Развитие ребенка по месяцам 12 месяцев. Ребенок от рождения и до года: этапы развития по месяцам

Еще сегодня ваш ребенок – несмышленый грудничок, но совсем скоро по дому будет бегать активный годовалый малыш. Чтобы знать, все ли необходимые навыки вовремя приобретает младенец, нужно отслеживать его развитие по месяцам.

Первый год жизни: календарь развития ребенка

Представляем вашему вниманию подробный календарь развития ребенка с самого рождения до достижения им . Период до года – это тот этап жизни, когда малыш познает все вокруг, изучает себя и окружающих, поэтому это один из самых важных жизненных этапов. Поэтому читаем внимательно. Но сначала хотим показать вам короткое видео-резюме о развитии ребенка по месяцам:

Первый месяц

Основные моменты развития ребенка второго месяца жизни:

  • реагирует на звуки, поворачивает голову в сторону его источника;
  • исследует собственные ладони и пальцы, сжимает их в кулачки и рассматривает;
  • делает первые неловкие попытки дотянуться до погремушки;
  • рефлексы новорождённого постепенно угасают;
  • у ребенка совершенствуется зрительный аппарат, с этого возраста малыш начинает проявлять интерес к ярким предметам.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 800 г.
Увеличение роста – на 3 см.

Третий месяц

  • будучи поднятым в вертикальное положение и коснувшись ступнями поверхности, пытается оттолкнуться ножками;
  • гулит и имитирует звуки, произносимые взрослым (“ма-ма”, “а-гу”);
  • дотягивается до игрушек, хватает их и тянет ко рту;
  • радуется играм со взрослым, в случае прекращения игры может заплакать;
  • в 5 месяц у многих детей начинается прорезывание первых зубов.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 700 г.
Увеличение роста – на 2 см.

Шестой месяц

  • , к концу 6-ого месяца может отползти на 20-30 см к предмету;
  • вставая на четвереньки, учится раскачиваться вперед-назад, что способствует укреплению навыка ползания;
  • в игре использует обе ручки, перекладывает игрушки из одной руки в другую;
  • играет на развивающем коврике с небьющимся зеркалом, отдает предпочтение музыкальным игрушкам;

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 650 г.
Увеличение роста – на 2 см.

Седьмой месяц

  • тянется за предметом или к маме обеими руками;
  • садится с помощью взрослого и ;
  • пытается привлечь к себе внимание, проявляет интерес к простым играм (“ку-ку”, “ладушки”);
  • активно пропевает звуки, появляется простое звукоподражание голосов животных (“га-га”, “кря-кря”);
  • любит листать книжки и рассматривать яркие картинки.


Увеличение роста – на 2 см.

Восьмой месяц

Ребенок ведет себя гораздо активнее, чем в предыдущие месяцы. Он может садиться и передвигаться с помощью ползания, встает в кроватке. Малыш легко отличает своих родителей от посторонних и сможет найти их лица даже на фотографии. Проявляет желание самостоятельно держать ложку при приеме пищи. Понимает простые просьбы -что-то показать или принести одни из своих игрушек.

  • Физическое развитие

Испытывает удовольствие от ходьбы и осваивает приставные шаги возле любой доступной опоры. Самостоятельно садится, во время ползания может вставать и раскачиваться на четвереньках.

  • Психомоторное развитие

Лепечет, повторяя слоги “ма-ма-ма”, “ба-па” и т.д. Осваивает движение прощания рукой. Любит играть в “ку-ку”, “ладушки”. При вопросе пытается найти взглядом знакомый предмет или человека.

Основные моменты развития ребенка восьмого месяца жизни:

  • держась за опору, ;
  • легко ориентируется и перемещается с одного места на другое;
  • ребенку уже меньше нравится лежать, он старается принять вертикальное положение при любом удобном случае;
  • активно лепечет, словарный запас пополнятся новыми звуками и простыми словами.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 550 г.

Девятый месяц

Стоя на ножках и пытается делать первые неуверенные шаги, держась за опору. Он еще не научился опускаться на пол без падения, поэтому может часто падать. К концу месяца ребенок научится лучше удерживать баланс и равновесие. Кроха уже хорошо пьет из поильника с носиком и учится пить из взрослой кружки.

  • Физическое развитие

Малыш активно начинает учиться самостоятельной ходьбе. Девятимесячный кроха садится и встает на ножки, держась за опору, без помощи взрослого. Ходит при поддержке за обе руки.

  • Психомоторное развитие

Начинает подражать сам себе, повторяя случайно возникшие звуки и слоги. Реагирует на собственное имя. Играет в “ладушки”, машет “пока-пока”.

Основные моменты развития ребенка девятого месяца жизни:

  • садится из положения лежа на спине/животе самостоятельно;
  • во время ползания может разворачиваться и перемещаться в любую сторону, а не только вперед;
  • хорошо запоминает названия окружающих предметов и по просьбе показывает их;
  • реагирует на слово “нельзя”, понимает запреты;
  • много лепечет на собственном языке, понятном только близким.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 500 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.

Десятый месяц

Малыш может удерживать равновесие и даже делать несколько шагов подряд, пока его не подхватит взрослый. по 15-20 минут беспрерывно играть, увлекаться пирамидкой или кубиками. Может перелистывать в книжках страницы. Стремится играть с другими детьми в гостях или на прогулке.

  • Физическое развитие

Десятимесячный малыш, держась лишь одной рукой за опору, может сделать самостоятельные шаги. Приседает и встает по своему желанию за любым предметом. Основным способом передвижения становится уже не ползание, а ходьба.

  • Психомоторное развитие

Стремится копировать взрослую речь, вслушивается в разговор. Узнает и находит знакомые предметы по просьбе взрослого (“дай лялю”, “где мячик?”)

Основные моменты развития ребенка десятого месяца жизни:

  • может стоять несколько мгновений без опоры;
  • делает 2-3 шага вперед без поддержки;
  • ползает на руках и коленях, удерживая на них вес тела;
  • любит разбрасывать игрушки из кроватки/манежа;
  • показывает части тела на себе и на взрослом.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 450 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.

