмичного выдоха и его углубление.

Теперь по карте пустыня.

Какая подсказка перед этим препятствием? О чем она нас может предупредить, как вы думаете? (ответы детей)

А почему пустыня желтого цвета?
Ребята часто в пустыне бывают ветровые бури. Что может произойти, если попасть в такую бурю?

  1. Если песок попадет в глаза опасно это? (ответы детей).
  2. Какая есть защита у наших глаз? (веки, брови, ресницы).
  3. А чем мы можем защитить глаза из того, что мы взяли с собой? (ответы детей)
  4. Еще мы можем промыть глаза на всякий случай (движения от виска к носу).

А так же можно сделать упражнения для глаз.

— Посмотрим на кончик носа.

Посмотрим вдаль.

— Посмотрим на переносицу

Посмотрим вдаль.

А теперь ребята мы добрались до водопада (внимательно смотрим карту).

Что изображено на подсказке к водопаду?

— Вы слышите, водопад шумит. Ой как громко, а мы знаем слух надо беречь.
— Что с нами будет, если мы перестанем слышать? (ответы детей).

Быть здоровыми нам помогают мудры.

— Что такое мудра? (упражнения для пальцев рук).
— Дети делают мудру «Раковина».

— Как можно уберечь слух от шума? (бируши).

— У нас в аптечке есть ватные шарики, прикроем ушки. Дети прикрывают уши, идут мимо водопада, аптечка падает в воду.

— Ну вот то место, где нас ждут. (макет Африки).

— Сейчас окажем помощь больным. (Дети измеряют температуру, проверяют горло).

— Будем лечить. Ой, а таблетки, то промокли? Что же делать, как помочь зверям (ответы детей).

— У нас есть травы лекарственные.

Беседа о пользе трав.

— Давайте заварим чай.

Дети измельчают траву, заливают горячей водой, поят зверей.

— А еще угостим больных витаминными. Скажите мне, как могут звери отличать лимон от апельсина (ответы детей).

Подмарева Лилия Хайдаровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад №34 "Теремок"
Населённый пункт: город Димитровград
Наименование материала: Перспективный план
Тема: "Перспективный план по образовательной области познавательное развитие в средней группе.Ознакомление с окружающим"
Дата публикации: 11.07.2018
Раздел: дошкольное образование

Перспективный план по образовательной области познавательное развитие.Ознакомление с оеружающим.

Месяц

Дата

проведения

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Методическая литература

СЕНТЯБРЬ

мониторинг

Игры,игрушк

Тема: «Во что я люблю играть»

Формировать представления детей об игрушках, их назначении, существенных признаках, о

материалах, из которых они сделаны. Показать историю развития мяча. Познакомить с

правилами обращения с металлическими игрушками, мелкими игрушками и деталями.

Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

О.Ф.Горбатенко

«Комплексные

занятия с детьми ср. воз.»

Я сам

Тема «Мои друзья».

Формировать понятие «друг», «дружба», воспитывать положительные взаимоотношения

между детьми, побуждая их к добрым поступкам.

Учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.

Ознакомление с

окружающим миром

О. В. Дыбина

Труд

работников

детского сада

Тема: «О работниках детского сада »

Расширить и уточнить представления детей о детском саде, труде сотрудников детского сада.

Развивать логическое мышление, способствовать развитию воображения Воспитывать

уважение к труду сотрудников детского сада

Ознакомление с

окружающим миром

О. В. Дыбина

ОКТЯБРЬ

Мир осенней

природы

Тема «Золотая осень»

Цель: расширять знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Продолжать формировать у детей элементарные экологические представления, расширять

знания об осенних изменениях в природе. Развивать познавательный интерес,

наблюдательность, внимание, мышление, (умение анализировать, обобщать, делать выводы),

музыкально творческие способности. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной

природе, уметь видеть её красоту, желание сохранять всё живое.

Ознакомление с природой

Соломенникова

Домашние

животные их

детёныши

Формировать представления детей о домашних

животных. Развивать умение узнавать и называть домашних животных (корова, лошадь,

овца, свинья и др.) Развивать умственную операцию «обобщение», диалогическую речь.

Учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы, отгадывать загадки. Воспитывать любовь

к животным.

О.А.Воронкевич

«Добро пожал. в

экологию»,

Фрукты

Тема: Фрукты на прилавках магазинов. Расширить представление детей о фруктах,

формировать умение различать их по внешнему виду, учить устанавливать причинно –

следственные связи на примере образования плода.

О.А.Воронкевич

«Добро пожал. в

экологию»,

овощи

Тема «Что нам осень принесла?»

Познакомить с названием овощей, с местом их выращивания;Формировать умение детей

внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы;

простым предложением; познакомить с этапами выращивания овощей;

Формировать умение описывать овощи;

Закрепить знания о цвете, форме, размере;Развивать речь, мышление детей, внимание,

воображение и восприятие;

Ознакомление с природой

Соломенникова

НОЯБРЬ

Моё отечество

россия

Тема: Страна, в которой мы живем. Природа России Закрепить знания детей о названии

страны, ее природе. Познакомить с географической картой, учить « читать» ее. Дать детям

знания о богатствах России, Воспитывать стремление беречь и приумножать их.

Воспитывать в детях чувство гордости за свою страну.

Н.В.Алёшина

«Ознакомление

дошкольников с

окружающим»,

Домашние

животные их

детёныши

Тема: Беседа о домашних животных

Формировать представления детей о домашних животных. Развивать умение узнавать и

называть домашних животных (корова, лошадь, овца, свинья и др.) Развивать умственную

операцию «обобщение», диалогическую речь. Учить участвовать в беседе, отвечать на

вопросы, отгадывать загадки. Воспитывать любовь к животным.

О.А.Воронкевич

«Добро пожал. в

экологию»,

Дикие

животные, их

детёныши

Тема: «Дикие животные и их детёныши».

