Как называется кольцо вокруг кремля. Зачем обособили Кремлёвское кольцо? Окружная железная дорога

Из века в век ты кольцами, кругами Росла вокруг Кремлевского холма.

С течением времени Кремль разрастался, расширялась eго территория, менялись стены: вначале это был обычный частокол, а с 1339 г.- стена из рубленых дубовых бревен. При Дмитрии Донском Кремль был обнесен невысокой каменной стеной, которая впоследствии заменена была мощной белокаменной.

Кремль был густо населен: там находился великокняжеский двор, множество храмов, монастыри, торг, боярские усадьбы с хозяйственными постройками и садами, Жилища горожан и прочие необходимые постройки тоже находились в Кремле. С ростом населения дома горожан вскоре пришлось строить за стенами Кремля. Так появились посады. Историки считают, что первый посад в Москве возник в XII в. Он располагался на подоле - местности между Кремлем и Москвой-рекой, а также по берегу Неглинной. Словом подол в древнерусском языке называлось низкое место под горой, в данном случае под кремлевским холмом. Подол известен и в древнем Киеве. С течением времени слово подол, обозначавшее характер рельефа местности, превратилось в название, в московский топоним. Становясь топонимом, это слово могло присоединять к себе суф. -ск. Именно так образовалось название подмосковного города Подольск (из села Подол) после 1781 г.

Как свидетельствуют документы, вокруг Москвы находились села. Кроме села Кучкова к западу от Кремля было село Семчинское или Семцинское, которое упоминается уже в духовной грамоте Ивана Калиты в 1336 г, Название этого села, вероятно, происходит от имени первопоселенца, некоего Семена (Семки или Семчи; второй вариант его написания - Семцинское - свидетельствует о том, что у того, кто написал его в духовной грамоте, было цокающее произношение). Аналогично можно объяснить и название еще одного подмосковного села того времени - Михайловского на Яузе. Оно происходит или от имени первопоселенца Михаила, или от названия храма, построенного в честь Михаила Архангела. Село стояло на Яузе, что нашло свое отражение в соответствующем дополнении к этому названию. Такое дополнение вполне понятно в условиях тогдашней малой заселенности местности и слабой организации ее как пригорода: оно было своеобразным ориентиром, уточняющим местоположение объекта.

Что же касается значения самого гидронима Яуза, то в настоящее время точно не известно, что значит это слово и каково его происхождение. Необычность его формы дала основание для различных предположений, не достаточно убедительных. Историк И. Е. Забелин считал, что Яуза значит "узкая", основываясь только на совпадении звучания этих слов. По другим версиям, название Яуза, измененное на русской почве, восходит к словам финно-угорских языков со значением "сосновая река" или "приток реки". Есть попытки объяснить этот гидроним на материале балтийских языков.

К северу от Кремля находилось село Напрудское. Это название связано с тем, что село было расположено на пруде, из которого вытекала маленькая речушка - левый приток реки Неглинной, не сохранившая своего имени. Это село находилось в районе современного Рижского вокзала и Трифоновской улицы. В непосредственной близости от Кремля были и другие села, такие как Старое Ваганьково, Высокое, Хвостово (Хвостовское).

Со временем разрастался другой московский посад - на юго-восток от Кремля, в сторону современной гостиницы "Россия" и ГУМа, занимавший территорию, называвшуюся Китай-городом. По сравнению с Подолом этот посад был очень большим и поэтому получил название Великий посад, или Большой посад. Наиболее древняя его часть находилась на территории бывшего Зарядья, там, где сейчас расположена гостиница "Россия". Этот посад сильно разросся в последующие века и именно с ним связывается понятие "московский посад". Подол со временем прекратил свое существование, так как он сослужил плохую службу Кремлю: под укрытием его многочисленных построек враги могли почти незамеченными подходить к невысоким стенам Кремля и проникать внутрь.

