Белорусский национальный костюм: история, разновидности и особенности. Национальный костюм (Нидерланды, провинция Волендам) Нидерландский национальный костюм

Продублирую еще и сюда, чтобы не потерялось.

Я сейчас все чаще встречаю этих кукол в сети - глаз начал "цепляться" после того, как у меня случайно появилась подобная куколка (см. предыдущий пост).

Описание костюма:
Блузка из черной шерсти с квадратной вставкой на груди. Юбка из толстой хлопковой фланели полосатого рисунка (красные, синие и зеленые полосы по белому полю). Фартук из шерстяной черной толстой фланели (или флиса). Вставки на грудке и верх фартука - вискоза. Поясок и отделка грудки - черно-белая вискозная тесьма. Бусы деревянные ярко-красные (покрашены) с металлическим центральным украшением(?), чепец из белой хлопковой сетки и кружева. Деревянные башмачки (на моей отсутствовали, поэтому это только замена для защиты ног куклы).

Кукла в таком же костюме есть в книжке Марка Ф.Морана (Mark F. Moran) "Dolls, Antique to Modern." на с. 138. Там кукла с бисквитной головой и композитным телом. Описана как 11-дюймовая 390 АМ со спящими глазками и открытым ртом, "в традиционном немецком костюме и деревянных туфлях, все оригинальное"

Еще нашлись фотографии антик- и винтажных кукол в аналогичных костюмах:

После нехитрых поисков по сети обнаружилось, что это национальный костюм Нидерланды, провинция Волендам (Volendam, к северу от Амстердама). Там до сих пор популярны эти костюмы и их довольно часто одевают по особым случаям. Можно увидеть женщин в таких костюмах прямо на улице.

Рядом есть другая провинция (в трех километрах), которая называется Маркен (Marken), которая отличается по национальному костюму и менталитету. Кроме Маркен и Волендам (в которых костюмы хоть немного схожи), есть еще две провинции, где костюмы совсем другие: Западная Фрисландия (West Friesland), и Гои (Gooi).
Прелестная деталь - полосатая юбка считается нижней для провинции Маркен, и верхней - для Волендам. Жители Маркен ехидно посмеиваются над соседями, так как считают, что Волендамцы "ходят в нижнем белье". :)
К аутентичности национальной одежды Волендамцы относятся легко, совершенно запросто заменяя изношенный и потому неприятный элемент одежды новым, когда захочется. Они не придают значения старой одежде, как это делается в провинции Маркен. Волендамцы, в свою очередь, подшучивают над Маркенцами, что они "ходят в старье". :)

Костюм провинции Маркен. Свадебная процессия провинции Маркен. Фото 1916 года.

Костюм мужчины и женщины провинции Волендам. Молодая женщина в национальном костюме.

Этот костюм считался воскресной одеждой и также использовался на праздниках, в том числе и как свадебный.
Чепец был кружевным. Еще иногда поверх него одевали так называемую за её форму "лодку шляпу" (“boat hat”). Она делалась из тонкой соломы и её носили, как правило, крестьяне. В обычном виде края шляпы были обшиты белым, если же женщина была в трауре - край обшивался черным.

Наиболее известная часть традиционного костюма - деревянные башмаки или "Klompen". Традиционные деревянные башмаки носили на заводах, шахтах и фабриках из-за их стойкости к проколам и воздействию кислот. Башмаки в основном носили в сельской местности, так как они "теплее и суше, чем (резиновые?) сапоги". В прошлом по форме и дизайну башмаков можно было сказать, откуда их хозяин. Сейчас это очень ходовой сувенирный товар на фестивалях.

Еще картинки по теме:


Куклы какого угодно периода и происхождения могут быть одеты в такую одежду.
Волендам Синди 1975года. Неопознанная мной винтажная кукла.

На момент начала игры на дворе стоит 1566 год. Антверпен всё ещё является одним из самых крупных портовых городов Нидерландов, здесь процветают искусство, корабельное дело, промышленность. По всей стране уже прошла реформация , и большинство населения исповедует кальвинизм. Кальвинизм оказал огромное влияние на экономическое и политическое развитие всей Европы того времени. И, как отражение внутреннего мира и характера людей, костюм просто не мог не претерпеть свою собственную реформацию.