Р асширять представления о лесе и его обитателях,уточнять знания детей о жизни диких

животных, их внешнем виде и образе жизни;

закрепить в речи детей обобщающее понятие дикие животные;расширять представления об

особенностях приспособления животных к окружающей среде;развивать мелкую моторику

рук и пальцев;развивать зрительное внимание, мыслительные и психические

процессы.воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Ознакомление с природой

Соломенникова

О.А. стр.41

День матери

,семья

Тема: «Мамочка милая моя».

отвечать

правильно

предложения

рассказе

предложения); Систематизировать представления детей о семье, учить называть членов

понимать

взрослых

семье. Познакомить

общественным

праздником

Развивать

выражать

(радость, нежность);

Вовлекать детей в разговор; развивать диалогическую форму речи;

продолжать

расширять

активизировать

словарный

основе обогащения

представлений

ближайшем

окружении;

рассказывать

взаимоотношениях

чувствами

Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, привязанность

ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.

Ознакомление с

окружающим миром

О. В. Дыбина

ДЕКАБРЬ

Зима

Тема: «Зима»

Расширить и конкретизировать представление о зиме, явлениях живой и неживой природы.

Уточнить словарь по теме (лед, снег, мороз, идти, дуть, падать, белый, холодный, холодно).

Совершенствовать грамматический строй речи. Закрепить умение рисовать зимний пейзаж,

используя ватную палочку.

Развивать речевую деятельность детей, речевой слух, зрительное восприятие, внимание,

общую и мелкую моторику пальцев рук.

Воспитывать нравственно-эстетические чувства в общении с природой

Ознакомление с

окружающим миром

О. В. Дыбина

Домашние

птицы

Тема: «Домашние птицы»

Активизация и закрепление знаний детей о домашних птицах и месте их обитания.

Усвоить названия домашних птиц, из каких частей состоит тело, где живут, чем питаются,

углублять знания о пользе птиц для людей. - Обогащение глагольной и прилагательной

лексики. Развитие внимания, памяти, мышления, мелкой моторики рук.Воспитывать

способность гуманно относиться к птицам, ухаживать за ними.

Ознакомление с природой

Соломенникова

О.А. стр.43

Зимующие

птицы

Тема «Зимующие птицы».

Познакомить детей с зимующими птицами (синица, снегирь, воробей, ворона) объяснить,

почему этих птиц называю зимующими. закрепить в словаре обобщающее понятие

"зимующие птицы". Активизировать употребление в речи детей существительных, имен

прилагательных, глаголов;развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное

внимание, мелкую моторику,воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям,

закладывать основы экологического воспитания.

О.А.Воронкевич

«Добро пожал. в

экологию»,

Новый год

Тема «Почему растаяла Снегурочка?»

Расширить представление детей о свойствах воды, снега, льда. Учить устанавливать

элементарные причинно-следственные связи:снег в тепле тает,на морозе вода замерзает.

Ознакомление с природой

Соломенникова

О.А. стр.45

ЯНВАРЬ

Каникулы

Тема «Узнай все о себе, воздушный шарик».

Учить выделять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности,

проводимости воздуха и воды, эластичности, сравнивать резину с тканью.

Ознакомление с

окружающим миром

О. В. Дыбина

Одежда, обувь

,гололвные

уборы

Тема «Путешествие в прошлое одежды».

Знакомить детей с значением и функциями предметов одежды, необходимых для жизни

человека. Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов

одежды; подвести к пониманию того, что человек создает предметы одежды для облегчения

жизнедеятельности. Развивать умение ориентироваться в прошлом одежды.

Ознакомление с

окружающим миром

О. В. Дыбина

Шубки у

зверей

Тема «Шубки у зверей »

Обобщить представления детей о диких животных. Дать детям представление об «одежде»

зверей, которая помогает перенести холодную зиму, защищает и маскирует от врагов.

Познакомить с характерными признаками животных. Развить речь, память, мышление.

Развивать умение внимательно слушать воспитателя.

Формировать интерес к животным, доброжелательное отношение и желание помогать им.

Воспитывать отзывчивость, любознательность, вызвать положительные эмоции.

Ознакомление с

окружающим миром

О. В. Дыбина

Народная

культура,

традиции

Тема «Культура и традиции русского народа»

Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о ееприроде.Познакомить с

некоторыми историческими событиями и культурой.Познакомить детей с

понятием «традиция», с традициями русского народа.

Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его традициям.

Оборудование:

Географическая карта, иллюстрации с изображением природы России, книги «Русские

народные сказки», иллюстрации к сказкам, изделия народно-прикладного искусства,

хлебные изделия, овощи, крупы.

Ознакомление с природой

Соломенникова

О.А. стр.50

Зимние

забавы

Тема «Зима и зимние забавы».

Закреплять знания детей о зиме, зимних явлениях; расширять и активизировать словарный

запас по теме «Зима, зимние забавы» через рассматривание картинок по теме.

Совершенствовать навыки связной речи;учить согласовывать речь с движениями; развивать

выразительность речи и выразительность движений; развивать логическое мышление,

внимание, память, воображение,воспитывать толерантное отношение к ответам детей;

ФЕВРАЛЬ

Профессии

Тема «Профессии людей»

Закрепить знания детей о профессиях; расширить кругозор и познавательный интерес детей

к профессиям: формировать уважение к труду взрослых разных профессий, определить

значимость этих профессий.

расширить познавательный интерес к профессиям, активизировать в речи глагольный

словарь;развивать логическое мышление, познавательный интерес детей, их внимание и

память; воспитывать уважение к труду взрослых разных профессий.

Материалы и оборудование : Картинки с изображениями профессий; загадки, картинки.

Ознакомление с

окружающим миром

О. В. Дыбина

Здоровье

Тема «РАДУГА ЗДОРОВЬЯ»

Закреплять знания детей о том, как заботиться о своем здоровье. Способствовать

расширению и углублению детской компетентности о значении физической культуры в

жизни человека, развивать понимание того, что физкультура и спорт – часть здорового

образа жизни.Закреплять знания о правилах безопасности при выполнении основных видов

движения – не задевать, не обгонять, уметь соблюдать дистанцию.