Название Китай-город появилось в 1535 г., когда в целях обороны Великого посада его начали обносить хорошо укрепленной стеной. Существует несколько гипотез о происхождении этого топонима. Известный историк Москвы И. Е. Забелин считал, что оно связано со словами кита, кит, сохранившимися в диалектах, и значит "плетенничный", т. е. построенный по принципу плетня (переплетения толстых вертикальных кольев или бревен молодыми гибкими побегами). В доказательство этого он приводил запись, сделанную в летописи: "Устроиша хитрецы велми мудро, наченъ отъ каменыя болшия стъны, исплътаху тонкий лъсъ около болшого древня и внутрь насыпаху землю и велми кръпко" * , Некоторые исследователи считают, что название Китай значит "средний", т. е. "средний, срединный город между Кремлем и Белым городом"; иначе говоря, Китай-город - это средняя по местоположению крепость. Само слово китай в этом значении попало к русским из монгольских языков. Этой версии придерживался исследователь топонимии Москвы историк П. В. Сытин. Эта версия поддерживается гипотезой, согласно которой название Кремль означает "внутренняя крепость" (см. очерк "Кремль"). Согласно другой гипотезе, слово китай является тюркским и переводится на русский язык как "крепость, укрепление, укрепленное место". Оно часто становилось ойконимом, названием населенного пункта, выросшего на месте этой крепости, как и русское городок, городец. Ойконимы от слова китай были известны на юге современной Украины еще в XIX в., там, где древнерусский язык соприкасался с тюркскими языками ** .

* (Полное собрание русских летописей, т. 6. СПб., 1853, с. 292. )

** (Подробнее см.: Романова Г. Я. О названии Китай-города в Москве.- В кн.: Учен. зап. МОПИ им. Н. К. Крупской, 1964, т. 148. Русский язык, вып. 10, с. 434-441. )

По мере роста города Москвы заселялась территория между реками Москвой, Неглинной и Яузой и вдоль дорог, шедших от Кремля в разных направлениях. В XIV-XV вв. на территории Москвы сложились и продолжали застраиваться, совершенствоваться такие ее части, или, как бы мы сказали теперь,- микрорайоны: Кремль (или город), Великий посад, Заречье (за Москвой-рекой) , Занеглименье - территория на северо-запад от Кремля за рекой Неглинной между современными Кропоткинской пл. и ул. Неглинной. В то время названия не были официально закреплены за определенными частями города. Так, Занеглименье иногда называлось Загородьем, и Загородьем же могла называться территория Великого посада.

Названия этих частей, районов города этимологически почти прозрачны. Приставка за- свидетельствует о том, что все эти части города расположены позади объекта, который обозначен корнем слова, т. е. позади реки, города, Неглинной. И все же основа одного названия - Занеглименье - в настоящее время не является до конца выясненной. Некоторые ученые, например В. Н. Топоров, сопоставляют его со схожими названиями в Латвии и Литве. Основываясь на раннем варианте названия реки Неглинной - Неглимна, откуда и Заыеглименье, где сочетание глим- напоминает балтийское gilm, В. Н. Топоров считает название реки Неглинная и местности Занеглименье балтизмом. Но одного этого аргумента едва ли достаточно, так как в русских народных говорах, например в рязанских, наблюдается расподобление звуков нн в мн именно в данном случае: глимяный вместо глиняный. Поэтому вполне реально связать название реки Неглинная с характером окружающей почвы. О том, что почва в Москве и ее окрестностях была не только болотистой, но и глинистой, свидетельствуют ранние топонимы, в частности название местности Глинищи, известное еще в XV в. в районе, близком к современной площади Ногина. Вероятно, река была названа Неглинной по неглинистому дну и берегам, что было ее характерной особенностью.

Разрастаясь, город нуждался в защите. С этой целью уже в 1394 г. начали копать ров от Кучкова поля (район современной ул. Дзержинского) до реки Неглинной и далее. В 1586-1593 гг. по рву была возведена стена, основание которой было сложено частично из белого камня. Это было первое значительное кольцо, точнее - полукольцо вокруг Москвы. Стена Белого города была снесена в конце XVIII в., и он перестал существовать. На месте стены было разбито десять бульваров, которые полукольцом огибают Москву до настоящего времени от станции метро "Кропоткинская" (раньше здесь была площадь Пречистенских Ворот) до Большого Устьинского моста. "Устроение булеваров есть щастливая выдумка, ибо это придало неимоверную красоту древней нашей столице",- было написано в одном из альманахов пушкинского времени.

