Интерактивная игра ко дню народного единства. Интерактивное занятие ко Дню народного единства «Моя Россия — моя страна! Развлечение для старшего возраста


День народного единства отмечается как большой государственный праздник на территории всей великой России 4 октября. Презентация рассказывает об истории этого праздника, который имеет за плечами не одно столетие. Его главной датой рождение называют 1612 год, когда Минин и Пожарский организовали народ на защиту города Москвы и всей русской земли. В единстве они победили врага. Об этом и других фактах истории рассказывает презентация, которую можно скачать с сайта бесплатно и показать школьникам в День народного единства.

Не стоит забывать праздники, которые связаны с историей народа. Ими надо гордиться. На их нужно воспитывать детей, которые подрастают. Долгое время эта дата была забыта в России. Пришло время возродить праздник и поговорить на эту тему. С 2005 года День единства в России - великий день, достойный почитания славных людей и иконы Казанской Божьей Матери.

Презентация поведает учащимся 5 - 9 классов о том, какую историю имеет праздник День единства. На таком мероприятии можно формировать у учащихся как патриотическое чувство любви к Родине, так и осознание необходимости быть готовыми к защите нашей страны от любого агрессора.

Слайды презентации, рассказывающей об истории Дня единства, наполнены историческими сведениями и документальными фотографиями, картинками, которые характеризуют данное событие:

  • Начало
  • Первое ополчение в Рязани в 1611 году
  • Второе ополчение в Нижнем Новгороде
  • Освобождение Москвы
  • Первый памятник в Москве Минину и Пожарскому
  • Возрождение праздника
  • Дня единства народов с 2005 года (4 ноября)
  • Толерантность (понятие)

Скачать презентацию на тему Дня народного единства можно не только к классным часам, но и к урокам истории, окружающего мира.


Сценарий и презентация для классного часа ко дню народного единства. Целью проведения является разъяснение школьникам значение и смысл нового праздника в Российской Федерации, воспитание патриотизма.

Презентация для классного часа к Дню народного единства. Содержит исторические сведения, справку о возникновении праздника, викторину. Познакомит учащихся с архитектурой и живописью.

Материал содержит сценарий и презентацию для классного часа ко Дню народного единства в младших классах. Развивает у школьников чувство патриотизма и любви к Родине, интерес к истории России, формирует чувство ответственности за свою страну.

Презентация к классному часу, посвященному Дню народного единства. Учениики узнают о Смутном времени, о борьбе против захватчиков, о Минине и Пожарском.

Презентация для классного часа на тему «В единстве наша сила», была выполнена учителем начальных классов. Она обязательно понравится учащимся 1 - 4 класса. Эта работа поможет организовать урок постижения новых знаний. Занятие предлагается провести в форме концерта. Показ слайдов можно организовать на протяжении всего урока, раскрывая постепенно тему, заявленную выше. Предлагаемый для использования ресурс расскажет школьникам об истории праздников День народного единства. Правильно подобранный материал разрешит педагогу заложить у детей основные представления о событиях, произошедших в 1612 году и рассказать об их дальнейшем значении для России. Афоризмы великих людей, отрывки из повести «Иван Сусанин» и стихи о нашей Родине поспособствуют воспитанию у школьников патриотических начал, ощущения гордости за свой народ.

На слайдах много зрительных образов, имеются тексты популярных песен и красивые стихи России. В показ включены и фото с проведенного занятия, которые показывают живой интерес детей к предложенной теме. Ее раскрыть помогут 12 слайдов.


В презентации раскрывается самая актуальная тема сегодняшнего времени. Школьники будут говорить о том, что нельзя жить разрозненно, что надо сохранять те дружеские узы, которые создавались годами. Разрушить очень легко, но в трудные минуты приходиться искать помощи у самых близких, поэтому не зря в народе говорят, что наша сила в единстве. Эти слова и стали девизом урока или классного часа, который обязательно должен пройти в начальных классах (1 - 4).

Для занятия предлагается форма путешествия. Дети отправляются в путь и останавливаются на станциях:

  1. Олимпийские игры;
  2. славянская письменность;
  3. Крым и Севастополь.

Каждая остановка еще раз доказывает, что во все времена люди были дружны, они почитали свои корни. Нельзя нам разъединяться и сегодня, так как, потеряв связи, мы потеряем свои силы.


Презентация рассказывает о сложностях национальных отношений в современном мире. Особенно трудно их строить бывает в больших государствах, на территории которых проживают сотни национальностей. Однако мы не должны чувствовать в этом неудобства, наоборот, будучи вместе, мы становимся сильнее. Именно эту тему «В единстве сила» и будет раскрывать учитель на тематическом классном часу, который рекомендуется провести с использованием электронного ресурса в 5 - 7 класса.

12 слайдов наполнят занятие теплом и добротой, посеют ростки дружбы и надежды, потому что на этом уроке (кл. часе) речь пойдет о самом святом:

  • нации;
  • национальности;
  • национализм;
  • патриотизм;
  • толерантность;
  • День народного единства.


Презентация подготовлена для проведения в школе 1 сентября 2015 года единого всекубанского классного часа на тему "В единстве наша сила". Работа включает ровно 13 слайдов, на которых портреты известных людей - уроженцев Кубанской земли. Каждый из них внес свою маленькую лепту в то, чтобы сегодня Кубань была счастливым процветающим краем.

На фото перед школьниками выдающиеся кубанские казаки: атаман Головатый, недождавшаяся с войны своих сыновей Степанова, коллекционер Коваленко, супруги Кирлиан,. Пустовойт,. Ханжиян, Захарченко, Жигуленко, Лукьяненко, Россинский, Образцов, Горбатко. Этот список мог бы быть намного длиннее и при необходимости учитель может продолжить его по своему усмотрению, добавив туда фото земляков.

Классный час для младших школьников "Давайте дружить"


Составила учитель начальных классов - Петрук Татьяна В.
Цели:
1. Дать детям начальные сведения о новом празднике России - Дне примирения и согласия; в игровой форме,
2. Используя элементы театрализованного представления рассказать историю смешения "озорных" красок.
3. Воспитать у учащихся патриотизм и любовь;
4 .Корректировать и исправлять речь детей.
Демонстрационный материал: изображение солнца и звезд, радуги.
Задачи:
1. Расширить знания учащихся о государственной символике России: гимн герб флаг;
2. Демонстрация детям значения сплоченности в жизни человека и целого народа.

