План конспект родительского собрания в детском саду. Конспект родительского собрания "причины детского непослушания"

Ольга Мишкина
Конспект родительского собрания «Будем рады знакомству!»

Цели :

Расширение контакта между педагогами и родителями ;

Повышение педагогической культуры родителей ;

Моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год;

Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству.

Задачи :

- познакомить родителей с сотрудниками д/с , режимом работы группы,

-познакомить родителей друг с другом ,

С задачами и особенностями образовательной работы,

Задачами дошкольного учреждения на новый учебный год;

Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе;

Форма проведения : встреча.

Участники : воспитатели, воспитатель- психолог, родители .

План проведения

1. Вступительная часть.

2. Поздравление родителей с началом учебного года.

3. Знакомство с воспитателями

4. Особенности образовательного процесса в группе.

5. Ознакомление родителей с целями и задачами МАДОУ на новый учебный год.

Ход мероприятия

I. Подготовительный этап

1. Изготовление стенгазеты «Наши дети» с рисунками детей.

2. Подготовка для родителей памяток о ПДД

3. Разработка проекта решения родительского собрания .

4. Бумага для записей, ручки

II. Организационный этап

Родители заходят , рассаживаются произвольно. Звучит музыка, помогающая снять усталость, настраивающая на совместную работу. Столы расположены полукругом. На учебной доске - стенгазета.

III. Вступительная часть

Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители ! Мы очень рады видеть вас в нашей уютной группе! Сегодня у нас праздник. Попробуйте догадаться какой. Наши дети впервые пришли в детский сад и это первое наше родительское собрание в этой группе детского сада! Далее проводится игра.

Игра «Давайте знакомится с удовольствием »

Цель : установить между родителями контакт , сформировать у них положительный настрой.

Родители сидят в кругу . Начиная с воспитателей, каждому участнику необходимо представиться, передавая «улыбку» из бумаги и сказать рядом сидящему соседу комплимент или какое-либо пожелание. Замкнуть круг пожеланий – комплиментов на воспитателях, обозначив единение педагогов и родителей .

Воспитатель. Для того, что бы нам лучше узнать друг друга и наших детей, давайте познакомимся . Каждый из нас сейчас назовет свое имя и придумает прилагательное, на первую букву своего имени, которое его характеризует. (Например : Ольга- ответственная т. д) также каждый из участников должен похвастаться каким - либо качеством или умением своего ребенка. (Например : мой Андрей хорошо отбивает мяч и т. д.) и ответит на вопрос :

«Что каждый из нас ожидает от сегодняшней встречи?» (Ответы, например : понимания, сотрудничества, информация и т. д.)

Воспитатель : Вот мы узнали друг друга и детей немного ближе.

II. Ознакомление родителей с задачами ДОУ на новый учебный год.

III. Особенности образовательного процесса в группе.

1. Сообщение воспитателя

Воспитатель рассказывает родителям о режиме дня , образовательных программах, по которым осуществляется педагогический процесс, задачах воспитания и обучения, видах детской деятельности.

2. Обратная связь с родителями

Родители задают интересующие их вопросы, высказывают предложения по улучшению качества образовательного процесса.

Образовательная область «физическое развитие» задачами :

Формировать предпосылки здорового образа жизни;

Укреплять здоровье детей;

Организовывать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий физический и психологический комфорт ребенка;

Закреплять потребность в чистоте и аккуратности, совершенствовать культурно - гигиенические навыки, продолжать формировать навыки культурного поведения.

Растить детей активными, ловкими, жизнерадостными.

Образовательная область «развитие речи» задачи :

Обогащать словарь детей.

Осваивать и использовать в речи слова, обозначающие процессы, материалы.

Упражнять в правильном произношении звуков (воспитывать звуковую культуру речи) .

Формировать грамматический строй речи.

Развивать связную речь.

Развивать коммуникативные умения.

Образовательная область «познавательно- исследовательская» задачи :

знакомство с новым числом ;

Рассказ о проявлении числа в жизни природы и окружающем мире;

Сравнивать две группы предметов, раскладывая их в возрастающем порядке : по длине и высоте;

Различать и называть треугольник, круг, квадрат, шар, цилиндр. Знать их характерные отличия;

Определять части суток;

Определять направления движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз) ;

Сравнивать 3-5 предметов разной величины, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, ширине, высоте;

Различать левую и правую руки.

Поддерживать и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.

Образовательная область «Развитие речи» задачи :

Продолжать работу по воспитанию звуковой культуры речи. Уточнять и закреплять произношение звуков русского языка. Определять на слух наличие того или иного звука в слове, различать близкие по звучанию слова. Использовать интонационные средства выразительности.

Обогащать речь детей во всех ситуациях речевого общения. Помогать детям усваивать лексику

Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имеющие место в собственном опыте ребенка;

Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный, этические качества (хитрый, добрый, эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов

Научить подробно, с детализацией и повторами, рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений ;

Научить рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.

Образовательная область «Художественно эстетическое развитие» задачи :

Занятие по музыке :

Приобщать детей к искусству.

Учить слушать музыкальные произведения.

Воспитывать художественно – эстетический вкус.

Занятия по лепке строятся по следующему плану :

Создание игровой ситуации;

Лепка изделия;

Рассматривание полученной работы

Занятия по рисованию строятся по следующему плану :

Создание интереса и эмоционального настроя;

Рассматривание и ощупывание изображаемого предмета;

Предположения детей по выполнению работы;

Рассматривание полученной работы.

IV. Воспитатель : А сейчас, уважаемые родители , мы попросим Вас собрать нам портфель .

Игра (Понадобится заранее вырезанный портфель из ватмана и маркеры двух цветов).

Воспитатель : Я прошу Вас сложить в этот портфель те качества, которые как вы считаете, необходимы каждому нам в общении с детьми. Что бы Вы хотели изменить, добавить, пожелать каждому из педагогов. (Родители пишут качества , например : юмор, внимание и т. д.

V. Заключительная часть

Игра «Волшебный сундучок»

Воспитатель : Предлагаю каждому из Вас написать на бумаге пожелание, какие качества Вы хотите воспитать в своём ребёнке? Чего, по вашему мнению, не хватает вашему ребенку? Наша шкатулка волшебная! Всё, что запланируете, мы постараемся учесть в работе. Итоги подведём в конце учебного года.

Всего доброго. Спасибо за сотрудничество!

(Ранний возраст)

Форма родительского собрания - беседа, обсуждение.

Цель:

1. Составить по возможности полную картину индивидуальных особенностей каждого ребенка.

2. Знакомство родителей между собой и с педагогами дошкольного учреждения.

3. Создание эмоционально-положительного настроя на совместную работу, снятие барьеров в общении и переход к открытым, доверительным отношениям.

Мотивация:

Объявление-приглашение.

«Воспитание-такая работа, которая непременно

должна доставлять удовольствие».

А.С.Макаренко

Уважаемые родители!

Мы хотим, чтобы время, которое ваш ребенок проводит в нашем дошкольном учреждении, было для него радостным и счастливым!

Приглашаем вас …/.../... на встречу с воспитателями и друг с другом, где побеседуем о каждом малыше и особенностях раннего возраста.

В программе:

1. Вступительное слово заведующего.

2. Экскурсия по группе с сопроводительной речью педагога.

3. Узнаете много интересного об уникальности ваших детей.

