Занятия с дошколятами по окружающему миру. Занятия по ознакомлению с окружающим миром

Программное содержание:

  • Познакомить детей с тайгой и зоной лесов. Освоить действия использования модели, отражающие взаимосвязь растений, животных и условий жизни в природной зоне (на примере леса).
  • Закрепить знания об осенних явлениях в живой природе. Активизировать умственную и речевую деятельность детей (умение образовывать новые слова. Подбирать слова-определения, образовывать уменьшительно-ласкательные слова).
  • Воспитывать бережное отношение к всему живому.
  • Воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы.
  • Активизация словаря:
    Осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, листопад, хмурень, багряная, шуршат, улетают, курлыкают и т.д.
  • Предварительная работа:
  • Рассматривание иллюстраций "Времена года", чтение стихов произведений об осени.
  • Знакомство с народным календарём, приметами, загадывание загадок.
  • Материал:
    Картинки-схемы, модель, звукозапись, иллюстрации, мяч, проектор, ноутбук, доска, листочки.

Ход занятия

1. Организационный момент (2 мин.)

Что за чудо-чудеса!
Руки всем нужны друзья.
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку.
Умелые руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить.

Говорят. Что сказочные герои любят путешествовать.

Так ли это?

Назовите таких героев?

(лягушка-путешественница, баба-яга, кот в сапогах)

Вам нравиться путешествовать?

Сегодня мы с вами отправимся в путь.

Прежде чем мы с вами отправимся в путь.

Скажите, какое сейчас время года? (осень)

Назовите осенние месяцы?

Как можно по другому назвать МЕСЯЦ СЕНТЯБРЬ по народному календарю.

СЕНТЯБРЬ - листопадник, листобой.

Вспомните приметы сентября.

  • В сентябре лист на дереве не держится.
  • В сентябре шуба за кафтаном тянется.
  • Сентябрь - птиц в дорогу собирает.
  • В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина.

ОКТЯБРЬ - хмурень, грязник.

Вспомните приметы октября.

  • Октябрьский гром- зима снежная.
  • В октябре птицы летят низко к ранней зиме.

НОЯБРЬ - ледовый кузнец, полузимник.

Вспомните приметы ноября.

  • В ноябре снегу надует - хлеба прибудет.
  • В ноябре рассвет с сумерками встречается.

(на экране появляется белочка расстроенная)

Ребята белочку унесли из родного дома, а чтобы вернуться домой, много ли там света, тепла, воды, богата ли почва.

А у меня есть подсказки- схемы, которые помогут вам найти ответы.

(садимся за столы, на доске схемы)

2. Выполнение работы детьми за столами (10 мин)

Белочка не знает, какая у неё почва, но деревьев и кустов много, трава растет, густая, сочная, на зиму запасает орехи, ягоды.

Значит почва, какая? Сухая или плодородная.

Давайте договоримся если богатая почва то обозначим значком МНОГО, ДОСТАТОЧНО меньше значок, МАЛО ещё меньше значок.

Почва богатая (много) (выставляю значок)

Летом у неё жарко, а зимой холодно, все звери и птицы приспособились к этому, кто в теплые края улетают, кто в спячку впадает, кто на запасах живёт.

Так, что тепла у неё не много и не мало, а ДОСТАТОЧНО (выставляю значок).

Летом светло, дни длинные, а ночи короткие, а зимой наоборот, ночь длиннее дня, но света всем хватает и растениям и животным, тепла ДОСТАТОЧНО. (выставляю значок)

Воды тоже всем хватает, осенью. Дождей много, есть сухие места пригорки, поляны.

Значит воды не мало и не много, а ДОСТАТОЧНО

Я думаю, что мы справились с заданием помогли рассказать о том где живёт белочка.

А вы догадались, (в лесу)

А дом её как называется? дупло.

Посмотрите, что у нас получилось.

Каким цветом обозначим лес, (зелёным)

ЛЕС - ЗЕЛЁНЫЙ НАРЯД НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ.

Выкладывание модели.

В лесу света достаточно, тепла достаточно, почва, богатая плодородная, воды достаточно.

А теперь, вы постройте каждый свою модель на столах. (дети строят)

3. ФИЗМИНУТКА (3 мин)

Руки подняли и помахали
Это деревья в лесу
Локти согнули, кистями встряхнули
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем крылья мы сложим назад.

