Образовательная программа обучения кружок туризма. Общеобразовательная программа «Туристический кружок» — Программы кружков и секций — Региональный образовательный портал Псковской области

Ирина Савченко
Программа туристическо-краеведческого кружка «Юный турист»

Пояснительная записка

Туристический кружок занимает важное место в системе деятельности учреждения. Он способствует решению важнейших задач воспитания детей и подростков: развивает познавательность, приобщает детей к различным видам общественно – полезного труда, укрепляет здоровье подростков. Движение, чистый воздух, физические нагрузки, неформальное общение – это именно то, что нужно для укрепления и формирования здорового организма ребенка.

Детскому возрасту свойственно стремление к необычности, к приключениям и романтике. Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят. В походе дети раскрываются совсем с другой стороны, чем в центре. В этом отношении поход особенно ценен для педагога, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти подход к нему. Способствует настоящему взаимопониманию и установлению отношений среди детей.

Туристический кружок ведет свою работу, основываясь на местном краеведческом материале. Туризм и краеведение в работе туристического кружка взаимно переплетаются, дополняют друг друга.

Обязательным требованием к работе кружка является воспитание детей и подростков в духе бережного отношения к природе, стремления охранять и приумножать природные богатства.

Внимание кружковцев обращается на то, как лучше выбрать место для установки палатки, как сохранить травяной покров при разведении костра. Какие ветки можно использовать для разведения костра, а какие нельзя, какой должна быть поляна после снятия бивака и т. д. Эти правила пользования лесом, лугом и т. п. изучают дети в туристическом кружке.

В кружке проводятся занятия по личной гигиене в походе, по овладению навыками оказания первой помощи пострадавшим.

На занятиях кружка, в походах, путешествиях, экскурсиях юные туристы учится:

Составлять план путешествия и разрабатывать маршрут;

Фиксировать наблюдения;

Проводить простейшие исследования;

Вести наблюдения за погодой и составлять прогнозы;

Ориентироваться на незнакомой местности при помощи

карты, компаса и по различным особенностям местных предметов;

Делать пешие переходы с грузом, оказывать первую доврачебную помощь;

Ставить палатку, разводись костер, готовить пищу, изготовлять простейшее туристское оборудование.

Цель кружка:

Создавать активную группу в центре для яркой пропаганды здорового образа жизни.

Задачи:

Научить самостоятельно, находить решение в экстремальных ситуациях,

адаптироваться, вырабатывать навыки поведения в природе;

Расширение знаний детей о родном крае, привитие любви к окружающему

Привитие элементарных туристических навыков;

Воспитание любви к малой Родине;

Воспитание духовно-нравственной культуры;

Воспитывать бережное отношение к месту, где появился на свет;

Укрепление здоровья детей;

Требования к функциональным характеристикам программы: занятия рекомендовано проводить в комфортной, доброжелательной обстановке.

Форма обучения: очная, теоретические и практические знания.

Материальное обеспечение, технические средства: уютно-оборудованная комната для проведения занятий, магнитофон, компакт диски, иллюстрации, аудиозаписи.

Туристское снаряжение: палатки; рюкзаки; костровое оборудование; медицинская аптечка; веревка основная и вспомогательная (по 30 м)

Ожидаемый результат:

1. Дети смогут ориентироваться на местности по солнцу, компасу, карте.

2. Смогут самостоятельно принимать решения в нестандартных ситуациях.

3. Изучат историю родного края, будут знать памятные места, даты и события. Познакомятся с героями Великой Отечественной Войны.

4. Окрепнет здоровье, дети будут выносливее.

5. Коллектив детей станет сплоченнее, станут помогать друг другу.

6. Научаться основам поведения человека во взаимодействии с природой

в разное время года.

7. Научаться определять лекарственные и ядовитые растения нашего края.

8. Научаться бережно относится к природе.

9. Научится оказывать первую медицинскую помощь.

Юный турист

Беседа. Что такое туризм?

Знакомство с видами туризма. Загадывание загадок, чтение стихов. Снаряжение туриста. Правила поведения в природе.

Беседа. Природа и безопасность человека.

Стихийные бедствия. Правила поведения в лесу во время опасности. Съедобные и несъедобные грибы.

Польза леса. Причины возникновения пожаров. Правила поведения в природе во время возникновения пожаров.

Беседа. Безопасность походов. Аптечка туристов.

Безопасные походы. Поведение туристов в лесу, на воде. Содержание аптечки туриста.

Экскурсия в природу. Тропа юных туристов.

Природа Отрадненского района.

Беседа. Берегите природные богатства.

Польза леса. Охрана и защита природы. Растения и животные занесенные в красную книгу.

Экскурсия в природу. Там, где течет река Уруп.

Подготовка к походу. Правила организации и проведения туристического похода. Правила поведения в природе. Наблюдение за сезонными изменениями. Загадки, пословицы и поговорки.

Беседа. Памяти павших будем достойны.

