Занятия по трудовой деятельности в подготовительной группе. Конспект занятия в подготовительной группе по трудовой деятельности Художественно-бытовой труд,на тему:"Золушка"

Валентина Митина
Конспект занятия по трудовой деятельности «Бригадный труд». Подготовительная группа

В подготовительной группе мы продолжаем раскрывать для детей значимость коллективного труда .

В старшей группе дети уже освоились с новой организацией рабочего места, и теперь они готовят рабочие места и подбирают необходимое оборудование самостоятельно. Содержание выполняемых ими действий усложнилось. Если в старшей группе все бригады выполняют одно задание поэтапно : первая стирает, вторая полощет, третья развешивает, то в подготовительной группе каждая бригада будет выполнять отдельное задание. Объем работы не увеличивается (1-2 вещи в работе) . Главное в этих бригадах- самоорганизация . У детей должно остаться чувство : «Я еще бы мог столько же сделать!» Такой труд вызывает радость , удовлетворяя все четыре потребности : самоутверждение, познание, общение, игра.

Также перед детьми стоит не простая задача объединиться в бригады и распределить между собой работу. Дети за три года научились задумывать индивидуально и выполнять работу самостоятельно до результата. Но здесь в выборе партнера присутствует мотив «соседства» ,симпатия.

При назначении бригадиров необходимо делать выбор в пользу рассудительных, уравновешенных, умелых детей.

Цель : продолжать учить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников.

Задачи :

Соотносить свою деятельность с трудом других и понимать , что работа подгруппы , в которой трудишься , является частью общего дела коллектива.

Формировать привычку поддерживать чистоту и порядок.

Закреплять умение планировать деятельность , распределять между собой обязанности.

Учить давать оценку деятельности своей бригады и коллектива в целом.

Формировать убеждение в общественной значимости и необходимости бытового труда .

Предварительная работа :

Накануне проводится беседа с детьми о коллективном труде , о том, как можно сделать необходимую работу быстрее и организуется работа над формированием бригад .

Воспитатель беседует с четырьмя возможными бригадирами . Свои кандидатуры на роль бригадиров дети выдвигают сами .

В. Вы решили позаботиться о малышах. Чтобы ты хотел делать? А ты?. А ты? (Я бы хотел мыть игрушки) Игрушек будет много, один ты будешь долго делать эту работу. Наверное, в группе есть еще кто-то , кто, как и ты, хотел бы мыть игрушки? Можешь ты найти еще четырех человек, с которыми вместе будешь мыть игрушки? (Нет, не могу найти четырех человек) Ну, ладно, иди, играй. Раз ты не можешь найти четырех человек, мы позаботимся. Обращается к другому : А ты сумеешь найти четырех человек, которые бы вместе с тобой постирали кукольные платья? (Да.) Иди, найди себе четырех товарищей. Придете ко мне тогда, когда решите что задумали и с кем. Почему это надо? Чтобы мы не тратили время на разговоры, когда принесут материал, с которым надо работать. Зачем нам нужно знать какой материал для работы? Чтобы знать какие инструменты и оборудование подготовить .

В. Вы договорились кто с кем будет работать? Твоя бригада , что будет делать? Что вам нужно для работы? Приготовить все сумеете? Что будут делать ребята в твоей бригаде ?

Оборудование и материалы : столы, тазики, мыло, сухие тряпочки, губки для мытья, натянутая веревка для развешивания выстиранного белья; игрушки, посуда, кукольная одежда, кукольное постельное бельё.

Ход занятия : Общая игра «Стираем»

Воспитатель младшей группы приносит материал для труда : игрушки, посуда, кукольная одежда, кукольное постельное бельё.

В. (мл. гр.) Пока я собиралась принести вам грязные платья, у меня столько грязных игрушек накопилось, грязной посуды, грязного белья, что мне одной не справиться, и вам нельзя оставить на целую неделю работы хватит.

В. Не волнуйтесь, мы задумали позаботиться о ваших малышах, распределили всю работу по бригадам и все сделаем в один день.

В. (мл. гр.) Спасибо! Выручили. А справятся ли Ваши дети, работы много?

В. Посмотрим (Воспитатель мл. гр. Уходит) . Я слово дала, не подведем?

В. Может быть не будем рассматривать что нам принесли, а сразу приступим к работе. Зачем рассматривать?

Д. Мы должны рассмотреть какой материал, чтобы знать какие инструменты, оборудование приготовить.

В. (обращаясь к бригадиру ) Что вы задумали?

Б. сделать игрушки чистыми

В. что вам надо для работы?

Б. нам надо тазы, мыло, губку.

В. сколько надо каждому?

Б. Два таза, мыло,губку

В. Каждый об этом знает, правильно? А ты о чем позаботишься?

Б. Надо проверить, всем ли хватит.

Так же поговорите с другими бригадирами .