В настоящее время о стене Белого города напоминают бывшие названия ворот, которые находились в местах пересечения стены с главными дорогами, шедшими от Кремля. Сейчас это названия площадей: площадь Никитских Ворот, площадь Покровских Ворот. В устной же речи москвичей эти названия звучат как Никитские ворота, Покровские ворота и даже Кировские ворота, которых на самом деле никогда не было - были Мясницкие ворота. Последний факт свидетельствует о большой живучести топонимов, связанных с воротами Белого города.

Почти сразу же после возведения стены Белого города появилось следующее кольцо Москвы - Земляной город. Полоса укрепления Земляного города проходила по линии современного Садового кольца. Он имел и другое название - Деревянный город. Земляным (одновременно Деревянным) город назывался потому, что одна его важная составная часть была земляной - вал вдоль рва, а другая-деревянной: вдоль всего земляного вала была сооружена деревянная стена. Эта часть Москвы, заключенная между Белым городом и земляным валом, называлась еще и Скородом. Это имя, как предполагают, связано с тем, что дома здесь строились "на скорую руку". Строить основательно не имело смысла, так как данная часть Москвы постоянно страдала от набегов врагов, которые сжигали все постройки. Есть, правда, и другие версии.

Вначале название Земляной город относилось только к самой крепостной стене, к линии укреплений, состоящей из стены, вала и рва. В этом значении - "ограда, крепостная стена, линия укреплений" - слово город было известно в русском языке с XIII в. * Во второй половине XVII в. Земляным городом стала называться вся часть Москвы, расположенная между стеной Белого города и Земляным городом. После пожара 1812 г. земляной вал и стена были снесены, а ров засыпан. Освободившееся место было застроено маленькими домиками, хозяева которых были обязаны разбивать палисадники и рассаживать сады при домах. Так в 30-х годах прошлого века появилась Садовая улица длиной в 15 км, разделенная на двадцать отдельных улиц и площадей.

* (См.: Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып, IV. М.. 1977, с. 90 (далее - СлРЯ XI-XVII вв.). )

О существовании Земляного города и вала напоминают названия Валовой улицы, Зацепского Вала и некоторые другие.

В XVI-XVII вв. Москва была большим городом с огромным по тому времени населением и многочисленными постройками: в XVI в. в ней было примерно 40 тысяч домов (если верить сведениям путешественника С. Герберштейна), а к концу XVII в. население составляло около 200 тысяч человек. К этому времени в городе было много ремесленных и других слобод, их насчитывалось более 140. Москва расширялась, опоясавшись новым кольцом - Камер-Коллежским валом, возведенным в 1742 г. и имевшим протяженность 35 км. Его постройка была вызвана не только ростом города, но и потребностью установить контроль за провозом в Москву таких товаров, как водка, табак и т. п. Купцы, получившие откуп на продажу этих товаров, боялись, что их будут провозить в город нелегально. Под их давлением правительство приняло решение поручить Камер-Коллегии строительство новой линии укреплений вокруг Москвы, которая и получила название Камер-Коллежского вала по наименованию этого ведомства. В местах пересечения дорог с новой линией укреплений были устроены заставы, где и проводился надлежащий контроль за провозом товаров.

Как и все предыдущие, этот этап в развитии Москвы нашел свое отражение в топонимии. Там, где проходил Камер-Коллежский вал, слово вал входило в названия улиц, многие из которых сохранились до настоящего времени: ул. Бутырский Вал, Грузинский Вал, Даниловский Вал, Лефортовский Вал и др. Факт существования застав тоже оставил свой след в именах московских площадей: площадь Абельмановской Заставы, площадь Крестьянской Заставы. До недавнего прошлого в Москве были еще Бутырская застава, Рогожская застава и др.