Герои, защищавшие нашу Родину. Прослушивание песни. Рассматривание фотографий. Возложение цветов к памятнику «Родина Мать».

Поход в природу.

Снаряжение туриста. Способы ориентирования на местности. Знакомство с компасом. Правила разведение костра. Типы костров и их назначение. Костровое оборудование. Выбор и заготовка топлива. Противопожарные меры.

Экскурсия в природу. Живописная долина Урупа.

Правила поведения возле водоемов. Развертывание бивака. Установка палатки. Правила разведения костра.

Экскурсия в природу. Отрадненский район – земля чудес.

Достопримечательности х. Ильич. Прохождение маршрута. Памятники природы. Красоты родного края.

Беседа. Край мой родной.

Жители Кубани. Растения и животные нашего края. Полезные ископаемые.

Экскурсия в природу. "Тайна леса". Польза леса. Наблюдение за сезонными изменениями.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию «Юный эколог» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Еще лет двадцать назад об экологии и экологическом образовании дошкольников речь не шла. В настоящее же время оно.

МДОУ Пильнинский детский сад №3 «Буратино»р. п. Пильна, Нижегородская область Из опыта работы экологического кружка «Юный эколог» Воспитатель.

Топ-топ,топает турист! Цель: знакомство с таким видом спорта, как туризм, пробуждение интереса к занятию туризмом; воспитание навыков взаимовыручки.

Программа танцевального кружка МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Государственное казенное учреждение социального обслуживания.

Спортивный туризм - это вид спорта, основой которого является проведение соревнований на маршрутах, включающих в себя преодоление природных препятствий на дистанциях, расположенных и в естественной среде, или на искусственно созданном рельефе. Секции спортивного туризма предлагают разные по сложности и протяженности маршруты, так что каждый может выбрать для себя наиболее оптимальный.

Учреждения (школы, клубы) в разделе Спортивный туризм и ориентирование для подростков в Москве

Здесь представлены секции спортивного туризма и ориентирования, туристические клубы и школы для подростков 11 - 18 лет, юношей и девушек. Поиск подходящего места для занятий спортивным туризмом и ориентированием можно осуществлять прямо на карте или по списку представленных спортивных организаций. Вы можете выбрать подходящую спортивную секцию рядом с вашим домом и работой или рядом со школой, где обучается подросток. По каждой из спортивных секций доступны: номера телефонов, адреса, цены, фото, описание и условия для последующей записи подростка на спортивный туризм и ориентирование в Москве.

Общеобразовательная программа

«Туристический кружок»

Пояснительная записка.

Цель программы: формирование всесторонне развитой личности средствами туризма, краеведения и элементами спортивного ориентирования на местности. Создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности.

Задачи:

1. В области образования:

Расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по географии, истории, биологии, ОБЖ, физике, математике, литературе и физической подготовки;

Приобретение умений и навыков в работе с картой, компасом;

Приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи;

Обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны природы.

2. В области воспитания:

Содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;

Формирование самостоятельности и волевых качеств в любой обстановке;

Гуманное отношение к окружающему миру;

Умение вести себя в коллективе, выработка организаторских навыков в случае необходимости.

3. В области физической подготовки:

Физическое совершенствование подростков (развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями);

Выполнение в течение учебного года соответствующих спортивных разрядов по туризму и ориентированию, участие в туристических слётах, соревнованиях и походах.

С учётом возрастной периодизации для занятий зачисляются учащиеся с 8-го по 10-й классы. Можно начинать заниматься с любого возраста предложенных классов. Зачисляются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний.

Методы работы:

1. Поисково - исследовательский метод (самостоятельная работа кружковцев с выполнением различных заданий, выбор самостоятельной темы для оформления проекта, реферата, отчета о проделанной работе в походах и на экскурсиях)

2. Метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях, походах, туристических слётах и экскурсиях

3. Метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль успеваемости и качество усвоения комплексной программы, роста динамики спортивных показателей

4. Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.

Формы работы:

1.Активные: участие в туристических слетах, соревнованиях, военно-спортивных играх.

2.Полуактивные: практические занятия в помещениях и на местности.

3. Проведение конференций, викторин, спортивных эстафет по охране природы.

5. Пассивные лекции, беседы, просмотр видеофильмов.

Прогнозируемые результаты и критерии их оценки:

Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение комплексной программы, прирост спортивных достижений, участие в соревнованиях, походах, туристических слётах, экологических акциях.

Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива кружка, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, воспитание физически здоровых, нравственно мыслящих и образованных патриотов страны.

В конце обучения подросток сможет осознанно выбрать подходящую специализацию и, используя широкий комплекс полученных знаний и навыков, продолжить своё развитие в специальных образовательных учреждениях по определённому профилю.