Развивать умение слушать взрослого, рассуждать, делать выводы.Воспитывать устойчивый

интерес к здоровому образу жизни, целеустремленность

Ознакомление с природой

Соломенникова

О.А. стр.53

Папин

праздник

Тема «Наша армия».

продолжать формировать представление об армии; о представителях разных родов войск

(летчики, танкисты, ракетчики, пехотинцы, моряки); об особенностях службы в мирное

время; развивать наблюдательность; воспитывать чувство гордости за солдат и желание быть

похожими на них.

Материал : Иллюстрации с изображением разных родов войск, картинки с изображением

военной техники, слайды, презентация, муз. записи.

Ознакомление с

окружающим миром

О. В. Дыбина

Предметы

быта

Тема «Опасные предметы».

формирование представлений о потенциально опасных предметах,закреплять у детей

представление о предметах, с которыми они встречаются в быту, об их назначении;

Учить классифицировать предметы:на опасные и безопасные;по виду ран, которые могут

нанести предметы, при неосторожном обращении с ними;

расширять и активизировать словарный запас;

Развивать коммуникативные умения: умение участвовать в диалоге;

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, к соблюдению правил безопасности;

Ознакомление с

окружающим миром

О. В. Дыбина

МАРТ

Мамин

праздник

Тема "МАМИН день

каждого человека;

воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к маме, умение проявлять о ней

Ознакомление с

окружающим миром

О. В. Дыбина

Квартира

,мебель

Тема «Путешествие в гости кресла».

Знакомить детей с назначением предметов домашнего обихода (табурет, стул, кресло).

Развивать ретроспективный взгляд на предметы. Учить определять некоторые особенности

предметов (части, форма).

Ознакомление с

окружающим миром

О. В. Дыбина

Пожарная

безопасность

Тема « Пожарная безопасность» Познакомить детей с пожароопасными предметами,

сформировать чувство опасности огня; довести до сознания мысль о том,

что есть предметы, которыми категорически запрещается пользоваться

(спички, газовая плита, розетки, включенные приборы). Закрепить знания

детей о пользе и вреде огня, что делать при пожаре. Воспитывать бережное

отношение к своей жизни.

Ознакомление с

окружающим миром

О. В. Дыбина

Правила

дорожного

движения

Тема «Путешествие по улицам города»

Цель: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма посредством повышения

уровня знаний по правилам дорожного движения.Совершенствовать представление о

безопасном поведении на улицах и дорогах города;Закрепить знания детей о правилах

дорожного движения и назначении некоторых дорожных знаков: «Пешеходный переход»,

«Подземный переход», «Надземный переход», «Осторожно дети», «Автобусная остановка»,

«Пункт питания», «Больница», «Въезд запрещен»;Закреплять знания детей о значении

сигналов светофора; Закреплять правила поведения пешеходов; Развивать внимание,

мышление, воображение; Учить детей находить выход из проблемной

ситуации; Воспитывать у детей чувство ответственности за личную безопасность,

уважительное отношение к Правилам дорожного движения и желание следовать им.

АПРЕЛЬ

Весна,

растения

,животные

весной

Тема: «Весна»

Расширить знания детей об основных приметах весны, познакомить с первыми

первоцветами, показать влияние весенних изменений в природе на жизнь лесных животных

и растений, нацелить детей на последующее наблюдение за явлениями природы весной,

продолжать знакомить со стихами русских поэтов о временах года.

Словарь: проталины, первоцветы, капель, ручей.

Развивать у детей эстетическое восприятие при знакомстве с объектами и явлениями

природы, подводить детей к пониманию того, что образы природы отражаются писателями,

поэтами, музыкантами, а также в произведениях народного искусства.

Ознакомление с

окружающим миром

О. В. Дыбина

Землянашдом,

космос

Тема: День космонавтики. Дать детям представление о космосе и космонавтах. Учить

отвечать на вопросы, используя различные виды простых и сложных предложений,

совершенствуя диалогическую монологическую речь детей. Воспитывать уважение к героям

космоса, желание быть похожими на них, развивать познавательные интересы у детей.

Н.В.Алёшина

«Ознакомление

дошкольников с

окружающим»,

В гостях у

сказки

Закреплять знания детей о художественной литературе, о русских народных сказках;

формировать умение узнавать знакомые русские народные сказки и их героев;формировать

образность речи детей, пополнять их словарный запас.Развивать память, внимание,

наблюдательность, логическое мышление, воображение, фантазию; развивать звуковую

культуру речи.Воспитывать культуру поведения, умение слышать другого;воспитывать

любовь к книге, бережное отношение к ней.

Ознакомление с

окружающим миром

О. В. Дыбина

Транспорт

Тема «Транспорт»

Расширить знания детей о видах транспорта.

Активизировать словарь: транспорт легковой, грузовой, пассажирский, наземный,

водный, воздушный.

Развивать умение классифицировать виды транспорта по месту его передвижения –

наземный, воздушный, водный; - Умение рассуждать, делать выводы. Воспитывать

уважительное отношение к окружающим;

дружеские взаимоотношения;

желание поддерживать друзей, заботится о них.

Ознакомление с природой

Соломенникова

О.А. стр.66

Моя родина!

Тема «Наша Родина - Россия» Продолжить формировать у детей представление о России,

как о родной стране, уважительное отношение к государственным символам, гражданско-

патриотические чувства.Учить отвечать на вопросы взрослого, строить простые

распространенные предложения, расширять словарный запас за счёт имён существительных

(родители, мама, папа, сестра, брат, бабушка, дедушка, дом, страна, город, Родина) и имен

прилагательных (родная, родной, большая, малая)Развивать внимание и память – узнавать на

картинках флаг и герб, выдержку, сообразительность, находчивость, умение соблюдать

правила игры. Воспитывать у детей:любовь к Родине;любовь к природе и бережное

отношение к ней.

