Календарь развития 9 месяцев. Развитие девятимесячного малыша – навыки, привычки и умения

Все новые и новые успехи - 8 месяцев позади...

Социальное развитие

Как Вы помните, к восьми месяцам у ребенка сформировалась четкая привязанность к близкому взрослому (чаще всего к матери). Малыш готов проводить с мамой каждую секунду своей жизни. Теперь между Вами возникло «деловое сотрудничество», общение и даже «диалог» на фоне речевого подражания. И веселая игра стала любимым поводом для такого взаимодействия.

Ученые отмечают, что именно к концу первого года жизни и в начале второго социальное развитие ребенка выходит на первое место и ведет за собой все другие линии: речь, действия с предметами, овладение первыми навыками.
Интерес к взрослому усиливается. Любопытство к окружающему миру подогревает его. К тому же, он наблюдает не только за взрослыми, но и за другими детьми, и подражает и некоторым их действиям. Если у ребенка есть старшие братья или сестры, он тянется к ним, демонстрируя свою любовь и желание общаться.

Ваш ребенок начинает приобщаться к социальной культуре - именно подражая действиям взрослых. Например, он уже принимает пищу с помощью ложки, пьет из чашки, придерживая ее руками, кладет головку на подушку и т.д.

Это важно, такая «отражательная способность» крохи является основой его психофизического развития. Не случайно физиологи отмечают, что к семи-девяти месяцам масса (вес) мозга ребенка удваивается. Это значит, что каждый день для крохи значим. Формируются и активно развиваются зоны коры головного мозга: речевая, двигательная; общая локомоторика и моторика пальцев, и т.д.

В возрасте девяти месяцев ребенок еще не отделяет себя от Вас (ухаживающего за ним человека), он испытывает в Вас потребность днем и ночью, но он уже чувствует свое место в семье. Постарайтесь всегда поступать так, чтобы малыш мог ощущать всю свою ценность для Вас. Именно сейчас, ребенок учится от Вас любить ближних, мир, себя.

Новые вехи эмоционального развития ребенка

Обогащайте чувства ребенка своим присутствием и участием в его жизни. Может это и не так заметно на первый взгляд, но ребенок очень чувствителен к тому, что касается Вашего отношения к нему. Он начинает эмоционально реагировать на порицание в свой адрес, выражая при этом отрицательные эмоции. А при похвале - не скрывает радостной улыбки.
Наполните эмоциональную жизнь малыша светом и радостью. Как отмечают детские психологи, уже в этом возрасте малыш принимает от родителей, через их обращение, тон, интонацию, слова - информацию о себе, из которой постепенно выстраивается его самооценка. Поэтому нельзя говорить малышу: «Ты плохой», если он что-либо делает не так, потому что так вы даете негативную оценку его личности. Лучше сказать: «Ты плохо сделал. Я не разрешаю». В этом варианте вы оцениваете только его поступок. Затем необходимо показать малышу, как именно надо сделать. Также важно и то, каким тоном, интонацией Вы это скажете.

Итогом девятого месяца жизни ребенка можно считать, усложнение социального статуса: именно социальное развитие начинает вести за собой общее развитие. Это значит, что для психофизического комфорта малыша чрезвычайно значима та среда, в которой он растет, – то, как люди общаются друг с другом, как выражают свои эмоции, как воспринимают его в семье и какова общая культура быта.

Комплексное развитие ребенка на 9 месяце первого года жизни
Игрушки для ребенка

В играх с ребенком восьми- и девятимесячного возраста можно использовать:
резиновый мяч и другие игрушки для физического развития,
игрушечный молоток с деревянными колышками,
пирамидка с кольцами, вкладыши,
погремушки и резиновые пищалки небольшого размера,
кубики разнообразных форм,
музыкальные и игровые центры,
игрушки для игры в ванне,
привлекают внимание детей куклы-неваляшки разных размеров (от 10 до 25 см). Для показа детям нужны 1-2 крупные куклы (высотой около 40 см), изображающие детей в красивой одежде. Они могут быть озвученными и заводными (например, шагающая кукла).
фигурки кукол и куклы из мягких материалов (ткани, мягких пластмасс, резины) - образные игрушки, в которых представлены понятные ребенку особенности облика человека (крупные яркие глаза, гибкие руки, ноги). Куклы могут быть плоскими и объемными, размером 10-20 см.
игрушки, изображающие животных (также называются образными). Они должны по возможности издавать характерные для данного животного звуки (негромкие, но выразительные). Хороши мягконабивные, пластмассовые и резиновые игрушки, передающие главные черты изображаемых животных (мишка, заяц, лошадь).
заводные, динамические, забавные игрушки с сюрпризом (клюющие куры, цыплята, прыгающая лягушка).
для первых отобразительных (сюжетных) игр нужны игрушки, изображающие некоторые предметы быта: игрушечные тарелки диаметром около 7-10 см, чашки по размеру руки ребенка, лоскуты разной ткани размером 50х50 см.
Время сюжетной игры!

Примерно к 9 месяцев наступает время, когда ребенок начинает осваивать сюжетные игры - игры с игрушками, изображающими человека или животных. Значение их для развития ребенка очень велико.
Во-первых, таким образом, малыш узнает о назначении предметов быта и учится их использовать.
Во-вторых, «общаясь» с игрушками, он приобретает такие важные человеческие качества, как заботливость, сострадание.
Кроме того, сюжетные игры способствуют развитию речи малыша. Конечно же, научиться таким играм ребенок сможет только с помощью взрослого или старших детей.

Чтобы узнать, как правильно играть с ребенком девятимесячного возраста в сюжетные игры - перейдите по этой ссылке.
Развиваем координацию движений, понятие причинно-следственных связей

Игра «Учимся бросать»

Найдите ведро или коробку, подберите игрушки, которые издают привлекательный звук, упав в ведро. Поставьте коробку так, чтобы ребенку легче было бросать игрушки. Через некоторое время поставьте ее с другой стороны. Ребенку придется либо тянуться в другую сторону, либо перекладывать игрушку из одной руки в другую. Дайте ему игрушку более крупного размера, чтобы он начал действовать двумя руками. Так развивается умение манипулировать предметами.

Игра «Пакетик с сюрпризом»

Заверните игрушки в несколько слоев бумаги. Дайте ребенку возможность развернуть ее. Развивается восприятие малыша. Он получает представление о постоянстве предметов, учится управлять движениями своих рук.

Игра «Фокус с платочками»

Эта игра учит выполнять различные манипуляции с предметами, отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющиеся, тренирует внимание и вырабатывает способность к наблюдению, вырабатывает способность к спонтанному выражению эмоций.
Приготовьте для игры шесть платков разных цветов. Затем свяжите их между собой, чтобы получилась длинная лента. Спрячьте связанные платки за пазухой так, чтобы кончик одного из них выглядывал наружу.