По завершении обучения кружковцы должны

знать:

Порядок организации и правила поведения в походах и на соревнованиях;

Вопросы туризма и экологии;

Основы топографии и ориентирования;

Умение ориентироваться по местным признакам и звёздам;

Опасные и ядовитые растения края, иметь представление о самоконтроле и доврачебной медицинской помощи;

Основные разделы пройденной программы;

Порядок организации, подготовки и проведения экскурсии и похода;

Способы преодоления различных естественных препятствий;

Способы организации и проведения поисково-спасательных работ;

Основные исторические и географические сведения о родном крае;

Различные способы ориентирования на местности.

уметь:

Передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;

Преодолевать вместе естественные препятствия на пути;

Ориентироваться по компасу и карте в походе и на соревновании по спортивному ориентированию;

Организовать походный быт и оказывать элементарную медицинскую помощь;

Передвигаться по дорогам, тропам и пересечённой местности в составе группы;

Владеть приёмами самостраховки, преодолевать различные естественные или искусственные препятствия;

Уметь правильно применять туристские узлы;

Проводить поисково-спасательные работы;

Уметь ориентироваться по карте и компасу, а также местным признакам и участвовать в туристических слётах, соревнованиях по спортивному ориентированию и походах;

Оформлять отчёт и задания, выполненные в походах и на экскурсиях;

Организовать походный быт и распределять продукты на весь поход или слёт;

Оказывать доврачебную помощь и правильно транспортировать пострадавшего.

Этапы и сроки реализации:

1. Подготовительно-организационный - сентябрь.

2. Основной (теоретический и практический) - сентябрь - май.

3. Заключительный (итоговый туристический слёт, летние походы, жизнь в палаточных лагерях) - июнь, июль.

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

1. Вводное занятие.

Знакомство с программой, целями и задачами кружка. Значение туризма и спортивного ориентирования в пропаганде активного и здорового образа жизни.

2. Организация и подготовка похода.

Укладка в рюкзак личного снаряжения. Состав ремонтного набора и аптечки. Питание в походе (нормы закладки продуктов на одного человека). Распределение обязанностей по построению, движению, созданию бивака и приготовлению пищи. Возможные опасности при движении, пересечении дорог, непредсказуемые погодные условия, ядовитые насекомые, пресмыкающиеся и растения. Удобная одежда и обувь в походе. Правила разведения костра и приспособления для приготовления пищи. Экологическая культура в пути и на месте стоянки. Взаимовыручка и поддержка товарища по походу. Значение, режим и особенности организации питания туристов в сложном спортивном походе. Весовые и калорийные нормы дневного рациона. Перечень наиболее часто применяемых в туристских походах продуктов и блюд, их калорийность, стоимость, вес. Замена обедов перекусами. Составление меню и расчет потребного количества продуктов на каждый прием пищи. Использование консервов, концентратов, сухарей, сублиматов, сухофруктов, приправ. Закупка, расфасовка и затаривание продуктов питания. Правила раскладки продуктов по рюкзакам. Хранение, экономия и учет расхода продуктов в пути. Пополнение продовольствия в пути, использование ягод, грибов, свежей рыбы, различных трав и растений для приготовления пищи. Технология приготовления походных блюд. Обязанности завхоза по питанию. Обязанности дежурных по кухне. Меры безопасности и гигиенические требования при приготовлении пищи на костре.

3. Туристское снаряжение.

Групповое, личное и специальное снаряжение туристов. Главные требования к предметам снаряжения: легкость, прочность, удобство в пользовании и переноске. Перечень основных предметов личного и группового снаряжения туриста, требования к каждому предмету.

Личное снаряжение. Одежда и обувь туриста в дальнем походе, типы рюкзаков, оборудование рюкзака (подгонка лямок, войлочные подушечки на лямках, изготовление непромокаемого вкладыша). Одежда и обувь для зимних походов (меховая куртка, капюшон, маска, брюки, бахилы, рукавицы, свитер, сменная обувь, белье, носки). Типы лыж, какие лыжи и крепления пригодны для похода, установка и подгонка креплений, смоление и смазывание лыж; предметы походной постели (спальный мешок, коврик или надувной матрас, вкладыш, «подушка», чехол для спального мешка). Альпеншток, его конструкция, изготовление, правила использования. Прочие предметы личного снаряжения: блокнот, карандаши, ручка, конверты, репшнур, туалетные принадлежности, посуда, очки, часы, мешочки для упаковки снаряжения, планшет для карты, накомарник, запасные стельки, куски тесьмы, шнура и т. д. Как готовить личное снаряжение к походу.

Групповое снаряжение. Особенности снаряжения для многодневных походов по малонаселенной местности. Типы палаток, как подготовить палатку к походу (конструкция стоек, колышки, веревки, амортизаторы, тенты, полог, подстилка, проклеивание швов). Упаковка и переноска палаток. Сушка и проветривание палаток в пути. Обязанности старосты по палатке. Хозяйственное оборудование для дежурных по кухне (хознабор): таганок, крючки, цепочки, рукавицы, сухое горючее, растопка, неприкосновенный запас спичек, ножи разные, клеенка столовая, фанерка, половник, мочалки, мыло и горчица сухая, веревка, палка для развешивания, соль. Походная посуда для варки пищи, чехлы для посуды, хранение и переноска посуды. Топоры, пилы. Как заточить и развести пилу. Состав и назначение ремаптечки, обязанности реммастера до и во время похода. Особенности снаряжения для зимнего похода. Документы, инструменты, основная и вспомогательная веревки, фотоаппараты, рыболовные принадлежности, фонари. Обязанности завхоза группы по снаряжению.

