Театральные куклы в детском саду мини музей. Проект мини-музей "театральные куклы"

Дети- дошкольники, как правило, всегда рады приезду в детский сад кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли при помощи кукол, которые всегда находятся в их распоряжении. Дети, включившись в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прейди к нему на помощь. Участвую в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром, через образы, краски, звуки.

Тематика и содержите театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость… Любимые герои становятся образцами для подражания.

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает их вкус, воспитывает чувство прекрасного. Театрализованные игры помогают воспитателю, любящему своих детей, создавать радостною, непринужденную обстановку в группе.

Учитывая мнения авторов, работающих по теме:“Театрализованные игры дошкольников” (Л. В. Артёмова, Н. Ф. Сорокина), мы решили создать в своей группе мини- проект: “Дети и куклы”. Цель проекта: последовательно знакомить детей с различными видами театра, развивать инициативу, самостоятельность в играх с куклами, развивать желание выступать перед детьми, родителями, сотрудниками ДОУ. Вид проекта: творческиё, групповой, комплексный. Взаимодействие педагогов: воспитатели ДОУ, специалисты ДОУ, специалисты ДК “Динамо”. Продукт совместной деятельности: театральные гостиные, кукольные представления, игры- этюды, игры – фантазии, импровизация мелодий, движений, интонаций.

Работа по мини проекту осуществляется на базе средней группы “Улыбка” второй год по трём направлениям: “Развивающая среда”, “Дети”, “Взрослые”.

Первое направление- формирование развивающей среды. Это создание театрального уголка в группе, включающего в себя:

  • Настольный театр
  • Театр резиновой игрушки
  • Театр мягкой игрушки
  • Костюмы
  • Декорации
  • Театр конусной игрушки
  • Куклы- бибабо
  • Теневой театр
  • Театр “Варежка” и др.

Второе направление- это работа с детьми. Она включает в себя творческую деятельность детей, как совместную (2 раза в неделю проводиться кружок театрализованной деятельности), так и самостоятельную. Это:

  • Игровое творчество
  • Песенное творчество
  • Танцевальное творчество
  • Импровизация на детских музыкальных инструментах.

При работе с детьми используются следующие методы: сочинение сказок, модификация сказок, сопровождение движений кукол песенкой, интерес и желание играть на музыкальных инструментах, интерес и желание танцевать.

Третье направление- “Взрослые”. Это работа с родителями, специалистами ДОУ, специалистами театрального кружка ДК “Динамо”. Она включает в себя:

  • Совместное посещение театров семьями и группой
  • Музыкальные, литературные гостиные
  • Выставка театров разного вида
  • Создание мини музея игрушек сделанных своими руками
  • Совместное выступление детей и их родителей
  • Выступление кукольного театра ДК “Динамо”
  • Семейные мини-спектакли
  • Изготовление фото альбомов и тд.

Используя в работе с детьми театрализованные игры, мы основываемся на представлениях выдающегося русского психолога Л. С. Выготского: “Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняться в творческом воображении и его воплощении”.

Занимаясь с детьми театром мы ставили перед собой цель- сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети могли и использовать в повседневной жизни.