Естественная традиционная кольцевая застройка Москвы продолжалась и после возведения Камер-Коллежского вала. Интенсивной она стала в XX в. и особенно после Октябрьской революции. Бурный рост города в первой половине XX в. привел к появлению еще одного кольца - Московской кольцевой автомобильной дороги, которая в настоящее время является административной границей Москвы. Сооружение этой дороги началось в 1956 г., а в 1960 г. было принято решение привести городскую черту Москвы в соответствие с фактическими контурами застройки города и с учетом перспективного развития. Эта черта и была определена кольцевой автомобильной Дорогой. В состав Москвы были включены подмосковные села, деревни, поселки - Медведково, Царицыно, Крылатское, Теплый Стан, Очаково и др. и даже небольшие города - Бабушкин, Кунцево, Перово и др.

В мае начнется благоустройство десятков центральных улиц города

Летом этого года центр Москвы ожидает глобальный ремонт. После майских праздников начнется благоустройство 59 столичных улиц, в том числе Тверской, Нового Арбата, Моховой, Садового и Бульварного кольца и других. Как пояснил заммэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков, работы начнутся одновременно на всех участках. Завершить ремонт планируется к Дню города.

На прошлой неделе был объявлен конкурс на выполнение строительно-монтажных работ по комплексному благоустройству Тверской улицы от Моховой до Пушкинской площади. Начальная стоимость госконтракта – более 951 млн рублей, итоги будут подведены 8 апреля. Общий же бюджет программы «Моя улица» на 2016 год – 22,4 млрд рублей.

Как рассказал Петр Бирюков на пресс-конференции, посвященной реализации программы, всего в ее рамках только в нынешнем году будет благоустроено 59 улиц, площадей и переулков, 49 парков по месту жительства и 14 рекреационных территорий. Адресный список был утвержден после голосования на проекте «Активный гражданин». «Особое внимание уделено центру города. Будут преобразованы такие знаковые московские улицы, как Тверская, Таганская, Большая Якиманка, Моховая и Новый Арбат.

Обустройство затронет часть Бульварного и Садового кольца», – подчеркнул чиновник. Заммэра отметил, что все проекты были разработаны лучшими архитекторами России и Европы. Цель преобразований – сделать город безопасным, экологичным и комфортным.

Груша уссурийская

В центре города на человека приходится 2 кв. метра зелени, тогда как на периферии – 40 кв. метров. Поэтому в рамках программы «Моя улица» центр ждет тотальное озеленение. На Садовом кольце появятся липы, груши уссурийские, вязы, рябины, ольха, ясени, лещины, клены и яблони. На Тверской вновь будут расти липовые аллеи. Более 180 новых деревьев разных пород появятся на Новом Арбате. Их посадят прямо в грунт, а корни защитят бортиком из бетона. Кремлевскую набережную вдоль проезжей части также озеленят. Всего в 2016 году в Москве планируется высадить более 13 тыс. деревьев, которые смогут удержать более 100 тонн пыли. Кроме того, будут высажены кустарники – барбарис, смородина, боярышник и др. На некоторых улицах вместо асфальта появятся газоны и скамейки.

«Мы отремонтируем более 70 фасадов домов, восстановим мощение, поставим скамейки. На улицы, где сохранилось 50% и более исторических зданий, вернем исторические фонари, созданные по чертежам музея «Огни Москвы», – рассказал чиновник. По его словам, воздушные линии электропередачи будут убраны под землю.

Парковка между деревьями

Заммэра, глава департамента транспорта и развития дорожно-транс-портной инфраструктуры Максим Ликсутов рассказал, как изменится транспортная схема в центре города. Так, троллейбусных маршрутов № 1, 2, 9, 12, 15, 31, 33 и 44 Москва все же лишится, «рогатый» транспорт заменят автобусами экологического класса не ниже «Евро-5». «Совместно с правительством Москвы и ГИБДД мы разработали новый маршрут – «Кремлевское кольцо». Будет создана двусторонняя выделенная полоса от улицы Большая Полянка до Лубянской площади, что увеличит пропускную способность наземного транспорта в центре на 30–50%. Для реализации этого проекта город вынужден заменить 89 троллейбусов автобусами», – сказал чиновник. Он подчеркнул, что «оптимизированные» троллейбусы поступят на другие маршруты. Троллейбусы «Б» и «Бк», так называемые «Букашки», на Садовом кольце останутся.

