Проект на тему "саамские игры" - презентация по физической культуре и географии. Саамские национальные игры Саамские игры для детей 6 7 лет

Описания Якутских, Долганских, Нганасанских, Эвенкийских, Хантыйских, Нанайских, Ненецких, Корякских и других игр

Ястреб и утки (Кырбый уонна кустар)

На земле в противоположных концах площадки очерчиваются два озера, на которых плавают утки (шилохвосты, чирки, нырки). Расстояние между озерами определяется самими играющими. Ястребы (один, два и более - в зависимости от количества играющих) выбираются или назначаются детьми. Им определяется место между озерами, но не по прямой между ними, чтобы поле оставалось свободное для перелета.

Играющие разделяются на три группы уток: шилохвосты, чирки и нырки, но так, чтобы в каждой группе было примерно равное количество. На одном озере располагается одна группа (скажем, шилохвосты), на другом - две группы (чирки и нырки). По сигналу начинается перелет уток с одного озера на другое, причем перелет начинается с озера, где находятся две группы, например сначала чирки перелетают к шилохвостам, затем шилохвосты перелетают к ныркам, а потом перелетают нырки, так чтобы на одном озере находилось одновременно не более двух групп.

Во время перелета ястребы пятнают уток. Игра сопровождается куплетами стихов (дразнилками) для ястребов и уток, например:

Нет, бедняжка ястребок, -

Не поймать меня, дружок!

Ястреб Нет, поймаю я тебя, Не надейся на себя

Шилохвосты. Я - известный шилохвост,

Сила есть и большой рост.

А бедняжки ястребка

Не страшусь я никогда.

Ястреб. Поймаю, проглочу,

Проглочу, поймаю!

Нырки. Быстро летающую

Нырку-утку

Тебе не поймать,

Тебе не поймать.

Ястреб. Поймаю, поймаю,

Проглочу, проглочу!

Правила игры . Определившиеся в одну из групп утки не могут менять свое название. Пойманные ястребами утки временно выбывают из игры. Ястреб не ловит уток на озере.

Стрельба в цель с кружением (Салгыдый)

Берется картонный диск диаметром 20 - 25 см, разрисованный якутским орнаментом (в старину диск делали из бересты, прошитой вдвое). Диск вывешивается на стене или на столбе. На расстоянии 3 - 5 м от него ставится шест (или круглая тумбочка), вокруг которого играющий должен несколько раз обежать с мячом и бросить его в диск (цель).

Победителем считается тот, кто попадет в цель, предварительно обежав вокруг шеста или тумбочки большее число раз. Старшим детям можно рекомендовать стрельбу в цель из лука вместо мяча.

Правила игры. Следует заранее договариваться, сколько раз надо обойти круг. Бросать в цель точно с определенного расстояния.

Соколиный бой (Мохсоцол охсупуута)

Играют парами. Играющие становятся на правую ногу друг против друга, левая нога согнута. Руки скрещены перед грудью. Игроки прыгают на правой ноге и стараются правым плечом оттолкнуть один другого так, чтобы другой встал на обе ноги. Когда устают прыгать на правой ноге, меняют ее на левую. И тогда соответственно меняются толчки плеча. Если при грубом толчке один из играющих упадет, толкнувший выходит из игры.

Правила игры. Победившим считается тот, кто заставит встать другого на обе ноги. Отталкивать партнера можно только плечом. Смену ног производить одновременно в паре.

Игра в мяч

Играющие делятся на две равные группы и становятся шеренгами друг против друга. Крайний (любой) бросает мяч стоящему напротив, который ловит мяч и передает его следующему стоящему напротив, и т. д. Если играющий не поймает мяч, то переходит в плен на противоположную сторону. И так до конца шеренги. Затем мяч кидают в обратную сторону в таком же порядке.

Правила игры. Выигравшей считается та группа, в которую перешло больше игроков. Перебрасывать мячи следует в строго определенном порядке.

Игра с перетягиванием (Быа тардыпыыта)

Играющие садятся на пол гуськом, держа друг друга за талию. Переднего выбирают самого крепкого и сильного (торут - корень). Торут берется за что-нибудь неподвижно укрепленное. На площадке это может быть столб. Остальные стараются общими силами оторвать его. Эта игра похожа на русскую «Репку».

Правила игры. Победителем считается крепыш, который не поддался, или группа, которая оторвала его. Количество участников определяется заранее. Игру надо начинать по сигналу.

Ловкий оленевод

В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3 - 4 м от него. Поочередно они бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает флажок. Выигравшим считается тот, кто большее число раз попадет в оленя.

Правила игры. Бросать мяч можно только с условного расстояния.

Пятнашки (Атак тэпсиитэ)

Двое играющих кладут руки друг другу на плечи и, подпрыгивая, попеременно ударяют правой ногой о правую, а левой о левую ногу напарника. Игра ведется ритмично в виде танца.

Правила игры. Ритмичность движений, их мягкость соблюдать обязательно.

Каюр и собаки

На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них - собаки, третий - каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура до другого.

Правила игры. Бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть различные препятствия.

Летящий диск (Тэлэрик)

Из двойного картона или бересты вырезают диск диаметром 20 - 25 см, разрисованный с двух сторон якутским орнаментом. Диск бросают вверх, а играющий старается попасть в него мячом.

Вариант. Игру можно организовать под руководством взрослого со старшими детьми, которые стреляют в подброшенный диск из лука.

Правила игры. Время броска мяча и стрельбы из лука определяет сам играющий.

Ловля оленей

Играющие делятся на две группы. Одни - олени, другие - пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

Правила игры. Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

Куропатки и охотники

Все играющие -куропатки, трое из них - охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают.

Правила игры. Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающих.

Белый шаман

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это белый шаман - добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.

Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.

Льдинки, ветер и мороз

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят

Дзинь, дзинь...

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг - большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д.

Перетягивание на палках (Мас тардыпыыта)

Играющие, разделившись на две группы, садятся на пол гуськом: одна группа против другой. Передние берутся за палку двумя руками и упираются друг в друга ступнями ног. Остальные в каждой группе крепко держат друг друга за талию. По команде постепенно перетягивают друг друга.

Правила игры. Победителем считается та группа, которая перетянула на свою сторону другую группу, или приподняла в ней с места несколько человек, или вырвала палку из рук переднего. Игроки в каждой команде должны быть равны по численности и по силе.

