Проверьте — насколько вы Будда? О великих и малых признаках истинного Будды. Тридцать два телесных признака будды Что означает слово «будда»

Корень Дхармы - это доверие: без доверия вы не сможете поверить наставлениям. Затем, соответственно, вы не приме¬ните их на практике и не получите результатов. Сам Будда подчерки¬вал важность доверия, говоря, что это неизбежное условие духовного продвижения точно так же, как доброе семя необходимо для роста растения. На основе веры далее необходимо получить некоторое понимание Дхармы и, прежде всего, узнать, кем был тот, кто ее проповедал, а именно Господь Будда, чья природа была объяснена вчера как полная очищенность (санг) и всецелая развитость (гье). В наш мировой век предстоит явиться тысяче будд. Из них трое уже явилось в мир в незапамятные времена: Разрушитель Мира (тиб. Корвачжик, санс. Кракуччханда), Мудрец Золотистого Цвета (тиб. Сертуб, санс. Канакамуни) и Оберегаемый Светом (тиб. Осунг, санс. Кашьяпа). Шакьямуни был четвертым и после Пробуждения дал три цик¬ла наставлений, на которых мы основываемся и по сей день. Таким образом, в будущем еще предстоит явиться 996 буддам и ближайший из них - Будда Майтрея (преемник Шакьямуни), который ныне правит на небесах Тушита. Все эти будды без исключения будут давать учения уровней хинаяны и махаяны, но передача ваджраяны будет происходить лишь в избранных случаях без огласки. В этом отношении Будда Шакь¬ямуни считается высочайшим среди всей тысячи будд данной кальпы. Будда Шакьямуни, прежде чем стать таковым, начал свой духов¬ный путь обычным существом, породив сперва бодхичитту (стремление достичь Пробуждения ради блага других). Затем на протяжение многих кальп он очищал свой ум от омрачений и накапливал всевозможные благие заслуги, которые заложили основу для Пробуждения. После свершения пути, в силу созданного им в прошлом священного намере¬ния, он широко учил всем разделам Дхармы, включая ваджраяну. Сперва учение распространилось по всей Индии, приведя к появ¬лению множества великих существ. В махаяне Нагарджуна, Асанга и другие составляют группу известную как "Шесть Украшений Мира и двое Высочайших", а в ваджраяне было 84 махасиддха. Позднее, когда тибетцам настало время принять Дхарму, в Тибете обрело рождение поколение существ, которое включало царей, переводчиков и ученых, внедривших в Тибете как сутры, так и тантры. Этот первый расцвет Дхармы в Тибете известен как "Старая Школа" (тиб. Ньингма). Этой традиции принадлежит множество сиддхов, таких как "Группа Двадцати Пяти: Царь и Подданные" (Царь Трисонгдецен и 24 его подданных, ко¬торые все были учениками Падмасамбхавы). Позднее во всех традициях сиддхи, подобные Миларепе, были многочисленны, как звезды в ночном небе. Были не только сиддхи, но также и существа равно высокоразви¬тые и высокоученые, такие как Сакья Пандита, Кармапа Рангчжунг Дорчже и Гьялва Цонгкапа. Они придали своим линиям преемственности толчок к расцвету в изучении и созерцании. Традиция Сакья ведет свое начало от Сакья Пандиты и Пяти Ве¬ликих Наставников Сакья; ее название происходит от названия мест¬ности, где был основан первый монастырь, "Са-Кья", что означает "серая земля". Школа Кагью называется так потому, что является ли¬нией преемственности (гью), идущей от изначальной речи (Ка) Дхар¬макая Ваджрадхары. Линия Кадампа идет от великого ученого и осуществившего [путь] индийского наставника Атиши, который посетил Тибет и обучил многих учеников, среди которых тремя основными были Кутонг, Лекпе Гьялцен и Дромтонпа. Позднее великий Цонгкапа основал линию Гаден¬па, основанную, по преимуществу, на учении Кадампа, но также воб¬равшую в себя много элементов учений, полученных им из других тра¬диций: Сакья, Ньингма, Кагью и т.д. Он сделал особое ударение на необходимости соблюдения совершенной нравственности, согласно пра¬вилам Винаи. В целом Дхарма распространилась в Тибете посредством восьми линий практики, называемых "восемью колесницами", и десяти линий учености. При поверхностном взгляде на них может показаться, что они различны, но как только у вас есть настоящее понимание Дхармы, вы видите, что они сущностно едины и все передают чистое учение Будды. Их единство обнаруживается, в первую очередь, в источниках Прибежища, а именно Трех: Драгоценностях (Будда,Дхарма, Сангха) и Трех Корнях: (Гуру, Йидамы, Защитники), которые совпадают у всех школ. Прибежище также везде принимается вместе со всеми живыми су¬ществами, которые в прошлых жизнях были нашими родителями. Нет различий и в сроке, на который принимается Прибежище: отныне и до достижения полной свободы ума через обретение состояния Пробужден¬ности и тела пяти мудростей. Опять же, едино побуждение: всякая духовная практика всегда выполняется с целью стать способным по¬мочь другим и избавить их от страданий. Основные виды созерцания, применяемые всеми тибетскими школами, также одни и те же, а имен¬но: развитие относительной и высочайшей Бодхичитты, другими слова¬ми, взращивание любви и сострадания, с одной стороны, и понимания высшей природы всех явлений, с другой. Великое сострадание Будды выражает себя в разнообразии бо¬жественных ликов Самбхогакаи, мирных или грозных, по-тибетски на¬зываемых "йидамы". Этот термин объясняется как связанный (дам) с умом (йи), поскольку подразумевается, что существует особая личная связь через посвящение и практику, которая связывает ум с божест¬вом; получив посвящение, вы обязуетесь считать божество своим лич¬ным божеством. Хотя разные школы используют различные формы йида¬мов, их сущность одна и та же. В созерцании йидама есть первая часть, называемая ступенью сотворения, когда вы представляете тело йидама в его чистой земле и повторяете его мантру. Цель в том, чтобы освободиться от цепля¬ния за самодовлеющую реальность внешних явлений: образов, звуков, вкусов, запахов и объектов осязания. Как мы видели раньше, ум есть единство пустоты, ясности и различающего знания и его основополагающая природа называется "за¬родышем Пробужденности" или " изначальным сохраняющим осознанием". Как таковой ум подобен чистой воде, но, будучи покрыт неведением и прочими омрачениями, он похож на воду, смешанную с грязью, а пото¬му называется "обычным сохраняющим сознанием". Что касается тела, то оно состоит из пяти первоначал: плоть, кости и т.