Что такое крупная и мелкая моторика? Развитие и восстановление мелкой моторики.

В статье описана необходимость развития мелкой моторики рук у дошкольников и школьников младшего возраста. В статье представлена взаимосвязь развития мелкой моторики и развития ребенка, его успеваемости и т.д. Приведены примеры упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук

Часть 1. Пояснительная записка

«Источники способностей и дарования детей –

на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки, которые питают источник

творческой мысли».

В.А. Сухомлинский

Речь является важнейшей психической функцией человека. Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь способствует социальному контакту между людьми. Благодаря речи, развиваются высшие формы деятельности. Правильная и богатая речь ребенка, дает ему возможность высказывать свои мысли, лучше познавать окружающую действительность, полноценно строить взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие речи – это основной показатель развития детей и

главное условие успешной организации разнообразной детской деятельности.

Недостатки речи обнаруживаются особенно четко при обучении в школе и могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах.

Один из «практических» ответов на вопрос: «Как подготовить ребенка к

школе» – является развитие мелкой моторики и улучшение координации движений у ребенка. Известно, что уровень развития речи находится в прямой

зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, а язык, по мнению И.Канта: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом».

Таким образом, если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Часто приходится слышать от учителей: «Интеллект первоклассников развит хорошо, понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем их мире. Вот только рука не развита. Пишут медленно, неуверенно». Родители первоклассников тоже порой приходят в отчаяние: «Чем больше строк пишет сын, тем хуже становится каллиграфия. Строчки не видит, интервалов между

буквами не соблюдает, а бесформенные каракули, которые он выводит, даже

буквами не назовешь».

Развитый мозг и неразвитая рука - вполне закономерное, при современном

образе жизни, явление. Общая неготовность большинства современных детей к

письму или проблем с речевым развитием является следствием слабого развития общей моторики, и в частности - руки. Можно сказать, что если у ребенка есть проблемы с речью, то наверняка будут или есть проблемы с моторикой.

Но бывает и так, что речь ребенка в норме, а ребенок не может управлять

точными движениями рук. Например: очень говорливый ребенок, а застегнуть

не может пуговицы на своей рубашке, на занятии не может совладать с пластилином, ручка не хочет держаться в руке? Мама считает, что ребенок просто ленится или не хочет. Но это далеко не так. Это проблема с недостаточно развитой мелкой мышечной системой. Но это не должно ввергать родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо

развивать.

К сожалению, о проблеме с координацией движений и мелкой моторикой

большинство родителей сталкиваются только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

  1. Взаимосвязь моторики рук с речевыми зонами и мышление

На основе проведённых обследований Л.В. Антаковой – Фоминой большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Сотрудники Института физиологии детей и подростков Санкт-Петербургской академии психологических наук (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) подтвердили связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. Движения руки исторически в ходе развития человечества, оказали существенное влияние на становление речевой функции. Сравнивая результаты экспериментальных исследований, указывающих на тесную связь функции руки и речи, опираясь на данные электрофизиологических опытов, М.М. Кольцова (1973) пришла к заключению, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от мускулатуры рук. Автор специально подчеркивает, что влияние импульсации с мышц руки наиболее ощутимо в детском возрасте, когда идет формирование речевой моторной области. Она обращает внимание на тот факт, что в двигательной проекции различных частей тела при центральной области коры головного мозга более чем треть площади занимает проекция кисти руки. Оказывается, что мелкие мышцы каждой фаланги всех пальцев рук имеют здесь отдельное представительство, в то время, как крупные мышечные группы рук, ног, туловища представлены суммарно. Кроме того, проекция движения кисти и речевые зоны расположены в непосредственной близости. И «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». Систематические упражнения по тренировке движений пальцев оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и являются, по мнению М.М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга» (1973, с. 130).

Л.С.Выготский (1983), указывая на важность изучения и совершенствования двигательной сферы у детей, нуждающихся в специальном коррекционном обучении, писал, что, будучи относительно самостоятельной, независимой от высших интеллектуальных функций и легко упражняемой, моторная сфера дает богатейшую возможность для компенсации интеллектуального дефекта.

Отечественные исследователи обращают внимание на педагогическую значимость работы по коррекции моторики у детей. Это Л.З.Арутюнян, 1993; Р.Д.Бабенкова, 1963; Л.И.Белякова,1985; В.В.Воронкова, 1994; Ю.Ф.Гаркуша, 1990; В.А.Гринер, 1958; И.А.Грошенков 1982, 2001; М.М.Кольцова, 1972, 1979; И.Ю.Левченко, 2001; В.И.Лубовский, 1955; Е.М.Мастюкова,1992; Е.В.Оганесян, 1984 и др.).

Учитывая исследования ученых, становится понятно, что в процессе индивидуального развития, речь тесно связана с движениями, и первую очередь, с пальцами рук. Это наглядно выявляется и при наблюдении за детьми одного и того же возраста, но с различной степенью развития речи. Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других, развитие движений пальцев рук подготавливает почву для развития речи.

Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как, по-видимому, речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов от пальцев рук; такая тренировка может ускорять созревание речевых областей коры на 2 – 2, 5 месяца, что для маленького ребенка достаточно много.

Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий головного мозга участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти. Именно эти органы формируют речь. Упражнения, построенные на движениях языка и челюсти, стимулируют работу лобной доли мозга, контролирующей мышление, речь и поведение.

Известно, что мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Поэтому, крайне необходимо серьезно подойти к предупреждению и коррекции слабых мышц мелкой моторики.

1.2. Предупреждение и коррекция слабого состояния мелкой моторики

Уровень развития речи и мелкая моторика рук находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то и речь развивается нормально. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в овладении речи.

Ребенок может выполнять мелкие движения с предметами в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Этот возраст является сензитивным периодом для развития кисти руки (С.И. Гальперин, 1964г.)

В повседневную работу с детьми целесообразно включать игры и задания для развития общей и специальной моторики с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка. Особенно это хорошо при коррекции звукопроизношения.

Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики поможет в более короткие сроки исправить речевое нарушение, ускорит созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь, и будет способствовать ускорению исправления дефектов речи.

У ребенка с высоким уровнем развития мелкой моторики, хорошо развиты память, внимание и логическое мышление, что особенно важно при поступлении в школу. У дошкольника с низким уровнем развития моторики быстро утомляется, ему трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую – либо фигуру. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. Пропадает мотивация к получению знаний. Все это может привести к отставанию в учебе, к нежеланию посещать школу.

