Волков г н этнопедагогика новое переиздания пособии. Волков Г.Н

Эта книга - первый учебник по этнопедагогике для будущих учителей. В нем характеризуется национально-региональная и этническая культура воспитания, освещаются важные темы этнопедагогики: этнопедагогическая система как национальный и общечеловеческий феномен; педагогическая эволюция; факторы, методы, средства и приемы народного воспитания; современное функционирование народной педагогики и др.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебная книга по этнопедагогике создается впервые не только в нашей стране, но и во всем мире. Она давно нужна педагогам, особенно - воспитателям детских садов и учителям, работающим в начальных классах общеобразовательных школ.

Настоящая учебная книга призвана реализовать две величайшие заповеди - Яна Амоса Коменского и Константина Дмитриевича Ушинского: природосообразности и народности. Народная педагогика, являющаяся предметом этнопедагогики, - педагогика природо-сообразная и жизнесообразная, демократическая и гуманистическая.

Принцип народности, научно обоснованный К.Д.Ушинским, как священный принцип национального воспитания в условиях демократизации общества приобретает необычайную актуальность. У великого педагога-патриота народность максимально окрашена национальной созидательной идеей, освящена, согрета ею.

Три принципиальные установки К.Д.Ушинского имеют для настоящего пособия определяющее значение: 1) «...народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания»; 2) «в душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих»; 3) «воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое».

Создание подлинно национальной школы - русской, украинской, татарской, якутской, чукотской, любой другой - возможно только на этнопедагогической основе. Народная культура воспитания представляет собой основу всякой культуры. Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, народной педагогики.

И литературы МБОУ «Малобикшихская СОШ» Канашского района Чувашской Республики.

Статья

«Чувашская этнопедагогика» в современной школе.

Народ – великий педагог,

все великие педагоги – народны.

Ум в педагогике чувашей почитался как высшая человеческая цен - ность, как лучшая из добродетелей. С малых лет чуваши учили детей жить умом добрых людей. И сегодня этот народный философский завет волнует современных педагогов и ученых России. Народная педагогика как наука появилась в Чувашии; - создатель этнопедагогики, единственный и первый такой ученый в России.

Главное в народной педагогике три любви: любовь к детям, любовь к труду, любовь к Родине. В душе эти три любви дали прекрасные плоды. Его любовь безгранична. С любовью к детям связано многое в народ - ной жизни, и как рано народная педагогика указывает, что труд в жизни ребенка – главный помощник и союзник. «Обращение к истокам и созидательно, и спасительно, - пишет.- Без наших корней, без этнической духовности – пустота, вакуум , пустыня в душе. Что останется без этих корней? Чем заполнить этот вакуум?.. Только культурой, только духовностью…». Поэтому воспитание детей в современной школе немыслимо без изучения и применения трудов по этнопедагогике.

Сегодня, когда в обществе наблюдается падение нравов, когда отсутствует желание творчески работать, очень нужны высокообразованные, культурно развитые личности. И учитель должен быть личностью, интересным человеком, со своими взглядами, со своим мнением, но он должен быть связан с народной педагогикой. Нравственность – самое уязвимое место человека, поэтому учитель должен быть в первую очередь воспитателем, педагогом. Если учитель не личность, то теряет свою убедительность, он не способен вести детей за собой. Поэтому важнейшая миссия учителя заключается в том, чтобы укрепить дух детей духом собственным, и иного воспитания нет. Учитель, опираясь на педагогическое творчество, должен развивать ребенка как личность, чтобы он вошел в культуру.

А что нужно для этого? Нужна идея добра и любви, уверенность ребенка в доброжелательности педагога. А любовь – это не только привязанность к родным, а чувство благодарности, дружбы, восхищения, сострадания и уважения. Эти качества помогают воспитывать в ребенке совесть. Не зря один из заветов гласит: «Пример – и положительный, и отрицательный – не действует сам по себе, его надо основывать на совести». Современный учитель должен помнить и такой завет души великого ученого: «В педагогике главное – народность, человечность, порядочность, благородство, великодушие». А народная педагогика – продукт исторического и социального опыта народа. Действительно, «без памяти (исторической) нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа (как исторической общности)».