Сокол и лиса (Мохоцол уонна сапыл)

Выбираются сокол и лиса. Остальные дети - соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками разные летательные движения (вверх, в стороны, вперед) и еще придумывает какое-нибудь более сложное движение руками. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны точно повторять движения сокола. В это время вдруг выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.

Правила игры. Время появления лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит только тех, кто не присел.

Рыбаки и рыбки

На полу лежит шнур в форме круга - это сеть. В центре круга стоят трое детей - рыбаков, остальные игроки рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их.

Правила игры. Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.

Один лишний (Биир ордук)

Играющие становятся по кругу парами. Каждая пара в кругу располагается по возможности подальше от соседей. Выделяется один ведущий, который становится в середине круга. Начиная игру, ведущий подходит к какой-нибудь паре и просит: «Пустите меня к себе». Ему отвечают: «Нет, не пустим, иди туда...» (указывают на более дальнюю пару). В то время, когда ведущий бежит к указанной паре, все стоящие в паре вторыми меняются местами, перебегая к другой паре, и становятся впереди. Передние уже становятся задними. Ведущий старается занять какое-нибудь из освободившихся мест. Оставшийся без места становится ведущим. Может играть любое количество детей.

Правила игры. Меняться парами можно только тогда, когда ведущий бежит в указанном направлении.

Полярная сова и евражки

Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие - евражки.

Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.

Правила игры. Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.

Бег в снегоступах

Играющие делятся на две команды и стоят за чертой. У каждой команды по одной паре снегоступов.

По сигналу воспитателя (взмах флажком) ведущие каждой команды в снегоступах бегут к флажкам, поставленным заранее на противоположной стороне площадки, каждый огибает свой флажок и бежит обратно, отдает снегоступы следующему игроку команды. Победителем считается та команда, которая раньше закончит бег.

Правила игры. Игра проводится по принципу эстафеты. Передавать снегоступы можно только за чертой. Огибая флажок, нельзя задевать его.

Здравствуй, догони!

Игроки стоят парами лицом друг к другу в середине площадки. Затем пары образуют две шеренги, которые расходятся на расстояние десяти больших шагов от шнура. Встают за шнур - это дома. Каждый представитель первой шеренги идет в гости и подает правую руку тому, с кем он стоял в паре, говоря: «Здравствуй!» Ребенок-хозяин отвечает: «Здравствуй!» Гость говорит: «Догони!» - и бежит в свой дом, хозяин его догоняет до черты. Дети по очереди ходят друг к другу в гости.

Правила игры. Здороваться можно только правой рукой. Говорить «Догони» надо за чертой от игрока-партнера. Выигрывает тот, кто догонит. В гости можно идти по-разному: важно, не торопясь; радостно, вприпрыжку; идти, как солдаты в строю, как клоуны в цирке и т. д.

Оленьи упряжки

Играющие стоят вдоль стены комнаты или вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой - каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят ручей по мостику. Доехав до стойбища (до противоположной стороны комнаты или площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару.

Правила игры. Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.

Вариант. Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает. Аналогично можно провести игру «Собачьи упряжки». Этот вид характерен для береговых чукчей.

Солнце (Хейро)

Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).

Правила игры . Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три - в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

На новое стойбище

Играющие становятся парами. В паре один - олень, другой - каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит: «Оленеводы переезжают на новые стойбища». После этих слов все бегут по краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают характерный для оленеводов-тундровиков звук кхх-кхх. Останавливаются по сигналу ведущего. Во время движения упряжки делают привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу «Упряжки!» все должны построиться в прежней последовательности.

Правила игры. Начинать движения надо в соответствии с сигналом. Санный поезд должен двигаться упорядоченно (упряжкам нельзя обгонять друг друга). Очередность сохраняется и после привала.

Олени и пастухи

Все игроки - олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих - пастухи - стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.

Правила игры. Бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасываня маута.

Важенка и оленята

На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находятся важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:

Бродит в тундре важенка,

С нею - оленята,

Объясняет каждому

Все, что непонятно...

Топают по лужам

Оленята малые.

Терпеливо слушая

Наставления мамины -

играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.

Правила игры. Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика

Ручейки и озера

РыбакиИгроки стоят в пяти - семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала - это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги - озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

Правила игры . Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.

Перетягивание каната

На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу водящего «Раз, два, три - начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей, ей вручают сувениры, как на празднике оленеводов.

Правила игры. Начинать перетягивание каната можно только по сигналу. Команда, перешагнувшая черту, считается побежденной.

Солнце

Играющие становятся в круг. Выбирают солнце. Солнце ходит по кругу и, указывая на каждого по очереди, считает:

Нянь-нянь (хлеб),

Кежи-кежи (нож).

Те, которых водящий-солнце назвал кежи, выходят из круга, встают парами и берутся за руки, другие - нянь-нянь - берутся за руки и остаются на месте, тоже в парах. Образуются две группы пар: нянь-нянь и кежи-кежи. Пары каждой группы придумывают разные фигуры.

Правила игры. Выигрывают те пары, которые придумали наиболее интересные фигуры.

Рыбаки

Играющие становятся в круг. Они рыбаки. Водящий показывает им движения рыбаков: тянут сети, вынимают рыбу, чинят сети, гребут веслами

Правила игры. Кто из играющих повторит движения неправильно, тот выходит из игры.

Смелые ребята

Дети встают в две-три шеренги в зависимости от площади комнаты. Выбирают двух-трех ведущих. Каждый ведущий по очереди спрашивает у детей: например, первый у первой шеренги и т. д. (Дети отвечают.)

Вы смелые ребята?

Я посмотрю, какие вы смелые (лукаво, с юмором). Раз, два, три (пауза). Кто смелый?

Первая шеренга бежит на противоположную сторону до шнура, а ведущий ловит убегающих. Так повторяется игра и со следующей группой детей.

Правила игры. Бежать следует только после слова «Бегите!», увертываясь от ведущего. Ловить за шнуром нельзя.

Нарты-сани

Двое игроков бегут и прыгают через нарты, поставленные друг от друга на расстоянии 1 м. Нарты-сани имеют длину 1 м, ширину 30 - 40 см, высоту 20 см. Сделать их можно из картона. Выигрывает тот, кто быстрее прибежит и не заденет нарты.

Правила игры. Бежать надо от черты до черты по сигналу «Беги!». Сначала ставят двое нарт (саней), затем можно добавить еще двое.

Ледяные палочки (Сюлы)

Каждый играющий подбирает себе палочку, которая должна быть выше его роста. Несколько палочек заранее обливают водой и держат на морозе, пока они не обледенеют. Играющий берет сюлы в правую руку и становится боком вперед, левую руку сгибает в локте, а правую руку заводит за спину, пропуская палку под согнутый локоть левой руки, и сильно бросает ее.