Полосы для движения на ряде улиц, попавших в зону благоустройства, будут сужены, их количество может уменьшиться. Это позволит расширить тротуары и организовать новые парковочные места. Так, в рамках реконструкции появится порядка 80 парковок для такси, рассчитанных более чем на 200 мест. При этом, по словам Максима Ликсутова, количество легальных парковочных мест для личного транспорта не изменится.

Правда, остается вопрос плоскостных парковок закрытого типа (со шлагбаумами) на нечетной стороне Нового Арбата. Сейчас там шесть паркингов, судя по визуализации проекта благо-устройства Нового Арбата, подготовленного немецкой студией Topotek1 и российским архбюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры», останется один, а автомобили будут припаркованы прямо между деревьев. «Все эти парковки сохранятся, – пообещал Максим Ликсутов. – Но они будут реконструированы». Также он сообщил, что на время городских мероприятий их планируется закрывать для машин, превращая в общественные пространства.

Ремонт спрячут за баннером

«Мы планируем начать благоустраивать улицы в мае, скорее всего сразу после праздников. Работы будут вестись одновременно по всем проектам. Перед нами стоит задача завершить их к Дню города», – сказал Петр Бирюков. Отвечая на вопрос, а как же там будут передвигаться люди, он сказал, что опыт прошлых лет учтен. В прошлом году москвичи нередко жаловались, что пройти по улицам, где идет реконструкция, невозможно – все разрыто, грязь, дорогу преграждают стопки плиток. «Будут установлены специальные ограждения, места работ закрыты баннерами, на проходах выложим специальные мостки», – пояснил он.

Максим Ликсутов, в свою очередь, сообщил, что, например, на Садовом кольце будут установлены новые знаки для автомобилистов и наземного транспорта, внесена соответствующая корректировка в разметку. Кроме того, по словам чиновника, уже после завершения благоустройства будет обсуждаться вопрос организации новых пешеходных переходов на Тверской.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Ян Гейл, архитектор и урбанист:
– Меня познакомили с планами по дальнейшему благоустройству города, я вижу, что это многообещающая работа. Многие города имеют такие программы и каждый год улучшают несколько улиц. Необходимо, чтобы горожане проводили больше времени в общественных местах, использовали велосипеды.
На мой взгляд, основной тренд сейчас – восстановление наземного общественного транспорта в центре города. Это позволит разгрузить метро, людям не придется спускаться под землю, чтобы проехать пару остановок. Также городу необходимы широкие тротуары со скамейками. Нужно, чтобы человек мог спокойно пройтись, сесть отдохнуть, попить кофе. И, конечно, необходимо больше деревьев и зелени на улицах. Во время своей поездки по Москве я увидел чудо – в городе появились велодорожки. Конечно, здесь холодно зимой, но это лишь значит, что можно ехать быстрее. Например, в Копенгагене 45% горожан добираются до работы именно на велосипедах.
У меня есть отдельное пожелание: чтобы все подземные переходы были закрыты. В Москве их очень много – через каждые 300 метров. Это негуманно. Мы заводим семьи, детей, стареем, а маленьким детям и пожилым непросто спускаться под землю. Но в любом случае я поражен, как быстро и качественно меняется Москва. Желаю столичному правительству успехов в последующих шагах.

В самом центре Москвы, на склоне Боровицкого холма, опоясываемого Москва-рекой, со стародавних времен расположился Кремль, главная центральная часть и ядро города. От Кремля лучами расходятся главные улицы, соединяющие основные кольца: Кремлевское кольцо, Бульварное кольцо, Садовое кольцо и другие улицы и кольца к окраинам Москвы.

От Кремля до Бульварного кольца

  • Манежная площадь
  • Китай-город
  • Варварка
  • Никольская
  • Знаменка
  • Моховая
  • Воздвиженка
  • Большая Никитская
  • Тверская
  • Неглинная
  • Рождественка
  • Мясницкая
  • Маросейка
  • Солянка

В истории градостроительства существует несколько основных принципов планировки городов: солнечный, сеточный, квадратно-гнездовой и другие. Какой лучше, сказать непросто. А вот схему планировки Москвы в процессе роста и развития города выбрали сами москвичи. Это принцип «Город-Солнце» с круговыми и диаметрально-расходящимися улицами.