Проект
Мини – музей «ТЕАТРАЛЬНЫЕ КУКЛЫ»
Автор проекта: Воспитатель Хромова Мария Николаевна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №30
Цели: Приобщение дошкольников к миру искусства. Ознакомление детей с разными видами театра. Развитие творческих способностей детей. Развитие коммуникативных качеств личности ребенка.
Тип проекта – творчески-игровой.
Продолжительность – длительный (сентябрь-май)
Возраст детей – 5-6 лет
“Театр – это волшебный мир
Он дает уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее идет развитие
духовного мира детей…” Б.М.Теплов
Задачи:
Воспитательные. Воспитывать партнёрские отношения между детьми, коммуникативные качества, создать позитивный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.
Развивающие. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, отчетливость произношения, традиции семейного чтения.
Обучающие. Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки; закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап - определение темы, разработка цели и задач, сбор информации, использование компьютерных технологий, подбор художественной литературы и иллюстративного материала, заготовки кукол. Основной этап – проведение игр, наблюдений, бесед с детьми (как групповых, так и индивидуальных). Совместная деятельность воспитателей, детей, их родителей. Оформление выставок поделок и рисунков «Театральные куклы», книг «Сказки для детей дошкольного возраста». Подготовка консультаций для родителей по данной тематике. Заключительный этап - подведение итогов.
(Проект способствовал развитию и раскрытию творческих способностей детей. Дети учились продуктивному взаимодействию друг с другом, умению слушать других.)
Совместная деятельность:
1.Чтение художественной литературы: русских народных сказок « Теремок», « Колобок», «Кот, лиса и петух», Л. Толстой « Три медведя», Ш. Перро «Красная Шапочка», С. Михалков «Три поросенка» и др.
2. Беседа « Моя любимая сказка».
3. Познавательно речевое развитие: наглядно дидактические пособия: « Колобок», « Теремок», « Три медведя».
4. Художественное творчество. Сюжетное рисование. Тема: «Лиса и колобок», «Снегурочка», «Животные- герои сказок», «Веселый Петрушка». 5. Художественное творчество. Лепка. Тема: « Герои сказок», «Веселый Клоун», «Красно-солнышко»
6. Художественное творчество. Аппликация. Тема: « Подснежники», «Домики трех поросят».
7. Продуктивная деятельность. Конструирование из бумаги. Тема: «Игрушки для пальчикового театра».
8. Дидактические игры: « Помоги мишутке найти свою тарелку», « Кто живет в лесу?», «Найди игрушку», «Узнай героя сказки по описанию», «Путешествие по сказкам» и др.
9. Дыхательная гимнастика « Насосы», « Рычание медвежонка », « Подуем на плечо».
10. Музыкальная психогимнастика: « Мы едем, едем, едем», « медведи», «дождик»
Самостоятельная деятельность:
1. Игры-драматизации « Теремок», « Колобок», « Красная шапочка», «Заюшкина избушка» и др.
2. Самостоятельная художественная деятельность (лепка, рисование, конструирование из разных видов материала) по мотивам любимых сказок.
3. Подвижные игры: «У медведя во бору», «Кто скорее», «Гуси, гуси», «Кот и мыши».
4. Сюжетно-ролевые игры по мотивам сказок: «Теремок», «Три поросенка», «Красная шапочка» и др.
5. Самостоятельное рассматривание и обсуждение книг, иллюстраций, репродукций.

Ожидаемый результат:
В процессе театрализованной игры:
- расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
- развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;
- активизируется и совершенствуется словарный запас, звукопроизношение, темп, выразительность речи;
- совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;
- происходит коррекция поведения;
- развивается чувство коллективизма, формируется опыт нравственного поведения;
- участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.

Мини-музеи давно стали неотъемлемой частью развивающей среды в дошкольном учреждении. У детей вызывают живой интерес экспонаты, с которыми можно играть, наблюдать за тем, как они появляются. Мини-музей «Тряпичные куклы», созданный в нашей группе, помогает знакомить детей с народными традициями.

Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные . Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

Как организовать мини-музей «Тряпичные куклы» в детском саду

На примере народной игрушки можно расширить знания детей о традициях в использовании кукол, повысить интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа, и оформить в группе мини-музей «Тряпичные куклы».

Не будем забывать, что русская народная кукла — это часть истории, и её почитают, по сей день, невзирая, на технологический прогресс и катаклизмы. Человек нуждается в постоянстве, поддержке и одобрении, и он часто, всё это, может найти в кукле, которую ему сделала и подарила мама или бабушка. Сделанная своими руками текстильная кукла, станет проводником и помощником на протяжении всей жизни.

Изготовить куклу можно по очень простой схеме


Для этого вам понадобиться белая ткань (примерно 10 на 15 см) для туловища и головы, цветная ткань для рук и юбки, разные ленты и тесьма для украшения, а так же нитки. Помните, наши предки изготавливали кукол без иголки, для того чтоб жизнь её обладателя была счастливой. У обрядовых кукол так же не было глаз, для того, чтобы злой дух не проник в куклу через них.
В нашем мини-музее есть разные куклы, которых изготовляли специально по случаю.