д. соответствуют земле; кровь, слизь и прочие жидкости - воде; тепло - огню; дыхание - ветру, или воздуху; а органы чувств, отверстия, поры и промежутки между внутренними органами соответс¬твуют пространству. У всех живых существ есть такое тело, состоя¬щее из пяти первоначал, но они неспособны преобразить обычное соз¬нание в изначальное осознание. Будучи людьми, мы обладаем шестым первоначалом, первоначалом блаженного изначального осознания, ко¬торое наделяет нас способностью изучать и практиковать духовный путь. Тело и ум наделены органами чувств, действие каждого из кото¬рых обеспечено особыми элементами (их наименования образны): цве¬ток для глаза, кусочек древесной коры для уха, медная игла для но¬са, полумесяц для языка, птичьи перья для кожного осязания и ясное зеркало для разума. Эти шесть органов чувств связаны с соответс¬твующими видами сознания, своего рода умственными приемниками, растущими из обычного сохраняющего сознания так, чтобы у нас было сознание зрения, сознание слуха, сознание обоняния, сознание вку¬са, сознание осязания и мыслительное сознание. Соответствующие яв¬ления воспринимаются как образы, звуки, запахи, вкусы, объекты соприкосновения и явления (дхарма). Дхарма в данном случае означа¬ет не духовный путь, а то, что осознается умом. К этой группе из шести видов сознания добавляется обычное сохраняющее сознание, а также еще одно, называемое "непосредствен¬ное сознание", что означает отсутствие разрыва между восприятием объекта одним из органов чувств и соответствующим видом сознания. Таким образом, всего есть сознание восьми видов. Органы чувств по¬добны дому с открытыми в мир окнами, а сознание похоже на того, кто в этом доме живет. Эти восемь видов сознания, шесть органов чувств и телесное строение в совокупности составляют личность, действующую на трех уровнях: тела, речи и ума. Связь между умом и нынешним телом явля¬ется плодом прошлой кармы, хорошей или плохой; в то же время, это инструмент, которым создается карма на будущее, ведущая к более высокому или более низкому рождению. Так что, эта связь - одновре¬менно и следствие, и причина. Это все равно, что подъехать к пе¬рекрестку на машине: можно выбирать путь либо к высшим мирам и счастью, либо к низшим мирам и страданию. В Тибете машин не было и в качестве примера приводился всадник, который правит своим конем, натягивая поводья, но смысл тот же. Строение человеческого тела включает также сложную систему "нади" (энергетических каналов) общим числом 72000, которые делят¬ся на основные и вторичные. Благодаря хорошей прошлой карме, мы в этой жизни родились людьми, у которых эта система имеет особое ка¬чество, состоящее в том, что окончания нади принимают форму 16 гласных и 30 согласных санскритского алфавита. Круговорот ветра (прана) в нади связан с самим сознанием. Этот особый рисунок дви¬жения делает возможной человеческую речь с ее широким диапазоном звуков и необычайными возможностями выражения, будь то на санскри¬те, по-тибетски, по-английски или на любом другом языке. Хотя у животных тоже есть определенная способность выражения, она весьма ограничена по сравнению с человеческой речью. В целом мы можем производить звуки, более или менее осмыслен¬ные, которые слышны или нет, но бодхисаттвы, начиная с восьмого уровня и выше, обладают полной властью над звуком. Они способны различать все смысловые оттенки, а также воздействие любого звука в данной ситуации. Вот почему они могут произносить самые лучшие и наиболее благотворные звуки в виде мантр, таких как стослоговая мантра Дордже Семпа (Ваджрасаттва), мантра Ченрези (Авалокитешва¬ра) и так далее. Хорошая карма наделяет людей способностью легко понимать Дхарму и великой энергией для практики созерцания, но они зачастую не слишком доверяют мантрам, считая их просто какими-то пустыми звуками, не оказывающими никакого воздействия. Тем не менее, сам ваш повседневный опыт доказывает силу звуков. Когда кто-то вас ос¬корбляет, вы немедленно впадаете в гнев или обижаетесь; с другой стороны, если кто-то вас хвалит, вы чувствуете большой подъем. Ес¬ли сила обычной речи столь велика, сколь же сильнее могущество священных мантр и изречений, провозглашенных Буддами и бодхисатт¬вами и несущими их благословения. Если вы думаете, что звуки не имеют силы, поскольку пусты по природе, то вы должны также думать, что зримые образы, вкусы, за¬пахи и объекты осязания тоже не имеют силы и не могут на вас воз¬действовать, раз уж все они по природе пусты. Но это не так. На самом деле, Будда говорил, что невозможно сказать, будто все явле¬ния истинны или будто все явления ложны: они просто подобны отра¬жению луны в воде. Об отражении луны в воде или об образе в зерка¬ле, или о сне нельзя сказать, что они вовсе не существуют, пос¬кольку их можно видеть. Но они не существуют в истинном смысле, так как не обладают никакой независимой реальностью. Точно таким же образом, звук не является ни ложным, раз он воспринимается, ни истинным, поскольку его нигде нельзя обнаружить. Возьмем другой пример: во время сна у нас есть тело; нельзя сказать, что оно ложно, поскольку его можно видеть, нельзя ска¬зать, что оно истинно, поскольку его нигде нет. То же самое верно в состоянии бардо: все чувственные объекты воспринимаются умом и в этом отношении истинны, но они ложны, поскольку не могут быть об¬наружены где-либо в отдельности от ума. Точно так же и с нынешним телом, которое называется "телом полного созревания кармы". Хотя оно реально не существует, оно кажется реально существующим благо¬даря сильному цеплянию за "я". Можно также сказать, что, если бы у рождения была истинная реальность, то люди были бы бессмертными и мир не мог бы всех вместить. И наоборот, если бы смерть существо¬вала сама по себе, на земле бы никого не осталось. Далее, если бы реки, как Ганг, например, имели независимую реальность, возникно¬вение которой не было бы связано с другими явлениями, океаны, в которые они впадают, переполнились бы и покрыли всю землю. Можно также сказать, что, если бы у вод, которые ручьями бьют из-под земли, было независимое существование, вне связи с другими природ¬ными процессами, они быстро бы истощились. Летом идет дождь, зимой снег, но когда летишь на реактивном самолете, можно видеть, что над облаками, которые дают воду для осадков, ничего нет; так что, если бы облака существовали сами по себе, после нескольких ливней или снегопадов больше не могло бы быть ни дождя, ни снега. Так что ни снег, ни дождь не существуют в себе, сами по себе или независи¬мо. Точно также, ум наполнен всевозможными мыслями. Если бы эти мысли существовали реально или материально, Индия оказалась бы не¬достаточно велика, чтобы вместить их все. Это не значит, что мысли совсем не существуют. Они могут обернуться гневом, желанием и зас¬тавить вас действовать тем или иным образом. В этом смысле они ре¬альны. Но как только понимаешь, что не только ум, но и мысли, ко¬торые суть проекции ума, пусты, рождается счастливое, ненапряжен¬ное и открытое состояние ума. Подобным образом, поскольку кармический потенциал невидим глазу, могут возникнуть сомнения относительно его существования. На самом деле, это очень похоже на память. В молодости вы могли учиться в течение десяти, пятнадцати или более лет. Если бы изу¬ченный вами материал имел форму, было бы невозможно хранить его весь в своем теле или даже в доме. Изучение является определяющим условием для осуществления различной деятельности, но его нигде нельзя обнаружить. Вы могли давным-давно изучать автомобильные двигатели, и пусть даже у вас много лет не было практики, встре¬тившись с неработающим двигателем, вы сможете его починить, пос¬кольку хранящееся в уме знание не будет утрачено. Говорят, что нельзя видеть тень птицы, парящей высоко в небе, но можно, когда она сядет на землю. Точно так же, хотя сейчас кар¬мический потенциал не виден, плоды его будут очевидны, когда при¬дет их время. Другой пример: можно решить поехать в Англию через неделю. Это решение подобно отпечатку в вашем уме. В течение неде¬ли перед поездкой вовсе не обязательно снова об этом думать, но когда наступит день отбытия, вы об этом не забудете и поедете. По¬нимание этого [принципа] на примерах из повседневной жизни являет¬ся хорошей основой для очень благотворного понимания Дхармы. ОБРЕТЕНИЕ ДУШЕВНОГО ПОКОЯ И ПРОСВЕТЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ МЕДИТАЦИИ Наставления достопочтенного Калу Римпоче