Именно от Кремля расходятся все основные улицы, кольца и дороги, которые лучами от «Города-Солнца» Москвы тянутся на долгие километры по всем просторам страны к самым далеким городам России.

1147 год принято считать годом основания Москвы. Именно эта дата встречается в летописи в связи с первым упоминанием о Москве и князем Юрием Долгоруким. Хотя торговые и ремесленные поселения близ Москвы-реки существовали еще задолго до этого.

Юрия Долгорукого называют основателем города, потому что при его правлении был заложен облик Москвы как города – с Кремлем, Красной площадью, именовавшейся в те далекие времена Пожаром, с Китай-городом. Место основания Москвы – бывшее имение боярина Кучки, которое располагалось близ нынешних Сретенских ворот. В 1156 возвели первый Кремль – еще из дерева, часто страдающий от пожаров и просуществовавший без малого три столетия. Улицы на территории древнего Кремля были безымянными, и их было намного больше. Крутые, извилистые переулки огибали дворы знати, вели к монастырям и церквям, спускались с Боровицкого холма на Подол.

В начале XVI столетия, после того, как отстроили новую крепость при Иване III, заложен и основной принцип формирования города – солнцеобразный, с улицами-лучами, расходившимися от Кремля.

Древнейшие улицы строили из деревянных настилов, чуть позже, уже на рубеже XVI-XVII веков улицы стали мостить булыжником. Самая первая улица Москвы называлась Великой, или Большой. Великая – не потому, что было в ней что-то величественное, а просто потому, что была она большой, для того времени просто огромной. Тянулась Великая от Кремля вдоль Москвы-реки до самой церкви Зачатия Святой Анны, в том самом месте, где сейчас расположена гостиница «Россия».

Следующая улица образовалась на месте дороги, которая вела из Кремля в сторону Ростова, Владимира и Суздаля. Это улица Никольская, названная в честь расположенного на ней монастыря Николы Старого. Хотя в описании Кремля 1626 года эта улица была безымянной и называлась просто дорогой, ведущей к Никольским воротам.

Известен был в те времена и Чудов переулок. Он пролегал за Чудовым и Вознесенским монастырями.

Пересечение Никольской и Чудова переулка называли Никольским «крестцом». К этому же перекрестку выходила еще одна древняя улица, ведущая от Троицких ворот. Ее название не сохранилось.

Из древних летописей и описаний Кремля и Китай-города известны еще две улицы: Ильинка и Варварка. Они также вели от Кремля и тянулись через весь Китай-город. Ильинка была названа в честь церкви Ильи-пророка. Это была улица купцов и банкиров. Заканчивалась она у Ильинских ворот, там, где в 1887 году возвели часовню-памятник в честь героев Плевны.

А на Варварке располагался самый известный в те времена Гостиный двор, где останавливались купцы, дипломаты и путешественники.

Чуть позднее появились улицы, ведущие к главным городам княжества: Серпуховская, Тверская, Смоленская.

Создать карусель Добавьте описание

Хаотичность переплетения улиц и переулков в старой части Москвы объясняется тем, что вокруг Кремля, как главного оборонительного сооружения вырастали слободы. Слободы формировались по профессиональному признаку. В них часто проживали люди лишь одной профессии. Именно слободы послужили основой для создания районов города. А их названия до сих пор угадываются в названии улиц: Мясницкая, Серебряническая, Котельная.

Это первые улицы Москвы, сведения о которых сохранились до наших дней.

Кремлёвскому кольцу не повезло дважды: сначала его создали, уничтожив застройку и впихнув в центр города огромную дорогу, а затем по воле людей, которые о транспорте знают только "чем больше полос - тем лучше" (что, кстати, совершенно наоборот), кольцо сделали односторонним. В итоге сейчас у стен Кремля безжизненная дорога в 10 полос, которая разрезает собою центр.

Предложения вернуть на Кремлёвское кольцо двухстороннее движение в последние годы звучали часто. Чего уж там говорить, я сам дважды об этом писал: в про вред одностороннего движения и в рамках изменений на транспорте. Долго мы с этим жили, ибо ряд чиновников были уверены, что так и должно быть (ведь так всегда было!), но, судя по рендерам проектов реконструкции улиц, Кремлёвское кольцо таки станет не таким односторонним - по нему пустят общественный транспорт в обе стороны!