Конечно, начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Еще грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения с стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. А также не надо забывать о рисовании каракулей, игры с пальчиками, массаж кончиков пальцев; о лепке из пластилина, глины, теста; выкладывание узоров из палочек, собирание пазлов и многое – многое другое. Такая работа поможет будущему ученику научиться красиво писать, выполнять задания на уроках труда не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте графическая работа в тетрадях, для развития ориентировки на листе и координации движений руки, должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Успешность работы зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения с семьей.

Психологи и физиологи в своих исследованиях доказали, что в начале обучения письму дети сосредотачивают свое внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность выполнения каждого элемента. Они не видят в буквах элементов, и не могут выделить из них целой буквы.

На первом этапе ребенок обязательно должен осознавать не только, что «нужно писать какую-то букву», но и «как это сделать» правильно, в соответствии с требованиями и задачей действия. Характерной особенностью письма в это время является выписывание каждого элемента в отдельности и поэтому, когда взрослый требует безотрывного написания буквы, а тем более слога или слова, ребенок не может выполнить это требование.

И, конечно, страдает качество письма, тормозится формирование навыка. Первый этап обучения продолжается довольно долго, практически весь год. Этот период бывает более длительным у детей, не готовых к обучению, у детей с недостатками и расстройствами моторики, с отклонениями в состоянии здоровья.

При соблюдении гигиенических правил обучения письму у ослабленных детей может возникнуть своеобразное нарушение функции письма – писчий спазм при сохранности остальных движений, выполняемых теми же мышцами руки в полном объеме. Для писчего спазма характерно неравномерное распределение тонуса мышц, участвующих в акте письма (дистония), возникает спазм, (тоническое напряжение) отдельных мышц, боль распространяется по всей руке; пальцы, удерживающие ручку, принимают неестественное положение, и акт письма становится невозможным.

Значит, если ребенок жалуется на боль и дрожь в пальцах, или у него сводит кисть руки, необходимо минимум на несколько дней освободить его от всех нагрузок на пальцы – письма, рисования. Надо дать пальцам полностью расслабиться и, лишь потом, снова медленно и постепенно подключать ребенка к нагрузкам.

Многие трудности в обучении письму связаны и с тем, что существующая методика не учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

Так для одних детей в процессе обучения необходимы педагогические приемы, способствующие развитию уверенности в своих силах, для других – дающие полезное направление выходу их детской энергии.

Незрелость кинестетического контроля тонких движений руки, мышечного суставного чувства не только усложняет освоение навыков письма, но и способствует быстрому утомлению и потере интереса к занятиям. Письмо называют «базовым» навыком, т.е. навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе. Вот почему так важна готовность руки ребенка к школьному обучению.

Задачи:

  • научить родителей использовать диагностические методики для оценки

психомоторного развития дошкольников;

  • формировать у родителей элементарные представления о роли мелкой

моторики в психофизическом развитии ребенка;

  • научить элементам фольклорной пальчиковой гимнастики, играм с палочками, графическим упражнениям и т.д.

детей старшего дошкольного возраста и первоклассников

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное

развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Роль рук не случайно в истории развития человечества подчёркивается особо. Именно руки дали возможность развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.А.Лурия. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Работая над развитием мелкой моторики рук у детей с нарушением речи, можно добиться определённых результатов. По многим наблюдениям у детей

улучшается координация артикуляционного аппарата, заметно сокращаются сроки постановки звуков, совершенствуется общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Эти дети при обучении элементам письма будут демонстрировать хороший нажим, «уверенные» линии, они заметно лучше своих сверстников могут справляться с программными требованиями по изобразительной деятельности. Всё это создаёт благоприятную базу для более успешного обучения в школе.

Я рекомендую шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук не только родителям, воспитателям как речевых, так и общеразвивающих групп, но и учителям начальных классов.

Конечно, работу над развитием мелкой моторики рук не поздно начинать 7

лет, но лучше, если эта работа будет начата с самого рождения. Подготовительную работу по развитию мелкой моторики к обучению письму с 3-4 лет. Нужно приложить усилия, чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными. Сначала нужно подготовить мышцы рук, а не вкладывать в неуклюжую и слабую руку ребенка карандаш и мучиться.

Первые успехи вызовут раздражение и даже разочарование. Необходимо

научиться самим и ребенка радоваться даже таким победам, пусть и не очень ярким, поддерживать интерес к упражнениям и играм.

Эффективные пути для развития мелкой моторики пальцев рук и развитие ручной умелости – рисование, лепка, конструирование, аппликация, вышивание, различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов), пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без него; пальчиковый театр; упражнения по подготовке руки к письму (работа с трафаретами, шаблонами, фигурными линейками, объемными и плоскостными изображениями предметов). И многое другое. Все ограничивается только фантазией самих родителей.

При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие педагогические принципы:

– игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;

– постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному. Например, в 2-3 года мы не можем требовать от ребенка застегивания молний или завязывание шнурков, резать ножницами и т.д.

При предъявлении игрового материала, речевых игр следует учитывать индивидуальные возможности ребенка;

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время, в перерыве использование физкультминутки;

Время выполнения упражнений также должно учитываться, так как интерес ребенка быстро иссякают: до 3 лет это около 5 минут, затем можно увеличить длительность.

Ученые Н.О. Озерецкий и Н.И. Гуревич в своей книге "Психомоторика" (М.: 1931) предложили диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников, которые просты в применении, информативны по содержанию и, как свидетельствует их долгая проверка временем, достоверны.

Возьмем только задания для рук.

Задания для детей 4 лет:

1. "Пальчик с носиком здороваются".

После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха. Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.

Оценка-вывод. Правильно выполненное задание - норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.

2. "Уложи монеты в коробку".

На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку. Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

Оценка-вывод. Нормой считается правильность и время выполнения: для ведущей руки - 15 секунд, для другой - 20 секунд.

3. "Нарисуй пальцами кружочки".

В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).

Оценка-вывод. Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

4. "Давай поздороваемся" (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки).

Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия -

"поздороваемся"; 6) сначала правую руку, потом левую; в) обе руки.

Оценка-вывод. Если ребенок справился с "приветствием" - это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т.п.

Оригинальный "пальцевый" тест был предложен в конце 90-х годов исследователем-врачом A.M. Мустафиным для определения "бюджета способностей" ребенка. В чем его суть? Ребенка старше 4-5 лет просят скрестить безымянный палец с мизинцем. "Чем больше безымянный палец охватывает мизинец, тем выше "бюджет" мозга... Так как этому движению ребенок не обучался, то оно является элементарным творческимдвигательным актом", - пишет A.M. Мустафин.