Н.В.Алёшина

«Ознакомление

дошкольников с

окружающим»,

Рыбы

Формирование у детей представления о рыбах, как о живых

существах, живущих в воде. Формирование знаний у детей о характерном строении рыб –

форма тела, плавники, жабры и т. д.

Разивать умение устанавливать причинно – следственные связи. Активизация и

обогащение словарного запаса детей

Вызвать желание бережно относиться к богатствам природы, понять, что лишь тогда в

водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой и каждая рыбка будет иметь

возможность оставить потомство

Воспитывать интерес к природе.

,огород.Весенн

сельскохозяйс

твенные

работы

Тема "Труд людей весной

Уточнять знания детей о труде людей весной на огороде.Расширять представления об

орудиях труда. Систематизировать знания о процессе посадки.Формировать практические

навыки посадки растений.Развивать мыслительную деятельность в результате выполнения

заданий, разгадывания загадок. Воспитывать положительное отношение к труду, интерес к

сельскохозяйственной трудовой деятельности.

Материал: инструменты, используемых при работе в огороде и в другой деятельности (игра

«Что лишнее?»); иллюстрации с изображением орудий труда, счетные палочки; картина с

наложенными контурными изображениями орудий труда; сюжетные иллюстрации «Что

сначала, что потом»; ящики с землей, семена лука (лук-севок), фартуки на каждого ребенка,

палочки, маленькие лейки.

Ознакомление с

окружающим миром

О. В. Дыбина

Лето, цветы

Тема «Лето».

Закрепить знания о сезонных изменениях в природе, в летний период, о насекомых, их

строении, местах обитания, о лесных ягодах и грибах;закреплять умение отгадывать загадки,

классифицировать одежду по сезону, образовывать прилагательные из существительных,

самостоятельно оценивать свои знания; развивать коммуникативные навыки; улучшать

общую моторику и координацию движений;развивать эмоциональную отзывчивость и

экологическую воспитанность;

воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Ознакомление с природой

Соломенникова

О.А. стр.59

Литература:

О. В. Дыбина «Ознакомление с окружающим миром», Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой»,

Н.В.Алёшина «Ознакомление дошкольников с окружающим», О.А.Воронкевич «Добро пожал. В экологию»

Наталья Асанова
Конспект НОД познавательное развитие в средней группе «Мы - друзья природы!»

Асанова Наталья Демьяновна, воспитатель МКДОУ "Волчихинский детский сад №2".

Конспект НОД познавательное развитие

в средней группе

«Мы - друзья природы

Цель :

Воспитывать бережное отношение к природе .

Задачи :

Образовательные :

Обобщать знания детей о диких животных, о среде их обитания , о птицах, о деревьях.

Активизировать в речи детей имена прилагательные, характеризующие времена года, особенности деревьев диких животных и птиц.

Выявить качество и свойство дерева с помощью опытно – экспериментальной деятельностью.

Развивающие :

-Развивать мыслительные операции : сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать.

-Развивать внимание , память, мышление.

Воспитательные :

Воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому.

Методические приемы : художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, беседа, объяснение, показ, физкультминутка, музыкальное сопровождение с использованием ИКТ.

Материал : мультимедиа показ деревьев, животных, птиц. Лучики из бумаги, солнышко, запись «Голоса леса» .

Предварительная работа :

Комплекс занятий по ознакомлению с окружающим миром на тему «Лес» ; Заучивание стихов, пословиц об осени;

Оформление для дидактической игры «Кто, где живет» .

Чтение и обсуждение стихотворения М. Усачева «Мусорная фантазия» .

Трудовая деятельность по сбору мусора на участке для прогулки.

Беседы о мусоре : откуда берется, какие виды мусора бывают, чем вреден мусор и т. д.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Ребята к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Здравствуй, небо голубое (тянут руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое (очерчивают круг руками)

Здравствуй, легкий ветерок (покачивают руками над головой)

Здравствуй маленький цветок,

Здравствуй утро, здравствуй день

Нам здороваться не лень.

2.- Ребята, мне сегодня утром, почтальон принес письмо, вы хотите узнать, кто нам пишет?

- Тогда слушайте : Слайд 2. (Лесовичок)

“Дорогие ребята, я, Лесовик-хозяин леса. Жил с друзьями в лесу . Но случилась беда! Люди, которые приходили отдыхать, оставляли мусор, консервные банки , пластиковые бутылки, пакеты. Все растения погибли, звери, птицы, насекомые исчезли, солнце не светит. Как мне хочется видеть чистые ручьи, ходить по чистому, никем не замусоренному лесу, видеть своих друзей . Только вы сможете мне помочь. Если Вы дружные и смелые, находчивые и веселые, отправляйтесь на помощь лесу! ”

Ну что ребята, поможем Лесовичку?

Вы дружные? Вы смелые?

В лес мы поедем на поезде. Занимайте места в вагончиках. Осторожно, двери закрываются. (Ходьба по кругу. Построение «поезд» .) Вытянутые руки согнуть. Итак, мы отправляемся в путь!

Дети. Ш-Ш-Ш-Ш (губы колесом) .

-Застучали колеса : Так – так – так – так – так… (меняется темп, сила голоса, высота) . Наш поезд проноситься через поля, луга и вот зеленый лес встает впереди.

Выходим из вагонов! Ребята вот мы с вами в лес пришли!

Слайд 3.(Полянка)

Ой, как грустно, ой как скучно, темно и грязно. Не слышно пение птиц. Нужно обязательно помочь лесу. Поможем? Ребята с каждым выполненным заданием в лесу станет чище и светлее.

1задание.

Послушайте первое задание. Слайд 4. (Осень)

Ребята! Какое сейчас время года? (Осень)

Ребята, назовите периоды осени (Ранний, золотой, поздний) .

А сейчас какой период? (Поздний) .

Молодцы! Справились с 1 заданием.

Появляется первый лучик в лесу.

2 задание.

В лесу, много деревьев. Что такое дерево? (Дерево - самое большое растение.)

Назовите его части. (Корни, ствол, ветки и листья.)

Как вы думаете, дерево живое? (Да.)