Одиннадцатый месяц

Ко всему, что их окружает. Ребенок стремится изучить предмет самыми разными способами – трясти им в воздухе, бросать или ударять о поверхность. Любит играть в игру “спрятанная игрушка”, с легкостью находит её. В книжках смотрит на правильную картинку, когда слышит название определенного предмета.

  • Физическое развитие

В 11 месяцев ребенок уверенно стоит без опоры. Активно учится делать первый шаг без поддержки. Любит двигаться, танцевать под музыку, играть с другими детьми.

  • Психомоторное развитие

Произносит осознанные лепетные слова (“ма-ма”, “па-па”, “ав-ав”). Реагирует на слово “нельзя”. Играет с пирамидкой. Знает и показывает части своего тела.

Основные моменты развития ребенка одиннадцатого месяца жизни:

  • активно двигается (садится, ложится, встает самостоятельно);
  • неравнодушен к похвале, также понимает строгую речь;
  • может показать пальцем на желаемый предмет;
  • новые шаги в общении со взрослым: машет “привет”/”пока” ручкой, утвердительно кивает или отрицательно машет головой;
  • может самостоятельно брать мелкие кусочки пищи пальцами.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 400 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.

Двенадцатый месяц (1 год)

Как маленькая личность. . Если кратко, то он меньше волнуется в присутствии незнакомых людей, ведет себя настойчиво, активно выражает свои желания. Начинает демонстрировать собственнические наклонности по отношению к маме или игрушкам. Словарный запас ребенка растет очень быстро, малыш понимает всю обращенную к нему речь и пытается отвечать.

  • Физическое развитие

Годовалый ребенок уверенно стоит и ходит без опоры. Малыш проявляет активность в причесывании, купании, одевании. Пытается самостоятельно удерживать ложку, есть из неё густую пищу; учится пить из кружки.

  • Психомоторное развитие

Произносит первые слова, соотнося их с действиями – “дай”, “бух”, “ам-ам”. Выполняет простые просьбы – “иди к маме”, “дай кубик”. Знает назначение простых предметов (телефон, расческа, зубная щетка).

Основные моменты развития ребенка двенадцатого месяца жизни:

  • может пройти без поддержки и опоры небольшое расстояние;
  • наклоняется и поднимает к пола предметы;
  • может перешагивать препятствие в виде порога или лежащей игрушки;
  • ищет необходимый предмет по своему желанию, даже если не видел, куда его положили;
  • простыми словами выражает свои потребности и желания. Зовет маму и папу. Словарный запас к этому возрасту – 8-12 слов.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 600 г.
Увеличение роста – на 2-3 см.

Полезный рассказ о том, как ухаживать за грудничком

Отличия в развитии мальчиков и девочек

Педиатрами давно замечено, что в развитии новорожденных малышей разного пола есть свои отличия. И хотя каждый ребенок индивидуален, некоторые закономерности существуют. Например:

– мальчики рождаются крупнее девочек по росту и весу. Так, у доношенных новорожденных мужского пола средний рост при рождении – 53-56 см, в то время как у девочек всего 49-52 см;

– говоря о детских нормах общего физического и психического роста, отмечено, что развитие мальчиков немного отстает от сверстниц уже на момент рождения. Но эта разница незаметна, и составляет не более 2-3 недель;

– представительницы прекрасного пола миниатюрнее при рождении, но позже физическое развитие девочек ускоряется. Костный скелет у них в среднем формируется раньше, чем у мальчиков.

Таблица с нормами роста и веса детей до года

С помощью центильной таблицы можно отследить примерные нормы ежемесячной прибавки в весе ребенка, и как должно происходить увеличение длины тела младенца. Нормы роста и веса детей указаны в рамках минимального/максимального показателей, поэтому их можно использовать в качестве ориентира.

Мальчики Девочки
Возраст Рост (см) Вес (кг) Возраст Рост (см) Вес (кг)
1-2 мес. 52-60 3,5-5,8 1-2 мес. 51-59 3,1-5,2
3-4 мес. 59-66 5,1-7,4 3-4 мес. 57-64 4,6-7,1
5-7 мес. 61-71 6,2-9,7 5-7 мес. 61-69 6,1-8,7
8-10 мес. 68-75 8-11 8-10 мес. 66-73 7,3-10
10-12 мес. 71-78 8,8-12 10-12 мес. 69-76 7,6-11

Таблица ключевых моментов развития ребенка от 0 до 1 года

Краткий обзор в таблице, где указано развитие ребенка до года по месяцам, станет отличной “шпаргалкой” для молодых мам.

Возраст Речевое развитие Двигательное развитие Психическое развитие
1-1,5 месяца Тихое гуление Первые попытки приподнимания головы Кратковременно следит взглядом за погремушкой
2 месяца В хорошем настроении понемногу гулит Лучше координирует движения Удерживает взгляд на движущемся предмете
3 месяца Длительное гуление Уверенно держит голову Поворачивается к источникам звука
4 месяца На смену гулению приходит первый лепет Не отрывает взгляд от движущихся предметов Отличает маму от посторонних
5 месяцев Лепечет, произносит слоги “ма, “па” Самостоятельно переворачивается, ползает назад Настораживается при чужих голосах
6 месяцев Активный лепет, воспроизводит простые слоги Ползает “по-пластунски” Проявляет эмоции радости и недовольства
7 месяцев Лепет, появление слогов “та”, “на” “да” и др. Сидит с опорой, ползает вперед Понимает интонацию, слово “нет”
8 месяцев Первые односложные слова Встает и передвигается у опоры, самостоятельно сидит Расширяется диапазон эмоций (удивление, настойчивость)
9 месяцев Активное лепетание, новые слоги Стоит и ходит с опорой, ползает Понимает простые поручения
10 месяцев Произносит простые слова “ля-ля”, “ав-ав” Садится из положения стоя, пытается ходить Повторяет за мимикой взрослых
11 месяцев Выражает желания – “на,” “дай” Поднимает предметы с пола, встает, приседает Показывает по просьбе знакомые предметы, части тела
12 месяцев Много лепечет, осознанно произносит слова “мама”, “баба” Активно передвигается, ложится, встает, ходит Понимает взрослую речь, реагирует на просьбы и запреты

В этой статье:

Прошли роды, малыш появился на свет. Теперь начинается новый этап его развития. До 1 года кроху принято называть грудничком. Он сейчас полностью зависит от родителей, питается только материнским молоком. Хотя начиная с 6-го месяца мы будем вводить ему прикорм . А к концу 12 месяцев кроху нужно будет переводить на новый режим питания.