Ребята, вот мы и вернули белочку домой в лес (показ иллюстраций)

В благодарность она хочет поиграть с вами в игры:

4.1 игра " ПОДБЕРИ СЛОВО" (мяч) (3 мин)

  • Лист - желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.
  • Дождь - моросит, льёт, идёт, капает.
  • Ветер - дует, воет, завывает.
  • Птицы - улетают, перелетают, поют. и т.д.

5.2 игра " Назовите ласково "(2 мин)

Слово ЛЕС - лесок, лесочек.

Как называется ягоды, растущие в лесу? (лесные)

  • Какие ягоды растут у нас на севере? (голубика, черника, брусника, клюква, и т.д.)
  • Кто ухаживает за лесом? (лесник)
  • Как называется мелкие деревца, растущие под большими деревьями? (подлесок)

А сейчас отвечают только мальчики

6.3 игра "Что делает лес?" (3 мин)

Растёт, шумит, горит, умирает, живёт, дышит, радует, очищает воздух.

А сейчас отвечают девочки

Лес, какой?

  • Большой, огромный, густой, дремучий, осенний, красивый.
  • Что даёт лес животным и птицам? (даёт жилище, корм)

(Показ слайдов леса)

7.4 игра " Что лишнее? " (5-6 мин)

Слайды животные, грибы, деревья, ягоды.

ЗАЧЕМ ЛЮДИ ХОДЯТ В ЛЕС (показ слайдов).

(дышать свежим воздухом, собирать грибы, отдыхать, собирать лекарственные травы, и т.д.)

Вот и закончилось наше путешествие в воображаемый лес. Во время путешествия, что полезного сделала?

  • Кому помогли?
  • С помощью чего?
  • Лес - наше богатство.
  • Лес - наш друг он задерживает влагу, помогает человеку выращивать хороший урожай.
  • Лес - кладовая. Бесплатно дающая орехи, ягоды, грибы, рыбу.
  • Лес - зелёный наряд нашей планеты.

Нина Русина
Рабочая программа «Ребенок и окружающий мир»

Рабочая программа «Ребенок и окружающий мир » . Пояснительная записка.

Рабочая программа по окружающему миру для детей предшкольной группы составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Фундаментом умственного развития ребенка является сенсорное воспитание, ориентировка в окружающем мире . Содержание раздела «Ребенок и окружающий мир » состоит из трех составляющих : предметное окружение , явления общественной жизни, мир природы.

Каждая составляющая раздела имеет свою базовую основу.

Введение в предметный мир предполагает формирование представлений о предмете как таковом, и как о творении человеческой мысли, и результате трудовой деятельности. В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд людей. В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы.

Природное окружение . Экологическое воспитание. Цель раздела – ознакомление детей с живой и неживой природой, формирование осознанно бережного отношения к ней, формирование начал экологической культуры.

Реализация цели происходит через решение следующих задач :

Уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях; о состоянии окружающей среды .

Формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие) .

Формирование представлений о причинно – следственных связях внутри природного комплекса.

Развитие эмоционально – доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними.

Формирование потребности заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, села.

Развитие осознанного отношения к себе как к активному субъекту окружающего мира .

Формирование привычки рационально использовать природные ресурсы.

Развитие умений правильно взаимодействовать с природой.

Развитие интереса к миру природы.

Формирование эстетического отношения к действительности, прежде всего к природе во всех ее проявлениях.

Расширение представлений детей о родном крае.

Воспитание уважения к людям разных национальностей и их обычаям.

Отбор программного материала осуществлялся с опорой на принципы :

Энциклопедичность формируемых у ребенка представлений и знаний обо всем, что его окружает ;

Природосообразность (человек- часть природы, и он подчиняется ее законам) ;

Воспитательная ценность знаний.

Умственное воспитание в программе организовано на принципах коммуникативно- познавательной деятельности детей и обогащено современным развивающим содержанием. Оно обеспечивает :

Формирование у ребенка целостной картины окружающего мира ;

Развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, животных, растений, местам обитания человека, животных, растений (земля, вода, воздух) ;

Ознакомление с предметами быта, необходимых человеку, их функциями и назначением (одежда, обувь, посуда, мебель и др.) ;

Формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении .

Программа адресована

Детям предшкольной группы МБОУ «Верхнежиримская СОШ»

Сроки реализации программы : данная программа рассчитана на 1 год- 34 часа(1 занятие в неделю) .

Характеристика возрастных и психологических особенностей.

В возрасте 5-7 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится не только членом семьи, но и носителем определенной общественной информации. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом в этом возрасте.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, внимание дошкольников, оно становится произвольным. Развивается связная речь. В предшкольной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.

Связь программы со смежными дисциплинами :

Физическая культура

Развитие речи

Организация воспитательного процесса.

Игровые технологии.

Методы воспитания и обучения :

Словесный метод (рассказ,объяснение, беседа, работа с книгой и тетрадью ).

Наглядный метод (показ картин, карточек, плакатов, презинтаций и др.)

Метод дидактических игр

Проблемный метод

Частично- поисковый

Характеристика компетенций.

В процессе реализации программы формируются ключевые и общепредметные компетенции :

Познавательная компетентность

Личностная компетентность

Самообразовательная компетентность

Социальная компетентность

Компетентное отношение к собственному здоровью, личностного самосовершенствования

Коммуникативная компетентность

Информационная компетентность.

Знания, умения и навыки к концу учебного года :

К концу года дети могут :

Различать и называть виды транспорта; предметы, облегчающие труд человека на производстве; объекты, создающие комфорт и уют в помещениях и на улице.

Знать, что предметы – это творение человеческой мысли.

Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.

Выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.

Иметь представление об истории создания предметов.

Знать дату своего рождения,свое отчество, домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей.

Знать герб, флаг, гимн России. Иметь представления о Президенте, Правительстве России.

Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д.

Иметь первичные представления о школе, библиотеке.

Ухаживать за растениями в уголке природы.

Иметь представление о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.

Знать существенные характеристики предметов, их свойства и качества.

Календарно – тематическое планирование.

Наименование темы Кол –во часов Дата

Сентябрь : День знаний. (н. р. к. *) 1

Природа и человек. 1

Опасные ситуации. 1

Дары осени. (н. р. к.) 1

Мой дом, моя семья. (н. р. к.) 1

Где зимуют лягушки. 1

Права и обязанности дошкольника. 1

Листопад, листопад – листья желтые летят. 1

Октябрь : Экскурсия в школу. (н. р. к.) 1

Путешествие в осенний лес. (н. р. к.) 1

Транспорт. 1

Улетают журавли. 1

На выставке кожаных изделий. 1

Как звери к зиме готовятся. 1

Экскурсия в школьную столовую. (н. р. к.) 1

Природа и мы. 1

Ноябрь :

Наша планета. Планета Земля в опасности. 1

Дерево умеет плавать. 1

Путешествие по Африке. 1

Шестиногие малыши. 1

Экскурсия в библиотеку. (н. р. к.) 1

Пришла осень, привела погод восемь. 1

Декабрь :Род и родословие. (н. р. к.) 1

Встреча зимы. (н. р. к.) 1

Воздушный транспорт. 1

Подземные богатства Земли. (н. р. к.) 1

Наземный транспорт. 1

С какой ветки детка. 1

Откуда елка в гости пришла. (н. р. к.) 1

Кто охраняет окружающую среду . 1

Январь : Путешествие в прошлое предмета. 1

Юный эколог. 1

Знакомство с дорожными знаками. 1

Австралия. 1

Водный транспорт. 1

Зимующие птицы. (н. р. к.) 1

Экскурсия в школьный музей. (н. р. к.) 1

Уголок планеты, где мы живем. (н. р. к) 1

Февраль : Знакомьтесь : мой друг – компьютер. 1

Домашние и дикие животные. (н. р. к) 1

Рассказ воспитателя о работе конюха . (н. р. к.) 1

Животный мир полярных районов. 1

Наша армия родная. 1

Растения и жизнь на Земле. 1

Чудо чудное. Диво дивное – золотая Хохлома. 1

Мы все – жители планеты Земля. 1

Март : Бабушкин сундук. (н. р. к.)

Праздник «Веснянка» .