4. Получите ответы на все свои вопросы.

Давайте знакомиться! Очень рады будем видеть вас!

Подготовительный этап:

1. Анкетирование в виде письма о своем ребенке, используя вопросы-подсказки для выявления особенностей каждого ребенка.

2. Анкетирование в виде пожеланий, для получения представлений родителей о планах в смысле сотрудничества с педагогами группы, детского сада.

3. Подготовка объявления-приглашения.

5. Распечатка памяток для родителей на тему: «Понимаем ли мы друг друга?»

6. Разработка плана проведения родительских собраний.

7. Разработка проекта решения родительского собрания.

4. Домашнее задание для родителей: изготовление листочков для дерева с фотографией родителей и ребенка для уголка в группе «я и семья».

Средства и способы: анкетирование, беседы, словесные игры, игрушка-медведь, памятки, корзина, бумага, ручки.

Структура собрания:

1. Вступительное слово заведующего. Она рассказывает:

О дошкольном учреждении,

Новациях в работе,

Представляет педагогов,

Благодарит родителей за активную помощь в подготовке группы к началу учебного года,

Знакомит с программой встречи.

2. Воспитатель приглашает родителей ознакомиться с группой.

Группа условно разделена на три зоны: зона познавательного развития, спокойных игр, двигательной активности. Объясняет значение каждой зоны. Демонстрирует родителям уголок «Я и моя семья», предлагает разместить листочки с фотографиями ребенка с родителями на дереве.

3. Воспитатель предлагает родителям игру: «Идем в гости».

Родители встают в круг. Каждый участник игры (мама или папа ребенка) поочередно, получая игрушку-мишку, встает в центр круга, называет свое имя (остальные родители прохлопывают его), называет имя своего ребенка и три определения качеств, характеризующих своего малыша. Так продолжается знакомство, пока все родители не примут участие в игре.

Воспитатель благодарит родителей за приятное знакомство, за «приглашение в гости».

4. Сообщение воспитателя на тему: «Особенности раннего возраста».

Цель:

  • познакомить родителей с особенностями раннего возраста, адаптационного периода.
  • с задачами образовательной работы,
  • с индивидуальными особенностями воспитанников,
  • научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе.

5. Обсуждение индивидуальности детей в стиле «Вопрос - ответ». Ответы на вопросы родителей, с целью выявления характера взаимодействия родителей с ребёнком.

6. Презентация плана работы с родителями группы.

  • родительские собрания,
  • консультации,
  • проведение дней открытых дверей, с целью ознакомления с деятельностью воспитателя и жизнью детей,
  • семинары-практикумы, с целью овладения родителями методами и приёмами развития ребёнка,
  • ·заседания «круглого стола»,
  • совместные праздники,
  • опросы и анкетирования.

7. Воспитатель предлагает родителям игру: «Пожелание».

Воспитатель предлагает написать на бумаге в 2-3 словах свое пожелание воспитателю на предмет выяснения их запросов и ожиданий от сотрудников ДОУ, совместной работы с ними. Предлагает ориентировочные вопросы-подсказки, с которыми родители были ознакомлены заранее. Предлагает озвучить некоторые и положить в корзину.

8. Воспитатель приглашает родителей снова встать в круг, чтобы раздать памятки на тему: «Понимаем ли мы друг друга?» и наградить друг друга за участие аплодисментами.

Проводится игра: «Аплодисменты». Воспитатель говорит: «Сегодня знаменательное событие первое родительское собрание в вашей жизни. Станет ли этот год для вашего ребёнка, а значит и для вас счастливыми, интересными, запоминающимися – это, во многом, зависит от вас, от вашего участия в жизни группы и детского сада, от вашего взаимодействия не только с воспитателями, но и с другими родителями группы. Во время первой нашей встречи хочется, чтобы состоялось знакомство, которое позже, надеюсь, перерастёт в тёплые дружеские отношения».

9. Воспитатель подводит итог родительского собрания: «Мы будем вместе закладывать фундамент доброжелательных отношений в детском и в родительском коллективах, а также в отношениях между родителями и педагогами дошкольного учреждения. Нужно сделать так, чтобы ребенку в детском саду было весело, хорошо, интересно, чтобы он с радостью шел в детский сад, дружил с ребятами и довольный возвращался домой, потому что дома его ждут любящие взрослые».

Вопросы-подсказки для анкетирования в виде письма о своем ребенке.

  1. Каков ваш ребенок? (уверенный, нерешительный, озорной, послушный).
  2. Общительный он или нет? Как это проявляется?
  3. Какое у него любимое занятие?
  4. Каково обычное состояние ребенка и его настроение?
  5. Часто ли плачет ваш ребенок?
  6. Как засыпает? Как спит?
  7. Быстро ли он устает? Если да, как вы думаете, почему?
  8. Как он реагирует на неудачи?
  9. Как он реагирует на замечания, наказания?
  10. Как у ребенка проявляется самостоятельность (любит все делать самостоятельно, даже если не умеет, не очень стремится к самостоятельности, предпочитает, чтобы все делали другие)?
  11. Каковы отношения со сверстниками (умеет ли играть рядом, делится ли игрушками)?
  12. О чем бы вы еще хотели рассказать?

Вопросы-подсказки для игры «Пожелание»

  1. Каким бы вы хотели видеть к себе отношение педагогов как к родителю?
  2. Чему воспитатель может научиться у родителей?
  3. А чему бы вам хотелось бы научиться у воспитателей?
  4. В какой форме вы могли и хотели бы участвовать в работе учреждения?
  5. Что понравилось вам, как родителю, участвующему в работе детского сада?
  6. Что необходимо для эффективной работы?
  7. Что думаете о качестве работы ДОУ на сегодняшний день?

Татьяна Тетерина
Родительское собрание (форма проведения - посиделки) «Я - семья - род - народ»

Цель : привлечь внимание родителей к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Задачи : осмыслить основные нравственные ценности; расширить представления и обогатить педагогические умения родителей по вопросам нравственного воспитания дошкольников; вовлечь родителей в обмен мнениями об успехах и трудностях нравственного воспитания ребёнка; способствовать получению опыта содержательного и конструктивного мышления, увлечь родителей разнообразными способами работы во время коллективных встреч.

План проведения :

Вступительное слово воспитателя.

«Посиделки »

Итоги года.

Принятие решения.

Предварительная работа.

Проведение опроса детей и родителей на тему «Нравственные ценности» .

Оформление текстовых и наглядных материалов к собранию .

Изготовление плаката (народная мудрость )

Разработка проекта решения.

Оборудование.

Столы, ИКТ, чистые листы бумаги, ручки, подносы с материалами для ручного труда, программа собрания .

Ход мероприятия.

1. Вступительное слово воспитателя.

Уважаемые родители ! Я рада приветствовать вас в нашей группе. Тема нашего родительского собрания необычна – «Я – семья – род – народ

Обратите внимание на программу нашего родительского собрания .

2. Ведущий. Дети дошкольного возраста любят фантазировать. Вместе с педагогом они часто отправляются в воображаемые путешествия. Вот и мы сегодня отправимся в путешествие. Оно будет особенное. Мы отправимся в далёкое прошлое наших предков. Представьте себе мир, в котором они жили. Не было городов, высоких домов, машин, электричества. Избы были просторными и большими, вечерами за столом собиралась вся семья . (фоном звучит народная музыка )

Так и нас всех сегодня можно назвать одной большой семьёй . Детский сад для ребят становится вторым домом. Воспитатели в течении дня стараются заменить детям родителей . И на пять лет все мы сродняемся и живём общими заботами и радостями.