4. Гигиена туриста.

Личная гигиена туриста. Обувь туриста, уход за ногами и обувью во время похода. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде туриста. Купание в походе. Предупреждение охлаждений и обморожений в зимнем походе, простудных заболеваний в летних походах. Содержание походной аптечки и первая доврачебная помощь пострадавшему. Нормы нагрузок в путешествии. Врачебный контроль. Самоконтроль в походе и на экскурсии. Признаки заболеваний и травм. Знание съедобных растений и грибов, умение использовать лекарственные растения на практике. Знание и умение отличать в гербарии, на рисунках, в походе и на экскурсии лекарственные и ядовитые растения родного края. Применение растений в быту и медицине. Знание и умение отличать съедобные грибы от ядовитых. Умение оказать помощь при повреждениях кожи, растяжения мышц, вывихе сустава. Искусственное дыхание. Первая помощь при термических и солнечных ожогах, ожогах растениями и укусов насекомых, обморожениях, головных болях, желудочных, простудных заболеваниях. Умение накладывать простейшую повязку на руку и ногу. Умение организовать транспортировку пострадавшего. Питьевой режим в походе. Способы обеззараживания воды. Индивидуальный медицинский пакет туриста.

5. Туристский бивак.

Что такое привал и бивак в походе. Основные требования к месту привала и бивака. Привалы и биваки. Требования к месту бивака: наличие питьевой воды, дров, изолированность от посторонних, безопасность при ухудшении погодных условий (подъем воды в реке, падение деревьев при ветре, туман в низинах и т. п.). Эстетические требования к месту бивака. Гигиенические требования к месту бивака.Планирование и разведка места бивака, вынужденная остановка на ночлег. Туристский бивак в холодное время года, при непогоде, при отсутствии доброкачественной воды. Организация бивачных работ. Типовая планировка территории бивака, элементы комфорта на туристском биваке. Учет ветра, солнечной экспозиции, наличия вредной растительности, насекомых, сырости грунта. Как надо обращаться с рюкзаком на биваке.
Место для установки палаток. Приемы установки палатки в различных условиях. Использование полиэтиленовых пленок, поролона. Как ликвидировать комаров в палатке. Оборудование походной постели. Правила поведения туристов в палатке. Место для вещей и обуви. Выбор места для костра. Где запрещается разводить костер. Типы костров и их назначение. Оборудование, инвентарь для костра и приготовления пищи. Конструкции для подвески посуды над пламенем. Обложной костер. Топливо для костра, способы заготовки растопки и топлива. Использование походного примуса. Складирование дров, укрытие дров от дождя, подсушивание; место для разделки дров. Как работать пилой и топором; меры безопасности для костровых. Разведение костра при ветре, дожде, тумане; «кислородное голодание» костра, способы регулирования пламени костра. Поведение туристов у костра, сушка одежды и обуви, оборудование специального костра для сушки вещей и оборудования. Физический смысл процесса сушки, правила сушки. Место для топора, рукавиц и другого инвентаря, место для ведер с горячей пищей. Раздача пищи. Прием пищи. Яма для отбросов. Организация и способы мытья посуды в походе (в полевых условиях и в помещениях). Умывание и купание. Правила безопасности при купании. Уборка мусора, гашение костра, свертывание бивака. Особенности организации ночлега в населенных пунктах. Как пользоваться русской печью, дровяной плитой. Основные правила соревнований по навыкам походного туристского быта

6. План и карта.

Виды и свойства карт. Масштаб карты (численный, именованный и линейный). Умение определять расстояние на карте. Знание условных знаков спортивной карты и умение по ним читать карту. Ориентирование с помощью карты и компаса. Знакомство с топографической картой и топографическими знаками. Масштаб, виды масштабов, масштабы топографических и географических карт. Пользование линейным и числовыми масштабами. Курвиметр. Преобразование числового масштаба в натуральный. Измерение прямолинейных и криволинейных расстояний на карте. Измерение направлений (азимутов) на карте. Транспортир. Определение термина «ориентирование». Виды ориентирования на туристских соревнованиях: открытый, маркированный, обозначенный и азимутальный маршруты, ориентирование по легенде.

7. Определение расстояний простейшими способами.