Правила игры. Сюлы должна лететь только в прямом направлении. Выигрывает тот, кто дальше бросит палочку. Если палка летит в сторону, то играющий выбывает из игры.

Тройной прыжок

На снегу проводится черта, играющие становятся за нею. По очереди они прыгают от черты вперед: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.

Правила игры. Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом.

Варианты. Игра проводится с распределением детей по звеньям. В каждое звено входит от двух до четырех человек. Все дети одного звена выходят к черте одновременно. По сигналу они все вместе начинают прыгать. Выигрывает звено, участники которого прыгают дальше.

Игру можно организовать и таким образом, чтобы в прыжках состязались одновременно дети из разных звеньев. В этом случае подсчитывают, какое количество первых, вторых, третьих и т. д. мест заняли участники каждого звена.

Охота на куропаток

Дети изображают куропаток. Они размещаются на той стороне площадки - тундры, где имеются пособия, на которые можно влезать (вышки, скамейки, стенки и т. п.). На противоположной стороне площадки находятся три или четыре охотника.

Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу водящего «Охотники!» они улетают (убегают) и садятся на ветки (взбираются на возвышения). Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные куропатки отходят в сторону и выбывают на время из игры. После двух-трех повторов игры выбирают других охотников, игра возобновляется.

Правила игры. Куропатки разлетаются только по сигналу. Охотники начинают ловить куропаток также только после этого сигнала. Стрелять мячом можно лишь по ногам.

Отбивка оленей

Группа играющих находится внутри очерченного круга. Выбираются три пастуха, они за кругом - это олени. По сигналу «Раз, два, три - отбивку начни!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей. Олень, в которого попал мяч, считаете пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает пять-шесть раз. После чего он подсчитывает отбитых оленей.

Правила игры. Бросать мяч можно только в ноги и только по сигналу. Стрелять надо с места в подвижную цель.

Охота на волка

Охотник встает в 4 - 5 м от волка (фигуры, вырезанной из фанеры или картона). Он должен попасть мячом в бегущего волка. Двое играющих держат фигуру за веревочки и передвигают ее то влево, то вправо.

Правила игры. Кидать мяч в волка следует с заданного расстояния.

Волк и олени

Из числа играющих выбирается волк, остальные - олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного волк отводит к себе.

Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

Нанайская борьба

Играют парами на мате или на ковре. Играющие берут друг друга за плечи и борются, стараясь положить соперника на спину. Выигрывает тот, кто достиг цели, уложил противника на лопатки.

Правила игры. Бороться можно только на мате или ковре, не сходя с него. Нельзя допускать грубых действий.

Борьба на палке

Чертится линия. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу. Держась за палку двумя руками и упираясь ступнями ног о ступни другого, начинают перетягивать друг друга. Выигрывает тот, кто перетянет соперника за черту.

Правила игры. Начинать перетягивать палку следует одновременно по сигналу. Во время перетягивания палки нельзя менять положения ступней ног.

Успей поймать!

На игровой площадке находятся две равные группы участников: девочки и мальчики. Ведущий подбрасывает мяч вверх. Если мяч поймают девочки, то они начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы мячом не завладели мальчики, и, наоборот, если мяч окажется у мальчиков, они стараются не дать его девочкам. Выигрывает та команда, которая сможет дольше удержать мяч.

Правила игры. Передавая мяч, нельзя касаться руками игрока и долго задерживать мяч в руках.

Волк и жеребята (Боро у очна кулуннар)

Из группы играющих выбираются волк, две-три лошади, а остальные дети изображают жеребят.

Лошадки огораживают чертою поле - пастбище, на котором пасутся жеребята. Лошадки охраняют их, чтобы они не ушли далеко от табуна, так как там бродит волк. Определяют (и тоже очерчивают) место волку. Все становятся на свои места, и игра начинается. Пасущиеся лошадки распростертыми руками сгоняют в табун резвящихся и старающихся убежать из пастбища жеребят. Но за линию лошадки не выходят. Волк ловит жеребят, убегающих от табуна за линию. Пойманные волком жеребята выходят из игры и сидят (или стоят) в определенном месте, куда их приведет волк.

Правила игры. Волк ловит жеребят только за пределами пастбища.

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1» города Жирновска Жирновского муниципального района Волгоградской области

Тема: « Саамские игры»

Хвастунова Екатерина Андреевна ,

ученица 10 А класса

Руководители: Прохорова Ольга Ивановна

зам.директора по УВР, учитель географии,

Владимирова Светлана Владимировна

учитель физической культуры

МОУ «СОШ № 1 города Жирновска»

Жирновского муниципального района

Волгоградской области

Жирновск, 2014

Однажды я читала своему брату стихи Агнии Барто

Я была в стране Суоми,

Там, где лыжи в каждом доме,

Где стремглав слетают с вышки

Шестилетние мальчишки

И у меня в голове прокрутилось множество вопросов. Что это за удивительная страна Суоми? Где она находиться? Мне стало интересно. Из электронных источников я выяснила, что «суоми» - искажённое слово «саами», самоназвание народа, жившего здесь до прихода финских племён.

Что за народ? Какой он?

Актуальность

Гипотеза

Малочисленный народ саамы проживает на территории России, как и любой другой народ, имеет свои национальные игры

Изученность вопроса


Саамы - малочисленный народ Крайнего Севера нашей страны. Этот народ вызывает большой интерес у учёных. Предметом изучения на протяжении многих лет стали: декоративно-прикладное искусство, жизнь и быт саамов, их традиции и обычаи.

Цель работы:

    Выяснить сохранились ли традиции и обычаи саамского народа в современной жизни.

    Познакомить учащихся школы с играми саамского народа.

Задачи

    изучение литературы по данной теме, познакомиться с саамскими играми и их историей;

    рассказать в классе о саамских играх;

    разучить с одноклассниками национальные саамские игры

Объект исследования

Малочисленный народ саамы и его игры

План исследования.

    Сбор информации в Интернете, библиотеках города.

    Изучение литературного наследия.

    Составление словаря и буклета.


Прогнозируемый продукт исследования:

    Создание буклета «Саамы далёкие и близкие» для использования на уроках и внеклассных мероприятиях.

    Создание мультимедийной презентации для использования на уроках и внеклассных мероприятиях.

    Проведение внеклассного мероприятия с использованием собранных материалов по теме.