За первый год происходит огромный скачок развития ребенка. Из беспомощного кулечка он становится вполне активным малышом со своим собственным характером. Правильное развитие ему обеспечивают родители. Обязательно посещайте врача, проводите контрольные взвешивания, сдавайте необходимые анализы.

Нормы развития

В этот период важно каждый месяц отслеживать главные показатели физического развития крохи:


Практически все это родители могут измерять и наблюдать дома. Вам понадобятся специальные весы для малышей, метровая лента для измерения окружностей тела и роста. О том, что у крохи режутся зубки, он вам сам «скажет». Обычно этот процесс сопровождается болезненными ощущениями, температурой. Хотя, бывает, первые 3-4 зубика прорезываются вообще безболезненно.

У ребенка появляются и пропадают некоторые рефлексы. За этим будет следить врач и медицинская сестра. Сначала они будут посещать вас 1-2 раза в неделю, а затем вы сами будете приезжать на контроль.

Безусловные рефлексы грудничков должны появляться и исчезать вовремя . Если этого не происходит, значит, существует какая-то проблема.

Развитие идет очень интенсивно. Все начинается с того дня, как кроха появился на свет. Его легкие раскрываются. Он первый раз дышит воздухом, и это самый первый раз, когда его кровь и органы насыщаются кислородом из воздуха.

От 0 до 1 месяца

Он только-только появился на свет. Кроха много спит, кушает, плачет. Он чувствует себя в безопасности рядом с матерью. Этот период довольно тяжелый для родителей. Режим малыша строгий: каждые 2-3 часа нужно покушать. Кажется, что он совершенно беспомощный, но это не совсем так. Кроха наблюдает, слушает, учится распознавать людей по голосу. Для ребенка это первая возможность познавать мир вокруг.

Первый месяц

Теперь малыш заметно подрос, его рост составляет уже от 53 см до 55 см. Кушает он исключительно материнское молоко, но теперь ночью может делать промежуток между кормлениями в 4 часа. Развитие идет полным ходом. Он начинает держать головку, хоть и
всего на 5-10 секунд. Шейные мышцы еще слабые, но он постоянно тренируется.

В это время проявляются основные рефлексы . Например, рефлекс сосания. Благодаря этому бессознательному действию кроха имеет возможность питаться. Его все больше интересуют предметы вокруг. Повесьте погремушки и другие игрушки над его люлькой. Такие предметы будут привлекать его внимание и развивать зрение.

2 месяца

Рост вашего крохи уже достигает 56-60 см, а его вес доходит до показателя 5,3 кг. Теперь крошка уверенно держит головку 1-2 минуты. Его привлекают предметы вокруг, особенно яркие. Ребенок может переворачиваться, начинает делать разные движения руками и ногами. Кстати, он уже узнает маму и папу, оживляется при их появлении.

Второй месяц - активное развитие слуха у ребенка. Сейчас побольше говорите с ним, пойте песенки, читайте сказки. Он уже знает мамин голос, научился поворачиваться, когда слышит его. Громкие звуки пугают его, а негромкие могут заинтересовать. Малыш поворачивает головку в сторону источника звука.

3 месяца

Вот уже прошло 3 месяца – контрольные замеры показывают 59-62 см роста и вес до 6,3 кг. Ваш кроха становится все больше. Ему все время приходится покупать новые вещи, ведь он вырастает из старых очень быстро. Теперь он может держать головку 5-6 минут . Взгляд становится более осмысленным.

Ребенку нужно показывать разные предметы – медленно проносите их перед его глазами. Сейчас ему все интересно, и особенно - яркое, блестящее. Он уже проявляет интерес к игрушкам, трогает их, бросает. Но взять рукой еще не может, ведь мелкая моторика только-только начинает развитие.

Сейчас крошка произнесет первый звук: что-то тихое, но уже не крик и не всхлип. Это может быть какое-нибудь «агу». Для вас и для ребенка это значимое событие.

К третьему месяцу кроха уже показывает вам свои эмоции . Он может даже начать улыбаться, радоваться, вскрикивать. Родители могут делать малышу массаж, чтобы помочь ему почувствовать все части тела, научиться ими управлять. Начинается активное физическое развитие – теперь кроха будет быстрее прибавлять в росте.

4 месяца

Рост достигает уже 62-66 см, а вес увеличивается до 7,0 кг. Кроха с радостью играет, переворачивается со спинки на животик. Может положить большой пальчик ноги себе в рот. Не стоит переживать – такими упражнениями он себе не навредит. Все суставы очень гибкие, а крохе интересно узнать возможности собственного тела.

С 4-го месяца начинается развитие мелкой моторики. Для ребенка теперь не проблема взять предмет всей ладошкой. Отдельными пальчиками управляться он все еще не может, а вот всеми пятью сразу - легко. Стимулируйте этот интерес, давайте ему подержать небольшие предметы. Он все более активен в исследовании мира вокруг. Носите ребенка по комнате, подносите к зеркалу.

На 4-5 месяцах есть вероятность отказа от молока, лактационный кризис . Если это происходит с вашим малышом, нужно проконсультироваться у педиатра. Возможно, придется переходить на смесь.