В. Готовьте рабочие места и начинайте.

Длительность процесса труда :10 минут – дети организуют рабочее место; 10 минут работают; 5 - минут уборка; 10 минут – завершающая беседа.

Завершающая беседа :

В. Как ты позаботился о малышах? А как вы?

Ответы детей

В. Стирать умеете, выстирали чисто! Мыть умеете, вымыли чисто! А теперь, давайте разберемся, старшие вы или нет. Как вы сами считаете?

Д. Старшие.

В. А как вы докажите, что вы старшие?

Д. Мы дружно работали, аккуратно,быстро. Все успели сделать.

В. Правильно, так делают только старшие. Хорошо поработали сегодня? Устали? Если малыши принесут еще раз, позаботимся о них?

Публикации по теме:

В ФГОС ДО трудовое воспитание является одной из задач образовательной области «Социально - коммуникативное развитие», которое рекомендуется.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Воздух». Подготовительная группа Тема: «Воздух». Программное содержание: Познакомить детей, что движения воздуха – это ветер. Понять, как может использовать человек силу.

Конспект трудовой деятельности с детьми в летний период «Маленькие садовники» (средняя группа) Цель: формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Задачи: Образовательная: формировать социальный интеллект; Развивающая:.

Конспект трудовой деятельности с детьми в летний период «Юные дизайнеры» (средняя группа) Цель: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Задачи: Образовательная: формировать умение техники плетения.

Конспект занятия «Хозяйственно-бытовой труд» (подготовительная к школе группа) Цель: Продолжать формировать у детей желание участвовать в коллективном труде; соотносить свою деятельность с трудом других. Закреплять.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Путешествие в Осень» (старше-подготовительная группа) КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕНЬ» Старше-подготовительная группа Цель: развитие творчества детей.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Матушка-вода» (подготовительная группа) Программное содержание: Продолжать развивать интерес, наблюдательность с помощью неживой природы, закрепить свойства воды. Обучать детей.