Методы исследования

1. Научно-поисковые:

Сбор и изучение литературы по данной теме;

Интервью с ребятами из других классов.

2. Аналитические:

Анализ и синтез собранного материала;

Анализ результатов опроса;

3. Систематизирующие:

Систематизация полученных данных.

4. Практические :

Разработка и проведение внеклассного мероприятия « Саамский день»;

Создание буклета «Саамы далёкие и близкие» ;

Компьютерная презентация.

1.Этнография саамов

Работая с историческими документами, я выяснила, что упоминание о саамах встречается еще у Тацита (I век до нашей эры), который писал: эти люди счастливее тех, кто "вздыхают над плугом, устают при постройке домов, мучаются страхом за своё имущество".

А заглянув в этнографическую энциклопедию мы сможем прочитать:

Саа́мы - малочисленный финно-угорский народ; коренной народ Северной Европы. Скандинавы и русские называли их «лопари» (от финского - «жители окраинной земли»). От этого наименования происходит название Лапландия, то есть «земля лопарей».

Сейчас саамы живут компактно на территории 4 государств - Норвегии, России, Финляндии, Швеции.

Народы Севера - это оленеводы, охотники, рыбаки. Это удивительно дружелюбный, спокойный, отважный, трудолюбивый и выносливый народ.

Работая со статистическими данными, я получила следующую информацию - по данным Всероссийской переписи населения 2010 года численность саамов в России составляла 1771 человек

Центром культурной жизни саамов в России является село Ловозеро. Здесь проводятся различные саамские праздники и фестивали, в том числе международные; действует Саамский национальный культурный центр.

Живя одной жизнью с природой, саамы все подчини ей. Традиционная одежда саамов приспособлена в первую очередь для длительного пребывания на открытом воздухе. Наиболее известные виды традиционной одежды юпа - верхняя одежда из ткани, печок - зимняя глухая одежда, сшитая из двух оленьих шкур мехом наружу.

А отличительной чертой саамской обуви являются загнутые вверх носки. Изготовлением обуви занимаются только женщины. Сшиты хорошей мастерицей такая обувь служит очень долго. В исторических документах я обнаружила интересные факты: пимы и бурки носили по два - три десятилетия. Девушки и женщины, овладевшие этим искусством, особо отмечались окружающими, первой сватали ту девушку, которая умела шить обувь. Смею предположить, что саамы прародители стелек.

Зимой основной пищей саамов оленье мясо и рыба. Для предохранения от цинги употребляют свежую оленью кровь, заготавливают внутренний слой сосновой коры, который после сушки и толчения добавляют в похлебку.

Немногие народы имеют свой национальный день. У русских такого дня нет. А вот саамы отмечают Международный день саамов - 6 февраля. Есть у саамов свои гимн и флаг. Во флаге четыре цвета, которые, также как и круг, символизируют объединение саамов четырех стран: Норвегии, Финляндии, Швеции и России. Цвета флага повторяют традиционные цвета одежды саамов. Красный - огонь, синий - вода, жёлтый - воздух, зелёный – земля.

2.Саамские игры

Спортивные игры есть у многих народов. Подчас именно они отражают их дух. Есть свои традиционные соревнования и у саамов. Они зародились в суровых землях Заполярья. Поэтому многое тут связано с охотой, рыбалкой, оленеводством – всем тем, что помогает выжить человеку здесь, в краю северных сияний.

Современная история саамских игр началась в 1985 году. Согласно правилам, стать участником может каждый желающий. Как и все крупные соревнования саамские игры начинаются с гимна.

Метание аркана на хорей

Участники должны накинуть его на рога чучела оленя, показав, свою меткость и ловкость. Это чучело называется хорей. Каждому участнику даётся три попытки. Считается, что этого достаточно как для полного триумфа, так и для безоговорочного поражения

Стрельба из арбалета

Стрельба из арбалета производится с расстояния 5 метров по мишени в форме волка. Например, кроме стрельбы по мишеням, участникам могут дать задание поразить мячом нарисованного волка. Очень важно, куда именно волк получит мячиком – от этого зависит количество набранных очков: одно дело – хвост, и совсем иное – голова.

Ловля рыбы.

Для соревнований по ловле рыбы используют жестяную консервную банку, с привязанной к ней леской и блесной. Никому еще не повезло выловить рыбку таким образом, но все надеются на победу.

Саамский футбол

Саамский футбол – это самое захватывающее состязание на празднике. В футбол играют две женские команды в юбках по пять человек. Мяч сшит из шкуры оленя и набит волосами. Он довольно тяжелый по сравнению с обычным футбольным мячом. Голкипер стоит на воротах, которые представляют собой две воткнутые в землю жерди. Засчитывается только мяч, который закатился в ворота, а не залетел. В саамском футболе вратарь защищает мяч, накрывая его подолом юбки.

3.Реализация проекта

С недавних времён организовали игры для детей, поэтому мы учащиеся можем с ними познакомиться и поиграть. Что мы с удовольствием и сделали. В школе у нас работает лагерь "Альтернатива". Я предложила включить в программу лагеря саамский день, который включал в себя - знакомство с народом, интерактив- игры, творческую лабораторию, буклет и выставка фотографий.

Посредством игры познаётся культура народа, его самобытность и неповторимость.

Многие игры можно проводить в дошкольных и школьных учреждениях, так как они очень просты и не требуют подготовки.

Моя гипотеза подтвердилась: малочисленный саамский народ имеет свои национальные игры. Надо, чтобы каждый человек задал себе вопрос: « Что я могу сделать для того, чтобы о культуре и традициях малых народов помнили?»

Рассказывай друзьям о том, что ты узнал нового о малочисленном саамском народе, изучай игры этого народа, играй вместе со своими друзьями на уроках физкультуры и на переменках. В процессе исследовательской работы я пришла к выводу: что, несмотря на то, что саамский народ малочисленен, традиции и обычаи его сохраняются. В этом большая заслуга самого народа, который, преодолевая все трудности, пронёс через века свои традиции и обычаи, а молодое поколение стремится сохранить их.

Перспектива работы

    Продолжить работу по изучению традиций и обычаев саамов.

    Составить сборник саамских игр для детей.

    По собранным материалам о саамах провести устный журнал в младших классах.

Список использованной литературы

Книги:

    Большаков Н.П. Жизнь, обычаи и мифы Кольских саамов в прошлом и настоящем.- Мурманск: Кн. изд-во, 2005.-416 с.,(8) л.илл.

