Коммуникативная деятельность в доу. Коммуникативное развитие дошкольников: задачи и особенности
Развитие коммуникативной деятельности детей в дошкольном возрасте.
Коммуникативная деятельность - один из способов получения информации о внешнем мире и формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сфер.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом развития сложных коммуникативных связей детей. Именно в дошкольном возрасте закладываются основные формы поведения и общения, складывается детский коллектив , законы существования которого требуют более развитой системы коммуникативных навыков.
Любая деятельность характеризуется определённой структурой. Её элементами являются побудительно-мотивационная часть (потребности, мотивы, цели), предмет деятельности, продукт или результат деятельности и средства её осуществления (действия и операции).
Общение, как и всякая деятельность, предметно. Предметом, или объектом деятельности общения является другой человек, партнёр по совместной деятельности.
Конкретным предметом деятельности общения служат те качества и свойства партнёра, которые проявляются при взаимодействии и становятся продуктами общения. Одновременно ребёнок познаёт и себя. Представление о себе также входит в продукт общения.
Под мотивом деятельности, понимается, согласно концепции, то, ради чего предпринимается деятельность . Это означает, что мотивом деятельности общения является партнёр по общению. Следовательно, для ребёнка мотивом деятельности общения является взрослый.
Развитие мотивов общения происходит в тесной связи с основными потребностями ребёнка. Выделяются три основных категории мотивов общения:
1. Познавательные мотивы общения возникают у детей в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, одновременно с которыми у ребёнка появляются поводы для обращения к взрослому.
2. Деловые мотивы общения рождаются у детей в ходе удовлетворения потребности в активной деятельности как результат необходимости в помощи взрослых.
3. Личностные мотивы общения специфичны для той сферы взаимодействия ребёнка и взрослого, которая составляет саму деятельность общения.
Общение протекает в форме действий, составляющих единицу целостного процесса. Действие представляет собой сложное образование, в состав которого входят несколько ещё более мелких единиц, или средств общения.
Выделяют три основные категории средств общения:
Экспрессивно-мимические,
Предметно-действенные,
Речевые.
Первые выражают, вторые изображают, а третьи обозначают то содержание, которое ребёнок стремится передать взрослому и получить от него.
В возрасте от рождения до семи лет выделяют четыре формы общения со взрослыми:
Ситуативно-личностное,
Ситуативно-деловое,
Внеситуативно-познавательное,
Внеситуативно-личностное.
Ситуативно-личностное общение ребёнка со взрослым (первое полугодие жизни) имеет у младенца "комплекс оживления" - сложное поведение, включающее в виде компонентов сосредоточение, взгляд в лицо взрослого человека, улыбку, двигательное оживление. Общение младенца со взрослыми протекает самостоятельно, вне какой-либо другой деятельности и составляет ведущую деятельность ребёнка данного возраста. Операции, с помощью которых осуществляется общение в рамках первой формы этой деятельности, относится к категории экспрессивно-мимических средств общения.
Ситуативно-личностное общение имеет большое значение для общего психического развития ребёнка. Внимание и доброжелательность взрослых вызывают у детей яркие радостные переживания, а положительные эмоции повышают жизненный тонус ребёнка, активизируют все его функции. Для целей общения детям необходимо научиться воспринимать воздействия взрослых, и это стимулирует формирование у младенцев перцептивных действий в зрительном, слуховом и других анализаторах. Усвоенные в "социальной" сфере, эти преобразования начинают затем использоваться и для знакомства с предметным миром, что приводит к общему значительному прогрессу когнитивных процессоров у детей.
Ситуативно-деловая форма общения детей со взрослыми (6 месяцев - 2 года).
Главной особенностью этой формы коммуникации считается протекание общения на фоне практического взаимопонимания ребёнка и взрослого.
В это время помимо внимания и доброжелательности ребёнок раннего возраста начинает испытывать нужду ещё и в сотрудничестве взрослого. Детям требуется соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность рядом с ним. Сочетание доброжелательности и сотрудничества - соучастие взрослого и характеризует сущность новой потребности ребёнка в общении.
Ведущими становятся в раннем возрасте деловые мотивы общения, которые тесно сочетаются с мотивами познавательными и личностными. Основными средствами общения являются предметно-действенные действия, позы.