Дымковская игрушка. 1

Лес и человек. 1

Народный праздник Масленица. Птицы прилетели – весну принесли. (н. р. к.) 1

Москва – столица России. 1

Знакомство с пресмыкающимися. 1

Апрель : Правила и безопасность дорожного движения. 1

Растения рядом с нами. (н. р. к.) 1

Хочу быть космонавтом. 1

Царство растений : травы. (н. р. к.) 1

Праздник Земли. Земля – наш общий дом. 1

Кто главный в лесу? 1

Май : Наша армия. День Победы. 1

Времена года. 1

Здоровая пища. (н. р. к.) 1

Сезонная одежда. (н. р. к.) 1

Здравствуй, лето красное. 1

*национально-региональный компонент

| Занятия по ознакомлению с окружающим миром

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Игрушки» в первой младшей группе Составил : Воспитатель Ермакова Елена Викторовна Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе Тема «Игрушки» Программное содержание : систематизировать знания детей об игрушках; форми-ровать обобщающее понятие "Игрушки", совершенствовать умение описывать...

Интегрированное занятие по экспериментальной деятельности и нетрадиционному рисованию «Друзья для Капитошки» Интегрированное занятие по экспериментальной деятельности и нетрадиционному рисованию «Друзья для Капитошки» Воспитатель : Украинская Наталья Ивановна, МБДОУ «ДС «Ромашка» , р.п. Усть–Абакан, Республика Хакасия Цель : создание социальной ситуации развития детей в процессе...

Занятия по ознакомлению с окружающим миром - Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за грецким орехом»

Публикация «Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за грецким...» Цель: познакомить с характерными особенностями, свойствами грецкого ореха, его значением. Задачи: Образовательные: познакомить детей с историей появления этого дерева в России, расширить знания детей о характерных особенностях и свойствах дерева и его плодов - орехов....

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Вода - источник жизни на земле. Где живёт вода? Для кого она важна? И какими свойствами обладает она? Мы попытались разобраться совместно с детьми. Цель: дать элементарные знания детям о некоторых свойствах воды; Задачи: формировать представление о воде, её назначении и важности...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Спасти Колобка» во второй младшей группе Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Росинка» пгт Пионерский Конспект непосредственно образовательной деятельности «Ознакомление с окружающим миром + развитие речи» на тему «Спасти Колобка» с детьми второй младшей группы Составлен...


Спортивно-развлекательное мероприятие по ознакомлению с правилами дорожного движения \"Дорожная азбука\" для детей старшей группы. Цель: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Задачи: Формирование интереса к ознакомлению с правилами дорожного движения;...

Занятия по ознакомлению с окружающим миром - Конспект познавательного мероприятия «Многообразный мир профессий»

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Новокубанский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Конспект познавательного мероприятия «Многообразный мир профессий» Составил воспитатель: Н. Е. Маргаченко хут. Марьинский 2019...

Конспект НОД по экспериментированию с водой и другими предметами. Цель: Развитие интереса к познавательно- исследовательской деятельности; Задачи: Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление и умение делать выводы. Используемый материал: Таз с водой, полотенце,...

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу – задача и долг педагога.

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.

В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.

Окружающий мир многообразен. Это и семья, и детский сад, и родной город. Это мир взрослых, с которыми ребенок общается, мир предметов, которые помогают ему познавать окружающую действительность [Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипова, Л.И.Белякова и др.; под ред.Н.М. Назаровой. – 5-е изд.стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006].

Природа окружает ребенка с ранних лет. Крупнейшие представители классической педагогики прошлого уделяли большое внимание влиянию окружающей природы на развитие личности ребенка. И.Г.Песталоцци отмечал, что это – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям», а познание различных природных явлений идет в единстве с овладением искусством речи. Он писал по этому поводу: «С самых ранних этапов развития я хочу ввести своего ребенка во всё многообразие окружающей природы; хочу организовать его обучение речи, собирая для этого все простые произведения природы…Единственный подлинный фундамент человеческого познания – созерцание природы».

Особую роль природы в умственном развитии ребенка подчеркивал К.Д.Ушинский . Он считал: «логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей». Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т.е. истина самого слова, и на которых потом вытекают само собой логическая речь и понимание грамматических законов». Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что все, «что есть в речи логического … протекает из наблюдений человека над природой…», а сама логика «есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы».