5 месяцев

Рост ребенка уже 64-68 см, а вес составляет примерно 7,8 кг. Физическое развитие выходит на новый этап: крошка учится сидеть. Такое положение для него удобное и приятное. Это промежуточная стадия, которая приведет к тому, что он сможет вставать на ножки. Сейчас
активизирует мозг – кроха уже запоминает многие предметы. При появлении соски «показывает», что хочет кушать . Видит коляску – радостно вскрикивает, ведь она ассоциируется с прогулкой.

Он с интересом относится к новым людям, но не любит, когда они берут его на руки, может сильно испугаться. Лучше всего предложить ему посидеть у мамы на коленях, пока гости с ним общаются. Как только он привыкнет к новому человеку, с радостью будет с ним играть.

6 месяцев

Теперь прирост по месяцам будет меньше, чем раньше, крошка немного затормозит в росте. Сейчас он составляет от 66 см и до 70 см, а вес уже приличный – целых 8,0 кг. Ребенок может уже долго сидеть, садится самостоятельно. Начинается новый период его физических «тренировок»:
малыш встает на четвереньки, даже чуть-чуть ползает. Ему необходимо много впечатлений, ведь начинается активное развитие эмоций, мышления.

В 5 месяцев дети очень открыты и эмоциональны. Конечно, в основном, это позитивные эмоции, и вы часто слышите громкий смех малыша. Дети с восторгом реагируют на что-то новое: игрушки, фокусы. Сейчас ребенок будет пытаться произносить все больше звуков . Вы даже услышите первое «ма-ма» или «па-па». Такие слова, состоящие из одинаковых слогов, проще всего запомнить и произнести.

7 месяцев

Теперь рост составляет 68-71 см. Ребенок прибавил в весе, но незначительно – максимум до 8,9 кг. Он сидит, ползает, встает на четвереньки. Уже скоро он сделает свой первый шаг . Играть с крохой становится интереснее. Сейчас пора менять его рацион, ведь первые зубки уже появились.

Развитие ЖКТ стимулирует его потребность в более твердой пище. Педиатры
советуют давать ребенку в этом возрасте по ложечке фруктового пюре или сока. Смешивайте их с водой или жидкой кашкой.

Сейчас уже можно предложить вашему крохе лист бумаги и карандаши . Рисование занимает его на 10-15 минут. Конечно, пока это только линии, но и они важны. Кроме того, с помощью цветных карандашей можно учить цвета, фигурки.

С 7 месяцев можно водить ребенка в бассейн – такие походы вместе с мамой ему очень нравятся. А еще помогают развиваться и благотворно сказываются на работе нервной системы.

8 месяцев

Сейчас рост малыша от макушки до пяточек уже 70-72 см, а вес составляет 8,4-9,4 кг. Тут впервые можно заметить, как ребенок встает, держась за бортик кроватки. Остается совсем немного до первых самостоятельных шагов. Хотя некоторые дети уже к 8-9 месяцу могут встать на ножки без поддержки.

Прогулки на улице старайтесь делать продолжительными. Полезно гулять в хорошую погоду 2-3 раза в день.

Крошка уже может произносить простые слова. Он понимает гораздо лучше, чем говорит, уже точно знает названия многих домашних предметов.

9 месяцев

Прибавка в росте небольшая – сейчас он составляет 71-73 см. Вес доходит до отметки в 10 кг. Развитие крошки по месяцам идет по-прежнему стремительно, он меняется с каждой прожитой неделей. В 9 месяцев ножки крепнут – стоять становится проще. Кто-то начинает ходить с поддержкой, а для кого-то еще может быть рано. Родителям необходимо помнить, что дети развиваются индивидуально. Существует общий график, но небольшое отставание не играет роли.

Психологи советуют больше разговаривать с ребенком – это стимулирует речь. Сейчас начнется период, когда речь станет вашей основной задачей. К 1 годику уже нужно будет уверенно произносить некоторые простые слова. Тут лучше всего помогают родители: ваша правильная речь становится эталоном.

10 месяцев

Рост малыша до 74 см, а прибавка в весе незначительная – всего-то 0,4-0,5 кг за прошлый месяц. Активнее вводите новые прикормки:

С цитрусовыми соками нужно быть осторожнее: на них может быть аллергия . У ребенка просыпается интерес к новой пище.

Ему очень хочется попробовать, что же едят родители. Это говорит о быстром развитии психической деятельности. Проявляется мышление, познавательный интерес. Конечно, нельзя делиться всем со своего стола: соленое, копченое, острое, маринованное для ребенка вредно.

11 месяцев

Вот уже вес достигает 10,5 килограммов. Рост может измениться всего на пару сантиметров. В этом возрасте дети могут даже немного потерять в весе. Это связано с активными движениями. Крошка уже легко садится, встает, перекатывается. Его все живо интересует. Давайте малышу побольше самостоятельности. Например, научите его держать ложку, играть с машинками… Это даст маме небольшой отдых.

12 месяцев

Прошел целый год. Теперь рост и прибавка в весе не будут настолько очевидными для родителей. Организм медленно перестраивается, начиная функционировать уже как взрослый . Ребенок переходит на более твердую пищу. У него уже появилась все зубки или готовятся прорезаться последние.

В 1 годик можно начинать применять методики раннего развития. Все они основаны на игровом подходе, соответствующем такому возрасту ребенка. Игра - его любимое занятие. С 12 месяцев начинается все самое интересное: ваш кроха взрослеет, говорит все активнее. Его лепет отражает эмоции: воодушевление, радость, страх, печаль. Старайтесь больше двигаться с ним:

  • поддерживайте при ходьбе;
  • танцуйте;
  • поднимайте малыша на ручки.

Подумайте о компании для ребенка. Ему нужны друзья, партнеры по играм . Идет развитие личности, а значит, необходимы социальные контакты. Игры с другими детьми помогут ему научиться многим полезным вещам. Например, новым словам.

Физическое, психическое и эмоциональное развитие по месяцам до 2 лет может быть разным для двух малышей одного возраста. Не забывайте, что это очень индивидуальный период. Но после 2 лет дети обычно выравниваются в развитии.