На Западе распространен более простой способ диагностики по руке, выявляющий сформированность пальцевой координации, без которой невозможно обучение красивому письму. Возьмите одну руку ребенка в свою, обязательно загородив ее своим телом или экраном с отверстием для кисти, и дотрагивайтесь до его пальцев. Попросите на второй руке вытягивать такой же палец, который вы трогаете. Если координация в норме, то трехлетний ребенок правильно определит большой палец, а шестилетний - большой, указательный и мизинец. Средний и безымянный пальцы определят только дети с очень хорошей координацией.

Для начала, родителям детей от 3 – 5 лет рекомендуется проводить следующие задания:

Поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью;

Упражнения на сгибание и разгибание пальцев;

Перебор сначала более ярких и крупных предметов, затем более мелких;

Пальчиковую гимнастику и народные игры типа «Сорока - белобока», «Пальчик-мальчик», в ходе которых дети повторяют движения взрослых самостоятельно или выполняют их в содружестве, вырабатывая ловкость и умение управлять своими движениями.

Пальчиковые игры просты и эмоциональны. Они как бы отображают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе.

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

Родителям детей 5-7 лет и первоклассников для развития ручной умелости рекомендуется проводить:

Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;

Запускать пальцами мелкие «волчки»;

Разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;

Сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся», делать кулачки «мягкими» и «твердыми», барабанить всеми пальцами обеих рук по столу, махать в воздухе только пальцами, собирать все пальцы в щепотку;

Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;

Завязывать узелки на шнурке, веревке;

Застегивать (расстёгивать) пуговицы;

Играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки;

Выкладывать из палочек узоры по образцу и по желанию;

Мять руками поролоновые шарики, губки;

Рисовать, раскрашивать, штриховать, обводить по точкам, выполнять графические задания в тетрадях;

Резать (вырезать) ножницами;

Плести из бумаги коврики, корзинки, косички;

Выполнять аппликации.

Не менее важным при развитии мелкой моторики рук является повседневный труд детей по дому:

Перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков;

Уход за срезанными и живыми цветами;

Водные процедуры, переливание воды, мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание);

Разбор круп и т.д.

Заключение

Познают мир "руками" не только крохотные малыши - игрушки, которые

требуют работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает

известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем

дошкольном возрасте. Именно к 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц

кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые. Изменение неправильного сформированного двигательного навыка требует много сил и

времени как от ребенка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка на первом году обучения в школе. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Огромная, если не ведущая роль в выполнении этой задачи принадлежит семье - ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен дошкольного учреждения. Кроме того, успешность работы по формированию этого навыка зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения и семьи.

Мелкая моторика рук важна для развития ребенка, поскольку, стимулируя

движения пальцев, ребенок развивает речь. Дело в том, что в головном мозге

человека центры, отвечающие за оба эти действия, находятся рядом, а потому,

пытаясь развить одно, ребенок стимулирует развитие и другого.

Поэтому молодым родителям важно со всей ответственностью подойти к процессу обучения своего малыша – причем, не только до того, как ребенок выучит свои первые «мама» и «папа». Работу над развитием следует продолжать и после того, как малыш начнет активно лепетать.

Для этого следует дарить ребенку подарки со специальными играми, содержащими мелкие детали. Помните, что в подаренных игрушках основное – не красота, а их экологичность, безопасность и... эффективность с точки зрения

развития ребенка.

Кроме того, требуется покупать одежду и обувь без липучек – завязывание

шнурков на ботинках и застегивание множества пуговиц также будут в ненавязчивой форме развивать мелкую моторику рук.

Словом, необходимо объяснять родителям, относиться к вопросу со всей

ответственностью – и наши малыши скажут нам впоследствии «Спасибо!».


О пользе мелкой моторики для общего развития ребёнка наслышаны многие родители. Не случайно оригинальные упражнения, игры и занятия по специальным методикам интересуют современных мам и пап, придерживающихся позиции о всестороннем развитии малыша.

Как организовать занятия? Какой реквизит нужен? Вооружитесь советами психологов, подумайте какие игры и действия заинтересуют вашего малыша. Выбирайте полезные, эффективные упражнения для деток 1–3 лет.

Зачем нужно развивать мелкую моторику

Польза очевидна:

  • точные движения пальцев, кистей, координация деятельности костной, мышечной и нервной систем активизирует зоны мозга, ответственные за двигательную проекцию;
  • близость этих отделов к речевой зоне улучшает формирование, развитие речи у деток раннего возраста;
  • чем больше нагрузка на пальчики, чем чаще ребёнок совершает мелкие, точные движения, тем раньше кроха научится говорить;
  • мелкая моторика связана с двигательной, зрительной памятью, координацией. Регулярные упражнения улучшают мышление, повышают внимание, развивают наблюдательность;
  • точные движения пригодятся деткам любого возраста в учёбе, повседневной жизни.

Полезные игрушки и занятия

Вы хотите, чтобы детки активно развивали моторику, воображение, творческое мышление? Узнайте, какие игры и принадлежности понадобятся. Полезные предметы и задания активизируют процесс познания мира, улучшают деятельность отделов головного мозга, отвечающих за двигательную функцию, развитие речевой зоны.

Развивают моторику и артикуляционный аппарат:

  • игры-шнуровки. Задача – пришнуровать яблоко к колючкам на спинке у симпатичного ёжика. Купите несколько игр: пару раз выполнив задание, детки с меньшей охотой шнуруют игрушку через неделю;
  • музыкальные инструменты для малышей с кнопками и клавишами;
  • пирамидки, кубики любого размера, конструктор (простой и более сложной модификации);
  • игра в куклы: девочка одевает-раздевает «дочку», совершает много мелких движений пальчиками;
  • наборы для рукоделия и творчества;
  • раскрашивание, рисование. На первых порах не так важен результат, как процесс. Постоянный контроль линий, повторяющиеся движения в пределах определенной области на листе бумаги положительно влияют на развитие моторики, улучшают координацию;
  • лепка из пластилина, солёного теста, глины. Важно показать пример, заинтересовать, слепить что-то вместе;
  • сочетание пластичных и твёрдых материалов. Детки могут прикрепить бусины к пластилиновой основе, отпечатать на мягкой поверхности свою ладошку;
  • аппликации из бумаги, кусочков ткани. Работа с ножницами тренирует ловкость рук, учит аккуратности, терпению, активно тренирует важные отдела мозга;
  • изготовление оригами. Многие детки в 3 годика под руководством взрослых способны сложить несложные фигурки. Оригами – интересное, полезное занятие. Обязательно выделите малышу видное место, где он выставит свои работы.