    Валамина Ю. Гоняли мяч девицы на болоте/Л. Валамина// Мурманский вестник. – 2008.- № 175.-С. 1

    Воронова О. Чахкли. Стихи// О.Воронова, Мурманск: Кн. изд-во, 1989.- 24

    Декоративно-прикладное искусство Кольских саамов. - Мурманск, 1985. - С. 1-8.

    Карху Л. От «саамских игр» душа ликует/ Л. Карху// Мурманский вестник.-2008.-№ 112-113.-С.1

    Киселев А. А., Киселева Т. А. Саамы: История, экономика, культура/ Киселев А. А., Киселева Т. А., Мурманск: Кн. изд-во, 1987.-207с.

    Лукьянченко Т. В. Материальная культура саамов (лопарей) Кольского полуострова в конце XIX-XX в./ Лукьянченко Т. В.- Мурманск: Кн. изд-во, 1981.

    Полярная энциклопедия школьника. Арктика - мой дом: Народы Севера Земли. – Мурманск: Кн. изд-во, 2001. - С.155-158.

    Семилетний стрелок из лука: Саамские сказки. – Мурманск: Кн. изд-во, 1990.

Ушаков И.Ф., Киселёв А.А.История родного края: Мурманская область. Уч. пособие/ И.Ф.Ушаков, А.А. Киселёв. – Мурманск: Кн. изд-во, 1984.-С.: 3-16.

Электронные ресурсы:

Цели урока:

  • познакомить с саамскими сказками «Чахкли», «Гирвас-озеро», с особенностями культуры и быта саамского народа;
  • формировать навыки чтения, умение анализировать местную речевую среду, способствовать повышению культуры речи учащихся, учить работать с книгой, расширять кругозор;
  • воспитывать любовь к родной земле; уважение к людям разных национальностей, интерес и бережное отношение к культуре саамского народа.

Оборудование: карта Кольского полуострова, выставка книг о Заполярье, фотографии, книги «Семилетний стрелок из лука», словарик саамских слов, презентация (Приложение 1) , кроссворд (Приложение 2) , публикация (буклет) (Приложение 3) .

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа.

На доске стихотворение и выставка книг, посвященных Кольскому краю.

Леса и тундра, льды и горы,
Озёра, реки и моря,
Раскинулась в своих просторах
Родная Кольская земля!

  • Прочитайте стихотворение. О чём оно?
  • Посмотрите на выставку книг и фотографий. Что общего между ними?
  • Кто догадался, чему сегодня посвящёно наше занятие?
  • Где находится Кольский полуостров? (Работа по карте)

3. Актуализация знаний.

На доске записаны слова: "Заполярье - край удивительный”

  • Почему так называется земля?
  • Почему он назван удивительным? Что удивляет гостей этого края?

Рассказы детей об особенностях климата на Кольском полуострове.

4. Знакомство с особенностями быта саамов.

На Кольском полуострове проживают разные народы. Это русские, украинцы, белорусы, карелы, армяне, татары и другие. Но издавна здесь проживают саамы (раньше их называли лапландцами или лопарями). В наше время употребляется два названия: саамы и саами. Земля, где они жили, называлась – Лапландия. Это северные территории России, Финляндии, Норвегии и Швеции. (Приложение 1)

Слайд 1. Работа по карте.

Слайд 2. «Как жили саами в давние времена?»

Слайд 3. «Какие были жилища?»

1-й ученик:

Жилищем служил разборный чум - кувакса, который представлял собой несколько шестов, крытых оленьими шкурами зимой и берестой летом. В центре куваксы разжигали костер.

2-й ученик:

Позднее стали строить зимнее жилище – вежу. Она имела форму пирамиды высотой до 2.5 метров. Собирали её из брёвен. Крышу покрывали хворостом, дерном и древесной корой, оставляя отверстие для выхода дыма. Дверь «смотрела» на юг. На противоположной стороне находилось окно, его затягивали рыбьим пузырём или слюдой. В центре вежи был очаг из камней. Основное пространство вежи покрывали ветками деревьев и застилали оленьими шкурами. Здесь спали, ели, занимались делами.

3-й ученик:

Тесно было жить в веже, поэтому позднее саамы стали строить тупу. Это низенькая бревенчатая избушка, высотой чуть больше 2-х метров. Крышу тупы делали плоской, насыпали на неё землю и укладывали дерн. Очаг устраивали из камней, обмазанных глиной. Тупа имела одно или два небольших окна и по сравнению с вежей была светлее и удобней. В домашнем обиходе саамов появился стол, скамейки, полки для посуды.

Сейчас многие народности севера переселяются в новые, хорошие, тёплые дома.

Слайд 4 «Каким трудом занимались?»

Традиционные занятия саамов тесно связаны с животным миром Кольского полуострова. Это рыболовство и охота. Охотились на песца, зайца, лисицу, изредка на волка, белого и бурого медведей. Но есть одно животное, которому подчинена вся жизнь саамов. Кто это?

4-й ученик:

Северный олень. Домашний северный олень – это прирученный дикий олень. Саамы разводят домашних оленей. Эта отрасль хозяйства называется оленеводством. Оленеводство – смысл жизни саамов. Олень – главное существо мира, Центр Вселенной.

Недаром саамы о себе говорят «олений народ». Почему? Зимой саамы-пастухи вместе со своими семьями за оленьими стадами кочуют. Олени добывают питание, копытя снег. Какое лакомство предпочитают олени?

Слайд 5. «В какую одежду одевались зимой?»

Верхняя одежда и обувь шилась из оленьих шкур. Из сухожилий оленя изготавливали нитки. Ими сшивали одежду, обувь, нанизывали на них бисер.

  • Печок – верхняя одежда глухого покроя, длиной ниже колен, сшитой мехом наружу, со стоячим воротником и прорезью для головы и рук.
  • Малица – зимняя одежда с капюшоном, шьется мехом внутрь, немного расширяющаяся книзу. (Пришла на смену печку, благодаря целостности покроя, она хорошо защищала от ветра.)
  • Яры – длинные (выше колен) меховые сапоги, сшитые из чередующихся полосок светлого и тёмного оленьего меха. Украшались полосками цветного сукна.
  • Каньги – короткие полусапожки с длинными завязками.оборами спереди. Зимние - из меха, летние – из дублёной кожи, Особенностью всей саамской обуви был загнутый кверху носок.

Слайд 6. «В какую одежду одевались летом?»

Летнюю одежду шили из тканей. Женщины носили платья, напоминающие сарафан, разных цветов, преимущественно красных.

