Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «В гости к Архимеду. По экспериментальной деятельности в подготовительной группе Опытно экспериментальная деятельность в подготовительной группе весной

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Картотека по опытно-экспериментальной деятельности детей в подготовительной группе Составила: Смакотина Л.И. воспитатель, МБУ школа 26 с/п д/с «Тополек» СЕНТЯБРЬ ОПЫТ 1 «Свойства воздуха» Цель. Познакомить детей со свойствами воздуха. Материал. Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т. д. Процесс. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсин и т. д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении. Итог. Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. СЕНТЯБРЬ ОПЫТ 2 «Воздух сжимается» Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха. Материал и оборудование: Пластмассовая бутылка, не надутый шарик, холодильник, миска с горячей водой. Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится, так как воздух при охлаждении сжимается. Вывод: При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается. СЕНТЯБРЬ ОПЫТ 3 «Воздух расширяется» Цель:Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр). Ход: Рассмотреть "термометр", как он работает, его устройство (бутылочка, трубочка и пробка). Изготовить модель термометра с помощью взрослого. Проделать шилом отверстие в пробке, вставить ее в бутылочку. Затем набрать каплю подкрашенной воды в трубочку и воткнуть трубку в пробку так, чтобы капля воды не выскочила. Затем нагреть бутылочку в руках, капля воды поднимется вверх. СЕНТЯБРЬ ОПЫТ 4 «Как обнаружить воздух» Цель:Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении. Ход: 1) Предложить заполнить полиэтиленовые мешочки: один мелкими предметами, другой воздухом. Сравнить мешочки. Мешочек с предметами тяжелее, предметы ощущаются на ощупь. Мешочек с воздухом легкий, выпуклый, гладкий.

2 2) Зажечь свечу и подуть на нее. Пламя отклоняется, на него действует поток воздуха. Подержать змейку (вырезать из круга по спирали) над свечой. Воздух над свечой теплый, он идет к змейке и змейка вращается, но не опускается вниз, так как ее поднимает теплый воздух. 3) Определить движение воздуха сверху вниз от дверного проема (фрамуги). Теплый воздух поднимается и идет снизу вверх (так как он теплый, а холодный тяжелее он входит в помещение снизу. Затем воздух согревается и опять поднимается вверх, так получается ветер в природе. ОКТЯБРЬ ОПЫТ 1 «Магнит рисует Млечный путь» Цель: познакомить детей со свойством магнита притягивать металл, развивать интерес к экспериментальной деятельности. Материал: магнит, металлические опилки, лист бумаги с изображением ночного неба. Проведение опыта. Наблюдение со взрослыми за ночным небом, на котором хорошо виден Млечный путь. На карту неба широкой полосой высыпаем опилки, имитирующие Млечный путь. С обратной стороны подносим магнит и медленно передвигаем его. Опилки, изображающие созвездия, начинают двигаться по звездному небу. Там, где у магнита находится положительный полюс, опилки притягиваются друг к другу, создавая необычные планеты. Там, где у магнита находится отрицательный полюс, опилки отталкиваются друг от друга, изображая отдельные ночные светила. ОКТЯБРЬ ОПЫТ 2 «Парящий самолѐт» Оборудование и материалы: Раздаточный материал: магнит, маленький самолѐт из бумаги, булавка, скотч, картон (футбольное поле, футболист, гайка, автомобиль из картона. Демонстрационный материал: демонстрационный стол воспитателя: всѐ то же самое, что и на одного ребѐнка; предметы, изготовленные из разных материалов (пластмассы, резины, дерева, железа, стекла, три магнита разной формы, три магнита разного размера, линейка, монеты, стакан с водой. Для физкультминутки эмблемы «северного» и «южного» полюсов (синие и красные прямоугольники). Перед вами лежат формы из бумаги на булавке и нитка. Что нужно сделать, чтобы получился бумажный самолет? Правильно привязать нитку к булавке. Медленно поднимаем нитку вверх, пока самолѐт не повиснет в воздухе. Самолѐт может оставаться в воздухе пока находится близко к магниту. Воспитатель: какой же можно сделать вывод? Дети: отвечают (магнитная сила притягивает булавку даже на расстоянии и приводит в движение самолѐт). ОКТЯБРЬ ОПЫТ 3 «Компас» Цель: Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями. Материал: Компас.

3 1. Каждый ребенок кладет компас на ладонь и «открыв» его (как это сделать, показывает взрослый, наблюдает за движением стрелочки. В результате дети еще раз выясняют, где север, где юг (на этот раз с помощью компаса). Игра «Команды». Дети встают, кладут компасы на ладонь, открывают их и выполняют команды. Например: сделать два шага на север, затем два шага на юг, еще три шага на север, один шаг на юг и т. д. Научите детей находить с помощью компаса запад и восток. Для этого выясните, что обозначают буквы С, Ю, З, В которые написаны внутри компаса. Затем пусть дети повернут компас на ладони так, чтобы синий конец его стрелки»смотрел» на букву С, т. е. на север. Тогда стрелочка (или спичка, которая (мысленно) соединяет буквы З и В, покажет направление «запад восток» (действия с картонной стрелочкой или спичкой). Таким образом, дети находят запад и восток. Игра в «Команды» с «использованием» всех сторон горизонта. ОКТЯБРЬ ОПЫТ 4 «Электрическая расческа» Цель: познакомить детей с проявлением одного вида электричества. Материал: расческа. Проведение опыта. В гости приходит ребенок из другой группы и показывает детям фокус: достает из кармана расческу, потирает ею о свою шерстяную рубашку, дотрагивается до волос. Волосы «оживают», становятся «дыбом». Вопрос детям: «Почему так происходит?» Волосы «оживают» под действием статического электричества, возникающего из-за трения расчески с шерстяной тканью рубашки. ЯНВАРЬ ОПЫТ 1 «Свойства воды» Цель. Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета). Материалы. Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода. Процесс. В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов. Итог. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. Вкус воды. Цель. Выяснить имеет ли вкус вода. Материалы. Вода, три стакана, соль, сахар, ложечка. Процесс. Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль. В