Кукла Веснянка

Веснянку делали из ярких и нарядных тканей и дарили детям на Пасху, те подвешивали её за ниточку на палец и водили, как марионетку. Или прикрепляли к одежде на пуговицу. Веснянка была куколкой одного дня. Испачканную за день куколку сжигали. Ну сжигать или не сжигать — каждый решит для себя сам, а сделать её несложно. Отличается она от других длинной косой.

Кукла Многоручка

Эта кукла символизирует помощь в домашних делах. Её делали женщины или девушки для того, что бы им хватало сил и энергии справляться со своими обязанностями. Также в некоторых регионах её дарили на свадьбу, родственники, как бы наделяя при этом девушку умениями своего рода. Куклу не выпускали из рук, пока она не была готова, не отрывались от процесса и даже ни с кем не разговаривали. Когда она была готова, над ней читалась молитва и на ночь её оставляли под иконой. Многоручку можно изготовить как из ткани, так и соломы, лыкового мочала.

Кукла на удачное замужество

Куклу на удачное замужество делали перед свадьбой. В её основе — березовое поленце (символ плодородия ). Акцент при изготовлении куклы — оберега делается на шее, где девушка накручивает разноцветные воротнички в нечётном количестве. Это желаемые качества будущего мужа. Например, красный цвет у славян символизировал жизнь и плодородие; белый — чистота, праведность, порядок; синий — цвет мудрости.

Зольная кукла

Такие куклы были символом семейного очага, их дарили молодым на свадьбу. Называется она так, потому, что в голову засыпалась зола, символизирующая семейный очаг. Зольную куклу, как куклу оберег не прятали в доме, её выставляли на окна, и она встречала всех, кто приходил, и провожала всех, кто уходил или отправлялся в далекий путь.

Кукла Купавка

Делали её в канун праздника Ивана Купала. Ленточки на такой кукле означали болезни. Считалось что, отправляя такую куклу по реке, вода очищает человека от недугов и постигших человека невзгод. Для того, чтобы усилить действие обряда, ленточки вырезались из ношеных вещей человека, а все узлы завязывались с молитвой направленной на избавление от отдельного недуга.

Кукла Благополучница

Благополучница — тряпичная кукла, которая оберегает семью, охраняет семейный очаг и способствует привлечению и увеличению достатка. Высота куклы от 3 до 8 см, она такая маленькая, но очаровательная защитница заградит злым силам дорогу к вашему дому, присмотрит за ребёнком и наполнит дом атмосферой радости и благополучия. Также она выступает как помощница в любых начинаниях. Такой оберег обычно дарят на Рождество и Новый год с пожеланиями благополучия.

Кукла Пеленашка

Такую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она была до крещения, чтобы сбить злых духов с толку и принимать на себя все напасти, угрожавшие незащищенному крестом малышу. После крещения кукла убиралась из колыбели и хранили её наравне с крестильной рубахой.

Нитяные куклы

Они очень просты в изготовлении, даже ребёнок справится. Для игр можно изготовить кукол с глазами и волосами. Тряпичных кукол можно использовать на занятиях по экологии . У нас получились зима, весна, лето и осень.


Специально для музея была изготовлена книга «Веснянка», в которой собрана информация о куклах.


Современные куклы выполняют исключительно игровую функцию, а в старину же русская народная кукла являлась одним из основных видов обережного рукоделия. Люди верили, что некоторые события в нашей жизни могут быть изменены под влиянием оберегов и тряпичных кукол, в частности. Может это и правда!? Попробуйте.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Возраст детей. От двух до трех лет. Тип проекта. Творчески - игровой. Продолжительность. Длительный (один месяц).

3 слайд

Описание слайда:

Цель. Приобщение дошкольников к миру искусства. Ознакомление детей с разными видами театра. Развитие творческих способностей. Развитие коммуникативных качеств личности. Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша, Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдёт он жизненной тропой.

4 слайд

Описание слайда:

Задачи: Воспитательные. Воспитывать партнёрские отношения между детьми, коммуникативные качества, создать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу. Развивающие. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, отчетливость произношения, традиции семейного чтения. Обучающие. Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки; закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров.