В одежде горожан того времени прослеживается некоторое влияние Испании и Франции. Отгремела бургундская мода с её V-обрзными вырезами и высокими энненами. Недавние разноцветные средневековые одежды уступают место сдержанным в цветовом решении строгим платьям и камзолам, более отвечающим пуританскому кальвинистскому духу.

1. Одежда простолюдинов: крестьян, ремесленников и прочего пролетариата.
Совершенно ничего не меняется по сравнению с 15 веком (а также 14 и 13:)).
Те же бре, Т-образные рубахи и платья со шнуровками, что и всегда. Обратите внимание, что рукава зачастую нашивные, контрастного цвета. На голове носят эннены, шляпы-береты и соломенные широкополые шляпы. Передники у женщин длинные,
в пол. Мужчины и женщины носят жилетки. У женщин жилетки бывают на шнуровке.

Питер Брейгель Старший, "Крестьянский танец", 1568 год:

Питер Брейгель Старший, "Кокаиновая страна", 1567 год:

Саймон Бенинг, "Август". Тут голландские крестьяне изображены в очень характерных для голландцев соломенных шляпах. Носят такие шляпы и мужчины, и женщины, причём женщины одевают их на маленький чепец.

Питер Брейгель Старший, "Крестьянская свадьба":

2. Одежда простых небогатых горожан навроде продавцов, служанок, кухарок и проч. Женщины носят платья с цветными рукавами поверх нижней рубахи, жилеты, корсеты/корсажи, широкополые шляпы наравне с чепцами, большой популярностью пользуются платки на плечи. Воротники нижней рубахи как у мужчин, так и у женщин могут быть украшены воланами наподобие жабо (это самый характерный пример испанского влияния в одежде). Мужчины носят куртки-камзолы с короткими и длинными рукавами, со множеством пуговец.

Питер Артсен, "Торговка фруктами", 1567 год.

Иоахим Бекелар, "На рынке", 1564 год.

Питер Артсен, "Кухарка", 1559 год.

3. Горожане среднего достатка и состоятельные. Одевались очень скромно в отличие от французской моды того времени, модным было подчёркивать свою аскетичность, практичность, но в то же время и состоятельность. Кальвинистский настрой обязывал отказаться от воздушности, вычурности и многоцветности, но в то же время богатство говорило о богоизбранности человека и надлежало его демонстрировать.
Женщины: закрытая шея, высокие воротнички, корсеты, чёрные и просто тёмные платья, одно-два больших дорогих ювелирных украшения, забранные и спрятанные волосы под энненом или чепцом. Аккуратность, чистоплотность и томный взгляд.

Квентин Массейс, "Женский портрет", 1520 год:

Катерина ван Хемессен, "Портрет дамы", 1551 год:

Катерина ван Хемессен, "Портрет дамы с собачкой", 1551 год:

Мужчины: Очень популярны камзолы и широкие сверху штаны а-ля испанские. Камзолы могут быть с длинным, пристяжным и коротким рукавом. Непременно с воротником-стоечкой и множеством пуговиц. Жабо на рубахах. На головах - широченные береты из сукна или бархата, зачастую ничем не украшенные, но разноцветные и красивые. Носят пелиссоны самого разнообразного вида, чаще всего с V-образным вырезом, украшенные и утеплённые мехом.

Ян Госсарт, "Автопортрет" 1515-1520 гг.:

Ян Госсарт,"Портрет банкира", 1530 год:

Кристоф Амбергер, "Портрет мужчины с бородой", 1537 год.

Катерина ван Хемессен, "Мужской портрет", 1552 год:

Ян Госсарт, "Мужской портрет", ок.1530 год:

Вот так вполне мог выглядеть человек умственного труда на верфи:):

Квентин Мейссис, "Портрет молодого человека", ок. 1520:

Лукас ван Лейден, "Игра в карты", 1 пол. 16 в.:

Нидерландские национальные костюмы и традиции / Голландия Своей историей и расположением Нидерланды неразрывно связаны с соседней Бельгией. Так же, как и белги, фризы (предки голландцев) подвергались захвату римлян, франков, испанцев. Против гнета последних голландцы 80 лет вели освободительную войну, завершившуюся обретением в 1581 г. долгожданной независимости. Еще одной победой голландцев можно считать полностью преображенный ландшафт их родной земли. Почти половина территории страны лежит ниже уровня моря и находится под постоянной угрозой затопления, недаром эти края носят такое название. Благодаря трудолюбию народа, который возвел дамбы и отвоевал у моря территории (польдеры), построил знаменитые ветряные мельницы и превратил свою страну озер и каналов в красивейший цветник (Страну тюльпанов), а также особому таланту в кораблестроении Нидерланды к началу XVII в. завоевали славу промышленного и культурного центра Европы. Женский костюм / Рабочая одежда голландок была темных (серых, коричневых) тонов и сильно отличалась от их праздничных нарядов. Особенно хорошо это видно по костюмам зажиточных горожанок (бюргерш) северной провинции Фрисландии, ходивших в церковь по воскресеньям в шелковых платьях с черными или белыми фартуками, шалях и головных уборах из знаменитых фламандских кружев. С XVII в. сохранились народные традиции в одежде в рыбацких деревнях на островах Маркси и Волеидам. Костюмы обитательниц Маркена отличались от более скромных костюмов жительниц остальных областей Нидерландов. Юбки и фартуки голландки шили из однотонных и полосатых тканей. Характерной чертой голландских фартуков была широкая кайма из ткани другого цвета, которую пришивали не к подолу, а к поясу. Кайма с бело-розовым клетчатым узором украшала черные фартуки в Стапхорсте (на острове Маркен). В деревне Маркси ее делали из ткани с ярким цветочным узором. Женщины северного острова Волендам на синие и зеленые юбки нашивали красную или полосатую кайму. Корсаж. Поверх полотняной рубашки с длинными рукавами и полосатой кофты - с короткими женщины Маркена надевали своеобразный очень узкий корсаж - тугую обертку. Он представлял собой глухую съемную "кокетку" из темно-коричневого сукна, плотно зашнурованную на боках. Этот нарядный, расшитый цветами корсаж в будние дни прикрывали чехлом из простого ситца (тоже цветного). В провинции Зеландия нижних рубашек не носили. На темную кофту с короткими рукавами надевали черный корсаж с глубоким вырезом (почти до талии), который прикрывали украшенной яркой вышивкой манишкой или шелковой нитью. В других областях Нидерландов женский костюм был проще: темная юбка, узкая, плотно облегающая кофта и перекрещенный на груди платок или шелковая шаль. Голландки очень любили шали из шелка, кружева и клетчатых тканей. Головные уборы голландок издавна необычайно украшали женский костюм, порой они сохраняли черты средневековых парусообразных чепцов. Старинная традиция, обязывающая полностью скрывать от глаз посторонних волосы не только женщин, но и девушек, привела к появлению чепцов очень сложных форм и конструкций. Кружевные чепцы женщин Маркена, напоминающие митры, состояли из 12 деталей и имели темную подкладку, которая служила контрастным фоном белым кружевам. Замысловатой формы кружевные колпачки с «крылышками» изящно обрамляли щеки жительниц Волеидама, в профиль полностью скрывая их лица. На севере страны, в провинции Зеландия, под чепцом носили старинное головное украшение - обруч в виде металлической пластинки, доходящей до середины лба. В провинции Северная Голландия обруч имел форму подковки, идущей с затылка до ушей. А в местечке Стапхорст предпочитали носить плотно облегающие голову чепцы-шапочки из узорчатой ткани. Украшения / Из всех камней голландки предпочитали приносящий, по их мнению, удачу коралл. Их любимым украшением было ожерелье из нескольких ниток коралловых бус, соединенных спереди золотой застежкой. Мужской костюм / Форма широких рыбацких штанов нокербокеров осталась почти неизменной с XVII в. На острове Маркен они были чуть ниже колеи, и носили их с черными гетрами. Почти во всех областях голландцы по праздникам надевали двубортную куртку без воротника, с двумя рядами серебряных пуговиц. Часто ее заправляли в штаны. Головные уборы. Рыбаки издавна предпочитали носить фетровые и меховые шапки, украшая их лентами, количество которых указывало на семейное положение. Детский костюм / Стоит упомянуть о старинной традиции голландцев одевать своих детей в возрасте до шести лет в платье с пышной юбкой, общего для мальчиков и девочек покроя. Лишь мелкие детали этой одежды позволяли различить пол ребенка. Обувь / Издавна голландские крестьяне носили деревянные башмаки кломпы - самую удобную обувь для передвижения по песчаному побережью. Мужчины и женщины носили их в будни и по праздникам. По традиции женихи дарили невестам кломпы, сделанные своими руками. Эти забавные, как будто сказочные башмачки стали одним из сувениров современной Голландии. Местные умельцы довели ремесло их изготовления до совершенства: кломпы красят, украшают резными узорами и надписями.