Ход занятия:

Входят двое ведущих.
Ведущая: Ребята, сегодня в нашей стране отмечается новый для всей России праздник – День согласия и примирения. Этот праздник связан с историей и возник в связи с освобождением в войне 1612 года. Праздник о великих предводителях Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском, об освобождении Москвы и народном героизме, единстве и силе народа Руси, независимо от национальностей, вероисповедания и классовой принадлежности. (Показ картинок)Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России. Он связан с событиями 1612 года – подвигом наших предков, которые сплотились во имя свободы и независимости Родины
Если забыть о ничтожных обидах,
О разности взглядов на веру и жизнь,
Всем вместе сплотиться - враги будут биты!
От мощи единства земля задрожит.
Ведущий: Родина и Единство... Глубокий смысл заложен в этом празднике. Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена, вражды. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, стремясь завоевать земли и поработить наш народ. Эти времена назывались у нас смутными, а еще - кровавыми. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.
Ведущая: Не сразу Россия стала сильным государством, постепенно возрастало могущество страны. В суровых испытаниях и битвах закалялась воля, и крепло единство народа.
Ведущий: Но бывали в истории России и такие времена, когда теряли люди веру и разум, не могли более отличить добро от зла, правду от лжи: вражда и взаимные обиды застилали людям глаза. Пользовались этим враги нашей Родины. Наступало тогда для России смутное время. Об одной из таких страниц истории - и пойдёт наш сегодняшний рассказ
Ведущая: В стране был страшный голод, и на престол вставал то один, то другой царь.
Ушли в историю года,

Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!
Ведущий: В Нижнем Новгороде жил в то время Кузьма Минин. На площади сказал Минин народу: «…Наше Отечество погибает, но мы можем его спасти. Не пощадим жизни для избавления России». А князь Пожарский возглавил ополчение. И пошли ополченцы к Москве – сто тысяч воинов из двадцати пяти городов России.
Ведущая: При войске несли чудотворную Казанскую икону Божией Матери. Перед решающей битвой воины три дня молили о помощи пред ее чудотворной иконой.
Ведущий: 4 ноября 1612 года ополченцы Кузьмы Минина и князя Пожарского ринулись в бой с поляками за Москву. Никакая вражеская сила не могла остановить их. Сама Богородица благословила русских воинов на священную битву.
Ведущая: На улицах Москвы шли бои, город горел. Польский гарнизон отчаянно сопротивлялся. Но воины Минина и Пожарского сражались, чтобы победить. И победили!
Ведущий: Вся Россия благодарила Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, которые собрали людей со всех концов страны, чтобы победить Смуту. Победить врага можно было только, объединив народ России.
Ведущая : Деревни, села, города.
С поклоном русскому народу.
Сегодня празднует свободу.
И День единства навсегда!
В Москве на Красной площади в честь славной победы над поляками был построен храм Казанской иконы Божией Матери. Икона, находившаяся в рядах ополченцев, была перенесена в этот храм.
Ведущий: На Красной площади поставлен и памятник, на котором написано «Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия».
Ведущая: Мы не должны забывать уроков истории: сильна Россия только тогда, когда она едина! Именно поэтому в нашей стране есть такой важный праздник - День Народного Единства.
А сейчас мы с вами поиграем и убедимся, как это важно –быть вместе, быть единым целым.
«Сотвори солнце в себе»
Сеанс релаксации по формированию позитивного отношения к людям.
(спокойно и непринужденно):
Ребята, сядьте так, как вам удобно. Закройте глазки.
вдохните глубоко и со вздохом забудьте обиды вчерашнего дня.
выдохните из себя тепло солнечных лучей. Представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь – звездочка увеличилась.
Направляем лучик, который несет мир – звездочка опять увеличилась.
Направляем лучик с добром – звездочка стала ещё больше.
А теперь направляем к звездочке много лучиков, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, ласку, нежность. Теперь звездочка становится большой-большой как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем. Я желаю, чтобы ваше сердечко несло тепло, ласку всем людям. Откройте глаза, встаньте, вот с таким хорошим и прекрасным настроением несите в мир добро и ласку, любите и уважайте друг друга, помогайте тем, кто хоть чуть- чуть отличается от вас. Помните об этом и не забывайте!
Ведущий: - А теперь поиграем в необычную игру. А по окончании игры вы все поделитесь своими впечатлениями, чувствами.
«Сам такой»
Психологическая игра на отработку подавленной оральной агрессии, обучение способам разрешения конфликтов.
Дети встают полукругом, один из детей встает напротив и подушкой кидает по очереди в каждого ребенка, обзывая его каким-нибудь фруктом (или овощем, видом транспорта - может быть использована любая тема, кроме животных), в ответ дети кидают подушку, говоря «сам такой» или «сама такая». В конце данного упражнения проводиться рефлексия. (Воспитатель спрашивает каждого ребенка, о чувствах в момент игры, о его переживаниях и ощущениях после происходящего)
В конце делается вывод, о том, что добрые, приятные слова всегда радуют и приносят положительный заряд энергии человеку, дарить добро - значит дарить счастье и здоровье! Отрицательные, негативные пожелания и чувства наносят вред и себе и окружающим!
Ведущая: А в завершении мы нарисуем радугу.Как все цвета радуги держатся вместе и дополняют друг друга, так и мы все должны жить в мире, согласии и помогать друг другу.
Рисование и разукрашивание радуги
По окончании организовывается выставка работ
Ведущий:
Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, любовь
В своем сердце хранить!

Урок -интерактивная игра на тему: «Смутное время»,
Авторы-составители: Лешукова Л.Ю.
Владиславова И.В.

Урок -интерактивная игра на тему «Смутное время»,
приуроченная к празднованию Дня народного единства
Цели и задачи:
в игровой форме проверить, закрепить и углубить знания о Смутном времени в истории России;
воспитывать уважение к героическому прошлому нашей страны, формировать чувства ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма;
дать возможность учащимся проявить находчивость, творческую инициативность;
создать условия для повышения мотивации к изучению истории.

Оборудование: проекционное оборудование, репродукции портретов исторических деятелей периода Смуты, карточки с заданиями.
План:
1. Оргмомент. Вступительное слово учителя
2. Игра
3. Подведение итогов.