Сегодня мы распределимся на три группы :

«Дети» ;

«Родители »

«Бабушки и дедушки»

Итак, вся семья в сборе ! Как говорится, сядем рядком, да поговорим ладком!

Народная мудрость гласит : «Три несчастья есть у человека : смерть, старость и плохие дети. Старость неотвратима. Смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды».

Воспитывая ребёнка, все члены семьи надеются вырастить из него достойного человека. Каждый хочет гордиться своим ребёнком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни. Но прежде чем начать наш разговор, давайте выясним, что такое нравственность, мораль, доброта.

Задание первое. Разминка.

Мудрые мысли.

На столах заранее приготовлены карточки с пословицами, поговорками и т. д. Под музыку карточки передаются по кругу, таким образом, все читают высказывания.

История фамилии.

Участники собрания выборочно рассказывают о своей фамилии. (домашнее задание)

Ведущий. Стремительно летит время, изменяется наша жизнь. Многие слова исчезают из нашего пользования. Как Пушкин описывал любимую героиню : «А как речь-то говорит, словно реченька журчит…» чем больше будет звучать в вашем доме тёплых, ласковых, добрых слов, тем крепче и благополучнее будет ваша семья .

Задание 2.

Попробуем вспомнить самые заветные, самые душевные слова и выражения.

Группа «Дети» - о маме и папе;

Группа «Родители » - о старшем поколении.

Группа «Бабушки и дедушки» - о внуках.

(время на подготовку 1 минута, записывают, а представитель от группы читает)

Ведущий. Сколько добра и света в названных вами словах! Почаще согревайте свой семейный очаг их теплом! Но всегда ли при детях вы говорите эти слова? Детский словарный запас надо постоянно пополнять. Не от детских глаз и ушей своё восхищение, благодарность, заботу к любому члену семьи . Пусть подобные слова будут самыми важными у ваших детей.

А теперь проанализируем ответы вас и ваших детей на тему «Нравственные ценности»

Задание 3

Результаты опроса детей и родителей . (заранее приготовить)

Ведущий. А сейчас мы поговорим о правилах общения в семье .

Установлено, что нравственность подростка, зависит от того, как его воспитывали в годы детства, что заложили в его душу от рождения до 10 лет. Для успешного воспитания ребёнка важны не только любовь, но и общий микроклимат семьи . Родители для ребёнка – камертон : как он прозвучит, так он и откликнется. Если мы плохо относимся к своим родителям , так и чего ждать от наших детей.

Древняя притча рассказывает : «Сын схватил старенького отца и потащил его на съедение крокодилам. Сын сына побежал за ним. «Зачем?» - спросил отец. «Чтобы узнать дорогу, по которой придётся тащить тебя…» в наши дни мы больше всего страдаем от недостатка внутренней культуры, и нагляднее всего её уровень виден на детях.

Глядя на наших с вами детей, можно ясно представить, какие у него родители , как и о чём они разговаривают, какой микроклимат в семье . Не зря слово «культурный» означает «воспитанный» .

Я предлагаю вам небольшую памятку «Правила общения в семье »

Может, вы ничего нового из неё не узнаете, но память освежите.

Давайте её зачитаем. Подробнее хочу остановиться на последнем пункте : совместная деятельность – источник общения. Совместный труд сближает, сплачивает семью . Даже мелкие поручения в семье помогут ребёнку понять свою значимость. В старину детей с трёхлетнего возраста вводили в ремесло. Мальчика отец сажал на коня, начиналось для будущего мужчины обучение воинскому делу, охоте, ремеслу. Девочку с этого же возраста начинали учить рукоделию, ведению хозяйства. Труд для детей был посильный , но настоящий.

Задание 4

«Рукодельница»

Творчество всегда занимало важное место в жизни человека. Всю жизнь люди стремились обустроить свой быт удобными вещами, но делали их так, чтобы они радовали глаз и веселили душу.

Группа «дети» расписывает доску для кухни городецкой росписью.

Группа «Родители » расписывает тарелку гжельской росписью.

Группа старшего поколения расписывает сарафан для внучки дымковской росписью.

Воспитатель. Пока вы работаете, я расскажу вам о ваших детях.

Год у нас непростой, но к школе мы подготовимся, так как у нас ещё в запасе целый год. Дети наши выросли, заметно изменились, многому научились, стали более самостоятельные. Сложился дружный и сплочённый коллектив, вместе играют, приходят друг другу на помощь. Хочется сказать «спасибо» и вам, дорогие родители , что вы поддерживаете наши начинания, активно участвуете в жизни группы. Потому, как если вы не забыли, вы такие же участники воспитательно-образовательного процесса. Но хотелось бы вам, и напомнить ряд правил в ДОУ.

1. Контролируйте, что смотрят ваши дети! Лучше займите ребёнка, чем-то полезным, чем он будет вечер сидеть в интернете за играми.

2. Больше разговаривайте с детьми, просите по картинке составить рассказ или пересказать прочитанное. К сожалению, речь оставляет желать лучшего, особенно связная.

3. Расширяйте кругозор детей, возите их в музеи, театры, наблюдайте во время прогулки и просите их рассказывать об увиденном.

4. На следующий год будет домашнее задание, делайте его с ребёнком вместе.

5. Не забывайте об одежде, сменной, и по сезону, спортивной и кедах!

6. Оплата за детский сад до 10 числа каждого месяца, отмечайте квитанцию у воспитателя!

7. Не забывайте оплачивать музыкальную школу.

8. Собранные вами деньги потрачены на игрушки и наглядный материал в сумме 6000 рублей. Деньги на развитие группы тратятся на оформление группы , материалы для художественно-эстетической деятельности, а также подарки именинникам. Хотели бы предложить заказать дом для сюжетно-ролевых игр.

Потрудились вы на славу! Молодцы! Ну что же, наши посиделки подошли к концу ! Надеюсь, что они не прошли даром! Будьте добрее друг к другу. Берегите друг друга. Пусть сбудутся самые лучшие предсказания! Пусть ваша семья станет надёжным звеном в цепочке я – семья – род – народ !

Итоги собрания .

1. Домашнее задание : сделать древо семьи – варианты разные : в виде картины, в виде дерева и висящих на нем фотографий членов семьи .

2. Сделать на одном листе фотобумаги коллаж из фотографий «Семейные традиции»

3. Выставить оценку собранию : доска делится на три части : первая, что понравилось, вторая – что не удовлетворило ваши запросы, третья – предложение следующей темы собрания .

приложение. «Бабушкина сказочка»

Ведущий. Тихим летним вечером сидели на крылечке бабушка Настя и внучка Катя. И вот какую сказку рассказала бабушка…

Бабушка. Жила – была на земле девушка по имени Любовь. Скучно было ей жить на свете без подружки. Вот она и обратилась за помощью к старому, прожившему сто лет волшебнику.

Любовь. Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Бабушка. Подумал волшебник и сказал…

Волшебник. Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет…

Бабушка. утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место к трём соснам, что стояли на краю леса… пришла и видит : стоят у сосен пять прекрасных девушек, одна другой краше.