4 другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода? Итог. Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено. Запах воды. Цель. Выяснить имеет ли запах вода. Материалы. Стакан воды с сахаром, стакан воды с солью, пахучий раствор. Процесс. Спросите детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода? Итог. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено. Цвет воды. Цель. Выяснить имеет ли цвет вода. Материалы. Несколько стаканов с водой, кристаллики разного цвета. Процесс. Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь? Итог. Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, котор ЯНВАРЬ ОПЫТ 2 «Живая вода» Цель. Познакомить детей с животворным свойством воды. Материалы. Свежесрезанные веточки быстро распускающихся деревьев, сосуд с водой, этикетка «Живая вода». Процесс. Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду, а сосуд сними на видное место. Пройдет время, и они оживут. Если это ветки тополя, они пустят корни. Итог. Одно из важных свойств воды давать жизнь всему живому. ЯНВАРЬ ОПЫТ 3 «Агрегатные состояния воды» Цель: Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком вода; твердом снег, лед; газообразном пар. Ход: 1) Если на улице тепло, то вода находится в жидком состоянии. Если на улице минусовая температура, то вода переходит из жидкого в твердое состояние (лед в лужах, вместо дождя идет снег). 2) Если налить воду на блюдце, то через несколько дней вода испарится, она перешла в газообразное состояние. ЯНВАРЬ ОПЫТ 4

5 «Зависимость таяния снега от температуры» Цель. Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег. Ход: 1) В морозный день предложить детям слепить снежки. Почему снежки не получаются? Снег рассыпчатый, сухой. Что можно сделать? Занести снег в группу, через несколько минут пытаемся слепить снежок. Снег стал пластичный. Снежки слепили. Почему снег стал липким? 2) Поставить блюдца со снегом в группе на окно и под батарею. Где снег быстрее растает? Почему? Вывод: Состояние снега зависит от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее тает снег и изменяет свои свойства. МАЙ ОПЫТ 1 «Песок» Цель. Рассмотреть форму песчинок. Материалы. Чистый песок, лоток, лупа. Процесс. Возьмите чистый песок и насыпьте его в лоток. Вместе с детьми через лупу рассмотрите форму песчинок. Она может быть разной; расскажите детям, что в пустыне она имеет форму ромба. Пусть каждый ребенок возьмет в руки песок и почувствует, какой он сыпучий. Итог. Песок сыпучий и его песчинки бывают разной формы. МАЙ ОПЫТ 2 «Песчаный конус». Цель: Показать, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга. Оборудование: 1. Сухой песок. 2. Поднос, на который можно высыпать песок. Опыт: Берем горсти сухого песка и медленно высыпаем их струйкой так, чтобы песок падал в одно и то же место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте будут возникать «сплывы» - движение песка, похожее на течение. Почему же так происходит? Давайте внимательно рассмотрим песок. Из чего он состоит? Из отдельных маленьких песчинок. Скреплены ли они друг с другом? Нет! Поэтому они могут передвигаться относительно друг друга. Вывод: Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга. МАЙ ОПЫТ 3 «Рассеянный песок» Цель. Установить свойство рассеянного песка. Материалы. Сито, карандаш, ключ, песок, лоток.

6 Процесс. Разровняйте площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Погрузите без надавливания в песок карандаш. Положите на поверхность песка какой-нибудь тяжелый предмет (например, ключ). Обратите внимание на глубину следа, оставшегося от предмета на песке. А теперь встряхните лоток. Проделайте с ключом и карандашом аналогичные действия. В набросанный песок карандаш погрузится примерно вдвое глубже, чем в рассеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливым на набросанном песке, чем на рассеянном. Итог. Рассеянный песок заметно плотнее. Это свойство хорошо известно строителям.


Картотека опытов и экспериментов Подготовительная группа «Живая вода» Цель. Познакомить детей с животворным свойством воды. Материалы. Свежесрезанные веточки быстро распускающихся деревьев, сосуд с водой,

Познавательные опыты для дошкольников 2011-2012гг Дорогие друзья! Если вы любите все таинственное и необычное, если вы любите наблюдать и размышлять, доверяете своим глазам и опыту, значит у вас душа экспериментатора

Опыт 1 «Вода прозрачная» Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой с молоком.в один стакан положить ракушку, в другой ложку.в каком из стаканов они видны, а в каком нет?почему? Перед нами молоко

ОПЫТ 1 «Росток» Цель. Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого. Материалы. Лоток любой формы, песок, глина, перегнившие листья. Процесс. Приготовьте почву из песка,

Картотека опытов и экспериментов (подготовительная к школе группа) СЕНТЯБРЬ «Росток» Цель. Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого. Материалы. Лоток любой формы,

Картотека опытов и экспериментов для детей 6-7 лет подготовила воспитатель 1 квалификационной категории Жаринова Е.С. ОПЫТ 1 «Росток» Цель. Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение

Картотека опытов и экспериментов с воздухом (подготовительная к школе группа) Опыт 1. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим Цель: Доказать, что банка не пустая, в ней находится невидимый воздух. Пустая

Вода прозрачная Цель: познакомить детей еще с одним свойством воды-прозрачностью Материал: стакан с водой, стакан с молоком,2 ложечки. Воспитатель предлагает в оба стаканчика положить палочки или ложечки.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 38 «Колокольчик» г. Светлоград Петровского муниципального района Конспект непосредственно-образовательной

Опытно-экспериментальная деятельность Составила: Воспитатель МБДОУ 211 Донская Т.В. . «Плавает или тонет?» 1. Дети в ѐмкости с водой опускают деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые предметы;

Старшая группа Живая природа 1. Растение Может ли растение дышать? 2. Растение С водой и без воды. 3. Растение На свету и в темноте. 4. Растение Где лучше расти? 5. Растение В тепле и в холоде. Выявить

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 357» городского округа Самара КОНСПЕКТ для старшего возраста по познавательной исследовательской деятельности «Волшебный воздух»

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад «Земляничка» Непосредственно Образовательная деятельность По формированию опытно экспериментальной работы На тему: «Воздух невидимка»

К УЧЕНИКУ Юный друг! Ты только начинаешь изучать физику. Можно только позавидовать тебе так много нового и интересного ждет на этом пути. Этот путь не пройден и никогда не будет пройден до конца Природа