5 слайд

Описание слайда:

Этапы работы над проектом Подготовительный этап – определение темы, разработка цели и задач, сбор информации, литературы, использование компьютерных технологий, подбор иллюстративного материала, художественной литературы, заготовки кукол. Основной этап - Проведение занятий, игр, наблюдений, бесед с детьми (как групповых, так и индивидуальных). Совместная деятельность воспитателей, детей, их родителей, педагогов ДОУ. Оформление выставок поделок и рисунков «Театральные куклы», книг «Сказки для детей младшего дошкольного возраста». Подготовка консультаций для родителей по данной тематике. Заключительный этап - Готовится и проводится презентация по деятельности данного проекта. Оформление творческого проекта и его презентация, на которую приглашаются воспитанники группы их родители, и сотрудники ДОУ. Подведение итогов. Проект способствовал развитию и раскрытию творческих способностей детей. Дети учились продуктивному взаимодействию друг с другом, умению слушать других.

6 слайд

Описание слайда:

Совместная деятельность. 1.Чтение художественной литературы: русских народных сказок « Репка», « Теремок», « Курочка ряба», « Колобок», Л. Толстой « Три медведя». 2. Игры-драматизации « Теремок», « Репка» « Мишка косолапый» 3. Просмотр мультипликационного фильма « Колобок» 4. Просмотр мультипликационного фильма « Теремок» 5. Беседа « Моя любимая сказка». 6. Познавательно речевое развитие. Наглядно дидактическое пособие: « Репка», « Теремок», « Три медведя». 7. Дыхательная гимнастика « Насосы», « Рычание медвежонка », « Подуем на плечо». 8. Дидактические игры: « Помоги мишутке найти свою тарелку», « Кто живет в лесу?», « Найди игрушку», « Путешествие по сказкам». 9. Музыкальная психогимнастика « Мы едем, едем, едем», « медведи», « дождик»

7 слайд

Описание слайда:

Самостоятельная деятельность 1.Художественное творчество. Рисование пальчиками. Тема: « Одежда для зайчика» 2. Художественное творчество. Рисование. Тема: « Волшебная радуга» 3. Художественное творчество. Лепка. Тема: « Угощенье для белочки». 4. Художественное творчество. Рисование. Тема: « Дорожка в лесу». 5.Музыкальная психогимнастика. Тема: « Мы едем, едем, едем…». 6. Физическая культура. Развлечение. Тема: «Интересная дорожка». 7. Физическая культура. Тема: «Скачи на все лады». 8. Физическая культура. Тема: « Утром бабочка проснулась» 9. Физическая культура. Тема: «Весёлые пловцы». 10. Подвижные игры: «У медведя во бору», «Кто скорее», «Гуси, гуси», «Быстро возьми», «Не урони мешочек».

8 слайд

Татьяна Бутова
Мастер-класс по музейной педагогике в детском саду «Мини-музей кукольного театра»

Мастер-класс по музейной педагогике в детском саду : «Мини музей кукольного театра » .

Цель мастер- класса :

Познакомить с использованием музейной технологии в ДОУ , на примере организации мини музея .

Задачи :

Расширить представления участников мастер -класса об использовании музейной педагогики .

Формирование представлений о разнообразии кукольного театра .

Вызвать интерес к театрально – игровой деятельности.

Познакомить с технологией изготовления театральной куклы .

Оборудование :мультимедийное оборудование, материал для практической деятельности : (пластмассовые вилки, цветная бумага 10x10 см, фломастеры , схемы изготовления оригами, иллюстрации героев сказки ножницы, клей).

План проведения мастер-класса .

1. Теоретическая часть :

Вступительное слово мастера : цели и задачи музейной педагогики .

Представление мульмедийной презентации : «Знакомство с видами кукольного театра » .

2. Практическая часть :(изготовление кукол ) .

3. Постановка сказки «Колобок» , с использованием изготовленных кукол .

4. Рефлексия.

Ход мастер-класса .

1. Теоретическая часть.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной предметно-пространственной среде. Музейная педагогика - это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения , педагогики и психологии , рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и ребенка . В условиях детского сада настоящий музей организовать невозможно, а вот экспозиции «мини- музеи » вполне реально.