Волшебник. Вот, выбирай. Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

Любовь. Они все прекрасны, не знаю, кого и выбрать.

Волшебник. Твоя правда, они все хороши, и ты в жизни встретишься ещё с ними, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Бабушка. подошла Любовь к девушкам, заглянула каждой в глаза, но руку протянула Доброте…

Вот и вся сказка. Ну, а ты, внучка, кого бы выбрала себе в подружки? Ведущий. И Катя задумалась.

Катя. Да, пожалуй, доброты нам в жизни не хватает.

Бабушка. Людям нужно стать добрее!

Вопросы для родителей :

Качества, необходимые вашему ребёнку как человеку…

Вы хотели бы, чтобы ваш ребёнок стал…

В хорошей семье всегда…

Нельзя прожить без …

Если бы я нашёл клад, то…

Если бы я всё мог, то…

вопросы для детей.

Каким ты хочешь быть человеком?

Кем ты хочешь быть?

что нужно, чтобы у вас дома было всё хорошо?

без чего нельзя прожить человеку?

если бы ты нашёл клад, то чтобы сделал?

если бы у тебя была волшебная палочка?

Основы нравственных отношений в семье .

Проявите интерес к жизни и проблемам ребёнка, будьте искренним – подражая, он очень скоро вернёт это вам.

Ваши показные вежливость и чуткость к окружающим легко распознаются ребёнком, и он учится лжи и лицемерию.

Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливым к чужим недостаткам – это будет для вашего ребёнка уроком доброты и человечности.

Не говорите о людях неуважительно, плохо – ребёнок вырастет и станет также отзываться о вас.

Поведение – это нравственное мерило человека, проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Станьте примером для своего ребёнка.

Правила общения в семье

Начинать утро с улыбки

Не думать о ребёнке с тревогой.

Не сравнивать детей друг с другом.

Хвалить часто и от души

Отделять поведение ребёнка от его сущности.

Испытывать радость от совместной с ребёнком деятельности.

Примерные разработки
родительских собраний в начальной школе

(1–4 классы)

1 КЛАСС

Первое собрание

Тема : Знакомство с родителями
учеников-первоклассников

Педагоги встречаются с родителями первоклассников перед началом учебного года, уместнее всего проводить такую встречу-собрание в конце августа. Учитель использует первое собрание для того, чтобы познакомиться с родителями, настроить семью на необходимость общения со школой, педагогами, создать оптимистический настрой на учебную деятельность, снять боязнь семьи перед школой.

Задачи собрания:

1. Познакомить родителей с педагогами, школой, администрацией, службами школы и друг с другом.

2. Помочь подготовиться семье к обучению ребенка в первом классе.

Вопросы для обсуждения :

Где можно получить родителям консультацию по вопросам воспитания ребенка?

По каким законам должно идти воспитание в семье?

Что интересного есть в отдельно взятой семье: традиции и обычаи (обмен опытом)?

План проведения собрания (примерный)

I. Знакомство с директором школы и школьной администрацией.

II. Представление педагога, который будет работать с классом.

III. Экскурсия по школьному зданию.

IV. Мини-лекция «Законы воспитания в семье. Какими им быть?».

V. Анкетирование родителей по теме собрания.

VI. Самопредставление – визитная карточка семьи.

VII. Родительский тренинг «Ребенок в зеркале родителей».

Ход собрания-встречи

Собрание проводится в том классе, где будут проходить занятия детей. Класс празднично оформлен (можно поместить на стенде пожелания, творческие работы учащихся, закончивших начальную школу). На доске фотографии выпускников, которые учились у педагога, набирающего класс.

I. Вступительное слово директора школы (вариант).

Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки, все взрослые, пришедшие на первую встречу со школой, порог которой переступят в сентябре ваши малыши!

Сегодня мы объявляем вас и себя членами одной большой команды корабля под названием «Школа». Наше плавание начинается сегодня, а заканчивается через 12 лет. Столько мы будем вместе, а пока наш корабль будет плыть по океану Знаний, мы будем переживать штормы и бури, огорчения и радости. Хочется, чтобы это плавание было интересным, радостным и значительным в жизни каждого ребенка и каждой семьи.

Как научиться преодолевать трудности, как научиться падать, набивая как можно меньше шишек, где получить консультацию, исчерпывающий ответ на неразрешимый вопрос – все это можно узнать в кабинете заместителя директора по начальной школе.

II. Выступление заместителя директора по начальной школе.

Выступление должно содержать информацию о традициях и обычаях начальной школы, о требованиях к учащимся. Необходимо познакомить родителей с уставом школы, вручить каждой семье визитную карточку школы, указать дни консультаций заместителя директора по начальной школе, представить учителя начальных классов, который будет работать с конкретным классом.

III. Самопредставление учителя.

Учитель проводит самопредставление (вариант):

1. Рассказ о себе, о выборе профессии педагога.

2. Рассказ о своих учениках-выпускниках, о планах на будущее в работе с новым классом.

IV. Самопредставление семей.

Очень интересно проходит на родительском собрании-встрече самопредставление семей. Это своего рода визитная карточка семьи. Желательно записать на магнитофон выступления родителей, рассказывающих о себе на собрании. Такая работа позволит сразу определить особенности семей, степень их открытости, систему семейных ценностей и взаимоотношений. Классному руководителю будет важно проанализировать мини-рассказы о семье.

План самопредставления семьи

1. Фамилия, имя, отчество родителей.

2. Возраст родителей, день рождения семьи.

3. Интересы, увлечения семьи.

4. Традиции и обычаи семьи.

5. Девиз семьи.

Можно записать девиз семей на листе ватмана, который крепится на доске в классе. Этот материал можно будет успешно использовать в работе с учащимися.

V. Экскурсия по школьному зданию.

После самопредставления родителей, педагогов и установления теплой атмосферы проводится экскурсия по школе. Очень важно показать родителям кабинет психологической службы, познакомить с расписанием его работы, предложить записать телефон доверия психологической службы.

VI. Советы родителям.

В конце встречи каждая семья получает наказ в виде свитка, в котором записаны законы воспитания ребенка в семье. Родителям предоставляется возможность прочесть законы и задать вопросы учителю.

VII. Анкетирование родителей.

Проводится в конце собрания по обозначенной теме.

Можно сделать общую фотографию на память о первом «школьном» дне родителей.

Второе собрание

Тема : Проблема адаптации
первоклассников в школе

Форма проведения: круглый стол.

Задачи собрания:

1. Познакомить родительский коллектив с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения.

Вопросы для обсуждения:

Физиологические трудности адаптации первоклассников в школе.

Психологические трудности адаптации первоклассников в школе.

Система взаимоотношений детей в классе.

Ход собрания

I. Обсуждение первого школьного дня ребенка.

Родители делятся впечатлениями друг с другом и учителями: с каким настроением ребенок пришел домой, как его поздравляли члены семьи, какие получил подарки.

II. Родительский практикум-игра «Корзина чувств».

Это может выглядеть примерно так.

Слово педагога . Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дне ее находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытать человек. После того, как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите «чувство», которое вас переполняет более всего уже длительный период времени, назовите его.

Родители называют чувства, которые их переполняют, которые они болезненно переживают.

Такое задание позволяет акцентировать внимание на важности события, выявить проблемы и трудности, возникаемые в семьях, и обсудить эти проблемы в ходе рассмотрения темы собрания.