Приближённые измерения на местности. Походные эталоны: средняя длина шага, размеры подручных средств (лопаты, топорики, спичечные коробки, карандаши и авторучки). Глазомер. Видимый горизонт. Походные дальномеры (расстояние между телеграфными столбами, высота телеграфного столба, средняя высота леса и т.д.) Ориентир по аэрофотоснимкам. Определение сторон горизонта по Солнцу. Ориентирование по Луне. Две Медведицы. Положение Полярной звезды. Ориентирование по местным признакам в лесу и степи. Ориентирование без компаса и карты. Топография и ориентирование. Компас и его устройство. Работа с компасом и картой. Определение по компасу азимута. Движение по азимуту. Использование данных современных космических технологий при ориентировании на местности. Топография и ориентирование. Топографические знаки. Топографическая съёмка местности. Чтение карты. Приёмы ориентирования карты. Работа на школьной площадке с компасом и картой. Нахождение контрольных пунктов по карте и на местности на время.

Практические занятия. Определение сторон горизонта с помощью компаса, по небесным светилам, местным признакам. Определение направлений по заданным азимутам (прямые засечки) и азимутов на заданные ориентиры (обратная засечка). Ориентирование карты по компасу. Движение группы по заданным азимутам на заданные расстояния. Глазомерная оценка расстояний до предметов.

8. Краеведение.

История красногородского района. Поселок Красногородски его окрестности. Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий. Географические особенности Псковской области. Охрана природы. Краеведческая работа в походе. Краеведческие наблюдения, используя данные современных космических технологий, сбор и оформление краеведческого материала. Ведение полевого дневника. Географическое положение, рельеф и климат Красногородского района. История заселения и освоения территории. Культурное наследие в виде памятников истории, архитектуры и зодчества. Практические работы с картами атласа Псковской области. Охрана природы. Сохранение природного единства в зонах отдыха и туризма.

9. Физическая подготовка.

Туристская техника и спортивное ориентирование. Правила по комплексу туристских соревнований. Особенности технической подготовки к различным видам соревнований. Контрольно- туристский маршрут, командная и индивидуальная техника. Узлы и их назначение. Вязка узлов. Грудная обвязка и страховочная система. Приёмы обращения с верёвкой. Подъём и спуск спортивным способом. Различные виды переправ и их наведение. Страховка и самостраховка. Игры на местности.

10.Оформление документации соревнования и похода.

Знакомство участников с положением о проведении соревнования по спортивному ориентированию и туристическому слёту. Подача заявки на участие в соревнованиях. Сбор справок о состоянии здоровья участников команды. Знакомство с правилами организации и проведения похода участников и их родителей под роспись с предоставлением справок о состоянии здоровья. Составление плана похода Оформление походных документов и сметы. Подбор картографического материала.

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

Организация и комплектование группы. Инструктаж по ТБ.

Введение в образовательную программу.

История туризма и спортивного ориентирования как вида спорта.

Организация похода.

Питание в походе. Составление рациона.

Упаковка и хранение продуктов. Приготовление пищи.

Снаряжение. Личное снаряжение.

Групповое снаряжение.

Первая медицинская помощь.

Первая медицинская помощь.

Заболевания.

Ожоги и обморожения. Помощь утопающему.

Устройство бивака.

Работа с палаткой.

Работа с палаткой.

Свёртывание лагеря.

Костёр, его виды.

Разведение и поддержание костра.

Костровое хозяйство. Меры предосторожности.

Топографические карты.

Спортивные карты.

Компас. Строение и работа с ним.

Приёмы ориентирования карты по компасу.

Определение расстояний и работа с компасом.

Ориентирование. Первый способ ориентирования.

Ориентирование. Второй способ ориентирования.

Сопоставление двух способов ориентирования.

Азимут истинный и азимут магнитный.

Краеведение. История Красногородского района, его культурное наследие.

Красногородск и его окрестности.

Выполнение краеведческих заданий.

Условные знаки.

Условные знаки спортивных карт.

Изготовление условных знаков.

Сигналы бедствия.

Закрепление навыка чтения условных знаков.

Рельеф местности.

Географические особенности Псковской области.

Климат Псковской области

Изображение рельефа местности на спортивных картах.

Закрепление практического навыка чтения рельефа.

Чтение карты.

Выработка навыка беглого чтения карты. Комплексное чтение карты.

Перенос КП.

Учебные соревнования.

Учебные соревнования.

Приёмы ориентирования карты.

Приёмы ориентирования карты.

Способы определения точки стояния.

Способы определения расстояний на местности.

Движение по азимуту.

Движение по азимуту.

Отклонение при движении по азимуту. Выход по азимуту на КП.

Учебные соревнования.

Тактико-технические приёмы выбора пути движения.

Узлы.

Узлы.

Гигиена туриста.

Физическая подготовка (техника бега ориентировщика).

Развитие выносливости.

Игры на местности.

Техника и практика движения в сложном пешеходном путешествии.

Техника и практика движения в сложном пешеходном путешествии

Учебные соревнования.

Учебные соревнования.