Вашему карапузу исполнилось 3 месяца. Все его ощущения на этой неделе уже не на уровне инстинкта, а вполне осознанные. Это касается и физического развития, и психического, и осязательных/зрительных ощущений и пр. Кроха улыбается маме, начинает «разговаривать», выражает эмоции с помощью не только крика, но и мимики, движений, различных звуков. Словом, ваш малыш подрос. И это один из самых прекрасных периодов его развития.

Рост, вес, аппетит, сон, стул 12-недельного ребенка

  1. Сон
    В 3 месяца ваша кроха спит уже 16-17 часов. Иногда меньше, иногда больше (индивидуально). По-прежнему мама встает ночью на кормление, и по-прежнему более 4 часов подряд малыш не спит.
    Есть и такие чудо-богатыри, что спят беспробудно по 8 часов ночью, но это, скорее, исключение.
    Периоды бодрствования становятся все дольше. Сейчас они достигают уже 1,5-2 часов.
  2. Вес
    Около 5200-5600 с прибавкой около 800 г за прошедший месяц.
  3. Рост
    Около 60-62 см с прибавкой около 2,5-3 см за прошедший месяц.
  4. Прибавка в параметрах окружности головы — плюс 1,5 см.
  5. Кушает малыш 6 раз в сутки
    Норма разовой порции — около 150 мл.

    Прикормы пока не рекомендуются.
  6. Кости ребенка пока еще хрупки
    Крайне важна предельная внимательность родителей в обращении с чадом. К деформации костей может привести даже несвоевременная и неправильная посадка малыша или тугое пеленание.
  7. Повышенный тонус мышц к 12-й неделе уходит
    Движения осознанные, активные.
  8. Прогулки должны стать доброй привычкой
    3-6 часов в день положено находиться на улице. Сильный мороз или ливень — исключение.
    При непогоде будет достаточно сна в коляске на балконе. Естественно, с учетом правил безопасности малыша.
  9. Купание
    По-прежнему, каждый вечер, для особо активных и возбудимых крох — в обед.
    С детским мылом купаем дважды в неделю.
  10. Уже работают слезные железы.

Что ощущает, чувствует и как общается ребенок в 3 месяца жизни

Ваш малыш уже совсем большой. Это не тот спящий «комочек» в вышитом уголке, которого только принесли из роддома. Это уже человечек, который способен осознанно двигаться и по-своему разговаривать.

Итак, чему научился маленький человечек к 3-м месяцам?

  • С положения «на спинке» поворачивается налево и направо , на животик, с одного бочка на другой.
  • Узнает свои ручки , знает, что они принадлежат именно ему, играет ими, изучает.
  • Кисти практически открыты , пальчики согнуты лишь немного.
  • Сжимает игрушку , которую ему дает мама, держит ее до нескольких минут, тянет в рот.
  • Лежа на пузике, поднимает головку и держит ее (угол — 45 градусов).
  • Пытается совершать ползающие движения , хотя сил на это пока не хватает.
  • Если взять за ручки, подтягивается в положение «сидя».
  • В вертикальном положении (у мамы на руках) головка не качается — держится уверенно.
  • При поддержке подмышками опирается на стопы.
  • Сует в рот только пальчики (не весь кулачок), а также мамин палец или игрушку, которую удается схватить.
  • Следит за предметом , который перемещают перед его глазами, за людьми и питомцами.
  • Помимо улыбки, сейчас маме приносит радость и смех карапуза. Смеется малыш также осознанно.
  • Растет «лексикон» . Появляются, кроме гласных, звуки В, С и Ф. Кроха гулит и лопочет, отвечает маме, зовет ее, поет, воркует.
  • Малыш запоминает ощущения от своих движений и пытается их повторить — повороты, ползание и пр.
  • Прислушивается к каждому звуку , строя различные гримасы.
  • Узнает маму с папой по голосам, лицам, запаху.
  • Попадает руками по игрушкам, что мама вешает над кроваткой.
  • Изучает все окружающие предметы , особенно его привлекают лица и крупные узоры.
  • «Интересуется» музыкой — любит и спокойную классическую, и просто мобиль над кроваткой.

Стоит обратиться к педиатру, если ваша кроха…

  1. Не может поднять головку на 5 см (с положения на животе) и удерживать ее.
  2. Находясь в вертикальном положении, не может удержать головку .
  3. Лежа на пузике, не приподнимается , опираясь на предплечья.
  4. Не тянется к яркой игрушке, которую видит возле себя.
  5. Не ищет глазами источник звука и не следит за перемещаемой погремушкой.
  6. Не улыбается , когда мама с ним разговаривает.

Правила ухода за малышом в 12 недель: как справиться с возникающими проблемами?

Если вы еще не установили для карапуза четкий режим дня, срочно этим вопросом займитесь. Режим сна и питания крайне важен для правильного развития чада (да и маминого спокойствия).

  • Лучшее время для отхода к ночному сну — с 19.00 до 20.30.
    Также стоит планировать и дневной сон. Ритуал перед сном должен повторяться изо дня в день, чтобы малыш к нему привык. Важна последовательность и добрая правильная привычка.
  • С утра обязательно будите свое чадо
    В одно и то же время. Особенно, если ребенок спит более 10 часов.
  • Нерегулярные кормления
    Малыши не могут просить есть по расписанию. Они могут просить еду в любое время. И, если первые пару месяцев вы шли крохе навстречу, сейчас пора «перевоспитываться» и укладываться в рамки режима.
    Особенно, учитывая тот факт, что между кормлениями ребенок к груди просится от тоски по маме, а не от голода. Отклонения от графика в установленном режиме допустимы лишь на 20-30 минут.
  • Колики
    Увы, пока еще эта проблема не ушла целиком. Поэтому не забываем укладывать малыша перед кормлением на пузико, гладить животик по часовой стрелке, поить специальным чаем и держать «солдатиком» после обеда/ужина.
  • Протирайте глазки чада по утрам
    Делать это следует стерильным ватным тампоном (предварительно смочите в чистой воде).
    Направление — от внешнего к внутреннему краю.