Конспект занятия внеурочной трудовой деятельности


Конспект занятия по трудовой деятельности в

подготовительной группе детей.
Программные задачи: Образовательные: 1. Дать представление о нетрадиционных способах работы с бумажной салфеткой. 2. Учить детей делать объёмные поделки из салфеток. Развивающие: 1. Закрепить знания детей о профессиях людей, работающих в д/с. 2. Закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи – орудия труда. 3. Развивать связную речь, умение отвечать полными, распространенными предложениями. 4. . Развивать умение слушать и слышать вопрос; умение обобщать; логическое мышление; память; внимание. 5. Развивать мелкую моторику рук. Воспитательные: 1. Воспитывать интерес к занятиям, формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания. 2. Воспитывать терпение, усидчивость, аккуратность в работе 3. Воспитывать уважение и любовь к сотрудникам д/с. Оборудование и материал: на каждого ребенка бумажный подносик, бумажные салфетки разноцветные, карандаш, клей, объёмные наклейки бабочек, цветочков, божьих коровок.; фотографии 15х20 сотрудников и педагогов. Ход: Дети входят в группу, садятся на стулья полукругом. Я сегодня шла в детский сад и заметила, что все куда-то торопятся. Как вы думаете, куда утром спешат люди? А большинство людей куда ходят? (на работу)
-Для чего люди ходят на работу? (ответы детей) -Ребята, а скажите где и кем работают ваши родители? (ответы детей) -Молодцы, вы хорошо уже знаете где и кем работают ваши родители. Ребята, а как одним словом можно назвать и продавца, и повара, и администратора, и плотника? Что это такое? (профессия)Ребята, профессий разных очень много, и в нашем детском саду тоже работают люди разных профессий. Послушайте мои загадки и отгадайте о какой профессии идет речь?: 1. Он с утра в столовой нашей Варит суп, компот и кашу. (повар) -Как зовут нашего повара? 2. Ранним утром на зарядку К ней спешим мы по порядку. Занимаемся с желанием Физическим воспитанием. (инструктор по физкультуре) -Кто у нас инструктор по физкультуре? 3. У неё забот не счесть, чтобы Петям, Олям, Машам, было где сидеть, где лечь. Чтоб работали все дружно, назначать зарплату нужно.(заведующая) 4. С малышами я вожусь с ними провожу все дни. Никогда я не сержусь На проделки ребятни. С ними я хожу гулять Их укладываю спать. И, конечно же люблю Я профессию свою. (воспитатель) 5. Чтоб постель и полотенца были чистыми всегда. С порошком вода кружится – Потрудилась здесь она. (прачка, кастелянша)
6. Поцарапал руку очень? Разболелась голова? Быстро бинт зеленкой смочит, Даст таблетку...(медсестра) 7. Разгребает снег лопатой, подметает двор метлой, догадались вы ребята, кто следит за чистотой? (дворник) 8.Он учит речи: чистой, плавной, внятной. Он знает красноречия секрет: Как говорить и ясно и понятно, - Квалифицированный мастер –(логопед). 9. Кто привык нести кошмарный Груз хозяйственных забот? Кто, увидев неполадки, Вмиг порядок наведёт? Отвечайте на вопрос, Кто же это? Наш... (завхоз)! -Все загадки мои вы отгадали. Теперь давайте подумаем, а обо всех ли я профессиях загадала загадки? Люди каких профессий у нас ещё работают в детском саду? (помощник воспитателя, музыкальный руководитель, методист, плотник, сторож, руководитель по рисованию). Каждый ответ детей сопровождается фотографией сотрудника детского сада. -Ребята, а сейчас поиграем в игру «Кому нужен этот предмет?» (На столе лежат: поварешка, свисток, ноты, фонендоскоп, утюг, игрушечные грабли, кисти и лист бумаги, игрушечная швабра, указка, молоток.). -Перед вами лежат инструменты, которые необходимы людям разных профессии, пока играет музыка вы идете по кругу, как только музыка останавливается вы берете предмет, которые ближе к вам и должны рассказать, человеку какой профессии он принадлежит. -Теперь я усложняю вам задачу: людям каких профессий могут принадлежать эти предметы в нашем детском саду?(игра проводится второй раз) -Да, много людей работает в д/с. А как вы думаете, какими должны быть люди, работающими в детском саду? (заботливые, добрые, ласковые, внимательные, любящие детей, терпеливые, умные, умелые).
-Этими качествами обладают люди, работающие в д/с. А кто в основном работает в нашем детском саду?(женщины). -Ребята, а какой у нас скоро праздник?(выпускной) -Скоро вы попрощаетесь с детским садом, воспитателями и всеми людьми, которые окружали и заботились о вас. Хотели бы вы, чтобы вас не забывали в детском саду? Давайте подумаем, как мы можем оставить память о себе? (сделать подарок). А что любят женщины больше всего получать в подарок? (цветы) -Предлагаю вам сегодня стать дизайнерами. Кто такие дизайнеры? Вот и мы с вами сегодня будем делать и украшать подарки для наших педагогов и сотрудников. Выбирайте, кому из педагогов вы хотели бы сделать подарок и рассаживайтесь на места. Ребята, посмотрите, у вас на столах лежат фотографии сотрудников, которым вы будете делать подарки. Как вы думате, какой подарок мы можем сделать с фотографией? (фоторамку) -Давайте вспомним, как надо делать цветы из салфеток. Приступаем к работе. Хожу, оказываю индивидуальную помощь, объясняю. Цветы наклеили, теперь давайте украсим наши подарки. -Ребята, вам понравились поделки из салфеток? А что больше всего вам понравилось на занятии? Было для вас чего-то новое? А скажите с какими трудностями вы столкнулись? (Ответы детей). Мы оставим наши подарки и вручим их на выпускном вечере. Всем спасибо.

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Конспект НОД по трудовому воспитанию. Данное занятие было проведено на открытом мероприятии «Делимся опытом».

Цель: Учить детей помогать взрослым, поддерживать порядок в группе.

Программные задачи:

  • Совершенствовать умение детей мыть игрушки, вытирать их.
  • Формировать привычку к здоровому образу жизни.
  • Умение взаимодействовать в коллективе, договариваться об объёме работы каждого.
  • Доводить начатое дело до конца.
  • Воспитывать трудолюбие, ответственность за порученное дело, аккуратность.

Методы и приёмы: Разъяснения, напоминание, беседа, игровой момент, советы, показ, положительный пример, практические действия по уборке, поощрения, художественное слово, музыкальное сопровождение, экспериментирование.

Предшествующая работа: Знакомство с правилами совместной работы; с пословицами и поговорками; беседы: «Наш дом - наведем порядок в нём», «Маленькое дело -лучше большого безделья»; слушание музыкальных произведений; чтение В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок», Я. Аким «Неумейка», С. Михалков «Все сам», А. Барто «Девочка чумазая», сказки «Золушка».

Оборудование: Клеенки для стола, тазики, тряпочки, полотенца, губки,клеенчатые фартуки, кукла Золушка, посуда игрушечная, строительный материал, конверт с заданиями, картинки, кроссворд о профессиях,предметы для игры «Отбери предметы для труда», угощение для детей.

Ход занятия

Воспитатель:

Я люблю, когда мы утром
Всем при встрече говорим
С Добрым утром! Добрый день!

Давайте поздороваемся с нашими гостями. (Дети здороваются). Ребята, обратите внимание, кто у нас в группе спит. Это Золушка. Когда вы были дома, готовились к приходу в детский сад, наша Золушка хотела успеть сделать уборку в группе и пойти на бал. Но видимо она устала и уснула. Ну что, будем ее будить или сами попробуем за нее все сделать?