Ход урока.
1.Оргмомент. Взаимные приветствия учителя и команд. Организация внимания.

2. Практическая работа
ЗАДАНИЕ №1
Командам раздаются тестовые задания. На выполнение работы дается 5 минут. Всего за тест – 15 баллов
Вопросы 2 и 13 – 2 балла

1. Историки относят к Смутному времени... годы:
А) 1598-1605 Б)1598-1613 В)1601-1611 Г)1603-1613
2. К причинам Смутного времени относится:
А) Недовольство крестьян введением рекрутской повинности
Б) Пресечение династии Рюриковичей
В) Политика правителей направленная на дальнейшее закрепощение крестьян
Г) Реформы Избранной рады
Д) Разорение страны в период опричнины
3. Династия Рюриковичей закончилась после смерти:
А) Ивана Грозного В) Бориса Годунова
Б) Фёдора Ивановича Г) Михаила Фёдоровича
4. В 1598 г. Борис Годунов занял московский престол на основании:
А) Завещания Фёдора Иоанновича Б) Решения царицы Ирины
В) Решения Боярской думы Г) Постановления Земского собора
5. Восстание Ивана Болотникова произошло в период правления:
А) Иван IV Б) Б. Годунова
В) В. Шуйского Г) Лжедмитрия 1
6. Воцарение Романовых произошло после:
А) Созыва Земского собора Б) Отмены опричнины
Б) Смерти Б. Годунова Г) Свержения Лжедмитрия 1
7. Первым самозванцем - Лжедмитрием был:
А) Гаврила Принцип
Б) Григорий Отрепьев
В) Василий Шуйский
8. Кого в период Смуты называли «тушинским вором»?
А) Лжедмитрия II
Б) Василия Шуйского
В) Ивана Болотникова
9. Какая дата связана с образованием Второго ополчения и освобождением Москвы в годы Смуты?
А) 1613 г. В) 1611 г.
Б) 1612 г. Г) 1610 г.
10. Какой город стал центром формирования Второго народного ополчения?
А) Москва В) Кострома
Б) Нижний Новгород Г) Смоленск
11. К. Минин и Д. Пожарский:
А) являлись претендентами на российский престол;
Б) возглавили народное восстание против царя В. Шуйского;
В) являлись деятелями русской церкви, выступавшими против гражданских войн;
Г) организовали народное ополчение для изгнания интервентов из России.
12. Какое событие ознаменовало окончание Смутного времени?
А) Приглашение на престол королевича Владислава
Б) Освобождение Москвы от поляков
В) Избрание на царство Михаила Романова
Г) Избрание на царство Бориса Годунова
13. Соотнесите между собой правителей и даты их правления.
А) Федор Иванович 1) 1610-1613 гг.
Б) Борис Годунов 2) 1605-1606 гг.
В) Федор Годунов 3) 1606-1610 гг.
Г) Лжедмитрий 1 4) 1584-1598 гг.
Д) Василий Шуйский 5) 1598-1605 гг.
Е) Семибоярщина 6) 1605 г.
ОТВЕТ:

ЗАДАНИЕ №2
Состоит из 2 частей.
1 ЧАСТЬ. Каждая команда получает по 1 описанию исторической личности периода Смутного времени. Необходимо по полученным описаниям определить о ком идет речь (по 1 баллу за правильный ответ). 3 - 5 минут.

1.
При вступлении на престол ему было за 50. Молодость свою провел при Иване Грозном и решительно ничем не выказал себя. Повиновался Борису Годунову беспрекословно. Исполнил следствие по поводу убийства царевича Дмитрия и до поры, до времени верно служил Борису. При первом народном восстании против Годуновых он выходил на площадь, уверял, что царевича нет на свете и человек, назвавшийся его именем, есть Гришка Отрепьев… Знатность его рода, как старейшей отрасли св. Александра Невского, содействовала уважению к его речам, когда он говорил о том, что царь Лжедмитрий изменяет православию, что у него уговор разорить церкви и построить вместо них костелы. Вскоре народ свергнув Лжедмитрия призвал его стать царем. (Н.И.Костомаров).

2.
Монах Чудова монастыря. В Польше обрел покровителя и тайно принял католичество. Он обещал польским феодалам, что если захватит русский престол, то введет на Руси католичество и отдаст Польше часть земель. Типичный авантюрист и искатель приключений.

3.
Бог насылал на нашу землю глад,
Народ завыл, в мучениях погибая,
Я отварил им житницы, я злато
Рассыпал им, я им сыскал работы –
Они ж меня, беснуясь проклинали!
Пожарный огнь их домы истребил,
Я выстроил им новые жилища.
Они ж меня пожаром упрекали!
Вот черни суд: ищи ж её любви.
И рад бежать, да некуда… ужасно!
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.
(А.С. Пушкин)

4.
Они, собравшись, двинулись к Ярославлю. Костромичи встретили их с великой радостью, и дали им в подмогу казну свою. Ярославцы приняли их с великой честью и одарили многочисленными дарами. Однако они не приняли дары, а стали искать кого бы взять для очищения Москвы и русского государства… Чуть позже из многих городов к ним стали приезжать ратные люди, а посадские жители привозили на помощь деньги в казну.

5.
Он служил у князя А.А. Телятевского боевым холопом, затем провозгласил себя воеводой «законного» царя Дмитрия. В 1606-1607 гг. оказался во главе крупного восстания. Прежде чем возглавить восстание прожил довольно бурную жизнь: некоторое время был казаком, потом попал в плен к татарам, те его продали туркам; несколько лет провел на галерах, бежал, оказался в Венеции, затем в Польше.

2 ЧАСТЬ. На интерактивную доску для каждой команды выводится по одному изображению деятеля эпохи Смутного времени. Команды должны правильно угадать историческую личность (по 1 баллу за правильный ответ).
См. Приложение 1 (презентация)

ЗАДАНИЕ №3
Командам раздаются карточки с заданиями, в которых они должны вписать определения терминам, относящимся к периоду Смутного времени. На выполнение задания дается 7 минут.

КАРТОЧКА
Дать определение терминам:
1. Смутное время

2. Самозванец

3. Народное ополчение
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Интервенция
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Семибоярщина
________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ №4
Командам раздаются карты с заданиями, которые они должны заполнить. На выполнение задания дается 10 минут.