Почему? (Оно растет, дышит, питается.)

Ребята, бывает, так, что и деревья болеют, тогда их Лесовичок спиливает.

Рассмотрите спил дерева. Опишите на ощупь спил дерева. (Шероховатый.)

Расскажите о свойствах дерева. (Дерево твердое.)

Ребята, как можно определить, сколько лет дереву? (Правильно, на срезе дерева, мы видим кольца, каждое кольцо – один год жизни дерева.)

Давным-давно по деревьям определяли, какая будет погода. Вот и сейчас ребята вас познакомят с приметами с помощью деревьев.

Береза желтеет снизу – зима будет поздней. Слайд 5 (Береза) - Настя

На рябине много ягод – к морозу. Слайд 6 (Рябина) -Анисия

Если осенью ива покрывается инеем, надо ждать долгой зимы.

Слайд 7 (Ива) -Ксюша

Много шишек на соснах - к холодной зиме. Слайд 8 (Сосна) - Маша

Какое правило нужно соблюдать по отношению к деревьям? (Не лазить по деревьям, не ломать ветки, не разводить костер в лесу ). Слайд 10.(Правило)

Мы выполнили второе задание. Появляется второй лучик.

3 задание.

Ребята, а кто еще живет в лесу? (Дикие животные) .

Слайд 13.(Животные)

Почему их называют дикими?

Животных в лесу много, но увидеть их непросто, потому что они очень хорошо научились прятаться от людей.

Слайд 14. (Медведь)

«Он большой, лохматый, неуклюжий. Зимой спит в берлоге. Летом ходит по лесу, ищет мед и малину». (Медведь.) - Илья

Слайд15.(Белка)

«Она маленькая, быстрая, рыжая. По деревьям скачет, живет в дупле. Грызет шишки и орехи». (Белка.) -Аня

Слайд 16.(Ежик)

«Он маленький и колючий. Зимой спит. Летом ловит жуков и червяков» . - Полина

Слайд 17. (Волк)

«Он серый и страшный, злой и голодный. Ловит зайцев и телят. Живет в логове». (Волк.) - Дима

Слайд 18.(Заяц)

У этого животного летом шубка серая, а зимою белая. Он быстро бегает. Всех в лесу боится, прячется год кустом. Любит грызть морковку и капусту. - Егор

Слайд 19. (Лиса)

«Она рыжая и хитрая. У нее пушистый хвост. Живет в норе. Ловит мышей и зайцев». (Лиса.) - Вероника

Молодцы, вы хорошо справились с заданием! А теперь предлагаю вам немного отдохнуть.

Ребята, какое правила надо соблюдать по отношению к диким животным? Слайд 20. (Правило)

Появляется 3 лучик.

Физкультминутка.

4задание.

Скажите, как называют птиц, которые осенью улетают на юг? (Перелетные) . Слайд21. (Перелетные птицы)

Назовите основные причины, по которым птицы улетают? (Отсутствие еды и холод) .

Но есть птицы, которым холод нипочем. Они круглый год остаются на родине и не совершают перелетов. Таких птиц называют? (Зимующие) .

В серой шубке перьевой,

И в морозы он герой.

Назови его скорей!

Кто там скачет?. (воробей) . Слайд 22. (Воробей)

Сама вся сероватая,

Походка мешковатая,

Важная персона- Зовут ее. (ворона) . Слайд 23. (Ворона)

Черная шапочка

И полоска шарфика

У желтогрудой птички

По имени. (синичка) . Слайд 24. (Синичка)

Эта птица так болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока,

А зовут ее. (сорока) . Слайд 25.(Сорока)

Выпал снег, метут метели,

А к нам гости прилетели.

На рябину посмотри -

Там расселись. (снегири) . Слайд26. (Снегирь)

Ребята, какое правило надо соблюдать, увидев птиц в лесу?

Ребята, а как мы можем помочь тем птицам, которые зимуют у нас в селе? (Подкармливать)

Я предлагаю, приготовить корм для птиц. Проходите к столу. Вы видите, что у каждого из вас по две тарелочки. В одной тесто, в другой зернышки. Ребята, возьмите комочек теста в руки. И круговыми движениями рук приминаем края теста. Стараемся расплющить по всей тарелочки. Затем, тесто нужно положить в тарелочку. И на одну сторону насыпать зернышки. Постараться распределить равномерно зернышки по тесту. Вдавливая зернышки в тесто. Потом перевернуть тесто на другую сторону и опять насыпать зернышки на тесто и вдавить зернышки, чтобы они не выпали.

Слайд 27. (Правило)

Молодцы!

Появляется 4 лучик.

5 задание.

Слайд 28. (Правила)

Ой, ребята, мы все задания выполнили, а вот мусор на нашей полянке остался. Давайте соберем мусор в мешок, чтобы у нас было чисто.

Полянку мы в порядок привели и справились со всеми заданиями. Посмотрите, как в лесу стало светло и чисто. Запели птицы.

5 лучиков и появилось Солнышко

Молодцы, ребята! Все задания выполнили правильно.

Воспитатель :

Мы юные защитники природы , мы будем внимательны ко всему живому на нашей планете и будем оберегать все живое.

Вы, были сегодня активны, все отвечали и поэтому мы с вами так быстро справились со всеми заданиями. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Повертелись, покружились и в саду мы очутились.

Вам понравилось наше путешествие? Где мы с вами были? Что мы делали в лесу? Помогли Лесовику очистить лес. Мы помогли Лесовику, за это он нас угостил сладостями. Спасибо!

Конспект по познавательному развитию на тему: «Приключение Снеговика».