Дети: Сами попробуем все сделать.

Воспитатель: Давайте вспомним, кто в сказке помогает Золушке рассортировать крупу, убираться в доме.

Дети: Мыши и голуби.

Воспитатель: Ребята, а что это рядом с Золушкой? (Конверт). Это конверт, а на нем написано «Пока не сделаешь все мои задания, на бал не пойдешь!» Как вы думаете, от кого это письмо?

Дети: От злой мачехи.

Воспитатель: Я предлагаю помочь Золушке, выполнить все задания.

Задание №1

  • Это картинки. Нам надо рассказать, что изображено на них.
  • Что изображено на картине? Чем занимаются дети и взрослые? (Семья собирает овощи, фрукты в огороде).
  • А вот на этой картинке, что вы видите? (Дети в детском саду обедают. Некоторые дети уже поели и убирают за собой посуду со стола).
  • А сейчас я хочу вам прочитать историю про двух девочек, а вы мне потом скажите, какая из девочек стала взрослее.
  • Одна девочка надела бусы, мамины туфли, накрасила губы и говорит «Я уже большая!». Вторая девочка в то же время убрала игрушки, сложила книжки, подмела пол и тоже сказала «Я уже стала большая». Так что же делает маленьких, большими?
  • Какая из девочек стала взрослее? Почему?

А это задание посложнее.

Задание №2. Это кроссворд. Если мы правильно решим кроссворд, то в заштрихованных клетках по горизонтали можно узнать главное слово. Дети отгадывают кроссворд и находят слова - отгадки (слова написаны на бумаге и приклеиваются на липучке).

Загадки

1. Ходит в белом колпаке
С поварёшкою в руке.
Он готовит нам обед:
Кашу, щи и винегрет. (Повар)

2. Кто пропишет витамины?
Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь —
Как лечиться, знает... (врач)

3. У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А еще - мольберт-треножник,
Потому что я … (художник)

4. Все дороги мне знакомы,
Я в кабине словно дома.
Мне мигает светофор,
Знает он, что я - … (Шофёр)

5. Громко прозвенел звонок,
В классе начался урок.
Знает школьник и родитель —
Проведет урок. .. (учитель)

6. Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это? (Космонавт)

7. Палочкой помашет -
Хищники пляшут.
Нахмурит лицо -
Лев прыгнет в кольцо.
Он что, регулировщик?
Нет, это... (дрессировщик)

8. Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит... (строитель)

9.Не художник он, но краской
Пахнет неизменно,
По картинам он не мастер - Мастер он по стенам! (Маляр).

Физ.минутка «Дружно маме помогаем».

Дружно маме помогаем -
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем,
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.

Задание №3. Игра «Отбери предметы для труда».

На столе разложены предметы, надо отбирать только те, которые пригодятся для работы. Дети откладывают: фартуки, нарукавники, тазы, тряпочки, клеёнку, полотенце. (Оставляют игрушки, канцтовары).

Задание №4.

Воспитатель : Злая мачеха велит Золушке вымыть посуду и строительный материал. Чтобы выполнить последнее задание, нам надо надеть фартуки. Мальчики будут мыть строительный материал, а девочки кухонную посуду и раскладывать по местам. Предлагаю перед началом работы вспомнить основные правила труда:

  1. Нельзя отвлекаться.
  2. Любое задание выполнять аккуратно, доводить начатое дело до конца.
  3. Помогать товарищам, если они отказываются от помощи, не мешать.

Напоминаю процесс работы:

  1. Застилаю стол клеёнкой, чтобы не намочить стол.
  2. Наливаю в таз водички.
  3. Беру в левую руку посуду, в правую - тряпочку, опускаю его в воду, и мою со всех сторон. Далее передаю другому ребёнку, который будет эту посуду протирать полотенцем, следующий ребенок складывает на место.

Дети приступают к работе. Воспитатель помогает советом, иногда показывает способ действия. В случае необходимости воспитатель перераспределяет трудовые обязанности. После работы, дети убирают за собой салфетки, губки, фартуки.

Кукла Золушка просыпается, удивляется, радуется.

Золушка: Спасибо ребята, что вы выручили меня, выполнили все задания, которые приготовила для меня злая мачеха. Сейчас я с спокойной душой могу отправиться на бал. А если вы и дома будете так помогать своим родителям, то они будут очень рады, что их дети выросли и стали большими помощниками. До свидания, дети!

Воспитатель провожает Золушку, и вместе с детьми подводим итог:

Воспитатель : Видите, ребята мы сделали доброе дело, помогли Золушке, много сделали полезного, работали дружно, помогали друг другу. Не зря в народе говорят: «Дружно - не грузно!». А еще говорят «Терпенье и труд - все перетрут!» В группе стало чисто, красиво и светло. Давайте вспомним, что же мы для этого сделали? Чем мы занимались?