Время прочтения:

Зачем грекам в бою нужны были помпоны на ботинках, что позаимствовали англичане у французов в битве при Ватерлоо и как головной убор стал признаком касты. Рассказываем истории происхождения ярких деталей национальных образов.

Боливия: котелок как признак касты

Широкая многослойная юбка, вязаная накидка и шляпа в стиле Чарли Чаплина - именно так одеваются боливийские чолиты. Никаких «тортов» с монисто и перьями, весящих больше конской сбруи, на голове. Боливийки скромны.

Чолитами традиционно звали женщин «низшей касты», индианок из племен кечуа и аймара, проживающих на территории Боливии и Перу. Они могли рассчитывать только на низкооплачиваемую работу, не имели права посещать рестораны и пользоваться такси. Ситуация переменилась, когда в 2006 году пост президента страны занял Эво Моралес - первый со времен испанской колонизации представитель коренного индейского населения, аймар. Теперь чолиты посещают любые приглянувшиеся им места и передвигаются на удобном транспорте, осваивают модельные подиумы, становятся журналистами и телеведущими. Но котелкам, полюбившимся им еще в 1920-х годах остаются верны.

Они могли рассчитывать только на низкооплачиваемую работу, не имели права посещать рестораны и пользоваться такси

По устоявшейся легенде, шляпы были тогда привезены из Италии для рабочих, но то ли оказались мужчинам малы, то ли просто не подошли. Предприимчивый торговец немедленно развернул рекламную кампанию: котелки, оказывается, обладали волшебным свойством - повышали рождаемость. Партия влет была раскуплена боливийками.

Великобритания: шапки как способ деморализации противника

Высокие лохматые шапки из медвежьего века и сейчас украшают головы королевской гвардии Великобритании, правда, только во время парадов и несения почетного караула. Первенство ношения этих головных уборов принадлежит французским гренадерам. Аксессуар считался одним из средств деморализации противника - шапка благодаря своим внушительным размерам увеличивала рост и так немаленьких вояк. Имело это и практическое значение: часто пули, которые посылались в голову, попадали в пустое пространство шапки.

Британцы вынесли этот своеобразный трофей из победоносной для них битвы при Ватерлоо - с наполеоновской армией в 1815 году.

Шапки королевской гвардии по-английски называются bearskin и действительно шьются из шкур североамериканского черного медведя. У офицеров они из более эффектного меха самца, у рядовых - самки гризли. Несмотря на то, что головные уборы часто передаются «по наследству» и служат чуть ли не сто лет, ежегодно требуется 50 - 100 новых шапок. Прислушиваясь к возмущению зоозащитников, министерство обороны пытается найти для гвардейской формы искусственную альтернативу, но пока что, как утверждают представители ведомства, синтетический мех не выдерживает конкуренции - мокнет, выцветает, встает дыбом и быстро теряет форму. Поэтому бравые гвардейцы Ее Величества продолжают в любое время года париться в своих роскошных головных уборах - 45,7 см в высоту и 3 кг веса.

Греция: ботинки с помпонами как средство для хранения

Эвзоны - «хорошо подпоясанные» - возникли как элитное подразделение греческой пехоты в начале XIX века. Сейчас так называют представителей президентской гвардии, несущих почетный караул у Могилы неизвестного солдата. Отбор в элитные войска ведется строгий. Кроме представительной внешности (рост не менее 187 см!) требуется недюжинная выносливость.

Для того, чтобы одеться в специальную форму, рядовым отводится 45 минут. Задача эта не из легких. Нужно надеть: белые шерстяные чулки, белую рубашку, шерстяную плиссированную юбку с 400 складками - фустанеллу, черные подвязки для гетр с кистями - кальцодеты, жилет, красную шапочку с кистью - фареон, ботинки с большими черными помпонами - царухи.

Помпоны тоже не просто украшение. Когда-то в них скрывали остро наточенные ножи.