Киселева Евдокия Ивановна, воспитатель МКДОУ «Детский сад№4», г. Лиски Воронежская область.
Описание: Задача каждого воспитателя сделать свое занятие незабываемым, интересным, познавательным и обучающим. Я предлагаю вашему вниманию конспект разработанный, для детей среднего возраста. Такое занятие пригодится воспитателям, родителям и другим специалистам, которые работают с детьми дошкольниками.
Цель: Закрепление представлений у детей о сезонных изменениях в природе.
Задачи: Уточнить знания детей о времени года зима. Учить отвечать на вопросы воспитателя, обобщать, анализировать. Развивать выразительность и точность движений, мимику, жесты, характерные движения животных. Воспитывать у детей интерес и эмоциональное восприятие к явлениям окружающего мира, развивать образное мышление.
Материал: плоскостное изображение снеговика, голубые ленточки, маски животных.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение:
Детвору зовут сугробы –
Мчаться с гор, в снегу валяться,
Лесом праздничным, суровым
Можно вдоволь любоваться.
(Организуется беседа по вопросам)
Воспитатель: Скажите, о каком времени года говорится в стихотворении? (Ответ детей)


- А, что мы делаем зимой на улице?
Дети: Мы катаемся на санках, на лыжах, играем в снежки, строим снежные крепости, лепим снеговиков.
(Воспитатель выставляет картину о зиме. Предлагает рассмотреть её, задает вопросы по ней. Напоминает, как лепят снеговика из снега, делают замки и крепости).


Воспитатель: А ещё издавна люди сами делали ледяные высокие горы из снега и катались с них на санках. Я предлагаю вам сейчас «слепить» снеговика.


Этюд «Снеговик».
Дети изображают, как они катают снежные колья разных размеров, как тяжело катить самый большой первый ком. Затем дети надевают ведро на голову снеговика, вставляют угольки - глазки, нос – морковку, рот – веточку.
Воспитатель показывает плоскостное изображение снеговика, кладет его на пол, предлагает детям согреться.
Дети дышат на руки «х-х-х-х-х», хлопают в ладоши и топают ногами.
Этюд «Отдыхаем».
Дети садятся на стульчики и расслабляют плечи, голову, живот, ноги.
Воспитатель: Подумайте и скажите, кто мог прийти в гости к снеговику?
Дети: Лисичка, заяц, волк, кошечка, собака, прилететь могли птицы.


Воспитатель: Покажите их движения (дети имитируют движения животных), а теперь послушайте сказку.
«Однажды в солнечный день появился на свет Снеговик. Его слепили дети из детского сада. Он был добрым, веселым, белоснежным. У него был нос-
оранжевая морковка, глазки – чёрные угольки, рот – коричневая веточка. А на голове было одето красивое синее ведро.
Снеговик очень любил играть с детьми. Они бегали вокруг него, прыгали, прятались за него, водили вокруг него хороводы. А когда уходили дети, к нему приходили другие гости – разные животные, они тоже играли с ним. И так продолжалось всю зиму.
Но вот однажды Снеговик услышал песенку, сначала тихую, робкую: кап-кап-кап... Потом звонче, быстрее, веселее.
И вдруг Снеговик почувствовал, что ему очень жарко. Это Солнышко грело его со всех сторон, и понемногу Снеговик начал таять. Голова наклонилась набок, ведро сползало все ниже и ниже и вдруг совсем упало...
На том месте, где стоял Снеговик, теперь бежит веселый звонкий ручеек. Это наступила весна».
Воспитатель убирает изображение снеговика, кладет голубые ленточки.
Воспитатель: Сейчас мы выполним игровое упражнение «Ручеек».
(Дети бегут на носочках, изображают бегущий ручей и проговаривают: динь- динь, по камешкам: буль- буль). Затем все вместе проговаривают стихотворение:
Бежит, журчит ручей ничей,
Чуть станет снежок,
Через поле, лужок.
Из ручья напьется зяблик,
Ветер сделает волну
И плывет по ней кораблик,
В неизвестную страну.
Подводится итог занятия.
Воспитатель задает вопросы детям:
В какое время года родился снеговик?
Кто приходил в гости к снеговику?
Почему снеговик растаял?
Во что превратился снеговик?

ГБОУ СОШ № 6 структурное подразделение "Детский сад № 15", Самарская область, г. Отрадный

Воспитатель

Победитель Всероссийского конкурса для педагогических работников дошкольных организаций "Лучший конспект в детском саду"

Ганина В.Н. Конспект образовательной деятельности детей в средней группе о.о. "Познавательное развитие". Тема: Поможем бабушке Федоре вернуть посуду // Совушка. 2015. N1..2015.n1.00027.html (дата обращения: 04.07.2019).

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие : расширять представления детей о предметах посуды.

Речевое развитие : активизировать в речи детей обобщающее понятие"посуда",
"кухонная посуда", "столовая посуда", "чайная".

Восприятие художественной литературы : К. Чуковский"Федорино горе".

Физическое развитие: физкультминутка.

Социально-коммуникативное развитие : учить приходить другу на помощь; учить вступать в диалог с взрослыми и друг другом, внимательно слушать собеседника, не перебивать товарища.

Цели и задачи:

Цель : Расширить представления об окружающих предметах.

Задачи:

образовательные:
* систематизировать и обобщить знания детей о посуде, ее назначении; материала, из которого она сделана;
* формировать понятия: чайная, столовая, кухонная; уточнять и активизировать словарь по теме"Посуда";
* закреплять умения детей классифицировать посуду по способу использования: кухонная, столовая, чайная;
* совершенствовать навыки собирать из мелких частей целую картинку по
представлению; формировать навыки рисовать кисточкой. представлению; формировать навыки рисовать кисточкой.

развивающие: развивать связанную речь, логическое мышление, память, воображение, зрительное восприятие и внимание, координацию речи с движением; мелкую моторику рук; усидчивость.

воспитательные : создать условия для закрепления навыков культурного общения, уметь поддерживать разговор, здороваться, прощаться; формировать навык сотрудничества, взаимодействия в игре и на занятии; культуру сервировки стола; взаимовыручку.

Предварительная работа:
-чтение сказки К. И. Чуковского"Федорино горе"
-рассматривание иллюстрации на тему"посуда".
-с\р игра"Чаепитие"
-составление рассказов -описаний о предметах посуды, используя схему: название, части, цвет, форма, величина, назначение, материал.