А еще как сегодня в школе помочь личности принимать ценность во имя этой ценности? Еще каким методом способствовать духовно – нравственному развитию ребенка без принуждения? Конечно, это чтение и исценирование произведений писателя и этнопедагога. Мои восьмиклассники с большим интересом прочитали его рассказы, сказки, притчи («Разбитый горшок», «Погреб», «Бережливость», «Себе несчастье навлечешь»), превратили их в интересные сценки, распределили роли и выступили на сцене на общешкольном вечере – «встрече» с.

Ребята понимают, что лучше быть честными, послушными, уважать старших, беречь вещи. И хочется верить, что такие строки в этих произведениях помогут нашим воспитанникам понять народную мудрость, собрать ее по крупицам в своем сознании и жить правильно:

У лживого и правда обманчива.

Ум старых – как подпорки.

Мечта как глиняный горшок – скорее разбивается, чем сбывается.

Мир держится на мудрости старых и силе молодых.

Бережливый человек – надежен, порядочен, аккуратен.

Отнял вещь у людей – выкинул душу.

Когда нет порядка – и жизни нет.

А как полезно увидеть инсценированные рассказы и сказки «Тимерке», «Волшебная щепочка», «Мать и сын», «Дорого ли стоит рубль?», «Мамина похлебка»! В них мои восьмиклассники увидели такую народную педагогику:

Старикам окажешь почет – и сам долго проживешь, стариков введешь в нужду – испытаешь сам беду. Кто об этом забывает, счастья в жизни не знает.

С сердитым - сердитый будешь, с ласковым – ласковый будешь. Подарки – гостинцы – взаимно.

Кто отца – мать в слезы введет – счастья в жизни не найдет. Мать – святыня, сама она – богиня. Бога забудешь – и то мать помни.

Леность и обман – два родных брата. Только тот, кто трудится до пота, знает цену добру.

Мама сегодня накормила меня салмой. Прямо как в детстве. И запах – тот же, и цвет. Сто лет миске. Ложка от отца осталась, его работа. Мастер же был! Мама… Какое же это счастье!..

И на вечере встречи с ребятами (роль Волкова исполнял ученик из 8 класса) рассказывал: «Я никогда не спорил со стариками, не возражал им. Я благоговел перед старшими и старыми. Наш зять, помню, бросал шапку к ногам бабушки и на коленях шел к ней, не вставая, целовал ей обе руки. У нас в семье были строгие заветы: никто ни разу ни с кем не ругался, а жила бабушка до 92 лет, мама – 86 лет. Нас учили любить стариков, родителей, во главе угла были уступчивость и снисходительность. Обидевший отца – мать сам погибнет духовно. Поцеловал – невеста, переночевал – жена. Равноправие – неразумному. Такие пословицы мы не просто знали, а жили так».

Есть у писателя произведения и о смелости чуваш, о любви к чувашской земле: «Золотая пылинка», «Пастух и барин», «Робкий чуваш и барышник». Восьмиклассники инсценировали и их. Вот некоторые замечательные строки из этих сказок:

Эта земля – нам и отец родной, и мать – кормилица, и брат – защитник. Земля родная чиста и священна. Пылинка родной земли родная, глина – сладкая. Ее песок – золотой, сухие камни – серебро…

Пришла пора выгнать стадо на луга – солнце взошло. Баре еще не наелись, а коровы уже проголодались.

- «Добрый барышник, мне забавно было смотреть на человека, потерявшего стыд. И я ругал корову, чтоб помочь тебе вернуть хотя бы капельку стыда»,- поясняет тихоня. Когда надо, и к робкому приходит смелость.

Этнопедагогу, ученому, историку, журналисту, академику, профессору, доктору педагогических наук пришлось не раз смело бороться, защищая имя и наследие. Волков был назван «врагом» народа, а имя Яковлева запретили произносить. Действительно, чувашский народ и смелый, и мужественный.

Таким образом, «Чувашская этнопедагогика» в современной школе нужна и педагогам, и родителям, и ученикам. В тысячах потешек, прибаутках, загадках, сказках, былинах содержится настоящая педагогика – наука о правильном воспитании детей. Это правильный режим жизни родителей, основанный на совести детей и самих взрослых. Волкова и космонавта подняла на такую высоту народная педагогика, народная культура, родной язык.

Литература

1.Волков земли.- Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1979. – с., 415 – 418.