Значение ситуативно-делового общения в процессе совместной деятельности ребёнка и взрослого в том, что оно приводит к дальнейшему развитию и качественному преобразованию предметной деятельности детей (от отдельных действий к процессуальным играм), к возникновению и развитию речи. Но овладение речью позволяет детям преодолевать ограниченность ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества со взрослыми к сотрудничеству "теоретическому".
Внеситуативно-познавательная форма общениялет) .Развёртывается на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. С расширением своих возможностей дети стремятся к своеобразному "теоретическому" сотрудничеству со взрослым, сменяющему сотрудничество практическое и состоящему в совместном обсуждении событий, явлений и взаимоотношений в предметном мире.
Признаком этой формы общения может служить появление первых вопросов ребёнка о предметах и их разнообразных взаимосвязях.
Потребность ребёнка в уважении со стороны взрослого обуславливает особую чувствительность детей трёх - пяти лет к той оценке, которую дают им взрослые. Чувствительность детей к оценке проявляется ярче всего в их повышенной обидчивости, в нарушении и даже полном прекращении деятельности после замечаний или порицаний, а также в возбуждении и восторге детей после похвалы.
Важнейшим средством коммуникации становится речь.
Значение этой формы общения детей со взрослыми состоит в том, что она помогает детям неизмеримо расширить рамки мира, доступного для их понимания, позволяет им приоткрыть взаимосвязь явлений.
Внеситуативно-личностная форма общения детей со взрослымилет) - служит целям познания социального, а не предметного мира, мира людей, а не вещей. Поэтому внеситуативно-личностное общение существует самостоятельно и представляет собой коммуникативную деятельность в "чистом виде".
Внеситуативно-личностное общение формируется на основе личностных мотивов, побуждающих детей к коммуникации, на фоне разнообразной деятельности: игровой, трудовой, познавательной. Но теперь оно имеет самостоятельное значение для ребёнка и не является аспектом его сотрудничества со взрослым. Такое общение имеет для детей дошкольного возраста большое жизненное значение, так как позволяет им удовлетворить нужду в познании себя, других людей и взаимоотношений между людьми.
Ведущим мотивом на уровне этой формы общения являются личностные мотивы. Взрослый человек как особая человеческая личность - это основное, что побуждает ребёнка искать с ним контакты.
Таким образом, переход от одной формы общения к другой осуществляется по принципу взаимодействия между формой и содержанием: достигнутое в рамках предыдущей формы общения содержание психической деятельности перестаёт соответствовать старой форме, обеспечивавшей в течение некоторого времени прогресс психики, и обуславливает возникновение новой, более совершенной формы общения.
Эффективная социализация ребенка определяет его успех в жизни. Социально-личностное развитие дошкольников и все задачи, с этим связанные, были актуальны всегда, но особенно важными являются сейчас, когда количество информации зашкаливает, а обмен ею очень быстрый. Чтобы не запутаться и найти себя, каждому человеку нужна помощь в раннем дошкольном возрасте, когда формируется его личность.
Коммуникативное развитие — важный элемент социализации ребенка
Родители в большинстве своем полагаются на различные дошкольные учреждения, в них дети познают основы жизни в современном обществе. Очень важно использовать эффективные методики, которые смогут развить коммуникативные навыки каждого ребенка наилучшим образом.
Основа поведения – эмоциональные состояния
Внедрение навыков коммуникации с другими людьми происходит с помощью игры – для детей дошкольного возраста это оптимальный, наиболее подходящий способ обучения. К тому же она позволяет воспитателям увидеть особенности каждого ребенка и возможные проблемы в коммуникации.
Что такое социально-коммуникативное развитие — определение
Например, одна из самых главных вещей, которой нужно научить дошкольников – это управлять своими эмоциями, поскольку именно эмоциональные состояния определяют поведение индивида; для эффективного развития личности и мозга необходимо научить ребенка распознавать эмоции, их характер, признавать и использовать.