Физиологические условия адаптации ребенка к школе.

Обсуждение вопроса.

Ознакомление педагога и врача с проблемами здоровья ребенка. Изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом. Необходимость чередования игр с учебной деятельностью ребенка. Наблюдение родителей за правильной позой во время выполнения домашних занятий (предупреждение близорукости, искривления позвоночника). Организация правильного питания ребенка. Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности (создание в доме спортивного уголка). Воспитание в детях самостоятельности и ответственности как главных качеств сохранения собственного здоровья.

Психологические трудности адаптации ребенка к школе.

При обсуждении данной проблемы необходимо обратить внимание на следующие важные у с л о в и я психологической комфортности в жизни первоклассника:

создание благоприятного психологического климата по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи;

роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе);

формирование интереса к школе, прожитому школьному дню;

обязательное знакомство с ребятами по классу и возможность их общения после школы;

недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии третьих лиц (бабушек, дедушек, сверстников);

исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания;

учет темперамента в период адаптации к школьному обучению;

предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация контроля за его учебной деятельностью;

поощрение ребенка не только за учебные успехи, но и моральное стимулирование его достижений;

развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.

Взаимоотношения одноклассников.

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, опубликовал п р а в и л а, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к общению с одноклассниками в школе. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.

Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.

Не дерись без причины.

Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

Играй честно, не подводи своих товарищей.

Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

Старайся быть аккуратным.

● Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

П о м н и: ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила ему удается выполнить, а какие – нет и почему. Можно попробовать придумать совместно с ребенком свои правила.

Третье собрание

Тема : Телевизор в жизни семьи
и первоклассника

Задачи собрания:

1. Определить вместе с родителями достоинства и недостатки наличия телевизора в жизни ребенка.

2. Определить наименования и количество передач для просмотра детьми.

Вопросы для обсуждения:

Роль телевидения в жизни ребенка.

Влияние телепередач на формирование характера и познавательной сферы ребенка.

Вопросы для дискуссии:

Считаете ли вы, что телевизор должен быть в числе главных предметов обихода?

Какие телепередачи, на ваш взгляд, формируют личность ребенка?

 к ак, на ваш взгляд, необходимо организовать просмотр телевизора ребенком? Предположите возможные варианты.

Ход собрания

I. Вступительное слово учителя (вариант).

Телевизор в жизни ребенка – это хорошо или плохо? Сколько времени и какие передачи должны смотреть дети? Нужно ли выключать телевизор, если мы считаем, что передача ребенку будет неинтересна? Эти и другие вопросы сегодня требуют ответа.

н емного статистики:

Две трети наших детей в возрасте от 6 до 12 лет смотрят телевизор ежедневно.

Время ежедневного просмотра телепередач ребенком составляет в среднем более двух часов.

50 % детей смотрят телепередачи подряд, безо всякого выбора и исключений.

25 % детей в возрасте от 6 до 10 лет смотрят одни и те же телепередачи от 5 до 40 раз подряд.

38 % ребят в возрасте от 6 до 12 лет при определении рейтинга использования свободного времени на первое место поставили телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе и общение с семьей.

Но, возможно, вы подумаете, что эта статистика не относится к нашим детям? Напрасно. Вот результаты опроса в классе, проведенного приблизительно по следующим в о п р о с а м:

Сколько раз в неделю ты смотришь телевизор?

Ты смотришь телевизор один или со своей семьей?

Ты любишь смотреть все подряд или предпочитаешь какие-то отдельные передачи?

Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы предметы ты заказал доброму волшебнику, чтобы твоя жизнь была интересной и нескучной?

II. Обсуждение результатов анализа ответов детей на предложенные вопросы.

III. Дискуссия.

Что же делать и нужно ли что-то делать? Возможно, стоит просто запретить просмотр телепередач или ограничить ребенка определенными программами?

Что дает ребенку телевизор? Есть ли в просмотре телепередач, особенно для первоклассников, нечто положительное?

Проводится о б с у ж д е н и е проблемы и обмен мнениями.

Мнения учащихся 10-летнего возраста о просмотре телепередач.

Просмотр телевизора дает возможность:

расслабиться, забыть ежедневные проблемы, уйти от страхов и переживаний;

находить ответы на вопросы, на которые не отвечают взрослые из-за занятости;

понять с помощью телевизора, что такое «хорошо» и что такое «плохо»;

узнавать о различных явлениях в разных областях знаний;

развивать воображение, фантазию, эмоциональную сферу.

К о м м е н т а р и й учителя, о б с у ж д е н и е.

К данному родительскому собранию можно подготовить выставку рисунков детей «Я смотрю телевизор».

1) Вместе с детьми определять телепередачи для просмотра взрослыми и детьми на последующую неделю.

2) Обсуждать любимые телепередачи взрослых и детей после просмотра.

3) Выслушивать мнения детей по поводу взрослых передач и высказывать свои мнения по поводу детских.

4) Телевизор не должен быть значимой частью в жизни родителей, тогда это станет положительным примером для ребенка.

5) Необходимо понять, что ребенок, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, привыкает к ним и даже может испытывать от таких эпизодов удовольствие. Необходимо исключить их из просмотра малышами.

V. Домашнее задание родителям: определите для себя ответы на вопросы:

Сколько времени проводит ваш ребенок у телевизора?

Задает ли вопросы после просмотра передач, хочет ли обсудить с вами передачу?

Какие передачи предпочитает?

В какой передаче хотел бы сам принять участие?

Как сделать, чтобы дети не слышали от родителей: « о пять уроки вечером делаешь?», «Чем ты занимался, опять у телевизора сидел?» и т. д.

Родителям на заметку:

Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на психику детей резко отличается от подобного влияния на взрослых. к примеру, первоклассники, по результатам исследований, не могут четко определить, где правда, а где ложь. Они слепо доверяют всему тому, что происходит на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11 лет ребята начинают осознанно воспринимать то, что предлагает телевидение.

Четвертое собрание

Тема : Эмоции положительные
и отрицательные

Форма проведения: семейный совет.

Задачи собрания:

1. Ознакомиться с самооценкой учеников класса.

2. Определить причины преобладания негативных или позитивных эмоций у учащихся.

Ход собрания

I. Вступительное слово педагога (вариант).

Уважаемые мамы и папы! У нас сегодня родительское собрание, которое мы проводим в форме семейного совета. Семейный совет собирается тогда, когда дело не терпит отлагательств и требует всестороннего анализа. Прежде чем мы перейдем к совету по объявленной проблеме, послушайте, пожалуйста, магнитофонную запись ответов детей на вопрос: какой я? (Например, я – добрый, красивый, умный и т. д.)

После прослушивания записи родители должны ответить на вопрос о мотивах выбора ребенком прилагательных, обозначающих положительные и отрицательные качества. Происходит о б м е н м н е н и я м и.

Сегодня мы поговорим о человеческих эмоциях. Мне хотелось обратить ваше внимание на те эмоции, которые стимулируют развитие неврозов, разрушают здоровье ребенка. Это эмоции разрушения – гнев, злоба, агрессия и эмоции страдания – боль, страх, обида. Наблюдая за детьми, приходится констатировать, что эмоции страдания и разрушения им ближе, чем эмоции радости и добра.

II. Родительский тренинг.

В о п р о с ы:

Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, из жизни семьи или наблюдаемые ситуации, связанные с отрицательными и положительными эмоциями.