Действенные упражнения

Для занятий используйте не только наборы для рисования или лепки, картон, ножницы, другие предметы из магазина. Оглянитесь вокруг: дома немало вещей, подходящих для полезных тренировок.

Столовые приборы

После полугода обязательно предлагайте малышу чашку, ложку, к году – детскую вилочку с тупыми зубчиками. Ежедневное применение столовых приборов хорошо развивает мелкую моторику.

Упражнения с бумагой

  • пусть ребёнок порвёт большой лист на мелкие кусочки, крупные части. Отличное занятие – рвать бумагу на полоски, делать из них дождик;
  • нужно смять чистый лист, кусок старых обоев в шарик. Необычный мячик бросайте в корзинку. Сделайте десяток шаров: так игра будет ещё интереснее.

Совет! Никогда не используйте в качестве материала для изготовления шаров книги, журналы, газеты, даже старые. Нельзя рвать литературу: малыш должен перенять уважительное отношение к книге.

Пирог с изюмом

Покажите малышу, как украшать тесто сладкой ягодой. Ребёнок берёт двумя пальчиками изюминки, раскладывает на поверхности пирога, создаёт рисунок. После выпечки обязательно похвалите юного пекаря, расскажите домашним, кто украшал пирог.

Сортировка некрупных предметов

Детки охотно выполняют полезное упражнение, если мама скажет, что без его помощи не обойтись. В одну миску насыпьте макароны, фасоль, горох. Можно смешать два вида разноцветных (контрастных) бусин. Начните с двух разновидностей предметов, постепенно усложняйте задачу.

Перед началом сортировки покажите, как держать мелкие предметы. Подходит пинцетный захват двумя пальчиками (указательным и большим) или щепоткой (три пальчика вместе).

Пирамидка

Даже в 8–9 месяцев детки легко справятся с этой задачей. После года усложните упражнение, чтобы ребёнок запомнил размер, а не только порядок нанизывания красного, жёлтого или синего колечка. Понадобится пирамидка с кольцами одного цвета.

Посели предмет в свой домик

Простое, эффективное упражнение:

  • возьмите пластиковую бутылку;
  • предложите ребёнку составить мозаику внутри ёмкости;
  • задача – наполнить бутылку мелкими предметами;
  • выбирайте контрастные детали: фасоль двух цветов, горох, мелкую гальку, шарики, подходящие по размеру.

Следите, чтобы ребёнок не брал предметы в рот, не совал в уши. При попытке «экспериментов» объясните, что будет болеть ушко или животик.

Сюрприз в банке

Положите в ёмкость с завинчивающейся крышкой маленький предмет, завёрнутый в бумагу. Задача – открыть баночку, достать сюрприз. Подбирайте ёмкости разного размера, чтобы малыш отвинчивал крышки большего/меньшего диаметра.

Заводная игрушка

Предложите ребёнку во время купания завести ключиком игрушечную черепаху, жабку или крокодильчика. Задача по силам деткам от года и старше.

Картина своими руками

Выполняйте задание вместе:

  • возьмите лист картона и мягкий пластилин;
  • задача – растереть пластичную массу по всей поверхности до толщины 3–4 мм;
  • на готовой мягкой поверхности создайте картину;
  • вместо красок используйте зёрна кофе, бусины, маленькие шарики, ракушки, горох, фасоль;
  • малыш должен слегка вдавить деталь в пластилин, затем рядом – другую и так далее;
  • вначале сделайте образец, чтобы ребёнок видел, к чему нужно стремиться. Позже дайте возможность творить: пусть малыш прикрепляет детали по своему вкусу.

Надень бусинки на шнурок

Понадобится толстый шнурок, бусинки с отверстием подходящего диаметра. Задача – нанизать все детальки.

Находчивые мамочки отпиливают верх у колпачков от фломастера, режут на 2–3 части: получаются бочонки (колечки), полые внутри. Оригинальные изделия легче нанизывать на шнурок. Малыш справляется с колпачками от фломастера? Предложите яркие бусинки для создания оригинального украшения.

Приятный сюрприз

Что делать:

  • заверните в бумагу (фольгу) маленький презент. Сделайте несколько слоёв;
  • дайте малышу, пусть развернёт;
  • когда юный исследователь наигрался, заверните игрушку в новую обёртку, вновь дайте малышу;
  • сын или дочка уже легко разворачивают подарок? Учите обратному процессу. Покажите, как заворачивать предметы;
  • сделайте презенты для папы, бабушки, брата (сестры).

Чудо-макароны

Суть упражнения:

  • в миске смешайте макаронные изделия двух-трёх видов с заметным отличием по форме и размеру;
  • предложите разложить ракушки в одну мисочку, рожки – в другую, бантики – в третью;
  • со временем усложните задачу с макаронами: в одну ёмкость должны попасть только крупные колечки, в другую – мелкие. Малыш запомнит не только форму, но и размер.

Самостоятельный ребёнок

Упражнение развивает мелкую моторику, готовит деток к посещению сада, школы. Задача – научить малышей застёгивать, завязывать, шнуровать, закреплять детали одежды.

Многие мамы покупают полезные игрушки со шнуровкой, делают развивающий коврик с липучками, застёжками. Но на себе проделать ту же операцию сложнее.

Показывайте, как действовать, поощряйте попытки снять/надеть шапку, носки, штаники, куртку. Используйте в качестве элементов застёжек не только липучку, молнию, но и пуговицы.

Намотай верёвочку

Эффективное упражнение из подручных средств. За основу возьмите пальчик, клубок, карандаш, катушку. Задача – намотать тонкую верёвку, толстую нитку, неширокую ленточку на основу. Следите, чтобы не передавить пальчик.

Игры с песком

Отлично развивают моторику несложные действия. Малыш играет и совершенствует навыки: строит домик, лепит пасочки, насыпает, затем высыпает песок из ведёрка.

Почему новорожденный и стоит ли беспокоиться? У нас есть ответ!

О режиме и рационе ребенка в 10 месяцев прочтите странице.

По адресу узнайте о пользе и правилах применения детских развивающих ковриков.

Богатый улов

Популярный детский аттракцион легко устроить в ванной:

  • наберите тёплой воды;
  • пустите шарики, заводные игрушки, рыбок, колечки;
  • дайте не тяжёлое ситечко с удобной ручкой;
  • задача – поймать как можно больше предметов.

Маленький поварёнок

Первое упражнение:

  • раскатайте пласт теста, дайте формочки для печенья с неострыми краями, лучше, пластмассовые;
  • покажите ребёнку, как вырезать звёздочки, кружочки, овалы;
  • испеките печенье, угостите близких, похвалите юного поварёнка.