Нанесите на контурную карту:
1. Границы России накануне Смутного времени.
2. Покажите стрелками поход Лжедмитрия 1.
3. Покажите поход И. Болотникова на Москву и отступление повстанцев от Москвы в Калугу и Тулу.
4. Обозначьте города в которых формировалось Первое и Второе ополчение.

ЗАДАНИЕ №5
Командам раздаются кроссворды, которые они должны заполнить. На выполнение задания дается 5 минут.

По горизонтали:
4. Глава русской православной церкви
7. Царь, при котором появился первый самозванец
8. Город, где был пленен И.Болотников
По вертикали:
1. Человек, незаконно претендующий на престол
2. Имя, которое принял в монашестве боярин Ф.Романов
3. Монашеское имя последней жены Ивана Грозного
5. Царь, давший обещание не допускать расправ
6. Фамилия первого самозванца
9. Имя жены Лжедмитрия I

3
1 2
4
5
7 6

3. Подведение итогов.

КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ
ЗАДАНИЕ №1

Всего за тест – 15 баллов
Вопросы 1, 3-12 – оцениваются по 1 баллу
Вопросы 2 и 13 – 2 балла
Ключи:
1. Б
2. БВД (2 балла за 3 правильных ответа; 1 балл при 1-2 правильных ответах)
3. Б
4. Г
5. В
6. А
7. Б
8. А
9. Б
10. Б
11. Г
12. В
13. А-4; Б-5; В-6; Г-2; Д-3; Е-1 (за 6 правильных соответствий – 2 балла;
за 3 правильных соответствия – 1 балл)

ЗАДАНИЕ №2
По 1 баллу за каждый правильный ответ.
1 часть:
1. Василий Шуйский
2. Лжедмитрий 1
3. Борис Годунов
4. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский
5. Иван Болотников
2 часть:
1. М.В. Скопин-Шуйский
2. Сигизмунд III
3. Патриарх Филарет
4. Владислав II
5. М.Ф. Романов

ЗАДАНИЕ №3
Каждое правильно данное определение оценивается в 2 балла. ИТОГО – 10 баллов
В случае если в определении будет допущена ошибка или оно будет раскрыто не полностью, дается 1 балл.

Смутное время – это события рубежа 16-17 вв. в ходе которых обострились социальные, сословные, династические и международные отношения в русском государстве.
Самозванец – человек, выдающий себя за лицо, которым он не является, обычно в корыстных (мошенничество) или политических целях.
Народное ополчение – это войско, создаваемое в помощь армии на добровольных началах.
Интервенция – военное, политическое или экономическое вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другой страны, нарушающее её суверенитет.
Семибоярщина – это правительство России после свержения В. Шуйского в 1610 г. тайно впустившие в Москву поляков.

ЗАДАНИЕ №4
Каждое правильно выполненное на карте задание оценивается в 2 балла. ИТОГО – 8 баллов
В случае если будут допущены ошибки или задание будет выполнено не полностью, дается 1 балл.

ЗАДАНИЕ №5
Каждое правильно вписанное слово оценивается в 1 балл. ИТОГО – 9 баллов
ОТВЕТЫ: 1. Самозванец; 2. Филарет; 3. Марфа; 4. Патриарх; 5. Шуйский; 6. Отрепьев; 7. Годунов; 8. Тула; 9. Марина

Елена Силуянова
Интерактивное занятие ко Дню народного единства «Моя Россия - моя страна!»

Конспект мероприятия

«Моя Россия – Моя страна

Для детей старшей и подготовительной групп.

Цель : Развитие патриотических чувств, любви к Родине, толерантного отношения к народам Поволжья у старших дошкольников.

Задачи :

1) воспитывать патриотические чувства у детей в процессе общения о символике России , Самары .

2) развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками; формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками при работе в группе (социально-коммуникативное развитие) .

3) вырабатывать умение согласовывать движения в танце; обеспечить становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере (физическое развитие) .

4) развивать любовь к сценическому искусству (эстетическое развитие) .

5) развивать музыкальные способности ребенка (музыкальное развитие) .

6) воспитывать интерес к истории Родины (социально – коммуникативное развитие) .

7) прививать толерантное отношение к культурам и традициям народов Поволжья (музыкальное развитие, социально -коммуникативное) .

Интеграция образовательных областей : музыкальное развитие; социально коммуникативное развитие; физическое развитие, эстетическое развитие.

Методы и приемы :

Практические – творческие выступления;

Наглядные – показ музыкальных номеров, виртуальных экскурсий;

Словесные – ответы на вопросы, чтение стихов.

Материалы и оборудование : магнитофон, компьютер, фортепиано, интерактивная доска , детские музыкальные инструменты, проектор.

Предварительная работа : разучивание музыкального репертуара, оформление зала, подбор стихотворного текста, подготовка национальных реквизитов.

Ход мероприятия.

(Звучит песня «С чего начинается Родина» )

И сладко песнь в честь родины поётся,

И кровь кипит, и сердце гордо бьётся,

И с радостью внимаешь звуку слов :

«Я Руси сын! здесь край моих отцов!»

И. Никитин

У каждого человека есть родная земля, то место, где он родился. Это место называется Родиной.

Как называется наша родная страна ? Давайте послушаем красивые стихи о нашей Родине, о России .

Стихи детей о Родине

Что мы Родиной зовём?

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём .

(В. Степанов)

Здравствуй, Родина моя!

Утром солнышко встает,

Нас на улицу зовёт.

Выхожу из дома я :

– Здравствуй, улица моя!

Я пою и в тишине

Подпевают птицы мне.

Травы шепчут мне в пути :

– Ты скорей, дружок, расти!

Отвечаю травам я,

Отвечаю ветру я,

Отвечаю солнцу я :

– Здравствуй, Родина моя!

(В. Орлов)

-Россия – очень большая страна . Посмотрите на карту. Вся территория нашей Родины раскрашена в разные цвета. Синий цвет – это моря, озера, реки, зеленый – леса, степи, желтый – пустыни, коричневый – горы. В нашей стране есть огромное количество городов, сел и деревень, в которых проживают люди разных национальностей.

В каждой стране есть свои государственные символы : герб, гимн, флаг.