Тогда как положительные эмоции хорошо воспринимаются психикой дошкольников и мотивируют развиваться дальше, то отрицательные вызывают острое неприятие. Этот пласт эмоций также нужно уметь внутренне принимать, потому что блокирование будет создавать отложения агрессии, обиды и недовольства в подсознании ребенка: они могут выразиться в коммуникативных проблемах и сложностях дальнейшего взросления.
Развитию эмоциональной сферы надо уделять внимание с первых дней жизни
Управляя своими эмоциями, дети смогут преодолевать страхи и неуверенность, осознавать свое поведение, избегать деструктивного и девиантного поведения, не совершать необдуманные поступки.
Также работа по управлению эмоциями способствует социально-коммуникативному развитию дошкольников в том смысле, что они оказываются способными определять душевные состояния других людей. Начиная с восприятия базовых эмоций, с опытом дети начинают видеть все более сложные состояния; в отдельных случаях это способствует развитию эмпатии (полному чувствованию эмоционального состояния другого человека).
Направления и задачи социально-коммуникативного развития дошкольников
Существует государственный стандарт, определяющий направления развития дошкольников:
- Социально-коммуникативное развитие.
- Познавательное развитие.
- Речевое развитие.
- Художественно-эстетическое развитие.
- Физическое развитие.
Задачи социально-коммуникативного развития — расширенное определение
В комплексе они развивают социально-коммуникативные способности дошкольников, желание и возможность взаимодействовать на основе положительного восприятия своего сверстника.
Это достаточно сложная работа, которая начинается с того, что ребенок осознает себя частью большого организма общества, воспринимает себя и своего собеседника в качестве отдельных и самодостаточных единиц (субъектов) общения.
Осознав это, ребенок учится выражать свои мысли и эмоции с помощью разных средств: визуально, словесно, с помощью жестов и мимики. Дети осознают, что они общаются друг с другом на одном языке (во всех смыслах), что способствует углублению взаимопонимания.
После этого дошкольников знакомят с более сложными нормами поведения и жизни в человеческом обществе (наличие определенных ролей в отношениях, профессий и т.д.).
Общение в семье — первый этап социально-коммуникативного развития
Поскольку все это происходит в форме различных игр, дети принимают новые сведения легко и естественно. Разработана целая система игровых упражнений, которая включает в себя:
- индивидуальные занятия;
- групповую работу;
- интегрированные упражнения.
Эта деятельность позволяет развивать в детях желание и умение сотрудничать, делиться опытом, взаимодействовать в команде, легко выражать свои мысли и решать разные задачи. Игры стимулируют мыслительную, познавательную, исследовательскую, изобразительную, конструктивную и многие другие виды деятельности, нужные для развития успешной личности.
В детском саду дети учатся общению со сверстниками
Игры помогают устранять у дошкольников проблемы с коммуникацией, перерабатывать психологические блоки, помогать выражать свои мысли и эмоции в конструктивной форме, полезной всей группе.
Проблемы развития коммуникативности у современных детей
Но главная задача дошкольного коммуникативного развития – пробудить в ребенке желание общаться.
Как известно, общение является важнейшей потребностью человека, без которой он перестает быть человеком; именно в способности взаимодействовать друг с другом и заключается особенность человеческой цивилизации. Без общения невозможно контактировать социально, найти свое место и предназначение в жизни. Это основополагающая деятельность для всех остальных видов деятельности.
Игра и коммуникативное развитие — взаимосвязаны
Понятие эффективного общения состоит из 4 составляющих:
- желать взаимодействовать с окружающими людьми;
- знать нормы и правила поведения, воспринимать социальные роли в обществе;
- уметь общаться, слушать, воспринимать эмоции, сознательные и бессознательные сигналы от других людей;
- разрешать любые конфликты в общении.
Несмотря на то, что все это кажется вполне естественным, в современном мире увеличивается количество маленьких детей с проблемами в развитии коммуникативных навыков.
Логопедические игры потомают наладить речевую коммуникацию
Это ведет к тому, что поведение дошкольников становится все более неуравновешенным: они оказываются не способными взять под контроль свои эмоции, нормально общаться со сверстниками, осваивать речь и др. Все это конечно влияет на развитие интеллектуальных способностей и проводит к пугающему отставанию в нормальном развитии все большего процента детей.
Ответственные родители – залог успешного развития ребенка!