Тема: «КАКОЙ БЫВАЕТ ВОДА» Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды

Система взаимодействия с семьями воспитанников и активизация родительской позиции, через совместную исследовательско - творческую деятельность. Воспитатель старшей группы 19 Митюшкина Е.А. Люди, научившиеся

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПОЧИНКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД 8 Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе на тему «Воздух» Воспитатель: Пургина Е. И. с.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 3» Конспект занятия по экологии (с элементами экспериментирования) «Песочная страна» (для детей подготовительной

МБДОУ «Детский сад «Жемчужинка» Экспериментальная деятельность на прогулке «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков из песка» 2 младшая группа Подготовила и провела: Акимова Е.Н. с. Карманово 2015

Картотека игр-экспериментов (старшая группа) 1 1. «Летающие семена» Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений. Ход: Дать детям по одному «летающему» семени и одному «не летающему». Предложить

ГБДОУ детский сад 125 Выборгского района Санкт-Петербург Конспект непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми второй младшей группы «Снегурочка». (Используемые образовательные технологии:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 25 «Семицветик» Каталог опытов с разными материалами для детей 5-7 лет Составила воспитатель: Крехтунова

Картотека опытов для детей старшей группы Опыт 1 «На свету и в темноте» Цель: определение факторов внешней среды, необходимых для роста и развития растений. Материал: черенок комнатного растения в горшочке,

ОПЫТ «Вулкан» Вулкан это большая гора с крутыми склонами. На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер - это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне - красновато-оранжевая пасть, это жерло вулкана,

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Экспериментальные материалы для учащихся 4 классов КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА Вариант 2 Школа Класс 4 Фамилия, имя фамилия, имя учащегося ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ На выполнение работы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 11 «Капелька» Мастер-класс для педагогов Тема: Игры- эксперименты для дошкольников. Игры- эксперименты для

Опыт «Движение воздуха». Ц е л ь: показать детям, что хотя воздух невидим, его можно почувствовать. Ход о п ы т а. Помашите рукой у лица. Какое ощущение? Подуйте на руки. Что почувствовали? Все эти ощущения

Тема НОД: «Секреты и чудеса воды» Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Интеграция

Конспект занятия по экспериментально познавательной деятельности. Подготовительная группа Тема занятия: «Воздух и его свойства». Цель: Развивать познавательную активность детей, посредством включения их

П/ п Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад 2» г.славянска-на-кубани муниципального образования Славянский район ул.коммунистическая 6-а г.славянск-на-кубани

Составитель: воспитатель Ерещенко Г.А Дошкольное образовательное учреждение Линевский муниципальный детский сад 2 Ромашка» Организованная образовательная деятельность с детьми младшей группы на тему: «СНЕГОВИК»

Опыт 1 «Горячо холодно» Вокруг лежит «круг безопасности» (это может быть обруч). Педагог постепенно приближает ладонь к огню, комментирует свои впечатления: ладонь далеко от свечи холодно, близко горячо.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Заволжский детский сад «Колосок». Перспективный план работы по экспериментированию с детьми средней группы на 2014-2015 год. Баскова Елена Павловна

Кузьмина Ольга Ивановна Горячева Вера Викторовна Захарова Галина Викторовна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Тереньгульский детский сад общеразвивающего вида " Солнышко" Ульяновская

Заставь воду закипеть (СЕМЬЯ МУХАНОВЫХ) Возьми носовой платок, стакан, аптечную резинку 1. Намочи и выжми носовой платок. 2. Налей полный стакан холодной воды. 3. Накрой стакан платком, закрепив его аптечной

Интегрированное образовательное мероприятие Тема «Удивительные свойства воздуха» Группа: подготовительная к школе группа Цель: способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха: не имеет цвета,

Муниципальное образование Ханты-Мансийского автономного округа Югра муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 20 «Сказка» (МБДОУ ЦРР «Детский сад

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 8 г.шебекино Белгородской области» Исследовательский проект «Путешествие снежинки» Автор работы: Клевцова

МОУ «Половневская средняя общеобразовательная школа» Внеклассное мероприятие по физике «Занимательная физика» Подготовила: учитель физики Жеребцова Н.В. Цели: Тема: «Занимательная физика» 1. способствовать

Воздушный шар Инструменты: Дополнительные материалы: Основная научная идея: Внимание: Пищевая сода; воздушный шарик; уксус. Кислоты и основания вступают в реакцию, выделяя газ под названием углекислый

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ Тема урока: Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Цель урока: Образовательная: формирование первоначальных

Акиньшина Софья Ботина Анастасия Родина Полина Введение Знаешь ли ты, что такое физика? Оказывается, это очень интересная наука, которая поможет тебе узнать много нового об окружающем мире. Эта книга познакомит

Берент Н.А. Цель: Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы; Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как

3. Наблюдение, измерение, опыт 1. Артём проводил наблюдения за прорастанием семян гороха и появившимися ростками. Чтобы выяснить, влияет ли освещённость на скорость прорастания, он взял два стакана, положил

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 14 муниципального образования город Новороссийск Подготовила: воспитатель Жукова Татьяна Владимировна Задачи: 1. Учить детей наблюдать,

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Георгиевский детский сад Межевского муниципального района Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Смешарики

Конспект НОД по окружающему миру для подготовительной группы. Дата проведения: 22 марта 2013 Тема: Путешествие весёлых капелек. Воспитатель: Антонян Н.Н Цель: Обобщать и совершенствовать представления

Перечень оборудования в уголке экспериментальной деятельности в 1 младшей группе книги познавательного характера для малышей в картинках песок, вода набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр с водой

«Почему идет дождь?» Выполнила: ученица 1Б класса МБОУ СОШ 26 Вилькер Екатерина Научный руководитель: Арестова С.В. Тема: Почему идѐт дождь? Проблема: Вы, наверно, замечали, что когда небо становится серым,

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Музей геологии, нефти и газа» Методическая разработка музейно-педагогического занятия «Музейная лаборатория» Автор разработки Малышев Алексей

20 января 2017 года прошла открытая организованная образовательная познавательно - исследовательская деятельность «Волшебница Вода» с детьми средней группы «Морской конек» для воспитателей Октябрьского