Из сутр и шастр известно, что тело Будды Шакьямуни имело тридцать два великих и восемьдесят малых признаков. Когда будущий Будда родился, его показали мудрецу Асите, узнавшему от богов о явлении в Мир Людей великого бодхисаттвы. Обнаружив на теле младенца особые великие и малые признаки, Асита сделал предсказание, что родившийся мальчик является воплощением великого святого, которому суждено стать либо великим Пробудившимся, либо царём-чакравартином. Ниже приводятся восемьдесят малых признаков тела Будды.

1. Ногти цвета меди.
2. Цвет ногтей масляный.
3. Ногти выпуклые.
4. Пальцы округлые.
5. Пальцы широкие.
6. Пальцы симметричные.
7. Вены тела незаметные.
8. Вены без узлов.
9. Лодыжки скрытые.
10. Ноги ровные.
11. Идущий походкой льва.
12. Идущий походкой гуся.
13. Идущий походкой слона.
14. Идущий походкой вожака стада - быка.
15. Поворачивающий только вправо.
16. Идущий красивой походкой.
17. Идущий прямо (без покачивания).
18. Тело круглое.
19. Тело очищенное.
20. Тело пропорциональное.
21. Тело чистое.
22. Тело нежное.
23. Тело исключительно святое.
24. Тело, полностью достигшее признаков Будды.
25. Осанка прекраснейшая.
26. Идущий ровным шагом.
27. С чистыми глазами.
28. Тело, как у молодого.
29. Тело, не знающее печали.
30. Тело грузное.
31. Тело плотного сложения.
32. Члены тела чётко выделены.
33. Голос при наставлении чистый.
34. С округлённой поясницей (т.е. имеет полную талию).
35. С боками ровными.
36. С боками неискривлёнными.
37. Живот подтянутый.
38. С глубоким пупком.
39. Фигура чуть повёрнута направо.
40. Приятное поведение.
41. Все поступки благородные.
42. Не имеющий тёмных родимых пятен.
43. Руки нежные, как хлопчатник.
44. Линии рук ясные.
45. Линии рук глубокие.
46. Линии рук длинные.
47. Лицо не очень продолговатое.
48. Губы красные, как персик.
49. Язык мягкий (эластичный).
50. Язык тонкий.
51. Язык красный.
52. Голос подобен голосу дракона (нага).
53. Голос нежный и мягкий.
54. Зубы круглые.
55. Зубы острые.
56. Зубы белые.
57. Зубы ровные.
58. Зубы симметричные.
59. Нос горбатый.
60. Нос чистый.
61. Глаза большие.
62. Густые ресницы.
63. Глаза, подобные лепесткам лотоса.
64. Брови длинные и тонкие.
65. Брови мягкие.
66. Брови лоснящиеся.
67. Волосы ресниц ровные.
68. Руки длинные и широкие.
69. Уши ровные.
70. Органы чувств без расстройств.
71. Лоб красиво поставленный.
72. Лоб весьма широкий.
73. Голова широкая.
74. Волосы на голове чёрные, как камень "бунба".
75. Волосы густые.
76. Волосы мягкие.
77. Волосы не растрёпаны.
78. Волосы гладкие.
79. Приятным запахом завоевавший любовь рождённых - людей.
80. Руки и ноги украшены благородными узорами любви [к живым существам] и знаками счастья.


Голова Будды

Будда жил давно. Очень давно. Давнее, чем Иисус Христос аж на пятьсот с лишним лет. Тем не менее, в его жизнеописаниях практически нет мутных мест, каковых полно в рассказах евангелистов (и прочих фантазеров) о жизни Христа. Да, биография Будды тоже не есть документальная книга, но она достаточно подробная. Из неё мы знаем буквально всё о жизни принца Сиддхартхи Гаутамы от рождения и до ухода в паранирвану.