Сядьте рядом с ребенком, улыбнитесь, ласково поговорите с ним. Обратите внимание малыша на краешек платка, который выглядывает у вас из-под одежды. Предложите ему потянуть за краешек платочка. Если ребенок сразу не понимает, что от него требуется, начните сами тянуть платочки, а малыш потом поможет вам.

Постепенно вытягивая платок, называйте его цвет. И искренне удивляйтесь и радуйтесь, что за ним следует еще один. Называйте цвет следующего платка. Эта игра доставит удовольствие вашему малышу.

Игра «Волшебная коробочка»

Можно использовать любую коробку, желательно, в форме куба (40 куб. см), в ней сделать прорези размером примерно 15 х 15 см, за исключением той стороны, которая служит опорой. Игрушки небольшого размера (3-7 см), например, шарики, колокольчики, рыбки, уточки… привяжите к ленте. Ленту с игрушками пропустите через верхнее и боковое отверстие, и свяжите концами. Вся гирлянда опускается в коробку.
Для начала игры привлеките внимание ребенка к коробке. Потяните за ленточку и достаньте одну игрушку за другой. Отдавайте игрушки малышу, называйте их. Затем подтягивайте вновь за ленточку, извлекайте из коробки последующие игрушки. Каждую игрушку давайте рассмотреть ребенку, поиграть.
Затем научите ребенка последовательно брать игрушки одну за другой, подтягивая за ленту. Если у ребенка что-то не получается, спокойно помогите ему.
Развитие мелкой моторики и тактильных ощущений

Развитие у ребенка мелкой моторики

Кубики, кольца, гирлянды…

Для развития мелкой моторики ребенка вам желательно иметь некрашеные деревянные брусочки и кольца (можно использовать детали от строительного набора, которым играют ваши старшие дети). Необходимо, чтобы эти игрушки были именно деревянными (а не пластмассовыми): лишь относительно тяжелые предметы могут обеспечить рукам ребенка достаточную мышечную нагрузку.
Из таких колец и брусков различного размера можно будет собрать гирлянды, просверлив в них дырочки, нанизав на веревку или ленту, и отделив друг от друга узелками. Расстояние между деталями должно быть не менее 2 см, чтобы ребенок смог при желании «обследовать» каждую из них в отдельности.
В такие гирлянды можно собирать и другие игрушки, например погремушки, прикрепляя их к лентам. В этом случае ребенок не будет ронять, и терять игрушки, рассматривая их. Помните, что ленты должны быть не слишком длинными - до полуметра, и играть с неприкрепленным гирляндами ребенок должен лишь в присутствии взрослого.

Игрушки в прозрачной коробке

Положите игрушки в прозрачную пластмассовую коробку. Пусть малыш попытается снять крышку. Если это у него не получается, сами приоткройте крышку и снова дайте ребенку коробку - пусть продолжит свои старания.

Противопоставляем большой палец

Когда ваш ребенок без труда будет снимать кольца со стержня пирамидки, предложите ему стопку пластиковых или деревянных тарелок или мисочек. Взять из стопки тарелку или миску - задача более сложная, требующая от малыша большей «ловкости рук».
Привлеките внимание ребенка к разноцветным тарелочкам, которые сложены стопкой. Берите одну тарелочку за край, протягивайте ребенку, говорите: «Возьми тарелочку!».
Если малыш выполняет действие неправильно, поверните его руку тыльной стороной вниз, кладет на ладонь тарелочку и прижимает к ней сверху его большой палец. Затем ребенок действует с предметом самостоятельно. Передайте ему по одной все тарелочки.

«Осязательная» игра

Дайте вашему малышу коробочку с различными кусочками ткани, которые ему будет интересно трогать. Обязательно положите туда лоскутки грубой, жесткой материи и гладкой, шелковистой. В хорошо подобранный набор можно включить маленький квадратик линолеума, игральную карту, большую пробку, кусочек бархата или атласа и губку. Вынимая из коробки кусочки этих предметов и вкладывая их туда обратно, ребенок начинает различать материалы осязательно.

Липкая лента

Приклейте кусочек липкой ленты к тыльной стороне детской ладони. Ребенку будет интересно отрывать эту ленту.
Развиваем понимание речи и звука, развитие речи

Лепет малыша включает почти все звуки родного языка. Но как новое и непрочное умение, лепет может быстро угаснуть, если не уделять должного внимания попыткам крохи пообщаться. Для налаживания двустороннего диалога воспользуйтесь следующим советом: когда ребенок рассказывает вам что-то на своем языке, попробуйте воспроизвести его фразу – для него это будет означать «Да, я тебя понимаю!» - и лишь потом добавьте то, что собирались произнести сами: «Правильно, это кошка, мяу-мяу. Вот она!»

Общаясь с ребенком, старайтесь говорить короткими, знакомыми фразами. Когда вы кормите, переодеваете, моете малыша или играете с ним, все время комментируйте происходящее. В восемь месяцев ребенок еще не освоил значений слов, но своим лепетом он может прекрасно выражать желания и намерения. Веселым «та-та-та» карапуз, скорее всего, хочет пригласить вас потанцевать. А настойчивое «ма-ма-ма» может означать просьбу взять его на руки.
Включайте в свою речь лепетные слова: гага-уточка, матрешка-баба, машина-биби и т.п. Так Вы активизируете речь ребенка.

Внимание к разным звукам

Обращайте внимание ребенка на разные звуки, всегда называя их источник: телефон, дверной звонок, папины шаги, дождик, вода, текущая из крана, лай собаки и т. д. Реагируя на звуки, маленький человек учится слушать, а это очень важно для развития речи.

Начало нового дня

С момента пробуждения следует задать тон всему дню, помня, что улыбка мамы – эмоционально «заряжает» малыша. Прежде чем поднять малютку из кроватки, пообщайтесь с ним издалека – улыбнитесь ему, наклонившись над кроваткой. Подарите улыбку и дождитесь, чтобы ребенок улыбнулся вам. Если малыш тянет к вам ручки, погладьте, поцелуйте пальчики. Прикоснитесь ласково к головке, погладьте по волосикам.
Обратитесь к ребенку ласково, назвав по имени. Это можно сделать несколько раз, затем назвать его ласковыми именами: например, «зайчик мой», «кисонька», «солнышко» и т.д.
Возьмите малыша на руки, потанцуйте с ним, напевая веселый мотив. Подойдите, держа малыша на руках, к окну. Скажите: «Доброе утро, солнышко!». Сделайте приветственное движение своей рукой, а затем ручкой ребенка.
Поздоровайтесь с заранее расставленными игрушками: «Здравствуй, Мишка!», «Здравствуй, Зайка!», «Здравствуй, Матрешка!», «Всем, всем добрый день!» И ваш день будет по-настоящему добрым.