Второе упражнение:

  • покажите, как вы венчиком взбиваете яйцо, пусть малыш повторит;
  • не беда, что первые несколько дней омлет будет не слишком пышным;
  • главное – участие, тренировка силы рук. После двух лет детки точно справятся с этим упражнением. Не добивайтесь стойкой пены, как в миксере. Важен процесс, понимание малышом своего мастерства, умения обращаться с «взрослыми» предметами.

Юный помощник

Дайте малышу губку, покажите, как собрать воду со стола, как сжать и выдавить жидкость. Выбирайте губку подходящего размера, чтобы помощник легко сжал предмет одной рукой.

Перелистывание страниц

Предложите малышу яркую книгу с плотными листами: слишком тонкая бумага легко рвётся, часто склеивается, плохо переворачивается. Покажите пример, скажите, что где-то в книге спрятан сюрприз (яркая закладка, календарик, открытка). Пусть маленький исследователь перелистывает странички по одной, не торопится, чтобы не пропустить подарок.

Картины на песке

Не все мамы понимают, насколько полезное упражнение выполняет малыш, рисуя палочкой фигурки на песке или земле. Любимое занятие развивает координацию, воображение, учит аккуратности, доведению дела до конца.

Теперь вы знаете, какие упражнения подходят для развития мелкой моторики у деток возраста 1–3 годика. Занимайтесь с желанием, показывайте малышу пример, хвалите за достижения. Для полезных занятий используйте подручные материалы и предметы для творчества из магазина.

Ещё несколько игр для развития мелкой моторики в следующем видео:

«Чтобы ваш ребенок заговорил быстрее, развивайте мелкую моторику» - твердят родителям педиатры и психологи. Почему же развитие мелкой моторики пальцев рук детей так важно? И что общего она имеет со становлением речи? Почему детям, которые не спешат радовать пап и мам первыми словами, рекомендуют развивать пальчиковую активность? Эта статья про то, как с помощью упражнений для детских рук дать толчок развитию речи малыша.

Для чего развивать мелкую моторику?

Для чего развивать мелкую моторику? Как же определить, насколько хорошо развита моторика рук крохи? Есть ли нормы, на которые необходимо ориентироваться при оценке способностей малыша?

Как правило, среди симптомов плохо развитой мелкой моторики рук двух-трехлетнего ребенка называют следующие:

  1. Неуверенно и неправильно держит ложку.
  2. С трудом собирает кубики, детали мозаики, конструктора.
  3. Не может завязать узелок, сделать аппликацию, застегнуть и расстегнуть пуговицы.

Мелкая моторика - это точные согласованные мелкие движения кистями и пальцами рук и ног. Согласованность этих движений достигается с помощью слаженной работы зрительной, мышечной, нервной и костной систем. Т.е. если ребенок любит играть с мелкими предметами, демонстрируя при этом точные движения пальцев и рук, то это является хорошим показателем развития его сенсорики. А поскольку в головном мозгу двигательные и артикуляционные центры расположены рядом, то влияние моторики на становление речи очевидно: чем активнее малыш «работает» пальчиками, играя, рисуя, завязывая, застегивая и т.д., тем быстрее он заговорит.

Эта закономерность была выявлена еще в древности, и поэтому пальчиковые игры имели большую популярность в Китае и Японии. А советские ученые В.М. Бехтерев, В.А. Антакова-Фомина, В.А. Сухомлинский и другие, изучавшие взаимосвязь двигательных импульсов пальчиков и активности головного мозга, пришли к выводу, что различные осмысленные движения пальчиков служат стимулом для интеллектуального развития крохи, а также способствуют становлению речи, развитию наблюдательности, памяти, координации, внимания и творческого мышления.

Чем развивать моторику рук?

Для развития точных мелких движений пальчиков и ручек детей лучше всего подходят следующие упражнения:

  • лепка мелких деталей из пластилина или теста;
  • застегивание и расстегивание пуговиц;
  • нанизывание бусин на шнурок, а также завязывание и развязывание узелков;
  • игры с крупами, фасолью или колотым горохом;
  • рисование, в том числе и пальчиковыми красками;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • различные массажи, поглаживания, растирания детских ладошек.

Главное в занятиях с малышом - систематичность, регулярность и доброжелательность. Эти мероприятия, направленные на коррекцию речи и улучшение моторных функций, родители могут проводить самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов. Все упражнения и гимнастики по развитию мелкой моторики детей в домашних условиях следует проводить в виде игры - тогда ребенок будет заниматься с удовольствием.

Развитие мелкой моторики до года

Развивать пальчиковую активность крохи можно уже примерно с трех месяцев, когда ваш малыш уже научился удерживать в ручках предметы. Для этого не нужно проявлять особую изобретательность: просто вкладывайте ему в ладошку разные по форме, размеру и материалу игрушки, называя при этом их свойства: мячик круглый и зеленый, ушки у зайчика длинные, медвежонок пушистый и т.д. Помимо этого можно зажимать в ручках ребенка шарики и катать их, массируя таким образом ладони. А еще можно нежно поглаживать и разминать каждый пальчик по отдельности в течение двух минут - такой массаж тоже пойдет на пользу грудничку. Кроме этого, всем известные потешки «Сорока-сорока» и «Ладушки-ладушки» также служат тренировкой для моторики ручек.

Развитие мелкой моторики от года до трех лет

Поскольку движения малыша в этот период уже довольно осмысленные и согласованные, то и тренировки рук и пальцев следует усложнить. Крохе стоит предложить разминать ручки с помощью резиновых игрушек, сминать и разрывать бумагу, перебирать крупы или мелкие бусины. После двух лет можно переходить к более сложным упражнениям: шнурованию; завязыванию и развязыванию узелков на лентах и веревочках; застегиванию и расстегиванию пуговиц; закручиванию и раскручиванию крышек на баночках.

Чтобы избежать неприятных ситуаций, дети в возрасте до трех лет должны играть с мелкими предметами только под присмотром взрослых.

Кроме этого, целесообразно собирать с крохой мозаики и конструкторы, состоящие из крупных деталей, а также лепить из пластилина, глины, теста.

Игрушки и упражнения для развития мелкой моторики

В настоящее время предлагается множество различных игрушек, направленных специально на развитие моторных функций кистей рук и пальчиков. Для младенцев и детей до года интересными станут погремушки из различных материалов: пластика, ткани и дерева, а также развивающие коврики и комплексы. Кстати, комплекс для тренировки пальчиков в виде доски (бизиборд) можно сделать и самим. На поверхность гладкой досточки прикрепляются различные предметы: разноцветные планки, пуговицы, рычаги, выключатели, резинки, шнурки, веревочки, кнопки, цепочки, диски и т.д. - в общем, все то, что может заинтересовать кроху и побудить его покрутить эти предметы, пощелкать, потрогать. Такие развивающие центры знакомят малыша с новыми звуками, формами, материалами и дают отличный стимул для развития.