Российский Флаг символизирует нашу Родину. Он развевается над зданием правительства, флаги вывешиваются во время праздников, поднимают во время побед.

Посмотрите на флаг России . Он состоит из трёх горизонтальных полос. Назовите, пожалуйста, цвета этих полос. (Ответы детей) .

Эти цвета народ почитал издавна , и каждый цвет имеет своё символическое значение. А вы знаете значение этих цветов?

Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая

Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну , верен ей, защищает ее.

Красный цвет – это цвет силы. Наша страна сильная и могучая .

А теперь посмотрите на герб России . На тёмно-красном щите изображён золотой двуглавый орёл. Ребята, а что вы знаете об орле? Какая это птица? (Ответы детей) . А золотой он на гербе потому, что русский народ сравнивал орла с солнцем, которому он поклонялся. В центре орла изображён всадник на белом коне, который поражает копьём чёрного змея. Это означает, что добро всегда побеждает зло.

У каждой страны есть свой гимн . Что такое гимн? (ответы детей) Правильно, это главная, торжественная песня страны . Гимн поют и слушают всегда стоя, проявляя уважение к родной стране .

(Педагог предлагает детям встать и исполнить гимн страны )

Гимн России

Ребята, у каждой страны есть свой главный город-столица. Как называется столица нашей Родины? (ответы детей) . Москваявляетсясимволом нашей Родины. Здесь развивается государственный флаг России , здесь, в Кремле, работают президент и правительство страны . (Назвать президента)

А вы были в Москве?

Давайте мы с вами отправимся в виртуальную экскурсию по главным достопримечательностям Москвы. Что такое достопримечательность? (Ответы детей) . Достопримечательность - это то, что отличает один город от другого, то, что гости города запоминают больше всего.

Виртуальная экскурсия по Москве.

Самой главной достопримечательностью Москвы является - Московский Кремль. (Рассматривание иллюстраций ) . С Московского Кремля начинала строиться Москва. Кремль - это значит крепость. Рассмотрим иллюстрации древнего Кремля и Кремля в наше время. Чем они отличаются? (Ответы детей) .

Кремль располагается на Красной площади. (Рассматривание иллюстраций с изображением Красной площади.) На Красной площади проходят военные парады, а в праздники на ней устраивают выступления артистов и проводятся народные гуляния . Давайте представим, что мы участвуем в народном гулянии .

«Хороводная»

Обратите внимание на эту башню. (Рассматривание иллюстраций с изображением Спасской башни.) Называется она Спасская. На ней висят главные часы страны - куранты . Эти часы самые точные, по ним вся страна проверяет время . Вы слышали бой курантов? Предлагаю вам послушать. (Слушание) .

В Москве много замечательных храмов, музеев, памятников, но все туристы обязательно спешат увидеть два замечательных памятника - Царь-Колокол и Царь-Пушку. (Рассматривание иллюстраций )

Отправляемся дальше. Вот еще одна достопримечательность Москвы - это Останкинская башня. Вы знаете, для чего она служит? (Ответы детей) Есть такая пословица : «Говорят в Москве, а слышно по всей стране » . Отсюда транслируются передачи не только во все города России , но и в отдаленные уголки нашей необъятной Родины. Сейчас с музыкальным номером выступят артисты из российской глубинки .

Танец «Матрешки»

В Москве еще очень много замечательных достопримечательностей. Я думаю, когда вы станете постарше, вы обязательно побываете в Москве и всё увидите своими глазами. Но Россияне любят Москву не только за её достопримечательности, они любят её за то, что она - главный город нашего государства, нашей Родины. Но у каждого из нас есть малая Родина – тот уголок земли, где мы родились, где находится наш родной дом.

Малая Родина –

Островок Земли.

Под окном смородина,

Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая,

А под ней скамья,

Ласковая, малая

Родина моя!

Наша малая Родина – город, в котором мы живем. Как называется наш город? (Самара) . Давайте послушаем красивые стихи о Самаре.

Стихи о Самаре

…Есть на свете города известней,

но наш город, только ты любим!

Мы сегодня посвящаем песни

Площадям и улицам твоим.

Есть на свете города древнее,

У тебя пускай поменьше стаж,

Но гордиться лишь тобой умеем,

Просто очень любим город наш!

В нашем городе тоже очень много разных достопримечательностей. Предлагаем вам совершить виртуальную экскурсию по Самаре.

Виртуальная экскурсия по Самаре :

Много в России городов и каждый не похож один на другой. Наша Самара – очень большой город. Посмотрите на карту нашего города, сделанную из космоса. На карте видно, что наш город стоит на великой русской реке. Как она называется? Сейчас дети из группы «Кузнечики» исполнят частушки о Волге.

Частушки о Волге

Набережная

Часовня св. Алексия

Памятник князю Григорию Засекину

Сердце города – центральная площадь имени Валерьяна Владимировича Куйбышева

Самарский Драматический театр

Самарская филармония.

Танец «Моя Самара»

(Звучит песня «Родина гр. «Непоседы» .Дети встают для коллективного фото)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа с.Гвардейское Красноармейского

района Саратовской области»

Конкурсная игровая историко-познавательная программа "В единстве наша сила!"

Провела: учитель истории и

обществознания

Султанова К.А.

2016 г.

Положение о проведении конкурсной программы

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у обучающихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Направление работы школы по патриотическому воспитанию направлено на неустанную работу по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к достойным страницам прошлого.

В России существуют государственные праздники, которые призваны воспитывать патриотизм.
Одним из новых праздников, который отмечается в нашей стране 4 ноября, является День народного единства.

Любой государственный праздник - это отголосок истории страны, но обращен он всегда в будущее.Историческая память возвращает нас к событиям начала 17 века. Победа народного ополчения, формирование которого началось в Нижнем Новгороде гражданином К.Мининым и князем Д.Пожарским, стала не только ратным подвигом во имя свободы, свидетельством выхода из глубочайшего кризиса, но и заложила основы для строительства фундамента независимого государства, на котором построена вся будущая мощь России.

В связи сэтим в МБОУ ООШ с.Гвардейское будет проведена конкурсная историко-познавательная программа «В единстве наша сила!»