Озвучиваем животных (фольклор)

Посадите малыша к себе на колени, покачивайте его и ритмично читайте пестушку.
На один ритм:

Едем-едем на лошадке
По дорожке гладкой-гладкой.
В гости нас звала принцесса
Кушать пудинг сладкий.
Две собачки у порога
Нам сказали очень строго…
Как собачки говорят?
Гав-гав!

Повторяйте, изменяя имена «зверей у порога», пока ребенку не надоест.

Два котенка - мяу-мяу!
Две собачки - гав-гав!
Два утенка - кря-кря!
Два цыпленка - пи-пи-пи!
Два теленка - Му! Му!
Две овечки - Бее! Бее!
Два козленка - Мее! Мее!
Две лягушки - ква-ква!

Прятки с именами

Поиграйте с ребенком в прятки, накрывая поочередно его и себя платком и называя при этом его и себя: «Где мама? Вот мама! А где же Ваня? Вот Ваня!». Игра станет еще более захватывающей, если в нее будут играть несколько малышей, и платком будут накрывать каждого из них по очереди. Прятаться можно не обязательно за платком: попробуйте использовать для этой цели папину спину, спинку кровати и просто собственные ладони (то же будет делать, повторяя ваши движения, ваш малыш). Однако, увлекшись игрой, не забывайте, что главное в ней - не сам процесс поисков, а запоминание имен участников.

Игра «Дай мне игрушку»

Положите в коробку три разные игрушки. Назовите одну из игрушек и попросите ребенка дать ее вам. Если он сделает это правильно, изобразите шумный восторг.

Пестушки

В этот период эмоциональное общение проходит на новом, более высоком уровне отношений: взрослый впервые начинает «обучать» малыша игровым действиям на основе подражания, используя лучшие традиции народной педагогики и фольклора для маленьких.
Пестование ребенка обогащается так называемыми «разученными действиями» - играми в «ладушки», «до свидания», «прятки», «ку-ку» и т.д. Вы можете взять примеры таких фольклорных стишков на нашем сайте в статье «Пестушки».

Простые просьбы

Научите ребенка выполнять простые действия по вашей просьбе. Для этого сначала покажите действие сами, говоря ребенку, что вы делаете, и попросите его повторить ваши движения. В дальнейшем старайтесь заменять показ словесной просьбой. Например, попросите ребенка принести вам игрушку. Когда он научится это делать, усложните задачу и используйте сразу несколько игрушек, из которых ребенок должен принести вам именно ту, которую вы называете.

Игра «Теремок»

Поиграйте с малышом в «теремок». Для этого поселите в игрушечный домик несколько зверят, и вместе с ребенком зовите их из домика. После игры можно почитать ребенку сказку «Теремок», прося его показать каждого из ее персонажей.

Первые книги

Ивое общение с книгой, которую малыш «читает» с мамой - это семимильный шаг к развитию его речевого развития, а также образного мышления и интеллекта, расширения мировоззрения. Хорошая книга щедро восполняет потребность ребенка в новой информации и дарит ему новые впечатления, которые останутся с ним на всю жизнь. Как правильно подобрать такие книги для малышей второго полугодия жизни – читайте в статье «Читаем ребенку. Как правильно выбрать книгу для малыша первого года жизни?». Эта статья составлена по рекомендациям профессиональных педагогов и филологов.
О развивающем видео, методиках и проч..

А вот «Развивающее» видео покупать и давать смотреть маленькому ребенку смотреть вообще не рекомендуется – об этом в статье «Развивающее детское видео – обратная сторона медали». Так же нужно ограничивать ребенка от телевизора, мультфильмов.

Да-да, представьте себе: кроху уже на протяжении всего первого года жизни можно и нужно воспитывать!

Но, воспитывать любовью– а значит, на его же «языке» доказывать, что он любим, что он в безопасности: уверенность в маминой любви для малыша - это источник жизненных сил, помогающий ему правильно развиваться, не боясь жизни. На основании материнской любви уже в подознание закладывается его собственная самооценка, уверенность в себе и защищенность...

Как этого добиться - читайте в статье: «Первый год жизни ребенка – Воспитание любовью»

Как сказать ребенку «нет»

В этом возрасте малыш уже довольно хорошо различает разные выражения лица и оттенки голоса и интонации. Если Вы строго скажете «нет», ребенок прекратит свои действия, по крайней мере, на несколько секунд.
Поверьте, теперь ребенок понимает и чувствует гораздо больше, чем нам кажется. И поэтому самое время вспомнить о необходимости первых запретов. Подробнее об этом Вы можете прочитать в статье «Первые запреты для ребенка 5-12 месяцев. Как сказать ребенку «нет»?»
Как правильно похвалить ребенка

А Вы знаете, что ведущие детские психологи и просто поклонники, актуальной в наше время, методики по системе Марии Монтессори говорят, что слово «Молодец» сказанное не в подходящей для этого педагогической ситуации может повлечь за собой неприятные последствия. Многие мамы настроены к этой идее весьма скептически, но, если вникнуть в суть дела – нетрудно понять для себя, что ученые правы.
Главное из этих последствий – это психологическая зависимость от похвалы. Она, в свою очередь, душит в ребенке интерес к познанию и освоению новой информации и навыков. Она, рано или поздно, приводит к тому, что многие свои действия малыш будет производить, в первую очередь, ожидая Вашей похвалы, а вовсе не из-за того, что они его действительно увлекают. Ребенок будет постоянно думать – как угодить взрослым, чтобы его заметили, искать признания.

Что в этом плохого? Подумайте, придет то время, когда Ваш авторитет перед ребенком отойдет на второй план, перед авторитетом сверстников (никто не застрахован от «плохой компании»), и тут ребенок начнет, например, курить, и прочее – лишь бы добиться одобрения друзей.

В общем, эта тема очень интересна и занимательна сама по себе, поэтому вынесена у нас в отдельную статью «Ох уж это слово «Молодец» Или Как не испортить ребенка похвалой»
О физическом развитии
Физическое развитие

Чтобы узнать о двигательных навыках шестимесячного ребенка, а также об интересных игровых занятиях, помогающих эти навыки развивать – прочитайте нашу статью «Физическое развитие ребенка на 9-ом месяце жизни»
Массаж и гимнастика

Обязательно почитайте статью «Массаж и гимнастика для детей на 6-9-ых месяцах жизни», в ней очень подробно рассказывается о методике профессионального детского массажа и гимнастики.
Закаливание

Чтобы узнать, как правильно делать малышу закаливание воздушными и солнечными ваннами, водными процедурами – читайте раздел: «Закаливание детей на 1 году жизни». Эти статьи составлены по рекомендациям профессиональных педиатров.
Мы от чистого сердца желаем Вам и Вашему малышу успешного покорения новых горизонтов в его комплексном развитии!
Команда сайта «У Совёнка»

Вот и наступила середина второго полугодия, все более активным становится развитие новорожденного ребенка – девятый месяц жизни характерен кардинальными переменами в поведении, умениях и восприятии окружающего мира. Лежание в кроватке и сидение на одном месте постепенно отходит на задний план, уступая место подвижности, постоянному стремлению ползать, играть и осваивать новые территории. Развитие новорожденного ребенка наконец-то достигает той фазы, когда маме не обязательно постоянно держать его на руках, чтобы общаться и контролировать малыша. Достаточно просто наблюдать за младенцем и поддерживать зрительный контакт.