2.Волков этнопедагогика. – Чебоксары, 2004. – с., 293.

3. Волков жизни. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1989. – с. 29,

Эта книга - первый учебник по этнопедагогике для будущих учителей. В нем характеризуется национально-региональная и этническая культура воспитания, освещаются важные темы этнопедагогики: этнопедагогическая система как национальный и общечеловеческий феномен; педагогическая эволюция; факторы, методы, средства и приемы народного воспитания; современное функционирование народной педагогики и др.3
Предисловие

Учебная книга по этнопедагогике создается впервые не только в нашей стране, но и во всем мире. Она давно нужна педагогам, особенно - воспитателям детских садов и учителям, работающим в начальных классах общеобразовательных школ.
Настоящая учебная книга призвана реализовать две величайшие заповеди - Яна Амоса Коменского и Константина Дмитриевича Ушинского: природосообразности и народности. Народная педагогика, являющаяся предметом этнопедагогики, - педагогика природо-сообразная и жизнесообразная, демократическая и гуманистическая.
Принцип народности, научно обоснованный К.Д.Ушинским, как священный принцип национального воспитания в условиях демократизации общества приобретает необычайную актуальность. У великого педагога-патриота народность максимально окрашена национальной созидательной идеей, освящена, согрета ею.
Три принципиальные установки К.Д.Ушинского имеют для настоящего пособия определяющее значение: 1) «...народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания»; 2) «в душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих»; 3) «воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое».
Создание подлинно национальной школы - русской, украинской, татарской, якутской, чукотской, любой другой - возможно только на этнопедагогической основе. Народная культура воспитания представляет собой основу всякой культуры. Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, народной педагогики.
Начальная школа непременно должна быть последовательно национальной, это - школа родного языка, естественное продолжение «школы материнской». Формирование полноценного учителя начальной школы немыслимо без его специальной этнопедагогической подготовки.
Настоящее учебное пособие является первой попыткой оказания реальной помощи педучилищам в этнопедагогической подготовке будущих учителей. Поэтому автор надеется на помощь читателей - советами, замечаниями, товарищеской критикой. При последующих переизданиях предполагается существенно расширить методический аппарат книги за счет специальных разделов - этнопедагогического практикума и этнопедагогического семинария.
Автор выражает благодарность гуманитарному научному фонду за оказание поддержки в подготовке этой книги.