Именно поэтому имеет принципиальное значение своевременная помощь работников дошкольного образования – нужно отдавать своих детей в специальные учреждения вовремя и активно поддерживать их социализацию.
Дело в том, что этот процесс напрямую зависит от воздействия родителей, которым ребенок доверяет абсолютно. Именно влияние родителей первично в отношении социального развития своего дитя. Исследования и статистика показывают, что если мать и отец ответственны и компетентны, то и сам дошкольник намного активнее включается в общественную жизнь и взаимодействие с людьми.
Общение с ребенком в семье — основа социально-коммуникативной адаптации в обществе
Также и наоборот: низкий уровень речевого развития возникает в первую очередь из-за недостаточности коммуникации в семье, так называемом «личном опыте». Это влияет на интеллектуальное и творческое развитие дошкольников.
Таким образом становится ясно, что для социально-коммуникативного развития детей одинаковое значение имеют и работа родителей, и воспитателей в учреждениях. Более того, эти два пункта тесно взаимосвязаны друг с другом.
Успешные результаты в развитии социально-коммуникативных навыков у дошкольников закладывают основу для раскрытия творческого потенциала, нахождению своего места в мире и построения успеха в жизни.
ОРГАНИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Воспитатель ГБДОУ № 104 детский сад
Невского района г. Санкт-Петербурга
Погорская Т.Д.
В современном обществе, его духовной и материальной сфере, проблема общения актуальна. Появившись на свет, человек вступает в разнообразные взаимоотношения с окружающим миром вещей и людей. Вне общения не может сформироваться психика человека. Ребенок не становится личностью сам по себе, этим он обязан общению с людьми, с которыми он вместе живет, играет, образовывается. В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает развитие у детей коммуникативных навыков как залога их благополучного развития, легкой адаптации в социуме.
Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области "Коммуникация" направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
- развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Исходя из опыта работы, мы определили основные направления организации коммуникативной деятельности воспитанников в детском саду:
- Создание психолого - педагогических условий для речевой практики детей, развития коммуникативных навыков.
- Реализация комплексного коррекционного воздействия на речевое развитие дошкольников.
- Оптимизация работы педагогов.
- Организация целенаправленной работы с родителями, направленной на правильное речевое воспитание ребенка в семье.
- Создание предметной развивающей среды в группах, стимулирующей речевое и личностное развитие: уютные групповые помещения, тщательный подбор игрушек, дидактических пособий, наличие специальных кабинетов с модульным оборудованием.
Для успешного овладения ребенком коммуникативной деятельностью, необходимо создание специальных психолого - педагогические условий :
- Разработка индивидуального маршрута развития для каждого ребенка, который основан на результатах диагностики по данному разделу;
- Рефлексия деятельности педагога и деятельности ребенка;
- Психологическая поддержка ребенка в трудных для него моментах обучения;
- Организация воспитатель но - образовательного процесса на принципе гуманизма и сотрудничества;
- Недопустимость стандартизации методических приемов;
- Подбор дидактических материалов, являющимся оптимальными для каждого ребенка (по содержанию, количеству, темпу усвоения).
Не секрет, что однообразие и шаблонность занятий вызывает у детей апатичность и нежелание работать со звуками, слогами, словами родного языка. В результате происходит блокировка познания родного языка. Все это показывает на необходимость поиска ресурсов для разработки эффективных технологий обучения детей.
Применение разнообразных заданий и форм работы с дошкольниками в течение дня способствует активизации коммуникативной деятельности дошкольников. Это развивающие и дидактические игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, игры-соревнования, подвижные игры, творческие игры, игры-инсценировки и др.), беседа, сказкотерапия, музыкотерапия; психогимнастика, моделирование и анализ ситуаций, свободное и тематическое рисование, чтение художественных произведений и обсуждение стихов, упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера), импровизация, рассказы детей, сочинение историй, мини-конкурсы и т.п.
На прогулке организуются игры для закрепления правил поведения с взрослыми, сверстниками, поведения в общественных местах, формирование представлений о себе. Это игры: "Волшебный клубочек", "Соберем волшебные слова в лукошко", "Вручи подарок" и др. Проводятся "кукольные разговоры", т.е. разговоры о здоровье друг друга, помощи, праздниках, родственниках.