После года и примерно до достижения им возраста трех лет малыш с увлечением будет играть в кубики, собирать конструкторы с крупными деталями, в том числе и мягкие, и магнитные. Также в дело пойдут и мозаики с небольшим количеством пазлов, и шнуровки, и лабиринты-серпантинки, и пластилин - в общем, стоит предложить малышу все то, что стимулирует двигательную активность пальцев и общее развитие интеллекта.

Кроме этого, можно потренировать моторику с помощью круп и фасоли: на дно миски кладется небольшая игрушка и засыпается колотым горохом, фасолью или крупой (рис, гречка, перловка). Дети, как правило, с удовольствием перебирают ее пальчиками в поисках закопанного «клада» и радуются найденной вещи.

Игры с пуговицами, различными по размеру, форме, цвету, материалу тоже являются прекрасным упражнением для развития мелкой моторики. Для начала можно предложить ребенку просто погрузить ручки в емкость с пуговицами и пошевелить пальцами, перебирая их. Затем, не вынимая рук, попробуйте «перетереть» пуговицы в ладошках, а потом - пересыпать их из одной ладони в другую. Постепенно можно усложнять задания: выкладывать пуговицами узоры или рисунок по контуру; распределять их по цвету, материалу, количеству отверстий и т.д. При этом необходимо комментировать свои действия и описывать свойства предметов: «Давай соберем все желтые пуговички. Смотри, вот эта - большая, а эта - маленькая. Эта - красная, а нам нужны желтые. Давай посчитаем, сколько пуговиц мы собрали?»

Бусы, особенно длинные, также помогут в развитии чувствительности пальчиков. Можно просто перебирать бусины, называя их свойства: круглая, большая, холодная, гладкая, белая; можно потренировать счет; можно выложить из бус контур предмета (например, змею) и попросить угадать, что у вас получилось. Кстати, отдельные бусины, как и пуговицы, можно нанизывать на веревочку - это тоже станет отличным упражнением для развития координации движений.

Лабиринты-серпантинки - игрушки для развития пальчиковых захватов. Они представляют собой несколько проволок, укрепленных на основании, по которым нужно передвигать детали различной формы и цвета. Развлекаясь с такой игрушкой, можно выучить названия геометрических фигур (кубик, колечко) и цветов.

Игры с такими привычными предметами, как бельевые прищепки, прекрасно помогут в развитии мелкой моторики. Нарисуйте на картоне круг, раскрасьте желтым и вырежьте - это солнышко. Спросите ребенка, чего не хватает? Правильный ответ - солнышку не хватает лучиков. Тут на помощь и придут прищепки: кроха должен попытаться самостоятельно прицепить на солнышко пять-шесть «лучиков».

В настоящее время очень популярными среди родителей стали так называемые «пальчиковые шаги» и неудивительно: они отлично развивают координацию и моторные функции рук. Это упражнения для пальцев ребенка, которые нужно совершать то каждой рукой по отдельности, то двумя одновременно. Такие занятия требуют сосредоточенности и внимательности, поэтому рекомендованы детям от трех лет и старше. Пособия с описанием таких упражнений можно найти в продаже, а можно сделать самим.

Даже обычные игры в песочнице помогут вашему малышу развить мелкую моторику. Хватая и пересыпая песок, ребенок тренирует тактильную чувствительность пальцев, а пытаясь орудовать лопаткой, насыпать песок в ведерко и сделать свой первый куличик, он развивает координацию движений. Научите кроху сооружать замки, дома, мосты с помощью подручных материалов: песка, палочек, камешков, листьев и травы - таким образом вы дадите толчок его творческому развитию.

Ну и пожалуй, самой хорошей гимнастикой для пальчиков малыша является лепка. Неважно, из чего вы решили лепить: пластилина, глины или соленого теста (тестопластика) - работа с любым материалом дает отличный стимул для развития крохи, так как при лепке задействованы все активные точки на ручках ребенка, связанные с головным мозгом. Помимо этого, создавая поделки, кроха раскрывает свой творческий потенциал: включает на полную мощность фантазию, на ходу придумывает, размышляет, часто комментируя свои действия вслух. В процессе лепки он учится рассчитывать силу нажатия пальчиков, чувствовать материал, с которым работает.

Для первых занятий следует взять соленое тесто - это самый мягкий и приятный материал. Позже можно приучать малыша к пластилину (предварительно размятому до очень мягкого состояния) и глине.

Развитие мелкой моторики рук нетрадиционным рисованием - довольно эффективный метод. Он включает в себя рисование пальчиками, ладошками, поролоном (вместо кисти), мелом, а также набрызги - разбрызгивание краски, набранной на кисть, по листу бумаги. Помимо этого при нетрадиционном рисовании практикуют кляксографию - способ, при котором нужно подуть через трубочку на лужицу краски, не задев ее. К методам нетрадиционного рисования относят и использование трафарета, и рисование на мокрой бумаге. При этом можно нарисовать картинки самим, а можно купить готовые раскраски для развития моторики рук.

Массаж для рук

Упражнения стоит перемежать с массажем пальчиков. Хорошо, если сеансы массажа будут проводиться не в полной тишине, а под веселые короткие стихотворения или потешки.

В возрасте от шести месяцев до года следует ограничиваться нежными поглаживаниями пальцев и ладошки крохи. Можно также легко массировать каждый палец по направлению от ногтя к его основанию, но не переусердствуйте: массаж обеих ручек не должен превышать двух-трех минут.

Когда крохе исполнится годик, массаж можно разнообразить. К вышеописанным движениям следует добавить следующие: легкими нажатиями помассируйте подушечки пальцев малыша; затем круговыми движениями указательного пальца проведите по его ладошкам. Попросите ребенка положить руки на колени ладонями вверх, после чего проведите по ним массажными щетками.

Используйте колючие резиновые мячики: они помогут вам не только в развитии моторики, но и превратят массаж в игру. Проведите мячиком по ручкам и ножкам малыша («смотри, ежик побежал»), предложите крохе покатать его в ладошках, сильно сжать в каждой руке поочередно («помнем ежику бока»), потрогать каждую «иголочку» ежика, погладить его. А в конце сеанса массажа покатайте мячик по спинке, шее, животику, пяточкам ребенка.