Заключение:

Школьный туризм с элементами спортивного ориентирования позволяет учащимся достичь успехов не только в усвоении программы данного курса, но и развить свой умственный, интеллектуальный и физический потенциал. Занятия в кружке дают возможность проникнуться любовью к своей малой родине, бережно относиться к природе, пропагандировать экологическую культуру и вести активный образ жизни, познавая окружающий мир. Между туризмом и краеведением полный практический контакт и единство целей, при которых в условиях родного края туристы часто становятся краеведами, а краеведы туристами. Туризм в большой степени способствует познавательному исследовательскому краеведению, а краеведение обращается к туризму как одной из весьма популярных и педагогически ценных форм. Достигнутые успехи в соревнованиях помогут ребятам быстрее определиться с выбором будущей профессии, а совместные походы и экскурсии научат их коммуникабельности и человечности. Работа кружка подтверждает на практике, что цели и задачи выполняются учащимися с интересом, об этом говорят призовые места и грамоты, полученные на соревнованиях по туризму и спортивному ориентированию как в командном, так и личном зачётах.

1. Нормативная:

1.1.Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся РФ. - М.: ЦЦЮТур МО РФ, 1995г.

1.2.В.И.Тыкул «Спортивное ориентирование» (пособие для руководителей кружков и внешкольных учреждений). - М.: «Просвещение», 1990г.

1.3. К.В. Бардин «Азбука туризма». М., Просвещение, 1973.

2. Туризм:

2.1. Туризм в школе. - М.: Физкультура и спорт, 1983г.

2.2. Ю.С. Константинов «Туристская игротека». - М.: Владос, 2000г.

3. Топография и ориентирование. Туристская техника:

3.1.Организация и проведение слётов и соревнований по пешеходному туризму: Методические рекомендации. - М.:ЦРИБ «Турист», 1983г.

3.2. А.М.Куприн «Умей ориентироваться на местности». - М.: ДОСААФ, 1969г.

4. Подготовка и проведение похода:

4.1.Организация и проведение спортивного туристского похода. - М.: Турист, 1986г.

4.2.А.Ю.Остапец «На маршруте туристы- следопыты». М.: «Просвещение», 1987г.

5. Краеведение:

5.1.И.А.Юньев «Краеведение и туризм». М.: Знание, 1974гю

5.2.Работа кружка юных туристов в школе: Методические рекомендации.- М.: Турист, 1989г.

6. Зелёная аптека:

6.1.Ю.Шальков «Здоровье туриста». - М.: Физкультура и спорт, 1987г.

7. Медицина:

7.1. Первая медицинская помощь дома и на улице. Под ред. Профессора В.А. Попова. - Ленинград, 1991г.

Дополнительная образовательная программа «Спортивный туризм » основывается на примерной программе по учебному предмету «Спортивно-познавательный туризм» составленной на основе краевого (национано-регионального) компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования в Саратовской области. Сочетание туризма со спортивной направленностью программы позволяет применять средства и методы обучения из области физической культуры и спорта во взаимосвязи с местным историческим, экологическим, географическим аспектами. Принцип «в группе всем есть дело» проводится с первых занятий и реализуется на протяжении всего процесса обучения. Это позволяет: - разнообразить образовательный процесс, уйти от монотонности тренировочных занятий; - повысить мотивацию к занятиям, создать атмосферу творческой самореализации личности; - в комплексе предметом «Спортивно познавательный туризм», укрепить чувство гордости за свою «Малую Родину», поднять значимость занятий, укрепить интерес к путешествиям; - воспитать физическую культуру, устойчивую тягу к здоровому образу жизни и популярным в последнее время занятиям спортом на открытом воздухе; - приобрести обучающимися специфический двигательный опыт в нетрадиционных условиях организации и содержания физической активности, связанных с природно-климатическими особенностями Саратовской области; - приобрести навыки обеспечения собственной жизнедеятельности и жизнедеятельности окружающих в различных природно-климатических условиях. Программа направлена на обучение, развитие личности, и воспитание учащихся средствами туризма и спорта. Она рассчитана на возраст детей 10-17 лет и предусматривает освоение теоретического материала, закрепление его на практических занятиях и тренировках в аудитории, спортивном зале, на местности, в походах, туристском лагере. Учащиеся проходят подготовку для участия в соревнованиях по туристской технике и выполнению нормативов на разряды по туристскому многоборью, а также для участия в походах выходного дня, степенных походах (с ночевкой в полевых условиях) для выполнения нормативов на звание «Юный турист» и разряды по спортивному туризму. Программа рассчитана на три года. Занятия проводятся 1 раз в 2 недели по 8 часов или 1 раз в неделю по 4 часа. На занятиях соблюдается оптимальный двигательный режим, что способствует сохранению и укреплению здоровья. При обучении используются методики : совместно-разделенной деятельности, личностно-ориентированного подхода. Программа основывается на принципах : наставничества, преемственности, постепенности и доступности всех упражнений и нагрузок в процессе учебных тренировок и тренировочных занятий. Особенность образовательного процесса и его здоровье сохраняющая направленность ярко выражены в летний период, когда оздоровление учащихся реализуется через организацию летнего отдыха в туристских лагерях и походах. Уникальность программы заключается в сочетании обучения по смежным видам спорта: лыжные гонки, спортивное ориентирование, легкая атлетика. Цель: личностное развитие учащихся средствами спортивного туризма.