Наиболее остро в этот период стоит проблема реакции организма на прививку.

Как раз в 3 месяца (по желанию мамы) здоровому карапузу положена плановая вакцинация (прим. коклюш, дифтерия, столбняк и полиомиелит).

И реакция на нее бывает совершенно разной. Обычно после прививки повышается температура, начинается боль в мышцах и сонливость, возможна и аллергическая реакция.

Симптомы уходят за 2-3 дня. Но маме следует быть внимательной, ведь то, как отреагирует организм, никому неизвестно.

Не помешает также заранее выяснить, что можно и чего нельзя делать до и после прививки.

Развитие трехмесячного новорожденного в игре

Учитывая, что ваш карапуз уже способен хватать игрушки и тянуть их в рот, а также легко переворачиваться, пора немного пересмотреть вопросы безопасности. То есть оградить малыша от опасных предметов и обезопасить от падения с высоты.

А чтобы усовершенствовать полученные навыки, следует добавить в режим дня несколько полезных упражнений .

  1. Стимулируем перевороты Кроха — в положении «на спине». Поднимаем его правую ножку и нежно ведем налево, «перекидывая» через тело. Данный элемент — самый сложный для карапуза во всем процессе переворота. Поэтому ваша задача — помочь ему в тренировках.
  2. Стимулируем ползание Тут все просто: укладываем кроху на коврик (на полу) пузиком. Впереди него раскладываем яркие игрушки и помогаем своей ладонью, от которой оттолкнуться гораздо легче. Коврик можно приобрести специальный, развивающий, хотя это и не обязательно. Нежелательно делать это на диване, потому что нужна более твердая поверхность, чтобы малыш имел больше возможностей для отталкивания.
  • Игры пока короткие и простые
    Достаточно 15 минут. Если малыш устал раньше, «сворачивайтесь», пришло время отдыха.
  • Речевое развитие
    Сейчас важно развивать «словарный запас». Наиболее успешно такие уроки проходят с помощью потешек, прибауток, песенок.
    Все фразы произносите четко, чтобы малыш слышал их и видел ваш рот во время произношения.
  • Массаж
    Помимо традиционного массажа, сейчас время наступило для развития мелкой моторики (непрерывно связанной с речевым аппаратом).
    Поэтому массажируем стопы и ладошки, делаем пальчиковую гимнастику, трогаем и щупаем различные фактуры.
    Используем шарики-ежики, вкладывая в ладошку малышу, поочередно — в левую и правую. Зажимаем такой шарик между его ладошками, и нежно крутим.
  • Найдите книжку с крупными и схематичными рисунками (либо нарисуйте сами)
    Показывайте ребенку эти картинки, в обязательном порядке проговаривая каждую деталь рисунка.
  • Читайте вашему чаду
    Неважно, что это будет — книга о вкусной и здоровой пище, стихи Ахматовой или сказки (малыш пока еще не понимает сути текста). Главное, как именно вы будете проговаривать слова.
    Ребенок уже понимает ритм языка, и ваши «чтения» станут еще одним кирпичиком, заложенным в фундамент речевого и психоэмоционального развития.
  • Закаливающие процедуры
    Без них тоже не обойтись, если вы хотите, чтобы малыш рос выносливым и здоровым.
    Из наиболее популярных процедур: обтирания влажным полотенцем, воздушные ванны, постепенное снижение температуры воды в ванной на полградуса (до разумных пределов, конечно).
  • Развиваем координацию движений
    Сейчас кроха с удовольствием тянется к игрушкам, развешанным мамой над кроваткой. Вешайте их так, чтобы карапуз мог дотянуться.
    Только не простые колечки/шарики, а игрушки, которые издают звуки. Тогда у карапуза будет больше стимула к ним тянуться.
Правильное питание детей в первые месяцы жизни имеет важнейшее значение в поддержании здоровья, влияет на рост и развитие ребенка. Качество питания влияет на процесс пищеварения и прибавку массы тела ребенка. (В первые шесть месяцев жизни ребенок увеличивает массу своего тела в два раза, а в течение первого года жизни она увеличивается в три раза). В этот период жизни роль рационального питания трудно переоценить.

Молоко матери является лучшим питанием для младенцев, т.к. оно содержит все необходимые ребенку пищевые ингредиенты и биологически активные вещества.

Однако, когда грудное вскармливание не возможно, необходимой становится искусственное вскармливание младенцев. При этом необходимо выбрать качественную молочную смесь.

Наименование смеси Особенности смеси Производитель Содержание основных пищевых веществ и энергии в 100 мл готовой смеси
Белки, г Жиры, г Углеводы, г Железо, мг Ккал
Смеси отечественного производства
1 МалюткаНоваяформула Сухая молочная смесь высокой степени адаптации по всем нутриентам. Содержит: таурин, L-карнитин, селен, йод. Обладает профилактическим эффектом, алиментарно-зависимых состояний, йоддефицитных состояний. Нутриция, Россия 1,6 3,5 7,4 10,0 68,0
2 Нутрилак 0-12 Сухая обезжиренная молочная смесь с добавлением деминерализованной молочной сыворотки. Содержание белка понижено. Содержит: таурин, L -карнитин. Низкая осмолярность смеси Нутритек, Россия 1,5 3,4 7,4 0,8 66,6
Смеси зарубежного производства
3 Беби Сухая обезжиренная молочная смесь с преобладанием сывороточных белков. Углеводы — в виде лактозы. Содержит: таурин, L -карнитин, железо, селен Kolinsk, Словения 1,54 3,5 7,04 0,9 66,7
4 Бона Приготовлена на сухом, частично обезжиренном коровьем молоке, деминерализованной молочной сыворотке. Содержит: таурин Нестле, Финляндия 1,5 3,5 7,3 0,73 67,0
5 Дамил Сухая обезжиренная молочная смесь. Содержит: 100% растительные жиры, L-карнитин, таурин, йод, селен Дания 1,5 3,6 6,99 0,89 66,5
6 Мамекс плюс Сухая обезжиренная молочная смесь с сывороточным белками и растительными маслами, комплексом витаминов и минералов. Содержит: таурин, селен, B-каротин, олигосахариды, фосфолипиды, нуклеотиды Интернейшл Нутришнл Ко, Дания 1,46 3,61 7,25 0,77 67,3
7 МДмил Сухая обезжиренная молочная смесь. Содержит: нуклеотиды, селен, таурин, инозитол. Франция«Летри де Краон» 1,6 3,6 7,5 0,6 68,9
8 Нан Сухая обезжиренная молочная смесь, улучшенного состава, с высоким превалированием модифицированных сывороточных белков. Количество белка понижено. Содержит: нуклеотиды, таурин, L-карнитин, железо, селен, йод. Обеспечивает профилактику алиментарно-зависимых состояний, обладает антиоксидашной защитой. Нестле, Швейцария 1,2 3,6 7,5 0,8 67,0
9 Нестожен Сухая частично обезжиренная молочная смесь. Белковый компонент преимущественно состоит из казеиновой фракции. Содержит: таурин, L-карнитин, железо. Обеспечивает профилактику срыгиваний, алиментарно-зависимых состояний. Вызывает чувство насыщения Нестле, Швейцария 1,7 3,4 7,4 0,8 67,0
10 Нэнни Сухая молочная смесь на основе обезжиренного козьего молока, полностью адаптирована. Содержит: железо, йод, холин, карнитин, таурин. Обладает антиоксидантным эффектом. Назначается с рождения для профилактики алиментарно-зависимых состояний, пищевой аллергии. Противопоказана при лактазной недостаточности, непереносимости белков козьего молока Голландия Бибиколь 1,5 3,6 7,6 0,85 69,0
11 Пилтти Приготовлена на коровьем молоке с добавлением деминерализованной молочной сыворотки. Содержит: карнитин, таурин, лактозу, декстрин-мальтозу Ван ден Берг Фудс, Финляндия 1,5 3,5 7,0 0,7 65,0
12 Симилак Сухая обезжиренная молочная смесь. Содержит: таурин Абботт.ЛабораторияСША/Дания 1,5 3,6 7,3 0,15 67,6

Участковы педиатр. Профилактическая медицинская помощь/Н. Л. Черная

Психологи делят жизнь любого человека (от рождения, а некоторые – и от «до рождения») до старости на основные этапы, характеризующиеся определенными психологическими признаками. В отличие от специалистов, для большинства мамочек эти этапы знаменуются не столько изменениями в самосознании ребенка, сколько определенными событиями, приобретением тех или иных навыков.

Когда ребенок научится держать головку? Когда начнет улыбаться? Когда будет тянуться к игрушке, узнавать маму, переворачиваться, садиться, ползать? Когда мамочка услышит долгожданное первое слово?

Все эти умения, являясь следствием преодоления малышом различных возрастных этапов, для которых у детских психологов есть свои, иногда не известные маме названия, являются знаковыми для родителей, подсказывающими, что ребенок перешел на новый этап своего развития.

Первый год жизни ребенка – важнейшее время для его психического и физического развития. Причем в этом возрасте первично именно физическое развитие, от него зависит развитие нервной системы.

Конечно, разговаривать с ребенком, петь ему песенки, улыбаться, ласкать – обязательно. Но это вовсе не значит, что с трех месяцев надо учить ребенка различать цвета и понимать значение слов «парабола» и «метаморфозы».

Можно помочь ребенку научиться переворачиваться, садиться, ползать, ходить. Ключевое слово здесь – помочь.

То есть не заставлять, например, ползти, переживая, что «соседский мальчик на 3 дня младше, а уже ползает, а наш все никак».

Есть несложные упражнения (информацию о них можно почерпнуть из книг, спросить у педиатра или у опытных родителей), стимулирующие малыша к тем или иным действиям. Ласковые поглаживания маминых рук и легкий общий массаж рекомендуются для большинства здоровых детишек в первые месяцы жизни.

Кроме того, что ребенку эти действия доставляют удовольствие, они приносят еще и пользу – укрепление мышц, стимулирование работы кишечника, предупреждение различных ортопедических и хирургических проблем. Выполняя их ежедневно, мама создает предпосылки для развития двигательной активности ребенка.

Итак, что же должен уметь делать здоровый ребенок в возрасте от рождения до года? Вот основные ежемесячные достижения малыша:

Этапы развития ребенка до 1 года по месяцам

НОВОРОЖДЕННЫЙ. Хаотичные движения рук и ног. Наличие «рефлексов новорожденного». Основной способ выразить желания – плач. В положении на животе малыш пытается приподнять голову.

1 МЕСЯЦ. В положении на животе малыш поднимает и удерживает несколько секунд головку. Следит глазами (без поворота головы) за движущимся предметом, расположенным на расстоянии 40-50 см от глаз. Улыбается в ответ на обращение к нему.

2 МЕСЯЦА. Во время бодрствования ребенок постоянно производит разнообразные движения руками и ногами, пока еще хаотичные. Хорошо удерживает головку, лежа на животе (не менее 5-10 секунд), сосет кулачки. Может сосредоточить взгляд на неподвижном предмете. Появляются звуки начального гуления.

3 МЕСЯЦА. Малыш может свободно удерживать головку в вертикальном положении – до 30 секунд, лежа на животе – до 1 минуты. Удерживает вложенную ему в руку игрушку (3-10 секунд), ощупывает свою одежду. Сосредотачивает внимание на лице разговаривающего с ним взрослого. Рассматривает свои руки, активно гулит. Появляется «комплекс оживления».

4 МЕСЯЦА. Лежа, малыш поднимает руки выше горизонтального уровня. Может поднимать ноги кверху. Тянется к игрушке, хватает, ощупывает ее. Узнает родителей, улыбается. Следит взглядом за игрушкой. Поворачивает голову к источнику звука, находящегося вне поля зрения ребенка. Смеется в голос.

5 МЕСЯЦЕВ. Ребенок может сидеть с опорой. Лежа на животе, поднимает корпус на вытянутых руках. Пытается переворачиваться, тянет в рот свои руки и ноги. Берет и удерживает игрушку. Тянет в рот предметы, попавшие ему в руки.

Начинаются попытки координации движений (ребенок находит предмет взглядом – тянется к нему – хватает – производит с ним действия). Малыш активно гулит и выражает с помощью различных звуков и интонаций свое настроение. Реагирует на щекотку.

6 МЕСЯЦЕВ. Малыш может садиться и вставать на ноги при подтягивании его за руки (пока только в качестве гимнастики). Активно и часто переворачивается с живота на спину и обратно. Может делать первые попытки ползать (по-пластунски, подтягиваясь на руках, раскачиваясь вперед-назад, стоя на четвереньках). Достаточно уверенно сидит без поддержки.

Примерно в этом возрасте ребенок начинает учиться есть с ложки. Хватает игрушки, может держать их обеими руками, машет, стучит, тянет в рот. Реагирует на свое имя. Малыш начинает лепетать – произносить слоги, сочетания звуков, не несущие смысловой нагрузки. При виде незнакомого человека ребенок может пугаться или тревожиться.

7 МЕСЯЦЕВ. В этом возрасте ребенок хорошо сидит без опоры, если его посадить, и даже может садиться сам. Сидя, наклоняет туловище вперед и выпрямляется. Ползает на четвереньках (при этом может менять направление движения).

Хватает игрушки, размахивает ими, стучит, бросает, перекладывает из рук в руку, протягивает взрослому – просит поиграть. Много и активно лепечет. Слоги ма-ма, па-па, ба-ба произносит часто, но это просто сочетания звуков, не соотносимые с понятием «мама» или «папа».

8 МЕСЯЦЕВ. Малыш сам садится, хорошо ползает, пытается вставать, держась за опору. Любит грызть сухарик или корочку хлеба, которую сам держит в руке. Активно манипулирует игрушками (стучит, кидает, достает из коробочки мелкие предметы). Глядя на взрослого, может повторять его движения, играет в «ладушки», «пока-пока».

Часто и помногу лепечет, постоянно может повторять один и тот же слог (де-де-де, ня-ня-ня). Малыш может бояться незнакомых людей, стремится подползти поближе к маме, если видит постороннего человека. Если играет музыка, то ребенок может раскачиваться в такт.

9 МЕСЯЦЕВ. Ребенок хорошо и быстро ползает, уверенно стоит у опоры, может, держась, передвигаться вдоль нее приставными шагами. Малыш может пить из чашки, которую держит взрослый, производит различные действия с игрушками, все более разнообразные по мере взросления.

Малыш начинает понимать значения некоторых слов и предложений – «иди сюда», «где собачка?», «ладушки», «дай», «нельзя». Может показать, где лежит игрушка. Арсенал используемых звуков и слогов расширяется. Малыш может повторять простые слоги (ма-ма, ля-ля) за взрослыми.

Малыш может как играть самостоятельно, так и требовать внимания взрослого, приглашать его к игре. Возникают жесты указания (малыш пальчиком показывает на игрушку, которую он хочет достать).

10 МЕСЯЦЕВ. Малыш может стоять без опоры и без поддержки взрослого, ходить, держась за руку взрослого. Действия с игрушками становятся более сложными (ребенок может открывать и закрыть коробочки, катать мяч, складывать игрушки в коробку, снимать кольца пирамидки).

Выполняет просьбу: «Дай», — дает названную взрослым игрушку. С удовольствием играет с другим ребенком, повторяет за ним некоторые действия. Ребенок может повторять за взрослым звуки и слоги, которых до этого не было в его лепете. Манипулируя предметами, малыш узнает их свойства (жесткое — мягкое, большое — маленькое).

11 МЕСЯЦЕВ. Ребенок длительное время может стоять без опоры и поддержки, приседать. Пытается делать первые самостоятельные шаги. Хорошо ходит, держась за руку взрослого. Некоторые детки уже уверенно могут передвигаться от предмета к предмету без поддержки.

По просьбе взрослого может выполнять действия с предметами (ставит кубики друг на друга, катает мячик, качает куклу, подает игрушку, находит спрятанный на его глазах предмет). Появляются первые слова-обозначения: дай, на, мама, ав-ав и др.

12 МЕСЯЦЕВ. Ребенок ходит самостоятельно, может поднять игрушку с пола, наклонившись из положения стоя или присев. Сам пьет из чашки, держит ложку, пытается есть самостоятельно. Строит «башню» из кубиков (ставит 2-3 кубика друг на друга). Малыш выполняет несложные поручения взрослого: дай куклу, брось мяч, принеси машинку.

К концу первого года ребенок понимает уже много слов, соотносит их значения с определенными предметами и людьми, пытается повторять за взрослым слова и новые слоги. Для обозначения предметов и действий применяет облегченные, лепетные слова (бах, ням-ням, ляля и т.п.).

Эти временные рамки весьма условны. Варьирование в пределах 1-3 месяцев в обе стороны – вариант нормы. Не переживайте, если Ваш ребенок по каким-то показателям не вписывается в приведенные здесь ПРИМЕРНЫЕ возрастные нормы.

Годовалый малыш книжки по развитию ребенка и Интернет не читает. И он вовсе не обязан знать, что, например, к 9 месяцам ребенок должен уметь играть в «ладушки», а к году разбирать и собирать пирамидку.

Замечено, что большинство детей без всяких специальных упражнений (присаживание, подталкивание под ножки и т.п.) и приспособлений (например, ходунков) начинают выполнять все необходимые для их возраста действия.

Рефлекс это, инстинкт, повторение того, что они видят у взрослых, или какое-то врожденное умение — точно ответить на этот вопрос сложно. Скорее всего, играет роль все вышеперечисленное.

Ребенок сядет, поползет и пойдет тогда, когда он будет готов к этому морально и физически.