Цель: содействовать формированию патриотизма и чувства личной ответственности за судьбу Отечества.
Задачи:
Образовательные: формировать представление об героических страницах истории нашей страны.
Воспитательные: Воспитывать чувство патриотизма, гражданственности;
Развивающие:
Развить познавательные способности и бережное отношение к историческому наследию России.
Демонстративный материал: презентация
Методические приемы: художественно-исторический рассказ, художественно-познавательная задача; работа с историческими картинами; мозговой штурм; восстановление текста; подвижные конкурсы
Цели: приобщение обучающихся к пропаганде традиций и богатейшей культуры нашей страны, развития у обучающихся чувства национального достоинства, воспитания чувства гордости к историческому, героическому прошлому России,.
воспитание у учащихся патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданственности; развитие у школьников мировоззренческих убеждений на основе осмысления ими исторических событий, умения прослеживать связь истории и современности;

Место проведения: школа

Участники: учащиеся школы с 5 по 9 класс

Жюри:

Председатель: Султанова К.А. – учитель истории и обществознания

Члены жюри: Обухова И.А.- учитель математики и физики

Разина О.А. – учитель географии и экологии

Ход игровой программы: Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Ребята, а вы знаете, какой праздник отмечает вся Россия 4 ноября.

Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России. Он связан с событиями 1612 года – подвигом наших предков, которые сплотились во имя свободы и независимости Родины. Сегодня мы с Вами проведем конкурсную игровую программу, посвяще нную государственному празднику День народного единства.

В 17 веке, 4 столетия назад в России началось смутное время. Умер царь Иван Грозный. Старший сын неспособен был царствовать, а младший, Дмитрий, погиб, при загадочных обстоятельствах играя в ножик. Без царя как без хозяина в доме, сразу начался беспорядок. А как говорят в народе: пришла беда - отворяй ворота. Сразу же 2 года подряд были неурожайные годы, и начался голод. Многие хотели в эти трудные для всех годы занять русский престол. И даже иностранцы, поляки и шведы, обманным путем хотели посадить на престол ложных царей. Их так и звали: Лжедмитрий-I и Лжедмитрий-II. Начались в России грабежи и разбои, а порядок навести некому. Так и разорилась наша страна, и захватили ее поляки. Целый год царствовал самозванец Лжедмитрий I, но обмануть русский народ ему не удалось, его разоблачили и убили. Но порядок в стране так и не установился, потому-что не было в стране единства. Вскоре объявился еще один самозванец Лжедмитрий-II. А люди не знали, что делать и кому верить. Враги продолжали захватывать русские земли, разорять страну, унижать людей.

Но всегда, когда Родина в опасности, находятся героические люди, чтобы спасти ее.

Купец Кузьма Минин отправился в Нижний Новгород к воеводе Дмитрию Михайловичу Пожарскому . С обрали они народное ополчение. Преподобный Иринарх Затворник Борисоглебский благословил иконой Минина и Пожарского на святое дело - изгнание захватчиков или интервентов. Долгий путь до Москвы предстояло пройти народному ополчению, в течение целого года освобождали они захваченные поляками и шведами русские земли. Все помогали, чем могли, тоже вступали в ряды ополченцев.

Освободили Москву от интервентов в 1612году. Победили врага, потому, что были вместе, потому, что Родину защищали, не хотели потерять ее.

Победили благодаря заступничеству иконы Казанской Божьей Матери (Богородица).

Верили люди русские, что не оставит их в неравной битве с врагом Богородица – Заступница Руси.

В России выбрали нового царя Алексея Михайловича Романова. И наступил в стране мир и покой. А героям - освободителям Минину и Пожарскому на деньги, собранные народом был поставлен памятник.

История России учит нас: порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе.

Так бывает и в жизни: один посадит дерево, а все вместе – сад; один успеет положить только кирпич, а у тех, кто вместе взялся за дело, – уж дом готов!

Соединяет людей и народы дружба. Вместе они живут счастливо.

Мы не должны забывать уроков истории: сильна Россия только тогда, когда она едина!

Именно поэтому в нашей стране есть такой важный праздник-День народного единства. Приказом президента РФ в 2005 году установлен праздник 4 ноября.

В честь праздника – Дня народного единство мы проводим конкурсную игровую познавательную программу “В единстве наша сила!” Вас будет оценивать жюри. Те, кто наберет больше всего баллов победят и будут награждены. Каждый правильный ответ один бал. (Представление жюри).

Интеллектуальные задания будут сочетаться с подвижными.

Ведущий: Вспомним ход событий и участников Смутного времени, слушая стихотворение Ирины Крымской:
Слушаем стихотворение и сопоставляем с событиями истории
История смуты в стихах:

Трясло Россию в годы смуты:
Вся жизнь войной опалена,

Разлом, распад, казна скудна.
Страну топтали интервенты.
Поляки брали города,
И оскверняли земли шведы.
И самозванцы на престоле!
Вражду, предательство бояр
Народ терпеть не может боле:
Объединиться всем как встарь!

Народной волей Русь сильна.

За православие, страна!
На волжских берегах волненье.
Народный гнев даёт ростки.
Готовит Минин ополченье,
Пожарский поведёт полки.
Из разных городов России
Шли в Нижний Новгород сыны,
И под знамёна боевые
Вставали в ратный строй они.

Здесь лагерем, пока большим


Ходкевич войско из поляков,

На помощь гарнизону шляхты,
Засела что в самом Кремле.

За Русь святую не в цепях.
И победило ополченье
В кровопролитных тех боях.

Страны сидел, как острый нож,
Осадой взяли ополченцы.
Воспрянула Русь духом вновь.
Герои тех времён далёких –
Пожарский, Минин – на века!
О славном подвиге высоком
Звучит народная строка.

(Ирина Крымова. Русь. Смута. Минин и Пожарский

«Разминка» Командам по очереди задаются задания. Один балл за правильный ответ.

1. (Смутное)

2. Пожарскому и от (Нижний Новгород)

3. (Ярославль)

4. ( Лжедмитрия II )

Речь Посполитая

6 ( )

Ведущий: День освобождения от польских интервентов.



Ведущий: 2 тур игры “Воззвание к народу”.