Во второй половине дня организуются игры на понимание разного эмоционального и физического состояния (радости, печали, усталости, огорчения, любви, гнева, раздражения), проявляющегося в особенностях мимики, жестов, действий, интонации голоса: "Найди жильцов домиков", "Угадай настроение", "Определи настроение людей по фотографии" и др.
Все предлагаемые игры, воссоздающие отношения между людьми не только развивают диалогическую речь, но и учат детей общению друг с другом, помогают осваивать общечеловеческие ценности.
В ходе проведения данной работы мы ждем следующих результатов:
- инициативность каждого ребенка;
- умение сформулировать идею;
- умение договариваться, не конфликтовать;
- умение устанавливать контакты с другими детьми;
- умение согласовывать свои действия с действиями других людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коммуникативная деятельность детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
В процессе коммуникативной деятельности дети познают окружающий мир, присваивают общественно-исторический опыт, накопленный предшествующими поколениями человечества.Дети с нарушением зрения не могут в...
"Круг друзей" как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста
Круг друзей - это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в определенном специально оборудованном месте, когда дети и взрослые собираются для обмена информацией, обсуждения проб...
Введение
Социальная адаптация развивающейся личности невозможна без речевого общения и взаимодействия. При отставании в развитии речи или других ее нарушениях у ребенка возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения, оказываются расстроенными взаимоотношения между индивидом и обществом.
Основной задачей дошкольного образования в современный период становится гуманистический характер воспитания и обучения детей. В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает развитие у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития. Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей .
Многочисленные публикации Б.М. Гриншпуна, Г.В. Гуровец, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, Л.Б. Халиловой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской и др. указывают на наличие у детей с общим недоразвитием речи стойких нарушений коммуникативного акта, сопровождающихся незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, тугоподвижностью когнитивных процессов. Несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам оптимизации коррекционно-логопедической работы с данной категорией детей, в настоящий момент отсутствует целостное представление о закономерностях становления у них навыков общения; недостаточно изучены условия, способствующие полноценному формированию основных операциональных компонентов их коммуникативного акта.
В отечественной психологии сущность развития ребенка предстает как овладение им действительностью, осуществляющееся в процессе его деятельности и общении при непосредственном взаимодействии с окружающими людьми. Из такого представления онтогенеза следует, что именно через предметные действия и слово ребенок познает окружающий мир, взаимодействует с ним в разных видах деятельности, в результате чего происходит постепенное становление его сознания и формирование личности. В общем виде развитие ребенка предстает, таким образом, как его социализация и воспитание, причем процессу воспитания отводится ведущая роль в развитии личности независимо от того, какими бы природными анатомо-физиологическими предпосылками ни обладал ребенок.
Освоение предметного мира и формирование предметного сознания на начальном этапе развития обеспечивается непосредственным взаимодействием ребенка и взрослого (матери и дитя). Основными средствами в этом взаимодействии, известном как «эмоционально-положительное общение» и ведущая форма деятельности ребенка первого года жизни, выступают различные движения (в том числе мимика, жесты матери и самого ребенка) и слово (речь) матери.
В раннем возрасте у ребенка вначале появляются и вырабатываются невербальные средства коммуникации в виде различных движений, жестов, мимики, взглядов и т.д., которые сопровождаются вокализацией, дословесными голосовыми реакциями (крик, гуление, лепет и др.). Лишь по мере взросления и практического усвоения языковой системы ребенок постепенно овладевает вербальной коммуникацией, которая в дальнейшем становится основным средством, обеспечивающим успешность становления его сознания и личностного развития .
Взаимоотношение невербальной и вербальной коммуникации в процессе их развития в раннем онтогенезе определяется законами гетерохронии. В дальнейшем оба средства коммуникации выступают в ситуациях межличностного речевого взаимодействия в сочетанном (совмещенном) виде, представляя тем самым структурно-семантическое единство целостного коммуникативного процесса. Благодаря такому единству вместе с информационной содержательностью высказываний одновременно обеспечивается их эмоциональная и экспрессивная выразительность.