Глава 1
Предмет этнопедагогики

Этнопедагогику можно было бы в общем и целом представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций. Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания.
Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности.
Выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта. Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит ее опорой и основой. Я.А. Коменский на основе обобщения опыта домашнего воспитания в трудовых семьях выдвинул и разработал идею «материнской школы», цель которой - все семьи поднять до уровня лучших семей, где разумнее всего поставлено воспитание. При обосновании принципа природосообразности великий педагог также учитывал народный опыт. Некоторые дидактические правила даны им в форме народных афоризмов, а в ряде случаев народные афоризмы составляют какой-то элемент дидактических положений. Показательно, что отец педагогической науки свою просветительскую деятельность начал как собиратель произведений устного творчества чешского народа, как исследователь его традиций и обычаев. Первый труд, задуманный им, - это «Сокровищница чешского языка», в которой он мечтал собрать все - отточенные граниты слов, жемчужины поговорок, тонкие созвучия выражений и оборотов речи. А чудо из чудес народной педагогики - «Мудрость старых чехов»?!
Песталоцци в своих произведениях «Как Гертруда учит своих детей», «Книга для матерей», «Лингард и Гертруда» дает педагогические выводы в форме народной педагогики, как результат обобщения педагогического опыта необразованной крестьянской семьи; как воплощение своей мечты о такой школе, которая соответствовала бы потребностям народа. Песталоцци все время аппелирует к народному педагогическому опыту и народным воззрениям на воспитание. Отчий дом он называет школой нравов. По его мнению, средства воспитания народная школа должна черпать в самой жизни народа.
Народную педагогику К.Д.Ушинский считал одним из важнейших факторов, под влиянием которых складывалась отечественная педагогическая наука. Он высказал самое главное и самое важное для всей педагогической науки: «Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания... Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития». Сказки и рассказы Ушинского - лучший пример использования народной педагогики в воспитании как в семье, так и в школе. Народная педагогика - не наука, но предмет науки этнопедагогики.
В народной педагогике господствует живой опыт воспитания. Народная педагогика, отражая определенный уровень педагогических знаний, конкретный исторический этап в духовном прогрессе человечества, служит основой, на которой возникла и развивалась педагогическая наука. Но и в последующем - как возникновение художественной литературы не уничтожило устного творчества, так и педагогическая наука не вытеснила совсем из повседневной жизни народа его педагогические воззрения. Педагогическая наука и народная педагогика вступили в сложные взаимодействия друг с другом и взаимно благоприятствовали развитию друг друга, создавая единое пространство, которое может быть названо педагогической культурой.
В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов было много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь трудящихся. Они проявлялись и в отношении к природе, и в поэзии земледельческого труда, и в устном народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в красоте одежды, и в православных законах гостеприимства, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.
Устои народной, особенно старой деревенской жизни не следует идеализировать: в них немало противоречивого, угрюмого, черного, заскорузлого. Эти противоречия, порождаемые историческими условиями, накладывали свой отпечаток и на народные педагогические традиции. Однако духовную жизнь народа всегда определяли труд, душевный талант и человечность, именно они способствовали воспитанию подлинно народных характеров. Так, например, очень много смысла в тысячелетней чувашской традиции, когда трудолюбивым называют только того, кто и нелюбимую работу делает с любовью.
Уменьшение различия между городом и деревней не означает разрушения духовных традиций села, в ряду которых важное место всегда занимали традиции воспитания подрастающего поколения. Успешное развитие культуры, системы народного образования возможно только на естественном многовековом фундаменте народных традиций. Педагогические наука и практика, игнорирующие коллективный педагогический опыт народа, не могут стать существенным элементом массовой педагогической культуры.
Многогранная жизнь народа, его борьба и победы - основной и главный объект исторической и других гуманитарных наук. К их числу относится и этнопедагогика, предмет которой - народная педагогическая традиция. Изучение народного творчества чрезвычайно важно для выявления того ценного, что вкладывает каждый народ в мировую культуру. Изучая народное творчество, этнопедагог нередко помогает его возрождению и дальнейшему развитию. Но так как педагогическая культура использовала народное творчество, развивала его и была неразрывной его частью, то сказанное справедливо для любых историко-педагогических исследований.
В чем эффективность народной педагогики и сильные стороны деятельности народных педагогов? В каких соотношениях находятся в ней интуиция, талант, знания? Какова взаимосвязь педагогических воззрений народа и его педагогической практики? Каким должно быть воздействие народной педагогики в организации влияния на детей?

Эта книга - первый учебник по этнопедагогике для будущих учителей. В нем характеризуется национально-региональная и этническая культура воспитания, освещаются важные темы этнопедагогики: этнопедагогическая система как национальный и общечеловеческий феномен; педагогическая эволюция; факторы, методы, средства и приемы народного воспитания; современное функционирование народной педагогики и др.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебная книга по этнопедагогике создается впервые не только в нашей стране, но и во всем мире. Она давно нужна педагогам, особенно - воспитателям детских садов и учителям, работающим в начальных классах общеобразовательных школ.

Настоящая учебная книга призвана реализовать две величайшие заповеди - Яна Амоса Коменского и Константина Дмитриевича Ушинского: природосообразности и народности. Народная педагогика, являющаяся предметом этнопедагогики, - педагогика природо-сообразная и жизнесообразная, демократическая и гуманистическая.

Принцип народности, научно обоснованный К.Д.Ушинским, как священный принцип национального воспитания в условиях демократизации общества приобретает необычайную актуальность. У великого педагога-патриота народность максимально окрашена национальной созидательной идеей, освящена, согрета ею.

Три принципиальные установки К.Д.Ушинского имеют для настоящего пособия определяющее значение: 1) «...народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания»; 2) «в душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих»; 3) «воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое».

Создание подлинно национальной школы - русской, украинской, татарской, якутской, чукотской, любой другой - возможно только на этнопедагогической основе. Народная культура воспитания представляет собой основу всякой культуры. Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, народной педагогики.

Учебная книга по этнопедагогике создается впервые не только в нашей стране, но и во всем мире. Она давно нужна педагогам, особенно - воспитателям детских садов и учителям, работающим в начальных классах общеобразовательных школ.