Слайд 7. «Как украшали свою одежду?»

5-й ученик:

Саамы старались сделать окружающие предметы не только удобными, но и красивыми. Меховая мозаика – узор из тёмных и светлых кусочков оленьего меха, между которыми иногда вставляли небольшие кусочки цветного сукна, Узор мозаики простой, состоит из прямоугольников, квадратов и ромбов.

6-й ученик:

Вышивка бисером в виде ромбов, треугольников, квадратов, многоугольников или овалов. Сукно, на котором вышивается рисунок, берётся обычно красного цвета. Сам бисер – трёх основных цветов: белого, голубого, жёлтого. Встречается синий и зелёный. Никогда не употребляется чёрный бисер.

7-й ученик:

Вязание – из шерсти, использовались нитки разных цветов. Вязали варежки, чулки, носки, шапки. Украшались изделия обычно горизонтальными полосками разных цветов, чередующихся с разным фоном шерсти. Полоски включали в себя традиционные для саамов мотивы: зубчатые линии, зигзаги, узоры из треугольников и диагональных линий.

Кроме этого саами занимались плетением из бересты, резьбой по дереву и кости. Олень – это оружие, украшения, сувениры. Саамы не забывают свои традиции. Не переводятся мастера делать изумительные поделки из меха оленя, оружие из рогов оленя.

Слайд 8. «Узелки на память»

  • Саами (раньше их называли лапландцами или лопарями) – коренные жители Кольского полуострова.
  • Саамы - меткие стрелки, смелые охотники и рыболовы. Они не только охотились на оленей, но и разводили их, то есть занимались оленеводством.
  • Сегодня саамов всего 75 тысяч человек, из них около 2 тысячи поживают в России. Центр проживания – село Ловозеро.

5. Физкультминутка.

Посмотрите: мы – олени,
Дует ветер нам навстречу!
Ветер стих,
Расправив плечи,
Руки снова на колени.

А теперь немножко лени…
Руки не напряжены
И расслаблены.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики.

6. Знакомство с саамской сказкой “Чахкли”.

Вступительная беседа.

Многие века мудрость народа передавалась из поколения в поколение, из уст в уста. Нет ни одного народа, у которого не было бы сказок, песен, преданий, пословиц и загадок. Зимой, в длинную, полярную ночь, сидели саамы в своих жилищах у очага, шили одежду из оленьих шкур, мастерили рыболовные снасти и рассказывали детям сказки. Сказки – любимый жанр саамов. Сегодня мы познакомимся с саамскими сказками. Прочитайте название. Как вы думаете, о чем пойдет речь в этой сказке? Почему можно сказать, что эта сказка - произведение северного народа?

Словарная работа.

  • Погост – саамская деревня.
  • Чахкли – маленькие человечки, живущие под землёй и владеющие подземными богатствами.
  • Чудь – враги саамов.
  • Каньги – короткие сапоги из шкуры оленя, с загнутыми вверх носами.
  • Обора – длинная, сплетённая из шерсти завязка к обуви.
  • Вежа – жилище, напоминающее землянку, строилось из брёвен, палок и покрывалось корой и дёрном.
  • Распадок – узкая долина в сопках.

(Используется словарик саамских слов)

Чтение сказки «вслух».

Беседа о прочитанном.

  • Где живут чахкли? Чем владеют?
  • Зачем охотник захотел поймать чахкли? Почему ему так просто и быстро удалось его поймать?
  • Как жилось чахкли в семье у охотника?
  • Что за беда нависла над саамами? Как поступил чахкли?
  • Почему охотник решил возвратить чахкли? Как чахкли отблагодарил охотника?
  • Почему в дальнейшем чахкли не стали помогать саамам? Чему учит сказка?

7. Знакомство с саамской поэтессой Октябриной Владимировной Вороновой. (рис.1)

Октябрина Владимировна Воронова – саамская поэтесса, родилась 6 октября 1934 года в становище Чальмны-Варрэ, что в переводе с саамского означает «Глаза лесов». Она написала стихотворение о маленьких человечках, живущих под землёй.

Рисунок 1

Чахкли.

Когда заскучается в доме,
Ты выберись в дебри тайги.
Там маленький сказочный гномик
Живет в корневищах тугих.

Смешной в колпачке своем белом,
Он зла никому не творит.
Но что бы в тайге ты ни делал –
Он все за тобой повторит.

Топориком стукнешь по ветви
Такой же услышишь ты стук.
А крикнешь - он эхом ответит,
И звук улетит за версту.

Когда же по небу закосят
Дождливые тучи, ветра,
Расстелет постель ему осень
Из листьев, травы и пера.

И если случайно зимою
Ты вновь заберешься сюда,
Увидишь пространство немое,
А гномика - нет и следа.

Но только плохого не думай,
Своею дорогой иди.
Нет, маленький чахкли не умер.
Он спит.
Ты его не буди.

Понравилось вам стихотворение? Узнали вы сказочного героя?

А теперь отправимся к Гирвас–озеру и узнаем, почему оно так называется.

8. Инсценировка сказки «Гирвас-озеро».

Ведущий: Жил на берегу одного озера охотник с сыновьями. Радовался старик – его сыновья были лучшими стрелками в погосте. Отец открыл им свои охотничьи секреты.

Старик: Пойдёте охотиться на верхнее озеро, там много оленя- дикаря пасётся. Подождите, когда стадо оленей озеро переплывать будет. Всякого оленя стрелять можно, но только не троньте вожака, гирваса.

1-й сын: Всё сделаем, как ты сказал, выполним твой наказ.

2-й сын: Отец, мы не будем стрелять в гирваса.

Ведущий: Идут братья и видят: большое стадо оленей озеро переплывает. А впереди всех – гирвас. Гордо несёт он голову с огромными ветвистыми рогами.

2-й сын: Как же мы такую добычу упустим? Убьём гирваса – нам же весь погост завидовать будет.

1-й сын: Знаешь, брат, такого красивого и сильного оленя не всякий бывалый охотник добывал.

Ведущий: Забыли сыновья про отцовский наказ. Пустили стрелы. Вонзились они прямо в оленя. Окаменел вожак, в остров каменный превратился. А стадо прочь ушло.

1-й сын: Плохо, что не выполнили мы отцовский наказ, нет нам удачи, опустела тундра.

2-й сын: Пошли, брат, домой, обессилели мы совсем. Уже три дня ходим по тундре, а ни одного оленя не встретили.

Ведущий: С тем домой и пошли. Увидел их отец, обо всём догадался.