Для начала немного истории: бОльшую часть жизни Кремлёвское кольцо было двухсторонним. И это понятно, идея сделать огромное одностороннее шоссе на 10 полос в центре города могла прийти в голову только безумцу: это небезопасно и поощряет аварийность, вызывает дикие перепробеги и убивает наземный общественный транспорт:

Другое дело двухстороннее движение с наземными пешеходными переходами и общественным транспортом - это уже больше походит на улицу в городе, чем на шоссе:

Это же место сейчас:

Судя по рендерам, двухсторонняя выделенная полоса появится на Кремлёвском кольце с внешней стороны, так что, видимо, там будут делать остановочные островки:

Хотя на Моховой видна только одна встречная полоса, вторая, может быть, пойдёт с другой стороны как-то:

А у Красного Октября снова в две стороны:

Помимо кольца, выделенки нарисовали на Воздвиженке в обе стороны:

Плюс на визуализации виднеются минивыделенки, которые делаются, как правило, у светофоров. М. Дмитровка:

На самом деле это очень круто, наконец-то от простых слов про приоритет общественного транспорта, город стал переходить к делу. Тем более в центре где, не побоюсь этого слова, с наземным транспортом полная жопа. Конечно жалко, что не будет выделенных полос на , кольцах (сделают лишь задел, хотя зимой выделенная полоса там уже ), но там общественному транспорту хотя бы не приходится делать дикие перепробеги из-за односторонних улиц, а пассажирам искать нужные остановки (на двухсторонней улице нужно перейти дорогу, чтобы уехать обратно, а на таких магистралях ещё бегать по городу в поисках). Вообще же, если помечтать, то для создания устойчивого транспортного каркаса в центре нужно сделать как минимум следующее:

Одна из главных магистралей (кольцо «А») в центре Москвы, проходящая по исторически сложившейся черте города, на месте разобранной стены. Возникнув в конце XVIII — начале XIX вв., Бульварное кольцо протянулось более чем на 9 км, сохраняя… … Москва (энциклопедия)

Бульварное кольцо - Бульв арное кольц о (в Москве) … Русский орфографический словарь

Бульварное кольцо Москвы на атласе А. Хотева, 1853 … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Бульварное кольцо (значения) … Википедия

Бульварное кольцо: Бульварное кольцо последовательность десяти улиц (бульваров) в центре Москвы. Бульварное кольцо градостроительный ансамбль в Риге (Латвия) … Википедия

Москва Третье кольцо в районе Бережковской набережной … Википедия

Эта статья или часть статьи содержит информацию об ожидаемых событиях. Здесь описываются события, которые ещё не произошли … Википедия

Четвёртое транспортное кольцо автомобильная дорога в Москве. Работы по строительству Четвертого транспортного кольца и северной и южной рокад в Москве идут полным ходом. Столичные власти надеются, что появление этих новых магистралей значительно… … Википедия

Станция Лукино. Старая платформа … Википедия

- (МК МЖД) (Московская окружная железная дорога (МОЖД), Малое московское кольцо (ММК)) окружная железная дорога в Москве, предназначенная для осуществления грузовых перевозок между всеми 10 магистральными железнодорожными направлениями… … Википедия

Книги

  • Бульварное кольцо. Путеводитель (2CDmp3) , Король З. Категория: Другое Серия: Аудиоэкскурсия Издатель: 1С , аудиокнига
  • Бульварное кольцо. Путеводитель (аудиокнига MP3 на 2 CD) , З. Король , Путеводитель - самый удобный и доступный способ познакомиться с городом. Виртуальное путешествие на персональном компьютере: фотографии, описание маршрутов, возможность изучить и распечатать… Категория: Москва. Путеводители и справочники Издатель: 1С-Паблишинг , аудиокнига
  • Бульварное кольцо , Лариса Скрыпник , Незабываемая прогулка по живописному московскому Бульварному кольцу ждет читателей этой книги. Она знакомит с особенностями, историей, легендами и традициями десяти знаменитых бульваров.… Категория: