Зимние праздники окружающий мир. «План-конспект по окружающему миру на тему «Зимние праздники

Урок окружающий мир 2 класс Тема: Зимние праздники Учитель: Пухова Марина Сергеевна. Цель: познакомить с зимними праздниками в России и других странах- Рождество, Новый год. Познакомить со связанными с ними традициями.Задачи: различать общее и особенное в зимних праздниках у людей разных религиозных конфессий.Планировать изготовление и преподнесение новогодних подарков в семье и друзьямПознакомить с играми и обрядами разных народовТехнологии:Культурно – воспитывающиеЗдоровьезберегающиеИгровыеРабота в сотрудничестве (малой группе)Информационные.Оборудование: Проигрыватель,новогодняя елка, подносы с угощениями, карточки – пазлы, проектор, компьютер.Ход урока. 1 Организационный момент.Дети входят в класс и рассаживаются по группам, согласно цвету карточки – пазла.Чтобы назвать ключевые слова урока мы должны составить слова из пазлов. (получили: рождество, здоровье, новый год ) игровые технологии 2 Актуализация знаний.Как вы думаете почему мы объединили эти понятия на одном уроке (ответы детей)Мы вернемся к этому вопросу в конце, а пока нас ждет очень необычный урок, как и должно быть в эти декабрьские дни.Слайд 2 - 3 информационные технологии Слово учителя: Новый год праздновался не всегда в ночь на 1 января. До 15 века на Руси новый год наступал 1 марта, с 15 века – 1марта и лишь с 1700 года по указу Петра 1 Новый год празднуется 1 января.Слайд 4Вечер накануне первого января назывался Васильевым вечером или вечером Ввасилия Шедрого – по имени архиепископа Кесарийского. Имел этот праздник название Щедрухи.Как вы думаете почему его так называли и как нужно было его отмечать?В Васильев вечер совершались обрядовые действия, которые должны были способствовать щедрому урожаю, богатому приплоду скота. Хозяева обсевали избу хмелем или овсом – символами изобилия. Также в деревне обходили дома с песнями – величанием хозяев.За хорошее величание(шутки, прибаутки, частушки) хозяйки одаривали гостей пряниками, булочками, кренделями. Причем они были сделаны в виде фигурок животных. Плохо одарить – значило беду на дом навлечь.Мы с вами представим себе, что оказались в ночь на 1 января в старинной русской деревней.Слайд 5 игровые и культурно – воспитывающие технологии Одна группа у нас будет гости, а остальные хозяева. Гости заходят в дом и пропевают такие слова:Сею, вею, посеваю,С новым годом поздравляю.На новый год, на ново счастьеУродись пшеничка,Горох, чечевичка!На поле – копнами,На столе – пирогами!С новым годом! С новым счастьем, хозяин, хозяюшка!«Гости» водят хоровод, а «хозяева « вручают им блюда с угощением.Следом за Новым годом к нам приходит рождество.Слайд 6Это праздник у людей разного вероисповедания празднуется разное время. Сегодня будут отмечать католики и лютеране.Слайд 7 Эти религии распространены в Европе. Вечером по всей Европе пройдут торжественные богослужения, а в домах соберутся вокруг рождественской ели семьи и будут петь Рожественские гимны, дарить подарки. В этот вечер и большие и маленькие очень ждут чудес. Мы сейчас закроем глаза и подождем, может и к нам зайдет праздник. (зажигаем гирлянду на елке, исполняется популярная рождественская песенка) На доске появляется рождественский чулок со сладостями. Культурно – воспитывающие технологии Мусульмане отмечают рождество в апреле. Для мусульман этот праздник не является таким важным как для христиан. У мусульман более важным считаются Ураза байрам,Навруз (новый год.)Какую бы религию не исповедовали люди новый год и рождество это домашние праздники. Их принято встречать вместе со своими близкими, дарить им подарки петь песни, играть в игры.Слайд 8Мы с вами поиграем в старинную Азербайджанскую игру «От барабана или от дудки» игровые технологии

Описание. Играющие делятся на две группы. В каждой из них выбирается вожак. Группы становятся шеренгами напротив друг друга.