Развитие мелкой моторики полезно в любом возрасте, поэтому не стоит прекращать занятия по достижении малышом, например, пяти или семи лет. Тренировка рук и пальцев в дошкольном, а потом и в школьном возрасте положительно скажется на успеваемости ребенка и его общем развитии, поэтому просто подбирайте занятия, подходящие ему по годам и уровню сложности, и продолжайте тренироваться.

Кто сейчас не слышал о необходимости развития у детей мелкой моторики. О ее способности эффективно стимулировать речь и интеллект малышей. Что же такое мелкая моторика и действительно ли ее стоит развивать?

Мелкомоторые действия - это совместный акт нервного и костно-мышечного аппарата, направленные на манипуляции с мелкими предметами с помощью пальцев и кистей рук. Движения часто сочетаются с работой зрительного аппарата и требуют точности.

Это и простые действия, направленные на захват и удержание предмета (пинцетный захват), и сложные, связанные с несколькими очень точными манипуляциями одновременно (письмо).

Причины развивать мелкую моторику

Будет ли у малышей развиваться мелкая моторика, если не заниматься с ними целенаправленно? Будет, в рамках развития общих моторных навыков. Ребенок будет учиться хватать игрушки, используя даже свои стопы для тренировки рук.

Однако дети, которые обучались целенаправленно, получают преимущество в начальной школе. Так как их речь, мышление и мелкие мышцы кистей более подготовлены к обучению вообще и письму в частности, чем у детей, которые развивались самостоятельно.

Развитие мелкой моторики способствует совершенствованию когнитивных навыков, стимуляции функционирования коры головного мозга и формированию ассоциативных связей при работе зрительного, слухового, речевого анализаторов.

Способы стимулирования мелкомоторных движений

Начинать развитие мелкой моторики стоит с самых первых дней жизни ребенка.

Чем старше становиться малютка, тем более свободно родители могут выбирать дидактические материалы для игр, и разнообразить занятия с крохой, используя нетрадиционные игровые материалы и среды. Основные методы развития точных движений пальцев рук и ног детей:

  • массаж (аурикулярный, ладоней и стоп, пальчиков);
  • игры с некрупными предметами (пуговицы, бусы, крупы, конструктор и т.п.);
  • лепка, рисование, вырезание; вышивание бисером, сборка моделей (для детей от 4-х лет)

Игровые занятия с детьми от 0 до 6 месяцев

В возрасте от 0 до 3 месяцев развитие мелкомоторных навыков у детей в основном сводиться к массажу ладошек, стоп и пальчиков. Можно предлагать ребенку игрушки с протекторной поверхностью, давать свои пальцы. Кроха будет сжимать мамины пальцы, и пытаться встать. Вместо пальцев можно предлагать крупные бусы для этих целей.

С 3-х месячного возраста над кроваткой младенца можно вещать игрушки разной текстуры, со временем он научиться их ощупывать. Вначале младенец будет тянуться к игрушкам находящимся на уровне его глаз, потом над грудью и далее сбоку. Младенец научается дотрагиваться до вещей пальчиками, ручками переменно, и, наконец, обеими руками хватать игрушки.

Развивающие игровые занятия, которые можно проводить с ребенком:

  • «сорока белобока» — «массажное» упражнение;
  • «озорные ручки» — можно надеть на одну руку яркий носочек или браслет, резиночку с пластиковыми фруктами, поднять за локоть ручонку карапуза на уровень глаз, чтобы он увидел яркую вещицу, и отпустить, это упражнение стимулирует желание крохи одной рукой хватать другую, яркие вещицы надеваются на одну и другую руку попеременно;
  • «изучаем лицо» — взять ручки за локотки и вывести их в поле зрения малыша, похлопать ладошками, затем взять руки малютки дотрагиваться до его щек, лба глаз, подбородка, называя части лица, затем проделать эту процедур со своим лицом.
  • «хватай шарик» — для этой игры требуется выкладывать младенца на живот, перед ним положить шарик, так, чтобы он вынужден был тянуться, когда кроха возьмет шарик выложить другой и т.д.

Через месяц можно добавить игру «знакомимся с ножками». На ножку младенца надо надеть яркий носочек. Взять его стопы, растереть их, свести вместе на уровне глаз малыша и постучать ими друг о дружку, чтобы привлечь его внимание. Затем отпустить. Карапуз будет тянуться ручонкой к цветному носочку. Если у него сразу не получается, надо показать ему, как это сделать, левую руку и правую ногу привести в соприкосновение и дать малышу захватить носок.

К 5 месяцам можно подключать пальчиковые упражнения с надавливанием на предметы. Для этого можно использовать детское пианино. Младенца выкладывают на живот, перед ним ставят пианино. Для начала нужно поиграть с клавишами, показывая малютке как это делать, потом дать ему постучать пальчиками и ладошками рук по клавишам.

Ближе к 6-ти месяцам можно приобрести специальные дидактические материалы (фигуры объемные и плоские). Выкладывать их перед крохой вместе, стимулируя его выбирать один предмет из нескольких. Занятия надо обязательно сопровождать стишками, песенками и потешками.


Игровые занятия с детьми от 6 до 12 месяцев

В возрасте от 6 до 12 месяцев массаж, бусы и ребристые игрушки дополняются играми:

  1. С пирамидками и крупным конструктором.
  2. Маленькими игрушками разной формы. Есть специальные дидактические материалы (пластиковые наборы, содержащие фигурки разной конфигурации и структуры). Можно, так же использовать нетрадиционные материалы, имеющие на кухне (горох, фасоль, макаронные изделия). За малюткой нужно присматривать, а лучше играть с ним, чтобы он не проглотил какую-нибудь некрупную вещицу.
  3. Хлопковыми мешочками с разными наполнителями (горох, фасоль, крупы, косточки фруктов). Мешочки могут быть выполнены из одной, и той же ткани и служить средством развития мелкомоторных навыков и стимулировать познавательные процессы (малыш «в слепую» будет учиться отличать содержимое пакетов разной формы сквозь ткань). Либо из ткани разных цветов и являться средством знакомства карапуза с цветовой палитрой.
  4. Можно использовать для изготовления мешочков обыкновенные резиновые шарики, ребенок будет с удовольствием использовать их, как для чесания зубов, так и для тренировки рук.

Для того чтобы игры были успешными нужно проводить занятия с ребенком каждый день, не менее 2-х раз. Предметы следует выбирать разные по форме, текстуре, цвету. Игрушки стоит тщательно вымыть перед тем, как давать малышу, т. к. научившись хватать вещи, он сразу же потянет в рот свою добычу. Вещицы, которые предлагаются крохе, должны быть, как плоскими, так и объемными.