Что касается физиологии, то девятый месяц жизни ребенка является временем, когда совершенствуется костная и мышечная системы организма, а с психологической и физической стороны развитие малыша направлено на то, что в скором времени он уже должен пойти. Далее поговорим о том, к каким именно изменениям следует быть готовыми молодым родителям и что девятимесячный ребенок должен уметь.

Физические показатели развития.

Если ранее малыш активно набирал массу, то на девятом месяце жизни ребенка увеличение веса происходит медленнее. Это объясняется тем, что младенец постоянно двигается, все меньше лежит или сидит на одном месте, что стимулирует расход энергии. Детки за этот месяц набирают от трехсот до пятисот с половиной грамм, а в росте увеличиваются на пару сантиметров. По итогам, нормальный вес девятимесячного младенца, который предполагает календарь развития, составляет от восьми с половиной до девяти с половиной килограмм, допуская отклонение на один килограмм. Рост малышей колеблется от шестидесяти девяти с половиной до семидесяти двух с половиной сантиметров, отклонение может достигать трех сантиметров.

Навыки и развитие: что должен уметь в 9 месяцев?

В этом возрасте большинство малышей уже овладели следующими способностями:

Развитие новорожденного ребенка на этом этапе предполагает способность самостоятельно принимать , и без особых усилий сидеть на протяжении десяти минут. Кроме этого, когда младенец сидит, он может брать предметы, находящиеся в его досягаемости, даже если необходимо слегка потянуться к ним;

Если у ребенка есть, о что опереться, то он может сам стать на ноги, и даже сделать несколько шагов, но в этот момент ему необходимо держаться за что-либо, например за детский стульчик, слегка продвигая его перед собой. Ходунки использует на протяжении десяти минут, и совершенно не устает, при этом может прыгать и приседать;

Большинство малышей уже активно ползают по-пластунски, но стать на коленки и ручки им пока тяжело. Но ребенок на 9 месяце очень старается поползти, иногда ему нужна помощь родителей: специальные упражнения и задания, которые стимулируют развитие навыка. Если же пока младенцу не удается освоить навык, не переживайте – пройдет немного времени и он поползет также, как и его сверстники;

В этом возрасте младенцам уже интересно не столько взять предмет, сколько поднять мелкие крупицы, крошку, используя при этом не всю руку, а несколько пальцев, как бы ущипнув. Это характеризует развитие мелкой моторики, которое также сопровождается желанием дотронуться до всех окружающих предметов. 9-ти месячный ребенок уже без труда может разорвать бумагу на мелкие кусочки;

Когда младенец берет в руку ту или иную вещь, он с большим трудом отдает ее. Это объясняется тем, что разжимать пальцы все еще нелегко, а вот желание взять в руки кусочек еды, кружку или какой-либо другой предмет, крайне велико. Наиболее вероятная реакция, которую проявит ребенок в 9 месяцев, если у него попытаться отобрать предмет – это попытка оттолкнуть или отвернуться;

Не удивляйтесь, что младенец может стать капризным и нервным, его температура может достигать тридцати семи градусов, а слюноотделение значительно повыситься. Это все следствия , или же продолжения этого процесса. Развитие новорожденного ребенка является индивидуальным, поэтому если резцы не появились на девятом месяце – это не повод для паники. Вполне вероятно, что они начнут резаться немного погодя, причем не по одному, а сразу два или три зубика;

Психологические нюансы развития девятимесячного младенца.

Развитие ребенка в девять месяцев является всесторонним, поэтому включает в себя не только физические особенности или новые навыки, но и психологический аспект. Что же нового в этой области происходит на девятом месяце?

В 9 месяцев ребенок умеет говорить по слогам, и только начинает формулировать из них первые слова, чаще всего это обращения к маме, папе, бабе и деде. Процесс развития речи происходит в ускоренном темпе, параллельно малыш начинает воспринимать такое понятие, как интонация, и самостоятельно пытается управлять ею, произнося звуки и первые слова;

Когда ребенка называют по имени, он реагирует, оживляясь, поворачивая голову в сторону источника обращения и улыбаясь;

На девятом месяце развитие новорожденного ребенка касается и его эмоциональных проявлений: теперь он более четко реагирует на внешние факторы. Например, если смешить малыша, то он смеется, если его ругают, он обижается, а когда у него забирают что-либо, может проявлять злость;

Если ранее младенец указывал только на определенные, знакомые ему предметы, то сейчас он также с помощью пальца может показать, куда он хочет попасть, какую дверь открыть. Помимо этого он сам кладет предметы в свой карман и достает их.

Ребенок на 9 месяце знакомится с кивками головы, заменяя ими ответы на вопросы в формате да или нет. Кроме этого, просьба взять что-либо или подойти, уже понятна ребенку в таком возрасте;

Что касается игрушек, то 9-ти месячный ребенок еще не умеет правильно использовать их: ему интересно побить их друг об друга, бросить и смотреть на процесс падения, а также вложить один предмет внутрь другого;

Процесс одевания становится интересным для малыша, и он проявляет активное желание в нем поучаствовать. Календарь развития ребенка на 9 месяце указывает на то, что младенец старается сам просунуть руку в рукав, ноги в брюки, одеть или снять шляпку. Для еды малыш использует пальцы, и может сам держать в двух руках кружку с питьем.

Как оценить развитие новорожденного ребенка.

Есть ряд определенных навыков, которые указывают на нормальный процесс развития малыша, к которым относят следующие:

Когда ребенок говорит, он периодически повторяет одинаковые сочетания букв и звуков;
Малыш, который лежит на животе, тянется за игрушками, стараясь подползти к ним и ухватить;
Девятый месяц жизни ребенка предполагает способность ухватить предметы, которые расположены по бокам от него или слегка позади, находясь в сидячем положении;
Ребенок сидит, при этом, не опираясь на что-либо, пробует встать на ноги и проползти для того, чтобы достать какую-то игрушку;
Малыш может удерживать кружку с помощью двух рук, брать мелкие предметы и крупицы, используя два пальчика;
Развита реакция на собственное имя, восприятие родных, близких людей, способность отличить их от незнакомцев;
Развитие ребенка в 9 месяцев предполагает стремление к подражанию взрослым, что можно использовать с целью стимуляции его развития. Показывайте ему различные действия, которые он будет повторять, обучаясь все новым умениям;
Реакция на то, когда у малыша отнимают предмет, который он удерживает в руках, должна быть следующей: он стремиться удержать его у себя, тянуть в свою сторону, не отдавать и не отпускать.