Особенности реализации программы по годам обучения

На первом году обучения учащиеся ориентируются на приобщение к ценностям туризма, физической культуры, выявление личностных качеств и наклонностей, получение начальных знаний и умений, вхождению в коллектив. Поэтому обучение проводится преимущественно в форме учебных занятий, экскурсий, походов выходного дня, участия в туристских слетах, оздоровительных лагерях. Задачи: получить знания и научиться конкретным приемам туристской техники, выработать стиль поведения и бережного отношения к природе; привить устойчивый интерес к занятиям спортивным туризмом. Критерии оценки. - делать пешие переходы с грузом; - ставить палатку, разводить костер, готовить пищу; - определять стороны горизонта, пользоваться компасом, отслеживать свой путь по карте; - передвигаться на лыжах и преодолевать естественные препятствия; - пользоваться веревкой при преодолении препятствий и организации страховки; - выполнять нормативы на юношеские разряды по спортивному туризму и туристскому многоборью; - принять участие в пешем походе 1 категории сложности или спортивно-туристском лагере. На втором году обучения, образовательный процесс строится преимущественно в форме тренировки, учащиеся ориентируются на развитие и приобретение спортивной формы, уверенное применение полученных знаний и навыков, накопление и углубление личного опыта, достижению спортивных результатов. Задачи: совершенствование приемов туристской техники, подготовка и выступление в соревнованиях, расширение познаний по предметам география, биология, экология, ОБЖ, спортивно-познавательный туризм. Критерии оценки. Учащиеся должны освоить и приобрести следующие прикладные знания, умения и навыки: - участвовать в многодневных походах по разным видам туризма (пеший, лыжный); - прокладывать свой путь с помощью компаса и карты; - передвигаться на лыжах с рюкзаком и преодолевать естественные препятствия; - пользоваться веревкой при преодолении препятствий и организации страховки в разных условиях; - принять участие в соревнованиях по туристскому многоборью на дистанциях 2-3 класса; - совершить ряд походов:
    походы выходного дня (1 однодневный и 2 двухдневных лыжных похода, 2 однодневных, 1 двухдневный пешие походы). категорийные походы (лыжный 1 категории сложности, пеший 2 категории сложности), поучаствовать в туристском лагере в качестве наставника.
На третьем году, образовательный процесс индивидуализируется, происходит специализация, учащиеся ориентируются на самоопределение и самореализацию, передачу накопленного опыта. Под достижением результатов понимаются, как спортивные достижения, так и участие в НОУ, подготовка и проведение массовых мероприятий (слетов, соревнований, лагерей, походов), работа наставником, выполнение разнообразных поручений, подготовка экспедиций. Задачи: совершенствование приемов туристской техники, подготовка и выступление в соревнованиях, содействие профессиональному самоопределению, творческой самореализации. Критерии оценки: - участие в многодневных походах (2-4 кат. сл.) по разным видам туризма (пеший, лыжный); - участие в организации и проведении экспедиций; - участие в организации и проведении оздоровительных туристских лагерей в качестве наставников, помощников инструкторов, и т. д.; - участие в организации и проведении слетов, соревнований, других массовых мероприятий в качестве организаторов и судей; - участие в организации и проведении экскурсий, походов для учащихся и педагогов других учреждений; - участие в краевых, региональных, общероссийских соревнованиях по туризму; - выполнение нормативов на спортивные разряды; - подготовка, сбор информации и участие в конференциях НОУ; - видовая, внутригрупповая, спортивная специализация.

Программа туристического кружка

Юный турист

https://pandia.ru/text/78/158/images/image002_19.gif" width="8 height=14" height="14">

Туристско-краеведческие кружки занимают большее место в системе деятельности внеклассных учреждений. Они способствуют решению важнейших задач воспитания детей и подростков: развивают познавательность, приобщают детей к различным видам общественно – полезного труда, укрепляют здоровье школьников.

Краеведческая и экскурсионно -туристическая работа стала действенным средством формирования материалистического мировоззрения школьников, воспитания любви к Родине, углубленного изучения основ

науки, приобретение навыков самостоятельной работы, она помогает в выборе будущей профессии, содействует формированию морально – психологических качеств, физической подготовке, готовности к службе в вооруженных силах России.

Туристско-краеведческие кружки являются сферой многостороннего воспитательного воздействия. Такие кружки в школьных учреждениях, как правило, создаются для уч-ся 5-11 классов.