  • Мыли игрушки (посуду), строительный материал, протирали их, раскладывали по местам.
  • Как вы думаете, почему мы работу сделали быстро?
  • Правильно, все работали дружно, согласованно, помогали друг другу в работе.

Воспитатель : З а такую работу Золушка хочет вас отблагодарить.

Раздаётся угощение для детей.

Источники:

1. А. М. Виноградова, Г. Н. Година. «Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду». Москва «Просвещение» 1987 г.

2. В. Г. Нечаева. «Воспитание дошкольника в труде». Москва «Просвещение» 1983 г.

Цель : формирование положительного отношения к результатам труда человека.

Задачи:

— обогащать первоначальные представления о роли техники в прогрессе человечества, расширять представления детей о выдающихся людях России, об инженерах и изобретателях (И.П. Кулибине, А.С. Попове, П.Н. Яблочкове);

— воспитывать чувство восхищения достижениями человечества, чувство собственного достоинства;

— формировать способы практического применения полученной информации в игровой деятельности.

Оборудование : письмо, посылка с пластмассовыми ложками без черенков, иллюстрации (летящий орел, стрекоза, одуванчик, колокольчик и др. растения), настольно-печатная игра «Подбери пару», портреты ученых-изобретателей (А.С. Попова, П.Н. Яблочкова); картинки с изображением предметов, работающих с помощью электричества и без него для игрового упражнения «Что работает от электричества»; иллюстрации с изображением расписных деревянных ложек; аудиозаписи (плясовая мелодия в исполнении ансамбля ложкарей, «Песенка велосипедистов» (муз. и сл. Тремелоса, перевод П. Ватника), музыкальная игрушка колокольчик; аудиопроигрыватель.

Ход занятия

Воспитатель . Ребята, к вам за помощью обратились наши друзья-первоклассники. Сейчас я прочитаю их письмо: «Дорогие ребята! Помогите нам, пожалуйста, в выполнении домашнего задания: к следующему уроку нам нужно подготовить сообщения о каком-либо изобретении. Кто-то собирается рассказать о том, как изобрели автомобиль, самолет, другие — о прошлом книги, телефона. А один мальчик (его зовут Максим) сказал, что совсем необязательно рассказывать о чужих изобретениях. Он считает, что стать изобретателем совсем просто: нужно только придумать что-то такое, чего никогда раньше не было. Вот, например, совсем недавно он придумал необычные ложки. Мы даже посылаем вам их, чтобы вы внимательно рассмотрели. (Воспитатель достает из посылки и показывает детям пластмассовые ложки без черенка.) Максим считает, что такие ложки можно назвать изобретением, потому что до него никто их не придумал. И тут наши мнения разделились: одни ребята решили, что ложки, которые придумал их друг, нельзя назвать изобретением, а другие ребята считают, что его можно назвать изобретателем. Ребята, мы не случайно обратились именно к вам; мы знаем, что вам так много читали и рассказывали об изобретениях и достижениях человека, в вашей группе есть много книг, альбомов, игр по этой теме». Ребята, как можно помочь нашим друзьям-первоклассникам?

Дети. Мы можем рассказать о том, кто такие изобретатели, какие они; можем рассказать о наших играх, картинках, альбомах, книгах.

Воспитатель . Молодцы, как вы все хорошо придумали! А чтобы ваши рассказы получились интересными, предлагаю вспомнить все, что вы знаете об изобретениях и достижениях человека. Человек в своем труде использует много машин, техники. Ребята, как помогает людям техника?

Дети. Она облегчает труд, помогает стирать, готовить, убирать, считать, решать сложные задачи.

Воспитатель . Да, техника помогает людям во многих делах. Она необходима человеку для того, чтобы работать быстрее, лучше и легче. Предлагаю отгадать загадки о технике.

Ей набили мясом рот,

И она его жует,

Жует, жует и не глотает —

В тарелку отправляет. (Мясорубка.)

Ходит-бродит по коврам,

Водит носом по углам.

Где прошел — там пыли нет,

Пыль и сор — его обед. (Пылесос.)

То назад, то вперед

Ходит, бродит пароход.

Остановишь — горе!

Продырявит море! (Утюг.)

Зубастый крокодил

Все поле избороздил. (Борона.)

Шумело на просторе

Золотое море.

Пароход пришел —

Выпил море и ушел. (Комбайн.)

Я великан: вон ту громадную

Многопудовую плиту

Я, словно плитку шоколадную,

Вмиг поднимаю в высоту. (Подъемный кран.)

Дети отгадывают загадки.

Прежде чем человек научился создавать станки, машины, приборы, он внимательно наблюдал за природой, за тем, как устроены растения и животные. Рассмотрим картинку с изображением летящего орла. Чему человек мог научиться у птиц?

Дети. Мог научиться летать.

Воспитатель . Вспомните, пожалуйста, историю о первом человеке, который очень хотел летать, как птица. Как его звали?