Старик: Из-за бахвальства вы от себя охотничье счастье на всю жизнь прогнали. Не быть вам охотниками. Идите с девками корзины плести.

Ведущий: А озеро с тех пор Гирвас – озером называть стали. Так и по сей день зовут.

Как вы считаете, правильно ли поступили сыновья?

Ребята, давайте проверим, какими внимательными вы были. Сможете ли вы разгадать кроссворд?

9. Разгадывание кроссворда «В гостях у саамов». (Приложение 2)

10. Саамская игра «Утушка».

Ребята, каких птиц можно увидеть на озере?

Сейчас мы поиграем в саамскую игру «Утушка».

Все игроки ходят по кругу и поют песню:

Да ты, утушка, да ты, серая,
Выплывай, выплывай!
Да ты, утушка, да ты, серая,
Угадай, угадай!
Да который твой селезень!

Утушка с окончанием песни останавливается около кого-то из детей – селезня. Затем селезень должен поймать утушку, а остальные играющие стараются этому помешать. Игра продолжается до тех пор, пока селезень не поймает утушку.

11. Саамское чаепитие.

Дети рассаживаются за столы. Каждому в подарок выдаётся буклет «Приятного аппетита!».

Все желающие пробуют чай по саамскому рецепту: «Чай с луком и куском оленьего сала: лук небольшими ломтиками саамы кидали в чай, а сало ели вприкуску».

12. Итог занятия.

Ребята, что вам больше всего сегодня понравилось и запомнилось?

Литература:

  1. Декоративно-прикладное искусство Кольских саамов. - Мурманск, 1985. - С. 1-8.
  2. Полярная энциклопедия школьника Арктика - мой дом: Народы Севера Земли. - М., 2001. - С.155-158.
  3. Хомич Л.В. Саамы / Л.В. Хомич. - СПб, 1999.
  4. Семилетний стрелок из лука: Саамские сказки. - Мурманск. 1990.
  5. Невеста Солнца: Саамские сказки. - Мурманск. 1986.
  6. Литература Кольской земли. - Мурманск: МОИПКРО. 2004.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6 общеразвивающего вида «Светлячок»»

Г. Гаджиево, Мурманская область

Музыкально-литературный досуг для детей старшего дошкольного возраста

«По сказкам Кольской земли»

Цель: воспитание толерантности через обогащение культурного опыта дошкольников в (в рамках регионального компонента).

    Закрепить знания детей старшего дошкольного возраста об особенностях и содержании саамского фольклора.

    Продолжать знакомить детей с особенностями обрядовой культуры и музыкального эпоса саамов.

    Воспитывать уважение к культурному наследию иных наций и народностей РФ в общем и коренных народов Кольского полуострова в частности.

Перед входом в музыкальный зал оформлена выставка детских работ по теме праздника (Приложение 1, фотографии из личного архива авторов)

Дети в саамских костюмах заходят в музыкальный зал, садятся на стульчики.

В центр зала выходят Ведущая в саамском костюме и два ребенка.

Ведущая: Заполярье – край северной сказки
Заполярье – край белых ночей

Заполярье – брусника, морошка

Заполярье – круг добрых людей.

Земля крутая, снежная

Метельная, колючая.

А для меня вот – нежная,

А для меня вот – лучшая.

И ничего в ней броского,

И ничего в ней зримого,

А вот попробуй, брось её,

Когда она любимая!

1 ребенок: Всем ребятам – северянам

Шлют саами свой привет,

И задорней наших танцев

Ничего на свете нет.

2 ребенок: В нём и севера сиянье,

И оленей быстрый бег.

Посмотреть саамский танец

Приглашаем мы вас всех!

Танец «Северное сияние» (под муз. М.Фрадкина «Увезу тебя я в тундру»).

Ведущая: Север песнями богат,

Льются песни без помех.

Только вот все мои ребята

Любят эту больше всех!

«Северные частушки» (Приложение 2).

Ведущая: А вы знаете, ребята, представители какой северной народности являются коренными жителями нашего Кольского полуострова? (ответы детей). Это саамы. Издавна живут саамы в тундре занимаясь оленеводством, охотой и ловлей рыбы. И ежегодно только у нас на Севере проходит замечательный праздник - День саамской культуры.

Расскажите мне об этом празднике, когда он бывает? Что в нем особенного?

Дети: Зимой в феврале, спортивные соревнования, лыжники, оленьи упряжки, игрища, закликали солнце.

Ведущая: Так давайте и мы поиграем.

(саамские игры «Веревочка, «Куропатки и охотник». Приложение 3).

От шума просыпается гном Чахкли, и сердито ворчит.

Чахкли: Чего вы тут расшумелись? Почему мой покой нарушили.

Ведущая: Ты прости нас Чахкли, что мы тебя случайно разбудили. Это мы с ребятами собрались поиграть, да солнышко закликать, чтобы оно поскорее появилось.

Чахкли: Я тоже очень люблю веселиться и жду с нетерпением солнце. Можно и мне с вами солнышко закликать.

Ведущая: Мы только будем рады.

Саамский танец «Под бубен» (муз. народная)

Дети все вместе произносят закличку:

Солнышко, покажись,

Обогрей и улыбнись.

К нам на праздник приди

Да тепло принеси.

Растопи снега и лёд.

Пусть скорей весна придёт!

Входит взрослый в костюме Солнца

Солнце: Привет вам солнечный друзья!

Вас очень радо видеть я.

Как только вы меня позвали,

Я сразу появилось в зале!

«Песня Солнышка» (Приложение 4).

Ведущая: Посмотрите, ребята, как изменилось все в нашем зале с приходом солнышка, как засияли улыбки на лицах всех присутствующих! Появление солнышка ждут люди, ждет северная природа.

Солнце: Ребята, я к вам пришла не с пустыми руками, я приготовила для вас сюрприз.

- Чахкли крадет сундук.

Солнце прощается (под музыку).

Ведущий : Чахкли! Солнце нам приготовило сюрприз, а где же он, ты не видел? Ребята, а вы не видели?

Дети: Его Чахкли забрал.

Чахкли: Ничего я не брал, не видел!

Ведущий : Как тебе не стыдно Чахкли. Солнце принесло сюрприз для всх, а ты его один забрал.

Чахкли: Я его Вам отдам. Но вначале я хочу проверить, что вы знаете о крае, в котором вы живете?

Ответы детей.

Чахкли: А сказки саамские вы знаете?

Дети: Да!