Можете ли вы сказать, что в ответах ребят на магнитофонной ленте вы услышали отзвуки негативных эмоций? (По мнению психологов, положительные эмоции появляются у человека тогда, когда его любят, понимают, признают, принимают, а отрицательные – при неудовлетворении потребностей.) Как формировать положительные эмоции? С чего начинать?

Перед вами лежат листочки бумаги. Запишите на них выражения, запрещенные в общении с ребенком в вашей семье, а также выражения рекомендуемые и желательные.

В ы в о д. При общении с детьми не следует употреблять такие, например, выражения:

Я тысячу раз говорил тебе, что…

Сколько раз надо повторять…

О чем ты только думаешь…

Неужели тебе трудно запомнить, что…

Ты становишься…

Ты такой же, как…

Отстань, некогда мне…

Почему Лена (Настя, Вася и т. д.) такая, а ты – нет…

При общении с детьми желательно употребление следующих выражений:

Ты у меня самый умный (красивый и т. д.).

Как хорошо, что у меня есть ты.

Ты у меня молодец.

Я тебя очень люблю .

Как ты хорошо это сделал, научи меня.

Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.

Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

Постарайтесь использовать перечисленные желательные выражения как можно чаще.

1) Безусловно принимайте своего ребенка.

2) Активно слушайте его переживания, мнения.

3) Как можно чаще общайтесь с ним, занимайтесь, читайте, играйте, пишите друг другу письма и записки.

4) Не вмешивайтесь в его занятия, которые ему по плечу.

5) Помогайте, когда просит.

6) Поддерживайте и отмечайте его успехи.

7) Рассказывайте о своих проблемах, делитесь своими чувствами.

8) Разрешайте конфликты мирно.

9) Используйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции.

10) Обнимайте и целуйте друг друга не менее четырех раз в день.

IV. Домашнее задание родителям: напишите письмо своему ребенку, которое ему следует вскрыть в выпускном классе школы.

1. Стимулируете ли вы проявление положительных эмоций у своего ребенка? Как это вы делаете?

2. Проявляет ли ваш ребенок отрицательные эмоции? Почему, на ваш взгляд, они возникают?

3. Как вы развиваете положительные эмоции своего ребенка? Приведите примеры.

Анкетирование проводится в течение хода собрания, педагог выделяет для этого 10–15 минут. Листки с ответами родители отдают педагогу, который использует их в дальнейшей работе с родителями и учащимися.

Пятое собрание

Тема
«Перелистывая страницы…»

Форма проведения: устный журнал.

Устный журнал – это листы ватмана, сложенные в виде большой книги, перевитой лентой. Каждый лист – страница жизни класса за год.

На этом собрании хочется остановиться особо. Здесь подводится итог работы родителей, учащихся за год. Встреча должна быть торжественной, интересной, необычной. Собрание проводится совместно с учащимися.

Ход собрания

I. Обзор страниц устного журнала.

Страница первая . «Наша жизнь на уроках» (фрагменты уроков).

Страница вторая . «Наши переменки» (физкультпауза, игры и т. д.).

Страница третья . «Наша жизнь после уроков» (самые яркие моменты мероприятий, проведенных в классе за год).

Страница четвертая . «Наше творчество» (смотр творчества учащихся: чтение стихов, песен, кружковая деятельность).

Страница пятая. «Мы и наши родители» (награждение родителей за работу в классе).

Медаль – детская ладошка, разрисованная и расписанная детьми.

Страница шестая . «Наши планы на лето» (каждый ученик получает на лето задание, которое он должен выполнить для всего класса).

II. Итоги работы родителей, учащихся за год.

Выступает с сообщением классный руководитель, представитель от родительского комитета.

В конце собрания учащиеся вместе с родителями и учителями фотографируются. Вручаются фотографии, сделанные ранее на других собраниях и мероприятиях класса.

2 КЛАСС

Первое собрание

Тема : Физическое развитие младшего школьника
в школе и дома

Задачи собрания:

1. Обсудить с родителями новый этап в физическом и психическом развитии детей.

2. Повысить контроль со стороны родителей за физической подготовкой.

Вопросы для обсуждения:

Значение физической культуры для полноценного развития личности.

Урок физкультуры и его требования к ученику.

План проведения собрания

I. Анкетирование родителей (в начале собрания проводит педагог).

II. Сообщение данных о влиянии физической культуры на развитие личности (возможно привлечение преподавателя физической культуры и медицинских работников).

III. Оперативный анализ результатов анкетирования (дается в конце собрания).

А н к е т а д л я р о д и т е л е й

1. Нравятся ли вашему ребенку уроки физической культуры?

2. Расспрашиваете ли вы своего ребенка о занятиях физической культурой дома?

3. Каким вы хотели бы видеть урок физической культуры?

К собранию можно подготовить выставку рисунков «Я на уроке физической культуры».

Второе собрание

Тема : Агрессивные дети. Причины
и последствия детской агрессии

Задачи собрания:

1. Определить уровень агрессии учащихся класса, используя наблюдения учителя и результаты анкетирования родителей.

2. Помочь родителям понять причины агрессии у детей и найти способы их преодоления.

Вопросы для обсуждения:

Причины детской агрессии.

Родительская власть, ее виды и пути влияния на ребенка.

 п ути преодоления детской агрессивности. Рекомендации по преодолению детской агрессии.

План проведения собрания

I. Анкетирование родителей.

II. Сообщение результатов анализа причин детской агрессии (выступление педагога, рекомендации родителям).

III. Оперативный анализ ответов родителей.

IV. Обмен мнениями по теме собрания.

А н к е т а д л я р о д и т е л е й

1. Бывает ли ваш ребенок агрессивным?

2. В каких ситуациях он проявляет агрессию?

3. Против кого он проявляет агрессию?

4. Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребенка?

Третье собрание

Тема : Наказание и поощрение в семье

Задачи собрания:

1. Определить оптимальные позиции родителей по теме собрания.

2. Рассмотреть предложенные педагогические ситуации на практике.

Вопросы для обсуждения:

Виды наказаний и поощрений в семейном воспитании.

Значение наказания и поощрения в семье (анализ педагогических ситуаций и результатов анкетирования).

План проведения собрания

I. Выступление классного руководителя по результатам анкетирования.

II. Обмен опытом родителей.

Используя материалы специальной литературы и результаты анкетирования родителей по теме собрания, проведенного заранее, учитель организует активный родительский обмен опытом и дает рекомендации на основе своего педагогического опыта.

А н к е т а д л я р о д и т е л е й

1. Какие меры наказания и поощрения используются в семье?

2. За что вы наказываете и поощряете ребенка?

3. Как реагирует ребенок на поощрения и наказания?

Четвертое собрание

Тема : Итоги прошедшего учебного года

Проводится традиционно.

3 КЛАСС

Первое собрание

Тема : Значение общения в развитии
личностных качеств ребенка

Задачи собрания:

1. Определить значение общения для детей и взрослых.

2. Рассмотреть проблемы, выявленные в результате анкетирования детей и родителей, и провести обсуждение по теме собрания.

Вопросы для обсуждения:

Общение и его роль в жизни человека.

Общение ребенка в семье. Результаты этого процесса для взрослых и детей.