Дети . Икар.

Воспитатель. Каких птиц вы можете назвать?

Дети отвечают.

Человек не успокоился и придумал себе железную птицу. Какую?

Дети. Самолет.

Воспитатель . Какие самолеты вы знаете и для чего они нужны?

Дети отвечают.

Чтобы взлететь, самолету нужны разбег и длинная взлетная полоса. Это не всегда удобно. Однажды человек увидел стрекозу (Воспитатель показывает картинку с изображением стрекозы.) и присмотрелся к ней повнимательнее. Как она взлетает? Сидит на цветке и поднимается вверх без разбега. Какая железная машина может также взлетать в небо?

Дети. Вертолет.

Воспитатель . Люди наблюдали не только за животными, но и за растениями.

Воспитатель демонстрирует картину с изображением различных растений.

На этой картине много цветов. Какие цветы вы видите?

Дети. Одуванчики.

Воспитатель . Они не желтые, они уже белые. Если подуть на одуванчик, что получится?

Дети отвечают.

Семена одуванчика очень похожи на парашют.

Слышен звон колокольчика.

Что это звенит?

Дети. Колокольчик.

Воспитатель. Посмотрите на него. (Показывает музыкальную игрушку колокольчик, а затем на изображение цветка колокольчика.) Это тоже колокольчик. Чем они похожи? У них есть язычок и шапочка. Только один звенит, а другой нет. Даже есть такая загадка «Колокол колышется, а звона не слышится». Вот сколько всего придумал и изобрел человек, наблюдая за природой! Предлагаю поиграть в игру, в ходе которой вы еще раз вспомните, по подобию чего были созданы человеком многие механизмы.

Игра «Подбери пару»

Ведущий сортирует карточки по парам («птица — самолет», «стрекоза — вертолет» и т.п.) и делит наборы парных каточек между играющими. По команде ведущего игроки должны подобрать парные карточки и сложить их. Побеждает тот, кто первым справится с заданием и правильно расскажет о том, по подобию каких растений и животных были созданы полезные и нужные вещи (по подобию птицы был создан самолет, по подобию рыб — подводная лодка, по подобию стрекозы — вертолет и др.).

Воспитатель . Ребята, чтобы самим что-то придумать, нужно быть внимательными, много слушать и наблюдать, думать и любить природу. Я хочу дать вам небольшое задание: вместе с родителями понаблюдать за природой и вспомнить, какие еще Интересные вещи были придуманы людьми — изобретателями. И обязательно нарисовать вместе с родителями картинку, принести ее в садик и показать всем ребятам. Ребята, вы знаете, кто такие изобретатели?

Дети. Это люди, которые придумывают новую технику.

Воспитатель . Верно, люди, которые придумывают разные машины, станки, нужные людям инструменты и другие полезные вещи, называются изобретателями. Они с детства любят внимательно наблюдать, придумывать что-то новое. Как вы думаете, трудно ли сделать автомобиль? Холодильник? А построить дом, мост? Чтобы сделать машину, построить дом, необходимо выполнить чертеж — своего рода рисунок будущей машины — и не ошибиться в расчетах. Это работа инженера. Люди этой профессии хорошо знают математику, физику, механику, умеют делать чертежи. Эта профессия появилась не очень много лет назад. Но на Руси всегда были умельцы, которые делали необыкновенные вещи.

Двести лет назад в городе Нижнем Новгороде жил Иван Петрович Кулибин — человек невысокого роста, с бородой. Сделал он как-то часы размером с утиное яйцо. Каждый час распахивалась в часах дверца, появлялись крошечные человечки и весело двигались под музыку Он также придумал различные компасы, фонарь-прожектор, часы с календарем. Это был очень талантливый человек.

Назовите, пожалуйста, изобретателей радио, электрической лампочки.

Дети отвечают. Ответы сопровождаются показом портретов А.С. Попова, П.Н. Яблочкова.

Почему эти люди прославились на весь мир?

Дети. Потому что их изобретения очень нужные и полезные для людей.

Воспитатель. Предлагаю послушать сообщения об изобретениях этих людей.

Два ребенка (поочередно) выступают с заранее подготовленными сообщениями об изобретении радио и электрической лампочки.

Спасибо за интересные рассказы. Ребята, чтобы вспомнить о том, что еще работает от электричества, предлагаю поиграть в игру.

Игровое упражнение «Что работает от электричества»

Воспитатель показывает детям картинки с изображением разных предметов, техники и дает инструкцию: «Если увидите картинку, на которой нарисовано то, что работает от электричества, топайте ногами, а если то, что работает без него, — хлопайте в ладоши».

Воспитатель. Продолжим разговор об изобретениях. Наши друзья-первоклассники прислали нам вот такие необычные ложки. (Показывает детям пластмассовые ложки без черенков.) Как вы думаете, можно ли назвать эти ложки изобретением?