В нашем посёлке не так много музеев . В беседах с детьми мы выяснили, что не все дети были в музее хотя бы раз . Проблему решает создание мини - музеев в ДОУ .

Основной целью музейной педагогики является : приобщение к музею подрастающего поколения, творческое развитие личности.

Задачи музейной педагогики : (не читать)

Обогащение предметно-развивающей среды;

Формирование познавательных способностей и познавательной деятельности;

Развитие речи, расширение активного словаря;

Воспитание культуры поведения.

Создание мини- музея - трудоёмкая работа , которая состоит из нескольких этапов :

Постановка целей и задач перед родителями воспитанников;

Выбор пространства в групповой комнате;

Сбор экспонатов;

Оформление мини- музея (учёт эстетических норм, соблюдение правил безопасности) .

- Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду . Кукла сама по себе очень близка детскому восприятию .

Использование кукольного театра в образовательном процессе позволяет решать следующие задачи представленные на слайде : (не читать)

Усвоение и закрепление детьми учебного материала;

Появление устойчивого интереса к художественной литературе, книге;

Формирование коммуникативных навыков;

Развитие речи и мелкой моторики,творческих способностей;

Воспитание эстетического вкуса.

На примере нашего мини музея хочу познакомить вас с видами кукольного театра в ДОУ .

Весь кукольный театр в детском саду можно разделить на несколько его видов. Они, в свою очередь, включают в себя великое множество разновидностей, которые я представлю вашему вниманию, на примере мини музея «Кукольного театра » .

Настольный театр .

Название такого вида театра говорит само за себя - игровая деятельность проводится на столе. Его особенностью является то, что декорации и персонажи должны быть небольшого размера, чтобы была возможность разместить все необходимые атрибуты игры на поверхности. Настольный театр в детском саду может быть :

1. Плоскостной;

2. Вязаной игрушки;

3. Конусный;

4. С использованием природного и бросового материала.

Слайд 9-12.

Верховой театр . Его особенность заключается в том, что куклы находятся выше роста человека, который ими управляет. Бывают следующего вида :

1. Театральные игрушки «Би-ба-бо» ;

2. Театральные игрушки – ложковые ;

3. Театр оригами .

Слайд 13-15.

«Наручный» театр .

К этому виду относится театрализованная деятельность , для проведения которой требуются такие атрибуты, как пальчиковые куклы или игрушки - «перчатки» . Различают следующие «наручные» виды театров в детском саду : пальчиковый и перчаточный.

Стендовый театр представляет собой какую-либо поверхность, на которую крепятся фигурки-персонажи и декорации. К такому виду относятся :

1. Театр на фланелеграфе .

2. Магнитный.

Театр масок .

Слайд 18.(Фоновая заставка к сказке и музыка) .

2. Практическая часть.

Мастер : Уважаемые участники мастер-класса , предлагаю вам поучаствовать в создании экспонатов для мини- музея «Кукольный театр » . Мы изготовим ложковую театральную игрушку , для русской народной сказки «Колобок» . Предлагаю пройти за 2 стола.

Первая группа выполнит героев сказки (животных) в технике оригами.

Вам необходимо взять квадратный лист бумаги, определённого цвета, соответственно герою сказки и сложить его по схеме, фломастером дорисовать мордочку животных. А затем прикрепить на пластиковую вилку.

Вторая группа выполнит героев сказки (деда, бабу, колобка) из заранее заготовленных иллюстраций.

Вам необходимо их вырезать по контуру и прикрепить на пластиковую вилку. (Выполнение творческой работы) .

3. Постановка сказки «Колобок» .

Предлагаю вам выполнить театрализацию сказки «Колобок» . Попробовать себя в роле актёров и озвучить своих героев. Для этого прошу вас пройти за ширму.

4. Рефлексия.

Игра «Настроение» .

Посмотрите внимательно на экран. Здесь вы увидите индикаторы вашего настроения. При помощи рук и определённых жестов вы покажете своё отношение к занятию.

Поднятая вверх одна рука - занятие понравилось.

Поднятые вверх обе руки – занятие заинтересовало и подняло мне настроение.

Опущенные вниз руки - ничего не изменилось в моём настроении.

Спасибо всем за внимание! Вы настоящие зрители и некоторые из вас способные актёры.