Сразу после рождения будущего Пробужденного его показали мудрецу Асите (тот специально пришел во дворец — о явлении Того, кому будет суждено победоносно взойти ему сообщили боги). На теле младенца Асита обнаружил великие и малые признаки истинного Будды, что позволило ему сделать предсказание: мальчику суждено стать либо великим Пробудившимся, либо царём-чакравартином (Правителем мира). Что же это за такие признаки?

Итак, в буддистской символике и иконографии насчитывается 32 великих и 80 малых признаков истинного Будды. Перечислены они в конце этой заметки. Мне же хочется особое внимание обратить на некоторые из них — самые важные и, скажем так, самые экзотические.

Будда. Ват Интравартин.

В тибетском буддизме к наиболее важным признакам истинного Будды относят ушнишу и зодбу. Их изображают на тханках, тогда как остальные тридцать признаков на обычных тханках не обозначается.

Обычно изображается в виде небольшого выступа на голове (в тайском буддизме - в виде языка пламени), напоминающего завиток по часовой стрелке. Собственно с санскрита uṣṇīṣa переводится как «выпуклость на макушке головы».

Ушниша — тайский вариант.

Отметина на лбу Будды (между бровей) в тибетском буддизме называется зодбу, а в буддизме тхеравада именуется урна. Согласно Лаххана сутте: «…у великого человека в области межбровья растут волосы белого цвета, мягкие, как хлопок». Тибетцы же считают, что эта отметина представляет собой длинный, свернутый в спираль волос, произрастающий изо лба. Если попытаться вытянуть его и измерить, то он будет тянуться бесконечно а, если отпустить, он сразу сворачивается в спираль. На тханках зодбу изображают иногда черного цвета, иногда белого, иногда в виде драгоценного камня.

Чуб? Нет. Хохолок? Нет. Ушниша — да! Классический вариант.

Раньше я был уверен, что один из важнейших признаков истинного Будды — длинные мочки ушей. Тем более, что именно такие они практически на всех его изображениях и статуях. Но, как оказалось, уши упоминаются только в малых признаках и о длине мочек там ни слова. «Уши ровные». И всё…

Белый-белый Будда

В то же время о языке сказано намного больше:»Будда имел длинный и красивый язык, которым он мог доставать до линии волос и до ушей. Язык был красного цвета, как цветок Utpala». А комментаторы этого фрагмента вспоминают Амбаттха сутту, где сказано, что, желая устранить сомнения юноши Амбаттхы относительно наличия всех признаков великого человека, Будда высунул язык, достал и коснулся им обоих отверстий в ушах, достал и коснулся обоих отверстий в носу, и покрыл языком всю поверхность лба.

Всё в некотором роде загадочно с пенисом Будды. По его жизнеописаниям нам известно, что он до определенного возраста отнюдь не чурался телесных наслаждений. Он был женат и у него был сын. То есть, пардон, всё работало. Может, речь о том, что он был необрезан? Но обрезание, если я не ошибаюсь, совсем не было характерно для Древней Индии. Намёк на гермафродизм? На превалирование духовного начала над телесным?

Будда, выходящий из стены

С походкой Будды тоже не всё ясно. В малых признаках перечислено, что он: «Идущий походкой льва; Идущий походкой гуся; Идущий походкой слона; Идущий походкой вожака стада — быка; Поворачивающий только вправо; Идущий красивой походкой; Идущий прямо (без покачивания)». Как по мне, так какая-то смесь бульдога с носорогом получается.

Кстати, может походка гуся связана с тем, что «пальцы рук и ног Будды были соединены перепонками, которые достигали уровня половины пальцев, а «руки и ноги были похожи на утиные лапки»?.

Будда и небо Чианг Мая

Но, пожалуй, хватит о забавностях (хотя охватили мы далеко не все, там есть еще достойные экземпляры) и перейдем к списку великих и малых телесных признаков Истинного Будды.

Тридцать два великих телесных признака Будды (на основе Сутта питака. Lakkhaṇa sutta. Sutta pitaka. Mahā-vagga. Dīgha nikāya XXX. Использованы материалы сайта kunpendelek.ru)

Большой Будда.

  1. Руки и ноги Будды были помечены тысячью колес со спицами.
  2. Ступни ног Будды были похожи на черепашьи. Они были мягкие, плоские и полные.
  3. Пальцы рук и ног Будды были соединены перепонками, которые достигали уровня половины пальцев. Руки и ноги были похожи на утиные лапки.
  4. Плоть рук и ног Будды была мягкой и молодой.
  5. Тело Будды имело семь выпуклостей и пять углублений. Два углубления находились у лодыжек, два — у плеч и одно — позади головы.
  6. Пальцы рук и ног Будды были очень длинные.
  7. Пятки Будды были широкие (1/4 фута).
  8. Тело Будды было большим и стройным. Оно измерялось семью кубами и не было изогнутым.
  9. На ступнях Будды не было подъема.
  10. Каждый волос тела Будды рос вверх.
  11. Икры ног Будды были как у антилопы — гладкие и прямые.
  12. Руки Будды были длинные и красивые, они доставали до его колен.
  13. Мужской орган Будды был спрятан, как у коня. Его нельзя было увидеть.
  14. Кожа у Будды имела золотистый оттенок. Она названа золотой не из-за цвета, а потому, что была совершенно чистой.
  15. Кожа у Будды была тонкой и гладкой.
  16. Каждая часть тела Будды имела только один волос, растущий вправо.
  17. Лоб Будды был украшен вьющимися волосами, которые имели 6 особенностей: гладкие, белые, послушные, способные растягиваться на 3 кьюбитса, завитые справа налево и повернутые концами наверх. Они казались серебристыми, прическа по форме напоминала амбала-фрукт.
  18. Верхняя часть туловища Будды была как у льва.
  19. Верхняя часть плеч Будды была круглой и плотной.
  20. Грудь Будды была широкая. Между плечами грудь была плоская.
  21. Будда мог ощущать лучший вкус, потому что язык его не был поражен тремя болезнями: ветра, слизи и желчи… Однажды благодетель предложил Будде кусок конины, который был неприятен на вкус. Будда положил этот кусок себе на язык и затем отдал его благодетелю. Мясо на вкус стало как самая деликатесная пища.
  22. Тело Будды напоминало дерево Tadrota, чьи корни, ствол и ветви имеют один размер.
  23. Будда имел возвышение на голове круглой формы, которое напоминало завиток по часовой стрелке.
  24. Будда имел длинный и красивый язык, которым он мог доставать до линии волос и до ушей. Язык был красного цвета, как цветок Utpala.
  25. Речь Будды имела пять достоинств: все могли понимать ее; все его слова имели одну интонацию; речь была глубока и полезна для всех; речь была приятна и глубоко притягательна; слова произносились в правильном порядке, чисто и без ошибок.
  26. Щеки у Будды были круглыми и полными. Их контур был сходен с ритуальным зеркалом.
  27. Зубы у Будды были очень белые.
  28. Длина зубов у Будды была одинаковой.
  29. Между зубами у Будды не было щелей.
  30. Будда имел 40 зубов.
  31. Глаза Будды были глубокого голубого цвета, как сапфиры.
  32. Ресницы Будды были прямые и чистые, как у «жаждущей коровы»

Будда Нонг Кхая

Восемьдесят малых телесных признаков Истинного Будды.