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 101 города Липецка Познавательно исследовательская деятельность в подготовительной группе на тему: «Воздух и его свойства»

КАРТОЧКА ЗАДАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО, МОЛНИИ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ Часть 1 Воздушные шары и молния Что такое статическое электричество? Потрите воздушный шарик о свою одежду и подержите его над головой.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Онохойский детский сад «Колобок» 671300, Бурятия, Заиграевский район, п. Онохой, ул. Красная Горка 4, [email protected] Конспект познавательно-исследовательской

Занятие по конструированию в группе старшего возраста. Тема: "Строительство декоративной стенки по графической модели" Программное содержание. Учить детей воспроизводить конструкцию предмета (декоративной

АГРЕГАТНЫЕ СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА УРОК- ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ФИЗИКЕ 7 КЛАСС АВТОР: КЛЮЧНИКОВА Любовь Анатольевна МОБУСОШ 12 с.сержантово Цель: Освоить понятие «Агрегатные состояния вещества». Рассмотреть физические

ОГЛЯНИСЬ Валерия Сирота ВРЕМЕНА ГОДА НА ЗЕМЛЕ И ДРУГИХ ПЛАНЕТАХ Почему зимой холодно, а летом тепло? Удивительно, но многие люди, даже взрослые, умные и образованные, не знают ответа на этот вопрос. Из-за

Сентябрь Перспективный план по познавательно-исследовательской деятельности подготовительная группа «Маки» месяц Тема Цель Оборудование Примечания Работа с родителями Воздушный океан полиэтиленовый пакет

Опытноэкспериментальная деятельность 1 Живая и неживая природа Посмотри, мой милый друг, что находится вокруг? Небо светло-голубое, солнце светит золотое, Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает,

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 106 Старшая группа Воспитатель детского сада 106 Кируца Мария Михайловна Рыбинск, 2015 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

Автор проекта: Ученик 3 класса «Б» ГАОУ ЦО 548 «Царицыно» Шурин Артем Москва 2012г. Кто не видел Бакуганов? Почему же попадая на карту шарик Бакуган превращается в монстра? У одного Бакугана я увидел что-то

Эксперименты и опыты с воздухом «Что в пакете?» Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 11 «Капелька» Мастер - класс для педагогов «ИГРЫ ЭКСПЕРИМЕНТЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» Формирование целостной картины

1. Опыт с водой и кусочками льда. Взяли сосуд с водой при температуре 40 градусов по Цельсию массой 300 грамм. Приготовили кусочки льда. Бросай поочередно кусочки льда в воду стали размешивать, чтобы температура

Управление образования молодежной политики и спорта Администрации Шелеховского муниципального района МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 19 "МАЛЫШОК"

Мороз без холодильника Ход эксперимента: Материалы: 10 кубиков льда или снег, 2 ст.л. поваренной соли, железная кружка, прихватки или варежки, полиэтиленовый пакет, молоток, деревянная разделочная доска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 Окружающий мир /тесты/ 3 класс Перспективная начальная школа Подготовила учитель начальных классов Попова Н.А. 2013

РаЗДеЛ 1. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ 1. МАГНИТНОЕ ПОЛЕ. ЛИНИИ МАГНИТНОГО ПОЛЯ. МАГНИТНОЕ ДЕЙСТВИЕ ТОКА 1-й уровень сложности 1.1. Полосовой магнит поднесли южным полюсом к магнитной стрелке. Как будет вести

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад компенсирующего вида 112 «Гвоздичка» Конспект занятия по познавательной деятельности

Полищук Наталья Владимировна, воспитатель МБДОУ д/с №6 ст. Новоминская, Каневской район, Краснодарский край.
Цель. Познакомить детей с таким природным явлением, как вулкан, его строением. Способствовать накоплению представлений об окружающем мире. Показать детям эксперимент – извержение вулкана. Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом. Познакомить с новыми свойствами: молоко может менять цвет, определить жирность молока. Продолжать учить детей видеть проблему, строить гипотезы, делать обобщения. Формировать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.

Дата публикации: 20.02.2018

Конспект ОД по экспериментальной деятельности в подготовительной группе

«Мы – учёные»

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие,

социально-коммуникативное развитие,

развитие речи,

физическое развитие,

художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная.

Цель. Познакомить детей с таким природным явлением, как вулкан, его строением. Способствовать накоплению представлений об окружающем мире. Показать детям эксперимент – извержение вулкана. Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом . Познакомить с новыми свойствами : молоко может менять цвет, определить жирность молока. Продолжать учить детей видеть проблему, строить гипотезы, делать обобщения. Формировать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.

2. Воспитывать социально-личностные качества каждого ребёнка : коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий, любознательность, взаимопомощь, умение работать в коллективе. Воспитывать интерес и желание развивать свой кругозор.

3. Развивать у детей познавательную активность, умственные и мыслительные способности : анализ, сравнение, выводы в эксперименте « Дождь в стакане».

Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов.

Оборудование: Сосуды с водой, красная,зелёная, синяя краска, сода, моющее средство, одноразовые тарелки, мерные стаканы, поднос, макет вулкана, чайные ложки, салфетки, ватные палочки, слайды с изображением вулканов, уксус, пипетки, гелевые шары, мольберт, халаты (для детей и воспитателя, эмблема смайлика, пена для бритья, яйцо, спички, мешочек с водой, цветные карандаши, масло растительное, аспирин, спица, воздушный шарик, тазик с водой, цветы, фокусник.

Техническое оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация « Вулканы», музыкальное сопровождение, видеообращение

Словарная работа: спящий вулкан, действующий вулкан, конусообразная форма, воронка, кратер вулкана, лава.

Предварительная работа: Рассматривание книг об окружающем мире, о вулканах, природных явлениях.

Словестные методы: уточнения, опросы, художественное слово, беседа, вопросы, поощрения

Практические методы: совместные действия воспитателя и детей, схемы для проведения опытов.

Ход образовательной деятельности.

1. Вводная часть.

Дети заходят в зал.

Воспитатель предлагает всем встать в круг и поиграть.

Игра –приветствие.