Я.А.Коменский , придавая большое значение воспитанию в дошкольном возрасте, вводит в программу материнской школы стройную систему элементарных природоведческих знаний. Ребенок должен непосредственно изучать окружающий мир: «Чем более знание опирается на ощущение, тем оно достовернее. Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей,… обучать всему через наблюдение и чувственное доказательство», - гласит знаменитое правило «Великой дидактики» Я.А.Коменского

Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателей дет.сада. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1982

Методы ознакомления детей дошкольного возраста с природой

В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации детей при ознакомлении их с природой. Используются и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные).

Методы обучения – это способы совместной деятельности педагога и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру [Методика ознакомления детей с природой в детском саду: Учеб. пособие для пед. уч-щ по спец. «Дошк. Воспитание» / Л.А.Каменева, Н.Н.Кондратьева, Л.М.Маневцова, Е.Ф.Терентьева; Под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1991. ]

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

Наблюдение - это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. Организуя наблюдение, педагог решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически.

Картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. Кроме того, многие явления недоступны для непосредственных наблюдений; например, с дикими зверями, животными южных и северных стран детей можно чаще всего познакомить лишь через картины.

Практические методы – это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов в процессе ознакомления с окружающим миром позволяет педагогу уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

Наряду с наблюдениями для расширения представлений о доступных явлениях и предметах природы широко используются разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие. В них накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретенные знания. При ознакомлении детей с природой используют дидактические игры с предметами, настольно-печатные и словесные.

К практическим методам относится и труд в природе. Он имеет большое воспитательное значение. Труд в природе создает благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников. А так же является одним из способов развития наблюдательности.

Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используются элементарные опыты. Опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразования в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие.

Словесные методы – это рассказы, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе.

Решая определенные задачи, педагог строит рассказ с учетом опыта и интересов дошкольников. Знания, сообщаемые в рассказе, должны отвечать требованиям достоверности, научности. Рассказ должен быть занимательным, иметь яркий динамичный сюжет, быть эмоциональным.

Исходя из дидактических задач выделяют 2 вида бесед: предварительная и итоговая. Предварительная беседа используется педагогом перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.

В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной по своему содержанию, природоведческая книга для дошкольников должна быть одновременно и художественной. В этом ее особенность.

В работе по ознакомлению детей с окружающим миром необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок, также требует использования разнообразных методов. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает педагог.

Окружающий мир в дидактических играх

Для развития познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста важное значение имеет воспитание различных видов чувствительности и формирование игровой деятельности, а также специальное умственное воспитание.

Умственное воспитание ребенка осуществляется в процессе различных видов его продуктивной деятельности, ознакомления с окружающим миром, путем специального формирования у него математических представлений и понятий, а также в процессе развития речи. Кроме того, важное значение для развития мышления имеют дидактические игры.

Игра является важным условием успешного воспитания и развития ребенка. Об этом говорили такие известные педагоги, как А.С.Макаренко и К.Д.Ушинский.

К.Д.Ушинский писал: «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения» .

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогом в целях обучения и воспитания детей

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

В создании современной системы дидактических игр надо отметить роль Е.И.Тихеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим и развития речи. Игры Тихеевой связаны с наблюдениями жизни и всегда сопровождаются словом.

Педагог опирается на игру как ведущую деятельность ребенка с задержкой психического развития, однако насыщает игру дидактическими правилами так, чтобы у ребенка возникла необходимость умственного напряжения.

Дидактическая игра по праву считается одним из эффективных средств обучения. Они используются и на занятиях и вне них.

Если во время занятий педагог осуществляет прямое обучение, то в дидактической игре познавательные задачи (например, определение свойств и качеств предмета, классификация и группировка различных предметов) соединяются с игровыми (отгадай, выполни роль и др.), что делает дидактическую игру особой формой обучения – легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний.

В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растений и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей играть вместе.

Дидактические игры – игры с правилами, имеющие готовое содержание. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать [Катаева А.А, Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.]

Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом особенностей каждого ребенка.

По характеру используемого материала дидактические игры делятся на:

1. предметные;

2. настольно-печатные;

3. словесные.

Предметные игры – это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). Например: «Узнай по вкусу», «Чудесный мешочек», «От какого дерева лист?», «Чьи это детки?» и другие. В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления дошкольников о свойствах и качествах тех или иных объектов природы. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся с свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

Настольно-печатные игры – игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки. Например: «Зоологическое лото», «Четыре времени года», «Подбери листок» и другие. В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.

Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметах. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Например:

«Когда это бывает?»

Вариант 1.

У педагога четыре сюжетные картинки: зима, весна, лето, осень. У каждого ребенка предметные картинки, которые относятся к разным временам года (скворец у скворечника, бабочка, зеленый листочек, лыжи, земляника, снеговик, желтый лист, овощи, коньки, подснежник, санки и т.д. Педагог показывает сюжетную картинку и предлагает детям правильно назвать время года, а затем выбрать из имеющихся, показать и назвать только те предметные картинки, которые к этому времени года относятся.

Вариант 2 .

Педагог предъявляет детям картинку с изображением одного времени года (например, осени) и предлагает хлопнуть в ладоши, когда они услышат то, что бывает осенью: жарко, идет снег, желтеют листья , на земле появилась первая травка, дети загорают, люди собирают урожай овощей , набухают почки, летают пчелы и бабочки, ласточки улетают в теплые края, медведь спит в берлоге, в парке листопад , прилетели грачи и т.д.

При использовании дидактической игры педагог должен следовать определенным педагогическим принципам:

1. опираться на уже имеющиеся у детей знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия;

2. следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточна трудна и в то же время доступна детям;

3. поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;

4. постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;

5. конкретно и четко объяснять правила.

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры :

1. дидактическая задача;

2. игровая задача;

3. игровые действия;

4. правила игры;

5. результат (подведение итогов)

Каждая дидактическая игра содержит в основном одну-две задачи, которые определяют ход игры. Например:

Название игры

Дидактические задачи

Ход игры

«Угадай, что где растет»

Уточнить знания детей о названиях растений и месте их произрастания.

Развивать внимание, сообразительность, память.

Дети стоят в кругу. Педагог (или ребенок) бросает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место произрастания растения (сад, огород, лес, поле, луг). Поймавший мяч должен назвать соответствующее растение.

«Что сначала, что потом?»

Уточнить знания детей о последовательности протекания сезонов. Развивать умение устанавливать последовательные связи, объяснять свои действия. Развивать внимание, сообразительность.

Вынуть из конверта картинки и быстро разложить их по порядку (начать с любой картинки или по заданию педагога «начни с этой картинки»). Объяснить, почему так разложил.

«Детки на ветке»

Закрепить знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению педагога: «Детки найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод.

Игру можно проводить с засушенными листьями и плодами в течении круглого года. Подготовить материал для игры могут сами дети.

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Игровая задача и познавательная направленность предстоящего игрового действия иногда заложены в название игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке», «Кто в каком домике живет?», «Кто быстрее назовет предметы из бумаги, дерева, металла?» и т.д..

Игровые действия – основа игры. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Игровые действия являются средством реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессом познавательной деятельности, поведением детей.

Подведение итогов (результат) – проводиться сразу по окончании игры. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей [Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники М.В.Душин, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997.]

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с ЗПР, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.

Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

Роль взрослого в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой – выполняет роль партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения в игре.

К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова

А.С.Макаренко: «Игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра».

В этой статье:

Ребенок знакомится с миром прежде всего посредством личных ощущений и переживаний. Нужно понимать, что исследовательская, равно как и творческая, деятельность ребенка дошкольного возраста во многом будет зависеть от накопленного им в ходе изучения окружающего мира знаний. Иными словами, познавательное развитие детей дошкольного возраста - это не что иное, как получение опыта и знаний об окружающем мире.

Что собой представляет познавательно-исследовательская деятельность (ПИД) дошкольника?

Зарождение ПИД происходит в самом раннем детстве. Выражается это интересом малыша к окружающим его предметам, у которых он выделяет разные признаки.

Ближе к школьному возрасту ПИД у ребенка становится ведущей. Малышу интересно узнать о том, что находится внутри его игрушек
и других предметов, он увлечен познанием общества и стремится к систематизации своих представлений о мире.
В ходе познания детьми окружающего мира можно выделить несколько основных этапов:

  • любопытство;
  • осмысленность;
  • воображение;
  • использование приобретенных навыков.

Любопытство . С самого рождения малыш готов к знакомству с окружающим миром. Чем старше он становится, тем больше любопытства проявляет.