1. Ногти цвета меди.

  1. Цвет ногтей масляный.
  2. Ногти выпуклые.
  3. Пальцы округлые.
  4. Пальцы широкие.
  5. Пальцы симметричные.
  6. Вены тела незаметные.
  7. Вены без узлов.
  8. Лодыжки скрытые.
  9. Ноги ровные.
  10. Идущий походкой льва.
  11. Идущий походкой гуся.
  12. Идущий походкой слона.
  13. Идущий походкой вожака стада — быка.
  14. Поворачивающий только вправо.
  15. Идущий красивой походкой.
  16. Идущий прямо (без покачивания).
  17. Тело круглое.
  18. Тело очищенное.
  19. Тело пропорциональное.
  20. Тело чистое.
  21. Тело нежное.
  22. Тело исключительно святое.
  23. Тело, полностью достигшее признаков Будды.
  24. Осанка прекраснейшая.
  25. Идущий ровным шагом.
  26. С чистыми глазами.
  27. Тело, как у молодого.
  28. Тело, не знающее печали.
  29. Тело грузное.
  30. Тело плотного сложения.
  31. Члены тела чётко выделены.
  32. Голос при наставлении чистый.
  33. С округлённой поясницей (т.е. имеет полную талию).
  34. С боками ровными.
  35. С боками неискривлёнными.
  36. Живот подтянутый.
  37. С глубоким пупком.
  38. Фигура чуть повёрнута направо.
  39. Приятное поведение.
  40. Все поступки благородные.
  41. Не имеющий тёмных родимых пятен.
  42. Руки нежные, как хлопчатник.
  43. Линии рук ясные.
  44. Линии рук глубокие.
  45. Линии рук длинные.
  46. Лицо не очень продолговатое.
  47. Губы красные, как персик.
  48. Язык мягкий (эластичный).
  49. Язык тонкий.
  50. Язык красный.
  51. Голос подобен голосу дракона (нага).
  52. Голос нежный и мягкий.
  53. Зубы круглые.
  54. Зубы острые.
  55. Зубы белые.
  56. Зубы ровные.
  57. Зубы симметричные.
  58. Нос горбатый.
  59. Нос чистый.
  60. Глаза большие.
  61. Густые ресницы.
  62. Глаза, подобные лепесткам лотоса.
  63. Брови длинные и тонкие.
  64. Брови мягкие.
  65. Брови лоснящиеся.
  66. Волосы ресниц ровные.
  67. Руки длинные и широкие.
  68. Уши ровные.
  69. Органы чувств без расстройств.
  70. Лоб красиво поставленный.
  71. Лоб весьма широкий.
  72. Голова широкая.
  73. Волосы на голове чёрные, как камень «бунба».
  74. Волосы густые.
  75. Волосы мягкие.
  76. Волосы не растрёпаны.
  77. Волосы гладкие.
  78. Приятным запахом завоевавший любовь рождённых — людей.

80. Руки и ноги украшены благородными узорами любви [к живым существам] и знаками счастья.

Что сказали тибетские ламы Мулдашев Эрнст Рифгатович

Глава 6 Кем был Будда?

Кем был Будда?

На Востоке в каждом магазинчике можно купить статуэтку Будды. Цены на них очень большие, так как каждый иностранец, бывая в буддийских странах, хочет приобрести на память статуэтку того, кому поклоняется почти половина населения земного шара.

Верить в то, что скульптор смог в точности передать характерные черты внешности Будды, было бы наивным. Все ламы, которым мы задавали вопрос о внешности Будды, говорили, что скульпторы и художники внесли много отсебятины, например, огромные висячие уши.

Как же выглядел Будда? Еще до экспедиции мы знали по религиозным книгам о том, что Будда имел необычную внешность. Но древнее описание внешности Будды мы нашли только в Непале у историка господина Мина. Ламы также дали нам древнее описание внешности Будды, совпадавшее с тем, которое нам дал господин Мин. Однотипность описания, полученная при сопоставлении разных источников, позволила нам доверительно отнестись к полученной информации.

По древним источникам, Будда имел 32 признака, характеризующих его внешность. Думаю, читателю будет интересно о них узнать.

1. Руки и ноги Будды были помечены тысячью колес со спицами.

2. Ступни ног Будды были похожи на черепашьи. Они были мягкие, плоские и полные.

3. Пальцы рук и ног Будды были соединены перепонками, которые достигали уровня половины пальцев. Руки и ноги были похожи на Утиные лапки.

4. Плоть рук и ног Будды была мягкой и молодой.

5. Тело Будды имело семь выпуклостей и пять углублений. Два углубления находились у лодыжек, два - у плеч и одно - позади головы.

6. Пальцы рук и ног Будды были очень длинные.

7. Пятки Будды были широкие (1/4 фута).

8. Тело Будды было большим и стройным. Оно измерялось семью кубами и не было изогнутым.

9. На ступнях Будды не было подъема.

10. Каждый волос тела Будды рос вверх.

11. Икры ног Будды были как у антилопы - гладкие и прямые.

12. Руки Будды были длинные и красивые, они доставали до его колен.

13. Мужской орган Будды был спрятан, как у коня. Его нельзя было увидеть.

14. Кожа у Будды имела золотистый оттенок. Она названа золотой не из-за цвета, а потому, что была совершенно чистой.

15. Кожа у Будды была тонкой и гладкой.

16. Каждая часть тела Будды имела только один волос, растущий вправо.