Здравствуйте ребята. Я очень рада вас видеть, и приглашаю на интересное занятие. У меня сегодня отличное настроение (Показываю). Потому что ярко светит солнце, оно дарит мне хорошее настроение, в зале приветливые лица. И я хочу подарить вам, ребята, тоже хорошее настроение (дарит смайлики)

Милена, скажи, какое у тебя настроение? (хорошее). Мое хорошее настроение плюс твое хорошее настроение - это уже два хороших настроения.

А у тебя, Маша, какое настроение? (отличное) Присоединяйся к нам и т. д.

Посмотрите, у нас с вами получилась замечательная команда. Я надеюсь, что сейчас вы станете настоящими моими помощниками.

А теперь давайте подарим всем сидящим в этом зале свое настроение под мой счет: «Раз, два, три, настроение подари» (дуют на ладошки.) Молодцы!

Дети, а вы любите проводить опыты? (да.)

Тогда я предлагаю вместе со мной отправиться в научную лабораторию.Что такое лаборатория? (ответы детей).Что в ней делают? Кто там работает?

А вы знаете как себя правильно вести в лаборатории?

1. Нельзя трогать приборы и инструменты без разрешения.

2. Не пробовать на вкус и запах вещества.

3. Не проделывать с веществами неизвестные опыты. В лаборатории надо соблюдать определенные правила : соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в научную лабораторию к моему знакомому профессору. Там вы узнаете много нового и интересного и, даже сами поставите опыт, как настоящие ученые. Вы хотите стать настоящими учеными? (Да).

Тогда давайте приготовимся к нашему путешествию и наденем специальную одежду (одевают халаты и чепчики).

Теперь мы с вами действительно готовы отправиться в лабораторию.

(Звучит таинственная музыка)

Глазки все закрыли вместе

И покружимся на месте.

Покружились, покружились,

А теперь остановились,

А теперь остановились

И в ученых превратились (открывается занавес)

Глазки открываются,

А чудеса продолжаются.

2. Основная часть.

Вот мы и попали в научную лабораторию профессора Акакия Доромидонтовича Мензуркина.

Здравствуйте профессор! (тишина)

Странно, почему-то его нет?

(Звучит сигнал, появляется видео с профессором)

Профессор: Добрый день, Наталья Владимировна, здравствуйте ребята, здравствуйте гости Извините, что не могу с вами встретиться. Меня срочно вызвали в главную лабораторию. Но я про вас не забыл и приготовил все для интересных опытов. Мои подсказки вы можете найти на экране интерактивной доски. Желаю успехов в ваших научных экспериментах.

(Звучит сигнал, видео исчезает)

Спасибо, уважаемый профессор. Ребята, я думаю, что мы с вами

великолепно справимся, а результаты наших опытов оставим профессору.

Ребёнок:

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество - внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

Воспитатель:

Всех в лабораторию сегодня

Приглашаю вас пройти

Интересней приключения

Вам ребята не найти!

Друг за другом становись

Крепко за руку берись

Отправляемся друзья

Отставать никак нельзя!

(Дети присаживаются на мягкие модули)

А сейчас послушайте, и скажите о чем идет речь:

Ну, конечно, чудо это

Вот, уже который век

Даже самым жарким летом

На ее вершине - снег. (Гора)

Поднимите руку, кто видел горы?

А кто знает, что такое вулкан?

Я расскажу вам легенду о вулкане. Жил на свете бог по имени Вулкан. И

нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по раскаленному железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала, от основания до самой верхушки, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из вершины горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни и пепел. «Вулкан работает» - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами.

А вы хотите посмотреть на вулканы? Тогда подходите вот к этому столу. Мы сейчас посмотрим фотографии с изображением вулканов на экране интерактивной доски.

Презентация: "Вулканы".

Посмотрите, это на вид обычная гора называется спящий вулкан.

А это гора с извергающейся из нее лавой, огнем и дымом - это действующий вулкан.

А какой формы все вулканы? Как она называется? (Конус.)

Все вулканы конусообразной формы. Обратите внимание на верхнюю часть горы, на что она похожа? (Воронка).

Вершина, из которой извергается вулкан, называется кратер.

Давайте его внимательно рассмотрим. Кратер вулкана похож на огромную чашу, на дне этой чаши огромная дыра, уходящая глубоко внутрь вулкана. Огненная жидкость, выходящая из вулкана называется лавой.

Вот сколько новых слов вы узнали на занятии.

А вы хотели бы хоть одним глазком взглянуть на извержение вулкана?

Посмотрите, какой макет горы я сделала, но это спящий вулкан, а нам надо, чтобы он стал действующим. Ребята, может быть, вы знаете, как на это сделать? Давайте попробуем поразмышлять.

Мы знаем, что при извержении вулкана выбрасывается лава. Какая она, если она течет по склонам горы? (жидкая). Значит, внутрь нашей горы мы должны поместить жидкость. Какую, например? (воду)

Если мы нальем обычную воду, то сможет она оттуда вытекать (нет).

А как же нам сделать, чтобы вода вырывалась наружу? (надо смешать вещества)

Придется нам обратиться за подсказкой к профессору. Давайте посмотрим на экран компьютера.

На экране схема проведеня опыта

Ребята, вы запомнили, какие вещества мы сейчас будем использовать?

А теперь давайте проведём эксперимент «Извержение вулкана».

Скажите, что сейчас произошло?

А почему так получилось?

Вам понравился наш опыт?

Я думаю, что профессору было бы интересно увидеть наши результаты.

(В зал влетает воздушный шар с прикрепленной загадкой)

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это ещё придумал профессор. Какой красивый шарик, и он нам что то принёс (загадывает загадку).

Не снег,
А белое всегда.
Хоть и течет,
А не вода. (Молоко)

Я всё поняла, профессор Мензуркин предлагает сделать эксперимент с молоком.

Ребята, а вы любите рисовать? А на чем можно рисовать?

А я вам предлагаю рисовать на молоке. Вы хотите научиться?

2 Эксперимент с молоком.

Воспитатель : Так как работа выполнена, можно и отдохнуть

Физминутка.

Раз. Два. Три. Четыре, пять

Поработали на пять.

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину заложим,

Голову поднимем выше,

И легко, легко подышим.

Мы попрыгаем немножко

потрясем ладошки тоже

повращаем головой

усталость всю сняло рукой.