Один ботинок весит около 3 кг и подбит 60 стальными гвоздями. Благодаря последнему обстоятельству каждый шаг эвзона сопровождает отличимый, придающий особенную торжественность происходящему звук. Помпоны тоже не просто украшение. Когда-то в них скрывали остро наточенные ножи. К наряду прилагается самозарядная винтовка.

Каждое воскресное утро в Афинах проходит парадная смена караула. В церемонии принимает участие весь состав роты эвзонов - около 150 человек. Под звуки национального гимна, часто на 40-градусной жаре, в шерстяной одежде, громко цокая ботинками с помпонами, президентская гвардия совершает торжественный путь из казарм на главную площадь города. Незабываемое зрелище.

Папуа - Новая Гвинея: футляр для пениса как способ выражения эмоций

Национальный костюм папуасов потряс мировую общественность весной 2017 года, когда представитель Папуа - Новой Гвинеи явился в нем на заседание Генеральной Ассамблеи ООН. Основу наряда составляла котека (фаллокрипт) - своеобразный футляр для пениса.

Обычно этот аксессуар делается из высушенного плода лагенарии, похожей на нашу тыкву, к которой во время роста привязывают тяжесть, чтоб вытянулась, и перевязывают шнуром для придания различных форм. Гаджет имеет две петли: одна надевается на пенис, другая охватывает торс. С их помощью котекой можно «управлять» - приподнимать или опускать.

Фаллокрипты могут иметь разные формы и размеры - соответственно заслугам. Мальчикам положены футляры длиной не более 20 см, не отличающиеся прихотливостью форм, зато старейшины имеют право носить котеки до 60 см.

Устройство многофункционально. Во-первых, оно является защитным. Во-вторых, показывает социальный статус. В-третьих, с их помощью выражают эмоции. Так, им машут перед врагом, вызывая на бой и демонстрируя свою свирепость. Фаллокрипты также заменяют удостоверение личности: по их форме можно определить, к какому племени принадлежит владелец. Например, племя яли предпочитает длинные и тонкие котеки, а у представителей тиома это целых два плода, пространство между которыми используют в качестве своеобразного кошелька - носят всякий мелочи. Котеки, украшенные перьями, бисером и ракушками, надевают во время торжественных церемоний и продают туристам в качестве сувениров.

Франция: фартуки как основа саперной формы


Каждый год 14 июля Франция празднует День взятия Бастилии. Военный парад, по традиции, открывают пионеры Иностранного легиона. Они все, как один, бородаты, на плече - топор. Дополняет нарядную белую форму кожаный рабочий фартук - непременная принадлежность сапера французской армии с 1747 года. Они и тогда были первопроходцами, шли впереди, с теми же топорами - чтоб ломать ворота вражеских крепостей. Исполняли обязанность нынешних инженерных войск: строили фортификационные сооружения, копали рвы, обезвреживали снаряды, обеспечивали переправы.

Фартук из толстой буйволиной кожи служил защитой от деревянной щепы и пороха, а в его карманах было удобно носить необходимые инструменты. Борода же считалась особой привилегией саперов, жизнь которых, как правило, была короткой. По традиции, ветеранам, прослужившим в Иностранном легионе 25 лет, вручались именные топор и фартук.

Нидерландский костюм находился в основном под влиянием французской моды, хотя чувствовались также веяния из Германии и Испании.
Еще в 16 веке нидерландский костюм сформировался на основе бургундских фасонов с использованием испанских и французских образцов и некоторых местных особенностей.
Позже, когда Нидерланды оказались под властью Филиппа II, в стране начинает распространяться испанская мода. Высшее сословие принимало ее неохотно. Во время деспотического правления Альбы цвета светлых нидерландских одежд потускнели, одежда стала однотонной и темной. Они утратили народный характер и постепенно превратились в испано-французские. Но высшее сословие эту моду отвергло, и в 17 веке нидерландский костюм вернул свою самобытность.