Любому родителю неоднократно приходилось слышать о том, что необходимо развивать мелкую моторику рук у детей. Действительно ли это важно? Несомненно! Дело в том, что мозговые центры, отвечающие за мелкую моторику, развитие речи и мышления, находятся в одной зоне головного мозга. Развитие или отставание в развитии одного из них, оказывает аналогичное влияние и на другой. Проще говоря, ребенок с хорошо развитой моторикой быстрее научится говорить, раньше сформируется его словарный запас, четче и образнее будет мышление. И, разумеется, навыки, требующие работы мелких мышц руки, будут более устойчивыми.

Чем раньше вы начнете развивать моторику ребенка, тем лучше. В первые месяцы жизни во время общего массажа уделяйте внимание и ладошкам ребенка. Массируйте ладони с внешней и внутренней стороны легкими поглаживающими движениями. Слегка нажимая на подушечки и каждую фалангу пальцев, потирайте их. Эта пальчиковая гимнастика позитивно воздействует на активные точки коры головного мозга. Побуждайте ребенка ухватиться за ваши пальца и приподняться. Во время бодрствования давайте ребенку игрушки, которые легко взять в руку: кольца от пирамид, кубики, некрупные мячи, погремушки. Чаще кладите рядом с ребенком небольшие предметы, например, мягкие кубики или мелкие мячи, чтобы ребенок мог разбрасывать их по комнате. Как только ребенок научится ползать или ходить, привлекайте его к наведению порядка – пусть вместе с вами собирает раскиданные игрушки и носит их в коробку. Подобные упражнения развивают моторику и одновременно выполняют воспитательные задачи. В год ребенок может собирать несложные пирамидки, поочередно нанизывая кольца.

После года задачи по развитию мелкой моторики серьезно усложняются. В это время нужно использовать специальные упражнения, которые целенаправленно действуют на мелкие мышцы и координируют работу рук.


Дети охотнее будут выполнять данные им задания, если они преподносятся в игровой форме.

  • Когда ребенок купается в ванной, обязательно давайте ему игрушки – уточек, совочки, маленькие ведерки. Совочком и ведерком он может набирать воду и поливать ее на уточку. Покажите, как это нужно делать.

  • Летом и зимой гуляйте с игрушками. Пусть ребенок лопаткой или совочком набирает песок или снег в ведерко. Игры с песком очень полезны – он массирует ладони, и с возрастом, когда ребенок уже начинает лепить «пирожки», формочки и просто маленькие горки, развивается моторика и тонкая координация рук. Собирайте с ребенком в букеты осенние листья.

  • С 1,5-2 лет давайте ребенку краски, чтобы он рисовал. Запаситесь бумагой и красками 1-2 цветов. В этом возрасте детям сложно справляться с кисточкой, а вот пальцами и ладонями они рисуют с удовольствием. Покажите ребенку, что нужно макнуть пальцы в краску, а потом провести линии по листу бумаги. Наверняка, в первые занятия ребенок будет макать в краску всю ладонь. Это не страшно. Он просто знакомится с новым для него материалом. Пусть ребенок чаще собирает разные по размеру и форме пирамидки и учится застегивать пуговицы.

  • В 2,5 года ребенку можно давать кисть, 2-3 ярких контрастных краски для рисования и предлагать несложные задания. Сначала это будут линии в разные стороны, потом более осознанные рисунки. Предлагайте детям пирамидки, крупные кубики для постройки простейших сооружений. Пусть ребенок сам листает книжки с интересными картинками. Из крутого теста или пластилина учите скатывать между ладонями шарики и «колбаски».

  • В 3-4 года ребенку можно предлагать раскраски, объяснив, что нельзя заходить за границы рисунка. В этом возрасте чаще нужно предлагать ребенку лепку, игры с мелкими предметами: возьмите по 10 фасолин, горошин и крупинок риса или гречки. Смешайте их в одной тарелке и предложите ребенку разложить по кучкам. Посадите рядом папу и устройте соревнование между ними: кто быстрее разложит. Обязательно похвалите победителя! В этом возрасте ребенок должен уметь самостоятельно одеваться, застегивая все пуговицы, застежки, зашнуровывая и завязывая шнурки на обуви. Эти навыки самообслуживания очень позитивно влияют на развитие моторики.

  • После 4-х лет уже многие дети начинают овладевать навыками чтения. К этому времени моторика и координация рук должны быть хорошо развиты. Но не стоит останавливаться на достигнутом. Пусть ребенок собирает мозаики, пазлы, раскрашивает сложные раскраски с множеством мелких деталей. Выполняет мелкие поручения по дому: собирает игрушки после игр, наводит порядок в своей игровой зоне. Если у вас есть домашний питомец, привлекайте ребенка к уборке клетки: чистка и протирание прутьев клетки пойдут ему на пользу.

Особенно серьезно к развитию мелкой моторики рук нужно отнестись в период подготовки ребенка к школе. От того, насколько хорошо будут обстоять с этим дела, зависит способность первоклассника к концентрации внимания, его мышление, воображение, двигательная и зрительная память.

При недостаточно развитой моторике ребенка ожидают переживания и разочарования, вызванные тем, что у него будет быстро уставать рука, держащая ручку. Вследствие этого он не сможет уложиться в ритм урока. Неспособность к концентрации негативно скажется на том, что ребенок будет «терять строку», на которой нужно писать. Да и сами навыки письма будут даваться сложнее – палочки будут получаться корявыми, буквы и цифры разными по размерам и наклону.


Поэтому, при подготовке ребенка к школе, необходимо добиться, чтобы его рука стала гибкой, послушной и сильной. В этом случае можно говорить об отлично развитой моторике.


Примерно в 5 лет наряду с раскрасками детям можно предлагать самые простые прописи. На первых порах ребенку нужно давать несложные задания, требующие всего нескольких минут на выполнение. Например, написать одну строчку палочек. Постепенно, задания можно усложнять и делать из немного продолжительнее, доведя до 20-30 минут. Одно непременное условие – ребенок должен писать с удовольствием. Если у вас не получается вызвать интерес к обучению, лучше не заниматься с ребенком самостоятельно, а привлечь к этому опытного педагога.


Однако к лепке из теста, глины, пластилина; аппликации из бумаги, ткани, меха, природных и подручных материалов; вырезанию и изготовлению фигур из бумаги дети относятся гораздо охотнее. И родителям нужно лишь создать подходящие условия для любимой деятельности ребенка.


Усилия, потраченные на развитие моторики, непременно дадут положительные результаты. Ведь хорошо развитая мелкая моторика - это не только возможность быстрее овладеть навыками письма и рисования, но и мощная предпосылка высокого уровня интеллектуального развития ребенка.