В зал влетает ещё один шарик с привязанной загадкой.

Воспитатель загадывает загадку:

Меня частенько
Просят, ждут,
А только покажусь,
Так прятаться начнут. (дождь)

Опыт № 3 « Дождь в стакане». Вывод: капельки собираются в тучке, тяжелеют и падают на землю.

Ребята, посмотрите, профессор Мензуркин приготовил для нас ещё очень что то интересное.

Опыт № 4 « Гелиевая лампа».

Воспитатель: Какие вы все молодцы. Вам понравились опыты? Я думаю, что профессор будет очень рад. Вы так вели себя в лаборатории хорошо, за это я пригласила к нам весёлого фокусника и он сейчас появится здесь. Покажет вам и нашим гостям интересные фокусы.

Звучит музыка, входит фокусник,

Фокусник : Здравствуйте, ребята, дорогие зрители,

забавные фокусы увидеть все хотите ли?

Дети : Да!

Фокусник : Тогда садитесь, не зевайте,

А за мною наблюдайте.

(подходит к столу)

Всем на удивленье начинаем представление.

Фокус № 1 "Волшебный мешочек"

Фокусник : Ребята, а что у меня в руках? Что внутри?

Дети : мешочек, вода.

Фокусник : возьми карандаш, попробуй проколоть его?

(вызывает ребёнка, ребёнок прокалывает и вода выливается)

Фокусник : а у меня есть волшебный мешочек с водой, когда его прокалываешь, вода не льётся.

(демонстрирует)

Довольны фокусом сейчас?

Аплодисменты жду от вас.

Фокус № 2 «Шарик на спице» (демонстрирует)

Довольны фокусом сейчас?

Аплодисменты жду от вас.

Фокус № 3 « С яйцом» (демонстрирует)

Довольны фокусом сейчас?

Аплодисменты жду от вас.

Воспитатель: Спасибо, фокусник, ты нас повеселил, какие интересные фокусы нам показал.

Фокусник: Ребята, мне у вас так понравилось, но мне уже пора. А вот эти воздушные шарики я вам дарю на память. До свидания. (уходит).

Воспитатель : Ну, что ж, ребята, вот и наше путешествие в лабораторный центр к Профессору Мензуркину подошло к концу. Что мы сегодня делали? Что вам понравилось? А что запомнилось больше всего? А хотели бы вы стать настоящими учёными?

Путешествие прошло на славу,

всем пришлось оно по нраву

К знаниям стремитесь, иначе нельзя

Новых вам открытий.

А сейчас пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и скажем волшебные слова.

Сейчас кругом я повернусь. И в детском саде окажусь!

Воспитатель : Ребята! Я Желаю вам удачи в каждом деле и новых творческих открытий.

(звучит музыка, дети уходят)

Экспериментальная деятельность на тему: «Секретные записки» с детьми подготовительной группы.

Киселева Евдокия Ивановна, воспитатель МКДОУ «Детский сад№4», г. Лиски Воронежская область.
Описание. Предлагаю вашему вниманию познавательный материал по экспериментальной деятельности. Данный материал будет полезен воспитателям, учителям начальной школы, педагогам дополнительного образования, родителям.
Цель: установление простейших причинно - следственных связей.
Задачи:
1. Продолжать развивать у детей познавательные способности, самостоятельность.
2. Выявить возможность использования различных веществ, способы их проявления.
3. Воспитывать аккуратность, интерес к экспериментам.
Материал: лимон, вата, палочки, чаша, листы, краски и гуашь, пищевые красители, настольная лампа, фрукты и овощи.

Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, сегодня утром почтальон передал мне письмо. Давайте прочитаем адрес: « Воронежская область, город Лиски, детский сад №4, группа «Цветик - Семицветик».

(Воспитатель открывает письмо, обнаруживает чистый лист бумаги)
- Ничего не пойму, кто же над нами так пошутил? (Дети рассматривают).


Дети. Может быть письмо написано какими - то светлыми чернилами? Может быть поднести письмо ближе к окну? А может возле настольной лампы будет лучше видно?
(Воспитатель с детьми подносят письмо к окошку, затем к настольной лампе и обнаруживают, что при нагревании появляются буквы, но их сложно прочитать, текст нечеткий).


Воспитатель. Что же нам делать? Однажды я прочитала в книге еще об одном способе проявления чернил. Нужно в стакан воды капнуть несколько капель йода и этим раствором смазать лист с письмом.


Дети выполняют эти действия и обнаруживают, что письмо легко можно прочитать.


«Здравствуйте, ребята! Это секретное письмо написал вам Незнайка. У нас в Цветочном городе все жители пишут письма невидимыми чернилами. Если разгадаете их секрет, то получите подарки. Желаю удачи. Незнайка».
Воспитатель. Как вы думаете, из чего сделаны эти чернила?
Возьмите разные вещества и найдите самые невидимые чернила.
(Дети пробуют писать белой гуашью, белой акварелью. Пищевыми красителями.
Воспитатель. Скажите, ребята, что удобнее использовать вместо ручки?
Дети. Белая краска почти не видна, при нагревании над лампой и смазывании йодным раствором ничего не изменилось, буквы не проявляются. (Такой же вывод делаем и с пищевыми красителями.)
Воспитатель. Что можно использовать еще вместо чернил? Можно ли использовать сок разных фруктов и овощей?
Дети берут сок яблока, апельсина, помидора, лимона. Перед этим воспитатель напоминает, что сок фруктов и овощей плохо отстирывается от одежды, поэтому нужно надеть передники.
(Дети делают выводы, что лучше невидимые чернила получаются из лимона).

Воспитатель. Под воздействием настойки йода содержащийся в бумаге крахмал становится фиолетовым. Лимонный сок препятствует изменению цвета, поэтому написанное проступает в виде белых букв или знаков, если записку зашифровали.