Ведущий : Послушайте, что написал Чуфарин в 1897 году к этой картине:
«Обращение Кузьмы Минина к народу»

«Мир православный! – начал он –
Страдает Родина Святая,
Повсюду горе, вопли, стон,
Ручьями льется кровь людская.
Иноплеменники гурьбой
Отчизну нашу разоряют,
Владеют Русскою Землей
И нас себе порабощают.
Тиранят жен и дочерей
Враги пред нашими глазами,
И ставят в храмы лошадей,
Смеясь над верой и над нами.
Москва в плену, в стенах Кремля
Враги скопляются толпами;
Страдает Русь, ее земля
Кишит враждебными войсками.
Царя на русском троне нет,
Москвою враг повелевает,
И весь народ в годину бед
Врагу невольно присягает.
Один бесстрашный Гермоген
В священном сане патриарха
Не признает позорный плен
И иноземного монарха.
Соборам русским и церквам
Он посылает повеленья:
«Не отдавайте Русь врагам,
К Москве ведите ополченья!»
Мир православный! Иль у нас
Нет чувств и вялы мы сердцами?
Восстанем, дорог каждый час!
Восстанем, все пойдут за нами!
Освободим страну родную,
Или за Родину Святую
Все до единого умрем!»
Велик ты русский наш народ!
Когда ты Родину спасаешь –
Ты богатырь, от всех забот
Для ней себя освобождаешь!
Ты слаб, пока отвага спит,
Но если духом ты проснешься,
То бурей в битву понесешься
Тебя никто не победит!

(В. Чуфарина «Минин и Пожарский» 1897)

День народного единства, а это значит, что, чтобы победить, надо быть в команде, надо быть вместе

ИГРА . Игроки каждой команды встают плечом друг к другу. Получается, что они касаются друг друга левым и правым плечом. И им завязывают руки – левую руку одного с правой рукой другого. И они поднимают руки вверх. Первому участнику дают мяч или воздушный шарик в его свободную правую руку. И он также поднимает руку вверх. И задача каждой команды передать шар или мячик в самый конец своей команды. Но передавать верхом, а так как руки связаны, то это будет сложно, ведь надо будет действовать сообща, потому что связаны две руки разных людей. В общем, какая команда вперёд передаст инвентарь, та и победила.
Ведущий: Продолжает программу 3 тур “История в памятниках скульптуры и архитектуры”.


Ведущий: 4 тур: Из букв составить имя участника тех событий:
ГМОГНЕЕР (Гермоген)

А сейчас у вас есть возможность добавить в свою копилку еще по одному баллу. Играть будем все вместе.

ИГРА. Команде из восьми человек даются буквы, из которых надо сложить слово – ЕДИНСТВО. Но дети не знают, какое слово им надо сложить. Они видят только набор букв. И когда ведущий им говорит, что надо составить слово и встать с буквами так, чтобы его можно было прочитать, то дети должны сообразить, что это за слово и встать так, как положено. Держа буквы в руках. Ведущий: Мы подошли к 5 туру «Кто это?». По описанию угадайте о ком речь:
Русский национальный герой, организатор и один из руководителей Земского ополчения 1611-1612 в период борьбы русского народа против польской и литовской интервенций. (Кузьма Минин)
Ведущий: Молодцы. 6 тур «Сопоставь имена и род занятий»:
Лжедмитрий I самозванец

Минин Кузьма земский староста
Ляпунов воевода 1 ополчения

Василий Шуйский боярин царь

ИГРА, в каждой команде по три человека. А также надо приобрести ленточки одинаковой длины и трех цветов – красного, белого и синего. И надо «сплести» косу из трёх ленточек, и эту косу держит один человек. Задача каждой команды из трёх человек. Размотать свою косу. Они должны действовать дружно и сообща, чтобы распутать косу, ведь она, как вы знаете, плетётся замысловато. Какая команда справится быстрее со своей задачей, та и победила.

Ведущий: Заключительный тур “Исторические ошибки”.
В конце 1611 года Киевское (Московское) государство представляло зрелище полного видимого разрушения. Турки (поляки) взяли Смоленск; турецкий (польский) отряд сжег Москву и укрепился за уцелевшими стенами кремля и Китай – города; румыны (шведы) заняли Новгород и выставили одного из своих королевичей кандидатом на киевский (московский) престол; …Государство преображалось в какую-то бесформенную, мятующуюся федерацию. Но с конца 1611 года, когда изнемогли религиозные и национальные (политические) силы, начинают пробуждаться силы политические (религиозные и национальные), которые пошли на выручку гибнувшей земле.
/Подведение итогов. Комментарии жюри. Награждение./ Ведущий: Сегодня мы с вами еще раз перелистали героические страницы истории нашей родины и убедились в том, что сила России – в единстве народа…
Один в поле не воин – с детства нам говорят,
И вместе должны народы несчастьям противостоять.
Ведь радостно так живется и столь бесконечен мир,
Когда под огромным солнцем ты знаешь, что не один.
Пусть спорится доброе дело, соединяя сердца,
Пусть дружба объединяет и страны, и города,
И вместе смеются дети, и радость бежит вперед,
И к людям большой планеты успех и любовь придет
Ведущий :В единстве наша сила! Поздравляю всех с праздником! До свидание!

Литература:
Жизнеописания, факты и гипотезы, портреты и документы. В 30 кн. Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский / авт.сот. В. А. Шамшурин. М.
Садовский Б. Гимн в память подвига Нижегородского ополчения 1611-1612.
Карташова М.В. Балахна - Минин - Нижегородское ополчение.
Сорокина Л.А. Князь Д.М. Пожарский на балахнинской земле//Нижегородский музей.№7.2006.
Крымова Ирина. Русь. Смута. Минин и Пожарский.
Сборник «Русское сердце тебя не забудет»
Нижегородская старина: ист. издание. 2001. № 9.

Первый тур викторины “Герои ополчения”. Уважаемые участники, внимательно прочитайте вопросы по данной теме и предлагаемые к ним ответы. Выберите верный:
1.Выходцем из какого города был Кузьма Минин:
а/Нижний Новгород; б/Москва; в/Ярославль

2.Назовите имя и отчество князя Пожарского – предводителя второго дворянского ополчения против поляков:

а/Дмитрий Михайлович б/Михаил Федорович в/Дмитрий Иванович

3.Кем был Кузьма Минин: а/князем б/казаком б/купцом

4.С каким из праздников, почитаемых Русской Православной церковью, совпадает День народного единства:

а/Рождеством Богородицы б/Днем Казанской иконы Божьей Матери в/Покровом

Внимательно рассмотрите репродукцию картины А. Кившенко “Воззвание к нижегородцам” (1611 год) . Напишите, какое историческое событие она отображает. Время для выполнения задания – 5 минут.

3 тур “История в памятниках скульптуры и архитектуры”.
Память о героических подвигах, знаменательных событиях люди увековечивают в скульптуре и архитектуре, воздвигая различные памятники, строя часовни и храмы. Внимательно рассмотрите иллюстрации и определите, что на них изображено. Соотнесите иллюстрации со следующими названиями:;

а) Казанский собор б) памятник “Тысячелетие России”, в)памятник Минину и Пожарскому

2
1

7 тур “Исторические ошибки”. Задача участников – внимательно прослушать текст и выписать исторические ошибки. Внимание, текст!
В конце 1611 года Киевское государство представляло зрелище полного видимого разрушения. Турки взяли Смоленск; турецкий отряд сжег Москву и укрепился за уцелевшими стенами кремля и Китай – города; румыны заняли Новгород и выставили одного из своих королевичей кандидатом на киевский престол; …Государство преображалось в какую-то бесформенную, мятущуюся федерацию. Но с конца 1611 года, когда изнемогли религиозные и национальные силы, начинают пробуждаться силы политические, которые пошли на выручку гибнущей земле.

Разминка

1. Какое время на Руси наступило 400 лет назад после смерти царя Ивана Грозного? (Смутное)

2. В какой город Кузьма Минин пришел к Дмитрию Пожарскому и от куда они начали свой путь освобождения? (Нижний Новгород)

3. Назовите город, в котором на несколько месяцев остановилось ополчение Минина и Пожарского для пополнения новоприбывавшими силами перед походом на Москву. (Ярославль)

4. Кого из претендентов на Московский трон называли "тушинским вором"? ( Лжедмитрия II )

5. Как называлось государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время?

Речь Посполитая

6 . С каким событием связано окончание Смутного времени на Руси? ( С воцарением Михаила Романова. )

Первый тур викторины “Герои ополчения”. Уважаемые участники, внимательно прочитайте вопросы по данной теме и предлагаемые к ним ответы. Выберите верный:
1.Выходцем из какого города был Кузьма Минин:
а/Нижний Новгород; б/Москва; в/Ярославль (Нижний Новгород)

2.Назовите имя и отчество князя Пожарского – предводителя второго дворянского ополчения против поляков:

а/Дмитрий Михайлович б/Михаил Федорович в/Дмитрий Иванович (Дмитрий Михайлович)

3.Кем был Кузьма Минин: а/князем б/казаком б/купцом (купцом)
4.С каким из праздников, почитаемых Русской Православной церковью, совпадает День народного единства:

а/Рождеством Богородицы б/Днем Казанской иконы Божьей Матери в/Покровом (День казанской иконы Божьей Матери)

2 тур игры “Воззвание к народу”. Внимательно рассмотрите репродукцию картины А. Кившенко “Воззвание к нижегородцам” (1611 год) . Напишите, какое историческое событие она отображает. Время для выполнения задания – 5 минут.

3 тур “История в памятниках скульптуры и архитектуры”.
Память о героических подвигах, знаменательных событиях люди увековечивают в скульптуре и архитектуре, воздвигая различные памятники, строя часовни и храмы. Внимательно рассмотрите иллюстрации и определите, что на них изображено. Соотнесите иллюстрации со следующими названиями:;

а) Казанский собор; (2)б) памятник “Тысячелетие России”, в)памятник Минину и Пожарскому (1)


4 тур: Из букв составить имя участника тех событий: ГМОГНЕЕР (Гермоген)
Подсказка: второй Патриарх Московский и всея Руси (1606-1612, в заточении с 1 мая 1611), известный церковный общественный деятель эпохи Смутного времени. Канонизирован Русской Православной Церковью.

. 6 тур «Сопоставь имена и род занятий»:
Лжедмитрий I самозванец
Пожарский Дмитрий Михайлович воевода 2 ополчения

Минин Кузьма земский староста
Ляпунов воевода 1 ополчения
Гермоген митрополит Московский
Василий Шуйский боярин царь

7 тур. “Исторические ошибки”. Задача участников – внимательно прослушать текст и выписать исторические ошибки. Внимание, текст!
В конце 1611 года Киевское (Московское) государство представляло зрелище полного видимого разрушения. Турки (поляки) взяли Смоленск; турецкий (польский) отряд сжег Москву и укрепился за уцелевшими стенами кремля и Китай – города; румыны (шведы) заняли Новгород и выставили одного из своих королевичей кандидатом на киевский (московский) престол; …Государство преображалось в какую-то бесформенную, мятующуюся федерацию. Но с конца 1611 года, когда изнемогли религиозные и национальные (политические) силы, начинают пробуждаться силы политические (национальные), которые пошли на выручку гибнущей земле.

Трясло Россию в годы смуты:
Вся жизнь войной опалена,
Борьба за власть, и цены вздуты,
Разлом, распад, казна скудна.
Страну топтали интервенты.
Поляки брали города,
И оскверняли земли шведы.
Открыл Кремль древние врата –
И самозванцы на престоле!
Вражду, предательство бояр
Народ терпеть не может боле:
Объединиться всем как встарь!
Очнулась Русь от тяжкой дрёмы,
Народной волей Русь сильна.
Воззванья церкви столь весомы:
За православие, страна!
На волжских берегах волненье.
Народный гнев даёт ростки.
Готовит Минин ополченье,
Пожарский поведёт полки.
Из разных городов России
Шли в Нижний Новгород сыны,
И под знамёна боевые
Вставали в ратный строй они.
По Волге – в Ярославль; стояли
Здесь лагерем, пока большим
Сплочённым войском не предстали.
К Москве, где враг, мы победим!
Ходкевич войско из поляков,
Литовцев, венгров вёл к Москве
На помощь гарнизону шляхты,
Засела что в самом Кремле.
Пожарский дал в Москве сраженье
За Русь святую не в цепях.
И победило ополченье
В кровопролитных тех боях.
А вскоре гарнизон, что в сердце
Страны сидел, как острый нож,
Осадой взяли ополченцы.
Воспрянула Русь духом вновь.
Герои тех времён далёких –
Пожарский, Минин – на века!
О славном подвиге высоком
Звучит народная строка