Мужской костюм

Мужской нидерландский костюм 17 века настойчиво избавлялся от испанских форм. Из него изгоняется все то, что неудобно и мешает движениям - прежде всего, подушкообразные панталоны и подбитые прокладками рукава.
Военные отказались от несовместимой с их ремеслом тесной, сковывающей движения одежды. Пышные панталоны еще какое-то время носили, но затем их перестали набивать, и они стали свободно падать до колен. В воинском костюме появились также короткие шаровары.
После 1620 г. штаны еще больше расширяются и нависают над коленями. Все подбивки в одежде исчезают.
Из нидерландского мужского костюма устраняются также ленты и кружева, характерные для французской моды. Костюм стал простым и удобным.
Перенятые у французов короткая курточка и юбка, модные во времена детства Людовика XIV, удлиняются. Куртка стала более легкой и удобной - длиной до талии и ниже, разделенная внизу на восемь частей; нижняя часть пришнуровывалась к куртке. Рукава также стали длиннее и шире, иногда разрезные, на пуговицах. Юбка-ренграв иногда стягивалась шнуром и заправлялась в высокие сапоги.
Верхний кафтан - прямой, свободный, длиной ниже колен. Чтобы длинные полы не цеплялись за широкие штаны, сзади на кафтане делался разрез, каждая пола внизу заворачивались кверху и концы ее соединялись вместе. Позже этот фасон заимствовали французы.
Нидерландцы любили собранные в складки кружевные отложные воротники, закрывающие грудь, плечи и спину, или отделанные кружевом отложные воротники с вырезом впереди, под которыми была видна рубашка.
Жесткий круглый стоячий испанский воротник «мельничный жернов», он же «трубчатый воротник», появившийся в Нидерландах во 2-й половине 16 века, вышел из моды только около 1630 г. Позже его носили только пожилые люди.
В 50-е-60-е гг. 17 века вместе с модой на длинные парики появился белый воротник «рабат»: сзади короткий, а спереди - с прямоугольными концами.

Женский костюм

Женский костюм 17 века, как и мужской, испытывал влияние французской моды.
Голландские женщины приспосабливали французские фасоны для себя, устраняя всякие крайности, непристойные по их мнению. Закрытый лиф дополнялся косынкой. Шея и грудь также прикрывались воротниками и пелеринами из тонкой ткани, отделанными кружевом.
До середины 17 века в моде были высокие кружевные воротники.
Закрытая роба с небольшим шлейфом скромно отделывалась бантами и кружевами. Внешний вид голландского женского костюма был очень элегантен, что сказывалось и в характере шнуровки, в покрое рукавов, в прическе.
Юбка уже не поддерживалась каркасом и толстыми подкладками на бедрах, а падала свободными складками.
Пышные рукава украшались разрезом от локтя до запястья, сквозь который была видна цветная подкладка, и перехватывались лентами, образовывая пышные буфы.
Женские платья шились из сукна, шелка, бархата и полотна, которое считалось довольно ценным.
Нарядные бархатные и шелковые дамские платья имели шлейфы, богато отделывались кружевами, вышитой каймой, украшались золотом, кораллами, драгоценными камнями. Кружева были особенно модными, и ими украшали воротники и манжеты.
Дамский костюм нередко дополнялся бархатной муфтой.

на женщине: юбка с райфроком и воротник "мельничный жернов"

на мужчине: вамс с воротником "голимья"

на мужчине: дворянский костюм

на женщине: атласное платье для приемов

на женщине: выходное платье

на мужчине: костюм военного

Обувь

Мужчины носили башмаки на каблуках, иногда с длинными узкими язычками, а также сапоги.
В 17 веке вместо длинных сапог с высокими голенищами появились более мягкие, чаще всего доходящие только до середины икр. Их отвороты нередко украшались дорогими кружевами. Для верховой езды надевали сапоги с высокими каблуками.

Прически и головные уборы

Знатные нидерландцы в 17 веке носили длинные волосы и парики, а также острые бородки.
Мужским головным убором была шляпа с низкой тульей и неширокими полями, а затем и широкополая шляпа с перьями.
Женская прическа из собранных в тугой узел волос сменилась длинными, свободно уложенными волосами. Их разделяли на прямой пробор, по обеим сторонам лица спускали короткие локоны, а сзади заплетали косы и укладывали их в узел, перевитый ниткой жемчуга. Многие дамы обрамляли лоб короткими локонами. К такой прическе очень шла мягкая широкополая шляпа с развевающимися страусовыми перьями.
Носили женщины чепцы, или накидывали на голову покрывало, а сверху надевали плоскую круглую шапочку с торчащей из нее кистью.

Источник - "История в костюмах. От фараона до денди". Автор - Анна Блейз, художник - Дарья Чалтыкьян