17. Лоб Будды был украшен вьющимися волосами, которые имели 6 особенностей: гладкие, белые, послушные, способные растягиваться на 3 кьюбитса, завитые справа налево и повернутые концами наверх. Они казались серебристыми, прическа по форме напоминала амбала-фрукт.

18. Верхняя часть туловища Будды была как у льва.

19. Верхняя часть плеч Будды была круглой и полной.

20. Грудь Будды была широкая. Между плечами грудь была плоская.

21. Будда мог ощущать лучший вкус, потому что язык его не был поражен тремя болезнями: ветра, слизи и желчи… Однажды благодетель предложил Будде кусок конины, который был неприятен на вкус. Будда положил этот кусок себе на язык и затем отдал его благодетелю. Мясо на вкус стало как самая деликатесная пища.

22. Тело Будды напоминало дерево Tаdrоtа, чьи корни, ствол и ветви имеют один размер.

23. Будда имел возвышение на голове круглой формы, которое напоминало завиток по часовой стрелке.

24. Будда имел длинный и красивый язык, которым он мог доставать до линии волос и до ушей. Язык был красного цвета, как цветок Utраlа.

25. Речь Будды имела 5 достоинств: все могли понимать ее; все его слова имели одну интонацию, речь была глубока и полезна для всех; речь была приятна и глубоко притягательна; слова произносились в правильном порядке, чисто и без ошибок.

26. Щеки у Будды были круглыми и полными. Их контур был сходен с ритуальным зеркалом.

27. Зубы у Будды были очень белые.

28. Длина зубов у Будды была одинаковой.

29. Между зубами у Будды не было щелей.

30. Будда имел 40 зубов.

31. Глаза Будды были - глубокого голубого цвета, как сапфиры.

32. Ресницы Будды были прямые и чистые, как у «жаждущей коровы».

А теперь давайте сопоставим отличительные особенности БуддЬ1 с особенностями облика человека (гипотетического атланта), реконструированного по глазам, изображенным на тибетских храмах.

Из приведенной таблицы видно, что Будда и человек, глаза облик человека, реконструирован которого изображенный по изображению глаз на тибетских храмах, во многом совпадает с обликом Будды. Особенности тела обоих свидетельствуют об их полуводном образе жизни: ластообразные ноги, руки с перепонками, изгиб верхнего века, прикрывающий роговицу под водой, мощная грудная клетка, необходимая для длительного ныряния, мощные затылочные мышцы, необходимые для удержания головы при плавании, клапановидный нос и т.п.

Когда мы провели это сопоставление, то у нас возникло чувство Удовлетворения, так как совершенно независимая реконструкция по глазам с использованием офтальмогеометрического и логико-анатомического анализа привела к созданию необычного облика человека, в общих чертах похожего на Будду, обличительные признаки которого описали, видимо, люди, видевшие его.

Но с другой стороны, обращают на себя внимание и различия между обликом Будды и обликом человека, реконструированным по глазам. Прежде всего, это отсутствие у Будды клапановидного носа в виде завитка. Этот факт, исходящий из первоисточника (изображение глаз вместе с носом на тибетских храмах), является достаточно достоверным и не укладывается в облик Будды, в отличительных особенностях которого не указано этого весьма примечательного признака. Кроме того, в отличительных признаках Будды не указан необычный изгиб верхнего века.

Отсюда следует, что на тибетских храмах изображены глаза не Будды, а другого человека, тоже имеющего необычную внешность, но несколько иного характера. Кто же он? Вспомним, Бонпо-лама ответил на этот вопрос: «Это глаза значительно более древнего человека, чем Будда». Может быть, это глаза Бонпо-Будды - самого первого Будды на Земле?

Тем не менее, сопоставляя отличительные черты Будды и человека, глаза которого изображены на тибетских храмах, с чертами современного человека, можно сказать, что и тот и другой не были представителями людей нашей цивилизации. Как явствует из исторических источников, облик самых древних людей нашей цивилизации немногим отличался от облика современного человека. Для людей нашей цивилизации, живущих в любых уголках земного шара, совершенно не характерно наличие перепонок, ластообразных ног, огромных глаз с необычно изогнутыми веками и, тем более, клапановидного носа с завитком. Люди нашей цивилизации, живущие на морском побережье, пользуются дарами моря, но никто не ведет полуводного образа жизни и не выращивает подводных плантаций.

Может быть, они инопланетяне? Но это столь спорный вопрос, что рассуждать на эту тему с научной точки зрения, по крайней мере, преждевременно. Значительно логичнее предположить, что Будда и человек, глаза которого изображены на тибетских храмах, были представителями людей предыдущих цивилизаций, вышедших из состояния сомати в Генофонде человечества и появившихся на земле. На это предположение, принимая во внимание все изложенное в книге, имеется больше оснований, чем на досужие домыслы об инопланетных гуманоидах.

Но кем были они - Будда и человек, чей облик был реконструирован по глазам, изображенных на тибетских храмах? Вышли ли они из сомати или родились от матери? Чтобы постараться ответить на этот вопрос, мы начали тщательно изучать историю рождения Будды. Сведения о человеке, глаза которого изображены на тибетских храмах, были лишь отрывочными.

При изучении вопроса о рождении Будды мы вскоре поняли, что он чрезвычайно запутан. Трудно было понять, кем была его мать, кем был его отец и были ли они вообще. Например, господин Мин по этому поводу говорил следующее: «Будда был рожден на Земле и аккумулировал в себе много прошлых женитьб. Он был высокого роста, очень красив и хорошо знал древние знания, четко осознавая, что происходит на Земле»: Историк господин Прадхан говорил: «Будда родился от короля Тару и Марии Девы в местечке Люмбини (Непал) в воде озера».

Остальные сведения о рождении Будды носили подобный же характер: «непорочное зачатие», «рождение имело духовный характер» и т. п. То есть ничего конкретного нельзя было сказать о его матери и отце. Только в одном месте (у господина Прадхана) прозвучало, что отцом Будды был король племени тару.

Кто такие тару? Собирая сведения о племени.