Методологической основой исследования стали: культурно-историческая концепция развития личности (Л.С. Выготский), теория речевой деятельности и общения (И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, Т.И. Ушакова и др.), принципы анализа нарушений речи, критерии построения психолого-педагогической классификации речевых нарушений (Р.Е. Левина) а также программы психолого-педагогического изучения детей с нарушениями речи (Р.Е. Левина, С.А. Миронова, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др.) .
Цель исследования: выявить особенности коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект: Коммуникативная деятельность детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет: Особенности коммуникативной деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: коммуникативная деятельность детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи характеризуется несформированностью всех трех составляющих: мотивационно-потребностной сферы, области представлений о правилах общения, умении вести эффективное общение.
- Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме.
- Определить теоретические основы формирования навыков коммуникативной деятельности у детей с общим недоразвитием речи.
- Выявление особенностей общения со сверстниками детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Для достижения цели и задач исследования нами были использованы следующие методы:
Анализ научной и методической литературы по теме;
Педагогическое наблюдение за общением детей на занятиях и в условиях свободного общения;
Беседы с воспитателями, психологом и логопедом детского сада, с родителями, детьми, направленные на выявление особенностей общения детей;
Количественный и качественный анализ полученных данных.
Глава 1. Теоретические основы изучения коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
- Коммуникативная деятельность как средство общения
Коммуникативная деятельность - это система последовательно развертывающихся действий, каждое из которых направлено на решение частной задачи и может быть рассмотрено как некоторый "шаг" в направлении к цели общения .
Коммуникативная деятельность - это сложная многоканальная система взаимодействия людей, основными сторонами которой является:
Коммуникативная;
Интерактивная - организация общения;
Перцептивная - взаимопонимание.
Выделяют два типа коммуникативной деятельности:
а) личностно-ориентированный;
б) социально-ориентированный.
Эти два типа отличаются:
Коммуникативной;
Функциональной;
Социально-психологической;
Речевой структурой.
Наряду с внешней характеристикой коммуникативной деятельности существует ее внутренняя, психологическая характеристика. Она проявляется в репрезентативности этого процесса - социальной и индивидуально-психологической.
Социальная репрезентативность коммуникативной деятельности означает, что она может быть только по конкретному поводу в конкретной реальной ситуации. Индивидуально-личностная репрезентативность проявляется в отражении индивидуально-личностных особенностей общающихся.
Опираясь на концепцию А.Н. Леонтьева и его анализ общения как деятельности и обозначая его как "коммуникативную деятельность", рассмотрим ее основные структурные компоненты: предмет общения - это другой человек, партнер по общению как субъект; потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью - к самопознанию, к самооценке; коммуникативные мотивы - это то, ради чего предпринимается общение; действия общения - это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (две основные категории действий общения - инициативные и ответные); задачи общения - это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения; средства общения - это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения; продукт общения - образования материального и духовного характера, создающихся в итоге общения .
Процесс коммуникативной деятельности строится как "система сопряженных актов" (Б.Ф. Ломов). Каждый такой "сопряженный акт" - это взаимодействие двух субъектов, двух наделенных способностями к инициативному общению людей. В этом проявляется диалогичность коммуникативной деятельности, согласно М.М. Бахтину, а диалог может рассматриваться как способ организации "сопряженных актов" .
Общение личности как субъекта-организатора с другим человеком определяется как межличностный уровень коммуникативной деятельности, а общение с группой (коллективом) - как личностно-групповой, общение с массой - личностно-массовой. В единстве этих трех уровней и рассматривается коммуникативная деятельность личности. Это единство обеспечивается тем, что все уровни коммуникативного взаимодействия основываются на едином организационно- методологическом подходе социальной практики личности. А именно: на личностно-деятельностном. Такой подход предполагает, что в центре общения находятся две личности, два субъекта общения, взаимодействие которых реализуется через деятельность и в деятельности.
Деятельностный подход применительно к коммуникативной технологии означает, прежде всего, трактовку ее процессов как организацию и управление формированием системы социальных позиций, взглядов, оценок и т.д. Это достигается в трех основных коммуникативных формах: а) монологической, где преобладают коммуникативные действия высказывания у личности как субъекта - организатора действий слушания у других субъектов - участников общения; б) диалогической, в которой субъекты взаимодействуют и взаимно активны, взаимно инициативны; в) полилогической, организующей многостороннее общение, которое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связано со стремлением максимально эффективной ее реализации .
Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов. Каждый акт определяется:
а) субъектом - инициатором общения,
б) субъектом, которому адресована инициатива,
в) нормами, по которым организуется общение,
г) целями, которые преследуют участники общения,
д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие.
Каждый акт общения состоит из цели взаимосвязанных коммуникативных действий.
1. Вход субъекта общения в коммуникативную ситуацию.
2. Оценка субъектом общения характера коммуникативной ситуации (благоприятная, неблагоприятная и т.д.).
3. Ориентация в коммуникативной ситуации.
4. Выбор другого субъекта для возможного взаимодействия.
5. Постановка коммуникативной задачи исходя из особенностей ситуации общения.
6. Подход к субъекту взаимодействия.
7. Пристройка к субъекту-партнеру по взаимодействию.
8. Привлечение субъектом-инициатором внимания субъекта-партнера.
9. Оценка эмоционально-психологического состояния субъекта-партнера и выявление степени его готовности к вступлению во взаимодействие.
Из девяти названных действий и организуется акт общения. Заметим, что для возникновения акта общения нужна инициатива. Субъект общения, который берет эту инициативу на себя, назван нами "субъект-инициатор".
А субъект, который эту инициативу принимает, определяется как субъект-партнер.
1.2. Особенности коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием
В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
К концу дошкольного возраста при определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.
По данным В.С. Мухиной и Л.А. Венгера, у старших дошкольников, когда они пытаются что-то рассказать, появляется типичная для их возраста речевая конструкция: ребенок сначала вводит местоимение ("она", "он"), а затем, как бы чувствуя неясность своего изложения, поясняет местоимение существительным: "она (девочка) пошла", "она (корова) забодала", "он (волк) напал", "он (шар) покатился" и т.д. Это существенный этап в речевом развитии ребенка. Ситуативный способ изложения как бы прерывается пояснениями, ориентированными на собеседника. Вопросы по поводу содержания рассказа вызывают на этом этапе речевого развития желание ответить более подробно и понятно. На этой основе возникают интеллектуальные функции речи, выражающиеся во "внутреннем монологе", при котором происходит как бы разговор с самим собой.
Наташа Швецова
Направления, средства и формы развития коммуникативных навыков у средних дошкольников в ДОУ
Дошкольное учреждение и в целом система дошкольного образования призваны сыграть в развитии детей дошкольного возраста огромную роль. Система дошкольного образования представляет собой гибкую многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, которые предоставляют широкий спектр услуг (образовательных, оздоровительных, развивающих , медицинских, организационных и др.) с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, потребностей семьи и общества в целом.
Значимость дошкольного учреждения как ведущего социального института в жизни ребёнка ярко отражена в высказывании К. Н. Вентцеля : «На детский сад следует смотреть не как на подготовку к школе, а как на такое воспитательное учреждение, которое даёт детям возможность изжить детство в пределах того возраста, который охватывается детским садом, во всей полноте его жизненных запросов и свойственных ему задач и стремлений».
Овладение родным языком и родной речью является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве . Именно период дошкольного детства особенно сензитивен к усвоению речи, поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании , как общая основа воспитания и обучения детей.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из основных задач ДОУ является развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста ; создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
При создании благоприятных условий у ребёнка среднего дошкольного возраста интенсивно развиваются практические навыки , умственные способности, формируются нравственные качества, складываются черты характера. Вместе с тем обнаруживается, что недостаточное общение с людьми, ограниченность словесной активности, бедность получаемых внешних впечатлений оказывают губительное влияние на всё последующее развитие ребенка .
Развитие коммуникативных навыков – важное условие нормального психологического развития ребёнка , а также одна из основных задач его подготовки к дальнейшей жизни в обществе. Детям дошкольного возраста необходимо понимать, что сказать и в какой форме нужно выразить свою мысль, отдавать себе отчёт в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.