Методические приемы : проблемная ситуация, игровая ситуация, д/и, дыхательная гимнастика, беседа, вопросы, ситуативные разговоры.

Методическое и дидактическое обеспечение:
Герой -бабушка Федора (кукла); красивая коробка, перевязанная яркой
лентой, в ней лежит книга Чуковского"Федорино горе"; панно, к нему предметные
картинки орудий труда (веник, ведро, совок, щетка и др), обуви (тапочки, ботинки, сапоги,
валенки, шлёпанцы и др), посуды (кружка, тарелка, ложка и вилка, кастрюля, чайник и др.);
Кукольная посуда в коробке: чайная (блюдце, кружка, сахарница, чайная ложка,
молочник), кухонная (кастрюля, нож, чайник, сковорода, половник), столовая (ложка
столовая, тарелка, стакан, вилка).
Ориентиры на столы.
Детская лёгкая музыка.
Столы, стулья, мольберт или магнитная доска.

Ход занятия: (2 мин.)
Заходит воспитатель, вносит коробку, восхищается тому, какая она красивая, какой на ней яркий бант, приговаривая:"Интересно, что в ней лежит?". Воспитатель развязывает бант, открывает коробку и разворачивает сюрприз. Демонстрирует детям яркую книгу К. И. Чуковского"Федорино горе".
Воспитатель:
-Ребята, какая замечательная книга! (показывает детям обложку, пролистывает, показывает картинки)
Ребята, какая замечательная книга! (показывает детям обложку, пролистывает, показывает картинки)
Дети вместе с воспитателем вспоминают по первым строчкам сказку, название, героев, что с ними случилось.
Воспитатель:
-Ребята, какое горе случилось у бабушки Федоры? (ответ детей: от неё ушла
посуда)
Читает отрывок:
..."А посуда вперед, и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник шепнул утюгу:
"Я дальше идти не могу!"
И заплакали блюдца:
"Не лучше ль вернуться?"...
Воспитатель:
-Ребята, почему посуда ушла от Федоры? (ответы детей: она её не мыла и не
чистила, не прибиралась дома)
-Правильно, ребята, бабушка не ухаживала за посудой, не готовила, вот посуда и
обиделась на хозяйку. Ушла в лес и не захотела возвращаться."Ох, горе Федоре, горе!"

Игра"Разбитая посуда" (3 мин.)
(Предложить детям самостоятельно собрать из предложенных фрагментов по образцу посуду.)
- Ребята, помогите мне, пожалуйста, склеить посуду, которую разбила Федора. (Детям выдаются разрезные картинки ).
Воспитатель сообщает детям, что к ним пришла бабушка Федора (вносит куклу). Дети здороваются.
Воспитатель:
-Ребятки, чем мы можем помочь бабушке? (дети высказываются: убраться в доме, приготовить обед, помыть посуду т. д.)
Выслушав детей, воспитатель хвалит их за отзывчивость к пожилому человеку, сердечность. Бабушка Федора просит детей помочь ей навести в доме - все вещи разложить
на свои места (даёт установку: («Ох, ребятки, хотелось, чтобы на верхней полке видеть предметы для уборки и т. д .) Первую картинку ставит воспитатель. (даёт установку:"Ох, ребятки, хотелось, чтобы на верхней полке видеть предметы для уборки и т. д.) Первую картинку ставит воспитатель.
Дети подходят к столу, берут по одной предметной картинке, рассматривают её и раскладывают на панно: на верхнюю полку - предметы для уборки, на среднюю - обувь, на нижнюю -посуду. По окончании выполнения задания дети садятся на стульчики и рассказывают, как они разложили предметы, перечисляют их, называют обобщающее слово, назначение.
-Какие предметы вы разложили на средней полке? Назовите их. Назовите, одним словом? Для чего эти предметы нужны бабушке? (ответы детей)
Бабушка Федора хвалит детей, благодарит, обещает ребятам, впредь бережнее относится к вещам.
Бабушка: "Ох, надеюсь, ребятки, что посуда ко мне вернётся!"
Воспитатель делает вид, что слышит звуки, будто что-то бренчит, стучит, вносит коробку (погреметь) с кукольной посудой. Бабушка Федора узнаёт свою посуду, радуется, говорит:
"...Уж, не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и уважать".
...Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком.
И вы будите опять
Словно солнышко, сиять..."
Воспитатель выставляет посуду на стол. Рассматривают. Воспитатель обращается к Федоре:
-Бабушка Федора, а ты знаешь, какую посуду можно поставить на стол, чтобы встретить гостей? А в какой посуде ты будешь готовить?
Бабушка (не знает, теряется):
-Ой, позабыла я. Что мне делать?
Воспитатель предлагает детям подсказать, разобраться в посуде. Дети соглашаются. (усаживает куклу).

Беседа о посуде. (3 мин.)
Воспитатель: Как, одним словом можно назвать все эти предметы? (Посуда)
-Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды? (Ложка, вилка, нож)
-В какой посуде готовят пищу? (Кастрюля, сковородка, противень и т. п.)
-Как называется эта посуда? (Кухонная)
-Какой посудой мы пользуемся, когда пьём чай? (Чашка, блюдце, сахарница,
заварной чайник) (принимаем пищу)? (Столовая)
-Назовите столовую посуду. (Глубокая тарелка, мелкая тарелка, супница, салатница, солонка)
-Как называется эта посуда? (Чайная)
-А как называется посуда, из которой едим
Помогите мне расставить посуду по своим местам: отдельно столовую, кухонную, чайную.