Племя тару тару, мы встретились с руководителем Российского культурного центра в Катманду Владимиром Павловичем Ивановым. Он рассказал, что недалеко от местечка Люмбини, где родился Будда, действительно живут люди, которые называют себя тару. Он вывел нас на людей, которые знают историю племени тару. Кроме того, В. П. Иванов рассказал, что в Люмбини началось строительство международного центра буддизма, в которое вкладывают большие деньги азиатские- страны и буддийские общины европейских стран и США. Этот центр будет центром международного паломничества буддистов. Будда, проповедовавший систему знаний на основе индуизма, убрал из него кастовую структурную решетку, сделав ее мировой. До Будды индуизм мог распространяться только в пре делах касты и не мог выйти за ее пределы.

Люди, рассказавшие нам о племени тару, не относились к разряду крупных религиозных деятелей или известных ученых. Вначале это вызвало у нас чувство опасения за достоверность передаваемых сведений, но то, что они рассказали, оказалось столь любопытным, что мы на некоторое время даже забыли о рекомендациях Делийского университета по поводу осторожного отношения к данным, полученным от случайных людей.

В частности, один из этих людей, имя которого я бы не хотел называть по понятным соображениям, рассказывал следующее. Тару Живут в джунглях на границе Гималайских гор. На севере от места проживания тару располагается район Джумла, который по некоторым Данным считается местом происхождения людей нашей цивилизации.

Люди племени тару единственные в мире имеют иммунитет против малярии, в результате чего они приобрели известность в мире. Популяция тару в настоящее время составляет около 1 миллиона человек. Считается, что это племя живет в указанном месте более 3 тысяч лет. Но самым удивительным оказалось описание внешности -тару; они имеют круглое лицо с маленьким подбородком, маленький невыпяченный нос, очень большую грудную клетку, толстую и короткую шею, стопы ног без подъема, плоские и широкие. То есть, в определенной степени приближения, в этих признаках можно было усмотреть отличительные черты Будды.

Понятно, что у нас возникло желание увидеться с представителями племени тару и убедиться в этом. Если бы это подтвердилось, то людей тару можно было бы считать наследниками Будды на земле.

В. И. Иванов помог найти в Катманду представителя этого племени - единственного для тару ученого-профессора. Каково было наше разочарование, когда вместо ожидаемых отличительных признаков мы встретили типичного восточного человека с обычной внешностью. Тем не менее, двое из членов экспедиции съездили в местечко Люмбини, нашли там деревню племени тару, провели анатомическое обследование и окончательно убедились в обычной внешности людей тару.

История с племенем тару, отнявшая у нас довольно много времени и средств, послужила нам хорошим уроком. Когда собеседник, не обремененный религиозным саном или принципиальностью серьезного ученого, уловив предмет твоего интереса, начинает утвердительно говорить то, о чем бы ты хотел слышать, вначале мерещится, что твои предположения находят реальное подтверждение. Далее тебе кажется, что уж слишком легко все получается - что бы ты не предположил, все верно. А в конце ждет горькое разочарование и сожаление по поводу потерянного времени и средств. Но таков научный путь: никогда не обходится без ошибок, а перепроверки и тройной контроль являются постоянным атрибутом исследований. Самое главное - не включить малодостоверные сведения в логическую цепочку научных размышлений, иначе логика заведет в тупик или приведет к неверным выводам.

В подобных беседах, в отличие от разговоров со свами, ламами, гуру и крупными учеными, редко услышишь «может быть…», «не знаю…», «нет, это не так…». Ламы, свами и гуру слишком значимы в восточном мире, чтобы иметь соблазн в чем-то выделиться перед иноземным ученым и сказать в угоду ему что-нибудь сенсационное. Напротив, для них характерно отечески-ироничное отношение к европейскому научному интересу, перемешанное с уважительным любопытством. Восточно-религиозный тип образования воспитывает, видимо, в них глубочайшее уважение к древним религиозным знаниям, сохранять и развивать которые они, собственно, и призваны, и говорить отсебятину считается великим грехом. Любой лама, свами или гуру в случае, если он почему-либо неуверен в собственых познаниях, спокойно скажет: «Я этого не помню…» - и порекомендует другого религиозного деятеля, который, по его мнению, знает больше, чем он, в данной области. Ученые Индии и Непала воспитаны в том же духе, потому что глубоко религиозны, и фактам, полученным от них, можно доверять.

Кто он Buddа?

В научных исследованиях религиозного характера возникает большой соблазн пользоваться научно-популярной литературой на русском или английском языках. Но эти книги очень часто пишут люди с особым складом психики, выдающие за абсолютную истину свои собственные «видения» в состоянии транса. К сожалению, люди, медитируя и входя в транс, «видят» одно и то же в столь разноплановом виде, что основываться на этих данных весьма проблематично. Учитывая это, мы старались брать за основу религиозные первоисточники и труды Елены Блаватской, которая признана на Востоке как великая Посвященая.

Возвращаясь к изучению Будды, можно, тем не менее, прийти к заключению, что факт рождения Будды от матери и отца (тару) достаточно сомнителен, а считать людей племени тару наследниками Будды вряд ли возможно. А принимая во внимание знания о сомати и необычную внешность Будды, нельзя исключить возможность выхода Будды из состояния водного сомати в озере у местечка Люмбини или приход его из расположенных вблизи гор, где он мог пребывать в состоянии пещерного сомати. Последний вариант мы считаем даже более вероятным, так как в легендах о Будде существует факт того, что он во взрослом состоянии начал голодать, исхудал и ушел в дикий лес, откуда явился на люди красивым и преображенным. Не исключено, что явился совсем другой человек, а все истории о непорочном зачатии - вымысел.

Как мы уже указывали (Бонпо-лама), в период текущего 30-ты-сячелетия на Земле должно появиться 1002 Будды.

По этому поводу у Е. П. Блаватской мы находим следующее («Тайная доктрина», 1937, т. 2, с. 529, 530): «Будды являются всемирным или общим достоянием; они есть исторические Мудрецы… Из одной группы в девяносто семь Будд и из пятидесяти трех в другой… …Эти корзины древнейших писаний на „пальмовых листьях“ сохраняются в большой тайне… Тот особый Манускрипт, из которого последующие отрывки были извлечены и затем переданы на более понятном языке, был списан с каменных таблиц, принадлежащих одному Будде самых первых дней Пятой Расы, который был свидетелем Потопа и погружения основных Материков Расы Атлантов».