План проведения собрания

I. Выступление учителя , подготовленное по данным специальной литературы.

II. Оперативное анкетирование и анализ ответов родителей и учеников , если и они отвечали на аналогичные вопросы.

А н к е т а д л я р о д и т е л е й

1. Сколько времени в день вы отводите на общение с ребенком?

2. и звестно ли вам от самого ребенка о его учебных успехах, о школьных друзьях и друзьях вне школы, как зовут его соседа или соседку по парте?

3. Каковы проблемы, которые есть у вашего ребенка?

Второе собрание

Тема : Трудовое участие ребенка в жизни семьи.
Его роль в развитии работоспособности
и личностных качеств

Задачи собрания:

1. Ознакомление родителей с формами трудового участия ребенка в жизни семьи.

2. Определить роль семьи в воспитании трудолюбия ребенка.

Вопросы для обсуждения:

Труд и его значение в жизни ребенка.

Интеллектуальный труд и работоспособность.

Роль семьи в развитии работоспособности и трудолюбия ребенка.

План проведения собрания

I. Разбор ситуаций (выступление педагога).

Используя результаты анкетирования родителей, проведенного до собрания, учитель останавливается на конкретных педагогических ситуациях.

II. Ознакомление с выставкой.

Родители знакомятся с подготовленной учениками к собранию фотовыставкой «Труд в нашей семье».

А н к е т а д л я р о д и т е л е й

1. Любит ли ваш ребенок трудиться?

2. Что он любит делать?

3. Умеет ли он делать работу самостоятельно или только с вашей помощью?

4. Как долго может трудиться ваш ребенок?

5. Работа выполняется увлеченно или неохотно?

Третье собрание

Тема : Воображение и его роль
в жизни ребенка

Задачи собрания:

1. Подчеркнуть важность воображения в общем и эстетическом развитии ребенка.

2. Помочь родителям развивать творческие начала у своих детей.

Вопросы для обсуждения:

Роль воображения в жизни человека.

Роль воображения в развитии эстетической культуры ребенка. Встреча родителей с учителем музыки, педагогами музыкальной школы, учителем рисования и специалистами, работающими в области других видов искусств.

План проведения собрания

I. Анкетирование родителей.

Педагог рассматривает проблемы воображения в жизни ребенка, сообщает данные анализа анкет, заполненных родителями к собранию. Результаты анкетирования педагог использует в дальнейшей работе в классе.

III. Выступления представителей творческих профессий.

Консультации с ними желательно организовать для родителей после собрания.

А н к е т а д л я р о д и т е л е й

1. Умеет ли ваш ребенок фантазировать и мечтать?

2. Любит ли ваш ребенок перевоплощаться?

3. Стимулируется ли в семье желание ребенка проявить фантазию, выдумку (сочинение стихов, поздравлений к празднику, ведение дневников, украшение дома и т. д.)?

Четвертое собрание

Тема : Итоги прошедшего учебного года –
музыкальный праздник «Мы и наши таланты»

Подобное собрание проводится традиционно.

4 КЛАСС

Тема : Физиологическое взросление и его влияние
на формирование познавательных
и личностных качеств ребенка

Задачи собрания:

1. Ознакомить родителей с проблемами физиологического взросления детей.

2. Наметить пути воздействия на личностные качества ребенка.

Вопросы для обсуждения:

Физиологическое взросление и его влияние на поведенческие реакции ребенка.

Педагогические ситуации по теме собрания.

План проведения собрания

I. Анкетирование родителей.

II. Выступление классного руководителя по проблеме.

Педагог знакомит родителей с общими проблемами физиологического взросления.

III. Выступления школьного врача и психолога.

IV. Сообщение учителя по результатам анализа анкет , которые родители заполнили в ходе собрания.

А н к е т а д л я р о д и т е л е й

1. Что изменилось в вашем ребенке за последнее время?

2. Как он стал вести себя дома?

3. Проявляет ли он свою самостоятельность? (Как и в чем?)

4. Боитесь ли вы предстоящего разговора с ребенком по вопросам пола?

Второе собрание

Тема : Учебные способности ребенка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности

Собрание проходит совместно с учениками.

Форма проведения : познавательные «Олимпийские» игры для определения лучшего (в письме, счете, чтении, декламации, пении и т. д.).

Задачи собрания:

Главная задача игр – дать возможность каждому ребенку проявить свои способности, свою уникальность и неповторимость.

Вопросы для обсуждения:

Способности, их виды и значение в жизни человека.

Способности учащихся нашего класса и их реализация в учебной деятельности.

План проведения собрания (игр)

I. Вступительное слово классного руководителя.

II. «Олимпийские» соревнования.

Сделав небольшое вступление о способностях человека и их развитии, педагог организует «олимпийские» соревнования с учетом конкретных способностей детей. В судейскую коллегию входят члены администрации, учителя-предметники и родители, они награждают «олимпийцев».

Третье собрание

Тема : Речевые навыки и их значение
в дальнейшем обучении школьников

Задачи собрания:

1. Оценить речевые навыки и умения учащихся.

Вопросы для обсуждения:

Актуальность проблемы. Влияние речевых навыков на умственный труд школьников.

Роль родителей в развитии речевых навыков. Особенности разговорной речи в домашней обстановке.

План проведения собрания

I. Вступительное слово учителя по результатам анализа речевых умений учащихся (сочинения, буриме и т. д.).

II. Выступление учителей-специалистов по результатам анализа психолого-педагогического консилиума (по итогам четырех лет обучения) и формулирование рекомендаций по развитию речевых умений детей в семье.

III. Знакомство с классным руководителем и учителями , которые будут учить детей в пятом классе.

Четвертое собрание

Тема : Итоги четырех лет обучения

Подготовительная работа к собранию.

За неделю до собрания необходимо провести анкетирование учащихся и родителей.

Проанализированные результаты анкетирования используются классным руководителем при подготовке итогового собрания, которое проводится с участием учащихся.

Собрание должно быть праздничным и запоминающимся и для детей, и для родителей.

Вопросы для обсуждения:

 п одведение итогов четырёхлетнего обучения.

 о собенности (психологические и физиологические) предстоящей адаптации выпускников начальной школы к обучению в средней школе.

А н к е т а д л я у ч а щ и х с я

1. Понравилось ли тебе учиться в твоем классе?

2. Какие предметы тебе нравились больше всего и почему?

4. Что запомнилось больше всего?

5. Какими ты представляешь учителей в пятом классе?

6. Каким ты хочешь стать, обучаясь дальше?

7. Каким ты представляешь своего классного руководителя?

8. Каким он должен быть, чтобы тебе хотелось с ним общаться?

9. Что бы ты хотел пожелать будущим первоклассникам?

10. Что бы ты хотел пожелать своей первой учительнице?

А н к е т а д л я р о д и т е л е й

1. Какими вы видите будущих учителей своего сына или дочери? Какими качествами характера они должны обладать?

2. Какими профессиональными качествами они должны обладать?

4. Какие качества вы хотите развить в своем ребенке с помощью учителей, которые будут работать в пятом классе?

5. Какие качества вы хотели бы изменить в своем ребенке с помощью учителей, которые будут с ним работать?

6. В чем мог бы проявить себя ваш ребенок помимо учебной работы?

7. Что вы ожидаете от классного руководителя, который будет работать с вашим ребенком?

8. Какую помощь вы можете оказать классу, чтобы жизнь вашего ребенка в этом классе была интересной?