Дети . Нет.

Воспитатель . Почему?

Дети. Такими ложками неудобно есть пищу, у них нет черенка, можно обжечься и пролить пищу, эти ложки некрасивые.

Воспитатель . Верно, изобретения должны быть нужными и полезными для человека. Каждый день, садясь завтракать или обедать, вы берете в руку ложку. И, наверное, ни разу не задумались, когда впервые люди начали есть пищу ложкой. Как вы думаете, нужна ли была она древним людям, которые еще не умели пользоваться огнем?

Дети отвечают.

Когда впервые появились ложки?

Дети. Когда люди научились добывать огонь и готовить пищу на костре.

Воспитатель. Почему люди не могли обходиться без ложек, научившись готовить пищу на костре

Дети. Пить горячий бульон через край и доставать мясо руками было неудобно.

Воспитатель. Из чего древний человек сделал первую ложку?

Дети. Из камня.

Воспитатель. Удобно ли было пользоваться ею?

Дети. Нет.

Воспитатель. Почему?

Дети. Она была тяжелой, неровной, обжигала губы во время еды.

Воспитатель. Из чего люди стали делать ложки позднее?

Дети . Из кости.

Воспитатель. Почему такие ложки были более удобными?

Дети. Они были более гладкими и легкими, не обжигали губы во время еды.

Воспитатель . Из чего потом стали делать ложки?

Дети. Из металла.

Воспитатель. А какими ложками ели простые русские люди в давние времена?

Дети . Деревянными.

Воспитатель. Простые русские люди ели пищу и кашу деревянными ложками. Из какого дерева их вырезали?

Дети. Из липы.

Воспитатель . Почему удобно есть такой ложкой?

Дети. Она была легкой, красивой и не нагревалась от горячей пищи.

Воспитатель . Ложки на Руси делали с выдумкой. Расписные, вырезанные; в разных краях были свои ложки, не похожие друг на друга. У вятской ложки черпачок делали в виде яйца, он был удлиненный и плоский. Загнутая вниз ручка украшалась резьбой. Что рисовали на круглых хохломских ложках?

Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций с изображением расписных деревянных ложек.

Дети . Цветы, веточки, ягоды.

Воспитатель . В России ложки — это еще и музыкальный инструмент. Музыканты-ложкари играют, постукивая ими друг о друга, и звучит задорная плясовая мелодия.

Воспитатель включает аудиозапись плясовой мелодии в исполнении ансамбля музыкантов-ложкарей.

Вот какой талантливый русский народ! Со времени появления на Земле человек много сделал для того, чтобы жить ему было не только сытно и тепло, но и удобно и красиво.

Все, что сделано человеком, свидетельствует о его культуре. Построенные человеком города, дворцы, храмы; созданная им техника; картины художников, книги писателей; детские сады, школы; театры — все это творение рук человека, их нужно беречь, охранять, любить. Как вы думаете, человек гордится своими достижениями?

Дети. Да.

Воспитатель. Да, человек по праву гордится своими достижениями, у него есть чувство собственного достоинства. Он знает, что он — умный, сильный, добрый, трудолюбивый. Ребята, как вы думаете, а Максим, который решил изобрести необычные ложки, сможет в будущем стать изобретателем?

Дети . Да.

Воспитатель. Почему вы так думаете?

Дети. Потому что он очень хочет придумать что-то новое, необычное.

Воспитатель. Как вы думаете, над чем еще нужно поработать Максиму, чтобы стать настоящим изобретателем?

Дети. Чтобы самим что-то придумать, нужно быть внимательными, много слушать и наблюдать, думать, быть добрыми, трудолюбивыми.

Воспитатель. Все верно! Чувство собственного достоинства есть не только у взрослых, людей, оно есть и у детей. Каждый ребенок добивается каких-то успехов в своей жизни. У малышей это получается непросто: они знают и умеют меньше, чем старшие дети, но даже маленький ребенок может быть добрым, стремится к познанию мира. Каждый человек достоин уважения с детства, в каждом живет маленький изобретатель, художник, творец. Когда вы станете взрослыми, может быть кто-то из вас тоже будет талантливым мастером, придумает и сделает какой-то необыкновенный предмет, который прославит Россию. Но для этого нужно много учиться, читать, узнавать. Ребята, как вы думаете, что можно отправить нашим друзьям в помощь для подготовки интересных сообщений об изобретениях и достижениях человека?

Конспект занятия по трудовому воспитанию "Игрушки любят чистоту"

Цель: формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

Задачи:

    Закреплять и совершенствовать умения, приобретенные ранее в трудовой деятельности.

    Содействовать овладению культурой выполнения деятельности (соблюдая три правила труда: костюм чистый, рабочее место чистое, результат труда чистый)

    Содействовать обогащению развития у ребенка интереса к деятельности взрослых; желание оказывать помощь, создавая в труде положительную атмосферу.