З адание"Из чего может быть сделана посуда" (2 мин)
Стакан сделан из стекла - значит, он стеклянный.
Чашка сделана из фарфора - значит они фарфоровая
Давайте правильно разложим предметы посуды по полкам.
1 - стеклянная посуда
2 - металлическая;
3 - пластмассовая;
4 - фарфоровая;
5 - деревянная.
Воспитатель:
. -Ребята, если бабушка решит приготовить обед: сварить суп и пожарить котлеты, какая посуда ей понадобиться? (ответ детей: сковорода, кастрюля, нож, чайник). Верно, ребята! Где готовят еду? (на кухне). Правильно. Как называется посуда, которая нужна для приготовления еды? Назовите одним словом? (кухонная). (показ ориентира). Повторить
хором и индивидуально. Похвала.
Воспитатель предлагает подгруппе детей выбрать кухонную посуду и поставить на стол с соответствующей картинкой -ориентиром. Предлагает на обед приготовить любимый бабушкин суп -борщ. Установка на массаж.
Массаж спины"Суп" (2мин.) (дети встают друг за другом, кладут ладони на спину впереди стоящего)
Чики -чики -чики -ща! (Похлопывать ладонями)
Вот капуста для борща.
Покрошим картошки (Постукивать рёбрами) ладоней
Свеколки, морковки,
Полголовки лучку, да зубок чесночку. (Поколачивание кулачками)
Чики -чики -чики -чок
И готов борщичок! (Поглаживание ладонями)
Воспитатель хвалит:
-Обед мы приготовили! Давайте накормим бабушку! Какую посуду мы возьмём для обеда? (ложка, тарелка, кружка (стакан), вилка). Как вы думаете, как называется посуда для обеда за столом? (ответ детей: столовая) (если дети называют обеденная, воспитатель поправляет -столовая). (Показ ориентира). Повторить хором и индивидуально. Похвала.
Воспитатель предлагает подгруппе детей выбрать столовую посуду и перенести на стол к соответствующему ориентиру. Воспитатель обращает внимание детей на оставшуюся посуду.
-Ребята, назовите, какая посуда осталась на этом столе? (дети перечисляют: чашка, блюдце, ложка маленькая, сахарница) Верно! Как называется посуда для того, чтобы пить чай? Назовите одним словом! (ответ детей: чайная) (ставит ориентир) Повторить хором и индивидуально. Похвала.
Воспитатель хвалит детей, которые назвали сахарницу или молочник, отмечает, какое трудное слово дети знают. Воспитатель берёт Федору и показывает, как дети разложили её на столе, просит ребят повторить, какая бывает посуда -кухонная, столовая, чайная. Бабушка обещает ребятам хорошенько запомнить, благодарит.

Физминутка. (2 мин.)
Содержание стихотворения. Содержание упражнений.
Вот большой железный чайник, Надули животик: одна рука на поясе,
Очень важный, как начальник. другая изогнута, как носик.
Вот фарфоровые чашки, Присели, одна рука на поясе.
Очень хрупкие бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, Кружатся, рисуя руками круг,
Только стукни - разобьются. хлопают и приседают- разобьются. хлопают и приседают.
Вот серебряные ложки, Потянуть руки вверх, сомкнуть над
Голова на тонкой ножке. головой.
Вот пластмассовый поднос, Легли на ковер, потянулись.
Он посуду нам принес.
Загадки: (2мин.)
Мой сердечный друг-приятель Я вас чаем напою,
В чайном тресте председатель. Лишь заварку заварю.
Всё семейство вечерком Дружат люди все со мной-
Угощает он чайком. Это …. (чайник заварной)

Парень дюжий он и крепкий
Без вреда глотает щепки.
Хоть и ростом не велик,
А пыхтит, как паровик. (Самовар)

Чайника подружка, Есть и ручка у нее,
Имеет два ушка. Есть и стенки, есть и дно.
Варит суп для Юли -Очень хрупкая бедняжка-
Зовут её …(Кастрюля) Всем известно это (чашка)

Игра"Накрой на стол". Вывод. (3мин.)
- Вот теперь мы поможем бабушке Федоре накрывать на стол. Мы будем пить чай.
Какая посуда нам понадобится? (Чайная). (Дети накрывают стол для чаепития). Угощают.
Воспитатель: Дети, помогите нам, пожалуйста, накрыть стол для чаепития. (Дети
приносят салфетки, сахар, ложки.)
Воспитатель: Куда же мы положим сахар? (в сахарницу)
Воспитатель: А для салфеток есть специальная подставка. Интересно, кто знает, как она называется? (Салфетница)
Воспитатель: А в чём же мы завариваем чай? (В чайнике)
Воспитатель: Вот и закипел наш чайник, только он горячий. Как мы будем его пить?
Воспитатель: Вот накрыли мы стол, можно приглашать гостей пить чай.




Что нужно сделать, чтобы чай остыл? (Подуть на него)
Воспитатель: Вот накрыли мы стол, можно приглашать гостей пить чай.
Дети желают друг другу приятного аппетита и пьют чай.
Ты знаешь, какая бывает посуда?
И как без нее нам приходится худо?
Попробуй поесть без тарелки и ложки
Без миски никак не накормишь и кошки.
Кофейники, чайники, чашки, стаканы
О них вспоминаем мы утречком рано.
Кастрюли, салатницы, вилки, ножи.
Всегда всю посуду в порядке держи!

Итог (1 мин.): Ребята , мы молодцы! У нас получилось помочь Федоре, потому, что мы были дружными и добрыми! Чем помогли Бабушке Федоре? (дети припоминают: прибрали вещи и разложили на свои места, рассказали о посуде, отремонтировали посуду). Если бабушке вновь понадобиться помощь, можно к вам обратиться? (да)

Литература:
1. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика - Москва: Сфера, 2009.
2. Быкова Н. М. Игры и упражнения для развития речи - Москва: СПб. Детство-Пресс.
3. Веракса Н.Е., Галимов О.П. Познавательско -исследовательская деятельность дошкольников - Москва: Мозаика Синтез, 2014.
4. Дыбина О.В. Рукотворный мир. Игры-занятия с дошкольниками -Москва: Сфера, 2014.
5. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением - Москва: Мозаика-Синтез, 2014
6. Зайцева Л.И. Речевые, ритмические и релаксационные игры для дошкольников. Практическо-методическое пособие - Москва: СПб Детство-Пресс, 2013
7. Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика - Москва: Астрель, 2009