Чахкли: Вы знаете саамские сказки? Ха-ха-ха! Вот я сейчас и проверю. Есть у меня большая книга саамских сказок.

Дети делятся на две команды «Хэйро – солнышко» и «Олененок». Выбираются капитаны команд. Каждая команда представляет свой девиз.

Чахкли задает вопросы, каждая команда за правильный ответ на мольберте выкладывает по лучику солнышка.

1.Как прозвали оленя в саамской сказке и почему? (Олешек – золотые рожки)

2. Как называется жилище, в котором живут саамы? (кувакса, чум)

3. Из чего старик сделал Глиняшку?

Из дерева

- из глины

Из веревки

4. С кем осталась жить собака из сказки «Как собака себе товарища искала?

С медведем

С зайцем

- с человеком

С волком

5. Как по-саамски будет «варежки» («койбицы»).

6. Почему лягушку в сказке назвали «бедной»?(она много работала и не отдыхала)

7. Как лиса из сказки «хитрая лиса» добралась до берега? (по мосту из спин морских животных)

8. Как называются сани, на которых саамы передвигаются на оленях? («кирёжи, нарты»)

9. Какое число часто встречается в сказке «Олешек – золотые рожки – три , четыре или пять?

10. Почему мать в сказке «Кукушка» превратилась в кукушку и бросила своих детей? (они не подали ей воды)

11. Сколько детей было у рыбки в сказке «Как рыбы в воде стали жить»? (3)

12. В какой сказке девочка превратилась в гуся? (Айога)

Чахкли: Ребята, вы, оказывается, все сказки о родной Северной земле знаете! Какие молодцы! Мне даже стало стыдно, что я так поступил.

(Чахкли выносит сюрприз)

Ведущий : Посмотрим, что же нам солнце приготовило.

(Чахкли дарит детям подарки солнышка).

Песня «Нарядилось солнышко» (Приложение 5).

Литература:

    Журнал «Колокольчик», № 41, 2008 год.

    Журнал «Музыкальная палитра» № 1, 2009 год.

    Играют дети Заполярья. Методическое пособие по саамской народной игре. – Мурманск, 2006.

    Играют дети Заполярья. Методическое пособие по саамской народной игре. – Мурманск, 2007.

    Праздники и развлечения с детьми на Севере. Сборник сценариев. – Мурманск,2002.

Приложение 1.

Приложение 2.

«Северные частушки»

(сл. Г.Володькиной, муз. Е.Сафроновой)

Мы на Севере живем,

Вам о нем сейчас споем.

Здесь все больше холода,

Но мы не едем никуда.

Кто на Севере бывал,

Ночи белые видал,

Полюбил всей душой

Север наш дорогой!

Нет прекраснее зимы,

Чем на севере страны.

Долго снег у нас не тает

И сияние сверкает.

И рыбалка, а охота

Здесь у нас круглый год.

Вот за что богатый Север

Очень любит наш народ!

Приложение 3.

Саамская игра «Веревочка.

Веревочку, украшенную треугольниками из сукна и связанную за концы, берут в руки и становятся по кругу. Водящий – в центре. Все идут по кругу, взявшись за веревочку извне и поют. Водящий, который находится в кругу, должен постараться запятнать своей рукой тех, кто держится за веревочку. Играющие быстро убирают руки. Тот, кого запятнают, становится на место водящего.

Саамская игра «Куропатки и охотник».

По считалке выбирается ребенок, который будет охотником. Может быть два охотника. Охотники становятся в центре, рядом – корзинка с мягкими мячами (раньше у саамов это был мох, позже – мячики из оленьей шкуры). При условном сигнале охотник бросают мячи в детей, изображающих куропаток. Задача охотников – запятнать как можно больше куропаток. Те, в свою очередь, не могут стоять на месте, а должны двигаться. Тот, кого запятнали, считается пойманным.

Приложение 4.

«Песня Солнышка»

(муз. Ю.Слонова, сл. З. Петровой)

Я хожу по белу свету,

Мен ходить-светить не лень.

Там, где солнце, ночи нету,

Там, где солнце, всюду день.

Припев (поют дети):

Здравствуй, здравствуй, солнышко!

Ярче нам свети!

Помогай нам, солнышко,

Крепнуть и расти!

Я в любое время года

Передышки не прошу.

И хорошую погоду

За собою привожу.

Освещаю, согреваю,

С каждым листиком дружу,

И ребят не забываю,

Очень верно им служу.

Приложение 5.

Песня «Нарядилось солнышко»

(сл. и муз. С.Н. Хачко)

Солнышко к нам в гости

Утром собиралось

В розовое платье

На зорьке наряжалось.

Утром солнышко

Из-за тучки катится.

А на нем, а на нем

Розовое платьице.

Поднялось на небо,

Ярко заблестело.

И скорее платье

Желтое надело.

В полдень солнышко

Из-за тучки катится.

А на нем, а на нем

Желтенькое платьице.

К вечеру устало,

На ночлег собралось.

В платье ярко-красное

Солнце наряжалось.

К ночи солнышко

Вновь за гору прячется.

А на нем, а на нем

Красненькое платьице.

Каждый год в начале лета на Кольском полуострове, в селе Ловозеро проводятся национальные саамские игры.
Они уже давно стали традиционными. В этом году были 24-ми по счету.

Место проведения игр - северные предгорья Хибин, берег Поповского озера. Посмотреть на представления народных коллективом и состязания спортсменов собирается все население саамского села, а так же сотни гостей, которые приезжают в Ловозеро со всей Мурманской области, а так же иностранные гости.

В этом году приехали саамы из Норвегии, Финляндии и Швеции. Открывал игры духовой оркестр из норвежского Карашьйока - саамской столицы.


Саами - коренной Кольского полуострова, живут так же в финской Лапландии, на севере Норвегии и в Швеции. Разделенные границами, говорят на одном языке, но на разных диалектах, порой уже и не понимают друг друга. Кольские саамы пишут кириллицей.

Основной вид деятельности - оленеводство. Хотя оленей в тундре ставиться все меньше.

Так вот ты какой - северный олень!

Или такой?

Вот они - саамские кормильцы. Какой же без них фестиваль.
Все желающие могут сфотографироваться. Олени людей не боятся, их вырастили не в тундре, а в хлеву.
Таких оленей называют "хлебными".

Саамские костюмы удивляют своим многоцветьем.
Красный цвет - солнце, зеленый - трава, синий - вода. Все просто.

Мужской головной убор - четыре хохолка - четыре стороны света.
Если вывернуть этот колпак наизнанку - получится неплохая подушка.