Свитенко Татьяна Борисовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар

средняя общеобразовательная школа № 2

Учитель начальных классов

Разработка родительского собрания:

Причины детского непослушания

(беседа с элементами практикума)

Цель: способствовать пониманию внутренних мотивов ребенка в случае непослушания, конструированию позитивных отношений с ребенком.

Ход собрания

I. Теоретическая часть.

Очень часто приходится слышать от родителей фразу: «Ребенок перестал слушаться. Что делать?» Ответ на этот очень актуальный вопрос я нашла в книге Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» (М., 2005), которую очень рекомендую вам прочитать.

Непослушных детей, а тем более «отбившихся от рук», обвиняют, в их поступках видят злой умысел. Но на самом деле это особо чувствительные, легко ранимые дети. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо сильнее, чем дети более устойчивые. Следовательно, «трудный» ребенок нуждается прежде всего в помощи, а не в критике и наказаниях. Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в эмоциональной сфере.

Психологи выделяют четыре основные причины нарушения поведения детей:

1. Борьба за внимание.

Если ребенок не получает нужного количества внимания для нормального развития, то он находит свой способ его получить: он не слушается. Родители при этом делают замечания, отвлекаются от своих дел, тем самым уделяя ребенку хоть и не очень приятное, но внимание.

2. Борьба за самоутверждение.

Это борьба против чрезмерной власти и опеки родителей. Уже двухлетний малыш предъявляет требования «Я сам», которое сохраняется в течение всего детства, особенно усиливаясь в подростковом возрасте. Если ваши замечания слишком категоричны, резки и не всегда справедливы, ребенок начинает восставать.

3. Желание отомстить.

Дети часто бывают обижены на своих родителей. Особенно это ярко выражено, если ребенок отлучен от семьи: его воспитанием больше занимается бабушка, или родители больше внимания уделяют младшим детям, или если мать разошлась с отцом. В глубине души ребенок страдает, его захлестывает обида, но он выражает свой протест непослушанием, дерзостью.

4. Потеря веры в собственный успех.

Случается, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-либо одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Школьные неуспехи, не сложившиеся отношения с одноклассниками могут привести к запущенной учебе и к вызывающему поведению дома. У такого ребенка низкая самооценка. Накопив горький опыт критики в свой адрес, неудач, он теряет уверенность в себе, приходит к выводу, что у него ничего не получится, нечего и стараться, а внешне показывает, что ему все равно.

Всякое серьезное нарушение – это крик о помощи.

Может ли родитель помочь ему? Практика по­казывает, что вполне может, но только для этого нуж­но понять глубинную причину непослушания. Нуж­но сначала разгадать, какая из четырех эмоциональ­ных проблем мешает ему нормально существовать. Соответственно, ваши действия будут разными.

Выявить истинную причину непослу­шания и плохого поведения довольно просто, хо­тя способ может показаться парадоксальным: ро­дителю нужно обратить внимание на соб­ственные чувства.

Посмотрите, какая эмоциональная реакция воз­никает у вас самих при повторном непослушании и неподчинении ребенка. При разных причинах эта реакция разная. Вот такой удивительный факт пе­реживания родителей - это своеобразное зерка­ло скрытой эмоциональной проблемы ребенка.

Давайте посмотрим, какие же родительские чувства соответствуют каждой из четырех назван­ных причин.

Если ребенок борется за внимание , то и дело досаждая своим непослушанием и выход­ками, то у родителя возникает раздражение.

Если подоплека стойкого непослушания - противостояние воле родителя , то у последне­го возникает гнев.

Если скрытая причина - месть , то ответное чувство у родителя - обида.

Наконец, при глубинном переживании ребен­ком своего неблагополучия родитель оказыва­ется во власти чувства безнадежности, а порой и отчаяния.

Как видите, чувства разные, и вполне можно понять, какое именно подходит к вашему случаю.

II. Практическая часть.

1. Примеры жизненных ситуаций:

1) Сын часто включает на полную катушку музыку, что вас безмерно раздражает. Как быть?

2) Подходя к дому, вы встречаете сына: лицо грязное, пуговица оторвана, одежда в беспорядке, но он рад встрече с вами. Вам неприятен его вид, стыдно перед соседями. Как быть?

(Фразы типа: «Ну, что у тебя за вид!» могу вызвать у ребенка негативные чувства, а он рад вас видеть. Возникнет обида, желание защищаться. Избежать этой ошибки можно употребляя безличностные предложения, неопределенные местоимения, обобщающие слова.)

2. Практикум:

Что вы скажите детям, если…

1) Вы увидели, что дети взяли спички.

«Спички детям не игрушка.»

«Не смей играть спичками!»

2) Ребенок взял конфету в то время, когда вы накрываете на стол.

«Сейчас же положи конфету назад!»

«Конфеты едят после обеда, а не вместо.»

3) Ребенок схватил кошку за хвост.

«Перестань мучить кошку!»

«Мне кажется, что ей не нравится эта игра!!

«Хвост у кошки не для того, чтобы за него тянули!»

Часто родители спрашивают «Если я принимаю ребенка, значит ли это, что я не должна никогда на него сердиться?

Нет, не значит. Скрывать и тем более копить свои негативные чувства ни в коем случае нельзя. Их надо выражать, но выражать особым образом.

1. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

2. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.

3. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическими, иначе оно перерастет в неприятие его.

3. Упражнение «В чем ошибка?»

Во следующих фразах есть неточности. Эти фразы, сказанные родителями, вызвали протест у детей и не без причины. Определите, в чем ошибка родителей.

1) «Обед готов. Когда ты собираешься накрывать на стол?» (Претензия, упрек.)

2) «Я хочу, чтобы ты немедленно убрала ванную. Приступай». (Приказ.)

3) «Ты не пойдешь играть на улицу, пока не уберешь комнату». (Постановка условия.)

4) «Я не разрешаю тебе играть в снежки. Ты простудишься». (Гиперопека, запрет.)

Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

III. Анализ человеческих эмоций.

Перед вами сосуд человеческих эмоций. И порой в нем кипят нешуточные чувства - гнев, злоба, агрессия, непослушание.

Но не забывайте, что их вызывают –боль, обида, страх

Что делать? Бороться с ними невозможно. Надо активно слушать, о каких чувствах говорит вам ребенок.

Негативное поведение

Негативные чувства 2 уровня вызывает неудовлетворенность в реализации человеческих потребностей. Любому человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок, чтобы у него был успех- в делах, в учебе, на работе, чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.

А самые глубинные чувства- это базисные стремления:

Положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него.

Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его чувство самоценности.

Мы можем это делать, если будем:

1. Безусловно принимать его.

2. Активно слушать его переживания, и потребности.

4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.

5. Помогать, когда он просит.

6. Поддерживать успехи.

7. Делиться своими чувствами (значить доверять).

8. Конструктивно разрешать конфликты.

9. Использовать в своем повседневном общении фразы. Например: Мне хорошо с тобой… Я рада тебя видеть… Хорошо, что ты пришел… Мне нравится, как ты… Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем…) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший.

10. Обнимать не менее 4-х, а лучше 8 раз в день.

I V . Заключительная часть.

Общение, как и пища, может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно и его судьбу.

«Проблемные», «трудные», « непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети « с комплексами», «забитые» или «несчастные» - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.

Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.

Удачи вам и душевного благополучия!