Осмысленность . В дошкольном возрасте малыши становятся более осмысленными. Дети уделяют особенное внимание интересным для них объектам, что, в свою очередь, стимулирует развитие познавательной деятельности.

Воображение. Наглядно-образное мышление наряду с воображением в дошкольном возрасте переходят на новый уровень.

Приобретенные навыки в деле. В дошкольном возрасте ребенок начинает отдавать себе отчет в том, что его действия приводят к какому-то результату. Малыш делает попытки предугадать события, которые станут результатом его действий. Все, что он делает, он делает потому, что ему это действительно интересно.

В процессе ребенок получает массу новых сведений из окружающего мира, усваивает новые навыки, приобретает бесценный личный опыт. В результате в детском сознании происходят изменения в картине мира, который дети теперь видят более гармоничным и целостным.

Развитие ПИД в 3-4 года

Уже к трехлетнему возрасту у детей скапливается целый багаж собственных впечатлений и умозаключений, связанных с окружающим миром. Они уже свободно ориентируются на территории, где часто бывают (дома, во дворе, в детском саду), запоминают названия предметов, знакомятся с их свойствами.

Нужно понимать,
что все эти понятия в сознании ребенка пока недостаточно крепкие. Малыши не всегда способны провести логические цепочки между названием, характеристиками и назначением предметов. Они постепенно изучают эти вопросы и ближе к концу 4-го года будут ориентироваться в них свободнее.

Инстинкт исследователя толкает ребенка на новые открытия, требующие раздвижения привычных жизненных рамок. Малыш старается изучить как можно больше новых предметов, проявляет повышенный интерес к разнообразным явлениям. Между тем накопленные сведения практически бессвязны.

Только ближе
к 4-5 годам накопленная ранее информация начинает систематизироваться, и познавательное развитие дошкольника переходит на новый, более качественный уровень.

Выделяют четыре основных направления познавательной активности дошкольников:

  • знакомство с новыми предметами и явлениями;
  • проведение связей между ними;
  • избирательные интересы;
  • формирование положительного взгляда на окружающий мир.

Новый шаг в познавательном развитии дошкольника 5-6 лет

Желание перейти на новый уровень в познавательной
активности у детей, как правило, наступает после 4 лет. Именно в это время они стараются извлечь максимум пользы из накопленных ранее сведений об окружающем мире. Для малыша такого возраста это очень непросто. Он постоянно хочет извлечь из множества информации что-то действительно нужное, систематизировать сведения для понимания ситуации.

Задача взрослых - деликатно помочь ребенку в построении элементарных связей, поощряя его избирательный интерес к отдельным явлениям и предметам.

К 5-6 годам малыш проявляет особую любознательность ко всему, что его окружает. Он пытается освоить как можно больше, даже то, что пока ему неподвластно. У дошкольников в этом возрасте все еще несовершенны способности к использованию поступающей информации об окружающей среде. Дети сталкиваются с избытком сведений, которые пока не в состоянии самостоятельно переработать, равно как и просто понять. Результатом может стать перегрузка сознания и угасание желания вести познавательную деятельность.

Как правило, у ребенка в старшем дошкольном возрасте можно наблюдать:

  • желание расширить кругозор;
  • стремление к выстраиванию связей и отношений;
  • желание понять свое место в окружающем мире.

Для достижения цели ребенок в пять лет может пользоваться:


Умение ребенка сравнивать, анализировать и обобщать в старшем дошкольном возрасте позволяют лучше разбираться в накопленных и отчасти систематизированных сведениях об окружающем мире.

В отличие от ребенка младшего дошкольного возраста, старшие дошкольники интересуются не миром в общем, а лишь той его частью, что их окружает.

Развитие познавательной активности в 6-7 лет

К 6 годам дети успевают накопить достаточно много информации, которая требует систематизации. И снова на помощь обязательно должны прийти взрослые, которые смогут направить процесс в нужное русло. С их помощью у ребенка должно получиться:

  • наладить причинно-следственные связи;
  • упорядочить информацию.

Работая со старшими дошкольниками, нужно обратить их внимание на то, что каждое из последствий может иметь несколько причин. Умение выделять и анализировать причинно-следственные связи поможет ребенку активно развиваться в разных направлениях.