Если какие-либо из перечисленных способностей все еще не проявились у малыша, хотя ему уже исполнилось девять месяцев, желательно обратиться к педиатру.

Развитие ребенка в девять месяцев: питание, рацион.

Календарь развития малыша предполагает продолжение кормления по тому же принципу, что и на восьмом месяце жизни, но с некоторым расширением рациона. Что касается грудного молока или смеси, то они остаются в ежедневном рационе малыша в количестве четвертой части от всего питания на протяжении дня. Для малышей, которые начали употреблять прикорм в полгодика, полагаются следующие продукты:

Пюре: овощное – до ста восьмидесяти грамм, а фруктовое – до восьмидесяти;
Различные виды каш – не более ста восьмидесяти грамм;
Половина желтка не чаще, чем дважды за неделю;
Пятьдесят грамм мяса;
Пять грамм сухариков и столько же пшеничного хлеба;
Сливочного и растительного масла по пять грамм;
До восьмидесяти грамм соков из овощей или фруктов.

Кроме этого, девятый месяц жизни ребенка предполагает употребление в пищу творога и кефира, желательно во время вечернего питания. Еще одним из новых продуктов для малыша станет нежирная рыба, в количестве пятидесяти грамм в неделю, и шарики из мяса, которые готовятся на паровой бане.

Ребенок на 9 месяце отлично кушает пюре, состоящее из двух и более компонентов, приправленное зеленью. Если у него нет аллергий и отрицательных реакций на продукты, то можно включать в рацион овсянку и пшеничную крупу, кашки, которые включают в себя различные злаки. указывает на то, что манка не желательна для пищеварения малышей, которым еще не исполнился годик. Эта крупа сложно переваривается в организме и тяжело усваивается.

Отдых на девятом месяце жизни малыша.

Календарь развития ребенка в 9 месяцев предполагает два дневных сна длительностью по два часа, и один ночной, десятичасовой отдых. Часто малыш предпочитает вечерний и ночной сон, поэтому проснуться может немного позже.

Если младенец привык к грудному вскармливанию, то вполне вероятно, что он захочет покушать в любое время. Руководит этими инстинктами не голод, а скорее чувство привязанности и потребности в маме.

9-ти месячный ребенок не всегда спит по часам – иногда у него есть свой график, поэтому не стоит переживать, если малыш просыпается рано или поздно ложиться. Развитие к 9-ти месяцам достигает того этапа, когда младенец сам не может контролировать фазы активности. Он заинтересован в постоянном движении, общении и изучении окружающего мира.

Стимуляция развития младенца.

Для того чтобы психика малыша развивалась правильно, ему необходим постоянный тактильный контакт с родителями, поэтому не смотря на увеличение массы ребенка, желательно чаще брать его на руки. Развитие ребенка по месяцам включает в себя широкий спектр направлений, поэтому необходимо уделять внимание всем аспектам. Что касается способности говорить, здесь отличным помощником станут книги, картинки, стишки и четверостишья. Показывая малышу тот или иной рисунок, попросите его указать на знакомые ему элементы картинки.

Очень важна стимуляция ползанья, так как ребенок в 9 месяцев уже должен активно осваивать эту способность. Для этого можно использовать ряд упражнений, например:

Скрутите одеяло в форму валика и положите его младенцу под грудь, при этом поднимая малыша за уголки одеяла, чтобы он мог продвинуться к какому-либо предмету, лежащему впереди;

Развитие к 9-ти месяцам уже достигает того этапа, когда малыш сам хочет ползать, но он все еще нуждается в опоре для ног. Чтобы он научился перекрестно ползать, можно приставлять опору под ноги поочередно;

Если развитие ребенка в девять месяцев уже позволяет ему ползать практически самостоятельно, отличной игрушкой для него станет детский дом с тоннелями, который в принципе родители могут смастерить самостоятельно;

В этом возрасте детки очень любят смотреть за тем, как что-либо делают взрослые, например, строят башни из колец или кубиков. Сам малыш еще не может выполнить такую задачу, но уже стремиться освоить процесс выстраивания пирамиды, когда ставит одну фигурку на другую. Построив сооружение, предложите ребенку его разрушить – этот процесс вызывает восторг у младенцев. Учите малыша убирать за собой игрушки, допустим, поиграв с пирамидкой, пусть он аккуратно выложит кубики в коробку;

Развитие новорожденного ребенка предполагает постоянное знакомство с новыми предметами. 9 месяц – самое время изучить, что же собой представляет туалетная бумага. Младенец постарается ее порвать, скомкать, тем самым разминая пальцы и ;

Пупсы и куклы – игрушки не только для девочек, малышу-мальчику будет очень интересно играть с маленьким человеком, кроме того, пупс поможет малышу познакомиться с названиями частей тела и лица. Укажите младенцу, где у куклы нос, рот, рука, нога, а потом попросите его повторить названия;

Очень хорошо влияют на развитие ребенка в 9 месяцев игры с водой: переливания ее из одной посуды в другую, купание, хлопки по поверхности воды и так далее.

Положите несколько маленьких игрушек в посудину и засыпьте крупой – пусть младенец поищет их;

Дети очень любят веселые песенки и музыку, поэтому периодически можно включать ему разные мелодии, чтобы младенец мог похлопать, подвигаться в ритм;

Для развития тактильных ощущений можно сделать специальную коробку, в которую сложить самые разные вещи, отличающиеся по своей текстуре. Например, некоторые ткани, бумагу, крышку от бутыли, мочалку и другие не опасные предметы;

Не забывайте про спортивные занятия: игры с мячом, колечками, и другими гимнастическими снарядами.

Девятимесячный малыш нуждается в постоянном общении и внимании. При этом у него всегда должна быть возможность самостоятельно определить, чем он хочет заняться, с какими игрушками поиграть и так далее. Это важный момент, который определяет развитие новорожденного ребенка – девятый месяц жизни является началом в формировании человеческих качеств у малыша, таких как самостоятельность и умение самому принять решение.

Малышу исполнилось 9 месяцев, а это значит, что он станет проявлять все больше самостоятельности, инициативы и будет сам принимать решения в своих играх. Задача родителей в это время — обеспечить независимость младенца и его безопасность.


Физиологические параметры в 9 месяцев

  1. В норме рост будет 71-73 см. Ничего страшного, если малыш не попадает в этот диапазон, это — средний показатель. Но если рост ребенка значительно меньше, то стоит обратиться с этим вопросом к педиатру.
  2. Вес мальчиков в 9 месяцев составит 9,3-9,9 кг, а вес девочек — 8,8-9,8 кг. С прошлого месяца прибавка будет составлять около 500-700 гр.
  3. Окружность головы — 45,3-46,3 см, груди — 46,7-47,9 см.
  4. Зубы. Уже начинают появляться верхние крайние резцы.