Вожак первой группы подходит ко второй и начинает какой-либо разговор, заканчивая его вопросом: «От барабана или от дудки?» Если вожак второй группы ответит: «От дудки!» - то первая группа, образовав цепь и подражая звуку дудки «з... у...мм», проходит под вытянутой его рукой, а он может изменять направление руки и, следовательно, направление их движения. Если же вожак второй группы ответит: «От барабана!» - то первая группа проходит под его рукой, подражая звуку барабана. Пройдя под рукой, все находящиеся в строю несколько раз приседают.

Затем вторая группа задает вопрос первой группе, и в зависимости от ответа вторая группа подражает звуку либо дудки, либо барабана, проходя под рукой вожака первой группы.

Правило. Пока под рукой не пройдет вся группа вожака, нельзя менять направление руки.

Чтобы хватило сил на все праздники нам понадобиться крепкое…здоровье.

Что нужно делать для укрепления здоровья? Гуляйте с друзьями и играйте в игры, которые мы разучили. Вот еще одна. Называется « Карлики и великаны» игровые технологии

    Дети стоят вокруг ведущего, который рассказывает, что есть на свете совсем маленькие люди - карлики, а есть громадные - великаны. Когда ведущий произносит: «Карлики!», он присаживается на четвереньки, опускает руки, всем своим видом показывая, какие это маленькие люди. Даже слово «карлики» он произносит тоненьким голосом - вот такие они крохотные.
    А когда говорит «Великаны!», голос его грубеет, ведущий встает во весь рост, да еще руки вытягивает вверх - такие они громадные. Детям эта игра ведущего очень нравится, они смеются и тоже вытягиваются во весь рост - «великаны» и садятся на четвереньки - «карлики». Когда ребята научились правильно выполнять команды, ведущий предупреждает, что сейчас он увидит, кто самый внимательный. Ведущий: Запомните, дети, правильные команды: «Карлики!» и «Великаны!». Все остальные мои команды выполнять не надо. Тот, кто ошибется, - выбывает из игры.
    Сначала ведущий дает правильные команды, а потом слова «карлики» и «великаны» заменяет на похожие. Побеждает тот, кто меньше всех ошибся.

Что же желают друг другу люди в рождество и новый год. Самое главное богатство – здоровье.

В конце урока я хочу рассказать вам причу.

Однажды шли три странника. В пути их застала ночь. Они увидели дом, постучали. Им открыл хозяин и спросил: "Кто вы?"
- Здоровье, Любовь и Богатство. Впустите нас переночевать.
- Жаль, но у нас только одно свободное место. Пойду, посоветуюсь с семьей, кого из вас впустить.
Больная мать сказала: "Давайте впустим Здоровье". Дочь предложила впустить Любовь, а жена - Богатство. Пока они спорили, странники исчезли.

Возьмёмся за руки, сделаем большой хоровод, закроем глаза, вспомним что- нибудь хорошее и пожелаем своим друзьям, родным, близким, чтобы в их дом в новом году пришли и остались все три странника.

С наступающим вас Новым годом и Рождеством. Хороших вам каникул. Спасибо,

Слайд 9

План-конспект по окружающему миру

Тема: Зимние праздники

Цель:

    познакомить с общими и различными чертами рождественского праздника в странах Запада и в России(в прошлом и настоящем), с происхождением и особенностями зимнего новогоднего праздника

Планируемые результаты:

    учащиеся научатся определять особенности народных обычаев рождественского праздника в странах Запада и России, понимать, что обычай украшать ель возник как атрибут рождественского праздника, а затем закрепился как новогодний обычай, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока

    Орг.момент

    Актуализация знаний

    Индивидуальные здания

Подчеркните зимние народные явления.

Появились почки на деревьях. Растения находятся в состоянии покоя. Белка запасает пищу. Птицы вьют гнезда. Ель стоит зеленая. У березы нет листьев. Опадают листья. Цветут цветы. Созрели фрукты. Под снегом зеленые кустарнички и травы.

- Подчеркните лишнее растение.

Ель, сосна, кедровая сосна, можжевельник. (Можжевельник-кустарник).

Можжевельник, ель, сосна, кедровая сосна, лиственница. (Лиственница - опадает хвоя)

    Фронтальный опрос

Почему мы назвали ель кормилицей и защитницей?

Приведите примеры невидимых нитей в зимнем лесу.

    Изучение новой темы

Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы угадайте, о каком празднике говорит поэт.

В декабре метет поземка,

Мерзнет солнышко в окне.

Тук-тук-тук!

Войдите!

Елка

Вся в снегу пришла ко мне.

Сразу в доме стало тесно,

Жутко, весело, чудесно-

Будто весь огромный лес

Через форточку залез!

С. Козлов

О каком празднике говорится в этом стихотворении?

Правильно, здесь говорится о празднике Новый год.

Кто мне скажет, когда мы отмечаем Новый год?

Но Вы же знаете, что не все народы отмечают новый год зимой?

С древности люди по- разному определяли начало года. У древних римлян год начинался в марте.

Почему именно этот месяц выбрали древние греки?

В этом месяце природа пробуждается от зимнего сна и начинается подготовка к работам в поле и в саду.

И в старину на Руси год начинался 1 марта. Давайте узнаем историю о том, с какого времени в России начали праздновать Новый год зимой.

Откроем ученик на странице 27

Зимний Новый год

В древности пора зимнего солнцеворота называлась «рождением нового Солнца». На это время издавна у многих народов приходились веселые праздники. Радовались люди: вслед за «рождением Солнца» непременно наступит долгожданная весна.

Со временем народы Запада стали отмечать начало нового года вслед за зимним солнцеворотом, в ночь с 31 декабря на 1 января. И январь встал на первое место среди братьев-месяцев.

В 1700 году российский император Петр I повелел и в России праздновать Новый год в это же время. Таи и установился тот порядок месяцев.

Своим указом Петр I распорядился украшать хвойные деревья в честь новогоднего праздника. С тех пор на площадях стали устраивать ёлочные торги(базары).

- Кто установил празднование Нового года в России зимней порой? (Император Петр I )

А кто-нибудь знает, что такое старый Новый год?

Православный календарь отстает от современного на 13 дней. Многие отмечают накануне 14 января праздник со странным названием- старый Новый год обычно в этот день встречаются люди, которые дружат с детства и юности. Первый раз многие из них празднуют Новогодье в узком семейном кругу, а во второй раз- с друзьями.

Что такое старый Новый год?(празднование Нового года по православному календарю)

Новый год- это не единственный и, можно сказать, не главный праздник середины зимы. Какой еще замечательный праздник встречают люди огнями гирлянд, наряженными елками, елочными игрушками? (Рождество Христово)

Как вы думаете, от какого слова происходит название этого праздника? (от слова «Рождение»)

Кто родился в этот день? (Сын Божий- Христос)

Рождество Христово встречают в странах Запада и России в разное время, так как на Западе его отмечают по новому гражданскому календарю, а в России- по православному.

Теперь давайте прочитаем что же нам расскажет об этом наш учебник страница 24.

(25 декабря отмечают Рождество Христово в странах Запада. Это любимый семейный праздник. Готовиться к нему начинают заранее. Украшают рождественскую ель. На входной двери в дом укрепляют венок из еловых ветвей с игрушками. А во дворах перед домом устраивают Рождественский вертеп. Можно целыми вечерами ходить по улицам от дома к дому и любоваться. В дни праздника часто разыгрывают и старинный спектакль, посвященный Рождеству.)

Когда в странах Запада отмечают Рождество Христово?

Какие слова вам показались непонятными?

Кто знает, что такое вертеп?

Вертеп- это пещера, в ней укрывались от непогоды и на ночь домашнее животные. В такой пещере родился Иисус Христос. В память об этом к празднику Рождества Христова мастерят плоское или объемное изображение пещеры с яслями, в которых лежал младенец Иисус; рядом- Богоматерь, старец Иосиф и мудрецы-звездочеты с дарами.

А теперь давайте вернемся с вами в Россию. У нас Рождественский праздник отмечается 7 января. В старину и в селах, и в городах ребятишки и молодежь обходили дворы с Рождественской звездой, пели песенки с добрыми пожеланиями, которые называются колядками.

Хозяева щедро одаривали гостей вкусными пирогами и печеньем в виде лошадок, коровок, козочек.

Давайте прочитаем колядку, которая дана у нас в учебнике на странице 25.

У Ивана на дворе три терема стоят: Первый терем - светлый месяц, Второй терем - красно солнце, Третий терем - часты- звезды. Что светел месяц - то Иван-хозяин, Что красно солнце - то хозяюшка его, Что часты звезды - то детки его.

Уж дай ему Бог, зароди ему Бог,

Чтобы рожь родилась,

Одна бы корова по ведру доилась!

-Еще одна колядка.

Пришла коляда
Накануне Рождества,
Дайте коровку,
Масляну головку.
А дай Бог тому,
Кто в этом дому.
Ему рожь густа,
Рожь ужимиста.
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна ─ пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытием,
И богатством.
И создай вам, Господи,
Еще лучше того!

-Давайте посмотрим, как пелись колядки.(видео)

Давайте теперь откроем наши тетрадки на странице 15 №3.

Теперь давайте с вами проверим, как хорошо вы запомнили то о чем мы говорили.

Проверочная работа в приложении.

    Итог урока

Когда мы отмечаем Новый год?

Когда в странах Запада отмечают Рождество?

Как в старину отмечали Рождество?

    Д.з.

Написать, как принято отмечать Новый год в вашей семье. Какие подарки вы друг другу дарите?

Уч. Стр.24-27

Р.т. №2

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Зимние праздники.

В 1699 году царь Пётр I издал указ о введении летоисчисления от Рождества Христова и начали считать Новый год не с 1 сентября, а с 1 января.

Китай В Китае на Новый год в доме устраивали «денежное дерево»: «дерево с которого трясут деньги». Это «дерево» должно было обеспечить в новом году богатство. Новый год в Китае -праздник семейный, и каждый стремится провести его в кругу родных. В первые дни года каждому китайцу приходилось следить за своей речью. Запрещалось браниться и произносить слова с неприятным смыслом.

Греция Греки отмечают 1 января День Святого Василия. В Греции нет ни Санта –Клауса, ни Деда Мороза, а Новый год –это праздник Святого Василия, который «посещает» дома через камин, поэтому около камина оставляется еда на специальном подносе. Как и многие другие европейские народы, греки запекают в новогодние пироги монету – тот, кому она попадёт, считается счастливым и везучим.

Румыния В Румынии тоже пекут пирожки с сюрпризом. Чем их только не начиняют! Кольца, монеты, даже фарфоровые куколки, а могут положить и стручок горького перца. Есть такие пирожки нужно осторожно, берегите зубы. Зато если попадется монетка- разбогатеешь, кольцо – в семье будет свадьба, куколка –прибавление.

Англия Именно в Англии возник обычай обмениваться к Новому году поздравительными открытками. Первая новогодняя открытка была напечатана в Лондоне в 1843 году. Этот обычай имеет древнюю историю. Придумали его китайцы более 1000 лет тому назад. На поздравительных открытках тогда писали имена тех, кто заходил поздравить с Новым годом и хозяина не заставал на месте.

Вот уже много лет подряд лесная вечнозеленая красавица ёлка является символом Нового Года. Мы уже не представляем себе этого праздника без наряженной ёлки.

Эта традиция постепенно распространилась по всей Германии, а потом и по всей Европе. Сначала ёлки появлялись только в домах состоятельных дворян купцов (кроме елки в средневековой Германии разнообразными игрушками украшались еще и сосны, ветки буков и вишневых деревьев).

сне жи нка

Рождество

Рождество - великий день для всего христианского мира. Во многих странах, как и в России, его считают одним из главных семейных праздников. В Рождественскую ночь во всех православных храмах проходят торжественные богослужения, горят свечи, поют церковные хоры. Считается, что в Рождественскую ночь небо открывается земле и небесные силы исполняют все добрые пожелания, которые задумывают христиане.

Вслед за рождественской ночью наступало долгожданное для детей и молодёжи время – время святок, проходивших с 7 до 19 января, до Крещенья.

Накануне Рождества и в день праздника одевались во все новое, да еще и переодевались по нескольку раз, чтобы весь год были обновы. По древнему верованию, в дни святок новорожденный Бог странствует по земле и рассылает щедрые дары; о чем попросишь в молитве, то и получишь.

Считалось, что в это время исполнялись самые заветные желания. Святки сопровождались своими обычаями и обрядами - святочные гуляния, святочные колядования, щедрования, гадания под Рождество, Новый год и Крещение. Святки являлись временем отдыха, игр, развлечений, гуляний.

Спасибо за внимание!


Окружающий мир во 2 классе

Тема: «Зимние праздники»

Учитель: Л. Н. Полякова

Целевая установка: ознакомление с зимними праздниками.

Предметные результаты:

Знать особенности народных обычаев Рождественского праздника в странах Запада и России; украшать рождественскую ёлку и оставлять её до Нового года;

Иметь представление о происхождении и особенностях новогоднего праздника;

Знать о существовании двух типов календаря – гражданского и православного, о следовании зимних праздников по православному календарю и современному гражданскому календарю.

Метапредметные реэультаты:

Отмечать на схеме годового круга день зимнего солнцестояния и солнцеворота;

Различать общее и особенное в зимних праздниках Европы и России;

Планировать изготовление и преподнесение новогодних подарков в семье и друзьям.

Личностные результаты:

Понимать, что обычай украшать ель возник как обычай Рождественского праздника, а затем закрепился как новогодний обычай.

Оборудование : учебник, рабочая тетрадь, политическая карта мира, тестовые задания на карточках для индивидуального опроса, гражданский и православный календари,

Ход урока.

1.Организационный момент.

Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания

Учитель:

У каждого на столе лежит вырезанная ладошка. После ответа на вопрос или выполненного задания вы наклеиваете на ладошку цветной кружок.

Красный - молодец!

Зелёный - есть ошибка.

Жёлтый – подумай!

В конце урока подведём итог. Посмотрим, у кого красочней ладошка.

А сейчас ответьте на несколько моих вопросов.

Как изменились по сравнению с осенью лиственные деревья и кустарники?

Как выглядят зимой хвойные растения?

По каким признакам можно узнать растения зимой?

(слайды зимнего леса) проверка в тетради на стр. 4

- Работа в группах

Практическая работа.

Учитель:

Перед вами лежат шишки хвойных деревьев. Соотнесите ветку с шишкой, которую вы знаете. Определите, с какого дерева она отпала.

Проверка.

ДЕТИ ВЫХОДЯТ С ШИШКАМИ:

С сосновой шишкой (соответственно и с веткой дерева),

С кедровой,

С шишкой лиственницы.

Зачем нужна шишка на дереве? А зачем их так много на дереве?

Кто питается в лесу семенами этих шишек?

А семенами каких шишек не прочь полакомиться и вы? Семена в этих шишках называются …? (кедровыми орешками.)

(Ядро кедрового орешка – кладень полезных веществ. Они содержат витамины роста. Всего 3 орешка в день восполнят суточную потребность в витамине Е).

- Индивидуальные задания для групп.

    Подчеркните зимние природные явления.

(Появились почки на деревьях. Растения находятся в состоянии полного покоя. Белка запасает пищу. Птицы вьют гнёзда. Ель стоит зелёная. У берёзы нет листьев. Опадают листья. Цветут цветы. Созрели фрукты. Под снегом зелёные кустарники и травы.)

    Подчеркните зимние природные явления

Журчат ручьи. Солнце восходит поздно и заходит рано. День короткий. Прохладно. Тает снег. Жарко. Метут метели. На небе лёгкие облака. Гололедица. Земля покрыта снегом. Солнце светит, но не греет. Идут дожди Мороз. Ледоход. Река покрыта льдом.

3) Подчеркните лишнее растение.

(Ель, сосна, кедровая сосна, можжевельник.)

(Можжевельник, ель, сосна, кедровая сосна, лиственница)

3)Подчеркните зимние природные явления.

Идут тёплые дожди. Реки покрыты льдом. Снегопад. Сосна и ель зелёные. Распустились листья. Зимой дни короче ночи. 25 декабря- день зимнего солнцеворота.

- Итог. Вы мне рассказали о зимних изменениях в живой и неживой природе. Поэты, писатели, художники, композиторы в своих произведениях тоже описывали зиму.

(Слайды зимнего леса, звучание мелодии)

Учитель:

А чем ёщё прекрасна зима? (праздники)

Послушайте стихотворение поэта Сергея Козлова и угадайте, о каком празднике говорит нам поэт?

В декабре метёт позёмка,

Мёрзнет солнышко в окне.

Тук- тук- тук!

Войдите!

Вся в снегу пришла ко мне,

Сразу в доме стало тесно,

Жутко, весело, чудесно –

Будто весь огромный лес

Через форточку залез!

Кто из вас может назвать эти праздники?

А кто готов показать его на календаре?

- Работа с календарями.

Выйти и отметить праздничный день фломастером. Сначала подумайте, в каком из них нужно будет поставить отметку?

- О чём на уроке мы сегодня говорили? (о зимних праздниках)

Из наших прошлых занятий вы знаете, что не все народы встречают новый год зимой.

- Сценка.

Мальчик . С древности люди по - разному определяли начало года. У древних римлян год начинался в марте.

Девочка . Почему именно этот месяц выбрали древние греки?

Мальчик . В этом месяце природа пробуждается от зимнего сна, и начинается подготовка к работам в поле и в саду.

Девочка . Я вспомнила, что в старину на Руси год начинался 1 марта. Так было у всех народов мира?

Мальчик. Нет. В еврейском календаре и сейчас новый год начинается осенью. Это связано с появлением новой Луны. А в мусульманском календаре дата нового года передвигается в течение 30 лет по всем сезонам. И праздник Нового года отмечается даже летом.

8.Работа по учебнику.

Давайте узнаем историю о том, с какого времени в России начали праздновать Новый год. Откройте учебник на стр.26.Читаем

Кто установил празднование Нового года в России в зимнее время? (император ПётрI)

Глава Российского государства первым из русских государей стал носить титул императора. Во время его правления расширились пределы нашей страны, укрепились её границы, появились новые города, заводы, постоянная армия и флот. По воле Петра на реке Неве построен город Санкт – Петербург – новая северная столица России. Указом императора обновился и календарь.

Старый Новый год – это время празднования Нового года, установленного Петром Алексеевичем, по православному календарю, который отстаёт от современного гражданского календаря на 13 дней.

А у меня есть ещё один календарь. Посмотрите. Чем он не похож на предыдущие календари? (православный…,)/Что вы заметили в нём интересного?

- Игра « Верю – не верю » (Берём в руки ручку, листочек. Согласны - ставим «+», не согласны- «-«)

Верите ли вы, что с1700 года празднуют Новый год? +

Верите ли, что в каждом доме стали украшать зелёную красавицу? +

-… что это была сосна? -

Проверка. Не забывайте клеить полоски на ладошку.

- Перед вами картина Бориса Михайловича Кустодиева « Ёлочный торг»

Каким словом можно заменить слово торг? (базар)

Рассмотрите картину.

Что помогло художнику передать в картине ожидание праздника? (Тёплые краски, весёлая суета, многолюдье)

Попробуйте представить себя покупателями на этом торге. Какую ёлку вы бы выбрали?

А чем украшали ёлку в те давние времена? (Шишки, орешки, яблоки, конфеты, самодельные игрушки из ваты, дерева и многое другое).

- Работа в тетради. Стр.15 №3.

На уроках труда мы много делали украшений к Новому году. Это гирлянды, снежинки, игрушки и самодельные игрушки смотрелись не хуже покупных.

- Работа в группах.

На партах ёлочные игрушки. Нужно разделить их на группы. Украсить ветку ёлки старинными игрушками, а современные принести мне.

Проверка. Докажите, почему вы так считаете?

Новый год – это не единственный праздник и, можно сказать, не главный праздник середины зимы.

Какой ещё замечательный, добрый праздник встречают люди огнями гирлянд, наряженными ёлками, ёлочными украшениями? (Рождество Христово)

Как вы думаете, от какого слова происходит название этого праздника? (рождение)

Кто родился в этот день? (Сын божий – Христос)

Чтобы больше узнать об этом празднике, где можно взять информацию? (Интернет, книги)

Чтение отрывка из книги.