Воспитатель. Ребята, вы молодцы, что смогли правильно разгадать секрет чернил. Возьмите в сундучке подарки от незнайки.
(Дети достают ручки).
Воспитатель. Это ручки - невидимки. Попробуйте ими что - нибудь написать или нарисовать.
(Дети пробуют и обнаруживают, что ничего не видно).
Воспитатель. А теперь потрите лист обратной стороной ручки, что вы видите?
Дети. Мы видим рисунки, надписи.
Воспитатель. Правильно говорят: «Все тайное становится явным».
Подводится итог занятия. Дети благодарят за подарки. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира. Старша

Цели: формирование целостного мировидения; развития наблюдательности, мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, обобщение); установление причинно - следственной зависимости природных явлений; создание предпосылок формирования учебной и умственной деятельности.
Материалы: Воздушный шарик; на веревочке - приглашение в гости, от Архимеда стеклянные банки две (пол-литровые); два яйца; стакан соли; столовая ложка; кувшин с водой; яйцо киндер-сюрприза; цветок лотоса из бумаги; аквариум с водой; пробка от бутылки; чайная ложка; перо; монета; деревянная ложка; камешек; два зеркала; два апельсина.
Образовательные задачи: Учить делать выводы на основе опытно - экспериментальной деятельности; упражнять детей в подборе эпитетов, сравнений, продолжать строить развернутые высказывания; создать положительный психоэмоциональный настрой ребенка.
Развивающие задачи: Развивать поисково - познавательную деятельность детей, наблюдательность, внимание, зрительную память, воображение, мелкую моторику.
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к непосредственно образовательной деятельности,желание работать в коллективе, помогать друг другу, интерес к окружающему миру.

Воспитатель: Ребята подойдите ко мне посмотрите, чей портрет у меня?(Архимед) Давным - давно, когда вас еще не было на свете, не было и ваших родителей и даже бабушек и дедушек, жил на свете человек по имени Архимед. Ребята,а вы знаете кто такой Архимед?
Дети: Жил в Древнем мире,

  • жил в Греции;
  • он математик;
  • это ученый;
  • он делал опыты, много знал.

Воспитатель: Правильно! Это человек был очень любознательным, все ему было интересно. Он хотел знать, как устроен мир, и сам придумал много полезных и нужных вещей … А вам хотелось бы побывать в гостях у Архимеда?
Дети: Да!
В группу влетает воздушный шар, на веревочке - письмо.
Воспитатель: Оказывается, сам Архимед прислал нам приглашение вот таким необычным способом. Давайте - кА прочитаем его послание.
Вот что написано в письме: «Здравствуйте, дорогие ребята, для того что бы попасть в страну Архимеда, вам нужно разгадать секрет яйца - попрыгунчика». Для этого мы проведем опыт.
1.Опыт
На столе пустые стеклянные банки - две пол - литровые. На блюдце рядом - два сырых яйца и стакан поваренной соли, столовая ложка, кувшин с водопроводной водой.

  • В первую банку налить воды и опустить яйцо - оно утонит.
  • Во вторую банку налить воды и добавить 4 столовой ложки соли - яйцо будет плавать на поверхности.

Воспитатель: А теперь отгадайте секрет яйца - попрыгунчика.
Дети делают вывод: В соленой воде легче плавать потому, что любое тело поддерживает не только вода, но и частички соли, растворенные в воде.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А где вы встречали такое?
Ответы детей: Когда ездили отдыхать на море, вода в море соленная и плавать в такой воде легче.
Воспитатель: Посмотрите, а яйцо- то у нас не простое, оно тоже с секретом! (Незаметно заменяем сырое яйцо на яйцо киндер - сюрприза. Достает из него цветок лотоса из бумаги с закрученными листочками к центру).
На лепестках что - то написано, но они закручены и прочитать сложно.
Что же нам делать? Как развернуть листочки? Проведем снова опыт.
2.Опыт: Опускают лотос в таз с водой. Бумага намокает, становится тяжелой, и лепестки «распускаются».
Воспитатель: Вот что написано на лепестках лотоса: «Вас поведет вперед прибор, но что бы узнать, что это за прибор, нужно разгадать загадку». Ребята, послушайте загадку и постарайтесь разгадать.
Загадка:
В кармане моем —
Замечательный друг:
Он знает, где север,
И знает, где юг
(Компас)
Дети: Компас.
Воспитатель: Молодцы! Вот наш компас. С помощью компаса всегда можно определить стороны горизонта.Стрелка компаса всегда показывает на север. Мы теперь не заблудимся в пути.
Сейчас мы сделаем разминку, что бы набраться сил для дальнейшего путешествия.
Физкультминутка:
«Синяя вода»
(Сл. Ю.Этина, муз.В.Шаинского)
Синяя вода,