Что умеет ребенок в 9 месяцев

  1. Понимать слова «нет» и «нельзя».
  2. Улавливать интонации, значения слов и понятий.
  3. Различать объем, вес, цвет, размеры и форму игрушек.
  4. Отзываться, если позвать его по имени.
  5. Запоминать названия разных вещей и смотреть в их сторону, если вы их называете.
  6. Если вы их спрячете, то он с интересом начнет их отыскивать.
  7. Теперь ему больше нравится возиться с игрушками, когда он сидит.
  8. Комплексные движения теперь не проблема для малыша — он с легкостью может собрать маленькие предметы двумя пальчиками (указательным и большим).
  9. Махать ручкой «пока-пока» или давать ее по просьбе.
  10. Если на пути его ползания окажется подушка или другой невысокий предмет, то малыш сможет залезть сверху.
  11. Делает первые попытки стоять самостоятельно, не опираясь на что-либо.
  12. Держась за перила кроватки, может переступать ножками, двигаясь бочком.

Чем хорош манеж?

Если ваш ребенок чрезмерно активен, а у вас много неотложных дел, в самый раз будет приобрести переносной манеж. В нем найдется место для малыша, чтобы ползать, да и вы всегда сможете приглядывать за своим чадом.

Манеж хорош тем, что не нужно покупать многочисленные заглушки на розетки, насадки на острые углы мебели. Тем более что не всегда в наших силах предсказать, где может таиться опасность.

Манеж должен быть легким, если вы хотите его переносить из комнаты в комнату. Кстати, в одном помещении вы сможете ставить его в разные места — так ребенок не заскучает от однообразия.

Прекрасным решением станет манеж, который можно сложить , если в нем нет необходимости.

Но, даже если малыш находится за «заборчиком», все равно нужен пристальный надзор за ним, так как ребенок может научиться передвигать манеж, куда ему заблагорассудится. А это уже может быть чревато негативными последствиями.


Распорядок дня

Сон

Малыш также продолжает спать ночью по 10 часов, дневной сон станет двухразовым — по 1,5-2 часа.Не бойтесь оставлять на ночь открытой форточку — если ребенок по-настоящему замерзнет, то он даст вам об этом знать. Если он крепко спит, значит, все нормально. А свежий воздух способствует лучшему кровообращению и хорошей работе мозга. Таким образом, малыш еще и закалится, и у него сформируется прекрасный иммунитет. Если ребенок раскрывается во время сна, то это может значить, что ему жарко. Но вот он проснулся и заплакал от холода, значит, переверните его спать на живот, тогда ему не так легко будет сбросить с себя одеяльце. До года матрас должен оставаться твердым, а подушку лучше не использовать.

Питание

Питание также остается пятиразовым — в 6:00, 10:00, 14:00, 18:00 и 22:00.

  1. Первое и последние кормления также составляет грудное молоко или молочная смесь по 200 мл.
  2. На второе кормление можно давать каши из различных круп, половинку желтка и фруктовый сок.
  3. В рацион уже входит мясной бульон с сухариком и мясное пюре на обед . Добавьте к этому овощное пюре и сок.
  4. На ужин полезно кормить малыша творогом, кефиром и фруктовым пюре. Так пища не будет очень тяжелой на ночь, и малыш будет хорошо засыпать. Общий объем пищи не должен составлять более литра или 1000 граммов в день.
  5. Последнее кормление в 22:00 не обязательно — если ребенок отказывается кушать, то не стоит проявлять насилия.

Каши не протирайте, просто хорошо их разварите. Это будет полезно для ребенка, так как научит его правильно жевать и проглатывать еду. Тем более что зубов у него стало больше, и с этой задачей он уже легко справится.

Мясные блюда смешивайте с овощными, если ребенок отказывается есть мясо в чистом виде. Консистенция у этого кушанья должна быть также крупитчатой, и она получится такой, если вы пропустите мясо дважды через мясорубку.

Свежий воздух

Не забывайте, как полезно для вашего малыша прогуливаться на свежем воздухе. По длительности такая прогулка может занимать 3-4 часа летом, а зимой — 2-3 часа. Старайтесь выводить свое чадо на улицу как можно чаще — до трех раз в день.

Не забывайте одевать ребенка в соответствии с погодой, и периодически проверяйте температуру его ступней под одеялком.

Купание

С девяти месяцев уже можно купать через день. Продолжительность водной процедуры остается 8-10 минут, а температуру воды можно немного снизить — до 35 С. Во время ополаскивания не забывайте о положительном эффекте закаливания, поливайте малыша водой с температурой 33 С. Не превращайте ванну для ребенка в испытание — купите ему резиновых уточек, наливайте в воду побольше пены для ванны, можно даже дуть в процессе мыльные пузыри. Позвольте ребенку наслаждаться процессом, играться и плескаться. Сделайте все, чтобы купание стало настоящей радостью.

Гимнастика

  1. Гимнастика должна быть ежедневным занятием для малыша. С 9 месяцев включите в нее несколько новых упражнений.
  2. Повороты туловища в положении сидя. Покажите ребенку его игрушку, а затем медленно отводите ее в сторону, так, чтобы ребенок начал скручиваться набок. Делайте это упражнение на каждую сторону по 4 раза.
  3. Берите малыша за руки и ходите с ним по комнате, будет достаточно трех подходов по минуте.
  4. Ребенок сидит в кроватке или манеже, поманите его игрушкой сверху, побуждая его встать, держась за перила. Повторите 3 раза.
  5. Если ваш малыш уже уверенно стоит на своих двоих, то можете попробовать поиграть с ним в мяч. Просто берете мячик в свои руки и подносите малышу с разных сторон так, чтобы он активно двигался и забирал у вас игрушку.


Игры и общение

Развитие мелкой моторики

В 9 месяцев малыш уже обладает «щипковым» захватом, то есть умеет брать предметы двумя и тремя пальцами. И как раз самое время, чтобы начать развивать мелкую моторику ребенка.

Начать можно с простых игр

Собрать орешки, горошинки или маленькие пуговички. Рассыпьте их на игровом коврике, и покажите ребенку, как их собирать и складывать в баночку или другую посуду. Лучше сидеть напротив малыша и внимательно наблюдать, чтобы мелкие предметы попадали куда надо, а не малютке в ротик.

Разрывание бумаги . Опять же, начните со своего примера, малышей часто очень воодушевляет такой вид дурачащегося взрослого. Это обычное на вид занятие научит ребенка более умело орудовать своими руками и пальчиками.

Перелистывание страниц в книге. Для малыша в 9 месяцев это занятие с простой книгой будет очень сложным, так что начать стоит с детских книжек, в которых картонные толстые страницы.

Рисование пальчиками. Купите специальные краски для рисования по телу, обязательно смотрите, чтобы они не были токсичными. Окуните пальцы малыша в разные краски и проведите ими по бумаге. Малыш тут же поймет, в чем толк и продолжит самостоятельно столь увлекательное занятие.