Материалы: грязные игрушки, мешок, тазы, столы, скамейка, мыльницы с мылом, губки, салфетки, ведра с водой; персонаж Мишка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

1. Беседа о любимых игрушках

Воспитатель:

Ребята, послушайте я вам прочитаю стихотворение:

Пусть игрушки дружат с нами

Обижать мы их не станем

Поиграем, а потом

Все на место уберём

Сами мы себе поможем

По местам мы их разложим

Игрушки не люди, но все понимают

И очень не любят, когда их ломают!

Воспитатель:

А расскажите, какие игрушки у вас самые любимые? Хотите поиграть с нашими игрушками? Игрушки стоят на своих местах и ждут нас!
Собирается народ, паровоз гудок дает ту-ту: "Мы едем, едем, едем. В далекие края, Хорошие соседи, веселые друзья!"

2. Мишка с мешком.

(В группе сидит Мишка с мешком, через него видно, что в мешке игрушки. Дети встают вокруг Мишки).

Воспитатель:

Здравствуй, Мишка?! Мишка, мы хотели поиграть,а ты наши игрушки в мешок положил?

Мишка:

Нет, я не брал. Здесь у меня игрушки, но они медвежат. Медвежата почему-то не хотят с ними играть. Я вам принес, не пойму, чего им не нравится?

(Воспитатель достает игрушку из мешка, ставит на поднос, брезгливо).

Воспитатель:

Конечно, кто же с такой грязнулей захочет играть? Как помочь медвежатам, ведь скучно им без игрушек? А мы то сами поиграть хотели! Что же будем делать? Играть или для медвежат добро сделаем?

Да, медвежата маленькие, неуклюжие. А мы выросли, уже почти старшие, мы можем с игрой подождать!

Основная часть

1. Игра "Стираем".

Физкультминутка (Имитация движений).

Стираем, стираем, стираем целый день.

И снова на работу готовы, ли идти?

Полощем, полощем, полощем целый день.

Смотрите, ручки, ножки, устали ли они?

Отжимаем, отжимаем, отжимаем целый день.

Смотрите, ручки, ножки, устали ли они?

И снова на работу готовы ли идти?

Развешиваем, развешиваем, развешиваем целый день.

Смотрите, ручки, ножки, устали ли они?

И снова на работу готовы ли идти?

2. Беседа о процессе труда.

Воспитатель:

Что же мы решили с вами сделать? (Вымыть игрушки для медвежат).

Мишка:

Да, я тоже догадался, что надо вымыть, даже таз уже приготовил. (Достает из мешка). Наливайте воду и мойте! Сделайте быстренько и будете в свои игры играть!

Воспитатель:

Мишка, ты не торопись. Одного таза мало, игрушек то у тебя много! Итак, мы задумали вымыть игрушки. Покажите на своем лице, что с радостью будете делать добро медвежатам. Мы сейчас все приготовим, я уверена, что каждый из вас справится с этим делом!

3. Готовим рабочее место.

Иди, Рита, выстави все тазы, пожалуйста на скамейку, чтобы ребятам было удобно брать. Ксюша и Глеб, положите на стол мыльницы с мылом. Настя, иди разложи губки. А Ольга Ивановна нам нальет в ведра воды.

Посмотрите на себя, готовы руки работать? А голова готова?

Идите, готовьте свои места, потом подходите к Мишке, он даст вам игрушку. А вы сделаете ее чистой и поставите на салфетку сушиться.

(Дети готовят места, помощник воспитателя наливает воду в тазы, тем, кто организовал рабочее место).

4. Процесс труда.

Самостоятельный процесс труда.

Воспитатель:

Кто закончил, убирайте все, чистые игрушки поставьте на салфетку рядом с Мишкой, пусть он посмотрит на ваше старание!

Заключительная часть

Минутка тишины (стихи).

Воспитатель:

Послушайте, наши ребята знают стихотворение о дружбе.

В. Викторов.

Дружат пчелка и цветок.

Дружат лист и мотылек.

Дружат реки и леса.

Дружат солнце и весна.

Дружат звезды и луна.

Дружат в море корабли.

Дружат дети всей земли!

Воспитатель:

Веселое стихотворение? А почему дружат пчелка и цветок? А почему дружат солнце и весна?

3. Оценка результата труда.

Мы скоро с вами пойдем на улицу и проверим, кто же с кем там дружит? А сейчас подойдём к Мишке. Посмотрите на игрушки, какие они стали? Приятно медвежатам будет с ними играть? Катя, стала у тебя игрушка чистой? Лиза, расскажи, как ты сделала игрушку чистой?

Воспитатель:

Ну вот, Мишка, мы обещали тебе помочь, мы сделали, пусть твои медвежата с радостью играют в чистые игрушки, ну а мы пойдем гулять.

Мишка: Спасибо вам!