То, что написала Е. П. Блаватская о Буддах, можно понять по-разному. С одной стороны, обращает на себя внимание тот факт, что Будда называются «историческими Мудрецами». Дело в том, что в другом месте (с. 440) Е. П. Блаватская пишет: «Адепты или Мудрые Люди Третьей, Четвертой и Пятой Расы обитали в подземных жилищах…». Понятия «исторические Мудрецы» и «Мудрые Люди», видимо, являются синонимами. Тогда синонимом является и слово «Адепты». Кто такие адепты? Из бесед со свами и ламами мы поняли, что адептами называются люди, живущие сотни, тысячи" и более лет, находясь в состоянии сомати и периодически возвращаясь к обычному образу жизни.

Отсюда следует, что последний Будда (и, видимо, другие Будды), являясь адептом, появился на земле, выйдя из состояния сомати в Генофонде человечества. Слова Е. П. Блаватской: «…Из одной группы в девяносто семь Будд и из пятидесяти трех в другой…» - можно понять как указание на это.

Необычная внешность Будды может быть объяснена тем, что он был адептом-атлантом или адептом-лемурийцем (вспомним слова Е. П. Блаватской: «Адепты или Мудрые Люди Третьей, Четвертой и Пятой Расы…»). Огромные познания последнего Будды, которым его никто не учил при обычной земной жизни, могут быть объяснены тем, что он владел знаниями цивилизации атлантов и лемурийцев. Косвенно об этом может также свидетельствовать фраза Е. П. Блаватской о «каменных таблицах» и Будде времен Потопа. В конце концов Е. П. Блаватская почти прямо указывает на то, что Будда был представителем четвертой расы, то есть атлантом (с. 280, 281): "…черты и типы характера, приписываемого великанам Четвертой Расы… эти Будды, хотя часто обеким изображением длинных исключено, что слова Е. П. Блаватской можно интерпретировать совершенно иным образом и говорить о слабой логике у нас или подтасовке фактов. Но все религиозные деятели Востока знают про адептов и даже как они говорят, встречаются с ними! Факт существования феномена сомати на Востоке вряд ли оспорим. Будда имел существенно необычную внешность, приспособленную для полуводного образа жизни. Будда имел огромные познания… и т.д. Все же имеется достаточное количество сведений, свидетельствующих о том, что вышеописанная логика может иметь место в виде гипотезы.

Но если мы возьмем за основу эту гипотезу, то придется брать за основу и гипотезу о существовании Генофонда человечества. Существует ли он на самом деле? Неужели параллельно с нами находится подземный и подводный мир людей разных цивилизаций в сомати? Неужели Будда и другие пророки выходили к людям на поверхность земли оттуда?!

Подводя итог исследованиям, изложенным в этой главе, постараемся сделать предположительный вывод, отвечая на вопрос - кем были последний Будда и человек, глаза которого изображены на тибетских храмах? Анализ их внешности позволяет судить о том, что последний Будда занимает промежуточное положение между современным человеком и человеком, глаза которого изображены на тибетских храмах. Прослеживается также изменчивость в отношении перехода от полуводного образа жизни к жизни только на суше: замена клапановидного носа (как дышло у дельфинов) на обычный нос, исчезновение перепонок. Кроме того, у Е. П. Блаватской написано о том, что в подземных жилищах находятся адепты третьей (лемурийцы), четвертой (атланты) и пятой (наша цивилизация) рас.

Исходя из всего этого, можно предположить, что последний Будда был атлантом, а человек, глаза которого изображены на тибетских храмах, - лемурийцем или лемуро-атлантом.

Кто же они - лемурийцы и кто же они - атланты?

Из книги Тайна судьбы Археологическое исследование книги пророка Иеремии автора Опарин Алексей Анатольевич

Глава 4 Запутавшийся Будда История религии, о которой мы будем говорить в данной главе, уходит своими корнями в Древнюю Индию, в царский дворец. В отличии от большинства других религиозных течений, эта религия, точнее, её будущий основатель, вышел не из бедной семьи пастуха

Из книги Что сказали тибетские ламы автора Мулдашев Эрнст Рифгатович

Глава 6 Кем был Будда? На Востоке в каждом магазинчике можно купить статуэтку Будды. Цены на них очень большие, так как каждый иностранец, бывая в буддийских странах, хочет приобрести на память статуэтку того, кому поклоняется почти половина населения земного шара.Верить в Из книги История Бога. Тысячелетние искания в иудаизме, христианстве и исламе автора Армстронг Карен

Глава XVIII БУДДА И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ § 147. Принц Сиддхартха Буддизм - единственная религия, основатель которой не объявлял себя ни пророком какого бы то ни было Бога, ни его посланцем. Будда целиком отрицал идею Бога как Высшего Существа. Однако он называл себя

Из книги Сутра основных обетов бодхисаттвы Кшитигарбхи автора Буддизм Автор неизвестен -

БУДДА (инд.) Просветленный. Это звание носят те, кто достиг нирваны. Буддой называют также основоположника буддизма Сиддхартху

Из книги Йога сновидений и практика естественного света автора Ринпоче Намкай Норбу

Будда Шакьямуни восхваляет бодхисаттву Кшитигарбхи ГЛАВА

Из книги Сутра о мудрости и глупости (Дзанлундо) автора Гаутама Сиддхартха

Будда Шакьямуни обучает Людей и Богов ГЛАВА ТРИНАДЦАТЬ В это время, Будда Шакьямуни поднял свои золотые руки и погладил Бодхисаттву Кшитигарбху по голове и сказал: «Бодхисаттва Кшитигарбха, Бодхисаттва Кшитигарбха, твои божественные силы, твоя Безмерная Доброта и

Из книги Философия Буддизма Махаяны автора Торчинов Евгений Алексеевич

Глава V БУДДА - НЕ ДАЛЕЕ ВАШЕЙ СОБСТВЕННОЙ ЛАДОНИ{2}. СУЩНОСТНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО УМА I.Кланяюсь Падмасамбхаве И славному ламе, который есть эманация мудрого Манджушри (и подобен) всем Буддам и их сыновьям. Тем, кто желает (обучиться) медитации распознавания

Из книги Будда. История и легенды автора Томас Эдвард

Глава сорок четвертая. О том, как Будда впервые милосердие [в себе] породил Так было однажды услышано мною. Победоносный пребывал в Шравасти, в саду Джетавана, который предоставил ему Анатхапиндада. В то время монахи вернулись с летней аскезы, пришли к Победоносному,