К Рождеству хозяева обязательно убирали избу, мылись в бане, стелили чистую скатерть, припасали новую одежду, которую и надевали с началом дня, так как верили, что от этого зависел будущий урожай [ . За завтраком не давали пить простую воду, так как полагали, что человека, испившего воды рождественским утром, целое лето будет мучить жажда. Под страхом всевозможных бед и напастей в Рождество ничего не сгибали, не плели, не шили Ножки обеденного стола связывали друг с другом верёвкой, чтобы скотина не убегала из стада. Днём, после утреннего богослужения священники обходили дома прихожан и совершали «славление» Бога.

А ещё на небе зажигается самая яркая звезда …

Что это за звезда?– Вифлеемская?

В древнейшие, допетровские времена был обычай в день Рождества в каждой деревне зажигать костер, который своим огоньком в темноте зимней ночи символизировал Вифлеемскую звезду и горел до самого крещения. С 7 по 19 января.

И мы зажжём свечи.

(Ученик читает стихотворение.)

В этот светлый праздник-

Праздник Рождества-

Мы друг другу скажем

Тёплые слова.

Тихо снег ложится:

За окном зима,

Чудо пусть свершится

И зажжёт сердца.

Пусть улыбки ваши

В этот дивный день

Будут счастьем нашим

И подарком всем.

Льются звуки жизни,

Счастья и добра,

Озаряя мысли

Светом Рождества.

Тушат свечи. Дарят ангелочков гостям.

Сейчас мы поговорим о некоторых старинных крестьянских традициях празднования Рождества Христова на Руси, ещё до обычаев, пришедших в нашу страну вместе с царицей Екатериной.

Любимое народное развлечение на святки - рядиться и колядовать. Молодежь в святочные вечера собиралась вместе, переодевалась в зверей или мифологических персонажей вроде Иванушки-дурачка и шла колядовать по деревне или городу. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет.

Сценка колядования.

Добрый тебе вечер,

Ласковый хозяин,

Радуйся, радуйся, земля,

Сын Божий в мир родился.

Мы к тебе, хозяин,

С добрыми вестями

Из святого града.

Радуйся, радуйся, земля,

Сын Божий в мир родился.

Пришла Коляда накануне Рождества.

Дайте коровку, масляну головку!

На окне стоит, на меня глядит.

Подайте блина, будет печь гладка!

Коляда, Коляда, подавай пирога!

Блин да лепёшку в заднее окошко!

Новый год пришёл, старый угнал, себя показал.

Ходи, народ, солнышко встречать,

Мороз прогонять!

А кто в этом дому – дай Бог тому!

Ему с колоса – осьмина,

Из зерна ему – коврига,

Из полузерна – пирог!

Награди вас Господь

И житьём и бытьём!

Коляда – моляда!

Прикатила молода!

Мы нашли Коляду

Во Мироновом двору.

Эй, дядька Мирон,

Выноси добро во двор.

Как на улице мороз

Подмораживает нос,

Не велит долго стоять,

Велит скоро подать

Или тёпленький пирог,

Или маслица, творог,

Или денежку копьём,

Или рубль серебром!

(Хозяин угощает гостей)

К сожалению, весёлые праздничные традиции не всегда присутствуют в жизни современных семей, но они делают один праздник непохожим на другой. Яркими красками помогают нам запомнить праздник. Но в каждой семье есть свои традиции встречи зимних праздников Нового года и Рождества Христова, о которых вы расскажите на следующем уроке

Домашнее задание.

    Выучить песенку – колядку стр.14 № 1 в тетради.

Рефлексия.

Работа в группах.

Закончите предложения:

Подведение итога.

Что показалось на уроке важным, интересным, что удивило, обрадовало?

Может быть, что-то осталось непонятным?

-А теперь покажите свои ладошки. Из них мы составим ёлочку. Это память о зимних праздниках.

Народные приметы.

На Рождество и солнце играет.

Иней на деревьях в первые три дня Рождественских праздников - к обильному урожаю хлеба.

Если в этот день тепло - весна будет холодная.

В ночь звёзд густо - густо и ягод (гороха) будет, если редко звёзды, то мало и ягод уродится.

Если Рождество на новом месяце, то год будет неурожайным