Поле без следа,
Без конца и края.
(кружимся на месте)
Синяя вода,
Ты спешишь куда?
Ты спешишь куда?
(присели, обхватили плечи руками)
К морю синему
Там, где волны сильные
(встали, руки вытянули вверх)
Там, где волны сильные
Плещутся всегда.
(волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)
К морю синему
Поскорей неси меня,
(кружимся на месте)
Поскорей неси меня,
Синяя вода.
(Присели,обхватили плечи руками)
Воспитатель: Секреты Архимеда мы разгадали. Чего нам не хватает для дальнейшего путешествия?
Дети: Корабля.
Воспитатель: А из чего строят корабли? Почему они не тонут? Давайте проверим, какие предметы тонут в воде, а какие не тонут.
3.Опыт : На столе стоит аквариум с водой. Дети опускают по очереди предметы: пробку, чайную ложку, скрепку, перо, монету, деревянную ложку, камень.
Какие предметы плавают?
Все ли они легкие?
Одинаково ли держатся на воде?
А если на предмет, который плавает, положить предмет, который тонет, что произойдет?
Ответы детей и подведение итога : вода выталкивает более легкие предметы.
Воспитатель: А еще важно, чтобы внутри предмета, например корабля, было много воздуха. Он легкий и удерживает большой корабль на воде.
Дети строят корабль из стульев и рассаживаются по местам.
Воспитатель: Крибле! Крабле! Бумс!
Отправляемся в путешествие!(Звучит песня Ю.Антонова «Море, море…»)
Воспитатель: Пока наш корабль не прибыл в место назначения, предлагаю вам поиграть:
Игра - викторина: Дети отвечают на вопросы
1.Может ли вода быть твердой? (да)
2.Умеет ли ветер работать? (да)
3. Вода иметь цвет, запах, вкус? (нет)
Воспитатель: Поиграли, отдохнули? Молодцы! Стоп! Прибыли.
(Навстречу детям выходит Архимед) .
Архимед: Здравствуйте, ребята! Вот я вас дождался! Нелегким был ваш путь, но вы выдержали все испытания, все преодолели! Молодцы, умники и умницы! А я хочу показать вам удивительный опыт с зеркалом. Я сумел отбить нападение врага при помощью этого удивительного предмета.
А кто - нибудь из вас знает эту историю ? (ребенок, заранее подготовленный, рассказывает историю о зеркале, которое вызвало пожар) .
Архимед: Зеркала еще могут увеличивать количество предметов. Не верите?
4.Опыт:
Архимед: Ну смотрите…Сколько здесь апельсинов?
Дети: Два.
Архимед: (кладет апельсин перед зеркалом). А теперь?
Дети: Четыре. (Два зеркала стоят под прямым углом в 90 градусов. Архимед в угол кладет апельсин, их «становиться» три, четыре, восемь.) Уменьшая угол между зеркалами, можно «увеличить» количество апельсинов.
Архимед: Кто догадался и сможет объяснить в чем тут секрет?
(Если дети не смогли разгадать секрет зеркала, то взрослый, опираясь на догадки детей, объясняет суть опыта: Угол уменьшается между зеркалами, отражение одного зеркала отражается в другом зеркале, поэтому увеличивается количество апельсинов).
Архимед: Ваше путешествие, ребята, удалось на славу! Вам оно понравилось? Что больше всего понравилось?
Ответы детей :...
Архимед: Желаю, вам всем удачи и подарю вам этот конверт, его вы откроете, когда вернетесь из путешествия в детский сад. До свидание!
Воспитатель : Ребята, попрощаемся с Архимедом! А сейчас закроем глаза, а я произнесу волшебные слова:
Крибле, крабле, бумс!
И мы снова оказались в свой группе детского сада.
Теперь мы можем открыть наш конверт. В нем письмо, здесь написана старая китайская пословица, послушайте:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, помню.
То, что я сделал, я знаю!
Ребята, на досуге подумайте над её смыслом.
До новых встреч!
Ваш добрый друг Архимед!
(Подводится итог занятия)

Цели: способствовать у детей развитию познавательной активности и любознательности.

Задачи: знакомство с неизвестными качествами и свойствами уже знакомых веществ; развивать у детей умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы; воспитывать любознательность, потребность в получении новой информации.

Материалы и оборудование:
— сода;
— вода;
— уксус;
— йод;
— зеленка;
— щелочь/средство для чистки труб;
— марганцовка сухая;
— перекись водорода;
— спички;
— свеча;
— кусочек хлеба;
— 2 прозрачные миски;
— 2 прозрачные баночки;
— мерные ложки;
— марлевые повязки на каждого ребенка;
— фартук, резиновые перчатки и марлевая повязка для воспитателя.

Ход занятия:

Воспитатель: Приглашаю вас сегодня, ребята, в химическую лабораторию!
Химия – очень серьезная и сложная наука! Она требует серьезной работы, запоминания формул. Но одновременно с тем, химия – одна из самых прекрасных наук! Это наука о веществах и превращениях, которые можно назвать волшебством! А вы хотите увидеть волшебство? Тогда, начнем! Но, прежде чем начать, мы с вами должны надеть защитные маски.

1 опыт: «Как погасить свечу?»
Для того чтобы провести этот опыт нам с вами нужно в прозрачную миску насыпать 2 ложки соды. Ставим рядом с миской свечу и зажигаем её. Теперь наливаем в миску чайную ложку уксуса, и, пока уксус с содой вступает в реакцию, наклоняем мисочку в сторону свечи. Свеча задувается! Опыт удался. А весь секрет в том, что, когда сода вступает в реакцию с уксусом, выделяется углекислый газ, который тяжелее воздуха. Углекислый газ не поддерживает горение. И когда мы его направляем на свечу, свеча оказывается под потоком углекислого газа, а без кислорода она гореть не может.

2 опыт: «Есть ли крахмал?»
Для проведения опыта, мы в миску с водой опустим кусочек хлеба. Пока хлеб намокает, мы с вами в баночку с водой добавим немного йода. Вода становится коричневой! Теперь достаем хлеб из миски, хорошенько его отжав. Вода в миске остается прозрачной. Теперь вливаем коричневую воду из баночки. Вода становится черной! А все потому, что йод вступают в реакцию с крахмалом, и окрашивает воду в черный цвет! Чем не магия!

3 опыт: «Обесцветим воду!»
Для этого опыта, нам нужно налить в баночку воды, где-то до середины. Теперь капнем несколько капель зеленки. Вода окрашивается в красивый, изумрудный цвет! Теперь в красивую изумрудную воду добавляем столовую ложку перекиси водорода. И две столовые ложки щелочи. А теперь внимательно смотрим! Вода из изумрудной становится снова прозрачной! Вот это реакция перекиси, зеленки и щелочи!

4 опыт: «Подожжем потухшую спичку!»
И для заключительного опыта, нам потребуется налить в баночку 3 столовые ложки перекиси водорода. И дальше, смотрим очень внимательно! Половину чайной ложки марганцовки высыпаем в баночку с перекисью, и пока перекись вступает в реакцию с марганцовкой, Спичку зажигаем, тушим, и опускаем в баночку, но так, чтоб она была выше, происходящей реакции. Перекись, в реакции с марганцовкой, начинает дымиться, выделяя кислород, и спичка, что мы с вами затушили, загорается вновь!

Воспитатель: Вот такое волшебное занятие у нас получилось! Но химические реакции вы можете встретить и в жизни, для этого не обязательно надевать маски, и использовать много различных веществ, для этого нужно только быть внимательнее!
А какие вы встречали в жизни химические реакции?
Ответы детей.
Воспитатель: На этом мы заканчиваем наше занятие! Спасибо вам за внимание, и не забывайте, что наука – это не только сложно, но еще и волшебно и весело!

Номинация: экспериментальная деятельность в детском саду подготовительная группа.

Должность: воспитатель
Место работы: ФГБДОУ №352 «Веселый хоровод»
Месторасположение: г. Новосибирск, Новосибирская область