Настоящая учебная книга призвана реализовать две величайшие заповеди - Яна Амоса Коменского и Константина Дмитриевича Ушинского: природосообразности и народности. Народная педагогика, являющаяся предметом этнопедагогики, - педагогика природо-сообразная и жизнесообразная, демократическая и гуманистическая.

Принцип народности, научно обоснованный К.Д.Ушинским, как священный принцип национального воспитания в условиях демократизации общества приобретает необычайную актуальность. У великого педагога-патриота народность максимально окрашена национальной созидательной идеей, освящена, согрета ею.
Три принципиальные установки К.Д.Ушинского имеют для настоящего пособия определяющее значение: 1) «...народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания»; 2) «в душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих»; 3) «воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое».

Создание подлинно национальной школы - русской, украинской, татарской, якутской, чукотской, любой другой - возможно только на этнопедагогической основе. Народная культура воспитания представляет собой основу всякой культуры. Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, народной педагогики.

Начальная школа непременно должна быть последовательно национальной, это - школа родного языка, естественное продолжение «школы материнской». Формирование полноценного учителя начальной школы немыслимо без его специальной этнопедагогической подготовки.

Настоящее учебное пособие является первой попыткой оказания реальной помощи педучилищам в этнопедагогической подготовке будущих учителей. Поэтому автор надеется на помощь читателей - советами, замечаниями, товарищеской критикой. При последующих переизданиях предполагается существенно расширить методический аппарат книги за счет специальных разделов - этнопедагогического практикума и этнопедагогического семинария.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ ЭТНОПЕДАГОГИКИ

ГЛАВА 2. НАРОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАСЛЕДИИ КЛАССИКОВ ПЕДАГОГИКИ
§ 1. Я.А. КОМЕНСКИЙ
§ 2. К.Д.УШИНСКИЙ
§3. А.С.МАКАРЕНКО
§4. В.А.СУХОМЛИНСКИЙ
Контрольные вопросы и задания
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ДУХОВНЫЙ ПРОГРЕСС НАРОДА
§ 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ЕЕ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
§ 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И ИХ МЕСТО В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДА
§ 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ НАРОДНОЙ ЖИЗНИ
§ 4. НАРОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ
§ 5. НАРОД КАК ТВОРЕЦ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Контрольные вопросы и задания
ГЛАВА 4.НАРОДНЫЙ ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА
§ 1. СОВЕРШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК КАК ЦЕЛЬ НАРОДНОГО ВОСПИТАНИЯ
§ 2. ЭТНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
§ 3. ПУТИ ВОСПИТАНИЯ СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
Контрольные вопросы и задания
ГЛАВА 5.СРЕДСТВА НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
§1. ПОСЛОВИЦЫ
§ 2. ЗАГАДКИ
Контрольные вопросы и задания
§ 3. НАРОДНЫЕ ПЕСНИ
КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ. ПОЭЗИЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ПЕСНИ ОТРОЧЕСТВА
ЮНОШЕСКИЕ ПЕСНИ И ПЕСНИ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ ПРИЧИТАНИЙ
КОМПЛЕКСНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПЕСНИ
Контрольные вопросы и задания
§ 4. СКАЗКИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ СКАЗОК
ОСОБЕННОСТИ СКАЗОК КАК НАРОДНЫХ СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ СКАЗОК
СКАЗКИ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ГЕНИЯ
Контрольные вопросы и задания
ГЛАВА 6. ФАКТОРЫ НАРОДНОГО ВОСПИТАНИЯ
§ 1. ПРИРОДА
§ 2. ИГРА
§ 3. СЛОВО
§4. ТРУД. ОБЩЕНИЕ. ТРАДИЦИИ. ИСКУССТВО
§ 5. РЕЛИГИЯ
§ 6. ПРИМЕР-ИДЕАЛ
Контрольные вопросы и задания
ГЛАВА 7. СОВРЕМЕННОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
§ 1. ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПАНСОФИЯ НАРОДОВ
§ 2. ДЕЙСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТЕЙ-СИМВОЛОВ
ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
§ 3. ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТНОПЕДАГОГИКИ
Контрольные вопросы и задания
ПОСЛЕСЛОВИЕ