Работа на местности

Топографические знаки (15 основных знаков)

Работа на местности

Гигиена туриста,

Аптечка,

Первая медицинская помощь

Преодоление крутых склонов, зарослей, завалов

Работа на местности

Переправа по клади и в брод

Работа на местности

Разновидности туризма:

Водный и горный

Велотуризм

Работа на местности

Верёвки и узлы (проводник, бромштоковый, академический)

Масштаб. Чтение карты

Определение расстояния по карте

Способы ориентирования (по компасу, по местности, по признакам и т. д.)

Работа на местности

Оценка расстояний и времени. Определение времени

На местности

Движение по азимуту

На местности

Наблюдения в походе. Ведение дневника.

Охрана природы.

Организация и подготовка похода:

Привалы и ночлеги,

Установка и оборудование палатки,

Наведение верёвочных переправ.

Знакомство с полосой препятствий и преодоление ее элементов

Работа на местности с полной экипировкой для похода

Итого:192 часа.


№ п/п

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

примечания

Введение

Инструктаж по т. б.

Литература

Туристскою-краеведческие возможности края:

Природа родного края его история,

Взаимосвязь с советом ветеранов войны и труда,

Взаимосвязь с краеведческим кружком ДДТ Усть-Таркского района

Походы, экскурсии

Распределение обязанностей,

Т. б. в походе,

Личное и групповое снаряжение туриста,

Установка палатки,

Виды костров,

Преодоление крутых склонов, зарослей, завалов

Занятия проводятся как на площадке так и в походе

Вязка узлов (двойной проводник, академический, схватывающиий одним концом)

Занятие на природе и в

кабинете ОБЖ

Топография и ориентирование:

Работа с компасом,

Работа с картой,

Определение азимута

Проведение экскурсий и походов

Медицинские принадлежности в походе:

Оказание первой медицинской помощи,

Аптечка,

Транспортировка пострадавших

Работа в школе и в походе

Оценка расстояния и времени:

Определение расстояния до недоступного предмета,

Определение времени

Ведение дневника,

Связь с обществом охраны природы, памятников истории и культуры

Экскурсии

Меры безопасности, самоконтроль и первая помощь в походе:

Оказание первой медицинской помощи,

Сооружение носилок из подручного материала,

Транспортировка пострадавшего,

Т. б. в походе

Занятия в школе и в походе

Наведение верёвочных переправ:

Параллельная переправа,

Маятник,

Переправа по бревну с само страховкой

Преодоление элементов полосы препятствий (ТПТ)

Итого: 192 часа


№ п/п

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

примечания

Вводное занятие

Т. б., инструктаж,

Личная гигиена туриста

Литература

Повторение ранее изученного материала:

Туристско-краеведческие возможности края,

Однодневный поход,

Разбор похода, замечания

Топознаки и ориентирование:

Работа с компасом,

Работа с картой,

Работа по местным признакам,

Ориентирование без карты и компаса

Работа в школе и в походе

Медицинские принадлежности в походе:

Первая помощь при различных видах травм,

Переноска пострадавшего

Работа на площадке и в походе, в школе

Вязка узлов:

Повторение изученных узлов,

Изучение новых узлов,

Применение узлов на практике

Работа в школе и в походе

Оценка расстояний и времени:

Масштаб, определение расстояния по карте,

Определение расстояния до недоступного предмета при помощи руки и линейки

Работа на площадке и в походе

Краеведческие наблюдения в походе:

Экскурсия в краеведческий музей,

Ведение дневника,

Связь с обществом охраны памятников истории и культуры

Организация, подготовка и проведение похода:

Распределение обязанностей в походе,

Т. б. в походе,

Личное и групповое снаряжение,

Установка и снятие палатки,

Виды костров, разжигание костров,

Преодоление крутых склонов, зарослей, завалов,

Наведение верёвочных переправ,

Однодневный поход

Переправы:

По судейским перилам,

Самонаведение,

Спортивный спуск и подъём,

Переправа вброд,

Переправа «Маятник»

Работа на местности

Ориентирование:

Азимут на предмет,

Нахождение предмета по азимуту,

Составление топографической карты местности

Работа на местности

Двухдневный поход:

Повторение изученного

Преодоление ТПТ (элементов полосы препятствий)

Итого: 192 часа

Ожидаемый результат после первого года обучения:

Необходимо, чтобы дети знали историю, обычаи и культуру родного села, чтобы они могли решить простейшие экологические проблемы. Чтобы дети приобрели навыки:

Умения ориентироваться на местности,

Преодолевать простейшие препятствия,

Умели оказать первую медицинскую помощь.

Чтобы бережно относились к природе, были дружными, могли придти на помощь друг к другу.

Ожидаемый результат после второго и третьего года обучения:

Необходимо чтобы дети овладели более углубленными знаниями об истории родного края. Чтобы могли быть экскурсоводами и могли проводить грамотные экскурсии и спортивные соревнования для младших школьников. Чтобы дети овладели туристическими навыками, стали физически развитыми, для того чтобы легче преодолевать препятствия в походе. Чтобы дети были более выносливы и физически и морально. Чтобы из детей получился сплочённый, надёжный, дружный, весёлый коллектив.