Срывание стикеров. Наклейте на шкаф в детской множество стикеров разных цветов. Научите малыша срывать их, ведь, чтобы захватить тонкий лист, ребенку придется изрядно постараться.

Перебирание бусинок . Дайте малышу поиграть с вашим украшением - перебирание маленьких жемчужинок благотворно скажется на развитии мелкой моторики.

Пирамидки. Купите малышу игру, суть которой заключается в выстраивании одного предмета на другой или вкладывания одного в другой. Такое занятие не только улучшит координацию движений ребенка, но и даст ему представление о разных формах и размерах предметов.

Формирование правильного произношения

Иногда родители допускают ошибку — они сюсюкают с малышом, мямлят. А когда ребенок произносит какое-то слово неправильно, то повторяют за ним. Этого нужно избегать.

Обязательно произносите слова четко и тщательно выговаривайте !

Если ребенок не выговаривает какое-то слово, то вам после каждой его ошибки нужно повторить это же слово с правильным произношением и ударением, иначе малыш запомнит неправильный вариант. А, как всем известно, переучивать намного труднее, чем обучать.

Запрещающие слова

Используйте возможность ребенка запоминать слова-запреты. Слово «нельзя» нужно говорить строго и предупреждающе.

Так же для обучения ребенка чистоте можно выделить подобное слово-запрет, например «фу-фу».

На девятом месяце ребенок начинает ползать! Это ползание отличается от традиционного способа ползания по-пластунски, когда опираются на коленки и руки.

Физическое развитие

Кроха пытается непродолжительное время ползать, лежа на животе, вытягивая все тело вперед или совершая боковые движения.

Зато малыш может отныне сидеть, опираясь на две или одну руку и пытаясь одновременно дотянуться свободной рукой до игрушки. К началу девятого месяца, при поддержке взрослого, малыш уверенно стоит, опираясь на подошвы.

Показатели ребенка от 9 до 10 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

70.69-72.84 см

9.280-9.890 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки


В этом возрасте ребенок начинает брать мелкие предметы вытянутыми большим и указательным пальцами (щипковый захват). Внимательно оглядите свое жилище, по-прежнему ли оно безопасно для малыша? Мелкие предметы должны быть недосягаемы для ребенка, так как он может засунуть их в рот или нос.


Психическое развитие

Ребенок начинает исследовать различные емкости: вытаскивает предметы из неглубоких банок и коробок, исследует сумочки или косметички. Активно изучая окружающее пространство, ребенок сталкивается с непонятными для него явлениями: удивляется, почему он не может достать рыбку через стекло аквариума, в поисках «звука» переворачивает звучащую игрушку.

Малыш начинает наблюдать за действиями взрослых. Если раньше внимание ребенка в первую очередь привлекало лицо мамы или папы, то теперь он с интересом начинает изучать другие части тела и их движения. Например, следит за рукой во время письма или складыванием предметов в сумку.

Ребенок сам начинает подражать действиям взрослых - пьет из чашки, надевает на голову платок. Игры с мамой в «прятки» уже не вызывают у малыша недоумения. Он внимательно следит, пока мама прячется за дверцей шкафа и весело смеется, когда мама выглядывает из-за укрытия.

Любимой игрой в этом возрасте становится бросание игрушки на пол.


Малыша привлекает в ней возможность играть по своим правилам: сидя на коленях у взрослого, он бросает игрушку вниз, ждет, когда ее подадут, и бросает снова.

Сейчас дети индивидуально реагируют на незнакомых людей : одни малыши с удовольствием общаются с гостями, другие пугаются, начинают плакать или прятаться за маму. Предупредите ребенка о приходе посторонних людей. Скоро малыш поймет, что гости не представляют для него никакой опасности.

Развивается лепет, малыш выразительно произносит разные звуки и звукосочетания («па-па-па» , «ма- ма-ма », «ба-ба-ба»), начинает «играть» голосом - переходя то на шепот, то на громкую «речь». Ребенок пробует свои голосовые возможности и получает удовольствие от такой игры. Своим активным лепетом малыш может показать, что хочет продолжать играть с вами или пойти на руки. Он по-разному реагирует на интонацию голоса взрослого: настораживается или хмурится на строгий голос и улыбается, радуется на ласковый.

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

От 9 до 10 месяцев

  • от рождения до 1 месяца
  • от 1 до 2 месяцев
  • от 2 до 3 месяцев
  • от 3 до 4 месяцев
  • от 4 до 5 месяцев
  • от 5 до 6 месяцев
  • от 6 до 7 месяцев
  • от 7 до 8 месяцев
  • от 8 до 9 месяцев
  • от 9 до 10 месяцев
  • от 10 до 11 месяцев
  • от 11 до 12 месяцев
  • от 1 года до 1 года и 3 месяцев
  • от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
  • от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
  • от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
  • от 2 лет до 2 лет и 3 месяцев
  • от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев
  • от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
  • от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет
  • от 3 до 4 лет
  • от 4 до 7 лет
  • от 5 до 7 лет
  • от 6 до 7 лет
  • 7 лет и старше

Правильное развитие ребенка до года обременено множеством сложностей. И если в первые месяцы малыш является своего рода «беспомощным» маленьким человечком, то ближе к году он становится более самостоятельным. Девять месяцев – подготовительный период к первым шагам, вступлению в новый жизненный этап. Потому родители, дабы определиться, правильно ли развивается их чадо, задаются вопросом: «Что должен уметь ребенок в 9 месяцев?»

Этому периоду характерен резкий скачок активной деятельности. Каждый организм индивидуален, потому не существует строгих понятий, умений, которыми должен владеть малыш к 9 месяцам. Все навыки обусловлены не только физиологическими особенностями малыша, они зависят от того, занимаются ли со своим чадом родители, как они это делают.

Диагностика развития

Развитие малыша отражается в поведении. Он уже умеет сидеть, не опираясь, пробует ползти. Делать ребенок это может не только на четвереньках, но и по-пластунски, а некоторые малыши пятятся назад, опираясь на ручки.

Что умеет ребенок в 9 месяцев? В таком возрасте наступает особый этап подготовки к ходьбе. Происходят физиологические изменения в теле. Активно развиваются, укрепляются опорно-двигательный аппарат, связки, нервно-мышечная система. Это проявляется, когда из положения лежа на животике кроха пытается подползти к игрушке, дотянуться до нее. В положении сидя он умеет делать полуобороты и даже достать вещь сбоку или позади себя.

У него активно развивается хватательный щипковый рефлекс. Он пытается взять игрушку не всей ладошкой, а пальчиками. Как правило, малыш может задействовать сразу три пальчика.

Определить эмоциональное развитие можно следующим образом. Если попытаться забрать у ребенка любимую игрушку, он должен выразить свое недовольство. Например, ребенок крепко хватает ее, старается не отпускать, при этом выражает свое недовольство мимикой, звуками.

У ребенка в 9-месячном возрасте речь уже более осмысленная. Он пытается повторять слоги за взрослыми, подражая им. Повторяет он не только слоги, но и движения. В этот период необходимо учить его новым движениям: имитируя бой барабанными палочками, в играх «ладушки», прятки. Прячась, обычно малыш закрывает лицо ручками. Он также должен пытаться найти спрятавшихся папу или маму. Ребенок должен откликаться на свое имя, узнавать близких ему людей.

Кроме того, он уже умеет перелистывать страницы детских книжек, которые для самых маленьких сделаны из плотного картона, нанизывать кольца на пирамидку в любом порядке, рвать бумагу на клочки, отрывать небольшие кусочки от пластилина.

Игра у детей данного возраста больше носит разрушительный характер. Они с радостью ломают построенную башню из кубиков, а собрать ее заново, пусть даже в хаотичном порядке, им пока не под силу.

Это маленькие любознайки, активно познающие мир. В этот период активно развиваются все органы чувств: именно на 9 месяцев приходится момент, когда в доме можно встретить дверцы шкафчиков с перевязанными ручками.

Физические показатели

Физические нормативы усреднены Всемирной организацией здравоохранения. В среднем, из-за своей активности малыш набирает от 350 до 500 граммов веса, а рост его увеличивается на 2 с половиной сантиметра.

Мальчик имеет больший вес и рост, чем девочка. Связано это с природой человека. Вес мальчика варьируется в пределах от 7 до 11 килограммов при росте от 67,5 до 76,5 сантиметров. Усредненной нормой считается вес от 6,5 до 10,5 килограмма при росте 65-75 сантиметров. Окружность головы увеличивается на один сантиметр, а груди — на два.

Если имеются отклонения от указанной нормы, это может быть связано с генетической предрасположенностью. По данным заметно, что маленький человечек замедляется в наборе веса, но продолжает расти. Главное, чтобы эти показатели увеличивались в сравнении с предыдущими данными. Потому дети до годовалого возраста проходят мониторинг у педиатра ежемесячно.

Питание малыша

Ребенку очень важно получать полноценное питание, соответствующее его возрасту. Если здоровье мамы позволяет, то крайне необходимо продолжать грудное вскармливание. Мамино молоко составляет примерно четверть рациона малыша в сутки.

Далее приведены усредненные нормы рациона питания в день. Каши составляют примерно 180-200 граммов. Фруктовые, овощные пюре – 250 граммов. При этом основная часть приходится именно на овощи. Масло растительного происхождения и сливочное – 5 граммов в день. Кисломолочные продукты в виде детского кефира, творожка – 40 граммов.

Хлеб или сухарики – не более пяти граммов. Ребенку необходимо раз в неделю давать половину отварного куриного желтка, так как он содержит железо, что благотворно влияет на уровень гемоглобина. Некоторые дети отказываются от него: можно пойти на хитрость — перемешать желток с теплым молоком.

Для малыша в 9 месяцев — идеальное время, чтобы добавить в его основной рацион мясо, рыбу в отварном виде, нежирных сортов. Ребенок должен получать эти продукты примерно по 50 граммов каждого вида раз в неделю.

Режим дня

Ребенку в этом возрасте важно соблюдать режим. Ему также необходимо спать 11 часов ночью и примерно 4 часа днем. Однако именно сейчас нередко можно заметить за маленьким, что у него нарушается режим сна. Дело в том, что ребенок уже понимает разницу между днем и ночью. Он знает, что в ночное время все спят, а днем играют, занимаются другими делами.

  • При первом пробуждении, обычно оно бывает в 6-7 утра, малыш пьет молоко или смесь. Далее проводят утренние процедуры, делают с малышом зарядку.
  • Второе кормление с применением каш или фруктовых пюре, а после этого можно выводить ребенка на прогулку. Если погода позволяет, желательно, чтобы первый дневной сон прошел на открытом воздухе.
  • Примерно в час дня – обед, состоящий из овощного пюре, мяса, некрепкого диетического бульона. Можно дать ему банан на десерт.
  • Затем следуют занятия, игры, а потом снова прогулка, второй дневной сон.
  • Ужин рекомендуется давать ребенку не позднее шести часов вечера, чтобы его неокрепший желудочек смог переварить и усвоить пищу. Ужин может состоять из творожка или безмолочной каши с рыбой.

Общение в кругу семьи – важный этап для гармоничного развития малыша.

  • Кормление грудью или молочной смесью должно быть не позднее девяти часов вечера. Многие дети просят грудь в ночное время. Правда, данный аспект больше носит психологический характер.
  • Вечерние процедуры. Кормление молоком можно провести и после умывания. На девятый месяц, ребенка можно купать через день. Малыша следует укладывать не позднее 10 часов вечера. Режим дня в каждой семье свой.

Поводы для беспокойства

Несмотря на индивидуальное развитие и определение усредненных навыков ребенка в 9 месяцев, существует несколько признаков, которые должны насторожить родителей. При их обнаружении малыша нужно показать педиатру:

  1. Ребенок не может удержать равновесие в положении сидя.
  2. Он не может переворачиваться, не пробует передвигаться.
  3. Не проявляет эмоций в виде недовольства, когда у него пытаются забрать игрушку.
  4. Не пытается повторять слоги.
  5. Дети в этом возрасте часто пытаются самостоятельно снять с себя шапочку, выпить из бокальчика, кружки. Если ребенок не делает этого, следует обратиться к врачу.
  6. Не стучит своими игрушками.
  7. Не может определить, где родные люди, а где — чужие. Проявляется момент, когда ребенок не боится посторонних, с легкостью идет к ним на ручки.

Игры – главные помощники

Родителям необходимо знать, что существуют множество игр, занятий, способствующих обретению новых навыков в психологически-эмоциональном, в физическом плане. Все занятия должны быть направлены на то, чтобы развивать сенсорное восприятие ребенка. Это могут быть детские самые простые музыкальные инструменты, машинки со звуком, куклы для девочек. Домики с тоннелями подойдут малышам, которые уже умеют ползать. Необходимо включить в ежедневные игры пирамидки, кубики, показывать ребенку, как они собираются, что можно из них сделать.

Игры с крупой, в которой спрятаны небольшие игрушки, являются началом развития мелкой моторики, напрямую влияющей на формирование речи. В этом возрасте можно познакомить ребенка с гимнастическими снарядами, мячиком, кольцами и прочими атрибутами подвижных игр.

При выборе всех элементов внимание следует обращать на качество материалов, способы их изготовления, обработки. В 9 месяцев у малыша режутся зубки, позаботьтесь об этом.

Развитие ребенка в 9 месяцев, родившегося раньше предполагаемого срока, отличается от доношенных детей. Для них существует свой календарь развития, отличающийся от общепринятых нормативов. Его правильно составить поможет врач, учитывая все нюансы здоровья малыша.