Основными направлениями развития начальных коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста являются :
развитие внимания , интереса к партнеру по общению;
развитие умения входить в контакт, вести диалог;
развитие навыков невербального общения;
развитие навыков взаимодействия детей в группе;
преодоление стеснения в общении.
Важнейшим средством общения людей является речь. Чтобы общение было успешным, надо научить детей не только поступать в соответствии с нормами, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действии, слов, жестов, замечать эмоциональное и физическое состояние других людей. В методике принято выделять следующие средства развития коммуникативных навыков детей : средства речевого этикета , средства театральной педагогики, средства вербального и невербального общения, различные виды искусства (изобразительное искусство, музыка, театр) и т. д.
Одним из средств развития коммуникативных навыков у средних дошкольников являются беседы . В беседе с ребёнком педагоги обращают внимание на содержание и форму сообщения , деликатно исправляют грамматические ошибки. Воспитатели предоставляют детям возможность рассказать об увиденном на прогулке, по дороге в детский сад, используя вопросы побуждения, наблюдения, активно откликаются на проявление словотворчества, игры ребёнка со словом, т. к. это позволяет развивать образную речь .
Развитие коммуникативных навыков в дошкольном учреждении осуществляется в свободном речевом общении и на специальных занятиях. Педагоги ДОУ являются активными участниками и организаторами речевого общения между детьми . Они предлагают ребёнку рассказать о своих новостях другим детям, привлекают внимание детей к вопросам и высказываниям других детей, побуждая отвечать на них и высказываться.
Каждый педагог должен стараться задавать детям образцы правильной литературной речи, стараться, чтобы речь была чёткая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная, выразительная, лаконичная. Включают в речь разнообразные образцы речевого этикета. «Говорите с детьми медленно, языком доступным, понятным, избегая трудных, непонятных выражений, но языком безукоризненно правильным и литературным, отнюдь не подделываясь под милую, но всегда неправильную манеру детской речи» .
Через воспитание интереса к языковому богатству, через развитие умения использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства речь детей становится образной, непосредственной и живой . Эта задача решается через театральную, музыкальную, познавательную и другие виды деятельности в комплексе. В этом направлении в дошкольных учреждениях , начиная со среднего дошкольного возраста , работают кружки, целью которых является активизация словесного творчества ребёнка, как важного показателя речевого развития .
В дошкольном учреждении развитие коммуникативных навыков у детей 4-5 лет должно осуществляться педагогами в разных видах деятельности :
через проведение упражнений, целью которых является развитие звуковой стороны речи и обогащения словаря детей;
через проведение игр и упражнений на развитие грамматического строя речи и связной речи.
Чтобы максимально активизировать развитие коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста , педагоги могут проводить занятия и игры – занятия, цель которых – вовлекать детей в разговор на определённую тему и позволять высказывать свои соображения по ряду вопросов, которые ставит взрослый.
В работе по развитию коммуникативных навыков детей педагогами используются следующие формы совместной деятельности :
наблюдение и элементарный труд в природе;
сценарии активизирующего общения;
игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения ;
слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок;
инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений;
игры на развитие мелкой моторики рук ;
дидактические игры и упражнения;
бытовые и игровые ситуации;
элементарное экспериментирование.
Таким образом, в современных условиях дошкольное образовательное учреждение должно использовать весь спектр направлений , средств и методов развития коммуникативных навыков ребёнка среднего дошкольного возраста , для того чтобы приобщать его к универсальным непреходящим человеческим ценностям, подготавливать к социальной жизни.
Список литературы
1. Клюева Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность : популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль : Академия развития , 1997. – 237 с.
2. Коммуникативные навыки как характеристика и условие оптимизации взаимодействия человека // Мир психологии. 2008. №1. С. 130-139
3. Коротаева Е. В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. М.: КСП, Институт психологии РАН, 1997. – 224 с.
4. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. М., 1996. № 3. С. 18-21.
5. Психология детей дошкольного возраста / под ред . А. В Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1964. – 243 с.
6. Дошколятам вернут детство // Интернет-ресурс : www.gazeta.ru/social/2013/06/14/5380213.shtml Дата обращения :12.11.2014
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Интернет-ресурс : http://минобрнауки. рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО. pdf Дата обращения :12.11.2014